13.06.2019

Многоцелевой транспортный самолет shaanxi y 8. Самолеты радиолокационного обнаружения. Тактико-технические характеристики самолёта Y8F200W


Фото (с) Informburo.kz, (c) bnews.kz

27 сентября 2018 года в Астане на базе ТОО «Казахстанская авиационная индустрия» состоялась презентация нового военно-транспортного самолета Y8F200W, впервые приобретенного Национальной гвардией Республики Казахстан у Китайской Народной Республики, сообщает пресс-служба Национальной гвардии МВД Республики Казахстан.

На торжественной церемонии приняли участие Министр внутренних дел РК Калмуханбет Касымов, Министр оборонной и аэрокосмической промышленности Бейбит Атамкулов, Главнокомандующий Национальной гвардией РК генерал-лейтенант Руслан Жаксылыков, заместитель Генерального директора AVIC - Генеральный экономист Wang Jian, чрезвычайный и уполномоченный посол КНР в Республике Казахстан Чжан Сяо, депутаты Сената и представители завода-изготовителя.

Самолет Y8F200W представляет собой многоцелевой средний военно-транспортный самолет средней дальности, используемый для воздушных перевозок военнослужащих, вооружения и военной техники. Данный самолет может выполнить взлет и посадку на грунтовую ВПП, ВПП покрытую снегом, а также выполнять полеты в сложных метеорологических условиях днем и ночью. Температура окружающей среды для эксплуатации составляет от -50°Cдо +50°C.

Военно - транспортный самолет средней дальности будет использоваться для воздушных перевозок военнослужащих, вооружения и военной техники без дозаправки из самой дальней точки на востоке страны до каспийского побережья, передает корреспондент Bnews.kz.

"Этот самолет в два раза больше АН - 74, он считается средне - транспортным воздушным судном. У АН - 74 грузоподъемность 10 тонн, а этот может перевозить 20 тонн груза, и по личному составу также в два раза больше людей вмещается. В самолет свободно умещается БТР, БМП, БМД или сейчас у нас на вооружении стоят "Тигры", сюда умещается два "Тигра". Растяжки, крепления, технику можно укрепить", - сказал главнокомандующий национальной гвардией РК генерал-лейтенант Руслан Жаксылыков.

Данный самолет может выполнить взлет и посадку на грунтовую взлетно - посадочную полосу, ВПП покрытую снегом, а также может выполнять полеты в сложных метеоусловиях днем и ночью.

"Это глубокой модернизации АН - 12, раньше при союзе летали на АН - 12 и выше 7000 метров подняться было невозможно. У него был герметичным лишь салон летчика, а сам самолет был не герметичным, сейчас самолет полностью герметичен. Межремонтный срок двигателей 3000 часов, для нас это самый оптимальный вариант. Двигатели, как китайского производства, так и украинского "Мотор Сыч", - сказал Жаксылыков.

Он отметил, что на самолеты установлены китайские двигателя, однако при необходимости могут установить и украинского производства.

"В настоящее время производство двигателей налажено, двигатели взаимозаменяемы. Когда мы планировали строительство самолета, компания строитель дала возможность на наше усмотрение решить, какой двигатель установить. Мы решили, что компания собирающая самолет должна установить свой двигатель, поскольку они будут нести ответственность", - заверил главнокомандующий национальной гвардией.

Жаксылыков отметил, что самолетом управляет начальник авиации - летчик первого класса. Также по ео словам, инженеры два с половиной месяца находились на обучении, два экипажа осуществили свыше 70 часов полета в дневное время, а также ночные полеты.

"Это мечта авиаторов советского союза, это тот же Ан - 12, но он более модернизирован, имеет полностью герметичную кабину, которая позволяет летать в любые метеорологические условия, включая грозовые облачности. В самолете установлена современная авионика американского и канадского производства. Техника пилотирования старого Ан - 12, однако был расширен диапазон боковых посадочных скоростей по ветру, самолет стал более мягче, центровка позволяет грузить самолет без каких либо ограничений. Эргономичная кабина, аналоговые приборы были заменены", - продолжил Жаксылыков.

Он отметил, что Нацгвардии требовалась рабочая лошадка, которая будет бесперебойно эксплуатироваться для нужд страны.

"Нам нужна рабочая лошадка. Стоимость самолета 37 млн долларов. В эту сумму входят также наземный полный комплект плюс обучение двух экипажей. Все вошло в стоимость. Вы сами понимаете, что на этом рынке соотношение цены и качества очень выгодно для нас", - подытожил Жаксылыков.

По словам начальника управления авиации Национальной гвардии РК Игоря Кармыкова, дальность полета составляет 4100 км. "Загрузочно-посадочные места на 86 пассажиров с багажом, вооружением позволяет с самого крайнего аэродрома Усть-Каменогорска долететь до запада. По перевозке боевой техники два тигра бронированные, которые стоят на вооружении национальной гвардии БТР 80 спокойно можно перевозить. Расход: первый час официально заявлен 2,5-3,5 тонны, но фактически расход 2-2,2 тонны", - заявил Кармыков. В свою очередь присутствовавший на презентации легендарный казахстанский летчик - испытатель Тохтар Аубакиров отметил, что это идеальный самолет для нужд казахстанских военных, по его словам, данное воздушное судно было проверено временем и никогда его лично не подводил. "Это самое главное чтоб мы могли с полной загрузкой долететь от одного крайнего аэродрома до другого. Если он отвечает вашим требованиям, это очень здорово. Самое главное, что многие вещи улучшены. Внешне я смотрю он облагородился намного, чем наш АН-12 и данные его ничуть не хуже и даже превышают, поэтому я считаю приобретение правильное. Если мне сейчас скажут садись, я полечу на нем, не вопрос",- подытожил Аубакиров.








































В 1960-х годах Китай приобрел у СССР несколько военно-транспортных самолетов Ан-12, а затем и лицензию на их производство. Серийный выпуск данных самолетов в Поднебесной был налажен под обозначением Shaanxi Y-8, но из-за разрыва советско-китайских отношений, к выпуску самолета в КНР приступили только в 1981 году. Выпуск данного самолета в КНР продолжается по сей день, при этом Китай также занимается его экспортом, покупателем данных самолетов является, к примеру, Венесуэла. Также в 2012 году на вооружении китайской народной армии был принят самолет Shaanxi Y-9, являющийся глубокой модернизацией Shaanxi Y-8.

Shaanxi Y-8, как и его советский аналог – это цельнометаллический свободнонесущий моноплан с верхним расположением крыла, однокилевым вертикальным оперением и убирающимся шасси. Силовая установка самолета включает в себя 4-е турбовинтовых двигателя китайского или импортного производства (на экспортных версиях машины). Самолет в состоянии перевозить грузы массой до 20 тонн или 96 человек десанта. Y-8 развивает скорость до 660 км/ч и в состоянии преодолеть до 5600 км.


Первые серийные самолеты в КНР собирались из советских деталей, которые были переданы в 1960-х годах или на основе советской оснастки, данные самолеты были почти полностью идентичны Ан-12. Но в дальнейшем самолет подвергся модернизации. В частности китайская версия получила новое, более вытянутое и заостренное остекление кабины штурмана, которое было унифицировано с бомбардировщиком Н-6 (аналог советского Ту-16), который строился в Шанхае. Экспортная гражданская версия самолета Y-8 получила обозначение Y-8D.

Параллельно с началом выпуска самолета в КНР на заводе компании SMPMC занялись освоением двигателей АИ-20, которые получили китайское обозначение WJ6, а также воздушных винтов J17-G13. Выпуск вспомогательных силовых установок мощностью 24 л.с. был налажен в Хиане. В результате работы китайских специалистов им удалось существенно увеличить ресурс двигателей WJ6, доведя его с 300 до 2000 часов. В 1986 году максимальную взлетную массу транспортника Y-8 удалось довести до 61 тонны. При этом характеристики китайского самолета, в целом, полностью соответствовали характеристикам советского военно-транспортного Ан-12Б, который в сравнении с Shaanxi Y-8 имел меньший пробег и больший разбег.

В 1986 году в Китае была начата разработка гражданской версии самолета, которая получила обозначение Y-8B. За счет отказа от специализированного военного оборудования массу самолета удалось уменьшить на 1720 кг. Первый полет гражданская версия самолета совершила 17 декабря 1993 года. Экспортный гражданский вариант самолета получил обозначение Y-8D. Этот самолет оснащался оборудованием западного производства. Первый полет он совершил в 1987 году, всего на экспорт было продано около 8 таких машин. Среди других гражданских версий самолета можно выделить необычный Y-8F c трехъярусной грузовой кабиной, предназначенной для транспортировки домашнего скота (можно было перевезти до 350 овец), а также пассажирский Y-8K на 120 мест. Вариант самолета Y-8F-100 получил более мощные двигатели, системы GPS, радары погоды. На модификации самолета Y-8F-200 фюзеляж был удлинен на 2,2 метра.

При непосредственном техническом содействии американской компании Lockheed в конце 1980-х годов была создана новая версия транспортника Y-8C. Этот самолет оснащался двухсекционной рампой, которая была аналогична той, что устанавливалась на С-130, а также герметизированной грузовой кабиной, новыми системами кондиционирования воздуха и кислородной системой, а также дополнительными аварийными люками. Предполагалось, что на этой версии самолета будут установлены американские двигатели General Electric CT7, но из-за жестокого подавления студенческих волнений в Пекине в 1989 году американо-китайское техническое сотрудничество было остановлено.


В 2001 году КНР совместно с украинской авиастроительной компанией Антонов начал работы по проекту нового варианта самолета Y-8F-600 под канадские турбовинтовые моторы Pratt-Whitney. Благодаря оснащению данной модели самолета новым приборным оборудованием по типу «стеклянная кабина», его экипаж был сокращен до 2-х человек. В других версиях экипаж самолета составляет от 3 до 5 человек.

Для замены 10 самолетов-носителей БПЛА на базе Ту-4, в 1989 году в КНР был построен вариант Y-8E. Под крылом данного самолета на специальных трапециевидных пилонах устанавливались 2 разведывательных БПЛА BUAA ChangHong-1, которые управлялись с поста, находящегося в передней герметизированной кабине.

Также Shaanxi Y-8 стал основой для первого китайского патрульного самолета наземного базирования Y-8X. Данный самолет был оснащен специальным и навигационным оборудованием западного производства, в частности обзорной БРЛС Litton APSO-504, антенна которой была помещена в цилиндрический обтекатель, расположенный под носовой частью самолета. При этом на месте створок грузового люка были смонтированы окна разведаппартуры, которые включали в себя фотоаппараты инфракрасного и оптического диапазона, радиогидроакустические буи и ИК-систему обнаружения погруженных подводных лодок. Патрульный самолет Y-8X в состоянии совершать длительные и дальние перелеты в любое время суток. Во внутренних отсеках самолета может быть установлено различное противокорабельное или противолодочное оборудование. Первый Y-8X был построен в 1984 году. На вооружении ВМС КНР находится до 8 таких самолетов.


До начала 1990-х годов в Китае для осуществления морской радиоэлектронной разведки применялись модернизированные бомбардировщики Ту-4, которые оснащались советскими турбовинтовыми двигателями АИ-20. Для замены этих самолетов был создан Y-8G, который оснащался более мощной БРЛС и оборудованием западной сборки. Однако после студенческих волнений в Пекине поставки с Запада были остановлены, и проект был свернут. По некоторым данным оставшиеся без оборудования Y-8G были переделаны в самолеты заправщики. При этом в конце 1990-х годов на базе Y-8 было создано несколько разновидностей самолетов радиоэлектронной разведки и электронного противодействия, объединенных общим названием «проект Gaoxin», но имеющих разный комплект оборудования.

Наиболее интересным и одним из последних вариантов самолета созданного на базе Shaanxi Y-8 стал самолет ДЛРО KJ-200. Работы над самолетом дальнего радиолокационного наблюдения и контроля для ВВС НОАК были начаты еще в 2000 году. Первый прототип самолета был создан на базе Y-8F200 и выполнил свой полет еще в ноябре 2001 года. Самолет ДЛРО оснащался радаром типа Ericsson Erieye AESA, который обладает дальностью обнаружения воздушных целей от 300 до 450 км.

Второй прототип самолета KJ-200, построенный на базе Y-8F-600, совершил первый полет в январе 2005 года, а 3 июня 2006 года он разбился. Как было установлено в дальнейшем, причиной катастрофы стало обледенения поверхности крыла. Для того чтобы решить проблему с безопасностью полетов китайские военные привлекли к модернизации самолета украинских специалистов из КБ им. Антонова. В процессе модернизации на самолете была заменена система предотвращения обледенения, а также аппаратура быстрого оповещения экипажа о возникновении на борту аварийных ситуаций. В последствии сообщалось, что предпринятые меры позволили существенно повысить надежность самолета.

самолет ДРЛО KJ-200



Предполагается, что на самолет KJ-200 были установлены канадские турбовинтовые двигатели Pratt and Whitney Canada PW150B с шестилопостными пропеллерами British Dodi R-408. Он получил современную авионику, в том числе навигационную систему компании Honeywell. Помимо этого самолет оснащен специальными контейнерами для оборудования, установленными на верхушке хвостовой части, законцовках крыла и в носовой части фюзеляжа.

Самолет KJ-200 обладает ограниченными возможности, поэтому планируется применять его совместно с самолетом ДРЛО KJ-2000, который представляет собой адаптацию российского самолета А-50 с РЛС китайской разработки. Предполагается, что основной схемой патрулирования будет следующая – 2-3 самолета KJ-200 будут барражировать на большом удалении от своего «старшего брата» KJ-2000, передавая на борт последнего всю поступающую им информации в режиме реального времени.

По замыслам китайских военных, самолет ДЛРОиУ KJ-2000, обладающий значительно большими возможностями и мощным электронным оборудованием, будет обрабатывать поступающую информацию и осуществлять функцию непосредственного управления авиационными соединениями. Такая двухступенчатая схема патрулирования воздушного пространства еще более повысит дальность обнаружения целей и боевую устойчивость всей воздушной радиолокационной системы КНР.

Летно-технические характеристики Y-8:

Размеры: размах крыла – 38,00 м., длина – 34,02 м., высота – 11,6 м.
Площадь крыла – 121,86 кв. м.
Масса самолета пустого – 35 500 кг., максимальная взлетная – 61 000 кг.
Полезная нагрузка – 20 000 кг.
Тип двигателя – 4 ТВД WJ-6, мощностью 4250 л.с. каждый.
Максимальная скорость – 660 км/ч, крейсерская скорость – 550 км/ч.
Практическая дальность – 5615 км.
Практический потолок – 10 400 м.
Экипаж – 5, 3 или 2 человека на Y-8F-600

Shaanxi Y-8

infobox Aircraft
name = Y-8
type = Transport
manufacturer = Shaanxi Aircraft Company

caption =
designer =
first flight = December 1974
introduced =
retired =
produced = 1981-present
number built = 75+
status =In service
unit cost =
primary user = PLA Air Force
more users =
developed from = Antonov An-12
variants with their own articles = Shaanxi Y-9

The Shaanxi Y-8 (Yun-8) aircraft is a medium size medium range transport aircraft produced by Shaanxi Aircraft Company in China, based on the Soviet Antonov An-12 . It has became one of China"s most popular military and civilian transport/cargo aircraft, with many variants produced and exported. Although the An-12 is no longer made in Ukraine, former USSR the Chinese Y-8 continues to be upgraded and produced. An estimated 75 Y-8 aircraft had been built by 2001.

Design and development

In the 1960s, China purchased several An-12 aircraft from the Soviet Union, along with license to assemble the aircraft locally. However, due to the Sino-Soviet split , the Soviet Union withdrew its technical assistance. The Xi"an Aircraft Company and Xi"an Aircraft Design Institute worked to reverse engineer the An-12 for local production. cite news | first= | last= | coauthors= | title=Y-8 Turboprop Transport Aircraft | date=2007-03-25 | publisher=SinoDefence.com | url =http://www.sinodefence.com/airforce/airlift/y8.asp | work = | pages = | accessdate = 2008-03-22 | language = ]

Design of the aircraft was completed by February 1972. Major features of the Y-8 included a similar fuselage to the H-6 bomber cite news | first= | last= | coauthors= | title=Y-8 | date=2005-07-31 | publisher=GlobalSecurity.org | url =http://www.globalsecurity.org/military/world/china/y-8.htm | work = | pages = | accessdate = 2008-03-22 | language = ] , the same bomber"s nose and tail turret, a roller-type dropping device instead of conveyor belt, and a gaseous oxygen system as opposed to a liquid system. The original Y-8 inherited the An-12’s twin 23mm cannon tail turret, but this was removed on subsequent variants.

The Y-8 equipped with four turboprop engines mounted under the leading edges of non-swept wings. The wings are attached high on the fuselage, and the tricycle landing gear is equipped with low pressure tires. The earliest versions used for the transportation of freight or troops had two side-hinged doors, while later variants used a rearward-facing ramp to facilitate loading and unloading of the payload. Some specialized versions omit the cargo ramp entirely.

The Y-8 is capable of carrying troops, dropping supplies, parachute drops, and functioning as an air ambulance. It also can be used for commercial uses as a freighter. It is capable of hauling 20 tons of cargo, approximately 96 soldiers, or about 82 paratroopers. It can also carry 60 severely wounded soldiers with their stretchers, 20 slightly injured soldiers and 3 medical attendants. Many variants for specialized roles have been built, but information on them can be vague or difficult to obtain due to the secretive nature of the Chinese military.

Operational history

The Y-8 transport aircraft was put into trial production in the Xi"an Aircraft Factory in June 1972. By December 1974, the first Chinese-assembled Y-8 conducted its maiden flight. Following trial production of the first Y-8s, operations were transferred to the Shaanxi Aircraft Factory. The Shaanxi-produced Y-8s conducted their test flights in December 1975. After a regime of 66 test flights the Y-8 was officially certified for use by the Chinese government. By 1981, the Y-8 entered serial production.

In the late 1980s, Lockheed Martin , the American manufacturer of the C-130 Hercules , helped China to develop a pressurized cabin for the passenger version of Y-8, resulting in two versions: the first had half of the cabin pressurized because China could not handle the technology, and later, the second version in which the complete cabin was pressurized.

In 2001 and 2002, new consulting arrangements between Antonov and Shaanxi resulted in modernized redesigns to the Y-8"s wing and fuselage. As a consequence the redesign allows the Y-8"s fuel capacity to be increased by 50 percent. [ [ http://www.strategycenter.net/research/pubID.113/pub_detail.asp International Assessment and Strategy Center > Research > New PLA Transport Aircraft: Building For Power Projection ] ]

KJ-200 Accident

On June 3, 2006, a Chinese KJ-200 "Balance Beam" Airborne Early Warning and Control aircraft crashed in Guangde County in the Anhui province, China . cite news | first= | last= | coauthors= | title=KJ-200 (Y-8 "Balance Beam") Airborne Early Warning Aircraft | date=2007-09-07 | publisher=SinoDefence.com | url =http://www.sinodefence.com/airforce/specialaircraft/y8-kj200.asp | work = | pages = | accessdate = 2008-03-22 | language = ] All 40 people onboard were killed. The Chinese official explanation was that the accident was due to heavy ice formation on the wing s after the aircraft made repeated passes in and out of cloud s in bad weather . [ [ http://english.peopledaily.com.cn/200609/07/eng20060907_300584.html People"s Daily Online - High-ranking military officers harshly penalized for plane crash, flood disaster ] ] However, the official Chinese report does not mention the exact type of the airborne early warning aircraft, only claiming that it was a 4-engine large military aircraft , and some who have claimed that the aircraft that crashed was a KJ-2000 instead of a KJ-200.

Variants

*Y-8 Transport : Unpressurized military carrier.
*Y-8 Passenger plane : Pressurized passenger carrier.
*Y-8 C3I : at least one sample is being tested, and characterized by around half a dozen small antennas above the cockpit .
*Y-8 Cargo plane : Many versions, some with a pressurized cabin. Special variants included one modified to transport the Sikorsky S-70 helicopter, and the Y-8F livestock carrier.
*Y-8X Maritime patrol aircraft : Equipped with Litton Canada AN/APS-504(V) search radar for maritime surveillance missions. This version is characterized by a larger cylindrical radar radome under the nose similar to that on H-6 bomber.
*Y-8J AEW : Airborne early warning version equipped with British GEC-Marconi Argus-2000 early warning radar systems. This version is characterized by a large nose that houses the radar.
*KJ-200 AEW&C : Airborne early warning and control version with active phased array radar in configurations similar to Swedish Erieye .
*Y-8 AWACS : Characterized by triple tail configuration (one large and two small). Similar look to A-50I.
*Y-8 ECM : Electronic countermeasures version characterized by the semi-cylindrical arrays on the sides of the front fuselage.
*Y-8 ESM : Electronic surveillance measures version characterized by the ventral canoe underneath the forward fuselage, and seven antennas protruding downward from the loading ramp.
*Y-8 ELINT : Electronic signals intelligence version characterized by the cylindical array just in front of the vertical stabilizer .
*Y-8 Mineral research plane : Characterized by the extended magnetic anomaly detector at the tail, for finding potential mine sites. It is similar in appearance to an anti-submarine warfare platform and is often mistaken for the latter.
*Y-8 ASW : ASW platform under tests, with extended magnetic anomaly detector at the tail, the latest military version, looks similar to Y-8 Mineral research plane .
*Y-8 Radar test bed : Test bed for airborne radars for fighters, similar to the Boeing 737 test bed for the APG-63 radar for the F-15 Eagle and characterized by a sharp pointed nose cone.
*Y-8 Avionics test bed : Test bed for avionics (except the radar). In appearance it could be mistaken as an electronic surveillance platform.
*Y-8A : Helicopter transport aircraft.
*Y-8B : Unpressurised freight/passenger transport aircraft for CAAC .
*Y-8C : Pressurised transport version.
*Y-8D : Fitted with western avionics.
*Y-8E : Drone carrier aircraft.
*Y-8F : Live-stock transport aircraft.
*Y-8H : Aerial survey aircraft.
*Y-8K : 121-seat airliner.
*Y-8F-100 : Fitted with more powerful engines, EFIS, colour weather radar, TCAS and GPS.
*Y-8F-200 : This model has a 2.2m (7ft 10in) stretched fuselage.
*Y-8F-600 : Newest civilian transport variant with a redesigned fuselage, Pratt and Whitney turboprop engines, an Electronic Flight Instrument System "glass cockpit", and a two-person crew. [ [ http://www.shanfei.com/2005_english/Product/Y8F600.htm Y8F600 ] ]

Operators

; PRC
* People"s Liberation Army Air Force

;Former Operators; SRI
* Sri Lanka Air Force

pecifications (Y-8 Transport)

aircraft specifications

plane or copter=plane
jet or prop?=prop

ref=Sinodefence.com [ cite web
url=http://www.sinodefence.com/airforce/airlift/y8.asp
title=Y-8 TACTICAL TRANSPORT AIRCRAFT
last=
first=
date= 2005-12-14
accessdate=2006-12-26
work=
publisher=www.sinodefence.com
]
crew=5, or 3, or 2 (Y-8F600)
capacity=≈90 equipped troops
payload main=20,000 kg
payload alt=44,000 lb
payload more=cargo
length main= 34.02m
length alt= 111ft, 8in
span main= 38.0m
span alt= 124ft 8in
height main= 11.6m
height alt= 36ft 8in
area main= 121.9m²
area alt= 1311.7ft²
empty weight main= 35,490kg
empty weight alt= 77,237lb
loaded weight main= kg
loaded weight alt= lb
useful load main= 20,000kg
useful load alt= 44,090lb
max takeoff weight main= 61,000kg
max takeoff weight alt= 134,480lb
more general=
engine (prop)=Zhuzhou WoJiang-6 (WJ-6)
type of prop= turboprop s
number of props=4
power main= 3,170kW
power alt= 4,250hp
power original=
max speed main= 660km/h
max speed alt= 357 knots, mph
cruise speed main= 550km/h
cruise speed alt= knots, mph
stall speed main= km/h
stall speed alt= knots, mph
never exceed speed main= km/h
never exceed speed alt= knots, mph
range main= 5,615km
range alt= 3030nm, mi
ceiling main= 10,400m
ceiling alt= ft
climb rate main= 10m/s
climb rate alt= ft/min
loading main= kg/m²
loading alt= lb/ft²
thrust/weight=
power/mass main= W/kg
power/mass alt= hp/lb
more performance=
armament=Twin 23mm cannon tail turret (early models only)
avionics=

aircontent
related=
* Antonov An-10
* Antonov An-12
* Shaanxi Y-9
similar aircraft=
* Airbus A400M
* C-130 Hercules
* Transall C-160
lists=
* List of military transport aircraft
see also=

References

External links

* [ http://www.airliners.net/info/stats.main?id=35 Antonov An-12 and Shaanxi Y-8 at airliners.net ] - specifications, and photo galleries of exterior and interior
* [ http://www.shanfei.com/2005_english/Product/Y8F600.htm Y-8F600 ] - describes "next generation" Y-8
* [ http://www.strategycenter.net/research/pubID.113/pub_detail.asp New PLA Transport Aircraft: Building for Power Projection ] - article at strategycenter.net
* [ http://www.sinodefence.com/airforce/airlift/y8.asp Y-8 Tactical Transport ] - informative summary of Y-8 transport variants at sinodefence.com
* [ http://www.sinodefence.com/airforce/specialaircraft/default.asp Chinese Special Mission Aircraft ] - includes links to various Y-8 special mission variants
* [ http://www.sinodefence.com/news/2006/news06-06-08.asp Shaanxi AEW Aircraft Crashed During Test ]
* [ http://english.peopledaily.com.cn/200609/07/eng20060907_300584.html People"s Daily news article on the June 3 2006 plane crash in Anhui Province. ]
* [ http://www.airliners.net/search/photo.search?aircraft_genericsearch=Shaanxi%20Y-8&aircraftsearch= Shaanxi Y-8 photo gallery ] at [ http://www.airliners.net airliners.net ]

В семидесятых годах китайская авиационная промышленность освоила производство транспортных самолетов Shaanxi Y-8, представлявших собой лицензионную копию советского Ан-12. Первый собранный в Китае самолет этого типа, в конструкции которого широко использовались узлы и агрегаты советского производства, взлетел в конце 1974 года. Еще через год китайские летчики подняли в воздух первый Y-8, полностью изготовленный в Китае. Эксплуатация этих самолетов началась в самом конце семидесятых, и достаточно быстро они получили массу положительных отзывов. Несмотря на некоторые проблемы конструктивного и производственного характера, транспортный самолет с грузоподъемностью около 20 тонн оказался очень полезным для китайской авиации. Благодаря удачной конструкции Y-8 вскоре стал основой для нескольких новых модификаций различного назначения. К настоящему времени на базе лицензионного Ан-12 разработано и построено свыше трех десятков модификаций и специальных самолетов. Не все они были воплощены в металле, но, тем не менее, стоят внимания. Рассмотрим некоторые из этих машин.

Транспортные модификации

Y-8A. В середине восьмидесятых Китай купил у США две дюжины вертолетов Sikorsky S-70C. Для их перевозки понадобился специальный самолет, основой для которого стал Y-8. На этот транспортник установили грузовую аппарель новой конструкции, напоминающую соответствующий агрегат американского самолета Lockheed C-130, а также доработали грузовую кабину. Из нее убрали погрузочное оборудование, что позволило увеличить высоту доступного объема на 120 миллиметров. Был построен лишь один такой самолет, который использовался только для перевозки американских вертолетов.

Y-8B. Одновременно с Y-8A инженеры Shaanxi Aircraft Company (SAC) начали разработку гражданской модификации транспортного самолета. Проект Y-8B подразумевал демонтаж вооружения и специального оборудования военного назначения. В ходе переделки транспортный самолет полегчал на 1700 килограмм, что соответствующим образом сказалось на его грузоподъемности. Эксплуатация Y-8B началась в первой половине девяностых годов.

Y-8C. В самом конце восьмидесятых компания SAC совместно с американской фирмой Lockheed начала разработку еще одного транспортного самолета, отличавшегося от предыдущих составом оборудования и некоторыми другими деталями. Предполагалось, что Y-8C будет представлять собой Y-8B с грузовой рампой наподобие Y-8A, герметизированной грузовой кабиной, новыми двигателями и рядом систем американского производства. Однако в 1989 году США прекратили сотрудничество с Китаем и серийные Y-8C не получили новое оборудование, так и оставшись «гибридом» первых двух модификаций базового самолета.

Y-8D. Еще в середине восьмидесятых китайские авиастроители вознамерились выйти на международный рынок и для этой цели создали экспортную версию Y-8. Она представляла собой гражданский вариант этого транспортного самолета, на который установили некоторую электронику западного производства. Экспортный Y-8D впервые взлетел в 1987 году, а через пять лет начались поставки третьим странам: Мьянме, Шри-Ланке, Судану и т.п.

Y-8F. Пожалуй, самая оригинальная модификация транспортного назначения. В 1989 году министерство сельского хозяйства заказало специальный самолет для перевозки мелкого рогатого скота на новые пастбища. В начале 1990 года один из серийных самолетов Y-8 оборудовали специальными грузовыми модулями. Внутри грузовой кабины разместили две трехэтажные конструкции, собранные из большого количества небольших загонов. Одним рейсом Y-8F мог перевезти до 350 овец или коз.

Y-8F-100, Y-8F-200, Y-8F-300, Y-8F-400, Y-8F-600. Несмотря на литеру F, не имеют почти никакого отношения к самолету для перевозки скота. Модификации с числами в названии, создававшиеся с конца восьмидесятых годов, представляют собой гражданские транспортные машины. Они отличаются от базового самолета электроникой зарубежного производства, новыми двигателями и т.п. Так, самый новый из этих самолетов, Y-8F-600, оснащается турбовинтовыми двигателями компании Pratt & Whitney и системой спутниковой навигации, а также имеет обновленную конструкцию фюзеляжа.

Y-8K. Специальная пассажирская модификация, предназначенная для перевозки 121 пассажира. Разрабатывалась в девяностых годах и строилась сравнительно небольшой серией. Также предлагалась на экспорт.

Самолеты радиолокационного обнаружения

Y-8X. В 1985 году китайские ВВС получили новый самолет, предназначенный для патрулирования морской акватории. На базовый транспортный самолет установили радиолокационную станцию, гидроакустическое оборудование, инфракрасные датчики и магнитометры, фотокамеры и аппаратуру для взаимодействия с акустическими буями. Примечательно, что часть электроники патрульного самолета была произведена в США, которые в то время активно сотрудничали с Китаем. Всего было построено не менее четырех самолетов Y-8X, один из которых позже переоборудовали в соответствии с проектом Y-8J.

Y-8J. Дальнейшее развитие идей, заложенных в проекте Y-8X. В середине девяностых годов китайские авиастроители приобрели у английской компании Racal не более восьми радиолокационных станций Skymaster. Осенью 1998 года впервые взлетел транспортник Y-8, оборудованный английской РЛС и рядом другой аппаратуры. Предположительно, Y-8X также несет набор других датчиков, соответствующий оснащению предыдущего патрульного самолета. В настоящее время активно эксплуатируется не более четырех новых патрульных самолетов.

Y-8CA. Для удобства проверки тех или иных технических решений компания Xian Aircraft Industries переоборудовала один из серийных Y-8C в летающую лабораторию. С самолета демонтировали механизмы грузовой рампы, а также изменили конструкцию носа. Сделано это было по той причине, что на обоих патрульных самолетах антенна РЛС размещалась именно под носовым обтекателем, а в грузовой кабине устанавливалась электроника и рабочие места ее операторов. Новая конструкция носа самолета Y-8CA позволяет устанавливать различные антенны и проверять их работу в полете. Единственная летающая лаборатория приписана к организации CFTE (China Flight Test Establishment – Китайская организация авиационных испытаний).

Y-8W (KJ-200). Еще в конце девяностых годов началась разработка нового самолета дальнего радиолокационного обнаружения, который отличался от другого аналогичного проекта (KJ-2000) как габаритами, так и характеристиками. На доработанный транспортник Y-8F-200 на стойках установили продолговатый обтекатель с антенной радиолокационной станции. Первый прототип самолета Y-8W поднялся в воздух в 2001 году. В дальнейшем был построен второй прототип, на котором смонтировали более совершенную аппаратуру. Именно он стал образцом для дальнейшего серийного строительства новых самолетов. Общее количество самолетов Y-8W неизвестно.

ZDK-03 Karakoram Eagle. В 2009 году Китай передал Пакистану первый самолет дальнего радиолокационного обнаружения ZDK-03. Базой для него стал транспортный Y-8F-600, а радиоэлектронное оборудование в основном соответствовало аппаратуре Y-8W. Пакистанский заказ подразумевает поставку четырех таких самолетов.

Самолеты РЭБ и радиоразведки

Y-8CB (Y-8GX-1). Ориентировочно в 2000 году свой первый полет совершил новый самолет-постановщик помех Y-8CB. В отличие от базовой модели, он не имеет открывающегося хвостового люка, а также по всей его поверхности распределены антенны станций постановки помех. Кроме того, на нижней поверхности фюзеляжа имеется достаточно крупный обтекатель некой дополнительной антенны. ВВС Китая располагают, как минимум, четырьмя такими самолетами.

Y-8JB (Y-8GX-2). Специализированный самолет радиоэлектронной разведки для военно-морских сил. От базовых Y-8 отличается множеством антенн, расположенных по всей поверхности фюзеляжа. При этом наиболее заметным отличием является крупный обтекатель одной из антенн, находящейся на носу самолета, под кабиной штурмана. Согласно некоторым данным, при создании комплекса радиоэлектронной разведки для самолета Y-8JB использовалась информация, полученная при изучении американского самолета-разведчика Lockheed EP-3, доставшегося Китаю весной 2001 года. Самолеты Y-8JB используются с середины двухтысячных годов.

Прочие модификации

Y-8E. С 1992 по 1994 год компания SAC произвела несколько самолетов-носителей беспилотных летательных аппаратов WZ-5 Chang Hong-1 (копия американского Ryan AQM-34 Firebee). Для обеспечения работы разведывательных БПЛА пришлось демонтировать некоторое радиоэлектронное оборудование самолета Y-8, а также снять с него оборонительное вооружение. Для крепления беспилотников под крылом самолета-носителя установили два специальных пилона. Пульт управления аппаратами WZ-5 разместили в передней гермокабине. Общее количество Y-8E не превышает десяти единиц.

Y-8T. В первой половине двухтысячных годов военно-воздушные силы Китая получили не менее трех воздушных командных пунктов Y-8T. Машина, созданная на базе Y-8F-400, оснащена набором различной аппаратуры связи, а также прочим оборудованием, необходимым для эффективной координации действий разных подразделений ВВС и связи с командованием других родов войск или вооруженных сил в целом.

Y-8XZ (Y-8GX-7). Специальный самолет для ведения психологической войны. Появившиеся в 2007 году два (минимум) самолета оснащены широким спектром теле- и радиовещательного оборудования и предназначаются для трансляции пропагандистских материалов. Вероятно, самолеты Y-8XZ должны применяться по методике, схожей с задачами американского самолета Lockheed EC-130E Commando Solo: определять частоты гражданского и военного радио- и телевещания, а затем передавать на них собственные пропагандистские материалы.

Y-8FQ. Осенью 2011 года появились фотографии, подтвердившие циркулировавшие до того слухи. Новый неокрашенный самолет имел характерный обтекатель антенны РЛС под носом, а также штангу с датчиком магнитометра. Кроме того, самолет получил оптико-локационную станцию, системы предупреждения об облучении, обнаружения ракет и т.п. Таким образом, внешний вид нового Y-8FQ говорил о том, что это самолет противолодочной обороны. По-видимому, в настоящее время существует не более нескольких экземпляров этого самолета.

Как видим, китайские ВВС по достоинству оценили советский самолет Ан-12, а также поняли и начали развивать его модернизационный потенциал. В современных модификациях самолета Shaanxi Y-8 от исходного Ан-12 остались лишь основные элементы планера и нескольких систем. Все прочее оборудование, как то двигатели, электроника и т.п. неоднократно менялись и улучшались. По этой причине новые самолеты на базе Y-8 продолжат появляться в течение следующих лет и общее количество типов вполне способно перевалить через полсотни.

По материалам сайтов:
https://airwar.ru/
https://sinodefence.com/
https://china-defense.blogspot.hu/
https://globalsecurity.org/
https://periscope2.ru/
https://bmpd.livejournal.com/

Китайская версия ТВД АИ-20 получила наименование WJ6. Двигатель был доработан, увеличен ресурс до 2000 часов.

В 1984 году разработана версия Y-8X - это базовый патрульный самолёт, оснащённый мощной обзорной РЛС Litton APSO-504, разведывательной аппаратурой, фотоаппаратурой видимого и ИК диапазонов, сбрасываемыми гидроакустическими буями. На вооружении ВМС КНР имеется 8 таких машин.

В 1986 году начата разработка гражданской версии самолёта под индексом Y-8B, в 1993 году самолёт совершил свой первый полёт.

При непосредственном техническом содействии американской компании Lockheed в конце 1980-х годов была создана новая версия самолёта под индексом Y-8C. Он оснащался двухсекционной рампой, аналогичной установленной на С-130, а также герметизированной грузовой кабиной, новыми системами кондиционирования воздуха и кислородной системой, а также дополнительными аварийными люками. По политическим мотивам сотрудничество американских специалистов с китайскими было прекращено в 1989 году.

в 1989 году был построен самолёт-носитель БПЛА Y-8E. Данная машина предназначена для транспортировки на внешней подвеске к месту выполнения задачи двух разведывательных беспилотных самолётов типа BUAA ChangHong-1 (копия американского Ryan AQM-34 Firebee).

Разработана экспортная модификация самолёта под индексом Y-8D. Машина получила оборудование западного производства, восемь штук поставлено на экспорт.

Пассажирский вариант на 120 пассажиров называется Y-8K.

Разработана весьма оригинальная версия самолёта под названием Y-8F, с тремя палубами, предназначенная для перевозки до 350 овец.

Вариант самолёта Y-8F-100 получил более мощные двигатели, системы GPS, новые РЛС. На модификации Y-8F-200 фюзеляж был удлинен на 2,2 метра.

В конце 1990-х годов на базе Y-8 было создано несколько разновидностей самолётов радиоэлектронной разведки и электронного противодействия, объединённых общим названием «проект Gaoxin», но имеющих разный комплект оборудования - Y-8CB, Y-8JB.

В 2001 году КНР совместно с украинской авиастроительной компанией Антонов начал работы по проекту нового варианта самолёта Y-8F-600 под канадские турбовинтовые двигатели Pratt-Whitney, полностью обновлённое БРЭО с сокращением экипажа до 2-х человек.

На базе Y-8F200 в 2001 году построен самолёт ДРЛО KJ-200, на верхней части фюзеляжа смонтирована РЛС с активной фазированной решёткой Ericsson Erieye AESA. Второй прототип самолёта KJ-200, построенный на базе Y-8F-600, совершил первый полёт в январе 2005 года, а 3 июня 2006 года он разбился по причине обледенения, все находящиеся на борту воздушного судна 40 человек погибли.

Y-8T - воздушный командный пункт на базе Y-8F-400, построено три самолёта.

Y-8XZ - самолёт для пропаганды и ведения психологической войны. На борту имеется большое количество передающей телерадиоаппаратуры.

Самолёт ДРЛО ZDK-03, спроектирован специально для ВВС Пакистана. Оборудован РЛС кругового обзора. В конце 2011 года поставлена первая машина. Также сообщается о разработке экспортно-ориентированного самолёта ДРЛО ZDK-06.

Техническое характеристики

  • размах крыла – 38,00 м.,
  • длина – 34,02 м.,
  • высота – 11,6 м.
  • Площадь крыла – 121,86 кв. м.
  • Масса самолёта пустого – 35 490 кг., максимальная взлётная – 61 000 кг.
  • Полезная нагрузка – 20 000 кг, 90 человек л/с с полным снаряжением
  • Тип двигателя – 4хТВД WJ-6, мощностью 4250 л.с. каждый.
  • Максимальная скорость – 660 км/ч.
  • крейсерская скорость – 550 км/ч.
  • Практическая дальность – 5615 км.
  • Практический потолок – 10 400 м.
  • Радиус действия – 5615 км
  • Экипаж – 5 (3 или 2 человека на Y-8F-600)

Примечания

Источники

  • Военное обозрение. Shaanxi Y-8 – китайская версия Ан-12.
  • Уголок неба. Y-8
  • Airshow China 2012 ч.8:KJ-200 , а именно Shaanxi Y-8, он же бывший Ан-12.