15.09.2019

Курсовая работа: Общественные блага как экономическая категория. Курсовая по экономической теории. Особенности спроса на общественные блага


Утилитаристская;
роулсианская;
изоэластичная.
Утилитаристская функция общественного благосостояния предполагает, что общественное благосостояние выступает как сумма благосостоянии (общих полезностей) членов общества, индивидуумов:
W = U 1 + U 2 + ... + U i .
Утилитаризм – философское, этическое учение, согласно которому все явления должны оцениваться с точки зрения их пользы. Высшей целью в соответствии с утилитаризмом является достижение наибольшего счастья для наибольшего числа людей. Утилитаристская функция общественного благосостояния фактически отстраняется от проблемы неравенства.
Роулсианасая функция общественного благосостояния предполагает заинтересованность общества в максимизации значений функции индивидуальной полезности наименее благополучного члена общества.
Эта функция общественного благосостояния названа по имени современного американского философа-неомарксиста Дж. Роулса. Мерой общественного благосостояния признается наименьшее из значений функций индивидуальной полезности:
W = min{U 1 , U 2 , ..., U i }.
Роулсианской функции общественного благосостояния соответствуют эгалитарные (уравнительные) тенденции в политике государства, в частности стремление к выравниванию доходов. Вместе с тем этот подход не предполагает полного равенства, так как при этом исчезли бы стимулы к труду. Роулсианская концепция, так же как и другие подходы к проблеме неравенства, предполагает определенный баланс между равенством и эффективностью.
Изоэластичная функция общественного благосостояния исходит из того, что общественное благосостояние зависит от той или иной степени неприятия неравенства, измеряемой коэффициентом е:
W = S i U i 1- e / (1 – e ).
Чем больше коэффициент е, тем выше степень неприятия неравенства. Если е = 0, то мы имеем дело с утилитаризмом, а если е = ∞, то это роулсианская функция общественного благосостояния. Между этими двумя крайностями находятся промежуточные уровни неприятия неравенства.
Все рассмотренные функции общественного благосостояния принимают принцип Парето, но между ними нет единого понимания того, что такое справедливость. Далее мы будем так или иначе касаться проблемы выбора между эффективностью и справедливостью. Трудно ожидать, что мы сможем окончательно решить, что хорошо и что плохо, обсуждая этическую сторону той или иной экономической политики правительства. Вместе с тем мы должны попытаться научиться понимать, где грань между подходом с позиций эффективности и подходом с позиций нравственности при выработке предложений по экономической политике.

Вопросы для повторения и задания

1. Вспомните понятие общего конкурентного равновесия и условия этого равновесия.
2. Дайте определения Парето-улучшения и Парето-эффективности.
3. При каких условиях невозможны Парето-улучшения?
4. В чем заключаются условия эффективности обмена, эффективности производства и эффективности размещения ресурсов?
5. Объясните смысл первой фундаментальной теоремы экономики общественного благосостояния.
6. Объясните смысл второй фундаментальной теоремы экономики общественного благосостояния.
7. Как вы понимаете справедливость? В каком смысле главным образом трактуется справедливость в экономике?
8. В каких ситуациях большая справедливость может быть эффективна?
9. Что представляет собой функция общественного выбора? Каким критериям должна отвечать эта функция?
10. Объясните смысл теоремы о невозможности.
11. Какие типы функции общественного благосостояния вы знаете?
12. Покажите различия между утилитаристской, роулсианской и изоэластичной функциями общественного благосостояния.
13. Первая теорема благосостояния утверждает, что:
а) общее конкурентное равновесие является Парето-эффективным;
б) если потребители и производители руководствуются своими предпочтениями, нет возрастающей отдачи, то оптимальным по Парето состоянием экономики является конкурентное равновесие любого начального распределения ресурсов;
в) в экономике производится то, что хотят члены общества;
г) все имеющиеся ранее возможности Парето-улучшений уже реализованы, новые Парето-улучшения невозможны.
14. Роулсианская функция общественного благосостояния отличается от других типов функций тем, что в соответствии с этой функцией:
а) общественное благосостояние зависит от той или иной степени неприятия неравенства, измеряемой коэффициентом e;
б) общественное благосостояние выступает как сумма благосо-стояний (общих полезностей) членов общества, индивидуумов;
в) предполагается заинтересованность общества в максимизации функции индивидуальной полезности наименее благополучного члена общества;
г) благосостояние общества в целом зависит от благосостояния (общей полезности) индивидуумов.
Выберите правильный вариант ответа.

Глава 3
Общественные блага

3.1. Понятие общественных благ и их свойства.
3.2. Причины сбоя рынка в случае общественных благ.
3.3. Негосударственный сектор и производство общественных благ.
3.4. Государственный сектор и производство общественных благ.

В предыдущей главе были рассмотрены теоретические аргументы в пользу государственного вмешательства в действие рыночной экономики. Это были аргументы с позиций экономической эффективности и с позиций социальной справедливости, т. е. как экономические, так и неэкономические аргументы. Естественно, что в экономической теории большее внимание уделяется экономическим аргументам. Они связаны с концепцией сбоев рынка, среди которых важнейшими являются проблемы общественных благ, внешних эффектов, асимметричной информации. Более подробному анализу провалов рынка и механизму государственного вмешательства в связи с этими провалами посвящены главы 3–5 настоящего учебника.
В табл. 3.1 приведены сбои рынка с позиций экономической эффективности и основные пути корректировки этих сбоев в рамках государственного вмешательства в экономику.

3.1. Понятие общественных благ и их свойства

В самом общем виде общественные блага – это блага, потребление которых доступно одновременно многим людям. Примеров общественных благ множество. Ими являются и мост через реку, и уличное освещение, и маяк в море, и оборона, и общественная безопасность, и т. д.
Все перечисленные выше блага обладают двумя важнейшими свойствами: неисключаемости, несоперничества в потреблении.

Таблица 3.1
Сбои рынка и направления государственного вмешательства в экономику


Общественные блага – это блага, потребление которых доступно одновременно многим людям и которые обладают свойствами неисключаемости и несоперничества в потреблении.
Чистыми общественными благами называются блага, которым в высокой степени присущи свойства неисключаемости и несоперничества.
Если одно из этих свойств проявляется лишь в ограниченной степени, тогда данное благо называется смешанным общественным благом.
Чистые общественные блага встречаются редко, многие блага обладают свойствами неисключаемости и несоперничества лишь в определенной степени. Примером чистого общественного блага может служить национальная оборона. Концерт, исполняемый в зале, является смешанным общественным благом. Большинство общественных благ выступают как смешанные общественные блага.
Свойства неисключаемости, несоперничества в потреблении общественных благ и создают трудности для обеспечения и производства этих благ частным сектором. Поэтому производство общественных благ обеспечивается главным образом государством. Важнейшей проблемой при этом является то, как при отсутствии рыночного спроса государство определяет объем производства общественных благ.
Неисключаемость блага предполагает, что если благо доступно для потребления одному лицу, то либо технически невозможно, либо очень дорого исключить других лиц из сферы потребления этого блага, т. е. невозможно запретить потребление блага другими лицами. Если имеется уличное освещение, то все, кто идет по улице, пользуются светом фонарей. Если существует система национальной обороны, то она защищает всех жителей страны.
Неисключаемость блага означает, что если благо доступно для потребления одному лицу, то невозможно запретить потребление блага другими лицами.
Несоперничество в потреблении блага означает, что потребление блага одним лицом не влияет на количество этого блага, имеющееся для потребления другими лицами. Иными словами, благо обладает свойством несоперничества, если все могут потреблять ту же самую единицу блага. С точки зрения издержек предоставления блага индивидуальному потребителю несоперничество в потреблении означает, что предельные издержки предоставления блага дополнительному потребителю равны нулю (MC U = 0). Тот же пример с уличным освещением показывает, что, сколько бы пешеходов ни было на улице, число фонарей от этого не меняется, не меняется также количество света от уличных фонарей.
Несоперничество в потреблении блага состоит в том, что потребление блага одним лицом не влияет на количество этого блага, имеющееся для потребления другими лицами, предельные издержки предоставления блага дополнительному потребителюравны нулю (MC U = 0).
В действительности для большинства смешанных общественных благ характерно так называемое переполнение. Оно происходит тогда, когда множество людей начинают одновременно потреблять одно и то же благо. Например, в случае с автомобильными дорогами каждый может ими пользоваться, как правило не мешая другим. Но на некоторых участках дороги может иметь место скопление машин, мешающих друг другу, что ведет к снижению скорости и ограничению доступа других автомобилей к дороге.
Таким образом, переполнение означает, что при большом количестве потребителей общественного блага дальнейшее увеличение числа потребителей приводит к исчезновению несоперничества в потреблении блага.
При этом предельные издержки предоставления данного блага дополнительному потребителю уже не равны нулю, а больше нуля (MC U > 0).
При характеристике общественных благ необходимо иметь в виду, что не все блага, предоставляемые государством, являются общественными благами. Например, талоны на питание, которые получают спортсмены по линии Федерального агентства по спорту, являются частными благами. С другой стороны, нужно также иметь в виду, что некоторые общественные блага поставляются частным сектором. Это относится, в частности, к услугам, предоставляемым любителям купания на частном пляже.
Особенности общественных благ проявляются при формировании спроса на общественные блага, а также при определении условий равновесного объема производства общественных благ. При определении условий равновесного объема производства общественных благ необходимо принимать во внимание такое их свойство, как несоперничество.
В отличие от общественных благ частные блага, наоборот, обладают свойством соперничества в потреблении. Чем выше спрос на частное благо, тем больше должно быть их производство. Предположим, что ценность блага определяется каждым потребителем как предельная польза блага (МВ). Ценность, приписываемая отдельными потребителями какому-то частному благу (потребителем А и потребителем В), будет представлена кривыми предельной пользы МВ А и МВ В, которые являются аналогом кривых индивидуального спроса. Q A и Q B – это величины спроса на частное благо, предъявляемого потребителями А и В.
Общая величина ценности частного блага (совокупная полезность), определяемая всеми потребителями, на графике представлена горизонтальным суммированием индивидуальных кривых предельной пользы МВ А и МВ В (рис. 3.1).
Так как частное благо обладает свойством соперничества, то каждая единица блага будет потреблена одним человеком. Предельная польза дополнительной единицы блага представляет собой наибольшее его желание платить за единицу блага. Когда произведена первая единица блага, потребитель В обладает наибольшим желанием платить, предельная польза первой единицы блага равна 10.


Рис. 3.1 . Совокупная полезность частного блага

В отличие от частных благ общественные блага обладают свойством несоперничества. Разный объем потребления общественного блага осуществляется при одном и том же его количестве. При производстве какого-то количества общественного блага пользу получают все потребители.
Поэтому в случае с общественным благом совокупная ценность общественного блага определяется вертикальным суммированием индивидуальных кривых предельной пользы МВ А и МВ В (рис. 3.2).
Так как общественное благо обладает свойством несоперничества, то каждая единица произведенного блага в нашем примере будет потреблена обоими потребителями А и В. Общая предельная польза каждого потребителя на рис. 3.2 представлена линиями МВ А и МВ В . В этом случае предельная польза первой единицы общественного блага равна 5 для потребителя А, а для потребителя В она равна 10. Таким образом, совокупная предельная польза первой единицы общественного блага, другими словами – общая готовность платить, равна 15. Если произведено 7,5 единицы общественного блага, то только потребитель В готов платить. В этом случае общая предельная польза, общая готовность платить, будет представлена предельными оценками потребителя В (МВ В ). В целом совокупная ценность общественного блага на рис. 3.2 представлена ломаной линией МВ = МВ А + МВ В .


Рис. 3.2. Совокупная ценность общественного блага

Каков же оптимальный объем производства общественного блага?
Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо вспомнить из курса микроэкономики предельное условие определения оптимального объема производства частного блага.
В модели частичного равновесия оптимальный (эффективный) объем производства частного блага имеет место тогда, когда предельный доход равен предельным издержкам (MR = MC) .
Для нашего примера это означает равенство предельной пользы отдельного потребителя предельным издержкам производителя (МВ = МС) .
Но общественное благо предполагает несоперничество в потреблении, поэтому совокупная предельная польза общественного блага должна быть равной сумме предельной пользы всех, кто потребляет это благо. В свою очередь, условием определения оптимального объема производства общественного блага выступает равенство совокупной предельной пользы блага его предельным издержкам.
Как мы видим на рис. 3.3, совокупная предельная польза общественного блага, или общая готовность платить за него, представлена вертикальным суммированием индивидуальной предельной пользы всех потребителей общественного блага (линия МВ ). Предельные издержки представлены линией МС. Пересечение линий МВ и МС представляет собой равенство общей суммы предельной пользы и предельных издержек. Объем производства общественного блага Q E будет оптимальным для данного блага.
Таким образом, оптимальный объем производства общественного блага Q E имеет место тогда, когда сумма предельной пользы всех потребителей равна предельным издержкам производства общественного блага: МВ = МС.


Рис. 3.3. Оптимальный объем производства общественного блага

3.2. Причины сбоя рынка в случае общественных благ

Почему же рыночный механизм не срабатывает в случае с общественными благами? Как правило, общественные блага, доступные к потреблению многими людьми, требуют больших затрат на их производство. И если каждый из потребителей недостаточно высоко оценивает пользу от потребления блага, а значит, не готов возмещать все затраты на его производство, то рынок не срабатывает, имеет место сбой рынка.
На рис. 3.4 видно, что и потребитель А, и потребитель В в отдельности невысоко оценивают пользу от общественного блага, они не готовы платить за него. Если нет платежеспособного спроса на общественное благо, то оно не производится. Рынок в данном случае неэффективен.
До сих пор причины сбоя рынка в отношении производства общественных благ мы рассматривали, опираясь на такое их свойство, как несоперничество в потреблении. Обратимся к другому свойству общественных благ – неисключаемости. Неисключаемость блага была определена выше как невозможность либо по техническим причинам, либо по причине дороговизны исключить других лиц из сферы потребления общественного блага, т. е. невозможность запретить потребление блага другими лицами. В связи с анализом неисключаемости возникает проблема безбилетника (фрирайдера).


Рис. 3.4. Сбой рынка в производстве общественного блага

Проблема безбилетника (фрирайдера) – это проблема потребления общественного блага без соответствующей платы за него.
В потреблении общественного блага участвует множество людей. При этом у каждого возникает стимул не платить за предоставляемое благо, каждый надеется «проехать без билета». Представим, что каждый считает: его возможная плата за благо мала по сравнению с общей стоимостью общественного блага, и его решение платить или не платить не повлияет на коллективное решение. Нет смысла платить. Кроме того, каждый надеется, что благо все равно будет произведено, если многие, но не он, заплатят. Если все потребители общественного блага рассуждают таким образом, то никто из них не будет платить и общественное благо не будет произведено.
Проблема безбилетника представляет собой пример так называемой дилеммы заключенного.
Дилемма заключенного является теоретико-игровой моделью, смысл которой состоит в том, что поведение, отвечающее критерию индивидуальной рациональности, может противоречить критерию коллективной рациональности.
Модель была названа дилеммой заключенного, так как первоначально она базировалась на примере двух заключенных, перед которыми стоит проблема признаваться или не признаваться в совершенном преступлении, причем решение они принимают независимо друг от друга.
В нашем случае каждый потребитель стоит перед выбором – платить или не платить за потребление, а, значит, и за производство общественного блага. В табл. 3.2 представлены два потребителя А и В, варианты платить и не платить, их различные сочетания. Числа означают выигрыш или пользу со знаком (+), потери со знаком (-) для потребителей при принятии того или иного решения. Предположим, что польза от общественного блага для каждого из них равна 8 единицам, а общие затраты на производство блага равны 10.

Таблица 3.2
Дилемма заключенного в случае с общественным благом

Рассмотрим разные варианты принятия решений потребителями общественного блага. Если оба потребителя решили платить (левая верхняя клетка таблицы), то они делят издержки производства блага между собой, поэтому выигрыш каждого равен +3 единицам (10: 2 = 5; 8–5 = 3).
В том случае, когда платит один, он несет на себе все затраты по производству блага, а другой является «безбилетником». Например, если платит потребитель А (правая верхняя клетка таблицы), то он теряет -2, а потребитель В имеет выигрыш +8 единиц. Если платит потребитель В, то он теряет -2, а потребитель А выигрывает +8.
Если никто не платит (правая нижняя клетка таблицы), то благо не производится, результат для каждого равен нулю.
Выбор каждого с учетом возможных выигрыша и потерь – не платить. Например, если потребитель В платит, то в результате он имеет либо выигрыш +3, либо проигрыш -2. Если же он не платит, то он либо выигрывает +8, либо остается без выигрыша, но и без проигрыша.
В конечном итоге общественное благо не производится, поскольку каждый в отдельности решил не платить за его потребление. Каждый рассуждал рационально, но коллективный выбор нерационален. Из табл. 3.2 видно, что если бы каждый заплатил, то общий результат был бы выше (+6), чем в случае с отказом платить, где общий результат равен нулю.

3.3. Негосударственный сектор и производство общественных благ

Сбой рынка в производстве общественных благ происходит в результате:
отсутствия платежеспособного спроса на общественное благо;
а также нерациональности коллективного выбора (проблема безбилетника).
В случае с общественными благами рынок не принимает эффективного решения. Возникает необходимость государственного вмешательства с целью корректировки рыночного сбоя. В целом необходимость этого вмешательства объясняется с позиций экономической эффективности. Государство тем или иным способом обеспечивает производство оптимального объема общественных благ.
Вместе с тем в некоторых случаях производство общественных благ обеспечивается негосударственным сектором. Это происходит тогда:
во-первых, когда предпосылка о поведении потребителя как «безбилетника» не срабатывает;
во-вторых, когда речь идет о клубных благах;
в-третьих, когда имеются дополняющие частные блага.
Существуют случаи, когда предпосылка о рациональном поведении потребителя общественных благ как «безбилетника» является неверной. В частности, это относится к поведению людей в небольших коллективах, небольших населенных пунктах. В небольших коммунах люди в большей степени склонны к честному поведению, для них в меньшей степени характерна психология фрирайдера. Они чувствуют себя частью общества, их поведение на виду у всех членов коллектива, оно «контролируется» обществом в разных формах. Жители небольших городов в большей степени чувствуют поощрение со стороны общества за нравственное поведение и осуждение за безнравственные поступки.
Примером такого общественного блага, производство которого не требует государственного вмешательства, может служить организация общественной охраны в небольшом населенном пункте, например в деревне. От общественной охраны выигрывают все жители. Данное благо обладает свойствами неисключаемости и несоперничества в потреблении, оно является общественным благом. При организации общественной охраны всем видно, кто не участвует лично в этом мероприятии или не участвует в финансовой форме, т. е. кто является «безбилетником».
В целом у жителей деревни нет стремления к фрирайдерству или оно незначительное в силу различных причин.
У них может преобладать чувство особой общности, необходимости держаться вместе, чувство социальной ответственности.
Они могут чувствовать вину, если подведут коллектив, могут просто стыдиться того, что кто-то может узнать об их «безбилетном» поведении.
Затраты на производство данного общественного блага не столь велики.
Возможно, что их поведение будет другим, если речь пойдет о каком-то дорогостоящем проекте, требующем значительного вклада каждого, например о строительстве хорошего стадиона в деревне.
Случай с клубными благами также представляет собой решение проблемы производства общественных благ без вмешательства государства.
Клубное благо – это смешанное общественное благо, число потребителей которого ограничено, при этом потребители делят между собой как выгоды, так и издержки.
Клубное решение проблемы производства общественного блага возможно только в том случае, если данное благо в какой-то степени обладает свойством исключаемости в потреблении.
Исключение из потребления, его ограничение, могут быть достигнуты установлением цены за пользование благом. Для этого организуются «клубы», производящие общественное благо и решающие проблему «безбилетника». Например, в случае с плавательным бассейном пользование им ограничивается теми, кто платит. По мере увеличения числа желающих пользоваться услугами плавательного бассейна возникает проблема переполнения, которая решается либо путем повышения платы, либо путем расширения бассейна. Объемы производства этого общественного блага в любом случае будут определяться условием равенства предельной выгоды предельным издержкам.
Частная фирма также сможет обеспечить производство общественного блага, если общественное благо производится в комплексе с дополняющим его частным благом. В этом случае фирма продает за определенную цену дополняющее частное благо, которое исключает из потребления этого блага других людей, и вместе с этим получает средства для субсидирования производства общественного блага, которое обладает свойством неисключаемости. Например, какая-то частная фирма поставляет шезлонги для загорания на пляже. Пляж – общественное благо, пользование которым доступно всем (свойство неисключаемости), а шезлонги – частное благо, пользование которым доступно одному индивиду (свойство исключаемости). Доход, который фирма получает за пользование шезлонгами, может быть направлен на поддержание чистоты и порядка на пляже. Тем самым обеспечение общественного блага становится возможным и частному предприятию благодаря дополняющему его частному благу.

1 Человек, чьи соседи осуществляют капитальный ремонт своей квартиры, является получателем …

2 Примером корректирующих субсидий как способа решения проблемы положительных внешних эффектов является …

- снижение налоговых ставок для безотходных производств

3 Замена использования в крупных городах личного автотранспорта велосипедами является примером решения проблемы …

- отрицательного внешнего эффекта потребления

4 Производство экологически безопасных моющих средств можно увеличить за счет использования следующего экономического инструмента: …

- снижения налогового бремени для их производителей

5 Использование ускоренной амортизации природоохранного оборудования направлено на решение проблемы …

6 Примером общественного блага может служить …

- освещение улиц города

7 В отношении такого отрицательного как выброс загрязняющих веществ в атмосферу в качестве меры снижения их объема следует ввести …

- корректирующий налог

8 Общественным благом является …

- создание системы национальных парков

9 При помощи корректирующих налогов (налогов Пигу) решается проблема …

- отрицательных внешних эффектов

10 Введение энергетических экологических налогов на горюче-смазочные материалы и тару для их хранения позволяет решить проблему …

- отрицательного внешнего эффекта потребления

11 В результате строительства соседнего дома дорога к Вашему дому стала непригодной для эксплуатации. Эта ситуация является примером проявления …

- отрицательного внешнего эффекта производства

12 Человек, проживающий недалеко от аэропорта, от гула взлетающих самолетов получает …

- отрицательный внешний эффект производства

Тема: Рынок

1 К субъектам рынка капитала не относят

- наемного рабочего завода

2 Если минимальная цена, за которую владелец земельного участка соглашается продать его, составляет 900 000 руб., годовая ставка банковского процента 5%, то величина ежегодного дохода, приносимого участком, составляет ______ руб.

- 45 000

3 Если величина ежегодного дохода, приносимого участком, составляет 50 000 руб., годовая ставка банковского процента 8%, то минимальная цена, за которую владелец земельного участка согласится продать его, составит _____ тыс. руб.

4 Себестоимость 1 тонны зерна, выращиваемого на первом участке, составляет 4 200 руб., на втором участке – 4 800 руб., на третьем участке – 5 000 руб. Оптовая цена 1 тонны зерна – 5 200 руб. Дифференциальная рента, получаемая на втором участке, при урожае 50 тонн равна _____ тыс. руб.

5 К оборотному капиталу относят …

- малоценные инструменты

6 Установление государством минимального размера оплаты труда (МРОТ), превышающего равновесное значение оплаты труда, приведет к …

- росту предложения труда и снижению спроса на труд

7 Дневная заработная плата работника равна 580 руб. Продолжительность его рабочего дня – 8 ч. Если рабочий день увеличится до 12 ч., а повременная заработная плата – до 1140 руб. в день, то цена одного часа труда работника ___ руб.

- повысится на 22,5

8 К причинам провала рынка не относят

- проблему поиска политической ренты

9 Водоснабжение в городах является ____________ рынком.

- монопольным

10 Значительное превышение спроса над предложением характерно для рынка …

- продавцов

11 Если минимальная цена, за которую владелец земельного участка соглашается продать его, составляет 1 250 тыс. руб., годовая ставка банковского процента 8%, то величина ежегодного дохода, приносимого участком, составляет ______ руб.

- 100 000

12 Доход инвестора не зависит от …

- цены на рынке услуг капитала

13 Строительство нового животноводческого комплекса ___________ в регионе.

- вызовет рост спроса на труд

14 Реальная заработная плата в стране повысилась на 2%, номинальная выросла на 16 ден. ед. при уровне заработной платы на начало периода, равном 250 ден. ед. Индекс цен в стране за указанный период времени составил …

15 Отток рабочей силы в регионы с более высоким уровнем зарплаты при сохранении спроса на труд на том же уровне вызовет …

- сокращение предложения и увеличение равновесной заработной платы

16 Рынок носителей труда в современной России является …

- нелегальным

17 Основным источником «фиаско» рынка труда является …

- асимметрия информации

18 Минимальная цена, за которую владелец земельного участка согласился продать его, составила 900 тыс. руб. При ежегодном рентном доходе 45 тыс. руб. годовая ставка банковского процента равна …

19 На рынке изделий из хрусталя спрос на труд описывается уравнением вида, а предложение труда – уравнением вида, где W – дневная заработная плата. Если рынок находится в равновесии, то заработная плата на данном рынке установится на уровне ______ ден. ед. и на работу будет принято _____ чел.

- 35 ... 245

20 Способность капитальных благ приносить в будущем доход сопряжена с …

- затратами в настоящем

21 Ценой капитального блага является …

- стоимость передачи всех прав на использование данного блага

22 Продолжительность рабочего дня равна 8 ч. при повременной заработной плате, равной 850 руб. Норма выработки составляет 25 изделий. Расценка за одно изделие при переводе работника с повременной на сдельную оплату труда составит ____ руб.

23 Величина ежегодного дохода, приносимого участком, составляет 50 000 руб. Годовая ставка банковского процента 2,5%. Минимальная цена, за которую владелец земельного участка соглашается продать его, составляет ______ тыс. руб.

24 Себестоимость 1 тонны свеклы, выращиваемой на первом участке, составляет 12 000 руб., на втором участке – 14 000 руб., на третьем участке – 15 000 руб. Оптовая цена 1 тонны свеклы – 15 000 руб. Дифференциальная рента, получаемая на третьем участке, при урожае 30 тонн равна _____ тыс. руб.

25 К объектам рынка капитала не относят

- земельный участок

26 Кризис привел к сокращению объемов производства на многих предприятиях региона. Это приведет к …

- снижению спроса на труд и снижению заработной платы

27 К особенностям рынка капитала относят …

- наличие временного лага в получении дохода

28 Рынок продуктов питания в конкретном субъекте федерации относится к …

- региональным

29 Себестоимость 1 тонны капусты, выращиваемой на первом участке, составляет 15 000 руб., на втором участке – 18 000 руб., на третьем участке – 13 800 руб. Оптовая цена 1 тонны капусты – 22 000 руб. Дифференциальная рента, получаемая на втором участке, при урожае 80 тонн равна _____ тыс. руб.

30 Уровень оплаты труда за год вырос на 45 ден. ед. при первоначальном значении, равном 400 ден. ед. Индекс цен за тот же период составил 1,15. Снижение реального уровня заработной платы составило ___ %.

31 Если величина ежегодного дохода, приносимого участком, составляет 60 000 руб., годовая ставка банковского процента 10%, то минимальная цена, за которую владелец земельного участка согласится продать его, составит ______ тыс. руб.

32 Величина ежегодного дохода, приносимого участком, составляет 72 000 руб. Годовая ставка банковского процента 10%. Минимальная цена, за которую владелец земельного участка соглашается продать его, составляет ______ тыс. руб.

33 Рынок наркотиков в РФ можно отнести к рынку …

- нелегальному

34 К физическому капиталу как фактору производства можно отнести …

- рабочий скот

1) Обзор экономических школ.

Меркантилизм. Центральным пунктом произведений раннего меркантилизма является система «денежного баланса», отстаивавшего политику на увеличение денежного богатства чисто законодательным путем. Производилось удержание денег в стране. Чтобы привлечь деньги из-за границы, правительство занималось порчей монеты, полагая, что в результате обесценивания денег иностранцы будут заинтересованы в их обмене. Ранние меркантилисты считали целесообразным: 1 Установить максимально высокие цены на экспортируемые товары. 2 Ограничить импорт товаров.3 Не допускать вывоз из страны золота и серебра в силу своих природных свойств исполнявших роль денег и функцию меры стоимости.

Центральным пунктом позднего меркантилизма являлась «система торгового баланса»: государство становится тем богаче, чем больше разница между суммой вывезенных и ввезенных товаров (активный торговый баланс). Эту разницу стремились обеспечить, во-первых, за счет вывоза готовых изделий своей страны и запрещении ввоза предметов роскоши, во-вторых (и это было главным), при помощи посреднической торговли, в связи с чем разрешался вывоз денег за границу. При этом выдвигался принцип: покупать дешевле в одной стране и продавать дороже в другой. Для обеспечения активного торгового баланса и захвата внешнего рынка, поздние меркантилисты отстаивали политику протекционизма, которая предусматривала обложение высокими пошлинами иностранных товаров и поощрение вывоза.

Физиократы. Физиократы выступали с решительной критикой меркантилизма. Они исследовали вопрос о происхождении прибавочного продукта в сфере производства. Центральное место в экономической системе физиократов занимало учение о “чистом продукте”. Утверждали, что «чистый продукт» создается только в земледелии. В промышленности «чистый продукт» не возникает, богатство не создается. В отличии от меркантилистов физиократы отвергали вмешательство государства в экономическую жизнь, требовали предоставления полной свободы капиталистам, промышленникам, фермерам и торговцам.

Классическая школа. Основой экономического учения был принцип свободной конкуренции. Политика «естественной свободы» была фундаментально основана в теории Смита и включала следующие элементы: – свободное движение рабочей силы; – свободная торговля землей; – отмена правительственной регламентации функционирования промышленности и внутренней торговли; – свобода внешней торговли.

Кейнсианство. Кейнсианцы считают, что цены и заработная плата устанавливаются постепенно, поэтому уравновешивающим силам, возможно, необходимы многие годы или даже десятилетия, чтобы в экономике появилось равновесие. Согласно же классическому подходу цены и заработная плата гибкие, поэтому экономика двигается к своему долгосрочному равновесию очень быстро.

Монетаризм. Идейные корни монетаризма уходят в экономическую теорию, согласно которой, обеспечиваемая рыночной конкуренцией гибкость цен и ставок заработной платы ведет к тому, что колебания совокупных расходов воздействуют на цены продукции и ресурсов, а не на уровень производства и занятости. Т. о., рыночная система, если она не подвергается государственному вмешательству в функционирование экономики, обеспечивает значительную макроэкономическую стабильность. Основополагающим монетаризма является уравнение обмена: MV = PQ , где М - предложение денег; V - скорость обращения денег; Р - уровень цен; Q - объем производимых услуг.

Маржинализм. Использование предельных (приростных) величин. Маржиналистов интересует то, насколько изменится та или иная величина при изменении другой величины на единицу. Экономические явления исследуются и оцениваются с точки зрения отдельного хозяйствующего субъекта. Человек рассматривался как рациональное существо, целью которого является максимизация собственного удовлетворения. Производилось изучение использования редких ресурсов для удовлетворения потребностей людей в данный момент времени. Восприятие рыночной экономики как равновесной системы. На позднем этапе маржинализм в большей степени дополнился учением классической школы и незаметно трансформировался в неоклассическую школу.

Неоклассическая школа. Уподобление экономической системы объектам исследования механики, т.е. восприятие хозяйства как механизма. Недооценка роли денег и игнорирование влияния их количества на реальные процессы. Идея невозможности общего перепроизводства и пренебрежение макроэкономическими проблемами. Идеология невмешательства государства в экономику. Основами оказались следующие общие черты маржинализма (в узком смысле слова) и неоклассической школы: а) Принцип оптимизации. Этот принцип неразрывно связан с идеей полной рациональности поведения экономических субъектов (учет всех имеющихся выгод и издержек, возможностей и ограничений); б) Восприятие рыночной экономики как равновесной системы; в) Привнесение субъективизма и психологизма в экономическую теорию.

2) Экономическая теория.

Экономическая теория изучает общие экономические законы, определяет направленность развития различных экономических процессов и явлений. Предметом изучения ЭТ является совокупность экономических связей и отношений между участниками общественного производства. ЭТ изучает экономические законы, которые реализуются через деятельность человека, модифицируются и нейтрализуются, проявляясь как тенденции развития данного периода.

ЭТ имеет два раздела: микро- и макроэкономика.

Микроэкономика - наука о том, как принимают решения фирмы, как различные экономические агентства взаимодействуют между собой.

Макроэкономика - наука о хозяйстве в целом, о проблемах занятости, о возможностях и противоречиях экономического механизма, о функциях государства и т.д.

К функциям экономической теории следует отнести: изучение сущности экономических явлений и процессов, выявление общих принципов экономического поведения субъектов и применение этих принципов в будущем, использование полученных знаний в управлении деятельностью отдельных субъектов и экономикой страны в целом.

3) Понятие рынка.

Рынок – это обмен, организованный по законам товарного производства и обращения, совокупность отношений товарного обмена.

Рынок – это механизм взаимодействия покупателей и продавцов, иными словами, отношение спроса и предложения.

Его сущность отражает совокупность отношений товарного обмена всех хозяйствующих субъектов, людей и общества в целом. Рынок существует в совершенно конкретных социально-экономических условиях и зависит от института собственности. Он играет важную роль в системе общественного воспроизводства во всех его фазах: производстве, распределении, обмене и потреблении.

Система рынков – совокупность всех видов рынков, характеризующихся разнообразными критериями и признаками.

Система рынков сложна и многообразна.

С точки зрения соответствия законодательству выделяют типы рынков:

Легальный (официальный);

Нелегальный (теневой) – незаконная и незарегистрированная деятельность.

Различают два типа рынка: совершенной и несовершенной конкуренции.

Каждый производитель, намереваясь расширить свое производство, может рассчитывать на то количество средств производства, капиталов и работников, которое могут предоставить ему соответствующие рынки. На каждом из них, в свою очередь, принимается во внимание спрос и предложение, существующие на соседних рынках.

Рыночная система функционирует эффективно в условиях многообразия форм собственности, свободы поведения хозяйствующих субъектов, их ответственности за результаты своей деятельности, свободного ценообразования, конкуренции производителей, оптимального участия государства в регулировании рыночных процессов с помощью соответствующих экономических рычагов.

Структура рынка включает виды рынков в зависимости от ряда критериев. Но все рынки взаимосвязаны и взаимообусловливают друг друга: 1. По объектам рыночных отношений (товаров и услуг; средств производства; рабочей силы; ссудного капитала; финансов; ценных бумаг); По географическому положению (местный; региональный; национальный; мировой); 3. По проявлению конкуренции (свободный; монополистической конкуренции; олигополический; монопольный); 4. По объему продаж (розничный; оптовый); 5. По механизму регулирования (совершенной конкуренции; несовершенной конкуренции; регулируемый).

Т. о., рынок как развитая система отношений товарного обмена представляет собой систему отдельных рынков, как бы элементов единого большого рынка. В свою очередь, эти рынки разбиваются на более узкие и т.д.

Рынок выполняет ряд существенных функций: информационную, посредническую, ценообразующую, регулирующую, санирующую.

4) Товар и его свойства.

Свойства товара: а) потребительная стоимость - свойство товара удовлетворять потребительские потребности. Товаром становятся вещи, изготовленные трудом человека, для других людей - т.е. общественные потребительные стоимости. Товар – это созданная трудом общественная потребительная стоимость, предназначенная для обмена на рынке на другой товар. б) меновая стоимость – способность товара обмениваться на другие полезные вещи в определенных пропорциях. Цена – денежное выражение стоимости, выражающее экономические отношения между собственниками товара, которые приравнивают при обмене количество общественного труда, воплощенного в их продуктах.

Товарное производство – такой тип организации хозяйства, при котором полезные продукты создаются для их продажи на рынке. При этом, что, как, и для кого производить, решает рынок. Через него устанавливаются экономические отношения между хозяйствующими субъектами, покупатель, при этом, имеет свободу выбора. К причинам возникновения ТП можно отнести: общественное разделение труда, хозяйственное обособление людей на изготовление какого – либо продукта. Чертами товарного хозяйства, при этом, считаются: открытая система экономических отношений (работники производства создают продукты не для себя, а для продажи), общественное разделение труда, косвенные связи между производителем и потребителем.

5) Ведущие функции рынка. Структура рынка.

Функции рынка: а) согласование производства и потребления в ассортиментной структуре, поддержание сбалансированности спроса и предложения. б) установление ценностных эквивалентов для обмена продуктов. При этом сопоставляются индивидуальные затраты труда с общественно необходимыми. в) экономическое стимулирование эффективности производства. Побуждение производителей к созданию необходимых товаров с минимальными затратами. г) Обеспечение динамической пропорциональности в развитии отдельных регионов, областей, районов и т.д.

Роль рынка в общественном производстве: а) выдавать сигнал производству с помощью обратных связей: что, кому, когда и сколько производить. б) уравновешивать спрос и предложение, обеспечивая сбалансированность экономики. в) разделять товаропроизводителей в соответствие с эффективностью их работы. г) вымывать неконкурентоспособные предприятия и свертывать устаревшие производства.

Виды рынков: а) неразвитый – отношения носят случайный характер (бартар). б) свободный - неограниченное число участников, свободная конкуренция мобильность факторов производства, неограниченная свобода передвижения капитала, стихийное установление цен, отсутствуют монополия и госрегулирование. в) регулируемый – регулируется рыночным механизмом или государством.

Типы рынков: а) чистая конкуренция. б) монополия. в) олигополия. г) монополистическая конкуренция.

Формы рынков: а)<По объектам> товаров и услуг, рабоч. силы, ценных бумаг, валютный, научно-тех технологий, информации,б)<по субъектам> покупателей, продавцов, гос. учреждений, посредников в)<по географическ. Положению> местный, региональный, национальный, мировой

г)<по уровню насыщения> равновесный, дефицитный, избыточный д)<по степени зрелости> формирующийся, развитый, неразвитый е)<по соответствию действующему законодательству> легальный, не легальный ж)<по отраслям> автомобильный компьютерный, хим. промышленности

з)<по хар-ру продаж> оптовый, розничный и)<учет ассортимента товаров> замкнутый, насыщенный, широкого ассортимента, смешанный.

6) Собственность.

Собственность – это отношение между людьми, выражающее определенную форму присвоения материальных благ и особенную форму присвоения средств производства, основа всей системы отношений. От собственности зависит положение определенных общественных групп, слоев, классов. Формы собственности меняются с изменением способов производства, главным движителем, при этом, является развитие производственных сил. В пределах каждой экономической системы существует какая-то основная специфическая форма собственности. Переход от одних форм собственности к другим возможен как мирным, так и революционным путем.

Различают юридическую и экономическую стороны понятия «собственность». Экономические отношения выступают в виде совокупности производственных отношений, характеризующих отношения между людьми по поводу использования факторов производства. Юридические отношения выступают в виде совокупности прав субъекта по управлению условиями экономической деятельности и по использованию ее результатов.

Различия юридической и экономической сторон: а) экономическое содержание характеризуется отношениями между людьми по поводу использования факторов производства, юридическое содержание включает правовые отношения между человеком и вещью, с одной стороны, и двумя людьми – с другой. б) уровень экономических отношений собственности обусловлен уровнем развития экономических сил, праовой уровень регламентируется законами. в) экономические отношения являются материальными, юридические – волевыми.

7) Монополия, олигополия, монополистическая конкуренция.

Монополия представляет собой крупную корпорацию, занимающую определенное положение на рынке. -доля рынка.

Монополия – это тип экономических отношений, который дает возможность одному из участников отношений диктовать свои условия на рынке определенного товара. Монополия предполагает, что в отрасли имеется только один производитель, который полностью контролирует товар. Это позволяет ему установить цену, которая принесет ему максимальную прибыль. Степень власти зависит от наличия заменителей товара.

Олигополия – это рынок, на котором доминируют несколько конкурирующих фирм. При этом каждый участник рынка должен тщательно следить за соперниками, планировать ценовую политику и оценивать последствия своих решений. Такой расклад характеризуется: а) затрудненным доступом на рынок (необходим солидный стартовый капитал, для внедрения в отрасль и преодоления конкуренции). б) предприятия чистой олигополии производят однородный стандартизированный продукт, что определяет единую цену на товар. в) предприятия чистой олигополии производят продукцию одного функционального назначения.

К олигополии также относят и картели – сговоры нескольких фирм по поводу цен и объемов выпуска продукции в целях максимизации прибыли.

Монополистическая конкуренция: а) производители выпускают похожие, но различные, с точки зрения покупателей, товары. Товары одного назначения являются близкими заменителями, но отличаются качеством исполнения. б) фирмы конкурируют, продавая дифференцированные продукты: чем однороднее продукция, тем сильнее конкуренция. в) объем продаж невелик, т.е. каждая фирма имеет ограниченный контроль над рыночной ценой. г) вход на рынок достаточно свободен и определен размерами капитала. Трудности связаны с освоением потребителями новых торговых марок. д) каждая фирма является единственным производителем – монополистом.

8) Двойственная роль монополии. Система антимонопольных мер.

Наличие на рынке монополий имеет свои плюсы и минусы: а+)Продукция отличается высоким качеством, что позволяет сохранять господствующее положение на рынке. б+) монополия воздействует на повышение эффективности производства, поскольку только крупная фирма может позволить себе полномасштабный апгрейд оборудования. в+) крупные масштабы производства позволяют снижать издержки, и в целом, экономить ресурсы (внедрение ресурсосберегающих технологий). г+) монополия играет роль своеобразного буфера, сдерживающего падение производства, и приводящего к увеличению занятости во время кризиса. д-) монополии ограничивают выпуск продукции и устанавливают более высокий уровень цен в слиу своего могучего положения на рынке, что снижает уровень жизни населения. е-) монополиям нет резона апгрейдить продукцию, поскольку конкурентов все равно нема.

Антимонопольное законодательство – пакет законов, который выступает как средство поддержания государством баланса между монополией и конкуренцией. Основная задача АМЗ не защита интересов отдельных кампаний, а предотвращение ухудшения условий конкуренции.

Основные направления АМЗ: а) охрана и поощрение конкуренции. б) контроль над фирмами с господствующим положением. в) контроль над ценами. г) защита интересов потребителей. д) развитие среднего и малого бизнеса.

9) Совершенная и несовершенная конкуренция.

Конкуренция - соревнование экономических агентов за предпочтение потребителей в целях получения наибольшей прибыли.

Совершенная конкуренция: а) большое число продавцов, конкурирующих друг с другом. б) однородная стандартная продукция. в) объемы производства и предложения отдельных производителей составляют малую долю общего выпуска – одна фирма не влияет на рыночную цену. г) каждый участник рынка имеет равный доступ к информации. д) свобода входа и выхода.

Несовершенная конкуренция - рынок, на котором не выполняется хотя бы одно из условий совершенной конкуренции.

10) инфраструктура рынка.

Инфраструктура рынка – совокупность организационно правовых форм, опосредующих движение товаров и услуг, акты купли-продажи. Короче говоря, это совокупность институтов, систем, служб, предприятий, обслуживающих рынок и выполняющих определенный функции по обеспечению нормального режима его функционирования.

Функции инфраструктуры: а) облегчение участникам отношений реализации их интересов. б) повышение эффективности работы рыночных субъектов. в) организационное оформление. г) обеспечение форм экономического и юридического контроля.

Основные элементы инфраструктуры: а) Биржи(товарные, фондовые, валютные, сырьевые); б) Аукционы, ярмарки; в) Кредитная система и коммерческие банки; г) Эмиссионная система; д) Гос и негос службы занятости, кадровые агентства; е) Налоговая система; ж) Страховые компании;

з) Торговые палаты

11) Спрос и предложение. Рыночное равновесие. Цена.

Предложение - количество товара или услуги, которые производители готовы продать по определенной цене за определенный период времени. Закон предложения: с ростом цены предложение растет. Неценовые факторы предложения: а) изменение издержек производства в результате нововведений. б) изменение источников ресурсов, налоговой политики, изменение факторов производства. в) выход на рынок новых фирм. г) изменение цен на другие товары, приводящее к переливу ресурсов (приводит к уходу фирм с рынка). г) природные катаклизмы и другие ЧП.

Спрос – количество товара или услуги, которое будет куплено за определенное время по определенной цене за определенный период. Между спросом и ценой существует обратная связь – закон спроса: чем меньше цена, тем выше спрос. Закон спроса не

действует в трех случаях: а) при ажиотажном спросе. б) для редких и дорогих товаров, являющихся средством вложения денег. в) при переключении спроса на более качественные и дорогие товары.

Состояния спроса: а)Отрицательный спрос; б)Отсутствие спроса; в) Падающий спрос; г) Нерегулярный спрос; д) Полноценный спрос; е) Чрезмерный спрос; ж)Нерациональный спрос

Механизм рыночного равновесия: (Взаимосвязь спроса, предложения и цен). Растущая цена (в области дефицита) будет: а) побуждать фирмы к перераспределению ресурсов. б) вытеснять некоторых потребителей с рынка. Падающая цена (в области избытка) будет: в) подсказывать фирмам, что необходимо уменьшить количество производимой продукции. г) На рынке появятся новые покупатели.

Цена потолка – ограничивает рост цены сверху т.е. это исскуственно заниженная цена.

Цена пола – не позволяет цене снизиться ниже установленного уровня т.е. это исскуственно завышенная цена.

12) Эластичность спроса и предложения. Факторы ценовой эластичности.

Мера реакции одной величины на изменение другой называется эластичностью. Эластичность показывает, насколько процентов измениться одна переменная экономическая величина при изменении другой на один процент. Примером может служить эластичность ценовая эластичность спроса.

Если обозначить цену Р, а величину спроса Q, то показатель (коэффициент) ценовой эластичности спроса Ep равен:

где Q - изменение величины спроса, %; Р - изменение цены, %; «Р» в индексе означает, что эластичность рассматривается по цене.

Аналогично можно определить показатель эластичности по доходам или другой величине.

Показатель ценовой эластичности спроса для всех товаров является отрицательной величиной. Действительно, если цена товара снижается - величина спроса растет, и наоборот. Однако для оценки эластичности часто используется абсолютная величина показателя (знак «минус» опускается).

Если абсолютная величина показателя ценовой эластичности спроса больше 1, то мы имеем дело с относительно эластичным спросом. Иными словами, изменение цены в данном случае приведет к большему количественному изменению величины спроса.

Если абсолютная величина показателя ценовой эластичности спроса меньше 1, то спрос относительно неэластичен.

При коэффициенте эластичности, равном 1, говорят о единичной эластичности. В этом случае изменение цены приводит к такому же количественному изменению величины спроса.

Существует два крайних случая. В первом возможно существование только одной цены, при которой товар будет приобретаться покупателями. Любое изменение цены приведет либо к полному отказу от приобретения данного товара (если цена повысится), либо к неограниченному увеличению спроса (если цена снизится). При этом спрос является абсолютно эластичным, показатель эластичности бесконечен.

Другой крайний случай представляет собой пример абсолютно неэластичного спроса: изменение цены не отражается на величине спроса.

Чем больше на рынке продуктов, призванных удовлетворить одну и ту же потребность, тем больше возможностей для покупателя отказаться от приобретения данного конкретного продукта в случае повышения его цены, тем выше эластичность спроса на данный товар.

Если на рынке присутствует значительное число конкурентов, выпускающих аналогичную или близкую по назначению продукцию, то спрос на продукцию этой фирмы будет относительно эластичен. В условиях совершенной конкуренции, когда много продавцов предлагают одинаковую продукцию, спрос на товар каждой фирмы будет абсолютно эластичным.

Другим важным обстоятельством, влияющем на ценовую эластичность, является фактор времени. В краткосрочном периоде спрос имеет тенденцию быть менее эластичным, чем в долгосрочном. Например, спрос на бензин со стороны индивидуальных владельцев автомобилей относительно неэластичен, и повышение цены, особенно в летний сезон, вряд ли сократит спрос. Однако можно предположить, что осенью значительная часть автовладельцев поставит свои машины в гараж, спрос на бензин сократится, сократится и объем продаж. А к следующему лету часть из них начнет пользоваться пригородными электричками. Несмотря на то, что спрос на бензин относительно неэластичен в обоих случаях, в долгосрочном периоде эластичность выше.

13) Теории потребительского поведения.

Потребность - это состояние, обусловленное неудовлетворенностью требований организма, необходимых для его нормальной жизнедеятельности, направленное на устранение этой неудовлетворенности.

Потребительское поведение – процесс формирования спроса потребителей на разнообразные товары и услуги, что определяет их положение на рынке.

Теории мативации:

Теория Фрейда: люди не осознают тех реальных психологических сил, которые формируют их поведение, не осознавая при этом в себе множество влечений. Эти влечения никогда не исчезают, но и никогда не находятся под контролем челевнка. Они всплывают в сновидениях, оговорках, психозах. Человек не дает себе полного отчета об истоках своей мотивации.

Теория Мизеса: Все решает субъективная воля человека. Воду, молоко или вино выбирают не ради их физиологического действия, а оценивая ощущения от этого действия. Если кто-либо пьет вино, а не воду, нельзя сказать, что он поступает нерационально. Его стремление к счастью – это его личное дело. Человек предпочитает жить на собственный манер.

Теория Маслоу: Человек удовлетворяет свои потребности в следующем порядке: нужда, самосохранение, социальные потребности (любовь), потребность в уважении (статус, признание), потребность в саморазвитии. Потребность не будет возникать, пока не будут удовлетворены все нижестоящие потребности.

Философские теории:

Теория рационального потребления: потребление осуществляется в рамках рационального потребительского бюджета. Целевыми ориентирами потребления, при этом, являются: физиологические потребности, бытовые потребности, социальные потребности.

Теория «праздного класса»: жизнь человека в обществе есть борьба за существование, и, следовательно, представляет собой процесс отбора и приспособления.

Экономические теории:

Теория предельной полезности: поведение потребителя – это поиск наибольшей полезности в приобретении тех или иных материальных благ. Рыночная цена благ определяется степенью полезности товара для потребителя и для продавца. Пока оценки со стороны продавца ниже, чем со стороны покупателя, обмен идет непрерывно до тех пор, пока не попадется «предельная пара» продавец-покупатель, чьи оценки полезности товара совпадают. Эта оценка и определяет рыночную стоимость товара – цену равновесия.

Что касается влияния общества на потребительское поведение, здесь выделяют три эффекта: а) эффект присоединения к большинству (как все, так и я). б) эффект сноба (желание человека вы*бнуться). в) эффект Веблена (когда какую-то вещь используют не по прямому назначению, а для понтов).

14) Предельная полезность. Закон убывающей предельной полезности.

Пособие приведено на сайте в сокращенном варианте. В данном варианте не приведены тестирования, даны лишь избранные задачи и качественные задания, урезаны на 30%-50% теоретические материалы. Полный вариант пособия я использую на занятиях с моими учениками. На контент, содержащийся в данном пособии, установлено правообладание. Попытки его копирования и использования без указания ссылок на автора будут преследоваться в соответствии с законодательством РФ и политикой поисковиков (см. положения об авторской политике Yandex и Google).

13.2 Общественные блага

До сих пор мы рассматривали рынки так называемых частных благ. Этим благам присущи две характеристики: исключаемость и конкурентность .

Исключаемость – способность исключить индивида, который не платит за благо, из процесса потребления.

Например, если вы не заплатите за планшет, то не сможете пользоваться им, потому что он будет не ваш. Если вы не купите билет в кинотеатр, то не попадете в него, и не посмотрите фильм. Однако такое благо, как набережная реки не является исключаемым. Вы можете прогуляться по ней, даже если не заплатите. Поэтому исключаемые блага как правило бесплатны.

Конкурентность – уменьшение возможности потребления блага другими людьми при потреблении его определённым человеком.

Если вы потребляете планшет, он более не доступен ни для кого в данный момент. Это конкурентное благо (rival good). Также происходит, когда вы потребляете предметы одежды или продукты питания. Однако когда вы потребляете сеанс в кинотеатре или идете в ночной клуб, вы не делаете эти блага менее доступными для остальных потребителей. Это неконкурентные блага (non-rival goods).

Существуют еще и анти-конкурентные блага (anti-rival goods) . Чем больше потребителей потребляет данное благо, тем более ценным оно является. Классическим примером является программное обеспечение.

Практически все блага, за которые мы привыкли платить, являются исключаемыми и конкурентными . Но бывают блага, которые не в полной мере обладают этими свойствами.

В зависимости от этих характеристик все блага можно разбить на четыре категории:

  1. Конкурентные и исключаемые. Это частные блага , которые каждый из нас привык получать на рынках в обмен на деньги. Автомобиль, компьютер, продукты питания, одежда – практически все, что мы привыкли покупать, являются частными благами. Например, возьмем вашу куртку. Если вы за нее не заплатите, то вы ее и не получите. Это благо является исключаемым. Далее, если вы носите курку в данный момент, ее не могут носить другие люди. Это благо является конкурентным.
  2. Конкурентные, но не исключаемые блага. Это так называемые общие ресурсы . Классическим примером является рыба в океане. Если вы поймаете рыбу, ее не поймает и не сможет съесть кто-либо еще. Это благо конкурентное. В то же время практически нельзя кому-либо запретить (за некоторыми исключениями) ловить рыбу в океане. Это благо неисключаемо. Другим примером является скамейка в парке: если вы ее займете, она станет недоступной для других потребителей по-крайней мере, на какое-то время. В то же время нельзя сделать это благо платным, потому что отделить тех, кто платит за скамейку, от тех, кто не платит.
    Существует способ превращения данных благ в частные – обеспечить дорогостоящие институты контроля. Например, в примере с рыбой это может быть водная полиция, а в случае скамейки – обнести ее забором и поставить рядом билетного контролёра.
  3. Неконкурентные, но исключаемые блага.
    Это так называемые клубные блага . Клубными благами в экономике называются неконкурентные блага, доступ к которым ограничивается платой или правилами пользования - неперегруженная платная дорога, закрытый пляж, концерт, спутниковое телевидение. Классическим примером является концерт известного музыканта. Исключить из пользования данным благом легко: тот, у кого нет билета, не попадает в клуб или на стадион. Однако это благо является неконкурентным: если вы приедет на концерт, это не будет означать, что на него не смогут прийти другие люди.
    Другой пример – это рынки естественных монополий. Например, возьмем водопровод. Исключить того, кто не платит за благо, легко: со временем в квартиру этого индивида перестанет поступать вода. Однако это благо является неконкурентным: если вы пользуетесь водопроводом, это не снижает его доступности для остальных потребителей. На рынках подобных благ издержки на обслуживание дополнительного пользователя так малы, что они не существенны, большие постоянные издержки составляют существенную часть издержек.
  4. Неконкурентные и неисключаемые блага. Это чистые общественные блага (иногда их называют просто общественные блага). Классическим примером является уличный светофор. Нельзя отделить того, кто платит за данное благо от того, кто не платит. Потребление данного блага одним человеком не делает его менее доступным для остальных.

Когда благо является неисключаемым, при его потреблении возникает проблема безбилетника (free-rider problem) . Проблема заключается в том, что плату за пользование этими благами трудно получить, и поэтому у частных фирм могут отсутствовать стимулы к производству подобных благ. С пешеходов и пользователей автомобилей трудно получить плату за пользование светофором. Если ваш сосед по даче решает провести фейерверк, и вы насаждаетесь зрелищем, то ему трудно получить с вас плату за зрелище. То есть рыночный механизм не обеспечивает производство этих благ в количестве, эффективном ля общества, потому это считается одним из провалов рынка.

Рассмотрим некоторые примеры общественных благ

Национальная оборона

Национальная оборона является неисключаемым и неконкурентным благом. Граждане получают данное благо от государство в обмен на уплачиваемые налоги, которое поддерживает необходимые для этого военные институты на деньги налогоплательщиков. Данное благо представляется одинаково для всех граждан. Если кто-то не платит налоги, то он все равно получает данное благо. В этих условиях у индивидов могут существовать стимулы к уклонению от уплаты налогов, в ответ на это государство создает систему институтов контроля уплаты и сбора налогов. Бенджамин Франклин говорил, что «есть только две неизбежные вещи – смерть и налоги». В разное время велось множество дискуссий о том, какой уровень расходов на национальную оборону является приемлемым для общества. Определить это непросто, поскольку трудно посчитать реальные выгоды от разной величины предложения данного блага.

Фундаментальные научные исследования

Фундаментальные научные исследования также являются общественным благом. Результаты подобных исследований используются повсеместно, от медицины до производства продуктов питания. При этом ученый практически не может извлечь выгоду из произведенных открытий, поскольку их трудно запатентовать, и они являются общедоступными. Поэтому во всем мире подобные исследования субсидируются государством. Выгоду от проводимых исследований и полученных результатов определить весьма трудно, поэтому вокруг вопроса об оптимальном уровне субсидий на фундаментальные исследования также ведутся дискуссии.

Оптимальный размер частного блага определить легко – для этого достаточно создать условия для беспрепятственного обмена данного блага на рынке со множеством покупателей и продавцов, и невидимая рука рынка сама определит оптимальный размер производства и потребления. Оптимальный размер общественного блага определить сложно . В первую очередь, потому что в процесс его потребления вовлечено множество индивидов, которые не хотят раскрывать свои предпочтения в виде цен. Иными словами, они не хотят платить за данное благо, а значить сообщать рынку определенную информацию. В результате проблему предоставления общественных благ приходится решать не с помощью рынка, а с помощью других механизмов, например, государственного вмешательства. Для принятия решения об оптимальном объеме того или иного общественного блага правительство обычно привлекает экономистов, которые производят анализ «затраты-выгоды» , что в случае общественных благ является сложной задачей. Сложность задачи заключается в том, что экономисты не могут воспользоваться ценовыми сигналами для получения оценки выгод от потребления данного блага. Какие же существуют способы оценки выгод участников, когда ценовой механизм не работает? Очевидным способом является опрос возможных получателей выгод. Например, при предоставлении такого блага, как фундаментальные научные исследования в сфере робототехники, опрос может звучать так: «Дайте оценки своих выгод от использования робота-уборщика по дому?»

Однако подобные опросы никогда не смогут дать точных результатов по двум причинам:

  1. Невозможно получить предпочтения всех участников процесса потребления блага, поскольку их может быть очень много
  2. Индивиды будут искажать свои оценки. Те индивиды, которые заинтересованы в роботе-уборщике, будут завышать оценки выгод, чтобы получить быстрее данную разработку. Индивиды, которые боятся прогресса, будут говорить, что их выгоды равны нулю, несмотря на существование реальных выгод от робота-уборщика.

Итак, мы поняли, что оптимальный объем общественного блага определить трудно, и для этой задачи обычно привлекаются экономисты (ведь главная цель экономики как науки – сделать лучше жизнь всех нас ). Кто же представляет общественные блага, если у частного сектора нет стимулов этого делать? Ответ таков: государственные предприятия и частные фирмы, получающее государственный заказ (его в этом случае также оплачивает государство). Например, дороги и тоннели во всем мире строят как государственные компании, так и смешанные (государственно-частные компании), так и полностью частные.

В сфере общественных благ одной из наиболее интересных задач, стоящих перед экономистами, является определение оптимального объема благ, связанных с обеспечением безопасности жизни индивидов. Данная проблема может быть хорошо проиллюстрирована с помощью такого примера, как решение о том, ставить или нет светофор в городе.

Светофор является чистым общественным благом, поскольку у него есть признаки неконкурентности и неисключаемости. Светофор приносит выгоды пешеходам и автомобилистам в виде уменьшения числа аварий, и как результат, спасенных жизней. Светофор имеет издержки, заключающиеся в том, что бюджету города необходимо оплатить производство и установку светофора.

Чтобы принять решение об установке светофора, городскому совету следует соотнести затраты на него с получаемыми выгодами. Но поскольку выгодами являются спасенные жизни людей, то как оценить эти выгоды? Иными словами, как оценить человеческую жизнь? Подобная постановка вопроса является, вероятно, крамольной для обычного человека, но она имеет смысл для экономиста. Обычная логика подсказывает, что ответа на вопрос нет, поскольку жизнь человека бесценна. Многие люди ответят подобным образом на вопрос: «Сколько стоит ваша жизнь?», поэтому проведения опроса для получения оценок – это бессмысленное занятие. Но с точки зрения экономиста данная задача имеет решение, и цена жизни может быть определена более или менее достоверно. Люди, реагируя на стимулы, предложенные им в реальном мире, могут раскрывать информации об их оценках жизни, при этом даже искренне считая, что жизнь человека бесценна. Например, люди выбирают более рискованные профессии, соглашаясь работать за более высокую заработную плату. Заработная плата в схожих профессиях с различным уровнем риска также отличается. Например, угольщики, которые добывают уголь в шахте, оплачиваются выше, чем угольщики, которые добывают уголь открытым способом. Или же люди согласны существенно переплатить за более безопасный автомобиль, таким образом раскрывая информацию об оценках собственной жизни. Приводя грубые расчеты, Сергей Гуриев в книге «Мифы экономики» приводит приблизительные оценки человеческой жизни россиянина, которые колеблются от 1 до 3 млн долларов .

Таким образом, с точки зрения экономиста, цена жизни может быть определена, а значит, задача о светофоре имеет решение. Для этого нужно сопоставить выгоды от светофора с затратами на него. Выгоды грубо можно оценить таким образом: оценить вероятность аварий со светофором и без него, и умножить ее на оценку человеческой жизни.

13.2.2. Трагедия общин

Трагедия антиобщин (tragedy of anticommons)

Материалы данного раздела не публикуются на сайте, а доступны в полной версии данного пособия, которое я использую на занятиях с учениками.

Классифицируем существующие общественные блага по следующим основным признакам:

1. По полноте выраженности свойств выделяют чистые и смешанные общественные блага.

Чистые общественные блага в значительной степени обладают двумя свойствами – неисключения и неконкурентности. Данный вид общественных благ остаточно редко встречается, так как является больше моделью, чем действительностью. Примером может служить национальная безопасность, законодательство, государственные экологические программы.

Смешанные общественные блага – это те блага, у которых хотя бы одно из обозначенных основных свойств выражено в ослабленной степени. Смешанные блага разделяются на перегружаемые, исключаемые (клубные или общественные блага с ограниченным доступом) и прочие. Перегружаемые общественные блага – это те, у которых свойство несоперничества выполняется только до определенного момента. Пример – автомобильная дорога. Увеличение числа участников дорожного движения приводит к возникновению экстерналий – пробок, а это ведет к убыванию полезности от потребления данного блага для всех пользователей. Таким образом, к перегружаемым общественным благам можно отнести воду, чистый воздух, мосты, тоннели.

2. В зависимости от признака делимости в потреблении выделяют делимые и неделимые общественные блага.

Неделимые общественные блага – это те, которые невозможно разделить на части в процессе потребления. Примером служат общественные блага: национальная оборона, чистый воздух, чистая вода, нравственность, регулирование уличного движения.

Делимые общественные блага можно поделить на части. У человека есть право выбора при потреблении данных благ. Поэтому делимые общественные блага близки к частным благам, так как и их можно разделить на части.

3. По способу финансирования затрат общественные блага рассматривают как блага с прямым и косвенным финансированием.

Если вспомнить определение, то предоставление государством общественного блага должно осуществляться на бесплатной основе. Иначе будет нарушаться свойство неисключения, что может привести к социальному напряжению в обществе. С другой стороны, установление определенной платы за пользование в некоторых случаях может положительно сказаться на потреблении данного блага, стоит вспомнить пробки на дорогах. С точки зрения финансов, государству выгодно сочетать прямой и косвенный способы финансирования затрат, что приводит к возникновению дополнительного источника денежных средств. Прямой способ финансирования затрат осуществляется путем установления четкой платы за пользование объектом.

4. В зависимости от государственного участия от государственного участия в производстве общественные блага можно рассматривать в трёх аспектах:


● Финансируемые за счёт государственных (бюджетных) средств;

● Финансируемые за счёт негосударственных средств: добровольные пожертвования коммерческих и некоммерческих организаций, а также физических лиц;

● Финансируемые за счёт сочетания государственных и негосударственных средств.

5. В зависимости от производителя общественные блага подразделяются на блага, производимые государством, частным сектором, а также совместно.

6. В зависимости от национальной принадлежности ресурсов, направленных на производство, общественные блага рассматриваются в трех аспектах: с использованием национальных ресурсов, с привлечением иностранных ресурсов, а также с совмещением национальных и иностранных ресурсов.

7. В зависимости от объема необходимых ресурсов, требующихся для производства, общественные блага подразделяются на следующие виды:

● Блага, требующие большого количества ресурсов;

● Блага, требующие относительно небольшого количества ресурсов;

● Прочие блага, зависящие от конкретной ситуации.

8. В зависимости от дифференциации границ производства и потребления (по охвату потребителей) общественные блага подразделяются на следующие виды:

● Локальные (местный характер) – производство данных благ осуществляется в целях конкретной местности, и преимущественный доступ к потреблению которых, имеют жители данного отдельно взятого муниципального образования. Например, живописный город, пешеходные и велосипедные дорожки, городские парки, строительство и содержание дорог и др.

● Региональные – это блага, производство которых осуществляется в целях определенного региона, преимущество в доступ к потреблению данных благ имеют жители этого региона.

● Группы регионов (районный характер)– это такие блага, при производстве которых учитываются цели и задачи определенного района, поэтому преимущество в доступе к потреблению этих благ имеют жители этого региона.

● Общенациональные (общегосударственные)– это блага, которые производятся, а затем и потребляются в общенациональном масштабе. Эти блага обеспечиваются на федеральном уровне. К числу данных благ относится большинство экологических благ, права человека, национальную оборону, нравственность, культуру и другие.

● Международные – это блага, которые производятся и потребляются либо в глобальном общемировом масштабе, либо на территории двух или более государств. Примерами могут служить следующие блага: чистый воздух, разнообразие флоры и животного мира, маяки и другие.

9. По уровню субъекта, осуществляющего управление воспроизводственным процессом, (по уровню субъекта, несущего ответственность за воспроизводственный процесс) общественные блага рассматриваются в четырех формах:

● Местного уровня;

● Регионального уровня;

● Общенационального уровня;

● Международного уровня.

10. По субъектно-объектному характеру (по характеру производства) общественные блага делятся на имеющие природный характер и человеческий характер.

11. По степени выраженности положительного внешнего эффекта общественные блага могут быть социально значимыми и прочими.

Социально значимыми общественными благами называют такие блага, производство которых вызывает значительный положительный внешний эффект. Самым ярким примером могут служить услуги образования. Под прочими общественными благами в данной группировке понимают такие блага, у которых степень выраженности положительного внешнего эффекта не так сильна.

12. В зависимости от деления экономики на сферы деятельности общественные блага можно классифицировать на следующие типы:

● Блага, обеспечивающие поддержание производственной сферы;

● Блага, обеспечивающие поддержание непроизводственной сферы.

13. В зависимости от функциональной классификации бюджетных расходов государства общественные блага могут быть представлены в виде:

● Поддержания деятельности исполнительных, законодательных и судебных властей.

Международной деятельности: международный порядок и стабильность.

● Национальной обороны.

Правоохранительной деятельности и обеспечения безопасности государства.

● Фундаментальных исследований и содействия научно-техническому прогрессу.

● Охраны окружающей среды и природных ресурсов, гидрометеорологии, картографии и геодезии.

● Транспорта, дорожного хозяйства, связи и информатики.

● Жилищно-коммунального хозяйства.

● Образования, в том числе формирования человеческого капитала.

● Здравоохранения и физической культуры.

● Культуры, искусства и кинематографии.

● Средств массовой информации.

● Социальной политики.

● Прочих форм.

Таким образом, проведенная классификация общественных благ показывает многогранность различных признаков и путей их применения. Кроме рассмотренных классификационных признаков могут быть использованы и другие. Выбор и анализ признаков классификации общественных благ должен осуществляться, на наш взгляд, так, чтобы он согласовался с целевой ориентацией рассматриваемой проблемы. В данной работе ею является создание системы наиболее эффективного распределение государственных ресурсов как внутри общественного сектора экономики, так и в других секторах.

Представим общую классификацию общественных благ на рисунке 1.

Примеры которых будут приведены далее, представляют собой ценности, потребляемые всеми гражданами коллективно. Использование их не зависит от того, платит за них население или нет. Далее рассмотрим подробнее общественные блага: виды и особенности этих ценностей.

Общие сведения

Частные и общественные блага имеют существенные отличия. Как выше было сказано, вторыми пользуются все граждане коллективно. Первые же доступны для потребления и приносят пользу непосредственному их владельцу. Частные и общественные блага отличаются и в вопросе совершения с ними сделок. Вторые практически невозможно продать. Общественные блага и услуги используются гражданами с достаточно большим удовольствием. При этом многие индивиды отказываются оплачивать их пользу.

Чистые и смешанные общественные блага

Существуют определенные признаки, в соответствии с которыми осуществляется классификация ценностей. Так, существует разделение на чистые и смешанные общественные блага. Первыми называют те, которые обладают признаками неисключаемости и неизбирательности. Характеристики, которые применяются в классификации, могут иметь разный уровень проявления. Так, к примеру, двум благам могут быть свойственны признаки неизбирательности и неисключаемости, но при этом у одного из них эти характеристики проявляются в меньшей или в большей степени. Кроме того, имеет место и сочетание свойств для той или иной ценности.

Неизбирательность и неисключаемость

Предоставление чистых общественных благ одному индивиду невозможно без участия остальных граждан. В результате имеет место коллективное потребление. Каждое отдельное лицо использует выгоды блага. При этом полезность, которая извлекается из него остальными гражданами, не уменьшается. Никто не может исключаться из числа людей, которые используют эти общественные блага. Примеры этого можно привести следующие: каждый гражданин пользуется выгодой от прогноза погоды, при этом не уменьшая полезности, которая извлекается другими. Это же касается посещения библиотек, проезда по автотрассам.

Общие категории

Различают следующие типы благ:

  • Информационные. К ним относят "непрерывные" общественные блага. Примеры: телевидение, радио.
  • Ограниченного пользования. Такие блага доступны определенному количеству потребителей в одно время. К ним относят автомобильный мост во время часа "пик".
  • Локальные. Это доступные для представителей отдельной или региона общественные блага. Примеры: областные библиотеки, парки, скверы.
  • Дискретные (музейные экспонаты, картины в галереях), бесплатные (деятельность опорных пунктов охраны порядка), с отрицательной (высшее образование, курсы) и положительной (общественный транспорт) ценой.

Для обеспечения населения общественными благами необходимо привлечение частных. Объемы последних ограничены суммарными которые формируются, в частности, за счет поступления разнообразных сборов и налогов.

Смешанные блага

В этой категории достаточно много подтипов. Как сказано было выше, признаки, свойственные благам, могут быть представлены в той или другой комбинации. Так, неизбирательность может сочетаться с исключаемостью и наоборот. В связи с этим можно назвать еще и другие примеры общественных благ. Существуют ценности, которые отличаются низким уровнем неисключаемости и высоким - избирательности. Они называются общими (для совместного потребления) благами. К ним относят места на бесплатном пляже. Они доступны для всех граждан. Но при этом если один человек займет место на пляже, то им не сможет воспользоваться другое лицо. В связи с этим оно получает признаки избирательности. В качестве особенности общих благ выступает тот факт, что ограничение пользования ими сопряжено с существенными издержками. Чаще всего они предоставляются на местном (региональном) уровне. К этой категории относят такие примеры общественных благ: парки, парковки и прочие. В связи с этим их именуют еще "коммунальными". Совместное потребление в данном случае определяет высокий уровень конкуренции в отношении их использования. Речь идет о принципе "кто пришел первым, тот и воспользовался".

Коллективные ценности

Не все четко понимают существующее разделение. Поэтому многие потребители просят более компетентных в этом вопросе граждан: "Приведите примеры общественных благ коллективного пользования". Для начала следует сказать, что такие ценности отличаются низкой степенью избирательности и высоким уровнем неисключаемости. В качестве одного из ярких примеров можно привести получение сведений в Интернете. Одновременно данной возможностью могут пользоваться многие люди. от увеличения количества потребителей при этом остаются нулевыми. Это, в свою очередь, означает, что конкурентность (избирательность) при потреблении этого блага имеет низкую степень. Однако придание ему признака исключаемости труда не составляет. Это достигается посредством введения платы за подключение к Интернету. В качестве особенности таких благ выступает возможность ограничения доступа к ним со сравнительно небольшими издержками.

Государственное обеспечение

Число общественных благ значительно меньше количества правительственных. Многие государственные блага считаются исключаемыми либо конкурентными в пользовании, а в ряде случаев обладают обоими этими признаками. Здесь можно сказать о предоставлении среднего образования. При увеличении количества учеников издержки носят положительный характер. Это связано с тем, что остальные школьники в таком случае будут получать меньше внимания из-за большего своего количества. При этом признак исключаемости такое благо приобретает при введении платы за учебу. Если некоторые из школьников не смогут внести ее, то будут исключены из процесса образования в данном классе.

Специфика спроса

Необходимость в том или другом благе складывается на основании принципа снижающейся В связи с тем, что данная выгода от пользования дополнительной единицей является убывающей, линия индивидуального спроса отличается нисходящим наклоном. Аналогичным образом идет кривая спроса частного чистого блага. Однако за данным внешним сходством скрыты большие отличия. В первую очередь это то, продажа чистых общественных благ "поштучно" невозможна. Это обусловлено тем, что они считаются неотделимыми и используются совместно всеми людьми. Их потребление - это не индивидов. Эти блага могут использоваться даже теми, кто решает за них не платить. За единицу в данном случае стоимость не назначается, а потребители могут пользоваться объемом выпуска целиком. Другими словами, в конкретный промежуток времени они потребляют единое количество блага.

Рыночный механизм

В ряде случаев с его использованием можно исключать принудительное финансирование выпуска общественных благ. В таких ситуациях они поставляются индивидуальными хозяйствами. Финансирование же осуществляется с помощью рыночного механизма. Он позволяет реализовывать такие методы обеспечения, как исключение "безбилетников", а также взаимообусловленное субсидирование и финансирование. В первом случае используются ограничительные меры, перекрывающие доступ к потреблению. За счет низких издержек в данном случае благо, даже обладающее избирательностью, можно продать так же, как и частное.

Роль государства

Правительство принимает на себя расходы, которые связаны с предоставлением благ обществу в том случае, когда внешние положительные эффекты, возникающие при их использовании, не поддаются интернализации либо это обусловлено очень большими расходами. Так, государство может быть непосредственно производителем. К примеру, это может быть борьба с ЧП или обеспечение внутренней безопасности. Также власть может финансировать выпуск благ частным сектором, участвуя в строительстве школ, больниц и прочего. Во всех случаях при этом поступление средств от государства осуществляется за счет отчисляемых гражданами налогов. Решение же об оптимальном объеме производства базируется на коллективных действиях. При предоставлении государством общественных благ не всегда достигается эффективный объем их производства. Применение налогового механизма требует решения комплекса проблем, которые связаны с достижением необходимого объема выпуска.