19.09.2019

Выбираем объектив на полнокадровый никон. Лучшие объективы для любителей. Размываем фон: от чего зависит глубина резкости


, D800E , D810 , D810a , D850 , , D3x , , D4s , , + (и ее модификации) и Kodak DCS Pro SLR/n (и ее модификации) + , S3 Pro UVIR , IS Pro .

Список всех цифровых беззеркальных фотоаппаратов Nikon с байонетом Nikon Z

Список всех объективов Nikon Nikkor Z для беззеркальных фотоаппаратов с байонетом Nikon Z

  • Nikon Nikkor Z 58mm 1:0.95 S Noct (официально не представлен)

Точный список системных беззеркальных фотоаппаратов со сменной оптикой Nikon 1:

Nikon выпустила ряд беззеркальных камер со сменной оптикой и байонетом Nikon 1 и объективами 1 Nikkor (их же называют Nikon CX).

  • , Nikon 1 J2 , Nikon 1 J3 , Nikon 1 J4 , Nikon 1 J5 .
  • Nikon 1 S1 , Nikon 1 S2
  • Nikon 1 V1 , Nikon 1 V2 , Nikon 1 V3

На этих камерах лучше всего использовать специально разработанные объективы Nikon CX (то же самое, что и 1 Nikkor).

Точный список всех объективов 1 Nikkor:

UPD: летом 2018 система Nikon 1 прекратила свое развитие.

Цифровые фотоаппараты и объективы Nikon FX и Nikon DX, их разница

В зависимости от величины сенсора цифрозеркальные и беззеркальные фотоаппараты Nikon делятся на два вида: FX и DX. Точно так же маркируются и объективы для этих фотоаппаратов.

Объективы FX предназначены для полноформатных FX фотоаппаратов (их еще называют полнокадровыми, или полноразмерными, или Full-Frame).

Объективы DX предназначены для кропнутых DX фотоаппаратов (их еще называют кропами, или фотоаппаратами с APS-C размером сенсора).

На фотоаппаратах Nikon FX установлена матрица величиной с классическую 35 мм пленку, на камерах DX установлена матрица меньшего размера, так называемая ‘кропнутая’, с диагональю кадра в 1.5 раза меньше, нежели в FX.

Полноформатный фотоаппарат имеет маркировку ‘FX’ на своем корпусе. Здесь он показан вместе с полноформатным объективом

До появления фотоаппаратов Nikon DX существовали только полнокадровые фотоаппараты и объективы Nikon FX, которые на самом деле не имеют обозначения FX , так как на то время не нужно было разделять полный кадр и кропнутый. Примеры объективов от полнокадровых камер:

Как видите, в названии объектива приставка ‘FX’ не указывается. Если на объективе нет обозначения DX или CX — значит это полнокадровый объектив для FX камеры.

После появления цифрозеркальных камер Nikon DX, производитель, для экономии на стекле, металле и пластмассе, начал производство объективов DX. И все объективы для кропнутых фотоаппаратов уже имели обозначение DX. Примеры объективов DX:

Как видите, все объективы имеют в названии буквы DX.

Важно о DX и FX


Точный список всех камер Nikon DX :

Все фотоаппараты серии Nikon DX имеют одинаковый реальный физический размер своего сенсора (матрицы). Размер приблизительно равняется 23.6 мм Х 15.8 мм. Физический размер напрямую не связан с количеством МегаПикселей.


Точный список всех камер Nikon FX

Очень важно, настолько важно, что это должен знать каждый: все фотоаппараты серии Nikon FX имеют одинаковый реальный физический размер своего сенсора (матрицы). Размер приблизительно равняется 36 мм Х 24 мм. Физический размер напрямую не связан с количеством МегаПикселей.

  • Все объективы Nikon DX можно и желательно использовать на камерах с кропнутой матрицей серии Nikon DX (точный список указан выше).
  • Все объективы Nikon DX можно использовать на полнокадровых камерах таких как Nikon D3 , D3x , , D4s , , , D800E , D810 , D810a , D850 но при этом камера будет либо использовать для получения фотографии только часть своего сенсора, либо получаемое изображение будет иметь неисправимое и другие искажения по краям и углам кадра. Это связано с тем, что DX объективы не могут проецировать изображение на большУю матрицу FX камер. Использование объективов DX на FX камерах не рекомендуется . Полнокадровые камеры могут автоматически распознать объектив DX и настроиться для работы с ним. Лично я не вижу смысла покупать дорогую полнокадровую цифрозеркальную камеру и использовать на ней более ‘простые’ объективы DX.
  • Для всех камер Nikon FX рекомендуется использовать только объективы Nikon FX.
  • Все полнокадровые объективы (объективы от FX камер) можно без каких-либо проблем использовать на DX камерах, при этом нужно только учитывать визуальный эффект от .

В качестве примера, снимок на полнокадровую камеру FX (Full Frame) и кропнутый объектив . Камера настроена в режим полнокадровой работы ‘область изображения FX ‘. Видно, что кропнутый объектив дает черные углы (виньетку) и снимок не пригоден к использованию.

Если же сделать ту же фотографию, но в режиме фотоппарата ‘область изображения DX ‘, то камера автоматически будет использовать только центральную область своей матрицы и в результате снимок будет как с любой другой камеры Nikon DХ. Ниже тот же снимок на FX (Full Frame) в режиме ‘область изображения DX ‘.

Действительно, полноформатные камеры Nikon FX могут использовать кропнутые объективы в режиме кадрирования ‘DX’. В этом режиме будет использоваться только центральная часть сенсора фотоаппарата, равная по своим размерам сенсору, использующего в камерах Nikon DX, что позволит избежать с использованием кропнутого объектива на полноформатных камерах. Для этого в меню фотоаппарата достаточно включить функцию ‘Область изображения’->’Выбр. область изображения’ и выбрать там значение ‘Формат DX 24х16’.

Если подытожить вышеперечисленные пункты, то напрашивается маленький вывод - обычные объективы FX можно использовать на всех видах камер: FX и DX. А объективы от кропнутых DX камер не рекомендуется использовать на полнокадровых камерах FX.

Точный список всех объективов Nikon DX

Фикс-объективы:

  1. Nikon DX AF Fisheye Nikkor 10.5mm 1:2.8G ED с золотым колечком ()
  2. Nikon DX AF-S Nikkor 35mm 1:1.8G SWM Aspherical ()
  3. Nikon DX AF-S Micro Nikkor 40mm 1:2.8G SWM ()
  4. Nikon DX AF-S Micro Nikkor 85mm 1:3.5G ED VR SWM IF Micro1:1 ()

Широкоугольные зум-объективы

  1. Nikon DX AF-P Nikkor 10-20mm 1:4.5-5.6G VR ()
  2. Nikon DX AF-S Nikkor 10-24mm
  3. Nikon DX AF-S Nikkor 12-24mm 1:4 G ED SWM IF Aspherical с золотым колечком ()

Универсальные зум-объективы

  1. Nikon DX AF-S Nikkor 16-80mm 1:2.8-4 E N ED VR Nano Crystal Coat SWM IF Aspherical с золотым колечком ()
  2. Nikon DX AF-S Nikkor 16-85mm
  3. Nikon DX AF-S Nikkor 17-55mm 1:2.8 G ED SWM IF Aspherical с золотым колечком ()
  4. Nikon DX AF-S Nikkor 18-55mm 1:3.5-5.6G ED SWM Aspherical [черный/серебристый] ()
  5. Nikon DX AF-S Nikkor 18-55mm 1:3.5-5.6GII ED SWM Aspherical [черный/серебристый] ()
  6. Nikon DX AF-S Nikkor 18-55mm 1:3.5-5.6G SWM VR Aspherical ()
  7. Nikon DX AF-S Nikkor 18-55mm 1:3.5-5.6GII VR II ()
  8. Nikon DX AF-P Nikkor 18-55mm 1:3.5-5.6G ()
  9. Nikon DX AF-P Nikkor 18-55mm 1:3.5-5.6G VR ()
  10. Nikon DX AF-S Nikkor 18-70mm 1:3.5-4.5G ED SWM IF Aspherical ()
  11. Nikon DX AF-S Nikkor 18-105mm
  12. Nikon DX AF-S Nikkor 18-135mm 1:3.5-5.6G ED SWM IF Aspherical ()
  13. Nikon DX AF-S Nikkor 18-140mm 1:3.5-5.6G ED SWM VR IF Aspherical [Таиланд/Китай] ()
  14. Nikon DX AF-S Nikkor 18-200mm 1:3.5-5.6G ED SWM VR IF Aspherical [Япония/Китай] ()
  15. Nikon DX AF-S Nikkor 18-200mm 1:3.5-5.6GII ED SWM VR IF Aspherical ()
  16. Nikon DX AF-S Nikkor 18-300mm 1:3.5-5.6G ED SWM VR IF Aspherical ()
  17. Nikon DX AF-S Nikkor 18-300mm 1:3.5-6.3 G ED SWM VR IF Aspherical ()

Телеобъективы

  1. Nikon DX AF-S Nikkor 55-200mm 1:4-5.6G ED SWM [черный/серебристый, Япония/Китай] ()
  2. Nikon DX AF-S Nikkor 55-200mm 1:4-5.6G ED VR IF SWM ()
  3. Nikon DX AF-S Nikkor 55-200mm 1:4-5.6GII ED VR II ()
  4. Nikon DX AF-S Nikkor 55-300mm 1:4.5-5.6G ED VR SWM HRI ()
  5. Nikon DX AF-P Nikkor 70-300mm 1:4.5-6.3 G ED ()
  6. Nikon DX AF-P Nikkor 70-300mm 1:4.5-6.3 G ED VR ()

Профессиональные объективы Nikon DX

Я не со зла обозвал объективы Nikon DX более ‘простыми’. Так уж повелось, что вся профессиональная оптика Nikon - это объективы для полного кадра. Единственными профессиональными объективами для камер Nikon DX можно считать:

Эти объективы имеют золотое колечко возле передней линзы — признак объективов высшего класса. Данные объективы находятся в списке Nikon NPS (Nikon Professional Services — ‘Профессиональный Сервис Nikon’).

Внимание: На объективах Nikon Nikkor DX указано не эквивалентное (ЭФР), а физическое реальное объектива. — это физический параметр самого объектива, который не изменяется при установке на разные камеры. И для FX и DX объективов, чтобы узнать ЭФР при использовании на кропнутых DX камерах нужно умножить на Kf=1.5X. Например, ЭФР объектива на кропнутой камере будет составлять 27-82,5мм (18*1.5 и 55*1.5). Взаимосвязь фокусного расстояния и угла обзора можно посмотреть .

Полезно: если в меню полноформатных фотоаппаратов в настройке «Подсветка точки АФ» выбрать значение «Выкл.», то после включения одного из режимов кадрирования (по факту — кропа) неиспользуемая область изображения, видимого в , будет затемнена, что сильно облегчит визирование с использованием кроп-режима. Ниже показано как затемняются неиспользуемые области при включении определенных режимов кропа.

О возможности автоматической фокусировки

За возможность автоматической фокусировки объектива на объективе Nikon Nikkor отвечают обозначения AF, AF-I, AF-S и AF-P .

В чём разница между AF-S/AF-P/AF-I и AF объективами? В объективе AF фокусировка происходит за счет мотора фотоаппарата, в таких случаях говорят, что у фотоаппарата есть ‘отвертка’ или мотор фокусировки. Напротив, в объективах AF-S/AF-I/AF-P фокусировка происходит за счет мотора, непосредственно встроенного в сам объектив.

Объективы с обозначением ‘AF’

Обозначение ‘AF-S’ на основном имени объектива, которое обычно пишется золотистыми буквами. На фотографии показан

Почти всегда на объективах AF-S можно встретить еще приставку ‘SWM’, что означает Silent Wave Motor (тихий волновой/ультразвуковой мотор).

Метка ‘SWM’, нанесенная на информационную табличку объектива

Важно: SWM моторы бывают двух основных видов, детали .

Если использовать оптику от других производителей, то нужно точно знать, имеет ли объектив встроенный мотор или нет, обозначения у каждого производителя свои собственные и не пересекаются с обозначениями объективов Nikon Nikkor.

Важно: из-за определенных особенностей, связанных , на камерах , D3500 не будут нормально работать следующие объективы типа ‘AF-S D’ (это касается только этих фотоаппаратов):

  1. Nikon ED AF-S Nikkor 300mm 1:2.8D
  2. Nikon ED AF-S Nikkor 400mm 1:2.8D
  3. Nikon ED AF-S Nikkor 500mm 1:4D
  4. Nikon ED AF-S Nikkor 600mm 1:4D
  5. а также все объективы ,

Объективы с обозначением ‘AF-P’

В январе 2016 года компания Nikon представила объективы Nikon Nikkor линейки ‘AF-P’. Обозначение ‘AF-P’ (A uto F ocus P ulse motor) указывает на наличие быстрого и шагового мотора фокусировки. ‘AF-P’ работают аналогично ‘AF-S’, только тише, быстрей и точней.

Обозначение ‘AF-P’ на объективе Nikon DX AF-P Nikkor 18-55mm 1:3.5-5.6G

Обратите внимание, что не все фотоаппараты Nikon смогут корректно работать с ‘AF-P’ объективами, для некоторых фотоаппаратов придется обновить прошивку, чтобы была полная совместимость с ‘AF-P’.

Полный список объективов Nikon ‘AF-P’:

Автоматическая фокусировка с объективами AF-P будет работать только с фотоаппаратами (точный список):

Автоматическая и ручная фокусировка не будет работать с фотоаппаратами (точный список):

Объективы с обозначением ‘AF-I’

Стороной стоят объективы Nikon AF-I. Сами по себе объективы типа ‘AF-I’ (Auto Focus Internal Motor) — очень редкие объективы, к тому же и очень дорогие. Некоторые пользователи ошибочно называют их ‘AF-1’ (‘АФ-один’).

Часть таких объективов для фокусировки используют встроенный мотор фокусировки, построенный на базе обычных электрических микро-моторов, которые во время фокусировки изрядно шумят. Точных данных по тому, какой именно тип мотора используется в объективах Nikon AF-I нет.

Внимание: нет и точных сведений, будут ли камеры любительского уровня работаться с такими объективами. Но, скорее всего, ни один смертный никогда не установит подобный объектив на простую любительскую камеру.

Полный список объективов Nikon AF-I:

  1. Nikon ED AF-I Nikkor 300mm 1:2.8D, 1992-1996
  2. Nikon ED AF-I Nikkor 400mm 1:2.8D, 1994-1998
  3. Nikon ED AF-I Nikkor 500mm 1:4D, 1994-1997
  4. Nikon ED AF-I Nikkor 600mm 1:4D, 1992-1996

При выборе объектива самыми важными параметрами как раз является его тип (FX, DX) и метод фокусировки. Если Вы теперь знаете, какая у Вас камера FX или DX, со встроенным мотором фокусировки или без, то подобрав объектив всего по этим двум параметрам Вы получите все нужные функции для съемки.

Обычно объективы без встроенного мотора фокусировки стоят дешевле своих моторизированных аналогов. Если у Вас камера с мотором, то в определенном смысле можно экономить на объективах. В качестве примера можете посмотреть на , который стоит очень дешево:

О возможностях управления диафрагмой

На объективах Nikon можно встретить еще одно интересное обозначение — букву ‘G’ - объектив с такой буковкой может управлять диафрагмой только непосредственно с камеры, а кольца управления диафрагмой у объектива нет.

G (‘Gelded’) объективы, фактически, невозможно использовать с некоторыми старыми пленочными камерами, так как там будет постоянно закрыта. Также, объективы с кольцом управления диафрагмой (Non-G) можно более гибко использовать для разного рода фото изысканий, например, таких как .

Мифы : часто говорят, что есть ‘D’ и ‘G’ объективы, D - с кольцом управления диафрагмой, а G - без кольца управления диафрагмой. На самом деле это заблуждение — буква ‘D’ (или ‘AF-D’) говорит о возможности передачи в камеру дистанции фокусировки до объекта - это упрощает просчитывания мощности вспышки для правильной . Заблуждение связано с тем, что почти все ‘D’ объективы имеют кольцо управление диафрагмой, ибо раньше не обозначали разделение на объективы с кольцом и без кольца .

Разница объектива G и без G (на примере объективов и )

Выступ для считывания крайнего положения кольца на объективе , который является объективом NON-G типа, то есть, таким, у которого есть кольцо управления диафрагмой.

Очень важно: чтобы объектив ‘NON-G’ типа (с кольцом ) использовать точно так же, как и объектив G-типа (управлять диафрагмой с камеры), нужно перевести кольцо управления диафрагмой в максимальное значение числа F, обычно это F16, F22, F32 и переключить специальный фиксатор на объективе, который зафиксирует кольцо управления диафрагмой в неподвижном положении. Разные объективы либо сами защелкивают кольцо в крайнем положении, либо требуют ручной фиксации с помощью специального переключателя. Если этого не сделать, на ряде камер на дисплее будет отображена ошибка ‘fEE’ (не установлено кольцо ).

Некоторые камеры позволяют управлять диафрагмой с автофокусными NON-G объективами в режимах замера A (приоритет ) и M (ручной режим) с помощью кольца диафрагмы. Для этого нужно в меню камеры найти пункт ‘Настройка дисков управления’->’Установка диафрагмы’ и задать значение ‘Кольцо диафрагмы’. В режимах S (приоритет

Выбор объектива для зеркальной или гибридной фотокамеры – дело непростое, особенно для новичков. Сразу столько информации, столько разных нюансов, которые нужно учесть! С чего же начать? Как научиться «читать» технические характеристики объективов и с их помощью понимать, подходит ли он для вашего фотоаппарата или ваших задач? Обо всем этом – в цикле статей, посвященных объективам для фотокамер. А начнем мы его с обсуждения самых основ – важнейших характеристик фотографической оптики и их влияния на получаемые снимки.

Зачем мне еще один объектив? У меня уже есть китовый!

Интересно, что по данным статистики, среди пользователей зеркальных фотоаппаратов лишь единицы приобретают и активно используют более одного объектива. Большинство фотолюбителей, перейдя на зеркальные либо гибридные камеры, пользуются комплектным («китовым», от англ. kit, комплект) объективом – часто довольно посредственным по конструкции, «мыльным» в плане резкости и «темным» в смысле светосилы, а также с медленным автофокусом. И даже не догадываются, насколько лучше могут стать их работы при удачном выборе качественной оптики! Тем самым, по сути, зеркальная камера из инструмента с большим творческим потенциалом превращается в дорогую и очень громоздкую «мыльницу» – а ведь покупается она, как правило, именно с целью улучшить качество и поднять уровень своих снимков.

Когда богатство выбора не радует

Но начинающих пользователей зеркальных камер тоже можно понять. Они ведь только-только решили сложнейшую задачу выбора первой камеры, все еще путают диафрагму с выдержкой, вздрагивают при словах «светочувствительность» и «баланс белого», а уж непостижимые оптические термины «трансфокация», «хроматизм», «виньетирование» – а то и, чего доброго, «MTF», «полевые характеристики», «низкодисперсное стекло» и «тилт-шифт» – способны отпугнуть от задачи выбора следующего объектива даже самых любознательных. Вот и снимают годами с помощью единственного «китового стекла», периодически удивляясь, почему их работы довольно далеки от снимков опытных фотографов и мастеров.

Конечно, приобретение нового объектива вряд ли сразу же сделает вас профи. В конце-концов, прославленные фото-минималисты, такие как Анри Картье-Брессон, известны тем, что все свои лучшие кадры сняли с помощью единственного «штатного» объектива Leica 50 мм. Но это позволит вам не только по-другому взглянуть на мир сквозь видоискатель камеры, но и снимать сюжеты, ранее попросту недоступные для вашего фотоаппарата.

Однако дело это, как уже было сказано, непростое. Таблица технических характеристик для современных объективов может содержать десятки строк со сложными техническими терминами. Но среди них есть два важнейших, без понимания которых выбор и использование объектива попросту невозможны. Этофокусное расстояние и светосила.

«Ширики» и «телеки»

Фокусное расстояние объектива определяет его поле зрения – по сути, угловые размеры пространства, которое можно передать на снимке с его помощью. Различают широкоугольные (wide-angle, «ширики» и т.д.), нормальные (стандартные, «штатные») и длиннофокусные (телефото, «телевики», telephoto) объективы. Уже из самих названий легко понять, что есть что – широкоугольные объективы позволяют запечатлеть на снимке большой участок пространства, телефото – по аналогии с телескопами – рассчитаны на съемку отдаленных объектов и хорошо приближают. Ну, а нормальные объективы передают пространство и перспективу примерно так же, как их воспринимают глаза человека.

Таким образом, если иногда бывает, что вы хотите сфотографировать архитектурную достопримечательность либо впечатляющий пейзаж, и с сожалением видите в видоискателе, что он не помещается в кадре целиком даже при максимальном отдалении зума – значит, вам нужен более широкоугольный объектив. Если же объект вашей съемки на фото получается слишком мелким, а при попытке подойти поближе улетает либо убегает прочь – самое время задуматься над приобретением «телевика».

Фокусное расстояние объектива обозначается в миллиметрах и чаще всего указывается для так называемого «35-миллиметрового эквивалента». Звучит сложно, однако запомнить намного легче: широкоугольные объективы обладают эквивалентным фокусным расстоянием до 36 мм, нормальные – 36-70 мм, телефото – от 70 мм и более. Современные линейки объективов в арсеналах их производителей очень обширны, и среди них можно встретить как сверхширокоугольные объективы 8-14 мм типа «рыбий глаз» (снимая которыми, приходится бдительно следить за тем, чтобы в кадр не попали ваши собственные ноги), так и супертелефото 300-1000 мм, весьма напоминающие телескопы не только своим названием, но и внешним видом:

Откуда берется «кроп-фактор» ?

Когда фотографы снимали на 35-миллиметровую пленку, цифры фокусного расстояния на объективах были понятными и недвусмысленными, и потому запомнить, чему соответствует то или иное поле зрения в видоискателе, было просто. Но жизнь наша значительно усложнилась с появлением цифрового фото – в отличие от стандартной фотопленки, здесь существует множество вариаций на тему размера матрицы фотоаппарата.

Полнокадровые матрицы размером 35×24 мм (т.е. с пленочный кадр) дают очень качественную картинку и сохраняют задуманный производителем угол зрения для всех устанавливаемых на них 35-миллиметровых объективов. Однако и стоят при этом баснословных денег. Потому среди фотографов при разговоре о камерах слово «фулл-фрейм» произносится с неким придыханием и особой интонацией, подразумевая как иной уровень качества, так и иной уровень цен.

В большинстве зеркальных и гибридных камер для фотолюбителей установлены матрицы формата APS-C, или же полукадровые. Очевидно, что меньший размер сенсора при прочих равных сужает поле зрения через один и тот же объектив, что приводит к появлению понятия кроп-фактора, называемого такжекоэффициентом умножения фокусного расстояния. Для APS-C зеркалок Canon он составляет 1,62х, а для аналогичных Nikon – 1,52x. У камер системы Four Thirds (Olympus, Panasonic) матрицы еще меньше, соответственно, кроп-фактор еще больше – 2,0х. В результате один и тот же объектив в сочетании с матрицами разного размера будет давать различные углы зрения:

Говоря о фокусном расстоянии объектива в терминах «широкоугольный» и «телевик», стоит всегда уточнять, на какой камере он установлен. К примеру, старый советский объектив «Гелиос-44» с ФР 50 мм благодаря резьбовому креплению М42 можно использовать и на пленочном «Зените», и на полнокадровой цифровой камере (скажем, Canon EOS 5D Mark II через переходник). При этом он сохранит один и тот же угол зрения. Но можно его поставить и на APS-C зеркалки Canon EOS 600D либо Pentax K-5 – в этом случае полученный угол зрения будет эквивалентен уже порядка 75 мм, и объектив из разряда нормальных перейдет в «легкое телефото». Если же «прикрутить» его к Olympus E-PL2 либо Panasonic Lumix DMC-G3, то указанное на объективе фокусное уже надо умножать на 2, и из 50-миллиметрового «штатника» он превратится в самый что ни на есть «телевик-портетник» с углом зрения, эквивалентным ФР 100 мм на полном кадре.

Поэтому каждому владельцу зеркалки при выборе объектива стоит держать в уме кроп-фактор своей камеры, и ориентироваться на исторически принятый 35-миллиметровый эквивалент, умножая на него ФР рассматриваемого объектива.

«Портретные» объективы: фокусное расстояние и перспектива

Небольшое лирическое отступление. Важное правило, которое должен усвоить каждый фотограф, звучит так: фокусное расстояние объектива определяет только его поле зрения. Которое, в свою очередь, никак не влияет на передачу на фотографии перспективы. Характер перспективы, то есть соотношения размеров между объектами на снимке, определяется только расстоянием от фотоаппарата до них, но никак не величиной ФР объектива.


Чтобы снять один и тот же объект в равном масштабе на широкоугольный объектив, фотограф вынужден подойти к нему ближе. Но при этом изменится и характер передачи перспективы.
(Фото: http://berniesumption.com)

Поэтому не верьте, когда вам говорят, что «широкоугольным объективом нельзя снимать портреты из-за искажений». Искажения, о которых идет речь, возникают не из-за широкого угла зрения, а из-за того, что фотограф, стараясь взять крупный план, подошел к своей модели слишком близко. На деле же «снимать портреты шириком» очень даже можно – нужно только отойти подальше и включить в композицию туловище, а иногда и ноги модели.

А вот фотографировать лица людей с расстояния ближе 2 метров (а лучше 3-5), действительно, обычно не стоит. Пропорции лица при этом искажаются, нос и щеки становятся больше, уши – меньше, и выглядит это обычно гротескно и малопривлекательно.


На снимке слева ошибка не в том, что выбран широкоугольный объектив, а в том, что взят слишком крупный план с близкого расстояния. На снимке справа ошибка исправлена – фотограф отошел от модели, но из-за того вынужден использовать более длиннофокусный объектив. (Фото: http://www.flickr.com/photos/crazytallblond/1196701508/)

И еще одна ремарка. Фокусное расстояние (focal distance) новички иногда путают с минимальной дистанцией фокусировки (МДФ, MDF, minimum focusing distance ). Несмотря на некоторую схожесть в русскоязычных терминах, эти две величины никак не связаны между собой. ФР определяет угол зрения, а МДФ – насколько предельно близко может находиться объект к фотоаппарату, чтобы получиться резко на снимке.


Многие фотографы используют широкоугольные объективы и их особенности для портретов – но не классических, а креативных, нестандартных.
(Фото: http://leggnet.com)

«Зумы» и «фиксы»

Фокусное расстояние объектива определяется его конструкцией, и потому в древности у всех объективов ФР было фиксированным (отсюда жаргонизм «фикс»). Тогда считалось, что для получения максимального качества картинки оптическая формула объектива (т.е. количество, форма и взаимное размещение линз, из которых он состоит) для широкоугольных, нормальных, телефото и прочих типов объективов должна быть различной. По мере накопления опыта и совершенствования оптических технологий стало понятно, что иногда можно слегка пожертвовать качеством в угоду удобству – которое обеспечивается переменнымфокусным расстоянием. По-русски официально это называется трансфокация, «в народе» же укоренилась калька с английского – «зум» (zoom).


На зум-объективе два кольца: трансфокации и фокусировки.
Маркировка указывает пределы изменения фокусного расстояния
и светосилу объектива в широкогоугольной позиции и в положении телефото

Диапазон зумирования (трансфокации) указывают как пару из минимального и максимального ФР (например, 18-55 мм), либо как кратность (скажем, 24х). В последнем случае понять, какие конкретно минимальное и максимальное фокусные расстояния присущи этому объективу, из одной только цифры «24х» невозможно, так как это может быть и 10-240 мм, и 20-480 мм и т.д.

Для множества фотозадач возможность оперативно изменить фокусное расстояние без смены объектива оказалась настолько ценной, что за последние 30 лет зум-объективы сильно потеснили «фиксы». И большинство фотографов скорее откажется от возможности ручной фокусировки, чем от рычажка зума на камере либо кольца на объективе. Надо полагать, не последнюю роль здесь сыграла и банальная человеческая лень, ведь «приблизить» либо «отдалить» картинку, не сходя с места, чаще всего намного легче, чем подойти либо отойти от объекта съемки. О том же, что изменение фокусного расстояния сказывается не только на размерах картинки в видоискателе, но и на передаче перспективы (из-за разного расстояния от камеры до объекта), задумываются лишь очень немногие. Дошло до того, что в искажениях пропорций лица и частей тела людей на фото при съемке с близкого расстояния на «широкий угол» неопытные фотографы обвиняют… «искажения китового зума», пребывая в полной уверенности, что в дорогих зум-объективах этого эффекта нет. Хотя для того, чтобы понять причины этого явления, любому человеку достаточно воспользоваться свои врожденным «объективом», внимательно присмотревшись и собственными глазами убедившись в зависимости передачи перспективы и пропорций от расстояния до объекта, на который смотришь.


На «фиксах» только одно кольцо – фокусировочное.
Маркировка такого объектива прямо указывает на
постоянное фокусное расстояние и светосилу

У объективов с фиксированным ФР, в просторечье «фиксов» (англ. prime lens), все же остались перед зумами весомые преимущества. Во-первых, их конструкция проще, поэтому сами объективы обычно меньше, легче и стоят дешевле, чем зумы в том же диапазоне. Во-вторых, оптическая формула «фикса» специально оптимизирована для получения наилучшего качества передачи картинки на данном ФР, а не является компромиссом, как у зумов. Поэтому если вы хотите получать снимки с наилучшим разрешением и практически без искажений, имеет смысл предпочесть «фикс». Наконец, в объективах с фиксированным ФР намного проще получить столь желанную характеристику, как высокая светосила объектива, о чем подробнее ниже.

Cветосила и диафрагма

Фотографию не зря называют светописью – без света она невозможна. В фотографии также крайне редко случается так, чтобы света было слишком много – обычно его всегда недостаточно, что заставляет нас пользоваться вспышками, штативами и системами стабилизации изображения, поднимать светочувствительность матрицы либо удлинять выдержки, и надеяться, что фото не утонет в шумах и не смажется от движения камеры либо объекта в кадре.

Максимальное количество света, которое объектив способен передать на матрицу, собственно и называется светосилой. Обозначается она так называемым диафрагменным числом, записываемым после букв «f/» либо «F», например, «F2.0» или «f/16». Чем меньше это число, тем выше светосила – кажется нелогичным, но так уж заведено, и объектив с f/2.0 пропускает больше света, чем объектив с f/8. При этом «f/8» и «F8» – просто разные формы записи одной и той же величины. Еще один синоним светосилы и диафрагменного числа – относительное отверстие. Все три термина обозначают одно и то же – насколько «светлым» либо «темным» является рассматриваемый объектив, как много света он может пропустить на матрицу.


С помощью диафрагмы можно уменьшать количество света, поступающего на матрицу.
Но увеличить его сверх максимального, определяемого светосилой объектива, не получится.

Очевидно, что высокая светосила объектива является очень желанной для всех фотографов. Ведь уменьшить количество света, попадающего на матрицу, всегда можно с помощью диафрагмы – т.е., по сути, временно снижая светосилу объектива, искусственно преградив путь свету. А вот увеличить ее сверх максимальной, заданной конструкцией, увы, уже не получится.

Размываем фон: от чего зависит глубина резкости

Кроме возможности снимать в полутьме без риска смаза, на более коротких выдержках (либо без шумов, на сниженной чувствительности ISO), светосила (максимальная диафрагма) объектива влияет еще на один важный параметр – глубину резкости. Чем выше светосила объектива, тем у?же может быть на фото зона резко изображаемого пространства. Это позволяет визуально отделить объект съемки от заднего плана –«размыть фон».А когда глубину резкости на фото нужно, наоборот, увеличить – всегда можно прикрыть диафрагму.



Вверху: снимок сделан при открытой диафрагме f/1.4.
Внизу: тот же снимок при закрытой диафрагме f/16.

Фототехника Nikon является второй по популярности в нашей стране. Поэтому споры о том, какой объектив выбрать, бывают очень и очень горячими – ведь сколько людей, столько и мнений. И начав копать по части личных впечатлений, новичку бывает непросто – начав читать чьи-то пространные обсуждения, сдобренные специфическими терминами, вы рискуете зарыться с головой и только сильнее запутаться. Данный текст написан специально для того, чтобы любой человек мог быстро решить, что будет лучше именно для него.

Почему вы должны верить этому выбору?

Свой первый объектив для Nikon D80 я купил больше 7 лет назад. С тех пор в моих руках побывало множество различных линз, поэтому да, я имею представление о том, какие объективы нужны начинающему фотографу, выбравшему Nikon. Но вы совершенно не обязаны верить на слово незнакомому вам человеку. Поэтому данная статья обобщает не только мой опыт, но и я является компиляций из обсуждений объективов на форумах, выдержек из статей по выбору оптики, написанных авторитетными фотографами и так далее и тому подобное. Поверьте, я перелопатил множество статей, прежде чем написать это короткий и универсальный текст. Если бы подобная статья попалась мне те самые 7 лет назад, я сэкономил бы множество денег и нервов.

Фикс Nikon 35mm F/1.8G AF-S DX Nikkor

Для любого начинающего фотографа одним из лучших способов развить свое мастерство является работа с объективами, чье фокусное расстояние максимально близко имитирует человеческое зрение. Иначе говоря, фотографии получаются такими, как воспринимают мир наши глаза. Ни ближе, ни дальше.

Поэтому первым и основным объективом, на который я бы посоветовал обратить внимание, будет Nikon 35mm F/1.8G AF-S DX за 13-15 тысяч рублей. Он имеет довольно широкую диафрагму, что позволяет пропускать много света. Благодаря этому вы получаете более высокую скорость срабатывания затвора, а это, в свою очередь, позволяет получать резкие и незашумленные фотографии в помещении или в ночное время без использования штатива. Кроме того это позволяет по максимуму использовать глубину резкости и размывать передний план или фон (так называемое боке). В результате такие фотографии выглядят более профессионально.


Отличный фикс для начинающего

В пересчете на кропнутую матрицу (с вероятностью 99% в вашей камере именно такая, потому что будь у вас полноразмерный сенсор, вы вряд ли бы читали этот текст), его фокусное расстояние равно 50мм, что максимально близко к тому, как видит человеческий глаз.

Вот что говорит Энди Хендриксон из Phoblographer об этом объективе:

вы бы могли приварить этот объектив к моему Nikon D7000 и я бы не стал жаловаться. Это один из самых дешевых объективов Nikon и один из моих фаворитов. У него удивительно универсальное фокусное расстояние и достаточная светосила, чтобы снимать с рук при плохом освещении.

Интересный момент – если вас больше интересует 50 мм расстояние (в пересчете на кроп – 75 мм, что ближе к портретному использованию) и в вашей камере присутствует моторчик для автофокуса, для вас наилучшим выбором будет Nikon 50mm f/1.4G без индекса AF-S стоимостью $340. Да, у Nikon 50mm f/1.8G AF-S бесшумный скоростной мотор и он чуть-чуть современнее. Однако за меньшие $100 вы получаете роскошный F1,4 светосильный объектив, который будет радовать вас долгое время. Но это, повторюсь, если у вас в камере есть собственный мотор и вам больше хочется снимать людей. К тому его сейчас сложно купить, разве что в импортных магазинах.

Зум-объектив

Следующий объектив, к которому я бы советовал присмотреться — это Nikon 70-300mm F/4.5-5.6G ED IF AF-S VR Nikkor , стоимостью около 45 тысяч рублей. Благодаря этому объективу вы сможете делать отличные спортивные фотографии, снимки дикой природы и использовать его вот время туристических поездок.


Nikon AF 70-300mm — выделяется не только ценой, но и изображением

Стоит отметить, что качественные зум-объективы обычно очень дороги. Но Nikon AF 70-300mm F /4.5-5.6G выделяется не только ценой, но и качественным изображением. Посмотрите, какие хорошие снимки птиц получил фотограф Том Хоган с помощью фотоаппарата D90 и этого объектива. В своем обзоре он хвалит автофокус, систему стабилизации и отмечает, что в диапазоне 70-200мм в этом объективе практически некчему придраться.

Другой фотограф, Кен Роквел, пишет , что «…это лучший компромисс по размеру, весу, цене и качеству изображения среди всей оптики Nikon».

Объектив для макросьемки

Если вы любите снимать цветы, насекомых или какие-то предметы с очень близкого расстояния, вам не обойтись без макрообъектива. В данном разделе я бы посоветовал обратить внимание на два объектива. Первый — NIKKOR 85mm F/3.5G AF-S DX ED VR Micro. Он стоит порядка 35 тысяч и позволяет снимать на том комфортном расстоянии, когда вы сами находитесь достаточно близко от предмета съемки, но еще не тычетесь объективом прямо в нос заинтересовавшему вас насекомому.


NIKKOR 85mm F / 3.5G AF-S DX ED VR Micro — отличный вариант для макросъемки

Кроме того этот объектив очень легок, у него быстрый и тихий автофокус, и он обладает хорошей системой стабилизации. Последнее очень важно, т.к. позволяет снимать с рук и не пользоваться штативом.


Другим хорошим вариантом является Tamron AF 90mm F/2.8 Di SP. Это хороший, легкий и светосильный объектив, который можно использовать (хоть и с некоторой натяжкой) как приятный портретик. Интересно, что он стоит ненамного дешевле рекомендуемого Nikkor 85mm F/3.5G, поэтому решение о покупке лучше принимать по наличию объективов в магазине. При прочих равных Nikkor мне кажется более качественно сделанным, в то время как на стороне Tamron большая светосила.

Если вы хотите сравнить оба объектива в работе, пожалуйста, дочитайте статью до конца, в заключении я расскажу как посмотреть заинтересовавший вас объектив в деле, причем в паре именно с вашей камерой

Широкоугольный объектив

Интересно, что множество новичков в первую очередь стремятся купить зум-объектив. В то время как большинство сюжетов в пределах города или на природе требуют либо широкого угла (чтобы в кадр вошло побольше интересного) или фикса (т.е. зафиксировать то, что видит человеческий глаз). Чтобы понять, что вам по настоящему нужно, советую зайти на симулятор , разработанный Nikon и посмотреть, что же означают все эти цифры оптического увеличения.

Если вас заинтересует именно широкоуголный объектив для Nikon, то я бы посоветовал обратить внимание на . Он стоит около 32 тысяч рублей, что почти в два раза дешевле аналогичного объектива от Nikkon.

Если вас смущает, что объектив выпускает какая-то сторонняя фирма, то мы может обратиться за советом к Роджеру Цикала, основателю LensRentals.com, который каждый день имеет дело с таким количеством объективов, сколько я не имею за всю жизнь. Так вот Роджер пишет, что из сторонних фирм производителей – а заметных их всего три: Tamron, Tokina и Sigma – он не советовал бы иметь дело только с одной, с Tokina. Роджер говорит, что у них велик процент брака. В то время как остальные два производителя держат качество вполне на уровне. Да, возможно они сделаны из чуть более дешевых материалов, в них больше пластика, но они могут быть очень неплохи с точки зрения оптики.

Возвращаясь к Sigma AF 10-20mm f/3.5 EX DC HSM, можно сказать, что он очень и очень неплох. Как правило, основная проблема всех широкоугольных объективов, это искажение по краям снимков, которое потом необходимо подправлять в графическом редакторе. Так вот Sigma обладает наименьшим искажением из большинства аналогичных объективов, за что справедливо любима многими фотографами. Помимо этого объектив может похвастаться отличной светосилой и хорошим качеством получаемых снимков.

Универсальный объектив для Nikon

Относительно новый объектив стоит 50 тысяч рублей. Это самый дорогой из представленных в данном обзоре объективов, но это действительно отличный универсальный объектив, способный заменить вам часть привычных объективов и дающий возможность больше не мучатся со сменой оптики. Серьезно, подключив такой объектив вам вряд ли понадобится вешать что-то еще. Благодаря своей светосиле (F/1.8) вы сможете снимать в условиях плохой освещенности, по сути, заменив им фикс Nikon 35mm F/1.8G, про который я писал в самом начале.


Sigma 18-35mm F1.8 DC HSM — великолепный универсальный объектив

Посмотрите, что о нем пишут: издание FStoppers.com «… без сомнений, это превосходный объектив для портретистов и свадебных фотографов по всему миру»; Крис Гампат из Phoblographer назвал его «суперрезким широкоугольником» и добавил, что

>…это абсолютно лучший концертный фотообъетив, который любой человек может получить в свои руки.

При этом неправильно было сказать, что у объектива нет недостатков. Тот же DPReview, впечатленный резкостью объектива, отмечал проблемы с автофокусировкой в темных сценах и сценах с низкой контрастностью. Однако, как пишут другие издания, это могло быть проблемой первоначальных прошивок и сегодняшние версии этого объектива этой проблеме больше не подвержены. Интересно, что к этому объективу можно докупить фирменную док-станцию , подключаемую к компьютеру по USB и позволяющую перепрошить объектив или более тонко настроить его свойства.

Подводя итоги

Еcли вы только купили камеру Nikon и хотите расширить границы своего творчества, то перечисленные объективы станут для вас лучшим вложением денег. Я бы предложил начать с фикса, а потом двигаться в сторону широкоугольного объектива. Обещаю, результат вас порадует. Если после прочтения текста вы хотите посмотреть как может снимать заинтересовавший вас объектив, предлагаю воспользоваться еще одним инструментом — сайтом Pixel-peeper.com . С помощью этого ресурса можно выбрать конкретную модель фотоаппарата и объектива, а потом посмотреть на то, какие снимки делают фотографы с помощью выбранной пары. К примеру, вот так выглядит подборка фотографий для камеры Nikon D3200 и Sigma 18-35mm F1.8 DC HSM, а вот так для Nikon D5200 и фикса Nikon 35mm F/1.8G AF-S DX. Как видите, результаты просто великолепны. Дополнительно В меню сверху мы можете изменять параметры съемки, чтобы посмотреть, как работает объектив на разных режимах, поменять модель камеры и объектива на любой приглянувшийся. Сайт ищет подходящие фотографии на крупнейшем хранилище Flickr и выводит соответствующие снимки. Удачных поисков.

Фотография может быть очень дорогим хобби, если стремиться к покупке продвинутых камер и топовых объективов. Профессиональное оборудование защищено от непогоды, линзы могут иметь нанокристаллическое покрытие, светосила традиционно высока, а на кайме объектива гордо красуется золотая полоса. Но так ли они необходимы любителю, который не зарабатывает деньги съёмкой свадеб или репортажей? И как можно «выжать» всё из недорогой оптики?

Nikon выпускает десятки объективов для разных задач. Чаще всего вашим первым спутником оказывается «кит» . Это отличный объектив, один из лучших в своём классе. Но его возможности ограничены небольшим зумом и сравнительно низкой светосилой. Поэтому мы решили составить обзор недорогих объективов, в котором изучим несколько очень интересных и доступных моделей NIKKOR (именно так называется линейка объективов Nikon). Каждый из этих объективов можно рассматривать на роль «первый после кита».

Тестируемые объективы:

Nikon AF-S DX NIKKOR 18-300 mm f/3.5-5.6G ED VR

Объективы серии 18-ХХХ имеют похожие оптические показатели, но отличаются зумом, весом и ценой. Поэтому выбирать стоит тот, который вам больше подходит по фокусному расстоянию, весу и бюджету. Если вам нравится снимать пейзажи и портреты, то Nikon AF-S DX 18-140mm f/3.5-5.6G ED VR наверняка станет вашим объективом на каждый день. Но для съёмок праздников, спортивных мероприятий и дикой природы фокусного расстояния 140 мм уже будет недостаточно. Для этих целей потребуется объектив с большим фокусным расстоянием, например Nikon AF-S DX 18-300mm f/3.5-5.6G ED VR и Nikon AF-S VR Zoom-Nikkor 70-300mm f/4.5-5.6G IF-ED , которые мы рассмотрим далее. А для более широких углов отличным дополнением станет Nikon AF-P DX NIKKOR 10-20mm f/4.5-5.6G VR , который покрывает сверхширокоугольный диапазон. О нём я также подробнее расскажу в этом обзоре. Nikon AF-S DX NIKKOR 35mm f/1.8G и Nikon AF-S DX Micro-NIKKOR 40mm f/2.8G — это объективы с фиксированным фокусным расстоянием и высокой светосилой для съёмки в сложных условиях с максимальным качеством. Кроме того, AF-S DX Micro-NIKKOR 40mm f/2.8G — это макрообъектив, способный снимать в масштабе 1:1.

Таким образом, для того чтобы покрыть весь спектр фотозадач любителя, может понадобиться несколько объективов из нашего набора одновременно. Далее мы подробно напишем про каждый из них, чтобы вы могли выбрать самый подходящий.

Nikon AF-S DX 18-140mm f/3.5-5.6G ED VR


Первый объектив в нашем тесте, который является одним из вариантов «китовой» комплектации камер Nikon D5600, Nikon D7500 и других моделей. Кстати, если вы покупаете камеру с этим объективом, он обойдется существенно дешевле, чем если покупать его отдельно.


NIKON D7500 / 18.0-140.0 mm f/3.5-5.6 Установки: ISO 100, F8, 15 с, 27.0 мм экв.

Универсальный, лёгкий и компактный суперзум почти на все случаи жизни, который пришёл на смену старому Nikon 18-135mm f/3.5-5.6G IF-ED AF-S DX Zoom-Nikkor. С этим объективом можно снимать и пейзажи, и портреты. В отличие от предшественника, у Nikon AF-S DX 18-140mm f/3.5-5.6G ED VR есть стабилизатор. Если вы не едете в Африку снимать львов, то наверняка окажется единственным объективом, который потребуется в путешествии. А ещё он достаточно лёгкий — весит 490 грамм, что значительно меньше даже по сравнению с и в несколько раз легче объективов профессиональной серии.


NIKON D7500 / 18.0-140.0 mm f/3.5-5.6 Установки: ISO 100, F5.6, 1/30 с, 210.0 мм экв.

Конструкция

Это относительно небольшой объектив весом 490 грамм, габариты составляют 78×97 мм. Основной материал — пластик, но байонет сделан из металла. При зумировании внешняя линза выдвигается довольно сильно. На корпусе расположено мощное кольцо зума, фокусировочное кольцо и блок переключателей автофокуса и стабилизатора. Объектив оснащён ультразвуковым мотором SWM, что позволяет использовать его на камерах серий D3300 и . Фокусируется объектив со средней скоростью — не слишком быстро, но и не утомительно медленно. Фокусировка относительно шумная: при съёмке видео работу автофокуса точно будет слышно. При фокусировке передняя линза не вращается, что даёт возможность использовать поляризационные и градиентные фильтры.


Зум-объективы с большим диапазоном фокусных расстояний отличаются сложной конструкцией. Внутри объектива находится 17 оптических элементов, объединённых в 12 групп. Из них 1 линза с низкодисперсионным ED-стеклом и 1 асферический элемент.

Оптические характеристики

У объектива не слишком высокая светосила f/3.5-5.6. Однако его оптические показатели находятся на высоком уровне для любительского объектива.

Хроматические аберрации заметны, но эффективно удаляются процессором камеры или функцией Lens Correction в Adobe Lightroom /Camera RAW . Если вы снимаете с ярким, контрастным светом, обратите внимание на края объектов съёмки: там может оказаться неприятное сияние и фиолетовые оттенки. Вот пример снимка с Nikon AF-S DX 18-140mm f/3.5-5.6G ED VR . На 100% увеличении видно, что края книг в правом верхнем углу сильно «светятся» фиолетовым.


NIKON

Я зашёл в меню Lens Correction в Adobe Camera RAW , поставил галочку в пункте Remove Chromatic Aberration, и края книг стали значительно чётче, но некоторое сияние по-прежнему заметно.


NIKON D7500 / 18.0-140.0 mm f/3.5-5.6 Установки: ISO 100, F3.5, 1/6 с, 27.0 мм экв.

Я настороженно отношусь к любительской оптике в проработке деталей: сложные оптические схемы и недорогое стекло обычно негативно сказываются на резкости снимков. Поэтому мне было интересно протестировать объективы, представленные в обзоре. И нужно сказать, я не разочаровался!

Тест резкости. Фокусное расстояние 18 мм:


NIKON D7500 / 18.0-140.0 mm f/3.5-5.6 Установки: ISO 100, F3.5, 1/6 с, 27.0 мм экв.

На фокусном расстоянии 18 мм резкость хорошая, замечательно проработаны детали в центре даже при открытой диафрагме. По краям кадра резкость заметно падает, но всё равно можно рассмотреть не только мелкие надписи, но и фактуру книг.

Тест резкости. Фокусное расстояние 70 мм:


NIKON D7500 / 18.0-140.0 mm f/3.5-5.6 Установки: ISO 100, F5, 1/4 с, 105.0 мм экв.

При съёмке на фокусных расстояниях 70 и 140 мм наиболее чёткое изображение у меня получилось при диафрагме f/11, а начиная со значения f/16 резкость снизилась. По краям кадра резкость лучше, чем на фокусном расстоянии 18 мм, но всё равно ниже, чем в центре кадра. Открытую диафрагму можно считать рабочей, если вы не планируете печатать фото крупным форматом (А3 и более).

Тест резкости. Фокусное расстояние 140 мм:


NIKON D7500 / 18.0-140.0 mm f/3.5-5.6 Установки: ISO 100, F5.6, 1/4 с, 210.0 мм экв.

Виньетирование незначительное, но заметное. Как видно на тестовых снимках ниже, сильнее всего оно проявляется на минимальном фокусном расстоянии (тёмные углы кадра). От него лучше избавиться, включив подавление виньетирования в меню камеры, или в Adobe Lightroom / Camera RAW при постобработке. Также помогает закрытие диафрагмы на одну-две ступени.

Дисторсия

Для суперзумов дисторсия — очень характерное явление, и за ней нужно следить. Дисторсия — это геометрическое искажение изображения. Например, прямые линии книжных полок «погнулись» при съёмке на широкоугольный объектив. Дисторсию лучше всего исправлять встроенным алгоритмом камеры или с помощью настроек Lens Correction в Adobe Lightroom и Camera RAW.


Тест виньетирования. 18 мм:


NIKON D7500 / 18.0-140.0 mm f/3.5-5.6 Установки: ISO 100, F16, 1/8 с, 27.0 мм экв.

Тест виньетирования. 35 мм:


NIKON D7500 / 18.0-140.0 mm f/3.5-5.6 Установки: ISO 100, F16, 1/10 с, 52.0 мм экв.

Стабилизатор

Имеет мощный стабилизатор, который включается переключателем на корпусе объектива. Производитель обещает выигрыш в 4 ступени выдержки при съёмке с рук. Что это значит? Например, при фокусном расстоянии 18 мм для DX-матриц (что эквивалентно 27 мм на полнокадровых фотоаппаратах) рекомендуемое значение выдержки не менее 1/30 с, а иначе изображение наверняка получится размытым. Чтобы проверить это, я сделал снимок в вечернем кафе с приглушённым светом. Стабилизатор включён, выдержка 1/6 с, фокусное расстояние 18 мм. Четыре ступени стабилизации значат, что я могу снимать с выдержками до 1/2 с вместо 1/30. При выдержке 1/6 секунды резкость хорошая. Это позволяет фотографировать с меньшей светочувствительностью, а значит, с меньшими шумами и лучшей цветопередачей.


NIKON D7500 / 18.0-140.0 mm f/3.5-5.6 Установки: ISO 800, F3.5, 1/6 с, 27.0 мм экв.

Выводы

Nikon AF-S DX 18-140mm f/3.5-5.6G ED VR - это отличный универсальный объектив с доступной ценой (если покупать его в комплекте с камерой). Фокусные расстояния покрывают большую часть задач начинающего фотолюбителя. У него хорошая детализация и незначительное, но заметное виньетирование - оптические характеристики достаточны для любительской съёмки. Стабилизатор позволяет снимать в условиях недостаточного освещения. Главные недостатки объектива - значительные искажения от дисторсии, которые могут проявиться при интерьерной или архитектурной съёмке и потребуют дополнительных манипуляций при постобработке. Также светосила f/5.6 в телеположении не позволит работать с короткими выдержками при съёмке репортажа в помещении (или же придётся поднимать светочувствительность до очень высоких значений). Для таких задач предназначены более дорогие и более светосильные объективы.

© 2017 сайт

Настоящая статья посвящена выбору объективов для кропнутых фотокамер Nikon DX. Рекомендации по выбору объективов для полного кадра (Nikon FX) находятся .

Для каждого из объективов я указываю ориентировочную цену, вес объектива и диаметр резьбы для фильтров. Удобство и качество объектива, т.е. наиболее важные его свойства, нельзя, к сожалению, выразить одной-двумя цифрами, но я буду вставлять развёрнутые комментарии там, где это необходимо. Кроме того, параметрам фотографических объективов всецело посвящена статья «Критерии выбора объективов ». О том, что означают буквы в названиях объективов, можно прочитать в статье «Маркировка объективов Nikon ».

Система Nikon DX включает в себя цифровые зеркальные фотоаппараты Nikon, имеющие сенсор с кроп-фактором 1,5, а также объективы с маркировкой DX, которые меньше и легче объективов для традиционного 35-мм формата (FX). Тем не менее, никто не мешает вам ставить FX объективы на DX камеру: байонет везде одинаковый – Nikon F. Более того, зачастую использование именно полнокадровых объективов становится неизбежным просто в силу того, что ассортимент DX объективов сравнительно невелик, и подобрать нужный объектив для кропнутой камеры не всегда легко.

Ввиду того, что DX сенсор имеет меньший размер, нежели кадр 35-мм плёнки или полноразмерная FX матрица, угол изображения объектива, установленного на DX камеру, уменьшается по сравнению с таковым на FX камере пропорционально кроп-фактору. Субъективно это воспринимается как увеличение фокусного расстояния в 1,5 раза.

Лучшие объективы для Nikon DX

Типовые комплекты объективов

В качестве примера я постараюсь подобрать несколько минималистичных наборов оптики для фотокамер Nikon DX. Моё мнение вовсе не является безапелляционным и должно служить лишь ориентиром при составлении вашей собственной системы.

Универсальный комплект

Если вы твёрдо уверены, что одного объектива вам мало, попробуем составить лёгкий бюджетный набор на все случаи жизни.

Эта комбинация почти идеальна – с ней вы будете готовы ко всему. Диапазона фокусных расстояний от 18 до 200 мм (27-300 в 35-мм эквиваленте) хватит любому здравомыслящему фотографу. Все три объектива имеют унифицированную 52-мм оправу для фильтров. 18-55 и 55-200 – дешёвые объективы с пластиковыми байонетами, что потребует от вас некоторой деликатности в обращении с ними. У 35mm f/1.8G байонет металлический. По качеству оптики 35mm f/1.8G даст фору большинству объективов Nikon, но и китовые 18-55 и 55-200 ведут себя неплохо, особенно если держать диафрагму в пределах f/8-11.

Большую часть времени вы будете использовать 18-55mm f/3.5-5.6G VR в силу его универсальности, переключаясь на 55-200mm f/4-5.6G VR при съёмке удалённых объектов и на 35mm f/1.8G для работы в условиях низкой освещённости без штатива. За эпизодическую макросъёмку отвечает 18-55mm.

Вместо трёх перечисленных выше объективов можно составить комплект из новых стёкол серии AF-P:

Этот вариант отличается впечатляющим диапазоном фокусных расстояний, но плох тем, что бюджетные AF-P объективы работают лишь с новейшими камерами и отличаются сомнительной эргономикой. Кроме того, вам могут понадобиться светофильтры трёх типоразмеров: 55, 58 и 72 мм. Можно добавить сюда 35mm f/1.8, чтобы иметь возможность снимать с рук при слабом освещении, но в таком случае речь идёт уже о четырёх объективах, а это многовато для лёгкого бюджетного набора, и о четырёх размерах фильтров, что, вообще, лежит за гранью здравого смысла.

В любом случае оба набора очень хорошо подходят для пешего туризма и вообще для путешествий, что избавляет нас от необходимости продумывать особый туристический комплект. Ничего легче и компактнее этих объективов вы не найдёте.

Не стоит переживать по поводу пробела в диапазоне фокусных расстояний от 24 до 70 мм. Зачем вам покрывать каждый миллиметр? 35mm f/1.8 в качестве нормального объектива будет вполне достаточно. При желании 35mm можно заменить на 50mm.

Найти альтернативу 70-200mm f/4 трудновато, особенно если вы стеснены в средствах. 70-200mm f/2.8 стоит ощутимо дороже, а разница между f/4 и f/2.8 на практике не столь уж велика.

Свадебный комплект

Под «свадебным фотографом» я разумею человека, который хочет снимать преимущественно многолюдные мероприятия – свадьбы, корпоративы, детские утренники, народные гуляния – с максимальным качеством (иначе бы он пользовался мыльницей), но минимальными затратами (иначе бы он работал с полным кадром). Такому человеку нужны, прежде всего, светосила и нормальный диапазон фокусных расстояний.

Первый вариант – два объектива: стандартный зум со стабилизатором для общих планов и протокольных снимков и светосильный фикс (нормальный или умеренно длиннофокусный) для портретов.

  • AF-S DX 35mm f/1.8G или AF-S 50mm f/1.8G

Второй, более затратный вариант – профессиональный светосильный зум нормального диапазона. Такой объектив в системе Nikon DX только один – AF-S DX 17-55mm f/2.8G . Диапазон фокусных расстояний у 17-55 меньше, чем у 16-85, а светосила меньше чем у 35mm или 50mm, но, являясь компромиссным решением, 17-55 устраняет проблему частой смены объективов в условиях спешной съёмки. Готовы ли вы платить за это преимущество, или избыток средств лучше потратить на хорошую вспышку – решать вам.

Спасибо за внимание!

Василий А.

Post scriptum

Если статья оказалась для вас полезной и познавательной, вы можете любезно поддержать проект , внеся вклад в его развитие. Если же статья вам не понравилась, но у вас есть мысли о том, как сделать её лучше, ваша критика будет принята с не меньшей благодарностью.

Не забывайте о том, что данная статья является объектом авторского права. Перепечатка и цитирование допустимы при наличии действующей ссылки на первоисточник, причём используемый текст не должен ни коим образом искажаться или модифицироваться.