01.08.2020

Где можно не применять онлайн-кассы: перечень регионов. Кому нужна онлайн-касса в труднодоступных местностях и отдаленных от сетей связи населенных пунктах? Перечень труднодоступных местностей


Согласно Федеральному закону №54-ФЗ в редакции от 03.07.2016, все предприниматели обязаны перейти с обычных кассовых аппаратов на онлайн кассы . Крайним сроком перехода на новую систему расчетов является дата 01.07.2018, а большинство должно приобрести и установить ККТ нового образца уже к 1 июля 2017 года. Такое требование предъявляется буквально ко всем, однако и здесь не обошлось без исключений.

Кто освобождается от перехода на онлайн кассы

Научиться работать с онлайн кассами и модернизировать старый аппарат придется все-таки не всем бизнесменами. Так, согласно положению №54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники» и Федеральному закону от 03.07.2016 №290-ФЗ «О внесении изменений…» от введения онлайн кассы освобождаются:

  • предприниматели малого бизнеса по предоставлению таких услуг, как ремонт обуви;
  • продавцы на рынках, не оборудованных контрольно-кассовыми аппаратами;
  • владельцы сезонных палаток (овощи, фрукты, сухофрукты);
  • палатки по продаже газет и журналов;
  • люди, зарабатывающие при помощи сдачи собственной жилой площади в аренду;
  • предприятия, предоставляющие питание в общеобразовательных учреждениях;
  • религиозные предприятия (объединения).

Более того, вне зависимости от вида деятельности от введения онлайн касс также освобождаются предприниматели, которые находятся в труднодоступных и отдаленных местностях.

Какая местность считается труднодоступной

Онлайн кассы в труднодоступных местностях установить не всегда возможно. Например, не каждый населенный пункт оснащен сетями связи. Без постоянного интернета внедрение онлайн кассы становится невозможным.

Также, на основании приказа Минкомсвязи России от 05.12.2016 №616, критерием, который является основополагающим для определения отдаленных от сетей связи местностей являются все населенные пункты с численностью человек менее 10 тысяч.

Таким образом, онлайн кассы в труднодоступных местностях, таких как: поселения, деревни, села, рабочие поселки и разъезды - не обязательны. Более точный перечень населенных пунктов, освобожденных от онлайн касс и признанных труднодоступными утверждается в каждой отдельной местности, региональным нормативным документом.

Подробный перечень населенных пунктов, освобожденных от онлайн касс уже утвержден: в Амурской (постановление Правительства Амурской области от 27.01.2017 № 38), Астраханской (постановление Правительства Астраханской области от 31.01.2017 № 14-П), Кировской (постановление Правительства Кировской области от 31.01.2017 № 43/52), Курганской (постановление Правительства Курганской области от 31.01.2017 № 20), Липецкой (постановление администрации Липецкой области от 31.01.2017 № 35), Пензенской (постановление Правительства Пензенской области от 01.02.2017 № 43-пП), Ростовской (постановление Правительства Ростовской области от 02.02.2017 № 50), Томской (постановление Администрации Томской области от 30.01.2017 № 26а), Ульяновской и Ярославской (постановление Правительства Ярославской области от 01.02.2017 № 59-п) областях; в Забайкальском (постановление Правительства Забайкальского края от 31.01.2017 № 19) и Пермском краях (постановление Правительства Пермского края от 09.02.2017 № 43-п); в республиках Коми (постановление Правительства Республики Коми от 23.01.2017 № 27), Башкортостан (распоряжение правительства РФ от 07.12.2016) и Саха-Якутия (постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 20.02.2017 №50), в Чувашской республике (постановление кабинета министров Чувашии от 14.12.2016 №530); в Чукотском автономном округе (постановление правительства Чукотского АО от 11.01.2017 №5). Где-то список исчисляется десятками населенных пунктов (в Амурской, к примеру, области), а, в частности, в Ярославской области, всего 8 городов, где предприниматели обязаны перейти на онлайн ККТ – это, кроме Ярославля, Переславль-Залесский, Рыбинск, Гаврилов-Ям, Данилов, Ростов, Тутаев и Углич. Все остальные поселения местные власти сочли для онлайн касс труднодоступными.

Перечень труднодоступных местностей продолжает пополняться и по настоящее время.

Альтернатива онлайн кассам в труднодоступной местности

Согласно закону №54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники», предприниматели, которые ведут бизнес там, где в перечень попали населенные пункты, освобожденные от онлайн касс, обязаны выдавать покупателям документ, подтверждающий факт оплаты товара (услуги). Такой документ, основываясь на абзацах 4-12 п.1 ст. 4.7 Закона №54-ФЗ должен содержать:

  • дату, время и место, в котором произведена покупка (расчет);
  • ФИО предпринимателя или наименование предприятия (организации);
  • систему налогообложения;
  • приход/расход или возврат прихода/расхода;
  • наименование товара (услуги);
  • форму расчета;
  • фамилию и должность специалиста.

В некоторых труднодоступных местностях позволяется и вовсе обходиться без кассового аппарата, не говоря уже об онлайн кассах, но и в них предприниматель обязан выдавать клиенту расчетные документы с указанием всех реквизитов.

ИП и предприятиям, которые ведут деятельность за городом в отдаленной местности, может быть доступен ряд примечательных преференций в части обязательств по применению онлайн-касс. Их содержание зависит от того, где именно располагается хозяйствующий субъект - в «труднодоступной» или «отдаленной от сетей связи» местности с точки зрения классификации по Закону № 54-ФЗ.

Ознакомимся подробнее с особым порядком ведения расчетов с покупателями торговыми предприятиями, расположенными в пределах того или иного типа территорий со льготным условиями применения ККТ, а также где искать список населенных пунктов, освобожденных от онлайн-касс или где они могут работать в автономном режиме — без передачи фискальных данных в ОФД.

  • «магазин» — торговая точка или место оказания услуг/работ;
  • «труднодоступный» — указанный в п. 3 ст. 2 Закона №54-ФЗ;
  • «отдаленный» — указанный в п. 7 ст. 2 Закона №54-ФЗ.

«Труднодоступный» магазин вправе не применять ККТ вообще

Положениями пункта 3 статьи 2 Закона № 54-ФЗ (ССЫЛКА) определено, что ИП и юрлица, которые ведут бизнес в «отдаленной» или «труднодоступной» местности вправе не использовать контрольно-кассовую технику:

3. Организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие расчеты в отдаленных или труднодоступных местностях (за исключением городов, районных центров (кроме административных центров муниципальных районов, являющихся единственным населенным пунктом муниципального района), поселков городского типа), указанных в перечне отдаленных или труднодоступных местностей, утвержденном органом государственной власти субъекта Российской Федерации, вправе не применять контрольно-кассовую технику при условии выдачи покупателю (клиенту) по его требованию документа, подтверждающего факт осуществления расчета между организацией или индивидуальным предпринимателем и покупателем (клиентом), содержащего наименование документа, его порядковый номер, реквизиты, установленные абзацами четвертым — двенадцатым пункта 1 статьи 4.7 настоящего Федерального закона, и подписанного лицом, выдавшим этот документ.

Орган государственной власти субъекта Российской Федерации в пятидневный срок доводит до сведения уполномоченного органа и размещает на своем официальном сайте в сети «Интернет» перечень, указанный в абзаце первом настоящего пункта, а также внесенные в указанный перечень изменения.

Точный перечень таких населенных пунктов, освобожденных от онлайн-касс, закрепляется в нормативном акте, принимаемом на уровне субъекта РФ.

К местностям, на которых ККТ применять необязательно, не могут относиться территории:

  • любых городов;
  • любых районных центров (кроме тех, что являются единственными населенными пунктами в своем муниципальном районе);
  • любых поселков городского типа.

Отметим, что в статье 2 закона есть еще пункт 5, по которому ККТ вправе не применять аптечные организации, которые располагаются в фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктах в селах. Кроме того, обособленные подразделения медорганизаций с лицензиями также вправе не применять онлайн-кассы при осуществлении деятельности в сельской местности.

Несмотря на то, что «труднодоступный» магазин вправе не использовать ККТ, вместо кассового чека он должен выдать покупателю (клиенту) по его просьбе иной документ, подтверждающий факт оплаты за товар (услугу). Такой документ должен содержать реквизиты, указанные в абзацах 4-12 пункта 1 статьи 4.7 Закона № 54-ФЗ. Выдаваться документ должен в порядке, определенном в постановлении Правительства России от 15.03.2017 № 296 (ССЫЛКА).

Ознакомимся с требованиями к документу, заменяющему кассовый чек, и с порядком его выдачи покупателю подробнее.

Нюансы выдачи документа, заменяющего чек («труднодоступным» магазином)

Выдаваемый «труднодоступным» магазином документ (далее чек) - заменяющий чек онлайн-кассы, должен иметь следующие реквизиты:

  • название документа, порядковый номер (присваиваемый с начала смены);
  • дата, время, адрес расчетов;
  • наименование хозяйствующего субъекта (ФИО ИП), его ИНН;
  • сведения о системе налогообложения, применяемой хозяйствующим субъектом;
  • сведения об операции, при которой выдан чек на кассе магазина - приход или расход денежных средств;
  • перечень товаров, за которые осуществляется оплата по чеку (с учетом скидок, наценок, с указанием НДС, если он применяется хозяйствующим субъектом и с выделением товаров, которые освобождены от НДС);
  • итоговую сумму расчета (с указанием НДС и с выделением суммы за товары, которые не облагаются НДС);
  • сведения о способе расчета - наличными или по карте (с выделением сумм, принятых наличными и по карте);
  • ФИО и должность продавца.

Чек обязательно должен быть подписан продавцом.

Технически чек может быть сформирован с помощью:

  • ККТ старого образца (настроенного на распечатку чеков с указанными выше реквизитами);
  • чекового принтера.

Теоретически, каждый чек можно печатать и на компьютере или даже выписывать вручную (однако, и то и другое - крайне медленные процедуры, и потому лучше обеспечивать формирование чеков с помощью указанных автоматических устройств).

В соответствии с постановлением № 296 «труднодоступный» чек применяется в следующем порядке:

  1. Продавец распечатывает (заполняет) документ, подписывает, передает покупателю в момент принятия от него денежных средств (проведения оплаты по карте).

При этом, должны использоваться технические средства, позволяющие одновременно формировать чек в 2-х экземплярах, либо в одном, но с отрывной частью - по аналогии с бланком строгой отчетности. Во втором случае отрывная часть, как и основная, должна содержать все реквизиты, указанные выше. Одна из копий чека или отрывная часть передается покупателю.

Порядковые номера, присваиваемые каждому чеку, не должны повторяться (за исключением ситуации, когда номер наносится на копию или отрывную часть чека - он как раз должен совпадать с номером исходного чека или основной его части).

  1. В конце смены продавец передает сохраненные копии (основные части) чеков, сотруднику, ответственному за ведение журнала учета документов (составляется в свободной форме) - для регистрации сохраненных документов в данном журнале.

Вполне рабочая схема — когда за ведение журнала отвечает сам продавец - в этом случае сведения по чекам никому не передаются.

В журнале учета документов сведения по чекам приводятся в последовательности, соответствующей порядку выдачи каждого чека.

Журнал необходимо прошить, пронумеровать. Руководитель фирмы или ИП должен заверить данный журнал (и поставить на нем печать, если она используется).

Если в течение дня покупок в магазине не было, то никакие сведения в журнал не вносятся.

В журнале также фиксируются сведения по некорректно составленным чекам. Такой чек, прежде всего, должен быть изъят из оборота (его нельзя выдавать покупателю или использовать каким-либо иным образом), перечеркнут и сдан сотруднику, ответственному за ведение учета чеков. При этом, порядковый номер сохраняется за чеком, несмотря на то, что он считается некорректным и не подлежит использованию.

Руководитель фирмы должен заключить с работником, ответственным за выдачу чеков - то есть, с продавцом, и с человеком, который заполняет журнал учета (в принципе, это может быть, как мы уже отметили выше, один и тот же работник) отдельное соглашение о материальной ответственности.

Продавцом и работником, который ведет учет чеков и журнала, безусловно, может быть и сам руководитель фирмы и ИП. В этом случае нет необходимости составлять какие-либо разрешительные документы.

Копии чеков (отрывные части) должны храниться в защищенном месте - в сейфе или закрываемой на ключ комнате, не менее 5 лет . Затем они уничтожаются в соответствии с решением комиссии, которая назначается руководителем - если не он сам отвечает за выдачу и учет чеков.

Где найти список населенных пунктов, освобожденных от онлайн-касс

Списки «труднодоступных» населенных пунктов, освобожденных от онлайн-касс, как правило, публикуются на официальных сайтах органов исполнительной власти субъектов РФ или муниципалитетов.

«Труднодоступные» населенные пункты следует принципиально разграничивать с теми населенными пунктами, которые расположены в местностях, «отдаленных от сетей связи» (пункт 7 статья 2 Закона № 54-ФЗ). В «отдаленных» местностях для продавцов существует несколько иная привилегия - возможность использовать онлайн-кассы в автономном режиме без передачи данных.

Ознакомимся с особенностями такого применения ККТ подробнее.

«Отдаленный от сетей связи» магазин использует онлайн-кассу в автономном режиме — без передачи данных в ОФД

Итак, в соответствии с пунктом 7 статьи 2 Закона № 54-ФЗ в «отдаленных» населенных пунктах - соответствующих критериям, которые определены законом, можно использовать ККТ в режиме, не предусматривающем передачи данных в ОФД через интернет:

7. В отдаленных от сетей связи местностях, определенных в соответствии с «критериями», установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере связи, и указанных в перечне местностей, удаленных от сетей связи, утвержденном органом государственной власти субъекта Российской Федерации, а также на территориях военных объектов, объектов органов федеральной службы безопасности, органов государственной охраны, органов внешней разведки пользователи могут применять контрольно-кассовую технику в режиме, не предусматривающем обязательной передачи фискальных документов в налоговые органы в электронной форме через оператора фискальных данных .

Орган государственной власти субъекта Российской Федерации в пятидневный срок доводит до сведения уполномоченного органа и размещает на своем официальном сайте в сети «Интернет» указанный в абзаце первом настоящего пункта перечень, а также внесенные в указанный перечень изменения.

Что это значит?

Самое главное - то, что использовать нужно, несмотря на «офлайновый» режим применения ККТ, именно онлайн-кассу. То есть - устройство, имеющее , который регистрируется (снимается с регистрации, заменяется) в ФНС в установленном законом порядке.

Режим «без передачи данных» позволяет использовать онлайн-кассу без подключения к серверу и, как следствие, не платить ОФД порядка 3000 рублей в год за контракт, но это на усмотрение пользователя ККТ. Нет необходимости передавать покупателям кассовые чеки в электронном виде - достаточно выдавать бумажные на руки.

Как мы отметили выше, населенный пункт для отнесения к категории «отдаленных» должен соответствовать ряду законодательных критериев - ознакомимся с ними подробнее.

Какие есть критерии по «отдаленным» пунктам

Главный документ, в котором отражены критерии, о которых идет речь - приказ Минкомсвязи России от 05.12.2016 № 616 (ССЫЛКА). По сути, это единственный критерий - численность населения, не превышающая 10 тыс. человек . Но не исключено появление иных - по аналогии с теми, что определены в федеральном законе по «труднодоступным» населенным пунктам.

Перечни «отдаленных» населенных пунктов также публикуются достаточно децентрализованно, если говорить об официальных сайтах органов власти. Поэтому приходится искать такую информацию на альтернативных сайтах: например, или указанном выше частном сайте, который также содержит список «отдаленных» населенных пунктов.

При этом, следует иметь в виду, что в случае, если регионом не принято нормативных актов, устанавливающих перечни «отдаленных» населенных пунктов, то считается, что такие пункты в регионе отсутствуют (письмо ФНС России от 27.01.2017 № ЕД-4-20/1435 — ССЫЛКА).

В любом случае для уточнения данных полезно обратиться в местное отделение ФНС - возможно, там скажут об анонсируемых изменениях в региональных нормативных актах, которые определяют перечни «труднодоступных» или «отдаленных» местностей.

Тот факт, что при ведении торговли в «отдаленной» местности хозяйствующий субъект вправе применять ККТ без передачи данных в ОФД, означает не только экономию на услугах Оператора, но и наличие ряда дополнительных обязательств хозяйствующего субъекта в части регистрационных действий, производимых при пользовании ККТ.

Отметим, что с учетом содержания таких действий, экономия на услугах ОФД далеко не во всех случаях выйдет очевидной.

Особенности регистрация «отдаленных» онлайн-касс

При работе с «отдаленной» онлайн-кассой, которая работает в автономном режиме (без заключения договора с ОФД), пользователь, как и в сценарии с применением онлайн-кассы в обычном режиме, обязан регистрировать ее (и фискальный накопитель) в ФНС, а также снимать ККТ с регистрации в предусмотренных законом случаях.

При использовании кассы в обычном режиме все регистрационные действия производятся онлайн - через Личный кабинет ФНС (либо при содействии ОФД). Но если ККТ применяется в режиме без передачи данных, то пользователю необходимо:

  1. В целях регистрации онлайн-кассы в ФНС (как условия начала ее легального использования) отправить в Налоговую службу по месту учета хозяйствующего субъекта заявление на регистрацию ККТ на бумаге - по форме, утвержденной в приложении № 1 к приказу ФНС РФ от 29.05.2017 № ММВ-7-20/484@ (ССЫЛКА).

При этом, в заявлении отражается тот факт, что ККТ будет применяться в режиме без передачи данных.

При наличии фактической возможности получения доступа в Личный кабинет (как вариант, при нахождении владельца магазина в населенном пункте, где интернет есть) зарегистрировать онлайн-кассу можно и через Личный кабинет ФНС. В заявлении, подаваемом онлайн, также обязательно нужно указать, что касса будет использоваться в режиме без передачи данных в ОФД .

  1. В случае необходимости перерегистрации ККТ по причине замены фискального накопителя (либо ) - отнести онлайн-кассу вместе с накопителем в ФНС, снять его там и сдать на считывание фискальных данных. Касса передается специалистам ФНС вместе с заявлением на перерегистрацию (снятие с регистрации) онлайн-кассы.

Фискальные данные считываются специалистами ФНС с использованием специального USB-адаптера (письмо ФНС России от 16.02.2018 № АС-4-20/3107@ — ССЫЛКА).

Таким образом, у пользователя, объективно, может возникнуть необходимость в неоднократном посещении ФНС в различных целях. На это уйдет время и, возможно, выгоднее будет - несмотря на наличие законных оснований применять ККТ без передачи данных, все-таки заключить договор с ОФД при наличии фактической технической возможности это сделать . «Просадка» в продажах вследствие затраченного на визиты в ФНС времени может быть гораздо выше стоимости услуг ОФД.

Даже если касса применяется в населенном пункте с численностью населения менее 10 тыс. человек, то интернет там, скорее всего, в какой-либо разновидности есть - хотя бы мобильный. Его вполне хватит на обслуживание онлайн-кассы, которая не потребляет много трафика.

Резюме

Положениями Закона № 54-ФЗ определено 2 типа преференций в отношении хозяйствующих субъектов, которые производят расчеты с физическими лицами (и в общем случае обязаны применять онлайн-кассу с передачей данных в ОФД):

  1. Легальный отказ от использования онлайн-кассы - на территориях, признанных «труднодоступными» в соответствии с пунктом 3 статьи 2 Закона № 54-ФЗ.

Вместо чека онлайн-кассы магазин должен выдать покупателю аналогичный по существу документ, в котором содержатся реквизиты, очень близкие тем, что отражаются в чеке, распечатываемом на ККТ.

  1. Легальный отказ от заключения договора с ОФД - то есть, возможность применения ККТ в режиме, не предусматривающем передачу данных, на территориях, признанных «отдаленными от сетей связи» — в соответствии с пунктом 7 статьи 2 Закона № 54-ФЗ.

При этом, касса должна иметь полноценный фискальный накопитель, ее нужно в установленном порядке (допустимо - с применением бумажных документов) (перерегистрировать, снимать с регистрации).

Перечни населенных пунктов, освобожденных от онлайн-касс (которые относятся к «труднодоступным»), или тех, где онлайн-кассы могут работать в автономном режиме без передачи данных в ОФД (которые относятся к «отдаленным»), определяются на уровне региональных органов власти, которые издают в этих целях отдельные нормативные акты.

Когда в контексте 54-ФЗ речь заходит об отдалённых и труднодоступных местностях, может возникнуть недопонимание. Поэтому сразу обозначим две категории организаций и ИП:

1. Организации и индивидуальные предприниматели, которым необходимо использовать ККТ, но не обязательно, чтобы она была подключена к сети Интернет. Такие онлайн-кассы предприниматели называют термином « » для местностей, отдалённых от сетей связи.

2. Организации и предприниматели, которые при осуществлении расчётов не обязаны применять ККТ вовсе. Именно о них пойдёт речь ниже.

Исключение для ИП и организаций по установке онлайн-касс предписано самим 54-ФЗ, а именно пунктом 3 ст. 2: если организация или индивидуальный предприниматель осуществляет расчеты в отдаленных или труднодоступных местностях (за исключением городов, районных центров, поселков городского типа), данная организация или индивидуальный предприниматель не обязаны применять онлайн-кассу.

Перечень отдаленных или труднодоступных местностей утверждается органом государственной власти каждого отдельно взятого субъекта Российской Федерации для соответствующего субъекта федерации и подлежит обязательному опубликованию на официальном сайте этого органа в пятидневный срок со дня его принятия либо изменения соответствующего перечня.

Организация или ИП этой категории при расчётах с клиентами по требованию последних должны выдавать документ, подтверждающий факт осуществления расчёта. Такой документ должен содержать ряд следующих обязательных реквизитов:

Дата, время и место (адрес) осуществления расчета (при расчете в зданиях и помещениях – адрес здания и помещения с почтовым индексом, при расчете в транспортных средствах – наименование и номер транспортного средства, адрес организации либо адрес регистрации индивидуального предпринимателя);

Наименование организации или фамилия, имя, отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя;

Идентификационный номер налогоплательщика пользователя;

Применяемая при расчете система налогообложения;

Признак расчета;

Наименование товаров, работ, услуг (если объем и список услуг можно определить в момент оплаты), платежа, выплаты, их количество, цена за единицу с учетом скидок и наценок, стоимость с учетом скидок и наценок, с указанием ставки НДС (за исключением случаев осуществления расчетов пользователями, не являющимися налогоплательщиками НДС или освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика НДС, а также осуществления расчетов за товары, работы, услуги, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения) НДС);

Сумма расчета с отдельным указанием ставок и сумм НДС по этим ставкам (за исключением случаев осуществления расчетов пользователями, не являющимися налогоплательщиками НДС или освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика НДС, а также осуществления расчетов за товары, работы, услуги, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения) НДС);

Форма расчета (наличные денежные средства и (или) электронные средства платежа), а также сумма оплаты наличными денежными средствами и (или) электронными средствами платежа;

Должность и фамилия лица, осуществившего расчет, оформившего бланк строгой отчетности и выдавшего (передавшего) его (за исключением расчетов, осуществленных с использованием автоматических устройств для расчетов, применяемых в том числе при осуществлении расчетов с использованием электронных средств платежа в сети Интернет);

Регистрационный номер ККТ.

ВАЖНО! ! !

До 01.02.2021 индивидуальные предприниматели, применяющие ПСН, УСН, ЕНВД для отдельных видов деятельности, могут не указывать наименование товара (работы, услуги) и его количество (ФЗ от 03.07.2016 N 290-ФЗ), за исключение индивидуальных предпринимателей, осуществляющих торговлю подакцизными товарами.

В настоящее время ряд субъектов Российской Федерации уже принял нормативно-правовые акты, определяющие перечни отдаленных или труднодоступных местностей, в которых организации и индивидуальные предприниматели вправе при осуществлении расчетов не применять контрольно-кассовую технику.

С данным перечнем можно ознакомиться ниже:

1. Республика Адыгея (Адыгея) – перечень не установлен

5. Республика Дагестан – перечень не установлен

9. Карачаево-Черкесская Республика – перечень не установлен

12. Республика Крым – перечень не установлен

16. Республика Северная Осетия – Алания – перечень не установлен

17. Республика Татарстан (Татарстан) – перечень не установлен

21. Чеченская Республика – перечень не установлен

42. Калининградская область – перечень не установлен

49. Ленинградская область – перечень не установлен

50. Липецкая область – перечень не установлен

52. Московская область – перечень не установлен

58. Оренбургская область – перечень не установлен

Новый закон о ККТ 54-ФЗ отдельно обговорил правила онлайн регистрации продаж в труднодоступных местах. Если предприятие работает в отдаленной местности, ему предоставлены преференции. Подробнее об учете реализации отдаленных районах расскажем в материале ниже.

Обойтись без кассы вообще может бизнес в отдаленных районах страны. К такому выводу пришли законодатели и закрепили его в новом законе 54-ФЗ об онлайн-кассах. Главное, соблюсти условия, закрепленные актом. К примеру, города, поселки городского типа, а также, районные центры, не признаются труднодоступными местами. По прочим территориям должны выдерживаться следующие правила:

  • предприятие выдает документ о наличных расчетах взамен ККЧ
  • клиенты фирмы никогда не платят через автоматические терминалы оплат
  • точка продаж не торгует подакцизными изделиями
  • местность включена в официальный перечень труднодоступных мест

ВАЖНО: все требования должны соблюдаться одновременно.

Перечень населенных пунктов освобожденных от онлайн касс

Уже есть список сел, которые могут не использовать онлайн кассы в труднодоступных местностях. По некоторым областям это предварительные данные, но на них можно ориентироваться. Главное не забудьте, что никакое освобождение от ККМ не распространяется, если вы торгуете сигаретами, бензином и алкоголем.

В перечне могут быть указаны следующие ориентиры:

  • границы конкретных районов
  • расстояние в км от районных центров
  • наличие угрозы подтопления
  • отсутствие связывающих мостов и переправ
  • отсутствие стационарных торговых точек

Одновременно в список могут попасть села, которые удовлетворяют следующим условиям, в не зависимости от числа жителей:

  • более 60 км от центра
  • дорога не всегда проходима из-за погоды
  • других дорог нет

ВНИМАНИЕ: если вы законно торгуете без ККМ, будьте готовы выдать БСО по первому требованию покупателя.

Правила работы без ККТ

Проект Постановления о работе без ККТ включает следующие законодательные инициативы:

  • документы, выдаваемые вместо ККЧ, должны быть зарегистрированы в специальном журнале по порядку с учетом дачи выдачи
  • журнал учета БСО вместо чеков должен быть прошит и заверен руководителем и печатью
  • документы взамен КЧ могут быть заполнены от руки или традиционным типографским способом
  • одновременно выписывается документ клиенту и составляется его копия для подшивки в журнал

Обратите внимание, хотя такие документы очень схожи с БСО, выдавать их нужно только если покупатель настаивает на этом. Выписывать бланки взамен КЧ всем клиентам фирмы – льготники не обязаны.

Можно ли не применять онлайн-кассы если нет Интернета? Существует ли перечень регионов, освобожденных от применений онлайн-касс? Давайте разбираться.

Переход ККТ на онлайн режим

C 2017 года организации и предприниматели должны применять онлайн кассы. Соответствующий Закон вступил в силу в июле 2016 года (ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 03.07.2016 N 290-ФЗ). При этом законодатели предусмотрели поэтапных переход на применение онлайн-касс.
Период Этап
До 01.02.2017 До 1 февраля 2017 года можно было:


. зарегистрировать обычную ККТ без функции онлайн-передачи данных в ИФНС по старым правилам.

С 01.02.2017 До 01.02.2017 В этот период можно:

Использовать, как раньше, уже применяемую ККТ, в том числе перерегистрировать и снимать с учета в соответствии с ранее действовавшим порядком;
. зарегистрировать только новую онайн-кассу, передающую фискальные данные в ИФНС в онлайн-режиме. Учитывая, что сведения должны передаваться через оператора фискальных данных, организации (ИП) необходимо заключить договор с таким оператором.

После 01.07.2017 После 1 июля 2017 года можно зарегистрировать и использовать только онлайн-кассу, передающую фискальные данные в ИФНС через Интернет.
Исключение - для расположенных расположены в местностях, отдаленных от сетей связи. Поскольку у них нет технической возможности передавать сведения через Интернет. Перечень таких местностей определяют региональные власти (п. 7 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ).

Льготы для бизнеса

Законодатели предусмотрели льготы для компаний из труднодоступных, удаленных и отдаленных местностей. При этом Федеральный закон № 54-ФЗ в ред. 03.07.2016 предъявляет разные требования к применению контрольно-кассовой техники в труднодоступных местностях и на территориях, отдаленных от сетей связи. В чем же разница? Принципиальное отличие - разная обязанность по применению онлайн-ККТ. Поясним.

Местности, отдаленные от Интернета

Магазин из удаленной от сетей местности - обязан иметь онлайн-кассу, пробивать на ней чеки и выдавать покупателям. Но передавать данные через оператора фискальных данных в ИФНС не обязательно.

При этом имейте в виду, что используемая кассовая техника в таких местностях должна быть модернизирована и содержать фискальный накопитель вместо ЭКЛЗ.

При регистрации новой кассы в местности, отдаленной от сетей связи, необходимо выбрать автономный режим работы ККТ, который не предусматривает передачу данных ОФД. Таким образом, при совершении расчетов фискальный накопитель будет записывать все данные, но не передавать их оператору.

Перечни территорий, отдаленных от сетей связи, утверждаются субъектами РФ в соответствии с определенными критериями. В частности, Министерство связи и массовых коммуникаций РФ установило, что к таким местностям могут относиться территории с населением не более 10 000 человек. Приведем перечень регионов, которые определили местности, отделенные от Интернета.

Регионы, в которых утвердили перечни удаленных от сетей связи местностей
Код региона Наименование региона
1 Республика Адыгея (Адыгея) Постановление Кабинета Министров Республики Адыгея от 3 марта 2017 г. № 33
2 Республика Башкортостан Постановление Правительства Республики Башкортостан от 23 января 2017 г. № 10
6 Республика Ингушетия
8 Республика Калмыкия Приказ Министерства экономики и торговли Республики Калмыкия от 1 декабря 2016 года № 136-с
10 Республика Карелия Приказ Государственного комитета по дорожному хозяйству, транспорту и связи от 29 декабря 2016 г. № 174
11 Республика Коми Постановление Правительства Республики Коми от 23 января 2017 г. № 27
13 Республика Мордовия Приказ Мининформсвязи Республики Мордовия от 31 января 2017 г. № 8
14 Республика Саха (Якутия)
15 Республика Северная Осетия — Алания Постановление Правительства Республики Северная Осетия — Алания от 14 марта 2017 г. № 119
17 Республика Тыва
18 Удмуртская Республика Приказ Министерства промышленности и торговли Удмуртской Республики от 18 января 2017 г. № 3
21 Постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 3 февраля 2017 г. № 28
22 Алтайский край Постановление Правительства Алтайского края от 16 февраля 2017 г. № 54
23 Краснодарский край Приказ департамента информатизации и связи Краснодарского края от 13 февраля 2017 г. № 20
25 Приморский край
27 Хабаровский край Постановление Правительства Хабаровского края от 7 марта 2017 г. № 56-пр
28 Амурская область Постановление Правительства Амурской области от 27 января 2017 г. № 38
29 Архангельская область Постановление Правительства Архангельской области от 31 января 2017 г. № 32-пп
30 Астраханская область Постановление Правительства Астраханской области от 31 января 2017 г. № 14-П
32 Брянская область Приказ Управления потребительского рынка и услуг, контроля в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции Брянской области от 31 января 2017 г. № 32
33 Владимирская область Постановление департамента развития предпринимательства, торговли и сферы услуг администрации области от 30 января 2017 г. № 1
34 Волгоградская область Приказ комитета промышленности и торговли Волгоградской области от 30 января 2017 г. № 02-н
36 Воронежская область Постановление правительства Воронежской области от 3 марта 2017 г. № 156
42 Кемеровская область Постановление Коллегии Администрации Кемеровской области от 16 февраля 2017 г. № 68
43 Кировская область Постановление Правительства Кировской области от 31 января 2017 г. № 43/52
44 Костромская область Постановление администрации Костромской области от 22 февраля 2017 г. № 67-а
45 Курганская область Постановление Правительства Курганской области от 31 января 2017 г. № 20
46 Курская область Постановление Администрации Курской области от 1 февраля 2017 г. № 51-па
47 Ленинградская область Приказ комитета по связи и информатизации Ленинградской области от 28 февраля 2017 г. № 06
48 Липецкая область Постановление администрации Липецкой области от 31 января 2017 г. № 35
49 Магаданская область Постановление Правительства Магаданской области от 16 февраля 2017 г. № 84-пп
53 Новгородская область Постановление Правительства Новгородской области от 7 марта 2017 г. № 69
55 Омская область
56 Оренбургская область Постановление Правительства Оренбургской области от 9 марта 2017 г. № 177-п
58 Пензенская область Постановление Правительства Пензенской области от 1 февраля 2017 г. № 43-пП
59 Пермский край
60 Псковская область Постановление Администрации Псковской области от 17 февраля 2017 г. № 81
61 Ростовская область Постановление Правительства Ростовской области от 2 февраля 2017 г. № 50
62 Рязанская область Распоряжение Правительства Рязанской области от 31 января 2017 г. № 39-р
64 Саратовская область Постановление Правительства Саратовской области от 13 февраля 2017 г. № 52-П
67 Смоленская область Постановление Администрации Смоленской области от 27 января 2017 г. № 27
68 Тамбовская область Приказ Управления по развитию промышленности и предпринимательства Тамбовской области от 30 января 2017 г. № 16
70 Томская область Постановление Администрации Томской области от 30 января 2017 г. № 26а
71 Тульская область Приказ министерства по информатизации, связи и вопросам открытого управления тульской области от 24 января 2017 г. № 5-осн
72 Тюменская область Постановление Правительства Тюменской области от 21 февраля 2017 г. № 51-п
73 Ульяновская область Постановление Правительства Ульяновской области от 27 февраля 2017 г. № 86-П
74 Челябинская область Постановление Законодательного Собрания Челябинской области от 26 января 2017 г. № 800
75 Забайкальский край Постановление Правительства Забайкальского края от 31 января 2017 г. № 19
76 Ярославская область Постановление Правительства Ярославской области от 1 февраля 2017 г. № 59-п
79 Постановление правительства Еврейской автономной области от 25 января 2017 г. № 11-пп
83 Ненецкий автономный округ Постановление Администрации Ненецкого автономного округа от 20 сентября 2012 г. № 265-п
86 Ханты-Мансийский автономный округ — Югра Постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа — Югры от 27 января 2017 г. № 23-п
87 Чукотский автономный округ
92 Севастополь Постановление Правительства Севастополя от 2 февраля 2017 г. № 71-ПП

Отдаленные и труднодоступные местности

Это особо удаленные малонаселенные территории, часто недоступные для транспорта.

В труднодоступных или отдаленных местностях применять ККТ вообще не обязательно. Но тогда надо выдать документ, который подтверждает оплату. Исключение: компании и предприниматели, которые производят расчеты с использованием автоматических устройств для расчетов или продают подакцизные товары.

Документ, подтверждающий оплату, должен содержать наименование, порядковый номер, а также реквизиты, указанные в абзацах 4-12 п.1 ст. 4.7 Федерального закона № 54-ФЗ:

  • дата, время, место расчета,
  • наименование организации/ФИО предпринимателя,
  • ИНН продавца,
  • система налогообложения,
  • признак расчета (приход/расход, возврат прихода/расхода),
  • наименование товаров, работ, услуг, количество, цена за единицу, стоимость, сумма общая,
  • ставка/сумма НДС,
  • форма расчета (наличные/карта), сумма оплаты,
  • должность и фамилия продавца.
Утвердить перечни таких населенных пунктов должны органы власти субъектов РФ. В перечень не могут входить города, районные центры и поселки городского типа.
Регионы, в которых утвердили перечни труднодоступных или отдаленных местностей
Код региона Наименование региона Документ, в котором утвердили перечень местностей
2 Республика Башкортостан Распоряжение Кабинета Министров Республики Башкортостан от 26 января 2001 г. № 67-р
3 Республика Бурятия Постановление Правительства Республики Бурятия от 3 апреля 2001 г. № 119
6 Республика Ингушетия Постановление Правительства Республики Ингушетия от 29 ноября 2016 г. № 224
8 Республика Калмыкия Приказ Министерства экономики и торговли Республики Калмыкия от 1 декабря 2016 г. № 137-с
11 Республика Коми Постановление Правительства Республики Коми от 24 января 2017 г. № 31
13 Республика Мордовия Приказ Министерства торговли и предпринимательства Республики Мордовия от 14 февраля 2017 № 57
14 Республика Саха (Якутия) Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 20 февраля 2017 г. № 50
17 Республика Тыва Постановление Правительства Республики Тыва от 11 ноября 2016 г. № 472
21 Чувашская Республика — Чувашия Постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 14 декабря 2016 г. № 530
22 Алтайский край Постановление Администрации Алтайского края от 23 декабря 2016 г. № 432
25 Приморский край Постановление Администрации Приморского края от 2 марта 2017 г. № 55-па
26 Ставропольский край Постановление Правительства Ставропольского края от 14 октября 2005 г. № 129-п
27 Хабаровский край Постановление Правительства Хабаровского края от 2 декабря 2004 г. № 97-пр
28 Амурская область Постановление Правительства Амурской области от 22 сентября 2016 г. № 416
29 Архангельская область Постановление Правительства Архангельской области от 1 февраля 2011 г. № 22-пп
30 Астраханская область Постановление Правительства Астраханской области от 8 февраля 2017 г. № 31-П
32 Брянская область Приказ управления потребительского рынка и услуг, контроля в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции Брянской области от 31 января 2017 г. № 33
33 Владимирская область Постановление администрации Владимирской области от 18 октября 2016 г. № 901
35 Вологодская область Постановление Правительства области от 21 ноября 2016 г. № 1038
37 Ивановская область Постановление Правительства Ивановской области от 28 сентября 2016 г. № 326-п
38 Иркутская область Постановление Правительства Иркутской области от 29 декабря 2008 г. № 131-пп
41 Камчатский край Постановление Правительства Камчатского края от 9 января 2017 г. № 2-П
43 Кировская область Закон Кировской области от 27 декабря 2007 г. № 208-ЗО
44 Костромская область Постановление администрации Костромской области от 14 февраля 2017 г. № 47-а
46 Курская область Постановление Правительства Курской области от 26 января 2004 г. № 5
49 Магаданская область Постановление Правительства Магаданской областиот 8 сентября 2016 г. № 723-пп
52 Нижегородская область Постановление Правительства Нижегородской области от 14 декабря 2016 года № 852
55 Омская область Постановление Правительства Омской области от 1 марта 2017 г. № 53-п
59 Пермский край Постановление Правительства Пермского края от 9 февраля 2017 г. № 43-п
62 Рязанская область Распоряжение Правительства Рязанской области от 31 января 2017 г. № 38-р
67 Смоленская область Постановление Администрации Смоленской области от 5 ноября 2003 г. № 282
68 Тамбовская область Приказ управления по развитию промышленности и предпринимательства Тамбовской области от 15 февраля 2017 г. № 27
72 Тюменская область Постановление Правительства Тюменской области от 20 февраля 2007 г. № 26-п
73 Ульяновская область Постановление Правительства Ульяновской области от 25 января 2017 г. № 36-П
74 Челябинская область Постановление Законодательного Собрания Челябинской области от 26 января 2017 г. № 799
79 Еврейская автономная область Постановление правительства Еврейской автономной области от 8 февраля 2017 г. № 21-пп
83 Ненецкий автономный округ Постановление Администрации Ненецкого автономного округа от 2 февраля 2017 г. № 22-п
87 Чукотский автономный округ Постановление Правительства Чукотского автономного округа от 11 января 2017 г. № 5