09.07.2019

«Russian mother из глуши покорила мир. – То есть, сначала это было хобби? – Вы учились на фотографа


Успех этих портретов у широкого круга зрителей связан с тем, что они передают волшебное настроение и вызывают ностальгию по ушедшему детству. Елена Шумилова стала получать письма от разных людей, некоторые признавались, что до слёз растроганы её фотографиями.

Родители инстинктивно стремятся запечатлеть своих детей, чтобы сохранить этот краткий срез времени, ведь они так быстро вырастают. Но результаты студийных фотосессий выглядят неестественно.

Мы хотим, чтобы наши дети выглядели на портретах искренними, такими, какие они есть на самом деле, без вымученных улыбок.

Кажется, Елена Шумилова обладает какими-то чарами для съёмки природных детских фотографий.

Фото Ивана Макарова

Её мало отвлекла внезапная популярность. Елена сосредоточена на своих детях и продолжает фотографировать их каждый день.

Фото Ивана Макарова

Елена Шумилова поделилась своими секретами, которые помогают ей снимать прекрасные ностальгические фото.

5 советов, как улучшить детские фотопортреты
от Елены Шумиловой

1. Как добиться того, чтобы дети не позировали перед фотокамерой, а выглядели естественно

Вот замечаете вы идеальный момент – ваши дети играют и смеются, освещение отличное. Вы видите прекрасную картину, которую хотите запечатлеть, спешите за фотокамерой, но...

Они видят фотоаппарат. Напрягаются. Момент утрачен.

Что же делать?

При фотографировании детей, важнее всего делать это часто – каждый день.

Если вы фотографируете их лишь время от времени, то малыши меняются при виде фотокамеры. Здесь главное постоянство. Тогда вашим моделям будет комфортно перед объективом.

Чтобы получить наиболее оригинальные и искренние фотографии, Елена старается поймать момент, когда они играют друг с другом и совершенно забывают о фотоаппарате.

Здесь они играют в «самолётики». Подобные повседневные сцены становятся самыми памятными моментами, когда дети вырастают.

Видео о том, как Елена Шумилова создаёт свои ностальгические фотографии:

2. В какой одежде лучше фотографировать детей

Елена придерживается простого правила: одежда не должна отвлекать внимание от того, что происходит на фото.

Но следовать такому простому принципу не так уж и легко. Современную детскую одежду изготавливают в ярких цветах, она пестрит надписями и изображениями героев мультфильмов. На фотографиях всё это уводит внимание от детей.

Когда Елена всерьёз занялась фотосъёмкой, ей пришлось перебрать и обновить весь детский гардероб. На поиск новых нарядов ушло немало времени, но теперь она точно знает, что любая вещь в шкафу подойдёт для фотопортрета.

3. Как лучше всего фотографировать детей разных возрастов.

Новорожденные
Часто родители спрашивают Елену, почему месячные младенцы выглядят на её портретах так спокойно? Как ей это удаётся? Известно, что в этом возрасте многие детки часто плачут или ёрзают.

На самом деле здесь у родителей есть значительное преимущество. Мамы проводят с детьми 24 часа в сутки, и точно знают, когда ребёнок плачет, а когда нет. Родительские инстинкты помогают выбрать правильный момент.

«Золотой возраст»: 2-4 года
Фотографируя многих детей, в том числе своих собственных, Елена заметила, что есть период, который можно назвать универсальным. Это возраст, когда дети наиболее фотогеничны. По её мнению, он длится с двух до четырёх лет.

В эти годы дети ведут себя естественно. Их не волнует, что кто-то на них смотрит, или, что о них подумают другие. И их не напрягает, направленный в их сторону объектив. Дети ещё не смущаются, они непринуждённы.

Возраст от 5 лет и старше
Когда они старше, становится немного сложнее. Уже в пятилетнем возрасте дети смущаются перед фотокамерой. Они начинают позировать.

Здесь нужно запастись терпением. Пусть они играют, а вы затеряетесь в фоновом режиме. Лучшие фотографии Елены всегда получаются в конце фотосессии, когда дети совсем забывают о фотокамере.

Фото Ивана Макарова

4. Как создавать хорошие фотографии детей и животных

Домашние животные отличаются так же, как и люди. Некоторые любят фотографироваться, а другие нет.

Так как они все разные, нет волшебной универсальной формулы для удачного кадра. Елена часами наблюдала за питомцами, чтобы выяснить, как они двигаются и какие ракурсы для них лучше работают. Всё как с людьми.

Она даже пыталась подкупить животных едой, но это не работает. Практически невозможно получить хорошую картинку, когда они жуют или лижут свои лапы. Поэтому лучше не кормите своих питомцев во время фотосессий.

С животными нужно полагаться на небольшую удачу и иметь море терпения.

5. Не сдаваться

Выше вы видите самую известную фотографию Елены Шумиловой, которая набрала более 10 миллионов просмотров. Но в тот день она даже не хотела брать с собой фотокамеру.

До съёмки этого кадра Елена совершила 14 других попыток сфотографировать своего сына с собакой. Она сняла не 14 других фотографии, а 14 полных фотосессий. И все неудачные.

Елена уже почти поверила, что у неё руки слишком неуклюжие или собака не правильная, или ребёнок не подходит для этого. Она уже отчаялась и даже не хотела брать фотокамеру в тот день. Но что-то подсказало ей захватить фотоаппарат. И на пятнадцатый раз всё сложилось как нельзя лучше.

Теперь этот пёс стал известен – но он по-прежнему не фотогеничен с большинства ракурсов. На самом деле с ним достаточно сложно работать. Но за время предыдущих 14 фотосессий Елена изучила его с разных сторон.

Фото Елена Шумилова (с)

Фотограф Елена Шумилова полгода проводит с семьей в Москве, полгода - в Андреапольском районе Тверской области на озере Бросно, где занимается фермерским хозяйством.

Фотография в жизни Елены - архитектора по образованию - появилась в качестве профессионального увлечения после того, как она стала мамой. У нее двое сыновей - пятилетний Ярослав и двухлетний Иван.

Талантливое и самобытное творчество Елены Шумиловой привлекло внимание зарубежных изданий, в частности известной британской газеты DailyMail. По словам фотографа, в поле зрения иностранной прессы она попала после того, как пару месяцев назад один из ее снимков приобрел европейский оператор сотовой связи Vodafon, который, в свою очередь, вышел на нее с помощью социальных сетей. В России проводились фотовыставки, на которых были представлены и работы Елены, правда сама она на них не была.

Елена заниматься фотосъемкой как хобби начала после рождения второго сына. Просматривала снимки многих семейных фотографов: следила за постановкой кадра, способами цветокоррекции. В качестве одного из ориентиров она привела в пример польку Магдалену Берни. По мнению Елены, некогда владелицы архитектурного бюро, самой ей преуспеть в этом деле помогло художественное видение мира.

Отвечая на вопрос о том, занимается ли она семейной фотосъемкой профессионально, Елена Шумилова говорит: «Фотографирую только, если у меня появляются интересные идеи и есть на примете люди для их воплощения».


На фотографиях Шумиловой дети, собаки, кошки, кролики, утята и гуси - все одна большая счастливая семья

«Дети и животные - это моя жизнь. Я мама двух сыновей, и нам всем нравится жить в деревне. Здесь ты ближе к природе, к красоте. Здесь, в деревне, ты находишься в постоянной гармонии с самой матушкой-природой. А она, соответственно, дает огромное количество сюжетов для съемки» - говорит Шумилова.

«При съемках я люблю использовать естественный свет: как на улице, что впрочем естественно, так и внутри помещений. Я предпочитаю всякие источники света: уличные фонари, рассеянный свет свечи, загадочный туман, дым, дождь и блики светящегося снега - все, что дает возможность подчеркнуть эмоциональную и визуальную глубину фотографии».

«Когда я окончила школу, я поступила в Московский архитектурный институт, где я практиковалась в рисовании и живописи. Я полагаю, что именно умение рисовать и разбираться в живописи определило мое чувство фотографии и композиции».

«Я фотографирую каждый день, а ночью занимаюсь обработкой изображений. Я чувствую, что я нашла свой собственный путь подхода к фотографии».

«Я в основном доверяю своей интуиции и иду за своим вдохновением. Я фотографирую то, что мне нравится и фотографиями хочу выразить чувства, которые не могу выразить обычными словами».

Если обратить внимание, то большинство работ Елены выполнены в пастельно-золотистых оттенках. Это своего рода возвращение к истокам православной культуре и подражание традиционной иконе.

Ведь иконы всегда в православном мире ассоциировались с теплотой, защитой, уютом.

Загадочный туман в работе мамы-фотографа Елены Шумиловой.

Зима в работе Елены Шумиловой

Зимние узоры на окне.

Первый снег.

Настоящий друг и надежный защитник.

Мой кролик.

Настоящий друг и надежный защитник2

Который прошел в Суздале 26–28 сентября 2014 года. В преддверии этого события она вспомнила о своем профессиональном становлении.

Елена, добрый день! Для начала расскажите, пожалуйста, о себе. Кто вы по профессии и как пришли в мир фотографии?

После окончания МАРХИ (Московского архитектурного института) я около десяти лет проработала архитектором. Мне всегда была интересна фотография, но не настолько серьезно, чтобы начать что-либо делать самой. После рождения второго ребенка я стала проводить много времени далеко от Москвы, в деревне в Тверской области, и совсем забросила работу. И вот тогда у меня появилось непреодолимое желание снимать и делать это профессионально.

Весной 2012 года у меня появились зеркальная камера Canon 5D Mark II и объектив 50 мм 1,2. Вначале я работала только над тем, чтобы получить удовлетворительное качество картинки, однако позже стала понимать, что есть возможность рассказать историю в изображении, передать свои чувства. В моих работах запечатлено не столько детство моих детей, сколько ностальгия по своему собственному.

- Как вы совершенствовали свои навыки в фотографии? У кого учились?

Так получилось, что я самоучка в фотографии, хотя не считаю, что это правильно. Просто мое активное становление в этой области пришлось на тот год, когда я была с грудным ребенком на руках, да еще и вдали от города, и просто физически не могла посещать фотошколу. Поэтому моими учителями стали книги. И конечно, во многом мне помогло мое художественное образование.

- Как вы открыли для себя детскую и семейную фотографию?

Сказать по правде, я никогда не стремилась в нишу детского фотографа, более того, мне очень хотелось самореализоваться в других жанрах... Но я быстро поняла: важно уметь найти красоту в том, что окружает меня ежедневно, а не считать, что это возможно только у дальних берегов. А дети, животные и природа - это и есть моя жизнь.

- Как вы думаете, какие черты характера должны быть свойственны фотографу, снимающему детей и семьи?

В работе с детьми и семьями, я думаю, важны внимательность, терпение, умение быть комфортным и ненавязчивым.

- Сколько времени вам понадобилось для поиска собственного стиля?

О собственном стиле я никогда не задумывалась; скорее, для меня всегда было важно высказаться доступным языком, внятно донести до зрителя свои чувства.

Сегодня ваши работы знают во всем мире, их печатают многие известные издания. Как вы сами можете определить формулу своего успеха?

Я, честно, не задумывалась об успехе, создавая свои работы. Мне, безусловно, очень приятно внимание публики; это так окрыляет - быть увиденным, понятым... Однако успех не может быть самоцелью в творчестве, все должно быть сделано от души.

Каждая ваша фотография - словно целая волшебная история. Расскажите, пожалуйста, как они создаются? Как рождаются такие лиричные искренние образы?

У меня в голове всегда мелькают сюжеты, образы, которые я хочу создать. В итоге почти всегда получается что-то иное, но маяком и вдохновением являются именно те картинки, что возникают где-то на рубеже сна и реальности.

Если мы правильно понимаем, то героями ваших фотографий часто становятся именно ваши дети. Помните ли вы свой первый кадр, сделав который, поняли, как важно создать семейную фотолетопись?

Дело в том, что я не ассоциирую свое творчество с семейной летописью; у меня есть отдельные фотографии для семьи, и вряд ли они несут какую-либо художественную ценность, они сделаны только для личного архива.

- Есть ли мастера детской фотографии на Западе и в России, творчество которых для вас особенно важно?

Мои любимые фотографы в жанре детской фотографии - Магдалена Берни, Изабелла Урбаниак, Елена Громова-Кальминская и многие другие.

- Поймать кадр с искренней улыбкой ребенка - заслуга камеры, или фотографа, или того и другого вместе?

Я думаю, поймать момент, - это опыт и удача.

- Технику каких производителей вы предпочитаете?

Я снимаю камерой Canon, и у меня не было опыта работы с другой техникой.

- Что вы можете посоветовать тем, кто планирует сделать карьеру в жанре семейной и детской фотографии?

У меня, как мне кажется, очень специфический опыт, и я не имею права советовать кому-либо, как делать карьеру.

Что значит для вас участие в фестивале «Семейные фотоканикулы»? Это первый международный семейный фотофестиваль. Как вы думаете, насколько востребованы и важны для семейной фотографии такие мероприятия?

Для меня участие в названном фотофестивале - это в первую очередь обмен опытом с коллегами. Я очень рада такой возможности.

- Пожелайте, пожалуйста, что-нибудь нам и всем участникам фестиваля.

Участникам я желаю прежде всего веры в себя и вдохновения и надеюсь, что фотофестиваль поможет укрепить эти посылы в каждом.

- Большое спасибо за то, что вы нашли время ответить на наши вопросы! Желаем вам новых прекрасных кадров!

Елена Шумилова - талантливый фотограф. Она мастерица своего дела, быстро ставшая знаменитой. Ее работы известны по всему миру.

С чего все начиналось?

Любовь к искусству была заложена в Елене с детства, когда она занималась в художественной школе. После получения основного образования было архитектурное. В Петербурге Елена училась в Академии им. Репина, однако не закончила ее.

Фотография всегда вызывала у нее интерес. Но первые работы появились только после рождения детей. Ради них пришлось расстаться с карьерой архитектора. А со временем семья переехала в Тверскую область, где Елена Шумилова и сделала свои первые снимки. Фотограф хотела запечатлеть детство с его эмоциями и чувствами, радостями, разочарованиями и открытиями.

Через тернии к славе

Первые работы, по ее признанию, были не самыми удачными: где-то была видна неестественность, когда она просила детей позировать, где-то не успевала поймать нужный кадр, если съемка не была постановочной. Терпение и упорство сделали свое дело. Сегодня Елена Шумилова известна и признана миллионами людей. Она сотрудничает с зарубежными компаниями и изданиями.

Основная тема работ фотографа - дети и природа. Снимки делались на собственной ферме, где нет недостатка в животных, поэтому не приходилось специально искать моделей. Очень трогательно выглядят кадры с изображением маленького мальчика и большого алабая - собаки, которая, согласно замыслу хозяев, должна была охранять ферму, но выросла уж очень добродушной и стала одной из моделей.

Профессиональные хитрости

Елена Шумилова создает очень живые снимки, передающие настроение. Для этого у нее есть несколько средств:

  1. Делая сюжетную фотографию, она не просит детей позировать, а дает общий план: что, как и зачем делать. Не вмешиваясь активно в процесс, не мешая навязчивым руководством, а просто зная последовательность событий, она ловит нужные моменты.
  2. Для фотосессии на природе она заранее находит место и определяет, откуда будет вестись съемка с учетом освещения и композиции.
  3. При работе в доме Елена Шумилова любит использовать контровый свет, идущий от окна. В зависимости от погоды и времени суток, на окне может быть занавеска, при прохождении которой свет рассеивается.
  4. Елена не пользуется вспышкой, штативами и отражателями. Она предпочитает работать с естественным светом: рассеянным, прямыми лучами и контровым.

Как бывает со многими талантливыми людьми, нашлись никому не известные критики, которые сидят в интернете и обсуждают, где есть технические неточности или «слишком много "Фотошопа"». Елена не скрывает, что обрабатывает кадры. Причем на этот процесс уходит от одного до четырех часов на одну фотографию, в зависимости от качества исходного снимка. В результате получаются шедевры, которые завоевали симпатии миллионов людей по всему миру.

Благодаря природным задаткам, терпению, упорству и самообразованию в деле фотосъемки, Елена Шумилова, фотограф, биография которой не отличалась чем-то особенным, стала всемирно известным человеком, чьи работы приносят людям радость.

Успех этих портретов у широкого круга зрителей связан с тем, что они передают чудесное настроение и приводят к ностальгии по

ушедшему детству.

Родители инстинктивно стремятся запечатлеть своих детей, дабы сохранить данный краткий отрезок времени, поскольку они так быстро

вырастают. Но результаты студийных фотосессий выглядят неестественно.


Мы хотим, чтобы наши дети смотрелись на портретах искренними, такими, какие они есть на самом деле, без вымученных улыбок.

Кажется, Елена Шумилова обладает какими-то чарами для съёмки природных детских фотографий.



Елена Шумилова поделилась своими секретами, которые ей помогают снимать красивые ностальгические фото.

5 советов, как улучшить детские фотопортреты от Елены Шумиловой

1. Как добиться того, дабы дети смотрелись естественно и не позировали перед фотокамерой.

Вот заметили вы идеальный момент – ваши дети играются и смеются, освещение хорошее. Вы видите красивую картину, которую

желаете запечатлеть, торопитесь за фотокамерой, но...

Они видят фотоаппарат. Напрягаются. Момент потерян.

Что же делать?

При фотографировании детей, важнее всего делать это часто – каждый день.

Если вы фотографируете их редко, то малыши меняются при виде фотокамеры.

Тут важно постоянство. Тогда вашим моделям будет комфортно перед объективом.

Чтобы получить наиболее уникальные и искренние фотографии, Елена старается поймать момент, в то время, когда они играются

между собой и совсем забывают о фотоаппарате.


Здесь они играются в «самолётики». Подобные повседневные сцены становятся самыми памятными моментами, в то время, когда дети

вырастают.

Видео о том, как Елена Шумилова создаёт свои ностальгические фотографии:

2. В какой одежде лучше фотографировать детей

Елена придерживается несложного правила: одежда не должна отвлекать внимание от того, что происходит на фото.



Но следовать такому несложному принципу не так уж и легко. Современную детскую одежду изготавливают в броских цветах, она

пестрит надписями и изображениями героев мультипликационных фильмов. На фотографиях всё это уводит внимание от детей.

В то время, когда Елена всерьёз занялась фотосъёмкой, ей пришлось перебрать и обновить целый детский гардероб. На поиск новых

нарядов ушло много времени, но сейчас она точно знает, что каждая вещь в шкафу подойдёт для фотопортрета.

3. Как лучше фотографировать детей разных возрастов.

Новорожденные

Довольно часто родители задают вопросы Елене, из-за чего месячные младенцы выглядят на её портретах так спокойно? Как ей это

удаётся? Как мы знаем, что в этом возрасте многие детки довольно часто плачут либо ёрзают.


В действительности тут у родителей есть большое преимущество.

Мамы находятся с детьми 24 часа в день, и точно знают, когда ребёнок плачет, а когда нет.

Родительские инстинкты оказывают помощь выбрать верный момент.

«Золотой возраст»: 2-4 года

Фотографируя многих детей, а также своих собственных, Елена увидела, что есть период, который возможно назвать универсальным.

Это возраст, в то время, когда дети наиболее фотогеничны. По её точке зрения, он продолжается с двух до четырёх лет.


В эти годы дети ведут себя естественно. Их не тревожит, что кто-то на них наблюдает, либо, что о них подумают другие. И их не

напрягает, направленный в их сторону объектив. Дети ещё не смущаются, они непринуждённы.

Возраст от 5 лет и старше

Когда они старше, становится немного сложнее. Уже в пятилетнем возрасте дети смущаются перед фотокамерой. Они начинают

позировать.

Тут необходимо запастись терпением. Пускай они играются, а вы затеряетесь на фоне. Лучшие фотографии Елены постоянно

получаются в конце фотосессии, в то время, когда дети совсем забывают о фотокамере.


4. Как создавать хорошие фотографии детей и животных

Домашние животные отличаются равно как и люди. Кто-то обожают фотографироваться, а другие нет.

Так как они все разные, нет чудесной универсальной формулы для успешного кадра. Елена часами следила за питомцами, дабы узнать,

как они двигаются и какие конкретно ракурсы для них лучше работают. Всё как с людьми.


Она кроме того пробовала подкупить животных едой, но это не работает. Фактически нереально взять хорошую картину, в то время,

когда они жуют либо лижут свои лапы. Исходя из этого лучше не кормите своих питомцев на протяжении фотосессий.

С животными необходимо надеяться на маленький успех и иметь море терпения.


5. Несдаваться


До съёмки этого кадра Елена совершила 14 других попыток сфотографировать своего сына с собакой. Она сняла не 14 других

фотографии, а 14 полных фотосессий. И все неудачные.

Елена уже практически поверила, что у неё руки через чур неуклюжие либо собака не верная, либо ребёнок не подходит для этого. Она

уже отчаялась а также не желала брать фотокамеру в тот этот день. Но что-то подсказало ей захватить фотоаппарат. И на пятнадцатый

раз всё сложилось идеально.

Сейчас этот пёс стал известен – но он так же, как и прежде не фотогеничен с большинства ракурсов. В действительности с ним

достаточно сложно работать. Но за время прошлых 14 фотосессий Елена изучила его с различных сторон.

В то время, когда настигают неудачи, легко отчаяться и прекратить попытки. Но, быть может, как раз благодаря 14 прошлым неудачным

фотосессиям на 15 раз пришёл успех.

Исходя из этого не сдавайтесь.

Когда вы разочаровываетесь


Елена Шумилова признаётся, что в начале легко расстраивалась.

Она всё щепетильно организовывала – приводила детей в особое место, в подобранной одежде, в определённое время, в то время, когда

освещение совершенное.

По окончании детальной подготовки, ей казалось, что все обязаны/должны ей хорошие фотографии.

Но уровень качества снимков улучшилось, в то время, когда она осознала, что никто ей ничего не должен.

Если вы расстроитесь, дети это почувствуют и не захотят больше учавствовать, а вы ещё больше разочаруетесь. Лучше расслабьтесь.

Тогда и вы, и дети возьмут больше наслаждения от съёмки.

Вместо напряжённых и сложных подготовок, замечайте за своими детьми в несложных повседневных сценах. Делайте это ежедневно.

Неизменно носите с собой фотоаппарат.

Когда наступит подходящий момент – вы будете готовы.