27.06.2019

Южно кавказская железная. Железнодорожный вокзал еревана


ЗАО «Южно-Кавказская железная дорога» является 100% дочерней компанией ОАО «Российские железные дороги» и осуществляет концессионное управление железнодорожной инфраструктурой Армении согласно подписанному между РЖД и правительством Армении 13 февраля 2008 г. концессионному договору. Срок концессионного управления составляет 30 лет с правом пролонгации еще на 10 лет.

О сегодняшнем дне этого важного для экономики страны предприятия, его технической оснащенности и инфраструктурных преобразованиях пойдет речь в материалах статьи генерального директора ЗАО «ЮКЖД» Сергея Геннадьевича Валько.








В настоящее время ЗАО «ЮКЖД» является одним из крупнейших работодателей Армении, в Компании работают более 3 тысяч человек.

ЗАО «Южно-Кавказская железная дорога» работает на рынке железнодорожных перевозок Армении с 2008 года, осуществляя программы модернизации железнодорожной инфраструктуры, совершенствования внутриреспубликанских и международных перевозок, развития технического и гуманитарного сотрудничества с сопредельными государствами.

За это время ЮКЖД удалось сформироваться в качестве эффективной железнодорожной компании, обеспечивающей перевозки пассажиров и грузов, реализацию инвестиционных инфраструктурных проектов, направленных на развитие транспортной системы Армении.

Став концессионным управляющим железной дороги Армении, ЮКЖД обязалась инвестировать в развитие и модернизацию железнодорожной инфраструктуры Армении в 2008–2038 гг. 174,5 млрд драмов. В период с 2008 по 2015 гг. уже инвестировано 104,6 млрд драмов (более $250 млн), из которых 77,6 млрд – в модернизацию инфраструктуры, а 26,9 млрд – в обновление подвижного состава.

За время работы ЮКЖД в Армении были проведены работы по модернизации инфраструктуры и обновлению подвижного состава, практически с нуля построены и сданы в эксплуатацию три основных железнодорожных моста, заменившие собой мосты 1898 года постройки: старейший в Армении Заманлинский мост, мост «Сатани камурдж» и мост на перегоне Кобер – Туманян.

Было отремонтировано 437,5 км пути, 70 стрелочных переводов, 52 переезда, 40 мостов и других объектов, заменено более 776,9 тыс. шпал, завершена модернизация базы путевой машинной станции и механизированной дистанции пути в Санаине, проведена реконструкция зданий основных вокзалов Еревана, Ванадзора и Гюмри.

За годы работы был произведен ремонт 326,6 км контактной сети и 48 подстанций (тяговых и трансформаторных), линий электроснабжения протяженностью 207,6 км, восстановлена электрическая централизация на 6 станциях и полуавтоматическая блокировка на 14 перегонах (227 км).

В рамках модернизации парков подвижного состава, в частности, приобретено 60 вагонов МВПС, 10 тепловозов ЧМЭ-3, 8 электровозов ВЛ-10, отремонтировано 700 грузовых, 27 пассажирских вагонов.

Среди основных крупнейших инфраструктурных проектов, осуществленных Южно-Кавказской железной дорогой, можно назвать масштабную реконструкцию локомотивного и вагоноремонтного депо в городе Гюмри, что позволило создать современный машиностроительный комплекс.

В настоящее время созданы новые участки по ремонту колесных пар, электрических двигателей и испытанию воздушных резервуаров. Модернизированы существующие производственные участки.

Новое оборудование, которым оснащены оба депо, позволяет применять современные технологические процессы для обслуживания и ремонта парка вагонов, тем самым существенно повышая качество работ и снижая эксплуатационные издержки.

Налажен ремонт электровозов и тепловозов на территории Армении. 25 декабря 2014 года в Гюмрийском локомотивном депо состоялась торжественная церемония ввода в эксплуатацию первого электровоза, прошедшего ремонт в объеме ТР-3 на территории Армении за последние 25 лет. В 2015 году мы сдали и первый тепловоз, прошедший ремонт в Ереванском вагонно-локомотивном депо.

ЗАО «Южно-Кавказская железная дорога» уделяет особое внимание развитию сферы пассажирских перевозок, способствуя реализации конституционного права граждан на свободу передвижения, несмотря отсутствие сообщения с некоторыми из соседних стран.

ЮКЖД организует курсирование двух международных поездов: Ереван – Тбилиси – Ереван (с октября по июнь) и Ереван-Батуми – Ереван (с июня по октябрь), имеющих категорию фирменного поезда.

За счет улучшения состояния железнодорожной инфраструктуры ЮКЖД удалось сократить на 6 часов время следования популярного у населения фирменного поезда «Армения» маршрутом Ереван – Батуми.

Вагоны фирменного поезда оборудованы кондиционерами, полностью соответствуют техническим, санитарно-гигиеническим нормам и требованиям безопасности. Поезд по всему маршруту сопровождают сотрудники полиции, так что пассажиры могут чувствовать себя полностью защищенными. В купе повышенной комфортности и СВ предоставляется бесплатная Wi-Fi связь.

По сравнению с 2008 годом в 2015 году число перевезенных поездом пассажиров возросло с 8,6 тыс. до 34 тыс. человек.

Проведена большая работа по привлечению пассажиров, в частности, в международном сообщении. Внедрена автоматизированная система продажи билетов на международные поезда «Орион», благодаря которой время оформления одного билета было сокращено с 10 до 2 минут. Это позволило избежать очередей в билетных кассах, увеличив продажи билетов на треть. Летом 2012 года была внедрена система интернет-продажи билетов на международные поезда, которая приобретает все большую популярность.

ЗАО «ЮКЖД» проводит последовательные работы по повышению качества предлагаемых пассажирам услуг и уровня комфорта в поездах.

В настоящее время посредством установленных на вокзале «Ереван» терминалов осуществляется продажа билетов на пассажирские поезда ОАО «РЖД».

ЗАО «ЮКЖД» активно работает на рынке грузовых перевозок Армении, расширяя географию международных перевозок. В настоящее время Компания осуществляет их в 75 стран мира.

Совместно с Министерством транспорта и связи Армении ведутся активные работы по использованию транзитного потенциала страны для грузовых и контейнерных перевозок по маршруту Иран-Европа и в обратном направлении через терминал на железнодорожной станции «Ерасх». Существующая инфраструктура ЮКЖД позволяет эффективно использовать эту возможность для активизации перевозок грузов в данном направлении.

Проводимая Компанией политика по модернизации инфраструктуры положительно сказалась на эффективности эксплуатационной работы железной дороги. Так, транзитное время доставки груза сокращено более чем в два раза, время простоя под одной грузовой операцией – в три раза, средний вес поезда увеличился более чем на треть.

С 2009 года Компания реализует совместный с грузинскими коллегами проект курирования ускоренного контейнерного поезда из порта Поти на станцию Кармир Блур в Ереване. Изначально казавшийся малоперспективным из-за достаточно острой конкуренции с автотранспортом проект принес большие результаты. Благодаря сквозной тарифной ставке, четкому графику курсирования не меньше двух раз в неделю и сокращению времени транзита до 30 часов, объем контейнерных перевозок ЮКЖД удвоился.

В настоящее время компанией предпринимаются работы по привлечению на железную дорогу новых объемов грузовых перевозок, ведется работа с клиентами, которая осуществляется посредством Дорожного центра фирменного транспортного обслуживания. В его составе для удобства грузоотправителей действует Центр транспортных услуг, являющийся единым центром по работе с клиентами.

Здесь клиентам предоставляется полная логистическая схема перевозки груза с учетом расстояния, объема и срока доставки, в комплексе с дополнительными услугами по работе с терминалами. А внедрение автоматизированных систем позволяет клиенту не только оформить заказ на перевозку и перевозочные документы, контролировать наличие средств на своем лицевом счете, но и осуществлять все необходимые действия в онлайн-режиме.

Особое внимание Компания уделяет вопросам безопасности на железной дороге, в первую очередь, осуществляя работу по контролю за качеством ремонта инфраструктуры. Предпринимаемые меры уже дают ощутимый результат – существенно сократилось число сходов вагонов на ЮКЖД: если в 2008 году было зарегистрировано 97 подобных случаев, то в 2015 году – ни одного, а балловая оценка пути снижена до 87 единиц.

Следует также отметить, что на момент начала работы ЮКЖД в Армении в 2008 году все километры железной дороги имели неудовлетворительную оценку, в настоящее время неудовлетворительных километров нет.

ЗАО «ЮКЖД» и дальше продолжит работу в Армении. Сейчас перед железной дорогой стоит множество задач: обеспечение безопасности движения поездов, совершенствование работы по привлечению на железную дорогу новых объемов перевозок грузов, обеспечение комфорта и безопасности пассажиров, сбалансирование доходных и расходных статей бюджета, выполнение программ ресурсосбережения и оптимального использования трудовых ресурсов, многое другое. И мы уверены в их успешном выполнении.

© Евразия Вести X 2016

Южно-Кавказская железная дорога , ЗАО «Южно-Кавказская железная дорога», - дочерняя компания , владеющая железнодорожно сетью на территории Армении.

13 февраля 2008 года в г. Ереване между ОАО «Российские железные дороги» и Республикой Армения был подписан Концессионный договор о передаче государственного ЗАО «Армянская железная дорога» в управление ЗАО «ЮКЖД» . Согласно договору, срок концессионного управления составляет 30 лет с правом пролонгации ещё на 10 лет после первых двадцати лет работы по взаимному согласию сторон. В соответствии с условиями тендера сотрудники железной дороги Армении (4300 человек), за исключением лиц, достигших пенсионного возраста, переведены в штат ЗАО «ЮКЖД» с повышением заработной платы до 20 %.

В задачи ЗАО «ЮКЖД» входят модернизация инфраструктуры железной дороги РА, развитие сотрудничества с сопредельными с Арменией государствами, развитие внутриреспубликанского и международного пассажирского и грузового сообщения. Размер инвестиций, осуществляемых Компанией, составляет $572 млн, $220 млн из которых планируется инвестировать в течение первых 5 лет. Свою деятельность ЗАО «ЮКЖД» начало 1 июня 2008 года. Миссией Компании является развитие как общенациональной транспортной компании, динамично развивающей эффективность и качество услуг посредством определенных стратегических целей. Среди них Компания выделяет:
Повышение долгосрочной эффективности и финансовой устойчивости;
Повышение качества услуг;
Увеличение мощности транспортного производства на территории РА;
Интеграция в европейско-азиатскую транспортно-логистическую систему.

В связи с уточнением стратегии развития компании «Южно-Кавказская железная дорога», а также детализацией стоящих перед компанией целей и задач, появилась необходимость в ребрендинге компании. Данное решение продиктовано, в том числе, особой позицией компании в экономическом пространстве Республики Армения. «Южно-Кавказская железная дорога» входит в пятерку крупнейших компаний республики, и эффективность развития компании напрямую влияет на темпы экономического роста государства.

Основные показатели технической оснащенности и перевозочной работы (за год):

Эксплуатационная длина пути - 749 км, в т.ч. электрифицировано -748 км (99,9%).

Сообщение с сетью железных дорог осуществляется только через паромный комплекс Поти - Батуми (Грузия) - Ильичевск (Украина).

Погрузка грузов -1505 тыс. т, в т.ч. в международном сообщении - 445 тыс. т (29,6%).

Основные грузы:

Руда цветная -525 тыс. т (34,9%),

Цемент -235 тыс. т(15,6%),

Строительные грузы -190 тыс. т (12,6%),

Перевезено пассажиров -703 тыс. чел.,

Численность работников, занятых в основной деятельности - 4,5 тыс. чел.

В январе-декабре 2013 года ЗАО «Южно-Кавказская железная дорога» было перевезено 3275,2 тыс. тонн грузов и 415,4 тыс. пассажиров . Объем грузоперевозок ЮКЖД в отчетный период сократился на 5,3% по сравнению с 2012 годом, а пассажирооборот увеличился на 4% (с 52992,0 тыс. пасс-км до 55123,8 тыс. пасс-км) .
В экспортном сообщении в течение года по железной дороге было перевезено 456 тыс. тонн грузов, в импортном - 1260,7 тыс. тонн, в местном - 1558,5 тыс. тонн.
В номенклатуре перевозимых грузов в прошлом году преобладали, в частности, цветная руда (более 1,3 млн. тонн), хлебные и зерновые грузы (более 455 тыс. тонн), нефтяные грузы (276,8 тыс. тонн), строительные материалы (133,5 тыс. тонн), цемент (более 110,2 тыс. тонн).
При этом только в течение декабря по ЮКЖД было перевезено 245 тыс. тонн грузов: 29,7 тыс. тонн - в экспортном, 120 тыс. тонн – в импортном и 95,3 тыс. тонн – в местном сообщении.
А из перевезенных в течение года 415,4 тыс. пассажиров 60,2 тыс. человек были перевезены в международном и 355,2 тыс. человек – в местном сообщении.
Гендиректор ЗАО «ЮКЖД» Виктор Ребец поручил ответственным за сферу руководителям подробно изучить ситуацию и разработать комплекс мер по обеспечению роста грузовых и пассажирских перевозок, привлечения на железную дорогу дополнительных объемов грузов и новых пассажиров.

Во всем мире поездки на поезде являются одним из самых цивилизованных, удобных, и, к тому же, экономичных способов путешествия на сравнительно недалекие расстояния. Конечно, европейские страны, предлагающие современные скоростные поезда, задали довольно высокую планку, до которой республикам бывшего Советского Союза еще очень далеко. И все же железнодорожное сообщение может стать отличной альтернативой тем же междугородним автобусам и даже самолетам.

Во время путешествий я лично отдаю предпочтение именно поездам, выделив для себя ряд плюсов:

  • во-первых, это безопасно;
  • во-вторых, довольно быстро;
  • в-третьих, позволяет избежать таких неприятных моментов, как отсутствие места для парковки, как это часто бывает при аренде автомобиля;
  • ну и, конечно же, это один из самых экономичных видов транспорта.

Конечно, забегая немного вперед, отмечу, что всеми указанными плюсами передвижений на поезде в Армении я еще не насладилась, но надеюсь, что в скором времени этот пробел будет устранен.

Так, в Армении ситуация с внешним железнодорожным сообщением несколько затруднительная с географической точки зрения, учитывая локальный конфликт с Азербайджаном и закрытую границу с Турцией. Так как я сама живу в Армении, данный факт очень сильно ощущается, ведь в поездках мне приходится выбирать не особо любимые самолеты, хотя очень бы хотелось удобные скоростные европейские поезда.

По этой самой причине прямых курсирующих поездов между Россией и Арменией нет, что, в прочем, не помешает вам выбрать данный способ путешествия, если вы решите устроить комбинированный тур по Грузии и Армении.

Но, обо всем, как говорится, по порядку.

Как добраться до ж/д вокзала

Начну, пожалуй, свой небольшой экскурс с того, как попасть к железнодорожному вокзалу Еревана. Он расположен к югу от центра столицы примерно в 10 минутах езды, на проспекте Тигран Мец.

Отмечу поподробнее, как можно добраться до ж/д вокзала Еревана:

  • На метро. Поездка обойдется в 0.25$ (100 драм). Сойти нужно на станции «Сасунци Давид». Более подробно о метро в Ереване я писала .
  • Общественным транспортом. В этом районе очень хорошо налажено наземное сообщение. Практически ко входу на вокзал вас довезут автобусы №1, 17, 18, 22, 30, а также маршрутки № 23, 30, 36 и 43. Стоимость проезда также около 0.25$ (100 драм).
  • Такси – самый удобный вариант, если у вас есть багаж. В принципе известно, что такси в Ереване – довольно доступный способ передвижения по городу, и учитывая небольшое расстояние от центра Еревана, поездка обойдется вам примерно 1.65-1.85$ (800-900 драм).

Привокзальная площадь

Первое, что вы заметите, как только доедите до вокзала Еревана – это величественная статуя Сасунци Давида (Давида Сасунского), героя древнего армянского эпоса «Неистовые из Сасуна» («Сасна Црер»). В нем рассказывается история юноши, защищающего свою Родину от арабских захватчиков в неравной борьбе. Одна из самых любимых мною поэм, датируемая 8 веком, в письменном виде впервые появилась в 1873 году. Она доступна и на русском, поэтому, если вас заинтересует, то, думаю, ее можно найти в Сети.

Сама статуя Сасунци Давида на коне, расположенная напротив вокзала, является шедевром выдающегося армянского скульптора Ерванда Кочара, который создал его в 1939 году. Изначальномонумент возвышался на 3 метра, и на нем был изображен точный эпизод из поэмы, когда арабские солдаты лежали на земле перед Давидом, сидящим на спине коня. Однако в 1941 году, когда скульптор был ложно обвинен и отправлен в ссылку, статую разрушили. Лишь в 1959 году Кочар получил второй шанс воссоздать Давида и представил еще более прекрасное произведение искусства.

Сегодня этот монумент является одной из визитных карточек Еревана. Примечательно, что данная скульптура существует не в единственном экземпляре. Аналогичная находится в городе Фресно, штат Калифорния .

Здание вокзала и строительство железной дороги

В свое время вокзал Еревана и площадь вокруг нее были целостным комплексом: справа располагался кинотеатр «Сасунци Давид», слева – Дворец Культуры. На протяжении многих лет вокзал был воротами в Ереван, отсюда начиналось знакомство тысяч туристов с древним городом.

Железная дорога Армении имеет почти 110-летнюю историю. В 1895 году Николай II получил запрос на строительство железной дороги по маршруту Карс – Тбилиси – Александрополь (Гюмри). Реализация проекта началась в 1896 году. Рассматривалось несколько вариантов – построить пути через Черное или Каспийское море, но царь выбрал каньон Лори, и 7 февраля 1899 года из Тбилиси в Александрополь прибыл первый поезд.

Открытие нового здания вокзала, которое мы наблюдаем по сегодняшний день, состоялось 22 июля 1956 года. Оно представляет собой элементы традиционной армянской архитектуры, гармонично сочетающей в себе центральную высокую структуру, боковые портики и административный корпус. Как и большинство строений в столице Армении, здание вокзала также построено из розового туфа, являющегося «визитной карточкой» Еревана. Колонны и карнизы с внешней стороны украшают оригинальные национальные орнаменты с гроздями винограда.

Для меня здание ереванского вокзала уж очень «советское» что-ли, что, впрочем, не удивительно: до сих пор на вершине бросающегося в глаза высокого шпиля красуется герб Армянской ССР.

Убранство с внешней стороны также заслуживает внимания – здесь мы видим высокие колонны, карнизы, потолок, украшенный гипсовой лепниной на белом туфе.

Главный вход станции – это художественно оформленный металлический витраж, окаймленный широким арочным входом.

Удобства вокзала

Железнодорожный вокзал Еревана находится на довольно оживленной улице: в шаговой доступности есть множество магазинов, пунктов продажи сим-карт, печатных изданий и прочего. Также на площади, напротив главного входа, работает небольшой рынок, где торгуют сельские жители и откуда в сезон можно купить много вкусных и недорогих фруктов.

В самом же здании вокзала продают газеты, журналы и предметы первой необходимости, если вдруг вы что-то забыли в последний момент. В автоматах можно приобрети горячий кофе, а также прохладительные напитки. Кроме того, на территории работает небольшое кафе «забегаловочного» типа. Горячих блюд здесь нет, но есть салаты (средняя стоимость примерно 0.7$ за 100 грамм) и различные закуски, булочки, кексы и хачапури, стоимость которых также колеблется в районе 1$.

Стоит также отметить, что железнодорожный вокзал находится не в самом престижном районе, поэтому ждать роскошных кафе и ресторанов с хорошим сервисом, каких много в центре Еревана, не стоит.


Однако, само здание очень чистое и достаточно хорошо обустроено. Во-первых, оно довольно просторное, в том числе и зал ожидания, а во-вторых, здесь предусмотрены также удобства для людей с ограниченными возможностями. Кстати, курение на всей территории запрещено.


Кроме того, в ж/д вокзале Еревана действует Музей железной дороги Армении, который очень нравится маленьким деткам. Вход туда бесплатный.

Южно-Кавказская железная дорога

С 2008 года система железнодорожного транспорта в Армении перешла в управление ЗАО«Южно-Кавказская железная дорога» (ЮКЖД), являющееся «дочкой» компании «Российские железные дороги». То есть, фактически, железные дороги Армении сегодня «принадлежат» Российской Федерации.

Возможные маршруты

Как я уже отметила, из-за армяно-азербайджанского, а позже и российско-грузинского конфликтов, железнодорожные ворота Армении оказались в тупике. Сегодня единственным транснациональным маршрутом из города является Ереван – Тбилиси, а в летнее время года также Ереван – .

Пару лет назад вот на таком поезде я ездила по второму варианту, и дорога заняла примерно 15 часов.

Сказать, что поездка была уж очень комфортной, наверное, я не решусь. Сыграла большую роль, скорее, моя нелюбовь к длинным переездам. Хотя, надо признать, что по уровню комфорта вагоны такие же, как и в среднестатистических междугородних российских поездах. Поэтому, если вы не избалованы высокоскоростными европейскими поездами, то такой вариант однозначно комфортнее, чем ехать все 15 часов на машине. А вот до я все же доезжаю на автомобиле: около 4-5 часов в зависимости от сезона, и вы на месте.

С конца сентября до середины июня поезда Ереван – Тбилиси отправляется в четные дни месяца, а обратно, соответственно, в нечетные. Отправление из Еревана в 21:30, на станцию поезд прибывает около 8 часов утра.

С середины июня до конца сентября поезда в идут ежедневно и доезжают уже до . В это время года они отбывают из Еревана в 15:30, прибывают в Тбилиси в полночь, а в (Махинджаури) в 7 часов утра.

Путь на армянской стороне лежит через такие города, как Масис, Эчмиадзин, Арагац, Гюмри, Спитак, Ванадзор, Санаин, Ахтала и другие.

Несмотря на то, что время отбытия в последние пару лет не менялось, советую вам сверить информацию и график по маршруту Ереван-Тбилиси-Ереван , а по маршруту Ереван-Батуми-Ереван .

Типы вагонов и стоимость билетов

На перечисленных направлениях действуют 4 типа вагонов:

  • плацкартный;
  • купейный;
  • спальный;
  • VIP вагон..

Вот пример купейного вагона с повышенной комфортностью.


Среди прочих удобств спального и VIP вагона, можно отметить бесплатный WIFI интернет.

Стоимость взрослого билета в плацкарт составит около 17.5$-19.5$ (от 8500 до 9500 драм), в зависимости от нижнего или верхнего места. Поездка в купе обойдется около 26.3$-28.8$ (от 12800 до 14000 драм). Ну а путешествие в так называемом «люксе» – спальном вагоне, будет стоить около 36.7$ (17800 драм) на человека.

Что касается летних направлений, то цена в этом случае будет зависеть от дальности выбранного города. Так, до Уреки вы заплатите от 23.5$-61.8$ (от 11500 до 30000 драм), поездка в Кобулети обойдется в пределах 24.6$-63.9$ (от 12000 до 31000 драм) , а до Батуми – от 25.7$-65.9$ (от 12500 до 32000 драм), в зависимости от выбранного вагона. Стоимость детского билета – около 60% стоимости взрослого.

Цены из года в год могут меняться так же, как и расписание. Поэтому, в любом случае, сверяйте информацию на указанном сайте.

Послесловие

Несмотря на некоторые минусы железнодорожного сообщения в Армении, все же воспользоваться данным способом передвижения в доступные города не составит никакого труда. К тому же приятным бонусом для вас станут восхитительные виды из окна. Вот, например, такие...

Приятного путешествия!