13.06.2019

"Терминаторы", "Аллигаторы" и "Коровы": чем воюет армейская авиация России. История создания вертолета


С-8 - семейство советских неуправляемых авиационных ракет калибра 80 мм. Отличаются массовостью и большим количеством различных модификаций, различающихся боевыми частями.

В 60-х на вооружение ВВС и армейской авиации СССР в большом количестве были приняты неуправляемые ракеты семейства С-5 калибра 57 мм. Наряду с достоинствами (малый вес и габариты, складываемое оперение, позволявшие подвешивать ракеты в блоках) имелись и недостатки — в первую очередь, недостаточная осколочная и фугасная поражающая способность и низкая точность при стрельбе со значительной дальности. Прицельная дальность была порядка полутора километров, что делало неудобным применение С-5 со скоростных самолетов.

Для устранения этих недостатков в 1965 году КБ «Точмаш» было дано задание разработать увеличенную версию ракеты. Остановились на калибре 80 мм. Кроме увеличения в размерах, на основе опыта эксплуатации, провели ряд доработок. В частности, раскладные перья хвостового оперения сделали, во-первых, раскрывающимися принудительно, под воздействием газового поршня, а во-вторых — фиксируемыми в развернутом положении. В полете оперение закручивало ракету до 2000 об/мин, что и обеспечивало стабилизацию полета. Запаздывание с разворачиванием стабилизатора и его люфт были одними из основных причин недостаточной точности С-5 . В целом точность С-8 оценивается как в 1,5−1,7 раз более высокая чем у С-5 .


Заводские испытания новая ракета прошла в 1969-м, в 1971 году — государственные, и вскоре началось серийное производство, которое продолжается до сих пор. Базовая версия ракеты оснащалась универсальной кумулятивно-осколочной боевой частью. С тех пор было разработано большое количество различных модификаций с боевыми частями, специализированными на поражение различных целей:

  • С-8С с осколочной боевой частью со стреловидными поражающими элементами для поражения открыто расположенной живой силы. Взрыватель срабатывает в воздухе, через секунду после окончания работы двигателя ракеты. При оптимальной дистанции пуска 40 ракет (два блока) накрывают площадь 100×100 метров 80000 стрел и обеспечивают поражение на ней 80% живой силы.
  • С-8Б /М с проникающей боевой частью для поражения ДОТов, зданий и земляных укрытий.
  • С-8В / А/М — ракеты с модернизированным двигателем и кумулятивно-осколочными БЧ.
  • С-8ВС /АС — аналоги С-8С с новыми двигателем.
  • С-8П /ПМ — ракета-постановщик пассивных помех. «Боевая часть» снаряжена металлизированным стекловолокном, рассеиваемым небольшими пороховыми зарядами. Формировались облака с крупными ЭПР, «засвечивающими» картинку на экранах РЛС.
  • С-8КО /КОМ — ракеты с новыми кумулятивно-осколочными БЧ повышенной мощности.
  • С-8 ДМ/ДФ — ракета с объемно-детонирующей боевой частью. Эквивалентная фугасная мощность около 6 кг.
  • С-8Т — ракета с тандемной кумулятивной боевой частью для поражения современной бронетехники с динамической защитой.
  • С-8ОМ /ЦМ — осветительные и целеуказательные ракеты. Первая имеет «боевую часть» в виде спускающегося на парашюте и горящего полминуты факела, вторая предназначена для пометки наземной цели ярким дымовым факелом.

Прицельная дальность применения ракет С-8 — порядка 2 км. Рассеивание составляет 0,3% от дальности, то есть 6 метров на дальности пуска 2 км. Следует отметить, что точность и дальность прицельного пуска зависят от скорости ЛА (чем она выше — тем лучше точность), и, в первую очередь, от точности прицеливания. Опытные летчики уверенно поражают пуском нескольких ракет отдельно стоящий танк.


Блок типа Б-8. Фото: Łukasz Golowanow

Блоки из 7 или 20 пусковых труб могут подвешиваться практически под все боевые самолеты и вертолеты тактической авиации отечественного производства.

Ракеты С-8 крайне широко применялись во множестве локальных конфликтов. В ряде локальных конфликтов отмечалось кустарное применение их с наземной техники — авиационные блоки устанавливались на авто- и бронетехнику и использовались как кустарные РСЗО. Разумеется, о какой-то точности огня при таком применении говорить не приходится.

Авиационные боеприпасы ракетного вооружения. Назначение, состав и классификация НАР

Ракетное вооружение является неотъемлемой составной частью боль­шинства современных летательных аппаратов военного назначения. Его по­явление было обусловлено необходимостью успешного решения боевых за­дач авиацией во время ведения войн и конфликтов.

В настоящее время в состав авиационного ракетного вооружения входят:

Неуправляемые авиационные ракеты (НАР);

Управляемые авиационные ракеты (УАР);

Авиационные противолодочные ракеты (АПР);

Авиационные морские ракеты-мины.

В данной теме мы с вами остановимся на НАР.

По назначению НАР подразделяются на ракеты:

Ос­новного назначения (средства поражения);

Вспомогательного назначения (средства обеспечения).

И те, и другие делятся на отдельные группы по дру­гим признакам классификации, среди которых можно выделить два основ­ных: тип боевой части и калибр.

Тип боевой части и особенности ее устройства предопределяют не толь­ко целевое предназначение НАР, но и отражают особенности ее действия у цели. Так, рассматривают НАР с БЧ фугасного, осколочного, кумулятивного, проникающего, комбинированного (осколочно-фугасного, кумулятивно-осколочного и др.), осветительного типа и т. д.

По устройству БЧ НАР под­разделяются на ракеты с моноблочными БЧ, с БЧ разделяющегося типа, раке­ты с БЧ кассетного типа и др. Например, НАР с тандемным расположением кумулятивных БЧ; НАР с разделяющейся боевой частью, снаряжаемой бое­выми элементами объемно-детонирующего действия, и т. д.

Важным параметром НАР является ее калибр. Он определяется харак­терным размером камеры ракетного двигателя – обычно наружным диамет­ром камеры.

Для существующей системы твердотопливных ракет калибр РДТТ отражен в кратком условном наименовании ракеты. Так, в наименова­нии ракет типа С-8, С-13, С-25 и др. цифра означает калибр РДТТ, выражен­ный в см и соответствующий номинальному значению диаметра камеры дви­гателя. Если диаметр БЧ больше или меньше калибра РДТТ, то говорят: НАР с надкалиберной или подкалиберной БЧ. Их примерами могут служить соот­ветственно НАР-С-25О и С-13Т.

Иногда по величине калибра различают НАР малого, среднего и крупно­го калибра. Хотя такая классификация является условной, она все же дает не­которое представление о количестве ракет, подвешиваемых на одну точку подвески самолета (вертолета). Ясно, что НАР крупного калибра можно под­вешивать лишь по одной на каждую точку подвески с балочным держателем третьей группы (БД-3). На эту же точку подвески можно подвесить блок с несколькими десятками НАР малого калибра или пусковое устройство с 3-5 ракетами среднего калибра.



С момента появления на вооружении авиации и до настоящего времени НАР сохраняют свои позиции и неизменно входят в состав вооружения само­летов и вертолетов различных поколений. Объясняется это тем, что благода­ря своим специфическим свойствам НАР значительно увеличивают огневую мощь ударных авиационных комплексов и расширяют их возможности при решении задач поражения наземных и морских целей.

Отличительными признаками и особенностями неуправляемых ракет как боеприпасов основного назначения являются:

Возможность создать боевую часть большой массы, сопоставимую по мощности действия с авиабомбами калибра 100, 250 и даже 500 кг;

Значительная доля самой боевой части в общей стартовой массе ракеты (до 65%), что значительно больше, чем для УАР;

Большое разнообразие типов боевых частей, обеспечивающих высокую эффективность действия авиации по широкому спектру наземных целей;

Большой боекомплект НАР каждого самолета или вертолета благодаря применению многозарядных пусковых устройств для ракет малого и среднего калибров;

Достаточно высокая точность пуска ракет, обеспечивающая возможность поражения малоразмерных целей;

Широкий диапазон дальностей пуска ракет, обеспечивающий возможность поражения целей и в том случае, когда для артиллерийского оружия или авиабомб они оказываются недосягаемыми;

Относительная простота устройства и производства, позволяющая реализовать модульный принцип создания целого класса ракет одного и того же калибра, имеющих один и тот же двигатель, но различные типы БЧ (до 10 и более);

Простота эксплуатации как летной, так и наземной, которая практически мало чем отличается от эксплуатации авиабомб;

Достаточно большой срок службы, вследствие чего НАР входят в состав вариантов вооружения самолетов нескольких поколений (например, НАР типа С-24 находится на вооружении более полувека);

Относительно небольшая стоимость серийного производства НАР в сравнении с УАР сопоставимого калибра (например, стоимость неуправляемой ракеты типа С-25 и управляемой типа С-25Л оценивалась в соотношении 1:6 в масштабе одного и того же курса рубля);

Возможность реализовать менее затратную утилизацию НАР, запрещенных к использованию по прямому назначению.

В дополнение к перечисленному следует остановиться еще на одной особенности НАР. Представляя собой систему, состоящую из боевой (БЧ) и ракетной (РДТТ) частей, неуправляемые ракеты вследствие очевидных преимуществ начали применяться не только «в целом», но и «по частям», что послужило толчком к созданию боеприпасов других видов. Их приме­рами могут служить уже упоминавшиеся ранее противолодочные торпеды-ракеты АПР, всплывающие ракеты-мины РМ, бетонобойные авиабомбы БЕТАБ-500Ш, включающие тормозной и разгонные двигатели, работающие на твердом топливе, а также управляемая ракета С-25Л, созданная на основе НАР С-25, и др.

В настоящее время возможности НАР еще далеко не исчерпаны. Весьма актуальной и перспективной является задача создания НАР крупного калибра с кассетной боевой частью (КБЧ), обеспечивающей применение боевых элементов (бомб, мин и др.) в больших количествах – до нескольких тысяч штук в БЧ. На базе такой ракеты легко может быть создана НАР с плани­рующим полетом на пассивном участке траектории, позволяющая атаковать цели с больших дальностей (до 10 км и более). Разработка и принятие на воо­ружение планирующей НАР в значительной мере расширило бы боевые воз­можности современных носителей, в том числе и в плане успешного преодо­ления объектовой ПВО противника.

Особо следует остановиться на точностных характеристиках применения НАР. По параметрам, характеризующим техническое рассеивание, НАР значительно превосходят авиабомбы, но уступают управляемым ракетам. Уменьшение технического рассеивания НАР достигается несколькими спо­собами:

Во-первых, за счет небольшого времени полета ракет от момента пуска до встречи с целью. Имея большую скорость в конце активного участка траектории, ракеты пролетают оставшуюся часть пути за малое время, что исключает влияние многих случайных факторов, в том числе и турбулентности атмосферы, на характер их движения.

Во-вторых, как оперенный снаряд, ракеты имеют большой запас статической и динамической устойчивости. На пассивном участке траектории центр массы НАР из-за выгорания топлива смещается в сторону головной части. Хвостовое же оперение находится на значительном расстоянии от центра массы из-за двигателя, имеющего большую длину, поэтому в плане стабилизации является очень эффективным.

В-третьих, использованием вращательного движения ракет. Все состоящие на вооружении НАР при движении проворачиваются вокруг продольной оси с угловыми скоростями, имеющими порядок от нескольких сотен (НАР типа С-24) до нескольких тысяч (НАР типа С-5, С-8) оборотов в минуту. Вращение ракет обеспечивается действием моментов, создаваемых путем направления действия силы тяги (у НАР с многосопельными двигателями), или за счет аэродинамических моментов, создаваемых стабилизатором, перья которого имеют либо установочный угол атаки, либо срез вдоль одной из граней перьев. Вращение (проворачивание) вокруг продольной оси позволяет исключить влияние несимметричности аэродинамической формы или эксцентриситета массы ракеты на траекторию ее движения. Если бы проворачивания ракеты не было, то под влиянием указанных факторов возникал бы боковой момент, уводящий ракету в сторону от направления стрельбы.

Реализация конструктивных мер позволила создать ракеты, техническое рассеивание которых определялось вероятным отклонением кругового рассеивания в картинной плоскости, равного 2-3 тысячных дальности стрель­бы. При таком рассеивании кучность стрельбы была достаточно высокой, что обеспечивало поражение малоразмерных, в том числе и воздушных, целей. Уместно еще раз напомнить, что первые ракеты типа С-5 были созданы для поражения именно воздушных целей.

С появлением первых управляемых ракет класса «воздух – воздух» НАР типа С-5 были «перенацелены» и стали использоваться для поражения наземных целей. В настоящее время все НАР применяются для поражения наземных целей.

Для повышения вероятности поражения малоразмерных наземных целей требуется увеличение количества ракет, применяемых в одной атаке. Поэтому для ракет типа С-5 были разработаны блоки УБ-16 и УБ-32, снаряжаемые соответственно 16 и 32 ракетами.

Из приведенной сравнительной оценки следует, что НАР, как средства поражения занимают промежуточное положение между авиабомбами и управляемыми авиационными ракетами и в значительной мере дополняют боевые свойства и возможности артиллерийского оружия. По точности попа­дания в цель НАР значительно превосходят авиабомбы, но уступают им по мощности взрыва (действия) боевых частей. НАР заметно превосходят авиа­бомбы при решении задач поражения особо прочных и заглубленных целей благодаря обеспечению высокой скорости соударения БЧ проникающего ти­па. В сравнении с боеприпасами высокоточного оружия (управляемыми авиационными ракетами и корректируемыми авиационными бомбами) НАР уступают им по точности попадания в цель, но превосходят по таким свойст­вам, как независимость от метеоусловий применения и помехоустойчивость.

НАР малого калибра, так же как и снаряды авиационного артиллерий­ского оружия, позволяют формировать при атаке наземных целей зоны рас­сеивания точек падения, имеющие такую форму и размеры, при которых дос­тигается максимальная эффективность поражения цели.

Таким образом, сис­тему НАР следует рассматривать как неотъемлемую составную часть (вид) вооружения современных боевых авиационных комплексов, значительно расширяющую боевые свойства и тактические возможности последних.

Справочник "Отечественное ракетное оружие" содержит сведения о 520 боевых, опытных и экспериментальных ракетных комплексах, ракетах, реактивных системах залпового огня и их модификациях, состоявших или состоящих на вооружении Советской Армии и Российской Армии, а также о ракетных проектах, созданных в 38 ведущих конструкторских бюро (головных предприятиях-разработчиках) СССР, РФ и Украины. Включены данные о межконтинентальных баллистических ракетах, баллистических ракетах подводных лодок, ракетах средней дальности, оперативно-тактических, тактических, крылатых, аэробаллистических, зенитных, противотанковых, противолодочных ракетах и противоракетах по следующим пунктам: краткая история создания, год принятия на вооружение, тактико-технические характеристики, данные о носителях, пусковых установках, серийном производстве и эксплуатации в войсках.

Разделы этой страницы:

НЕУПРАВЛЯЕМЫЕ АВИАЦИОННЫЕ РАКЕТЫ


РС -82

Авиационный твердотопливный реактивный снаряд (авиационная неуправляемая ракета для борьбы с воздушными и наземными целями). Один из первых в стране и в мире серийных боевых реактивных снарядов. Разработан в Реактивном научно-исследовательском институте (РНИИ) под руководством Ивана Клейменова, Георгия Лангемака, Юрия Победоносцева. Испытания проходили в 1935-1936 гг. Принят на вооружение ВВС в 1937 г. Снарядами оснащались истребители И-15, И-153, И-16, штурмовики ИЛ-2. В августе 1939 г. РС-82 впервые в отечественной истории были применены в боевых действиях у реки Хапхин-Гол с истребителей И-16. Максимальная дальность стрельбы – 5,2 км. Масса снаряда – 6,82 кг. Максимальная скорость – 350 м/с. Масса ВВ – 0,36 кг. Калибр – 82 мм. Снят с вооружения.

РС-132

Авиационный твердотопливный реактивный снаряд (авиационная неуправляемая ракета для борьбы с наземными целями). Разработан в Реактивном научно-исследовательском институте (РНИИ) под руководством Ивана Клейменова, Георгия Лангемака, Юрия Победоносцева. Принят на вооружение ВВС в 1938 г. Снарядами оснащались бомбардировщики "СБ". Максимальная дальность стрельбы – 7,1 км. Масса снаряда – 23,1 кг. Масса ВВ – 1 кг. Калибр – 132 мм. Снят с вооружения.

С -1

Авиационный неуправляемый оперенный твердотопливный турбореактивный снаряд. Разрабатывался в НИИ-1 (Московский институт теплотехники) для самолетов штурмовой авиации. Принят на вооружение ВВС в середине 50-х гг., но серийно не выпускался в связи с прекращением производства штурмовиков. Калибр – 212 мм.

С -2

Авиационный неуправляемый оперенный твердотопливный турбореактивный снаряд. Разрабатывался в НИИ-1 (Московский институт теплотехники) для самолетов штурмовой авиации. Принят на вооружение ВВС в середине 50-х гг., но серийно не выпускался в связи с прекращением производства штурмовиков. Калибр – 82 мм.

С -3

Авиационный неуправляемый оперенный твердотопливный турбореактивный снаряд. Разрабатывался в НИИ-1 (Московский институт теплотехники) для самолетов штурмовой авиации. Принят на вооружение ВВС в середине 50-х гг., но серийно не выпускался в связи с прекращением производства штурмовиков. Калибр – 132 мм.



С -3К

Авиационный неуправляемый противотанковый твердотопливный реактивный снаряд. Разрабатывался в НИИ-1 (Московский институт теплотехники) под руководством конструктора З.Бродского для самолетов СУ-7Б в 1953-1961 гг. Максимальная дальность стрельбы – 2 км. Бронепробитие – 300 мм. Масса снаряда – 23,5 кг. Масса БЧ – 7,3 кг. Имеет кумулятивный осколочно – фугасный заряд. Принят на вооружение в 1961 г. Выпускался серийно до 1972 г. Снят с вооружения.

С -21 (АРС-212)

Тяжелый авиационный неуправляемый твердотопливный реактивный снаряд класса "воздух-воздух". Усовершенствованный РС-82. Первоначальное название – АРС-212 (авиационный ракетный снаряд). Разрабатывался в НИИ-1 (Московский институт теплотехники) под руководством конструктора Н.Лобанова для самолетов МИГ-15бис и МИГ-17. Принят на вооружение в 1953 г.

Калибр – 210 мм. Имеет осколочно-фугасную ГЧ. Снят с вооружения в начале 60-х гг..



С -24

Авиационный неуправляемый твердотопливный оперенный реактивный снаряд для поражения защищенных наземных целей. Разрабатывался в НИИ-1 (Московский институт теплотехники) под руководством конструктора М.Ляпунова в 19531960 гг. Принят на вооружение в середине 60-х гг. Предназначен для самолетов и вертолетов фронтовой авиации ИЛ- 102, МИГ-23МЛД, МИГ-27, СУ-17, СУ-24, СУ-25, ЯК-141. Дальность стрельбы – 2 км. Масса снаряда – 235 кг. Длина снаряда – 2,33 м. Калибр – 240 мм. Масса осколочно-фугасной БЧ – 123 кг. При разрыве снаряда образовывалось до 4000 осколков.

Применялся во время войны в Афганистане. Находится на вооружении.

С-24Б

Авиационная неуправляемая ракета для поражения защищенных наземный целей. Модификация С-24. Имеет измененный состав топлива. Осколочно-фугасная БЧ весом 123 кг содержит 23,5 кг ВВ. При подрыве образуется 4000 осколков с радиусом поражения 300-400 м. Оснащена неконтактным радиовзрывателем.

Ракеты применялись во время войны в Афганистане и в ходе боевых действий в Чечне.

С -5 (АРС-57)

Авиационный неуправляемый ракетный снаряд класса "воздух – поверхность". Первоначальное название – АРС-57 (авиационный ракетный снаряд). Разработан в 60-е годы в ОКБ-16 (ныне – Конструкторское бюро точного машиностроения имени А.Э.Нудельмана) под руководством главного конструктора Александра Нудельмана. Принят на вооружение в 60-е г. БЧ осколочно-фугасного типа. Калибр – 57 мм. Длина – 1,42 м. Масса – 5,1 кг. Масса БЧ – 1,1 кг. Дальность стрельбы – 2 – 4 км. Имеет РДТТ.

Разрабатывалось опытное применение С-5 для стрельбы по воздушным целям. Опытный истребитель Павла Сухого П-1 должен был нести 50 ракет С-5. С-5 с УБ-32 устанавливались также на танк T-62.

С-5 поставлялись во многие страны мира, участвовали в арабо-израильских войнах, в войне Ирана с Ираком, в боевых действиях в Афганистане, в ходе боевых действий в Чечне.

С -5М

Авиационный неуправляемый ракетный снаряд класса "воздух – поверхность". Модификация С-5. Разработан в 60-е годы в ОКБ-16 (ныне – Конструкторское бюро точного машиностроения имени А.Э.Нудельмана) под руководством главного конструктора Александра Нудельмана. Калибр – 57 мм. Длина – 1, 41 м. Масса – 4,9 кг. Масса БЧ – 0,9 кг. Дальность стрельбы – 2 – 4 км. Имеет РДТТ.

Предназначен для борьбы с живой силой, слабозащищенны- ми целями, артиллерийскими и ракетными позициями противника, самолетами на стоянке. БЧ осколочного типа образует при разрыве 75 осколков массой от 0,5 до 1 г.

С-5МО

Авиационный неуправляемый ракетный снаряд класса "воздух – поверхность". Модификация С-5 с БЧ усиленного осколочного действия. Разработан в 60-е годы в ОКБ-16 (ныне – Конструкторское бюро точного машиностроения имени А.Э.Нудельмана) под руководством главного конструктора Александра Нудельмана. Калибр – 57 мм. При взрыве дает до 360 осколков массой 2 г. каждый. Имеет РДТТ.

С-5К

Авиационный неуправляемый ракетный снаряд класса "воздух – поверхность". Модификация С-5. Разработан в 60-е годы в ОКБ-16 (ныне – Конструкторское бюро точного машиностроения имени А.Э.Нудельмана) под руководством главного конструктора Александра Нудельмана. Калибр – 57 мм. Предназначен для борьбы с бронетанковой техникой (танки, БТР, БМП). Имеет БЧ кумулятивного действия. Имеет РДТТ. Бронепробитие – 130 мм.

С-5КО

Авиационный неуправляемый ракетный снаряд класса "воздух – поверхность". Модификация С-5. Разработан в 60-е годы в ОКБ-16 (ныне – Конструкторское бюро точного машиностроения имени А.Э.Нудельмана) под руководством главного конст-

руктора Александра Нудельмана. Имеет БЧ комбинированного кумулятивно-осколочного действия. Калибр – 57 мм. Имеет РДТТ. При разрыве образует 220 осколков массой по 2 г.

С-5С

Авиационный неуправляемый ракетный снаряд класса "воздух – поверхность". Модификация С-5. Разработан в 60-е годы в ОКБ-16 (ныне – Конструкторское бюро точного машиностроения имени А.Э.Нудельмана) под руководством главного конструктора Александра Нудельмана. Имеет БЧ, которая имеет 1000 стреловидных поражающих элемента (СПЭЛ). Калибр – 57 мм. Имеет РДТТ. Для уничтожения живой силы противника.



НАР С-8 в контейнере Б8В20 (фото из журнала "Военный Парад")



НАР С-8 в контейнере Б8М1 (фото из журнала "Военный Парад")

С-8А, С-8В, С-8АС, С-8ВС

Авиационные неуправляемые твердотопливные ракеты класса "воздух-поверх-ность". Модификации С-8, имеющие усовершенствованные РДТТ, состав топлива и стабилизаторы.

С-8М

Авиационная неуправляемая твердотопливная ракета класса "воздух-поверхность". Модификация С-8. Имеет БЧ усиленного осколочного действия и РДТТ с увеличенным временем работы.

С -8С

Авиационная неуправляемая твердотопливная ракета класса "воздух-поверхность". Модификация С-8. Имеет БЧ, снабженную 2000 стреловидными поражающими элементами.

С-8Б

Авиационная неуправляемая твердотопливная ракета класса "воздух-поверхность". Модификация С-8. Имеет бетонобойную БЧ проникающего действия.

С-8Д

Авиационная неуправляемая твердотопливная ракета класса "воздух-поверхность". Модификация С-8. Содержит 2,15 кг жидких компонентов взрывчатого вещества, смешивающихся и образующих аэрозольное облако объемно-детонирующей смеси.

С-8КОМ

Авиационная неуправляемая твердотопливная ракета класса "воздух-поверхность". Модификация С-8. Разработана в новосибирском Институте прикладной физики. Принята на вооружение. Предназначена для самолетов и вертолетов фронтовой авиации СУ-17М, СУ-24, СУ-25, СУ-27, МИГ-23, МИГ-27, МИ-28, КА-25. Для поражения современных танков, легкобронированной и небронированной техники. Максимальная дальность стрельбы – 4 км. Масса ракеты – 11,3 кг. Длина ракеты – 1,57 м. Калибр – 80 мм. Масса БЧ – 3,6 кг. Масса ВВ – 0,9 кг. Бронепробитие – 400 мм. Имеет кумулятивный заряд. Находится на вооружении.

С-8БМ

Авиационная неуправляемая твердотопливная ракета класса "воздух-поверхность". Модификация С-8. Бетонобойная ракета с проникающей БЧ. Разработана в новосибирском Институте прикладной физики. Принята на вооружение. Предназначена для самолетов и вертолетов фронтовой авиации СУ- 17М, СУ-24, СУ-25, СУ-27, МИГ-23, МИГ-27, МИ-28, КА-25. Для поражения материальной части и живой силы в фортификационных сооружениях.

Максимальная дальность стрельбы – 2,2 км. Масса ракеты – 15,2 кг. Длина ракеты – 1,54 м. Калибр – 80 мм. Масса БЧ – 7,41 кг. Масса ВВ – 0,6 кг. Находится на вооружении.

С-8ДМ

Авиационная неуправляемая твердотопливная ракета класса "воздух-поверхность" с объемно-детонирующей смесью. Модификация С-8. Разработана в новосибирском Институте прикладной физики. Принята на вооружение. Предназначена для самолетов и вертолетов фронтовой авиации СУ-17М, СУ- 24, СУ-25, СУ-27, МИГ-23, МИГ-27, МИ-28, КА-25. Для поражения целей, находящихся в окопах, траншеях, блиндажах и прочих подобных укрытиях.

Максимальная дальность стрельбы – 4 км. Масса ракеты – 11,6 кг. Длина ракеты – 1,7 м. Калибр – 80 мм. Масса БЧ – 3,8 кг. Масса ВВ – 2,15 кг. Находится на вооружении.

С-8Т

Авиационная неуправляемая твердотопливная ракета класса "воздух-поверхность". Модификация С-8. Разработана в новосибирском Институте прикладной физики. Принята на вооружение. Предназначена для самолетов и вертолетов фронтовой авиации СУ-17М, СУ-24, СУ-25, СУ-27, МИГ-23, МИГ-27, МИ-28, КА-25.

Масса ракеты – 15 кг. Длина ракеты – 1,7 м. Калибр – 80 мм. Масса ВВ – 1,6 кг. Бронепробитие – 400 мм. Имеет тандемный кумулятивный заряд. Находится на вооружении.



С-13

С -13

Авиационная неуправляемая твердотопливная ракета класса "воздух-поверхность". Разработана в новосибирском Институте прикладной физики. Принята на вооружение в 1985 г. Предназначена для самолетов Су-25, СУ-27, СУ-30, МИГ-29. Для уничтожения самолетов в железнодорожных укрытиях, а также военной техники и живой силы в особо прочных укрытиях. Имеет БЧ бетонобойного типа. Максимальная дальность стрельбы – 3 км. Масса ракеты – 57 кг. Длина ракеты – 2,54 м. Калибр – 122 мм. Масса БЧ – 21 кг. Масса ВВ – 1,82 кг.

Ракеты С-13 различных модификаций применялись во время войны в Афганистане. Находится на вооружении.

С -13Т

Авиационная неуправляемая твердотопливная ракета класса "воздух-поверхность". Модификация С-13. Разработана в новосибирском Институте прикладной физики. Принята на вооружение в 1985 г. Предназначена для самолетов Су-25, СУ- 27, СУ-37, МИГ-29. Для уничтожения самолетов, находящихся в укрытиях усиленного типа, командных пунктов и пунктов связи, вывода из строя взлетно-посадочных полос аэродромов. Имеет две разделяющиеся автономные БЧ, первая из которых является проникающей, вторая – осколочно-фугасной. Максимальная дальность стрельбы – 4 км. Масса ракеты – 75 кг. Длина ракеты – 3,1 м. Калибр – 122 мм. Масса БЧ – 37 кг. Находится на вооружении.

С-13ОФ

Авиационная неуправляемая твердотопливная ракета класса "воздух-поверхность". Модификация С-13. Разработана в новосибирском Институте прикладной физики. Принята на вооружение в 1985 г. Предназначена для самолетов Су-25, СУ- 27, СУ-37, МИГ-29. Имеет осколочно-фугасную БЧ с заданным дроблением на осколки (дробится на 450 осколков массой 25-35 г). БЧ укомплектована донным взрывателем, срабатывающим после заглубления в грунт. Способна пробить броню БТР или БМП.

Максимальная дальность стрельбы – 3 км. Масса ракеты – 69 кг. Длина ракеты – 2,9 м. Калибр – 122 мм. Масса БЧ – 33 кг. Масса ВВ – 7 кг. Находится на вооружении.

С-13Д

Авиационная неуправляемая твердотопливная ракета класса "воздух-поверхность". Модификация С-13. Разработана в новосибирском Институте прикладной физики. Принята на вооружение в 1985 г. Предназначена для самолетов Су-25, СУ- 27, СУ-37, МИГ-29. Имеет БЧ с объемно – детонирующей смесью.

Максимальная дальность стрельбы – 3 км. Масса ракеты – 68 кг. Длина ракеты – 3,1 м. Калибр – 122 мм. Масса БЧ – 32 кг. Находится на вооружении.

С -25-О

Авиационная особо тяжелая неуправляемая ракета класса "воздух – поверхность". Пришла на смену С-24. Разработана в 70-е гг. в ОКБ-16 (ныне – Конструкторское бюро точного машиностроения имени А.Э.Нудельмана) под руководством главного конструктора Александра Нудельмана. Поставляется в ВВС в одноразовом контейнере ПУ-0-25 – деревянной пусковой трубе с металлической обшивкой. Имеет осколочную БЧ. Предназначена для уничтожения живой силы, транспорта, самолетов на стоянке, слабозащищенных целей. РДТТ имеет 4 сопла и заряд весом 97 кг смесевого топлива. Прицельная дальность стрельбы – 4 км. Масса БЧ – 150 кг. БЧ при взрыве дает до 10 тысяч осколков. При удачном попадании одна ракета может вывести из строя до батальона пехоты противника.

С-25ОФ

Авиационная неуправляемая твердотопливная ракета класса "воздух-поверхность". Модификация С-25. Разработана в конце 70-х гг. в ОКБ-16 (ныне – Конструкторское бюро точного машиностроения имени А.Э.Нудельмана) под руководством главного конструктора Александра Нудельмана. Эксплуатируется в войсках с 1979 г. Предназначена для самолетов фронтовой авиации. Для борьбы с легкой бронетехникой, сооружениями и живой силой противника. Максимальная дальность стрельбы – 3 км. Масса ракеты – 381 кг. Длина ракеты – 3,3 м. Калибр – 340 мм. Масса БЧ осколочно-фугасного типа – 194 кг. Масса ВВ – 27 кг. Находится на вооружении.





С-25ОФМ

Модернизированная авиационная управляемая твердотопливная ракета класса "воздух-поверхность". Модификация С- 25. Разработана в 80-е годы в ОКБ-16 (ныне – Конструкторское бюро точного машиностроения имени А.Э.Нудельмана) под руководством главного конструктора Александра Нудельмана. Предназначена для самолетов фронтовой авиации. Для уничтожения одиночных укрепленных наземных целей. Имеет упрочненную БЧ проникающего действия для пробивания прочных укрепленных сооружений. Максимальная дальность стрельбы – 3 км. Масса ракеты – 480 кг. Длина ракеты – 3,3 м. Калибр – 340 мм. Масса БЧ – 190 кг. Находится на вооружении.

С-25Л

Авиационная твердотопливная ракета класса "воздух-поверхность" с лазерным наведением. Модификация С-25ОФМ. Разработана в конце 70-х гг. в ОКБ-16 (ныне – Конструкторское бюро точного машиностроения имени А.Э.Нудельмана). Главный конструктор – Борис Смирнов. Эксплуатируется в войсках с 1979 г. Предназначена для самолетов фронтовой авиации как управляемая ракета с лазерным наведением. Лазерная ГСН разработана в НПО "Геофизика". Максимальная дальность стрельбы – 3 км. Масса ракеты – 480 кг. Длина ракеты – 3,83 м. Калибр – 340 мм. Масса БЧ – 150 кг. Находится на вооружении.

С-25ЛД

Модернизированная авиационная управляемая твердотопливная ракета увеличенной дальности класса "воздух-поверхность" с лазерным наведением. Разработана в 80-е годы в Конструкторском бюро точного машиностроения имени А.Э.Нудельмана. Главный конструктор – Борис Смирнов. Эксплуатируется в войсках с 1985 г. Предназначена для штурмовиков СУ-25Т.

Максимальная дальность стрельбы – 10 км. Находится на вооружении.

С.В. Гуров (Россия, г.Тула)

Блоки (блоки орудий) и неуправляемые авиационные ракеты (НАР), в основном, известны, как типы авиационных пусковых устройств и боеприпасов соответственно. Их носителями являются боевые самолёты и вертолёты .

Однако, блоки также применялись в конструкциях боевых машин (БМ) и наземных пусковых установок (ПУ) реактивных систем залпового огня (РСЗО) как созданных в рамках официальных работ (т.е. работ, выполненных организациями, имеющими разрешительные документы от государства на ведение работ в области вооружений и военной техники), так и созданных в ходе ведения боевых действий самостоятельно (в инициативном порядке) представителями вооружённых сил, повстанческих групп (группировок) и (или) террористических организаций. Известно об одном самодельном морском варианте ПУ с блоком для НАР (Абхазия) .

Направляющие блока использовались в конструкции, по крайней мере, одного официально разработанного образца БМ (Аргентина) , самодельной пусковой установки в Афганистане , самодельной морской пусковой установки в Абхазии , самодельных пусковых установок в Чеченской Республике и, наиболее вероятно, в конструкциях самодельных БМ в Ливии и Сирии.

НАР также применялись для пуска из выше указанных типов наземных пусковых устройств (с блоками для НАР и с направляющими от блоков для НАР) и их вариантов со специально созданными пакетами направляющих.

Официально разработанная ПУ с блоками иностранной разработки была принята на вооружение армий (сухопутных войск) Великобритании, Канады, Норвегии . Предположительно, официально разработанная ПУ с блоками советской разработки была принята на вооружение в Гвинеи-Бисау (см. рис. ) .

Официально разработанная боевая машина с пакетом направляющих для НАР была принята на вооружение армии Италии и морской пехоты Мексики .

Официально разработанные (буксируемые) ПУ c пакетами направляющих для НАР и ракет (реактивных снарядов) на их основе были приняты на вооружение армий Бразилии , Индонезии , Хорватии .

Анализ имеющихся данных (точные данные неустановленны) приводит к выводу, что ПУ и БМ с пакетами направляющих для НАР также были проработаны в США (ПУ , ранее 80-х годов ХХ века) , Швейцарии (ПУ (см. рис.1 , рис.2 ) и БМ (50-е - начало 60-х годов ХХ века, см. рис. ) , Бельгии (см. , , ) , Египте (см. рис. , Турции (см. рис.1 , рис.2 , рис.3 , Южной Корее (БМ) и Ираке (см. рис.БМ ) .

Временные рамки проведения работ по основным образцам представлены ниже в обзорной части.

Открытые данные о боевом применении боевых машин с блоками и со специально созданными пакетами для НАР, разработанными специалистами конструкторских бюро (отделов) организаций, в ходе проведённого открытого исследования неустановленны. Установлены только факты наличия и, как правило, боевого применения самодельных боевых машин и пусковых установок рассмотренного типа в ходе войн и военных конфликтов в Абхазии, Ираке (см. рис. ), Афганистане (БМ и ПУ), бывшей Югославии, Грузии, Приднестровье, Украине, Южной Осетии (БМ) (образцы с блоками), а также Ливии и Сирии (образцы с блоками и специально созданными пакетами направляющих). Как правило, стрельба велась из одиночных БМ и ПУ .

Таким образом, рассматриваемые системы могут быть полезны в так называемых “особых условиях”, когда, в основном, существует нехватка вооружения или воевать приходится тем, что имеется в наличие.

По мнению академика Н.А. Макаровца, конкурентами изученных систем являются мобильные противотанковые ракетные комплексы (ПТРК) . По мнению кандидата технических наук Б.В. Манчука, до сих пор не решены вопросы их тактики применения и организационно-штатной принадлежности. При необходимости проектирования таких систем надо будет учитывать тот факт, что все последние военные конфликты и войны носили локальный характер, во время которых не было широкого применения армейских соединений.

Каких-либо открытых данных о необходимости создания изученных типов систем для сухопутных войск, воздушно-десантных войск и сил специального назначения на официальном уровне за последние 13 лет автором неустановленно.

Возможно, наиболее перспективными могут быть системы для стрельбы модификациями НАР с блоками управления, а также в сочетании с противотанковыми ракетами . При этом должен быть решён вопрос использования шасси с малошумными двигателями для ведения ближнего боя и использования фактора неожиданности.

Прообразом современных блоков, т.е. связки трубчатых направляющих в корпусе (обшивке, кожухе), для НАР можно считать метательный аппарат в виде митральезы ракетной, представленный Иваном Валентиновичем Воловским 19 апреля 1912 года в докладной записке Военному Министру вместе с другими проектами военного назначения. Его крепление должно было выполняться на аэропланах с возможностью во время полёта производить стрельбу по аэропланам и по неприятельской позиции (см. рис. ) .

Первые блоки для НАР, в современном их понимании, создавались с 40-х годов XX века .

В ходе исследования данные об их использовании как вооружения класса "земля-земля" (блоков и НАР) и их составляющих (блоков и НАР) для наземного и морского применений до 70-х годов ХХ века неустановленны.

В рамках официальных работ, в начале 70-х годов ХХ века на Филиппинах была создана Rancudo Rocket Gun - реактивная пусковая установка Rancudo. Боевая машина и пусковая установка были собраны с идентичными блоками для 24-х НАР калибра 70 мм (2.75"). С 1949 года такой блок являлся вооружением американского перехватчика F-84D Sabre Dog. В 1958 году 20 таких перехватчиков были экспортированы на Филиппины. В 1972 году бригадный генерал Jose Rancudo предложил использовать такой блок для создания установки (боевой машины), дав ей свою фамилию. Имеющаяся фотография стрельбы из БМ, якобы, являющаяся оригинальной, свидетельствует об аномальном полёте НАР. Это объясняется тем, что при стрельбе при большом угле возвышения пакета направляющих начавшие работу ракетные двигатели при создавшейся силе тяги обеспечивали начальный полёт ракет с недостаточной скоростью для придания им правильного направления полёта. НАР успевали существенно опустить носовую часть (т.е. совершить клевок) прежде чем вышедшие на режим двигатели их разгоняли. (см. рис. ) . Подобное явление - полёт НАР вниз вскоре после пуска - имело место при стрельбе из самодельных БМ с пакетами направляющих для НАР в Сирии и на Украине при стрельбе прямой наводкой из БМ с БО .

В 70-х годах в Аргентине специалисты компании EDESA создали боевую машину Yarara (по имени одной весьма ядовитой змеи) на доработанном шасси автомобиля Chevrolet C-10. В качестве направляющих использовались направляющие для БО LAU32/A или другой модификации для НАР калибра 70 мм. Для ведения стрельбы БМ вывешивалась на четыре домкрата, за счёт регулирования которых выполнялось и горизонтирование БМ.

Были собраны три боевые машины, экспортированные в Никарагуа.

Утверждалось, что для стрельбы применялись 70 мм универсальные ракеты “Альбатрос”, которые были либо НАР, либо созданы на основе НАР (см. рис. ) .

В 1976 году в Италии началась разработка будущей Полевой реактивной системы FIROS 6 для НАР калибра 51 мм от специалистов фирмы SNIA BPD, широко применявшимися в авиации. В октябре 1981 года система была готова к производству.

Артиллерийская часть БМ могла быть смонтирована на доработанных шасси автомобилей 4×4 Land Rover, FIAT Campagnola, FIAT 40 РМ10 и бронетранспортёра FIAT-OTO 6614. В её состав входил пакет из 48 трубчатых направляющих. Механизмы вертикального и горизонтального наведения были с ручными приводами. Стрельба могла выполняться залпом, частью ракет (2, 4, 8, 16, 24, 36) с интервалами между пусками или одиночными ракетами. Скорострельность - 10 НАР в секунду. Пуск выполнялся непосредственно из боевой машины или через кабель с удаления от БМ до 30 метров (возможно из ровика). Время ручного перезаряжания - 5 минут. (см. рис. ) .

В начале 80-х годов ХХ века в Аргентине были проведены работы по пусковой установке в конструкцию которой входили три вертолётных 19-ствольных блоков М261 для НАР Hydra калибра 70 мм. Аргентинские военные, готовившиеся в обороне Фолклендских/Мальвинских островов от английского флота продемонстрировали её корреспонденту (см. рис. ) .

Во время войны за Фолкленские острова (1982 год) блок для НАР был смонтирован на верхней части игрового аттракциона "Горка" на территории детской площадке в поселение Goose Green напротив водоёма (см. рис. ) . Этот образец можно отнести к первому или одному из первых самодельных образцов стационарных пусковых установок с блоками для НАР.

К первой половине 80-х годов ХХ века можно отнести работы специалистов бразильской компании AVIBRAS, которые создали пусковую установку LM-07/36 с возможностью пуска до 36 ракет залпом. Артиллерийская часть ПУ монтируется на одноосном прицепе, являющимся модернизированным вариантом прицепа Х2А1. Вес незаряженной пусковой установки составляет 700 кг и приблизительно 1000 кг - заряженной. Длина установки составляет 3170 мм, ширина - 1670 мм, высота - 1190 мм. База составляет 1470 мм. Угол возвышения - от 0 до +50 град, угол горизонтального обстрела - ±12 град. Стрельба осуществляется посредством прибора управления огнём, подсоединённого к установке через 50-метровый кабель. Установка принята на вооружение сухопутных войск Бразилии и экспортирована в ряд стран.

Для стрельбы предназначены ракеты SBAT-70 калибра 70 мм со складывающимися лопастями блока стабилизатора, которые, наиболее вероятно, являются или переименованными, или модернизированными НАР калибра 70 мм. Типы головных частей: осколочная AVC-70/AC, осколочно-фугасная AVC-70/AР, кумулятивно-осколочная AVC-70/AC/АР, кассетная со стреловидными поражающими элементами AVC-70/F, дымокурящая (снаряженная белым фосфором) AVC-70/FB, дымокурящая практическая AVC-70/EF, практическая с инертным снаряжением AVC-70/Е. (см. рис. ) .

В 80-х годах ХХ века для сил быстрого развёртывания специалистами сухопутных войск США и BEI Defence Systems Company Ink (Форт Уорс, штат Техас, США) была разработана интегрированная ракетная (реактивная) система быстрого развёртывания RADIRS (Rapid Dеployment Integrated Rocket System). Она разрабатывалась как экономичное средство (адаптация) для наземного пуска НАР HYDRA 70 калибра 70 мм армии США с целью обеспечения тяжёлой огневой мощи среди систем малого калибра для наземных сил.

В целом, проводились работы по ПУ и БМ с 7 и 19 ствольными легковесными блоками и специально созданными пакетами для (модифицированных) НАР со складывающимся оперением. Среди них:

  • боевая машина с двумя 7 ствольными блоками на доработанном шасси быстроатакующего автомобиля (см. рис. справа);
  • боевая машина с тремя 19 ствольными блоками на доработанном шасси высокомобильного многоцелевого колёсного автомобиля;
  • боевая машина с шестью 19 ствольными блоками на доработанном шасси 2,5-т грузового автомобиля;
  • боевые машины с двумя 7- или 19 ствольными блоками на доработанном шасси автомобиля малой грузоподъёмности;
  • ПУ с 7 ствольными М260 или 19 ствольными М261 блоками на треножных станках или доработанных шасси серийных военных автомобилей;
  • буксируемая ПУ с четырьмя 19 ствольными блоками на лафете М42 или платформе счетверённой установки М55 для 12,7-мм пулемёта;
  • буксируемые ПУ с (до) шестью 19 ствольными блоками на лафете 105-мм гаубицы М102 или на базе ПУ М91 для пуска химических реактивных снарядов;
  • ПУ с пакетом направляющих с конфигурацией 5 рядов по 5 направляющих в каждом для монтажа на доработанных шасси серийных военных автомобилей;
  • 4-х ствольная ПУ для специальных сил или применения пехотой;
  • 25 ствольная ПУ на универсальной установке.

Монтаж БО также выполнялся в конструкциях различных башенных установок, смонтированных на доработанных бронированных транспортных средствах.

Расчёт для больших (стоит понимать с несколькими блоками) систем состоял из 4-х номеров. Для перезаряжания обычного варианта с 6-ю блоками требовалось 10 минут. Скорострельность при стрельбе из одного 19-ти ствольного блока составляла приблизительно 0,5 с.

Для стрельбы предназначались ракеты со следующими типами головных частей: кассетной М261, снаряжаемой девятью кумулятивно-осколочными боевыми элементами; фугасной М151 весом 4,5 кг, комплектуемой многофункциональным взрывателем М433; кассетной со стреловидными поражающими элементами; кассетной М247 с кумулятивной ГЧ; осветительной М262; дымокурящей М264 (см. рис. ) .

Также в 80-х годах в США разрабатывалась ракетно-артиллерийская установка LAV AD (Light Armored Vehicle for Air Defense), которая оснащалась следующими видами вооружений: 25-мм пятиствольная пушка GAU-12/U, ПУ для ЗУР Stingerи ПУ для НАР Hydra70. Установка была выбрана КМП (вероятно командование морской пехоты) США для вооружения своих подразделений. По данным 1987 года, КМП аннулировал свой запрос по данному предложению ввиду высокой стоимости образца .

В тот же период, специалисты сухопутных войск США проводили работы по роботизированным машинам. Первой роботизированной машиной в программе разработки демонстрационного образца была машина PROWLER, испытание которой проходило в Форт-Левис - месте дислокации 9-й экспериментальной дивизии сухопутных войск. Один из вариантов оснащался боевым оружием к которому относились: химический датчик, две пусковые установки для 70 мм НАР (в источнике НУР) (9 направляющих в конфигурации три ряда по три направляющие в каждом см. рис. ) и противотанковые ракеты Spike. Во время его испытания оператор находился на вспомогательной машине - станции управления. По его команде была выдвинута мачта с телевизионной камерой (на высоту 8,5 м), обнаружена и идентифицирована цель (танк) и осуществлён пуск 70 мм НАР по цели. Из шести ракет четыре поразили цель. При более поздних испытаниях машина PROWLERбыла снабжена датчиком обнаружения ОВ. Машина использовалась и для боевых пусков противотанковых ракет Spike при радиоуправлении .

По данным начала второй половины 80-х годов ХХ века в Бразилии был неуправляемый реактивный снаряд SBAT-127 являвшийся усовершенствованным вариантом неуправляемой авиационной ракеты калибра 127 мм, развивающей высокую начальную скорость. Артиллерийская часть с пакетом направляющих из 12 рельсовых направляющих могла быть смонтирована как на прицепе, так и на доработанном шасси автомобиля. Разработаны два типа фугасной головной части. Веса головных частей составляли, соответственно, - 22/35 (19/32) кг. Полётное время снарядов составляло, соответственно, 70 и 68 с. Длины активных участков траектории, соответственно, - 350 и 275 метров. Максимальная скорость полёта снарядов, соответственно, - 600/430 (690/680) м/с. Максимальные дальности полёта достигались при угле возвышения пакета установки в 47 градусов .

По данным того же периода, специалистами акционерного общества с ограниченной ответственностью Oerlikon, расположенного в Цюрихе, в Швейцарии была разработана боевая машина с пусковой установкой RWK-014 для стрельбы НУРС калибра 81 мм.

Артиллерийская часть могла быть смонтирована на доработанных шасси бронированных транспортных средств, таких как М113 или БМП Tornado фирмы MOWAG. В её состав входили два пакета по 15 трубчатых направляющих каждый. Вес заряженной установки составлял 1410 кг, вес башенной установки - 820 кг, диапазон углов возвышения - от -10 до +50°, диапазон углов горизонтального обстрела - 360°, максимальная скорость наведения ручным приводом по углу возвышения - примерно 0,8 град/с на оборот маховика, а по азимуту - 8 град/с на оборот маховика. Наведение установки осуществлялось посредством ручных приводов. Время залпа - 3 секунды, время перезаряжания - около 6 минут (см. рис ).

Для стрельбы применялись НУРС SNORA (см. рис. ), состоящие из головной части, твёрдотопливного ракетного двигателя и блока стабилизатора со складывающимися лопастями. Для НУРС были разработаны различные типы головных частей. Снаряды также использовались как ракетные боеприпасы класса “воздух - земля”, т.е. как НАР. Разработка неуправляемого реактивного снаряда SNORA являлась совместной между специалистами акционерного общества с ограниченной ответственностью Oerlikon и фирмы SNIA BPD SpA из Италии. Длина снаряда со взрывателем составляла 1800 мм, вес - 15,7 или 19,6 (19,7) кг в зависимости от типа головной части, максимальная скорость полёта снаряда - 520-670 м/с. К снаряду были разработаны следующие типы головных частей: осколочная SSK 029 весом 7 кг, снаряжаемая 1,9 кг взрывчатого вещества; осколочная SSK 032 весом 11 кг, снаряжаемая 2,9 кг взрывчатого вещества и головная часть для учебно-тренировочного снаряда .

В середине 80-х годов ХХ века встал вопрос о создании боевой машины поддержки танков (БМПТ), предназначенных предназначены для действия в составе танковых формирований с целью поражения танкоопасных средств противника. Необходимость создания этой концептуально новой машины возникла во время войны в Афганистане. Опыт ведения боевых действий показал, "что легкобронированные БМП-1 и БМП-2 не могут в полной мере справляться с танкоопасной живой силой, а танки не обладают достаточным углом подъема пушки. Основным требованием к новой машине было мощное вооружение, с высоким углом подъема и уровень защиты корпуса на уровне основного боевого танка, также применялся комплекс мер по повышению защиты от пехотных противотанковых средств ближнего боя". В середине 80-х годов ХХ века работой над этой темой занялись специалисты Конструкторского бюро Челябинского тракторного завода (ЧТЗ). Были собраны три варианта машины, которая получила наименование "горный танк".

В конструкцию первого варианта входили корпус и башня танка Т-72А с установленными по бортам башни двумя 30 мм пушками 2А72 и блоками для неуправляемых ракет (по другим данным для НАР C-8 калибра 80 мм) по 6 направляющих с каждого борта (см. рис.1 , рис.2 , рис.3 , рис.4 ). Конфигурация пакета направляющих: три ряда по три направляющие в каждом. Также на танке устанавливался НкДЗ "Контакт-1", а на его бортах устанавливались экраны с контейнерами ДЗ полностью их прикрывающие. В конструкциях двух других вариантов БМПТ пакеты направляющих для неуправляемых ракет (НАР) не предусматривались .

В конце 80-х - начале 90-х годов ХХ века специалисты греческой компании Advanced Technolodgy Errlications совместно с разработчиками из США и с Дальнего Востока (см. рис. ) проводили работы по лёгкой реактивной пусковой установке наземного базирования. В конструкцию буксируемой пусковой установки входили шесть блоков LAU-68. Вес ПУ с незаряженными блоками составлял 520 кг. Её ширина - 1650 мм, а высота 1810 мм. Из установки можно было вести огонь до 84 ракет за 4 секунды. Максимальная дальность полёта ракеты составляла более 16 000 м. Специалисты компании предлагали автоматизированную систему управления огнём, в состав которой входил лазерный дальномер и баллистический вычислитель. Имеется информация о возможноcти использования наземных установок рассматриваемого типа (буксируемые или самоходные варианты) для вооружения ударных кораблей и батарей береговой обороны, а также специальными силами (см. рис. ) .

Одни их первых установленных работ по использованию блоков в конструкциях самодельных боевых машин и пусковых установок были выполнены во время войны в Афганистане (1979-1989 годы). В ча-стности, “на БТР устанавливали вертолетный блок 80-мм НУРС “С-8”. … Этот бое-вой гибрид несколько раз использовался в бою, и весьма успешно” .

В сети интернет опубликованы следующие данные: "Так, в 370 ооСпН (Лашкаргах) старшим водителем БТРа РГСпН № 631 Юрием Денисовым совместно с другими энтузиастами на его машину был установлен вертолетный блок 80-мм НУРС «С-8» (неуправляемый ракетный снаряд) на 16 выстрелов. Тяга была подсоединена к кожуху ствола КПВТ. Её регулировали по прицелу пулемета. Во время пристрелки на стрельбище линии прицеливания приблизительно выровняли. Вот только при стрельбе необходимо было поворачивать башню, чтобы реактивная струя при выстреле не попадала в двигатели. В боевых операциях удалось использовать эту установку несколько раз. Минусом этого нововведения была невозможность использования данной установки с имеющимся на борту десантом.

Подобная «установка залпового огня» была на одном из постов в Баракинской долине.Вспоминает разведчик 668 ооСпН:

«Установка с НУРСами была приспособлена вместо башни БРДМ (историю потери башни выяснить мы не успели, сняли свою группу и ушли). Кнопка электроспуска была выведена на панель приборов у командира вместо кнопки предохранителя стрельбы КПВТ. БРДМ стояла в капонире с радиальными стенами. Стены капонира были размечены, местность пристреляна по этим меткам».

Частые обстрелы выносных застав (точек) заставляли несущих там службу также проявлять выдумку и смекалку. Так, близ Асадабада на одной из таких точек был установлен вертолетный блок 80-мм НУРС «С-8» наподобие того, как описано выше. Но не на броне или автомашине, а на стационарной станине.

Вот строки из письма очевидца тех событий: «Кто точно установил этот блок — пехота или «спецы» (имеется в виду 334 ооСпН. — Д.Р.), к сожалению, выяснить не удалось. Известно, что первоначально попробовали вытащить трубу из блока и, закрепив её на обыкновенной палке, вести огонь таким образом.Но из этой затеи ничего толкового не вышло. Тогда подошли к процессу творчески: сварили из автомобильного диска и железа регулируемую станину. Утяжелили ее. Начали пристрелку. Отлично! Но штатный аккумулятор из вертушки не «тянул». Взяли камазовский - совсем другое дело! «Площадные» цели накрывает хорошо! Но опять же только короткими очередями. От длинных (станок-то все равно легкий) его сильно раскачивало. С помощью этой установки достаточно удачно обстреляли «духов»." .

Также, по крайней мере, во второй половине 80-х годов ХХ века, у военнослужащих Советской армии в Республике Афганистан была самодельная стационарная подземно-надземная установка с блоками для НАР серий С-5 (минимум три блока из четырёх) . Основанием для монтажа служил корпус бронемашины, частично закопанный в грунт в горной, малолесистой местности (см. рис. ) . Стоит отметить, что как в то время, так и в настоящее время такая установка может быть легко уничтожена в результате стрельбы по ней из ручных противотанковых гранатомётов, противотанковых и других видов ракетных комплексов, а также посредством пушечного и бомбового вооружений. Среди вооружения 56-й бригады была самодельная БМ “Метла-2”, предложенная Александром Михайловичем Метлой. В кузове грузового автомо-биля, “фронтового трудяги” Урал-4320Н была установлена срезанная башня от подби-той БРДМ-2 с пулемётом и на неё была наварена станина, служившая для монтажа 32-ствольного блока, снятого с подбитого вертолёта советской разработки. В ходе примене-ния в первых боях враг почувствовал её эффективность и разрушительную силу .

В конце 80-х годов прошлого века в ЦБП под руководством полковника В. Арчегова были разработаны два экспериментальных образца боевой машины авианаводчика (известны сокращения БМА, БМАН, БОМАН (последнее не путать с одноимённой машиной на базе БТР-80 с лазерной станцией подсвета (подсветки) “Клён”), предназначенной для точного целеуказания боевым вертолётам и самолётам-штурмовикам. Каждый танковый и мотострелковый батальон планировалось вооружить БМА. Её серийное производство было налажено на заводе в городе Алма-Ате (ныне Алматы, Республика Казахстан ). После выпуска 20 машин оно было прекращено по причине распада СССР.

В конструкцию БМ входили два блока БКП-Б812 для НАР С-8 калибра 80 мм. Количество направляющих в каждом блоке - 12 шт. По имеющимся данным, образец можно увидеть в 344 ЦБП (Торжок) (см. рис.1 , рис.2 , рис.3 , рис.4 ), рис.5 .

В 80-х - начале 90-х годов ХХ века в Канаде специалистами канадского департамента национальной обороны была разработана реактивная система CRV 7 (Canadian Rocket Vehicle) для НАР калибра 70 мм. Производство системы выполнялось специалистами общества с ограниченной ответственностью Bristol Aerospace Limited. Возможно, это были или работы со специалистами из США, или попытка копирования американских образцов, упомянутых выше.

В состав основной системы входил заменяемый 19 ствольный блок LAU-5003 весом 240,5 кг в заряженном состоянии или 19 ствольный блок BAL19 многократного применения.

Блоки могли монтироваться в конструкциях следующих образцов: шесть 19 ствольных блоков в конструкции буксируемой пусковой установки на базе модернизированной гаубичной установки (вероятно лафете гаубицы) или два 19 ствольных блока, смонтированных по обеим сторонам башенной установки, закреплённой на задней части доработанного высокомобильного многофункционального колёсного автомобиля.

Для стрельбы применялись НАР калибра 70 мм. Двигатель развивал тягу 998 кг, время его работы составляло 2,2 с. Для заряда использовалось высокоэнергетическое (смесевое) твёрдое топливо НТРВ с 88% твёрдого состава хлорнокислого аммония (перхлората аммония, (NH4)ClO4) и окиси железа. При наземном пуске максимальная дальность полёта НАР составляла от 7500 до 14 000 м в зависимости от типа её головной части и угла возвышения блока.

По данным начала 90-х годов ХХ века, она предлагалась на экспорт. Находилась на вооружении сухопутных войск Канады, Норвегии, Великобритании (см. рис. ) .

К началу сентября 1990 года специалисты аргентинской компании Direccion General de Fabricaciones Militares (DGFM) успешно провели испытания боевой машины Pampero с 16-ю направляющими для стрельбы неуправляемыми реактивными снарядами Slam Pampero калибра 105 мм.

Артиллерийские части испытывавшегося образца и последующего варианта были смонтированы на доработанном шасси 1,5-тонного автомобиля UNIMOG 4×4 повышенной проходимости (см. рис. ). Стрельба велась реактивными снарядами Slam Pampero (см.рис. ), которые также могут запускаться из блока Yaguarete (“Ягуар”), смонтированного под крылом или крыльями (несколько БО) самолёта. Также установлены данные, что специалисты института CITEFA разрабатывали неуправляемую ракету Pampero для применения с вертолётов "Хьюи" и штурмовиков "Пукара". Артиллерийская часть, вероятно, может быть смонтирована на прицепе. Реактивный снаряд Slam Pampero оснащается ракетным двигателем на баллиститном твёрдом топливе PHE-2 с зарядом, снаряжаемым методом прессования и блоком стабилизатора с четырьмя лопастями. Он был разработан на основе неуправляемой авиационной ракеты Pampero AS калибра 105 мм. Были разработаны несколько типов головных частей .

В ходе военного конфликта в Приднестровье (в Бендерах) в 1992 году, на крыше бронированного тягача (возможно БАТ-М см. рис.1 , примерный вид см. рис.2 ) на шасси среднего танка был установлен вертолётный блок для НАР С-8 калибра 80 мм советской раз-работки. Использование этой машины приносило не только боевой, но и достаточно сильный психологический эффект .

Во время Грузино-абхазского вооружённого конфликта (1992-1993 годы) у бойцов Атарского батальона (абхазская сторона) была ПУ с блоком для НАР С-5 советской разработки, снятым со сбитого грузинского вертолёта Ми-24 также советской разработки. В качестве основания для крепления блока, предположительно, служил самодельный треножный станок (см. рис.1 , рис.2 ) .

В общем целом, рассматриваемые типы пусковых установок были как самодельными, так и со стандартными авиационными блоками УБ-32 или Б-8 (самолётного и вертолётного образцов), которые устанавливались на шасси грузовиков или на самодельных лафетах. Попадали они на вооружение разными путями. Например на Восточном фронте как минимум два блока УБ-32 для стрельбы снарядами С-5 попали на вооружении со сбитого грузинского вертолёта Ми-24 в январе 1993 года.

На Гумистинском фронте 2 или 3 самодельные реактивные установки на шасси грузовых автомобилей использовались на протяжении всей войны. Это были установки с блоками Б-8 для пуска неуправляемых авиационных ракет С-8.

Как минимум 3 ПУ Б-8 и 2 ПУ УБ-32 были на вооружении ВМФ Абхазии, так же они использовали и самодельные ПУ для стрельбы снарядами С-5 (стоит понимать опубликованный электронный облик фотографии ) .

Установлены данные о вариантах самодельных БМ и у грузинской стороны. Один из них на шасси боевой машины пехоты БМП-1 советской разработки с артиллерийской частью с блоком Б-8М1 для неуправляемых авиационных ракет серий С-8 также советской разработки. Он находился в городе Поти (Грузия, 20.01.1992 года) (см. рис. ) и на территории Абхазии в 1992 году у сторонников грузинской стороны (см. рис.1 , рис.2 , рис.3 .

Другой вариант самодельной БМ на шасси боевой машины пехоты БМП-1 с артиллерийской частью, в конструкцию которой входил остаток блока для НАР, соединённый механической связью со стволом орудия башни для обеспечения изменения угла возвышения. Изменение по углу горизонтального обстрела выполнялось за счёт поворота башни или БМП (см. рис. 1 , рис. 2 ) .

Во время военных действий в Югославии в 90-х годах ХХ века имелись самодельные боевые машины и железнодорожная установка (армия Республики Сербская Краина) (см. рис. ) , в конструкциях которых выходили блоки. Ходовые части самодельных БМ - доработанные шасси двухосных грузовых автомобилей (см. рис. ) , автомобиля серии “УАЗ” советской разработки (см. рис.1 , рис.2 ) и бронемашин . Одним из вариантов в единственном экземпляре был вариант самодельной боевой машины югославской армии на базе бронетранспортёра М-60 с дополнительным вооружением - блоком УБ-32 для неуправляемых авиационных ракет С-5 (см. рис.1 , рис.2 , рис.3 ). Образец получил название "штурмовой танк". Данные о боевом применении неустановленны .

В начале 90-х годов ХХ века во время конфликта в Хорватии, ополчение Республики Сербская Краина эксплуатировала самодельную БМ с артиллерийской частью с одним блоком УБ-32-57 для НАР калибра 57 мм советской разработки. Ходовая часть - доработанное шасси двухосного грузового автомобиля серии ТАМ-110 (см. рис. ) .

В середине 90-х годов ХХ века военнослужащими войск Сербской Республики в Боснии и Герцеговине эксплуатировалась самодельная боевая машина также на доработанном шасси грузового автомобиля серии ТАМ-110. В конструкции артиллерийской части можно выделить два блока семейства УБ-16-57 для НАР калибра 57 мм советской разработки, стойку, основание, люльку, представлявшую из себя стальной лист, прибор управления огнём и ряд других неидентифицированных конструктивных элементов (см. рис.1 , рис.2 ) .

В конструкцию железнодорожной установки самодельного бронепоезда входили два блока L57-12 для НАР калибра 57 мм (см. рис.1 , рис.2 , рис.3 ) .

В неточно установленное время (80-е - 2000-е годы) в Афганистане находились следующие типы самодельных БМ с блоками:

  • на доработанном шасси автомобиля типа “открытый УАЗ” с артиллерийской частью с основанием, люлькой, приводом или приводами наведения, прицельными приспособлениями и 2-мя блоками советской разработки (см. рис. ) .
  • на доработанном шасси БРДМ с артиллерийской частью с основанием, блоком советской разработки и механической связью с пулемётом башни для изменения угла возвышения. Изменение угла горизонтального наведения могло обеспечиваться за счёт поворота башни или поворота самой боевой машины (см. рис. ) .

Во время Чеченской войны (Первой или Второй в источнике заимствования неуказано) широко применялись как блоки для НАР С-8, так и отдельные НАР С-8 для стрельбы по бронированной технике, вертолётам и т.д. Вот что писал Томас Гольц. "В качестве примера можно привести Сулеймана Хаджимурадова, которого нашел корреспондент Лоуренс Шитс. Хаджимурадов был вооружен довольно оригинальным зенитным оружием: ракетой длиной примерно 180 см. (С-8), снятой со сбитого российского ударного вертолета по прозвищу "Крокодил" (Ми-24). "Когда вертолет заходит на тебя на малой высоте, не так уж и трудно сбить его с помощью вот такой штуковины, - рассказывал Шитсу Хаджимурадов. - Всякий раз, когда мы сбиваем вертолет, у нас появляется возможность раздобыть еще такие вот ракеты. С их помощью можно легко уничтожать также и танки". Чтобы удерживать ракету во время прицеливания и пуска, Хаджимурадов сконструировал специальный пусковой станок с прикладом и деревянной рукояткой. Во избежание поражения выхлопными газами реактивного двигателя ракеты стрелок надевал маску." . Предположительно, речь идёт о пусковой установке на изображении .

Основу конструкции пусковых установок для пуска НАР в Чечне, применяемых боевиками в больших количествах, составляли направляющие от блоков для НАР. К направляющей с помощью хомутов и даже иногда изоленты прикреплялись деревянные рукоятки и пусковая кнопка с проводами. В качестве питающего электрического элемента использовалась батарейка «Крона», которая находилась внутри одной из рукояток, а провода от него присоединялись к имеющимся на трубе точкам контактов с НАР. На некоторые пусковые трубы устанавливались прицельные приспособления от имеющихся в большом количестве пусковых контейнеров РПГ-22, РПГ-26 или от огнемёта "Шмель".

Стрельбы из самодельнй пусковой установки велась с плеча. Дальность эффективной стрельбы - 100-250 м. Грохот выстрела из такой "шайтан-трубы" был просто ужасным и при отсутствии средств защиты грозло долговременной потерей слуха. Рискнуть вести стрельбу из него мог разве что обкурившийся наркоман. Впрочем, боевики редко когда считались с подобными мелочами. Многие образцы были изготовлены ими в полном противоречии с законам оружейной науки и эргономики. Вместе с тем, при всей своей примитивности эти пусковые устройства были грозным и черезвычайно мощным оружием. Взрыв НАР калибра 57 мм или даже 76 мм вполне сопоставим с взрывом артиллерийского снаряда соответствующего калибра, и при удачном стечении обстоятельств такое оружие может вывести из строя даже танк .

Согласно данным второй половины 90-х годов ХХ века, специалисты хорватской фирмы RH ALAN d.o.o. занимались сборкой мобильной, буксируемой ПУ М93А2 Caplja (Цапля) для стрельбы НАР класса “воздух - земля” калибра 127 мм с фугасной головной частью.

Артиллерийская часть монтировалась на шасси одноосного прицепа. В её состав входили два пакета, в конструкцию каждого из которых входили направляющие, расположенные в пять рядов по четыре трубы в каждом. Максимальный вес системы - приблизительно 2000 кг. Расчёт - три-пять номеров. В наземном варианте максимальная дальность полёта НАР составляла 8000 м.

Система находилась и до сих пор может находиться на вооружении хорватских сухопутных войск и хорватского Совета по обороне .

В 1998 году на военной базе вооружённых сил Грузии в городе Кутаиси находилась самодельная боевая машина с артиллерийской частью, смонтированной на пулемётной башенке тягача МТ-ЛБ. В её состав входил блок семейства УБ-16-57 для неуправляемых авиационных ракет калибра 57 мм советской разработки (см. рис.1 , рис.2 , рис.3 ) . В неустановленное время (по другим данным 1992 год), подобные работы проводились и в Азербайджане. В состав артиллерийской части, смонтированной на колёсном шасси боевой машины (БРДМ), входил блок УБ-32М для НАР калибра 57 мм (см. рис. ) .

По данным на начало 2000-х годов, специалистами государственного научно-технического центра артиллерии и стрелкового оружия Украины были разработаны боевые машины с 32 ствольным блоком УБ-5-32 и 20 ствольным блоком УБ-8-20 для НАР С5М1 калибра 57 мм и С-8М калибра 80 мм соответственно. Веса блоков составляли 100 и 200 кг соответственно. Ходовая база БМ - доработанное шасси лёгкого грузового автомобиля с колёсной формулой 4×4 (см. рис. ).

Для НАР могла быть применена фугасная или кумулятивная головная часть .

Согласно данным на начало 2000-х годов и позже, специалисты компании Avibras Industria Aerospacial S/A разработали семейства неуправляемых реактивных снарядов AV-SF-70 Skyfire (“Небесный огонь”) калибра 70 мм. В конструкцию РС входит ракетный двигатель на смесевом твёрдом топливе, складывающиеся ножевые стабилизаторы и увеличенная головная часть. За основу конструкции была взята неуправляемая авиационная ракета. Снаряд имеет более высокую точность, дальность и эффективность при воздушном или наземном применении. Время залпа составляет менее 12 с. Площадь поражения составляет 200 000 м 2 .

НУРС может иметь одну из следующих головных частей, которые также применяются в НУРС SBAT-70:

  • осколочную, AVC-70/AC;
  • осколочно-фугасную, AVC-70/AР;
  • кумулятивно-осколочную, AVC-70/AC/АР;
  • кассетную со стреловидными поражающими элементами, AVC-70/F;
  • дымокурящую (снаряженную белым фосфором), AVC-70/FB;
  • дымокурящую практическую, AVC-70/EF;
  • с инертным снаряжением AVC-70/Е для учебно-тренировочного снаряда,

а также головные части с более высокими характеристиками:

  • кассетную AVC-70/HE M2, весом 6 кг, снаряжаемую кумулятивно-осколочными боевыми элементами;
  • кассетную AVC-70/MW, укомплектованную электронным дистанционным взрывателем;
  • кассетную AVC-70FE со стреловидными поражающими элементами, укомплектованную электронным временным взрывателем.

Данные НУРС семейства SKYFIRE-70

Для сухопутных войск для стрельбы указанными снарядами предназначена (реактивная) пусковая установка AV-LM-SS-12/36 (см. рис. 1 , рис. 2 ), разработанная специалистами бразильской компании AVIBRAS. Вес незаряженной пусковой установки составляет 950 кг и 1500 кг в заряженном состоянии. Она может буксироваться автомобилем с колёсной формулой 4×4 или транспортным средством грузоподъёмностью ¼ т. Для операций на неподготовленных позициях она может транспортироваться вертолётом (Bell UH-1H или его вариантом) и ударным самолётом или другим видом транспорта (см. рис. ) .

В первой половине 2000-х годов на вооружении специальных сил индонезийской армии находилась буксируемая пусковая установка NDL-40 для НАР калибра 70 мм, разработанная во второй половине 80-х годов ХХ века. В качестве ходовой базы могло использоваться доработанное шасси грузового автомобиля. ПУ также могла быть смонтирована на борту быстроходного патрульного корабля. В конструкцию пусковой установки входили 20 трубчатых направляющих. Конфигурация пакета направляющих: четыре ряда по пять направляющих в каждом. При необходимости, направляющие могли бы быть демонтированы и смонтированы на треножном станке пусковой установки Легкой переносной реактивной системы. Посредством прицельных приспособлений обеспечивалась стрельба прямой и непрямой наводкой. В конструкцию ракеты входили твёрдотопливный ракетный двигатель FZ-68 и головная часть FZ-71. Максимальная дальность полёта НАР при наземном применении - 8500 м. В результате одного полного залпа накрывалась площадь размером 200 × 300 м. Установка буксировалась грузовым автомобилем с колёсной формулой 4×4 малой грузоподъёмности (см. рис. ) .

К первой половине первого десятилетия 2000-х годов относятся отечественные работы по разработке и испытанию системы “Гром”. В её состав входил опытный образец будущей БМ на доработанном шасси боевой машины десанта БМД-1. В конструкцию пакета направляющих (явно одна из составляющих отечественного блока БКП-Б812 ) входили 12 трубчатых направляющих: два ряда по шесть труб в каждом. Опытный образец был предназначен для запуска НАР типа С-8. Известно о трёх собранных опытных образцах и о двух предприятиях-разработчиках - ОАО “Авиаагрегат” (Россия, г. Самара) и ФГУП “ГНПП “Сплав” (Россия, г. Тула). Образцы установки были продемонстрированы во время проведения учений (см. рис. ) .

По данным первой половины 2000-х годов специалистами южно-африканской компании Mechem Developments были разработаны переносная пусковая установка с шестью трубчатыми направляющими и неуправляемый реактивный снаряд RO 68 калибра 68 мм. Они специально предназначались для использования специальными силами. Вес установки без снарядов составлял 45 кг. Длина установки в боевом положении составляла 1400 мм. Угол возвышения составлял от 0 до 55 град, угол горизонтального наведения - ±8 град (см. рис. ).

В качестве ракетного двигателя снаряда был использован ракетный двигатель неуправляемой авиационной ракеты калибра 68 мм. Для снаряда разработана осколочно-фугасная головная часть с готовыми поражающими элементами в виде стальных шариков в количестве 3200 штук, каждый из которых способен пробить стальной лист толщиной 3 мм с расстояния 15 м от точки детонации. Головная часть комплектовалась дистанционным взрывателем, который срабатывал на высоте 3 метра над целью. Возможность поражения живой силы при комплектации данным взрывателем в четыре раза выше по сравнению с обычной головной частью, комплектуемой контактным взрывателем. В конструкцию снаряда входили восемь ножевых стабилизаторов. Максимальная дальность полёта снаряда - 6500 м.

Было производство по требованию. Находились на вооружении в некоторых странах. Насколько известно, реактивные установки RО 68 не применялись в Южной Африке. Производством занимались специалисты компании Mechem Developments, являвшейся членом группы Denel .

По данным 2004 года, на вооружении абхазских военно-морских сил находились сторожевые катера "Гриф" с установками (по одной установке на катере) с блоками Б8М1 (один блок в конструкции одной установки), взятых со сбитых грузинских штурмовиков Су-25 (см. рис.1 , рис.2 , рис.3 , рис.4 , рис.5 .

По данным 2004 года, со ссылкой на рекламный проспект Института прикладной физики (г.Новосибирск) за 2002 год, предлагалось в качестве вооружения боевой машины поддержки танков (БМПТ-2) использовать две пусковые установки для неуправляемых авиационных ракет типа С-8. Конфигурация пакета направляющих каждой пусковой установки: пять рядов по три направляющие в каждом (см. рис. ). Согласно одному из предложений, на борту БМПТ можно было бы разместить пусковые установки с 30 … 40 направляющими. 30-ствольный вариант был бы российским аналогом швейцарской установки (см. рис. ) . Все ракеты должны были быть готовы к немедленному применению, включая залповую стрельбу. Применение неуправляемых ракет позволило бы значительно упростить систему управления огнём. Для применения в антитеррористических операциях на БМПТ можно было бы установить упрощённый прицел наводчика, в котором не будет лазерного канала управления ракетой и дорогостоящей тепловизионной камеры. Далее, в новом абзаце в источнике заимствования, приводятся данные образца БМПТ для антитеррористических операций без использования вооружения для пуска НАР .

Согласно данным на 2006 год, в армии и силовых структурах непризнанной республики Южная Осетия находились самодельные боевые машины с универсальными блоками для стрельбы неуправляемыми авиационными ракетами С-5 и С-8 калибров 57 мм и 80 мм соответственно. Ходовыми базами БМ были доработанные шасси грузовых автомобилей .

По данным первого десятилетия ХХI века специалистами Южной Кореи проводились и до сих пор могут проводиться работы по модернизации варианта Реактивной пусковой установки LAU97 бельгийской разработки с целью создания модернизированной боевой машины и управляемого реактивного снаряда (УРС), который мог поступить на вооружение в 2015 году.

Планировалась эксплуатация УРС на территориях островов Baeknyeong и Yeonpyeong в акватории Западного моря. Для пуска УРС предназначалась установка, из которой можно вести стрельбу 20 боеприпасами данного типа одновременно (вероятно в залповой последовательности). Дальность полёта УРС - 5-8 км. По словам военных, применение таких боеприпасов способно нанести ущерб 70 северокорейским судам на воздушной подушке, которые находятся на западном побережье .

Самодельные боевые машины с блоками широко изготавливались и применялись ливийскими повстанцами во время военного конфликта в Ливии в 2011 году. Шасси их самодельных БМ - грузовые автомобили-пикапы (Toyota и др). В конструкции артиллерийских частей БМ входили БО для НАР калибра 57 мм, 68 мм и других типов, основные элементы орудийной установки, а чаще стойка с лотком или основание с лотками (люлькой) для крепления блока, ручные механизмы вертикального и горизонтального (не всегда) наведения, пульт управления огнём с кабелем для ведения огня из кабины, или вне кабины автомобиля (см.