14.06.2019

Описание проекта в сфере туризма. Проект «Туризм — средство оздоровления и приобретение навыков безопасности. Информационная карта проекта


Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Разработка PR-проекта "Организация въездного туризма в Республике Дагестан". Содержание модулей-блоков для формирования идеи и выбора средств её технического исполнения. Построение фирменного стиля проекта. Организация его информационной поддержки.

    курсовая работа , добавлен 26.11.2012

    Пути создания туристического агентства "Relax". Характеристика, планируемый объем и структура предоставляемых услуг. Анализ украинского туристического рынка. Разработка конкретных мероприятий, связанных с реализацией бизнес-плана инвестиционного проекта.

    бизнес-план , добавлен 08.09.2010

    Рассмотрение особенностей стандартизации услуг в туристическом бизнесе. Ознакомление с номенклатурой основных групп показателей качества. Определение целей и объектов сертификации в сфере услуг. Инспекционный контроль сертифицированных работ и услуг.

    контрольная работа , добавлен 09.09.2010

    Резюме проекта реконструкции гостиницы "Черноморье". Анализ внутренней среды и основных конкурентов гостиницы. Маркетинговый план гостиницы, разработка ценовой структуры и ценовой стратегии компании. Организационный и финансовый план реализации проекта.

    бизнес-план , добавлен 17.02.2010

    Исследование понятия сельского туризма, определение потенциала его развития в Тункинском районе. Характеристика теоретических основ и видов туристско-рекреационной деятельности. Разработка проекта СПА-курорта, финансово-экономическое обоснование проекта.

    дипломная работа , добавлен 21.06.2012

    Определение понятия "нематериальное культурное наследие". Трудности туристического использования этнографического наследия РБ. Разработка туристического проекта "Этнографическая деревня, сохранившихся обрядов Беларуси". Экскурсионная деятельность деревни.

    курсовая работа , добавлен 22.01.2013

    Оценка конкурентоспособности бизнес-плана. Смета капитальных затрат по приобретению объектов основных средств. Виды рисков и методы их страхования. Прогнозирование выручки от продаж при реализации проекта. Стратегия финансирования и эффективность проекта.

    курсовая работа , добавлен 23.11.2009

Полное название проекта : «Туризм как средство оздоровления и приобретение навыков безопасности младших школьников».

Вид, тип проекта : долгосрочный, исследовательско-творческий.

Место проведения : МБОУ СОШ №20 г.Черногорск Республика Хакасия

Сроки проведения : 2015-2018 учебный год.

Участники проекта : учащиеся 2б

Возраст детей : 7-8 лет.

Форма проведения: коллективный проект.

Партнеры : станция юных туристов, родители 2б класса МБОУ СОШ №20

Обоснование.

«Человек способен насидеть себе болезнь

и набегать здоровье», – гласит известная народная мудрость.

«Здоровый человек есть самое драгоценное

произведение природы» Томас Карлейль

Часто втягиваясь в круговорот повседневности, мы забываем о том, сколько неожиданных опасностей подстерегает человека на жизненном пути. Человек может предотвратить беду, уберечь себя и своих близких от опасности, если будет владеть элементарными знаниями основ безопасности жизнедеятельности. Мы не в силах управлять природой, предотвращать экстремальные ситуации, но в наших силах научить детей разумно вести себя в непредсказуемой, порой, критической ситуации.

Актуальность.

Туристко-краеведческая деятельность является одной из самых доступных и эффективных форм интересного развития ребенка. Туристические занятия, походы, правильно подобранные и хорошо проведенные обогащают детей, развивают волю, инициативу, стремление преодолевать трудности, дисциплинируют и организуют. Реализация проекта вызвана ростом числа детей, пострадавших в различных чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и криминогенного характера. Обучение большинства учащихся общеобразовательных учреждений по программе курса ОБЖ в настоящее время осуществляется в учебное время. Но этого недостаточно для успешного получения практических навыков и умений по действиям в ЧС природного характера. Программа является типовой, так как она разработана на основе методических рекомендаций, разработанных В.Г.Варламовым, и положений об организации и условиях проведения соревнований «Школа выживания. Огромная роль туризма в воспитательной сфере. В осознании истории и культуры своей страны лежит важный аспект патриотической мотивации, воспитания любви к своей Родине и уважению к своей национальной культуре. Актуальным становится вопрос приобщения современного человека к культурно – историческому потенциалу своей страны посредством туристических поездок по родному краю. Для многих семей туризм является прекрасным средством активного отдыха. Он способствует развитию у них умения интересно и содержательно организовывать свой досуг; повышает мотивацию ребенка и его родителей на здоровье и здоровый образ жизни. В туризме дети получают знания о безопасном поведении в окружающей среде.

Цель .

Формирование и закрепление навыков безопасного поведения в природе детей младшего школьного возраста.

Задачи проекта:

1. Расширить представления детей об основных источниках и видах опасности во время экскурсии

2. Ознакомить детей с простейшими способами безопасного туризма в опасных ситуациях.

3.Сформировать и закрепить навыки безопасного поведения в различных неожиданных ситуациях

4. Оказывать доврачебную помощь пострадавшему;

Подходы к реализации проекта:

– системно-деятельностный – разработка системы деятельности по формированию у школьников и их родителей эколого - туристических знаний и умений природопользования;

– культурологический – организация поведения детей и их родителей в природе на основе формирования у них культурных отношений к природе, к окружающей среде.

Принципы:

– принцип управляемости и целенаправленности – предполагает создание условий для формирования у детей туристических умений, способствующих получению навыков безопасного поведения в окружающей среде;

– принцип результативности – направлен на достижение интеллектуальных и практических результатов в безопасном поведении в природе на туристической тропе.

В результате проекта обуча ю щийся должен знать:

    виды и типы костров, правила разведения костров и пожарной безопасности;

    правила установки палаток в пешем походе, виды палаток для массового пешеходного туризма;

    правила техники безопасности при выполнении движения в туристской группе;

    принцип работы и составные части туристского компаса, правила ориентирования по топографической карте и компасу, топографические знаки;

    способы оказания доврачебной помощи, состав туристской аптечки;

    виды туристских узлов и способы их применения;

    "составные части" туристского бивака и правила расположения его элементов.

Программа рассчитана на 2 года обучения Программа первого года занятий предусматривают обучение ребят «азбуке» туризма -- сообщениеим начальных сведений по организационным вопросам подготовки и проведения походов; основных сведений о своем крае; элементарных понятий об ориентировании на местности, знаний основ топографии, гигиены туриста, первой доврачебной помощи при заболеваниях и травмах, преодоление препятствий с помощью и без помощи специального снаряжения. Зачетный поход - завершающий этап в освоении ребятами основных элементов туристской техники и навыков походного быта. Здесь уделяется специальное внимание отработке таких элементов туристской техники, как установка туристских палаток, в обычных условиях и на скорость, разведение костра в различных условиях, преодоление препятствий с помощью специального снаряжения, ориентирование по карте, определение сторон горизонта по местным признакам и по солнцу. За время похода учащимися должна быть хорошо освоена система организации движения по маршруту и походного бивачного быта, правильная укладка рюкзака, варка пищи, мытье посуды, личная гигиена, заготовка топлива и т. п.

Программа второго года обучения предусматривают дальнейшее совершенствование, углубление и расширение знаний, полученных на первом году занятий, дальнейшее накопление опыта, совершенствование навыков и умений, необходимых каждому грамотному и культурному путешественнику.

Практические занятия и учебно-тренировочные походы строятся так, чтобы учащиеся научились все делать самостоятельно. Очень важно, чтобы они привыкли быстро, дружно, толково работать на биваке и на препятствиях, не прятались бы за спины товарищей.

Вопросы техники безопасности в пешеходном туризме в курсе второго года обучения рассматриваются в каждом разделе Программы- в темах, так или иначе связанных с безопасностью в походе. Короткие беседы по этим вопросам проводятся и во время самих походов, тренировок, практических занятий на конкретном материале правильных и неправильных действий юных туристов.

Результатом проекта будет создание альбома безопасного туризма

Этапы работы над проектом

I этап. Подготовительный (сентябрь –декабрь 2015 г.)

1.Знакомство и изучение методической и специальной литературы

Инструктор детского и юношеского туризма

2. Изучение общественных интересов, а также интересов и потребностей учащихся по проведению различных форм туристско- краеведческой работы

3.Разработка годового плана проведения мероприятий.

4. Согласование с станцией юных туристов мероприятий различного масштаба

5. Разработка сценариев туристско-краеведческих мероприятий

1. Работа туристско-краеведческого объединения в школе.

2. Проведение спортивных походов (пропаганда здорового образа жизни, занятие туризмом),

3. Проведение мероприятий – туристских уроков, школы туриста, полосы препятствий, спортивных игр, эколого- краеведческих игр, игр на местности с элементами ориентирования

4. Проведение учебно-тренировочных сборов по ориентированию, технике пешеходного туризма, лыжному туризму, оказанию первой доврачебной помощи.

5. Проведение учебно – тренировочных сборов по подготовке к степенным походам

6. Проведение степенных походов по Хакасии

7. Подготовка и проведение учащимися туристско- краеведческих мероприятий

9. Пропаганда туризма, здорового образа жизни через средства массовой информации (публикации в газете.)

III этап. Обобщающий (май- июнь 2018 г.)

1. Обобщение опыта проектной деятельности

2. Анализ результатов деятельности с учётом личностного подхода к воспитанию учащихся, отбора эффективных форм и методов работы.

3.Корректировка программы объединения.

5. Проведение итогового семинара «Здоровый образ жизни через занятия туризмом»,

Новизна проекта: заключается в формировании навыков безопасного туризма

Ожидаемые результаты:

Для детей:

Снижение заболеваемости учащихся

Увеличение количества детей, соблюдающих режим правильного питания и физической активности;

До 90% детей занимаются подвижными играми на переменах, во внеурочное время;

Увеличение количества семей, использующих рекомендации по организации правильного питания и увеличения физической активности детей;

Улучшение самочувствия, аппетита и сна, уменьшение пропусков занятий по болезни;

Для педагогов:

Повышение уровня компетентности педагогов и родителей по вопросам сохранения и укрепления здоровья детей;

Пересмотр семейных традиций питания в сторону полезных продуктов питания – участников проекта 2 класс.

Уменьшение потребления учащимися рафинированной и консервированной пи -Создание благоприятного психологического климата в школьном коллективе для учащихся, учителей и родителей – проведение общешкольных праздников совместно с родителями; щи, модифицированных продуктов всеми учащимися школы.

Буторова Евгения

Данная работа рассказывает о возможностях развития сельского туризма в кесовогорском районе. Рассмотрены преимущественные стороны реализации проекта на уровне участия местных властей.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Кесовогорская средняя общеобразовательная школа

Проект

«Развитие сельского туризма в Кесовогорье»

Тип проекта: социальный,

практико-ориентированный

Предмет: география,

краеведение

Выполнила учащаяся 10 «Б» класса

МОУ Кесовогорская СОШ

Буторова Евгения

Руководитель проекта: учитель географии

МОУ Кесовогорская СОШ

Галкина Марина Анатольевна

Введение …………………………………………………………….3

  1. Что такое агротуризм.………………………………………5

1.1. Развитие сельского туризма в России………………………… 7

1.2. Развитие агротуризма в Тверской области…………………. 10

  1. Возможности развития сельского туризма в Кесовогорском районе………………………………………………………….14

Заключение ………………………………………………………..17

Источники информации …………………………………………19

Приложение

Введение

В последнее время люди, живущие в больших городах, заскучали по природе, по жизни в естественных, экологически чистых условиях. Желание узнать, как всё растет на земле, как жили наши предки, пообщаться с природой создало новую индустрию туризма. Появились такие понятия как сельский туризм, экотуризм (экотуры), агротуризм (агротуры).

Все эти понятия схожи по своей сути и предлагают отдых на природе в естественной среде проживания фермеров, крестьян и сельских жителей.

Можно сказать, что возросший интерес туристов к сельской местности связан с изменением условий существования современного человека. Из-за жизни в больших городах ухудшается здоровье, возникает необходимость в его восстановлении. Кроме того, отдых в сельской местности способен помочь и в психическом оздоровлении.

Проживание в сельской местности в доме людей, которые работают на земле или разводят животных, будет интересно и познавательно для любого городского жителя. Многие из них даже не имеют представления, как растет картошка, огурцы или клубника. Несмотря на дачный бум советских времен, многие не имеют возможности выехать за город и окунуться в сельскую жизнь.

Гипотеза: Кесовогорский район обладает необходимыми ресурсами (природными, экономическими, социальными) для развития агротуризма.

Цель проекта – исследовать возможность развития агротуризма в Кесовогорье; предложить варианты развития сельского туризма на Кесовогорской земле.

Задачи:
1. Изучить явление агротуризм.

2. Изучить уровень развития туризма в Тверской области.

3. Исследовать ресурсные возможности Кесовогорского района в развитии сельского туризма.

4. Спроектировать вариант агротуризма, используя деревню Хорышево Кесовогорского района.

Предмет исследования: сельский туризм (агротуризм)

Объект исследования: д. Хорышево (Кесовогорский район)

Методы исследования :

  1. Работа с документами;
  2. Обобщение полученных материалов;
  3. Составление и оформление работы.

Новизна работы заключается в том, что на территории района еще не организована данная форма туризма. Агротуризм – новое, имеющее большой потенциал направление деятельности в туризме и в современном сельском хозяйстве.

Актуальным можно определить, что агротуризм поднимает роль краеведения, поможет решить проблемы развития села.

  1. Что такое агротуризм

Агротуризм является достаточно новым направлением туриндустрии. Его еще принято называть сельский, экотуризм или зеленый туризм.

Сельский туризм - это сектор туристической отрасли, ориентированный на использование природных, культурно-исторических и иных ресурсов сельской местности и ее специфики для создания комплексного туристского продукта.

  • Ожидаемые результаты от реализации сельского туризма:
    - Увеличение притока туристов;
    - Привлечение инвестиций;
    - Рост числа предприятий малого бизнеса в сельской местности;
    - Развитие личных подсобных хозяйств;
    - Сокращение миграции сельских жителей в города;
    - Создание дополнительных рабочих мест;
    - Рост доходов и повышение жизненного уровня сельских жителей при относительно небольших финансовых затратах;
    - Повышение благосостояния сельского населения и достижение финансово-бюджетной самодостаточности районов в целом;
    - Увеличение поступлений в региональные и местные бюджеты;
    - Увеличение реализации продукции личного крестьянского хозяйства и фермерского хозяйства;
    - Развитие сферы услуг за счет расширения ассортимента туристических услуг;
    - Сохранение местных достопримечательностей, местных обычаев, фольклора, народных промыслов.

Обязательным условием для реализации данного продукта является то, чтобы средства размещения туристов (как правило, индивидуальные, а также специализированные) находились в сельской местности (или малых городах без промышленной и многоэтажной застройки).

Население сельской местности, (возможно и городское), включая фермеров, имеющее пустующие дома, комнаты или этажи в собственных домах предоставляет их с минимальной мебелировкой и наличием хозяйственных средств (посуды, постельного белья, полотенец и т.д.) для аренды от двух дней до нескольких месяцев. Для создания более радушного приема хозяева могут предложить дополнительные услуги гостям: организация развлекательных мероприятий (баня, совместное хождение на шашлыки, по ягоды и грибы, рыбалка, охота, верховая езда и т.д.); привлечение гостя для помощи в простых сельскохозяйственных работах, таких как, например, кормление животных, сбор урожая ягод или огурцов, не исключено оказание помощи по присмотру за детьми гостей и т.д.

На сегодняшний день он активно развивается как во всем мире, так и в России.

Впервые появился в Европе еще в начале 19 века. Экология крупных городов ухудшилась, жизнь ускорилась, как следствие, постоянные стрессы, усталость – горожан со страшной силой потянуло к корням: к традициям, к прелестям естественности и простоты. Престижные курорты на берегу моря, в горах – уже успели надоесть. От изменчивости и суеты современной жизни люди побежали в деревню, прятаться за постоянством патриархального быта. С тех пор экологический туризм только набирал обороты.

Наибольшее распространение в наше время он получил в Чехии, Венгрии и Великобритании. Эти, а также некоторые другие европейские государства под эгидой Совета Европы даже объединились в Центрально-Восточноевропейскую Федерацию по развитию сельского зеленого туризма.

Европейцы давно поняли, что организация отдыха на селе может приносить хотя и не очень большой, но стабильный доход. В странах, по некоторым оценкам, агротуризм приносит 10% - 20% от общего дохода туриндустрии. Причем такой отдых в Европе предпочитают около 35% населения.

Без сомнения, весь западный мир переживает сейчас бум экологического туризма. Ряд объективных факторов весьма способствует. Во-первых, это истинно семейный отдых. Основными клиентами крестьянских домов становятся семьи с детьми. Именно дети, думающие, что булки растут на деревьях, а молоко производят сразу в тетрапаках, открывают для себя много нового, получают массу интересных, ярких впечатлений. Во-вторых, привлекает дешевизна агротуров – от 10 до 20 долларов в сутки. В-третьих, приток горожан в деревню способствует улучшению инфраструктуры глубинки. Строятся новые дороги, дома, прокладываются современные коммуникации, появляются кафе и магазины – все то, без чего горожанин не может чувствовать себя нормально. Именно из-за повышения уровня сервиса многие эксперты, несмотря на сегодняшний расцвет, прогнозируют скорый упадок экотуризма в Европе. Урбанизация деревни погубит сельский туризм. Горожанин едет за новыми впечатлениям, за запахом сена и коровьего навоза, а находит однотипные домики, биотуалеты, декоративных свинок и бутафорских крестьян с фальшивыми улыбками – как с иллюстраций к стихотворениям Фета. Зачем труженику села возделывать землю, если развлекать горожан легче и выгодней? Главное условие – естественность – уничтожено. Где найти ее в насквозь синтетическом западном мире? Другое дело, неизведанные и дикие просторы России.

1.1. Развитие сельского туризма в России

Россия – будущая Мекка аграрного туризма. Только еще сама и не подозревает об этом. Большинство россиян даже не знает, что есть такой вид отдыха. Еще меньше похвастается, что испробовали эти туристические услуги на себе. Многие, в прямом смысле, видели подобное только в кино.

Суперпрестижным у нас считается отдых на Багамах, Гавайях, Майорке и Кипре, на худой конец. В то время, когда весь мир уже устал от пафоса и приторной роскоши фешенебельных курортов. Аромат свежескошенной травы, бодрящая речная прохлада, таинственный сумрак леса, пение птиц и стрекотание кузнечиков – вот настоящее отдохновение для души и тела. Только наедине с природой можно почувствовать себя в безопасности и по-настоящему расслабиться.

Жизнь, в который раз, преподносит сюрприз. Лет десять назад никто и подумать не мог, что отдыхать у бабушки в деревне не только дешево, удобно и сердито, но и модно. Как оказалось.

В рамках Московской международной туристской ярмарки (MITF-2009) обсуждалась судьба сельского туризма в России. На конференции "Сельский туризм как фактор социально-экономического развития региона и общественной дипломатии", организованной Международной туристической академией, были озвучены достижения, проблемы и перспективы этого вида туризма.

По словам участников конференции, сельский туризм поможет регионам выжить в условиях кризиса и повысит уровень жизни сельского населения.

По мнению участников конференции, сельский туризм – это не только бизнес, но и вид общественной дипломатии. Современные люди не хотят изолированно жить в гостиницах. Они хотят общаться с местным населением, узнавать быт и традиции. Поэтому хозяева домов должны создавать благоприятный образ страны, когда к ним приезжают иностранные туристы, и налаживать внутренние связи, когда приезжают гости из других регионов России.

Считается, что сельский туризм лучше всего развит в регионах Северо-Западного федерального округа. Например, в Ленинградской области существует школа для обучения хозяев домов. В Вологодской области проводятся тренинги и мастер-классы с главами администраций.

В помощь регионам выпущена книга – руководство по сельскому туризму.

Потребителем или целевой группой в России могут быть:

1. Семьи с детьми

2. Пожилые люди

3. Пожилые люди с внуками

4. Компании молодых людей

5. Люди, любящие спорт (при наличии соответствующих услуг для занятий спортом, такие как верховая езда, прокат лыж и т.д.)

Что ждут туристы от сельского туризма?

  • Спокойствия и размеренности сельской жизни;
  • Чистого воздуха, сельской тишины и натуральных продуктов;
  • Комфорта условий проживания;
  • Домашней атмосферы;
  • Приемлемых цен;
  • Ощущения близости с природой;
  • Получения новых впечатлений;
  • Возможность развлечений для детей и проведения досуга для взрослых.

Хочу отметить, что в России агротуризм пока не успел получить такое широкое распространение, как за рубежом. На самом деле в нашей необъятной стране еще очень много неосвоенных мест, подходящих для данного вида отдыха. Эта ниша пока остается свободной. Специалисты турбизнеса предсказывают данной отрасли небывалый успех. Отмечу, что для этого в России имеются огромные ресурсы. Причем, наибольший интерес туристы проявляют к самым старым селам и деревням. Это связано с желанием оказаться в глухом уголке, нетронутом цивилизацией.

Чем можно заняться в деревне?

Туристы в России устраивают увлекательные походы в лес за ягодами и грибами, купаются в реке или озере, катаются на лодках. Можно заняться и рыбалкой или охотой, а как будет приятно после этого попариться в настоящей русской баньке! Кроме этого, на таком отдыхе предлагается традиционная русская кухня: мед, квасы, каши, борщи – это все из натуральных продуктов. При этом происходит практически полное погружение в сельскую жизнь. По желанию, туристы могут также принимать участие в сельскохозяйственных работах. Туристы охотно занимаются, например, сбором урожая, ягод, овощей, кормлением животных.

Туристы активно знакомятся с культурой деревни, бытом, традициями. В каждой области и крае России они уникальны. Можно принимать участие в народных праздниках. Интересно также за время отдыха освоить какие-нибудь ремесла, например, научиться доить корову, плести корзину из лозы, прокатиться на лошади верхом или тракторе.

Чаще всего приобретаются туры на 5-10 дней. На втором месте по востребованности в сельском туризме находятся «туры выходного дня». Самым предпочтительным временем отдыха является, конечно же, лето. Но и большой популярностью пользуется также зимний отдых в деревне, имеющий ряд своих преимуществ.

1.2. Развитие агротуризма в Тверской области

Агротуризм - это относительно новое направление туризма как для России в целом, так и для Тверской области в частности. Впервые к решению вопросов, связанных с развитием агротуризма в области, Комитет по туризму подошел в 2004 году, однако лишь в 2006 году с созданием Областного Союза фермеров и ЛПХ эта работа получила плановый и системный характер, в виде создания, с учетом национального проекта «Развитие АПК», подпрограммы «Развитие агротуризма в Тверской области».

Сегодня в сфере агротуризма мы имеем ситуацию, когда спрос далеко опережает предложение. Разработка и последующая реализация подпрограммы «Развитие агротуризма в Тверской области» призвана устранить этот дисбаланс.

Что даст развитие агротуризма Тверской области?

Во-первых, развитие сельского туризма создаст возможность краткосрочного и продолжительного отдыха на территории региона, продиктованного экологической ситуацией, а также транзитным положением области. Агротуризм является альтернативным способом предоставления временного жилья с минимум затрат для организации агротуризма.

Агротуризм является комплексным стимулом развития, как сельской местности, так и экономики региона в целом по следующим направлениям:

  • создание позитивного образа Тверской области, делая ее привлекательной не только для туризма, но и для инвестиций в другие сферы деятельности;
  • увеличение налоговых поступлений в бюджеты всех уровней;
  • обеспечение занятости населения;
  • повышение образовательного и культурного уровня населения.

Основной целью агротуризма в Тверской области является развитие дополнительной несельскохозяйственной деятельности производителей сельскохозяйственной продукции. Вырученные таким образом средства будут направляться на реконструкцию и модернизацию производства.

Первоочередными задачами агротуризма являются:

  • привлечение туристов в Тверскую область на протяжении всего года и как следствие – круглогодичная занятость сельского населения;
  • максимальное объединение интересов населения и предпринимательской деятельности физических лиц с интересами соответствующих административно-территориальных единиц;
  • стимулирование деловой инициативы населения за счет собственных финансовых, имущественных, трудовых, интеллектуальных ресурсов региона;
  • рост доходов и повышение жизненного уровня сельских жителей при относительно небольших финансовых затратах;
  • расширение ассортимента продукции приусадебного хозяйства;
  • реализация на месте продукции личного подсобного хозяйства, в частности, готовых продуктов питания;
  • стимулирование охраны местных достопримечательностей, сохранение местных обычаев, фольклора, народных промыслов;
  • повышение культурно-образовательного уровня сельского населения;
  • пополнение бюджетов всех уровней дополнительными поступлениями;
  • использование региональных особенностей и удобного географического положения, природно-ресурсного потенциала.

Явными преимуществами агротуризма являются:

  • малые инвестиции и использование преимущественно частных источников финансирования (быстрая окупаемость капиталовложений);
  • содействие привлечению иностранных и национальных инвесторов в развитие сельского туризма;
  • создание условий для социальной стабильности в сельских регионах;
  • сохранение и возрождение в сельских регионах культурного наследия (традиций, обрядов, ремесел, памятников природы, истории, религии и культуры).

Агротуризм – очень хорошая возможность отдохнуть от «бешеной» и быстроменяющейся городской жизни, окунуться в тишину и размеренность села, ощутить и почувствовать свою причастность к гармонии природы, узнать корни национальных культурных традиций, попробовать вкусные здоровые блюда, познакомиться с особенностями сельскохозяйственного производства в Тверской области.

  1. Возможности развития сельского туризма в Кесовогорском районе

Кесовогорский район, занимающий 970 кв. км, расположен в восточной части Тверской области. Он граничит с Кашинским, Сонковским и Бежецким районами, а также с Ярославской областью. По территории района протекают реки Кашинка и Корожечна. Административный центр - поселок городского типа Кесова гора - образованный некогда из объединившихся посадов Красный, Заячий и Грачи, впервые упоминается в летописях в

1238 г.

На территории нынешнего Кесовогорского района, на левом берегу реки Кашинки, расположен государственный памятник природы - Троицкий парк, некогда посаженный в имении княгини М. А. Голициной. К историческим памятникам района относятся: могильник бронзового века «Олочинская Гора» в д. Олочино, усадьба Болдеево конеца XVIII-начала XX вв. в с. Болдеево, ветреная мельница-маслобойня XIX в. в с. Доншаково. Здесь также сохранились уникальные памятники архитектуры: церковь Ризоположения (начало XVIII в. с иконостасом XIX в. в д. Васильково), Никольская церковь (1791, с. Лисково) Ильинская церковь (1795, с. Коровкино), церковь Рождества Богородицы (1799, с. Бережай), церковь Михаила Архангела (1819, с. Суходол), церковь Воздвиженья (1828, с. Завидовская Горка) и Введенская церковь (1877, с. Ново-Введенское).

Главная достопримечательность Кесовой Горы - Никольская церковь (1800). От некогда величественных Иоанно-Предтеченской и Спасо-Преображенской церквей остались лишь отдельные строения, мало напоминающие первоначальные.

В поселке работает краеведческий музей, созданный молодым историком-краеведом, местным уроженцем Александром Серовым. Он является автором книг «На Киасовой Горе» и «Золотые купола Киасовой Горы». В 2008 г. вышла в свет книга еще одного кесовогорского историка-краеведа Натальи Бородулиной «Благовест Древней Кеси».

Ке́сова Гора́ - посёлок городского типа, административный центр Кесовогорского района Тверской области России.

По данным переписи 2002 года население составило 4 076 жителей (1 907 мужчин и 2 169 женщин). На начало 2010 года население - 3 839 жителей.

Расстояние до областного центра по автодороге 190 км, до Москвы - 250 км.

Железнодорожная станция на ветке Савёлово - Сонково. До посёлка можно добраться поездом Москва - Рыбинск и местным поездом Савёлово - Сонково.

Автомобильная дорога «Кашин - Кесова гора - Бежецк». Автобусы ходят до Кашина, Бежецка, Твери, Москвы, Санкт-Петербурга.

Территория района на 36% занята лесами.

Считаю, что идеально для развития сельского туризма в нашем районе подходит достаточное количество населенных сельских пунктов. Свой выбор остановлю на деревне Хорышево, которая удачно расположена в 1,5 км от поселка.

На территории деревни проживает около 30 человек (люди среднего и пожилого возраста), имеются 5 пустующих домов, которые можно использовать как индивидуальные гостевые домики с минимальным набором мебели. При опросе жителей о реализации на территории их деревни одного из вариантов агротуризма большинство высказалось за принятие проекта.

В деревне имеется природный газ, наличие воды. Ну, а главное, чистый воздух, леса, пригодные для «тихой охоты», место для купания, можно организовывать велосипедные прогулки, лыжные прогулки, катание на буранах и многое другое.

Местное население будет иметь возможность реализовывать свою сельскохозяйственную продукцию, а так же появится возможность стабильного заработка в качестве сторожа, помощника по двору, по дому.

Конечно, необходимо предложить и культурную программу туристам, и для этого ресурсы в нашем районе и возможности имеются: краеведческий музей, где можно познакомиться с историей района, храмы – действующие, разрушенные, восстановленные; организация тематических празднеств – Масленица, Иван Купала, Святки с участием фольклорного ансамбля и работниками ДК.

Предполагаю, что использоваться эта территория будет активно, заезды туристов желательно планировать сроком от 2-х дней до 5, предпочтительнее, если это будут семейные пары с детьми, пожилые люди. Особое внимание должно уделяться людям с ограниченными возможностями, которые могли бы насладиться тихим деревенским уютом.

Для расширения услуг можно включить и иппотерапию, которая благоприятно влияет на соматическое и психологическое здоровье людей. Возможностей и ресурсов в районе хватает, и это только на примере одной из деревень Кесовогорья.

Заключение

Есть такая отрасль в мировой экономике – сельский туризм. Основная причина возникновения и развития сельского туризма – потребность горожан со средним достатком отдохнуть наедине с природой. Давно и активно этот вид туризма развивается в Европе, считается прибыльным направлением и социально значимым.

В России тоже имеется опыт использования сельского туризма. Но как говорят аналитики, пока еще спрос опережает предложение. Тверская область так же включилась в деятельность по реализации на территории агротуризма, т.к. область обладает всеми необходимыми природными ресурсами.

В нашем районе тоже возможно развитие сельского туризма. Я предлагаю конкретный объект для его внедрения – это деревня Хорышево, которая имеет удобное географическое положение, транспортное сообщение, природные предпосылки (лес, водные объекты) для развития сельского туризма, благоприятный экологический фактор, наличие жилого фонда, обеспеченность природным газом, желание жителей принять участие в данном проекте.

Считаю, что участие этого населенного пункта окажется положительным как для жителей деревни, так и для жителей поселка, т.к. властям необходимо будет произвести ремонт дороги, ведущий к Хорышеву.

Мною предлагается проживание в индивидуальных гостевых домиках рядом с сельским подворьем, русская кухня с натуральными продуктами, русская баня и др. Необходимо развивать и событийный туризм, устраивая развлекательные мероприятия.

В данном случае сельский туризм призван решить несколько актуальных задач:

  • обеспечить сбыт с/х продукции частных подворий;
  • привлечь дополнительные средства в села;
  • повысить занятость населения Кесовогорского района.

Планируемый результат при реализации проекта: создание на территории Кесовогорского района базы сельского туризма, его продвижение, создание системы его реализации.

Но для этого необходимо:

Разработка стандартов обслуживания

Разработка пакета нормативно-правовой документации, регламентирующей деятельность сельских гостевых домов в Кесовогорском районе.

Считаю, что для успешной реализации проекта необходимо соучастие и администрации района не только на правах софинансирования, но и при оказании юридической помощи. Планируемый доход будет стабилен, пополняя казну бюджета района.

Источники финансирования проекта:

  1. средства из бюджета района.
  2. средства фондов и организаций.
  3. средства индивидуальных предпринимателей.

Не безучастным должен остаться и филиал банка «Россельхоз», располагающий кредитными возможностями именно сельских территорий.

Проект полностью еще не завершен, это только первая ступень в его реализации.

Считаю, что выдвинутая мною гипотеза о том, что Кесовогорский район обладает необходимыми ресурсами для развития агротуризма, подтвердилась. Цель проекта достигнута, поставленные задачи выполнены.

Источники информации

  1. Википедия
  2. Н. Бородулина «Благовест Древней Кеси», Созведие, Тверь, 2008.
  3. А. Серов «На Киасовой горе», Тверь «Март», 1996г.
  4. Сельский туризм – методичка (интернет-ресурс)
  5. Справочник – пособие по сельскому туризму (демоверсия), Череповец 2010.

Информационная карта проекта

1. Полное название проекта : «Туризм - средство оздоровления и приобретение навыков безопасности».

3. Руководитель проекта : Демченко Галина Владимировна, воспитатель МБУ детского сада № 104 «Соловушка».

4. Кадры : Воспитатель – Демченко Г.В.

5. Адрес организации : -

6. Телефон : -

8. Вид, тип проекта : долгосрочный, исследовательско-творческий.

11. Место проведения : муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 104 «Соловушка» городского округа Тольятти.

12. Сроки проведения : 2012-2013 учебный год.

13. Участники проекта : воспитанники подготовительной группы, воспитатель, родители воспитанников.

14. Возраст детей : 6-7 лет.

15. Форма проведения : коллективный проект.

Обоснование.

В настоящее время проблемы здоровья стали особенно актуальными в связи с устойчивой тенденцией ухудшения здоровья дошкольников. Объём познавательной информации для ребенка постоянно увеличивается, растёт доля умственной нагрузки.

Ещё одной из причин частой заболеваемости у большинства дошкольников считаются социально – экономические факторы, обременённость родителей вредными привычками, отсутствие внимания родителей к профилактике здоровья ребенка. Изучение социального статуса семей наших воспитанников показало рост неполных семей и семей с низким прожиточным уровнем, то есть стали ярче проявляться негативные воздействия микросоциальной среды на здоровье ребенка.

Нами исследованы факторы, влияющие на психическое здоровье ребенка и одним из «проблемных» факторов является непонимание родителями важности социализации ребенка в ДОУ и в обществе в целом. Игнорирование данной проблемы порождает в ребенке замкнутость, неумение контактировать со сверстниками, взрослыми - все это сказывается на психическом и физическом здоровье ребенка. Поэтому и был разработан проект «Туризм - средство оздоровления и приобретение навыков безопасности».

Актуальность.

Туризм как средство оздоровления характеризуется общедоступностью и рекомендован практически каждому ребенку – дошкольнику при отсутствии у него серьезных патологий. Туристические прогулки имеют ни с чем несравнимый оздоровительный эффект. Доказано, что продолжительное выполнение умеренной нагрузки в виде циклических упражнений способствует совершенствованию такого ценного в оздоровительном плане физического качества, как выносливость, терпимость, сила воли, ответственность. Именно эти качества в сочетании с занятиями туристской деятельности обеспечивают формирование механизмов эффективной защиты ребенка от заболеваний.

Для многих семей, дети которых посещают ДОУ, туризм является прекрасным средством активного отдыха. Он способствует развитию у них умения интересно и содержательно организовывать свой досуг; повышает мотивацию ребенка и его родителей на здоровье и здоровый образ жизни. В туризме дети

получают знания о безопасном поведении в окружающей среде.

Подходы к реализации проекта:

– системно-деятельностный – разработка системы деятельности по формированию у дошкольников и их родителей эколого - туристических знаний и умений природопользования;

– культурологический – организация поведения детей и их родителей в природе на основе формирования у них культурных отношений к природе, к окружающей среде.

Принципы:

– принцип управляемости и целенаправленности – предполагает создание условий для формирования у детей туристических умений, способствующих получению навыков безопасного поведения в окружающей среде;

– принцип результативности – направлен на достижение интеллектуальных и практических результатов в безопасном поведении в природе на туристической тропе.

Цель .

Расширять и закреплять знания детей о природе как целостной взаимосвязанной системе, формировать эколого-туристские знания и умения природопользования, развивать поисково-исследовательскую деятельность, совершенствовать навыки безопасного поведения в природе.

Задачи :

Формировать знания о человеке как особом объекте природы, «существе тропического климата».

Заинтересовать детей в поиске противоречия между имеющимися опытом и вновь полученными знаниями, побуждать их к постоянному желанию “ «открытий».

Закрепить знания о видах туризма и туристском природопользовании, познакомить с «необычным» туризмом.

Закрепить навыки и умения работы с планом детского сада, города; научить работать с компасом; закрепить навыки и умения туртехники, правил поведения в окружающей среде.

Связать подготовку по туртехнике и турнавыкам с программными требованиями о физической подготовке детей подготовительной к школе группы.

Форма воспитательно-образовательной деятельности

Основные формы, методы и средства работы с детьми

Таблица 1

Модель «Совместная деятельность взрослого и ребёнка»

Формы и методы

Средства

Продуктивно-познавательная

Литературно-познавательная

Беседа с использованием иллюстративного и раздаточного материала, демонстрацией опытови использованием технических средств, наблюдения, экскурсии, игры (с готовыми правилами: игры-соревнования, игры состязания "Кто больше назовёт...!", и "Кто быстрее" и др., дидактические: разнообразные головоломки; сюжетно-ролевые игры).

Практические занятия в помещении и на местности.

Мультимедийное видео

Аудиотека

Художественно-иллюстративный материал

Библиотека

Стимульный материал

Раздаточный материал

Таблица 2

Модель «Самостоятельная деятельность детей»

Интегрированные виды детской деятельности

или Интегрированные формы детской деятельности (из табл.1)

Предметно-развивающая среда

Продуктивно-познавательная

Познавательно-исследовательская

Познавательно-игровая Познавательно-трудовая Продуктивно-игровая

Трудовая-игровая Продуктивно-трудовая Литературно-трудовая

Литературно-познавательная

Мини-центр творческая мастерская "Туристическая тропа"

Игровая зона (атрибуты и материалы для сюжетно-ролевой игры "Мы юные туристы")

Мини-центр «Исследователь» (оборудование и материалы для познавательно-исследовательской деятельности, стимульный материал:карты - схемы, алгоритмы, модели)

Мини-центр «Безопасность в природе"» (познавательная и художественная литература о безопасности в природе, иллюстрации по теме "Безопасность в туризме")

Мини - музей "Макет "Наш детский сад"

Мини-музей "Макет туристической тропы"

Методическое сопровождение: информационная подборка о детском туризме, подборка иллюстраций о детском туризме, подбор художественной литературы о безопасности в природе, подборка загадок о туристическом снаряжении и о том, кого можно встретить на туристической тропе, набор дидактических игр природоведческого содержания, видеофильмы:(демонстрация фрагментов мультфильмов «Маугли», «Бемби», «Двенадцать месяцев», «Тарзан», «Снежная королева».

музыкальное сопровождение «Жизнь леса» (шум леса, голоса птиц, стрекотание кузнечика и т. д.), консультационный материал для родителей.

Сотрудничество с родителями:

  • проведение совместного похода в краеведческий музей
  • совместная продуктивная деятельность;
  • совместная трудовая деятельность по очистке участка от мусора;
  • сбор интересной информации о безопасном поведении в лесу
  • совместная работа родителей и детей (умение завязывать узлы, изготовление биноклей, знаков по охране природы)
  • Сбор необходимых медикаментов для аптечки, которая необходима в туристических походах.

Ресурсное обеспечение проекта: наглядный материал, музыкальное сопровождение, материал для изобразительной деятельности, монитор (для просмотра мультимедийного видео).

Организация деятельности участников проекта:

Работа над проектом включает деятельность педагога и детей. Она распределяется следующим образом по этапам проекта:

Таблица 3

Этапы проекта

Деятельность педагога

Деятельность детей

I этап

Установочный

Формулирует проблему (цель).

При постановке цели определяется и продукт проекта.

Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию.

Формулирует задачу.

Вхождение в проблему.

Вживание в игровую ситуацию.

Принятие задачи.

Обсуждение и дополнение задач проекта.

II этап

Проектировочный

Помогает в решении задачи.

Помогает спланировать деятельность.

Организует деятельность

Объединение детей в рабочие группы. Распределение амплуа.

III этап

Деятельностный

Практическая помощь (по необходимости).

Направляет и контролирует осуществление проекта.

Выполнение всех необходимых действий, завершающихся созданием творческого продукта.

IV этап

Презентационный

Подготовка к презентации. Презентация.

Подготовка продукта деятельности к презентации.

Представление зрителям или экспертам продукта деятельности.

Примерный план работы воспитателя по подготовке проекта

1. На основе изученных проблем детей постановка цели проекта.

2. Разработка плана движения к цели (воспитатель обсуждает план с родителями).

3. Составление плана – схемы проекта.

4. Сбор, накопление материала.

5. Включение в план – схему проекта интегрированных видов детской деятельности.

6. Разработка домашних заданий и заданий для самостоятельного выполнения.

7. Разработка этапа общественной презентации проекта.

дошкольника

1. Человек с рюкзаком - исследователь и путешественник.

Дети должны знать, как появилась жизнь на Земле. Земля как планета, имеющая атмосферу, гидросферу, материки и океаны, природные зоны и т.д. Знакомство с глобусом. Освоение космоса. Какую пользу, приносят походы и экскурсии. Необычные виды туризма: конный, путешествие на воздушном шаре и т.д.

2. Удивительный мир растений и животных.

Растения состоят из клеток, почему они зелёные. Рразновидности стеблей «Живые барометры» - помошники туристят в определении изменения в состоянии погоды. Разнообразие растений в связи с почвенно - климатическими условиями. Растения родного края.

Виды млекопитающих, пресмыкающихся, земноводных, рыб, птиц,

насекомых. Развитие животных до и после рождения. Турист следопыт:

изучающий следы, животных синоптиков.

3. Как я устроен? Помогу себе сам.

Как я устроен? - система пищеварения, дыхания, кровообращения

Органы восприятия и общения - общее строение глаза, носа, языка, уха,

мозговых центров.

Чтобы не случилось беды - профилактика заболеваний и травматизма, отравлений. Помогу себе сам - гигиена, первая медицинс-

кая помощь (накладывание шины, перевязки и т.д.). Как правильно питаться. Юный турист учится правильно дышать, следить за осанкой.

Физическая подготовка юного туриста, контроль и самоконтроль.

Растения - враги и друзья: о лекарственных, плодово-ягодных седобных грибах. Осторожно - ядовиты!

4. Собирайся, дружок, в поход.

Распределение туристских обязанностей. Что взять с собой в поход. Всё о рюкзаке, обуви и одежде туриста. Укладывание рюкзака детьми. Завязывание простейших туристских (морских) узлов.

Малый, большой привал, бивак. Организация привала. Чистота на привале. Правила поведения при передвижении в городе (посёлке, деревне), в лесу, у реки; спуске и подъёме по склону.

5. О карте.

Какие карты бывают. Работа с планом города. Что такое компас.

Определение севера, юга по компасу. В мире ориентиров. Игры и соревнования на ориентирование по плану детского сада и прилегающей территории. Нарисуй свой путь - маршрут пути в виде ломанной линии с нанесением топографических знаков.

6. С голубого ручейка начинается река...

Охраняемые территории, зачем они нужны. «Красная книга» просит о помощи: редкие и исчезающие виды растений и животных.

Правильно ли мы делаем - осушение болот, вырубка леса, возведение плотин, городские свалки... - причины вымирания растительного и животного мира. Охрана природы - это охрана здоровья!

Тише, - птицы на гнезде: правила отдыха на природе. Зоны туризма и отдыха края.

7. Из похода возвратясь...

Юный турист исследователь природы. «Путевые заметки» - оформление своих наблюдений, впечатлений о прочитанной книге, просмотренном фильме. Участие туристят в природоохранных делах:

очистке территории от мусора.

Таблица 4

Ожидаемые результаты и их оценка

Ожидаемые результаты

Оценка

(диагностический инструментарий)

Приложение 1

Сформированы знания о детском

Знакомы с правилами соблюдения

безопасности в туристическом походе,

во время разведения костра.

Сформированы такие качества, как

самостоятельность, организованность,

отзывчивость, доброжелательность,

выносливость и ловкость.

Сформированы знания о том, как появи-

лась жизнь на земле. Дети знают о том,

что земля это планета, она имеет атмос-

феру, гидросферу, материки и океаны.

Знакомы с глобусом - макетом земли,

могут определять полушария, северный

и южный полюс, знают, что такое

Сформированы знания о космосе, о том,

кто его осваивал.

Знают, что туристические походы и

экскурсии закаливают организм человека,

он реже болеет, становится сильнее,

Выносливее и более организованным.

Знают конный вид туризма и воздушный.

Диагностическое задание

« На туристической прогулке »

Цель. Выявить уровень знаний о понятии туристы, туризм, что такое походное снаряжение, должности, знания о простейших знаках, знания правил безопасного обращения с огнём.

Диагностическое задание

« Человек с рюкзаком - исследователь и

путешественник »

Цель . Выявить уровень знаний о земле,

как о планете, о том, что такое глобус, о том, как происходило освоение космоса.

какую пользу приносят людям туристические походы и экскурсии.

Выявить знания о разных видах туризма.

Знают представителей растений лесной

зоны своей местности, о том какие

растения могут предсказывать погоду.

Знают ядовитые растения, которые могут

принести вред здоровью.

Знают лекарственные растения, которые

могут помочь туристам в пути,если

случится травма.

Знают представителей животного

мира родного края и правила

безопасносного поведения при

встрече с животными, умение по

следам определять животных.

Диагностическое задание

« Растения « Живые барометры » -помощники туристят »

Цель. Выявить уровень знаний детей о

растительности родного края, о растениях-барометрах помогающих определять изменения в погоде.

Диагностическое задание

« Животный мир родного края »

Цель . Выявить уровень знаний детей о животных родного края и животных, занесенных в Красную книгу, знают ли дети, как нужно себя вести при встрече с животными.

Знают, как устроена система пищеваре-

ния, кровообращения, дыхания.

Знают об органах восприятия и общения.

Знают о профилактике заболеваний при

травматизме и отравлениях.

Знают как можно оказать первую

медицинскую помощь.

Диагностическое задание

« Помогу себе сам »

Цель. Выявить уровень знаний детей

о человеческом организме, о том как правильно питаться, правильно дышать,

следить за осанкой, быть физически подготовленным человеком.

Сформированы умения необходимые в

туристическом походе.

Умение распределять туристические

обязанности.

Умение собирать рюкзак, класть в него,

только то, что понадобится в походе.

Умение правильно подбирать лекар-

ственные препараты для аптечки.

Умение подбирать правильно обувь,

одеваться в соответствии с погодными

условиями.

Умение завязывать простейшие морские

Умение организовывать привал и соблю-

Дать чистоту на привале.

Умение правильно вести себя при

передвижении по городу, деревне, в лесу,

у реки, при подъёмах и спусках на

Диагностическое задание

« Собирайся, дружок, в поход »

Цель. Выявить уровень знаний детей о том,

что нужно брать с собой в поход, всё об обуви и одежде туриста, об рюкзаке. Выявить знания детей о привале, что такое бивак.

Сформированы умения необходимые

туристам в туристическом походе.

Умение ориентироваться по плану города,

на макете детского сада.

Умение пользоваться компасом, с его

помощью определять географические

направления.

Умение рисовать маршрут своего пути,

в виде ломанной линии, нанося на него

топографические знаки.

Диагностическое задание

« О карте »

Цель. Выявить уровень знаний о карте,

умение ориентироваться по карте

Самарской области.

Умение оценивать состояние окружающей

среды и здоровья человека.

Умение распознавать редкие и

исчезающие виды животных и растений.

Умение определять для чего осушают

болота, возводят плотины, почему

растительный мир и животный вымирает.

Умение называть правила поведения в

природе во время отдыха.

Умение называть зоны отдыха и туризма

в родном крае.

Умение прогнозировать результаты

природоохранной деятельности человека.

Диагностическое задание

« С голубого ручейка начинается река »

Цель. Выявить уровень умения детей устанавливать связь между охраной природы

и охраной здоровья человека.

Выявить уровень умений детей прогнозировать результаты природоохранной деятельности человека.

Увеличение доли родителей активности

участвующих в ознакомлении детей с правилами безопасного поведения в

природе на туристической тропе и участие в

мероприятиях экологической

направленности.

Наблюдения, анализ продуктов совместного творчества родителей и воспитанников.

Итоговый продукт.

1. Конспект НОД «На туристической прогулке».

2. Конспект беседы «О глобусе и земле».

3. Фотоальбом «Туризм - средство оздоровления и приобретения навыков безопасности».

4. Подборка пословиц и поговорок о туризме.

5. Методический материал (песни, речёвки, игры, кроссворд)

6. Консультация для родителей «Детский туризм - дело серьёзное».

7. Консультация для родителей «Как научить детей любить и беречь природу.»

8. Фотоальбом «Туризм - средство оздоровления и приобретения навыков безопасности».

9. Анкетирование.

10. Макет «На туристической тропе».

11. Выставка рисунков детей «Если с другом вышел в путь…»

12. Детские игры (Как почувствовать себя Робинзонами и Пятницами).

13. Подборка загадок о грибах и ягодах, о животных, о природны явлениях.

14. Подборка примет о погоде.

15. Правила поведения на воде, при встрече с животными.

16. Как не умереть в лесу от голода.

17. Стихи, рассказы о безопасном поведении в природе.

18. План работы по ознакомлению детей с правилами безопасности на туристической тропе посредством художественной литературы.

Таблица 5

Календарный план реализации проекта

«Туризм - средство оздоровления и приобретения навыков безопасности»

Форма организации детей

Название

Участники

Ответственные

«Что такое туризм?»

Познакомить детей с значением слов туризм, туристы.

Выявить знания детей о туризме.

Объяснить детям, для чего люди ходят в туристические походы.

Воспитатель,

Демченко Г.В.,

воспитатель.

Литературная гостиная.

Г, Шалаева

«Что нельзя купить»

В. Орлова

планета»

«Серёжа»

Сформировать представление о том, что красота

природы бесценна и её

надо беречь и

охранять.

Воспитатель,

Демченко Г.В.,

воспитатель.

Консультация для родителей.

(Приложение №1)

«Детский

туризм - дело серьёзное»

Познакомить родителей с детским туризмом, побуждать желание чаще ходить всей семьёй на прогулки в лес, к

водоёму, знакомить детей с родным краем, оздаравливать детский организм,

учить детей правилам безопасного поведения в природе.

Воспитатель,

родители.

Демченко Г.В.,

воспитатель.

(Приложение №2)

«На туристичес-

кой прогулке»

Поднять эмоциональный настрой и настроение детей.

Продолжать укреплять здоровье детей,

развивать выносливость, смелость, трудолюбие, воспитывать чувство коллектевизма,

взаимопонима-

ния.

Способствовать

освоению, простейших

туристических

умений и навыков.

Воспитатель,

Демченко Г.В.,

воспитатель.

Литературная гостиная.

(Приложение №3)

Загадки о ягодах и грибах

«На лесной

тропинке»

Т. Шорыгина

«Не ешь незнакомые ягоды в лесу"

Г. Шалаева

«Советы лесной мышки»

Т. Шорыгина

Знакомство с ядовитыми ягодами, грибами.

Воспитатель,

Демченко Г.В.,

воспитатель.

(Приложение №4)

«О глобусе и земле»

Углубить представление о том, что планета

Земля - это огромный шар,

большая часть которого покрыта водой, о том, что на нём имеются материки. Познакомить с глобусом, подвести к пониманию

уникальности нашей планеты.

Воспитывать стремление беречь нашу землю.

Воспитатель,

Демченко Г.В.,

воспитатель.

Игра - исследование.

«Что такое компас? Знакомство с географическими направлениями»

Вызвать интерес к прибору, с помощью которого определяются географические направления, обучать работе с

прибором.

Воспитатель,

Демченко Г.В.,

воспитатель.

Дидактическая игра.

(Приложение №5)

«Найди по заданному

направлению»

Совершенство-вать умение детей определять местонахожде-ние предмета, с

помощью компаса.

Воспитатель,

Демченко Г.В.,

воспитатель.

Литературная гостиная.

«Наказание за незнание"

М. Фисенко

«Ландыш»

Е. Серова

Познакомить детей с ядовитыми растениями;

учить детей узнавать ядовитые растения.

Воспитатель,

Демченко Г.В.,

воспитатель.

Творческая мастерская.

Изготовление макета.

(Приложение №6)

туристичес-

кой прогулке"

Познакомить детей с материалом из которого будем лепить макет.

Закрепить умение детей выполнять работу сообща, дружно, развивать творческие способности, умение придумывать и лепить всё то, что встречается туристу на пути.

Воспитатель,

Демченко Г.В.,

воспитатель.

Игра - исследование.

(Приложение №6)

«Что такое карта?»

Вызвать интерес к рассматриванию

Воспитатель,

Демченко Г.В.,

воспитатель.

Творческая мастерская.

Изготовление макета.

(Приложение №6)

«Наш Детский сад"

Привлечь родителей к участию в проектной деятельности.

Помочь детям научиться ориентироваться на макете детского сада.

Родители

Демченко Г.В.,

воспитатель и

родители Данилы Клевцова.

Игра - исследование.

(Приложение №6)

«Ориенти-

местности»

Выявить умение

детей применять полученные знания при

ориентировке

на макете детского сада.

Закрепить умение находить

север, юг, запад,

восток с помощью компаса.

Воспитатель,

Демченко Г.В.,

воспитатель.

Выставка рисунков.

"Если с другом

вышел в путь..."

Увидеть в рисунках детей

то, как они понимают, что такое туризм, чем занимаются туристы.

Воспитатель,

Демченко Г.В.,

воспитатель.

Литературная гостиная.

«Осколок стекла"

Т. Шорыгина

«Пожар в лесу»

М. Фисенко

Закреплять знания о правилах поведения в лесу

во время пожара.

Воспитатель,

Демченко Г.В.,

воспитатель.

Просмотр презентации на видео.

(Приложение №6)

"Животный и

растительный мир родного

Выявит уровень знаний детей о

животных и растениях родного края, о том что некоторые виды

занесены в

Красную книгу,

для чего нужно беречь и охранять природу. Выявить знания детей о том, как нужно себя вести при встрече с дикими животными и ядовитыми растениями.

Воспитатель,

Демченко Г.В.,

воспитатель.

Просмотр презентации на видео.

(Приложение №6)

"Правила безопасного

поведения в

лесу, в городе,у водоёма."

Закреплять знания детей о

безопасном поведении в лесу, в городе,

у водоёма.

Воспитатель,

Демченко Г.В.,

воспитатель.

Литературная гостиная.

Загадки о

животных.

Загадки о

насекомых.

Объяснить

детям, что иногда контакты

с животными и

насекомыми

могут быть опасны.

Воспитатель,

Демченко Г.В.,

воспитатель.

Соревновательная игра.

"Кто быстрее

соберёт рюкзак?"

Закрепить знания детей о

том, что необходимо класть в рюкзак, развивать ловкость, внимание, быстроту в движениях.

Воспитатель,

Демченко Г.В.,

воспитатель.

Литературная гостиная.

"Волшебные вороны"

Т. Шорыгина

"Не ходи по

льду водоёма"

Г. Шалаева,

Н. Иванова

М. Фисенко

Знакомство с

правилами

безопасности

на льду водоёма

Воспитатель,

Демченко Г.В.,

воспитатель.

Разучивание туристских речёвок, песен.

(Приложение №7)

Речёвка»Мы туристы"

Песни»Когда мои друзья со

мной",»Вместе весело шагать"

Познакомить детей с туристскими речёвками, песнями, разучить их,

объяснить детям что с песнями шагается веселее, они поднимают настроение и бодрость духа.

Воспитатель,

Демченко Г.В.,

воспитатель.

Консультация для родителей

(Приложение №8)

"Как научить

детей любить и беречь природу"

малых лет давать детям экологическое воспитание.

Учить познавать природу, любить, оберегать, разумно пользоваться.

Воспитатель,

родители.

Демченко Г.В.,

воспитатель.

(Приложение №9)

"Придумай и

Закрепить знания детей о туризме, умение из набора различных

предметов выбирать

необходимые

для похода, которые удобно перено-

сить в рюкзаке.

Воспитатель,

Демченко Г.В.,

воспитатель.

Литературная гостиная.

Загадывание загадок.

В. Лившиц

Пословицы,

народные

Дать знания

о правилах поведения при грозе.

Воспитатель,

Демченко Г.В.,

воспитатель.

Настольная игра

(Приложение №9)

"Кто быстрее?"

Учить детей ориентироваться по плану местности с тремя разными маршрутами

сходящимися в одной точке.

Кто первый прийдёт на

полянку, тот и выиграет.

Воспитатель,

Демченко Г.В.,

воспитатель.

Литературная гостиная.

"Как Стобед

бросил бутылку, и что

из этого вышло."

Д. Орлова

"Не купайся в запрещённых местах"

Г. Шалаева и

Н. Иванова

"Как Владик с Катей ходили

купаться"

М. Фисенко

Знакомство с правилами поведения на воде.

Воспитатель,

Демченко Г.В.,

воспитатель.

(Приложение №9)

"Будь внимательным"

Закрепить умение детей находить карточку с

соответствую-

щим видом

(весло-водный туризм)

Воспитатель,

Демченко Г.В.,

воспитатель.

Литературная гостиная.

"Как неразлучные друзья в воде не тонули"

А. Иванов

Закрепление знаний у детей о правилах безопасного поведения в природе.

Воспитатель,

Демченко Г.В.,

воспитатель.

Полную версию работы с приложениями, можно .

Образовательный проект

«Туризм в школе»

Руководитель проекта: Сангаджи- Горяев Эрдни Бадмаевич, преподаватель- организатор ОБЖ

МКОУ «Бергинская СОШ»

Цель реализации проекта

Пропаганда туризма и здорового образа жизни,

Привлечение учащихся школы к туристской деятельности

Задачи проекта:

Привитие интереса к туризму, через массовые туристские мероприятия;

Достижение физического совершенства;

Организация досуга учащихся;

Воспитание активной жизненной позиции,

Обучение учащихся основам туризма;

Способствовать развитию патриотических чувств, убеждений, через соприкосновение к историческому прошлому своего края.

Ресурсное обеспечение проекта

Наличие в школе спортивной площадки, имеются в наличии палатки.

Сроки реализации : 3 года

Актуальность проекта

Здоровье человека зависит от многих факторов и один из них – физическое развитие. Развитие физических качеств начинается с раннего возраста, и школьный период жизни - самое благотворное время для этого. Но школьных уроков физкультуры не всегда достаточно для физического развития личности, нужна целая система по физическому воспитанию, которая не возможна без внеклассной спортивно-массовой работы. Поэтому многие дети занимаются в спортивных секциях и кружках.

Среди средств, которые эффективно действуют в данном направлении можно назвать туристско – краеведческую деятельность и здоровьесбережение. Туристско- краеведческая деятельность формирует и утверждает здоровый образ жизни, укрепляет здоровье, в том числе и психическое, помогает достичь физического совершенства

С незапамятных времен дети всегда проявляли интерес к туризму и туристическим походам.

Туризм – прекрасное и эффективное средство воспитания здорового и закаленного человека. Пусть он не дает такого развития мускулатуры, как другие виды спорта, но зато здоровью туриста могут позавидовать многие. Ему не страшно промочить ноги, он не боится простудиться на ветру, промокнуть под дождем. Туризм закаляет так, как ни один другой вид спорта.

Занятия туризмом вырабатывают у человека ряд очень ценных качеств. Турист умеет правильно ходить, развести огонь, сварить кашу, правильно ориентироваться и не заблудиться, быстро починить одежду.

В туристических походах школьников оживают и получают совершенно новое звучание многие знания, полученные на уроках географии, биологии, математики, астрономии, которые подчас усваиваются формально. Но туризм – это не только средство физического и прикладного воспитания. Велика роль туризма в нравственном и духовном воспитании, социализации и развитии коммуникативных качеств подростков.

Туризм – средство расширения кругозора и обогащения духовной жизни подростков. В туристическом походе вырабатывается умение преодолевать трудности, ребята учатся коллективизму не на словах, а на деле. Регулярное занятие туризмом вырабатывает у подростков сознательную дисциплину, настойчивость, ответственность.

Контакты, которые устанавливаются в походе, способствуют пониманию и установлению сотрудничества между участниками похода. Данная концепция определяет основные цели, задачи, идеи развития детско-юношеского туризма. В ней рассматриваются вопросы организации группы, выбор маршрута и другие вопросы, связанные с организацией походов.

II. Форма, цели и задачи туризма в школе.

Туристские походы по форме их организации, целям и задачам подразделяются на спортивные, тренировочные и на туристские экспедиции.

Спортивные походы имеют цель прохождения маршрута определённой категории сложности, выполнения установленных спортивных нормативов.

Туристские экспедиции организуются с целью освоения новых районов, испытание новых видов снаряжения, разработки новых технических приёмов. В экспедициях могут проводиться медико-биологические, физиологические, геологические и другие исследования.

В школе наиболее приемлемыми являются учебно-тренировочные походы, которые могут иметь разные цели:

оздоровительные;

учебные;

спортивные;

познавательные и другие цели.

Чётко сформулировать одну цель похода трудно, но непременно она должна быть сформулирована и доведена до сведения каждого участника похода.

Кроме прикладных целей туристского похода можно выделить и другие группы целей.

Содержательные цели туризма:

Физическая активность – туризм прекрасно подходит для привлечения детей и подростков к занятиям спортивного туризма, чтобы дать им возможность самим понять преимущества регулярных занятий.

Поддержка хорошего состояния здоровья – одна из основных задач всех организаций, занимающихся спортом. Она заключается в том, чтобы поощрять желание детей заниматься спортивным туризмом для сохранения здоровья. Хорошее физическое здоровье достигается за счёт активного образа жизни. Спортивный туризм создаёт для этого уникальные возможности.

Социальная активность – создание команды и социальная активность в ходе выполнение программы спортивного похода. Это программа, в которой каждый член команды имеет большую ценность. Пропаганда спортивного туризма как командного вида спорта стимулирует детей для совместной работы и для понимания важности сотрудничества. Спортивный туризм усиливает воспитательные возможности школы.

Характер приключения – ожидание результата туристского похода, повышая интерес к нему, стимулирует подростка к всемирной подготовки к походу. Основным признаком туристского похода является неизвестность конечного результата, и делают его интересным.

III. Спортивное содержание школьного туризма.

Спортивное содержание туризма состоит в преодолении собственными силами и средствами естественных различных препятствий на маршруте, трудностей и лишение походной жизни. Это преодоление должно быть заранее рассчитанным, посильным и обязательно успешным, оно совершается лично каждым участником, но в условиях коллективного взаимодействия.

Спортивные задачи будут выполнены, если удастся в течение всего срока сохранить хорошее физическое и духовное самочувствие всех участников в среде походного обитания.

К спортивному содержанию похода относятся:

естественные препятствия (верёвочные переправы, подъёмы, спуски, длина переходов, общий километраж похода),

ориентирование на незнакомой местности по компасу и карте,

автономное жизнеобеспечение, туристско-краеведческая работа.

При наполнении туристского похода разнообразным содержанием повышается педагогическая ценность туристского похода.

Дети занимаются на школьной спортивной площадке, в спортивном зале. В течении учебного года каждый класс совершает один однодневный поход. Принимает участие в традиционном школьном дне здоровья.

Теоретические и практические занятия

- безопасность путешествия,

- безопасное поведение в степи,

-психологические основы выживания в степи,

- основы ориентирования,

- туристское снаряжение, подготовка и подбор снаряжения в зависимости от времени года,

-организация биваков, типы костров, установка палатки,

- чрезвычайные и экстремальные ситуации, правила поведения,

- стихийные бедствия,

- международные сигналы бедствия,

- лекарственные растения,

- медицинская аптечка,

- оказание первой доврачебной помощи, наложение повязок, переноска пострадавших,

- туристские узлы, применение, вязка узлов,

- организация страховки, страховочные системы,

- прохождение туристской полосы препятствий,

- школьный туристский слёт,

- однодневные походы выходного дня

- соревнования по технике пешеходного туризма,

-«Школа туриста» (обучающая игра по станциям),

- игровые туристские уроки,

- соревнования по ориентированию

IV. Педагогический потенциал туризма.

Педагогический потенциал туризма весьма велик. Коэффициент полезного педагогического действия зависит от подхода и организации туристского похода учителей, от их понимания, умения и опыта в этой области. Школа использует далеко не весь воспитательный потенциал туризма. Исходя из приоритета обучения, предпочтение в туризме отдается краеведению, экскурсиям, не походам, в которых идёт воспитание здоровой, социализированной личности.

Особенно большое распространение получили дальние экскурсионные поездки, которые дают детям большой объём полезной информации, но не несут оздоровительного фактора, который влияет на физическое и нравственное воспитание школьников.

Для повышения педагогического потенциала туристского похода важен демократический стиль руководства, уважительное отношение участников похода друг к другу.

Туризм создает благоприятную среду для воспитания трудовых и волевых навыков. В походе турист учится преодолевать препятствия, готовить пищу, рубить дрова, ставить палатку. Педагог учит этому своим личным примером. Во время похода перед педагогом открываются такие стороны характера воспитанников, которые, невозможно познать в условиях обычной школьной жизни. Туристская группа-это не класс. Походная жизнь сближает туристов, они лучше узнают друг друга.

Заключение

Детско-юношеский туризм является одной из наиболее эффективных оздоровительных технологий, способствующих формированию здорового образа жизни человека и общества в целом, что имеет большое государственное значение в воспитании подрастающего поколения.

Поэтому можно с уверенностью сказать, что детско-юношеский и молодежный туризм – важный способ передачи новому поколению накопленного человечеством жизненного опыта и материально-культурного наследия, формирования ценностных ориентаций, нравственного оздоровления и культурного развития нации, один из путей социализации личности.

Принимая во внимание, что будущее поколение страны в современных экономических условиях не должно терять нравственные ориентиры, скатываться в криминальную среду, алкоголизм и наркоманию, необходимо развивать туризм во всех его формах и видах.

Список литературы:

1. Сапрунова В. А. Туризм: эволюция, структура, маркетинг М., Ось-89, 1998. – 320 с.

2. Шаповал Г. Д. История туризма. Минск: Эноперспектива, 1999. – 216 с.

3. Туристский терминологический словарь / Авт.-сост. И. В. Зорин, – М.: Советский спорт, 1999.

4. Родионов Д. А. Энциклопедия спорта, Эксмо-Пресс, 2002.