13.06.2019

Авиация россии. Самые необычные рестораны мира. Чудеса и Преображение Христово


Представители авиационного соединения Восточного военного округа начали приемку четырех многоцелевых истребителей - Су-30СМ и Су-30М2 на предприятиях-изготовителях ОАО Корпорация Иркут и Комсомольском-на-Амуре авиазаводе имени Юрия Гагарина (КнААЗ).

После подписания необходимых документов по приемке боевых самолетов и выполнения пробных полетов новые Су-30СМ и Су-30М2 поступят в авиачасти ВВО, дислоцированные в Забайкальском и Хабаровском краях. Всего в 2014 году в авиационные части Восточного военного округа будет поставлено около 15 новых многоцелевых истребителей Су-30СМ и Су-30М2.

Россия продолжает размещать на полуострове новое вооружение. В соединения и воинские части 4-го командования ВВС и ПВО и морскую авиацию Черноморского флота поступят новые и модернизированные образцы авиационной техники. В частности, с российских заводов-изготовителей на полуостров доставят около 50 самолетов истребители-бомбардировщики Су-34, многоцелевые истребители Су-30СМ, Су-30М2, многоцелевой самолет-амфибия Бе-200. Также ЧФ РФ получит более 20 вертолетов транспортно-штурмовые Ми-8АМТШ, ударные боевые Ми-28Н.

Представители Восточного военного округа начали приемку на предприятиях четырех многоцелевых истребителей Су-30СМ и Су-30М2. Всего округ должен получить в этом году порядка 15 таких самолетов.

Су-30СМ и Су-30М2 являются развитием семейства боевых самолетов типа Су-30МК. В частности, первый появился из экспортного истребителя Су-30МКИ для Индии, однако был адаптирован под требования ВВС России в части систем радиолокации и радиосвязи, государственного опознавания и ряда других. Второй был разработан специально для нанесения ударов по наземным и надводным целям.

Су-30СМ и Су-30М2: отличия в ТТХ из первых рук

На предприятиях-изготовителях ОАО «Корпорация «Иркут» и Комсомольском-на-Амуре авиазаводе им. Юрия Гагарина (КнААЗ) представители авиационного соединения Восточного военного округа начали приемку четырех многоцелевых истребителей - Су-30СМ и Су-30М2.

После подписания необходимых документов по приемке боевых самолетов и выполнения пробных полетов новые Су-30СМ и Су-30М2 поступят в авиачасти ВВО, дислоцированные в Забайкальском и Хабаровском краях.

Су-30СМ (серийный модернизированный) - многоцелевой сверхманевренный истребитель является дальнейшим развитием семейства боевых самолетов типа Су-30МК, адаптированный под требования российских ВВС в части систем радиолокации, радиосвязи, государственного опознавания, катапультного кресла и ряда обеспечивающих систем.

Самолеты Су-30СМ с уникальными на сегодняшний день боевыми качествами дают возможность создавать компактные авиационные группировки, которые одинаково хорошо приспособлены для борьбы с воздушным, наземным и морским противником.

Су-30М2 - многоцелевой истребитель с большой дальностью полета. Создан на базе истребителя Су-30 (Су-30МК2), оптимизированного для нанесения ударов по наземным и надводным целям высокоточным оружием. От базовой версии Су-30М2 отличается увеличенной дальностью полета, а также более совершенным бортовым оборудованием.

Источники: vpk.name, www.segodnya.ua, vpk-news.ru, so-l.ru, debri-dv.ru

Долина смерти Кавказа

Чудеса и Преображение Христово

Каппа Бета Фи

Святой Януарий

Космический корабль Буран - возможно ли возвращение?

Необыкновенные вещи

В нашем мире достаточно много всего интересного и необычного. В этой статье речь пойдет о самых удивительных и необычных вещах. Секс...

Аппарат Галилео

В 1977 году специалисты NASA приступили к проектированию автоматического орбитального аппарата, который планировалось использовать для детального изучения атмосферы и поверхности...

Лунная база – проект NASA

В период президентства Буша-младшего руководство NASA обнародовало новую стратегию освоения космоса. Ядром данной стратегии являлась предстоящая высадка астронавтов на...

Револьверы мира

Револьверы системы Нагана появились в России в конце XIX века и были довольно широко распространены как боевое оружие. С распространением самозарядных...

Почему не внедряется квантовый двигатель Леонова


В печати периодически появляются заметки о неизвестной разработке Брянского ученого Владимира Семеновича Леонова. Автор Теории Суперобъединения по сути предложил проект...

Самые необычные рестораны мира

Человеческая фантазия не знает границ. Даже, казалось бы, такое просто заведение как ресторан, при желании и наличии фантазии можно превратить...

Новые технологии

Робот VertiGo, представляющий собой четырехколесное устройство с двумя мощными пропеллерами, интересен в первую очередь тем, что умеет буквально ездить...

Наи – богиня, пожирающая память

В западном районе Тихого океана находится маленькое государство Кирибати. Оно располагается на 33 коралловых островах, а его площадь составляет всего...

Российский двухместный многоцелевой истребитель завоевания превосходства в воздухе Су-30 стал одной из самых популярных машин на рынке тяжелых многофункциональных истребителей.
В чем секрет его успеха?
Как он появился?
И в чем разница между Су-30М2 и Су-30СМ?
Подробнее - ниже...

Если коротко, то секрет успеха в том, что Су-30 обладает высокой маневренностью, мощной РЛС (+ уникальной ОЛС), современным БРЭО и мощным комплексом вооружения. И помимо этого - серьезно выигрывает у конкурентов по стоимости.

Помимо этого он - красивый... И, что немаловажно, русский. :)
А русские изделия военного назначения (особенно в последнее время) стали серьезно цениться в мире.

Предпосылки появления Су-30

Су-30 стал дальнейшим развитием учебно-боевого Су-27УБ.
Пару слов про его "предка".
В связи с тем, что самолет Су-27 значительно отличался от всех существующих в СССР истребителей как по уровню летно-технических характеристик, так и по возможностям системы управления вооружением, комплекса навигации и другого оборудования, для эффективной подготовки летчиков потребовалось создание его двухместного учебно-боевого варианта, названного Су-27УБ. При этом предполагалось, что сохранение на "спарке" в полном объеме бортового радиоэлектронного оборудования и вооружения одноместной машины позволит использовать ее и как полноценный боевой самолет. Более того, учитывая большую дальность и продолжительность полета Су-27, наличие на борту истребителя двух членов экипажа в ряде случаев было даже предпочтительнее.

Опыт эксплуатации одноместных статически неустойчивых истребителей (4-е поколение) показал, что совокупные физические и сенсорные нагрузки на летчика в современном бою очень высоки. Эта проблема усугубляется увеличившейся дальностью (и продолжительностью) полетов современных истребителей, вызывавшей повышенную утомляемость летчика.
Это, а так же нехватка воздушных командных пунктов и самолетов ДРЛОиУ, вкупе с уменьшением парка самолетов в ВВС заставило ОКБ Сухого заняться проектированием нового специализированного перехватчика на базе уже имевшейся «спарки» Су-27УБ.
Для разгрузки летчика, которому сложно в полной мере реализовать в полной мере возможности сложных бортовых электронных комплексов и одновременно пилотировать машину - добавили второго члена экипажа.
Присутствие второго пилота давало возможность экипажу при длительном нахождении в воздухе действовать более рационально и эффективно. Первый лётчик мог управлять самолётом и вооружением и вести ближний бой, а второй - решать задачи дальнего боя и вести наблюдение за воздушной обстановкой, а также руководить групповыми боевыми действиями (т.е. выполнять функции воздушного командного пункта).

Су-30 мог решать все учебные и боевые задачи Су-27УБ и при этом был наделен дополнительными возможностями по:
- выполнению боевых действий, связанных с очень большими дальностью и продолжительностью полета;
- более эффективному управлению группой истребителей.

Именно наличие второго летчика, на мой взгляд, во многом впоследствии и определило максимальную популярность на международном рынке именно этой "Сушки" из всего семейства...

Братья близнецы

Хотя Су-30 родился на ИАПО (Иркутское авиационное производственное объединение), позже в выпуску самолета присоединился второй завод тогда - КнААПО (Комсомольское-на-Амуре авиационное производственное объединение им. Ю.А. Гагарина). Это впоследствии породило две ветки развития" Су-30.

Крайние модификации самолета в линейке, это выпускаемый в Иркутске Су-30СМ и выпускаемый в Комсомольске-на-Амуре Су-30М2.

Су-30М2 (КнААЗ)

Су-30М2 — создан на базе экспортного истребителя Су-30МК2, оптимизированного для нанесения ударов по наземным и надводным целям высокоточным оружием и, соответственно, основным его предназначением являются удары по земле высокоточным оружием.

Создаваемая изначально, как перехватчик и мини-командный пункт для Су-27, тридцатка в итоге превратилась в ударника и стала нашим ответом "Страйк Иглу" (F-15E Strike Eagle).
Как оказалось - летчик-оператор удобен не только для контроля воздушной обстановки, и ведения воздушного боя с наведением истребителей.

Помимо этого, будучи унифицирован по кабине и приборам с модернизированным Су-27, Су-30М2 стал "спаркой" (т.е. выполняет роль учебно-боевого) для строевых полков, использующих одноместные Су-27СМ (как, например, на 22 гиап на Угловке).

Су-30М2

Су-30СМ (ИАЗ)

Су-30СМ — это развитие многофункционального Су-30МКИ, поставляемого ВВС Индии (более 250 машин). Так сказать русифицированный и обновленный МКИ. При сохранении того же потенциала работы по земле, что и Су-30М2 - самолет более многофункционален и "заточен" для завоевания превосходства в воздухе.

Визуально от Су-30М2 можно отличить модификацию по наличию ПГО (переднего горизонтального оперения):

Это самая "продвинутая" модификация тридцатки:
Во-первых, самолет оснащен мощной РЛС Н-011М "Барс" с фазированной антенной решеткой (ФАР).
Во вторых, вместо двигателей АЛ-31Ф установлен более продвинутый АЛ-31ФП с управляемым вектором тяги, что дает ему невозможную и фантастическую (по меркам западных истребителей)

Характеристики

Длина: 21,9 м
Размах крыла: 14,7 м
Высота: 6,36 м
Площадь крыла: 62 м²
Максимальная скорость (у земли/на высоте): 1350 км/ч / 2125 км/ч
Дальность полёта (у земли/на высоте): 1270 км / 3000 км
Боевой радиус: 1500 км
Практический потолок: 17300 м
Скороподъёмность: 13800 м/мин (230 м/с)
Длина разбега/пробега: 550 м/750 м
Максимальная эксплуатационная перегрузка: +9 G

Масса:
- пустого: 18800 кг
- нормальная взлётная: 24900 кг
- максимальная взлётная: 34500 кг
- предельная взлетная: 38800 кг
- топлива: 9640 кг

Двигатель: 2 × ТРДДФ «АЛ-31Ф» (АЛ-31ФП на Су-30СМ)
Тяга:
- максимальная бесфорсажная: 2 × 7770 кгс
- на форсаже: 2 × 12500 кгс

Вооружение:
30-мм встроенная пушка ГШ-30-1 и вооружение на 12 точках подвески (схема подвески вооружения приведена выше )

Су-30 в учебных боях

Оценить боевую эффективность самолета на 100% пока не представляется возможным... но можно сделать выводы по косвенным данным - в частности по результатам учений. Для этого воспользуюсь материалами из поста "Индийские Су-30 в учебных боях" камрада vladimir_krm .

За прошедшие 12 лет состоялось 13 учений, в которых участвовали истребители Су-30К и Су-30МКИ/МКМ.

Противниками индийских и малазийских «сушек» выступали истребители F-15, F-16, F/A-18, Mirage 2000, Rafale, Tornado, Typhoon и, наконец, американские боевые самолеты пятого поколения F-22A.

Учения предоставили уникальную возможность сравнить боевые возможности лучших российских истребителей поколения «4+» и современных западных боевых самолетов, а также дали почву для нового раунда обсуждения соперничества отечественной и западной школ авиастроения. Особый интерес представляют учения, в которых встречались тяжелые истребители: с одной стороны - Су-30К, Су-30МКИ, Су-30МКМ, с другой - F-15C и F-22A.

Известно, что Су-27 создавался в ответ на появление F-15. Более того, в ТТЗ на Су-27 было сформулировано требование превосходства над американским истребителем, который поступил на вооружение на несколько лет раньше. Долгие годы не удавалось на практике проверить, достигнута ли эта цель. Отдельные случаи упрощенных учебных боев начала 1990-х годов не давали полной картины. Ситуация прояснилась после серии совместных учений ВВС Индии и США.

ПЕРВЫЕ ВСТРЕЧИ

Су-30МКИ на авиабазе Неллис

Начало серии положили учения «CopeIndia 2004». Со стороны ВВС США в них участвовали шесть истребителей F-15C с авиабазы Элмендорф (штат Аляска). Индию представляли Су-30К, которые по боевым возможностям не превосходили сколько-нибудь существенно Су-27.

Учения «CopeIndia 2004» не являлись комплексными, а представляли собой отдельные наступательные и оборонительные воздушные бои, как индивидуальные, так и групповые.
Результаты оказались неожиданными для обеих сторон: индийские летчики, к своему удивлению, не говоря об американцах, просто разгромили противника.
В дальних боях вне визуальной видимости F-15C и Су-30К (с радиолокатором Н001!) обнаруживали друг друга с помощью РЛС примерно на одинаковых дистанциях, но индийские пилоты чаще первыми выполняли условные пуски ракет Р-27 и соответственно чаще побеждали.
В маневренном бою Су-30К (с двигателями без управляемого вектора тяги!) тотально превзошел F-15С. Одним из факторов победы стал большой запас топлива, который позволял чаще использовать форсированный режим двигателей.
Соотношение условных потерь составило 9:1 в пользу ВВС Индии. Правда, часть побед пришлась на Mirage 2000 и модернизированные МиГ-21-93. Отметим, «CopeIndia 2004» стали единственными учениями, когда поражение не отрицали представители ВВС США.

Очередную кампанию под лозунгом «Русские нас обогнали» Пентагон использовал для борьбы с сокращением ассигнований на развитие ВВС. Напомним, что именно в тот период конгресс резал объемы закупок F-22A и сомневался в программе F-35.

«КРАСНЫЙ ФЛАГ» НАД АМЕРИКОЙ

В 2008 году «сушки» и «иглы» встретились снова, на этот раз в США. Ситуация в ВВС обеих стран к этому моменту изменилась. И дело не только в том, что F-22A стали в строй. В 2006 году завершились испытания новой РЛС с активной фазированной антенной решеткой AN/APG-63(V)3. Тем самым была создана основа для массовой модернизации почти 200 F-15C/D ВВС и Национальной гвардии США. В 2004 году ВВС США уже имели F-15C/D, локатор которых - AN/APG-63(V)2 - также имел АФАР. Однако в учениях «CopeIndia 2004» они участия не принимали.

В свою очередь, ВВС Индии освоили Су-30МКИ и даже успели проверить в боях с F-16C/D ВВС США, Typhoon и Tornado F3 ВВС Великобритании, а также Mirage 2000 ВВС Франции.

В США на учения «RedFlag 2008» командование ВВС Индии направило шесть Су-30МКИ из 20-й эскадрильи Lighting, два заправщика Ил-78МКИ и один транспортный Ил-76МД. Маршрут протяженностью 19 тыс. км (!) пролегал через страны Среднего Востока, Средиземноморье, Атлантику и добрую половину территории США.

Основной фазе маневров предшествовала трехнедельная подготовка на авиабазе Маунтейн-Хоум, штат Айдахо. Формально в ходе подготовки отрабатывались процедуры выполнения полетов, ведения радиообмена и т.д. Реально же самые интересные воздушные бои формата один на один и пара на пару состоялись именно в Маунтейн-Хоум, а не на авиабазе Неллис, где формально проводилась основная фаза учений.
В Маунтейн-Хоум также перелетели ряд американских самолетов: F-15C и более продвинутые F-15E из 85-й испытательно-оценочной эскадрильи с авиабазы Эглин и восемь F-16 из 18-й эскадрильи «агрессоров» с Аляски. В совместных тренировочных полетах истребители ВВС США и ВВС Индии отрабатывали воздушные бои один на один и пара на пару.
По индийской версии, Су-30МКИ во время подготовки в Маунтейн-Хоум не проиграли «агрессорам» 18-й эскадрильи ни одного боя. Более того - в ближнем бою «сушка» ни разу не оказалась даже близко к зоне поражения F-16. Несколько боев завершилось безрезультатно: истребители не смогли занять положение, необходимое для гарантированного уничтожения цели.

При согласовании сценария «RedFlag 2008» предметом острых дискуссий стали режимы работы РЛС «Барс». Американская сторона в надежде получить как можно больше информации о самом современном прицеле российской конструкции настаивала на использовании боевых режимов. Однако индусы категорически отказались раскрывать все параметры работы РЛС Су-30МКИ.

Авиабаза Неллис: Су-30МКИ уходит в очередной полет. Фото Кацухико Токунага

Также командование ВВС Индии запретило использовать в США активные и пассивные средства постановки помех, хотя данный запрет серьезно усложнил жизнь летчикам. Бортовой комплекс обороны Су-30МКИ помимо постановки помех способен «вскрывать» систему ПВО, что для победы на учениях серии «RedFlag» имеет большое значение. Еще одним индийским ограничением стал отказ от имитации боев с использованием ракет Р-77, аналога американской AIM-120 AMRAAM.

«Сушки» приняли участие в нескольких групповых воздушных боях. В одном из таких боев «синие», в состав которых входили Су-30МКИ, условно сбили 21 самолет «красных». В других эпизодах американцам удалось сбить несколько Су-30МКИ, но главным образом при выполнении задачи по уничтожению наземных целей.

Еще одна особенность «RedFlag 2008», которую нельзя не учитывать. На «CopeIndia 2004» действия F-15C/D не поддерживались самолетами с системой AWACS, что уравнивало шансы американских и индийских истребителей. В Неваде ситуация изменилась: F-15 и F-16 получали с самолетов E-3 целеуказания в автоматизированном режиме, в то время как Су-30МКИ могли в лучшем случае рассчитывать на голосовые команды по радиосвязи. И тем не менее добиться превосходства американские истребители не смогли.

Официальная информация об итогах «RedFlag 2008» была практически сведена к нулю. В то же время весьма информативную дискуссию спровоцировал полковник ВВС США Теренс Форноф. Он в частном порядке разместил на YouTube ролик, в котором сообщил широкой публике следующие суждения:
- ВВС Индии испытывают проблемы с двигателями российского производства;
- Индийские летчики склонны к «братоубийству» - условно сбит «дружественный» самолет;
- F-15 способен сбивать Су-30МКИ и т.д.

Индийская сторона с выводами, озвученными полковником ВВС США, категорически не согласилась. Гипотетические проблемы с двигателями были прокомментированы следующим образом:
- чтобы добраться до Невады, Су-30МКИ облетели половину земного шара;
- в ходе учений Су-30МКИ налетали 850 часов, что эквивалентно обычной эксплуатации шести истребителей в течение четырех месяцев;
- при этом была обеспечена 90-процентная боеготовность Су-30МКИ.

«Уничтожение» своего истребителя действительно было. Однако оно стало следствием запрета на использование бортовых информационных систем Су-30МКИ в полном объеме и на боевых режимах - обмен информацией индийские летчики вели исключительно голосом, по радио.

В результате ВВС США официально отказались от заявлений Форнофа и принесли извинения индийской стороне.

Был ли «Рэптор»?

С учениями «RedFlag 2008» связана интрига, до сих пор не получившая разрешения.

Истребители F-22A Raptor, согласно официальным данным, в «RedFlag 2008» участия не принимали. Тем не менее для американцев было бы вполне логичным сравнить два самых современных серийных истребителя в обстановке, приближенной к реальному бою.

Со стороны одного из индийских летчиков прозвучал следующий комментарий: «Мы дрались с «Рэпторами». Сбивали их в первой атаке, а потом начинали по-новой. Так каждый раз. F-15 вообще ничего сделать не сможет». Комментариев с американской стороны не поступило.

Здесь следует отметить, что про бой F-22A против Rafale в 2009 году тоже долго молчали. Однако, когда в 2013 году французы показали ролик с «Рэптором» в прицеле, американцы были вынуждены вступить в полемику на тему, кто кого и как условно сбивал.

СХВАТКИ НАД ЮЖНО-КИТАЙСКИМ МОРЕМ

Первая официально признанная встреча Су-30МКМ и F-22A состоялась в 2014 году в Малайзии. В учениях «CopeTaufan 2014» были задействованы четыре Су-30МКМ из 11-й эскадрильи Королевских ВВС Малайзии и шесть F-22A из 19-й и 199-й эскадрилий дислоцированного на Гавайях 154-го истребительного авиакрыла ВВС США. Как обычно на подобных учениях, обязательными стали воздушные бои по сценариям один на один и пара на пару.

Су-30МКМ ВВС Малайзии

Эти учения вызвали огромный интерес в авиационных кругах всего мира. Однако ни одна из сторон, принимавших участие в «CopeTaufan 2014», официальной информации о результатах боев не предоставила. Тем не менее спустя всего месяц после завершения учений в прессе появились утечки о «сбитых» малазийцами «Рэпторах». Небольшая заметка о воздушном бое Су-30МКМ с «Рэптором» была опубликована в малазийском журнале Life&Times в конце июля 2014 года:

- «Mogwai» (позывной летчика Су-30МКМ) обнаружил противника правее себя. Самолеты сближались со скоростью примерно 900 узлов (1665 км/ч). Истребители разминулись очень быстро, но «Mogwai» инстинктивно отклонил ручку на себя и вбок, введя свой огромный истребитель в левый вираж. Перегрузка вдавила летчика в кресло, он вытягивал шею, старясь не потерять противника из виду. В прицеле появился силуэт истребителя ВВС США Локхид Мартин F-22A «Рэптор». Летчик постоянно работал РУДами, все время «Mogwai» визуально фиксировал противника, но одним глазом следил за значением скорости, которое высвечивалось на ИЛСе. На вираже Су терял скорость и энергию, а «собачья схватка» всегда требует постоянного контроля за энергией.

Два истребителя вели классический бой в горизонтальной плоскости на высоте 4600 м над полигоном Грик (Grik), Перак (Perak). «Mogwai» и «Smegs» (позывной оператора СУВ) пилотировали новейший и самый совершенный многоцелевой истребитель ВВС Малайзии - Сухой Су-30МКМ «SuperFlanker». Сопла двух двигателей Люлька АЛ-31ФП отклонились на сумасшедший угол, и «Mogwai» начал задирать нос своего истребителя в направлении центральной части фюзеляжа «Рэптора».

- «Mogwai» видел перед собой «Рэптор», который также оснащен системой отклонения вектора тяги, но только в одной, вертикальной плоскости. На ИЛС появилась символика «захвата» малозаметного самолета. Теперь «Mogwai» ждал, когда в наушниках раздастся звуковой сигнал, разрешающий применение оружия, или цель будет обрамлена маркой для прицельной стрельбы из пушки.

В этом бою один на один допускалось использование только УР малой дальности и пушек. Вооружение «Рэптора» состояло из УР AIM-9M «Сайдуиндер» и бортовой шестиствольной пушки М-61А «Вулкан» калибра 20 мм. «SuperFlanker» нес суперманевренные УР Р-73, кроме того, на Су-30МКМ имелась одноствольная 30-мм пушка ГШ-301.

Это была уже вторая после взлета с авиабазы ВВС Малайзии Баттеруорт схватка… В первой удача сопутствовала парням из кабины «сухого». Поскольку в баках обоих истребителей после первого боя оставалось достаточно топлива, руководитель учений разрешил еще одну схватку…

В момент, когда «Mogwai» уже готовился стрелять из пушки, летчик «Рэптора» накренил самолет и одновременно задрал нос, выполняя маневр с большой перегрузкой. С крыльев «Рэптора» срывались хорошо видимые жгуты завихрений воздуха. Американец включил форсажи, из сопел двигателей F-119 вырвалось голубое пламя. Он пошел вверх практически вертикально, подобно тоскующему по небу ангелу.

Pacak! Pacak! Diapacak, bai! - закричал «Smegs». «Pacak» на жаргоне летчиков ВВС Малайзии означает «иди вверх». «Mogwai» опоздал на доли секунды. «Рэптор» успел разогнаться раньше, чем «Mogwai» двинул РУДы в положение «Зона 5», включение форсажей. «Рэптор» было уже не догнать.

После полета летчики ВВС Малайзии поделились с Life&Times своими впечатлениями от двухнедельных учений «CopeTaufan». «Объективно в подобных учениях не бывает победителей или проигравших. Для нас важнее приобрести новый опыт… Они (учения) позволяют проверить качество нашей подготовки и организации полетов», - сказал пилот «SuperFlanker». Летчики-истребители при планировании воздушных боев используют диаграммы энергии/маневренности . «У нас есть EMcharts для F-15, но мы ничего не знали о «Рэпторе», поскольку такая информация является чрезвычайно секретной. Теперь мы кое-что узнали и способны планировать бои с учетом недостатков этого истребителя», - добавил летчик «Сухого».

Возможность сойтись лицом к лицу с единственным в мире истребителем 5-го поколения, который состоит на вооружении, вызвала у летчиков ВВС Малайзии ажиотаж. Многие хотели проэкзаменовать этот истребитель. Хотя результаты учений засекречены, известно, что несколько малазийских летчиков отменно проявили себя в схватках с «Рэптором»... Если с F-15 пилоты ВВС Малайзии уже встречались на предыдущих учениях, то «CopeTaufan 2014» стали первым случаем появления «Рэпторов» в Юго-Восточной Азии.


Су хой остаток

Подведем итоги.
По итогам участия истребителей Су-30 в международных учениях можно сделать ряд важных выводов.

В боях за пределами визуальной видимости Су-30СМ (как более совершенная версия Су-30МКИ) не уступает современным западным истребителям 4-го поколения даже в условиях, когда противник использует самолеты AWACS.
В боях в пределах визуальной видимости Су-30СМ побеждает за счет высокой тяговооруженности и сверхманевренности (спасибо УВТ). Единственным серийным истребителем, способным противостоять Су-30МКИ в ближних боях, потенциально остается истребитель 5 поколения F-22A «Раптор».
При этом роль БВБ (ближнего воздушного боя) сегодня во многом недооценена. Про то, как старенькие индийские модернизированные МиГ-21 глушили системами РЭБ БРЛС американских F-15 и выходили с ними в БВБ - я уже упоминал .

Помимо мощной РЛС и системы обмена информацией, позволяющей атаковать противника по целеуказанию второго Су-30СМ, истребитель имеет преимущество перед соперниками в виде ОЛС, также позволяющей обнаруживать и атаковать противника в режиме радиомолчания, но уже в одиночку.
При этом номенклатура вооружения и в режимах "Воздух - Воздух" и "Воздух - Поверхность" - весьма богата и разнообразна, а открытая архитектура БРЭО позволяет без проблем интегрировать в авиационный комплекс новое оборудование и вооружение.
По своем боевым качествам Су-30СМ... это практически двухместный Су-35 , с несколько более худшими ЛТХ и чуть менее мощной РЛС.
Кстати да, еще одно его преимуществ - может выступать в качестве учебно-боевой "спарки" для этих самых Су-35.

Самолеты Су-30 по критерию "эффективность-стоимость" превосходят всех одноклассников и являются одной из самых привлекательных машин, что доказывают очередные заказы на их поставку.

Сегодня в российские ВВС поставлены 20 шт. Су-30М2 и 56 шт. (из заказанных 72 шт.) Су-30СМ и вроде как Минобороны на этом не намерено останавливаться...
Так что век этих замечательных самолетов еще долог.

Чего еще добавить, чтобы статья была лучше - пишите в коментариях. :)


____________________

Су-30 – российский двухместный истребитель поколения «4+». Отличается сверхвысокой маневренностью и предназначен для контроля воздушного пространства. Способен выполнять задачи в любых метеорологических условиях против воздушных, морских и наземных целей, может управлять групповыми действиями других самолетов.

Фото Су-30СМ в полёте.

История создания

Основой для разработки послужил истребитель Су-27 . Разработка прототипа началась в 1986 году. Перед конструкторами стояла задача увеличить время нахождения самолета в воздухе и дальность полета, для чего машину оснастили возможностью дозаправки в воздухе, а кабину пилотов модернизировали. Кроме того, разрабатывалась новая система управления вооружением.

Опытные полеты первых прототипов, с целью тестирования новых систем, проводились с 1987 по 1989 год. Полет серийного Су-30 состоялся в 1992 году, после чего новый двухместный истребитель приняли на вооружение ВВС России.


Фото: пара Су-30СМ в полёте.

Красивое фото полёта Су-30.

Особенности

Характерная черта самолета – наличие двух членов экипажа. При этом летчик пилотирует машину и контролирует оружие ближнего боя, а оператор осуществляет общую навигацию полета и контроль за обстановкой в районе действия истребителя. Также оператор управляет системой РЛО самолета и имеет возможность руководить действиями других машин, действующих в группе с Су-30.

Для выполнения возложенных на истребитель задач, он оснащен следующими системами:

  • система дозаправки топливом в воздухе, расположенная впереди пилотской кабины;
  • специальная система жизнеобеспечения пилотов;
  • индикатор тактической обстановки, позволяющий управлять действиями самолетов в группе;
  • система дальней навигации.

Система дистанционного управления позволяет контролировать двигательный вектор тяги, что, вместе с общей аэродинамической схемой истребителя, дает ему уникальную маневренность.

Су-30 способен развивать скорость до 1350 км/ч вблизи земли, а на высотах до 2125 км/ч. Дальность полета 3500 км (без учета дозаправки в воздухе), а потолок 17,3 км.

Су-30 ВМФ России.

Су-30СМ.

Фотография Су-30.
Истребитель Су-30: качественное фото.

Су-30: фото сверху крупным планом.

Су-30: фото крупным планом.

Су-30: фото с нижнего ракурса.

Вооружение

Су-30 имеет 12 точек подвеса ракетного вооружения и может нести до 10 тонн боевой нагрузки. Для боя на ближней дистанции имеются 6 ракет малой дальности Р-73 с тепловыми самонаводящимися головками и авиационная 30 мм пушка. Для поражения целей на средних дистанциях Су-30 располагает 6-ю ракетами «воздух-воздух» (управляемыми). Кроме того, самолет может нести 500-т и 250-ти килограммовые бомбы (по 8 и 28 штук соответственно).

Су-30 тормозит парашютами.


Фото: истребитель Су-30 взлетает.

Пара Су-30 и пара Су-27 в полёте.

Модификации

  • Су-30К – базовая модификация.
  • Су-30МК – экспортный вариант самолета, в котором были увеличены масса боевой нагрузки, ресурсы двигателя и планера.
  • Су-30МКИ – вариант для ВВС Индии.
  • Су-30КН – модернизированы и улучшены возможности РЛС индикаторов тактической обстановки.
  • Су30-МКК – вариант для ВВС Китая. Улучшено вооружение для работы по наземным целям.
  • Су30-СМ – новейшая модификация для ВВС России, созданная в 2012 году.

Существует еще ряд модификаций самолета для поставок в Алжир, Вьетнам, Малайзию и Венесуэлу.

В серии показательных боев, проведенных истребителями Су-30 вооруженных сил Индии, самолет показал абсолютное превосходство над F-15 и F-16 в 2005 году (смотрите фото F-15 и фото F-16), а также над европейским истребителем «Тайфун» в 2015 году.

Российский двухместный многоцелевой истребитель завоевания превосходства в воздухе Су-30 стал одной из самых популярных машин на рынке тяжелых многофункциональных истребителей.
В чем секрет его успеха?
Как он появился?
И в чем разница между Су-30М2 и Су-30СМ?


Если коротко, то секрет успеха в том, что Су-30 обладает высокой маневренностью, мощной РЛС (+ уникальной ОЛС), современным БРЭО и мощным комплексом вооружения. И помимо этого - серьезно выигрывает у конкурентов по стоимости.

Помимо этого он - красивый... И, что немаловажно, русский. :)
А русские изделия военного назначения (особенно в последнее время) стали серьезно цениться в мире.

. Предпосылки появления Су-30 .


Су-30 стал дальнейшим развитием учебно-боевого Су-27УБ.
Пару слов про его "предка".
В связи с тем, что самолет Су-27 значительно отличался от всех существующих в СССР истребителей как по уровню летно-технических характеристик, так и по возможностям системы управления вооружением, комплекса навигации и другого оборудования, для эффективной подготовки летчиков потребовалось создание его двухместного учебно-боевого варианта, названного Су-27УБ. При этом предполагалось, что сохранение на "спарке" в полном объеме бортового радиоэлектронного оборудования и вооружения одноместной машины позволит использовать ее и как полноценный боевой самолет. Более того, учитывая большую дальность и продолжительность полета Су-27, наличие на борту истребителя двух членов экипажа в ряде случаев было даже предпочтительнее.

Опыт эксплуатации одноместных статически неустойчивых истребителей (4-е поколение) показал, что совокупные физические и сенсорные нагрузки на летчика в современном бою очень высоки. Эта проблема усугубляется увеличившейся дальностью (и продолжительностью) полетов современных истребителей, вызывавшей повышенную утомляемость летчика.
Это, а так же нехватка воздушных командных пунктов и самолетов ДРЛОиУ, вкупе с уменьшением парка самолетов в ВВС заставило ОКБ Сухого заняться проектированием нового специализированного перехватчика на базе уже имевшейся «спарки» Су-27УБ.
Для разгрузки летчика, которому сложно в полной мере реализовать в полной мере возможности сложных бортовых электронных комплексов и одновременно пилотировать машину - добавили второго члена экипажа.
Присутствие второго пилота давало возможность экипажу при длительном нахождении в воздухе действовать более рационально и эффективно. Первый лётчик мог управлять самолётом и вооружением и вести ближний бой, а второй - решать задачи дальнего боя и вести наблюдение за воздушной обстановкой, а также руководить групповыми боевыми действиями (т.е. выполнять функции воздушного командного пункта).

Су-30 мог решать все учебные и боевые задачи Су-27УБ и при этом был наделен дополнительными возможностями по:
- выполнению боевых действий, связанных с очень большими дальностью и продолжительностью полета;
- более эффективному управлению группой истребителей.

Именно наличие второго летчика, на мой взгляд, во многом впоследствии и определило максимальную популярность на международном рынке именно этой "Сушки" из всего семейства...

. Братья близнецы .


Хотя Су-30 родился на ИАПО (Иркутское авиационное производственное объединение), позже в выпуску самолета присоединился второй завод тогда - КнААПО (Комсомольское-на-Амуре авиационное производственное объединение им. Ю.А. Гагарина). Это впоследствии породило две ветки развития" Су-30.

Крайние модификации самолета в линейке, это выпускаемый в Иркутске Су-30СМ и выпускаемый в Комсомольске-на-Амуре Су-30М2.

Су-30М2 (КнААЗ)

Су-30М2 — создан на базе экспортного истребителя Су-30МК2, оптимизированного для нанесения ударов по наземным и надводным целям высокоточным оружием и, соответственно, основным его предназначением являются удары по земле высокоточным оружием.

Создаваемая изначально, как перехватчик и мини-командный пункт для Су-27, тридцатка в итоге превратилась в ударника и стала нашим ответом "Страйк Иглу" (F-15E Strike Eagle).
Как оказалось - летчик-оператор удобен не только для контроля воздушной обстановки, и ведения воздушного боя с наведением истребителей.

Помимо этого, будучи унифицирован по кабине и приборам с модернизированным Су-27, Су-30М2 стал "спаркой" (т.е. выполняет роль учебно-боевого) для строевых полков, использующих одноместные Су-27СМ (как, например, на ).


Су-30М2

Су-30СМ (ИАЗ)

Су-30СМ — это развитие многофункционального Су-30МКИ, поставляемого ВВС Индии (более 250 машин). Так сказать русифицированный и обновленный МКИ. При сохранении того же потенциала работы по земле, что и Су-30М2 - самолет более многофункционален и "заточен" для завоевания превосходства в воздухе.

Визуально от Су-30М2 можно отличить модификацию по наличию ПГО (переднего горизонтального оперения):

Это самая "продвинутая" модификация тридцатки:
Во-первых, самолет оснащен мощной РЛС Н-011М "Барс" с фазированной антенной решеткой (ФАР).
Во вторых, вместо двигателей АЛ-31Ф установлен более продвинутый АЛ-31ФП с управляемым вектором тяги, что дает ему невозможную и фантастическую (по меркам западных истребителей) маневренность.

. Характеристики .


Длина: 21,9 м
Размах крыла: 14,7 м
Высота: 6,36 м
Площадь крыла: 62 м²
Максимальная скорость (у земли/на высоте): 1350 км/ч / 2125 км/ч
Дальность полёта (у земли/на высоте): 1270 км / 3000 км
Боевой радиус: 1500 км
Практический потолок: 17300 м
Скороподъёмность: 13800 м/мин (230 м/с)
Длина разбега/пробега: 550 м/750 м
Максимальная эксплуатационная перегрузка: +9 G

Масса:
- пустого: 18800 кг
- нормальная взлётная: 24900 кг
- максимальная взлётная: 34500 кг
- предельная взлетная: 38800 кг
- топлива: 9640 кг

Двигатель: 2 × ТРДДФ «АЛ-31Ф» (АЛ-31ФП на Су-30СМ)
Тяга:
- максимальная бесфорсажная: 2 × 7770 кгс
- на форсаже: 2 × 12500 кгс

Вооружение:
30-мм встроенная пушка ГШ-30-1 и вооружение на 12 точках подвески (схема подвески вооружения приведена выше )

. Су-30 в учебных боях .


Оценить боевую эффективность самолета на 100% пока не представляется возможным... но можно сделать выводы по косвенным данным - в частности по результатам учений. Для этого воспользуюсь материалами из поста "Индийские Су-30 в учебных боях" камрада vladimir_krm .

За прошедшие 12 лет состоялось 13 учений, в которых участвовали истребители Су-30К и Су-30МКИ/МКМ.

Противниками индийских и малазийских «сушек» выступали истребители F-15, F-16, F/A-18, Mirage 2000, Rafale, Tornado, Typhoon и, наконец, американские боевые самолеты пятого поколения F-22A.

Учения предоставили уникальную возможность сравнить боевые возможности лучших российских истребителей поколения «4+» и современных западных боевых самолетов, а также дали почву для нового раунда обсуждения соперничества отечественной и западной школ авиастроения. Особый интерес представляют учения, в которых встречались тяжелые истребители: с одной стороны - Су-30К, Су-30МКИ, Су-30МКМ, с другой - F-15C и F-22A.

Известно, что Су-27 создавался в ответ на появление F-15. Более того, в ТТЗ на Су-27 было сформулировано требование превосходства над американским истребителем, который поступил на вооружение на несколько лет раньше. Долгие годы не удавалось на практике проверить, достигнута ли эта цель. Отдельные случаи упрощенных учебных боев начала 1990-х годов не давали полной картины. Ситуация прояснилась после серии совместных учений ВВС Индии и США.

ПЕРВЫЕ ВСТРЕЧИ


Су-30МКИ на авиабазе Неллис

Начало серии положили учения «CopeIndia 2004». Со стороны ВВС США в них участвовали шесть истребителей F-15C с авиабазы Элмендорф (штат Аляска). Индию представляли Су-30К, которые по боевым возможностям не превосходили сколько-нибудь существенно Су-27.

Учения «CopeIndia 2004» не являлись комплексными, а представляли собой отдельные наступательные и оборонительные воздушные бои, как индивидуальные, так и групповые.

Результаты оказались неожиданными для обеих сторон: индийские летчики, к своему удивлению, не говоря об американцах, просто разгромили противника.

В дальних боях вне визуальной видимости F-15C и Су-30К (с радиолокатором Н001!) обнаруживали друг друга с помощью РЛС примерно на одинаковых дистанциях, но индийские пилоты чаще первыми выполняли условные пуски ракет Р-27 и соответственно чаще побеждали.

В маневренном бою Су-30К (с двигателями без управляемого вектора тяги!) тотально превзошел F-15С. Одним из факторов победы стал большой запас топлива, который позволял чаще использовать форсированный режим двигателей.

Соотношение условных потерь составило 9:1 в пользу ВВС Индии. Правда, часть побед пришлась на Mirage 2000 и модернизированные МиГ-21-93. Отметим, «CopeIndia 2004» стали единственными учениями, когда поражение не отрицали представители ВВС США.

Очередную кампанию под лозунгом «Русские нас обогнали» Пентагон использовал для борьбы с сокращением ассигнований на развитие ВВС. Напомним, что именно в тот период конгресс резал объемы закупок F-22A и сомневался в программе F-35.

«КРАСНЫЙ ФЛАГ» НАД АМЕРИКОЙ

В 2008 году «сушки» и «иглы» встретились снова, на этот раз в США. Ситуация в ВВС обеих стран к этому моменту изменилась. И дело не только в том, что F-22A стали в строй. В 2006 году завершились испытания новой РЛС с активной фазированной антенной решеткой AN/APG-63(V)3. Тем самым была создана основа для массовой модернизации почти 200 F-15C/D ВВС и Национальной гвардии США. В 2004 году ВВС США уже имели F-15C/D, локатор которых - AN/APG-63(V)2 - также имел АФАР. Однако в учениях «CopeIndia 2004» они участия не принимали.

В свою очередь, ВВС Индии освоили Су-30МКИ и даже успели проверить в боях с F-16C/D ВВС США, Typhoon и Tornado F3 ВВС Великобритании, а также Mirage 2000 ВВС Франции.

В США на учения «RedFlag 2008» командование ВВС Индии направило шесть Су-30МКИ из 20-й эскадрильи Lighting, два заправщика Ил-78МКИ и один транспортный Ил-76МД. Маршрут протяженностью 19 тыс. км (!) пролегал через страны Среднего Востока, Средиземноморье, Атлантику и добрую половину территории США.

Основной фазе маневров предшествовала трехнедельная подготовка на авиабазе Маунтейн-Хоум, штат Айдахо. Формально в ходе подготовки отрабатывались процедуры выполнения полетов, ведения радиообмена и т.д. Реально же самые интересные воздушные бои формата один на один и пара на пару состоялись именно в Маунтейн-Хоум, а не на авиабазе Неллис, где формально проводилась основная фаза учений.

В Маунтейн-Хоум также перелетели ряд американских самолетов: F-15C и более продвинутые F-15E из 85-й испытательно-оценочной эскадрильи с авиабазы Эглин и восемь F-16 из 18-й эскадрильи «агрессоров» с Аляски. В совместных тренировочных полетах истребители ВВС США и ВВС Индии отрабатывали воздушные бои один на один и пара на пару.

По индийской версии, Су-30МКИ во время подготовки в Маунтейн-Хоум не проиграли «агрессорам» 18-й эскадрильи ни одного боя. Более того - в ближнем бою «сушка» ни разу не оказалась даже близко к зоне поражения F-16. Несколько боев завершилось безрезультатно: истребители не смогли занять положение, необходимое для гарантированного уничтожения цели.

При согласовании сценария «RedFlag 2008» предметом острых дискуссий стали режимы работы РЛС «Барс». Американская сторона в надежде получить как можно больше информации о самом современном прицеле российской конструкции настаивала на использовании боевых режимов. Однако индусы категорически отказались раскрывать все параметры работы РЛС Су-30МКИ.


Авиабаза Неллис: Су-30МКИ уходит в очередной полет. Фото Кацухико Токунага

Также командование ВВС Индии запретило использовать в США активные и пассивные средства постановки помех, хотя данный запрет серьезно усложнил жизнь летчикам. Бортовой комплекс обороны Су-30МКИ помимо постановки помех способен «вскрывать» систему ПВО, что для победы на учениях серии «RedFlag» имеет большое значение. Еще одним индийским ограничением стал отказ от имитации боев с использованием ракет Р-77, аналога американской AIM-120 AMRAAM.

«Сушки» приняли участие в нескольких групповых воздушных боях. В одном из таких боев «синие», в состав которых входили Су-30МКИ, условно сбили 21 самолет «красных». В других эпизодах американцам удалось сбить несколько Су-30МКИ, но главным образом при выполнении задачи по уничтожению наземных целей.

Еще одна особенность «RedFlag 2008», которую нельзя не учитывать. На «CopeIndia 2004» действия F-15C/D не поддерживались самолетами с системой AWACS, что уравнивало шансы американских и индийских истребителей. В Неваде ситуация изменилась: F-15 и F-16 получали с самолетов E-3 целеуказания в автоматизированном режиме, в то время как Су-30МКИ могли в лучшем случае рассчитывать на голосовые команды по радиосвязи. И тем не менее добиться превосходства американские истребители не смогли.

Официальная информация об итогах «RedFlag 2008» была практически сведена к нулю. В то же время весьма информативную дискуссию спровоцировал полковник ВВС США Теренс Форноф. Он в частном порядке разместил на YouTube ролик, в котором сообщил широкой публике следующие суждения:

ВВС Индии испытывают проблемы с двигателями российского производства;

Индийские летчики склонны к «братоубийству» - условно сбит «дружественный» самолет;

F-15 способен сбивать Су-30МКИ и т.д.

Индийская сторона с выводами, озвученными полковником ВВС США, категорически не согласилась. Гипотетические проблемы с двигателями были прокомментированы следующим образом:

Чтобы добраться до Невады, Су-30МКИ облетели половину земного шара;

В ходе учений Су-30МКИ налетали 850 часов, что эквивалентно обычной эксплуатации шести истребителей в течение четырех месяцев;

При этом была обеспечена 90-процентная боеготовность Су-30МКИ.

«Уничтожение» своего истребителя действительно было. Однако оно стало следствием запрета на использование бортовых информационных систем Су-30МКИ в полном объеме и на боевых режимах - обмен информацией индийские летчики вели исключительно голосом, по радио.

В результате ВВС США официально отказались от заявлений Форнофа и принесли извинения индийской стороне.

Был ли «Рэптор»?

С учениями «RedFlag 2008» связана интрига, до сих пор не получившая разрешения.

Истребители F-22A Raptor, согласно официальным данным, в «RedFlag 2008» участия не принимали. Тем не менее для американцев было бы вполне логичным сравнить два самых современных серийных истребителя в обстановке, приближенной к реальному бою.

Со стороны одного из индийских летчиков прозвучал следующий комментарий: «Мы дрались с «Рэпторами». Сбивали их в первой атаке, а потом начинали по-новой. Так каждый раз. F-15 вообще ничего сделать не сможет». Комментариев с американской стороны не поступило.

Здесь следует отметить, что про бой F-22A против Rafale в 2009 году тоже долго молчали. Однако, когда в 2013 году французы показали ролик с «Рэптором» в прицеле, американцы были вынуждены вступить в полемику на тему, кто кого и как условно сбивал.

СХВАТКИ НАД ЮЖНО-КИТАЙСКИМ МОРЕМ

Первая официально признанная встреча Су-30МКМ и F-22A состоялась в 2014 году в Малайзии. В учениях «CopeTaufan 2014» были задействованы четыре Су-30МКМ из 11-й эскадрильи Королевских ВВС Малайзии и шесть F-22A из 19-й и 199-й эскадрилий дислоцированного на Гавайях 154-го истребительного авиакрыла ВВС США. Как обычно на подобных учениях, обязательными стали воздушные бои по сценариям один на один и пара на пару.


Су-30МКМ ВВС Малайзии

Эти учения вызвали огромный интерес в авиационных кругах всего мира. Однако ни одна из сторон, принимавших участие в «CopeTaufan 2014», официальной информации о результатах боев не предоставила. Тем не менее спустя всего месяц после завершения учений в прессе появились утечки о «сбитых» малазийцами «Рэпторах». Небольшая заметка о воздушном бое Су-30МКМ с «Рэптором» была опубликована в малазийском журнале Life&Times в конце июля 2014 года:

- «Mogwai» (позывной летчика Су-30МКМ) обнаружил противника правее себя. Самолеты сближались со скоростью примерно 900 узлов (1665 км/ч). Истребители разминулись очень быстро, но «Mogwai» инстинктивно отклонил ручку на себя и вбок, введя свой огромный истребитель в левый вираж. Перегрузка вдавила летчика в кресло, он вытягивал шею, старясь не потерять противника из виду. В прицеле появился силуэт истребителя ВВС США Локхид Мартин F-22A «Рэптор». Летчик постоянно работал РУДами, все время «Mogwai» визуально фиксировал противника, но одним глазом следил за значением скорости, которое высвечивалось на ИЛСе. На вираже Су терял скорость и энергию, а «собачья схватка» всегда требует постоянного контроля за энергией.

Два истребителя вели классический бой в горизонтальной плоскости на высоте 4600 м над полигоном Грик (Grik), Перак (Perak). «Mogwai» и «Smegs» (позывной оператора СУВ) пилотировали новейший и самый совершенный многоцелевой истребитель ВВС Малайзии - Сухой Су-30МКМ «SuperFlanker». Сопла двух двигателей Люлька АЛ-31ФП отклонились на сумасшедший угол, и «Mogwai» начал задирать нос своего истребителя в направлении центральной части фюзеляжа «Рэптора».

- «Mogwai» видел перед собой «Рэптор», который также оснащен системой отклонения вектора тяги, но только в одной, вертикальной плоскости. На ИЛС появилась символика «захвата» малозаметного самолета. Теперь «Mogwai» ждал, когда в наушниках раздастся звуковой сигнал, разрешающий применение оружия, или цель будет обрамлена маркой для прицельной стрельбы из пушки.

В этом бою один на один допускалось использование только УР малой дальности и пушек. Вооружение «Рэптора» состояло из УР AIM-9M «Сайдуиндер» и бортовой шестиствольной пушки М-61А «Вулкан» калибра 20 мм. «SuperFlanker» нес суперманевренные УР Р-73, кроме того, на Су-30МКМ имелась одноствольная 30-мм пушка ГШ-301.

Это была уже вторая после взлета с авиабазы ВВС Малайзии Баттеруорт схватка… В первой удача сопутствовала парням из кабины «сухого». Поскольку в баках обоих истребителей после первого боя оставалось достаточно топлива, руководитель учений разрешил еще одну схватку…

В момент, когда «Mogwai» уже готовился стрелять из пушки, летчик «Рэптора» накренил самолет и одновременно задрал нос, выполняя маневр с большой перегрузкой. С крыльев «Рэптора» срывались хорошо видимые жгуты завихрений воздуха. Американец включил форсажи, из сопел двигателей F-119 вырвалось голубое пламя. Он пошел вверх практически вертикально, подобно тоскующему по небу ангелу.

Pacak! Pacak! Diapacak, bai! - закричал «Smegs». «Pacak» на жаргоне летчиков ВВС Малайзии означает «иди вверх». «Mogwai» опоздал на доли секунды. «Рэптор» успел разогнаться раньше, чем «Mogwai» двинул РУДы в положение «Зона 5», включение форсажей. «Рэптор» было уже не догнать.

После полета летчики ВВС Малайзии поделились с Life&Times своими впечатлениями от двухнедельных учений «CopeTaufan». «Объективно в подобных учениях не бывает победителей или проигравших. Для нас важнее приобрести новый опыт… Они (учения) позволяют проверить качество нашей подготовки и организации полетов», - сказал пилот «SuperFlanker». Летчики-истребители при планировании воздушных боев используют диаграммы энергии/маневренности . «У нас есть EMcharts для F-15, но мы ничего не знали о «Рэпторе», поскольку такая информация является чрезвычайно секретной. Теперь мы кое-что узнали и способны планировать бои с учетом недостатков этого истребителя», - добавил летчик «Сухого».

Возможность сойтись лицом к лицу с единственным в мире истребителем 5-го поколения, который состоит на вооружении, вызвала у летчиков ВВС Малайзии ажиотаж. Многие хотели проэкзаменовать этот истребитель. Хотя результаты учений засекречены, известно, что несколько малазийских летчиков отменно проявили себя в схватках с «Рэптором»... Если с F-15 пилоты ВВС Малайзии уже встречались на предыдущих учениях, то «CopeTaufan 2014» стали первым случаем появления «Рэпторов» в Юго-Восточной Азии.

. Су хой остаток .


Подведем итоги.
По итогам участия истребителей Су-30 в международных учениях можно сделать ряд важных выводов.

В боях за пределами визуальной видимости Су-30СМ (как более совершенная версия Су-30МКИ) не уступает современным западным истребителям 4-го поколения даже в условиях, когда противник использует самолеты AWACS.
В боях в пределах визуальной видимости Су-30СМ побеждает за счет высокой тяговооруженности и сверхманевренности (спасибо УВТ). Единственным серийным истребителем, способным противостоять Су-30МКИ в ближних боях, потенциально остается F-22A «Раптор».
При этом роль БВБ (ближнего воздушного боя) сегодня во многом недооценена. Про то, как старенькие индийские модернизированные МиГ-21 глушили системами РЭБ БРЛС американских F-15 и выходили с ними в БВБ - я уже .

Помимо мощной РЛС и системы обмена информацией, позволяющей атаковать противника по целеуказанию второго Су-30СМ, истребитель имеет преимущество перед соперниками в виде ОЛС, также позволяющей обнаруживать и атаковать противника в режиме радиомолчания, но уже в одиночку.
При этом номенклатура вооружения и в режимах "Воздух - Воздух" и "Воздух - Поверхность" - весьма богата и разнообразна, а открытая архитектура БРЭО позволяет без проблем интегрировать в авиационный комплекс новое оборудование и вооружение.
По своем боевым качествам Су-30СМ... это практически двухместный , с несколько более худшими ЛТХ и чуть менее мощной РЛС.
Кстати да, еще одно его преимуществ - может выступать в качестве учебно-боевой "спарки" для этих самых Су-35.

Самолеты Су-30 по критерию "эффективность-стоимость" превосходят всех одноклассников и являются одной из самых привлекательных машин, что доказывают очередные заказы на их поставку.

Сегодня в российские ВВС поставлены 20 шт. Су-30М2 и 56 шт. (из заказанных 72 шт.) Су-30СМ и вроде как Минобороны на этом не намерено останавливаться...
Так что век этих замечательных самолетов еще долог.

P.S.

Чего еще добавить, чтобы статья была лучше - пишите в коментариях. :)

Рассказ о тяжёлом многоцелевом истребителе поколения "4++", предназначенном исключительно для ВКС России, нужно начать с 80-х годов прошлого столетия, когда командование войск ПВО страны пришло к мнению, что необходимо иметь специальную боевую машину, которая могла бы использоваться не только как истребитель-перехватчик большой дальности действия, но и в качестве воздушного командного пункта для управления боевыми действиями группы Су-27.

Необходимость такой машины диктовалась географическим положением и размерами территории СССР, большой протяженностью воздушных границ, многочисленными малоосвоенными районами практически по всему периметру сухопутной границы с достаточно редкой сетью аэродромов. К тому же лётчики частей ПВО, освоившие Су-27, очень хорошо отзывались о двухместном учебно-боевом варианте этого самолёта, поскольку он сохранял все боевые возможности одноместной машины, а наличие на борту второго члена экипажа в условиях длительных полётов во время боевого дежурства в воздухе имело большие психологические преимущества.

Помимо этого, современные на то время бортовые радиолокационные и электронные комплексы имели столь широкие возможности, что одному пилоту в манёвренном воздушном бою практически невозможно было реализовать их в полной мере, а необходимость маневрирования, управления различным вооружением, мгновенного реагирования и принятия решений в сложной быстротечной тактической обстановке, создавали слишком высокие нагрузки на лётчика и не позволяли полностью использовать и его профессиональные возможности, и возможности истребителя.

Таким образом, вставала необходимость наличия второго члена экипажа, в кабине которого были бы продублированы элементы управления самолётом. Тогда первый пилот мог бы вести ближний бой, управлять самолётом и комплексом вооружения, а второй - решать задачи дальнего боя, наблюдать за воздушной обстановкой, выполнять функции воздушного командного пункта - руководить групповыми боевыми действиями. Наличие второго члена экипажа также должно было способствовать улучшению боевых возможностей машины и снизить отрицательные психологические факторы, влияющих на экипаж в длительном полёте.

В СССР не было машины, которая в комплексе могла бы быть использована и для управления групповыми боевыми действиями истребителей при решении задач завоевания господства в воздухе, и обеспечения боевых действий других родов авиации, и прикрытия наземных войск и объектов, и уничтожения десантов в воздухе, а также для ведения воздушной разведки и уничтожения наземных или надводных целей.

Работы по созданию двухместной боевой машины, обладающей перечисленными возможностями, начались в ОКБ Сухого в середине 80-х годов. Базовой машиной для разработки нового проекта стал Су-27УБ, имевший двухместную кабину экипажа, большой внутренний запас топлива и десять точек подвески вооружения, а для обеспечения длительного барражирования вдали от аэродромов новый самолёт, получивший обозначение Су-27ПУ (Т-10ПУ), было решено оснастить системой дозаправки топливом в полёте. Отработка дозаправки проводилась в 1987 г. на опытной машине Т-10У-2. Летом 1988 г. на ИАПО (Иркутский авиазавод), выпускавшем серийные Су-27УБ, силами сотрудников Иркутского филиала ОКБ Сухого и местных специалистов, такой системой была оборудована одна из первых серийных учебно-боевых машин - Т-10У-5 (Су-27УБ № 01-02). Она и стала прототипом Су-30, получив новое обозначение Т-10ПУ-5. В следующем году к ней присоединился второй опытный самолёт Т-10ПУ-6, доработанный из Су-27УБ № 02-03 (Т-10У-6).

Оба самолёта были окрашены в стандартный голубой цвет, первая из них имела бортовой номер "05 синий", а вторая - "06 синий". Работы по модернизации шли быстро, и уже осенью того же 88-го года на ИАПО приступили к испытаниям первого из этих прототипов.

Для управления групповыми действиями перехватчиков в состав БРЭО включили специальную аппаратуру связи и наведения, при этом командир группы должен был располагаться в задней кабине самолёта, оснащенной широкоформатным телевизионным индикатором тактической обстановки, на который стекалась бы вся необходимая информация о координатах и характеристиках движения целей и положении в воздухе самолётов группы. Одновременно на Су-27ПУ модернизировали навигационный комплекс и систему дистанционного управления.

По аэродинамической компоновке новый истребитель практически ничем не отличался от своего предшественника Су-27УБ, благодаря чему он унаследовал почти все его лётно-технические характеристики и высокую надёжность в эксплуатации. По результатам лётных испытаний модернизированных машин было принято правительственное решение о развёртывании их серийного производства на ИАПО под обозначением Су-30. В 1991 г. в Иркутске начался серийный выпуск двухместных самолётов Су-30. Головная машина была поднята в первый полёт летчиками-испытателями Г.Е. Булановым и В.Б. Максименковым 14 апреля 1992 г.

Экономические трудности и распад СССР оказали большое отрицательное воздействие на программу Су-30. Серийное производство велось очень медленно, самолёты выпускались и поступали в части авиации ПВО России совсем в небольшом количестве.

В условиях развала экономики и практически отсутствия закупок самолётов со стороны оборонного ведомства России, ОКБ Сухого обратило своё внимание на возможность экспортных поставок Су-30. Для этих целей был разработан модернизированный коммерческий вариант Су-30МК - двухместный ударный самолёт, предназначенный для поставок зарубежным заказчикам. Первый полёт был выполнен в 1993 году. У истребителя расширилась номенклатура вооружения, была увеличена максимальная взлётная масса с 30 до 38,8 т, боевая нагрузка выросла с 4 до 8 т, ресурс планера увеличили с 2000 до 3000 часов, двигателя - с 900 до 1500 часов.

В апреле 1994 года в Дели состоялось заседание российско-индийской рабочей группы по сотрудничеству в области авиации, на котором рассматривалась возможность производства в Индии истребителя Су-30МК. Переговоры продолжались в течение 2-х лет, и 30 ноября 1996 года в Иркутске был подписан контракт о поставке в Индию 40 самолётов Су-30МК. Контрактом определялись четыре стадии поставок в течение пяти лет, на каждой из которых предполагалось постепенно и поэтапно наращивать боевые возможности самолёта.

В начале нулевых состоялся переход на уровень машины фактически нового поколения - Су-30МКИ, буква "И" показывает, что данная модификация сделана специально для Индии. Этот истребитель оснащён передним горизонтальным оперением и двигателями АЛ-31ФП с управляемым вектором тяги, которые позволяют существенно улучшить манёвренные характеристики на малых скоростях полёта. Самолёт оснащён совершенно новым бортовым оборудованием, благодаря которому он способен уничтожать воздушные, наземные и морские цели. Первый полёт прототипа был выполнен в 1997 году.

Таким образом, Су-30МКИ Flanker-H - это многофункциональный двухместный истребитель с передним горизонтальным оперением и двигателем с отклоняемым вектором тяги, с БРЭО совместного производства по международной кооперации России, Франции, Израиля и Индии, с новой БРЛС Н011М с пассивной фазированной антенной решёткой (ПФАР) и расширенным составом вооружения класса «воздух-воздух» и «воздух-поверхность».

В июле 1998 года 12 пилотов 148 Центра Боевой Подготовки и Переподготовки Летного Состава авиации ПВО на двух истребителях-перехватчиках МиГ-31Б и четырёх серийных Су-30 совершили совместный лётный эксперимент с целью исследовать возможность боевого применения самолётов МиГ-31Б и Су-30 при полёте на продолжительность 10 часов с дозаправкой топливом в воздухе, выполнением боевых стрельб на полигоне Ашулук и имитацией перехвата самолётов "условного противника" на севере России.Кроме перехватчиков в эксперименте участвовали один самолёт дальнего радиолокационного обнаружения А-50 и два самолёта-заправщика Ил-78. А-50 патрулировали в специально отведённой зоне, следили за воздушной обстановкой на большом пространстве и сводили все истребители в единую группу. Пара МиГ-31Б, взлетевшая с аэродрома в Правдинске, севернее Нижнего Новгорода, шла в передовом эшелоне, обнаруживая своими уникальными локаторами цели на расстоянии до 200 км и передавая информацию о них пилотам самолётов Су-30. Скоростные и высокоманёвренные Су-30, следуя в 60 км за МиГ-31Б, были готовы немедленно атаковать противника. Маршрут полёта протяжённостью 8500 км был проложен по европейской части России. В течение 10 часов экипажи выполнили три дозаправки топливом. Информационная поддержка исследовательского полёта осуществлялась с борта А-50. Поставленные перед экипажами задачи отрабатывались в разных боевых порядках.

Этим и другими последующими экспериментальными полётами были подтверждены цели, которые ставились для нового боевого самолёта: выполнение широкого спектра задач, в основе которых - уничтожение воздушных и наземных целей, управление групповыми действиями авиации, воздушная разведка, ведение боевых действий как над сушей, так и над морем.

В марте 2012 года был заключён контракт между Министерством обороны РФ и корпорацией «Иркут» на поставку 30 Су-30СМ в период до 2015 года. Как сказал при подписании контракта бывший в то время министром обороны Анатолий Сердюков, "Предстоящее поступление в Вооруженные силы современных сверхманёвренных двухместных истребителей Су-30СМ существенно увеличит боевую мощь российских ВВС. Кроме того, технические возможности самолёта позволят достичь более высокого уровня подготовки лётчиков, что особенно актуально в связи с увеличением объёма закупок боевой авиационной техники нового поколения".

21 сентября того же года на аэродроме Иркутского авиазавода состоялся первый полёт построенного по заказу российских ВВС истребителя Су-30СМ. Самолёт пилотировали лётчик-испытатель «ОКБ Сухого» Сергей Костин (командир экипажа) и штурман Павел Маловечко. Полёт продолжался два часа и прошел без замечаний.

Второй серийный самолёт взлетел четырьмя днями позже - 25 сентября. И 22 ноября 2012 г. ОАО «Корпорация «Иркут» передала два первых многоцелевых истребителя Су-30СМ в ВВС России. 5 декабря два новеньких истребителя совершили самостоятельный перелёт в Государственный летно-испытательный центр, расположенный в Ахтубинске Астраханской области. С этой даты начались поставки Су-30СМ заказчику - Министерству обороны РФ.

Су-30СМ - брат-близнец индийской модификации самолёта, который является базовой платформой тяжёлого многоцелевого истребителя предназначенного для ВКС России. Су-30МКИ выделяется среди своих собратьев и конкурентов универсальностью, реализованной в технологии "открытая архитектура борта", которая позволяет вводить в состав радиоэлектронного оборудования истребителя новые системы и применять управляемое вооружение даже иностранного производства.

Для ВКС России самолёт был адаптирован в части систем радиолокации, радиосвязи и государственного опознавания, катапультного кресла и ряда обеспечивающих систем, истребитель оснащен радиолокатором с фазированной антенной решеткой, двигателями с управляемым вектором тяги и передним горизонтальным оперением, способен применять современное и перспективное высокоточное вооружение класса «воздух-воздух» и «воздух-поверхность».

Какие-же задачи способен решать Су-30СМ? Это уничтожение современных и перспективных истребителей в операциях по завоеванию господства в воздухе, отражение массированных налётов разнородных сил противника, в том числе, крылатых ракет, в ходе прикрытия войск и объектов инфраструктуры от ударов с воздуха. Боевая машина обеспечивает сопровождение ударных авиационных группировок в условиях массированного информационного и огневого противодействия противника, способна уничтожать наземные подвижные и стационарные цели в ходе решения задач изоляции района боевых действий, поражения объектов войск и тыла противника. Также Су-30СМ может работать по надводным кораблям на океанских и морских театрах военных действий, противодействовать системам радиоэлектронной борьбы. Уникальная бортовая радиолокационная станция с фазированной антенной решеткой обеспечивает дальнее обнаружение целей, а развитая система связи и второй член экипажа позволяют истребителю осуществлять оперативное управление группой самолётов, выполняющих совместную задачу. Наличие второго пилота и дублирование органов управления самолётом дают возможность подготовки лётного состава с применением всей номенклатуры авиационного вооружения.

Су-30СМ - первый в мире серийный боевой самолёт, обладающий сверхманёвренностью. Истребитель выполнен по аэродинамической схеме "триплан, неустойчивый в продольном канале". Для увеличения подъёмной силы и повышения манёвренности на самолёте установлено переднее горизонтальное оперение, которое автоматически отклоняется для обеспечения устойчивого полёта на больших углах атаки.

Ещё одна "изюминка" - силовая установка, состоящая из двух двигателей АЛ-31ФП, оси которых расположены под углом 32 o друг к другу. Дифференциальное отклонение на угол до ±16° в вертикальной плоскости и до ±15 o в любом направлении двух осесимметричных сопел позволяет управлять вектором тяги по тангажу и рысканию. В зависимости от предстоящего манёвра, сопла могут отклоняться синхронно с горизонтальным хвостовым оперением или раздельно от него.

Также существенный вклад в повышение манёвренности самолета вносит интегральная аэродинамическая компоновка и электронная система дистанционного управления.

Радиолокационный прицельный комплекс, основу которого составляет БРЛС с фазированной антенной решёткой, способен обнаруживать и сопровождать до 15 воздушных целей и одновременно атаковать до четырёх из них. Возможности по обнаружению и поражению малоразмерных наземных целей расширяются за счет установки контейнеров с инфракрасной и лазерной прицельной аппаратурой. Система нашлемного целеуказания, а также индикация на лобовом стекле и многофункциональные жидкокристаллические цветные индикаторы с возможностью микширования изображения обеспечивают экипажу высочайший уровень ситуационной осведомленности.

Интегрированный оптико-электронный прицельно-навигационный комплекс с лазерной инерциально-навигационной системой и приёмником спутниковой навигации (ГЛОНАСС) обеспечивает высокую точность полёта по маршруту и выход в район цели. Самолёт обладает возможностью автоматизированного полёта на различных режимах, включая полёт на малой высоте, а также при индивидуальном или групповом боевом применении против воздушных, наземных и надводных целей.

Система автоматического управления, связанная с навигационной системой, обеспечивает полёт по маршруту, подход к цели, возврат на аэродром и заход на посадку в автоматическом режиме.

Боевая нагрузка Су-30СМ общим весом до 8000 кг размещается на 12 узлах подвески. Вооружение самолёта в сочетании с комплексом БРЭО обеспечивает поражение воздушных целей, в том числе, с малой радиолокационной заметностью, в ближнем бою, успешное ведение упреждающих воздушных боёв на дальних дистанциях, поражение наземных и надводных объектов при помощи управляемого и неуправляемого оружия на тактической и оперативной глубинах обороны противника.