25.06.2019

Викторина домашние птицы для дошкольников. Конспект игрового мероприятия (викторины) к Международному дню птиц для детей старшего дошкольного возраста «Что мы знаем о птицах? «Правила поведения на природе - девять «Нельзя»


Птицы – наши друзья, берегите птиц. Помогайте им в трудные периоды. Не уничтожайте птиц. Они приносят немало пользы.

1. Вступительное слово к викторине

Наступила весна. Птицы возвращаются на родину. Скоро их весеннее пение будет слышно то тут, то там. Мы рады прилёту птиц. Они возвратились — а значит весна, и «вновь смеётся луг», и жизнь идёт своим чередом. В начале викторины — чудесный стих Георгия Скребицкого.

Какое утро, ширь какая!
Дымки далёких деревень…
Кругом всё и скрится, сверкает,
Встречая первый вешний день.

Синеет небо, солнце светит,
Снега лучами сожжены.
Нет дня счастливее на свете,
Чем день рождения весны!

2. Первый блок вопросов

Как мы называем птиц, которые на зимний период отправляются в тёплые края, а весной прилетают обратно?
Ответ: перелётные птицы

Как мы называем птиц, которые на зимний период остаются на родине?
Ответ: зимующие птицы

Вы слыхали, как поют дрозды? И не только дрозды, а и жаворонки, соловьи, иволги? Как называются птицы, которые поют лучше других?
Ответ: певчие птицы

Почему запели птицы?
Ответ: Потому что наступила весна, стало тепло, надо заводить потомство, стараться понравиться друг другу и найти себе пару.

3.Второй блок вопросов

Какие перелётные птицы вам знакомы?
Ответ: А — аист, Б – береговушка, В — выпь, Г – галстучник, грач, Д — дрозд, Ж – жаворонок, З – зяблик, И – иволга, К – кулик, кукушка, Л — ласточка, лазоревка, М – мухоловка, П – перепел, Р – рябинник, С — стриж, скворец, соловей, Т- трясогузка, Ц – цапля, Ч — чибис, чайка озёрная, У – утка.

Почему птицы улетают в тёплые края?
Ответ: основная причина – недостаточное питание в зимние месяцы

Когда улетают на юг аисты и цапли?
Ответ: когда замерзают водные бассейны

Какие перелётные птицы летят в ночное время?
Ответ: журавли, малиновки

Какие виды птиц добираются «пешком» до места зимовки?
Ответ: коростели, перепела

Как ориентируются перелётные птицы?
Ответ: ориентирами служат: побережья морей, горные цепи, речные долины, солнце

4.Загадки про перелётных птиц

Летом за пахарем ходит, а под зиму с криком уходит. (Грач )

Целый день по пашне вскачь, и зовётся птица…(грач ).

На шесте — дворец, во дворце – певец. (Скворец )

5. Скворец

«Начинай серенаду, скворец!
Сквозь литавры и бубны истории,
Ты - наш первый весенний певец
Из березовой консерватории».

В какие календарные периоды у скворца блестящее черное оперение с зеленоватым отливом, а в какие крапчатое (с белыми пятнышками), с характерным металлическим блеском?
Ответ: черное – весной и летом, в пятнышках – осенью и зимой.

Когда прилетает скворец?
Ответ: в марте

Сколько поколений птенцов появляется у скворцов за сезон?
Ответ: два поколения

Где зимует скворец?
Ответ: в Европе, Африке, Средней Азии, на Кавказе

6. Грач

«Грач над березовой чащей.
Света и сумрака заговор.
Вечно о чем-то молчащий,
Неразговорчивый загород».

Где зимует грач?
Ответ: в Северной Африке, Средней Азии, на побережье Черного моря

Чем питается грач?
Ответ: насекомыми, полевыми мышами, улитками, (может поймать молодого зайчонка)

Когда прилетает грач?
Ответ: в период с февраля по апрель

К какому семейству относится грач?
Ответ: к семейству вороновых

7.Ласточка

«Травка зеленеет,
Солнышко блестит;
Ласточка с весною
В сени к нам летит».

Почему ласточку иногда называют касатка?
Ответ: потому что деревенская ласточка принадлежит к роду касаток

Кто является врагом ласточки?
Ответ: воробей. Он нередко атакует и захватывает ласточкины гнёзда, выкидывая оттуда крошечных птенцов.

Когда прилетает ласточка?
Ответ: в середине мая

Чем питается ласточка?
Ответ: исключительно летающими насекомыми — мухами, кузнечиками, стрекозами, бабочками, жучками.

Сколько поколений птенцов появляется у ласточек за сезон?
Ответ: два поколения

Цели и задачи:

Познакомить ребят с интересными фактами из жизни птиц, их многообразием;

Обобщить и расширить знания детей о птицах;

Прививать любовь к родному краю, его природе.

Помочь детям найти время для общения друг с другом;

Сделать жизнь детей яркой и интересной.

Оборудование: электронная презентация «Международный день птиц», жетоны (звёзды), медали, призы.

А уж ясно солнышко припекло, припекло

И повсюду золото разлило, разлило,

Ручейки на улице все журчат, все журчат,

Журавли курлыкают и летят, и летят...

Расцвели подснежники да в леске, да в леске.

Скоро всей земелюшке быть в венке, быть в венке.

Ой, солнышко-батюшка, угоди, угоди.

А землица-матушка, уроди, уроди.

Ребята! А какое сейчас время года?

Дети: Весна!

Ведущая: Правильно, весна. И именно весной мы проводим викторину, посвящённую нашим друзьям… А вот каким отгадайте:

Они летать умеют,

Их пух и перья греют.

Правильно, сегодня мы поговорим о птицах, потому что именно 1 апреля отмечается Международный праздник птиц. Они дороги нам как часть природы нашей Родины. Богат и разнообразен животный мир Дальнего Востока. Здесь, у нас, гнездится до 100 видов (часто редчайших) птиц. Их мелодичные, весёлые, звонкие песни и яркое оперение вселяют в нас радость. Без них природа мертва.

Какую ещё пользу приносят птицы?

(Они охраняют наши леса, сады, огороды от вредных насекомых и мышей, разносят семена.)

Многие птицы на юг улетают,

Многие – зиму у нас коротают.

Галка, ворона, снегирь, воробей.

Ну-ка, ребята, их вспомни скорей!

(Дети называют зимующих и перелётных птиц Дальнего Востока.)

Ведущая: Чем отличаются птицы от других животных?

Просмотр клипа-песни «Птички».

Ведущая: Прежде чем начать игру, в которой определится победитель – лучший знаток птиц, проведём отборочный тур, выберем участников игры. Я думаю, что здесь собрались сообразительные, любознательные ребята, которые быстро и правильно ответят на все мои вопросы.

Отборочный тур

Ведущая: Я буду загадывать загадки про птиц, а вы должны отгадать и назвать эту птицу.

В серой шубке перовой

И в морозы он – герой.

Скачет, на лету резвится, –

Не орел, – а все же птица!

(Воробей)

На ветвях, украшенных снежной бахромой,

Яблоки румяные выросли зимой.

Яблоки по яблоне весело снуют,

Гусениц мороженых яблоки клюют.

(Снегири)

Непоседа птица эта,

Одного с березой цвета.

Верещунья, белобока,

А зовут ее … (Сорока)

Шипит, гогочет,

Ущипнуть меня хочет,

Я иду, его боюсь.

Кто это? … (Гусь)

Вот птичка так птичка,

Не дрозд, не синичка,

Не лебедь, не утка

И не козодой.

Но эта вот птичка,

Хоть и невеличка,

Выводит птенцов

Только лютой зимой.

Плотник острым долотом

Строит дом с одним окном.

«Я по дереву стучу,

Червяка добыть хочу!»

Всю ночь летает –

Мышей добывает.

А станет светло –

Спать летит в дупло.

Пусть я птичка-невеличка,

У меня, друзья, привычка –

Как начнутся холода,

Прилетаю я сюда.

(Снегирь)

Эта птица

Зовется … (Синица)

Днем молчит,

Ночью кричит,

По лесу летает,

Прохожих пугает.

Так важно она по болоту шагает!

И живность болотная прочь убегает.

Ведь если лягушка укрыться не сможет,

То этой лягушке никто не поможет!

В лесу на ветке она сидит,

Одно «ку-ку» она твердит,

Года она нам всем считает,

Птенцов своих она теряет.

«Ку-ку» то там, то тут.

Как птицу эту зовут?

(Кукушка)

Ведущая: Определились 8 участников игры. Они будут бороться за победу. После каждого тура 2 игрока, набрав наименьшее количество жетонов-звёзд, автоматически покидают игру, становятся болельщиками-зрителями, получив приз участника. А победителем игры станет только один участник, набравший наибольшее количество жетонов.

Итак, объявляется начало 1 тура.

Вопросы викторины:

Какая птица считается символом мудрости и познания? (Сова.)

Кого называют лесным доктором? (Дятла.)

Почему снегирю дали снежное имя? (Снегири прилетают к нам с первым снегом, а весной улетают на север в родные края.)

Какие птицы ночуют, зарываясь в снег? (Тетерева, рябчики.)

Почему клёст зимой гнезда вьет? (Зимой много еловых семян для птенцов, а весной их нет.)

Самая крупная из ночных хищных птиц Дальнего Востока? (Рыбный филин.)

Подводятся итоги первого тура, подсчитываются жетоны-звёзды, 2 участника покидают игру, получив призы.

Пауза для отдыха.

Проводится подвижная игра «Птицы».

Дети разбиваются на две команды. Одна команда будет «воробьями», а другая – «воронами».

Прежде чем начать игру, ведущий договаривается с детьми, что будет делать каждая из команд. Например, «воробьи» будут приседать на корточки, а «вороны» будут запрыгивать на скамейку.

Игра начинается, ведущий командует, медленно произнося первые два слога: «Вороны»! Дети из команды «ворон» должны безошибочно выполнить свое задание. И наоборот. При этом совсем не обязательно, что ведущий будет чередовать свои команды с последовательностью, он может и два раза подряд выкрикнуть одно и то же слово.

Суть игры в том, что и слово «воробьи» и слово «вороны» имеют одинаковые первые два слога, поэтому детям легко сбиться с толку.

Тот из игроков, кто ошибается, – выбывает из игры. Таким образом, участников становиться все меньше и меньше. Пока не остается один, который и становится победителем.

«Продолжи предложение, найди причину»

Педагог читает предложения, дети заканчивают их.

Весной птицы строят гнезда, потому что… (собираются выводить птенцов).

Зимой погибло много птиц, потому что… (была холодная зима).

Осенью первыми улетают на юг птицы, которые питаются насекомыми, потому что…

Последними осенью улетают водоплавающие птицы, потому что…

Яички самка или самец высиживают в гнезде до появления птенцов, потому что…

У цапли длинные ноги и клюв, потому что…

Попугай не смог бы жить в наших лесах, потому что…

У орла высоко в горах очень большое гнездо, потому что…

Птица чёрный журавль занесена в Красную книгу, потому что…

Все люди любят слушать соловья, потому что…

Дидактическая игра “Четвертый лишний”.

Детям раздаются карточки с изображением четырех птиц. Каждый ребенок называет лишнюю птицу и говорит, чем она отличается от других. Например: Лишний снегирь, потому что это зимующая птица, а остальные перелетные.

Подводятся итоги второго тура, подсчитываются жетоны-звёзды, 2 участника покидают игру, получив призы.

Вопросы викторины:

Назовите заповедник, расположенный в Еврейском автономном округе, в Биробиджанском и Облученском районе? (Заповедник Бастак.)

Какие редкие птицы обитают в этом заповеднике? (В различных частях заповедника можно встретить такие редкие виды, как беркута, черного журавля, скопу, мандаринку, хохлатого осоеда.)

Какая птица является особой гордостью заповедника? (Особая гордость заповедника – это популяция дальневосточного аиста.)

Назовите врагов дальневосточного аиста? (Враги дальневосточного аиста в природе – гималайские медведи и крупные птицы-хищники.)

Чем питается дальневосточный аист? (Основным кормом для дальневосточного аиста служит рыба: карась, вьюн, также аист питается лягушками и крупными представителями водных беспозвоночных.)

Почему рыбный филин оказался на грани исчезновения? (Интенсивное хозяйственное освоение долин рек, лесосплав, загрязнение рек, оскудение рыбных запасов, отлов норки и выдры капканами в воде; случаи браконьерства.)

Подводятся итоги третьего тура, подсчитываются жетоны-звёзды, 2 участника покидают игру, получив призы.

Тур победителей

Марафон интеллекта:

Передние конечности птиц – это… (крылья)

Эти птицы – самые крупные хищники, встречаются очень редко, рыбоядны. В настоящее время относятся к редким видам, занесены в Красную книгу России и Хабаровского края. (Орлан белохвост и орлан белоплечий.)

Какая птица легко передвигается по стволам как вверх, так и вниз головой? (Поползень.)

Как называется наука, изучающая птиц? (Орнитология.)

- “Пернатая кошка” (Сова.)

Вестник весны на Нижнем Амуре. Внешне он крупнее воробья, чаще всего держится на земле, как поодиночке, так и парами, а ранней весной и в конце лета – стайками, поет чаще всего, находясь в воздухе. Спина птицы глинисто-черная с темными крупными пестринками, а нижняя сторона беловатая. Грудь глинистая с мелкими продольными пестринками, по краям хвоста белые полоски. Песня – звонкие и далеко слышимые трели. (Полевой жаворонок.)

Лиственная тайга, а рядом марь с ягодниками – основное место обитания лесного исполина, не уступающего по размерам индюку. Как его зовут? (Каменный глухарь)

Подводятся итоги последнего тура, подсчитываются жетоны-звёзды, определяется победитель.

Все участники игры получают медали «Друзья птиц», а победитель – медаль «Знаток птиц».

Заканчивается викторина танцем «Танец утят».

Приложение. Презентация

Загадки

1. Гребешок на голове

Две ноги и шпоры две

Он в один и тот же час

Рано утром будит нас.

2. Днём спит, ночью летает,
Ухает, людей пугает.
В темноте горят глаза –
Всем мышам она гроза.

3. Любит прыгать и летать,
Хлеб и зёрнышки клевать,
Вместо «Здравствуйте» привык
Говорить всем «Чик-Чирик».

(Воробьи)

4. Непоседа пестрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая.
(Сорока)

5. Одежда белая, а ножки –

Обуты в красные сапожки

Из моды выйдут – вот беда!

Ему не снять их никогда

6. На шесте – дворец.

Во дворце – певец.

А зовут его… (Скворец)

7. Всех прилетных птиц черней,
Чистит пашню от червей.
Взад-вперед по пашне вскачь.
А зовется птица …

8. В воде купался, а сух остался. (Гусь)

9. Хоть я не молоток –
По дереву стучу:
В нем каждый уголок
Обследовать хочу.
Хожу я в шапке красной
И акробат прекрасный.

10. Это старый наш знакомый:
Он живет на крыше дома –
Длинноногий, длинноносый,
Длинношеий, безголосый.
Он летает на охоту

За лягушками к болоту.

11. Серая птаха в лесу живет,
Повсюду чудесным певцом слывет.

(Соловей)

12. Я птица самая большая,

В степях, пустынях я живу

На самом жарком континенте.

Летать я больше не могу,

Но если хищника увижу,

Спасаюсь бегом (как экспресс),

Вблизи – ногами защищаюсь,

Смотри, ко мне ты, враг не лезь.

Вопросы

Какая птица в нашей стране самая маленькая? (Королек)

Какая птица имеет очень длинный хвост? (Сорока)

Какая птица носит название танца? (Чечетка)

Какая птица имеет в качестве названия фамилия писателя? (Гоголь)

Какой город может парить в воздухе? (Орел)

Какую птицу называют лесным барабанщиком? (Дятел)

Какая птица носит название корабля? (Фрегат)

Какие птицы носят ботанические названия? (Подорожник, чечевица)

Какие птицы открывают весну? (Грачи)

Птенцы какой птицы не знают своей матери? (Кукушка)

Какими гребешками никто не расчесывается (Петушиными)

Какие птицы не умеют летать (Пингвины, страусы)

Какая птица является символом мира (Голубь)

Какие птицы являются символом верности и любви (Лебедь)

Вопросы на развитие мышления

Во время сильных морозов птицы нахохливаются. Почему при этом легче

переносят холод. (Слой воздуха между перьями увеличивается,

вследствие плохой теплопроводности задержав отдачу тепла телом

В сильный мороз птицы чаще замерзают на лету, чем сидя на месте. Чем

это можно объяснить? (При полете оперение птицы сжато и

содержится мало воздуха)

Почему весной скворцы, галки садятся на лошадей, коров, овец?

{Выщипывают шерсть из животных для подстилки гнезд)

Какие птичьи тайны открывает листопад?

(Хорошо видны гнезда пернатых)

Дышит ли цыпленок в яйце (Да)

Угадай сказку или басню

1. Сказка о невзрачном птенце, который вырос и стал прекрасной птицей.

(Г.Х.Андерсен «Гадкий утенок)

2. Русская народная сказка, где стая птиц унесла братца Аленушки

(«Гуси-лебеди»)

3. Басня о птице, так и не сумевшей сытно перекусить из-за наглости

хитрой рыжей плутовки (И.А.Крылов «Ворона и лисица»)

4. Русская народная сказка о домашней птице, которая могла бы

послужить неплохим, источником доходов для бабки с дедом

(«Курочка-ряба»)

5. Птица с золотым украшением на голове, состоящая на службе у царя

(А.С.Пушкин «Сказка о золотом петушке»)

6. Басня, в которой три представителя животного мира решили сдвинуть

с места средство передвижения. (И.А.Крылов «Лебедь, рак и щука»)

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 59 общеразвивающего вида»

Конспект викторины

(старший дошкольный возраст)

«Птицы – наши друзья»

Составитель воспитатель

Цель: Продолжить формирование знаний детей о птицах.

Задача: Углублять знания детей о птицах и их особенностях. Расширять кругозор детей. Развивать внимание, речь. Воспитывать любовь к птицам, формировать заботливое отношение к пернатым.

Методические приемы : беседа, вопросы, прослушивание аудиозаписи «Голоса птиц», чтение стихотворений, сюрпризный момент, «Птицы перелетные», игра – эстафета «Построй гнездо», игровые задания «Фотоаппарат», «Сказочная птица», «Вопрос - ответ», инсценировка стихотворения, использование презентаций и видеороликов.

Материал: ноутбук, проектор, музыкальное сопровождение, наборы карточек «Птицы», маски птиц, одноразовые ложки, ватные шарики, половинки мячей, магнитные геометрические фигуры, картинки птиц, большой лист бумаги с маленьким отверстием, медали, шишка с конфетами.

Предварительная работа : чтение и рассматривание иллюстраций птиц в энциклопедиях, познавательной литературе, наблюдения в природе за птицами, беседы, просмотр мультфильма «Высокая горка».

Интеграция образовательных областей : познавательное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие..

Педагог: Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас необычный день, а праздничный. Как вы думаете, какой сегодня праздник?

Дети: День птиц.

Педагог: Правильно. Наше занятие сегодня пройдет в форме праздничной викторины посвященной птицам. Давайте познакомимся с командами.

(дети озвучивают названия команд «Приветствие»).

Все птицы покрыты перьями, пухом,

У каждой две лапки, у каждой по клюву.

Крылья даны им для полета,

Но страусам, курам летать неохота.

Есть птицы домашние, дикие птицы.

Одни строят гнезда поближе к водице.

Другие гнездятся высоко в ветвях,

У третьих домишко висит в камышах,

Четвертые прячут в высокой траве,

Пятые гнездышко крепят к скале,

Иль строят жилище в горах высоко.

И чтобы найти для птенцов пропитанье,

Все птицы летают порой далеко.

Всех птиц не назвать, много их на планете,

Без них было б скучно нам жить на планете.

Педагог: Сейчас я хочу показать вам видеоролик о весеннем лесе и его пернатых обитателях.

http://www. /watch? v=4mPlXodz8OQ («Пробуждение весны. Пение птиц в весеннем лесу»)

Каких птиц вы сейчас слышите, видите? (птиц). Как звучит их пение? (звонко, весело). Интересно, чему радуются птицы? (приходу весны).

Весной в лесу много различных звуков: пение птиц, шум ветра, звон ручейков. Птиц весной в лесу очень много, потому что многие из них уже вернулись с юга.

Итак, мы начинаем нашу викторину. За каждое выполненное конкурсное задание команды будут получать жетон. Команда, набравшая большее количество жетонов побеждает.

1 задание: игровое задание «Птицы перелетные».

(Каждая команда из представленных наборов карточек с изображением птиц выбирает перелетных. Команда, давшая больше правильных ответов получает жетон).

Педагог: Вернулись птицы с юга и устраивают места для вывода птенцов, вьют гнезда. Внимание на экран.

http://www. /rechrebenka/ss-41530194 («Птичьи гнезда»)

2 задание: Эстафета «Построй гнездо»

(Детям предлагаются заготовка гнезда (половинка резинового мяча), ложки, ватные шарики. Необходимо перенести ватные шарики с помощью одноразовой ложки в «гнездо». Побеждает команда, первая выполнившая задание).

Педагог: Интересно, хорошо ли жилось перелетным птицам в теплых странах?

(инсценировка стихотворения).

1 ребенок:

Мы ребята дошколята

Приглашаем все пернатых.

Прилетайте, кто захочет,

Мы вас любим. Очень, очень.

(выходят дети в масках)

Расскажите птицы,

Где вы побывали?

Что вы повидали?

Ребенок в маске грача:

Целый день кричат обезьяны.

Там растут деревья – лианы.

Там на пальмах растут бананы.

Хорошо ли жили вдалеке от дома?

С кем вы там дружили

В странах незнакомых?

Ребенок в маске скворца:

Мы скучали по деревне,

По звенящему ручью,

По скворечне, по деревьям,

По соседу воробью.

Все мы рады вам, друзья,

Будьте с нами вы всегда!

В жарких странах живет много птиц: большие и маленькие, яркие, с большим клювом и с маленьким, длинным хвостом и коротким. Внимание на экран.

http://www. /watch? v=cR8nOdpBwFs («Самые красивые птицы в мире»)

3 задание: «Сказочная птица»

(детям предлагается пофантазировать и из предложенных геометрических фигур составить фантастическую птицу, придумать ей название).

(Стук в дверь. Входит фотоохотник).

Фотоохотник: Здравствуйте. Я правильно пришел? Здесь ребята считают себя друзьями птиц?

Педагог: Да, мы друзья птиц, а кто вы и почему у вас ружье?

Фотоохотник: Это ружье необычное. Из него не стреляют, а ведут наблюдение и фотографируют. Я фотоохотник. Я выискиваю интересные моменты из жизни животных и растений. Это необходимо, чтобы люди научились видеть красоту, любить и защищать природу. Специально для вас я приготовил интересные задания. Через небольшое отверстие (фотоаппарата) попробуйте узнать и назвать птицу.

4 задание: Игровое задание «Фотоаппарат».

(На картинку птицы кладется большой лист бумаги с небольшим отверстием. Дети двигают его по картинке, пытаясь угадать птицу).

Фотоохотник: Молодцы. Вы очень внимательные. А много ли вы знаете птиц, обитающих на нашей планете?

5 задание: «Кто больше птиц назовет»

Педагог: Наши ребята знают не только как называются птицы, но и знают о них много интересного.

Фотоохотник: А это мы сейчас проверим.

6 задание: «Вопрос - ответ»

Ø Чем покрыто тело птицы?

Ø Какая птица не умеет летать?

Ø Где и из чего строит гнездо ласточка?

Ø Какая птица является вестником весны?

Ø Какая птица охотится ночью?

Ø Какая птица подкладывает яйца в гнезда другим птицам?

Ø Какую птицу можно назвать всеядной?

Ø Какая птица выводит птенцов зимой?

(Подведение итогов. Награждение победителей медалями).

Фотоохотник: За ваши замечательные знания я приготовил вам лесные гостинцы.

(фотоохотник дарит детям шишку, внутри конфеты).

Фотоохотник: Мне пора. А вам я оставляют свой наказ:

Гнезда вы не разоряйте,

Птичек вы не обижайте!

Зимой птицам помогайте

И природу охраняйте!

Педагог: На этом наша викторина закончена. Спасибо.

Интересные и познавательные викторины для младших школьников и школьников среднего школьного возраста. Викторины по теме «Всё о птицах». Все вопросы викторины с ответами. Викторины на знание разновидностей птиц, на знание исторических сведений о птицах, о биологических особенностях птиц.

Викторина «Все о птицах»

■ Почему дятла называют «помощником» других птиц? (Дятел раздалбливает кору деревьев и таким образом облегчает другим птицам добычу пищи).

■ Какая лесная птица делает гнездо на земле? Пеночка.

■ Кто днем спит, ночью летает, прохожих пугает? Филин, сова.

■ Какие птицы годами живут в открытом море, даже спят на волнах, качаясь, как поплавок? (Альбатросы, фрегаты, фаэтоны).

■ Почему ученые оправдали кукушку, несмотря на то, что подкидыши-кукушата выбрасывают других птенцов из гнезда? (Кукушка — единственная птица, которая поедает мохнатых (ядовитых и самых прожорливых, уничтожающих лес гектарами) гусениц. Ни одна другая птица не прикасается к этим гусеницам.)

■ Каких птиц еще Древней Греции использовали для отправки сообщений на дальние расстояния? (Голубей. Голубиная почта существует и в наше время).

■ Какая основная причина перелета птиц в теплые края с приходом осени? (Только из-за отсутствия пищи. Холод не является причиной перелета. Голодная птица замерзает, сытая — никогда.)

■ Какие птицы прилетают к нам первыми весной? (Грачи.)

■ Почему весну «открывают» грачи, а ласточки прилетают позже других птиц? (Из-за способа питания. Грачи ищут корм в почве, а ласточки ловят насекомых на лету. Насекомые в воздухе появляются позже, соответственно, и ласточки прилетают позже других птиц.)

■ Почему перелетные птицы так спешат весной, а осенью не спешат? (Птицы осенью не улетают до тех пор, пока есть пища.)

■ Какие птицы совсем не летают? (Страусы, пингвины.)

■ У каких птиц яйца высиживает самец? (У страусов.)

■ Птенец какой птицы не знает своей матери? (Птенец кукушки.)

■ Как называют большеголовую птицу чомгу, на голове которой перья стоят торчком? (Рогатой птицей.)

■ У каких птиц есть специальные ясли? (У пингвинов.)

■ Где зимой и осенью спят вороны? (На деревьях в садах и парках, собираясь небольшими стаями.)

■ Как называется самец вороны? (Ворона, а ворон — это совсем другая птица, хотя они и родственники.)

■ Кто отдыхает сидя на проводах? Если она летает низко к земле — быть дождю. (Ласточка.)

■ Как называется встреча двух петухов? (Петушиный бой.)

■ В каком часу просыпается воробей? (Позже всех птиц, но всегда в одно и то же время в 5-6 часов утра.)

■ Как называют крупную яркую птицу отряда куриных с длинным хвостом, которая частично одомашнена? (Фазан, павлин.)

Викторина «Чудо-птицы»

■ Кого называют царем птиц? (Орла.)

■ Какая птица самая большая в мире? (Страус.)

■ Какая самая маленькая птица? (Колибри.)

■ Какая птица быстрее всех летает? (Стриж.)

■ Какая птица летает выше всех? (Орел.)

■ Какая самая маленькая птица обитает в нашей стране? (Королек.)

■ Какая птица имеет длинный хвост? (Павлин, сорока.)

■ Какая птица может летать хвостом вперед? (Колибри.)

■ Какая птица наших лесов лучше всех подражает птичьим голосам? (Скворец.)

■ Какая птица является символом красоты, чистоты и нежности? (Лебедь.)

■ Какая птица считается хозяйкой ночного леса? (Сова.)

■ Какая птица живет в гнезде-корзинке? (Иволга.)

■ Какая желтая птичка с черным галстуком строит гнездо на песке и гальке? (Зуек.)

■ Какие птицы ловят насекомых на лету? (Ласточка, стриж.)

■ Какие птицы хранят верность друг другу всю жизнь? (Гуси, лебеди.)

■ Какие птицы получили названия благодаря своим клювам? (Дубонос, широконос и др.)

■ Какие птицы выводят птенцов дважды в лето? (Синицы, голуби.)

■ Гнездо какой птицы похоже на плавучий остров? (Чомги.)

■ Где строит свое гнездо пеночка? (В траве, ее гнездо похоже на шалаш.)

■ У какой птицы самый длинный язык? (У дятла.)

■ Клюв какой птицы похож на крючок? (Ястреб.)

■ Клюв какой птицы настоящий мешок? (Пеликан.)

■ Клюв какой птицы похож на сетку? (Козодоя.)

■ На какие инструменты похожи «носы» куликов? (На шило и серп (шилонос и кроншнеп-серпонос).)

■ Почему-то эту птичку так зовут, хотя никакую репу она не ловит? (Реполов.)

Блиц викторина «Из жизни птиц»

■ Птичий домик. (Гнездо.)

■ Массовое поселение птиц. (Рынок.)

■ Свисток для подманивания птиц и зверей. (Манок.)

■ Отверстие в скворечнике и домике волнистых попугайчиков. (Лоток.)

■ Руки птицы. (Крылья.)

■ Ноги утки. (Лапы.)

■ Лесной доктор. (Дятел.)

■ Пернатые вестники весны. (Грачи.)

■ Дитя любых пернатых. (Птенец.)

■ Рот и нос птицы. (Клюв.)

■ Кудахчущая наседка. (Курица, или клуша.)