19.06.2019

Русское тепло АО «Дорогобужкотломаш


Проект на тему: О ЧЁМ МОЖЕТ РАССКАЗАТЬ БИБЛИОТЕКАВыполнила ученица 2 класса
Морозкина Алёна
МКОУ СОШ №15
Руководитель: Травкина Л.А.

КАК НАЗЫВАЕТСЯ УЧРЕЖДЕНИЕ,
СОБИРАЮЩЕЕ И ХРАНЯЩЕЕ КНИГИ
ДЛЯ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОЛЬЗОВАНИЯ?
БИБЛИОТЕКА

Библиотеки бывают:

Публичные библиотеки обеспечивают
читателей наиболее популярными
изданиями.
Специальные библиотеки собирают
издания определённого типа (нотные
издания, книги для слепых) или
определённой тематики.
Научные библиотеки - это
библиотеки, обеспечивающие развитие
науки;.
Школьные библиотеки нацелены,
главным образом, на обеспечение
учащихся литературой, необходимой
для учебного процесса.

Самые крупные библиотеки мира

Государственная ордена Ленина
библиотека в Москве

Всероссийская государственная библиотека иностранной литературы в Москве

Библиотека Конгресс в Вашингтоне

Библиотека
парламента в
Канаде

КАК НАЗЫВАЮТ РАБОТНИКА БИБЛИОТЕКИ?

БИБЛИОТЕКАРЬ

Говорит она беззвучно, А понятно и не скучно. Ты беседуй чаще с ней – Станешь вчетверо умней.

КНИГА

ЧЕЛОВЕК, КОТОРЫЙ ЗАНЯТ ЧТЕНИЕМ КАКИХ – НИБУДЬ ПРОИЗВЕДЕНИЙ?

ЧИТАТЕЛЬ

КАК НАЗЫВАЮТ ЧЕЛОВЕКА,КОТОРЫЙ ПИШЕТ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ?

ПИСАТЕЛЬ

Для чего нужен алфавитный каталог?

В нём расставлены карточки по
алфавиту. На каждой карточки
стоят фамилия автора и его
инициалы. А дальше написано название
книги.

Внеклассное мероприятие
« О чём может рассказать школьная библиотека»

Цели. Пробудить читательский интерес, сформировать представление об истории образования библиотек и истории книгопечатания, познакомить с правилами пользования библиотекой.
Учитель: Сегодня ребята, нас ждет увлекательное и познавательное занятие.
А связано оно с нашими лучшими друзьями Кто же они? Отгадайте загадку.
Говорит она беззвучно,
Но понятно и не скучно,
Ты беседуй чаще с ней- Станешь вчетверо умней.
(книга) Слайд
Народная мудрость гласит: «Кто много читает, тот много знает». И это действительно так.
Книг заветные страницы
Помогают людям жить.
И работать, и учиться,И Отчизной дорожить. (Слайд)
Книги помогают понять окружающий мир. Поэтому читать их нужно вдумчиво, внимательно, не спеша, не пропуская страниц.
1-й ученик:
Хорошая книга – мой спутник, мой друг,С тобой интересным бывает досуг,Мы время отлично проводим вдвоем И наш разговор потихоньку ведем.
2-й ученик:
Ты учишь правдивым и доблестным быть,Природу, людей понимать и любить. Тобой дорожу я, тебя берегу,Без книги хорошей я жить не могу.
3-й ученик:
Сколько звезд в небесах,Сколько цвету в лесах, Сколько книг на земле!Есть с ладошку одни,Есть большие тома,Проживают ониВместе с нами в домах

Всем полезно чтение
Про себя и вслух.
Книга – самый верный,
Самый лучший друг.
Из нее узнаешь ты
Обо всем на свете
На любой вопрос она
Без труда ответит.

В ней стихи и сказки,
Все к твоим услугам!
Береги же книгу!
стань и ты ей другом (Г.Ладонщиков)
Учитель: А они во всём готовы услужить. Эти умнейшие и мудрейшие и к тому же добрые друзья – книги. И живут они в специальном помещении, а как оно называется, вы должны отгадать.
Загадка про библиотеку.
Снаружи смотришь - дом как дом,
Но нет жильцов обычных в нём.
В нём книги интересные,
Стоят рядами тесными.
На длинных полках вдоль стены
Вместились сказки старины:
И Черномор, и князь Гвидон,
И добрый дед Мазай…
Как называют этот дом?
Попробуй, угадай?
- О чём идёт речь в загадке?.(библиотека)
Учитель: В каждой школе есть небольшая комната, где живут тысячи молчаливых мудрецов. Каждый ученик время от времени заходит туда, чтобы посоветоваться со своими мудрыми, учёными друзьями.

Слайд-шоу « Книжкин дом»
Учитель: Ребята,а знаете ли вы, что 24 октября этого года был праздник -Международный день школьных библиотек. В России Международный день школьных библиотек отмечается с 1999 года ежегодно в четвёртый понедельник октября по решению Международной ассоциации школьных библиотек (IASL).Слайд
Четвёртый понедельник октября

Международный день школьных библиотек отмечается с 1999 года ежегодно в четвёртый понедельник октября по решению Международной ассоциации школьных библиотек (IASL).
-Что означает слово «библиотека»?
-Где можно узнать о значении этого слова?
Библиотека – учреждение, собирающее и хранящее произведения печати и письменности для общественного использования, а также осуществляющее справочно-библиографическую работу. (Толковый словарь русского языка С.И.Ожегова)
Как вы думаете, когда появились библиотеки?
Для чего они были созданы?
Презентация «Первые библиотеки на Руси» с устным рассказом учителя.http://prezentacii.com/istorii/15920-pervye-biblioteki-na-rusi.html
-А как называют работника библиотеки? (библиотекарь) А что вы знаете об этой профессии?
Школьный библиотекарь
Библиотекарь – это не призвание,
А состояние особое души.
Библиотекарь школьный в утро раннее,
Как и ребята, на урок всегда спешит.
Конечно, он не маг и не волшебник,
Но иногда способен удивлять,
Достав из ниоткуда вдруг учебник,
Который просто негде было взять!
Он проведёт, как надо, все уроки.
И выручит, лишь кто-то заболел,
Он не забудет встречи, даты, сроки,
Перелопатит за день массу дел!
Его присутствие обычно незаметно,
Его отсутствие заметно сразу всем,
В духовном смысле – человек совсем не
бедный,
Но это не решает всех проблем...
Он, как учитель, делает немало,
Его работу многим не понять,
Он очень скромный, совсем не строгий,
Не ждёт особых почестей, похвал,
Идёт своей стезёй, своей дорогой,
Чтоб этот мир чуть-чуть добрее стал.
Слайд Есть такая профессия - БИБЛИОТЕКАРЬ
Выбирать книги для своего и чужого чтения
не только наука, но и искусство
Д. Прянишников
С возникновением первых книгохранилищ появилась и новая профессия - библиотекарь. На эту должность приглашали выдающихся учёных, писателей, поэтов. В прошлом веке стать почётным библиотекарем - существовало такое звание - было даже труднее, чем академиком.
Знаменитые библиотекари
Кирилл, один из создателей славянской азбуки,
был библиотекарем патриаршей библиотеки в Константинополе.
Известный русский баснописец Иван Андреевич Крылов
работал в Императорской Публичной библиотеке почти 30 лет. Он
составил каталог русских книг, за что получил орден Св. Владимира
4-й степени.
Немецкий сказочник (филолог) Якоб Гримм
в 1808 г. получил работу библиотекаря в королевской библиотеке.
Автор знаменитого «Конька - горбунка»,
Пётр Павлович Ершов, работая преподавателем
в Тобольской гимназии, многое сделал для библиотеки:
он переписал каталог каллиграфическим почерком,
значительно увеличил книжный фонд.
Иван Никитин, русский поэт –
он открыл магазин с библиотекой-читальней.
Беднякам литературу выдавали бесплатно.
Русский писатель Михаил Пришвин работал
в течение нескольких сельским учителем и библиотекарем.
Детский поэт, переводчик, писатель Корней Чуковский
открыл на территории своей дачи в Переделкино детскую
библиотеку, построенную им на собственные сбережения.
Учитель: Ребята, сегодня на нашем занятии присутствует наш школьный библиотекарь –
Роза Алексеевна. Давайте попросим ее рассказать о своей профессии.

Выходит библиотекарь: Здравствуйте, ребята.
Встречаю всех читателей,
Знаток я разных новостей
И книжек замечательных.
Ко мне вы в гости все приходите,
И это так чудесно!
Ведь книжки добрые читать
Очень интересно
Я в нашей школе работаю уже немало лет
И рассказать готова вам, как быть,
Чтобы смогла библиотека
Свои богатства вам раскрыть.
(Библиотекарь рассказывает о своей профессии ВЫДАЕТ ГРАМОТЫ ЛУЧШЕМУ ЧИТАТЕЛЮ 2 а)
Оказывается, как много интересного можно узнать об этой профессии.
.
Библиотекарь: Кстати, ребята, Кто из вас знает сказку о школьной библиртеке?
Не знаете? Тогда послушайте.

В некотором царстве, в некотором государстве жили-были книги. Но не было у них дома. Представляете, как им жилось? Солнце обжигало их листы, дожди мочили их переплёты, ветер развевал страницы по всему свету. И вот однажды собрались все книги на центральной поляне знаний. И сказала тогда самая умная книга – энциклопедия: «Книжный народ! До каких пор нам еще странствовать? Мы теряем своих лучших товарищей! Давайте построим свой кирпичный дом, соберем в нем все книги. Назовем его – библиотека». Почему именно так? А вот почему. «Библио» - означает книга, «тека» - хранение.
Сказано – сделано. Словно из под земли выросла Библиотека. В её просторных залах стали жить книги. Здесь были взрослые: энциклопедии, романы, повести и веселые детские книжки: сказки, стихи, рассказы. Все было хорошо! Но не ходили туда дети: библиотека была для взрослых. И заскучали тогда детские книжки, погрустнели, заболели. Решили библиотекари переселить детские книжки в школьные библиотеки, где много хороших ребят, которые любят читать. С тех пор так и повелось!
Библиотекарь: Понравилась ли Вам Сказка?
-Ребята,а вы любите читать?
-Как называется человек, который занят чтением каких либо произведений? слайд
-Какие книжки вам больше нравятся читать?
- А как называют человека, который пишет художественно литературные произведения? (писатель) слайд
А что вы знаете о пользе чтения и о роли книги в нашей жизни?
Дети читают стихи о книгах
Книга - лучший друг ты мой,Мне так радостно с тобой!Я люблю тебя читать,Думать, мы слить и мечтать. (Настя Струкова журнал «Костер»)
Книге смелой, книге честной, Пусть немного в ней страниц, В целом мире, как известно, Нет и не было границ.Ей открыты все дороги, И на всех материках Говорит она на многих Самых разных языках.И она в любые страны Через все века пройдет, Как великие романы «Тихий Дон» и «Дон Кихот»!(С.Михалков)
Книга – учитель, книга - наставник.
Книга – близкий товарищ и друг.
Ум, как ручей, высыхает и старится,
Если выпустишь книгу из рук.
Книга – советчик, книга – разведчик,
Книга – активный борец и боец.
Книга - нетленная память и вечность,
Спутник планеты земли, наконец.
Книга не просто красивая мебель,
Не приложенье дубовых шкафов,
Книга – волшебник, умеющий небыль
В быль превращать и в основу основ(В.Боков «Книга»)
Как хорошо уметь читать!Взять книгу в руки и узнать,Что в мире было до меняИ для чего родился я.К каким галактикам слетать,Что посмотреть, кем быть, кем статьМне книга может рассказать,Ведь только ей дано все знать.(Коля Поляков журнал «Костер»)
Я с детства с книгами дружу,По строчкам пальчиком вожу,И целый мир за этоМне выдает секреты.(Коля Поляков журнал «Костер»)
Отраженье исчезнувших лет,Облегченье житейского ига,Вечных истин немеркнущий свет –Это – книга. Да здравствует книга. (Т.Л.Щепкина-Куперник)
Исполняется песня Новая книга
Вбегает Незнайка: Это библиотека?
Учитель: Нет, это класс, хотя у нас идет занятие связанное с библиотекой.
Незнайка: Да, это я удачно зашел. Ну, тогда давайте мне быстрее книжки, да побольше, побольше.
Учитель: Подожди, подожди. Какие книжки? Ведь это не библиотека и ещё к тому же ты не представился.
Незнайка: А-а-а это…. Я Незнайка. Разве вы меня не узнали?
Учитель: Ну, вообще-то мы сразу догадались, правда, ребята? Ведь ты зашёл сюда и не поздоровался. Наши ребята воспитанные и себе такого не позволяют.
Незнайка: Ой, и правда. Здравствуйте ребята!
Учитель: Здравствуй Незнайка! Вот теперь другое дело.
Незнайка: Да я просто забыл, что надо поздороваться. Я ведь так спешил. Мне моя подружка, сорока настрекотала, что к вам сегодня придет много гостей, много читадетей.
Учитель: Кто -кто придет?
Незнайка: Читадети. Ну, что тут непонятного. Ведь они же читают книжки, значит они читадети.
Учитель: Да, Незнайка, оригинально, вот только правильно их будет наверное назвать читателями. Кстати ты знаешь, что означает слово «Библиотека»?
Незнайка: Нет
Учитель: Давайте, ребята, мы ему расскажем. Так вот, слово «Библиотека» состоит из двух слов. Ребята помогите мне,из каких? «библио» - книга, «тека» - хранение.
Незнайка: (разочарованно) Так значит, в библиотеке книги только хранятся? А я хотел целую кучу книжек взять.
Библиотекарь: Что значит, кучу книжек взять? Как-то ты неуважительно о них говоришь.
Незнайка: Нет, что вы, я их очень люблю и уважаю. А вы боитесь, что я их не донесу, так вот у меня авоська есть. (Показывает сетку)
Учитель: Ну, кто же в таких авоськах книги носит? А вдруг дождь пойдет или снег, или машина грязью забрызгает? Книги любят бережное к себе отношение. А раз ты заговорил о том, что хотел бы взять книги домой почитать, оставайся с нами на празднике, узнаешь для себя много полезного.
Незнайка: Как интересно. А после праздника вы мне книги выдадите?
Учитель: Конечно, но только это сделает библиотекарь в библиотеке.
Незнайка: А у вас в библиотеке есть любые книжки, на любой вкус?
Учитель: Конечно.
Незнайка: Значит, у вас и циклопедии есть?
Учитель: Что, что?
Незнайка: Циклопедии. Ну, книги такие огромные
Учитель: Может быть, ты спрашиваешь об энциклопедиях?
Незнайка: А они большие?
Учитель: Есть и большие, и поменьше. Но самое главное они хранят в себе много полезной информации. Но эти книги, как и многие другие, наиболее востребованные, хранятся в библиотеке в читальном зале.
Учитель: Послушай, что об этом расскажут дети.
В читальном зале книги
Вам на дом не дадут.
Словари и справочники
Все читают тут.
Издания такие
Спросить может любой,
А значит, эти книги
Должны быть под рукой.
Учитель: Ребята, а как вы думаете.
Почему небо голубое?
Отчего бывают бури?
Кто говорит в часах «тик-так»?
На ответы эти и многие другие вопросы можно найти на страницах энциклопедий.
Одна из самых первых энциклопедий была «Почемучка». Конечно на сто тысяч
«почему» она ответить не сможет, но было выпущено много других изданий.
Незнайка: Это, наверное, «Кудакалки», Чтокалки» и «Ктокалки».
Учитель: Ну, ты, Незнайка и придумал. Таких энциклопедий не существует. Зато в нашей
библиотеки есть тома Большой Советской Энциклопедии, для среднего и старшего возраста. На страницах «Детской энциклопедии» мы можем найти интересные сведения о Вселенной, о планетах гигантах и метеоритах.
Незнайка: Но больше всего я все равно люблю сказки и их я уже столько перечитал.
Учитель: Ну, я это сейчас и проверю. А вы, ребята, любите сказки? Знаете их хорошо? Тогда вы сможете помочь Незнайке их отгадать.
Загадки по сказкам
Многим долго неизвестный,
Стал он каждому дружком.
Всем по сказке интересной
Мальчик – луковка знаком
Очень просто и недлинно
Он зовётся…(Чиполлино)

Вдруг из маминой из спальни, Кривоногий и хромой,
Выбегает умывальник
И качает головой. (Мойдодыр)

В этом доме именины, много было там гостей,
И на этих именинах появился вдруг злодей.
Он хотел убить хозяйку, чуть её не погубил,
Но коварному злодею кто – то голову срубил (Муха – цокотуха. Комар)
Бабусю знает целый свет
Ей отроду лишь триста лет
Там, на невиданных дорожках,
Изба её на курьих ножках.
Кто это? (Баба – Яга)

У Алёнушки – сестрицы унесли братишку птицы.
Высоко они летят, далеко они глядят.. Что это за сказка? (Гуси – лебеди).

Она на балу никогда не бывала,
Чистила, мыла, варила и пряла,
Когда же случилось попасть ей на бал, То голову принц от любви потерял.
Она башмачок потеряла тогда же,
Кто она такая, кто мне подскажет? (Золушка)

Сидит в корзине девочка
У мишки за спиной.
Он, сам того не ведая,несёт её домой.(Маша и медведь)

Появилась девочка в чашечке цветка.
И была та девочка чуть больше ноготка (Дюймовочка)

В сказке небо синее,
В сказке птицы страшные.
Реченька, спаси меня (Гуси-лебеди)

Ах ты, Петя-простота,
Сплоховал немножко.
Не послушался кота,
Выглянул в окошко (Петушок-золотой гребешок)

Вымолвил словечко-
Покатилась печка.
Прямо из деревни
К царю да царевне.
И за что, не знаю,
Повезло лентяю (По щучьему велению)

Нет ни речки, ни пруда
где воды напиться
Очень вкусная вода
В ямке из копытца! (Сестрица Алёнушка и братец Иванушка).

Лечит маленьких детей.
Лечит птичек и зверей.
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор …(Айболит)
Появляется доктор Айболит.
Доктор Айболит: Ребята, это меня звали? Я, Доктор Айболит. Лечу не только ребят и зверят, но и книжки тоже. Да-да, не удивляйтесь, книжки тоже, увы, болеют. Правда, они не чихают, не кашляют. Эти терпеливые пациенты не плачут, не стонут, не жалуются, но они стареют: как-то незаметно начинают желтеть, сохнуть, рассыпаться на листочки. И вот тут на помощь прихожу я и мои помощники. Мы подклеиваем книжки, расправляем странички, делаем новый корешок.
А чтобы книжки не были на вас, читателей, в обиде нужно запомнить несколько правил.
Запомните их (Слайд)
-берите книгу только чистыми руками;
- не перегибайте книгу: от этого выпадают страницы;
- не кладите в книгу карандаши и другие предметы: от этого рвется переплет;
- не загибайте страницы - пользуйтесь закладкой;
- не читайте книгу во время еды.
Доктор Айболит: А вот я сейчас проверю, знают ли эти дети, что любят книжки? Проведу- ка я среди вас конкур «Топаем и хлопаем». Но для этого нужно встать
КОНКУРС «Топаем -Хлопаем»
Айболит предлагает участникам игры ответить на вопрос «Что любит книжка?»
Ребята, если согласны, должны «Хлопать». Если не согласны - «Топать»)Книжки любят
Обложку. - Хлопаем
Грязные руки. - Топаем
Закладку. - Хлопаем
Дождик и снег. - Топаем
Бережное отношение. - Хлопаем
Ласку. - Хлопаем
Яичницу. - Топаем
Чистые руки. - Хлопаем
Валяться на полу. - Топаем.
Драться. - Топаем
Жить на книжной полке. - Хлопаем.
Любознательных читателей. - Хлопаем
Доктор Айболит: Какие же вы молодцы. Вы мне так понравились, что я пожалуй еще задержусь у вас.Учитель: Конечно, оставайтесь.
Ребята, а давайте докажем Айболиту, что мы не только любим читать книги, но и знаем кто их нам написал и как надо правильно пользоваться книгой при чтении.
Назовите авторов книг.
(На выставке стоят книги, автор книги закрыт, дети по названию и иллюстрации обложки определяют автора)
(книги подобраны по прочитанным темам четверти)
А теперь игра, Соберите из рассыпанных букв фамилии детских писателей
У И Ш Н К П О В О С Н Р Н С Е А Д Е Н МРКАШ А
(Пушкин)
(Сказка о рыбаке и рыбке) (Носов) (Андерсен) (Маршак)
(Фантазеры)
Учитель: Молодцы. Если вы не дочитали книгу до конца, и вам нужно запомнить, то место, где вы закончили читать, что вы сделаете?
Незнайка: Можно загнуть страницу книги и все.
Учитель: Ну, что вы ребята на это скажите? (Ответы детей)
Незнайка: Ну, раз я совсем ничего не знаю, пусть ребята мне расскажут правила пользования книгой.
1 уч. У книг срок жизни может быть разным: совсем коротким и практически
бесконечным.
И эта книжкина жизнь зависит от нас, от нашего бережного отношения к ней.
От того, соблюдаете ли вы правила чтения, ваши любимые книги будут радовать вас
долго-долго.
2уч. Я - книга, я - товарищ твой! Будь, школьник, бережным со мной. Мой чистый вид всегда приятен, Оберегай меня от пятен!
Запомни: я твой лучший друг. Но только не для грязных рук (С.Михалков)
3уч. Как и люди, книги умирают,
Если мы друзей не бережём,
В реках тонут и в огне сгорают,
И хрустит бумага под ножом. (Лиля Наппельбаум)

4 уч. Помните! (Слайд)
Книга боится солнечных лучей: не читайте на солнце.
Книга боится пыли: очищайте книги пылесосом не реже одного раза в неделю.
Книга боится сырости: не читайте в ванной, на реке или на море, а также под
дождем.
Книга боится грязи и жировых пятен: не читайте во время еды, не берите книгу
грязными руками.
Книга боится насекомых: храните книги в застекленном шкафу.
Книга боится механических повреждений: не перегибайте книгу, не закладывайте в
нее толстые предметы; перелистывая, беритесь за обрез листа (верхний или нижний) и не слюните пальцы.
Учитель:
Чтобы мимо гибели, разлуки
Книги к людям шли от века в век,
Охраняйте их, людские руки
В бережной тиши библиотек. (Лиля Наппельбаум)
Учитель:
Сегодня к вам на занятие должны были прибыть гости из различных книг, но разные причины их задержали. Они прислали вам телеграммы, но забыли их подписать. Угадайте, кто прислал телеграммы?

1. Поздравительные телеграммы:
а) Уж вы извините, что я не приехал к вам на занятие. У меня было столько забот да хлопот, пока устраивал дело своего хозяина, при#шлось даже людоеда съесть. А ведь это, согласитесь, не так-то просто сделать. Но у меня все кончилось удачно. Желаю и вам успехов и удач.
(Кот в сапогах.)
б) . «Моя история началась с осколка стекла, которое наделало много зла людям. Немало времени я провела в странствиях, разыскивая своего названного брата. Мне удалось победить волшебницу – красивую, но злую и бессердечную». (Герда из сказки Г.-Х. Андерсена «Снежная Королева».)
в) Прибыть на праздник не могу: от меня сбежали брюки.
(Герой стихотворения "Мойдодыр ".)
г) Я не могу приехать на ваше мероприятие, потому что улетаю с милой ласточкой за синее море, где всегда лето и цветут чудные цветы. Я уже привязала себя поясом к ее самому большому перышку. И мы летим... Шлю вам привет!
(Дюймовочка.)
д) Привет! Мне бы, конечно, ничего не стоило к вам прилететь, потому, что я, самый лучший в мире летун. Но я обещал побывать на дне рождения у одного знакомого мальчика. У него, конечно, будет самый лучший в мире именинный пирог. А я лучший в мире истребитель пирогов. Ну, а к вам я прилечу как-нибудь в другой раз. Запасайтесь конфетами и ждите.
(Карлсон.)
е) Прибыть на игру не могу, так как отправляюсь на гастроли с музыкальным шоу "Я от бабушки ушел".
(Колобок)
Учитель: Молодцы, вы здорово справились с заданием. Ребята, смотрите, а кто эта прекрасная гостья?
Королева Книга: Здравствуйте. Ну вот, наконец, мы встретились, мои маленькие, добрые друзья. Я- Королева книга. А мои владения- это наша школьная библиотека, с жителями которой вы уже знакомы и знаете, что жители моего царства, разговаривают молча, поэтому в библиотеке всегда стоит тишина.
В завершении праздника я хочу вам сказать. Ребята, я вас приглашаю стать активными читателями нашей библиотеки. Ведь если вы будете много читать, будете много знать, Хочу пожелать вам подружиться с жителями нашего книжного дома – с книгами.
Умеете Вы, и читать, и писать,
Желаю, чтоб Вы научились летать.
Желаю Вам всем прочитать горы книг.
И станет прилежным любой ученик.
Желаю, ребята, со сказкой дружить,
И в сказочном мире немного пожить.
Желаю Вам всем только Знайками быть,
А книги и знать, и, конечно, любить!
Учитель: Вот и подошло к концу наше занятие. Любите книгу и цените библиотеку. Помните, что Библиотека - «аптека для души»,а школьная библиотека – хранитель «духовных лекарств» для детей.
Книгу не заменит ничто.(слайд)
Любите книгу и цените библиотеку!
Мыслители, писатели, педагоги о роли библиотеки и библиотекаря
* «Школьные библиотеки имеют громадное значение. Без привычки читать, без умения пользоваться книгой, находить нужную книжку нельзя вырастить настоящего культурного человека».
Н.К. Крупская

* «Если в стране хорошо развиты и ведут большую педагогическую работу школьные библиотеки, об остальном можно не беспокоиться. Дети, выросшие в школе с такой библиотекой, не допустят угасания культуры и создадут необходимые им музеи, театры, библиотеки».
Г.П.Фонотов, библиотековед
* «Пока жива библиотека - жив и народ, умрёт она - умрёт наше прошлое и будущее».
Д. Лихачёв
* «Величайшее сокровище - хорошая библиотека».
В. Белинский
* «Дом, в котором нет книг, подобен телу, лишённому души».
Цицерон
* «В библиотеке не просто читаешь - живёшь в мире книг. Они захватывают, они не так безмолвны. Там прекрасно всё, особенно тишина. Нигде нет такого рода тишины, как в библиотеке, - с шорохом перелистываемых страниц, с тихим разговором на выдаче. В библиотеке живая тишина. От неё не покой, а лёгкое возбуждение, торжественный лад».
С. Соловейчик

* «Библиотеки – это сокровищницы всех богатств человеческого духа».
Г. Лейбниц

* «Хорошая библиотека есть отражение отражение Вселенной».
Н.А. Рубакин

* «Выбирать книги для своего и чужого чтения не только наука, но и искусство».
Д. Прянишников

* «Каждый библиотекарь является другом и художника, и учёного. Библиотекарь - первый вестник Красоты и Знания».
Н. Рерих

* «Память о замечательной книге навсегда связана в нашей душе с воспоминаниями о человеке, который снял её для нас с книжной полки и, многообещающе улыбаясь, сказал: «прочтите эту, не пожалеете!».
С. Маршак
*Библиотека - «аптека для души»,
а школьная библиотека – хранитель «духовных лекарств» для детей.
Книгу не заменит ничто.
Исполняется «Библиотечная песня»(слова,музыка -Татьяна Бокова)

«Дорогобужский котельный завод» учреждён Постановлением Совета народного хозяйства Смоленской области в 1961 году и за время работы в тяжёлом энергетическом машиностроении прошёл путь от открытой производственной площадки до производителя самого широкого типоряда водогрейных котлов, не имеющего аналогов по разнообразию мощностей, модификаций и конструкций на рынке РФ.

Свыше 17000 дорогобужских котлов успешно работают в системах теплоснабжения России и за рубежом.

АО «ДКМ» сегодня:

  • более 600 квалифицированных профессионалов,
  • собственное конструкторско-технологическое бюро,
  • современное оборудование, в т.ч сварочная колонна для сварки под слоем флюса, четырёхвалковые гибочные вальцы, трубогибочные станки для сложной пространственной трёхмерной гибки,
  • опытный участок с аттестованной экспериментальной лабораторией,
  • котлы для большой теплоэнергетики с 55 летним опытом производства,
  • котлы для малой теплоэнергетики с большим потенциалом для расширения сотрудничества с заказчиками.

Тепло Смоленщины

«Родной» заказчик предприятия - потребители Смоленского региона. Котлы эксплуатируются в различных муниципальных образованиях области. Ежегодно карта поставок дополняется новыми объектами. В текущем году изготовлено котельное оборудование для теплоснабжения Вяземского, Шумячского, Руднянского, Рославльского и Смоленского районов. Товарная отгрузка включила котлы (водогрейные жаротрубные и водотрубные, паровые) и энергозапчасти. Ключевые заказчики - ООО «Смоленскрегионтеплоэнерго» и МУП «Смоленсктеплосеть».

В 2016г. АО «ДКМ» продолжило реализацию программы поставок индивидуальных отопительных котлов КО-20. Они разработаны конструкторской службой завода по просьбе областной администрации и рассчитаны на отопление площади до 200кв.м. Котлы ориентированы на жителей сельских поселений и пользуются стабильным спросом. В этом году по области продано 19 штук.

Для удобства потребителей на предприятии действует Сервисный центр. В ходе подготовки объектов теплоснабжения к отопительному сезону 2016-2017 специалистами центра проведены технические консультации и ремонт котлов в Смоленском, Холм-Жирковском, Глинковском, Кардымовском и Монастырищинском районах.

Качество

Максимальное удовлетворение потребностей заказчиков невозможно без обеспечения высокого качества выпускаемой продукции и оказываемых услуг. Качество - один из ключевых приоритетов АО «ДКМ». Служба качества предприятия берёт начало с отдела технического контроля, организованного в 1962г., и является частью специализированной Системы, охватывающей весь цикл процессов - разработку, производство и реализацию продукции.

Подтверждением соответствия продукции жёстким требованиям стал «Знак Качества СССР», а на современном этапе - российские и международные сертификаты, рекомендации профильного комитета Госдумы РФ (2011г.), многочисленные награды специализированных выставок.

Одним из первых в отрасли тяжёлого энергетического машиностроения Дорогобужский котельный завод внедрил систему Госприёмки готовой продукции, прошёл сертификацию по ИСО-9001 и Техническому Регламенту Таможенного Союза (ЕАЭС).

Предприятие - серебряный медалист Салона изобретений (Женева, Швейцария) с котлами «VT», финалист программы «100 лучших товаров России» за котлы КВ-ГМ-120, котлы серии «Смоленск», котлы ПТВМ-60Э и ПТВМ-120Э. В 2016г. АО «Дорогобужкотломаш» удостоено звания Лауреата и награждено золотым дипломом конкурса за водогрейные котлы КВ-Г-9,65 и КВ-Г-14-150.

Инновации

Неотъемлемой частью мероприятий в области качества является внедрение уникального оборудования и передовых технологий.

Завод имеет собственную научную базу, создан опытный участок с экспериментальной лабораторией для испытания котлов и горелок. Это помогает совершенствовать существующие линейки и разрабатывать новый продукт с применением более современного подхода к конструктивным решениям.

Благодаря реализуемым программам по техперевооружению, энерго- и ресурсосбережению в течение девяти последних лет АО «ДКМ» «держит» (с разовым повышением) отпускные цены на продукцию, что положительно сказывается на бюджетах заказчиков при составлении смет на капремонты следующего планового периода.

Испытание и внедрение новых типов конструкций, материалов, изоляции, разработка новых горелочных устройств - все эти шаги в перспективе дадут возможность улучшить технические параметры оборудования и снизить один из основных коэффициентов - расхода металла. Ожидаемый результат - оптимизация цены, что даст АО «ДКМ» и смоленскому потребителю дополнительный импульс к развитию сотрудничества.

Сделано в России

АО «ДКМ» создано и работает на смоленской земле, изготавливая котлы, разработанные в России под местные условия эксплуатации. Предприятие способно осуществить замещение любой импортной продукции котельным оборудованием собственного производства - качественным технологичным и экономичным.

Социальная активность

Помимо производственной деятельности, АО «Дорогобужкотлмоаш» участвует в жизни региона и страны. Представители предприятия - постоянные участники специализированных конференций, выставок, совещаний, круглых столов в гг. Москва, Санкт-Петербург, Уфа, Казань, главная цель которых - прямое общение с потребителями и потенциальными заказчиками.

Для удобства клиентов функционирует интерактивный сайт в сети Интернет www.dkm.ru . Информация о предприятии и продукции, включая техническую документацию, доступна в режиме он-лайн. Одна из новых разработок на сайте - создание специальных проектов «ДКМ на Смоленщине» и «ДКМ в России» - с размещением Референц-листа в виде карты поставок оборудования на знаковые объекты.

АО «ДКМ» организует занятия-лекции для эксплуатационного персонала котельных станций для ознакомления с особенностями конструкции, эксплуатации и ремонта установленного оборудования.

Социальная активность на территории Дорогобужского района находит отражение в молодёжных проектах. В целях поддержки массового спортивного движения, АО «ДКМ» выступает генеральным спонсором турнира по мини-футболу «Кубок ДКМ» среди учащихся общеобразовательных средних школ района, оказывает спонсорскую помощь «Детско-юношеской спортивной школе» и военно-патриотическому клубу «ВДВ». Предприятие курирует спортивно-техническое объединение «Картинг», предоставляя базу для занятий, соревнований и ремонтную мастерскую на автодроме «Смоленское кольцо».

За 55 лет работы в отечественной теплоэнергетике Дорогобужский котельный завод накопил солидный производственный опыт . Предприятию есть, чем гордиться, и есть, к чему стремиться. АО «ДКМ» знает почти всё о «русском тепле» и имеет возможности решить любые профильные задачи Заказчика:

  • оказание услуг «под ключ» - от проекта, изготовления и поставки оборудования до монтажа, шеф-монтажа и пуско-наладки,
  • изготовление продукции под конкретные требования покупателя,
  • реализация проектов модернизации/реконструкции установленного оборудования,
  • создание новой продукции, ориентированной на будущие потребности клиентов,
  • участие в программах импортозамещения.

АО «Дорогобужкотломаш» готово работать и дальше, чтобы русское тепло получали тысячи новых потребителей - как в Смоленском, так и других регионах РФ!

*Полный текст материала читайте в журнале «Путеводитель российского бизнеса. Ведомости Смоленской ТПП»

Последнее изменение Понедельник, 09 января 2017

Возникновение Дорогобужского котельного завода (Дорогобужкотломаш ) произошло в 1960 г. в момент создания на базе Дорогобужской ГРЭС цеха, производящего водогрейные котлы. Как юридически самостоятельное предприятие, расположенное в поселке Верхнеднепровском, котельный завод учреждён 02.01.1962 года. Постановлением № 441 Смоленского Совнархоза. Именно эта дата считается официальным днем рождения АО «Дорогобужкотломаш» . В первые годы своего существования Дорогобужский котельный завод (далее по тексту - ДКЗ) представлял собой производство на открытой площадке, с временны зданием из дерева. В начале 1961 года общая численность работников была примерно тридцать человек, парк станком насчитывал 6 станков.

Основы выпускаемой продукции изначально были и до сих пор составляют водогрейные котлы. В разное время на производстве изготавливались такие марки котлов, как ТВГМ-30, ПТВМ-30М, ПТВМ-50, КВ-ГМ, КВ-ТС, КВ-ГМ–50, ПТВМ-100 и 180 и другие.

Уже с конца 60-х продукция завода пользовалась спросом не не только в СССР, но и за границей. В числе стран-покупателей котлов, горелок, энергозапчастей и др. продукции дорогобужского завода числились Монголия, Афганистан, Сирия. Йемен, Венгрия, Китай, Корея, Эфиопия, Польша, Аргентина, Вьетнам, Индия, Иран, Ирак, Болгария, Бангладеш, Турция, Куба, Югославия.

С первых лет и до 1985 года были наращены объемы производства котлов с 280 за пятилетку до 2475 за пятилетку. А в 1988 году был достигнут максимум объема производства водогрейных котлов - около 1000 штук в год. Последующие годы и перестройка экономики страны заставили несколько снизить темпы и объемы выпускаемой продукции, оптимизировать "непрофильные активы" - отдать поселку Верхнеднепровскому и городу Дорогобужу социальные объекты и жилье.

В 1992 г. предприятие сменила марку на новую, и стало именоваться «Дорогобужкотломаш» . Началось освоение производства новой продукции. В это время растет спрос на объекты средней и малой энергетики, что позволяет увеличить производство котлов производительностью до 10МВт.

Сегодня предприятие удерживает ведущие позиции среди производителей котлов на внутреннем российском рынке, а также имеет возможность выполнять полный цикл услуг - проектирование, изготовление, поставке, монтаж и обслуживание производимой продукции. На сегодняшний день завод занимает площадь около 20 гектаров, эта земля является собственностью АО. Средняя численность работников предприятия достигла тысячи человек. Среди клиентов такие гиганты, как РАО «ЕЭС», РАО «Газпром» и ОАО «РЖД».

В настоящее время разрабатывается такое перспективное направление - изготовление и обслуживание модульных котельных. Одним из первых среди заводов-изготовителей котлов и водогрейного оборудования АО «Дорогобужкотломаш» получил сертификат на такие модульные конструкции и сейчас производит более пятидесяти типоразмеров модульных котельных. В ближайшей перспективе развития производства – расширение ассортимента угольных котлов, мазутных котлов, серийный выпуск паровых котлов.

В 2007 году АО "Дорогобужкотломаш" инициировало строительство автодрома Смоленское кольцо (гоночная трасса мирового класса). Общая площадь комплекса зданий и трассы составляет более 20 га. На автодроме, открытом в 2010 году можно проводить любые типы кольцевых автогонок.