23.08.2019

Самая большая в мире самоходная нефтедобывающая платформа «Eirik Raude. Как это сделано, как это работает, как это устроено


Человек построил мегасооружение нефтегазовой промышленности - газовая платформа Troll-A.

Это одна из самых крупнейших в мире газовых платформ, гигант северного моря. Внутри этой конструкции сокрыто множество инновационных разработок, предотвращающих катастрофы. Это сооружение не только величественное чудо инженерной мысли, но и самый большой объект, когда-либо перемещенный человеком по поверхности Земли.


Для устойчивости половина платформы была затоплена, но и оставшаяся над водой часть производила сильное впечатление. Затем несколько буксиров на протяжении 7 дней транспортировали Тролл на место её будущего функционирования.


Обычно опоры платформы транспортируются отдельно, и затем - поддержанные специальными кораблями устанавливаются на место. В случае Troll-A, однако, целая платформа была собрана в одном местоположении, и затем перемещена к морю. Платформа буксировалась более чем 200 километров от Ватса в северной области Рогаланд, к области Тролл, в 80 километрах к северо-западу от Бергена. Буксировка заняла семь дней.


Платформа стоит на морском дне на 303 метра ниже поверхности моря. В одной из бетонных цилиндрических опор есть лифт, который за девять минут доставляет работников и технический персонал к морскому дну.


Стенки опор Тролля более чем 1 метр толщиной сделанный из стального железобетона, сформированного в одном непрерывном потоке. К этим четырем стойкам присоединяется железобетонная коробка, связывающая их, у которой есть специальная функция демпфирования нежелательных потенциально разрушительных резонансов от землетрясений и волн.


Каждая опора также подразделена вдоль ее длины на независимые водонепроницаемые отсеки. Используется группа из шести 40-метровых вакуумных якорей, держащих установку на морском дне.






В 1998 году мир потрясла страшная весть. Было объявлено о громком проекте запуска 100 советских межконтинентальных баллистических ракет СС-18. Запуск должен был состояться не с территории России, а с нефтяных платформ, находящихся в Северном море.

При этом вместо ядерных боеголовок на ракетах планировалось установить три телекоммуникационных спутника, которые должны был выйти на низкую орбиту. А красную кнопку на нефтяной платформе в Северном море должен был нажать президент компании Microsoft Билл Гейтс (Bill Gates), поэтому история вызвала скорее удивление, а не страх.

Билл Гейтс попытался реализовать новый проект в телекоммуникационной сфере. Целью было запустить в космос несколько сотен спутников с помощью большого количества СС-18, которые Гейтс купил в России. СС-18 — стратегическое ядерное оружие. СССР поставил их на вооружение в 1975 году и долго использовал в качестве своего козыря.

В соответствии с российско-американским соглашением СНВ-1 эти ракеты должны были быть уничтожены. Однако на них нашелся покупатель — так и уничтожать их не пришлось, и в руки террористов они не попали. Однако Гейтс в итоге отказался от своего проекта, поскольку благодаря развитию технологий появились новые телекоммуникационные возможности.

Я вспомнил об амбициозном проекте Билла Гейтса, когда услышал о том, что Китай активно строит газодобывающие платформы вдоль японско-китайской разграничительной линии в Восточно-Китайском море. Если баллистические ракеты можно запускать с платформ в Северном море, значит подобные ракеты можно разместить и на платформах в Восточно-Китайском море.

Министр обороны Японии Гэн Накатани (Gen Nakatani) согласен: он заявил о возможности использования платформ в военных целях.

Есть опасения, связанные с тем, что Китай будет добывать газ на японской территории, поскольку при добыче газа на морском дне бурение осуществляется в разные стороны. Более того, на платформах можно разместить военные радары, а также использовать их в качестве военных баз для запуска вертолетов и разведывательных беспилотников. В ноябре 2013 года КНР в одностороннем порядке объявила о создании опознавательной зоны ПВО, однако зона покрытия радаров, расположенных на территории Китая, не включала этот регион.

По информации источника в правительстве, после июня 2013 года Китай более чем в два раза увеличил количество газовых платформ в Восточно-Китайском море. Первые четыре платформы, включая «Сиракаба», были построены в 1998 году.

При этом количество газа, которое Пекин планирует добывать в 2016 году, не соответствует количеству газовых платформ, что заставляет прийти к выводу, что они будут использоваться в военных целях.

Министр обороны Накатани подчеркнул, что если разместить на платформах радары, то будет покрыт весь регион. Он высказал свое несогласие с подобными действиями Китая.

По мнению военных экспертов, морские платформы Китая не представляют стратегической опасности. Однако если разместить там ракеты, это может стать реальной угрозой Японии и рычагом воздействия на внутриполитическую ситуацию в стране.

При этом крайне странно, что администрация Абэ до сих пор не сделала никаких официальных заявлений. В ноябре прошлого года состоялась встреча глав Японии и КНР. Несмотря на протесты со стороны премьера Абэ, китайская сторона отказалась закрыть проект. В Японии правительство неоднократно критиковали за подобное мягкое отношение к Китаю. Какие же эффективные меры можно принять в связи со сложной обстановкой в области безопасности- Правящая и оппозиционная партии должны выработать правильное решение, которое будет учитывать интересы Японии.

Это сооружение не очень то и похоже на корабль, но это судно, которое построено для походов за нефтяными и газовыми ресурсами холодной северной Атлантики и бурения на глубине более 3000 метров. Плавучий город на сваях с мужчинами и женщинами на борту и названый в честь короля викингов Эрика Рыжего безрассудно заплывает в самую опасную часть северной Атлантики, где рождаются штормы.

Относится к классу глубоководных, полупогружаемых самоходных нефтедобывающих установок и бороздит океаны в поисках нефти и газа 24 часа в сутки. Все члены экипажа на борту корабля работают посменно по 12 часов. А через 21 день отправляются на отдых. Он состоит из четырех групп: 1) инженеры; 2) экипаж корабля; 3) буровая бригада; 4) обслуживающий персонал. Но все они члены одного сообщества. Атлантика суровое место. Ветер, качка, лед, туман все это присутствует в полной мере. Люди привыкли к экстремальным условиям работы. Для поддержания постоянной готовности на корабле проводятся учения.

« Eirik Raude » самое большое нефтедобывающее судно в мире . Этот огромный корабль принадлежит и находится на обслуживании норвежской компании «Ocean Rig », которая работает по всему Атлантическому океану. Морское судно оборудовано всеми необходимыми системами для нахождения в водах круглый год, где высота волн может достигать уровня палубы. Стоимость строительства установки обошлось владельцам в 498 миллионов долларов, но они не переживают по этому поводу ведь « Eirik Raude » зарабатывает в среднем 53 миллиона долларов США в год .

погода в Норвежском море

волны достигают 20 метровой высоты

Места работ Flemish Pass, Sable Island, North Sea. Некоторые компании, например мировая газовая корпорация «EnCan a» арендуют платформу « Eirik Raude » для добычи нефти и газа. Аренда в сутки составляет 250000 долларов США.

самая большая в мире самоходная нефтедобывающая платформа «Eirik Raude»

«Eirik Raude» завершение строительства

«Eirik Raude» абсолютно самоходная буровая установка

нефтедобывающая платформа «Eirik Raude» выдержала столетний шторм, где скорость ветра достигала 90 узлов

«Eirik Raude»

морское судно «Eirik Raude» в порту

морское судно «Eirik Raude»

На одном из этапов строительства нефтедобывающую платформу « Eirik Raude » из Китая в Мексику доставляли в 1998 году на транспортном судне « ». Затем на судостроительном заводе в Миссисипи были достроены остальные части корабля. На борту проходит около 400 км электрических кабелей соединяющие все системы между собой.

Морское судно передвигается благодаря погруженным в воду понтонам обеспечивающие устойчивость и электромеханическим движителям фирмы «Rolls-Royce» типа « ». Стабильное положение судну, когда оно бурит скважину, обеспечивает система GPS. В совокупности это очень эффективная система для - помогает оставаться на месте при любых погодных условиях. Все системы на борту « Eirik Raude » продублированы. Нефтедобывающее судно сжигает 12000 литров топлива в сутки. Как у каждого судна есть якорь , здесь их четыре типа «Bruce » и каждый весом 22 тонны, длина якорной цепи 1000 метров.

судно «Eirik Raude» имеет четыре якоря типа «Bruce»

На борту находится передвижной беспилотный аппарат, который выполняет опасную работу, которую раньше выполняли водолазы. Когда месторождение обнаружено и отмечено начинается процесс бурения. Собирается труба из пустотелой буровой стали с буром на конце, и опускается на дно. Каждая секция имеет длину 27 метров и весит около тонны. Буровой раствор прогоняется по этой трубе под давлением, чтобы охладить и смазать бур во время бурения первых двух секций скважины. Когда первые пробы почвы подтверждаются, что бурение будет проводиться в нужном месте, вниз опускается обсадная труба больших размеров, которая обеспечивает твердый фундамент. Она состоит из герметичных прокладок и насосов, которые идут до самого устья скважины. Морской трубопровод - труба еще большего диаметра установлена над бурильной трубой и соединяет между собой буровую станцию и устье скважины. Эта труба закреплена на судне с помощью телескопического жгута, который может подниматься и опускаться вместе с океанской волной.

схема добычи нефти и газа буровой платформой

Рис. 1. Схематическое положение нефтегазового месторождения Тролль на карте Северного моря

Нефтегазовое месторождение Тролль расположено в Северном море на шельфе западного побережья Норвегии в 100 км на северо-запад от г. Берген (рис. 1).

В тектоническом отношении данная часть территории находится в пределах платформы Хорда, ограниченной с запада грабеном Викинг, а с востока - каледонидами континентальной части Норвегии. Структурный план платформы определяется рифтовой системой, которая была заложена в пермо-триасе и активно развивалась в юре (рис. 2).

Месторождение Тролль приурочено к поднятию Берген, которое располагается на северо-западной оконечности платформы Хорда в непосредственной близости от восточной границы грабена Викинг. Основные запасы газа (около 90%) связаны с формацией Согнефьорд (Sognefjord), которая входит в состав верхнеюрской серии Викинг. Другими газосодержащими породами являются хорошо проницаемые песчаники юрских формаций Кроссфьорд (Krossfjord), Фенсфьорд (Fensfjord) и Хизер (Heather), также входящие в состав серии Викинг.

Формация Кроссфьорд (бат) сложена хорошо сортированными песчаниками мощностью около 100 м, содержащими примесь аргиллитового материала.

Формация Фенсфьорд (бат-келловей) представлена мелкозернистыми глинистыми песками, которые вверх по разрезу сменяются грубозернистыми разностями общей мощностью до 300 м. Отложения формации относятся к проградационным циклитам.

Формации Хизер (подразделение В) и Согнефьорд (келловей-титон) образуют комплекс пород прибрежно-морского происхождения, состоящие из шести трансгрессивно-регрессивных циклов. Каждый цикл представляет собой смену дистальных мелкозернистых глинистых песков в основании на хорошо сортированные грубозернистые пески в кровле. Пористость хорошо сортированных песков составляет примерно 35%, глинистых песков - 26-32%, однако последние характеризуются крайне низкой проницаемостью (< 100 мД). Мощность формации Согнефьорд составляет около 200 м.

Подразделение С формации Хизер (титон) представлено глинистыми отложениями открытого моря. Их пористость и проницаемость составляют <20% и 10 мД соответственно. Породы подразделения выклиниваются в западном направлении. Их максимальная мощность составляет 44 м.

Месторождение Тролль разделено двумя главными разломами на три провинции, названные соответственно Западная нефтяная провинция Тролль, Западная газовая провинция Тролль и восточная часть месторождения Тролль (рис. 3). Большая часть запасов газа сосредоточено в восточной структуре.

Газовая залежь (250 м) в восточной структуре имеет нефтяную оторочку мощностью от 0 до 4 м. В западной газовой провинции мощность оторочки составляет от 12 до 16 м, а мощность газовой шапки - 210 м. В западной нефтяной провинции газо- и нефтесодержащие слои имеют мощность 43 м и 28 м соответственно. Тип ловушки - структурно-стратиграфический. Продуктивные залежи находиться на глубине 3,3-3,5 км. Глубины моря в районе месторождения 315-345 м.

Газ месторождения Тролль содержит 93% метана. Месторождение Тролль было открыто скважиной 31/2-1 в 1979 году. Это крупнейшее месторождение газа в Северном море, содержащее около 60% запасов газа Норвегии. Запасы составляют около 1287 млрд. м 3 газа и 250-750 млн. т нефти. Площадь месторождения 710 км 2 .

Литература:

Bolle L. Troll Field: Norway’s giant offshore gas field. In: M.T. Halbouty (ed.), Giant Oil and Gas Fields of the Decade, 1978-1988. Proceedings of Conference, Stavanger, Norway, 1990. P. 447-458.

Gibbons K.T. Hellem A., Kjemperud S.D., Nio K. Sequence architecture, facies development and carbonate-cemented horizons in the Troll Field reservoir, offshore Norway // Advances in Reservoir Geology, Geological Society Special Publication. 1993. №3. P. 1-31.

Petroleum geology of the North Sea: basic concepts and recent advances, Fourth Edition K. W. Glennie (eds.). Blackwell Science Ltd., London, 1998. 656 p.

Steel R.J., Felt V.L., Johannesson E.P., Mathieu C. Sequence stratigraphy on the Northwest European margin: proceedings of the Norwegian Petroleum Society Conference, Stavanger, Norway. Petroleum Society Special Publication. 1995. 601 p.

Календарь

27-27 мая 2016 года
Российский рынок газа. Биржевая торговля
Санкт-Петербург, "Кемпински Мойка 22"

Биржевая торговля газом способна стать эффективным инструментом совершенствования системы газоснабжения в России.

Блоги

ЖЖ Konfuzij

Медведев подписал распоряжение о строительстве порта на Ямале.

ГКМ

Тевризское газоконденсатное месторождение

Авторский блок

А.А. Паранук

Пресс-релизы

Лаборатория неразрушающего контроля «ИСК «ПетроИнжиниринг» провела более 13 тыс. проверок в 2018-м
В 2018 году лаборатория неразрушающего контроля «ИСК «ПетроИнжиниринг» провела более 13 тыс. проверок деталей оборудования и выявила около 100 скрытых дефектов металла, которые могли привести к авариям. Контроль качества проходит все оборудование, задействованное при бурении скважин в различных регионах. Наибольшее количество скрытых дефектов выявляется у оборудования, которое отрабатывается в Урало-Поволжском регионе, что обусловлено геологическим строением местных месторождений и режимами работы оборудования. В арсенале лаборатории несколько методов: визуально-измерительный контроль, ультразвуковой контроль и магнитно-порошковый контроль.

Платформа «Тролль-А» является прибрежной платформой для добычи природного газа, расположенной в газовом месторождении Тролль у западного побережья Норвегии. Обладая высотой в 472 метра, подводной бетонной конструкцией на 369 метров, и сухим весом в 656 000 тонн, платформа «Тролль-А», весившая 1,2 миллионов тонн при буксировке, представляет собой величественное чудо проектирования и строительства. «Тролль-А» не только является одним из крупнейших и сложнейших строительных проектов в истории, эта платформа также является самым большим объектом, который человек двигал по поверхности Земли. Платформа стала телевизионной сенсацией, когда её отбуксировали в Северное море в 1996 году, где сейчас она находится под управлением компании «Statoil».

Обычно опоры платформы перевозятся сбоку от неё, а затем, при поддержке флотационных устройств - опускаются на место. Однако в случае «Тролль-А», вся платформа была собрана в одном месте, а затем перевезена в море. Платформа «Тролль-А» была отбуксирована более чем на 200 километров от Ватс (Vats), в северной части Ругаланна (Rogaland), в поле Тролль, находящееся в 80 километрах к северо-западу от Бергена (Bergen). На буксировку потребовалось семь дней.

Платформа стоит на дне моря на глубине 303 метров и в одной из бетонных цилиндрических опор есть лифт. Чтобы на этом лифте добраться от платформы над поверхностью воды до морского дна требуется девять минут. Толщина опор платформы «Тролль-А» составляет 1 метр, и сделаны они из бетона, укреплённого металлом, причём эти опоры являются монолитами, а значит, бетон заливался на метал в один приём. Четыре ноги соединены железобетонной соединительной коробкой, которая была сделана таким образом, чтобы выполнять также функцию демпфирования нежелательных и потенциально разрушительных резонансов волн. Каждая опора также разделена по всей своей длине на три отсека, которые являются независимыми водонепроницаемыми отсеками. Опоры зафиксированы в грязи морского дна при помощи группы из шести 40-метровых вакуумных якорей.

В 1996 году платформа попала в Книгу рекордов Гиннеса как «крупнейшая морская платформа по добыче газа». Это звание теперь принадлежит платформе «Petronius», находящейся в Мексиканском заливе, которая возвышается на 610 метров над морским дном.




Внутренняя часть одной из опор платформы «Тролль-А»


Сравнение платформы «Тролль-А» и Эйфелевой Башни