08.07.2019

Как добавить зернистость в фотошопе. Как в Photoshop увеличить резкость изображений — Техника пост-обработки для увеличения резкости. Что мы подразумеваем под эффектом пленки


Эффект зернистости.
Зернистость фотопленки (появляется из-за крупинок серебра в светочувствительном материале) при ближайшем рассмотрении несколько напоминает пиксели цифровых изображений. В сущности, чем больше размер крупинок серебра, тем выше чувствительность фотопленки. Другими словами, фотопленка с большей зернистостью более пригодна для съемки в условиях недостаточной освещенности, с меньшей выдержкой или меньшей диафрагмой. Поэтому, как вы понимаете, зернистость всегда была, есть и будет неотъемным элементом традиционной фотографии.

Но если с этим явлением бороться бесполезно, значит его нужно принять как должное. На самом деле, повышенную зернистость можно обратить во благо. Например, с ее помощью можно скрывать изъяны кожи на лице главного объекта съемки или же (как и с помощью высококонтрастного эффекта) обнажать невидимую на первый взгляд сущность снимка.

В традиционной фотографии эффект чрезмерной зернистости снимка можно создать с помощью нескольких способов. Первый и самый простой из них заключается в использовании пленки с высокой чувствительностью, которой присуща чрезмерная зернистость. Помимо этого можно увеличить время обработки недодержанной фотопленки, повысить температуру проявителя, использовать «зернистые» кальки во время печати фотографий и т.п.

В программе Photoshop для создания эффекта зернистости предусмотрены следующие фильтры: Film Grain (Зернистость пленки), Grain (Зернистость), Add Noise (Добавить Шум) и Mezzotint (Меццо-тинто). В качестве примера на следующем рисунке показано диалоговое окно программного средства Filter Gallery (Галерея фильтров) с активизированным фильтром Film Grain.

Для активизации этого фильтра достаточно в главном меню программы выбрать команду Filter>Artistic>Film Grain (Фильтр>Художественный>Зернистость пленки). Однако все вышеперечисленные фильтры хорошо работают только с черно-белыми снимками. Дело в том, что после применения этих программных средств цветные снимки выглядят, мягко говоря, неестественно.

Применение фильтра «Film Grain».
Для того чтобы воспользоваться этим фильтром в главном меню программы, выберите команду Filter>Filter Gallery (Фильтр>Галерея фильтров). Затем из раскрывающегося списка, расположенного в правой части появившегося диалогового окна галереи фильтров, выберите элемент Film Grain (Зернистость пленки). Для фильтра Film Grain предусмотрено три параметра, которые также расположены в правой части диалогового окна галереи фильтров. Это параметры Grain (Количество зерен), Highlight Area (Светлые области) и Intensity (Интенсивность).

Значением параметра Grain определяется плотность небольших черных точек (зерен), которые в случайном порядке покрывают изображение. Чем больше значение этого параметра, тем менее отчетливым выглядит снимок. В результате использования фильтра Film Grain в светлых фрагментах изображения появляется большее количество зерен, чем в полутоновых и темных фрагментах. Для определения тонов изображения, которые должны относиться к его светлым участкам, предназначен ползунок Highlight Area.

Установите максимальное значение этого параметра, и зернистость появится во всех без исключения фрагментах изображения. Значением параметра Intensity определяется плотность зернистости в светлых фрагментах изображения.

Применение фильтра «Grain».
Для того чтобы воспользоваться фильтром Grain, в главном меню программы выберите команду Filter>Filter Gallery (Фильтр>Галерея фильтров). Затем из раскрывающегося списка, расположенного в правой части появившегося диалогового окна галереи фильтров, выберите элемент Grain. В отличие от фильтра Film Grain, с помощью которого управляют плотностью зернистости в светлых фрагментах изображения, фильтр Grain (Зернистость) позволяет манипулировать контрастностью и формой зерен. Другими словами, фильтр Grain предназначен для изменения формы (раскрывающийся список Grain Type), а также контрастности зерен (ползунок Contrast) по отношению к окружающим эти зерна фрагментам изображения. Помимо этого, вы можете регулировать интенсивность применения данного фильтра (ползунок Intensity).

Как упоминалось ранее, с помощью раскрывающегося списка Grain Type выбирают тип или форму зерен. В этом списке предусмотрены несколько типов зернистости, часто встречающихся в традиционной фотографии, а также несколько других типов, которые можно использовать для создания оригинальных спецэффектов. Данный список содержит следующие элементы: Regular (Обычная), Soft (Мягкая), Sprinkle (Обрызгивание), Clumped (Массивная), Contrasty (Контрастная), Enlarged (Увеличенная), Stippled (Фактурная), Horizontal (Горизонтальная), Vertical (Вертикальная) и Speckle (Гранулярный шум). Откровенно говоря, мне не всегда удается отличить один тип зернистости от другого. Например, если выбран элемент Stippled, то для окрашивания зерен используются текущие цвета переднего и заднего плана, которые в данный момент выбраны в программе Photoshop. Если же из вышеупомянутого раскрывающегося списка выбран элемент Sprinkle, то для окрашивания зерен используется только текущий цвет переднего плана.

Интересный факт.
Почему в арсенале программы Photoshop вместо одного предусмотрено два отдельных фильтра, предназначенных для создания эффекта зернистости? Во-первых, результаты применения этих фильтров немного отличаются друг от друга. Во-вторых, первоначально фильтр Film Grain входил в состав отдельного набора фильтров Aldus Gallery Effects, который стоил 199 долларов. Этот набор фильтров стал настолько популярен, что компания Aldus Corporation выпустила в свет очередную его версию, в состав которого вошел новый фильтр Grain. Затем, сразу после выхода третьей версии набора фильтров Gallery Effects, компания Aldus Corporation вошла в состав компании Adobe (после этой сделки приложение PageMaker и набор фильтров Gallery Effects стали выходить с торговой маркой Adobe). В течение непродолжительного периода времени набор фильтров Gallery Effects продавался как самостоятельный программный продукт, а затем стал неотъемлемой частью программы Photoshop, начиная с ее четвертой версии.

Вы никогда не ловили себя на мысли, что цифровые фотографии лишены какой-то важной детали? Вроде бы и цвет насыщенный и резкость отличная, но всё равно… не то. В чём же секрет? Ответ прост – всё дело в наших привычках. Поскольку мы все родом из плёночной эры, а в каждой семье есть не один семейный фотоальбом с фотографиями доцифровых времён, на подсознательном уровне мы пытаемся воспринимать фотографии полученный из цифровика как плёночные, а плёночные фото чем отличаются от цифровых? Правильно, зернистостью. Именно, в отсутствии «зерна» у цифровых фотографий и заключается главное визуальное отличие.

В качества решения данной проблемы мы предложим вам способ, позволяющий наделить цифровые кадры фирменной, плёночной «зернистостью». И поможет нам в этом Photoshop

Выбираем подходящее фото из нашего архива, для которого мы сделали всё, чтобы сразу пустить её на печать, а именно – откорректировали цвет, резкость и т.д. Клавишами Shift+Ctrl+N создаём новый слой (можно через меню Слой>Новый>Слой

В представшем перед нами диалоговом окошке щёлкаем по режиму наложения Перекрытие, после чего клавишами Shift+Backspace заливаем новый слой серым цветом с заданной светосилой 50%. Аналогично, это же действие можно сделать ещё двумя способами — через меню Редактирование>Залить…, а также в процессе создания слоя, когда нужно будет отметить галочкой параметр Заполнить с перекрыто-нейтральным цветом (50% серый), сразу после того как вы выберете режим наложения Перекрытие.

Активируем стандартный фильтр Фильтр>Шум>Добавить шум…

В настройках фильтра выбираем значение Одноцветный, а затем – способ распределения по Гауссу. Силу шума определяем в рамках 30 – 70, но для начала попробуем значение 50.

Наступил момент, когда непрозрачность слоя с шумом нужно уменьшить до 25-50%, в зависимости от того эффекта, который мы хотим получить.

Обязательно запомните! Ваше изображение должно будет отображаться в масштабе 100% (клавиши Alt+Ctrl+0 или меню Вид>Фактический Размер).

Вот он, первый результат. Перед нами верхняя область фотографии (кроп 1 к 1), к которому мы применили шумы как описывалось выше, а также нижняя часть кадра, без редактирования. Отчётливо видно, что кожа верхнего кадра как будто обзавелась улучшенной фактурой и детальнее прорисовались волосы.

Итак, вышеописанной методикой мы смогли всего за несколько шагов «оживить» фотографию, придав ей плёночную «зернистость».

Но мы не остановимся и посмотрим, как можно дополнительно развить данную технику и какие результаты можно будет получить.

Начальный этап мы оставим аналогично предыдущему, т.е. создаём слой, заливаем его 50% серым, устанавливаем режим наложения Перекрытие и добавляем шумность, только уже задав силу в пределах 5 —15%.

А дальше, следим за нюансами. В первую очередь, следует изменить масштабирование отображения картинкив программе, а для этого жмём CTRL+K или следуем в меню Редактирование>Предпочтения>Основные…, где для параметра Интерполяция зададим Соседним точкам (Быстро).

Удостоверившись, что слой с шумом выделен, увеличиваем его визуальное отображение в 1,2-2 раза, зайдя в меню Редактирование>Трансформация>Масштаб. Мы увидим, что над фотографией появится панелька с опциями, из которых интересными для нас будут лишь два значения – ширина W и высота Н, которые изначально заданы в 100%.

Для поля W зададим, например, 200%, после чего нажмём на кнопку, напоминающую вертикальное звено цепочки. В результате, оба параметра, высота и ширина, получат масштабирование 200%. Теперь можно нажимать Enter или ставить соответствующую галочку справа.

Что же мы сделали? Мы сделали зерно больше, задав ему примерно те же размеры, что привыкли видеть на плёночных фотографиях. Тем не менее, на данном этапе искусственная зернистость бросается в глаза своей грубостью и неестественностью. Не печалимся, так как это ещё не вся работа. Для начала зёрна нужно будет смягчить, а для этого вызываем Фильтр>Шум>Серединный и задаём ему радиус 2.

А вот теперь точно всё – мы добились зерна, максимально идентичного плёночному. Методом корректировки прозрачности слоя с шумом можно усиливать или уменьшать его воздействие на изображение. Отдельно отметьте для себя – так как мы увеличивали размер зерна, проявился интересный эффект. Зернистость проявилась лишь в областях фотографии с небольшой детализацией, тогда как в волосах она почти не заметна. Также обратите внимание на то, что установив масштаб картинки 100%, при просмотре складывается впечатление что эффект зерна кажется гораздо большим, хотя на самом деле, на уже отпечатанной фотографии зернистость будет находиться в разумных пределах.

В конце обязательно верните назад способ Интерполяции, установив значение Бикубический.

В этом уроке по Photoshop мы научимся создавать имитацию зернистости, как на фотографии с пленки. Подойдет любая версия Photoshop, но если вы работаете с Photoshop CS3 или более поздней версией (у нас Photoshop CS5), то благодаря смарт-фильтрам, впервые появившимся в Photoshop CS3, у вас будет возможность в любой момент отрегулировать любой параметр спецэффекта. Если у вас версия Photoshop CS2 или более ранняя, просто пропускайте шаги, относящиеся к смарт-фильтрам, и у вас все получится.

В сегодняшнем уроке мы будем использовать вот этот кадр:

Оригинальный снимок

Поскольку зерно очень мелкое, возможно, рассмотреть его на скриншоте будет трудно, но вот хотя бы примерно то, что вы получите в итоге (мы увеличили часть изображения, чтобы было лучше видно). Ваша фотография будет крупнее, и зерно будет заметнее. Мы расскажем, как можно будет подрегулировать спецэффект в конце урока:

Увеличенный участок изображения, на котором сымитировано пленочное зерно

Давайте начнем!

Шаг 1: Добавим новый слой, залив его 50%-ным серым, и установим режим Overlay

Давайте первым делом создадим в нашем документе Photoshop новый слой, в котором и будет находиться зерно, имитирующее пленку, чтобы не повредить оригинальное изображение. Обычно для этого мы просто нажимаем на иконку New Layer в нижней части панели слоев , и Photoshop создает новый пустой слой, но в данном случае нам необходимо залить его серым и поменять режим смешивания, так что будем делать все это одновременно при помощи диалогового окна New Layer. Нажмите на иконкуNew Layer , удерживая Alt (Win) / Option (Mac):

Удерживая Alt (Win) / Option (Mac), нажмите на иконку New Layer

Photoshop отобразит диалоговое окно с опциями для создания нового слоя, прежде чем его добавить. В верхней части окна зададим название нового слоя Film grain , затем поменяем режим смешивания на Overlay и чуть ниже выберем опцию Fill with Overlay - neutral color (50 % gray), поставив в окошке галочку:

Диалоговое окно New Layer

Закончив, нажмите OK, и диалоговое окно закроется. Вам покажется, что ничего не изменилось, но в панели слоев вы заметите, что Photoshop добавил новый слой Film grain, расположив его над оригинальным слоем Background L ayer. Выбран режим смешивания Overlay, на миниатюре слоя , которая находится слева от его названия, вы видите, что он залит 50%-ным серым (этот оттенок серого находится ровно посередине между черным и белым). Мы не видим этого серого в документе, потому что благодаря режиму смешивания Overlay этот серый цвет сейчас прозрачен:

Новый слой Film grain над слоем Background Layer, в котором расположен оригинал

Шаг 2: Преобразуем слой New Layer в смарт-объект

Если вы работаете в Photoshop CS2 или более ранней версии, этот шаг можете пропустить. Если у вас Photoshop CS3 или более поздняя версия, нажмите на маленькую иконку меню , расположенную в правом верхнем углу панели слоев:

Выбираем из списка вариант Convert to Smart Object

Опять же кажется, что ничего не изменилось, но в нижнем правом углу миниатюры слоя Film grain появилась иконка, символизирующая, что слой теперь является смарт-объектом. Это значит, что все фильтры этого слоя станут смарт-фильтрами , и, как мы увидим позднее, до самого конца работы мы сможем вносить в них коррективы:

Урок Фотошопа

Откройте Filter > Noise > Add Noise

Появится диалоговое окно фильтра Add Noise . Шум, который мы добавим, и станет зерном. Чтобы увеличить количество шума, сдвиньте ползунок Amount . Обычно подходящим оказывается значение 10 % , но все равно лучше следить за изображением, чтобы выбрать оптимальный показатель для вашей фотографии. Проверьте, выбраны ли опции Gaussian и Monochromatic в нижней части диалогового окна:

Фотография после наложения шума

Если в шаге 2 вы превратили слой Film grain в смарт-объект, в панели слоев под ним вы увидите фильтр Add Noise в списке смарт-фильтров. Вскоре мы к этому вернемся:

Смарт-фильтр Add Noise в панели слоев

Шаг 4: Применяем фильтр Gaussian Blur

Сейчас шум кажется жестковатым и не похож на пленочное зерно, поэтому давайте сделаем его мягче с помощью легкого размытия. В верхней части экрана снова выберите Filter , затем Blur , затем Gaussian Blur :

Пленочное зерно - это фактура снимков прошлого. Сегодня пиксели очень маленькие и они выстроены в ряд, как кирпичная стена. С плёнкой всё было иначе. Светочувствительные элементы были не упорядочены и имели различные размеры. Изображение, полученное на плёнку имело совершенно другую природу по сравнению с цифровой фотографией. Для того, чтобы вернуться в прошлое, немного поностальгировать и попытаться воспроизвести плёночное зерно в графическом редакторе, разберемся в некоторых вопросах и посмотрим на алгоритм обработки снимка.

Зерно можно добавить двумя способами: отсканировать настоящее плёночное зерно или сгенерировать его в Photoshop. Со сканом отчасти всё понятно. Нейтрально серое изображение с зерном сканируется и накладывается на снимок в режиме Перекрытие. Разрешение скана желательно иметь побольше. Для публикаций в интернете достаточно будет 300dpi, но если вы планируете печатать плакаты, то всё должно быть пропорционально.

В чём преимущество использования реального скана плёночного зерна? Всего неоднородности. Даже просматривая снимок в маленьком разрешении, где зерно уменьшается до размера пикселя и по сути становится похоже на цифровой шум, остаётся заметна неоднородность.

Проблема имитации зерна состоит в том, что на плёнке зерно накладывается не сверху изображения. Само изображение состоит из зерна. Есть один способ обмануть человеческий взгляд и сделать качественную имитацию зерна в Adobe Photosop.

Имитация плёночного зерна в графическом редакторе

Подберём подходящий снимок для работы.

Приступим к созданию зернистости. На этом этапе можно воспользоваться сканами, которые есть в свободном доступе в интернете, но попробуем проделать полноценную имитацию без участия оригинала.

Создаём новый слой с заливкой серым цветом.

Применяем фильтр Add Noise. Параметры настраиваем по вкусу. Желательно использовать генерацию по алгоритму Гаусса и создавать монохромный шум.

Переводим слой в режим наложения Overlay. Фильтром Gaussian Blur мы размоем шум, увеличив размер зерна. Размер размытия подбирается индивидуально. Главное запомнить значение. Оно будет использоваться ещё несколько раз. Для данного примера использован радиус 1.5 пикселя.

Выглядеть всё стало как кашица. Воспользуемся фильтром добавления резкости Unsharp Mask (USM). Используем такой же радиус, как и в случае с Размытием по Гауссу. Для усиления контраста используем Levels, работая только белой и чёрной точками.

Теперь снова нам потребуется USM, но радиус будем ставить побольше. С увеличением радиуса в зерне начинает появляться неровность.

На этом работа с зерном заканчивается. Остался небольшой нюанс. Наше зерно наложено поверх снимка, который состоит из более мелких деталей. В настоящей плёночной фотографии такого быть не может. Снимок должен состоять непосредственно из зерна. Для того, чтобы исходное изображение потеряло детали размером меньше размера зерна, его нужно размыть на тот же радиус, что и размер зерна. В нашем случае это 1,5 пикселя.

Осталось ело за малым. Регулировка интенсивности зерна. Для этого используем Blending options. Необходимо ограничить воздействие зерна в тех местах, где на исходнике тени и слегка уменьшаем в светлых участках. Непрозрачность слоя с зерном можно отрегулировать по вкусу.

Вот и вся имитация зерна. Использование реального скана зерна может немного облегчить работу и позволит получить несколько иной результат.

Что встречаю вопрос: «Посоветуйте, пожалуйста, какая величина ISO необходима для достижения наилучшего результата съемки. Всегда ли следует выбирать минимальный показатель ISO?»

Интересный вопрос. Но прежде, чем я постараюсь ответить на него, позвольте мне вкратце рассказать о параметре ISO.

Что такое ISO?

В традиционной (плёночной) фотографии параметр ISO(или ASA) являлся показателем чувствительности плёнки к свету. Он измерялся в числах (вы, вероятно, видели на фотопленках числовые обозначения - 100, 200, 400, 800 и т.д.). Чем меньше числовое значение, тем меньше чувствительность пленки, а значит, вашим фотоснимкам будет присуща более мелкая зернистость.

В цифровой фотографии параметр ISO отражает чувствительность датчика изображения. К нему применимы те же самые принципы, что и в плёночной фотографии, – чем ниже значение ISO, тем меньше чувствительность вашей фотокамеры к свету и меньше зернистость снимков. Установка более высоких значений ISO применяется в условиях слабой освещенности и при малой выдержке (например, во время съемки спортивных соревнований в помещении, когда требуется заснять движущийся объект ("заморозить") при недостаточной освещенности). Однако снимок при этом получается с большим количеством шумов. Далее я привел увеличенные изображения двух только что полученных мною снимков. Здесь вы можете подробно рассмотреть увеличенные в размерах изображения обоих снимков при 100 ISO и при 3200 ISO)

Снимок слева сделан при 100 ISO, а справа - при 3200 ISO (кликните мышкой на изображения, чтобы увеличить их и рассмотреть подробнее).

Параметр 100 ISO является общепринятой нормой, установив его, вы получите прекрасные яркие снимки (с минимумом шума/зернистости).

У большинства людей в цифровых фотокамерах задействован автоматический режим - "Аuto Mode", при котором фотокамера сама выбирает и устанавливает параметр ISO (по возможности, наиболее низкий) в зависимости от условий съемки. Однако во многих моделях фотокамер есть возможность задать параметр ISO самостоятельно.

После того, как вы настроите фотокамеру, задав свое значение ISO, сразу же будет заметно, насколько оно повлияло на диафрагму и выдержку, от которых напрямую зависит хорошая экспозиция снимка. Например, если вы увеличите ISO со 100 до 400, то заметите, что снимки теперь производятся с меньшей выдержкой и/или с меньшей величиной диафрагмы.

Выбирая значение ISO, я всегда задаю себе следующие четыре вопроса:

1. Свет - Хорошо ли освещен объект съемки?
2. Зернистость - Нужен ли мне зернистый снимок или снимок без шумов?
3. Штатив - Использую ли я штатив?
4. Движение объекта - Объект съемки находится в движении или неподвижен?

Если освещенность объекта достаточная, требуется получить снимок с минимальной зернистостью, съемка ведется со штатива, а объект съемки неподвижен, тогда я выбираю наименьшее значение ISO.

Однако, если съемка производится в темноте, допускается зернистость снимка, штатив не используется и/или объект съемки движется, имеет смысл выбрать более высокий показатель ISO, позволяющий снимать с наименьшей выдержкой и с хорошей экспозицией снимка. Однако увеличение чувствительности датчика изображения приведет к появлению шумов на снимках.

Вот те ситуации, когда вам могут пригодиться высокие значения ISO:

* Спортивные соревнования в помещении – в этом случае объекты съемки быстро движутся, и отсутствует достаточная освещенность.
* Концерты – отсутствует достаточная освещенность, а также зачастую имеется запрет на съемку со вспышкой.
* Картинные галереи, Соборы и т.п. – в большинстве случаев здесь также действует запрет на использование вспышки, имеет место недостаточная освещенность помещений.
* Вечеринки по случаю дня рождения – во время торжественного момента задувания свечей в темной комнате может получиться неплохой снимок, если только его красоту не разрушит яркая вспышка. Увеличение значения ISO помогает спасти ситуацию.

ISO – это важный аспект в цифровой фотографии, который необходимо принимать во внимание во время настройки вашей фотокамеры. Поэкспериментируйте сегодня с различными параметрами настройки и узнайте, как они влияют на получение снимков.

Специально для «ФМ²».