14.09.2019

Формирование полезных привычек: три простых шага. Какие качества нужны для формирования привычки? Как возникают новые привычки


Есть много важных и полезных привычек, на которые требуется не больше пяти минут в день, а чтобы заметно изменить жизнь к лучшему, на них нужно тратить хотя бы по полчаса, но регулярно, уверен писатель Эс Джей Скотт. Он предлагает подойти к вопросу системно и создать блоки дел, которые помогут не сдаваться и выдержать испытания прокрастинацией, плохим настроением и другими соблазнами отложить все на завтра. «Теории и практики» публикуют отрывок из его книги «Лучше каждый день: 127 полезных привычек для здоровья, счастья и успеха» , которую выпустило издательство «Альпина Паблишер».

Метод блоков: краткое определение

Понятно, что перенять привычку нелегко . Дел по горло, и число их растет. Реально ли встроить нечто новое в ежедневную рутину? Я утверждаю: у вас не просто достаточно времени для выработки любой новой привычки; вы можете включить в рабочий график буквально десятки привычек без каких-либо негативных последствий для распорядка дня. […]

В целом суть проста: сформировать важные для себя привычки, объединяя их в блоки.

Объединить привычки. В блоки. Раз плюнуть, правда?

Метод хорош тем, что снимает стресс от появления массы новых дел. Вы начинаете с нескольких простых, но эффективных привычек, а затем увеличиваете их число. Вы и сами не заметите, как они встроятся в ежедневный график.

Этот блок привычек станет такой же органичной частью дня, как и обычные процедуры, которым вы следуете, когда встаете утром и собираетесь на работу, а вечером укладываетесь спать.

Почему цели важны

Лучший способ создать блок - объединить действия, относящиеся к вашим жизненным запросам. Нет смысла множить случайные привычки, которые не имеют смысла лично для вас. Каждая из них должна быть связана с вашими целями. Тем легче выстроить из них логичную систему.

У всех нас разные цели. Поэтому не существует правильного ответа на вопрос о том, какие привычки важны. Однако практика показывает, что почти каждую задачу можно отнести к одной из следующих категорий:

1. Карьера. Цели этой категории связаны с повышением производительности труда, увеличением оборота капитала, продвижением по служебной лестнице. Чего бы вы ни хотели - усовершенствовать рабочий навык или улучшить структуру бизнеса, - карьерные цели важны, ибо напрямую влияют на остальные шесть сфер жизни.

2. Финансы. Чем вы старше, тем важнее эти цели. Как вариант: сделать пенсионные накопления, улучшить кредитную историю, погасить задолженность по кредитной карте, сделать долгосрочные капиталовложения.

3. Здоровье. С помощью реализации этих целей вы сумеете поддерживать хорошую физическую форму и придерживаться правильного питания. В этой категории может быть много подцелей: сбросить вес, начать выбирать полезные продукты, разнообразить пищевой рацион, заниматься зарядкой.

4. Досуг. Данная категория целей связана с занятиями, важными лично для вас. Зачастую нам не до этого: хватает других забот. Однако, если вечно отказывать себе в приятном, это скажется на качестве жизни. Примеры целей: запланировать отпуск, уделять больше времени близким, найти себе хобби (скажем, пивоварение, охота, кулинария, рисование).

5. Организация жизни. Эти цели помогут вам упорядочить и разгрузить жизнь. Например: навести порядок в окружающей обстановке, чтобы в ней не было ничего лишнего, в частности регулярно убирать дома и избавляться от вещей, которые перестали приносить радость.

6. Взаимоотношения. Цели этой категории связаны с улучшением взаимоотношений с людьми, которые для вас важны, например с родными и близкими, друзьями. Можно улучшить свои социальные навыки, найти романтического партнера… да и просто поработать над своим характером, чтобы с вами было легче общаться.

7. Духовность. Эта сфера имеет особый смысл для каждого из нас. Сюда входят медитация и молитва, йога и помощь другим, аутотренинг. По большому счету к данной категории можно отнести все, что помогает обрести душевное спокойствие и гармонию.

Как видите, ставить можно разные цели. Вот почему важно отследить то, что для вас по-настоящему важно. Для этого пригодятся вопросы, к которым мы сейчас перейдем.

12 вопросов о цели

Если вы хотите определиться с целями, сперва вам нужно выявить желания. Время ограничено, и силы стоит тратить лишь на те цели, которые того заслуживают. Чтобы найти подходящие для вас привычки, советую воспользоваться простым упражнением. Если вы ответите на следующие 12 вопросов, то сможете наметить небольшие действия, которые станут частью вашего расписания.

1. «Может ли мелкая привычка помочь с выработкой большой?» (Почему бы не складывать тренировочный костюм с утра, чтобы он был наготове, когда вы вечером пойдете в спортзал.)

2. «Часто ли я расстраиваюсь в конце дня из-за того, что мне не удалось сделать важные вещи?» (Определите ключевые задачи на завтра и включите их в свой календарь.)

3. «Какие быстрые действия повышают мне настроение?» (Например, просмотр короткого мотивационного видео с утра.)

4. «Какие пять целей для меня наиболее важны?» (Какие ежедневные действия могут способствовать достижению этих пяти целей?)

5. «Какие занятия мне нравятся?» (Так можно выбрать хобби. Допустим, вам по душе бегать, вязать, путешествовать, читать.)

6. «Какие сферы моей финансовой жизни нуждаются в улучшении?» (Если вы в долгах, начните с этого. Если у вас лежат деньги в банке, следует заняться созданием инвестиционного портфеля.)

7. «Могу ли я улучшить отношения с людьми?» (Подумайте о связях с родителями и детьми, близкими и друзьями. Какие ежедневные поступки помогут этим отношениям?)

8. «Что доставляет мне радость?» (Делайте это каждый день или хотя бы каждую неделю.)

9. «Как мне повысить свою духовность?» (Вы можете, например, регулярно молиться, заниматься йогой или аутотренингом.)

10. «Каким навыком я всегда хотел овладеть?» (Пусть освоение и изучение этого навыка войдет в привычку. Это может быть пивоварение, игра на музыкальном инструменте, изучение нового иностранного языка, да мало ли что еще.)

11. «Что я могу сделать для своего района или какого-то важного дела?» (Все мы верим во что-то. Если вы решите каждый день уделять этому время, вам будет по силам помочь другим людям.)

12. «Как улучшить качество моей работы и получить повышение?» (Например, можно освоить навык, ценный для компании.)

Задайте себе эти вопросы, и они помогут вам найти привычки, адекватные вашим целям. Это не так сложно: нужно лишь понять, что для вас важно, и встроить это в свой график.

У каждого из тысяч читателей книги будет собственный, уникальный ответ на эти вопросы. А значит, у каждого будет собственный, уникальный блок привычек. […]

Решение: к цели - через блоки привычек

В чем суть формирования блоков? Допустим, у вас есть цель или мечта. Прежде всего надо понять, какие небольшие действия работают на нее. Затем выстроить из них пошаговую, логически последовательную программу. И наконец, использовать надежные психологические стратегии, которые сделают программу неотъемлемой частью дня. […]

С блоками жизнь пойдет на лад, ибо нет нужды волноваться, когда вы займетесь этими небольшими, но важными делами. Вы лишь включите их в программу и примете решение не отступать от них.

Более того, повтор одних и тех же полезных действий изо дня в день удивительным образом скажется на долгосрочных целях. […]

13 шагов по созданию блока привычек

Ключ к постоянству состоит в том, чтобы рассматривать блок привычек как единое действие, а не ряд отдельных задач. Не хочу показаться занудой, но, если вы хотите, чтобы привычка закрепилась, надо понимать, что это целый процесс. В частности, вам предстоит: 1) подыскать для нужного дела время; 2) найти триггер; 3) запланировать, что делать, чтобы задача была выполнена. И так далее и тому подобное.

Что я имею в виду?

Если рассматривать каждый элемент группы как отдельное действие, придется всякий раз создавать напоминание и отслеживать каждый пункт. А это обременительно. Но если воспринимать всю программу как одну привычку, ее будет легче зафиксировать в памяти и регулярно соблюдать.

Поначалу создание блока может быть в тягость. Но мало-помалу дело пойдет, и вы увидите, что не боги горшки обжигают. Ключ к успеху следующий: начать с малого, сформировать мышечную память по выполнению этого распорядка и постепенно добавлять новые задачи. Чуть ниже вы увидите, как все это делать.

Рассмотрим 13 шагов по формированию постоянного блока привычек. Это логичный метод, который хорошо показал себя на практике и не создает ощущения перегруза. Если вы будете строго следовать ему, то увидите, как легко можно добиться значительных перемен в своей жизни.

Шаг 1: начните с пяти минут

Как закрепить новую привычку? Важно сделать ее «до смешного простой». Этот урок я почерпнул из книги Стивена Гайза «Mini-привычки - Maxi-результаты».

Допустим, вы хотите ежедневно заниматься литературным творчеством. Поставьте себе цель: ни дня без абзаца. Ничто не мешает написать и больше. Но один абзац - это минимум. Только он позволяет считать задачу на день решенной. То есть нужна простая цель, которая позволит победить инертность. Главное - приступить. А приступив, мы обычно делаем больше, чем планировали.

Советую применять стратегию мини-привычек к блокам. Прежде всего важно добиться постоянства. Поэтому начните с пяти минут, выбрав одну или две привычки, а затем увеличивайте их число по мере того, как программа будет доходить до автоматизма.

Вам кажется, что за пять минут ничего не успеешь? […] Есть десятки привычек, требующих минуты или двух. А уж пять минут - целое богатство. Вы сами удивитесь, сколь многое можно успеть за столь краткий промежуток времени.

Шаг 2: сосредоточьтесь на маленьких победах

Выстройте программу вокруг привычек, которые не требуют усилий. Эти маленькие победы создадут определенный эмоциональный заряд, их легко запомнить и достичь.

Когда я говорю о маленьких победах, я имею в виду действия, для которых почти не нужно усилия воли: выпить витамины, взвеситься, наполнить литровую бутылку водой или обдумать цели на день.

Вы скажете, что это легко. Но в этом и состоит смысл. Начинать надо именно с таких действий, поскольку они снижают вероятность того, что у вас вылетит целый день из-за изобилия обязанностей и общей занятости. […]

Шаг 3: найдите время и место

Каждый блок должен быть привязан к триггеру, соотнесенному с определенным местом и временем дня (или тем и другим сразу). Вот примеры того, как это может выглядеть.

Дома утром: начать утро с нужного блока - отличный способ получить заряд бодрости. Внедрите целую серию привычек, позитивно влияющих на вашу жизнь. Это также улучшит выполнение важных задач в первой половине рабочего дня.

Примеры мелких привычек: медитация, анализ целей, аутотренинг, чтение книги в жанре нон-фикшн, стакан питательного коктейля.

На работе утром: прибыв на работу, не набрасывайтесь сразу на электронную почту и социальные сети (как большинство людей), а попробуйте выжать максимум из первых утренних часов, создавая среду, которая позволит сосредоточиться на главных задачах.

Примеры мелких привычек: выявление трех приоритетных дел на день, определение следующих шагов по топ-проектам, устранение всего отвлекающего и работа над самым трудным вопросом.

На работе во время обеденного перерыва: середина дня - отличное время для очередной серии привычек. Вы на славу поработали и, наверное, устали. Настало время перекусить на рабочем месте (до блока привычек или после нее), а затем перейти к действиям, которые подготовят вас к остальному дню.

Примеры мелких привычек: медитация, быстрая ходьба, семиминутная зарядка и гимнастика, звонок приятному человеку.

На работе, под конец рабочего дня: последние несколько минут на работе - отличное время для включения блока привычек, поскольку это подготовит вас к успеху, когда вы вернетесь утром (или после выходных). Вы были заняты весь день, и маленькая финальная программа воодушевит вас и поможет проанализировать достигнутое.

Примеры мелких привычек: запись в дневнике, выявление важных задач на следующий день, учет хронометража (сколько времени понадобилось на каждое дело).

Дома, рано вечером: еще один блок привычек можно уместить между возвращением домой и сном. Более того, это идеальное время для работы над небольшими личными проектами, которые для вас важны, но не требуют неотложного внимания.

Примеры мелких привычек: обучение какому-то навыку, составление плана питания на неделю, анализ расходов, уборка определенной части дома.

В спортивном зале (или там, где вы занимаетесь): да, блок привычек неплохо поместить и сюда. Более того, сделать это весьма уместно, ведь это поможет выполнить важные упражнения в кратчайший период времени. Сами упражнения - не часть блока. Но есть много поддерживающих привычек, которые закрепят их. Например, можно потянуться, выпить смузи, взвеситься, записать спортивные результаты или создать плей-лист с любимой музыкой или подкастами.

Шаг 4: привяжите блок к триггеру

Слово «триггер» люди понимают по-разному. Я бы определил его так: это сигнал, который напоминает о нужном действии, используя одно из пяти чувств (зрение, слух, обоняние, осязание, вкус).

Триггеры важны, ибо в массе своей люди не способны запомнить большое число задач. Им нужны напоминания, стимулы к действию. Так, будильники и мобильники часто служат триггером к утреннему пробуждению.

Есть два основных вида триггеров. Первый - это внешние триггеры (например, сигнал смартфона, извещающее уведомление, стикер на холодильнике). Внешние триггеры эффективны, поскольку создают условный рефлекс: как только раздается звонок, вы выполняете определенную задачу.

Второй вид - внутренние триггеры . Например, чувства, мысли и эмоции, связанные с какой-либо сложившейся привычкой. Это похоже на царапину, которую нельзя не почесать.

Знакомо ли вам желание срочно проверить свой аккаунт в социальной сети? Если да, оно было прямым следствием внутреннего триггера.

Важно уяснить разницу между этими видами триггеров - и не только потому, что она позволит сформировать надежный блок привычек, но и потому, что поможет победить дурные привычки, стесняющие личный рост.

Позвольте объяснить.

Триггеры (отрицательный пример)

[…] Если вы когда-либо заводили аккаунт в этих сетях, вы не могли не заметить, как в них устроена система оповещения. Едва кто-то ставит лайк, репостит, ретвитит или репинит ваш материал, вы получаете уведомление. Звучит сигнал - и вы откликаетесь, как собака Павлова.

На эти триггеры можно буквально подсесть, ведь они служат «наградой» за контент, который людям по душе. Более того, в какой-то момент вы заходите в социальную сеть только затем, чтобы узнать мнение читателей о вашей последней записи. […]

На мой взгляд, если триггеры создают зависимость, их роль отрицательна . Например, когда вы ощущаете потребность заходить на сайт по много раз на дню. Более того, зачастую вы замечаете бессознательное желание посетить такой сайт, не имея ни ясной причины, ни четкой мотивировки, а словно вам нечем заняться.

Это классический пример внутреннего триггера. Регулярное обращение к социальной сети создало у вас постоянную привычку. Всякий раз, когда вам скучно или внимание рассеялось, вы можете быстро получить дозу дофамина, зайдя на любимую страничку. А те «несколько минут», что вы планировали потратить на нее, обычно превращаются в полчаса или больше потерянного времени.

Технологические компании регулярно используют внешние триггеры для создания внутренних триггеров. Так они набирают «постоянных клиентов». Они знают, что устойчивый внешний сигнал увеличит общее пользование, особенно если продукт развеивает скуку рутины. А в конечном счете пользователи будут обращаться к их продукту даже тогда, когда для этого нет особых мотивов.

Получается следующая картина. Если продукт нацелен на положительный эффект - скажем, приложение Mint для управления финансами, - он запрограммирован на формирование хороших привычек. Но если продукт приносит вред - дурацкая видеоигра вроде Trivia Crack, - он запрограммирован на формирование вредных привычек. […] А теперь, если вы простите мне мои негативные высказывания насчет социальных сетей, позвольте заметить, что понимание триггеров весьма полезно. С его помощью можно наполнить свою жизнь полезными привычками. Поговорим об этом далее.

Триггеры (положительный пример)

Я советую создать триггер для каждого блока привычек. К примеру, зубную нить можно класть на видное место (скажем, на полку в ванной комнате, рядом с щеткой). Это послужит визуальным напоминанием о необходимости ею воспользоваться (до или после того, как вы почистите зубы).

Число примеров можно увеличивать. Если вы хотите сформировать триггеры для привычек, рекомендую иметь в виду следующее:

1.Триггер должен быть уже существующей привычкой. Он может быть действием, которое вы автоматически совершаете каждый день: принимаете душ, чистите зубы, проверяете СМС, идете к холодильнику, садитесь за рабочий стол. Это важно, поскольку вы должны быть стопроцентно уверены, что не пропустите напоминание.

2. Триггером может быть определенный момент дня. Напоминать о привычке способен какой-либо момент из ежедневного графика: к примеру, вы просыпаетесь, обедаете или выходите из офиса. Опять-таки, что бы вы ни выбрали, это действие должно быть автоматическим.

3. Триггер должен быть легким для выполнения. Если действие (хотя бы и ежедневное) представляет трудность, его эффективность как триггера снижается. Даже если вы регулярно занимаетесь спортом, использовать спорт как триггер не стоит: можно случайно пропустить день.

4. Триггер не должен быть новой привычкой. Для выработки постоянной привычки нужно от 21 до 66 дней, а иногда и дольше, если привычка особенно сложна. Поэтому новую привычку нельзя назначать триггером: нет полной уверенности, что она станет постоянным действием.

Это лишь несколько приблизительных правил для выбора триггера. Чтобы упростить их еще больше, советую ориентироваться на любую из следующих привычек (ведь вы наверняка следуете им каждый день): завтракать; обедать; ужинать; чистить зубы; садиться в машину перед работой; входить в дом после работы; приходить на работу (или уходить с работы); включать компьютер утром; настраивать таймер-сигнал на телефоне; хранить визуальное напоминание в каком-то важном месте (скажем, на компьютере, холодильнике или телевизоре).

Как видите, о привычке могут напомнить самые разные виды триггеров. Лучше всего соотнести триггер с первой привычкой блока . Цель состоит в том, чтобы создать триггер, стимулирующий к действию, а затем переходить к остальным мелким шагам, сверяясь с чек-листом. Поговорим об этом далее.

Шаг 5: создайте логичный чек-лист

Чек-лист - важнейшая часть блока. В нем должно быть отмечено, какие действия, в какой последовательности и где вы выполняете, сколько времени отведено на каждое из них. Да, в этом есть определенный педантизм. Но зато не уходят силы на размышления: все инструкции под рукой.

О чек-листах мы уже говорили, и повторяться незачем. Достаточно сказать, что следует создать последовательность небольших действий. Переход от одного к другому должен проходить без лишних усилий.

Шаг 6: отчитывайтесь о своих достижениях

Вы наверняка слышали о законе инерции (первом законе Ньютона). Вот как он звучит: «Всякое тело продолжает удерживаться в своем состоянии покоя или равномерного и прямолинейного движения, пока и поскольку оно не понуждается приложенными силами изменить это состояние».

Иными словами, если вы долго раскачиваетесь по утрам, то вам нужен лишний «толчок», который заставит вас действовать. Людям часто не удается сформировать нужные шаблоны поведения, поскольку им легче оставить все как есть, чем делать нечто новое и потенциально неприятное.

Вырабатывая привычки, я усвоил важный урок: чтобы держаться важной цели, нужно перед кем-то отчитываться. Недостаточно взять и принять решение. Значимые вещи в жизни требуют надежного плана действий и круга поддержки, к которому вы будете обращаться в случае препятствий. Так обстоит дело и в мире бизнеса, и в личном развитии. Если у вас есть человек, способный подбодрить вас (или дать пинка под зад, когда вы отлыниваете), вы с большей вероятностью не забросите начатое.

Отчитываться можно разными способами: сообщать о своих успехах в социальных сетях, рассказывать о новой затее знакомым и даже наказывать себя за уклонение от графика с помощью такого приложения, как Beeminder.

Лично для меня оказались полезными два способа.

Первый способ: мобильное приложение Coach.me. Оно отлично помогает поддерживать и закреплять новые привычки: вы словно носите в кармане настоящего коуча (со всеми его плюсами и минусами). О том, как вы соблюдаете программу привычек, вы ежедневно докладываете другим пользователям. И можете поверить: одно лишь понимание, что о ваших успехах узнают посторонние, послужит достаточной мотивацией, чтобы не бросить новые привычки.

Второй способ: доверять свои успехи, проблемы и будущие планы какому-нибудь человеку. Это подстегнет вас, едва мотивация начнет слабеть. И вообще полезно наличие советчика, с которым вы делитесь сомнениями. […]

Шаг 7: придумывайте маленькие приятные награды

Сформировать серию привычек - это настоящее достижение. А значит, за него полагается награда.

Поощрение самому себе - отличный мотив не отступать от ежедневной программы. Это может быть и просмотр любимого телешоу, и покупка полезного лакомства, и даже короткий отдых - в общем, все, что доставляет радость. Один лишь совет: избегайте наград, которые устраняют пользу от выработанной привычки. Скажем, если вы выполнили серию небольших действий, нацеленных на потерю веса, то не должны вознаграждать себя кексом в 400 калорий! Это обессмыслит предыдущие усилия. […]

Шаг 8: сосредоточьтесь на повторах

Формируя блок привычек, в первые недели поставьте во главу угла повторы. Очень важно не забросить программу - даже если вы иногда пропускаете одно или два небольших действия. Постоянство важнее всего. Повторы вырабатывают мышечную память. А когда вы повторите программу достаточное число раз, она станет такой же неотъемлемой частью вашего графика, как чистка зубов.

Не считайте катастрофой, если время от времени день будет вылетать. Что поделаешь, это случается и с лучшими из нас. Но ни в коем случае не допускайте пропуска двух дней подряд. Так вы покатитесь по наклонной плоскости: сбить расписание станет очень просто. Если давать слабину достаточно часто, вы забросите программу. И это подводит нас к следующему совету…

Шаг 9: не прерывайте цепочку

Одну из самых ценных мыслей, касающихся привычек, я слышал от известного юмориста Джерри Сайнфелда. Беседуя с начинающим комиком, он дал простой совет: ни дня без творчества. Ни в коем случае не пропускайте день, даже если вы не в настроении. (Знакомый совет, правда?)

В начале каждого года Сайнфелд вешает на стену календарь и помечает большим красным крестиком всякий день, когда пишет новый комедийный материал. Ему нет нужды постоянно выдавать много контента. Важно лишь не допускать пропусков в работе. Он ставит себе задачу никогда не прерывать цепочку .

Крестики в календаре стимулируют желание не отставать ни на сутки. Чем больше смотришь на беспрерывную вереницу красных пометок, тем больше ты готов преодолеть инертность и взяться за работу.

Цель сохранения цепочки состоит в том, чтобы устранить любые предлоги. Сознание изобретательно подбрасывает нам причины, почему можно сделать пропуск.

«Ты устал / занят / перегружен / болен / страдаешь от похмелья/находишься в депрессии». Чем не веская причина сделать исключение всего лишь на один день? Но вот сегодня вы пропустили день, послезавтра - еще один… И чем дальше, тем легче будет уклониться от графика, когда вы не в духе.

Поэтому мой совет прост: ставьте себе (посильные) ежедневные цели, которые вы будете осуществлять, что бы ни случилось. Не допускайте никаких отговорок. Можно ограничиться какой-нибудь маленькой целью, включающей лишь два или три действия. Важно одно: о цели нужно помнить всегда, даже когда вы находитесь не в лучшей форме.

Шаг 10: ожидайте препятствий

Соблюдение даже самых постоянных привычек сопряжено с трудностями и препятствиями. А если вы будете делать что-либо достаточно долго, я даже гарантирую, что без внезапных проблем вы не обойдетесь.

Скажем, я совершаю пробежки с 1990 года. Легко посчитать, что у меня за плечами 27 лет бега на длинные дистанции. С чем я только не сталкивался за эти почти 30 лет: скука, многочисленные травмы, странные болезни (особенно досаждали скарлатина и перикардит), нападения собак, неоднозначные дорожные ситуации и опасные инциденты с прохожими .

Как вы можете догадаться, эти многочисленные происшествия делают жизнь интереснее. С пробежками точно не соскучишься. Но вместе с тем я понял, насколько значима стойкость, как важно не отступать от задуманного, когда трудно.

Рискну даже сказать, что препятствия полезны. Они учат выдержке. Они помогают обрести антихрупкость, о которой говорит Нассим Николас Талеб в своей книге «Антихрупкость».

Итак, не думайте, что выполнение программы пойдет без сучка и задоринки. Проблемы неизбежны. Но, когда они появятся, вы столкнетесь с выбором: сдаться или победить. И надеюсь, что вы не захотите выбрасывать белый флаг.[…]

Шаг 11: продумайте регулярность привычки

Как мы уже сказали, некоторые группы привычек не требуют каждодневного внимания. Вообще привычки бывают: 1. Ежедневными. 2. Еженедельными. 3. Ежемесячными.

Начните с небольшого блока ежедневных привычек. Но мало-помалу, как освоитесь, советую создать серии привычек для каждой из упомянутых групп. В идеале сюда должны входить разного рода проверки - они важны, но о них легко забыть: например, изучение выписок по кредитной карте и осмотр сигнализации. А также планирование развлечений.

Делая эти задачи частью стабильного графика, вы добиваетесь того, что они будут выполнены, а не станут очередным нерешенным вопросом.

Шаг 12: постепенно увеличивайте блок

Вернемся к первому шагу процесса: «Начните с пяти минут». Если посвящать привычкам лишь ограниченное время, толка будет мало. Вот почему я советую добиться получасовой программы, состоящей как минимум из шести мелких привычек.

Не форсируйте события. В первую неделю программа должна составлять пять минут. Во вторую неделю увеличьте время до десяти минут, а в третью - до пятнадцати. Повторяйте этот процесс, пока не дойдете до получаса, заполненного серией небольших действий.

Увеличение блока не означает, что нужно как попало лепить привычку к привычке. Следует убедиться, что все идет стабильно и у вас нет внутреннего сопротивления выбранному порядку.

Если вы испытываете стресс, скуку или перегрузку, не игнорируйте эти чувства. Если вы заметите, что начинать все труднее и труднее (например, из-за ), либо уменьшите число привычек, либо задайтесь вопросом: чем вызвано желание пропустить день? Чем лучше вы поймете причину отсутствия мотивации, тем легче будет ее побороть.

Шаг 13: формируйте только одну привычку за раз

Насчет того, как много времени уходит на формирование постоянной привычки, идут серьезные споры. Одни говорят: 21 день. Другие: несколько месяцев. Согласно исследованию Филиппы Лалли, опубликованном в European Journal of Social Psychology , для превращения действия в постоянную привычку нужно от 18 до 254 дней, причем средняя величина составляет 66 дней.

Отсюда вытекает урок: не следует формировать больше одной привычки за раз, поскольку с каждым дополнительным действием будет все труднее соблюдать график.

Лично я задумываюсь о новом блоке только тогда, когда перестаю воспринимать привычку как привычку. Когда она становится лишь частью того, что я делаю каждый день, даже не задумываясь, почему и как я это совершаю.

Только когда вы чувствуете, что блок привычек уже отработан, можно добавить к своему расписанию новую привычку. Единого для всех порядка не существует. Все очень индивидуально.

" продолжается. Наших учащихся ожидает практика! Но благодаря нашей вновь созданной рубрике "Пишут учащиеся" для некоторых участников тренинга практика уже началась. И сегодня с радостью представляю Лилию Хамидуллину из Казани. Лилия, как и большинство участников тренинга, решилась учиться, чтобы поправить материальное положение своей семьи. Осваивать Лилия решила с копирайтинга. Ей 46. Часть своей жизни Лилия посвятила работе учителем начальных классов, но маленькие зарплаты гонят большинство прекрасных педагогов в торговлю. Лилия тоже туда подалась. Призвание призванием, а поднимать троих детей на ноги нужно иметь за что. Вот так, в поисках всевозможных подработок, Лилия задумалась об . Простая, интеллигентная, образованная, исполнительная... Обучаясь на тренинге, Лилии пришлось не только писать статьи, но и срочно осваивать незнакомые компьютерные навыки. Но наши женщины не привыкли отступать перед трудностями! И мало помалу компьютер начал поддаваться добросовестной ученице. Тему статьи для Лилии выбрала, как говорят, ткнув пальцем в небо. Полезные привычки: что о них думает учительница начальных классов? Лилия отнеслась к этой теме со всей серьёзностью. Вот её размышления об этом:

Как часто мы слышим: «Ну что это за привычка у тебя такая?»... и после следуют недовольные высказывания наших близких или друзей, которым не нравятся некоторые наши действия. А иногда наоборот, наши привычки вызывают одобрение. Мы настолько привыкли к своим привычкам, что выполняем эти действия автоматически, даже не замечаем этого. В этой статье поговорим о том, как сформировать в себе полезные привычки.

Раскрываем смысл слова "привычка"

И все же, что же это такое, привычка? Если провести опрос среди населения, то вам скажут: это то, что мы привыкли делать или говорить. В принципе правильно, но существует более точное определение.

Итак: привычка – это действие, которое человек выполняет автоматически; выполнение того или иного действия стало потребностью. Например: привычка делать зарядку по утрам; гулять перед сном и т.д. Как гласит народная мудрость, привычка – вторая натура. По привычкам можно судить о характере человека. Привычки приобретаются в любом возрасте , зависят от тех условий, в которых обитает человек, и от того, что от него требуют каждый день. Например: ребенка с раннего детства приучают чистить зубы, собирать за собой игрушки, и в какой-то момент это становится для него потребностью, он чувствует себя не комфортно до тех пор, пока не сделает этого. Это значит, что у него сформировалась привычка.

Виды привычек

Привычки бывают нескольких видов: профессиональные, бытовые, социальные, индивидуальные, вредные, полезные.

Теперь рассмотрим в отдельности каждый вид.

Профессиональные привычки формируются в процессе профессиональной деятельности, когда человек, придя на работу, подготавливает свое рабочее место к работе, или просматривает документы, а в конце рабочего дня обязательно приводит свое рабочее место в порядок.

Бытовые – формируются в быту. Например: мыть руки перед едой, убирать посуду за собой, чистить свою обувь и т.д.

Социальные – соблюдать определенный социальный уклад, который принят в данном обществе. Например: вовремя приходить на работу, учебу; не перебивать другого человека во время разговора и т.д.

Вредные – курить, бросать мусор куда попало, грызть ногти, использовать в своей речи не нормативную лексику.

Полезные – следить за своим внешним видом, заниматься спортом, всегда доводить начатое дело до конца.

Как сформировать полезные привычки?

Человеку свойственно меняться. Посмотрев однажды на себя со стороны и при этом самокритично оценив свои привычки, появляется желание избавиться от плохих и выработать в себе хорошие.

К хорошим можно отнести привычки для ведения здорового образа жизни, например: выпивать стакан воды натощак, пользоваться лестницей вместо лифта, соблюдать режим питания. Привычки, направленные на саморазвитие, например: читать познавательные статьи, каждый день учить по несколько иностранных слов и т.д.

Но перестроиться бывает очень сложно. Особенно когда человек хочет одновременно не только выработать хорошие, но и избавиться от плохих. Вот что сказал по этому поводу известный американский писатель Марк Твен: " Привычка есть привычка, ее не выбросишь за окошко, а можно только вежливенько, со ступеньки на ступеньку, свести с лестницы" . И действительно, за короткий срок избавиться от плохой привычки невозможно. Для этого нужно время. Нужно постепенно, шаг за шагом, контролируя и одергивая себя, свести ее на нет. Равно как и для формирования хорошей привычки нужно время. Психологи заметили, что для этого вам потребуется от 21 до 60 дней. Это тот период, за который сознание начинает привыкать к новому действию.

Если человек задался целью, например, начать обливаться по утрам холодной водой, то надо начинать это делать, как бы трудно не было. Надо настраивать себя на получении положительного результата. Делать это нужно позитивно, с большим желанием, иначе это действие будет вызывать отвращение и не позволит сформировать привычку. Нужно повторять одно и то же действие в течение трех недель. Таким образом, оно откладывается в подсознании и мы делаем это уже автоматически. Было бы здорово, если бы кто-то из родственников мог поддержать вас, выслушать, похвалить. Это очень хорошо мотивирует.

Какие качества нужны для формирования привычки?

Самыми важными качествами при формировании полезных привычек являются сила воли и терпение. Если вы хотите сформировать полезные привычки, вам потребуется огромная сила воли, а если хотите добиться хороших результатов, то вы должны иметь терпение и идти к результату постепенно. День за днем, шаг за шагом вы будете замечать улучшение результата. Ваши действия дойдут до автоматизма, и вы даже не заметите, как ваша жизнь сама собой изменится.

Для того чтобы сформировать хорошие привычки, нужно не воспринимать их как насилие над собой ; нужно стараться выполнять их в определенное время; нужно преодолеть собственное сопротивление, заставить себя делать это не отвлекаясь ни на что.

Что делать для того чтобы добиться результата?

Чтобы добиться результата, необходимо выполнять три простых шага.

  1. Поставьте перед собой цель выработать в себе полезные привычки.
  2. Мотивируйте себя. Придумайте себе ежедневную награду за выполнение действия, или, например, поспорьте с другом на 5000 рублей, если нарушите свое обещание выполнять действие.
  3. Ежедневно выполняйте действие, чтобы оно отложилось в подсознании и выполнялось автоматически.

И в заключении хочется сказать, что любую привычку можно выработать при помощи каждодневной практики. Формирование хорошей привычки способно изменить Вашу жизнь к лучшему, приблизить Вас к идеалу. Помните, все зависит от Вас. Следите за тем, чтобы в Вашей жизни было больше полезных привычек, чем вредных. Стремитесь к лучшему! Работайте над собой!

Лилия Хамидуллина, г. Казань

Все родители мечтают о том, чтобы их дети были хорошими, чтобы они были счастливы и большинство родителей сознает, что для этого детей нужно заботливо воспитывать. Однако, даже понимая, как важно правильное воспитание, многие родители не умеют практически взяться за это дело и не приступают к воспитанию своих детей своевременно.

Особая трудность воспитания состоит в том, что ошибки в этом деле становятся заметными не сразу. Лишь спустя много лет иногда обнаруживаются последствия неправильного воспитания.

Одной из частых ошибок родителей являются и учителей являются увлечение нравоучениями и непонимание необходимости воспитания привычек. Между тем, роль привычек в формировании личности огромна.

Привычки возникают в детстве вместе с навыками и умениями. Чтобы лучше понять, что общего у привычки и навыка и чем они отличаются, обратимся к примерам. Ребенок двух лет, едва научившийся ходить, уже самостоятельно ходит по квартире и вместе со взрослыми выходит на улицу. В это время он обучается открывать и закрывать двери. Сначала он несколько раз с помощью старших сосредоточенно учится поворачивать ручку двери, затем после многократных повторений он начинает выполнять это действие легко, как говорят автоматически. Он не смотрит уже на ручку, не думает о том, в какую сторону нужно ее повернуть, вообще, открывая дверь, он может не обратить внимания на то, как он ее открыл. В этом время он может быть даже увлечен чем-нибудь другим, например, игрушкой, которую несет в руке. Этот ребенок, говорим мы, овладел навыком открывания и закрывания дверей.

Процесс выработки навыков происходит в жизни ребенка каждодневно. Без приобретения навыков, то есть без автоматизации действий, немыслимо было бы ни учиться в школе, ни работать, ни обслуживать себя в быту. Навыки позволяют экономить силы и достигать лучшего результат в выполнении действия.

Что же такое привычка?

Рассмотрим это на примере малыша с дверью. Малыш научился осторожно открывать и тихо, плотно прикрывать за собой дверь. Но он не только умеет это делать, у него возникает стремление каждый раз именно так открывать и закрывать дверь. Если он заметит, что дверь, мимо которой он прошел, осталась открытой, ему захочется прикрыть ее. В таких случаях мы говорим, что у ребенка возникла хорошая привычка тихо прикрывать двери. Если же малыша не научили, как следует закрывать двери, он привыкнет хлопать дверью или оставлять ее открытой. Это значит, что он приобрел плохую привычку.

Подросток, привыкнув ежедневно чистить зубы и умываться перед сном, испытывает тягостное чувство, если ему приходится лечь спать неумытым. Тот, кто привык много читать, - страдает от отсутствия интересной книги. Девушка, имеющая привычку мыть посуду и убирать комнату, всегда найдет время и способ выполнить эту работу.

Таким образом, навыки и привычки, имея общие черты, существенно отличаются друга от друга. Навык - это усвоенный способ действия, это умение хорошо, быстро выполнить действие, а привычка - это еще и потребность, стремление выполнять данное действие.

Нужно отметить, что привычка часто возникает на основе навыка. Навык как бы прокладывает путь привычке, облегчает ее возникновение. Если ребенок научился хорошо ходить на лыжах, он с удовольствием будет проводить на лыжах свой досуг - это станет его привычкой.

Как возникают новые привычки?

Давайте рассмотрим роль времени, то есть возраста в возникновении и воспитании привычек.

Некоторые ребята, придя в школу, обнаруживают, что они захватили с собой не все: то тетрадь, то ручку, то дневник забыли дома. Это происходит потому, что они привыкли складывать в портфель все необходимое утром, в спешке, перед самым уходом в школу, а не вечером, перед сном. Когда же начинает формироваться эта привычка? С первого дня обучения ребенка в школе.

Есть учащиеся, которые готовятся к экзаменам "в последнюю ночь", другие же это делают заблаговременно, по определенному расписанию, оставляя последний вечер свободным. Что это? Врожденные свойства характера? Темперамент? Сознательность одних и несознательность других? Нет, это привычка, возникшая у детей в период подготовки к первым в жизни экзаменам и укоренившаяся в процессе учения.

Разные привычки возникают в различные годы жизни. Значит, "фактор времени" не только не безразличен для их воспитания, но, наоборот, чрезвычайно важен. Родители должны помнить, то воспитание привычек нужно начинать, как можно раньше. Некоторым родителям кажется, что в первые годы жизни ребенка самое важное - сохранить его здоровье, обеспечить питанием, одеждой и т.д. А воспитание откладывается на более позднее время. Поэтому, когда ребенку исполняется 3-4 года, родители часто сталкиваются со множеством стихийно возникших у него привычек, которые влияют иногда и на здоровье ребенка, незаметно для родителей образуя некоторый фундамент его будущей личности.

Когда нужная ребенку и соответствующая его возрасту, привычка своевременно воспитана, его поведение удовлетворяет окружающих, и она чувствует себя спокойно, бодро. Если же у ребенка сложилась неправильная привычка, он мешает ему самому, нервирует его, становится источником конфликтов со старшими, причиной капризов, слез.

Чтобы узнать, в какие именно годы жизни детей и в каком порядке нужно воспитывать те или иные полезные привычки, следует обратить внимание на то, когда и как они складываются.

Если обратиться к примерам, то можно заметить, что для каждой отдельной привычки легко определить время ее возникновения. Ребенок начал сам раздеваться - возникла привычка складывать или разбрасывать снятые с себя вещи. Появился ранец или портфель для школьных принадлежностей - возникла привычка складывать в него книги и тетради заблаговременно или в спешке. Появилась необходимость готовиться к экзаменам - сложилась привычка, так или иначе организовывать свою подготовку к ним.

Можно сказать, что привычки формируются тогда, когда впервые возникает новый вид деятельности ребенка, когда впервые у него появляются новые вещи, новые обязанности и т.д. Вот тогда и происходит как бы "закладка" соответствующих привычек. Понимая это, родители должны с особым вниманием относиться ко всем тем действиям и обстоятельствам, которые возникают в жизни ребенка впервые. Родители, даже самые занятые, должны не только организовать торжественные первые проводы детей в школу, но и обеспечить в течение нескольких недель спокойные, рассчитанные по минутам и в то же время неторопливые сборы ребенка в школу, которые нужны для того, чтобы у него сложилась устойчивая привычка собираться в школу без суеты, заблаговременно.

Купив ребенку книги, покажите место их хранения и на протяжении нескольких дней внимательно наблюдайте за тем, чтобы он не бросал книги, где попало, а убирал их на указанное место. За выполнением этого требования нужно следить до тех пор, пока у ребенка не укрепится привычка класть свои книги на место.

Ребенок научился застилать свою постель - овладел умением, навыком. Но после этого необходимо добиться, чтобы это умение перешло в привычку, т.е. чтобы, проснувшись, ребенок сразу вставал и, не раздумывая, всегда сам застилал свою постель. И по мере того, как появляются в жизни ребенка новые вещи, новые формы действий с этими вещами, новые умения, новые виды деятельности, - следует позаботиться о том, чтобы весь этот новый жизненный опыт ребенка был организован так, чтобы он способствовал формированию разумных, хороших привычек.

А сейчас предлагаю остановиться на одной, особенно важной привычке - на привычке разумно и содержательно использовать свое время.

Когда и как возникает привычка рассчитывать время и на чем она основана?

Дошкольники и младшие школьники обычно проводят время "под диктовку" родителей, которые по-разному заполняют его. В возрасте 11-13 лет школьник нередко оказывается хозяином своего времени. Чаще всего от него самого зависит, как провести выходной день или обычный вечер после школы. Именно в этот период школьник особенно нуждается в помощи. Его нужно научить самостоятельно планировать и экономно рассчитывать свое время. Нужно воспитать у него привычку интересно и продуктивно использовать каждый свободный час. Эта привычка тесно связана с различными навыками школьника, с кругом его интересов. Привычка разумно использовать время основывается на умении чувствовать ход времени, интуитивно, без часов; и на определенном отношении ко времени. Каким образом человек привыкает замечать ход времени, даже не пользуясь для этого часами? (Часы далеко не всегда помогают школьнику в этом важном деле, так как люди, не замечающие времени, просто забывают посмотреть на часы). Оказывается, человек может замечать ход времени благодаря ритму работы своего организма. Если посадить человека в глухой и темный погреб без часов, он все равно сможет приблизительно определить, сколько часов он провел в этом погребе. Это время определяется тем, что появляется желание есть, спать и т.д. У людей, живущий по определенному режиму, ритм работы всего организма будет более постоянным и четким. Такой человек лучше, точнее сможет определить ход времени.

Основанием привычки разумно использовать время является и воспитанное с детства умение ценить время. В некоторых семьях родители заботятся о целесообразном использовании не только часов труда, но и часов отдыха. В других семьях - взрослые относятся к досугу, как к такому времени, в которое можно ничего не делать. Понятно, что подобное отношение воспитывается и у детей. Именно в минуты и часы бездеятельного, бессодержательного "отдыха" у детей вырабатывается множество вредных привычек. От "нечего делать" они начинают охотно сплетничать о чужих делах, пробуют курить, затевают ссоры и т.д. Дурные привычки легко перенимаются, ведь больших усилий для этого не требуется.

Ошибаются родители, которые думают, что пока их дети маленькие, пусть побегают, побездельничают, а подрастут, тогда для них найдутся и дела и обязанности. Тогда то они и привыкнут разумно использовать время. Это заблуждение. Если к 10-12 годам не создать у детей такой привычки, то вместо нее будет стихийно формироваться привычка к безделью и пустой болтовне. Таким образом, опоздание родителей в воспитании полезных, хороших привычек является одной из причин возникновения привычек плохих, вредных.

Способы воспитания новых привычек.

Родители, приступая к целенаправленному воспитанию у детей тех или иных привычек, обычно встречаются с немалыми трудностями. Все делается как будто правильно: и режим продуман, и проявлено достаточно много требовательности со стороны родителей, а нужные привычки у детей все же не возникают.

Рассмотрим подробнее, как же формируется новая привычка? Прежде всего, нужно обратить внимание на то, что привычки воспитывают не столько словами, сколько делами. Многие считают, то для того, чтобы сформировалась привычка, детям достаточно лишь объяснить, что именно от них требуется. Конечно, с того времени, как ребенок начинает понимать речь, всякое указание на необходимость выполнить то или иное действие должно сопровождаться объяснением, почему его нужно выполнить. Но такие объяснения не всегда могут быть понятны ребенку, не всегда приводят к нужному результату.

Бывает, что по требованию взрослых ребенок много раз выполняет какое-либо задание, относясь к нему, как к навязанному, неприятному для него делу. В этом случае действие не станет привычным, связанное с неприятными переживаниями, повторение его лишь помешает возникновению привычки.

В одной семье родители в течение нескольких зим каждое воскресенье проводили с детьми на лыжах. В результате дети не только научились хорошо кататься, но у них создалась и потребность в часы досуга ходить на лыжах. То есть возникла привычка. В другой семье родители также купили детям лыжи и часто посылали их кататься, но все же привычки занятиям лыжным спортом у детей не образовалось. Сравнивая оба факта, легко установить, почему результаты были неодинаковые: в первом случае прогулки проходили в обществе родителей, которые учили детей правильным приемам ходьбы, поощряли, а при неудачах ободряли их. Совсем по-иному обстояло дело во втором случае. Кататься приходилось детям одним, никто не учли их, не помогал правильно вставить лыжные ботинки в крепления. Дети испытывали больше огорчений, чем удовольствия от катания.

Опыт показывает, что для превращения какого-нибудь действия ребенка в привычку важно и нужно не только многократное повторение этого действия, важен его результат: приводило ли это действие к удовольствию или к неудачам и огорчениям.

Легко заметить, что ребенок склонен повторять такие действия, которые приводят его к успеху, к удовольствию, и неохотно повторяет действия ("забывает" их выполнить), которые не приносят ему никакого удовлетворения. Если же после какого-либо действия обычно следует неприятность, то, как правило, ребенок станет его избегать.

Это находит объяснение в учении И.П.Павлова об условных рефлексах. Великий физиолог показал, что образование новой условной связи зависит от "подкрепления", т.е. от последующего удовлетворения или неудовлетворения какой-нибудь потребности организма. Пользуясь этим понятием, мы можем сказать, что и для превращения определенного действия в привычку важно то, как оно "подкрепляется" в жизни ребенка.

Таким "подкреплением" может быть положительная оценка действия ребенка со стороны взрослых, детского коллектива или непосредственное удовольствие от результата труда, от процесса действия (наслаждение музыкой, книгой, природой и т.д.). Напротив, неудачи, неприятности, связанные с действиями, мешают превращению последних в привычку.

В практике воспитания есть немало фактов, когда неправильное отношение родителей к поступкам детей ведет к возникновению у них привычки говорить неправду.

Родители, конечно, хотят, чтобы дети были всегда правдивы и не поощряют их за лживые ответы. Но, тем не менее, у детей иногда возникает привычка лгать или утаивать правду. Это происходит потому, что ложь приводит ребенка иногда к более благоприятным для него последствиям (то есть положительно "подкрепляется"). Например, отец и мать длительное время не интересовались, как обстоят дела с учебой у их детей. И не следили за выполнением ими домашних заданий и вдруг, учинив их "допрос", обнаружили у детей в дневниках тройки и двойки. Начинается выяснение, сопровождаемое иногда к позору родителей рукоприкладством, совсем не соответствующим степени вины детей. И дети могут "раскаяться", но не в своей лени, а в том, что они скрыли плохие оценки. В следующий раз они захотят быть "умнее" и, пользуясь невниманием родителей, отсутствием их связи со школой, постараются скрыть правду. Так дети привыкают, с одной стороны, к бесконтрольному образу жизни, при котором ложь легко сходит с рук, а с другой стороны, у них накапливается вредный опыт. Они видят, что правдивое признание "награждается" побоями или обидной, злой руганью. Не удивительно, что такая "организация жизненного опыта ребенка" неминуемо воспитывает привычку изворачиваться, лгать.

А в семьях, где следят за учебными занятиями детей, так что обман может быть легко обнаружен и потому становится бесполезным, во-вторых, в случае неудачи в школьных делах, не спешат наказать, обругать и т.д., а, прежде всего, стараются помочь исправить ошибку - у ребят чаще и легче возникает привычка рассказывать правду о событиях дня, воспитывается не только правдивость, но и искренность, доверчивое отношение к родным.

Нужно уметь слушать рассказы ребенка и относиться с уважением к его маленьким наивным секретам и заботам, поддерживать и беречь привычку быть не только правдивым, но и откровенным со своими родителями.

Из приведенных выше примеров, что для превращения какого-либо действия в привычку важен тот результат (приятный или неприятный), который за этим действием следует, или то переживание, которое сопровождает действие. Пользуясь этим простым наблюдением, родители могут ускорить возникновение одних - полезных привычек и препятствовать возникновению других - вредных привычек. Нужно позаботиться о том, чтобы все хорошее, разумное, полезное, что ребенок делает, сопровождалось каким-либо хоть небольшим, но приятным для него переживанием, и, напротив, следить за тем, чтобы не могли приводить к удовольствию такие действия, которые могут перерасти в дурную привычку.

Многие психологи и педагоги давно заметили, что похвала действует гораздо сильнее, чем порицание. И действительно, умная, сдержанная повала, высказанная иной раз не самому ребенку, а в его присутствии, как бы "невзначай", другому взрослому, способна сделать чудеса и может оказаться очень сильным средством укрепления какой-либо хорошей привычки.

Если, например, родители хотят создать у детей привычку делать утреннюю зарядку, нужно позаботиться, чтобы в первые недели дети к моменту подъема успевали хорошо выспаться, чтобы в комнате не было холодно (поэтому лучше начитать летом), чтобы упражнения были подобраны в меру трудные, чтобы утренние дела после зарядки приносили удовольствие. Одним словом чтобы первые несколько недель зарядку было делать легко, приятно и весело. В дальнейшем ребенок должен делать зарядку и в те дни, когда в комнате прохладно, когда он не выспался или когда предстоит какой-нибудь "страшный" экзамен и т.д. В том то и сила привычки, что она помогает преодолевать трудности. Однако для того, чтобы эта привычка сформировалась и хоть немного окрепла, в самом начале нужно обеспечить ей благоприятные "подкрепления". Если этот первый этап не обдуман, не подготовлен родителями, дети начинают делать зарядку, а затем бросают.

Подытожив вышеизложенное, можно сказать: привычки воспитываются, формируются в результате соответствующей "организации жизненного опыта детей", опыта, который приводит к упражнению в правильных поступках. Это упражнение нельзя ограничить задачей многократного повторения хороших поступков. Чтобы они стали потребностью ребенка, то есть сделались привычными, нужно, чтобы эти действия сопровождались успехом, удовольствием, то есть получали дополнительное "подкрепление". Особенно большое значение для воспитания привычек имеют самые первые положительные результаты действий и первые впечатления. Неправильное, несоответствующее "подкрепление" действий, например, неприятность после хорошего поступка и удовольствие после плохого, может привести к возникновению у ребенка вредных привычек и искоренению хороших привычек.

Искоренение вредных привычек.

Когда говорят о вредных привычках у детей, обычно называют лишь несколько: курение, употребление нецензурной лексики и т.п. В действительности число их гораздо больше. Простая привычка младенца засыпать только при укачивании или только в присутствии матери уже усложняет быт семьи, а главное, мешает самому ребенку. Чем старше дети, тем более вредные и неприятные привычки могут у них возникать: привычка грызть ногти, свистеть, слишком громко разговаривать, грубить, привычка "глотать" книги или просматривать их почти не читая, привычка списывать в школе... Многие из дурных привычек появляются в результате того, что плохо или неверно усвоен ребенком навык. Не научили ребенка, как надо правильно умываться и чистить зубы, - возникла привычка намочить пальцы и протереть глаза. И это считай уже умылся. Исправить плохой, но уже закрепившийся навык самому ребенку очень трудно. От родителей требуется большая выдержка и терпение, чтобы постепенно, изо дня в день помогать в этом ребенку. Источником большинства дурных привычек является ничегонеделание. Всем хорошо известно, что исправлять вредные привычки намного труднее, чем вовремя создавать хорошие привычки. Бывает, что жизнь в семье превращается в ад, так как родители вынуждены ежеминутно надоедливо повторять одни и те же замечания, направленные на "переделку" вредных привычек: "Ты опять не повесила форму?", " Почисть ботинки!", "Не грызи ногти!" и т.д. Не указывать на это как будто нельзя, если хочешь, чтобы сын или дочь избавились от дурных привычек. Но если с утра до вечера родители делают замечания, их взаимоотношения с детьми портятся, домашняя жизнь заполняется мелкими столкновениями.

Что же делать? Опыт показывает, что процесс искоренения вредных привычек детей требует значительного времени и что нельзя перекладывать всю тяжесть борьбы с вредной привычкой на еще не окрепшую волю ребенка. Родители должны терпеливо оказывать ему помощь. Но обычно бывает так: объяснив детям вред и недопустимость той или иной привычки, они берут с них слово "больше так не делать", а затем, в случае повторения действия, всячески подчеркивают обман, нарушение обещания. Они забывает при этом, что дурная привычка (например, грызть ногти) уже "залегла" в нервной системе ребенка и чтобы преодолеть ее, от него требуется необычайный, не соответствующий его возрасту сознательный контроль над своим поведением, не ослабевающий ни на минуту. Что же удивительного в том, что при самом искреннем желании сдержать слово и "не делать так больше" старая привычка вдруг "прорвется" у ребенка. От привычки одним обещанием - "больше так не делать" - не избавишься. Делать это нужно постепенно. Привычка формировалась постепенно, и избавляться от нее нужно постепенно.

Если серьезно задуматься над вредной привычкой ребенка, то всегда можно обнаружить причину ее возникновения. Так, одной из вреднейших привычек возникающих у школьников - откладывание домашнего задания на последний момент. Ученик должен с первых дней школьных занятий привыкать планировать приготовление уроков (если задание большое, распределить его на части и готовить в течение нескольких дней недели). Следовательно, если родители хотят искоренить у ребенка вредную привычку "на охоту идти - собак кормить", нужно не столько упрекать ребенка, сколько упорно изменять весь порядок приготовления им домашних заданий. Это значит - действовать против причины, вместо дурной привычки - откладывать дело на последний вечер - воспитать хорошую привычку: планировать и рассчитывать свое время.

Следует заметить, что родители иногда больше интересуются хорошей оценкой своего ребенка, чем воспитанием его характера. Узнав, что завтра срок подачи сочинения (а оно еще не начато), родители разрешают писать ночью, а иногда и сами садятся к столу помогать или бегут к знакомым за нужными книгами и т.д. Оберегая ребенка от провала, мы сами укрепляем у него вредную привычку откладывать дело, в так называемый "долгий ящик". Нужно заставить ученика вовремя лечь спать, а не помогать ему в последнюю минуту. Пусть заслуженная двойка научит его в следующий раз планировать время и готовить задания заблаговременно.

Родители своим советом и поддержкой могут помочь своим детям.

Правильное воспитание детей - это очень трудная и сложная задача. Вопрос о воспитании привычек, о сроках и способах их формирования нельзя, конечно, считать самым главным, но привычки придают необходимую прочность, устойчивость всякой системе воспитания. Привычки - это те кирпичи фундамента, которые нужно класть в самом начале постройки и класть правильно.

Жизнь любого человека пронизана привычками – определёнными сформировавшимися способами поведения, которые стали для человека обыденными и в реализации которых он испытывает потребность. Такие действия (если они приносят благо) существенно упрощают жизнь, поэтому неудивительно, что нередко можно встретить вопрос, как сформировать полезную привычку в кратчайшие сроки.

Привычные стили поведения начинают формироваться ещё в детском возрасте и обусловлены личностными особенностями, общественным окружением, бытовыми условиями, профессиональной деятельностью и прочими факторами.

И всё же даже в весьма зрелом возрасте человек может выработать у себя определённый полезный способ поведения. Для этого необходимо знать, за какой срок формируется привычка, как можно упростить её выработку и что советуют психологи желающим приобрести новую потребность.

Следует уточнить, что под привычкой мы понимаем приобретённое автоматизированное умение (поведение, действие, характер реагирования), при выполнении которого людям нет нужды тратить значительные энергетические затраты. Кроме того, привычка часто становится потребностью и важной частью жизни.

К примеру, привычными действиями могут стать физические упражнения в утреннее время, прогулки перед сном, курение во время работы или употребление чашечки кофе за завтраком. Некоторые привычки настолько входят в жизнь человека, что становятся второй натурой.

Условно можно выделить несколько разновидностей привычных действий.

  1. Профессиональные. Обусловлены именно профессией, трудовыми обязанностями. К примеру, офисный сотрудник, приходя на рабочее место, сразу же включает компьютер и проверяет электронную почту. Или характерная сценка из фильма «Место встречи…», когда Глеб Жеглов все бумаги переворачивал при приближении третьих лиц.
  2. Бытовые. Такие привычки образуются в повседневной жизни. К примеру, человек моет руки перед приёмом пищи, выносит мусор по пути на работу, чистит обувь перед каждым выходом на улице и тому подобное.
  3. Общественные. Эти способы поведения призваны соблюдать определённые социальные нормы, принятые в конкретной общественной группе. Самые элементарные – не опаздывать, здороваться со знакомыми людьми, открывать дверь женщинам.
  4. Индивидуальные. Привычки связаны с личностными особенностями человека и обусловлены его предпочтениями. К примеру, девушка или молодой человек может пролистывать книжку во время приёма пищи, просыпаться «с петухами».
  5. Вредные. К подобным привычкам относят нежелательные, неодобряемые действия или склонности, прямо ведущие к ухудшению здоровья. Так, человек может курить, обкусывать заусеницы, материться и пр.
  6. Полезные. Это те привычные действия, которые одобряемы обществом либо несут пользу конкретному субъекту. Сюда можно отнести занятие физической культурой, умение доводить дело до логического завершения.

Полезность – понятие весьма относительное, ведь кто-то считает важным вставать пораньше, чтобы делать зарядку по утрам, а другой хочет каждодневно писать по 3 страницы текста, чтобы быстрее закончить диплом или диссертацию. Поэтому далее пойдёт речь о формировании «усреднённых» полезных привычек.

Сколько времени нужно для формирования привычки?

Как долго новое действие переходит в разряд потребности и привычки? Когда приобретённый способ поведения перейдёт в разряд подсознания и человеку не нужно будет преодолевать себя, чтобы следовать нужде? Существует несколько мнений на этот счёт.

Мнение № 1. 21 день

Согласно некоторым экспертам, в частности известному американскому косметическому хирургу и писателю, разработчику психокибернетики Максвеллу Мальцу, для формирования привычки достаточно 21 дня. Этот срок он установил в результате наблюдения за пациентами, которые перенесли ампутацию конечности.

То есть, если вы на протяжении трёх недель станете выполнять определённое действие, то сможете закрепить его в качестве нового привычного способа поведения. И напротив, если 21 день не совершать что-либо, то можно расстаться с нежелательной привычкой.

Мнение № 2. 40 дней

Другое мнение – новый способ поведения формируется в течение 40 дней. Подобный срок скорее связан не с психологической, а религиозной практикой. В некоторых религиях 40 суток – временная граница, которая разделяет душу с миром живых.

Согласен с этим сроком и Мирзакарим Норбеков – специалист по нетрадиционной медицине. Он убеждён, что именно столько времени необходимо, чтобы сила духа преодолела сопротивление разума, включила новое действие в арсенал привычек.

Мнение № 3. 66 дней

Британские медики установили следующий факт: чтобы человек смог довести определённый навык до автоматизма, необходимо приблизительно 66 суток. Для этого специалистам пришлось провести эксперимент с привлечением почти сотни добровольцев.

На протяжении 3 месяцев люди каждый день должны были выполнять одно из трёх действий – употребляли фрукты, бегали по вечерам в течение четверти часа или выпивали какой-либо напиток. Причём одним из условий было вечернее время – то есть, все эти действия выполнялись «на ужин».

Результаты эксперимента показали, что больше всего времени нужно было на формирование привычки бегать по вечерам, а вот к употреблению плодов и напитков люди выработали положительную реакцию гораздо быстрее. В среднем же автоматизм наступил спустя 66 дней с начала опыта.

Таким образом, если вы решили изменить себя с Нового года (убрать из рациона хлеб или, напротив, включить какие-либо полезные продукты, заняться зарядкой) и выработать нужную привычку, то сможете «выключить» силу воли примерно ко Всемирному женскому дню – 8 марта.

Мнение № 4. Правило 21-40-90

Сложно сказать, кто первым вывел это правило, но во всемирной паутине можно встретить много статей, в которых упоминается эффект 21-40-90. В чём же заключается его суть?

В течение трёх недель привычки формируется. Затем, на протяжении ещё 19 суток (отметка в 40 дней) приобретённый способ поведения поддерживается, то есть необходима сила воли. Ну а после трёх месяцев можно говорить, что действие перешло в разряд автоматизированного действия.

Как сформировать полезную привычку?

Следующие советы универсальны и подойдут для формирования любого полезного способа поведения. При этом важно понимать, что это каждодневная кропотливая работа, которая займёт определённый промежуток времени и потребует концентрации сил – моральных и волевых. О чём нужно помнить?

  1. Выбирайте лишь одну привычку. Не следует внедрять сразу несколько полезных действий. К примеру, сначала начните кушать по утрам яблоко, а лишь когда привыкните к подобному завтраку, приступайте к следующему действию – пробежке.
  2. Устанавливайте реальные цифры. Если вы решили бегать сразу же по часу, то, с большой степенью вероятности, у вас это не получится. Поэтому начинайте с 10-15 минут, то есть с цифр, которые не кажутся обременительными.
  3. Ведите дневник. Возьмите за правило записывать все свои результаты на бумаге или в электронном варианте. Так, можно сделать табличку, в которой указывается желаемое действие, а напротив неё – время занятий и каждый день недели.
  4. Не расслабляйтесь. Если вы уж решили вести здоровый образ жизни, то не нужно позволять себе многочисленные пирожные и торты. Любое послабление воспринимается организмом в качестве спускового крючка («Ага, сейчас он/она возьмётся за старое»).
  5. Балуйте себя. Этот пункт отличается от послаблений. В данном случае речь идёт о покупке какого-либо подарка, связанного с желаемым способом поведения. К примеру, если вы приступили к пробежкам, приобретите «крутые» кроссовки.
  6. Устраивайте выходной день. Выбирайте один день в неделю – субботу, к примеру, – когда вы сможете немного отдохнуть и набрать сил для последующих свершений. При этом нельзя выполнять то, что способно помешать формированию привычки.
  7. Публично объявите о собственных планах. Расскажите своим приятелям, знакомым, опубликуйте соответствующий пост на странице в социальной сети. Это снизит риск того, что вы отступите при первых же сложностях и проблемах.
  8. Обзаведитесь единомышленниками. Вместе проще бегать, худеть – это аксиома. Захотелось пропустить тренировочное занятие? Приятель уже созванивается с вами и «вынуждает» идти в спортивный зал. К тому же здесь имеет место и соревновательный момент.

Старайтесь по возможности наслаждаться процессом и не выполнять те действия, которые вам неприятны. При этом не следует слушать тех, кто утверждает, что вы обязаны совершать пробежку по утрам и ввести это правило в привычку. Зачем вам то, что не радует и не будет приносить удовольствие в будущем?

В качестве заключения

Таким образом, новая привычка скорее превратится во «вторую натуру», если:

  • вы имеет чёткое представление, зачем она вам нужна (поставлена цель и определены задачи);
  • она не вступает в противоречие с обыденной жизнью, нравится вам и одобряется окружающими людьми;
  • эффект от её приобретения заметен достаточно быстро (вы постройнели, у вас улучшилось самочувствие);
  • вы практикуетесь ежедневно, за исключением одного выходного дня.

И напоследок хочется отметить, что вопрос, как сформировать полезную привычку, совсем непраздный. Ведь новый способ поведения – это возможность приблизить успех, изменить жизнь к лучшему, повысить самооценку. Дерзайте и работайте над собой!

Здравствуйте, я - Надежда Плотникова. Удачно отучившись в ЮУрГУ на специального психолога, несколько лет посвятила работе с детьми с проблемами в развитии и консультации родителей по вопросам воспитания малышей. Полученный опыт применяю, в том числе, и в деле создания статей психологической направленности. Конечно, ни в коем случае не претендую на истину в последней инстанции, однако надеюсь, что мои статьи помогут уважаемым читателям разобраться с какими-либо трудностями.

(admin) Арина Скоромная

Первые шаги по подготовке фигуры к летнему сезону: Формирование привычек.

Лето не за горами. И именно сейчас, с первых дней весны нужно начинать подготовку. Если вы хотите блистать красивыми формами этим летом, начинать надо с головы, а не с тела! А именно научиться формировать правильные привычки и подготовиться к физическим действиям. Многие вещи в своей жизни мы делаем автоматически. Нам же не нужна мотивация для того что бы почистить утром зубы, одеться или принять душ? Абсолютно каждый человек содержит в себе набор привычек из которых и состоит его образ жизни.

Принято считать, что привычка у человека формируется 21 день. На самом же деле все немного иначе. Цифра 21 достаточно условна. В 50-х годах 20 века пластический хирург Максвелл Мальц написал в своей книге «Психо-кибернетика» так: «Эти и многие другие часто наблюдаемые явления, как правило, показывают, что требуется минимум 21 день для того, чтобы старый ментальный образ рассеялся и сменился на новый». Книга стала бестселлером. С тех пор её цитировали множество раз, постепенно забывая о том, что Мальц написал в ней: «минимум 21 день». Миф про 21 день очень быстро был принят людьми. Такой срок кажется достаточно реальным. Не стоит ставить себе планку в 21 день. Надо отдавать себе отчет, что изменения могут занять и 3 месяца вместо 3 недель. Срок будет разным в зависимости от самого человека и от той привычки, которую необходимо сформировать. Но самый главный вопрос: «Как это сделать?»

На самом деле ответ лежит на поверхности и он очень простой: Нужно просто начать делать, продолжать это делать, и скоро привычка сформируется. Аристотель писал об этом: «Мы являемся тем, что постоянно делаем. Совершенство, следовательно, не действие, а привычка».

Человек привыкает ко всему. То что нам кажется сейчас невозможным, в один прекрасный момент становится нашей реальностью. Увереннее всего привычка сформируется при отсутствии выбора. Как например, привыкнуть жить на улице или выживать в условиях войны. Это очень сложно, но человек при надобности может привыкнуть и к этому. Или возьмем, к примеру, нашу российскую армию. Отсутствие выбора очень быстро формирует образ жизни и определенные привычки.

И тем не менее можно и нужно формировать свою жизнь и привычки в более благоприятных условиях. Что бы привыкнуть к регулярным тренировкам мне понадобилось совсем немного времени. И так на самом деле у большинства людей. К физической активности привыкаешь гораздо быстрее, чем к остальному. С первых дней похода в зал начинаешь чувствовать бодрость и воодушевление, а когда видишь первые результаты, то из зала уже просто не вытащить! Совсем другая история происходит с питанием. Сформировать привычку правильно питаться гораздо сложнее и дольше. Но и это возможно. Надо лишь запастись терпением и сделать рацион питания максимально комфортным для себя.

Первые дни, пожалуй, самые критичные. Именно на этом этапе сдается большинство людей, но так же есть переломные моменты на более поздних сроках. Но никаких четких сроков вам никто не скажет, они будут так же индивидуальны, как и весь срок формирования. Примерно через 3 месяца вам привычка уже на столько сформируется, что жизнь без нее будет казаться невозможной или неполноценной. Привычка станет потребностью.

Важно помнить главное правило: «Всегда доводи начатое до конца!»

Если вы начали вырабатывать привычку и продержались 2-3 недели, глупо бросать дело, в которое вы столько вложили, тем более что до формирования привычки осталось совсем немного. Если постоянно начинать и бросать, вы всю жизнь будете мучиться и не получится никакого удовольствия от существования. Вы превратитесь в раздражительного, вечно худеющего, но никак не похудевшего человека.

Чтобы сформировать в себе привычку, надо сначала заинтересоваться ей, загореться идеей. А затем создать ощущение, что достижение этой цели возможно. Надо попробовать и ощутить легкость первых шагов, либо искусственно создать себе эту легкость. А далее уже нужна четкая схема и четко расписанные шаги. В нашем случае это может быть программа питания и тренировок.

Привычка может стать чертой характера и образом жизни если человек понимает смысл, нужность этой новой привычки. Так же очень важно чтобы новые действия человека хорошо вписывались в его жизнь и поддерживались его окружением. Ну и укрепят формирования первые успехи и видимый результат.

Итак, важнейшие условия формирования привычки:

1. Понимание необходимости привычки в вашей жизни. Ответ на вопрос «Зачем?». Без понимания зачем это вам и осознания всей надобности, все шаги могут привести к поражению.

2.многократность её повторения: Любая привычка начинается с первого шага, поступка, многократно затем повторенного. Делаем что-то каждый день через силу, и рано или поздно это становится нашей привычкой (требуется меньше усилий и делает уже автоматически)

3. положительный настрой: Для того, чтобы привычка сформировалась, она должна «подкрепляться» положительным настроем, процесс её формирования должен быть максимально комфортным, важно убрать на этот период все негативные и стрессовые ситуации. Потому что в таком положении сформировать привычку практически невозможно.

В стрессе человеку свойственно неосознанно возвращаться в привычное поведение. Поэтому пока полезный навык не закрепился и новое поведение не стало привычным, стрессы опасны «срывами»: так мы бросаем, едва начав, правильно питаться, или делать гимнастику, или бегать по утрам.

Поэтому очень важно наше эмоциональное отношение к тому, что мы хотим сделать своей привычкой: одобрение, удовольствие, радостное выражение лица, улыбка. Отношение негативное - наоборот, препятствует образованию привычки, поэтому весь свой негатив, своё недовольство, раздражение необходимо своевременно снимать. К счастью, это возможно: наше эмоциональное отношение к происходящему - это то, что мы в любой момент можем изменить!

Так же отличным инструментом в формировании привычки является система вознаграждений. Можно составить список вещей, которые доставляют нам удовольствие и могут, следовательно, служить вознаграждениями при закреплении необходимых полезных навыков.