27.06.2019

Когда ничего не хочешь. Что делать, если ничего не хочется делать. Апатия и лень родом из прошлого


Кубанский государственный университет

факультет управления и психологии

по документоведению на тему:

"История русской азбуки: с древности до наших дней"

Выполнила студентка

2-го курса ДДОУ:

Тетерлева Елена

Краснодар 2010

Введение

1. Возникновение славянской азбуки

2. Буквы кириллицы и их названия

3. Состав русского алфавита

Заключение


ВВЕДЕНИЕ

Передавая речь на письме, пользуют буквы, каждая из которых имеет определенное значение. Совокупность букв, расположенных в установленном порядке, называется алфавитом или азбукой .

Слово алфавит происходит от названия двух первых букв греческого алфавита: α- альфа; β - бета (по новогречески - вита).

Слово азбука происходит от названия двух первых букв древнего славянского алфавита - кириллицы: А - азъ; Б - буки.

Как возникла азбука? Как она развивалась на Руси? Ответы на эти вопросы можно найти в данном реферате.

1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ СЛАВЯНСКОЙ АЗБУКИ

Алфавит - это система букв, передающих звуки или фонемы языка. Почти все известные алфавитные системы письма имеют общее происхождение: они восходят к семитскому письму Финикии, Сирии, Палестины II тысячелетия до нашей эры.

Финикийцы, жившие на восточном побережье Средиземного моря, в древности были известными мореходами. Они вели активную торговлю с государствами Средиземноморья. В IX в. до н. э. финикийцы познакомили со своим письмом греков. Греки несколько видоизменили начертания финикийских букв и их названия, сохранив порядок.

В I тысячелетии до н. э. Южная Италия была колонизирована греками. В результате этого с греческим письмом познакомились разные народы Италии, в том числе латины - италийское племя, основавшее Рим. Окончательно сформировался классический латинский алфавит в I в. до н. э. Некоторые греческие буквы в латиницу не вошли, В эпоху Римской империи происходило широкое распространение латинского языка и письма. Его влияние усилилось в Средние века в связи с переходом в. христианство всех народов Европы. Латинский язык стал богослужебным языком во всех государствах Западной Европы, а латинское письмо - единственно допустимым письмом для богослужебных книг. В результате латинский язык был на протяжении столетий международным языком.

На территории Центральной Восточной Европы, заселенной славянами, начиная с VI-VII вв. появляются отдельные союзы славянских племен, государственные объединения.

ВIX в. было известно государственное объединение западных славян - Моравское княжество, располагавшееся на территории нынешней Словакии. Немецкие феодалы стремились подчинить себе Моравию в политическом, экономическом, культурном отношении. В Моравию направлялись немецкие миссионеры для проповедей христианства на латинском языке. Это угрожало политической независимости государства. Стремясь сохранить независимость, дальновидный моравийский князь Ростислав отправил посольство к византийскому императору Михаилу III с просьбой прислать в Моравию учителей (проповедников христианства по византийскому обряду), которые бы обучали жителей Моравии христианству на родном языке. Михаил III поручил моравийскую миссию Константину (монашеское имя - Кирилл) и его брату Мефодию. Братья были уроженцами города Солуни (ныне Салоники), который в то время входил в состав славянской (болгарской) территории и являлся культурным центром Македонии, Древний Солунь был двуязычным городом, в котором кроме греческого языка звучал славянский говор.

Константин был очень образованным для своего времени человеком. Еще до поездки в Моравию он составил славянскую азбуку и начал переводить Евангелие на славянский язык. В Моравии Константин и Мефодий продолжали переводить церковные книги с греческого на славянский язык, обучали славян чтению, письму и ведению богослужения на славянском языке. Братья пробыли в Моравии более трех лет, а затем отправились с учениками в Рим к Папе Римскому. Там они надеялись найти поддержку в борьбе против немецкого духовенства, не желавшего сдавать свои позиции в Моравии и препятствовавшего распространению славянской письменности. По дороге в Рим посетили они еще одну славянскую страну - Паннонию (район озера Балатон, Венгрия). И здесь братья обучали славян книжному делу и богослужению на славянском языке.

В Риме Константин постригся в монахи, приняв имя Кирилл. Там же в 869 г. Кирилла отравили. Перед смертью он написал Мефодию: "Мы с тобой, как два вола; от тяжелой ноши один упал, другой должен продолжать путь". Мефодий с учениками, получившими сан священников, вернулся Паннонию, а позже в Моравию.

К тому времени обстановка в Моравии резко изменилась. После смерти Ростислава моравским князем стал его пленник Святополк, который подчинился немецкому политическому влиянию. Деятельность Мефодия и его учеников протекала в очень сложных условиях. Латино-немецкое духовенство всячески мешало распространению славянского языка как языка церкви.

Мефодия посадили в тюрьму, там он умирает в 885 г., и после этого его противникам удалось добиться запрещения славянской письменности в Моравии. Многие ученики были казнены, некоторые перебрались в Болгарию и Хорватию. В Болгарии царь Борис в 864 г. принял христианство. Болгария становится центром распространения славянской письменности. Здесь создаются славянские школы, переписываются кирилло-мефодиевские оригиналы богослужебных книг (Евангелие, Псалтырь, Апостол, церковные службы)" делаются новые славянские переводы с греческого языка, появляются оригинальные произведения на старославянском языке ("0 письменехъ Чрьноризца Храбрая").

Широкое распространение славянской письменности, ее "золотой век", относится ко времени царствования в Болгарии Симеона (893-927 гг.), сына Бориса. Позже старославянский язык проникает в Сербию, а в конце X в. становится языком церкви в Киевской Руси.

Старославянский язык, будучи языком церкви на Руси, испытывал на себе влияние древнерусского языка. Это был старославянский язык русской редакции, так как включал в себя элементы живой восточнославянской речи.

Старославянские азбуки, которыми написаны дошедшие до наших дней памятники, называются глаголицей и кириллицей . Первые старославянские памятники были написаны глаголицей, которую создал, как предполагают, Константин на основе греческого скорописного письма IX в. с дополнением некоторых букв из других восточных алфавитов. Это весьма своеобразное, замысловатое, петлеобразное письмо, которое длительное время в несколько измененном виде употреблялось у хорватов (до XVII в). Появление кириллицы, восходящей к греческому уставному (торжественному) письму, связывают с деятельностью болгарской школы книжников. Кириллица является той славянской азбукой, которая лежит в основе современного русского, украинского, белорусского, болгарского, сербского и македонского алфавита.

2. БУКВЫ КИРИЛЛИЦЫ И ИХ НАЗВАНИЯ

Рисунок 1 – "Буквы кириллицы и их названия"

Кириллица, изображенная на рисунке 1, по мере ее употребления в русском языке подверглась постепенному совершенствованию.

Развитие русской нации в начале XVIII в., возникшие потребности в печатании гражданских книг вызвали необходимость упрощения начертаний букв кирилловской азбуки.

В 1708 г. был создан русский гражданский шрифт, причем в изготовлении эскизов букв принимал активное участие сам Петр I. В 1710 г. был утвержден образец нового шрифта азбуки. Это была первая реформа русской графики. Суть Петровской реформы заключалась в упрощении состава русского алфавита за счет исключения из него таких устаревших и ненужных букв, как "пси", "кси", "омега", "ижица", "земля", "иже", "юс малый". Однако впоследствии, вероятно под влиянием духовенства, часть этих букв была восстановлена в употреблении. Была введена буква Э ("Э" оборотное), для того чтобы отличать ее от йотованной буквы Е, а также буква Я вместо юса малого йотованного.

В гражданском шрифте впервые устанавливаются прописные (большие) и строчные (малые) буквы.

Буква Й (и краткое ) была введена Академией наук в 1735 г. Букву Ё впервые применил Н. М. Карамзин в 1797 г. для обозначения звука [о] под ударением после мягких согласных, например: нёбо, тёмный .

В XVIII в. в литературном языке звук, обозначавшийся буквой Ъ (ять ), совпал со звуком [э ]. Буша Ъ, таким образом, практически оказалась ненужной, но по традиции она еще длительное время удерживалась в русской азбуке, вплоть до 1917-1918 гг.

Реформой орфографии 1917-1918 гг. были исключены две буквы, дублировавшие друг друга: "ять", "фита", "и десятеричное". Буква Ъ (ер ) была сохранена только как разделительный знак, Ь (ерь ) - как разделительной знак и для обозначения мягкости предшествующего согласного. В отношении Ё в декрете имеется пункт о желательности, но необязательности употребления этой буквы. Реформа 1917- 1918 гг. упростила русское письмо и тем самым облегчила обучение грамоте.

3. СОСТАВ РУССКОГО АЛФАВИТА

В русском алфавите 33 буквы, из которых 10 обозначают гласные звуки, 21 - согласные и 2 буквы не обозначают особых звуков, но служат для передачи определенных звуковых особенностей. Русский алфавит, изображенный в таблице 1, имеет прописные (большие) и строчные (малые) буквы, буквы печатные и рукописные.


Таблица 1 – Русский алфавит и название букв


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На протяжении всей истории русской азбуки происходила борьба с "лишними" буквами, увенчавшаяся частичной победой при реформировании графики Петром I (1708-1710 гг.) и окончательной победой при орфографической реформе 1917-1918 гг.

Что делать, если ничего не хочется? — такой вопрос поступает ко мне постоянно от разных людей. Во-первых, человеку не обязательно должно постоянно чего-то хотеться. Иногда, когда все основные потребности утолены, мы находимся в состоянии «плато» — просто живем и наслаждаемся тем, что уже есть. Но обычно люди, задающие этот вопрос не относятся к такой категории. Как правило, у них просто не хватает энергии на осознание своей главной цели в жизни и даже на мимолетные материальные желания .

Дело в том, что порой наши долги и обязанности, ежедневная рутина, информация и новости, дела родных и знакомых, и прочее настолько поглощают всю нашу энергию, все внимание и силы, что мы просто-напросто истощаемся, и на себя уже нет не то что времени, а даже желания...

И порой даже кажется, что это нормально, что это и есть взросла жизнь, что все так и должно быть.

Но это не так! И хорошо уже то, что вы задаетесь таким вопросом: а почему и как изменить ситуацию?!

В круговороте жизни, когда день за днем у вас проходит в делах, обязательно нужно найти лазейку, обязательно нужно выделить себе какое-то время, постепенно восстанавливая энергию, заряжаясь ею, чтобы в один прекрасный момент снова ЗАХОТЕТЬ! Захотеть что бы то ни было, желание приходит само, особенно если находишь время расслабиться, уединиться, и прислушаться к своему организму, к сердцу, к душе.

Как же суметь отстраниться от повседневного истощения, особенно если вроде ничего не хочется?
Могу дать вам несколько советов, которыми пользовалась сама, и которые помогали моим друзьям.

1. Очень желательно полностью исключить поступление всякой разной ненужной информации, особенно новостей мировых катастроф и проч. , когда вечером приходишь домой, после ужина, хочешь просто расслабиться и посмотреть телек или посидеть в Интернете. Просто невероятно, сколько энергии отнимает (НЕ ДАЕТ!) такой «отдых». Обратите внимание на на то, как проводите время после работы, до сна. Лучше всего выделить хотя бы 30-60 минут и уединиться. Может быть, пройтись если есть силы одной по городу, может быть — принять ванну, не нужно в это время слушать радио или музыку или читать книги, нужно просто остаться наедине со своими мыслями, отгонять негативные, думать о чем-то приятном, может быть просто мечтать о чем-то совсем невероятном.

2. Вспомните, что вам нравилось делать раньше, может быть, в детстве. Может быть, плавать или рисовать? Может быть, просто вязать или читать в парке? Делать что-то из бисера? Или танцевать? Наверняка было что-то любимое, чем вы давно не занимались. Попробуйте в выходной выделить время и позаниматься этим, может быть даже вам не будет сильно хотеться этого, нужно просто начать делать. В этот момент мысли и ощущения сами выведут вас на другой уровень, на уровень, созвучный вашим личным желаниям, а не желаниям окружающего мира.

3. Может быть, вы давно мечтали себе что-то сшить или просто купить или сделать или куда-то сходить? В общем, попробуйте вспомнить свои давние желания. Есть в психологии направление «гештальттерапия», если коротко, гештальт — это что-то недоделанное, что-то незакрытое, какое-то душевное томление, которое постоянно отнимает энергию, пока его не завершишь , это разговор с кем-то или какое-то другое действие. Так вот, когда мы завершаем свои планы и исполняет себе желания, позволяем себе что-то купить, сказать, сделать, мы высвобождаем энергию, и больше не отдаем ее в это незавершенное. Техника волшебников примерно такая же — вспомни давнее не исполненное желание, может даже детское, и исполни его! Например, сходите и поешьте мороженное в кафе, где любили есть его в детстве или в похожем, в общем, суть, надеюсь, понятна.

4. Если вы держите обиду на кого-то или злитесь, возможно, даже не признаваясь себе в этом, в общем, если представляя мысленно какого-то человека, вы испытываете горечь, обиду или злость, и другие негативные чувства, спросите себя: почему? и главное — ЗАЧЕМ? Зачем вам эти чувства? Может быть, так легче, может быть, приятно себя жалеть или еще что-то. Волшебники не вдаются в психоанализ, просто когда прямо задаешь себе вопрос ЗАЧЕМ, становится ясно, что в принципе НЕЗАЧЕМ — это только трата сил и эмоций. Поэтому нужно научиться прощать и ПРОСТИТЬ — и других, и себя — за что бы то ни было. Вы никому ничего не обязаны, также как вам никто ничем не обязан. Если мысли о ком-то вас все еще раздражают, попробуйте воспользоваться техникой .

Итого — все эти советы направлены на восстановление общего энергетического потенциала. Вы можете найти и другие способы подзарядки — медитации, творчество, можете зарядиться от чтения книг о позитивном мышлении, можете работать с водой, и др. Главное — вернуть себе СВОИ ЖЕЛАНИЯ, а сделать это специально невозможно, они придут тогда, когда вы настроитесь на , от своего собственного Я, а не извне.

Есть и другая возможная причина. Это одно единственное сильное когда-то желание, которое не было исполнено, и которое до сих пор не дает покоя, полностью высасывая все силы. В жизни это проявляется в виде депрессии после, к примеру, неразделенной любви или другой трагедии. В таком случае еще более важно заняться собой, слушать приятную музыку, петь мантры, читать позитивную или духовную литературу.

А что, многие так живут – работа, дом, работа, дом. Работа не любимая, но нужно же на что-то жить. Хорошую работу не найти – возраст (образование, половая принадлежность, внешность, опыт) не тот. Семья… ну, бывает и хуже. Нормально живем...

Что будешь делать в выходные? Валяться перед телевизором, равнодушно перебирать страницы интернета в поисках чего-нибудь интересного? Или проспишь весь день? Друзья зовут отдохнуть вместе, но ты придумываешь тысячи причин, чтобы никуда не идти. А может быть, уже и не зовут.

Ну, вообще-то хочется куда-нибудь сходить, ты строишь планы на следующие выходные… Но снова тело отказывается двигаться. Усталость в который раз накрывает неподъемной плитой все твои планы. Лучше дома отдохнуть. И делать ничего не хочу, и идти никуда неохота...

Тихий омут без желаний и тревог

Когда начинается равнодушие к жизни? Какая потеря забирает с собой радость? Смерть близкого, развод или предательство любимого человека, увольнение… Или просто выматывает работа – начальник самодур, коллеги… лучше промолчать. Да еще ребенок «оболтус», муж/жена с претензиями.

Депрессия, синдром хронической усталости, эмоциональное выгорание, прокрастинация, лень. Мы называем свои состояния по-разному, не всегда понимая, чем одно отличается от другого. А довольно часто это все – апатия. Равнодушие к происходящему. Уже нет обид, нет ненависти, не болит душа. И ничего не хочется.

А что, многие так живут: работа – дом, работа – дом. Работа нелюбимая – но нужно же на что-то жить. Хорошую работу не найти – возраст (образование, половая принадлежность, внешность, опыт) не тот. Семья… ну, бывает и хуже. Нормально живем.

А нормально ли так жить? Попробуем разобраться с помощью системно-векторной психологии Юрия Бурлана. Она дает точный ответ, откуда берется апатия и что делать, если ничего не хочется.

Человек рожден, чтобы хотеть

Любой живой организм хочет получать от жизни наслаждение. Более того, он и не двинется, пока не будет понимать, что это движение даст хоть маленький кусочек пряника. Соответственно, никто не планирует страдать, всячески избегая неприятностей. Так и движется все живое по жизни – от кнута в сторону пряника.

Человеку задано – получать наслаждение от жизни. Для этого, как говорит системно-векторная психология Юрия Бурлана, каждый от рождения наделен определенными свойствами психики и соответствующими желаниями, обеспеченными среди прочего физиологией. Группы свойств называются векторами. По сути, человек и есть – направление его желаний и как он проявляется в мире своим действием по их реализации. Почему же ничего не хочется, если хотеть – основа нашей природы?

Развивая заданные таланты, следуя за своими природными желаниями, к совершеннолетию приходит вполне сформированная личность. А взрослый человек уже реализует навыки и умения в обществе, получая наслаждение от своего дела. Плюс – получает удовольствие от «обратной связи» в виде денег, статуса, восхищения, благодарности. И чем полнее отдает свой талант, тем более наполнена счастьем его жизнь.

Правда, такое развитие возможно, когда родители понимают особенности своего ребенка. Или хотя бы не мешают. К сожалению, многие руководствуются собственными представлениями о «правильности» желаний. Далеко не всегда – «я лучше знаю, чего хочет мой ребенок» – складывается удачно.


Зачем хотеть, если всё бесполезно?

Мы уже повзрослели. Сами способны выбирать свои «пряники» и просчитывать болезненность «кнутов». Только снова получаем щелчок по носу. Мечтала жить с любимым долго и счастливо? А другая оказалась привлекательнее для него! Планировал занять должность начальника? У генерального директора племянник подрос. Жизнь вносит свои коррективы, забирая близких, разрушая планы. Хотел, но не давали. Отдавал всего себя, но «не брали».

Обладатели разных векторов реагируют на разочарования по-разному – кто-то принимает происходящее со смирением, кто-то вступает в борьбу. Апатия возникает как один из вариантов реакции на длительную неудовлетворенность – чаще всего в кожном, анальном, зрительном или звуковом векторе. Мы не будем здесь разбирать особенности каждого вектора, это можно сделать самостоятельно на тренинге Системно-векторная психология Юрия Бурлана. Апатия во всех случаях имеет один корень – длительную невозможность удовлетворить желания.

По большому счету апатия – полезная реакция нашей психики. Одна потеря, вторая, третья – нервы на пределе. Боль несбывшихся надежд может быть невыносимой. Включается защитная реакция. И вот уже ты не испытываешь боль потери – отпустило. А вместе с этим уходит и само желание – гаснет как недостижимое. Ты уже не стремишься к успеху. Не видишь смысла – все равно не получится. Ты уже ничего не испытываешь, ничего не хочешь добиваться. Так формируется апатия, и непонятно, что делать, если ничего не хочется по объективной причине: чтобы снова не мучиться попусту.

Увы, если ты не хочешь ничего, то и тело подстраивается, сокращая активность, ускоряя процесс старения. Вслед за желаниями незаметно уходит жизнь. В старческом возрасте это происходит естественно. Ускорять процесс – большая ошибка.

Одна непрожитая жизнь

И снова придется возвращаться к детству. Направление желаний дается от рождения, сила желания зависит от врожденного темперамента и всегда сопоставима с возможностями. Хочу – могу – делаю.

В нормальном состоянии взрослый человек адаптирует стресс, превращая падение в возможность роста. Как вариант: «Я справлюсь невзгодам назло!». Об этом говорят многочисленные тренеры успеха. Только они забывают добавить, что нужен определенный навык адаптации, приобретаемый в детстве. Или системное понимание происходящего и осознание причин собственного состояния.

Может быть, ты всей душой хочешь быть самым лучшим, чтобы уважали, к твоему мнению прислушивались. Или мечтаешь о финансовом успехе. Или грезишь о вечной любви. Но в детстве мама тебя никогда не хвалила. Ты ощущал, что над твоими идеями взрослые насмехаются. Родители постоянно указывали на то, что другие дети в чем-то лучше. Для каждого вектора существует что-то, что убивает в ребенке уверенность в правильности своих намерений. А может быть, наоборот, тебя слишком оберегали, не давая шанса научиться самостоятельно преодолевать трудности, получать удовольствие от своих маленьких побед. Осознание этого отчасти отвечает на вопрос – почему ничего не хочется во взрослом возрасте.

Только нет смысла винить родителей за незнание и ошибки воспитания. В тех же условиях обладатели других векторов, наоборот, могли бы получить максимальное развитие. Но и у тебя есть возможность вернуть себе всю полноту ощущений жизни.


Хочу научиться хотеть

Основная проблема выхода из состояния апатии в том, что желания настолько подавлены и не ощущаемы, что их не хватает даже на то, чтобы захотеть хотеть. Замкнутый круг. Сосредоточение на своем состоянии только ухудшает ситуацию. Попытки доставить себе наслаждение тортиком или новой вещью, приносяит лишь мимолетную тень радости, камуфлируя реальные потребности. Даже секс оставляет после себя какое-то послевкусие неудовлетворенности. И снова накатывает привычное: ничего не хочу делать, и вообще – я ничего не хочу!..

Системно-векторная психология предлагает действенный путь выхода из апатии. Это намного проще, чем кажется. Знакомя нас с самими собой, показывая нам наш потенциал, о котором мы никогда не догадывались, четко обозначая наши желания и то, что может нас наполнить настоящей глубокой радостью, СВП возвращает нам ощущение жизни. Желания просыпаются в нас заново, и мы уже не боимся, что они несбыточны. Мы точно знаем: каждое желание обеспечено возможностью, свойствами внутри нас для его обеспечения. Так устроен человек. Читайте людей, прошедших тренинг - многие из них, описывая свои состояния, говорят о том, что жизнь разделилась на ДО и ПОСЛЕ.

«Мой внутренний диалог, скорее всего, перерос в дружбу с самой собой. Моим родственникам стало легче со мной общаться. Мой муж каждыми дня поддерживает меня. Были дни, когда я вообще не вспоминала о панической атаке, потом эти дни перерастали в недели. Это такое чувство наполнения и осознания, что тебе хочется жить. Я все понимаю, что в моем случае одним разом все не вылечить, я знаю, что мне придется закреплять весь материал, но у меня появился смысл жизни. Я ощутила на себе самой, что я могу жить без лекарств, я принимаю все свои изменения. Я вообще меняюсь внутри и снаружи. Замечательные отношения стали в моей семье. Я взялась за себя. Действительно, как говорят многие люди, жизнь начала делиться на до и после, и это только еще начало…»

Вместо унылого «я ничего не хочу» возникает «хочу, а значит – могу». И человек действительно воплощает желаемое в реальность. Начать жить полной жизнью можно в любом возрасте. Подробнее с методикой можно познакомиться на бесплатном онлайн-тренинге Системно-векторная психология Юрия Бурлана. Регистрация – .

Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология »

Зачастую множество людей сталкивается с безразличием к каким-либо делам. Это является нормой до тех пор, пока апатия не наступает ко всему. Такое состояние считается патологическим и требует лечения у психолога. В этих случаях необходимо выяснять: почему возникла апатия, что делать, если ничего не хочется, как бороться с проблемой? Ответить на данные вопросы может только специалист. Ведь апатия относится к психологическим синдромам. Если его не лечить, возможно развитие осложнений. Самым распространённым из них является депрессия. А она относится к тяжёлым заболеваниям, требующим стационарного лечения.

Что представляет собой синдром апатии?

Что делать, если ничего не хочется? В последние годы этими вопросами задаются не только пациенты, но и доктора. Данная проблема весьма распространена во всём мире. Состояние апатии может наступить в любом возрасте. Тем не менее, синдром всё чаще встречается среди молодых людей, детей и подростков. Апатия выражается в отсутствии интереса к деятельности, событиям и всему окружающему. Ранее считалось, что подобное состояние наблюдается после эмоциональных срывов, спровоцированных серьёзными проблемами. В настоящее время данный синдром возникает на первый взгляд без видимой причины. Тем не менее бороться с апатией необходимо. В противном случае,она приведёт к депрессии.

Тревожными признаками являются:

  1. Нарушение эмоционального фона. Оно выражается в неадекватной реакции или её отсутствии на какие-либо события.
  2. Снижение аппетита.
  3. Замедление мыслительных процессов, провалы в памяти.
  4. Торможение физических реакций. Больные начинают выполнять всё медленнее.

Заболевание «апатия» - что делать, если ничего не хочется: причины

Даже не смотря на то что явных причин апатии нет, данный синдром возникает неспроста. Этому всегда способствуют какие-то факторы. Поэтому прежде чем жаловаться на то, что у близкого человека возникла апатия, лень, ничего не хочется делать, необходимо поговорить с ним. В большинстве случаев причина данного состояния кроется в невысказанных переживаниях, которые постоянно беспокоят пациента. Среди психологических факторов можно выделить:

  1. Проблемы на работе. Зачастую апатия возникает, если человеку не интересна его деятельность, и он занимается ею лишь из-за необходимости.
  2. Любовные переживания. Часто причиной апатии становятся неразделённые чувства или беспокойство за близких людей.
  3. Тяжёлое заболевание, из-за которого человек страдает не только физически, но и психологически.
  4. К этой категории относятся подростки, пожилые люди.
  5. Потеря близкого человека.
  6. Невозможность реализовать свои планы.
  7. Изменения в жизни: смена сферы деятельности, коллектива, места жительства.
  8. Предменструальный синдром.

Бывает такое, что все эти причины отсутствуют, а проблема всё равно имеется. В этих случаях пациенты интересуются: почему апатия и ничего не хочется делать? Если возникла такая проблема, необходимо выяснить, что ещё способно к ней привести.

Связь синдрома апатии с физическим состоянием

В некоторых случаях пациента и впрямь не беспокоят психологические проблемы. Тогда нужно узнать: какой у него образ жизни, имеются ли Также апатия часто развивается у людей, принимающих некоторые лекарственные препараты. Среди причин, вызывающих данный синдром, выделяют следующие состояния:

  1. Хронические заболевания сердечно-сосудистой системы. Из-за того, что человека постоянно мучают неприятные ощущения в груди или высокое артериальное давление, часто возникает апатия. Ведь об осложнениях данных патологий знают практически все (инфаркт, инсульт). Помимо переживаний за своё здоровье, синдром апатии проявляется вследствие изменения образа жизни (отказ от курения, умственных нагрузок, занятий спортом).
  2. Перенесенные тяжёлые заболевания. В этом случае потеря интереса к жизни объясняется постоянным страхом перед «новым ударом».
  3. Онкологические патологии. Состояние апатии возникает практически у каждого человека, столкнувшегося с раком. Ведь, по мнению большинства, онкологические заболевания ведут к неминуемой смерти. Чтобы развеять данный стереотип, требуется слаженная работа врачей нескольких специальностей.
  4. Болезни эндокринной системы. Часто апатию вызывает гормональная дисфункция, возникающая при патологиях надпочечников, сахарном диабете, аденоме гипофиза.
  5. Хронический алкоголизм и наркомания.
  6. Приём гормональных препаратов. Среди них - глюкокортикостероиды (медикаменты «Преднизолон», «Дексаметазон»), оральных контрацептивов.
  7. Употребление гипотензивных средств. К ним относятся препараты «Эналаприл», «Клофелин» и т. д.
  8. Авитаминоз.

Социальные аспекты возникновения апатии

Психологи всего мира пытаются разгадать: откуда берётся апатия, что делать, если ничего не хочется? Ведь данная проблема на сегодняшний день приобрела огромные масштабы. Из-за синдрома апатии страдает не только сам больной, но и всё общество. Безразличие к работе, учёбе и социальному прогрессу приводят к потере квалифицированных кадров, неправильному воспитанию будущего поколения и т. д. В тяжёлых случаях данное состояние может привести даже к самоубийству. Поэтому нужно знать, как себя вести по отношению к тому, у кого наблюдается апатия, что делать, если ничего не хочется кому-то из близких людей. Заинтересованность общества в подобных случаях имеет большое значение. Часто апатия возникает, когда человек считает, что его никто не понимает. Также появление этого синдрома связывают с непризнанием больного как ценного работника или поверхностным отношением со стороны окружающих.

Почему апатия возникает в детском возрасте?

К сожалению, синдром апатии получил распространение и у детей. В этом случае родители должны обязательно проконсультироваться с психологом, задать вопрос о том, чем может быть вызвана апатия, что делать, если ничего не хочется ребёнку? Как известно, большую часть времени дети проводят дома или в школе. Поэтому причину проблемы нужно искать именно там. Безразличие к окружающему может быть вызвано воспитанием. В большинстве случаев апатией страдают те дети, которые редко проводят время с родителями. Также безразличие может быть вызвано неправильным подходом к ребёнку со стороны учителей. В обоих случаях необходимо как можно чаще проводить с малышом беседы, выполнять какие-то задания совместно, заинтересовать его играми и т. д. Ещё одна причина апатии в детском возрасте - это неспособность ребёнка найти общий язык со сверстниками. При этом нужно попытаться чаще организовывать совместные мероприятия. Это поможет детям общаться между собой во внеурочное время и найти общие интересы.

Методы борьбы с состоянием апатии

Прежде чем решать: как поступить в случае безразличия ко всему, необходимо точно выяснить: почему возникла апатия, что делать, если ничего не хочется. Решение проблемы зависит не только от работы специалиста. Чтобы избавиться от подобного состояния, нужно также желание самого пациента. Лечение зависит от того, какая причина вызвала апатию. В случае влияния психологических факторов, требуется обратиться за медицинской помощью. Иногда избавиться от апатии можно самостоятельно, но для этого следует признать проблему и приложить усилия, чтобы решить её. К подобным методам относятся: изменение сферы деятельности, отдых, разговоры с близкими людьми. Если проблема вызвана физическими факторами, то стоит их устранить.

Синдром «апатия» - что делать, если ничего не хочется: лечение

Лечением апатии занимается психолог. Начальные сеансы посвящены выяснению причины безразличия. Если апатия возникла вследствие стрессовых ситуаций, необходимо не только психологическое, но и медикаментозное лечение. Чаще всего это касается случаев, когда пациент потерял кого-то из близких людей, работу. Назначают препараты, успокаивающие нервную систему, антидепрессанты. Среди них медикаменты: «Магний В6», «Прозак», «Персен». Стоит помнить, что эти препараты показаны не во всех случаях. Основным методом лечения является психотерапия. В случае медикаментозной апатии рекомендуется замена лекарственных средств, провоцирующих безразличие. При гормональной дисфункции необходима консультация эндокринолога.

Как себя вести, если появилась апатия, что делать, если ничего не хочется? Советы психолога помогут снова обрести интерес к жизни. К ним относятся следующие указания:

  1. Выявить причину неудовлетворённости жизнью.
  2. Отдохнуть в непривычной среде (съездить на море, провести выходные с друзьями).
  3. Сменить сферу деятельности, если причина апатии кроется в работе.
  4. Выделить время для занятий любимым делом.
  5. Изменить привычный образ жизни.

Профилактика синдрома апатии у детей и взрослых

Чтобы не возникла апатия, необходимо находиться в согласии с собой. Нужно как можно больше бывать на природе, чередовать работу и отдых, высыпаться. Также важно наладить питание: есть овощи и фрукты, употреблять витамины. Если апатия наблюдается у ребёнка, стоит проводить с ним больше времени, чаще интересоваться его мыслями, организовывать совместный отдых для себя и своих детей.

Ничего не хочу. Нет желаний, вообще никаких. Не видишь смысла в происходящем вокруг тебя. Да, что уж говорить, вокруг тебя давно ничего не происходит. Ты с огромным усилием отрываешь себя каждое утро от постели в своей одинокой квартире, с каменной головой садишься за компьютер, включая его и не понимая, для чего начинается очередной день, зачем он тебе дан?

Смотришь в зеркало и не узнаешь в своем отражении себя, когда-то еще совсем недавно, может быть пару лет назад твои глаза были живые, в них еще теплился огонек жизни, желание, в какие-то моменты даже счастье и радость. Сегодня я не вижу смысла во всем этом. Сегодня это глаза человека, который внутри умер, он пуст, исковеркан бессмысленностью существования и опустошен. Было время, ты даже был влюблен в кого-то и эти глаза смотрели с нежностью и теплотой, но сегодня не осталось даже намека на это.

Пусто. Пусто внутри, пустота в глазах. Ничего не хочу. Это сложно описать, это надо однажды увидеть. Подруга говорит тебе, что глаза у тебя другие, в них бездна. Смотришь в них и понимаешь, что тебя не видят. Но они манят чем-то невероятным и непостижимым, в них можно утонуть, забыться, но уже никогда не забыть.

Что с нее взять, да? Дурочка. Она не может понять, что на самом деле значит эта пустота, какой адский труд открывать их каждое утро, тем самым соглашаясь на ту бесконечную боль, которую чувствуешь каждое мгновение твоей бессмысленной жизни, кроме того времени, когда проваливаешься в сон . Только тогда поиск смысла отступает.

Боль, которая пронизывает твое тело, она не физическая, ее сложно описать словами, трудно выразить, где именно болит, как, с какой насыщенностью. Ты — это она. Как ее вылечить? Вот как это? Прийти к доктору и сказать: «Доктор, я ничего не хочу, у меня болит нутро, везде, боль пронизывает меня, иногда мне кажется, что я это и есть моя боль». И что он должен ответить, какие прописать процедуры и препараты? Когда болит голова, ты пьешь аспирин, и она проходит. Когда болит душа или что там живет нами, ее не заткнуть ничем. Можно начать пить, но я не вижу смысла в этом. Можно попробовать принимать наркотики, но думаете, от них станет легче?

Говорят, есть болевой порог у тела, тот момент, когда отключается сознание, потому что тело больше не способно выдерживать боль. А есть такой же порог у души? Сколько боли может выдержать душа? Наверно ты наивно надеешься, что однажды твое сознание отключится и тебя больше не будет. Совсем недавно тебя чуть не сбила машина. И что ты почувствовал? Разочарование. Не страх за свою жизнь, а разочарование от того, что этого не случилось. Еще бы, сам ты никогда не решишься на самоубийство, а так получается, с тебя сняли ответственность и сами забрали жизнь, которую однажды непонятно зачем дали.

Друзья говорят, что ты просто дурак. Что ты ленишься и не желаешь начать жить, а поиск смысла всего лишь отговорки. Говорят, что давно пора жениться, завести детей, и тогда жизнь наладится и заиграет всеми красками. Они не могут понять, как им объяснить, что нет желания шевелиться, не то чтобы рядом с собой выдерживать жену, да еще и маленьких кричащих (!) детей. Тебе же даже не хочется женщин, ты их не замечаешь, к ним нет никакого интереса, сексуального влечения. О чем вы говорите? Они такая же иллюзия вокруг тебя, как и весь окружающий мир. Бумажные домики. Куклы, снующие туда-сюда каждый день, из дома на работу.

А есть что-то за этим всем? Неужели это и есть все то, ради чего мы рождаемся? Иллюзорное счастье, которое так просто разбивается о полную бессмысленность происходящего? Или может, мы приходим в этот мир, чтобы родить детей? Продолжить череду несчастных жизней? А может быть ради любви? Не вижу смысла! Где этот чертов смысл!?

Вопросы, мысли, совершенно пустые, неоформленные ни во что. В детстве ты мечтал стать писателем, доносить до людей свои гениальные мысли, идеи, давать почувствовать твое состояние, твое настроение, делиться этим. Но потом куда-то и это желание пропало, а выражать свои мысли письменно ты так и не научился. Да, иногда, ты пишешь какие-то рифмованные строчки. Только разве они что-то стоят? Глупости все это. В голове бьется одно «ничего не хочу».