08.07.2019

Самые популярные комиксы марвел. Удивительный Человек-паук: Последнее желание. В Городе грехов творятся жуткие дела


ИДЕИ И СОВЕТЫ

10 лучших комиксов и графических романов всех времен

В преддверии выхода экшенов «Лига Справедливости» DC и «Человек-паук: Возвращение домой» от Marvel мы собрали 10 лучших по версии нашей редакции комиксов и графических романов всех времен.

В течение последних нескольких дней в интернет вышли трейлеры грядущих экшенов от двух конкурирующих компаний — это «Лига Справедливости» DC и «Человек-паук: Возвращение домой» от Marvel. Мы решили вспомнить, с чего все начиналось, и собрали для вас 10 лучших по версии редакции комиксов и графических романов всех времен.

1. «Хранители» Алан Мур. DC Comics

Количество наград этого комикса можно перечислять бесконечно. Пожалуй, хватает того, что это единственный комикс в списке 100 лучших англоязычных романов 20 века по версии журнала Time. События комикса разворачиваются в альтернативной реальности, где мстители в масках тесно сотрудничают с правительством США и даже помогают им одержать победу в войне во Вьетнаме.

Авторы по-настоящему расширили границы жанра, выведя его на принципиально новый уровень, о чем свидетельствует признание произведения даже в литературных кругах. К каждому выпуску прилагаются страницы вымышленных газет, раскрывающие персонажей и события повествования.

Это своего рода рефлексия о холодной войне, мире с ядерной бомбой, сверхчеловеке и его месте в нашем мире, которая никого не оставит равнодушной.

2. «Бэтмен. Возвращение темного рыцаря» Фрэнк Миллер. DC Comics

Антиутопия Фрэнка Миллера, рассказывающая о престарелом Брюсе Уэйне, легла в основу нескольких экранизаций, это и фильмы Кристофера Нолана из одноименной трилогии, и недавний «Бэтмен vs. Супермэн: на заре справедливости».

Бэтмен в отставке уже 10 лет, на улицах бушует преступность, а в СМИ с новой силой вспыхивают споры, был ли Темный рыцарь героем или таким же злодеем, как и те, с кем он боролся? Престарелый Уэйн ищет преемника, а воспоминания о прошлом не дают ему спокойно спать по ночам.

Что он решает делать? Вы узнаете, прочитав эту графическую новеллу. Благо тут всего 4 выпуска.

3. «Гражданская война» Марк Миллар. Marvel Comics

Возможно, главная сюжетная арка в истории Марвел, включающая в себя практически всех персонажей франшизы. После трагических событий с участием молодых супергероев Правительство США требует у мстителей раскрыть свои личности, что становится причиной раздора среди людей в масках.

4. «Маус» Арт Шпигельман. Apex Novelties

Первый и пока единственный комикс, выигравший Пулитцеровскую премию. История о Второй мировой войне, жизни до и после нее, где евреи представлены в образе мышей, а фашисты в виде кошек. История для автора очень личная, его отец, Владек Шпигельман, пережил Холокост и стал во многом прообразом главного героя.

Если вы думаете, что комиксы это только про парней в латексных трико, то эта история изменит ваше мнение.

5. «Проповедник» Гарт Энис. Vertigo

Один из тех случаев, когда ужасная экранизация портит впечатление о произведении. Проповедник это круто закрученная история о Джесси Кастере — пастыре из Техаса, у которого накопилось много вопросов к этому миру, и за ответами он готов погнаться хоть на край света.

Рассуждения о добре и зле, черный юмор и саморазрушение, если для вас это не пустые слова, то вы будете в восторге.

6. «Невероятный человек паук: #655-656. No One Dies» Дэн Слот. Marvel Comics

Человек-паук получил свою популярность во многом из-за своего чувства юмора, и в выпусках с участием других персонажей он, как правило, отвечает именно за юмор. Но именно трагические события меняют его как персонажа и делают тем, кем он является.

После смерти Марлы Джеймсон Питера мучают кошмары, он вспоминает всех тех, кого он потерял за годы своей борьбы. В городе появляется новый злодей, а Паркер дает себе клятву, что больше никто не умрет.

7. «Бэтмен: убийственная шутка»

Популярность Бэтмена обусловлена не только сложной психологией персонажа, но и тем, что его враги стали не менее популярны, чем он сам. «Убийственная шутка» рассказывает историю становления Джокера — возможно, самого известного злодея современности.

8. «V значит Вендетта» Алан Мурр. Vertigo

Загадочный анархист V пытается освободить охваченную диктатурой Англию. Произведение пропитано атмосферой Оруэллской антиутопии, а сюжет за авторством Алана Мура как всегда точен и полон смыслов. У комикса есть хорошая киноадаптация с Натали Портман в главной роли, но даже участие звездных актеров не сделало фильм лучше оригинала.

9. «Город Грехов» Фрэнк Миллер

Графическая новелла стала настоящим воплощением нуара. Тут есть все элементы, присущие жанру: мрачный город, крутые парни, продажные копы и роковые женщины. Если вам близки детективные истории и старые добрые ганстеры, то эта история для вас.

10. «Шейд, изменяющийся человек» Питер Миллиган. Vertigo

Американская культура поражена вирусом, и излечить ее берется Шейд — инопланетянин, вселившийся в тело казненного маньяка, а помочь ему берется одна из жертв хозяина тела.

В ходе своего психоделического путешествия они встречаются со всеми темными сторонами американской культуры и повседневной жизни, а физический облик главного героя лишь добавляет неприятностей.

Как когда-то телевизионные сериалы и чуть позже видеоигры, комиксы стремительно теряют статус увлечения гиков и знатоков-коллекционеров - благодаря всеобщей диджитализации и мобильным приложениям вроде Comixology их читает всё больше и больше людей. Look At Me попросил экспертов и любителей комиксов составить гид для начинающих (своего рода точку входа), рассказав о самых интересных, красивых или просто любопытных тайтлах, которые стоит читать прямо сейчас. Второй из девяти сегодняшних списков: Григорий Пророков о лучших комиксах для новичков.

«Хранители»



Watchmen, DC Comics, 1987
Алан Мур, Дэйв Гиббонс

Классическое первое место во всяких надменных списках типа «5 комиксов для людей, которые ненавидят комиксы», «6 комиксов, которые лучше были бы книгами» или «10 редких случаев, когда лучше прочитать комикс, чем съесть бутерброд с сыром». «Хранителей», великий толстенный комикс Алана Мура про супергероев в отставке (его ещё любят называть «графическим романом», но запомните, друзья, - это словосочетание ничего не значит), любят представлять в виде исключения - вот, мол, один раз в примитивном жанре удалось написать хорошую вещь. Это, конечно, совсем не так; если подходить к «Хранителям» с осознанием того, что это не исключение, а так комиксы и должны выглядеть, то это идеальный пример, на что комиксы вообще способны, как искусство. Мур написал сложнейшую и многослойную историю с нелинейным повествованием, которую можно рассказать только в форме комикса и никак иначе. Может быть, читать «Хранителей», ничего не понимая в этом медиа, - сложновато, но зато впечатление он оставляет на всю жизнь. В принципе, если, перелистнув последнюю страницу «Хранителей», вы не скажете как минимум «вау» или «ого-го», то вам не то что лучше не иметь ничего общего с комиксами, вам вообще стоит держаться подальше от произведений искусства, хотя бы на расстоянии 100 метров.

«Скотт Пилигрим»


Scott Pilgrim, Oni Press, 2004-2010
Брайан Ли О’Мэлли

Как это часто бывает с комиксами, экранизация «Скотта Пилигрима» не даёт правильного представления об оригинале - так что если вы вдруг смотрели фильм, сейчас же забудьте всё, что видели. Комикс Брайана Ли О’Мэлли - это первый выдающийся роман взросления XXI века, история про незадачливого и вообще не слишком приятного канадского юношу и его друзей и о том, как он должен победить семерых бывших своей девушки, чтобы заслужить её любовь; гениальное произведение про отношения - в первую очередь, конечно, про романтические. Помимо того что «Пилигрим» зацепит кого угодно, просто потому что затрагивает общечеловеческие темы, а не рассуждает о страданиях полубогов или супергероев, он ещё ужасно круто сделан - это предельно причудливая, немного безумная постмодернистская вещь, плюющая на физические и прочие законы реальности (от этого «Пилигрима» иногда обзывают «магическим реализмом»), с кучей отсылок к мировой поп-культуре, от игр и фильмов до других комиксов и музыки.

«Понимаем комиксы»


Understanding Comics, Tundra Publishing, 1993
Скотт Макклауд

Несмотря на сомнительное селф-хелп-название, Understanding Comics - это не учебник в духе «как научиться пользоваться айпадом за пять простых уроков», а дико увлекательный и остроумный культурологический комикс, разбирающий, из чего, собственно, комиксы состоят и как они работают. Макклауд анализирует роль цвета, кадров, времени, символов и ещё кучи всего, и в итоге наглядно показывает, на что и как комиксы способны. Как точка входа в волшебный мир комиксов, Understanding Comics, пожалуй, подходит не всем, а в первую очередь людям с аналитическим складом ума. Но после того, как прочитаешь их хотя бы пару-тройку, за книгу можно смело браться; после неё мир переворачивается, как когда ты вдруг осознаёшь существование монтажа в кино или начинаешь слышать отдельные инструменты в музыке.

«Приключения Тинтина»


Les Aventures de Tintin, Casterman, Le Lombard, 1929-1986
Эрже (Жорж Проспер Реми)

На «Приключения Тинтина» (или, как обязательно заметят в комментариях, на самом деле Тентена, Тэнтэна или Тантана, - в общем, что-то очень французское) впору лепить наклейку «подсаживает на комиксы вот уже несколько поколений подряд!» Каждый второй человек в России, читающий комиксы, в начале своего пути натыкался на книги Эрже про приключения газетного репортёра - и был моментально покорён. Это чистые, аккуратные, но всё равно дико захватывающие детективные истории. Комиксы, конечно, прошли долгий путь с тех пор, как Эрже писал про Тинтина, и читать «Приключения Тинтина», чтобы врубиться в жанр, - это, наверное, как смотреть «Планету обезьян», чтобы полюбить кино. Великий фильм (You maniacs! You blew it up! Ah, damn you! God damn you all to hell!), но сорок пять лет, прошедших с его выпуска, дают о себе знать. Впрочем, в том, чтобы начать своё знакомство с комиксами с «Тинтина», есть определённый резон - он увлекательный, да ещё и даст понять, откуда у всего прочего растут ноги.

«Соколиный глаз»


Hawkeye, Marvel Comics, 2012 - сейчас
Мэтт Фрэкшен, Дэвид Аджа

Hawkeye Мэтта Фрэкшена наверняка будет у кого-нибудь ещё в списке, но без него сейчас никак: это главная радость 2013 года для всех людей, читающих комиксы и не отторгающих продукцию компании Marvel. Это новая (если кому-то интересны технические подробности, четвёртая) серия про Соколиного глаза, члена Мстителей, которого в фильме играл Джереми Рэннер - парень без суперспособностей, с луком и стрелами сражающийся плечом к плечу с Тором, Железным человеком и другими. Фрэкшен сделал из его сольной серии гениальный постмодернистский комикс, вдохновлённый шпионскими фильмами 70-х, ироничный, трогательный и совершенно невероятно нарисованный; на каждый выпуск Hawkeye попадается пара таких страниц, от которых отвисает челюсть. Для новичков он подходит идеально - тут не надо ничего знать ни про Соколиного глаза, ни про вселенную Marvel. И несмотря на то что в Hawkeye пока всего дюжина номеров, любой из них можно взять и прочитать отдельно - почти в каждом есть маленькая законченная история. Некоторые друзья говорят, что у меня слишком много футболок с героями комиксов и вообще персонажами поп-культуры. Наверное, это так. Но я уже знаю, кто будет на следующей.

«Бэтмен: год первый»



Batman: Year One, DC Comics, 1987
Фрэнк Миллер

Главная проблема супергеройских комиксов - никогда не знаешь, откуда именно начать читать, а если начинаешь, оказывается, что неплохо бы разбираться в гигантской предыстории, знать тьму событий и имен. Тут вроде бы должны помогать origin stories, собственно, истории о том, как супергерой стал тем, кем стал, но они в большинстве случаев написаны в дикие 40-е или 60-е или плохо переписаны позже. Тут есть, конечно, исключения, например Batman: Year One Фрэнка Миллера. В 80-е годы Миллер «взорвал» мир комиксов тем, что показал: кроме весёлых цветов радуги можно ещё рисовать серым, коричневым и чёрным, а супергерои могут быть пенсионерами и разговаривать страшными голосами, в общем, сделал всё серьёзным и мрачным. У Миллера все обычно советуют The Dark Knight Returns - собственно, историю про постаревшего Бэтмена, но, для того чтобы в принципе начать читать комиксы (и комиксы про Бэтмена в частности), идеально подходит именно Year One, рассказывающий о том, как, собственно, Брюс Уэйн решил надеть костюм летучей мыши. От него можно пойти и дальше: например, к блестящей дилогии Dark Victory и Long Halloween Джефа Лоеба и Тима Сейла, отчасти продолжающей Year One.

«Y: Последний мужчина» /
Ex Machina


Y: The Last Man, Брайан Вон, Пиа Гуерра, Vertigo, 2002-2008
Ex Machina, Брайан Вон, Тони Харрис, DC Comics/Wildstorm, 2004-2010

Идеальный вариант для любителей больших и серьёзных телесериалов: две длинных и, к счастью, законченных комикс-серии Брайана Вона (который, кстати, какое-то время был сценаристом «Лоста»). Y: The Last Man - про то, как на планете умерли все млекопитающие (а значит, и люди) мужского пола, кроме главного героя и его обезьянки. Ex Machina - про супергероя, мэра Нью-Йорка, способного разговаривать с техникой. Оба - абсолютно невероятные, одни из лучших комикс-серий последних десяти лет. Вон, с одной стороны, умеет цеплять, как никто другой, подсовывая кучу тайн и вопросов и почти каждый номер заканчивая мощным клиффхэнгером (так что если будете браться читать одно или другое, берите сразу все выпуски, остановиться будет очень сложно), с другой - очень серьёзно и глубоко размышляет на сложные темы. Y: The Last Man - сильнейшее высказывание на тему взаимоотношения полов в современном мире, Ex Machina - размышление о природе власти. Главное отличие от большинства сериалов - ни в одном из двух комиксов никто не прыгает через акулу, они ни на секунду не провисают, не обрываются на неожиданном месте, не портят всё идиотской последней серией и вообще не разочаровывают.

«Призрачный мир»


Ghost World, Fantagraphics Books, 1997
Дэниел Клоуз

Классика андерграундных комиксов; как и «Скотт Пилигрим», это coming-of-age история, только про двух циничных девушек Энид и Ребекка, гораздо более меланхоличная. «Призрачный мир» - отличный способ понять, что в комиксах, как и в любой другой форме искусства, история и сюжет не всегда играют главные роли, и помимо есть ещё куча всего. В «Призрачном мире», по сути, ничего такого не происходит, Энид и Ребекка разговаривают и шляются по неназванному небольшому американскому городку, в котором живут, но произведение получается сильнейшее.

«Кальвин и Хоббс»



Calvin and Hobbes, Andrews McMeel Publishing, 1985-1995
Билл Уотерсон

Если вдруг так случилось, что вы комиксы вообще никогда в глаза не видели и плохо представляете, что это такое, самый простой вариант разобраться с этим медиа - стрипы. Это короткие, чаще всего смешные комиксы на несколько кадров, раньше много печатавшиеся в газетах, теперь перекочевавшие в интернет. «Гарфилд», Peanuts (это который про Чарли Брауна и Снупи), «Дилберт» и другие, вариантов - масса. «Кальвин и Хоббс» Билла Уотерсона - про маленького мальчика Кальвина и его живого игрушечного тигра Хоббса, один из лучших вариантов; он смешной, умный и философский. И как это часто бывает со стрипами, «Кальвина и Хоббса» можно смело читать целой книгой, короткие стрипы собираются в большие истории. Помимо того что «Кальвин и Хоббс» - это хороший способ понять, как вообще читать комиксы, Уотерсон ещё довольно ловко и ненавязчиво экспериментирует с формой, так что, читая его, можно подготовить себя к более сложным вещам.

«Маус»


Maus, Raw, 1991
Арт Шпигельман

Наконец, самый тяжеловесный вариант: почему бы не начать разбираться в комиксах сразу с самого великого - с того, который вытрясет из вас душу, перевернёт мир, и ещё долгое время после его прочтения вы не сможете думать ни о чём другом?.. «Маус» - пока единственный комикс, получивший премию Пулитцера, это история о том, как родители Арта Шпигельмана пережили Холокост, записанная со слов отца. Евреи тут нарисованы в виде мышей, нацисты - в виде кошек. Не знаю, что ещё можно сказать про «Мауса». Хватит листать списки, идите и прочитайте его.

Интерес к комиксам в нашей стране сильно вырос – во многом благодаря голливудским хитам и популярному сериалу «Ходячие мертвецы». Если эта культура уже давно и прочно прижилась в Америке (лучшие комиксы о Супермене или Бэтмене царят на штатовском рынке уже десятки лет), то наши родители и слыхом не слыхивали о графических романах.

Кстати, многие спрашивают – в чем отличие между комиксами и графическими романами? В общем-то, ни в чем, разве что графические романы обычно издаются в виде не журнала, а книги. Суть остается той же: многочисленные «мультяшные» рисунки, сопровождаемые текстом (которого мало). Сегодня мы познакомим вас с Топом-10 самых лучших комиксов всех времен (изданных в формате романа).

Бэтмен, зомби, хранители: лучшие комиксы, изданные в формате графических романов

У него семь имен: Песочный человек Геймана

Сейчас все заядлые телеманы (в нашем случае это люди, любящие и ценящие шедевральные сериалы) замерли в ожидании экранизации романа Нила Геймана «Американские боги». Кроме прозы Нил занимается и работой над комиксами, лучший из них – «Песочный человек», переживший несколько изданий (в том числе четырехтомник в твердом переплете и цикл из десяти книжек с мягкой обложкой). Заглавный герой серии (ее еще называют «комиксом для интеллектуалов») – сверхъестественное существо Сандмен. Он известен под разными именами: Морфей, Смерть, Дрёма, Бред, Желание, Судьба, Отчаяние. В сюжете комикса тесно переплелись символизм, мифология, хоррор, история.

Джокер как трагическая фигура: убийственная шутка

Графический роман Алана Мура «Бэтмен: Убийственная шутка» – редкий случай, когда Джокер показан не просто законченным психопатом и безжалостным садистом, а трагической фигурой. Он потерял свою семью, его обманули злые люди, случайно превратившие неплохого парня в сумасшедшего. Это один из лучших комиксов из серии «Бэтмен», причем Темный рыцарь здесь отходит на второй план: главный герой – Джокер.

Аркхем Асилум: Скорбный дом на скорбной земле

Оригинальный графический роман «Бэтмен: Аркхем Асилум. Скорбный дом на скорбной земле» был одним из наиболее готичных и лучших комиксов серии. Он вдохновил создателей популярных игр про Бэтмена и других авторов комиксов на годы вперед. Роман рассказывал об истории создания психлечебницы, его строителе Амадее Аркхеме, обо всем сверхъестественном, что скрыто в темных коридорах психушки. Однако издание комикса, приуроченное к 25-й его годовщине, оказалось просто непревзойденным – благодаря писателю Гранту Моррисону.

В мире ходячих мертвецов нужно быть начеку

В октябре 2003-го года увидел свет первый том графического романа «Ходячие мертвецы» Роберта Киркмана. Это один из лучших комиксов современности, поэтому работа над ним продолжается. В 2010-м году комикс о шерифе Рике Граймсе, его родных и друзьях, пытающихся выжить после зомби-эпидемии, получил премию Айснера, в том же году состоялась премьера одноименного сериала – «Ходячие мертвецы» идут уже седьмой сезон и не сбавляют темпа. К слову, Киркман не так давно объяснил, почему герои употребляют термины «ходячие», «гнилые» и «кусачие». Оказывается, персонажи живут во вселенной, где понятие «зомби» (а также книг и фильмов о них) не существовало.

300 против тысяч

О графическом романе «300» слышали практически все – ведь это произведение Фрэнка Миллера было экранизировано Заком Снайдером. Главных героев пеплума – царя Леонида и его антагониста Ксеркса – сыграли Джерард Батлер и Родриго Санторо. «300 спартанцев» – почти идеальная адаптация комикса, рассказывающая о противостоянии воинов Спарты и персов, сошедшихся в кровавой Фермопильской битве.

Джек Потрошитель явился в Лондон из ада

Алан Мур – легендарный автор лучших комиксов, так что его имя еще не раз появится в нашем рейтинге. Черно-белый очень мрачный графический роман «Из ада» воскрешает смутные дни конца XIX века, когда в беднейших кварталах Лондонского Ист-Энда орудовал Джек Потрошитель. Это одна из жутких страниц викторианской эпохи, и хотя жертвами маньяка стали не знатные леди, а уайтчепельские проститутки, до сих пор преступления Потрошителя будоражат воображение. Комикс Мура описывает эти события, приводя точный характер злодеяний и следуя за полицейским Эберлайном. В 2001-м году в Голливуде поставили фильм по комиксу, главную роль в ленте «Из Ада» сыграл Джонни Депп .

V – значит «вендетта»: террорист против тоталитаризма

И снова – Алан Мур, и его антиутопический комикс «V – значит «вендетта». Главный персонаж романа – тот самый V, который пытается бороться с профашистским тоталитарным режимом, воцарившимся в Великобритании недалекого будущего. Правительство преследует иноверцев, геев, нелегальных иммигрантов. V активно противостоит ему – борец с режимом замыслил взорвать Парламент. Он даже носит маску своего далекого предшественника, который тоже пытался устроить взрыв, – Гая Фокса. Комикс был перенесен на большой экран, в фильме снимались Хьюго Уивинг и Натали Портман .

В Городе грехов творятся жуткие дела

Популярный автор Фрэнк Миллер стал сорежиссером Роберта Родригеса, когда американский постановщик мексиканского происхождения взялся адаптировать комиксы из цикла «Город грехов». Недаром криминальные истории этой серии считаются лучшими комиксами в своей нише. Кто видел фильм, тот наверняка был впечатлен этим кровавым нуаром и запоминающимися персонажами, включая Желтого ублюдка Рорка младшего (в кино его играл Ник Стал), маньяка Кевина (Элайджа Вуд) и отчаянного Марва (Микки Рурк).

Темный рыцарь возвращается, усталый и разочаровавшийся

Третий, самый лучший, комикс Фрэнка Миллера из этого топа «Темный рыцарь возвращается» оказал огромное влияние на другие комиксы, видеоигры и фильмы. Именно этот графический роман стал основой трилогии Кристофера Нолана «Темный рыцарь» с Кристианом Бэйлом и вдохновил Снайдера на съемки картины «Бэтмен против Супермена: На заре Справедливости». Произведение Миллера показывает Бэтмена очень возмужавшим и многое пережившим. Он старше, мрачнее и слегка устал от борьбы со злом.

Хранители не дадут этому миру погибнуть

Замыкает топ лучших комиксов роман авторства Алана Мура (и его тоже экранизировал Зак Снайдер) – «Хранители». О качестве этого комикса говорит такой факт: «Хранители» вошли в список «100 лучших романов всех времен» (единственный комикс, удостоенный подобной чести). Во вселенной этого романа действуют мужественные супергерои (Ночная сова, Доктор Манхэттен, Шелковый Призрак и другие), а действие происходит в альтернативной нуарной реальности. Кстати, одного из персонажей, Комедианта, в блокбастере играет Джеффри Дин Морган (он же – новый харизматичный антагонист в сериале «Ходячие мертвецы»).

The Village продолжает пропагандировать эффективное самообразование. На этой неделе мы вместе с экспертами разбираемся, чем комиксы отличаются друг от друга и какие лучше всего читать в первую очередь, если раньше не доходили руки.

Василий Шевченко

совладелец магазина комиксов «Чук и Гик»

Поскольку комиксы в России - довольно молодое явление, оно пока ещё существует без каких-то сложившихся правил. Это и здорово: человек подходит к этому миру максимально открытым, может интересоваться разными жанрами и форматами, почитать понемногу всего, а потом уже выбрать то, что нравится. Комиксы бывают, в принципе, для всех. И не совсем верно, что из них обязательно нужно вырасти: не более, чем из какого-то другого культурного медиума. Комиксы не являются промежуточной стадией между картинкой и книжкой, это самостоятельное явление.

Есть известные ошибки, которые делают люди, которые ничего не знают. С ними можно немножко побороться, но без занудства.

Первая важная мысль , которая должна прозвучать, когда мы начинаем говорить о комиксах: это формат, а не жанр. С помощью комикса можно рассказать какую угодно историю. Супергеройские - это самый популярный формат, но есть ещё биография, фантастика, детективы и всё что угодно.

Ещё одна известная терминологическая ошибка . Бывают комиксы разных стран: американские, французские (BD, или bande dessinée, - рисованный стрип) и азиатские (манга). И это всё комиксы, существующие каждый в своём мире.

Третье - форматы , в которых комиксы издаются. Бывают ежемесячные - журнальчики на 32 страницы, то, что обычно себе представляешь, когда слышишь слово «комикс». Есть сборники от 120 до тысячи страниц, объединяющие любое количество этих тонких комиксов. Ещё есть графические романы, которыми зачастую просто пытаются называть чуть более умные комиксы. В принципе, единственное отличие этого формата - он никогда не выходит в тонкой тетрадке. Сказать «я не читаю комиксы, а читаю только графические романы» - это то же самое, что сказать «я не смотрю сериалы, а смотрю только мини-сериалы».

И ещё одна большая ошибка - не стоит пытаться читать комиксы по издательствам. Такое деление уже устарело. На самом деле это коммерческое объединение самых разных авторов. В Marvel есть патетическая супергероика, а есть инди-комиксы. Хороший читатель не боится разных издательств и жанров.

Не нужно и бояться и самих магазинов комиксов. Я не могу отвечать за все, но мне кажется, они существуют не только для тех, кто уже всё знает. Мир комиксов бесконечен.

К сожалению, сейчас нет сайта, на котором бы собирались все анонсы, новости и аналитика по комиксам. Это классная ниша, которая абсолютно никем не занята. Если представлять индустрию комиксов как некоторую общность издателей, продавцов, читателей и аналитиков, то сейчас сильнее всего отстают аналитики и пресса. Комиксы, как и любой вид искусства, требуют экспертного мнения.

Почему-то никто не спорит с тем, что нужно узнать хорошую оперу, чтобы её полюбить. Так же и здесь. Нужно начинать с хороших комиксов и затем выбирать те, что ближе по духу. Как показывает практика, лучше воспринимается то, что доступно на русском языке.

17 комиксов, которые стоит прочитать,
если ничего в них не понимаешь

«Маус»

Единственный комикс, получивший Пулитцеровскую премию. Пример того, как в жанре комикса можно делать произведения о чём угодно, в данном случае - о холокосте, об опыте переживания и общения с людьми, пережившими эту трагедию.

«Сага»

Если описывать в не самом удачном формате - это «Автостопом по Галактике» встречается с «Ромео и Джульеттой». Сейчас «Сага» - один из самых классных современных комиксов, новый science-fiction, смешной, драйвовый и про любовь.

«Скотт Пилигрим»

Серия комиксов о жизни 23-летнего канадца Скотта Пилигрима, который должен победить семерых бывших своей девушки. Пожалуй, главный подростковый комикс 2000-х, который очень чётко работает и даёт массу отсылок к современной поп-культуре.

«Малыш Немо»

Винзор МакКей - первый человек, который стал экспериментировать с комиксами. Мало того что он был одним из пионеров формата («Малыш Немо» создавался в начале XX века), он ещё и подробно изучал комикс как явление. Книга представляет собой газетные страницы, на которых МакКей экспериментировал с изображением миров и фантазий.

«Персеполис»

Важный сейчас независимый комикс в автобиографическом жанре. История про иранскую девочку, которая росла во время Исламской революции и войны с Ираком. Она рассказывает, каково это - взрослеть на фоне трансформации общества во всё более закрытое.

«Песочный человек»

Признанный культовым комикс Нила Геймана о повелителе сновидений, выходивший с конца 80-х. Наряду с «Хранителями» и «Возвращением Тёмного рыцаря» он поспособствовал тому, что комиксы стали считать серьёзной литературой.

«Хеллбой»

История о демоне - исследователе паранормальных явлений. В некотором роде микс из мифов и сказок под супергеройской оболочкой с историями из Библии, поэм Эдгара Аллана По и слухов о нацистской космической программе.

«Хранители»

Действие «Хранителей» разворачивается в 1980-х годах в США в альтернативной реальности. Все события отличаются от событий в нашем мире только одним: здесь действуют костюмированные герои. «Хранители» - один из главных бестселлеров мира комиксов и единственный графический в списке ста величайших романов по версии журнала Time.

«Молодые Мстители»

Настоящий подростковый комикс с шутками про Tumblr и Twitter, милыми гей-парами и рисунками, которые делают сюжет похожим на реалити-шоу. Перевод первых пяти из серии вышел совсем недавно в небольшом издательстве комиксов Jellyfish Jam.

«Приключения Тинтина»

Один из самых популярных европейских комиксов XX века авторства бельгийского художника-самоучки Эрже. Серия аккуратных детективных историй, где главным героем выступает газетный репортёр Тинтин.

«Босоногий Гэн»

Манга Кэйдзи Накадзавы рассказывает историю жизни шестилетнего мальчика Гэна и его семьи до и после атомной бомбардировки Хиросимы. Считается одним из важнейших антивоенных произведений второй половины XX века.

«Бэтмен. Лечебница Аркхем»

Иконическое издание, непохожее на другие комиксы о Бэтмене и о супергероях вообще. История о путешествии Бэтмена по больнице, где содержатся его злейшие враги вроде Двуликого, Пугала, Безумного Шляпника и Джокера.

Ещё недавно комиксы у нас находились в тени. Спросом пользовались либо глубокомысленные графические истории для кучки продвинутых фанатов, либо простенькие супергероические сказочки для малышни. Но буквально за два года ситуация в корне изменилась. Комиксы наконец-то вошли в моду, и «Мир фантастики» тоже пишет о них всё чаще.

Что особенно приятно, издатели взялись за признанную классику, которая ещё не выходила на русском. Результат - огромное количество «десяток» в рецензиях. Хотя первое место занял относительно молодой комикс.

10. Песочный человек: Пора туманов

Нил Гейман

Пожалуй, ни одно продолжение комикса так не ждали в России, как четвёртый том «Песочного человека». «Эксмо» выпустило три тома мифологического фэнтези от Нила Геймана - и остановилось. Но и у вечного ожидания есть конец: лицензия досталась «Азбуке», и ещё два тома «Песочного человека» вышли на русском.

Мы наконец-то получили одну из самых впечатляющих историй о боге снов Морфее. О том, как Сон вновь спустился в ад, чтобы спасти женщину, которую любил. И о том, как владыка ада Люцифер оставил свой пост, а боги всех пантеонов участвовали в аукционе за его место. Именно этот том заложил основу для спин-оффа «Люцифер», который, вот ирония, появился на русском раньше.
А в том же году «Азбука» выпустила и пятый том, «Игра в тебя», - историю о мире «Сэндмена», в которой Морфей уже не главный герой.

9. Королевы Крыс. Том 1. Нахальство и магия

Кёртис Виб и Рок Апчерч


Комикс о четырёх безбашенных воительницах, живущих в типичном AD&D-модуле, не оставит равнодушным даже тех, кто знаком с настольными ролёвками лишь понаслышке. Отличный рисунок, ламповая атмосфера и бодрый экшен прекрасно дополняют главное достоинство этого комикса - чудесный юмор, ориентированный на гиковскую аудиторию.

По этому комиксу в ближайшие годы планируется мультсериал, который наверняка превознесёт популярность «Королев» до небес. Но российские фэны могут гордиться тем, что читали этот комикс, когда он ещё не стал мейнстримом.

8. Вика. Ярость Оберона

Оливье Ледруа

Приятно, что в этом году издатели комиксов начали обращать внимание не только на классику супергероики, но и на современные европейские комиксы. Показателен первый графический роман издательства «Фантастика Книжный Клуб» - «Вика» француза Оливье Ледруа, известного у нас по серии «Реквием. Рыцарь-Вампир».

«Вика» - относительно новая работа Ледруа, вышедшая на языке оригинала в 2014 году. Потрясающий рисунок, стилизованный под барокко, полный деталей, которые можно разглядывать бесконечно, увлекательная история феи, чей родной замок уничтожил правитель Волшебной стороны Оберон, большой формат, качественное издание - будем надеяться, что таких комиксов в новом году станет ещё больше.

7. Бэтмен: Год первый

Фрэнк Миллер, Дэвид Маццукелли


Фрэнк Миллер уже вписал своё имя в историю Бэтмена, сочинив блестящую мини-серию «Возвращение Тёмного рыцаря». Немудрено, что именно Миллеру издательство DC Comics доверило написать сюжет о становлении своего знаменитого супергероя. При этом на первый план выведен Джим Гордон, чьими глазами читатели видят начальные шаги Бэтмена, который ещё с трудом справляется даже с обычными преступниками.

Получился великолепный комикс, с честью прошедший проверку временем и обязательный к прочтению каждому, кто хоть немного интересуется Брюсом Уэйном и его вселенной.

6. Сказки

Билл Улингхэм


Да, выхода этого комикса мы ждали со времён первого эпизода игры The Wolf Among Us. Нетривиальная, многогранная, взрослая история с персонажами из детских сказок. Их переселили в реальный мир и заставил испытать на себе его влияние: Прекрасный принц превратился в серийного жиголо, Белоснежка насмерть разругалась с сестрой, у Красавицы и Чудовища по швам трещит семейная жизнь…

«Сказки» подкупают смачными персонажами и диалогами, массой нетривиальных ситуаций и сюжетных ходов, а также способностью автора одновременно развлекать и поднимать серьёзные темы.

5. Звёздные войны. Дарт Вейдер и тюрьма-призрак

Хейден Блэкман, Августин Алессио



Одна из лучших мини-серий комиксов, выпущенных в рамках Расширенной вселенной. Эта увлекательная история о заговоре против императора Палпатина, где Дарт Вейдер выступает в роли следователя, захватывает с первых же страниц и держит в напряжении до самого финала. Очень яркими и интересными получились главные персонажи комикса.
Сценаристу удалось здорово воспроизвести мрачную и жестокую атмосферу Империи. Рисунок комикса очень зрелищен и самобытен, а боевые сцены просто великолепны. Вдобавок комикс отлично подходит для читателей, которые только начинают знакомство со «Звёздными войнами».

4. Блэксэд

Хуан Диас Каналес, Хуанхо Гуарнидо


Жемчужина европейских, да и мировых комиксов - как по содержанию, так и по графическому исполнению: каждый кадр «Блэксэда» - произведение искусства. Действие происходит в мире антропоморфных животных, а сюжет по форме - классический нуарный детектив. Кот Джон Блэксэд работает частным детективом и расследует убийство своей бывшей возлюбленной…

Главное достоинство этого комикса - невероятно глубокая проработка мира и населяющих его персонажей. Российское издание получилось просто отличным. Правда, оно было бы ещё лучше, если бы вся эта небольшая комикс-серия вышла одним сборником.

3. Супермен: Все звёзды

Грант Моррисон, Фрэнк Куайтли


Блестящий комикс о последних днях Человека из стали, который узнаёт, что жить ему осталось недолго. Такая завязка позволяет Моррисону показать несокрушимого Супермена с непривычной точки зрения - как почти обычного человека, оказавшегося перед лицом неминуемой смерти.

При этом комикс не может пожаловаться на дефицит приключений - как раз наоборот, это один из самых увлекательных и напряжённых сюжетов о Супермене. Но подвиги супергероя - лишь фон для очень драматичной, трогательной и эмоциональной истории об истинной сути Человека из стали. Невероятно сильное и многогранное произведение, получившее немало премий.

Джеф Лоэб, Тим Сэйл


В минувшем году на русском вышло сразу несколько отличных комиксов о приключениях Бэтмена и о буднях сурового города Готэм. Но среди ряда ярких графических историй самой выдающейся был «Долгий Хэллоуин».

Бэтмен здесь выступает как детектив, который не просто сражается со злодеем, но и проводит настоящее расследование. Автор создал запутанный триллер, где подробно показан мафиозный мир Готэма. А ещё читатель узнает, почему доблестный прокурор Харви Дент превратился в суперзлодея Двуликого. «Долгий Хэллоуин» оказал огромное влияние на Кристофера Нолана — тот создал свою трилогию о Тёмном рыцаре, опираясь в первую очередь на этот комикс.

Джон Лэйман, Роб Гиллори



Комикс «Жуй» (Chew) посвящён нетривиальному детективу Тони Чжую, который расследует преступления, «видя» прошлое только что съеденного продукта. А еда в здешнем мире имеет огромное значение. Он напоминает Америку «сухого закона» — только многочисленные запреты касаются не алкоголя, а продовольствия. «Жуй» - это безумная смесь разнообразных жанров. Это и детектив, и триллер, и чёрная комедия.

Авторы комикса создали цельную, самобытную и стильную историю, которая привлекает внимание персонажами, сеттингом, сатирой на актуальные события, отсылками к знаменитым полицейским сериалам и литературным детективам. Похвалы заслуживают и персонажи. Ну и издательство XL Media отменно потрудилось, выпустив шикарную книгу большого формата, на качественной бумаге и с приятным переводом.