02.07.2019

Фотография в стиле glamour. Фэшн-фотосъемка: советы от профессионала. Свет: учитесь ловить правильный угол


В фэшн-фотографии самое простое - это сама съемка. Что может спасти либо загубить успешную съемку - это планирование и производственные навыки.

Моя фотографическая карьера началась три десятилетия назад, когда я прибыл в Лондон в возрасте 24 лет и стал работать ассистентом фэшн-фотографа. Контакты, наработанные мной за время работы ассистентом в течение следующих нескольких лет, заложили основу моего дальнейшего профессионального роста. Когда я оглядываюсь назад, все кажется таким простым. В те времена ты мог действительно зарабатывать на жизнь редактурой, и до тех пор, пока ты был готов таскать свое портфолио по городу, казалось, что вокруг куча работы.

Сделать кадр - это самое простое…

Некоторым фотографам не нравится это признавать, но это так. Вокруг есть множество честолюбивых фэшн-фотографов, и они все могут снимать. Проблема, которая есть у большинства из них, состоит в том, что при всем желании фотографировать привлекательных моделей, они не обладают реальной эмпатией или пониманием своих моделей, или же не располагают специализированными знаниями в сфере моды и красоты.

Проведение фотосъемки для индустрии моды и красоты включает в себя выбор парикмахера, стилиста и визажиста, которые смогут помочь вам воссоздать видение продукта заказчиком.

Если вы собираетесь зарабатывать на жизнь фэшн-фотографией, вам нужны комиссионные. А чтобы эти комиссионные добыть, вам необходимо доказать, что ваши снимки работают для целевой аудитории, которая в большинстве своем будет состоять из женщин. Это ключевая разница между фэшн-фотографией и съемкой в стиле гламур/будуар, которая нацелена на мужскую аудиторию.

Я лично решил специализироваться на фотосъемке волос. На протяжении многих лет я был достаточно удачлив, чтобы поработать с самыми громкими именами в парикмахерском бизнесе, и научился тщательно оценивать, что будет работать перед камерой, а что - нет. Этот опыт позволяет мне направлять парикмахеров во время съемки и подсказывать им, как создать наилучшие возможные образы. Также у меня есть понимание того, как выбрать визажиста и стилиста и собрать творческую группу. Это все является важными шагами при координации удачной съемки. А, ну и еще сама фотосъемка, которую вы производите в конце - но это самое простое.

Большинство людей думает, что суть фэшн-фотографии состоит исключительно в мудреных приемах и работе с гламурными моделями. Это, конечно, важно, но, как и в случае с любой профессиональной дисциплиной, хорошая фотография должна строиться на крепком фундаменте, то есть на знании о том, как провести съемку в студии, или по крайней мере, как найти кого-то, кто разбирается в своем деле, чтобы он сделал это за вас.

Подготовка к съемке

Неважно, насколько вы талантливый фотограф, подготовка является ключевым моментом для гарантии того, что съемка пройдет гладко, и клиент уйдет от вас, довольный результатами. И все это начинается задолго до непосредственно съемочного дня.

Первый шаг состоит в подборе моделей, и я обычно делаю это через проведение специального кастинга для каждой съемки. Основная цель его - в выборе правильной модели или моделей, но также полезно бывает провести некоторое время с клиентом. Перед встречей, разумеется, я ознакомлюсь с инструкцией от заказчика и приму во внимание его видение того, как должны выглядеть финальные кадры. Однако, модельный кастинг зачастую является наилучшим способом гарантировать то, что вы с клиентом одинаково видите и понимаете творческие цели.

Это также хороший шанс познакомиться с клиентом и понять динамику в его команде. Например, вы можете узнать, что, хотя собственник бизнеса распоряжается деньгами, на самом деле некто ниже его по иерархической лестнице задает тон, когда дело доходит до принятия творческих решений. Такие вещи лучше знать заранее.

На модельном кастинге вы можете лично познакомиться с потенциальными моделями, но он также позволяет вам получше узнать клиентов и обсудить с ними предстоящую съемку.

Успешный модельный кастинг не случается сам по себе. Мое главное правило состоит в том, что никогда нельзя выбирать с самого утра. Я не знаю, правда ли то, что модели не встают с кровати за сумму меньше $10 000, но для модельных кастингов (на которых шанс получить работу для каждой модели очень мал) большинство, кажется, предпочитает график с обеда. Соответственно, я всегда провожу кастинг в это время.

Вне зависимости от того, в какое время я скажу приезжать моделям, клиента я попрошу прибыть на час раньше. Это дает возможность для первичной беседы и позволяет быть готовым к встрече моделей, которые могут приехать до оговоренного срока. Суть в поддержании темпа движения. Вы не можете реально контролировать, когда приедет каждая из моделей, вне зависимости от того, как тщательно вы составили для них расписание. Все, что вы можете сделать, это обеспечить максимально быстрое прохождение интервью для каждой и предотвратить накопление длинной очереди.

Я всегда инструктирую клиентов тратить меньше всего времени на просмотр портфолио моделей, которые очевидно не отвечают всем требованиям. Это позволяет кастингу проходить гладко и избегать пропуска встреч с наиболее подходящими моделями. Если опытная модель, пользующаяся спросом, приезжает на кастинг и видит длинную, медленно продвигающуюся очередь, она скорее всего не будет ждать и поедет вместо этого на следующий кастинг.

С камерой, присоединенной к ноутбуку, я регистрирую всех приходящих на студию моделей, и мой ассистент добавляет их имена и детали агентства в метаданные подписи. Я обращаюсь к этим снимкам позже, когда выбираю, какую модель или моделей приглашать.

Раньше я всегда делал снимок каждой модели на Polaroid. Теперь, конечно, стало просто делать вместо этого цифровые снимки. Модели должны приезжать без или с очень легким макияжем, что упрощает выбор при пересмотре снимков. Визитные карточки моделей, которые они нам оставляют, конечно, прелестны, но клиенты, как, впрочем, и я, обычно находят, что проще всего сравнивать снимки, сделанные в день кастинга.

Время (модели) - деньги

Организация расписания студийной съемки стала моей второй натурой. Вам нужно, чтобы большая часть команды прибыла в одно и то же время утром, но что еще важнее, необходимо, чтобы модели приезжали поочередно в течение съемочного дня. Только таким образом вы сможете в итоге оплатить только то количество часов, которое действительно требовалось каждой из них. Я не знаю, как это бывает в других странах, но здесь в Лондоне опоздания моделей - это постоянная проблема, и модельные агентства тут не помогают, кажется, они придерживаются позиции «орел - мой выигрыш, решка - ваш проигрыш», когда дело доходит до их услуг.

Объективы с чрезвычайно широким углом могут быть использованы для получения интересных эффектов при съемке людей.

Если опоздание модели ведет к накладкам, предполагается, что затраты должен компенсировать фотограф. Если моделям приходится работать сверх оговоренного по причине их опоздания, они считают, что им должны оплатить переработку. Я часто спорю с агентствами по этому поводу. Чтобы обезопасить себя, лучше начинать с наиболее опытной модели. Они с большей вероятностью знают, как прибыть в студию вовремя. Что более важно, они могут помочь положить хорошее начало съемочному дню. Если вы работаете с новым клиентом, или же если в работу вложено значительное количество денег, начало дня может быть преисполнено нервозностью. Последнее, чего бы вам хотелось в такой ситуации, это стартовать с моделью, которая относительно неопытна, и как следствие обнаружить себя, не знающим, как хорошо начать съемку.

Как только вы сможете показать клиентам сильный кадр на компьютерном дисплее, вы почувствуете, как спадает напряжение, и остаток съемки пройдет гораздо более расслабленно. Идеи, выросшие из первых сетов снимков, могут быть также использованы, чтобы вдохновить моделей, которых вы снимаете позже.
Когда приходит время модели встать перед камерой, все элементы головоломки должны совпасть. Работа фотографа состоит в том, чтобы не облажаться и не разрушить все это плохим освещением или расстроив модель.

Бывает так, что сложная световая схема необходима для создания особенного образа. Но здесь существуют ограничения и последствия, которые надо тщательно учитывать. Этот кадр попал на обложку книги, которую я написал об Adobe Photoshop Lightroom 3.

Серьезно, та часть, где вы делаете фотографии, не должна быть такой уж сложной. Если эта задача стала трудно выполнимой, это, вероятно, потому, что вы не справились наилучшим образом с предыдущими шагами, и неважно, что вы пытаетесь сделать со светом (или Photoshop), это не сможет ничего особенно улучшить.

Упрощайте, а если не можете, не теряйте контроль

Одна из классических ошибок, которые я наблюдаю, состоит в том, что фотографы чересчур усердствуют, стараясь быть максимально техничными с освещением. Когда модель полностью готова для съемки, у вас не всегда есть много времени до того момента, когда прическа начнет распадаться, или макияж потеряет свою свежесть. Чрезвычайно важно, чтобы вы заранее протестировали свое освещение, и чтобы вы контролировали все технические детали. Когда студийный свет не работает или световой баланс неверен, это ужасно неприятно для каждого на съемке. Я сам был известен работой со сложными схемами (смотрите ниже), но, имея опыт, вы можете себе позволить работу в более трудных условиях, до тех пор, пока вы знаете, как держать все под контролем и быстро реагировать.

Иногда мне нравится использовать сложные схемы освещения, которые сильнее ограничивают работу, и где многое может пойти не так. Но я обязательно тщательно тестирую их заранее, чтобы хитросплетения света не задерживали съемку. Это схема, использованная для создания снимка, который вы видите выше.

Не важно, как хорошо вы подготовлены, иногда есть вещи, которые вы просто не можете контролировать, и они приводят к появлению дней, которые вы бы с удовольствием забыли. Я помню визажиста, бросившего меня на локации посреди Доклэндс. У меня был большой бюджет, и я решил выбрать известное имя вместо одного из моих обычных доверенных визажистов. По какой-то причине он решил, что это именно тот день, когда он собирается покинуть индустрию моды навсегда. Ну что же, я сам дурак.

Задайте ритм

Когда вы фотографируете модель, это может напоминать запись представления. У большинства моделей есть репертуар движений и поз, которые они любят использовать (и хороший фотограф может их также научить нескольким новым). На типичной съемке модель может встать в позицию для съемки, и после того, как она услышит щелчок затвора, перейти к следующей позе. Попытайтесь быстро установить взаимный ритм и убедитесь, что успеваете за моделью.

Как я говорил выше, фотографирование модели может быть сродни съемке представления, и как фотограф вы должны быть готовы снять каждую позу, которую вам предлагает модель. Здесь важно убедиться, что оборудование работает нормально и следовать за моделью, показывая, что вы способны быстро реагировать на все, что происходит перед камерой.

Иногда вам может потребоваться замедлить процесс, но я уверен, что очень полезно поддерживать синхронизированный ритм коммуникации - вербальной или иной - между вами и моделью. Это относится не только к фэшн-индустрии, конечно. Это правило работает также для съемки портретов.

Лучше меньше да лучше

Распространенная ошибка состоит в том, что при работе в студии создается настолько сложная световая схема, что она перегружает сессию. Если вы ставите вашу модель перед кучей ламп и говорите ей, что она не может двигаться ни на дюйм в ту или другую сторону, то становится очень просто убить любую возможную спонтанность. Более того, если ваша модель может предложить вам прекрасную позу, но вы не готовы или не способны сфотографировать ее, момент будет упущен, и съемка пострадает.

Если вы хотите упростить себе жизнь, следуйте принципу KISS (keep it short and simple — «делай короче и проще»), и сохраняйте схему освещения настолько простой, насколько это возможно. Здесь представлена типичная расстановка света, которую я использовал множество раз. Основной поток идет от софтбокса на удлинительной штанге-журавле, и маленький заполняющий отражатель установлен для отражения света сверху.

С такой схемой, минимум оборудования дает великолепный свет для фэшн- и портретной съемок. Что здесь также интересно, так это то, что эффект освещения будет меняться в зависимости от передвижения - вашего и модели, - так что вы можете быстро проработать множество «настроений» освещения в одной сессии.

Я, в основном, предпочитаю делать свет простым и гибким, чтобы у модели было пространство для движения. Здорово иметь ассистента, который будет подстраивать свет по мере съемки, но даже в этом случае я скорее всего продолжу снимать, даже когда чувствую, что освещение могло немного съехать. Поступая так, я поддерживаю ритм, и да, вы всегда можете осветлить изображения в Photoshop!

Простое освещение может сильно минимизировать количество вещей, которые могут пойти не так во время съемки.

Еще одно преимущество состоит в том, что модель не чувствует неловкость от множества ламп, может видеть фотографа и разговаривать с ним, и вольна двигаться так, как ей нравится.

Процесс фэшн-фотографии может быть стрессовым на этапах подготовки, но в конечном счете хорошая съемка должна оставить у вас ощущение удовлетворения от проделанной работы. Вы вряд ли захотите обременять себя необязательными отвлекающими моментами в день самой съемки, из чего вытекает необходимость полностью подготовиться заранее. Даже в этом случае, всегда происходят какие-то вещи, которые могут потом преследовать вас (даже если съемка казалась чрезвычайно удачной).

Здесь может серьезно помочь ассистент, который послужит вам дополнительной парой глаз и ушей, т.е. будет отмечать время прибытия моделей и окончания съемки, а также будет обращать внимание на то, всем ли довольны клиенты, и не возникают ли за сценой проблемы. Детали всегда имеют значение, в том числе всем ли предложили напитки, и никто ли не чувствует себя обделенным вниманием.

Получение одобрения клиента

В пленочные времена, клиентам приходилось бы ждать день или два, прежде чем они смогли бы увидеть результаты. В наши дни изображения можно посмотреть сразу же, что, разумеется, в целом делает нашу жизнь проще, и клиенты могут убедиться в день съемки, что они получат именно тот результат, за которым они пришли.

В подходящий момент съемки вы можете решить показать всем заинтересованным лицам скопированные на компьютер изображения. Для фотографа важно определить, когда этот наилучший момент настал. Постоянные остановки для просмотра фото отвлекают. В целом, я положительно отношусь к совместному просмотру, который может воодушевить моделей и всех вовлеченных в процесс съемки в этот день.

Некоторые клиенты предпочитают, чтобы я печатал листы «контролек» всех первично отобранных снимков. Создание онлайн галерей или запись фото на DVD - это все прекрасно, но некоторым людям все еще легче обращаться к напечатанным листам фотографий, как они делали в былые времена. Я твердо убежден, что все цифровые услуги должны дополнительно оплачиваться. Вместе с возможностями цифровой съемки, приходит и ответственность за хранение файлов и поддержание безопасного архива. Так что мне взимание за это дополнительной платы не кажется неразумным.

Я знаю, что некоторым фотографам тяжело убедить клиентов согласиться на это, но все клиенты, с которыми я работаю, приняли это как необходимые издержки. Также важно не подставлять других профессиональных фотографов, не взимая плату за цифровые услуги.

Контактные листы могут быть легко отпечатаны по ходу съемки, чтобы клиенты забрали их домой в конце дня.

Подводя итоги

В конечном счете, любой может сфотографировать симпатичную девушку (или парня). Но если вы решили сделать это своей профессией, существенное отличие состоит в поиске клиентов, готовых платить вам за эту привилегию. Я должен отметить, что по сравнению с тем временем, когда я только начинал, сейчас гораздо сложнее состояться в качестве фэшн-фотографа.

Права фотографов претерпели существенную эрозию за последние несколько лет, а редакционные сборы в индустрии моды едва выросли по сравнению с их уровнем 25 лет назад. Тем не менее, не смотря на все это, существует множество молодых талантливых фотографов, которые смогли пробиться в бизнес и выстроить достойную карьеру, уделяя столько же внимания созданию съемки, сколько и развитию своих фотографических навыков. Их я безмерно уважаю.

12 июля – Международный день фотографа. В преддверии этого дня Woman’s Day проводит конкурс-голосование среди фэшн-фотографов Челябинска. Каждый имеет собственную творческую нишу, уникальный стиль и яркие работы.

О специфике фэшн-фото Woman’s Day поговорил с Сергеем Коротаевым, автором лекции «Фотография как инструмент продвижения fashion бренда».

Сергей Коротаев

«Создание фэшн-фото – это огромная работы команды специалистов, и у каждого свои обязанности: парикмахер, визажист, стилист, дизайнер, декоратор. Есть еще и ретушеры.

Если вы заказываете фотографию, надо поставить четкую цель: будет ли это лук-бук для продвижения продукта или имиджевая фотосессия для создания брендового стиля или просто узнаваемости. Чтобы все прошло хорошо, подберите фото, которые вам нравятся, и расскажите фотографу, в каком стиле вы хотели бы получить работу. Как только выбрали фотографа, доверяйте ему, не вмешивайтесь в работу.

Фэшн-фотография бывает имиджевой и репортажной – с показа, с подиума, бэкстейдж. Отдельная тема – стрит-лук: в чем пришли гости и как выглядят.

Фотография переходит грань – перестает быть просто информацией и превращается в искусство. Иногда это происходит с фото, сделанным просто для каталога».

Фотографы отвечают на вопросы сайт, а мы смотрим, читаем и выбираем:

  • Кого больше нравится снимать: одного человека или группу, почему?
  • Самый необычный предмет, аксессуар, атрибут, который использовали во время съемки?

Аля Ануприева, фотограф

Жанр: «Снимаю во всех жанрах, кроме мужского ню».

«Нравится снимать и одного человека, и группу. Но больше люблю индивидуальные работы, потому что в процессе можно узнать характер модели и заглянуть поглубже в душу человеку. А групповые съемки – это всегда драйв, эмоции, веселье, энергия и общение».

«Рога. Это была индивидуальная съемка, в которой мы создавали образ волшебного сатира. И у нас были рога, которые совершенно не держались на голове. Это было смешно и весело, потому что они все время сваливались. Модель замирала, не дышала, и мы делали кадр – и так почти всю съемку».

Антон Харисов

Жанр: фэшн, репортаж, ню, портрет

Кого больше нравится снимать: одного человека или группу, почему? «Больше всего нравится работать с одной моделью, максимум двумя. Модели сконцентрированны и более раскованны».

Самый необычный предмет, аксессуар, атрибут, который использовали во время съемки? «Телефон – самый необычный предмет, использовал его как зеркало. Отражения с телефона на стекле хорошо ложатся на фото и дают необычный результат».

Дмитрий Болотин

Жанр: fashion-фотография

Кого больше нравится снимать: одного человека или группу, почему? «Количество людей в кадре не имеет значения, потому что мне нравится придумывать истории в фэшн-фотографии. Сюжет, атмосферу, взаимоотношения. Это может быть история и про одного человека, а может быть и про группу, все зависит от задумки».

Самый необычный предмет, аксессуар, атрибут, который использовали во время съемки? «Всего не упомнить, были и интересные места, и экзотические животные. Больше всего из последнего запомнились винтажные автомобили – в них прямо чувствуется история, и они очень здорово облагораживают кадр. Когда видишь красивый винтажный автомобиль, сразу рождается миллион идей».

Евгения Дудко

Жанры: портретная и fashion-съемка.

Кого больше нравится снимать: одного человека или группу, почему? «Больше всего нравится работать с одной моделью, в частности, с представительницами прекрасного пола. Именно индивидуальная съемка дает возможность действительно раскрепоститься перед камерой и показать всю женственность и сексуальность девушки».

Самый необычный предмет, аксессуар, атрибут, который использовали во время съемки? «Самый необычный предмет на съемках – это мои же волосы. Всем становится очень весело, когда я практически перекрываю ими объектив. Очень забавно наблюдать за реакцией людей во время процесса. Так создаются очень интересные эффекты небольшого тумана на фото или градиента. Волосы – это атрибут практически каждой моей съемки, не знаю, делает ли кто-то из фотографов с длинными волосами так же, но я считаю это моим изобретением».

Елизавета Шарипова

Жанр: «Занимаюсь в основном коммерческой съемкой, фотографирую семьи, репортажи, коллекции дизайнеров, love story, свадьбы, особенно люблю beauty-портрет».

Кого больше нравится снимать: одного человека или группу, почему? «Больше всего нравится снимать несколько человек, так как фотографии получаются очень живыми, особенно love story».

Самый необычный предмет, аксессуар, атрибут, который использовали во время съемки? «Самый необычный предмет на съемке? Хмм... думаю, это были сухие блестки для творчества. Однажды я пришла в магазин арт-товаров, чтобы купить бумагу для рисования, увидела блестки и влюбилась. В итоге я ушла с шестью пакетами блесток. Я провела четыре съемки с их использованием, так они мне запали в душу, и столько еще идей с ними не воплощены. Получились космические фотографии. Очень люблю одну из съемок, долго планировала ее. Она была с красавицей азиатской внешности. Ох, это было прекрасно, мы покрыли серебряными блестками лицо и плечи модели (раздували их, как могли, было очень забавно и весело). А модель была похожа на инопланетянку».

Ксения Иванова

Жанр: «Я бы не сказала, что придерживаюсь какого-то единого стиля и жанра, все зависит от того, что или кто станет вдохновителем для съемки».

Кого больше нравится снимать: одного человека или группу, почему? «Мне больше импонируют индивидуальные съемки, так как один человек точно знает, что хочет получить в итоге, в то время как у группы людей часто возникают разногласия. Если не брать это во внимание, то для меня не имеет значения, снимаю я группу людей или же отдельного человека. Главное, чтобы мы смогли найти общий язык еще в начале съемки, тогда творческий процесс будет приятен независимо от количества участников».

Самый необычный предмет, аксессуар, атрибут, который использовали во время съемки? «Был один случай, которому поспособствовала сама природа. Организуя проект, мы не брали специальную атрибутику, не стремились к созданию чего-то грандиозного, но стоит отметить, что локация была достаточно необычной. Съемка проходила в том месте, где зарождаются произведения искусства – в Доме художников. Мы уже делаем первые снимки, и тут к нам в кадр попадает бабочка, которая садится на плечо модели, медленно махая своими яркими крыльями. Она еще долгое время была в нашей команде, делая съемку интереснее».

Максим Поперечный, фотостудия «3Блок»

Фото: Максим Поперечный, фотостудия «3Блок»

Жанр: индивидуальные, семейные и детские съемки, fashion-съемка, модельные тесты

Кого больше нравится снимать: одного человека или группу, почему? «Группу людей, если съемка задана одной темой. Причина – эмоции людей, они у всех разные».

Самый необычный предмет, аксессуар, атрибут, который использовали во время съемки? «Католический крест + портупеи ANTQ. Мы снимали историю монашки, которая разрывается между своим желанием и долгом. Получилось очень интересно, не каждый день видишь монашку, курящую сигарету и прикрывающую грудь портупеей. Интересно в этой истории и то, что снимали мы в торговом центре и привлекли много внимания».

Михаил Барышников

Жанр: «Я бы назвал себя больше портретным фотографом».

Кого больше нравится снимать: одного человека или группу, почему? «Люблю индивидуальные съемки, больше возможности сфокусироваться на главном».

Самый необычный предмет, аксессуар, атрибут, который использовали во время съемки? «Каждый раз по-разному. Так как все люди разные, и если что-то подходит одному, не факт, что подойдет другому. Но в последнее время стараюсь использовать украшения, на мой взгляд, они очень хорошо дополняют женский образ, добавляют роскоши. Так, например, на одной из последних съемок одним из важных моментов стали украшения. Сама съемка планировалась почти год, я очень долго не мог найти подходящие украшения, на примете был один магазин, но он закрылся за неделю до съемки. Однако все прошло хорошо, так как в последний момент одна из молодых дизайнеров предложила свою помощь, она как раз в то время стала заниматься созданием украшений».

Ольга Галицына, фотостудия «FLAT57 studio»

Жанр: портрет, 18+, стритстайл, лукбук

Кого больше нравится снимать: одного человека или группу, почему? «Одного человека. Когда работаешь один на один с моделью, легче налаживается контакт, все внимание уделяешь только ей, подсказываешь нужные позы и ракурсы, постоянно разговариваешь, находишь то, что у вас общего, и настраиваешься на одну волну. Так клиент быстрее раскрепощается, начинает чувствовать себя перед камерой спокойно и расслабленно, достает нужные эмоции, и в итоге результат получается отличным.

Такого эффекта можно добиться только с помощью тесного доверительного общения между клиентом и фотографом, в то время как при съемке группы людей ты думаешь только о том, как бы их всех поймать удачно в кадре».

Самый необычный предмет, аксессуар, атрибут, который использовали во время съемки? «Какого-то конкретного предмета выделить не могу, на каждой съемке мы стараемся задействовать как можно больше различных атрибутов, чтобы фото выглядели более естественными и живыми. Использовали все: от продуктов питания – молоко, газировку, леденцы, фрукты, суши, кофе, сладкую вату – до насосов, разбитых стекол, гирлянд, дворовых кошек, акварельных красок и еще много чего. Все зависит от концепта съемки».

Павел Резанов

Жанр: арт фэшн-фото

В процессе fashion-съемки обычно участвуют стилисты, декораторы, визажисты, ассистенты и, конечно же, фотограф. Вместе они создают тот стильный имидж, который впоследствии сможет привлечь взгляд зрителя. Однако этим можете заняться и вы сами. Задолго до фотосессии продумайте концепцию съемки, подберите несколько вариантов одежды, отрепетируйте макияж. Не бойтесь экспериментировать с цветами и формами. Найти вдохновение для создания модного образа можно в фильмах про разные эпохи или на страницах глянцевых журналов, ведь мода циклична. Пригласите своих подруг поучаствовать в съемке, и вы сможете фотографировать друг друга по очереди.

Атмосфера в кадре: бросьте вызов стандартам

Место съемки всегда играет очень важную роль. Именно помещение и его атмосфера придают фото изобразительный штрих. Например, вы можете надеть вечернее или бальное платье и провести съемку в заброшенном здании — это позволит подчеркнуть красоту вашей одежды. Если вы решили делать фото в студии, оденьтесь в стиле винтаж, добавьте антикварные предметы и включите дымовую машину, чтобы получить кадры, стилизованные под старину. Добавить фотографиям динамики помогут летящие шарфы и платья: подбрасывайте их в воздух, кружитесь, экспериментируйте. В fashion-съемке нужно по максимуму проявить свой творческий потенциал. Дома вы можете использовать душ или наполненную ванну, чтобы сделать соблазнительную фотосессию в облегающих нарядах, но помните, что в этом случае макияж должен быть водостойким.

Свет: учитесь ловить правильный угол

Если ваша кожа не идеальна или у вас есть мелкие недостатки, то яркий свет сделает их еще заметнее. Лучшим решением будет сделать освещение мягким и приглушенным, чтобы создать воздушный и легкий портрет. Попробуйте искать интересные решения в повседневной жизни, смотрите, как свет падает на ваших собеседников и где расположен его источник. Кроме того, свет можно использовать, чтобы добавить фотографии художественности. К примеру, дома вы можете задействовать жалюзи: лучи, которые проходят сквозь них, способны создать красивую полосатую тень. А если вы решили фотографироваться на улице, то съемка против солнца тоже может добавить в фотографию« изюминку» — получится мягкая сказочная фотография в теплой гамме.

Позирование: как выглядеть непринужденно в кадре

Задача модели — расслабиться и быть собой. В ожидании щелчка фотоаппарата не нужно замирать и задерживать дыхание. Поза должна быть естественной и максимально комфортной, чтобы создавалось ощущение, будто модель случайно оказалась в кадре. Также не стоит полностью менять свое положение каждые несколько секунд, от кадра к кадру изменяется только один элемент, будь то наклон головы или поворот бедра. Пальцы рук должны быть расслаблены, ни в коем случае не нужно сжимать их в кулак, а также направлять ладони в камеру.

О чем должен позаботиться фотограф

Если вам выпала роль фотографа, то ваша основная задача — передать энергию модели на фотографии. Вы можете пообщаться перед съемкой и обсудить, какое настроение вы бы хотели запечатлеть на фото: грусть, смех, злость, обиду, загадочность или что-то другое. Фотографу нужно научиться видеть удачные ракурсы каждого человека и подсказывать ему, как поправить ситуацию, в случае если руки лежат неестественно или же голова повернута в неудачную сторону. Также, если съемка проходит на природе, следует обращать внимание на посторонние объекты, чтобы они органично вписывались в пространство и не «вырастали» из головы или тела.

В последнее время фотографы делают ставку на естественность и отказываются от многослойной последующей обработки фотографии. Так что, для того чтобы получить оригинальное фото, вам не потребуется специальных знаний — достаточно лишь проявить свою фантазию и создать необычный образ.

В фэшн-фотографии самое простое - это сама съемка. Что может спасти либо загубить успешную съемку - это планирование и производственные навыки.

Моя фотографическая карьера началась три десятилетия назад, когда я прибыл в Лондон в возрасте 24 лет и стал работать ассистентом фэшн-фотографа. Контакты, наработанные мной за время работы ассистентом в течение следующих нескольких лет, заложили основу моего дальнейшего профессионального роста. Когда я оглядываюсь назад, все кажется таким простым. В те времена ты мог действительно зарабатывать на жизнь редактурой, и до тех пор, пока ты был готов таскать свое портфолио по городу, казалось, что вокруг куча работы.

Сделать кадр - это самое простое…

Некоторым фотографам не нравится это признавать, но это так. Вокруг есть множество честолюбивых фэшн-фотографов, и они все могут снимать. Проблема, которая есть у большинства из них, состоит в том, что при всем желании фотографировать привлекательных моделей, они не обладают реальной эмпатией или пониманием своих моделей, или же не располагают специализированными знаниями в сфере моды и красоты.

Проведение фотосъемки для индустрии моды и красоты включает в себя выбор парикмахера, стилиста и визажиста, которые смогут помочь вам воссоздать видение продукта заказчиком.

Если вы собираетесь зарабатывать на жизнь фэшн-фотографией, вам нужны комиссионные. А чтобы эти комиссионные добыть, вам необходимо доказать, что ваши снимки работают для целевой аудитории, которая в большинстве своем будет состоять из женщин. Это ключевая разница между фэшн-фотографией и съемкой в стиле гламур/будуар, которая нацелена на мужскую аудиторию.

Я лично решил специализироваться на фотосъемке волос. На протяжении многих лет я был достаточно удачлив, чтобы поработать с самыми громкими именами в парикмахерском бизнесе, и научился тщательно оценивать, что будет работать перед камерой, а что - нет. Этот опыт позволяет мне направлять парикмахеров во время съемки и подсказывать им, как создать наилучшие возможные образы. Также у меня есть понимание того, как выбрать визажиста и стилиста и собрать творческую группу. Это все является важными шагами при координации удачной съемки. А, ну и еще сама фотосъемка, которую вы производите в конце - но это самое простое.

Большинство людей думает, что суть фэшн-фотографии состоит исключительно в мудреных приемах и работе с гламурными моделями. Это, конечно, важно, но, как и в случае с любой профессиональной дисциплиной, хорошая фотография должна строиться на крепком фундаменте, то есть на знании о том, как провести съемку в студии, или по крайней мере, как найти кого-то, кто разбирается в своем деле, чтобы он сделал это за вас.

Подготовка к съемке

Неважно, насколько вы талантливый фотограф, подготовка является ключевым моментом для гарантии того, что съемка пройдет гладко, и клиент уйдет от вас, довольный результатами. И все это начинается задолго до непосредственно съемочного дня.

Первый шаг состоит в подборе моделей, и я обычно делаю это через проведение специального кастинга для каждой съемки. Основная цель его - в выборе правильной модели или моделей, но также полезно бывает провести некоторое время с клиентом. Перед встречей, разумеется, я ознакомлюсь с инструкцией от заказчика и приму во внимание его видение того, как должны выглядеть финальные кадры. Однако, модельный кастинг зачастую является наилучшим способом гарантировать то, что вы с клиентом одинаково видите и понимаете творческие цели.

Это также хороший шанс познакомиться с клиентом и понять динамику в его команде. Например, вы можете узнать, что, хотя собственник бизнеса распоряжается деньгами, на самом деле некто ниже его по иерархической лестнице задает тон, когда дело доходит до принятия творческих решений. Такие вещи лучше знать заранее.

На модельном кастинге вы можете лично познакомиться с потенциальными моделями, но он также позволяет вам получше узнать клиентов и обсудить с ними предстоящую съемку.

Успешный модельный кастинг не случается сам по себе. Мое главное правило состоит в том, что никогда нельзя выбирать с самого утра. Я не знаю, правда ли то, что модели не встают с кровати за сумму меньше $10 000, но для модельных кастингов (на которых шанс получить работу для каждой модели очень мал) большинство, кажется, предпочитает график с обеда. Соответственно, я всегда провожу кастинг в это время.

Вне зависимости от того, в какое время я скажу приезжать моделям, клиента я попрошу прибыть на час раньше. Это дает возможность для первичной беседы и позволяет быть готовым к встрече моделей, которые могут приехать до оговоренного срока. Суть в поддержании темпа движения. Вы не можете реально контролировать, когда приедет каждая из моделей, вне зависимости от того, как тщательно вы составили для них расписание. Все, что вы можете сделать, это обеспечить максимально быстрое прохождение интервью для каждой и предотвратить накопление длинной очереди.

Я всегда инструктирую клиентов тратить меньше всего времени на просмотр портфолио моделей, которые очевидно не отвечают всем требованиям. Это позволяет кастингу проходить гладко и избегать пропуска встреч с наиболее подходящими моделями. Если опытная модель, пользующаяся спросом, приезжает на кастинг и видит длинную, медленно продвигающуюся очередь, она скорее всего не будет ждать и поедет вместо этого на следующий кастинг.

С камерой, присоединенной к ноутбуку, я регистрирую всех приходящих на студию моделей, и мой ассистент добавляет их имена и детали агентства в метаданные подписи. Я обращаюсь к этим снимкам позже, когда выбираю, какую модель или моделей приглашать.

Раньше я всегда делал снимок каждой модели на Polaroid. Теперь, конечно, стало просто делать вместо этого цифровые снимки. Модели должны приезжать без или с очень легким макияжем, что упрощает выбор при пересмотре снимков. Визитные карточки моделей, которые они нам оставляют, конечно, прелестны, но клиенты, как, впрочем, и я, обычно находят, что проще всего сравнивать снимки, сделанные в день кастинга.

Время (модели) - деньги

Организация расписания студийной съемки стала моей второй натурой. Вам нужно, чтобы большая часть команды прибыла в одно и то же время утром, но что еще важнее, необходимо, чтобы модели приезжали поочередно в течение съемочного дня. Только таким образом вы сможете в итоге оплатить только то количество часов, которое действительно требовалось каждой из них. Я не знаю, как это бывает в других странах, но здесь в Лондоне опоздания моделей - это постоянная проблема, и модельные агентства тут не помогают, кажется, они придерживаются позиции «орел - мой выигрыш, решка - ваш проигрыш», когда дело доходит до их услуг.

Объективы с чрезвычайно широким углом могут быть использованы для получения интересных эффектов при съемке людей.

Если опоздание модели ведет к накладкам, предполагается, что затраты должен компенсировать фотограф. Если моделям приходится работать сверх оговоренного по причине их опоздания, они считают, что им должны оплатить переработку. Я часто спорю с агентствами по этому поводу. Чтобы обезопасить себя, лучше начинать с наиболее опытной модели. Они с большей вероятностью знают, как прибыть в студию вовремя. Что более важно, они могут помочь положить хорошее начало съемочному дню. Если вы работаете с новым клиентом, или же если в работу вложено значительное количество денег, начало дня может быть преисполнено нервозностью. Последнее, чего бы вам хотелось в такой ситуации, это стартовать с моделью, которая относительно неопытна, и как следствие обнаружить себя, не знающим, как хорошо начать съемку.

Как только вы сможете показать клиентам сильный кадр на компьютерном дисплее, вы почувствуете, как спадает напряжение, и остаток съемки пройдет гораздо более расслабленно. Идеи, выросшие из первых сетов снимков, могут быть также использованы, чтобы вдохновить моделей, которых вы снимаете позже.
Когда приходит время модели встать перед камерой, все элементы головоломки должны совпасть. Работа фотографа состоит в том, чтобы не облажаться и не разрушить все это плохим освещением или расстроив модель.

Бывает так, что сложная световая схема необходима для создания особенного образа. Но здесь существуют ограничения и последствия, которые надо тщательно учитывать. Этот кадр попал на обложку книги, которую я написал об Adobe Photoshop Lightroom 3.

Серьезно, та часть, где вы делаете фотографии, не должна быть такой уж сложной. Если эта задача стала трудно выполнимой, это, вероятно, потому, что вы не справились наилучшим образом с предыдущими шагами, и неважно, что вы пытаетесь сделать со светом (или Photoshop), это не сможет ничего особенно улучшить.

Упрощайте, а если не можете, не теряйте контроль

Одна из классических ошибок, которые я наблюдаю, состоит в том, что фотографы чересчур усердствуют, стараясь быть максимально техничными с освещением. Когда модель полностью готова для съемки, у вас не всегда есть много времени до того момента, когда прическа начнет распадаться, или макияж потеряет свою свежесть. Чрезвычайно важно, чтобы вы заранее протестировали свое освещение, и чтобы вы контролировали все технические детали. Когда студийный свет не работает или световой баланс неверен, это ужасно неприятно для каждого на съемке. Я сам был известен работой со сложными схемами (смотрите ниже), но, имея опыт, вы можете себе позволить работу в более трудных условиях, до тех пор, пока вы знаете, как держать все под контролем и быстро реагировать.

Иногда мне нравится использовать сложные схемы освещения, которые сильнее ограничивают работу, и где многое может пойти не так. Но я обязательно тщательно тестирую их заранее, чтобы хитросплетения света не задерживали съемку. Это схема, использованная для создания снимка, который вы видите выше.

Не важно, как хорошо вы подготовлены, иногда есть вещи, которые вы просто не можете контролировать, и они приводят к появлению дней, которые вы бы с удовольствием забыли. Я помню визажиста, бросившего меня на локации посреди Доклэндс. У меня был большой бюджет, и я решил выбрать известное имя вместо одного из моих обычных доверенных визажистов. По какой-то причине он решил, что это именно тот день, когда он собирается покинуть индустрию моды навсегда. Ну что же, я сам дурак.

Задайте ритм

Когда вы фотографируете модель, это может напоминать запись представления. У большинства моделей есть репертуар движений и поз, которые они любят использовать (и хороший фотограф может их также научить нескольким новым). На типичной съемке модель может встать в позицию для съемки, и после того, как она услышит щелчок затвора, перейти к следующей позе. Попытайтесь быстро установить взаимный ритм и убедитесь, что успеваете за моделью.

Как я говорил выше, фотографирование модели может быть сродни съемке представления, и как фотограф вы должны быть готовы снять каждую позу, которую вам предлагает модель. Здесь важно убедиться, что оборудование работает нормально и следовать за моделью, показывая, что вы способны быстро реагировать на все, что происходит перед камерой.

Иногда вам может потребоваться замедлить процесс, но я уверен, что очень полезно поддерживать синхронизированный ритм коммуникации - вербальной или иной - между вами и моделью. Это относится не только к фэшн-индустрии, конечно. Это правило работает также для съемки портретов.

Лучше меньше да лучше

Распространенная ошибка состоит в том, что при работе в студии создается настолько сложная световая схема, что она перегружает сессию. Если вы ставите вашу модель перед кучей ламп и говорите ей, что она не может двигаться ни на дюйм в ту или другую сторону, то становится очень просто убить любую возможную спонтанность. Более того, если ваша модель может предложить вам прекрасную позу, но вы не готовы или не способны сфотографировать ее, момент будет упущен, и съемка пострадает.

Если вы хотите упростить себе жизнь, следуйте принципу KISS (keep it short and simple — «делай короче и проще»), и сохраняйте схему освещения настолько простой, насколько это возможно. Здесь представлена типичная расстановка света, которую я использовал множество раз. Основной поток идет от софтбокса на удлинительной штанге-журавле, и маленький заполняющий отражатель установлен для отражения света сверху.

С такой схемой, минимум оборудования дает великолепный свет для фэшн- и портретной съемок. Что здесь также интересно, так это то, что эффект освещения будет меняться в зависимости от передвижения - вашего и модели, - так что вы можете быстро проработать множество «настроений» освещения в одной сессии.

Я, в основном, предпочитаю делать свет простым и гибким, чтобы у модели было пространство для движения. Здорово иметь ассистента, который будет подстраивать свет по мере съемки, но даже в этом случае я скорее всего продолжу снимать, даже когда чувствую, что освещение могло немного съехать. Поступая так, я поддерживаю ритм, и да, вы всегда можете осветлить изображения в Photoshop!

Простое освещение может сильно минимизировать количество вещей, которые могут пойти не так во время съемки.

Еще одно преимущество состоит в том, что модель не чувствует неловкость от множества ламп, может видеть фотографа и разговаривать с ним, и вольна двигаться так, как ей нравится.

Процесс фэшн-фотографии может быть стрессовым на этапах подготовки, но в конечном счете хорошая съемка должна оставить у вас ощущение удовлетворения от проделанной работы. Вы вряд ли захотите обременять себя необязательными отвлекающими моментами в день самой съемки, из чего вытекает необходимость полностью подготовиться заранее. Даже в этом случае, всегда происходят какие-то вещи, которые могут потом преследовать вас (даже если съемка казалась чрезвычайно удачной).

Здесь может серьезно помочь ассистент, который послужит вам дополнительной парой глаз и ушей, т.е. будет отмечать время прибытия моделей и окончания съемки, а также будет обращать внимание на то, всем ли довольны клиенты, и не возникают ли за сценой проблемы. Детали всегда имеют значение, в том числе всем ли предложили напитки, и никто ли не чувствует себя обделенным вниманием.

Получение одобрения клиента

В пленочные времена, клиентам приходилось бы ждать день или два, прежде чем они смогли бы увидеть результаты. В наши дни изображения можно посмотреть сразу же, что, разумеется, в целом делает нашу жизнь проще, и клиенты могут убедиться в день съемки, что они получат именно тот результат, за которым они пришли.

В подходящий момент съемки вы можете решить показать всем заинтересованным лицам скопированные на компьютер изображения. Для фотографа важно определить, когда этот наилучший момент настал. Постоянные остановки для просмотра фото отвлекают. В целом, я положительно отношусь к совместному просмотру, который может воодушевить моделей и всех вовлеченных в процесс съемки в этот день.

Некоторые клиенты предпочитают, чтобы я печатал листы «контролек» всех первично отобранных снимков. Создание онлайн галерей или запись фото на DVD - это все прекрасно, но некоторым людям все еще легче обращаться к напечатанным листам фотографий, как они делали в былые времена. Я твердо убежден, что все цифровые услуги должны дополнительно оплачиваться. Вместе с возможностями цифровой съемки, приходит и ответственность за хранение файлов и поддержание безопасного архива. Так что мне взимание за это дополнительной платы не кажется неразумным.

Я знаю, что некоторым фотографам тяжело убедить клиентов согласиться на это, но все клиенты, с которыми я работаю, приняли это как необходимые издержки. Также важно не подставлять других профессиональных фотографов, не взимая плату за цифровые услуги.

Контактные листы могут быть легко отпечатаны по ходу съемки, чтобы клиенты забрали их домой в конце дня.

Подводя итоги

В конечном счете, любой может сфотографировать симпатичную девушку (или парня). Но если вы решили сделать это своей профессией, существенное отличие состоит в поиске клиентов, готовых платить вам за эту привилегию. Я должен отметить, что по сравнению с тем временем, когда я только начинал, сейчас гораздо сложнее состояться в качестве фэшн-фотографа.

Права фотографов претерпели существенную эрозию за последние несколько лет, а редакционные сборы в индустрии моды едва выросли по сравнению с их уровнем 25 лет назад. Тем не менее, не смотря на все это, существует множество молодых талантливых фотографов, которые смогли пробиться в бизнес и выстроить достойную карьеру, уделяя столько же внимания созданию съемки, сколько и развитию своих фотографических навыков. Их я безмерно уважаю.

Многие модные фотографы используют в своей работе продвинутые фотографические технологии, которые помогают создавать передовые визуальные и цифровые изображения для высокой моды и художественных изданий. Мы рассмотрим работы нескольких современных фотографов, создающих красивые и интересные образы:

Черное и белое. Модная фотография от Тьери Ле Гуэ


Цифровые технологии. Фото Даниэля Саннвалда.

Даниэль Саннвалд (Daniel Sannwald)

Лондонский фотограф Даниэль Саннвалд родился в Германии. Он создает образы, пронизанные неотразимой цифровой эстетикой и поразительными современными визуальными эффектами. Даниэль специализируется и на цветной, и на черно-белой съёмке.

Он раздвигает границы того, что можно сделать с помощью цвета в модной фотографии. Мы видим это в приведенных выше ультрамодных снимках.


Американский фотограф моды Кортни Рой и ее красивые образы.

Кортни Рой (Kourtney Roy)

Талантливый фотограф Кортни Рой искусно балансирует на грани сюрреализма и обычности. Для съёмки она часто выбирает такие места, как гостиничный номер, летний пляж или удаленная ферма. Её ход мыслей выходит за рамки обычного, преобразуя каждый день в нечто захватывающее. Она придает своим моделям необычные позы и помещает их в кадр, обрамленный интересным фоном, который часто привлекает больше внимания, чем сами модели. Настоящая мистика.


Великолепная серия модных фото «Amazones» от Тьери Ле Гуэ

Тьери Ле Гуэ (Thierry Le Goues)

Французский фэшн-фотограф Тьерри Ле Гуэ отличается гениальным подходом к освещению своих моделей. Он умеет создавать яркий и экзотический законченный вид, используя освещение и всего один цвет, как в изображении выше.

Среди самых известных работ Тьерри Ле Гуэ его мощная серия «Amazones», в которой афроамериканские модели в облачении воинов с серебряными шлемами и в провокационных позах выглядят как амазонские богини. В одном снимке изображена черная модель на абсолютно белом фоне. От достигнутого уровня контрастности и красоты захватывает дух.


Майлз Олдридж и его насыщенные цветами фотографии.

Майлз Олдридж (Miles Aldridge)

Первое, на что мы обращаем внимание, когда любуемся работами Майлза Олдриджа - активное использование цвета, но это слишком поверхностное впечатление. Его фэшн-снимки с искусственными конструкциями, сложной сценографией и стилем несут тревожное настроение. Среди его самых красивых работ серия «Первые впечатления» для японского Vogue. В ней он снял гламурные 50-е годы в стиле «степфордских жён» в супермаркетах.


Потрясающие черно-белые кадры шведского фэшн-фотографа Микаэля Янссона.