02.07.2019

Дмитрий, вы какое-то время работали журналистом в «Аргументах и Фактах». Как пришли в фотографию и благотворительность? Все фотографии вы снимали на обычный смартфон


На фотографиях в Instagram Дмитрий Марков показывает людям, как выглядит реальная жизнь российской глубинки, особое внимание уделяет проблеме детей-сирот.

Реальность глазами фотографа

Марков Дмитрий — фотограф-документалист. Он занимается публикацией снимков, сделанных преимущественно на мобильный телефон, в Instagram. Сюжеты для каждой фотографии он берёт из своей волонтерской работы. На них можно увидеть истории о детях-сиротах, живущих в домах-интернатах, людях, которые оказались за чертой бедности и т. д.

До 2006 г. Марков работал журналистом, а затем помощником воспитателя в поселении для детей-сирот. В 2005 г. он заинтересовался фотографией. Учился у известного фотографа а параллельно оказывал помощь в социальной адаптации выпускникам интерната для умственно отсталых. Периодически делая пробные снимки подростков, он решил, что нужно создать фотоисторию про них. Это было необходимо в первую очередь для того, чтобы привлечь спонсоров.

Дмитрий Марков - фотограф, который неоднократно оказывал безвозмездную помощь Псковской благотворительной организации «Росток». Помогал кризисным семьям, являясь членом Благотворительного фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам».

Со временем Марков Дмитрий стал популярен и за пределами Псковской области. Его фоторепортажи стали появляться на сайте «Псковского агентства информации» и «Русского репортёра». Ещё он занимается документальной фотосъёмкой для редакции «Такие дела». Его публикации можно прочитать в живом журнале у Ильи Варламова.

Достижения фотографа

Фотобанк Getty Images оказывает поддержку фотографам, которые используют свой аккаунт в Instagram для того, чтобы показать миру, как идёт жизнь в различных уголках земного шара. В 2015 г. Дмитрию Маркову выпала честь получить грант в размере 10 тыс. долларов. Он дал обещание своим поклонникам, что эти деньги ему помогут расширить географию съемок.

Фотография, сделанная на железнодорожном вокзале Пскова, появилась в метро
Нью-Йорка благодаря акции компании Apple «Одна ночь на iPhone 7». Проект стартовал 5 ноября 2016 года. В течение недели Марков Дмитрий ездил по Пскову и его окрестностям и фотографировал все интересное из того, что видел перед глазами.

Непростая задача - ежедневно снимать на смартфон интересные и качественные фотографии. Марков Дмитрий делает снимки и на профессиональную камеру. Instagram он использует из-за возможности оперативно делиться фотографиями с подписчиками, которых насчитывается у него уже более 190 тыс.

Заключение

Главное вдохновение фотографа — повседневность, реальный мир, мимо которого проходят многие люди, не замечая.

На прошлой неделе в Иркутске побывал Дмитрий Марков - псковский фотограф, блогер и волонтер. В своем Instagram с помощью фотографии он исследует социальные проблемы России. И за этим следят почти 200 тысяч подписчиков, хотя жанр, в котором он работает, вызывает достаточно споров и негативных откликов. The Village Дмитрий Марков рассказал, почему снимает только на телефон, не вступает в сетевые споры, зачем выкладывает в сеть пьяных десантников и почему в России ему снимать интереснее, чем в Нью-Йорке.

Фотографии

Алексей Головщиков

- Дмитрий, вы какое-то время работали журналистом в «Аргументах и Фактах». Как пришли в фотографию и благотворительность?

Как-то меня пригласили поснимать детский дом. Я один раз съездил, второй, третий и втянулся. Это был 2005 год, волонтерское движение в России только начиналось. В 2007 году попал в лагерь в Псковской области, куда набирали волонтеров для работы с умственно отсталыми детьми. Я попросил поставить меня на старшую группу. Фотографировать малышей достаточно просто, они более открытые, а снимать подростков трудно, я сам себе усложнил задачу. Месяц проработал в лагере и остался там на долгое время.

- Это тогда подростки вас хотели в окно выкинуть при первой встрече?

Ну да. Интернат был для умственно отсталых детей, но у многих ребят ментальной инвалидности не было, такой диагноз ставили вследствие гипердиагностики, распространенное явление. В их поведении было больше бравады, а по факту сошлись мы быстро и просто. Я считаю, с любым человеком достаточно просто сойтись, если честно, открыто с ним разговаривать.

- Такая работа невысоко оплачивается. Этот факт не влиял ни на что?

Нет, меня в тот момент эта жизнь очень захватила. Появилось то, чего мне в журналистике не хватало: я находился в одной теме, я её исследовал. Сначала был волонтером в детском доме, затем работал с ребятами-выпускниками. Когда открылось поселение для выпускников детских домов, год отработал помощником воспитателя. И стал понимать какие-то вещи в социальной сфере глубже, чем обыватель.

Интернат был для умственно отсталых детей, но у многих ребят ментальной инвалидности не было, диагноз ставили вследствие гипердиагностики

- Вы до сих пор на этом поле, в Иркутск прилетели снимать стажировку ребят из детдома в компании «МегаФон» в рамках проекта «Наставник» . Не отпускают сироты?

Я 10 лет в этой теме, она мне до сих пор интересна и лично отзывается. Если представить все волонтерские движения некой силой, которая меняет социальную ситуацию в России, я вижу свой небольшой вклад в общее дело в виде освещения этой темы, фотосъёмок. Так я хочу поддержать благотворительные практики и всех тех людей, которые этим занимаются. Если будет толк для организаций, есть большая доля вероятности, что будет толк и для детей.

- Споры вокруг детей-сирот - одна из самых холиварных тем в соцсетях. Одна из точек зрения: «Бесполезно с ними возиться, это будущие наркоманы, алкоголики, сидельцы, бомжи». Что вы возразите на это?

Я давно пережил период споров, не вступаю в разговоры с такими людьми, не пытаюсь им что-то объяснить или доказать. Каждый должен заниматься своим делом. Я занимаюсь фотографией, это то, что мне нравится и что, как мне кажется, у меня получается. Будет лучше, если я буду вкладывать свои силы в фотографию, а не в сетевые споры о том, надо устраивать сирот в семьи или нет. У меня перед глазами есть примеры сирот, которые не стали ни наркоманами, ни алкоголиками. Но рассказывать о них в красках я бы не хотел, всё-таки это чужая жизнь. И на самом деле очень интересно подумать о том, кем бы ты стал, если бы попал в подобную ситуацию.

Я в последнее время часто об этом размышляю. Особенно когда люди рассказывают, как они героически выбрались из Магадана, скажем, в Мадрид или Питер. С высоты своих достижений они считают, что каждый человек может свою жизнь перевернуть, сделать рывок вперед. Но люди не понимают, что у многих ребят, выросших в детских домах, отсутствуют простейшие базовые навыки. Поэтому считать, что все способны, все могут, но не хотят, ленятся, немножко неверно. У меня большие сомнения, что из меня бы что-то вышло, зная, как я веду себя в кризисных обстоятельствах. Эти две точки зрения - «Каждого можно сделать прекрасным человеком» и «Все они конченые люди и из них никогда ничего не получится» - глупые. Всё индивидуально и очень сложно. Но благотворительные практики на небольшой процент всё же увеличивают число благополучных судеб. Уже хорошо.

- Вам ведь тоже как-то удалось увеличить число благополучных судеб. Одна из самых известных ваших фотоисторий – про мужчину-колясочника, отца-одиночку, у которого хотели изъять ребёнка . Но мальчика удалось отстоять. Это тот случай, когда общественный резонанс, вызванный фотографиями, привел к позитивному финалу? Всё круто?

Все думают: есть проблема, мы - бац! - что-то сделали и проблема решилась. Сегодня ребёнок живет с отцом, но проблема изъятия его из семьи может снова встать. Поэтому нельзя сказать, что всё удалось, мы молодцы. Отец, который всю жизнь провёл в коляске и зарабатывает попрошайничеством, не очень-то хочет работать. Он хочет дальше побираться, для него это норма жизни. У него навыков воспитания ребёнка в том виде, в котором мы его представляем, почти нет. Это как раз та ситуация, которая требует постоянного сопровождения социальных служб. Когда я собирал деньги на новую коляску, людям пришла в голову идея собрать денег на дом. Я пытался объяснять: вопрос этот решается, когда нормально работают социальные службы; когда есть государственные институты, которые помогают таким людям. Мы можем красиво решить вопрос с Русланом и Витей, достаточно фотогеничными персонажами. А в жизни других людей, менее фотогеничных, но живущих в подобных обстоятельствах, ничего не поменяется. Необходимо на таких примерах искать системные проблемы и пути их решения, а не собирать деньги на дом, не решить эти социальные вопросы с наскока, не решить их и деньгами. Инвалидную коляску мы в результате купили, но мужчина не стал на ней ездить. Потому что на раздолбанной коляске он вызывает больше жалости.

- Считается, что социальная фотография - это определенная спекуляция, когда ты снимаешь сюжеты, заведомо пробивающие душу.

Согласен. Мой учитель по фотографии Александр Лапин первый год не воспринимал совершенно мои снимки. Когда я уже переехал в деревню, погрузился в жизнь сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, он начал допускать, что это не просто эксплуатация темы, а то, что лично у меня отзывается. Наверное, не очень вежливо так говорить, но у меня есть моральное право снимать этих ребят, с которыми я несколько лет жизни прожил. Есть другие, более простые, понятные и менее ресурсозатратные варианты сделать себе рейтинг и имя. Я не представлял, что с этим Instagram будет такая история. Я снимал на обычную камеру, когда работал в интернате и в фонде, а потом упёрся в стену. То ли тема себя исчерпала, то ли я себя исчерпал. Год вообще не фотографировал. И Instagram завёл просто для прикола, чтобы не растерять навыки фотографические.

Забрали. Но по контракту я не могу ни про какие подробности этой кампании говорить.

Инвалидную коляску мы купили, но мужчина не стал на ней ездить. Потому что на раздолбанной он вызывает больше жалости

- Простите, на что вы живете? Вы ведь не снимаете свадьбы, утренники в детсадах. Можно ли сегодня зарабатывать социальной фотографией? Гранты, которые вы получали, позволяют это?

Я работаю, и с фотографией моя работа никак не связана. Иногда снимаю для СМИ за гонорары. Но зарабатывать в России социальной фотографией невозможно. Два года назад я получил грант в 10 тысяч долларов от американского фотоагентства Getty Images. На деньги от гранта ездил по Крыму, Забайкальскому краю, Поволжью. Просто катался из города в город на поездах, останавливаясь в гостиницах и снимая на улицах. В начале 2017-го года я стал амбассадором «МегаФона», снимал в Якутске, Уфе, в Иркутск вот приехал. Иногда компании приглашают меня снимать свои социальные проекты. Но невозможно на эти деньги жить.

- А почему вы снимаете телефоном, а не хорошим фотоаппаратом?

Все пытаются увидеть в этом какой-то смысл. А почему я не могу снимать на телефон? Мне так удобно, на телефон я обычно снимаю то, что выкладываю в Инстаграм. Наибольший отклик вызывают те фотографии, которые мне кажутся достаточно банальными. Есть ряд избитых сюжетов, которые можно штамповать бесконечно, и они отзовутся у человека, не столь искушенного в фотографии. Но если я уже видел 100 тысяч повторений этого сюжетного хода, мне он скучен. То, что мне кажется интересным, может не находить отклика. Например, пацаны, которые прыгают сальто с гаражей . Стандартный избитый сюжет, коих тысячи. Мне кажется более ценной фотография со взглядом пацана на фоне домов .

- Ваши герои часто - нищие, несовершеннолетние, пьяные. Вы считаете, что у фотографов есть право выносить на всеобщее обозрение чужую жизнь? Этично ли выкладывать в сеть стрит-фото?

Как-то я в Пскове ехал в маршрутке, один из пассажиров которой спекался под наркотиками. Я рефлекторно сделал кадр, когда его выводили из маршрутки, но, естественно, эту фотографию не выкладывал. Человек находился не в самом благовидном состоянии, его лицо было узнаваемо. Когда я фотографирую просто людей на улицах, исхожу из своих представлений о морали, и мне кажется, что спорные фотографии я не публикую. Если я выкладываю фотографии пьяного человека, значит, сам пьян не меньше, чем он, и мы друзья. Я же тоже понимаю: это друг Вася, который потом фотографию, где его мордой о полицейский капот приложили, поставит себе на аватарку. А Петя не любит такие снимки, мы с ним просто дружим, общаемся, я пьяные Петины фотографии не выкладываю.

Если я выкладываю фотографии пьяного человека, значит, сам пьян не меньше, чем он, и мы друзья

- Вы чувствуете себя знаменитостью? Всё-таки почти 200 тысяч подписчиков - это сильно.

Только в одном: стоит мне выложить фотографию из Пскова, на ней обязательно кто-то отметит своих друзей или знакомых. Некоторые просят прислать фотографию в хорошем качестве, другие просят убрать снимок из публичного доступа. Была красивая фотография парочки влюбленных, целующихся на фоне хлопьев снега. Но девушке не понравился ее нос, пришлось снимок убрать. Ещё один случай: мама увидела в моем Instagram, как сын её, отличник, баянист, находится в одном кадре с детдомовскими хулиганами. Она почувствовала себя оскорбленной, я не стал с ней препираться. Так что если люди просят убрать фотографию, я, конечно, убираю.

- А вас в Пскове узнают, кстати? Что вы при этом чувствуете?

Ну да. Несколько раз подходили незнакомые люди, жали руку. Необычно это, конечно. Понятно, что ничего такого я не мог себе представить, когда стал вести Instagram. Я знаком с Ильей Варламовым, Сергеем Долей, их фотоблоги заслуженно популярны. Странно, что у моих картинок такая большая аудитория, всё же это очень специфические сюжеты. У многих складывается ощущение, что фотографии сделаны в 90-х годах.

Мне это всё действительно кажется красивым. Возьмем для примера Елец. Не были в Ельце? В городе несколько тюрем, и если смотреть на карту города, они напоминают кратер, дыру. И вокруг этой зоны живут люди, что влияет на их менталитет, влияет на всё. Мне действительно интересно, как живут маленькие города. На юге всё эклектично, на севере - более сдержанно. Если есть деньги, я предпочту покататься по Золотому кольцу, чем поеду в соседнюю от Пскова Европу. По Слюдянке я просто гулял. В Ангарске мне очень понравились старые двухэтажные дома, я сам в таком вырос в рабочем подмосковном посёлке с этими гаражами, фабричными трубами. Мне казалось, что это отзывается у небольшой категории людей, имеющих схожий опыт. А по факту отзывается у большего количества людей. Это интересно, конечно. В самом Иркутске мне новый мост через Ангару понравился.

И могут иногда расслабиться?

Вполне возможно. Я тоже далеко от совершенства в этом смысле. И человек, пишущий оскорбительные комментарии, тоже когда-нибудь был в таких ситуациях. Бездомные - такие же граждане нашей страны. И когда кто-то начинает писать «Вы этими фотографиями оскверняете образ России» - какой (cenzored) образ России? Я этих людей не придумал, не нарядил, не достал откуда-то. Мне они интересны, как Гиляровскому были интересны обитатели хитровских ночлежек. Если человека это травмирует, что я вполне допускаю, ему же совершенно не обязательно смотреть на мои фотографии, мучиться, давиться и продолжать жрать этот кактус. И тех людей, у которых отзывается то, что я вижу, что меня волнует, всё-таки больше.

Вчера вечером в Нью-Йорке Getty Images назвал имена победителей гранта Getty Images Instagram Grant. В тройку призёров вошёл россиянин Дмитрий Марков, снимающий на смартфон Псков, где он живёт, и детей из неблагополучных семей, с которыми работает как волонтёр. Мы поговорили с Дмитрием о его работе, творческом методе и героях фотографий.

ДМИТРИЙ МАРКОВ

фотограф

Вы прицеливались на эту награду?

Нет, это всё совершенно неожиданно. В своё время я завёл аккаунт в Instagram просто для себя - без фотографических претензий. Но два года назад я участвовал в проекте Burn Diary Дэвида Алана Харви из Magnum. У них был один Instagram-аккаунт, который каждую неделю ведёт какой-то один фотограф, затем передаёт другому. Правила такие: надо выкладывать только материалы с мобильного телефона и только картинки, которые ты сделал в этот день, не пользуясь архивом и какими-то особенными профессиональными средствами.

Мне этот проект показался очень интересным, потому что там действительно надо было напрягать всё своё фотографическое мастерство и навыки. Я принял в нём участие - неделю вёл аккаунт, снимал Псков. И мне так понравилось, что я решил свой собственный аккаунт продолжать в том же ключе. Сначала просто снимал городские сюжеты, потом уже появилась социалка, поскольку я связан с волонтёрством. Два года я примерно этим и занимался, а этим летом узнал, что Getty Images даёт этот грант, рассчитанный как раз на социальные и документальные съёмки. Но совершенно не ожидал, что меня так отметят.

Вы помогаете в детском доме?

С 2007 года я работал с организацией, которая занимается детьми-инвалидами из детского дома, с умственной отсталостью. Я работал в одном из проектов, где жили такие ребята. Но тогда у меня не было инстаграма, я снимал на взрослую камеру. Проработал пять лет - сейчас я лишь иногда принимаю участие в подобных проектах, поэтому ребята в моём объективе появляются.

У вас ещё достаточно много фотографий заключённых.

Когда ты начинаешь заниматься сиротской темой, ты понимаешь, что она гораздо шире. Связана с кризисными семьями - мы, например, поддерживали семьи, где дети находились на грани изъятия. Контролировали, чтобы не было злоупотреблений со стороны опеки. Постепенно ты изучаешь все сферы вокруг - не секрет, что многие наши выпускники попадают в тюрьму, и ты со временем эту тему тоже начинаешь изучать. Последний месяц я жил в детской колонии, там мы с моим другом-тренером вели занятия по борьбе, я ему помогал и параллельно что-то фотографировал. Так что все последние картинки - они оттуда.

Ещё одна частая тема в вашем инстаграме - военные.

Во-первых, во Пскове дислоцируется 76-я десантно-штурмовая дивизия. Мне эта тема кажется тоже интересной. Несколько раз через пресс-службу меня брали на учения. И часто просто, когда ты едешь в поезде, десантники или срочники едут туда-обратно. Мне кажется, что десантники - это одна из важных вещей, регистрирующих Псков. У нас в стране есть несколько городов с десантными дивизиями. Ещё до событий последних полутора лет Псков ассоциировался у многих людей с десантниками.

А вы снимаете только Псков?

Я никогда целенаправленно никуда не ездил фотографировать - поэтому Псков я снимаю только потому, что там живу. До этого год назад я ездил с блогерами в экспедицию по России, и у меня была подборка из разных городов - Тамбов там, Новосибирск и не только.

Куда планируете поехать теперь, получив грант?

Даже передвижение по Псковской области бывает накладным. Плюс у меня была идея попробовать покататься по нашим городам и пофотографировать на улицах, сделать иллюстрацию конкретных городов. В планах - Самара.

На подавляющем большинстве фотографий у вас пожилые люди, сироты, военные…

Непарадно, да?

Ну да.

Поскольку я человек, связанный с социалкой, для меня это важная тема. Я совершенно не претендую на объективный взгляд - не дай бог кто-то будет делать выводы о Пскове, основываясь исключительно на моём инстаграме. Мне иногда говорят, что я очерняю действительность - но у меня нет такой цели, мне просто интересна эта область, социальная, я её исследую.

До того как снимать, я работал в детдоме, жил в деревне и видел гораздо больше действительно мрачных вещей, которые мог бы снять. Социалка - это важная часть нашей реальности. Даже в Instagram очень многие фотографы западные снимают именно какие-то криминальные общины, загибающиеся посёлки - их же никто не обвиняет в том, что они на Путина работают и очерняют действительность. Просто у каждого своя тема - всегда можно зайти в другие Instagram-аккаунты и увидеть много красивых городов и всего такого.

Как вы относитесь к героям своих фотографий? Считаете, что им нужно помочь, или для вас это нормальные персонажи?

Я просто констатирую те вещи, которые происходят. Надо разводить эти вещи - моё отношение к героям как социального работника и моё отношение как фотографа. Конечно, в каких-то историях я принимаю непосредственное участие - если вы видели, там есть несколько картинок с отцом-колясочником и маленьким сыном. Мы с друзьями полгода занимались ситуацией, когда у отца изъяли ребёнка и отдали в приют. Сложная была ситуация - очень бедная семья, у ребёнка тоже инвалидность. Полгода мы как-то пытались пацана удержать от детдома. В итоге дошло до губернатора - мы своего добились. Это и есть моё отношение как социального работника. Визуально же меня интересовала связь отца с сыном. Да, отец-инвалид, они бедно живут, иногда ездят побираются, но при этом между ними есть нормальные отношения - забота друг о друге, именно эти светлые чувства я и пытался заснять.

Как реагируют люди на улице - те же бездомные, когда вы их снимаете?

За все эти два года у меня был лишь один случай, когда мама ребёнка связалась и попросила убрать фотографию. Это была вполне позитивная фотография - там ребёнок сидел в автобусе, а через окно вдалеке отражался псковский Кремль. Но мама возмутилась тем, что её ребёнок присутствует в одном потоке с сиротами-инвалидами. Так, в основном у меня никаких проблем не было. Во-первых, я стараюсь всё-таки фотографировать людей в ситуациях, которые их не дискредитируют. Не знаю, бабушка там снимает на свой старенький мобильник утку, которая гуляет по центру Пскова. Бабушка видела, как я её фотографирую в момент, когда она фотографирует утку. Но это же положительная фотография. Когда люди просят прекратить и не снимать, я, разумеется, прекращаю.

Мне очень понравилась фотография, на которой мальчик рубится в приставку, а отец зашнуровывает ботинки. Можете рассказать её историю?

Это как раз и есть история отца-колясочника и его сына. Это я у них дома снимал. Сейчас они, кстати, уже не живут в этом доме - ситуация разрешилась, дали социальное жильё. Но вот в таком доме они и жили на момент нашего знакомства.

Очень мощный контраст обстановки и большого, блестящего новизной телевизора.

Ну, это уже другая проблема - иногда люди видят какую-то такую картину и думают сразу: «Ой, надо денег дать», - и тем самым разбаловывают. Не деньги нужны, а сопровождение, поддержка. Нужно спрашивать, почему социальные службы такое вообще допускают, а не то что «вот мы сейчас дадим денег, и у них будет все окей». Вот Руслану давали-давали, он уже в какой-то момент начал с жиру беситься - телевизор купил.

Все фотографии вы снимали на обычный смартфон?

Да, там нет ни одной фотографии, сделанной на взрослую камеру.

Вы очень любите ретушировать - некоторые снимки доведены практически до состояния иллюстрации.

Фотографическая матрица несовершенна, и, если снимать разные сюжеты в разных полях света и так далее, картинка получается очень разнородная. А мне бы хотелось, чтобы всё смотрелось в едином ключе - поэтому я их тонирую, обесцвечиваю.

Этот визуальный код очень занятно контрастирует с темами - если бы вы так не высветляли снимки, то они бы смотрелись в разы более мрачно.

Мне бы ещё хотелось верить, что не только тонирование играет роль, но и выбор сюжетов. Я всё-таки стараюсь захватывать моменты, которые можно интерпретировать как хорошие. Не знаю, например спящие на вокзале бомжи - я их сфотографировал в момент, когда они лежат, обнявшись, прижавшись лицами друг к другу. Отойди на шаг назад, сфотографируй обстановку - и будет трэш, а меня зацепила именно эта их нежность.

Вы вообще любите фотографировать спящих людей.

Это моменты, когда человек перестаёт позировать. Снимать детей и стариков вообще легче и интересней потому, что они не позируют в принципе, ведут себя естественно. То же с животными - когда животное попадает в кадр к людям, поведение людей сразу меняется. Человек сразу себя начинает вести иначе, за этим очень интересно наблюдать.

Фотографии:

Первый и главный мой совет: обратиться к профессионалам своего дела - свадебным организаторам (агентствам).

Конечно, можно организовать свою свадьбу самостоятельно. И получиться может даже лучше и дешевле, чем с некомпетентным агентством. Но! Мой совет - исключительно о хороших профи, заботящихся не только о своей личной выгоде. И тут всегда на одной чаше весов -ваше время и нервы, а на другой - более высокий бюджет и безупречный результат.

В контексте нашего разговора про свет на мероприятии:

  • Хороший организатор знает, что белый свет белому свету рознь, какой именно белый свет нужен и как технически его обеспечить.
  • Для хорошего организатора слова «художник по свету» - не просто набор букв. Такой человек есть или непосредственно в штате, или агентство сотрудничает с ним на постоянной основе.
  • Хороший организатор всегда может доходчиво и с примерами объяснить, что самые красивые и дорогие декор и флористика на фото и видео будут совершенно «никакими» без правильно поставленного света. И не только объяснить, но и воплотить потом. И воплотить так, чтобы не только декор с флористикой «светились» как надо, но и вы, и ваши гости были освещены красиво не только для глаз, но и для камер.

И все же… Иногда организаторов нет вовсе. Иногда они появляются уже после того, как выбрана площадка. И лишь немногие из организаторов действительно компетентны в вопросе света.

Поэтому я дам еще несколько советов, чтобы вы были немного «в теме». И если вам и правда важна фото- и видео-картинка с вашего торжества, это советы могут оказаться весьма кстати.

Площадка

В первую очередь я всегда советую обратить внимание на высоту потолка и общую площадь пространства, где планируется банкет: чем площадь больше, тем потолок должен быть выше.

Вы же помните про угол падения света? (см. ) В случае с искусственным светом физика та же самая. Самый красивый и самый комфортный угол падения - 45 градусов (плюс-минус). Если свет будет расположен сильно ниже - во-первых, картинка будет хуже, а во-вторых, такой свет будет слепить ваших гостей или вас самих. Поэтому соотношение площади и высоты потолка должно быть такое, чтобы такой угол установки света был возможен.

Здорово, если площадка сразу подготовлена технически в плане освещения, если уже есть системы подвеса на потолке или стенах, иначе придется монтировать фермы и тотемы (специальные стойки), чтобы закрепить на них источники света. Это не страшно, просто такая задача сложнее и дороже.

Также важно цветовое решение площадки. Чем нейтральнее (оттенки белого и серого), тем лучше, тем больше свободы в плане выбора стилистики самой свадьбы: нет необходимости соблюдать гармонию с собственным цветом пространства. И тем чище будут оттенки кожи. Но в первую очередь чистота цвета зависит от самого света. То есть от приборов.

Источники освещения

Не думаю, что вам нужно забивать себе голову, что такое Вош, Спот или Бим и чем они отличаются друг от друга. Но есть одна важная вещь, которую все же стоит запомнить: если вам хочется, чтобы хотя бы на части фотографий люди получились со здоровым оттенком кожи (а не каким-нибудь красненьким, синеньким, зелененьким или сиреневеньким), то чем более чистый белый свет способны выдавать источники света на вашем мероприятии, тем лучше. И наоборот: если чистый белый свет невозможен в принципе - это проблема.

Цветной свет - это отличная история для управления атмосферой. Он хорош для танцевальных или каких-либо других неформальных пауз. Но во время выездной церемонии или во время поздравлений крайне желателен чистый белый свет. Чистый и белый, подчеркиваю.

Для хорошего света приборы должны быть качественными. То, что в айфоне есть встроеная камера, еще не делает его подходящим инструментом для съемки свадьбы. В принципе-то можно снять, конечно, и фото, и видео. Но если хочется качества, нужна профессиональная техника, правильно? Со светом то же самое.

Дешевые китайские светильники на крохотных фермочках - это даже не айфон против нормальной камеры, это хуже. Лучше уж вообще без света снимать, чем с таким, поверьте.

Организация правильного освещения на площадке - одна из тех вещей, по которым можно проверять коментенцию организатора. Самостоятельно решить такую задачу, наверное, можно, но это точно не входит в подборку моих советов.

Художник по свету

Световое оборудование - это прежде всего оборудование, как и фото-, и видеокамера. Сами по себе они не светят и снимают, кто ими управляет - вот ключевой момент.

В самой дорогой кастрюле просто в силу крутости этой самой кастрюли топовый суп не сваришь, это очевидно. С фото и видео - аналогично. Но почему-то та же самая история не так очевидна со световым оборудованием.

Я понимаю, что из дешевых светильников чистоту и красоту не вытащить в принципе. Но когда ты видишь отличное техническое оснащение, в аренду которого явно вложено несколько сотен тысяч рублей, а человек, им управляющий, на вполне реалистичные просьбы отвечает «не могу», «не умею», «не хочу», а то и вовсе откровенно вредит в ключевые моменты вроде первого танца или выноса торта, тогда цензурные слова моментально заканчиваются. И остается только искреннее недоумение: зачем такое оборудование доверили такому ммм… человеку.

Как хорошо подметила Варя Перегудова в своей статье :

«…а художник по свету и вовсе не художник, а обычный техник сцены, который смонтировал приборы и готов лишь переключать заранее предустановленные программы между режимами «дискотека» и «застолье».

Вот так и есть зачастую. А настоящих художников света, знающих и любящих свое дело, очень мало. И найти такого самостоятельно - большая удача.

Повторю вопрос - а стоит ли рисковать? И тут же повторю главный свой совет: если вы действительно хотите качественной картинки, заклинаю вас, найдите хорошего организатора!

Я заинтересовался фотографией в 2005 году, хотя серьезно к этому тогда не относился. Примерно в то же время я начал заниматься волонтерской деятельностью: ездил с разными организациями по детским домам, больницам, приютам. Моя деятельность дошла до того, что из Подмосковья я переехал в Псков - несколько лет работал помощником воспитателя в поселении, где живут ребята из детского дома. Мы помогали им социализироваться, выйти в мир.

Для меня фотография неразрывно связана с благотворительной деятельностью - снимал я в основном для волонтеров и для спонсоров. В какой-то момент стал фотографировать и на телефон, а в 2012 году завел страницу в инстаграме . Сначала там были только селфи и фотографии друзей без какой-то осмысленной составляющей, но после участия в проекте Burn Diary я изменил концепцию.

См также: первое интервью с Дмитрием Марковым в «Афише» было опубликовано в 2011 году в материале, посвященном фотоблогерам из ЖЖ. На тот момент у него было 1890 подписчиков, сейчас в инстаграме - 197 тыс.

Burn Diary

Это аккаунт, созданный фотографом агентства Magnum Дэвидом Аланом Харви . Каждую неделю он дает ключи от аккаунта какому-нибудь фотографу, который должен снимать только на мобильный телефон и выкладывать только то, что сфотографировал сегодня. Мне это показалось интересным вызовом, и одну из недель аккаунт вел я. После участия в проекте я загорелся идей и решил вести свою страницу в том же ключе.

Сейчас я снимаю только на телефон, хотя волонтерской деятельностью занимаюсь уже меньше: это сложное дело, отнимающее много сил. Однако поскольку социальная тема мне интересна, то продолжаю с ней работать - фотографирую и для фондов, и для себя. Кроме того, сотрудничаю с разными изданиями - с порталом и псковскими газетами. Получается, что даже когда меня нанимают СМИ, то допускают, что фотографии могут быть сделаны на телефон, а не на обычную камеру.