13.09.2019

Основные виды природопользования в рф. Основные виды природопользования


Природопользование - является одной из форм эксплуатации природного потенциала и защиты окружающей среды.

Природопользование включает:

  • 1. Извлечение и переработку природных ресурсов, их восстановление и возобновление
  • 2. Использование и охрану природной среды
  • 3. Сохранение экологического баланса (равновесия) экосистемы
  • 4. Природопользование - научная дисциплина, которая изучает законы, принципы и методы взаимодействия экоприроды, рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды.

Предметом природопользования является оптимизация взаимодействия человека и природы.

Задача природопользования, как науки:

  • 1. Исследование
  • 2. Разработка научных и общих принципов, форм и методов осуществления деятельности человека по использованию природных ресурсов, основными результатами должны стать рекомендации по рационализации использования ресурсов, воспроизводству природных богатств и улучшению природной среды для жизнедеятельности человека.

К основным законам природопользования относят:

  • 1. Закон оптимальности
  • 2. Закон внутреннего динамического равновесия экосистем
  • 3. Закон увеличения оборота вовлекаемых природных ресурсов
  • 4. Закон возрастания воздействия общества на окружающую среду
  • 5. Закон снижения эффективности природопользования
  • 6. Закон ограничивающий ресурсы

Основные принципы природопользования:

  • 1. Принцип системного подхода (системный подход)
  • 2. Принцип оптимизации природопользования
  • 3. Принцип опережения типов заготовки добычи сырья темпами выхода полезной продукции. Реферат Косыгина 1975 г.
  • 4. Принцип платности (за всё надо платить)
  • 5. Принцип приоритетности, охраны жизни и здоровья человека. Обеспечение условий.

Суть принципа состоит в том, что он является инструментом отражения и проявления объективного закона государственной политики, т.е. является тем инструментом учета и реализации объективного закона политики государства.

Виды природопользования

  • 1. Общий и специальный п/п (лицензирование и сертификация)
  • 2. Ресурсно-отраслевой
  • 2. Природные ресурсы мира и их классификация

Природные ресурсы - элементы природы, часть всей совокупности природных условий и важнейшие компоненты природной среды, которые используются (либо могут быть использованы) при данном уровне развития производительных сил для удовлетворения разнообразных потребностей общества и общественного производства.

Под классификацией природных ресурсов понимается разделение совокупности предметов, объектов и явлений природной среды на группы по функционально значимым признакам. Учитывая природное происхождение ресурсов, а также их огромное экономическое значение, разработаны следующие классификации природных ресурсов.

Природная (генетическая) классификация - классификация природных ресурсов по природным группам:

  • - минеральные (полезные ископаемые);
  • - водные;
  • - земельные (в т.ч. почвенные);
  • - растительные, (в т.ч. лесные);
  • - животного мира;
  • - климатические;
  • - ресурсы энергии природных процессов (солнечное излучение, внутреннее тепло Земли, энергия ветра и т.п.).

Экологическая классификация природных ресурсов - основана на признаках исчерпаемости и возобновимости запасов ресурсов. Понятием исчерпаемости пользуются при учете запасов природных ресурсов и объемов их возможного хозяйственного изъятия. Выделяют по данному признаку ресурсы:

  • 1. Неисчерпаемые - использование которых человеком не приводит к видимому истощению их запасов ныне или в обозримом будущем (солнечная энергия, внутриземное тепло, энергия воды, воздуха);
  • 2. Почерпаемые невозобновимые - непрерывное использование которых может уменьшить их до уровня, при котором дальнейшая эксплуатация становится экономически нецелесообразной, при этом они неспособны к самовосстановлению за сроки, соизмеримые со сроками потребления (например, минеральные ресурсы);
  • 3. Почерпаемые возобновимые - ресурсы, которым свойственна способность к восстановлению (через размножение или другие природные циклы), например, флора, фауна, водные ресурсы, В этой подгруппе выделяют ресурсы с крайне медленными темпами возобновления (плодородные земли, лесные ресурсы с высоким качеством древесины).

Хозяйственная классификация природных ресурсов - когда природные ресурсы классифицируют на различные группы с точки зрения возможностей хозяйственного использования:

  • а) по техническим возможностям эксплуатации выделяют природные ресурсы:
    • 1. Реальные - используемые при данном уровне развития производительных сил;
    • 2. Потенциальные - установленные на основе теоретических расчетов и предварительных работ и включающие помимо точно установленных технически доступных запасов еще и ту часть, которую в настоящее время нельзя освоить по техническим возможностям.
  • б) классификация природных ресурсов по экономической целесообразности замены - различают ресурсы заменимые и незаменимые.
  • 1. К заменимым относят топливно-энергетические ресурсы (они могут быть заменены другими источниками энергии).
  • 2. К незаменимым принадлежат ресурсы атмосферного воздуха, пресные воды и пр.
  • в) в зависимости от геологической изученности минерально-сырьевые ресурсы подразделяются на следующие категории:
    • 1. Запасы, разведанные и изученные с предельной детальностью, точными границами залегания, и которые могут быть переданы в эксплуатацию.
    • 2. Запасы, разведанные и изученные с детальностью, обеспечивающей выявление основных условий залегания, без точного отображения пространственного положения месторождения.
    • 3. Запасы, разведанные и изученные с детальностью, обеспечивающей выяснение в общих чертах условий залегания.
    • 4. запасы, разведанные, изученные и оцененные предварительно по единичным пробам и образцам.
  • г) по экономическому значению полезные ископаемые делятся на:
    • 1. балансовые, эксплуатация которых целесообразна в данный момент;
    • 2. забалансовые, эксплуатация которых нецелесообразна из-за низкого содержания полезного вещества, большой глубины залегания, особенностей условий работы и др., но которые в перспективе могут разрабатываться.
  • д) среди классификаций природных ресурсов, отражающих их экономическую значимость и хозяйственную роль, особенно часто используется классификация по направлению и видам хозяйственного использования.

Основной критерий подразделения ресурсов в ней - отнесение их к различным секторам материального производства или непроизводственной сферы. По этому признаку природные ресурсы делятся на ресурсы промышленного и сельскохозяйственного производства:

  • 1. Группа ресурсов промышленного производства включает все виды природного сырья, используемого промышленностью. В связи с многоотраслевым характером промышленного производства виды природных ресурсов дифференцируются следующим образом:
  • 1.1. Энергетические, к которым относят разнообразные виды ресурсов, используемых на современном этапе для производства энергии: горючие полезные ископаемые (нефть, газ, уголь, битуминозные сланцы и др.):
    • - гидроэнергоресурсы (энергия речных вод, приливная энергия и т.п.);
    • - источники биоэнергии (топливная древесина, биогаз из отходов сельского хозяйства.);
    • - источники ядерной энергии (уран и радиоактивные элементы).
  • 1.2. Неэнергетические ресурсы, представляющие сырье для различных отраслей промышленности или участвующие в производстве согласно его техническим особенностям:
    • - полезные ископаемые, не относящиеся к группе каустобиолитов (рудные и нерудные);
    • - воды, используемые для промышленного производства;
    • - земли, занятые промышленными объектами и объектами инфраструктуры;
    • - лесные ресурсы промышленного значения;
  • 1.3. Биологические ресурсы промышленного значения.

Под природопользованием понимается использование полезных для человека свойств окружающей природной среды – экологических, экономических, культурных, оздоровительных. Отсюда в содержание природопользования входят различные его формы – экономическая (главная), экологическая, культурно-оздоровительная.

Названые формы природопользования осуществляются в двух видах использования природы: общего и специального природопользования.

Общее природопользование осуществляется гражданами принадлежащих ему естественных прав, возникающих и существующих как результат его рождения и существования (использования воздуха, воды и т.д.).

Специальное природопользование реализуется гражданами и хозяйствующими субъектами на основе разрешений компетентных органов государства. Оно носит целевой характер и по видам используемых объектов подразделяется на землепользование, пользование недрами, лесопользование, водопользование, пользование животным миром, использование атмосферного воздуха.

Специальное природопользование связанно с потреблением природного ресурса. В этой части оно соотносится через правовое регулирование с отраслевым природноресурсовым законодательством – Земельным кодексом, Основами лесного законодательства, Законом о недрах, Водным кодексом, Законом об использовании и охране животного мира, Законом об охране атмосферного воздуха.

Принципы рационального природопользования делятся на две основные группы.

1.общенаучные принципы: принцип объективности; принцип научности; принцип историзма.

2.частные принципы: принцип оптимальности, т.е. обеспечение более эффективного природопользования; принцип региональности, т.е. учет природоохранных интересов региона; комплексность, предполагает рациональное использование и глубокая переработка исходного сырья; платность, предполагает возмездное использование ресурсов природы, а также их экономию и стимулирование более эффективного природопользования.

2.Полезащитные лесные полосы.

Система ПЛП проектируется на территории приводораздельного земельного фонда на сельскохозяйственных угодьях для предотвращения негативного влияния засух, суховеев, холодных и метелевых ветров, ветровой эрозии почвы, заморозков и др. с целью повышения продуктивности и урожайности сельскохозяйственных угодий и возделываемых культур.

ПЛП размещают по границам землепользования со стороны направления преобладающих вредоносных ветров (при преобладании вредоносных ветров южного направления), по границам полей севооборота. Система ПЛП состоит из основных - продольных ПЛП и вспомогательных - поперечных ПЛП. Основные (продольные) ПЛП располагают перпендикулярно к направлению преобладающих вредоносных ветров или с отклонением от него до 30°. Расстояние между основными (продольными) ПЛП определяется с учетом почвенно-климатических условий, рельефа, породного состава, высоты древостоя ПЛП и конструкции ПЛП. Расстояние между основными ПЛП при средней высоте древостоя ограничивается и принимается для конкретных лесорастительных зон и типов почвы равным

Лесорастительная зона,

типы почв

Расстояния между основными ПЛП, м

Лесная, лесостепь и степь; серые лесные, оподзоленные и выщелоченные черноземы

Лесостепь: типичные и обыкновенные черноземы

Лесостепь: южные черноземы

Степь и полупустыня: темно-каштановые и каштановые

Полупустыня: светло-каштановые с комплексом солонцов до 25 %

Песчаные почвы:

лесостепь

полупустыня

При совпадении полезащитной лесной полосы с направлением полевой дороги последнюю размещают с наветренной стороны, что способствует более быстрому ее освобождению от снега и просыханию.

Для защиты сельхозугодий и возделываемых культур на полях севооборота от ветров других направлений создаются вспомогательные (поперечные) полосы, закладываемые перпендикулярно к основным ПЛП. Расстояние между ними не должно превышать на черноземных (суглинистых) почвах 1000-1500 м, а на песчаных почвах - 800-1000 м. Площадь защищаемого ПЛП поля изменяется от 25 до 100 га. Для проезда машинно-тракторных агрегатов в местах пересечения продольных и поперечных лесных полос оставляют разрывы шириной до 20-30 м, при этом в продольных полосах ширина их должна быть меньше, чем в поперечных.

В зависимости от естественных особенностей объекта проектирования и конструкции ПЛН заметно изменяется их защитная эффективность

Защитная эффективность ПЛП - это снижение скорости ветра под влиянием ее не менее чем на 10% по сравнению со скоростью ветра на открытой местности, которая выражается кратностью высоты ПЛП.

Полезащитные полосы создают продуваемой, ажурной и ажурно-продуваемой конструкций. Продуваемые полосы проектируют в основном для районов с холодной и снежной зимой, где первостепенное значение имеет равномерное снегораспределение, а также для районов с зимними оттепелями. Ажурные полосы создают на территории степной, полупустынной и юго-восточной части лесостепной зоны и в районах, где часто наблюдаются пыльные бури, непостоянный снеговой покров, а также для мест с мягкой зимой. Ширина полос с учетом закраек (ширина закраек с каждой стороны лесной полосы равна ширине междурядья не должна превышать 15-20 м.

Таблица 3 - Конструкция и защитная эффективность ПЛП

Конструкция ПЛП

Характеристики конструкции ПЛП

Площадь просветов в продольном профиле ПЛП в облиственном состоянии, %

Ветропроницаемость полосы ПЛП, %

Дальность защитной эффективности в высотах ПЛП

между стволами

в кронах

между стволами

в кронах

Непродуваемая плотная (Нп)

Продуваемая (П)

60 и более

Ажурная (Аж)

Чаще всего полосы закладывают 3, реже 4 - 5-рядными. Почву готовят по системе одно-трехлетнего черного пара, на землях, интенсивно подверженных ветровой эрозии, по системам раннего пара и зяблевой вспашки, а на участках с бурыми и светло-каштановыми почвами в комплексе с солонцами - по системе трехлетнего черного пара с плантажной вспашкой и проведением мероприятий по снегозадержанию - снегонакоплению. Ширина междурядий зависит от почвенно-климатических условий. При создании полезащитных и других видов защитных лесных насаждений ширина междурядий должна быть:

В лесной и лесостепной зонах - на всех почвах и в северной части степной зоны на типичных и обыкновенных черноземах - 2,5 - 3 м;

В степной и полупустынной зонах - на южных черноземах, темно-каштановых и каштановых почвах - 3 - 5 м;

На песках всех зон - 3 м.

Расстояние между растениями в рядах может быть равным: при посадке сеянцев и неокорененных черенков, а также при посеве семян – 1 -1,5 м, при посадке саженцев и окорененных черенков - 1,5 - 3 м.

В ПЛП вводят, одну главную породу. При ее подборе учитывают долговечность, высоту, энергию роста, требовательность к почве и влаге, засухоустойчивость, устойчивость к болезням и вредителям, способность к возобновлению порослью, морозоустойчивость, экологическую и экономическую ценность и другие факторы.

Для ускорения защитного действия ПЛП из медленнорастущих пород в наветренный ряд допускается вводить быстрорастущую породу.

Для характеристики агротехники и технологии выращивания полос приводится описание следующих видов работ:

а) обработка почвы (способы, сроки, виды, механизация);

б) методы и способы закладки полос (посев, посадка, сроки работ, осадочный или посевной материал, механизация).

Период, в течение которого осуществляется создание выращивание системы ПЛП, слагается из периода обработки почвы и зимнего периода выращивания ПЛП.

Подготовка почвы под лесные полосы, как правило, производится по системе одно-трех-летнего черного пара, а на участках чистых от сорной растительности и в регионах достаточного увлажнения и по системе зяблевой вспашки.

После покровного боронования в два следа (ранней весной) производится посев-посадка ПЛП.

Под природопользованием понимают возможность использования человеком полезных свойств окружающей природной среды - экологических, экономических, культурных и оздоровительных. Отсюда содержание природопользования включает три ее формы: экономическую, экологическую и культурно-оздоровительную (рекреационную).

Экономическая форма взаимодействия общества и природы возникает в процессе использования человеком природы для удовлетворения своих материальных и духовных потребностей. Использование природных ресурсов в экономических интересах общества - стержень экономической формы взаимодействия общества и природы.

Экологическая форма возникает в процессе деятельности общества по охране окружающей природной среды. В рамках экологической формы взаимодействия общества и природы выделяются два вида этой формы деятельности:

  • - заповедная охрана, т.е. создание и реализация норм законодательства по заповедной охране природы, проведение мероприятий в этой сфере;
  • - оздоровление окружающей среды, т. е. проведение различного рода мероприятий в этой области.

Деятельность общества по охране природы возникла как следствие экономической деятельности общества. Загрязнение природной среды отходами производства, которые вредны для здоровья человека и представляют собой опасность, а также истощение природных ресурсов и разрушение экологических связей породили необходимость организовать охрану природы. Первоначально деятельность по охране природы носила характер мер по охране памятников природы, но впоследствии, по мере роста потребления природных ресурсов, роста производительных сил и вредного влияния производства на окружающую среду, деятельность по охране природы стала носить характер рационального использования природных ресурсов.

Рациональное использование природных ресурсов, в отличие от потребления, является осознанной формой общественной и государственной деятельности, направленной на сохранение и воспроизводство природных ресурсов. Охрана окружающей среды включает в себя комплекс как экономических, так и административных мер, подчиненных задаче охраны окружающей среды.

Рекреационное природопользование имеет три основные функции: социальную, экономическую и природоохранную. Социальная функция рекреационного природопользования - это удовлетворение специфических потребностей населения в отдыхе, оздоровлении, общении с природой, что способствует укреплению физического и умственного здоровья общества. Экономическая функция заключается, главным образом, в восстановлении рабочей силы. Благодаря рекреации повышается работоспособность, увеличивается фонд рабочего времени, что способствует росту производительности труда. К экономической функции принадлежат также расширение сферы применения труда и ускоренное развитие социальной и производственной инфраструктуры на территориях интенсивного рекреационного природопользования. Природоохранная функция заключается в предотвращении деградации природных рекреационных комплексов под влиянием антропогенной деятельности, в том числе и рекреационной.

Методически рекреационное природопользование следует рассматривать как единство таких процессов, как организация рекреации населения с использованием природных ресурсов и условий, предвидения изменений состояния окружающей среды под воздействием рекреационной деятельности, удовлетворения потребностей населения в природных рекреационных ресурсах и восстановление рабочей силы.

Как правило, в территориально-производственном комплексе определяющим и первичным его элементом является производственная структура. Непроизводственная сфера обеспечивает условия существования и функционирования производственной и является как бы вторичной. Лишь в тех случаях, когда регион имеет рекреационную специализацию, непроизводственная сфера становится первичным фактором, который определяет условия развития производственной сферы. В таком случае возникает необходимость в создании новых форм кооперации предприятий и организаций в рамках единого территориального комплекса с целью максимального и эффективного предоставления рекреационных услуг.

Одной из них является территориально-рекреационный комплекс (ТРК). Он характеризуется единой территорией, которая имеет значительный рекреационный потенциал, совокупность рекреационных учреждений, с тесными производственными связями, единством организационных форм правления, обеспечивающих эффективное использование природных рекреационных ресурсов и социально-экономических условий, сложившихся на данной территории.

Формы природопользования осуществляются в двух видах: общего и специального природопользования.

Общее природопользование не требует специального разрешения. Оно осуществляется гражданами на основе принадлежащих им естественных (гуманитарных) прав, существующих и возникающих как результат рождения и существования (пользование водой, воздухом и т. д.).

Специальное природопользование осуществляется физическими и юридическими лицами на основании разрешения уполномоченных государственных органов. Оно носит целевой характер и по видам используемых объектов подразделяется на землепользование, пользование недрами, лесопользование, водопользование, пользование животным миром (дикими животными и птицами, рыбными запасами), использование атмосферного воздуха. Специальное природопользование связано с потреблением природных ресурсов. В этой части оно соотносится через правовое регулирование с отраслевым природоресурсным законодательством Российской Федерации: Земельным кодексом, Основами лесного законодательства, Законом о недрах, Водным кодексом, Законом об использовании и охране животного мира, Законом об охране атмосферного воздуха.

Под природопользованием подразумевается также совокупность различных форм воздействия на природно-ресурсный потенциал - от его эксплуатации до мер по сохранению и восстановлению. При рациональном природопользовании вовлечение природных ресурсов в сферу человеческой деятельности дает возможность обеспечения потребностей не только настоящего, но и будущих поколений. Это может быть достигнуто только за счет комплексного, экономически эффективного использования ресурсов с соблюдением требований охраны природы.

Нерациональное природопользование ведет к ухудшению природной среды, которое сопровождается явлениями загрязнения, истощения и деградации природных систем, нарушением экологического баланса, разрушением биоценозов. При этом происходит полная или частичная потеря функций природной среды, ее экономического и культурно-оздоровительного потенциала. Перед специалистами в области природопользования стоят следующие задачи:

  • - разработка основных принципов взаимодействия производственной и не производственной деятельности человека с окружающей средой;
  • - оптимизация взаимоотношений между природно-ресурсной базой и социально-экономическим развитием общества;
  • - поиск методов хозяйствования, учитывающих природное равновесие окружающей среды и улучшающих природный потенциал;
  • - разработка единой системы природоохранного законодательства, стандартов и нормативных экологических требований к хозяйственной деятельности и состоянию окружающей среды;
  • - создание новых законодательных экономических отношений в обществе, позволяющих осуществить структурную перестройку национального хозяйства на базе ресурсов и энергосбережения, внедрения более совершенной экологически чистой техники и технологий;
  • - переход на международные экологические стандарты качества окружающей среды, технологических процессов и производимой продукции, обеспечивающие включение РФ в систему Международного экономического сотрудничества;
  • - формирование эффективной системы органов государственного и регионального управления в области экологии и природопользования, призванных осуществлять единую государственную экологическую политику страны.

Существуют общая и специальная формы природопользо­вания.

Общее природопользование не требует специального разреше­ния. Оно реализуется гражданами на основе принадлежащих им естественных прав (пользование водой, воздухом и т.д.).

Специальное природопользование связано с потреблением при­родных ресурсов. Оно осуществляется физическими и юридиче­скими лицами на основании разрешения уполномоченных на то государственных органов. Этот вид природопользования носит целевой характер и по видам используемых объектов подразделя­ется на землепользование, пользование недрами, лесопользова­ние, водопользование, пользование животным миром (дикими животными и птицами, рыбными запасами), использование ат­мосферного воздуха. В этой части оно соотносится через право­вое регулирование с отраслевым природоресурсным законода­тельством Российской Федерации, в том числе с Земельным кодексом , Лесным кодексом , Законом о недрах, Водным кодексом , Законом о животном мире, Законом об охране ат­мосферного воздуха . Любая деятельность в природопользова­нии лицензируется.

3.8.2. Лицензирование права деятельности в природопользовании

Действия по лицензированию права деятельности в приро­допользовании в Российской Федерации осуществляются в рам­ках государственной системы лицензирования.

Государственная система лицензирования - это единый по­рядок предоставления лицензий, включающий информацион­ную, научно-аналитическую, экономическую и юридическую подготовку материалов и их оформление.

Задачей государственной системы лицензирования является обеспечение:

    практической реализации государственных программ раз­ вития страны и защиты интересов безопасности Российской Федерации;

    социальных, экономических, экологических и других интересов населения, проживающего на данной территории, и всех граждан Российской Федерации;

    равных возможностей для всех юридических лиц и граждан в получении лицензий;

    развития рыночных отношений, проведения антимонопольной политики в сфере пользования недрами;

    необходимых гарантий владельцам лицензий (в том числе иностранным) и защиты их права пользования недрами.

Лицензирование природопользования - это административно-правовое действие, осуществляемое путём регулирования от­ношений методами запрета, разрешения и уполномочивания. Лицензия на право деятельности в природопользовании явля­ется:

    актом собственника природного ресурса либо его владель­ца (фондодержателя);

    формой проявления контроля государства за рациональ­ным использованием природного ресурса;

    средством рационального природопользования.

При лицензировании отдельных видов деятельности в при­родопользовании применяют следующие основные понятия:

      лицензия - специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирую­щим органом юридическому или физическому лицу (индивиду­альному предпринимателю);

      лицензируемый вид деятельности - вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии;

      лицензирование - мероприятия, связанные с предоставле­нием лицензий; приостановлением действия лицензий за нару­шение лицензионных требований и условий; возобновлением или прекращением действия лицензий; аннулированием лицен­зии лицензирующими органами, соблюдением лицензиатами соответствующих требований и условий; ведением реестров ли­цензии с предоставлением заинтересованным лицам в установ­ленном порядке сведений из них и иной информации о лицензи­ровании;

      лицензионные требования и условия - совокупность уста­новленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых ли­цензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности;

      лицензирующие органы - федеральные органы исполни­ тельной власти, органы исполнительной власти субъектов Рос­сийской Федерации, осуществляющие лицензирование в соот­ветствии с Федеральным законом;

      лицензиат - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие лицензию на осуществление конкретно­го вида деятельности;

      соискатель лицензии - юридическое или физическое лицо (предприниматель), обратившиеся в лицензирующий орган с за­ явлением о предоставлении лицензии на осуществление конкретного вида деятельности;

      реестр лицензий - совокупность данных о предоставлении лицензий, переоформлении документов, подтверждающих нали­чие лицензий, приостановлении и возобновлении действия ли­цензий или об аннулировании лицензий.

Основные принципы осуществления лицензирования:

1. Приостановление действия лицензии. Оно осуществляется лицензирующим органом в судебном порядке в случае привлече­ния лицензиата за нарушение лицензионных требований и усло­вий к административной ответственности в порядке, установ­ленном соответствующим кодексом Российской Федерации.

В случае вынесения такого решения лицензирующий орган в течение суток со дня вступления данного решения в законную силу приостанавливает действие лицензии на срок администра­тивного приостановления деятельности лицензиата.

Действие лицензии возобновляется лицензирующим орга­ном со дня, следующего за днём истечения срока администра­тивного приостановления деятельности лицензиата, или со дня, следующего за днём досрочного прекращения исполнения адми­нистративного наказания в виде административного приоста­новления деятельности лицензиата.

Срок действия лицензии на время приостановления её дей­ствия не продлевается.

    Аннулирование лицензии. Лицензия аннулируется решением суда на основании рассмотрения заявления лицензирующего органа в случае если в установленный судом срок лицензиат не устранил нарушение лицензионных требований и условий, повлек­шее за собой административное приостановление деятельности лицензиата.

    Прекращение действия лицензии. Действие лицензии пре­кращается со дня внесения в единый государственный реестр юридических лиц или единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей записи о ликвидации юридического лица или прекращении его деятельности в результате реорганизации, а также со дня вступления в законную силу решения суда об аннулировании лицензии.

Ведение реестров лицензий осуществляют лицензирующие органы. В реестре лицензий и в документе, подтверждающем на­личие лицензии, указывают:

    наименование лицензирующего органа;

    полное и сокращённое (в случае, если имеется) наименование и организационно-правовую форму юридического лица;

Фамилию, имя и отчество индивидуального предпринимателя, место его жительства, адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности, данные документа, удостоверяющего его личность, основной государственный регистрационный но­ мер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя;

Лицензируемый вид деятельности (с указанием выполняемых работ и оказываемых услуг при осуществлении видов деятельности);

    срок действия лицензии;

    идентификационный номер налогоплательщика;

    номер лицензии;

    дату принятия решения о предоставлении лицензии;

    сведения о регистрации лицензии в реестре лицензий;

    основание, срок приостановления и возобновления действия лицензии;

    основание и дату аннулирования лицензии;

    основание и срок применения упрощённого порядка лицензирования;

    сведения об адресах мест осуществления лицензируемого вида деятельности;

    сведения о выдаче документа, подтверждающего наличие лицензии;

    основание и дату прекращения действия лицензии;

    иные сведения, определённые положениями о лицензиро­вании конкретных видов деятельности.

Форма документа, подтверждающего наличие лицензии, Утверждена постановлением Правительства РФ от 11.04.2006 № 208.

Существуют следующие виды лицензий (разрешений) в при­родопользовании:

    лицензия на пользование недрами (ст. 11 Закона Российской Федерации «О недрах» № 2395-1 от 21 февраля 1992 г. в ред. от 26.07.2010 №186-ФЗ);

    лицензия на фармацевтическую деятельность;

    лицензия на производство лекарственных средств;

    лицензия на оборот диких животных, принадлежащих к видам, занесённым в Красную книгу Российской Федерации (ст. 24 Федерального закона от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире»).

Эти лицензии выдаются специально уполномоченным госу­дарственным органом по охране окружающей среды в порядке, предусмотренном соответствующими постановлениями Прави­тельства Российской Федерации.

По состоянию на 01.10.2010 г. некоторые лицензии, сущест­вовавшие в области природопользования на законодательном уровне, по решению Правительства Российской Федерации в период 1992-2010 гг. были упразднены и заменены разрешения­ми на соответствующие виды деятельности.

К списку упразднённых лицензий в природопользовании от­носятся следующие: природоресурсная лицензия, лицензия на использование земель, лицензия на использование вод, лицен­зия на использование животного мира, лицензия на использование атмосферного воздуха. При этом термин «природоресурсная лицензия» в природопользовании стал носить обобщающий ха­рактер и иметь собирательный смысл.

В настоящее время в Российской Федерации отсутствует ли­цензия на использование земель.

Состав земель в Российской Федерации определён в ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации. Земли в Россий­ской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории:

    земли сельскохозяйственного назначения;

    земли населённых пунктов;

    земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;

    земли особо охраняемых территорий и объектов;

    земли лесного фонда;

    земли водного фонда;

    земли запаса.

Указанные земли используются в соответствии с установ­ленным для них целевым назначением. Любой вид разрешён­ного использования из предусмотренных зонированием терри­торий выбирается без дополнительных разрешений и процедур согласования. Виды разрешённого использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, ут­верждённым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной поли­тики и нормативно-правовому регулированию в сфере земель­ных отношений.

Сегодня в Российской Федерации отсутствует также лицен­зия на использование вод. В этом виде природопользования уполномоченный исполнительный орган государственной вла­сти или орган местного самоуправления на основании заявления лиц принимает решение о предоставлении в пользование водно­го объекта (постановление Правительства РФ от 30.12.2006

«Природоресурсные» лицензии и разрешения оформля­ют обязательственные отношения между государством - собст­венником природных ресурсов и соискателем лицензии, в которых усматривается согласование ряда условий природо­пользования на стадии получения разрешительной документа­ции.

Трудность в определении правового положения разрешитель­ных документов состоит в том, что правовой статус «природоресурсных» лицензий и разрешений в действующем законодатель­стве чётко не определён из-за отсутствия единого нормативного акта о видах и порядке их предоставления.

В лесной отрасли России по действующему законодательству отсутствуют термин «лицензия на использование лесов (лесная декларация)» и его определение. Здесь лесной декларацией явля­ется заявление, об использовании лесов в соответствии с проектом освоения лесов. Ежегодно заявления подаются в органы государ­ственной власти, органы местного самоуправления в пределах их полномочий лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду (ч. 1, 2 ст. 26 Лесного кодекса Российской Федерации). Так, например, раз­решение по лесной декларации на выполнение работ по геологи­ческому изучению недр на землях лесного фонда без предостав­ления лесного участка выдаётся, если выполнение таких работ не влечёт за собой проведение рубок лесных насаждений (ч. 3 ст. 43 Лесного кодекса Российской Федерации). Выдачу разрешений на выполнение работ по геологическому изучению недр на зем­лях лесного фонда осуществляют уполномоченные органы госу­дарственной власти субъектов Российской Федерации (п. 3 ч. 183 Лесного кодекса Российской Федерации). В иных случаях вид разрешённого использования лесного участка указывают в про­ектной документации и лесохозяйственном регламенте (ч. 4 ст. 69, ч. 4 ст. 7, п. 1 ч. 5 ст. 87 Лесного кодекса РФ).

В соответствии со ст. 29 Лесного кодекса Российской Феде­рации запрещается заготовка древесины в объёме, превышаю­щем расчётную лесосеку (допустимый объем изъятия древесины), а также с нарушением возрастных рубок.

Из Лесного кодекса также исключено понятие основных и побочных видов лесопользования, при этом установлены сле­дующие возможные виды использования лесов:

    заготовка древесины;

    заготовка живицы;

    заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов;

    заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений;

    осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства;

    ведение сельского хозяйства;

    осуществление научно-исследовательской и образователь­ной деятельности;

    осуществление рекреационной деятельности;

    создание лесных плантаций и их эксплуатация;

    выращивание лесных плодовых, ягодных, декоративных растений, лекарственных растений;

    выполнение работ по геологическому изучению недр, раз­работка месторождений полезных ископаемых;

    строительство и эксплуатация водохранилищ и иных ис­кусственных водных объектов, а также гидротехнических соору­жений и специализированных портов;

    строительство, реконструкция, эксплуатация линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов;

    переработка древесины и иных лесных ресурсов;

    осуществление религиозной деятельности;

    иные виды, определённые в соответствии с ч. 2 ст. 6 Лесно­го кодекса.

Леса могут использоваться для одной или нескольких целей. Вид разрешённого использования лесного участка указывается в проектной документации и лесохозяйственном регламенте .

После 1 января 2008 г. все лесхозы должны быть преобра­зованы в соответствии с гражданским законодательством в лес­ ничества ж лесопарки.

В сфере использования животного мира, как было отмечено выше, действует лицензия в рамках ограниченного оборота ди­ких животных. По другим направлениям использования живот­ного мира действуют разрешения на соответствующую деятель­ность.

Федеральный закон «О животном мире» определяет следую­щие виды разрешённой деятельности: рыболовство, охоту на птиц и животных, использование продуктов жизнедеятельности и полезных свойств животных, пользование животным миром в научных, культурно-просветительских, воспитательных, эстети­ческих целях.

Юридическими лицами и гражданами могут осуществляться следующие виды пользования животным миром:

Охота, рыболовство, включая добычу водных беспозвоноч­ных и морских млекопитающих;

Добыча объектов животного мира, не отнесённых к охот­ничьим и водным биологическим ресурсам;

    использование полезных свойств жизнедеятельности объек­тов животного мира -почвообразователей, естественных санитаров окружающей среды, опылителей растений, биофильтраторов и других;

    изучение, исследование и иное использование животного мира в научных, культурно-просветительских, воспитательных, рекреационных, эстетических целях без изъятия их из среды оби­тания;

    извлечение полезных свойств жизнедеятельности объектов животного мира - почвообразователей, естественных санитаров окружающей среды, опылителей растений, биофильтраторов и других;

Получение продуктов жизнедеятельности объектов живот­ного мира.

Законами и иными нормативными правовыми актами Рос­сийской Федерации предусмотрены и другие виды пользования животным миром.

Пользование животным миром осуществляется посредством изъятия объектов животного мира из среды их обитания либо без такового.

Существует перечень объектов животного мира, изъятие ко­торых из среды их обитания без специального разрешения за­прещено.

Выдача разрешений на использование объектов животного мира, за исключением объектов, находящихся на особо охраняе­мых природных территориях федерального значения, а также

объектов животного мира, занесённых в Красную книгу Рос­сийской Федерации, осуществляется уполномоченными органа­ми государственной власти субъектов Российской Федерации соответствии с Федеральным законом от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире»).

Взамен лицензии на использование атмосферного воздуха действующим законодательством введено разрешение на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и на вредные физические воздействия на атмосферный воздух. Вы­даются они территориальными управлениями федерального ор­гана исполнительной власти в области охраны окружающей сре­ды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определённом Правительством Российской Федерации (ст. 14 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха»).

Суть этой системы разрешений состоит в следующем :

    инвентаризация выбросов вредных веществ производст­венным объектом;

    определение предельно допустимых норм выбросов вред­ных веществ для объекта;

    установление суточного, годового лимита выбросов вредных веществ в атмосферу для конкретного объекта ;

    выдача разрешения на выброс, в котором указываются лимит и норма выбросов вредных веществ, срок его действия. Лимиты и нормативы выбросов для объекта устанавливаются органами МПР России. Их невыполнение или нарушение вле­чёт за собой административную или уголовную ответственность .

В число нормативных актов, которыми регулируется сфера природопользования (в том числе устанавливается порядок вы­дачи соответствующих разрешений, определяются уполномо­ченные органы, которые выдают или аннулируют данные разре­шения), входят следующие:

    Закон РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах»;

    Федеральный закон от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране ат­мосферного воздуха»;

    постановление ВС РФ от 15.07.1992 №3314-1 «О порядке введения в действие Положения о порядке лицензирования пользования недрами» (в ред. Федерального закона от 26.06.2007 №П8-Ф3);

    постановление Правительства РФ от 30,12.2006 №844 «О порядке подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование»;

    постановление Правительства РФ от 15.01.2001 №31 «Об утверждении Положения о государственном контроле за ох­раной атмосферного воздуха»;

    постановление Правительства РФ от 28.11.2002 №847 «О порядке ограничения, приостановления или прекращения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воз­дух и вредных физических воздействий на атмосферный воздух»;

    постановление Правительства РФ от 02.03.2000 №183 «О нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмо­сферный воздух и вредных физических воздействий на него» и др.

    Контроль и надзор в сфере природопользования осуществля­ет федеральная служба Росприроднадзор.

Все виды человеческой деятельности и отрасли экономики в различной степени используют материалы и продукты природного происхождения, а затем возвращают в природную среду свои отходы, поэтому проблемы природопользования имеют универсальное значение и рассматривать их необходимо как единую систему практической деятельности человека с учетом специфики отраслей хозяйства.

По используемым свойствам и функциям, а также характеру зависимости от природы выделяют две основные отрасли хозяйства. Это позволяет определить два основных вида (типа) природопользования (в природно-натуральном выражении). В первом случае, речь идет о пользовании природной территорией. Во втором, речь идет о пользовании веществом и энергией, извлеченными из природы и формирующими обмен веществом и энергией, извлеченными из природы и формирующими обмен между человеком и природой.

Отрасли природопользования Характер взаимоотношений с природой
1. Отрасли, тесно связанные с природой
1.1. Природноресурсные отрасли – сельское, лесное, водное хозяйство, гидроэнергетика, горнодобыча, промыслы, использующие природу как источник ресурсов (почвенно-земельных, лесных, водных, минеральных и др. Природа выступает источником предметов труда и потребления и средством производства. Одновременно природные территории являются своего рода «месторождением», где человек разворачивает свою деятельность.
1.2 Отрасли ландшафтопользования – курортно-оздоровительная деятельность, туризм, организация отдыха, горные, водные, «ландшафтные» виды спорта, заповедно-природоохранная, научно-исследовательская деятельность, использующие природу как обязательное условие своего размещения, способствующее их развитию в данном конкретном месте. Природа используется и сохраняется в менее измененном, более естественном состоянии, чем у отраслей вида 1.1. Лишь в ряде случаев ее «приспосабливают» - прокладывают дороги и коммуникации, устраивают водотоки, укрепляют грунты. Это осуществляется в пределах минимально изменяющих природные свойства территории и сохраняющие ее красоту, уникальность и разнообразие.
2. Отрасли, менее тесно связанные с природой
2.1. Отрасли, связанные с природой опосредованно, через отрасли вида 1.1. Это так называемые базовые отрасли промышленности – металлургия, энергетика, химическая и строительная индустрия, нефтепереработка, переработка природного и попутного газов, каменного угля, древесины, с/х сырья. Природа используется, прежде всего, как источник сырья и вместилище отходов производства. Важно, сколько вещества у природы можно взять, и сколько она может принять обратно отходов, нарушенного вещества и веществ, не имеющих аналогов в природе; ассимилировать их, рассеять, очистить.
2.2. Отрасли, перерабатывающие, потребляющие и перераспределяющие сырье и энергию преимущественно в обработанном виде. Это «верхние этажи» обрабатывающей промышленности, а также транспорт и иная инфраструктура. Природа для этих видов отраслей наименее значима, однако сами они воздействуют на окружающую среду довольно сильно, так как создают вещества, не имеющие в ней аналогов.


Таким образом, от вида природопользования зависит характер воздействия на природу, его количество и качество, а также заинтересованность в сохранении или преобразовании свойств окружающей среды. Степень заинтересованности в сохранении свойств окружающей среды для каждого природопользователя различна. Чем больше она направлена на сохранения «своих» ресурсов, тем эффективнее и рациональнее природопользование.

Существуют и другие подходы к выделению видов природопользования и их классификации. Из них наиболее распространенны следующие:

1.Общее и специальное природопользование. Общее природопользование не требует какого-либо специального разрешения. Оно осуществляется гражданами в силу принадлежащих им естественных прав, возникающих в результате их рождения и существования. Специальное природопользование реализуется гражданами и хозяйственными субъектами (предприятиями, фирмами, организациями)на основе законов, постановлений и разрешений компетентных государственных органов. Оно носит целевой характер и подразделяется на землепользование, недропользование, водопользование, лесопользование, а также пользование ресурсами животного мира и атмосферным воздухом.

2.По видам используемых ресурсов - основан на выделении основных видов природных ресурсов как объектов природопользовании. Он дает возможность оценить масштабы и характер использования ПР, их состояние, обнаружить конфликты и противоречия между разными пользователями одного и того же природного источника ресурсов, выявить нарушителей состояния ресурсных источников.

Использование минеральных ресурсов – добыча и переработка минерального сырья и разных видов топлива.

Лесопользование – заготовка древесины, дикорастущих растений (грибов, ягод, лекарственных трав), организация отдыха и туризма, охотничьего промысла, заповедного хозяйства, природоохранных лесов и лесополос, лесонасаждения.

Водопользование – промышленное, бытовое, с/х водопотребление, организация водного транспорта, гидроэнергетики, рыболовства, рекреации и туризма на водоемах и водотоках.

Землепользование – использование земли для размещения производства, расселения людей, строительства городов и коммуникаций, т.е. «как пространственного базиса» жизни и деятельности; использование земли в сельском, лесном, промысловом хозяйстве – как средства производства; использование земли для размещения отходов.

3. Хозяйственный подход , основанный на выделении видов человеческой деятельности, использующих природные ресурсы и свойства окружающей среды для своих целей, т.е. для целей субъектов природопользования. Этот подход позволяет оценить совокупное воздействие отраслей хозяйства на используемые в процессе их деятельности ПР и условия, выявить наиболее крупные по масштабам воздействия и наиболее экологически опасные виды деятельности.

Промышленное природопользование в добывающей и перерабатывающей отраслях промышленности.

Сельскохозяйственное природопользование в земледелии, животноводстве, промыслах.

Коммуникационное природопользование – в наземных и подземных водных, воздушных видах транспорта и других коммуникаций (нефте-, газо- и продуктопроводы, водопровод и канализация, линия электропередач и др.)

4.Экологический подход , основанный на оценках характера и размера источников загрязнения и негативных последствий, возникающей в окружающей природной среде и природных ресурсах под влиянием тех или иных природопользователей или их сочетаний.

Природопользование , преимущественно загрязняющее среду и природные ресурсы.

Природопользование , преимущественно нарушающее среду и ресурсы.

Природопользование , преимущественно количественно исчерпывающее ресурсы и условия среды.

Природопользование , оказывающее комплексное, многостороннее воздействие, вызывающее общую деградацию среды и природных ресурсов.