13.06.2019

«Иностранцы завидуют России». Программа «Открытое небо»



Сложный профиль полета и сверхзвуковая скорость делают отечественные крылатые ракеты одними из самых опасных средств поражения во всем мире. В 2015 году на вооружение российской армии и флота будет поставлено более 10 новых и модернизированных образцов такой техники, среди которых главной новинкой станет семейство противорадиолокационных и противокорабельных ракет Х-31 (по кодификации НАТО - AS-17 Krypton).
В конце 70-х годов прошлого века в СССР возникла потребность в разработке сбалансированного комплекса вооружений флота и авиации для того, чтобы ликвидировать наметившееся отставание. Разработкой советских авиационных ПКР занялось ОКБ «Звезда» (после объединения предприятий «Звезда» и «Стрела» компания получила новое название «Звезда-Стрела»), а уже в конце 1980-х годов прошли испытания крылатых ракет Х-31А и Х-35. Несмотря на общее назначение, данные ракеты разрабатывались по разным техзаданиям, а также показывали принципиально разные подходы к решению поставленных задач.
Постановление Совета министров СССР о начале работ над ракетой Х-31 с комбинированным прямоточным двигателем вышло в 1978 году. Изначально новая ракета обладала индексом 31П. Проектированием ракеты еще с 1975 года занималось КБ «Стрела», главным конструктором ракеты был Бугайский. Изначально ракета Х-31 создавалась в двух вариантах: Х-31А и Х-31П. Данные ракеты стали первыми в мире серийными ракетами, оснащенными комбинированным прямоточным двигателем. При этом ракета Х-31П разрабатывалась специально для борьбы с американскими ЗРК. Она была предназначена для поражения РЛС американских зенитно-ракетных комплексов MIM-104 Patriot, MIM-23 HAWK и MIM-14 Nike-Hercules. От ракет предыдущего поколения она отличалась высокой маршевой скоростью, большей дальностью стрельбы, устойчивым наведением на цель в условиях постановки интенсивных помех, а также временного выключения радиоизлучающих целей. Пассивная головка самонаведения ракеты была изготовлена НПО «Автоматика». Планировалось вооружить новыми ракетами самолеты третьего поколения, к которым относились Су-17М, МиГ-27 и Су-24. На каждом из этих самолетов можно было разместить не меньше двух ракет.
Помимо противорадиолокационной ракеты Х-31П, разрабатывалась авиационная противокорабельная управляемая ракета Х-31А. Данная ракета была предназначена для поражения вражеских надводных кораблей разных классов до эсминца включительно. Госиспытания новой противокорабельной ракеты Х-31А были завершены в 1989 году, самолетом-носителем ракеты выступал Су-24М. По результатам проведенных испытаний комплекс был рекомендован к принятию на вооружение, а сама ракета Х-31А к началу серийного выпуска. Примерно в этом же время завершились испытания и противорадиолокационной ракеты Х-31П, которую приняли на вооружение уже в начале 1990-х годов.
Ракеты Х-31 были построены по нормальной аэродинамической схеме. Они оснащались твердотопливным стартовым и прямоточным воздушно-реактивным маршевым двигателем. Кумулятивно-фугасная боевая часть ракеты имела массу 90 кг. Ракета Х-31А оснащалась помехоустойчивой ГСН и могла развивать скорости полета в М=4,5. Еще одной особенностью ГСН АРГС-31 была способность выделять заданную цель из плотной однородной группы целей. При этом вероятность попадания ракеты составляла 0,55. При обнаружении облучения РЛС противника ракета Х-31А могла совершить противозенитный маневр «горка», при этом допустимая перегрузка составляла до 10 единиц.
Стоит отметить, что корабль, как объект атаки, представляет собой довольно заметную, но при этом трудноуязвимую цель, которая чаще всего действует в составе группы, которая оснащается средствами обнаружения и отражения возможного нападения с воздуха. В таких условиях ударному самолету необходимо наносить удар по цели с безопасного расстояния, а результативность данных атак зависит от дальности пуска ПКР и их автономности, а также от уязвимости ракеты при подлете к цели.

Именно поэтому данные ракеты продолжают совершенствоваться. Так, ОАО «Корпорация «Тактическое ракетное вооружение» уже приступило к выпуску новой авиационной тактической ракеты, получившей обозначение Х-31АД. Авиационная высокоскоростная тактическая противокорабельная ракета Х-31АД предназначена для уничтожения боевых (десантных) надводных кораблей, а также транспортных средств противника из состава ударных групп (конвоев) или следующих одиночно целей. По сравнению со своим предшественником (Х-31А), у ракеты Х-31АД была на 15% повышена мощность боевой части (110 кг), а дальность пуска ракеты выросла до 120-160 км (почти в 2 раза). При этом для того, чтобы вывести из строя морскую цель класса эсминец, достаточно двух попаданий таких ракет.
Обновленная версия ракеты Х-31ПД отличается наличием широкополосной пассивной ГСН, которая аналогична таковой на Х-58УШКЭ, она работает в диапазоне от 1,2 ГГц до 11 ГГц. Дальность пуска ракеты была доведена до 250 км, в том числе и за счет управления тягой двигателя. Масса боевой части выросла до 110 кг, а стартовая масса ракеты до 715 кг. Серийное производство обновленной противорадиолокационной ракеты авиационного базирования началось 7 сентября 2012 года.
В настоящее время обе ракеты - и Х-31ПД, и Х-31АД, - находятся на вооружении российских ВВС. Они могут использоваться с истребителями семейств МиГ-29К/35 и Су-30/35. Существует также вариант интеграции данных ракет в состав вооружения истребителей иностранного производства, к примеру, французских Rafale, правда, с одним условием, если все же данные машины будут поставлены индийским ВВС.

По некоторым данным, ракеты Х-31П были использованы ВВС России во время югоосетинского конфликта в августе 2008 года. В частности, сообщалось о том, что 10 августа 2008 года российский фронтовой бомбардировщик Су-34 противорадиолокационной ракетой Х-31П смог поразить РЛС системы ПВО Грузии, расположенные в районе города Гори, после чего грузинская система ПВО была отключена во избежание дальнейших потерь.


Тематика противокорабельных авиационных управляемых ракет к концу 70-х годов XX века стала одной из приоритетных, тем более, что в странах НАТО основной упор делался на применение авиационных противокорабельных ракет (ПКР), поступавших на вооружение тактической авиации.

Создание сбалансированного комплекса вооружений флота и авиации у нас в стране потребовало ликвидировать отставание. Разработкой отечественных авиационных ПКР занялось ОКБ «Звезда» (с объединением предприятий «Звезда» и «Стрела» фирма получила наименование «Звезда - Стрела»), и в конце 80-х годов начались испытания ракет Х-31 А и Х-35. Несмотря на общее назначение, ракеты создавались по разным ТТЗ и демонстрировали принципиально разные подходы к решению задачи.

Корабль, как объект атаки, представляет собой достаточно заметную, но трудноуязвимую цель, действующую обычно в составе группы, оснащенной средствами обнаружения и отражения воздушного нападения. В этих условиях самолету приходится наносить удар с безопасных рубежей, и результативность атаки зависит от дальности пуска ПКР и ее автономности, а также уязвимости при полете к цели.

Для обеспечения достаточной дальности и помехозащищенности ПКР оснащаются комбинированной системой наведения. Выведение в район цели после пуска осуществляется бортовой инерциальной системой наведения ракеты (командный режим). Датчики гироплатформы, установленной на ракете, выдают текущую информацию о полетных ускорениях и углах поворота, сопоставляемую с запрограммированной траекторией, а САУ корректирует отклонение от курса. Для достижения скрытности полет выполняется на малой высоте в 100 - 300 м над поверхностью моря.

При выходе на рубеж захвата цели начинается этап самонаведения с помощью активной радиолокационной ГСН (расчетная точка для АРГСН-31 ракеты Х-31 А находится в 7,5 км от цели при высоте полета 100 м). Х-31 А оснащена АРГСН-31, при массе 39 кг обладающей зоной обзора по азимуту 40°, по вертикали + 10° -20°.

АРГСН представляют собой мини-РЛС, состоящую из излучателя с антенной, сканирующей поверхность моря, и приемника отраженных сигналов с координатором. Для расширения поля зрения ГСН ракеты по программе может менять профиль полета и выполнять «подскок», набирая высоту в несколько сотен метров, необходимый еще и затем, чтобы ракета не зарылась в волны при подлете с предельно малыми углами.

Возможна и атака с подсветкой цели мощной РЛС самолета-носителя или специального целеуказателя (полуактивное наведение ракеты). Конструктивные особенности ракет обусловлены их назначением - Х-31 А служит для поражения кораблей водоизмещением до 4500 т на средних дальностях, Х-35 - кораблей среднего тоннажа на больших дальностях. Для повышения живучести ракеты и вероятности прорыва корабельной ПВО Х-31 А (изделие 77А) развивает в полете скорость до 1000 м/с, почти вчетверо превышая скорость звука. Высокая скорость необходима и для того, чтобы при пуске с большой дальности маневрирующая цель не успела выйти за пределы сектора поиска РГСН или достигла границ этого сектора (при этом маневренности ракеты может оказаться недостаточно для доворота).

Достижение высоких скоростей обеспечивает установленный на Х-31 А комбинированный ракетно-прямоточный двигатель типа 31ДПК, созданный в тураевеком МКБ «Союз» (затем - НПВО «Пламя»). Первая его ступень образована стартовым РДДГ с собственным соплом, встроенным в камеру сгорания маршевого двигателя и разгоняющим ракету до больших скоростей, при которых возможен запуск собственно прямоточного воздушно-реактивного двигателя (ПВРД), требующего большого расхода воздуха и высокой степени его сжатия на входе.


Х-31 А в экспозиции Московского авиасалона



После выгорания РДТТ и выброса потоком его остатков сбрасываются заглушки воздухозаборников, и ПВРД выходит на маршевый режим. Удельный расход топлива при его работе примерно в 6 раз ниже, чем у РДТТ, а малая дымность повышает скрытность полета (ракеты с обычной двигательной установкой оставляют за собой хорошо видимый демаскирующий шлейф). Оригинальное решение обеспечило самостоятельный старт ракеты с ПВРД (обычно требующей разгонных ступеней), и устойчивую работу при максимальном удельном импульсе. Конструкция 31ДПК проста, компактена и недорога в производстве, но отличается высокой надежностью. А использование твердого топлива в ПВРД упростило хранение и эксплуатацию ракеты. При высокой скорости ракета оказалась способна выполнять маневры с большими перегрузками, достигавшими на испытаниях 10д.

Большие скорости и нагрузки в полете заставили использовать в качестве основных конструкционных материалов Х-31А титан и высокопрочную сталь, а кинетический нагрев обусловил оснащение аппаратурных отсеков ракеты мощным слоем теплоизоляции.

При попадании в борт корабля полубронебойная БЧ весом 90 кг пробивает его, разрушая внутренние отсеки. Во время боев за Фолкленды английский эсминец «Шеффилд» был уничтожен именно пожаром, возникшим внутри корабля после поражения его ПКР «Экзо-сет». При пролете ракеты над целью обеспечивается подрыв БЧ неконтактным взрывателем и поражение корабля сверху футасно-осколочным действием.

Государственные летно-морские испытания Х-31А на серийном самолете Су-24М были проведены на полигоне под Феодосией с 20 апреля по 7 декабря 1989 года. Были выполнены 86 полетов с 8 пусками Х-31А по щитам-мишеням в море. Программу испытаний ракета прошла с положительным заключением, однако постановке ее на вооружение и оснащение морской авиации высокоэффективным оружием помешали последовавшие вскоре разрушительные события начала 90-х годов…

Современный корабль, насыщенный множеством радиоэлектронных систем, может быть представлен и как радиоизлучающая цель. Модификация ракеты Х-31П (изделие 77П), оснащенная пассивной РГСН, наводится на корабельные источники электромагнитного излучения. В первую очередь это РАС корабельных систем ПВО, выведение которых из строя при залповом пуске Х-31 А и Х-31П повышает вероятность уничтожения цели.



Ракета Х-31П и контейнер с аппаратурой управления «Прогресс» на истребителе-бомбардировщике МиГ-27К


Головка самонаведения Л -112Э для противорадиолокационной ракеты Х-31П


В «оригинальном» противорадиолокацион-ном варианте Х-31П создавалась для борьбы с существующими ЗРК и комплексами нового поколения, включая американский «Патриот». Она обладала большим приоритетом, чем противокорабельная модификация, и была быстрее отработана, продемонстрировав устойчивое наведение на цель в условиях интенсивных помех. При высокой степени унификации с Х-31 А, противорадиолокационная модификация отличается практически только системой наведения. Созданием ГСН для Х-31П занималась ведущая отечественная организация - омское ЦКБ автоматики, давний партнер «Звезды» и «Радуги». В 1977 году ЦКБА выпустило эскизный проект модульных головок ПРГС-4ВП, ПРГС-5ВП и ПРГС-6П, обеспечивавших широкополосное литерное самонаведение на заданные типы РЛС. Система строилась на основе самой современной элементной базы и технических решений. В 1980 г. начались летные испытания новых головок на летающей лаборатории Ми-8, а в 1988 - 1989 гг.

ракеты Х-31П прошли совместные испытания на самолетах Су-24М и МиГ-27М. Параллельно отрабатывалась аппаратура управления, обеспечивавшая целеуказание ГСН ракет - контейнеры «Фантасмагория» и «Этнография» для Су-24М и «Прогресс» для МиГ-27 и Су-17. Для подвески и пуска ракет служило унифицированное устройство АКУ-58-1 (АКУ-58М). Дальность пуска Х-31П достигает 110 км (150 км у улучшенного варианта Х-31ПД). Помимо боевых модификаций, на базе Х-31 создана ракета-мишень МА-31 без БЧ, радиовысотомера и части бортовой аппаратуры.

М-31 предназначена для тренировки расчетов ЗРК по борьбе со сверхзвуковыми средствами поражения и отработки современных систем ПВО. История, связанная с этим изделием в начале 90-х гг., мало афишировалась: дело в том, что новейшая разработка нашла применение в авиации морской пехоты США. Американская сторона, заинтересованная в привлечении новейших технологий за относительно небольшую цену, в мае 1995 года разместила заказ на сумму 4,7 млн. $, в рамках которого «Звезда - Стрела» до конца года передавала в США первые четыре ракеты. Испытательные пуски с участием фирмы МакДоннелл-Дуглас Аэроспейс начались в августе 1996 года. В качестве носителя использовался доработанный «Фантом». В ходе программы американские партнеры (вчерашний «вероятный противник», и отнюдь не союзник) изучали конструкцию, технологические решения и оборудование ракеты, а также ее возможности - сверхзвуковые характеристики, дальность полета, выполнение программируемых маневров с большими перегрузками, поданным которых определялись меры противодействия «русской угрозе». В дальнейшем США разместили на подмосковном НПО заказ на изготовление партии ракет-мишеней МА-31.

На базе Х-31 была разработана также противорадиолокационная ракета «воздух - воздух» дальнего действия Р-31П, предназначенная для поражения радиоизлучающих воздушных целей - в первую очередь, самолетов АВАКС. Были начаты испытания этой ракеты, подтвердившие возможность поражения ею высотных целей на расстоянии до 200 км, однако дальнейшего развития работы не получили, будучи свернутыми из-за повсеместного недостатка финансирования. Испытывались также новые варианты двигательной установки повышенной энергетики на водородном и боросодержащем топливе, в перспективе обещавшем существенно повысить скорость и дальность полета.

Х-31 оказалась практически неуязвимым средством поражения даже в условиях противодействия противника. Х-31 А и Х-31П стали последними в своем классе ракетами, принятыми на вооружение советской авиации, и их судьба была отмечена всеми перипетиями, пришедшимися на долю страны, экономики и вооруженных сил. Новыми ракетами планировалось оснастить перспективные модификации многоцелевых самолетов МиГ-29, Су-27 и Су-27К, а также дорабатываемые машины, уже находящиеся в строю ВВС. Однако между намерениями и реальным положением отечественной авиации разверзлась непреодолимая финансовая пропасть, не позволившая ВВС и флоту получить уникальное в своем роде вооружение. В итоге Х-31П производились только для поставок на экспорт в Индию и Китай. На средства индийской стороны осенью 2002 года продолжились испытания Х-31 А, предназначенной для оснащения ударных самолетов семейства Су-30.

Сложный профиль полета и сверхзвуковая скорость делают отечественные крылатые ракеты одними из самых опасных средств поражения во всем мире. В 2015 году на вооружение российской армии и флота будет поставлено более 10 новых и модернизированных образцов такой техники, среди которых главной новинкой станет семейство противорадиолокационных и противокорабельных ракет Х-31 (по кодификации НАТО - AS-17 Krypton).

В конце 70-х годов прошлого века в СССР возникла потребность в разработке сбалансированного комплекса вооружений флота и авиации для того, чтобы ликвидировать наметившееся отставание. Разработкой советских авиационных ПКР занялось ОКБ «Звезда» (после объединения предприятий «Звезда» и «Стрела» компания получила новое название «Звезда-Стрела»), а уже в конце 1980-х годов прошли испытания крылатых ракет Х-31А и Х-35. Несмотря на общее назначение, данные ракеты разрабатывались по разным техзаданиям, а также показывали принципиально разные подходы к решению поставленных задач.


Постановление Совета министров СССР о начале работ над ракетой Х-31 с комбинированным прямоточным двигателем вышло в 1978 году. Изначально новая ракета обладала индексом 31П. Проектированием ракеты еще с 1975 года занималось КБ «Стрела», главным конструктором ракеты был Бугайский. Изначально ракета Х-31 создавалась в двух вариантах: Х-31А и Х-31П. Данные ракеты стали первыми в мире серийными ракетами, оснащенными комбинированным прямоточным двигателем. При этом ракета Х-31П разрабатывалась специально для борьбы с американскими ЗРК. Она была предназначена для поражения РЛС американских зенитно-ракетных комплексов MIM-104 Patriot, MIM-23 HAWK и MIM-14 Nike-Hercules. От ракет предыдущего поколения она отличалась высокой маршевой скоростью, большей дальностью стрельбы, устойчивым наведением на цель в условиях постановки интенсивных помех, а также временного выключения радиоизлучающих целей. Пассивная головка самонаведения ракеты была изготовлена НПО «Автоматика». Планировалось вооружить новыми ракетами самолеты третьего поколения, к которым относились Су-17М, МиГ-27 и Су-24. На каждом из этих самолетов можно было разместить не меньше двух ракет.

Помимо противорадиолокационной ракеты Х-31П, разрабатывалась авиационная противокорабельная управляемая ракета Х-31А. Данная ракета была предназначена для поражения вражеских надводных кораблей разных классов до эсминца включительно. Госиспытания новой противокорабельной ракеты Х-31А были завершены в 1989 году, самолетом-носителем ракеты выступал Су-24М. По результатам проведенных испытаний комплекс был рекомендован к принятию на вооружение, а сама ракета Х-31А к началу серийного выпуска. Примерно в этом же время завершились испытания и противорадиолокационной ракеты Х-31П, которую приняли на вооружение уже в начале 1990-х годов.

Ракеты Х-31 были построены по нормальной аэродинамической схеме. Они оснащались твердотопливным стартовым и прямоточным воздушно-реактивным маршевым двигателем. Кумулятивно-фугасная боевая часть ракеты имела массу 90 кг. Ракета Х-31А оснащалась помехоустойчивой ГСН и могла развивать скорости полета в М=4,5. Еще одной особенностью ГСН АРГС-31 была способность выделять заданную цель из плотной однородной группы целей. При этом вероятность попадания ракеты составляла 0,55. При обнаружении облучения РЛС противника ракета Х-31А могла совершить противозенитный маневр «горка», при этом допустимая перегрузка составляла до 10 единиц.

Стоит отметить, что корабль, как объект атаки, представляет собой довольно заметную, но при этом трудноуязвимую цель, которая чаще всего действует в составе группы, которая оснащается средствами обнаружения и отражения возможного нападения с воздуха. В таких условиях ударному самолету необходимо наносить удар по цели с безопасного расстояния, а результативность данных атак зависит от дальности пуска ПКР и их автономности, а также от уязвимости ракеты при подлете к цели.

Именно поэтому данные ракеты продолжают совершенствоваться. Так, ОАО «Корпорация «Тактическое ракетное вооружение» уже приступило к выпуску новой авиационной тактической ракеты, получившей обозначение Х-31АД. Авиационная высокоскоростная тактическая противокорабельная ракета Х-31АД предназначена для уничтожения боевых (десантных) надводных кораблей, а также транспортных средств противника из состава ударных групп (конвоев) или следующих одиночно целей. По сравнению со своим предшественником (Х-31А), у ракеты Х-31АД была на 15% повышена мощность боевой части (110 кг), а дальность пуска ракеты выросла до 120-160 км (почти в 2 раза). При этом для того, чтобы вывести из строя морскую цель класса эсминец, достаточно двух попаданий таких ракет.

Обновленная версия ракеты Х-31ПД отличается наличием широкополосной пассивной ГСН, которая аналогична таковой на Х-58УШКЭ, она работает в диапазоне от 1,2 ГГц до 11 ГГц. Дальность пуска ракеты была доведена до 250 км, в том числе и за счет управления тягой двигателя. Масса боевой части выросла до 110 кг, а стартовая масса ракеты до 715 кг. Серийное производство обновленной противорадиолокационной ракеты авиационного базирования началось 7 сентября 2012 года.

В настоящее время обе ракеты - и Х-31ПД, и Х-31АД, - находятся на вооружении российских ВВС. Они могут использоваться с истребителями семейств МиГ-29К/35 и Су-30/35. Существует также вариант интеграции данных ракет в состав вооружения истребителей иностранного производства, к примеру, французских Rafale, правда, с одним условием, если все же данные машины будут поставлены индийским ВВС.

По некоторым данным, ракеты Х-31П были использованы ВВС России во время югоосетинского конфликта в августе 2008 года. В частности, сообщалось о том, что 10 августа 2008 года российский фронтовой бомбардировщик Су-34 противорадиолокационной ракетой Х-31П смог поразить РЛС системы ПВО Грузии, расположенные в районе города Гори, после чего грузинская система ПВО была отключена во избежание дальнейших потерь.

Источники информации:
http://tvzvezda.ru/news/forces/content/201501121210-ife4.htm

http://www.dogswar.ru/boepripasy/snariady-rakety/1012-aviacionnaia-ypravli.html
http://vpk.name/news/89325_takticheskoe_raketnoe_vooruzhenie_zapustilo_raketu_h31ad_v_proizvodstvo.html
http://www.airwar.ru/weapon/avz/x31p.html

Соответствующий всем нормам лётной годности, отличающийся высокой экономичностью и малошумностью. Отличная аэродинамика планера в совокупности с богатой механизацией крыла позволяют осуществлять безопасный полёт и выполнять посадку на малых скоростях.

История создания и производство самолёта Ту-214Р

Если изначально ОКБ Туполева предлагалось разработать самолёт с тремя двигателями, близкий по схеме с Ту-134 и , то в первой половине 1980-х техническое задание изменилось, машина должна была соответствовать новым стандартам уровня Боинга-757 и аэробуса А-300 и получила двухдвигательную схему.

Опытный завод им.А.Н. Туполева построил два прототипа – один для испытания на статику, другой – для испытаний в воздухе. Сразу после Нового года 2 января 1989 года экипаж с командиром В. Минашкиным оторвал от взлётной полосы аэродрома Жуковский опытный образец .

Когда производство перенесли на казанский авиационный завод, был налажен выпуск машины с усиленным шасси, большим взлётным весом и дальностью полёта. Самолёт получил новое обозначение – и совершил первый полёт 21 марта 1996 года. Получил дальнейшее развитие вариант с укороченным фюзеляжем, который был испытан в воздухе 18 августа 2003 года. Фюзеляж уменьшился на 6 метров, запас топлива и нагрузку увеличили, машина предназначена для работы на дальность от 500 до 8500 км.

В салоне самолёта Ту-214Р. Автоматизированное рабочее место (АРМ)

В апреле 2010 года производство, за исключением спецкомплектируемых бортов приостановлено, по соображениям рентабельности. Продолжен выпуск специальных модификаций: – пункт управления, Ту-214СУС – пункт связи для президента РФ, и ТУ-214СР – соответстсвенно разведчик и ретранслятор. Интересен вариант для аэрофотосъёмки, оснащённый РЛС бокового обзора с спецаппаратурой и наблюдательных полётов по Договору открытого неба.

Особенности конструкции Ту-214

Аэродинамическая компоновка представляет собой планер с крылом низкого расположения однокилевым хвостовым оперением со стабилизатором. Силовая установка – два двигателя ПС-90А на подкрыльевых пилонах. Шасси трёхопорное, передняя стойка двухколёсная, управляемая из кабины пилотов, основные опоры – тормозные двухпарные тележки.

В кабине экипажа свободно размещаются командир, правый пилот и между ними бортинженер.

Интерьер кабины разработан с использованием современного дизайна и передовых эргономических решений для наиболее оптимального размещения электронных ЖК-дисплеев и приборов навигационной информации, а также средств автоматизации полёта.

Пассажирский салон оборудован просторными полками для багажа, под полом салона размещены вместительные отсеки для груза. Салон обшит специальными материалами, поглощающие шумы, аудио-видео системы всегда готовы развлекать пассажиров. Каждое кресло имеет свой индивидуальный комфорт, обеспеченный многоуровневой системой освещения. Вариант на 210 пассажиров легко трансформируется в вариант на 180 человек с салоном бизнес-класса и наоборот.

Лётно-технические данные самолёта-разведчика Ту-214

  • Экипаж – 3чел
  • Пассажировместимость – 210 чел
  • Размах крыла – 41,8 м
  • Длина самолёта – 46,14 м
  • Высота самолёта – 13,88 м
  • Максимальный взлётный вес – 110,7 т
  • Максимальный запас топлива – 35,7 т
  • Крейсерская скорость – 850 км/ч
  • Практический потолок – 12100 м
  • Наибольшая дальность – 6890 км

В 2009 году был построен самолёт-разведчик . Машина оснащена многочастотным комплексом МРК-411, разрешающим вести поиск в двух режимах – пассивном и активном и осуществлять перехват радиопереговоров. С помощью оптико-электронной системы «Фракция» оператор получает картинку местности хорошего разрешения в инфракрасном и видимом диапазоне. 16 февраля 2015 года перелетел в Сирию на российскую авиабазу Хеймим.

Невероятный факт, доказывающий превосходную выучку российских пилотов, произошёл 4 января 2002 года. При заходе на посадку в аэропорт города Омск на /214 встали оба двигателя из-за выработки всего горючего. Пилотам, несмотря ни на что удалось совершить благополучную посадку на ВПП. При аварии никто не пострадал, а самолёт после небольших восстановительных работ продолжал воздушные перевозки.

После резонансной ярославской катастрофы Як-42 , футбольная сборная России предпочитает пользоваться для перелётов самолётами /214 , зарекомендовавших себя как самый надёжный воздушный транспорт.

Фильм «Экипаж», вышедший в прокат в 2016 году, использовал в съёмках самолёты российского производства /214 .

Видео: взлёт Ту-214

18 апреля 2014 года США запретили инспекционный пролёт российского самолёта авиационного наблюдения над своей территорией. Такие полёты выполняются регулярно в рамках многостороннего международного договора, подписанного в 1992 году в Хельсинки (ДОН) — программа «Открытое небо». Как заявил представитель МИД России Александр Лукашевич, США занимают «крайне неконструктивную позицию в отношении освидетельствования российской цифровой аппаратуры наблюдения».

Журнал «The Free Beacon», ссылаясь на неназванного сотрудника госдепа США поясняет: сотрудники разведслужб США и конгрессмены хотят, чтобы администрация Барака Обамы отказалась сертифицировать «новые российские самолеты-наблюдатели с цифровыми сенсорами, в том числе новейшими радарами, которые позволяют самолету „видеть“ сквозь здания» (формулировки журнала).

Такое развитие событий не могло пройти мимо начинающего эксперта в сфере военной авиаразведки — армейского репортёра Александра Рошки. Он отправился на завод, где строятся самые современные самолёты авиационного наблюдения России, разработанные в ОАО «Туполев» на базе пассажирского самолёта Ту-214 — Казанский авиазавод им. С.П. Горбунова, который входит в Объединенную авиастроительную корпорацию.



Формально эта поездка была приурочена к одному важному событию — передача второго самолёта линейки Ту-214ОН на вооружение ВВС России. Впрочем, начну всё по порядку.

Сразу скажу, что ограничений по времени у нас не было. На знакомство с самолётом «шпионом» — Ту-214ОН и изучением процесса модернизации сверхзвуковых ракетоносецев-бомбардировщиков Ту-22М3 пресс-служба завода выделила два дня.

Первым в программе был заявлен Ultra сложный для американцев TU-214OS. Почему его так боятся американцы, я попытался выяснить с помощью трёх специалистов. Заместителя технического директора Казанского авиационного завода Сергея Шмарова, Представителя ОАО «Концерн радиостроения „Вега“» — заместителя главного конструктора системы наблюдения «Открытое небо» Владимира Медведева и Старшего инженера-инспектора ВВС России — подполковника Олег Луцива.


До сегодняшнего дня в составе ВВС России по программе «Открытое небо» работали 7 самолётов: пять — Ан-30Б, один — Ту-154МЛК, один — Ту-214ОН. Теперь в строю будут служить два современных Ту-214ОН.

О предназначении и некоторых технических характеристиках этого самолета говорил Сергей Шмаров:



Слева направо: Заместитель технического директора Казанского авиационного завода Сергей Шмаров, Представитель ОАО «Концерн радиостроения „Вега“» — заместитель главного конструктора системы наблюдения «Открытое небо» Владимир Медведев

«Ту-214 это модернизация Ту-204 «двести». Во время сертификации было принято решение присвоить наименование самолёту — Ту-214. В чем его отличия от «двухсотчетвертого»? Внедрена механизированная контейнерная погрузка в БГО (багажно-грузовой отсек), модернизированы и усилены шасси, установлена вторая дополнительная дверь (возле двигателя). Внесены изменения в компоновку самолета — размещение стеллажного оборудования. В средствах механизации применены композитные материалы (руль высоты, руль направления, предкрылки, закрылки, зализы крыла, створки шасси). Эти и многие другие дополнительные новшества позволили облегчить вес самолёта и повысить его взлетную массу до 110,7 тонн. Кроме того дальность полёта была увеличена до 7200 км.

Что касается изменений для «Открытого неба», то это ноу-хау по внедрению дополнительной системы энергоснабжения. Система позволяет отдельно питать специальные бортовые комплексы при помощи дополнительных генераторов. С помощью этой системы мы увеличили полет самолёта в аварийной ситуации до 120 минут, что соответствует требованиям ETOPS. Оба самолёта (бортовые номера 64519 и 64525) по этой программе близнецы-братья. Единственное не свершившееся отличие — на первый самолет планировали установку плёночных фотоаппаратов, но затем установили цифровые.

По контракту поставка предусматривает только две машины этой модификации. Этот тип самолета в 2005 году выбрало Минобороны (начальник вооружения ВВС принял такое решение). Предусматривалась плановая замена Ту-154 самолетом такого же класса, но с более экономичными характеристиками.


Очень осторожно, но рассматривается вопрос о закупки Ту-214ОН иностранцами для программы «Открытое небо». Во время проведения двух МАКСов представители десятка стран интересовались этим самолётом (в том числе арендой).

Об авиационной системе наблюдения, установленной на Ту-214ОН, информацией делился Владимир Медведев:


«В реализации программы «Открытое небо» принимают участие 34 страны (Европейские страны, США и Канада). Договор позволяет создавать самолёты наблюдения и летать над странами, подписавшими договор. Каждая страна имеет право, но не всегда делает это. Этот самолет, по мнению многих специалистов, является лучшим среди действующих самолётов наблюдения. Все иностранцы завидуют нам с этим самолётом. Теперь дело осталось за освидетельствованием аппаратуры этого самолета — очень трудный и емкий процесс работы. Этим будут заниматься специалисты Минобороны. Если они нас привлекут — то мы им поможем. Первый самолёт пока за границей не летает и базируется в Чкаловском. В конце прошлого года его передали в эксплуатацию. За это время лётчики и бортовые операторы прошли специальный курс обучения.

«Открытое небо» предусматривает несколько видов средств наблюдения, согласованных всеми странами участницами. Особенностью этих средств является разрешающая способность аппаратуры — качество аппаратуры, которое не должно быть лучше, чем прописано в договоре. Для оптических средств это фотоаппаратура с разрешающей способностью не лучше, чем 30 см. На локаторе бокового обзора разрешающая способность 3 метра. На инфракрасной аппаратуре — 50 см.

За границей такие самолёты могут летать только в мирное время. Самолёт сделан сугубо для контроля военной инфраструктуры других стран — легальная разведка. Квота России — 42 полёта над странами (над Европой пока летает Ан-30Б, над США и Канадой Ту-154). Фотоаппараты немного не дотягивают по зонам захвата по требованию наших потребителей, но три фотоаппарата (один центральный и два боковых) в сумме обеспечивают нужную зону покрытия.

У всех самолётов зарубежных стран в основном стоят простые плёночные фотоаппараты. Если говорить о самолётах, то у «турок» и «шведов» достаточно неплохие борта. Самолеты этого назначения имеют право летать везде по ранее согласованному маршруту. Если нет опасных явлений, никто не имеет право отказать в полёте. Высота полета должна быть такая, чтобы разрешающая способность была не лучше чем указана в договоре. Например для плёночного фотоаппарата разрешающая способность в 30 см. достигается на высоте 3 км. (ниже он не имеет право включать эту аппаратуру). Если эта конфигурация Ту-214ОН будет полностью освидетельствована иностранцами, то самолет будет допущен для полетов за границей».

Об управлении самолётом и программе «Открытое небо» коротко отозвался подполковник Олег Луцив:

«В мои обязанности входит обучение экипажа на этих типах самолетов. В этой конфигурации Ту-214ОН экипаж пять человек — к пилотам добавились штурман и бортовой радист. По сравнению с „тушками“, „илами“ и „анушками“ прошлых лет могу сказать только одно — стало меньше гидромеханики и больше электроники. Так и хочется иногда педаль вдавить в пол. Американцы до сих пор почему-то летают на Боингах 707. Что касается самой программы „Открытое небо“, то я летал во многих странах и мне кажется, что это надо только нам и американцам. Это некая альтернатива спутниковому слежению!».

Продолжение следует.