18.06.2019

Где находится лебединский гок. Лебединский горно-обогатительный комбинат: производство и история. Вехи истории предприятия


  • . Аренда и лизинг строительных машин и оборудования
  • . Деятельность по предоставлению услуг телефонной связи
  • . Аренда и лизинг приборов, аппаратов и прочего оборудования, применяемого в медицинских целях
  • . Производство прочих изделий из недрагоценных металлов, не включенных в другие группировки
  • . Торговля розничная прочая в неспециализированных магазинах
  • . Распределение газообразного топлива по газораспределительным сетям
  • . Перевозка грузов специализированными автотранспортными средствами
  • . Аренда и управление собственным или арендованным нежилым недвижимым имуществом
  • . Деятельность ресторанов и услуги по доставке продуктов питания
  • . Распределение воды для питьевых и промышленных нужд
  • . Деятельность в области телевизионного вещания
  • . Распределение пара и горячей воды (тепловой энергии)
  • . Ремонт обуви и прочих изделий из кожи
  • . Деятельность гостиниц и прочих мест для временного проживания
  • . Вложения в ценные бумаги
  • . Аренда и лизинг торгового оборудования
  • . Аренда и лизинг прочих сухопутных транспортных средств и оборудования
  • . Деятельность, связанная с инженерно-техническим проектированием, управлением проектами строительства, выполнением строительного контроля и авторского надзора
  • . Подготовка кадров высшей квалификации
  • . Хранение ядерных материалов и радиоактивных веществ
  • . Разработка проектов промышленных процессов и производств, относящихся к электротехнике, электронной технике, горному делу, химической технологии, машиностроению, а также в области промышленного строительства, системотехники и техники безопасности
  • . Деятельность железнодорожного транспорта: грузовые перевозки
  • . Деятельность ресторанов и кафе с полным ресторанным обслуживанием, кафетериев, ресторанов быстрого питания и самообслуживания
  • . Подготовка к продаже собственного нежилого недвижимого имущества
  • . Передача пара и горячей воды (тепловой энергии)
  • . Деятельность по предоставлению прочих мест для временного проживания
  • . Хранение и складирование нефти и продуктов ее переработки
  • . Транспортирование по трубопроводам прочих видов грузов
  • . Образование профессиональное дополнительное
  • . Деятельность предприятий общественного питания по прочим видам организации питания
  • . Подготовка к продаже собственного жилого недвижимого имущества
  • . Деятельность по эксплуатации автомобильных дорог и автомагистралей
  • . Добыча и первичная обработка известняка и гипсового камня
  • . Обеспечение работоспособности тепловых сетей
  • . Деятельность по обеспечению безопасности в чрезвычайных ситуациях прочая
  • . Производство, передача и распределение пара и горячей воды; кондиционирование воздуха
  • . Деятельность санаторно-курортных организаций
  • . Производство продуктов прямого восстановления железной руды и губчатого железа
  • . Производство пара и горячей воды (тепловой энергии) котельными
  • . Деятельность зрелищно-развлекательная прочая, не включенная в другие группировки
  • . Производство электроэнергии, получаемой из возобновляемых источников энергии, включая выработанную солнечными, ветровыми, геотермальными электростанциями, в том числе деятельность по обеспечению их работоспособности
  • . Добыча глины и каолина
  • . Добыча и первичная обработка сланцев
  • . Производство промышленных газов
  • . Деятельность в области радиовещания
  • . Распределение электроэнергии
  • . Передача электроэнергии и технологическое присоединение к распределительным электросетям
  • . Предоставление услуг парикмахерскими и салонами красоты
  • . Аренда и лизинг сельскохозяйственных машин и оборудования
  • . Торговля оптовая неспециализированная
  • . Деятельность спортивных объектов
  • . Обеспечение работоспособности котельных
  • . Деятельность ресторанов и баров по обеспечению питанием в железнодорожных вагонахресторанах и на судах
  • . Деятельность автобусного транспорта по регулярным внутригородским и пригородным пассажирским перевозкам
  • . Производство электроэнергии
  • . Разработка гравийных и песчаных карьеров, добыча глины и каолина
  • . Аренда и лизинг вычислительных машин и оборудования
  • . Деятельность рекламных агентств
  • . Аренда и лизинг офисных машин и оборудования
  • . Производство взрывчатых веществ
  • . Обучение профессиональное
  • . Забор и очистка воды для питьевых и промышленных нужд
  • . Покупка и продажа собственного жилого недвижимого имущества

September 28th, 2015

Я живу в Старом Осколе вот уже более 30 лет, но только несколько дней назад мне выдалась возможность посетить карьер, который находится совсем рядом с городом. А ведь он дважды внесен в книгу рекордов Гиннесса, как самый большой карьер в мире среди негорючих ископаемых и самый крупный карьер по разведанным запасам сырья.

«Лебединский горно-обогатительный комбинат» (ЛГОК) является крупнейшей компанией России в сфере производства железорудного сырья для черной металлургии и входит в десятку крупнейших в мире предприятий по добыче железной руды и производству сырья для черной металлургии. ГОК обеспечивает более трети российского экспорта сырья для сталелитейного производства. Комбинат входит в состав компании «Металлоинвест ».

Согласитесь, такое предприятие да еще в родном городе надо «знать в лицо». Давайте побольше узнаем о ГОКе и технологическом процессе на предприятии …

Вот мы и на территории ГОКа, все аккуратно и опрятно:

История предприятия ведется с принятия в 1967 году решения о строительстве в г. Губкин Белгородской области горно-обогатительного комбината на базе Лебединского месторождения железных руд Курской магнитной аномалии.

11 августа 1967 года принято Постановление Совета Министров СССР о строительстве первой очереди Лебединского ГОКа и с этой даты комбинат ведет отчет своей истории, своих успехов и достижений.

В том же 1967 г. на действовавшем тогда Лебединском карьере богатых руд комбината КМАруда были начаты горно-капитальные работы по строительству карьера для добычи железистых кварцитов, а в следующем, 1968 г. приступили к строительству объектов обогатительно-окомковательного производства.

Фото 3.

В 1971 т. был введен в эксплуатацию Лебединский карьер по добыче железистых кварцитов, а в 1972 г. вступила в строй первая подочередь обогатительной фабрики, на которой 24 ноября того же года получен первый железорудный концентрат с высоким содержанием железа.

В августе 1975 г. сдана в эксплуатацию первая очередь фабрики окомкования по производству окатышей для доменных печей и получена первая партия высококачественного сырья, пользующегося большим спросом у металлургов. В конце 1976 г. зевершено строительство первой очереди комбината по переработке 30 млн. т. в год железистых кварцитови принято решение о строительстве второй очереди с доведением мощности предприятия по руде до 45,5 млн.т. в год.

Вот видите так называемый сланцевый язык по середине карьера? Это бедные породы. Я тоже ожидал, что карьер будет формы конуса, уходящий вершиной глубоко вниз. Да и в общем то по всем правилам его и не должно было быть. Просто в советские годы при разработке карьера старались выдать план и выбирали только «богатую породу». А теперь вот все же приходится разрабатывать и это язык, т.к. он уже ощутимо мешает работе в карьере:

На сырьевой базе Лебединского ГОКа в конце 70-х годов строится первенец бездоменной металлургии в России – Оскольский электрометаллургический комбинат, в июне 1982 г. на Лебединском ГОКе введена в эксплуатацию фабрика дообогащения железорудного концентрата.

В социалистичекий период развития высококачественную продукцию Лебединского ГОКа оставляли в стране, не давая ей выхода на мировой рынок. Потребителями продукции комбината были около 20 металлургических предприятий Советского Союза. Только в 1989 г. Лебединский ГОК начинает устанавливать торговые отношения с зарубежными фирмами, выходит со своей продукцией на европейский рынок и в 1994 г. становится ведущим экспортером железнорудного сырья в России.

Спускаемся на автобусе в карьер. Виды из окна все больше напоминают инопланетные.

Природа создала уникальные богатства в центре России – не случайно Лебединский ГОК называют «Жемчужиной КМА». «Лебеди» — так любовно называт комбинат тысячи беззаветно преданных своему делу горняков, обогатителей, металлургов, железнодорожников,автомобилистов, электриков, ремонтников, рабочих вспомогательных цехов, строителей и монтажников – все кому довелось строить Лебединский ГОК, осваивать его мощности, работать на Всесоюзной ударной комсомольской стройке. Эти люди достойны глубокого уважения, это их трудом, трудом советских и болгарских строителей в сжатые сроки построен гигантский комбинат, давший новый импульс к развитию городов Губкин и Старый Оскол, всей Белгородщины. У нас в городе даже есть памятник болгаро-советской дружбе.

Комбинат, названный президентом России Б.Н.Ельциным национальной гордостью России, является самым крупным предприятием Белгородской области, основным ее налогоплательщиком.

ЛГОК сегодня – один из ведущих российских производителей ЖРС, единственный в России производитель горячебрикетиров анного железа (ГБЖ) и крупнейший производитель товарного ГБЖ в мире. Основная продукция предприятия — железорудный концентрат, окатыши и горячебрикетиров анное железо.

И вот мы практически на самом дне карьера. Вокруг нас как в «Аватаре» проезжают огромные грузовики. Не хватает только стрел в колесах, помните же эту сцену из фильма?

Лебединский ГОК входит в компанию «Металлоинвест». Это — ведущий производитель и поставщик железорудной продукции и ГБЖ на глобальном рынке, один из региональных производителей стали. Компания обладает вторыми по величине в мире разведанными запасами железной руды – около 14,4 млрд тонн по международной классификации JORС (IMC Montan), что гарантирует около 150 лет эксплуатационного периода при текущем уровне добычи. Металлоинвест объединяет активы высокотехнологичных и эффективных предприятий горно-металлургической промышленности России: ОАО «Лебединский ГОК», ОАО «Михайловский ГОК», ОАО «Оскольский электрометаллургический комбинат», ОАО «Уральская Сталь». Является крупнейшей железорудной компаний в России и СНГ.

Несколько лет назад был приобретен экскаватор »Хитачи» с емкостью ковша 23 куб.м. (до этого времени максимальная емкость ковша карьерных экскаваторов составляет 12 куб.м.). Кстати, «питается» экскаватор как вы уже наверное заметили — по электрическим кабелям:

Сегодня ЛГОК продолжает увеличивать объёмы производства, повышает качество продукции, поступательно совершенствует технологический процесс.

В 2013 году на Лебединском ГОКе началась реализация Программа развития горно-транспортн ых комплексов компании «Металлоинвест». На сегодняшний день в буровзрывное управление ЛГОКа поступили два новых буровых станка СБШ-250, рудоуправление – по одному экскаватору отечественного производства с объёмом ковша 15 и 20 м3, три ЭКГ с объёмом ковша 10 м3 и высокопроизводит ельный экскаватор японской фирмы Hitachi с объёмом ковша 23 м3.

Про глубину карьера вы можете найти в интернете разные сведения, от 300 метров до 600. На самом деле работники комбината нам сообщили, что глубина карьера составляет примерно 440 метро.

Для автотракторного управления Лебединского ГОКа приобретены два автосамосвала марки БелАЗ грузоподъёмность ю 220 тонн, пять болшегрузов фирмы Caterpillar грузоподъёмность ю 180 тонн. До этого в карьере комбината использовались большегрузы Caterpillar с максимальной грузоподъёмность ю 136 тонн и БелАзы – 130 тонн. Параллельно к работе приступили пять гусеничных бульдозеров тяжёлого класса Т¬35 производства Чебоксарского завода «Четра». В распоряжение железнодорожнико в ЛГОКа пришли десять современных тяговых агрегатов Новочеркасского электровозострои тельного завода последнего поколения и один маневровый тепловоз

Сумма инвестиций компании «Металлоинвест» в развитие горно-транспортн ого комплекса Лебединского ГОКа с 2013 по июль 2015 года составила около 4 млрд. рублей.

В следующем году модернизация горно-транспортн ого комплекса ЛГОКа будет продолжена. На эти цели выделено около 1,3 млрд. рублей. В 2016 запланировано приобретение ещё одного экскаватора японской фирмы Hitachi с объёмом ковша 23 м3, экскаватора отечественного производства ЭКГ с объёмом ковша 15 м3, трёх большегрузных автосамосвалов Caterpillar грузоподъёмность ю 180 тонн и двух буровых станков.

Ключевым направлением инвестиционной программы является строительство третьего цеха горячебрикетиров анного железа, производственная мощность которого составит 1,8 млн. тонн. Реализация этого проекта позволит создать дополнительно около 500 рабочих мест в Губкинском городском округе, а рост объема производства и повышение эффективности работы будут способствовать увеличению доходов, и, соответственно, увеличению налоговых поступлений в федеральный и региональные бюджеты.

К сожалению не получилось прокатиться на этих гигантах …

Сегодняшние экономические условия в отрасли сказываются и на работе Металлоинвеста, Лебединского ГОКа. Поэтому реализация проекта ГБЖ-3 принципиальна важна. Стратегия развития Компании предусматривает интенсификацию реализации этого проекта и в настоящее время работы ведутся с опережением плановых показателей.

Фото 12.

Лебединский ГОК имеет золотую медаль Лауреата международной выставки Металл-Экспо за разработку и внедрение комплекса работ по освоению производства новых видов железорудной продукции – концентрат железорудный с массовой долей железа более 69,5%, офлюсованные окатыши, брикеты железной руды (ГБЖ).

Лебединский ГОК Лауреат конкурса участников внешнеэкономичес кой деятельности в номинации «Лучший экспортёр». Конкурс организовывает Федеральной таможенной службой России Лауреатами конкурса признаются участники внешнеэкономичес кой деятельности и организации, работающие в сфере таможенного дела, которые достигли наибольших успехов в международной торговле, внедрении передовых таможенных технологий, обеспечении прозрачности совершаемых таможенных процедур.

Лебединский ГОК неоднократный победитель и призёр Всероссийского конкурса «Российская организация высокой социальной эффективности», отраслевого конкурса «Предприятие горно-металлурги ческого комплекса высокой социальной эффективности».

Вот блогеры фотографируются для сравнения — ровно половина колеса. Незабываемые ощущения от этой громадины конечно. Правда для меня как для местного жителя это не совсем новость — периодически встречаем их на дорогах за городом.

Лебединский ГОК победитель смотра-конкурса на лучшую организацию работ по охране труда и культуре производства среди предприятий горно-металлурги ческого комплекса Белгородской области, который проводится обкомом ГМПР и управлением по труду и занятости населения Белгородской области.

Лебединский ГОК вносит значительный вклад в развитие города и региона, являясь крупнейшим налогоплательщик ом Белгородской области. По итогам 2014 года отчисления компании «Металлоинвест» в консолидированны й бюджет Белгородской области превысили 6 млрд рублей. Общий объем отчислений за четыре последних года составил более 40 млрд рублей.

Металлоинвест вносит существенный вклад в развитие регионов присутствия в рамках Соглашения о социально-эконом ическом партнерстве. В 2015 году общий объем инвестиций Компании в развитие региона превысит 2,2 млрд рублей. За предыдущие четыре года сотрудничества Металлоинвест направил на социальные проекты и программы на территории Белгородской области 2,8 млрд рублей.

Почему закупают Caterpillar? Зарубежная техника находится на ремонте и обслуживани (при непрерывном использовании) 4 часа в месяц, а Белазы - неделю. Но конечно она значительно дороже.

Компании «Металлоинвест» реально является шефом многочисленных детских садиков, школ и спортивных сооружений города. Социальные обязательства компании видны жителям города не вооруженным взглядом.

Фото 15.

Хотелось бы посмотреть как взрывают породу на комбинате. Это происходит несколько раз в месяц. Буровые машины бурят скважины, туда закладывается взрывчатка. Вся техника и люди выводятся из карьера и производят взрыв. обрушившуюся породу выводят самосвалами на комбинат.

Фото 16.

Кстати, когда я жил в Юго-западной части города, близкой к карьеру, наша 9-этажка прилично так раскачивалась после взрыва.

Местная телекомпания «9 канал» берет интервью у блогера ZAVODFOTO . У меня тоже брали, но я так и не знаю показывали по телевизору или нет. Было бы интересно посмотреть на себя со стороны:-)

А еще бы интересно было посмотреть на ремонт этих гигантов, на их техническое обслуживание. Какие там к примеру гайки и гаечные ключи:-)

Фото 18.

Удаляя вскрышные породы комбинат попутно получает песок, мел и глину, которую потом используют другие производства, такие как например старооскольский цементный завод, расположенный неподалеку. Мел идет даже в «Госзнак» на изготовление денег. Так что вы возможно носите в кармане кусочек породы Лебединского ГОКа

Фото 19.

Вот площадка по добыче песка на одном из разрезов карьера. Из черного мира руды и металла попадаем в бело-желтый мир воды и песка. Очень странный и интересный контраст.

Фото 20.

По этим трубам поступает вода, для создания пульпы с песком, которая и транспортируется на место погрузки в машины.

Фото 21.

Вот так водяной пушкой вымывается песок и формируется и выкачивается пульпа.

Доставка песка таким способом намного выгоднее чем возить грузовиками. На показывали как пушкой обрушивали стену карьера. Эффектное зрелище.

Фото 22.

Перед тем, как мы отправимся из карьера на сам комбинат, посмотрите краткую технологическую схему производства:

Заходим на фабрику обогащения. Огромное сооружение почти что километр в длину.

Фото 23.

Рассматриваем мельницы и дробилки. В них происходит самоизмельчение руды (без мелющих тел) до 300 мм и сортировка.

Фото 25.

Цех уходит за горизонт.

Шум стоит оглушительный. В сам цех спускаться уже не стали — это целый город.

Фото 26.

Вот тут пульт управления. Тут происходит мониторинг и управление процессом.

Фото 27.

У меня кстати товарищ тут работает в отделе автоматизации. В общем то это и моя специальность тоже:-)

Фото 28.

Фото 29.

Измельченная руда проходит обработку и обжиг в печах, чтобы превратиться в металлизированные окатыши.

Вот этот процесс на видео:

Фото 31.

Фото 32.

Фото 33.

Вот собственно они.

Фото 34.

Вот оно — богатство Курской Магнитной Аномалии.

Фото 35.

Фото 36.

Однако современная металлургия предполагает постепенный переход от мартеновских и доменных процессов к получению чистых марок сталей путем все большего использования электродуговых печей. Сталевары предпочитают иметь дело с металлизованными окатышами, но у окатышей есть один существенный недостаток: они не любят сырой погоды и долгого хранения — быстро окисляются и становятся непригодными для производства стали. А металлизованные брикеты этого недостатка не имеют. Они для сталеваров предпочтительнее, хотя и дороже.

Плюс к тому окатыши железорудные офлюсованные имеют массовую долю железа около 66,5%, а вот брикеты железной руды (горячебрикетированное железо) уже массовую долю железа железа более 90%.



Вот их доставляют с завода ГБМ на погрузку.

Фото 38.

Фото 37.

Вообще эти огроменные машины очень впечатляют. Когда рядом с тобой агрегат высотой с дом, а совсем рядом крутится колесо в два твоих роста и что то гребет загребает — атас!

Фото 39.

Фото 40.

Фото 41.

Фото 42.

Конечным этапом нашей экскурсии была площадка по строительству завода ГБЖ-3

Фото 43.

Ввод в эксплуатацию ЦГБЖ-3 намечен на декабрь 2016 года. Это позволит укрепить позиции Компании на мировом рынке железорудного сырья с высокой добавленной стоимостью.

ГБЖ имеет степень металлизации более 93 процентов и плотность выше 5,0 г/см3, в связи с чем является идеальным сырьем для производства стали как в электродуговых печах, так и конвертерах. Произведенное из руд Лебединского месторождения ГБЖ практически не содержит посторонних примесей, что обуславливает высокое качество производимой из него стали. Благодаря низкому содержанию мелочи, брикеты хорошо подходят для перевозки железнодорожным и морским транспортом. Энергоэффективно сть производства ГБЖ в 2 раза выше, чем при получении чугуна, что дает горячебрикетиров анному железу существенные конкурентные преимущества. При этом ГБЖ является более экологичным продуктом: при его производстве выбросы парниковых газов практически вдвое ниже по сравнению с классическим доменным производством.

Фото 44.

P.S. Сорри за качество фото, со штатным фотоаппаратом возникли технические проблемы, пришлось снимать на китайский телефон за 5 тыс.руб:-)

Посещение этого предприятия и организация этой интереснейшей экскурсии стало возможным благодаря компании «Металлоинвест»

Еще по теме можете посмотреть пост про Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия -

Курская магнитная аномалия - самый мощный в мире железорудный бассейн. В настоящее время границы простирания залежей железных руд КМА охватывают площадь размером свыше 160 тыс. км², захватывая территории девяти областей Центра и Юга страны. Крупнейшее предприятие Курской магнитной аномалии - «Лебединский горно-обогатительный комбинат» (Лебединский ГОК), который находится в Белгородской области.

1. Лебединский ГОК входит в состав холдинга «Металлоинвеста» и является крупнейшим в России предприятием по добыче и обогащению железной руды и производству высококачественного сырья для черной металлургии.

2. Сырьевая база комбината - уникальные по масштабам и качеству запасы железистых кварцитов.

Увеличить изображение

3. Начальным звеном технологической цепи производства железорудного сырья является карьер. Добыча руды осуществляется открытым способом при помощи взрывания, экскавации и транспортировки горной массы автомобильным и железнодорожным транспортом.

4. Попутно добывается нерудное минеральное сырье – песок, мел, кристаллические сланцы, кварцитопесчаник, которое с помощью внутреннего железнодорожного транспорта отгружается потребителям.

5. Также с помощью железнодорожного транспорта производится перевоз ненужной скальной и рыхлой породы на специальные отвалы. В последствии, Воронежская лесотехническая академия засаживает эти холмы облепихой (10-15 гектаров в год).

Увеличить изображение

6. Отработке горной массы (вывозу ее из карьера) предшествует взрывная подготовка, проводимая с целью разрыхления массива горных пород. Бурение взрывных скважин осуществляется специальными буровыми станками. Скважины заполняют зарядом и по цепочке взрывают. За 1-2 секунды поочередно взрывается несколько десятков скважин. Если взорвать все одновременно, то сила детонации будет сравнима с землетрясением.

7. Отработка железистых кварцитов и скальной породы производится огромными экскаваторами типа «механическая лопата». Вместимость ковша такого экскаватора составляет 10 кубометров или кузов одного КАМАЗа.

8. Рабочий вес такой машины около 400 тонн, а высота (с головным блоком стрелы) почти с пятиэтажный дом. Гусеничное ходовое устройство позволяет передвигаться на уклонах до 12 градусов.

9. Если рядом с отработкой проходит железнодорожное полотно, экскаваторы загружают руду и породу сразу в вагоны.

10. В случае, когда до железной дороги далеко, руду грузят сначала в карьерные самосвалы, а потом перегружают в железнодорожный транспорт на специальных перегрузочных пунктах в карьере.

11. Кроме того, на рыхлой вскрыше (на разрыхленном взрывом массиве горных пород) применяются экскаваторы типа «драглайн», ковш которых подвешен на тросах. Наибольший радиус копания такого экскаватора достигает почти 100 метров, что в пять раз больше, чем у экскаваторов «механическая лопата».

12. Перевоз руды на обогатительную фабрику и скальной рыхлой вскрыши на отвалы производится с помощью специальных железнодорожных составов. Во главе состава стоит тяговый агрегат ОПЭ1А, который специально предназначен для работы на железных дорогах открытых горных разработок и способен вытянуть из карьера груженый состав вагонов-думпкаров (грузовых вагонов для перевозки и автоматизированной выгрузки вскрышных пород). На комбинате такие поезда называют «вертушками» из-за опрокидывающегося при разгрузке кузова вагона.

13. Из-за постепенной разработки карьера железнодорожные пути часто приходится демонтировать и заново перекладывать. Так как «вертушки» работают на электричестве, все пути приходится электрифицировать.

14. Разумеется, сам рельсоукладчик работает на солярке.

15. Прямо в карьере расположена установка для измельчения щебня для автомобильных дорог и железнодорожных путей карьера.

16. В год из карьера Лебединского ГОКа вывозится до 50-ти миллионов кубических метров горной массы, что позволяет коллективу комбината производить около трети от общероссийского объема железорудной продукции.

17. По прогнозам специалистов запасы железной руды Лебединского месторождения составляют 11 миллиардов тонн, что гарантирует стабильную обеспеченность предприятия сырьем более чем на сто лет.

Увеличить изображение

18.

19.

20.

21. Лебединский ГОК дважды занесен в книгу рекордов Гиннесса:
Как предприятие, разрабатывающее уникальное по запасам месторождение железной руды (20,2 миллиардов тонн).

22. И, как предприятие, имеющее крупнейший в мире карьер по добыче негорючих полезных ископаемых.

23. Размер гигантской «миски» - шириной порядка четырех километров и длинной около пяти.

Увеличить изображение

24. Площадь карьера составляет тысячу триста пятьдесят гектаров, глубина – порядка четырехсот пятидесяти метров.

Увеличить изображение

25. Длина железнодорожных путей на комбинате составляет около 350-ти километров (примерно, как половина расстояния от Москвы до Белгорода).

Увеличить изображение

26. Cистемы осушения карьера включает в себя водопонижающие скважины, погружные электронасосы, водосборный коллектор и внутрикарьерные дренажные устройства. Всего этого не видно со стороны, но эта система является одной из самых важных на комбинате. Если отключить дренажную систему, то весь карьер заполнится водой за 3 дня!

Увеличить изображение

27. В центре карьера есть остров породы, похожий по форме на язык. Это пустая порода, и чтобы не тратить время на ее вывоз в советское время это место обходили стороной. Сейчас гора сильно мешает дальнейшему развитию карьера и ее планомерно начали вырабатывать.

Увеличить изображение

28. Заботясь не только о сегодняшнем дне, но и о будущем своих работников и региона в целом, Лебединский ГОК вкладывает значительные средства в природоохранные мероприятия. В этой связи положительным примером мирового значения является более чем тридцатилетний опыт сосуществования комбината и заповедника "ямская степь", включенного юнеско в международную систему биосферных резервов. Основой этих взаимоотношений является долгосрочная программа сохранения окружающей природной среды центрально-черноземного района.
Особо следует отметить, что возврат восстановленных и улучшенных земель для нужд сельского хозяйства более чем на 300 га превысил площади, занятые под горные работы.

Увеличить изображение

29. В 2003 году в карьере Лебединского ГОКа добыли миллиардный куб горной массы.

Больше спасибо всем, кто участвовал в организации данной съемки, отдельное спасибо Алексею Евдокимову за увлекательную экскурсию и интересный рассказ!

В пятницу мы покажем БЕЛАЗы, установку по производству горячебрикетированного железа, роторный заборщик, а также ночной карьер.
Также, рекомендую Ильи varlamov.ru .

Все фотографии, представленные в этом репортаже, принадлежат фотоагентству «VOSTOK» , по вопросам использования снимков, а также проведения фотосессий пишите на электронную почту

  • 9 Белгородский филиал страховой группы "СОГАЗ" заключил договоры обязательного страхования с ОАО "Лебединский ГОК" и дочерними предприятиями, эксплуатирующими опасные объекты. СОГАЗ предоставил ОАО "Лебединский ГОК" и его дочерним предприятиям услуги по страхованию ответственности при эксплуатации 40 опасных объектов, расположенных в Белгородской области. Общая страховая сумма составила 1,055 млрд рублей. Договоры будут действовать в течение 2013 года.
  • Предприятие

    ЛГОК является единственным в России производителем горячебрикетированного железа, которое применяется в качестве высококачественного сырья при производстве стали. Главным отличием ГБЖ от своего аналога – лома черных металлов - является отсутствие посторонних примесей.
    Выпуск ГБЖ на комбинате начат в 2001 году с запуском цеха по производству горячебрекетированного железа мощностью 1 млн. тонн в год. В 2007 году завершено строительство второй установки по производству ГБЖ, работающего по технологии MIDREX. Ее мощность составляет 1,4 млн. тонн в год. Таким образом, сегодня ЛГОК может выпускать до 2,4 млн. тонн ГБЖ в год.

    Сырьевая база ЛГОКа – запасы железной руды, оцениваемые нормативами JORC в 4,2 млрд. тонн.

    На долю комбината приходится 20% российского выпуска аглоруды и железорудного концентрата.

    В 2010 году объем производства ЛГОКа составил:

    • 19,8 млн. тонн в год железорудного концентрата;
    • 8,8 млн. тонн в год окатышей.

    Важным фактором успешной деятельности Лебединского ГОКа стало внедрение информационной системы управления. Она позволяет в режиме реального времени наблюдать и управлять технологическим процессом – от погрузки горной массы в карьере до получения и отгрузки готовой продукции. Система обеспечивает специалистов информацией о содержании железа в руде, дает возможность оценивать состояние и работу обогатительного оборудования, обжиговых машин, цеха ГБЖ и другого оборудования. Все данные, необходимые для анализа и принятия решений, архивируются системой и доступны в любой момент. Внедрение системы дало возможность настроить оборудование на наиболее эффективные режимы использования и привело к существенной экономии энергоресурсов.

    Продукция

    • рядовой железорудный концентрат

    Массовая доля железа - около 68%.

    Нетоксичный, невоспламеняющийся, невзрывоопасный, с низким содержанием примесей серы, фосфора и оксида титана;

    • дообогащенный железорудный концентрат

    Массовая доля железа - около 70%;

    Производится путем дообогащения рядового концентрата;

    • сушеный железорудный концентрат

    Массовая доля железа - около 68;

    Благодаря низкому содержанию влаги, этот концентрат не смерзается при низких температурах, а потому пригоден для производства агломерата в зимнее время;

    • железорудные неофлюсованные окатыши

    Массовая доля железа - 66%;

    • офлюсованные окатыши

    Массовая доля железа - 66,5%;

    Применяются в производстве ГБЖ и металлизованных окатышей;

    Массовая доля железа - около 90%;

    Степень металлизации порядка 93,7%;

    • отсев железорудных окатышей и мелочь горячебрикетрованного железа

    Cубпродукты ЛГОКа, используемые в производстве агломерата.

    Объем выпуска основных видов продукции на ЛГОКе, тыс. тонн
    Виды продукции 2008 г. 2009 г. 2010 г. 1 кв. 2011 г. 2 кв. 2011 г.
    Первичная железная руда 47559 38614 47362 10581 12760
    Рядовой железорудный концентрат 19732 16040 19829 4400 5400
    Дообогащенный железорудный концентрат 7076 6522 6812 1712 1840
    Сушеный железорудный концентрат 105 394 381 200 219
    Неофлюсованные окатыши 4477 4265 5298 1240 1352
    Офлюсованные окатыши 3501 3267 3485 866 898
    ГБЖ 2144 2165 2271 578 618
    Отсев железорудных окатышей и мелочь ГБЖ 517 419 427 103 118

    Производство

    Горные работы

    ОАО "Лебединский ГОК" осуществляет комплекс работ по добыче и переработке железистых кварцитов Лебединского и Стойло-Лебединского месторождений.

    Добыча руды осуществляется открытым способом при помощи взрывания, экскавации и транспортировки горной массы автомобильным и железнодорожным транспортом. Попутно добывается нерудное минеральное сырье – песок, мел, кристаллические сланцы, кварцитопесчаник, которое с помощью внутреннего железнодорожного транспорта отгружается потребителям.
    Отработке горной массы предшествует взрывная подготовка, проводимая с целью разрыхления массива горных пород. Бурение взрывных скважин осуществляется буровыми станками СБШ. Взрывание выполняется скважинными зарядами.
    Отработка железистых кварцитов и скальной вскрыши производится экскаваторами типа «механическая лопата» ЭКГ-10, ЭКГ-8И, ЭКГ-8УС и ЭКГ-6,3УС, с последующей погрузкой на железнодорожный и автомобильный транспорт. Горная масса, отрабатываемая на автомобильный транспорт, подлежит последующей перегрузке в железнодорожный транспорт на перегрузочных пунктах в карьере. Перегрузка скальной горной массы выполняется экскаваторами ЭКГ-10. Рыхлая вскрыша отрабатывается экскаваторами ЭКГ-6,3УС. Кроме того, на рыхлой вскрыше применяются экскаваторы типа "драглайн" ЭШ-10/60 и ЭШ-10/70А.


    Перевоз скальной и рыхлой вскрыши на отвалы производится железнодорожным транспортом. Укладка перевезенных пород на отвалы осуществляется экскаваторами. Помимо экскаваторной отработки рыхлой вскрыши, применяется способ отработки средствами гидромеханизации с транспортировкой вскрышных пород на гидроотвал.

    Производство железорудного концентрата

    Производство концентрата железорудного с массовой долей железа менее 69,5%

    Железистые кварциты перевозятся железнодорожным транспортом на обогатительную фабрику, где подвергаются крупному дроблению. Дробленая руда поступает на обогатительную фабрику по конвейерным трактам и размещается в бункерах силосного типа, откуда с помощью пластинчатых питателей поступает на измельчение.
    Технологическая особенность обогатительного комплекса комбината – метод полного самоизмельчения железистых кварцитов, исключающий из процесса рудоподготовки традиционные стадии среднего и мелкого дробления, что обеспечивает значительное снижение капитальных и эксплуатационных затрат по всему обогатительному переделу. Данный метод, обеспечивающий наиболее полное раскрытие минеральных зерен, позволяет производить концентрат высочайшего качества. Для производства концентрата также применяются технологии магнитного обогащения и обесшламливания.
    Готовый концентрат по системам трубопроводов поступает на участок фильтрации, откуда после операции обезвоживания по конвейерным трактам поступает на склады для отгрузки потребителям или на фабрику окомкования. На обогатительной фабрике получают концентрат с массовой долей железа менее 69,5%.

    Производство концентрата железорудного с массовой долей железа более 69,5%


    Часть концентрата, полученного на фабрике обогащения, поступает на доработку в цех дообогащения, в котором выпускается концентрат с массовой долей железа более 69,5% и содержанием диоксида кремния до 3%. Производство дообогащенного концентрата осуществляется по технологии шарового доизмельчения и магнитного дообогащения рядового концентрата.
    Полученный на фабрике дообогащения концентрат поступает по системам трубопроводов на Оскольский электрометаллургический комбинат и на участок фильтрации, откуда после обезвоживания подается на фабрику окомкования для производства офлюсованных окатышей для металлизации.

    Производство окатышей


    Фабрика окомкования состоит из цеха шихтоподготовки, участков окомкования, четырех обжиговых машин конвейерного типа ОК-306, участка грохочения (сортировки), системы складирования и транспортировки готовой продукции, вспомогательных систем и систем газоочистки.
    Неофлюсованные окатыши
    Из концентрата с массовой долей железа менее 69,5% на фабрике окомкования производят неофлюсованные железорудные окатыши для доменной металлургии, которые отправляются внешним потребителям.
    Технологический цикл производства неофлюсованных окатышей включает в себя процессы шихтоподготовки, окомкования и грохочения сырых окатышей с их последующим обжигом и сортировкой.
    Офлюсованные окатыши
    Из концентрата с массовой долей железа более 69,5% на фабрике окомкования производят офлюсованные окатыши с содержанием железа 66,5%, которые являются сырьем для производства горячебрикетированного железа. Офлюсованные окатыши по трубчатому конвейеру передаются в цеха ГБЖ №1 и 2.
    Отличительной особенностью технологии производства офлюсованных окатышей является добавка в шихту флюсоупрочняющих компонентов, что обеспечивает стабильную работу цеха горячебрикетированного железа.

    Производство горячебрикетированного железа (ГБЖ)


    В основе производства металлизованных брикетов лежит процесс прямого восстановления железа, заключающийся во взаимодействии потоков реформированного природного газа и железорудных окатышей, происходящий при температуре около 900°С. Исходным сырьем для получения ГБЖ являются офлюсованные окатыши с массовой долей железа более 66,5%, произведенные из дообогащенного концентрата.
    По своим качественным характеристикам ГБЖ превосходит чугун и используется на многих сталеплавильных предприятиях мира наряду с ломом. Однако, в отличие от металлического лома, использующегося в настоящее время как основное сырье для получения стали в электросталеплавильных печах, брикеты являются первородным сырьем, не содержащим примеси пластмасс и цветных металлов, существенно ухудшающих качество стали.
    Цех горячебрикетированного железа №1 производит брикеты железной руды по технологии HYL–III и состоит из шахтной восстановительной печи, установки по получению реформированного газа, контуров движения технологического газа, системы загрузки сырья в печь, системы брикетирования, системы транспортировки и отгрузки готовой продукции, вспомогательных и газоочистных систем. Цех горячебрикетированного железа №2 производит брикеты железной руды по технологии МIDREX. Его структура аналогична цеху ГБЖ №1. Оба цеха выпускают брикеты железной руды с содержанием железа не менее 90%. Совокупная годовая мощность двух цехов – 2400 тысяч тонн брикетов. Брикеты отправляются внешним потребителям на железнодорожном транспорте.

    Акционеры

    Холдинг «Металлоинвест». Его основными акционерами являются Усманов (50%, через компанию Gallagher), Василий Анисимов (20%) и Андрей Скоч (30%).

    Страхование

    Год 2011

    В связи с поломкой оборудования и остановкой производства на предприятии, ОАО "Лебединский горно-обогатительный комбинат" подало иск о взыскании с ОАО "АльфаСтрахование" 857,612 миллиона рублей.

    ОАО "АльфаСтрахование" ходатайствовало об истребовании у истца документов, подтверждающих причины повреждения оборудования.

    21 марта 2011 года Арбитражный суд города Москвы утвердил мировое соглашение между ОАО "Лебединский горно-обогатительный комбинат" и ОАО "АльфаСтрахование" по иску на 857,612 миллиона рублей. Условия мирового соглашения на заседании не озвучивались. "Лебединский горно-обогатительный комбинат" и "АльфаСтрахование" заключили мировую на $30 млн.

    В сентябре 2011 года ОАО "Лебединский ГОК" подало иск в Арбитражный суд города Москвы с требованием взыскать с ОАО "АльфаСтрахование" 332 млн руб. долга.

    Дело (А40-101809/2011) будет вести судья Галина Ларина.

    Год 2009

    "АльфаСтрахование" обеспечит страховую защиту четырех региональных комбинатов – ОАО "Оскольский электрометаллургический комбинат", ОАО "Лебединский ГОК", ОАО "Михайловский ГОК" и ОАО "Урал Cталь". Срок страхования – 1 год. По условиям договоров компания принимает на страхование имущество, здания и помещения, оборудование предприятий холдинга, риски, связанные с перерывом в производстве в результате страхового события. Общая страховая сумма по договорам превысила 18,5 млрд долларов.

    2013 год

    Белгородский филиал страховой группы "СОГАЗ" заключил договоры обязательного страхования с ОАО "Лебединский ГОК" и дочерними предприятиями, эксплуатирующими опасные объекты. СОГАЗ предоставил ОАО "Лебединский ГОК" и его дочерним предприятиям услуги по страхованию ответственности при эксплуатации 40 опасных объектов, расположенных в Белгородской области. Общая страховая сумма составила 1,055 млрд рублей. Договоры будут действовать в течение 2013 года.

    Курская магнитная аномалия - самый мощный в мире железорудный бассейн. В настоящее время границы простирания залежей железных руд КМА охватывают площадь размером свыше 160 тыс. км² , захватывая территории девяти областей Центра и Юга страны. Крупнейшее предприятие Курской магнитной анамалии - «Лебединский горно-обогатительный комбинат» (Лебединский ГОК), который находится в Белгородской области. Под катом, также обсуждается дальнейшая судьба карьера.

    1. Лебединский ГОК входит в состав холдинга «Металлоинвеста» и является крупнейшим в России предприятием по добыче и обогащению железной руды и производству высококачественного сырья для черной металлургии.

    2. Сырьевая база комбината - уникальные по масштабам и качеству запасы железистых кварцитов.

    3. Начальным звеном технологической цепи производства железорудного сырья является карьер. Добыча руды осуществляется открытым способом при помощи взрывания, экскавации и транспортировки горной массы автомобильным и железнодорожным транспортом.

    4. Попутно добывается нерудное минеральное сырье – песок, мел, кристаллические сланцы, кварцитопесчаник, которое с помощью внутреннего железнодорожного транспорта отгружается потребителям.

    5. Также с помощью железнодорожного транспорта производится перевоз ненужной скальной и рыхлой породы на специальные отвалы, которые в последствии засыпаются землей и засаживаются облепихой.


    Нажмите на фотографию, чтобы посмотреть в большом размере.

    6. Отработке горной массы (вывозу ее из карьера) предшествует взрывная подготовка, проводимая с целью разрыхления массива горных пород. Бурение взрывных скважин осуществляется специальными буровыми станками. Скважины заполняют зарядом и по цепочке взрывают. За 1-2 секунды поочередно взрывается несколько десятков скважин. Если взорвать все одновременно, то сила детонации будет сравнима с землетрясением.

    7. Отработка железистых кварцитов и скальной породы производится огромными экскаваторами типа «механическая лопата». Вместимость ковша такого экскаватора составляет 10 кубометров или кузов одного КАМАЗа.

    8. Рабочий вес такой машины около 400 тонн, а высота (с головным блоком стрелы) почти с пятиэтажный дом. Гусеничное ходовое устройство позволяет передвигаться на уклонах до 12 градусов.

    9. Если рядом с отработкой проходит железнодорожное полотно, экскаваторы загружают руду и пароду сразу в вагоны.

    10. В случае, когда до железной дороги далеко, руду грузят сначала в карьерные самосвалы, а потом перегружают в железнодорожный транспорт на специальных перегрузочных пунктах в карьере.

    11. Кроме того, на рыхлой вскрыше (на разрыхленном взрывом массиве горных пород) применяются экскаваторы типа «драглайн», или в простонародии - «шагающие экскаваторы». В отличии от гусеничного, применение гидравлического шагающего движителя позволяет снизить нагрузку на грунт, благодаря чему масса машин может достигать сотен и даже тысяч тонн. Наибольший радиус копания такого экскаватора достигает почти 100 метров, что в пять раз больше, чем у экскаваторов «механическая лопата».

    12. Перевоз руды на обогатительную фабрику и скальной рыхлой вскрыши на отвалы производится с помощью специальных железнодорожных составов. Во главе состава стоит тяговый агрегат ОПЭ1, который специально предназначен для работы на железных дорогах открытых горных разработок и способен вытянуть из карьера груженый состав вагонов-думпкаров (грузовых вагонов для перевозки и автоматизированной выгрузки вскрышных пород). На комбинате такие поезда называют «вертушками» из-за опрокидывающегося при разгрузке кузова вагона.

    13. Из-за постепенной разработки карьера железнодорожные пути часто приходится демонтировать и заново перекладывать. Так как «вертушки» работают на электричестве все пути приходится электрифицировать.

    14. Разумеется, сам рельсоукладчик работает на солярке.

    15. Прямо в карьере расположена установка для измельчения щебня для автомобильных дорог и железнодорожных путей карьера (наверху, справа).

    16. В год из карьера Лебединского ГОКа вывозится до 50-ти миллионов кубических метров горной массы, что позволяет коллективу комбината производить около трети от общероссийского объема железорудной продукции.

    17. По прогнозам специалистов запасы железной руды Лебединского месторождения составляют 11 миллиардов тонн, что гарантирует стабильную обеспеченность предприятия сырьем более чем на сто лет.

    18.

    19.

    Нажмите на фотографию, чтобы посмотреть в большом размере.

    20.


    Нажмите на фотографию, чтобы посмотреть в большом размере.

    21. Лебединский ГОК дважды занесен в книгу рекордов Гиннесса:
    Как предприятие, разрабатывающее уникальное по запасам месторождение железной руды (20,2 миллиардов тонн).

    22. И, как предприятие, имеющее крупнейший в мире карьер по добыче негорючих полезных ископаемых.

    23. Размер гигантской «миски» - шириной порядка четырех километров и длинной около пяти.


    Нажмите на фотографию, чтобы посмотреть в большом размере.

    25. В центре карьера есть остров породы, похожий по форме на язык. Это пустая порода, и чтобы не тратить время на ее вывоз в советское время это место обходили стороной. Сейчас гора сильно мешает дальнейшему развитию крарьера и ее планомерно начали вырабатывать.

    26. Длина железнодорожных путей на комбинате составляет около 350-ти километров (примерно, как половина расстояния от Москвы до Белгорода).

    27. Буровые станки, экскаваторы, огромные автосамосвалы, бульдозеры, железнодорожные составы, на глубине 450 метров кажутся игрушечными.

    28.

    29. Cистемы осушения карьера включает в себя водопонижающие скважины, погружные электронасосы, водосборный коллектор и внутрикарьерные дренажные устройства. Всего этого не видно со стороны, но эта система является одной из самых важных на комбинате. Если отключить дренажную систему, то весь карьер заполнится водой за 3 дня!

    30.

    31. "Миллиардный куб горной массы. Сентябрь 1993г"

    Через 100 лет, когда карьер прийдется оставить, с ним надо будет что-то делать, сегодня в опросе и в комментариях я предлагаю обсудить его дальнейшую судьбу. В пятницу мы покажем БЕЛАЗы, установку по производству горячебрикетированного железа, роторный заборщик, а также ночной карьер! Больше спасибо всем, кто участвовал в организации данной съемки, отдельное спасибо Алексею Евдокимову за увлекательную экскурсию и интересный рассказ!