13.09.2019

Закономерности и принципы управления. Законы, закономерности и принципы управления


Закономерность – это часть закона, отражающая общие тенденции изменения каких-либо явлений. Например, связь качества преподавания и качества обучения, показана на рис.3.

1,2,3 – закономерности закона

В настоящее время в работе Э.М.Короткова представлены основные закономерности управления. Рассмотрим их кратко.

1. Закономерность интеграции.

Это первая из управленческих закономерностей, отмечающая закономерность интеграции деятельности людей в процессах управления. Осуществляется интеграция посредством реализации на практике таких категорий, как субъект и объект управления, функции и обязанности, объединяющие людей в процессе управления. Право принимать решения и воздействовать закрепляется полномочиями.

2. Закономерность иерархии управления.

Любое управление имеет иерархическое строение. Вершина иерархии – это должность, или лидер, или собрание акционеров, или совет директоров и т.д. Иерархия формируется на основе распределения полномочий, поэтому без полномочий нет управления. Развитие управления на современном этапе не уничтожает иерархию управления, а усложняет ее матричными и сетевыми структурами.

3. Закономерности необходимой централизации.

Условия управления меняются непрерывно, что приводит к перераспределению полномочий. Изменение последних приводит к изменению централизации управления. Практика показала, что это объективный процесс. Степень же централизации управления зависит от уровня развития организации, а именно от таких показателей, как масштаб организации, кадровое обеспечение, структура ресурсов и т.д.

4. Закономерность человеческого фактора управления.

Если признать, что организация это есть социально-экономическая система, то значит, управление в ней должно опираться не только на экономические законы, но и потребности, интересы, ценности, установки человека. В этом и состоит закономерность учета влияния человеческого фактора.

5. Закономерность реализации управленческих решений.

Если рассматривать организацию как процесс, состоящий из этапов целеполагания, оценки ситуации, установления проблемы и ее разрешения путем принятия управленческого решения, то закономерность может быть сформулирована следующим образом: «Всякое управление осуществляется как процесс реализации управленческого решения, разрабатываемого на основе цели и определяющего последовательное движение к ее достижению».

6. Закономерность управляемости организации.

Управляемость – реакция управляемой подсистемы на воздействие управляющей. Низкая или высокая управляемость зависит от типа реакции на управленческие воздействия. Чем выше уровень управления и оно ближе по стилю к демократическому, по содержанию к стратегическому, инновационному и профессиональному, тем выше управляемость. Закономерность: управляемость характеризует соответствие управления условиям его функционирования.


7.Закономерность ресурсообеспечения управления.

Если объем деятельности по управлению зависитот масштабов и сложности управляемой системы, то это определяет необходимость иметь определенные ресурсы, чтобы сделать управление эффективным. Значит, закономерностью является необходимость регулирования затрат ресурсов на эффективное управление.

8. Закономерности соответствия целей субъекта и объекта управления.

Если цели системы не совпадают с теми целями, которые ставит перед собой управление – организация разрушится. Закономерность: цель устойчивого управления должна быть тождественная цели развития системы (организации) в целом.

9. Закономерность информационного обеспечения управления.

Так как информация определяет возможность управления, то значит, и качество управления зависит от качества информационного обеспечения. Закономерность: чем выше уровень информационного обеспечения, тем выше уровень управления.

Таким образом, мы рассмотрели основные закономерности управления. Взаимодействие закономерностей управления отражает его суть. Способы учета закономерностей различны: формулировка рекомендаций, ограничений и т.д., при этом необходимо понимать и учитывать принципы управления.

Законами считаются существенные, устойчивые, повторяющиеся отношения в природе и обществе. Выделяют три группы законов:

Всеобщие или универсальные, например законы диалектики;

Общие для больших групп явлений, например закон общественного отбора;

Частные или специфические, например закон оптимальной нормоуправляемости.

Законы носят объективный характер и существуют независимо от сознания людей. Их нельзя запретить, отменить или уничтожить. Закономерности управления относятся к частным законам общества, которые мало исследованы. Поэтому чаще всего говорят о закономерностях и принципах управления.

Закономерности управления – повторяющиеся существенные связи явлений в системе управления, неразрывно связанные с деятельностью персонала и проявляющиеся в виде тенденций, определяющих основную линию развития организации .

Более чем столетний период развития менеджмента как науки позволяет выделить следующие его закономерности функционирования.

1. Обусловленность теории и практики менеджмента трансформацией форм и методов организации экономики (способа производства).

Анализ эволюции управленческой мысли показывает, что способу экономического развития соответствует свой способ управления. Управление в первобытнообщинном строе, основанном на простейших трудовых операциях, общинной собственности, отличалось от управления в рабовладельческом и феодальном строе, основанных на насилии, эксплуатации человека. В условиях капитализма, когда экономические отношения стали основываться на других, рыночных, отношениях, экономической свободе, сложной технологии организации труда в мануфактуре (предприятии), стал необходим соответствующий способ управления. Возникла потребность в менеджменте.

Зависимость способа управления от форм и методов организации экономики в России, особенно в советский период, свидетельствует, что это было управление нерыночной, централизованной экономикой и в полной мере называться менеджментом не могло.

Таким образом, теория и практика менеджмента обусловлены (зависимы) формами и методами экономики.

2. Определяющее влияние состояния факторов внешней среды на выбор и формирование системы управления организацией.

Организация в рыночной экономике является открытой системой. Это значит, что она получает из внешней среды необходимые ресурсы (люди, сырье, материалы и т.п.), перерабатывает их и в виде своей продукции поставляет во внешнюю среду, которая может принять или не принять эту продукцию. Управление организацией (его организационная структура) должно соответствовать состоянию внешней среды и обеспечивать тесное взаимодействие с ней. От этого зависит не только успешность организации, но и ее выживаемость.

3. Соответствие содержания управления формам собственности на имущество организации.

Менеджмент имеет особенности в зависимости от форм собственности организации. В организациях, где приоритетной (или основной) формой собственности является частная, менеджмент будет иметь деловой (рыночный) характер. Его главной целью будет обеспечение высокой прибыльности хозяйственной деятельности.

В организациях, где приоритет имеет государственная собственность, менеджмент будет иметь административный характер (административный менеджмент).

Формы общественной (коллективной) собственности требуют комбинированного подхода к управлению.

4. Оптимизация соотношения управляющей и управляемой подсистем (т.е. субъекта и объекта управления).

Менеджмент представляет собой систему из двух основных элементов: субъекта и объекта управления. Их взаимосвязь и взаимодействие должны быть оптимальными как в количественном, так и в качественном отношении. Так, количественное соотношение между персоналом менеджмента (управленцами) и исполнителями в организации должно соответствовать характеру труда, его сложности и другим условиям.

5. Преимущество сознательного и планомерного управления.

Предполагает осознанное формулирование целей организации и управления, осуществления исследований внешней и внутренней среды организации, прогнозирование развития и на этой основа разработку системы планирования ее деятельности в обозримой перспективе.

Данная закономерность свидетельствует, что задача управления состоит не только в том, чтобы исследовать факторы внешней и внутренней среды, но и в сознательном воздействии на них в интересах организации, обеспечения благоприятных условий ее развития. А это может быть достигнуто путем реализации комплекса мероприятий, рассчитанных на ближайшую и длительную перспективу, т.е. разработки системы планирования.

6. Концентрация и дипломатичное изменение функций управления в организации.

Управление организацией реализуется через систему его функций, т.е. видов управленческих работ. Концентрация управленческой деятельности осуществляется, как правило, посредством основных функций менеджмента, раскрывающих ее содержание, планирование, организацию, мотивацию, контроль, принятие управленческих решений.

Вместе с тем организации различаются между собой по видам, формам, содержанию и условиям деятельности. Поэтому следует учитывать динамику изменений функций управления, специфику их реализации.

7. Оптимизация уровней управления.

Разделение управленческого труда осуществляется не только по горизонтали, но и по вертикали. В результате появляется иерархия уровней управления. Чем больше звеньев (ступеней) управления, тем больше требуется времени для прохождения управленческой информации сверху вниз, и наоборот.

Вместе с тем сокращение звеньев иерархии органов управления может привести к увеличению количества объектов в расчете на одного субъекта управления, потере управляемости.

Таким образом, иерархия уровней управления должна быть оптимальной и по вертикали и по горизонтали.

8. Оптимальное использование в процессах управления функций контроля, учета и анализа.

В табл. 1 представлена характеристика ряда других законов и закономерностей управления.

Таблица 1

Характеристика законов и закономерностей управления

Законы и закономерности Комментарий
1. Управление производством
1.1. Единство принципов управления на всех ступенях народного хозяйства 1.2. Пропорциональность и оптимальная соотнесенность частей организации 1.3. Непрерывность и ритмичность кругооборота движения основных производственных фондов 1.4. Оптимальное сочетание централизации и децентрализации управления Возможно в условиях однопартийной системы и государственного регулирования экономики Характерно для крупных организаций (классические университеты, например МГУ), построенных по принципу натурального хозяйства Правомерно для стабильной плановой экономики с низким уровнем инфляции и четким выполнением нормативных коэффициентов, сроков окупаемости затрат и оборачиваемости фондов Закон реализуется на основе исследования факторов численности персонала в верхнем, среднем и нижнем уровнях управления

Продолжение табл. 1

Законы и закономерности Комментарий
1.5. Рациональное число структурных подразделений организации Существует рациональное число подразделений и уровней управления в организации в зависимости от сочетания факторов производства
2. Законы организации
2.1. Закон синергии 2.2.Закон самосохранения 2.3. Закон развития 2.4. Закон информированности – упорядоченности 2.5. Закон эмерджентности (единства анализа и синтеза) 2.6. Закон гармонии Для любой организации существует такой набор элементов, при котором её потенциал всегда будет больше суммы потенциала входящих в неё элементов Каждая материальная и социальная система стремится сохранить себя и использует для достижения этого весь свой потенциал: производственный, кадровый, финансовый, технический, энергетический, материальный, научный, информационный и т.д. Каждая система стремиться достичь наибольшего суммарного потенциала при прохождении всех этапов жизненного цикла организации. Развитие организации обусловлено воздействием факторов внутренней и внешней среды, её конкурентным положением на рынке, мобилизацией ресурсов, правильной стратегией развития Чем больше информации о внутренней и внешней среде располагает организация, тем большую вероятность устойчивого функционирования она имеет. Следствие закона: информированность работника переходит в его компетентность Каждая социальная организация стремиться настроится на наиболее экономный режим функционирования в результате постоянного изменения своей структуры и функций по одной из выбранных моделей развития: анализ → корректировка → синтез → корректировка → анализ; создание → реорганизация → укрупнение → разукрупнение → ликвидация → создание Каждая система стремиться сохранить в своей структуре все необходимые элементы, находящиеся в заданной соотнесенности и заданном подчинении. Исходя из этого, каждая организация должна иметь обоснованный стратегический план деятельности и стараться его реализовать в определенном периоде времени

Окончание табл. 1

В единицу времени все связи одновременно осуществляться не могут. Формула позволяет вывести рациональные нормы управляемости: высшее руководство – от 4 до 8 человек, среднее звено – от 8 до 20 человек, нижнее звено – от 20 до 40 человек

Существуют внутренние потребности саморазвития организации, при которой происходит рост числа сотрудников в среднем на 5,75% в год, независимо от роста объема работы. Поэтому организации имеют тенденцию к самопроизвольному росту и бюрократизации

Закономерности менеджмента имеют объективный характер, однако реализуются на практике через деятельность людей, конкретные принципы управления.

Принципы управления – основные исходные положения теории управления, применение которых позволяет осуществлять эффективное управление и достигать результатов с минимальными затратами ресурсов

Теоретическое формулирование принципов управления впервые было сделано А. Файолем. Основополагающий труд Файоля «Основные черты промышленной администрации» был издан в 1916 г. Он содержал в себе утверждение о том, что управленческая деятельность универсальна для любой организации. В своей работе он приводит перечень основных принципов менеджмента, который включает в себя 14 пунктов:

1) разделение работы – количество обязанностей и задач каждого отдельного исполнителя должно сводиться к минимуму за счет как можно более узкой специализации, что позволяет выполнять работу, больше по объему и лучше по качеству с наименьшими затратами;

2) полномочия – власть и право принимать решения, давать распоряжения и требовать их исполнения от других людей составляют ключевой элемент любой организации;

3) дисциплина – уважение к условностям, содержанием которых является «повиновение, прилежание, активность», дисциплина обязательна как для высших руководящих лиц, так и для рядовых функционеров;

4) единоначалие – каждый работник должен подчиняться только одному руководителю, этот принцип определяет направления коммуникации внутри организации;

5) единство направления действий – вся деятельность учреждения в одном из направлений находится под руководством одного человека и определяется одним планом;

6) подчинение индивидуальных интересов общим – интерес одного работника или группы работников не должен преобладать над интересами предприятия в целом;

7) вознаграждение – является ценой за выполненную работу или услугу и по возможности должно удовлетворять персонал и предприятие, служащего и нанимателя;

8) централизация и децентрализация – мера обеспечения лучших возможных результатов. Понятие централизации указывает на состояние, когда все решения принимаются на высших уровнях организации, а роль низших сводится к их исполнению. Децентрализация описывает положение дел, когда право принимать ответственные решения делегируется на нижние уровни;

9) скалярная цепочка (иерархия) – путь, по которому следуют сообщения, проходя все ступени иерархии, идущие от высшей власти или адресованные ей;

10) порядок – определенное место для каждого лица и каждое лицо на своем месте;

11) равенство – отношение руководителя к подчиненным должно быть тактичным, доброжелательным и справедливым;

12) стабильность – работа с персоналом должна строиться на неизменных принципах, делающих действия руководителей предсказуемыми для подчиненных, что обеспечивает уверенность в будущем и чувство безопасности, снижает текучесть кадров;

13) инициатива – предоставление группам служащих определенной доли самостоятельности в исполнении их должностных обязанностей, ограничиваясь надзором и направлением их работы;

14) дух корпорации – руководитель должен культивировать ощущение гармонии и единства в организации.

Принципы, сформулированные А. Файолем, служат основой, на которой функционирует современная система менеджмента.

С развитием теории управления персоналом и социального менеджмента в 90-х гг. были предложены новые принципы управления, которые переносят центр тяжести с административного воздействия на человека на социально-психологические способы и повышают значимость человеческих отношений (табл. 2).

Таблица 2

Принципы управления 80-90-х гг. ХХ в.

Наименование Содержание принципов
Адаптивность Своевременная реакция на изменения во внешней среде, позволяющая гибко реагировать в управлении
Деловое партнерство Умение контактировать с поставщиками, покупателями, исполнителями и руководителями, клиентами и заказчиками
Доброжелательность Доброжелательная атмосфера, способствующая раскрытию способностей работающих
Коммуникативность Эффективные коммуникации, пронизывающие организацию сверху вниз и по горизонтали
Лояльность Лояльность к работающим со стороны менеджеров на основе теории человеческих отношений
Мотивация Методы работы с людьми, направленные на создание удовлетворенности от работы
Ответственность Ответственность каждого сотрудника организации как обязательное условие успешного управления и корпоративной культуры
Перспективность Четкое представление о месте и роли организации в будущем, работа в соответствии со стратегическим планом

Окончание табл. 2

М. Мескон, М. Альберт и Ф. Хедоури делают акцент на следующих принципах:

единоначалие – люди лучше реагируют на то, что ими руководит один начальник;

мотивация – чем тщательнее реализуется структура поощрений и наказаний, с учетом непредвиденных обстоятельств, тем эффективнее программа мотивации;

лидерство – люди склонны идти за теми, в ком они видят средство удовлетворения своих личных потребностей;

научность – построение всей системы управления на новейших данных науки менеджмента;

ответственность – необходимо иметь определенные инструкции, положения, систему материальной и другой ответственности;

правильный подбор и расстановка кадров – подбор кадров должен осуществляться только по деловым качествам;

экономичность – прибыль – это не только доход, но и разумные расходы на использование людских и материальных ресурсов;

обеспечение обратной связи – получение информации о результатах работы, позволяющей сравнивать фактическое состояние с заданным планом.

По мнению современных российских специалистов (Ю.В. Кузнецов, В.И. Подлесных), принципами управления являются следующие :

Лояльность к работающим;

Ответственность как обязательное условие успешного менеджмента;

Коммуникации, пронизывающие организацию снизу вверх, сверху вниз, по горизонтали;

Атмосфера в организации, способствующая раскрытию способностей работающих;

Обязательное установление долевого участия каждого работающего в общих результатах;

Своевременная реакция на изменения в окружающей среде;

Методы работы с людьми, обеспечивающие их удовлетворенность работой;

Непосредственное участие в работе подчиненных групп на всех этапах как условие согласованной работы;

Умение слушать всех, с кем сталкивается в своей работе менеджер: покупателей, поставщиков, исполнителей, руководителей и др.;

Этика бизнеса;

Честность и доверие к людям;

Опора на фундаментальные основы менеджмента;

Видение организации;

Качество личной работы и её постоянное совершенствование.

Знание и использование указанных принципов управления позволяет правильно реализовывать законы и закономерности управления и обеспечить эффективную работу организации.

Кроме того, наряду с общими принципами, следует учитывать необходимость выделения и учета частных принципов, соблюдение которых позволяет регулировать отдельные управленческие процессы и стороны управления с учетом специфики и характера деятельности организации, отраслевой специфики.

Например, выделяют принципы:

Планирования (научность, комплексность, реальность, целенаправленность, конкретность, экономичность и др.);

Контроля (систематичность, объективность, эффективность и т.п.);

В производстве, социальной сфере, образовании и т.п.

Закономерность - ϶ᴛᴏ часть закона, отражающая общие тенденции изменения каких-либо явлений. К примеру, связь качества преподавания и качества обучения, показана на рис.3.

1,2,3 – закономерности закона

Сегодня в работе Э.М.Короткова представлены основные закономерности управления. Рассмотрим их кратко.

1. Закономерность интеграции.

Это первая из управленческих закономерностей, отмечающая закономерность интеграции деятельности людей в процессах управления. Осуществляется интеграция посредством реализации на практике таких категорий, как субъект и объект управления, функции и обязанности, объединяющие людей в процессе управления. Право принимать решения и воздействовать закрепляется полномочиями.

2. Закономерность иерархии управления.

Любое управление имеет иерархическое строение. Вершина иерархии - ϶ᴛᴏ должность, или лидер, или собрание акционеров, или совет директоров и т.д. Иерархия формируется на базе распределœения полномочий, в связи с этим без полномочий нет управления. Развитие управления на современном этапе не уничтожает иерархию управления, а усложняет ее матричными и сетевыми структурами.

3. Закономерности крайне важно й централизации.

Условия управления меняются непрерывно, что приводит к перераспределœению полномочий. Изменение последних приводит к изменению централизации управления. Практика показала, что это объективный процесс. Степень же централизации управления зависит от уровня развития организации, а именно от таких показателœей, как масштаб организации, кадровое обеспечение, структура ресурсов и т.д.

4. Закономерность человеческого фактора управления.

В случае если признать, что организация это есть социально-экономическая система, то значит, управление в ней должно опираться не только на экономические законы, но и потребности, интересы, ценности, установки человека. В этом и состоит закономерность учета влияния человеческого фактора.

5. Закономерность реализации управленческих решений.

В случае если рассматривать организацию как процесс, состоящий из этапов целœеполагания, оценки ситуации, установления проблемы и ее разрешения путем принятия управленческого решения, то закономерность должна быть сформулирована следующим образом: ʼʼВсякое управление осуществляется как процесс реализации управленческого решения, разрабатываемого на базе цели и определяющего последовательное движение к ее достижениюʼʼ.

6. Закономерность управляемости организации.

Управляемость – реакция управляемой подсистемы на воздействие управляющей. Низкая или высокая управляемость зависит от типа реакции на управленческие воздействия. Чем выше уровень управления и оно ближе по стилю к демократическому, по содержанию к стратегическому, инновационному и профессиональному, тем выше управляемость. Закономерность: управляемость характеризует соответствие управления условиям его функционирования.

7.Закономерность ресурсообеспечения управления.

В случае если объём деятельности по управлению зависитот масштабов и сложности управляемой системы, то это определяет крайне важно сть иметь определœенные ресурсы, чтобы сделать управление эффективным. Значит, закономерностью является крайне важно сть регулирования затрат ресурсов на эффективное управление.

8. Закономерности соответствия целœей субъекта и объекта управления.

В случае если цели системы не совпадают с теми целями, которые ставит перед собой управление – организация разрушится. Закономерность: цель устойчивого управления должна быть тождественная цели развития системы (организации) в целом.

9. Закономерность информационного обеспечения управления.

Так как информация определяет возможность управления, то значит, и качество управления зависит от качества информационного обеспечения. Закономерность: чем выше уровень информационного обеспечения, тем выше уровень управления.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, мы рассмотрели основные закономерности управления. Взаимодействие закономерностей управления отражает его суть. Способы учета закономерностей различны: формулировка рекомендаций, ограничений и т.д., при этом крайне важно понимать и учитывать принципы управления.

Закономерности управления - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Закономерности управления" 2017, 2018.

  • - Системная модель менеджмента. Формы организации системы менеджмента.

    Ранее мы уже говорили, что существуют три вида систем: механические, биологические, социальные. (Напомним, что самой сложной является последняя, в которую могут входить две другие, наиболее простой является техническая, которая может быть в составе и биологической... .


  • - Закономерности управления различными системами.

    Важная особенность социальной системы (как и органической системы вообще) состоит в том, что небольшие изменения в одном из ее элементов могут вызвать «цепную реакцию», привести к серьезным последствиям для нее в целом. Это свойство широко используется в управлении: с... .


  • - Вопрос №2. Основные закономерности управления производством

    Управлению производством на промышленных предприятиях присущи определенные закономерности. В числе таких закономерно­стей в первую очередь выделяется соответствие организации производства его целям. Эта закономерность предопределяет методические подхо­ды к... .


  • - Законы и закономерности управления

    В основе менеджмента лежит система экономических законов, закономерностей и принципов управления в условиях рыночных отношений. Законы и закономерности носят объективный характер, т.е. не зависят от воли людей, а, напротив определяют их волю, сознание и намерения.... .


  • - Закономерности управления различными системами.

    Управление любой системой в простейшем виде может быть рассмотрено в виде контура управления, как совокупность двух взаимодействующих подсистем – субъекта управления (управляющей подсистемы) и объекта управления (управляемой подсистемы) В самом общем виде управление...

  • 2.4.Основные положения школы науки управления (количественной школы)
  • Вопросы для самопроверки
  • Глава 3. Особенности развития менеджмента в россии
  • 3.1. Вклад российских ученых в развитие теории и практики управления
  • 3.2. Формирование и использование модели централизованного государственного управления экономикой
  • 3.3. «Перестройка» и формирование рыночного механизма управления
  • Динамика доходов от приватизации за последние годы
  • Либерализация цен в условиях перехода к рынку
  • Вопросы для самопроверки
  • Глава 4. Зарубежные модели менеджмента
  • 4.1. Специфика американской модели менеджмента
  • 4.2. Особенности японской модели менеджмента
  • 4.3 Западноевропейские модели менеджмента
  • Вопросы для самопроверки
  • Глава 5. Организация как система управления
  • 5.1. Внутренняя среда организации
  • 5.2. Внешняя среда организации
  • Среда прямого воздействия
  • Среда косвенного воздействия
  • Международное окружение
  • 5.3. Применение системного подхода к исследованию организации
  • Вопросы для самопроверки
  • Глава 6. Функции менеджмента
  • 6.1. Сущность и классификация функций управления
  • 6.2. Распределение функций управления в организации деятельности торговой фирмы
  • Взаимосвязь функций управления по оптовым закупкам товаров
  • Распределение функций отделов условного торгового предприятия (или организации) по времени
  • Вопросы для самопроверки
  • Глава 7. Организационные структуры управления
  • 7.1. Сущность и содержание понятия «организационная структура управления»
  • 7.2.Иерархический тип структур управления
  • 7.3. Органический тип структур управления
  • 7.4. Перспективные направления развития организаций
  • Вопросы для самопроверки:
  • Глава 8. Методы менеджмента
  • 8.1. Сущность и классификация методов управления
  • Система методов менеджмента
  • 8.2. Экономические методы управления
  • Виды планов, разрабатываемых на уровне предприятия
  • 8.3. Организационно-распорядительные методы управления
  • 8.4. Социально-психологические методы управления
  • Вопросы для самопроверки
  • Глава 9. Решения в менеджменте
  • 9.1. Логика и логическая схема управления
  • 9.2. Сущность и виды управленческих решений
  • 9.3. Требования, предъявляемые к управленческим решениям
  • 9.4. Подготовка, принятие и организация выполнения управленческих решений
  • Процедура процесса подготовки, принятия и осуществления управленческого решения
  • 9.5. Методы оптимизации управленческих решений
  • 9.6. Проверка выполнения управленческих решений
  • Вопросы для самопроверки
  • Глава 10. Управление персоналом
  • 10.1. Персонал предприятия как объект управления
  • 10.2. Цели, функции и организационная структура системы управления персоналом
  • 10.3. Подбор персонала
  • 10.4 Обучение персонала
  • Вопросы для самопроверки
  • Глава 11. Мотивация. Принципы проектирования оптимальных систем мотивации труда.
  • 11.1. Содержание понятия «мотивация»
  • 11.2. Эволюция теорий мотивации
  • 11.3. Содержательные теории мотивации
  • 11.4. Процессуальные теории мотивации
  • 11.5. Теория мотивационного комплекса трудовой деятельности
  • Вопросы для самопроверки
  • Глава 12. Форм а власти и влияния
  • 12.1. Содержание понятий «власть» и «влияние»
  • 12.2. Классификация и оценка различных форм власти
  • Глава 13. Основные теории лидерства. Стили руководства.
  • 13.1. Общая характеристика проблемы лидерства. Лидер и руководитель. Имидж менеджера.
  • 13.2. Основные подходы к проблеме лидерства.
  • 13.3. Проблема параметризации стилевых характеристик лидерства
  • Глава 14. Самоменеджмент руководителя
  • 14.1. Необходимость, сущность и эволюция самоменеджмента
  • 14.2. Организация личной работы руководителя
  • Глава 15. Управление конфликтми, стрессами и изменениями
  • 15.1. Управление конфликтами
  • 15.2. Управление организационными изменениями
  • 15.3. Управление стрессами
  • Вопросы для самопроверки
  • Глава 16. Оценка эффективности менеджмента
  • 16.1. Общие понятия об эффективности менеджмента
  • 16.2. Эволюция методов оценки управленческих решений
  • 16.3. Показатели экономической эффективности использования основных фондов и оборотных средств, трудовых ресурсов и материалов.
  • 16.4. Экологическая и социальная эффективность
  • Вопроса для самопроверки
  • Глава 17. Особенности менеджмента на внутреннем и международном рынках
  • 17.1.Внешнеэкономические связи и международный менеджмент
  • 17.2. Россия в системе международного разделения труда
  • 17.3. Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности
  • 17.4. Основы правового регулирования внешнеэкономической деятельности организаций
  • Вопросы для самопроверки
  • Словарь терминов
  • Краткий список литературы:
  • 1.3. Закономерности менеджмента

    Социальные системы управления могут рассматриваться на различных уровнях управления: на макро-уровне (национальная экономика в целом); на региональном уровне (например, хозяйство субъекта Российской Федерации); на микро уровне (организация, предприятие). При этом существует ряд общих законов функционирования социальных систем управления.

    Законы функционирования социальных систем управления отражают объективно существующие систематически повторяющиеся, существенные взаимосвязи между различными элементами и явлениями в процессе управления.

    К важнейшим законам функционирования социальных систем управления можно отнести: закон синергии, закон информированности и упорядоченности, закон развития, закон композиции.

    Закон синергии выражается в приросте энергии организации, превышающем силу индивидуальных усилий членов этой организации. Этот феномен и определил переход человечества к организационным формам трудовой и общественной деятельности. Синергия выделяет организацию из ряда других систем материального мира, так как для всех естественных систем характерен закон сохранения и превращения энергии, в соответствии с которым в любой замкнутой системе при всех ее изменениях количество энергии остается постоянным. Однако в соответствии с законом синергии в социальных системах управления возможно изменение энергии как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения. Наиболее важной особенностью действия закона синергии в рамках социальной системы управления является возможность управления приростом энергии. Так, на предприятии это выражается в целенаправленном управлении производством, а на макро-уровне - в целенаправленном регулировании социально-экономического развития страны.

    Закон информированности и упорядоченности состоит в том, что любая социальная система управления может существовать только при условии информационного обеспечения. При этом информация внутри системы должна быть структурирована и упорядочена в виде прямых и обратных связей, ибо, как уже отмечалось, управление возможно только при наличии коммуникаций. В современном обществе уровень развития государства определяется не только экономическими и природными ресурсами, но и состоянием информационного обеспечения (или информационной среды). Информационная среда включает в себя совокупность всех знаний, которыми владеют граждане данной страны. Часть этих знаний воплощена в материальных ценностях и средствах производства. В тоже время значительная часть информационной среды существует в виде норм общей и политической культуры, морали и т.п.

    Закон развития заключается в том, что социальная система управления способна к развитию, то есть организация изменяется во времени. Она рождается, развивается и умирает. Другими словами организация имеет свое прошлое настоящее и будущее. При этом развитие организации должно осуществляться целенаправленно. Цель - это идеальный мысленный результат деятельности. Цель управления рассматривается обычно как желаемое состояние системы управления. Правильное определение целей развития залог успешного развития организации. После определения цели осуществляется обычно выбор стратегии развития, а затем реализация избранной стратегии.

    К числу важнейших законов функционирования организации относится и закон композиции, который отражает стремление организации к объединению. Закон композиции особенно актуален для предприятий в условиях экономической нестабильности и резких колебаний рыночной конъюнктуры, экономического давления со стороны конкурентов и криминальных структур. В этих условиях объединение родственных предприятий обеспечивает их более эффективное продвижение к общей цели. Разумеется, для всех участников объединения должна существовать единая цель, в рамках достижения которой участники объединения разрабатывают стратегию совместных действий и реализуют эту стратегию.

    Законы функционирования социальных систем управления реализуются через действия людей и имеют характер закономерностей.

    К общим закономерностям управления можно отнести закономерность соответствия социального содержания управления формам собственности на средства производства; закономерность преимущественной эффективности сознательного планомерного управления; закономерность соотносительности управляющей и управляемой систем, субъекта и объекта управления; закономерность усиления процессов разделения и кооперации труда в управлении. Рассмотрим эти закономерности.

    Закономерность соответствия социального содержания управления формам собственности на средства производства предполагает создание систем управления, адекватных формам собственности на средства производства. Так приватизация предприятий промышленности и торговли обусловила многообразие организационно-правовых форм этих предприятий и ослабила централизованное руководство их деятельностью.

    Преимущественная эффективность сознательного планомерного управления тоже закономерна, так как система управления с плановой регуляцией протекающих в ней процессов и потенциально, и фактически эффективнее систем управления со стихийной регуляцией этих процессов. Подтверждением тому служит широкое применение программно-целевого подхода, системного подхода и анализа на всех уровнях управления в современном обществе.

    Закономерность соотносительности управляющей и управляемой систем, субъекта и объекта управления означает соответствие сферы управления требованиям объекта управления. Так, качественные сдвиги в развитии экономики, наметившиеся в 70-е годы, потребовали определенной трансформации всего аппарата управления в Китае, что получило свое отражение в комплексе реформ, осуществление которых началось с 1975 г. В результате китайская экономика и управление ею стали более восприимчивы к требованиям научно-технического прогресса, обрели тенденцию устойчивого поступательного развития, без кризисов и потрясений был осуществлен переход к регулируемым рыночным отношениям.

    К общим закономерностям управления можно отнести и усиление процессов разделения и кооперации труда в управлении. Закономерность отражает, с одной стороны, дальнейшее горизонтальное и вертикальное разделение труда в управлении, что связано с развитием отраслей (в том числе и торговли), увеличением масштабов управляемых систем, появлением новых функций и видов деятельности. С другой стороны, разделение труда обусловливает его координацию, т. е. согласованность действий субъектов управления, что выражается в кооперации управленческого труда.

    Если общие закономерности присущи управлению в целом, то частные закономерности характерны для отдельных сторон и систем управления. К частным закономерностям можно отнести закономерность изменения функций управления, закономерность оптимизации числа ступеней управления, закономерность концентрации функций управления и закономерность распространенности контроля.

    Закономерность изменения функции и управления означает возрастание одних функций и убывание других на различных иерархических уровнях управления. Так, если на уровне торгового дома решаются стратегические задачи, охватывающие инвестиционную политику фирмы, распределение прибыли и т.п., то на уровне каждого входящего в торговый дом магазина решаются преимущественно тактические вопросы, связанные с реализацией товаров населению.

    Закономерность оптимизации числа ступеней управления предполагает устранение излишних звеньев управления, что повышает его гибкость и оперативность.

    Закономерность концентрации функций управления состоит в том, что каждая ступень управления стремится к большей концентрации функций, т. е. к расширению и росту численности управленческого персонала. Эту закономерность наглядно иллюстрируют данные о росте численности бюрократического аппарата, которая наблюдается во всех странах.

    Закономерность распространенности контроля отражает зависимость между числом подчиненных и возможностями эффективного руководства их деятельностью и контроля их действий со стороны руководителя. Оптимальным считается наличие 7-10 подчиненных в непосредственном подчинении у одного руководителя. Более подробно этот вопрос будет рассмотрен ниже при изучении управления персоналом и процесса формирования наиболее эффективных групп.

    Закономерности управления (как общие, так и частные) имеют объективный характер и реализуются в процессе управленческой деятельности людей. Закономерности управления должны в полной мере учитываться при формировании принципов управления.

    Управление организацией, рассматриваемое как реально существующий феномен, имеющий определенную форму и конкретное содержание, может быть лучше и глубже понято, если знать то, как оно выглядит при обобщенном, теоретическом рассмотрении. Естественно, всякое абстрактное рассмотрение явлений или процессов уводит от реальности, стирает конкретные характеристики и черты. Однако в то же время оно позволяет лучше понять их сущность и природу, вскрыть и описать те лежащие в их основе отношения и общие для них существенные черты, которые определяют форму и содержание рассматриваемых явлений и процессов, логику и направления их развития, а также их возможности и границы осуществления.

    3.1. Закономерности управления

    Закономерности управления отражают объективно существующие, повторяющиеся существенные взаимосвязи различных элементов и явлений в процессе управления. Их подразделяют на общие и частные. Общие закономерности присущи всем системам управления, а частные связаны с функционированием отдельных отраслей, предприятий и организаций.
    К общим закономерностям управления можно отнести следующие: соответствие социального содержания управления формами собственности на средства производства; преимущественная эффективность сознательного планомерного управления; соотносительность управляющей и управляемой систем, субъекта и объекта управления; усиление процессов разделения и кооперации труда в управлении.
    Рассмотрим эти закономерности.
    Закономерность соответствия социального содержания управления формами собственности на средства производства предполагает создание систем управления, адекватных формам собственности на средства производства.
    Преимущественная эффективность сознательного планомерного управления тоже закономерна, так как система управления с плановой регуляцией протекающих в ней процессов и потенциально, и фактически эффективнее систем управления со стихийной регуляцией этих процессов. Подтверждением тому служит широкое применение программно-целевого, системного подходов и анализа на всех уровнях управления в современном обществе.
    Закономерность соотносительности управляющей и управляемой систем, субъекта и объекта управления означает соответствие сферы управления требованиям объекта управления.
    К общим закономерностям управления можно отнести также усиление процессов разделения и кооперации труда в управлении. С одной стороны, закономерность отражает дальнейшее горизонтальное и вертикальное разделение труда в управлении, что связано с развитием отраслей, увеличением масштабов управляемых систем, появлением новых функций и видов деятельности. С другой – разделение труда обусловливает его координацию, т. е. согласованность действий субъектов управления, что выражается в кооперации управленческого труда.
    Если общие закономерности присущи управлению в целом, то частные характерны для отдельных сторон и систем управления. К частным закономерностям можно отнести изменение функций управления, оптимизацию числа ступеней управления, концентрацию функций управления и распространенность контроля.
    Закономерность изменения функций управления означает возрастание одних функций и убывание других на различных иерархических уровнях управления. Так, если на уровне торгового дома решаются стратегические задачи, охватывающие инвестиционную политику фирмы, распределение прибыли и т. п., то на уровне каждого входящего в торговый дом магазина решаются преимущественно тактические вопросы, связанные с реализацией товаров населению.
    Закономерность оптимизации числа ступеней управления предполагает устранение излишних звеньев управления, что повышает его гибкость и оперативность.
    Закономерность концентрации функций управления состоит в том, что каждая ступень управления стремится к большей концентрации функций, т. е. расширению и росту численности управленческого персонала. Эту закономерность наглядно иллюстрируют данные о росте численности бюрократического аппарата, который наблюдается во всех странах.
    Закономерность распространенности контроля отражает зависимость между числом подчиненных и возможностями эффективного руководства их деятельностью и контроля их действий со стороны руководителя. Оптимальным считается непосредственное подчинение одному руководителю 7–10 должностных лиц.
    Закономерности управления (как общие, так и частные) имеют объективный характер и реализуются в процессе управленческой деятельности людей. Закономерности управления должны в полной мере учитываться при формировании принципов управления.

    3.2. Принципы управления

    Принципы управления – руководящие правила, определяющие основные требования к системе, структуре и организации управления. Так же как закономерности, принципы управления подразделяются на общие и частные.
    Общие принципы управления имеют универсальный характер и воздействуют на все сферы управления и отрасли народного хозяйства.
    К общим принципам управления можно отнести целенаправленность, планомерность, компетентность, дисциплину, стимулирование, иерархичность.
    Целенаправленность предопределена сущностью программно-целевого управления и предполагает четкую постановку целей перед каждым предприятием и каждым его подразделением. При этом цель должна быть реальной, достижимой и определенной предельно конкретно, что придает работе здравый смысл и мобилизует усилия персонала на ее выполнение.
    Принцип целенаправленности предполагает не только постановку целей, но и соотнесение этих целей с необходимыми ресурсами. При этом важно как обеспечить увязку целей с главными ресурсами, необходимыми для их достижения, так и акцентировать внимание на наиболее слабом звене, которое может помешать достижению целей.
    Планомерность управления тоже связана с программно-целевым управлением и предусматривает составление программы действий, ее реализацию. Планомерность проявляется в нормализации условий работы и ее распределении между исполнителями, координации действий исполнителей и их инструктировании, а также организации учета и контроля за выполнением каждой работы и программы в целом. Реализация этого принципа на практике обеспечивает плановую организацию всей системы управления.
    Компетентность означает знание менеджером объекта управления или, по крайней мере, его способность воспринимать компетентную консультацию специалистов при принятии решений. Принцип компетентности связан с горизонтальным разделением труда по функциям.
    Неотъемлемым принципом управления является дисциплина, которой должна быть подчинена любая система управления на любом уровне. Дисциплина предполагает безусловное выполнение указаний руководителя, должностных обязанностей, инструкций, приказов и других директивных документов. Уровень дисциплины в значительной мере определяет культуру управления.
    Стимулирование предполагает прежде всего мотивацию трудовой деятельности на основе использования материальных и моральных стимулов. Материальное симулирование базируется на личной экономической заинтересованности работников в результатах труда, моральное – в основном на психологическом воздействии на работников.
    Иерархичность предусматривает вертикальное разделение управленческого труда, т. е. выделение уровней управления и подчинение низших уровней управления высшим. Этот принцип учитывается во время формирования организационных структур управления при построении аппарата управления и расстановке кадров.
    Все принципы управления тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены. Как уже отмечалось выше, наряду с общими существуют частные принципы управления, которые имеют локальный характер и регулируют лишь отдельные управленческие процессы и стороны управления.
    Закономерности и принципы управления тесно связаны с функциями управления.

    3.3. Общие функции управления

    Функции управления – виды деятельности, с помощью которых управляющая подсистема воздействует на объект управления. Функции управления подразделяют на общие и частные (специальные). Общие функции присущи всем социальным системам управления. Частные функции имеют определенную специфику. Применительно к менеджменту выделяют следующие общие функции: стратегическое планирование, организация, мотивация, контроль.
    Планирование – это набор действий, предпринимаемых для оптимального достижения предприятием (организацией) своих целей. Обычно планирование включает постановку целей и определение этапов их достижения, составление программы действий и концентрацию необходимых средств для достижения поставленной цели.
    Организация – это функция управления, которая предполагает создание условий эффективной совместной работы для достижения целей фирмы. Обычно организация рассматривается в двух аспектах: построение аппарата управления и координация деятельности работников.
    Мотивация предполагает побуждение работников к действию для достижения их личных целей и целей организации. Чтобы эффективно осуществлять мотивацию, менеджер должен представлять себе потребности своих подчиненных и ожидаемое ими вознаграждение. Потребность – это ощущаемый физиологически или психологически недостаток чего-либо. Вознаграждение – это все то, что человек считает ценным для себя.
    Контроль как функция управления предполагает проверку выполнения поставленных задач, исходящих из стратегических и тактических целей организации. Контроль подразделяется на предварительный, текущий и заключительный.
    Эти четыре функции объединены связывающими процессами коммуникации и принятия решений.

    3.4. Планирование

    Стратегическое планирование представляет собой набор действий, предпринимаемых для оптимального достижения предприятием своих целей. Реализация стратегического плана охватывает тактику и политику фирмы.
    Суть стратегического планирования заключается в выработке специфической стратегии, направленной на достижение целей предприятия. Стратегия применительно к менеджменту означает всесторонний комплексный план, обеспечивающий оптимальное достижение целей организации.
    Стратегическое планирование предполагает четыре основных вида управленческой деятельности: распределение ресурсов; адаптацию к внешней среде; внутреннюю координацию; организационное стратегическое предвидение.
    Организационное стратегическое предвидение означает, что стратегический план организации должен разрабатываться с учетом перспективы. Разумеется, предвидение – не только интуиция менеджера, но и научное прогнозирование, основанное на анализе фактических материалов.
    Стратегическое планирование предполагает определение миссии и целей организации. Миссия организации – четко выраженная причина ее существования. Формулировка миссии основывается на следующем:
    1) определение предмета деятельности организации, т. е. производство продукции (или услуг), основные рынки сбыта и технологии;
    2) отношения между организацией и окружающей средой;
    3) культура организации, т. е. внутренний режим ее работы и кадры организации.
    Определяя миссию организации, важно понимать, что получение прибыли – внутренняя проблема фирмы, а миссия связана с удовлетворением потребности, находящейся вне ее.
    На основе общей миссии организации определяются ее цели. При этом цель должна быть конкретной и измеримой. Она должна быть определена во времени и быть достижимой. При определении цели необходимы оценка и анализ окружающей среды и увязка потенциала организации с избранной целью.
    Реализация стратегии – важная составляющая планирования как функции управления. Для реализации стратегии прежде всего необходима тактика. Тактика рассчитана на более короткий срок, чем стратегия. Результаты стратегии обычно становятся очевидными через несколько лет, а тактические результаты проявляются быстро и легко соотносятся с поставленными конкретными целями. И наконец, если стратегия обычно определяется высшими эшелонами власти, то тактика часто вырабатывается на уровне руководства среднего звена управления.
    Для увязки долгосрочных (стратегических) и тактических планов необходима выработка политики фирмы, которая представляет собой общее руководство для действий и принятия решений, облегчающее достижение целей.
    Политика предполагает разработку и соблюдение правил. Правило точно определяет порядок действий в конкретной ситуации.
    Реализация стратегического плана наряду с разработкой тактики, политики и правил подразумевает осуществление контроля за выполнением поставленных задач. При этом контроль предполагает проверку выполнения заданий по объему и срокам, по всему комплексу намеченных показателей.
    По сути, планирование отвечает на следующие вопросы:
    1) на каком этапе развития находится организация;
    2) каковые ее цели, куда она планирует двигаться;
    3) как организация будет реализовывать эти цели?

    3.5. Организация

    Организация – функция управления, которая предполагает создание условий для совместной, эффективной работы, способствующей достижению целей фирмы. Организация предусматривает наличие полномочий и ответственности, а также возможности делегировать полномочия.
    Полномочия – право менеджера использовать определенные ресурсы организации, а также направлять усилия отдельных ее сотрудников на выполнение тех или иных задач.
    Ответственность – обязательство выполнить поставленные задачи и нести наказание за их неправильное решение.
    Делегирование означает передачу полномочий лицу, которое принимает на себя ответственность за выполнение определенных задач. Полномочия делегируются должности, а не конкретному человеку.
    Существует два основных аспекта организационного процесса:
      деление организации на подразделения (горизонтальное разделение труда);
      установление взаимоотношений, которые связывают различные уровни управления и обеспечивают возможность распределения и координации задач (вертикальное разделение труда).
    и т.д.................