24.09.2019

Блог дмитрия евтифеева. Студийный свет своими руками. Виды студийного света


Эта статья полезна не только для фотографов, так как любое своё творчество мы фотографируем для демонстрации в сети или для своего портфолио. Существует много простых приёмов, с помощью, которых вы создадите красивые фотографии, а значит вызовете интерес у людей, ведь красота всегда притягивает.

Фильтр

Такой вариант фильтра своими руками – очень легкий. Вам нужен целлофановый пакет (белый, цветной или прозрачный – в зависимости от того, какой результат вам нужен).

Лучше всего взять прозрачный и маркерами разрисовать ту часть, которой хватит, чтобы обмотать объектив. Посмотрите на фото ниже.

Примотали пакет

Получили такой результат

Светоотражатель

Набор материалов: картон, фольга кухонная, клей и скотч.

Желательно, чтобы фольга была не слишком тонкая и имела площадь 1 метр квадратный на такую же площадь картона. Обильно смазав картон клеем, вы кладёте на него фольгу, немного натянув её и закрепив сзади скотчем. Вот такой результат у вас должен получиться:

Лайтбокс или черная плитка

Если вы хотите сделать предметную фотосессию, то идеально для этого подойдёт лайтбокс, который вы можете сделать сами. Предупреждаю, изготовление фотобокса – очень трудоёмкий процесс. Каркас может быть из чего угодно: из картона, дерева, пластмассы, железных реек. Вот несколько вариантов:

На рейки вы натягиваете идеально белую ткань или бумагу. При этом внутренняя передняя часть должна быть без изгибов.

Если у вас нет времени на волокиту с фотобоксом, но у вас или ваших знакомых есть черная плитка – это очень круто. Ведь она послужит идеальным фоном для предметной фотосъёмки. А если она глянцевая, то она будет отражать предмет, и это добавит эффектности вашим снимкам.

Рассеиватель для вспышки

Функция рассеивателя – удалять блеск на лице, слишком резкие переходы, тени, а также делать свет более мягким. Такой полезный инструмент сделать очень легко. Лист бумаги, прикрепленный канцелярской резинкой ко вспышке, пластмассовый или бумажный стаканчик, мячик для настольного тенниса, даже пачка из-под сигарет – всё это может стать рассеивателем.

Тime lapse и кухонный таймер

Зеркало

В случае с этим предметом вам ничего не нужно мастерить. Просто не забывайте, что с зеркалом можно создать очень оригинальные снимки. Вот несколько заезженных идей, смотрите на них и создавайте новые!

Как сделать фаершоу и красиво сфотографировать его.

Складной предметный столик своими руками

Небольшая статья про изготовление переносного складного предметного столика для фотографа

Гермобокс для фотоаппарата

Изготовление гермобокса для фотоаппарата своими руками

Самодельная цифровая фотокамера из старого фотоапп

Как сделать из старого фотоаппарата современный цифровик

Сканируем старые фотопленки и негативы

Как сделать самодельный сканер негативов из коробки и фотоаппарата.

Обзор Xiaomi Yi Camera

Не дорогая экшен камера с качеством съемки как у GoPro.

Оцифровка пленок и слайдов своими руками

Технология оцифровки фотоплёнок и слайдов в домашних условиях

Простой самодельный лайтбокс

Как сделать лайтбокс для фотосъемки своими руками.

Фоторужье своими руками

Чертежи и описание того, как сделать фоторужье своими руками

Подводный мир Красного моря

Статья о подводной фотосъемке с использованием не дорогого мягкого подводного бокса для фотоаппарата

Светодиодная подсветка AriLight

Полезный девайс для съемки видео и фото. Рекомендуется видеоблоггерам. Позволяет снимать в ночи.

Фотостол своими руками

Как сделать фотостол типа "белый куб" своими руками

Азбука эротической фотографии

Азбука эротической фотографии или Ироническое пособие для начинающих фотографов и фотомоделей.

Самодельный бокс для подводной съемки

Как сделать простой подводный бокс для фотоаппарата из стеклянной банки.

Не секрет, что в понимании неискушенного фотографа студия - это очень дорогое и внушительное в размерах нагромождение световой аппаратуры внутри большого помещения. В большинстве случаев это действительно так, но если вы не имеете большого помещения для съемок где вы можете надолго оставить ваше оборудование, или же вы часто снимаете выездные фотосессии, да что там только ради того чтобы в квартире это занимало меньше места уже стоит подумать о мобильной портативной студии. Сегодня я хочу вам рассказать о том, как наименьшими средствами собрать комплект портативного света для домашней студии и выездной съемки.

Начнем со списка необходимого нам оборудования:

  • фотоаппарат с объективом
  • вспышки
  • синхронизаторы
  • стойки
  • держатели для вспышек
  • софтбоксы, зонты
  • модификаторы света
  • элементы питания (аккумуляторы)
  • сумки для переноски и хранения вышеперечисленного
Фотоаппарат с объективом

Этот пункт остается полностью в вашем ведении и я могу дать только один совет без которого работа фотоаппарата в создаваемой нами студии будет невозможна. Это наличие "горячего башмака". Именно к нему крепится передатчик радиосинхронизатора передающего управляющий импульс на ваши вспышки. Да и необходимо чтобы в фотоаппарате было ручное управление выдержкой и диафрагмой.

Фотовспышки

Можно ли использовать студийные источники импульсного света для портативной студии? Конечно можно если вы готовы носить с собой десятки килограмм техники. В случае с домашней студией, уже актуален сам размер импульсников и наличие большого количества проводов раскинутых по комнате. Поэтому, портативную студию мы будем собирать на базе портативных накамерных вспышек. Идеальным вариантом будет приобретение "системных" вспышек от производителя фотоаппарата. Они дадут возможность работы в автоматическом режиме TTL (при поддержке фотоаппаратом и вспышкой беспроводного управления, либо наличием радиосинхронизаторов поддерживающих TTL). Но в виду того, что стоимость системных вспышек очень высока, обывателю будет очень накладно покупать 3-4 подобных фотовпышки (большинство фотозадумок можно осуществить с помощью 3-4 источников света).


Поэтому, я бы посоветовал иметь в арсенале одну хорошую системную вспышку (для Nikon - Nikon SB800, SB900, для Canon - Canon 580EX (II)) для съемки динамичных сцен/репортажа. Остальные вспышки могут быть простыми, например Youngnuo YN-460 II, либо более мощные и удобные Youngnuo YN-560. Стоят они совсем недорого в сравнении с системными вспышками.

Синхронизаторы

Для того, чтобы заставить вспышки срабатывать одновременно используют два типа синхронизации: с помощью светового импульса и с помощью радиоканала. В первом случае используется светоловушка - срабатывающий на световой импульс прибор. Он может быть встроен во вспышку (им уже оснащены вспышки Youngnuo YN-460II и YN-560), либо покупается отдельно и одевается на "горячий башмак" вспышки. Этот метод синхронизации деше, но имеет ряд недостатком связанных с ложными срабатываниями от сильных источников свет. Это делает этот метод малоприменимым в работе на открытом воздухе. Метод синхронизации по радиоканалу лишен этого недостатка, но требует покупки более дорогих радиосинхронизаторов. Для простых ручных вспышек нет смысла покупать дорогие синхронизаторы поддерживающие передачу TTL данных по радиоканалу, поэтому я бы посоветовал недорогие варианты типа простого и надежного китайского PT-04. Конечно если есть деньги на системные вспышки и функциональные синзронизаторы вы можете приобрести модель Pixel King, поддерживающую режим TTL.



Стойки

Со стойками все просто: есть деньги берите сверхпортативные в сложенном состоянии, денег меньше берите обычные. Размер от 220см до 260см я считаю достаточным для портативной студии.

Держатели для вспышек

Тут вариаций множество, но бы посоветовал те, которые имеют дополнительно держатель для фотозонтов. Материал изготовления может быть пластик, либо дюралюминий с шаровым поворотных механизмом.



Зонты, софтбоксы

Зонты, софтбоксы, октобоксы и т.п. рассеиватели светового потока - необходимое оборудование любой студии. Без них вспышка будет давать слишком жесткий свет. Для стесненных в деньгах фотографов я бы посоветовал купить пару белых зонтов на просвет диаметром 60-90см (их также можно использовать на отражение). Также отличный вариант для портативной студии - специальные складные софтбоксы (они также имеют в комплекте специальное крепление для портативных вспышек). Обычные студийные складные софтбоксы требуют больше времени на сборку/разборку и если делать это часто могут быстро придти в негодность.



Модификаторы света

Они понадобятся для окраски света вспышки в разные цвета, либо для модификации светового луча. В первом случае используются так называемые "гели". Самый простой вариант - цветные колпачки. Окраска света вспышки может быть необходима когда цветовая температура источников света на месте съемки сильно отличается от цветовой температуры фотовспышки. Например, лампа накаливания дает желтый цвет, а вспышка белый, чтобы компенсировать разницу, можно использовать желтый или оранжевый колпачок.

Модификаторы светового луча - это насадки на вспышку позволяющие менять геометрию светового пятна. Например, конусная или сотовая насадка на вспышку позволяет сделать узкий пучок света.

Элементы питания (батарейки и аккумуляторы)

Важный вопрос, о котором можно не думать в условиях стационарной студии с студийными вспышками. Питание большинства накамерных вспышек осуществляется посредством батарей или аккумуляторов типа АА. Одного комплект аккумуляторов хватает на 100-500 импульсов в зависимости от мощности вспышки и типа батарей/аккумуляторов. Использование обычных батареек нецелесообразно из экономических соображений, но держать в запаснике комплект батареек хороший вариант на экстренный случай. Лучшим решением на сегодняшний день являются аккумуляторы с низким саморазрядом, например Sanyo Eneloop. Они не разряжаются при длительном простое в отличии от обычных аккумуляторов.

Не менее важное - зарядное устройство для аккумуляторов. Сразу забудьте о "быстрых" зарядных устройствах - они убивают аккумуляторы. Идеальным решением будет покупка "умного" зарядного устройства фирм LaCrosse и Maha умеющих правильно заряжать аккумулятор предварительно разряжая его, но при неимении средств лучше купите дешевое "медленное" зарядное устройство.

Для много снимающих фотографов также существуют специальные батарейные блоки для вспышек, позволяющие запитать вспышку от 12 аккумуляторов.

Фоны

Существует способов закрепления фонов вне студии. Самый распространенный - это разборная перекладина устанавливающаяся на две фото стойки. К перекладине крепятся прищепки к которым крепится фон или, в случае с рулонным фоном, можно на нее одеть рулон.

Также существует более портативный вариант - быстрораскладные фоны. В качестве фона можно использовать складные светоотражатели.

Какой тип крепления фона использовать, решать вам, но я придерживаюсь мнения, что вне студии необходимо пользоваться приносным светом, а в качестве фона использовать окружающее пространство.

Сумка для переноски портативной студии

Все что мы перечислили выше, вполне войдет в обычную спортивную сумку, главное чтобы по длине в нее вошли стойки. Также можно приобрести специализированную сумку для переноски стоек со вспышками.

Вывод и цены

В минимальном варианте: 2 вспышки Yongnuo YN-460, 2 стойки, 3 комплекта аккумуляторов с зарядным устройством, 2 белых зонта на просвет, 2 держателя для вспышек, 1 комплект радиосинхронизаторов PT-04, обойдется менее 10000 руб. По цене это сравнимо с начальными наборами студийного света, но в портативном варианте вы получаете много преимуществ. Более продвинутые комплектации конечно же повысят цену. Но портативность и независимость от места съемки того стоят.

Этот обзор я посвящаю приспособлениям для фото и видеосъемки, которые можно купить на Алиэкспресс. Все фотографы знают что получить хороший кадр взять удачный ракурс очень сложно. Всегда мешают погодные условия, тремер, отсутствие хорошего света и т.д и тп. И таких факторов очень много. Чтобы уменьшить их влияние, многие конструкторы и придумывают всякого рода приспособления для фотографов и операторов.

Я представил в обзоре, на мой взгляд, интересные фишки, ну а вы не стесняйтесь – пишите комментарии, делитесь с друзьями и своими мнениями

ЛАЙТБОКС

На картинке все видно. Световой Лайтбокс- это портативная мини фото студия для фотографирования мелких объектов. Есть различные вариации и комплектации лайтбоксов. Очень удобная вещь, кто пытался фотографировать, тот поймет. Это настоящая находка, для тех кто хочет сделать свой интернет магазин с уникальными фотографиями. Так же подойдет для начинающих фотографов, которые работают на заказ. Цена лайтбокса всего – 777 рублей –

Хорошая фотокамера это очень дорогая вещь. А фотографу или фотокорреспонденту снимать приходится в любых условиях. Этот замечательный чехол для фотоаппарата защитит его и от дождя и от снега и от пыли. В холодную погоду вы еще и руки сможете погреть)) Купить его на Алиэкспресс можно по ссылке ниже.

SHOOT водонепроницаемый монопод для камеры GoPro

Монопод – это новенькое словечко означает лишь одно – штатив на одной ноге. Разновидность этих гаджетов поражает воображение. Я даже захотел сделать дополнительный обзор на эту тему. Эта модель монопода уникальна тем, что она не телескопическая (как многие его собратья), а складывающаяся. Плюс она имеет дополнительные три ноги.

Easttowest 360 ремешок крепление на руку для камеры GoPro

Видео камера Gopro стала незаменимым атрибутом всех экстремалов и не только. Все привыкли, что она крепится на голову, но оказывается, наши пытливые китайские партнеры придумали крепление, которое можно фиксировать на предплечье и кисти руки

КРЕПЛЕНИЕ ДЛЯ РЕГУЛИРОВКИ ФОКУСА НА ОБЪЕКТИВЕ

Еще одно приспособление, которое позволяет без труда манипулировать с объективом. Простое, но очень эффективное и купить его можно на Алиэкспресс за какие-то копейки.

Neewer Портативная Система для камеры с креплением слайдером

Это уже профессиональное крепление для фотоаппарата и видео камеры. Оно позволяет максимально комфортно работать. Удобный и мягкий наплечник, удобные ручки, большое количество настроек – всё это позволит сделать удачный кадр и снимет нагрузку, что значительно увеличивает время работы.


Вот это гаджет, так гаджет. Действительно осьминог. Вы посмотрите как его можно закрепить практически, на любую поверхность. Гибкие триноги могут обвить люьбую ветку или трубу и закрепить фотоаппарат в нужном вам месте.

По мне, так это просто классное изобретение и тысячу рублей за него отдать вообще не жалко. Вы только представьте будущие возможности с этим гибким мини штативом!?

LENSPEN LP РУЧКА С КИСТОЧКОЙ ДЛЯ ОЧИСТКИ ЛИНЗ

Здесь все понятно и просто и при этом очень удобно и эффективно. Любой объектив, будь он от фото или видео камеры надо держать в идеальной чистоте, иначе не видать вам классного кадра. Эта универсальная щетка легко с этим справится и поместится в кармане пиджака или рубашки.

РУЧНОЙ СТАБИЛИЗАТОР ДЛЯ ФОТО И ВИДЕО КАМЕР

Тремер (дрожание) рук мешает сделать четкий снимок. Кадр будет размыт и даже если это не будет видно невооруженным взглядом, то профессионалы его заметят сразу. Поэтому снимают на штативе. Но есть такие моменты, когда с большим громоздким штативом просто не удобно. Это приспособление выполняет функцию стабилизатора и ручного штатива.Чтобы рука не уставала существует крепление для противовеса. Классное изобретение и его можно купить только на Алиэкспресс.

КРЕПЛЕНИЕ ДЛЯ ФОТОКАМЕРЫ ДЛЯ ПЕРЕНОСКИ НА ПОЯСЕ

Те кто хотя бы раз ходил с фотоаппаратом в лес (например), знает как не удобно его носить с собой. Если класть его в чехол, то можно не успеть поймать удачный кадр и многие другие вещи. Это приспособление для переноски фотокамеры на поясе, что в разы упрощает передвижение. Фотоаппарат одним движением можно снять и так же быстро повесить. Подробности смотрите в интернет магазине.

УНИВЕРСАЛЬНОЕ КРЕПЛЕНИЕ ДЛЯ ФОТО И ВИДЕОСЪЁМКИ




25478 Фотография с нуля 0

В этом уроке вы узнаете: Экипировка фотографа. Аксессуары. Что обязательно, что желательно, а что - лишнее?

В этом небольшом и достаточно легком уроке я изложил только самые основы, не вдаваясь особо в детали. Каждый из разделов этого урока легко детализировать до отдельной темы. Собственно, некоторые и будут рассмотрены в следующем курсе для тех, кто захочет дальше углублять свои знания в фотографии.

Что обязательно

  • фотоаппарат:)
  • поляризационный и УФ-светофильтр
  • фотосумка
  • внешняя вспышка
  • средства для чистки объектива
  • карта памяти
  • аккумуляторы и зарядное устройство (если не входят в комплект камеры и для внешней фотовспышки)

Светофильтр УФ крайне желателен, почти обязателен. Он защищает объектив от пальцев, брызг воды, мокрых носов животных, царапин от соскочившей крышки объектива, веток и т.д.

Поляризационный фильтр (в просторечии - полярик). Вещь довольно дорогая. Цена сильно зависит от производителя и наружного диаметра объектива. Самые недорогие полярики могут заметно ухудшить качество изображения, сделать его неконтрастным, наловить «зайцев». Поэтому если решитесь его покупать, покупайте из средней ценовой категории. Полярик делает цвета более насыщенными, сочными. Это, пожалуй, один из немногих эффектов, которые практически нельзя воспроизвести в фотошопе. (Эффект зависит от погоды, ориентации солнца и некоторых других факторов).

Подробно о фильтрах мы с вами говорили в .

Сумка. В принципе, не существует понятия непрофессиональной сумки. Просто есть решения от тех, кто понимает не только в пошиве, но в особенностях работы с оборудованием, под которое разрабатывается сумка или чехол, и те, кто, рассчитывая на неосведомленность большинства новоиспеченных любителей-фотографов, пытается «впарить» дешевые сумки в качестве «идеальных» чехлов для фототехники.

Не секрет, что современная фототехника стоит достаточно дорого. Камера, оптика, фильтры, вспышки, питание, память и много другое, требует очень аккуратного использования, что накладывает особую ответственность на разработчиков и дизайнеров.

Любую профессиональную сумку или чехол разрабатывают люди, хорошо знакомые с самыми тонкими аспектами эксплуатации фототехники, прислушивающиеся к требованиям своих покупателей, постоянно ищущих новые решения и активно проводящие полевые испытания с участием большого числа профессиональных тестеров.

Как Вы можете понять, хорошую сумку определяет не симпатичный дизайн, модный цвет или форма. Оказывается любая профессиональная сумка имеет множество характеристик, о которых мы раньше и не думали.

Так, например, любая сумка должна иметь максимально компактное, продуманное, а главное безопасное расположение отсеков для транспортировки одной или двух камер, нескольких объективов, штатива и других аксессуаров. Кроме того, здесь очень важно, обеспечить простой и быстрый способ доступа к любому содержимому сумки, без необходимости перевернуть всю сумку.

Я советую купить какую-нибудь неброскую фотосумку специально под ваш фотоаппарат и некоторые аксессуары (дополнительные светофильтры, запасной аккумулятор, чистую тряпочку для протирки объектива).

Почему неброскую? По трем причинам. Во-первых, чтобы лишний раз не привлекать внимание воров и хулиганов. Во-вторых, чтобы не привлекать внимание милиции, охранников, музейных работников, сотрудников метрополитена и т.п. Если вы хоть чуть будете похожи на профессионала, вам или запретят снимать, или потребуют заплатить за съемку. В-третьих, чтобы не привлекать внимание снимаемых людей и не портить сюжет. Если они вас заметят из-за яркой надписи CANON (PENTAX, NIKON, SONY…), то могут вести себя неестественно или вообще отвернуться.

Приглядитесь к представленным на рынке решениям повнимательнее. Во-первых, убедитесь, что в сумку или рюкзак влезает не только вся необходимая фотоаппаратура, но и другие вещи - телефон, документы, кошелек. Носить с собой несколько сумок будет не очень удобно, и лучше, если все необходимое удастся положить в одну. Во-вторых, посмотрите насколько вам удобно пользоваться сумкой: все молнии должны легко открываться, убедитесь, что фотоаппарат, объективы и прочие вещи легко доставать. Проверьте, что для того, чтобы достать нужный объектив, вам не придется перерывать всю сумку. Уделите этому моменту пристальное внимание, ведь быстрота и удобство доставания фотоаппарата являются одними из самых важных критериев при выборе сумки.

Также нужно проверить все отделения внутри сумки - камера и объективы должны плотно располагаться в своих отсеках, что поможет избежать ненужной тряски и соударений. Во многих сумках размеры внутренних отсеков можно менять - перегородки сделаны на липучках, поэтому изменить внутреннюю конфигурацию сумки не составит труда. Отметим, что многие производители делают отсеки для карт памяти и других небольших аксессуаров из сетчатого или прозрачного материала. Это позволяет легко отыскать необходимый предмет. Если вы решили купить сумку, которая носится на плече, то проверьте качество креплений ремня - они должны быть достаточно прочными для того, чтобы ремень случайно не отстегнулся, и сумка не упала на землю. Лучше, если застежки будут выполнены из металла. Посмотрите и на качество ремня. Он должен быть прочным, а подкладка для плеча должна быть мягкой и выполненной из нескользящего материала.

Необходимо обратить внимание и на материал, из которого изготовлена сумка. Хорошо, если он не будет пропускать воду. Нельзя сказать с полной уверенностью, что рано или поздно вы не попадете под дождь, поэтому такая особенность будет не лишней. Также многие производители защищают от попадания воды и молнии: реализовано это по-разному - либо молнии прорезинены, либо они защищены сверху влагонепроницаемым материалом. Кроме того, полезным будет, если сумка при падении сможет защитить вашу технику от повреждений. Например, некоторые производители делают сумки со специальными усиленными вставками или перегородки делают из плотного материала, который сможет погасить удар.

Естественно, что немаловажным фактором для вас станет и внешний вид сумки. Однако здесь придется вас огорчить - не многие производителя ставят дизайн во главу угла при разработке сумки. Многие из них считают, что функциональность сумки важнее, чем ее внешний вид. Хотя есть и такие компании, которые стараются уделять большое внимание и дизайну, но подобные решения могут стоить несколько дороже.

Вспышка . Несмотря на то что в современных камерах, как правило, уже есть встроенная вспышка, обычно она обладает ограниченными возможностями. Фотографу лучше иметь электронную вспышку в качестве отдельного аксессуара, это сразу же расширяет диапазон работы любой фотокамеры.


Встроенная вспышка

Встроенная вспышка способна лишь подсветить объект съемки "в лоб". Это самый простой и примитивный прием. Вспышка работает в принудительном режиме, и камера не видит другого света, кроме короткого импульса вспышки. Импульс длится около 1/1000 секунды, а на снимке получаются лица, как правило, с красными глазами, на черном фоне, и совершенно не имеет значения, что в действительности позади модели был умопомрачительный вечерний пейзаж — и вы хотели его запечатлеть. Люди превращаются в красноглазых монстров из-за того, что вспышка находится очень близко к оптической оси объектива. Ужасные тени от вспышки окончательно формируют "шедевр". Такова типичная работа камер со встроенными блицами. Чтобы избежать этого, надо либо использовать режим подавления красных глаз (если он есть), или, если вспышку возможно отделить от камеры, то можно переместить ее немного в сторону от оси объектива. Можно воспользоваться специальным кабелем и кронштейном.


Внешняя вспышка

Но лучше всего, если у вашей камеры есть кронштейн "горячий башмак", приобрести внешнюю вспышку с поворотной головой, которая позволяет направить свет от вспышки в потолок или стену. В этом случае вместо контрастного и плоского освещения «в лоб» вы получите мягкий, почти рассеянный, отраженный от потолка или стен свет, который смягчит тени и даст естественный световой рисунок. Недостатком такого освещения могут быть небольшие тени, падающие на лицо от надбровных дуг и носа. В некоторых вспышках есть возможность использовать встроенную рассеивающую карту, которая выдвигается из головы вспышки. Если направить вспышку в потолок и одновременно дать «подсветку на глаза» с помощью такой карты, то в глазах появится блеск — отражение вспышки. Если у вашей вспышки нет встроенной карты, не страшно, ее можно заменить даже визиткой, прикрепив на вспышке любым удобным способом.

При съемке вертикальных фотографий удобно направлять вспышку в стену. Это очень хороший способ, если только цвет потолка и стен белый или неярких тонов. Отражаясь от поверхностей, свет вспышки сам окрашивается в цвета стены или потолка и меняет цветность изображения. Очень часто фотографы используют специальные насадки на вспышки для уменьшения контраста света.

Средства для чистки объектива - об уходе за оптикой вы также узнали в уроке №3.

Карта памяти. Нужна обязательно - на нее, собственно, записывается отснятый материал. Есть несколько форматов карт памяти (CF, SD, xD‑Picture и пр.) - стоит сразу же, при покупке камеры, приобрести карту памяти большого объема (но не максимального доступного на рынке, ибо соотношение цена/качество у дорогих карт памяти часто гораздо выше единицы), желательно 10 класса.

Аккумуляторы и зарядное устройство (если не входят в комплект камеры, а также для внешней фотовспышки). Батарейки быстро садятся, и ими не напасешься. А аккумулятор держит энергию дольше. Одна только вспышка способна быстро и досуха высосать комплект стандартных полуторавольтных "пальчиковых" батареек, которые предполагаются в качестве штатных элементов питания для значительного числа камер потребительского класса. Конечно, такие батарейки дешевы и доступны, но представьте себе, что вам придется менять их тем чаще, чем больше вы будете фотографировать. В некоторых моделях их хватает только на полтора-два десятка снимков... Будете носить запас с собой? Или понадеетесь, что всегда сумеете докупить новые батарейки? Современные аккумуляторы долго держат заряд. А в фотоаппаратах с функцией отключения экрана (главного пожирателя энергии) аккумуляторы могут держаться до недели, даже если вы снимете каждый день.

Если вы много снимаете, то имея два-три комплекта аккумуляторов (один в камере, один на подзарядке и один в резерве), вы будете практически гарантированы от того, что камера лишится энергопитания в самый ответственный момент.

Берите аккумуляторы с большей емкостью, и зарядное устройство с индикацией заряда и возможностью принудительного разряда батарей. Есть еще несколько обязательных требований для зарядных устройств:

  • Заряжать каждый аккумулятор по отдельности (может зарядить 1 батарею и более)
  • Заряжать только "медленно" (скоростные ЗУ убивают батарею)
  • Иметь возможность "регенерации" (восстановления)
  • Иметь мощный блок питания достаточный для заряда нескольких NiMH аккумуляторов с большой емкостью (от 2500мА)
  • Быть информативным (каким либо образом сообщать об окончании выполнения заданной функции, желательно в цифровом виде, а не двух-цветными светодиодами)

Зарядное устройство не должно:

  • Заряжать аккумуляторы парами.
  • Заряжать быстро (нормальная зарядка аккумулятора емкостью 2700mA около 10 часов)
  • Перегревать аккумулятор

Что желательно

Бленда . Бленда (пластмассовая или железная «корона» на объектив) защищает объектив от лишнего света, падающего сбоку. Изображение при надетой бленде становится контрастнее (иногда НАМНОГО контрастнее, иногда - почти незаметно). Когда сбоку светят фонари или люстры, когда солнце бьет в глаза или светит сбоку - бленда очень полезна. Если она у вас есть - обязательно надевайте ее, хуже не будет, а лучше может стать.

Если у вас нет бленды, то узнайте, сколько она стоит. Для каждого объектива нужна своя особенная бленда. Иногда она идет в комплекте с объективом. Часто бывает, что бленду нужно покупать отдельно.

Градиентный фильтр . Не слышали про такой? С одного края он прозрачный, с другого края он затемненный. При съемке пейзажей часто бывает, что небо получается слишком светлое, почти белое, а деревья и трава - слишком темные. Чтобы сгладить сильный контраст между небом и землей нужен «градиентник».

Если вы не часто снимаете пейзажи с более-менее ровной линией между небом и землей (деревьями, домами), тогда градиентный фильтр вам не особо нужен.

Нейтральный затемняющий фильтр вам пригодится, если вы снимаете воду (ручейки, водопады, фонтаны и т.д), а также при съемке днем при открытой диафрагме.

Дополнительные объективы. Если у вас цифрокомпакт - вам проще. Но хуже. У компактов объективы не сменные. Обычно у начинающего фотолюбителя, обладающего зеркальной камерой, всего один объектив - на фотоаппарате, да и тот «китовый» (очень недорогой, поставляемый вместе с фотоаппаратом). Рано или поздно почти каждый фотограф начинает думать о покупке другого объектива. Потом - третьего.

Хороший объектив стоит как фотоаппарат. Очень хороший объектив - намного дороже. Комплект не бедного фотолюбителя обычно состоит из трех-четырех "стекол":

  • универсальный зум с фокусными расстояниями где-то 24-70 мм (как правило, стоит на фотоаппарате по умолчанию)
  • портретный светосильный объектив, чаще всего с фокусным расстоянием 50 мм (полтинник)
  • телеобъектив с фокусными расстояниями 70-300 мм (плюс-минус) для съемки с большого расстояния
  • широкоугольный объектив 10-24 мм для съемки в помещении, крупных и протяженных объектов.

По своему опыту скажу, что процент удачных фотографий не особенно зависит от количества объективов. Разнообразие - да, зависит, а количество - нет.

Штатив . Штатив просто необходим для фотографирования при длительной выдержке. Кроме того, он освобождает руки фотографа, а это делает фотосъемку более стабильной и дает возможность, не торопясь, уточнять получаемые изображения. Ведь самые лучшие снимки делаются как раз не спеша. Применяя взвешенный и осознанный подход к фотографированию сцены, можно рассмотреть ее под разными углами зрения и выбрать самую подходящую композицию. Кадрирование изображения требует более вдумчивой оценки того, что видно в видоискатель, по сравнению с моментальными снимками.

Штатив нужен тяжелый. Он должен выдерживать вес в несколько раз больше, чем фотоаппарат с объективом. Поэтому штатив можно брать в двух случаях:

  • если у вас есть автомобиль и вы свободны перемещаться в любое место
  • если вы точно знаете цель своего фотопутешествия.

Таскаться несколько часов с фотосумкой и держать в руке тяжелый штатив в поисках «чего бы сфоткать» - занятие для фотоманьяков.

Когда нужен штатив:

  • при съемке телеобъективом (чтобы исключить шевеленку)
  • при съемке панорам
  • при съемке в студии
  • при съемке в сумерках, ночью или движения воды, когда нужны длительные выдержки.

Хочу предупредить, что сам по себе штатив не исключает шевеленку. При нажатии пальцем на кнопку спуска дрожание фотоаппарата все равно будет. Поэтому или по возможности используйте автоспуск, или же приобретите спусковой тросик или пульт дистанционного управления.

Необязательно

  • Эффектные светофильтры (звездочки и т.п.)
  • Дополнительный аккумулятор
  • Картридер
  • Дополнительная карта памяти
  • Кистевой ремень, футляр для камеры и т.п.

Итоги урока: после внимательного прочтения вы сможете правильно собрать экипировку, которая в путешествии или спланированной фотосессии обязательно вам поможет.

Ответ на задание, а также вопросы по изложенному материалу вы можете разместить на сайта.

В следующем, заключительном в курсе "Фотография с нуля", уроке №8: Обработка отснятого материала. Форматы изображений. Где и как хранить цифровые фотоархивы. Что такое EXIF. Печать фотографий и публикация снимков в сети интернет. Можно ли заработать в интернете, публикуя фотографии.