12.09.2019

Биологические ритмы и их влияние на работоспособность человека. — Гипермаркет знаний. Влияние биологических ритмов на работоспособность человека


Биологические ритмы - это периодически повторяющиеся изменения характера и интенсивности биологических процессов и явлений в организме человека.

Утомление - это состояние временного снижения работоспособности человека.

Биологические ритмы можно наблюдать на всех уровнях организации живой материи: от внутриклеточного до популяционного. Они развиваются в тесном взаимодействии с окружающей средой и являются результатом приспособления к тем факторам окружающей среды, которые изменяются с чёткой периодичностью (вращение Земли вокруг Солнца и своей оси, колебания освещённости, температуры, влажности, напряжённости электромагнитного поля Земли и т. д.).

В зависимости от частоты биологические ритмы объединяют в несколько групп: высокочастотные биологические ритмы, колебания средней частоты и биологические ритмы низкой частоты.

Биоритмы являются основой рациональной регламентации всего жизненного распорядка человека, так как высокая работоспособность и хорошее самочувствие могут быть достигнуты только в том случае, если соблюдается более или менее постоянный распорядок Дня.

Работоспособность человека в течение суток меняется в соответствии с суточными биологическими ритмами и имеет два пика: с 10 до 12 ч и с 16 до 18 ч. Ночью работоспособность понижается, особенно с 1 ч ночи до 5 ч утра.

Значит, самое удобное время для приготовления домашних заданий - с 16 до 18ч для тех, кто учится в первую смену, и с 10 до 12 ч - во вторую. Это же время наиболее эффективно для занятий спортом.

Индивидуальный ритм работоспособности полезно знать каждому. Эти знания помогут при выполнении наиболее сложных заданий.

Не всем людям свойственны однотипные колебания работоспособности. Одни («жаворонки») энергично работают в первой половине дня, другие («совы») - вечером. Люди, относящиеся к «жаворонкам», вечером испытывают сонливость, рано ложатся спать, но рано просыпаются, чувствуют себя бодрыми и работоспособными. «Совы» же, напротив, засыпают поздно, утром просыпаются с трудом. Им свойственна наибольшая работоспособность во второй половине дня, а некоторым - поздним вечером или даже ночью.

Важно усвоить, что правильный режим учёбы и отдыха обеспечивает высокую работоспособность и бодрое состояние в течение длительного времени. Этот режим должен учитывать индивидуальные особенности человека.

Необходимо также учитывать возможные последствия для здоровья и самочувствия нарушений координации биологических ритмов, в том числе связанных с переменой климатогеографических условий (быстрое попадание в район с другим часовым поясом -перелёт на самолёте в места отдыха, на другое место жительства). Для более безболезненного приспособления к новым условиям можно рекомендовать обучаемым несколько правил, соблюдение которых облегчит адаптацию к изменению часового пояса:

  1. Если изменение места пребывания, связанное с переездом в другой часовой пояс, будет недлительным, то целесообразно на новом месте сохранить режим, близкий к постоянному.
  2. Если на новом месте предполагается длительное пребывание и предстоит работа, требующая максимального напряжения сил, то целесообразно заранее (за 5-10 дней) постепенно менять режим труда и отдыха на месте постоянного проживания, приспосабливаясь к новому часовому поясу.

Профилактика утомления

Утомление развивается вследствие напряжённой или длительной умственной либо физической деятельности и сопровождается ощущением усталости. Утомление - это нормальное для организма состояние, играющее защитную роль.

Утомление проявляется в уменьшении интенсивности и темпа реакций, в появлении ошибок, нарушении координации движений.

Развитие утомления во многом связано с организацией режима работы и отдыха. Если очередная учебная или физическая нагрузка наступает в период неполного восстановления сил, то утомление прогрессивно нарастает. Если отдых после утомления недостаточен, то постепенно развивается переутомление.

Профилактика утомления в старшем школьном возрасте во многом зависит от самого учащегося и заключается в первую очередь в умении правильно оценивать своё состояние, осуществлять самоконтроль за показателями длительности и интенсивности умственной и физической нагрузок и отдыха. Профилактика утомления включает также соблюдение правил здорового образа жизни, активные занятия спортом, соблюдение режима дня и правильное питание. При организации режима дня необходимо постоянно чередовать умственную и физическую работу, более широко использовать активный отдых для восстановления работоспособности. Нужно ежедневно в одни и те же часы ложиться спать, вставать, принимать пищу, заниматься физкультурой и спортом и т. д. Самые незначительные отклонения от налаженного режима ведут не только к снижению трудоспособности, плохому самочувствию, но и к снижению успеваемости.

Выводы

  1. Для сохранения высокой работоспособности надо знать свои биологические ритмы.
  2. Причинами переутомления могут быть умственное и физическое перенапряжение, избыточные шумы, недостаточный сон и неполноценный отдых.
  3. Систематическое наблюдение за своим состоянием, постоянный его анализ окажут неоценимую помощь при планировании своих нагрузок на день, неделю и месяц, позволят более рационально использовать время и реализовать свои возможности для решения поставленных перед собой задач.
  4. Умение планировать свою нагрузку в соответствии со своими возможностями является важным направлением в профилактике переутомлений и в системе здорового образа жизни.

Вопросы

  1. Как влияет на ваше самочувствие длительный просмотр телепередач?
  2. Как учитывать биологические ритмы в повседневной жизни? Обоснуйте свой ответ.
  3. Какие факторы в вашем поведении наиболее часто способствуют появлению усталости?
  4. Какие виды физических нагрузок наиболее эффективно восстанавливают вашу учебную работоспособность? Обоснуйте свой ответ.

Задания

  1. Продумайте и запишите в дневнике безопасности личный режим в период подготовки к контрольным работам и экзаменам, который вы считаете наиболее эффективным.
  2. Используя раздел «Дополнительные материалы», Интернет и средства массовой информации, подготовьте сообщение на тему «Значение самоконтроля в индивидуальной системе здорового образа жизни».
  3. Используя раздел «Дополнительные материалы», Интернет и средства массовой информации, на примерах биографий долгожителей подготовьте сообщение на тему «Влияние здорового образа жизни на долголетие».

Биоритмы оказывают огромное влияние на тело, интеллект и чувства человека. Поворотным моментом можно считать переход от одной фазы биоритма к другой, он может быть как благоприятным так и доставляющий хлопот, - в зависимости от обстоятельств. Так как же ощущение биоритмов и практическое применение знаний о них могут помочь нам в повседневной жизни?

Зная биоритмы, понимаем, что самое благоприятное время для сна , например, это между 21-22 часами, так как на 22-23 приходится один из физиологических спадов. Если не уснём, то потом будет это сделать трудно. Правда, это время можно использовать и для творчества, для подготовки к экзаменам , ибо на время 24-1 час ночи приходится один из пиков нашей работоспособности.

Максимальная вероятность возникновения инфаркта припадает на 9 часов, на 17 – 18 и на 2 часа ночи. Поэтому сердечникам не следует делать зарядку раньше 9 часов, а работу на даче заканчивать не позже 18 часов.

Самые сложные вопросы лучше решать с 10.00 до 11.30. Интеллект в высшей точке в 12.00. Это идеальное время для деловых встреч . С 15.00 до 18.00 – время для занятий языками.

Двадцать минут спортом с 18.00 – идеальное время для этого.

Чувство голода у людей возникает в определённые часы: в 5-6, 11-12, 16-17, 20-21, а у тех, кто работает в поздние часы, ещё в 24-1 час. Можно составить для себя режим питания.

Самую напряжённую работу надо делать в часы, когда организм функционирует с максимальной интенсивностью . Для «жаворонков» это полдень, для «сов» - 17.00 – 18.00.

Опасные дни в развитии инсультов считаются 4, 8, 11, 15, 18, 22, 29 дни лунного календаря.

Обследования следует проводить в «неблагоприятные» часы суток, так как, во время низких показателях функций организма легче выявить отклонения.

- Повышение сексуальной активности у большинства людей - через каждые 3 и 7 дней, в соответствии с выработкой гормонов.

- К стоматологу лучше ходить не утром, а после обеда. Анестезия утром действует 15 минут, а после 14.00 – больше 30 минут.

При проведении тестов аллергикам до обеда, следует вспомнить, что чувствительность к таким аллергенам, как бытовая пыль и цветочная пыльца, достигает максимума вечером . Сразу напрашивается вопрос: - Следует ли доверять результатам?

Для людей, страдающих сердечно-сосудистыми заболеваниями, опасными могут быть последний месяц перед днём рождения (высокая смертность) и второй месяц после дня рождения (высокий % вероятности инфаркта).

Оказывается, за месяц до дня рождения снижается иммунитет.

Массаж точек на теле мужчинам лучше начинать с левой стороны с 24 – 12 часов, а женщинам с правой стороны с 12 – 24 часа.

В медицине при назначении лекарств учитывается время максимальной работы той системы, на которую действует лекарственный препарат и время наивысшего разгара болезни. Правда, нет единых правил суточного приёма всех лекарств, так как биоритмы здорового и больного человека отличаются. Существует индивидуальный подход.

Приём лекарств и лечебных процедур лучше проводить в период наибольшей активности больных органов. Согласно, восточной медицины, все функции организма связаны с расходованием энергии. Ежедневно каждый орган пополняет её в строго определённое время. Через каждые два часа происходит перемещение жизненной энергии от одного органа к другому. Это и есть время максимальной активности органа :

Меридиан желудка - 7 - 9 ч.

М. селезёнки - 9 - 11ч.

М. сердца - 11 - 13ч.

М. тонкого кишечника - 13 - 15ч.

М. мочевого пузыря - 15 - 17ч.

М. почек - 17 – 19 ч.

М. перикарда - 19 – 21 ч.

М. трёх обогревателей - 21 – 23 ч.

М. желчного пузыря - 23 – 1 ч.

М. печени - 1 – 3ч.

М. лёгких - 3 – 5ч.

М. толстого кишечника - 5 – 7ч.

А вот профилактику организма лучше всего проводить в период минимальной активности организма в определённые часы в зависимости от дня недели.

Понедельник 0.00 – 3.30 – 13.45

Вторник 0.00 – 3.30, 13.45 – 17.15

Среда 3.30 – 7.00, 13.45 - 17.15

Четверг 3.30 – 7.00, 17.15 – 20.45.

Пятница 7.00 – 10.30, 17.15 – 20.45

Суббота 7.00 – 10.30, 20.45 – 24.00

Воскресенье 10.30 - 13.45, 20.45 – 24.00

Согласно лунному календарю период новолуния благоприятен для избавления вредных привычек и очистительных процедур , в полнолуние лучше снизить физические нагрузки, пить больше жидкости, растущая Луна – это время укрепления иммунитета, упражнений для позвоночника, увеличения мышечной массы.

А если составить график месячного, годового биоритмов, учесть Лунный - это поможет Вам не только укрепить своё здоровье, но и сделать прогноз ведения бизнеса, наилучших дней для отпуска, безопасных для Вас дней перелёта в другие страны.

Мы предоставили вам лишь несколько фактов, но я, думаю, Вы догадались, насколько сложен наш организм, и чтобы быть здоровым надо много знать, в частности и про биоритмы.

Правда, Вы должны понимать и помнить, что не существует фатальной зависимости событий нашей жизни от биоритмов, но иногда эти знания помогут Вам избежать многих неприятностей.

Основы здорового образа жизни December 21st, 2010

Биологические ритмы и их влияние на работоспособность человека

Биологические ритмы - это периодически повторяющиеся изменения характера и интенсивности биологических процессов и явлений в организме человека.

Утомление – это состояние временного снижения работоспособности человека.

Биологические ритмы можно наблюдать на всех уровнях организации живой материи: от внутриклеточного до популяционного.
Они развиваются в тесном взаимодействии с окружающей средой и являются результатом приспособления к тем факторам окружающей среды, которые изменяются с четкой периодичностью (вращение Земли вокруг Солнца и своей оси, колебания освещенности, температуры, влажности, напряженности электромагнитного поля Земли и т.п.)

В зависимости от частоты биологические ритмы объединяют в несколько групп: так называемые высокочастотные биологические ритмы, колебания средней частоты и биологические ритмы низкой частоты.

Биоритмы являются основой рациональной регламентации всего жизненного распорядка человека, так как высокая работоспособность и хорошее самочувствие могут быть достигнуты только в том случае, если соблюдается более или менее постоянный распорядок дня.

Работоспособность человека в течение суток меняется в соответствии с суточными биологическими ритмами и имеет два подъема: с 10 до 12 часов и с 16 до 18 ч.
Ночью работоспособность понижается, особенно с 1 до 5 ч ночи.

Значит, самое удобное время для приготовления домашних заданий – с 16 до 18 ч для тех, кто учится в первую смену, и с 10 до 12 ч – во вторую.
Это же время наиболее эффективно для тренировок при занятиях спортом.

Индивидуальный ритм работоспособности полезно знать каждому человеку.
Эти знания помогут при выполнении наиболее сложных заданий.

Не всем людям свойственны однотипные колебания работоспособности.
Одни – «жаворонки» - энергично работают в первой половине дня, другие – «совы» - вечером.
Люди, относящиеся к «жаворонкам», вечером испытывают сонливость, рано ложатся спать, но рано просыпаются, чувствуют себя бодрыми и работоспособными.
«Совы» же, напротив, засыпают поздно, утром просыпаются с трудом.
Им свойственна наибольшая работоспособность во второй половине дня, а некоторым – поздним вечером или даже ночью.

Важно усвоить, что правильный режим учебы и отдыха обеспечивает высокую работоспособность и бодрое состояние в течение длительного времени.
Этот режим должен учитывать индивидуальные особенности человека, причем при осуществлении им как основной деятельности, так и внеурочную (приготовление домашних заданий, активный отдых).

Необходимо также учитывать возможные последствия для здоровья и самочувствия нарушений координации биологических ритмов, в том числе связанных с переменой климатогеографических условий (быстрое попадание в район с другим часовым поясом – перелет на самолёте в места отдыха, в другое место жительства).
Для более безболезненного приспособления к новым условиям можно рекомендовать обучаемым знать несколько правил, соблюдение которых облегчит адаптацию к изменению часового пояса:

1) Если изменение места пребывания, связанное с переездом в другой часовой пояс, будет не длительным, то целесообразно на новом месте сохранить режим, близкий к постоянному.

2) Если на новом месте предполагается длительное пребывание и предстоит работа, требующая максимального напряжения сил, то целесообразно заранее (за 5-10 дней) постепенно менять режим труда и отдыха на месте постоянного проживания, приспосабливая его к новому часовому поясу.

Профилактика утомления

Утомление развивается вследствие напряженной или длительной умственной или физической деятельности и сопровождается ощущением усталости.

Утомление – это нормальное для организма состояние, играющее защитную роль.
Оно сигнализирует о приближении таких функциональных и биологических изменений во время выполнения работы, предотвращение которых защищает организм от возможного повреждения, для чего автоматически снижается интенсивность умственной или физической деятельности человека.

Утомление проявляется в уменьшении интенсивности и темпа реакций, в появлении ошибок, нарушении координации движений.
Общее восприятие утомления характеризуется неприятными, иногда болезненными ощущениями, общим ухудшением самочувствия.
Могут возникнуть ощущение тяжести в голове и мышцах, общая слабость, разбитость.

Развитие утомления во многом связано с организацией режима работы и отдыха.
Если очередная учебная или физическая нагрузка наступает в период неполного восстановления сил, то утомление прогрессивно нарастает.
Если отдых после утомления недостаточно, то работоспособность не восстанавливается и постепенно развивается переутомление.

Необходимо особо подчеркнут, что появившееся утомление можно преодолеть волевым стимулом (завершить работу во что бы то ни стало) или приемом стимуляторов (чай, кофе).
Это позволит продолжить работу, но может произойти полное исчерпание функциональных резервов, что в конечном итоге не исключает возникновения в организме значительных патологических сдвигов.

Профилактика утомления в школьном возрасте во многом зависит от самого учащегося и заключается в первую очередь в умении правильно оценивать свое состояние, осуществлять самоконтроль за показателями длительности и интенсивности умственной и физической нагрузок и отдыха.
При организации режима дня необходимо постоянно чередовать умственную и физическую работу, более широко использовать активный отдых для восстановления работоспособности.

ВЫВОДЫ

1. Для сохранения высокой работоспособности надо знать свои биологические ритмы.
2. Причинами переутомления могут быть умственное и физическое перенапряжение, избыточные шумы, недостаточный сон и неполноценный отдых.
3. Профилактика переутомления состоит в умении оценивать свое состояние, осуществлять самоконтроль, за показателями длительности и интенсивности умственной и физической нагрузок.
4. Систематическое наблюдение за своим состоянием, постоянный его анализ окажут неоценимую помощь при планировании своих нагрузок на день, неделю и месяц, позволят более рационально использовать время и реализовать свои возможности для решения поставленных перед собой задач.
5. Умение планировать сою нагрузку в соответствии со своими возможностями является важным направлением в профилактике переутомлений и в системе здорового образа жизни.

ВОПРОСЫ

1. Как влияет на ваше самочувствие длительный просмотр телепередач?
2. Как учитывать биологические ритмы в повседневной жизни? Обоснуйте свой ответ.
3. Какие факторы в вашем поведении наиболее часто способствуют появлению усталости?
4. Какие виды физических нагрузок наиболее эффективно восстанавливают вашу учебную работоспособность? Обоснуйте ответ.

ЗАДАНИЯ

1. Подумайте и запишите в дневнике безопасности личный режим в период подготовки к контрольным работам и экзаменам, который вы считаете наиболее эффективным.
2. Используя раздел «Дополнительные материалы», Интернет и средства массовой информации подготовьте сообщение на тему «Значение самоконтроля и индивидуальной системе здорового образа жизни».
3. Используя раздел «Дополнительные материалы», Интернет и средства массовой информации, на примерах биографий долгожителей подготовьте сообщение на тему «Влияние здорового образа жизни на долголетие»

ТЕКСТ: Учебник «Основы безопасности жизнедеятельности» под редакцией А.Т. Смирнова, 2009 год, Москва, «Просвещение»

ТЕМА №20.
Тема: Влияние биологических ритмов на работоспособность человека.

Цель урока:
деятельности человека.
Пробудить личную заинтересованность каждого в здоровом образе жизни.

Воспитывать нравственные качества у учащихся .

Оборудование: компьютер, проектор, таблица биоритмов.

Ход урока
I. Организационный момент.

II . Проверка домашнего задания . Повторение пройденного материала «Биологические ритмы», ответы на вопросы:

Как учитывать биологические ритмы в повседневной жизни?

II I . Изучение нового материала.


  1. Рассказ учителя.
Работоспособность и повышение ее эффективности

Переутомление − патологическое состояние, сопровождающееся вялостью, ухудшением аппетита, бессоницей. Различают начинающееся, легкое, выраженное и тяжелое переутомление. Для снятия начинающегося переутомления достаточно регламентировать режим труда и отдыха. При легкой степени следует эффективно использовать отпуск или каникулы. При выраженном переутомлении необходим срочный организованный отдых. Тяжелая степень утомления требует лечения, так как при этом происходит изменение деятельности сердечно-сосудистой системы.

Меры профилактики утомления:

1 Своевременное назначение отдыха − активного или пассивного.

2 Увеличение микропауз − промежутков между отдельными операциями.

3 Регламентация физической и умственной нагрузки.

4 Использование функциональной музыки.

5 Применение факторов, повышающих поток афферентных импульсов в ЦНС, например, выполнение производственной гимнастики, раздражение кожных покровов при выполнении самомассажа и взаимомассажа головы, лица, шеи, туловища.

6 Дыхательная гимнастика.

Решающее значение в индивидуальной системе ЗОЖ имеет самоконтроль. Показатели самоконтроля условно можно разделить на субъективные и объективные. К субъективным показателям самоконтроля относят самочувствие, оценку работоспособности, желание продолжать начатое дело, сон, аппетит. Самочувствие – это суммарный показатель, который складывается из ощущений (бодрости, вялости, усталости, болей).

Работоспособность зависит от общего состояния организма,а также от настроения, степени восстановления от предыдущей раблты и может быть оценена как высокая, средняя и низкая.

Нормальный сон восстанавливает работоспособность, обеспечивает бодрость и хорошее настроение. Появление бессонницы или повышенной сонливости, неспокойного сна – признак переутомления.

Ухудшение аппетита или его отсутствие свидетельствуют об утомлении либо болезненном состоянии.

К объективным показателям самоконтроля относят показания частоты сердечных сокращений. Это особенно важно для контроля физических нагрузок. Увеличение частоты сердечных сокращений в покое по сравнению с нормой свидетельствует об утомлении.

Таким образом, умение планировать свою нагрузку в соответствии со своими возможностями является важным направлением в профилактике переутомлений и в системе ЗОЖ.
IV . Итог урока.

Терминологический диктант.

На проекторе:


  1. Психогигиена – это …

  2. Самочувствие – это …

  3. Биоритмы – это …

V . Домашнее задание. § 4.2, определить наиболее эффективный период подготовки к контрольным работам и экзаменам.

Инструкция

Для начала выясните, кто вы по суточному типу активности: сова, жаворонок или голубь. Жаворонки – это люди, которым удобно рано ложиться спать и , совы сидят допоздна и ближе к обеду, а голуби могут под любой ритм жизни. В зависимости от типа варьируют и пики активности. Так, людям-жаворонкам лучше всего делать важные дела в первой половине дня. Голубям браться за ответственную работу стоит после обеда, а вот совам следует записать в свой ежедневник важное задание часов на 5-6 вечера.

Также от суточных биоритмов зависит и время приема пищи. Если жаворонок, поднявшись с постели, без проблем может съесть свой завтрак, у совы это вызовет некоторые затруднения – ведь желудок еще не проснулся. Людям-совам с утра лучше просто выпить кофе, а свои бутерброды захватить на работу, ведь уже через пару часов им захочется есть.

Еще учась в школе, вы могли заметить, что в понедельник и пятницу в расписании стояли самые легкие уроки, а вот вторник и четверг, напротив, были загружены. Такая в нагрузке получалась потому, что расписание составлялось с учетом биоритмов. Сейчас же, расписывая план работы на неделю, вам следует учитывать, что понедельник все-таки день тяжелый, и не забивать его важными задачами. Вторник, среда и четверг – это время для активной деятельности. Пятницу оставьте для спокойного выполнения рутинных задач.

Месячные биоритмы – это природные биоритмы . Они связаны с изменениями фаз Луны, которые, разумеется, влияют на . Во время новолуния наблюдается понижение физической и умственной активности. Во время фазы растущей Луны эти показатели улучшаются, но организм работой перегружать все еще не стоит – он настроен на отдых. А вот после полнолуния можете совершать все запланированные на месяц задания. В это время тело человека настроено на отдачу энергии, и вы справитесь с задачами без труда. Приобретя обычный лунный календарь, вы сможете строить планы, учитывая месячные биоритмы .

Окологодовые ритмы – это ритмы , соответствующие смене времен года. Так, и летом нервная возбудимость у людей выше. Зимой активность же, наоборот, снижается. Осень считается самым подходящим для человека временем года – артериальное давление и частота пульса приходит в норму, активность все еще высока. Учитывая все это, вы можете выбирать, когда вам брать на работе важные проекты, а когда – отпуск.

Видео по теме

Человек – это живое существо и часть животного мира. Все процессы в природе взаимосвязаны и зависят друг от друга. Так, живые организмы зависят от солнца. На этом основан принцип биологических часов. Именно биоритмы являются причиной хорошего настроения или депрессии, сна и бодрствования.

Общая характеристика биологических часов

Биологические часы – это ритмы и процессы внутри любого организма, которые интуитивно «подсказывают», что нужно в тот или иной период времени. Биоритмы человека могут зависеть не только от солнца, а еще и от луны, погоды и других атмосферных явлений. За работу биологических часов человека отвечает мозг. На основе индивидуальных биоритмов идеально составить режим своего дня. Иногда непредвиденные факторы могут сбить обычные процессы жизнедеятельности, это различные лунные приливы и отливы, магнитные бури. Некоторые люди очень подвержены влиянию этих факторов и чувствуют это каждой частичкой своего тела.

Биологические часы и природа

Некоторые закономерности, о которых многие люди не знают.

Сон. Физиологическая потребность напрямую зависит от солнца, просыпаться положено на рассвете, а засыпать после захода солнца. В нашей жизни дня искусственно за счет электричества, и организму приходится подстраиваться под эти ритмы, нарушая первозданные потребности. Наверняка вы отмечали свое плохое бессонной ночи или, наоборот, после длительного сна утром.

Времена года. Биоритмы в различные времена года также различаются. Особый подъем всегда наблюдается