16.06.2019

Факторный анализ показателей рентабельности. Факторный анализ рентабельности продаж. Метод цепных постановок


Вертикаль власти, властная вертикаль

Термин «властная вертикаль» впервые появился 23 мая 1991 года в «Российской газете» в статье Ольги Буркалевой, Вячеслава Долганова, Андрея Жданкина и Сергея Нагаева «Нужна ли нам затяжка времени?»: «Предложил одобрить закон о президенте депутат А. И. Стеликов, высказавший несколько дельных предложений в дополнение к его статьям. Не во всем ему удалось уловить тонкости построения будущей исполнительной властной “вертикали”, потому и предложения депутата по совершенствованию местного самоуправления особого отклика у его коллег не нашли». Спустя несколько месяцев в статье Валерия Сурикова «Союз, Горбачев, Россия», опубликованной 17 октября 1991 года в «Независимой газете», было употреблено словосочетание «вертикаль власти»: «Если уж президенту необходим консультативный политический орган во главе с госсекретарем, то этот орган, чтобы не ослаблять, не деформировать вертикаль власти, наверное, следовало бы из первого и решающего звена вертикали превратить в ее отросток, орган, действующий исключительно через президента». Оба выражения прочно вошли в обиход после 28 февраля 2000 года, когда и. о. президента России Владимир Путин уволил 17 полпредов в регионах, заявил о необходимости укрепления вертикали власти в стране и пообещал привести региональное законодательство в соответствие с федеральным.

Из книги Оккультный мессия и его Рейх автора Пруссаков Валентин Анатольевич

Приход к власти Великая депрессия, начавшаяся с краха на ньюйоркской бирже в 1929 г., предоставила Гитлеру шанс, на который он рассчитывал и который терпеливо ожидал в течение долгих лет.Экономическая жизнь Запада оказалась парализованной. Банки закрывались. Дела шли под

Из книги Из записок районного опера автора Куземко В

1. Молекула власти Начнём с меня. Старший лейтенант милиции, рядовой оперуполномоченный - «территориал» районного угрозыска. Ментовская «шестёрка», если называть вещи своими именами. Хотя нет, скорей уж - «семёрка»… Всё-таки не первый год оперюсь!..За каждую провинность

Из книги XX век. Исповеди: судьба науки и ученых в России автора

Из книги Окна из будущего автора Губарев Владимир Степанович

КРАСНЫЕ ЛАДОШКИ И ВЕРТИКАЛЬ ЖИЗНИ Что же самое невероятное в происходящем?Медики отвечают однозначно: рывок детского здравоохранения, потому что борьба с лейкемией - это "пик достижений" медицины. И врачи готовы обсуждать с вами особенности того или иного "Протокола",

Из книги Заметки парашютиста-испытателя автора Романюк Василий Григорьевич

ВО ВЛАСТИ ВЕТРА В детстве я любил читать журнал «Нива», разрозненные номера которого, изданные за годы, предшествовавшие первой мировой войне, лежали в деревянном ящике под моей кроватью. С особым интересом я читал описания полетов русских авиаторов, а их фотографии, на

Из книги Кремлевский заговор автора Степанков Валентин Георгиевич

ЗАХВАТ ВЛАСТИ НОЧНОЙ РАЗГОВОР В КРЕМЛЕ То, что происходило в Кремле на закате солнца 18 августа 1991 года, напоминало всё ту же буффонаду.Почти все было готово к действу. Задерживался лишь Янаев. Наконец он вошел в кабинет хмельной, прыгающей походкой. «Мы тут сидим, важные

Из книги Восстание потребителей автора Панюшкин Валерий

Десакрализация власти Я хохотал как бабуин, ибо даже в странах развитой демократии человеку почему-то приятно, когда издеваются над полицейскими. Я от души веселился, но веселье мое было сродни веселью нашкодившего мальчишки. Эту курьезную историю Светлана представляла

Из книги Спираль Русской Цивилизации. Исторические параллели и реинкарнация политиков. Политическое завещание Ленина автора Хельга Ольга

Захват власти Революции 1917 года поставили точку в правлении Романовых. Длина второй спирали власти составляет полных 303 года. На восходящей ветви спирали – укрепление системы самодержавия, воссоединение Украины и России, Азовские походы, Полтавская битва и

Из книги Тайный канал автора Кеворков Вячеслав

В лабиринтах власти Казалось, что жаркое лето семидесятого года, подогретое в ФРГ горячими дискуссиями вокруг советско-германских переговоров, заполненное неизбежно сопутствующей тому суетой, никогда не кончится. Уже в июле правящей коалиции и оппозиции в ФРГ стало

Из книги Почему Путин боится Сталина автора Мухин Юрий Игнатьевич

Немного о власти Теперь подошло время поговорить об устройстве коммунистами структуры государственной власти, для чего вернемся к началу.Слово «коммунизм» происходит от французского слова с латинским корнем «communis» - общий. Это общество, в котором общие, то есть равные,

Из книги Почему Америка и Россия не слышат друг друга? Взгляд Вашингтона на новейшую историю российско-американских отношений автора Стент Анджела

Путинская «вертикаль власти» Если в бытность кандидатом в президенты Джордж Буш-младший критиковал внутреннее положение в России и осуждал войну в Чечне, заявляя о решимости поддерживать права человека и демократию, то после 11 сентября он редко когда касался внутренней

Из книги Герои 90-х. Люди и деньги автора Соловьев Александр

Партия власти Термин впервые зафиксирован 29 октября 1991 года в «Независимой газете» в статье Михаила Карпова «В России будет единый политблок», посвященной формированию пропрезидентской политической коалиции: «Как и следовало ожидать, президент России, приступая к

Из книги Русский вопрос на рубеже веков [сборник] автора Солженицын Александр Исаевич

Равноудаление от власти Термин впервые прозвучал 28 февраля 2000 года во время встречи Владимира Путина с доверенными лицами в общественной приемной предвыборного штаба: «Надо исключить то, чтобы кое-кто присосался к власти и мог использовать это в своих целях. Ни один

Из книги Ковчег Завета. От Синая до Пруссии автора Бахтин Анатолий Павлович

Зона власти 2. Первые годы жданной демократии 19-21 августа 1991 могли стать звёздным часом в истории России. События несли черты настоящей революции: массовое воодушевление, не только общественности, но в значительной мере и столичного народа (то же и в областях). Вольные

Из книги автора

34. Земская вертикаль Безотложно созданное местное самоуправление - в дальнейшем может стать основанием для постепенного построения земской вертикали.В огромной и разнообразной России одна лишь центральная правительственная власть, изливаемая сверху вниз, не может

Из книги автора

Нацисты у власти Прежде чем коснуться ситуации в Восточной Пруссии после 30 января 1933 г., следует обрисовать административные порядки в этой провинции. В 1829 г. провинции Восточная и Западная Пруссия были объединены в провинцию Пруссия. В 1878 г. это решение было

С приходом к власти в 2000 г. В. Путина началось поэтапное проведение реформ, направленных на укрепление властной вертикали. Построение административной вертикали привело к установлению более развитого и акцентированного политического и экономического контроля федерального центра над регионами. Еще одной характерной чертой данного процесса стало увеличение полномочий исполнительных органов власти и снижение роли представительных органов как на федеральном, так и на региональном уровнях. Складывается система управления, в которой представительные органы власти все меньше влияют на процесс принятия ключевых политических решений, в то время как доминирующая роль отведена президенту и президентской администрации, функции которой фактически дублируют функции российского правительства.

Как всегда, неограниченное усиление исполнительной ветви власти формирует институциональные условия, способствующие снижению гражданской инициативы и приводящие к последовательному вытеснению гражданских структур из поля публичной политики, из механизмов принятия политических решений.

Вертикаль власти рассматривается не только как система институтов, но и как один из механизмов взаимодействия общества и власти. Эффективность институтов вертикали власти оценивается по их способности обеспечивать двустороннюю коммуникацию между обществом и властью посредством реализации следующих функций:

· Выявление интересов и проблем социума, их формулирование.

· Трансляция интересов и проблем социума "наверх", в органы власти.

· Разработка проектов решений.

· Участие в процедуре принятия решений.

· Реализация решений.

· Мониторинг и контроль за ходом реализации решений.

· Коррекция решений.

В понятие "вертикаль власти" включены как иерархически организованные институты исполнительной власти (исполнительная вертикаль), так и институты законодательной власти (парламентская вертикаль), которые в настоящее время фактически встроены в систему исполнительной власти и все чаще выполняют функцию административного механизма для легитимации решений исполнительной власти. В качестве одного из уровней вертикали власти рассматривается также местное самоуправление.

По линии "центр -- регионы" в рамках построения вертикали исполнительной власти были предприняты следующие основные шаги:

· Создание новых административно-территориальных образований -- федеральных округов.

· Введение института полномочного представителя Президента в федеральном округе.

· Расширение полномочий федеральных инспекторов.

· Изменение принципа формирования Совета Федерации (выведение губернаторов из его состава).

· Отмена выборов депутатов Государственной думы по территориальным округам и переход на выборы по партийным спискам.

· Переход от выборов губернаторов к их назначению федеральным центром.

· Создание Госсовета РФ.

· Последовательное изменение системы перераспределения доходов от налогов в пользу федерального центра.

Естественным результатом этих реформ стало понижение статуса губернаторов, усиление контроля над субъектами РФ, закрепление за федеральным центром доминирующей роли в принятии политических решений.

Итоговой мерой стала отмена губернаторских выборов и введение процедуры назначения глав регионов.

В результате политики укрепления властной вертикали возникли негативные тенденции в сфере государственного управления. Среди них называются следующие:

· усложнение процесса принятия решений;

· снижение эффективности принятых решений;

· снижение результативности законодательного процесса;

· нарушение принципа разделения властей;

· усиление административного контроля над общественно- политической жизнью;

· ослабление роли публичных политических механизмов в государственном управлении;

· почти полное исключение гражданского общества из процесса выработки государственно-управленческих решений; отсутствие альтернативы государству при принятии ключевых политических решений.

Региональная элита также высказывается за существующую конфигурацию политических институтов и модель взаимодействия в рамках жесткой административной вертикали. Подобный консерватизм носит, скорее всего, переходный характер, поскольку неэффективная из-за такого состояния политической системы власть, не решая, а накапливая экономические, демографические и прочие проблемы и диспропорции, рано или поздно столкнется с подъемом протестных настроений. Отношение к выстраиванию административной вертикали в регионах изменилось. В 2006 г. "вертикаль власти" воспринималась в регионах как важная составляющая политической реформы, ее обсуждение не сопровождалось столь выраженной негативной реакцией, как это было в 2004 г. Но адаптировавшись к новым правилам, региональные элиты снова начали воспринимать "вертикаль власти" как весьма противоречивую конструкцию, оказывающую неоднозначное влияние на состояние российского федерализма.

Они подчеркивают, что интеграция, построенная на административных ресурсах, делает "вертикаль" неустойчивой и зависимой от первого лица. Изменить сложившуюся ситуацию, повысить эффективность функционирования властных институтов возможно при реализации мер, направленных на законодательное закрепление ответственности государственных служащих за принимаемые решения, упорядочение мониторинга исполнения законов и повышение степени открытости деятельности органов государственной власти, т. е. при реализации принципа обратной связи между властью и обществом.

Таким образом,становление российской государственности проходило в драматичной обстановке. Главная причина этого состояла в том, что, став самостоятельной, сделав значимые шаги по отказу от социалистических принципов развития, Россия по форме правления продолжала оставаться республикой Советов. Налицо была несовместимость, дуализм политической системы переходного периода, которая предусматривала с одной стороны власть Советов, с другой - структуру единовластия снизу доверху в лице глав администраций, президентов автономных республик во главе со всенародно избранным Президентом России, что не могло не привести в дальнейшем как к противоречиям, так и к противостоянию структур власти.

Конституция Российской Федерации 1993 года закрепила разделение властей: государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. Итак, Россия восприняла принцип разделения властей как условие построения демократического республиканского строя, правового государства. Принятие новой российской Конституции означает, что из двух наиболее распространенных форм демократического правления - президентской и парламентарной республик - в России сделан выбор в пользу президентской республики.

vertical line of power) - вошедшее в употребление осмысление распределения власти, управленческих функций снизу доверху, по вертикальной линии.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ВЕРТИКАЛЬ ВЛАСТИ (ВЛАСТНАЯ ВЕРТИКАЛЬ)

Жесткая система государственного управления, основанная на безусловном подчинении нижних уровней управления верхним. Оба термина в советских (и российских) СМИ появились в 1991 г.

1. Синоним сильной и эффективной президентской власти.

Если уж президенту необходим консультативный политический орган во главе с госсекретарем, то этот орган, чтобы не ослаблять, не деформировать вертикаль власти, наверное, следовало бы из первого и решающего звена вертикали превратить в ее отросток, орган, действующий исключительно через президента. Если уж президент считает, что избранные по старой схеме главы региональных администраций не могут вписаться в вертикаль его власти, то ничто не мешает ему внести законопроект о полномочиях региональных исполнительных властей, о придании их главам временного статуса назначаемых представителей президента.

(«Независимая газета» (Москва). 17.10.1991).

2. Обозначение эффективной системы государственного управления. В данном смысле особой популярностью термин стал пользоваться в 2000 г., после прихода к власти В. Путина.

За десять демократических лет губернаторы выстроили в регионах такую вертикаль власти, которая Путину и не снилась. Расставив во главе районных образований своих людей, можно не сомневаться за свое политическое будущее. Электорат всегда проголосует, как надо. Для этого существуют отработанные еще с советских времен избирательные технологии, которые и не снились нынешним кремлевским политтехнологам.

(«Россiя» (Москва). 30.11.2000).

В том же Челябинске помпезно открылся ресторан «Путин», где фирменным блюдом стал шашлык «Вертикаль власти». По мнению политологов, идеологической подоплеки здесь нет. Просто в России не сыщешь более раскрученного бренда, чем фамилия главы государства. Желая вызвать доверие к своему товару или заведению, предприниматели без зазрения совести присваивают ему имя Путина. Отличное определение

Неполное определение ↓

Это построение, воздвигаемое В.В. Путиным в ходе административной реформы. Возведение вертикали власти обосновывается необходимостью укрепления российской государственности, которая пошатнулась после парада суверенитетов, а также увеличением уровня ответственности чиновников перед обществом. Главный шаг в построении вертикали власти это создание семи федеральных округов, разделивших всю страну на примерно равные в экономическом отношении части, назначение главами федеральных округов ответственных людей и переподчинение глав субъектов федерации новым чиновникам.

Однако скрытые тенденции в укреплении государственности заключаются в том, что негласно проводятся процедуры по созданию в Российской Федерации двухпартийной (или даже однопартийной) системы наподобие таковой в США, когда две ручные партии осуществляют видимость политической борьбы и демократии. Такими партиями в США являются партия республиканцев и партия демократов (но мало у кого возникает резонный вопрос: «А чем эти партии различаются, если в переводе названий первой с латыни, а второй с греческого языка получается одно и то же -- «власть народа»»). В России одной из партий может стать т. н. партия власти «Единая Россия», которая при помощи выборных технологий захватила все ключевые посты в российской власти. Какая партия будет избрана на вторую роль -- пока не ясно.

Таким образом, после окончательного возведения вертикали власти Россию ждёт политический театр абсурда.

Время путинских перемен серьезно изменило конфигурацию российской власти, переместив региональные элиты, по крайней мере, если судить об этом по публичной политике, на периферию политического процесса. По крайней мере, если судить об этом по публичной политике. В итоге, по сравнению с ельцинской эпохой, позиционирование региональных элит в пространстве федеральной политики существенно трансформировалось. В тот период вес региональных элит был сопоставим с политическим весом политиков федерального уровня. Более того, политические ресурсы российской региональной власти были таковы, что никакие другие общественные институты или структуры в регионе и в Москве, даже на уровне федеральной власти, не могли предъявлять им свои требования с позиции силы. Для Б. Ельцина и его команды было важно учитывать субъектную структуру регионального политического пространства, особенности функционирования региональной власти. Для них это было необходимым условием успешности политики федерального Центра (как в рутинных вопросах, так и в случае стратегических решений). Неадекватные представления о целях, ресурсах и особенностях поведения региональных политических акторов были чреваты тем, что принятые Центром решения на региональном уровне существенно искажались или не исполнялись вовсе. Контроль со стороны федерального центра был существенно снижен. Степень автономности регионов, возможность региональных элит влиять на политические решения, принимаемые в Центре, были весьма существенны. В центре внимания аналитиков, в последние годы, оказался сам факт исчезновения региональных элит из федерального политического пространства. Описывая разнообразные ситуации в регионах, политологи чаще всего исходили из предположения, что региональные лидеры и их команды - это “потерпевшая сторона”, которой не может нравиться уход из политического пространства и замена политических функций на функции “завхоза” региона.

По умолчанию предполагалось, что региональная элита не сразу подчинится требованиям Кремля, а властная вертикаль спровоцирует еще большую скрытую конфликтность в отношениях между региональными и федеральными политиками. Допущения по умолчанию, однако, лишь гипотетически описывали ситуацию, складывающуюся внутри региональных элит. Они не давали ответов на многочисленные вопросы. Велико ли разнообразие даваемых политических оценок вертикали власти со стороны региональных элит?

Как воспринимают административную реформу те, кто должен ее реализовывать на региональном уровне? Какова динамика отношения региональных элит к постепенному укреплению вертикали и нарастающему моноцентризму? Какова доля региональных элит, смирившихся с практиками вертикали власти и даже находящих в них преимущества, и тех, кто подчиняется такой схеме политического управления вынуждено?

Вертикаль власти в 2006 году: последствия для регионов, федерализма и стратегий региональных элит

Если интегрировать оценки региональных элит и экспертов, полученные в ходе проведенных дискуссий двумя годами позже, то можно вполне обоснованно говорить о том, что вертикаль власти в 2006 г. воспринималась регионалами уже как важная составляющая политической реформы, и ее обсуждение не сопровождалось отчетливо выраженным негативизмом, который был характерен в начале преобразований. Правда, прожив некоторое время по новым правилам, региональные элиты продолжали воспринимать вертикаль власти как весьма противоречивую конструкцию, оказывающую неоднозначное влияние на состояние российского федерализма. Большинство и в 2006г. воспринимало вертикаль власти как неоднозначный политический феномен, однако в целом характер его восприятия стал более позитивен. Большинство представителей действующей региональной власти воспринимали созданную вертикаль скорее как позитивный шаг в реформировании власти, признавая при этом, что такие изменения могут восприниматься большинством общества как отход от демократии. Эксперты же, в свою очередь, предупреждали, что подобная реконфигурация власти может иметь далеко идущие последствия, неблагоприятные не только для России, но и для самих региональных элит.

Среди негативных сторон подобной организации взаимодействия федеральных и региональных властей представители регионов отмечали неопределенность времени, на которое она задействована, а также, в качестве одного из главных результатов ее построения - резкое падение политической конкуренции в регионах. Лояльность региональных элит была фактически выкуплена федеральным Центром за прошедшие два года: “Появились у Центра деньги, появилась возможность за счет финансовых ресурсов покупать лояльность регионов”, - так резюмировал произошедшее один из участников дискуссии.

Экономический университет

Кафедра бухгалтерского учёта, анализа и аудита

Курсовая работа

По дисциплине: Экономический анализ

Факторный анализ рентабельности организации

Студент(ка):

Нефедьева Марина Геннадьевна

Группа: 541

Специальность:

Менеджмент организации

Общая рентабельность (рентабельность предприятия) - определяют как отношение балансовой прибыли к средней стоимости основных производственных фондов и нормируемых оборотных средств. Отношение фонда к материальным и приравненным к ним затратам отражает доходность предприятия.

Общая рентабельность определяется по формуле:

Р о =П б /Ф*100% ,

где Р о - общая рентабельность,

П б – общая сумма балансовой прибыли,

Ф – среднегодовая стоимость основных производственных средств, нематериальных активов и материальных оборотных средств.

Уровень общей рентабельности - это ключевой индикатор при анализе рентабельности предприятия. Но если требуется точнее определить развитие организации, исходя из уровня ее общей рентабельности, необходимо вычислить дополнительно еще два ключевых индикатора: рентабельность оборота и число оборотов капитала.

Общую рентабельность предприятия необходимо рассматривать как функцию ряда количественных показателей – факторов: структуры и фондоотдачи основных производственных фондов, оборачиваемости нормируемых оборотных средств, рентабельности реализованной продукции (см. схему 1.2).

Схема 1.2. Общая рентабельность предприятия

Рентабельность оборота отражает зависимость между валовой выручкой (оборотом) предприятия и его издержками и исчисляется по формуле:

Р об. = П н.п. *100 / В,

где Р об. – рентабельность оборота,

П н.п. – прибыль до начисления процентов,

В – валовая выручка.

Чем больше прибыль по сравнению с валовой выручкой предприятия, тем больше рентабельность оборота. Широкое применение этот показатель получил в рыночной экономике. Рассчитывается в целом по предприятию и отдельным видам продукции.

Число оборотов капитала отражает отношение валовой выручки (оборота) предприятия к величине его капитала и исчисляется по формуле:

Ч об.к. = В / А,


где Ч об.к. – число оборотов капитала,

В – валовая выручка,

А – активы.

Чем выше валовая выручка фирмы, тем больше число оборотов ее капитала. В итоге уровень общей рентабельности определяется по следующей формуле:

У о.р. = Р об * Ч об.к. ,

где У о.р. – уровень общей рентабельности,

Р об. – рентабельность оборота,

Ч об.к. – число оборотов капитала.

Иначе говоря, уровень общей рентабельности, то есть индикатор, отражающий прирост всего вложенного капитала (активов), равняется прибыли до начисления процентов, умноженной на 100% и деленной на активы.

Связь между тремя ключевыми индикаторами представлена в следующей схеме:

Схема 1.1 Связь между тремя ключевыми индикаторами.



Показатели рентабельности продукции отражают эффективность текущих затрат (в отличие от показателя общей рентабельности, характеризующего эффективность авансированного капитала) и исчисляются как отношение прибыли от реализации продукции к полной себестоимости реализованной продукции:

Р рп =П рп /С*100%,

где Р рп – рентабельность продукции;

П рп – прибыль от реализации продукции;

С - полная себестоимость реализованной продукции.

Рентабельность конкретного вида продукции зависит от цен на сырье, качества продукции, производительности труда, материальных и других затрат на производство.

Рентабельность продукции показывает, сколько прибыли приходится на единицу реализованной продукции. Рост данного показателя является следствием роста цен при постоянных затратах на производство реализованной продукции (работ, услуг) или снижения затрат на производство при постоянных ценах, то есть о снижении спроса на продукцию предприятия, а также более быстрым ростом цен чем затрат.

Рентабельность вложений предприятия - это показатель рентабельности, который показывает эффективность использования всего имущества предприятия.