04.07.2019

Правила выбора профессии. Подросток выбирает профессию. Как не ошибиться? Выбор профессии задача выпускника, или его родителей


(в помощь выбирающему профессию)

Значение правильного выбора профессии

Выбор профессии, работы, обеспечивающей профессиональный рост и материальный достаток, общественное признание – одна из важнейших забот и проблем каждого человека. Но решается она нередко на уровне интуиции, а то и под влиянием настроения, поверхностных впечатлений, родительской прихоти, путем проб и ошибок.

Негативные последствия ошибок в выборе профессии зачастую не учитываются и не просчитываются. Приведем мнение известного публициста: «Взяв дело не по способностям, заняв не свое место, трудно, а может быть и невозможно быть честным человеком вообще». Все верно. Бездарный работник, как правило, самоуверен, предрасположен ко лжи, лени, зависти, лести, а порой и к вымогательству. Тем самым он пытается заполнить пустоту души и стать хоть сколько-нибудь значимым, весомым.

Французский мыслитель Сен-Симон писал, что причиной почти всех неурядиц в обществе становятся «неудавшиеся призвания, насилие над склонностями, навязанные профессии и проистекающие отсюда неудовольствия и злобные страсти». Сказанное справедливо не только по отношению к «высоким» интеллектуальным, но и к рядовым профессиям. Бездарный политик, военачальник, менеджер, юрист, врач – подлинное бедствие. Но немало неприятностей и ущерба от неумелого сантехника, телемастера, токаря и пекаря, у которых руки и голова явно не подходят для выполняемой работы. Халтура и брак не только экономически, но и нравственно обедняют общество.

Между тем, по обобщенным данным, 20–30 % работников в различных сферах деятельности находятся «не на своем месте», о чем свидетельствуют невыполнение норм выработки, должностных инструкций, чрезмерное утомление, чреватое серьезными недугами. А 70–80 % рабочих и специалистов не удовлетворены выбранной профессией по указанным и другим причинам. Чем сложнее, ответственнее работа, тем больше подобных случаев.

Проблема выбора профессии имеет объективные истоки и основания. Каковы они? Между людьми, как и между профессиями, существуют устойчивые различия. Скорость реакции, осознания информации и принятия решений в большой группе людей значительно разнятся; выявлены также порядка 1120 вариаций темперамента и характера. Определенное сочетание тех или иных особенностей человека явно или неявно тяготеет к конкретным группам профессий.

У каждой профессии (а их десятки тысяч) свои требования к человеку, свой нрав, свой расчет. Как говорится, мы выбираем и нас выбирают.

Соединив подходящего человека с соответствующей его индивидуальным особенностям профессией, должностью, можно получить большой выигрыш в повышении производительности и качества труда, сокращении травматизма, профзаболеваний, росте благосостояния, дохода, удовлетворенностью трудом и жизнью. Таковы эффекты и потенциал правильного выбора профессии.

ПАМЯТКА ВЫБИРАЮЩЕМУ ПРОФЕССИЮ

Выбор профессии – сложный и ответственный шаг в твоей жизни.

Не предоставляйте выбор своей будущей профессии случаю.

Пользуйтесь информацией профессионалов.

Профессию надо выбирать обдуманно, с учетом своих способностей, внутренних убеждений, реальных возможностей, взвесив все «за» и «против».

С этой целью:

  • изучите глубже самого себя: разберитесь в своих интересах (что интересно исключительно как хобби, а что может стать профессией), склонностях, особенностях характера и физических возможностях;
  • подумайте, какие у вас сильные и слабые стороны, главные и второстепенные качества;
  • ознакомьтесь с профессиями, которые соответствуют вашим интересам и способностям;
  • читайте специализированные книги и журналы;
  • наметьте предварительно избираемую профессию или группу родственных профессий;
  • побеседуйте с представителями избираемых профессий, постарайтесь побывать на рабочем месте этих специалистов, ознакомьтесь с характером и условиями труда;
  • продумайте, как, где и когда можно попробовать свои силы в вы- бранной профессии;
  • ознакомьтесь с учебными заведениями, в которых можно получить избранную профессию;
  • сопоставьте личные качества и возможности с характером той профессии, которую вы выбрали;
  • приняв решение, не отступайте перед трудностями: будьте настойчивы в достижении намеченных целей.

Принципы, которыми должен руководствоваться человек, выбирающий профессию

Принцип сознательности

Правильно выбрать профессию может человек, четко осознавший:

  • что он хочет (осознающий свои цели, жизненные планы, идеалы, стремления, ценностные ориентации);
  • что он есть (знающий свои личностные и физические особенности);
  • что он может (знающий свои склонности, способности, дарования);
  • что от него потребует работа и трудовой коллектив.

Принцип соответствия

Выбираемая профессия должна отвечать (соответствовать) интересам, склонностям, способностям, состоянию здоровья человека и одновременно потребностям общества в кадрах.

Принцип активности /b>

Профессию надо активно искать самому. В этом большую роль при- званы сыграть:

  • практическая проба сил в кружках, секциях, на факультативах;
  • чтение литературы, посещение экскурсий и учебных заведений в «Дни открытых дверей»;
  • встречи со специалистами;
  • самостоятельное обращение к психологу или профконсультанту.

Принцип развития

Этот принцип отражает идею необходимости развивать в себе такие качества, которые нужны для любой профессии. Это и психические процессы (мышление, память, внимание), и следующие черты характера: трудолюбие, добросовестность, прилежность, организованность, исполнительность, самостоятельность, инициативность, умение переносить неудачи, выдержка, настойчивость.

Ошибки и затруднения при выборе профессии

1. Незнание правил выбора профессии:

  • выбор профессии за компанию;
  • перенос отношения к человеку на саму профессию;
  • отождествление учебного предмета с профессией;
  • ориентация на профессии высокой квалификации;
  • неумение определить путь получения профессии.

2. Незнание самого себя:

3. Незнание мира профессий:

  • увлечение только внешней стороной профессии;
  • предубеждение в отношении престижности профессии;
  • незнание требований профессии к человеку;
  • устаревшие представления о характере и условиях труда конкретной профессии.

Вопросы, на которые полезно знать ответ, планируя свою профессиональную карьеру

  • От каких своих умений и способностей вы получаете наибольшее удовлетворение?
  • Каковы ваши основные интересы и любимое времяпрепровождение?
  • Какие учебные предметы у вас любимые?
  • Чем бы вы хотели заниматься каждый день по 8 часов из года в год?
  • О какой работе вы мечтаете?
  • Каким вы представляете свое занятие через 10 лет?
  • Какая работа была бы для вас идеальной? Опишите ее как можно подробнее. Представьте себя на этой работе. С кем вы работаете, как проводите время?
  • Каковы ваши критерии выбора профессии (обязательные и желательные)?
  • Какие ваши сильные стороны и навыки позволяют вам считать себя подходящим для работы, которая вам кажется идеальной?
  • Какие пробелы в своих знаниях и умениях вам необходимо ликвидировать, чтобы получить идеальную для вас работу?
  • Если работа, идеальная для вас, недостижима в настоящее время, то какую работу вы могли бы выполнять, чтобы продвигаться в из- бранном направлении?
  • С кем можно посоветоваться, что- бы получить полезную для планирования карьеры информацию?
  • Какие ваши ближайшие и долго- срочные цели в области карьеры? Запишите их и стремитесь выполнить все пункты.

Помните!

Хочу – стремления личности (желания, интересы, склонности, идеалы).

Могу – возможности личности (со- стояние здоровья, способности, уровень знаний, характер, темперамент).

Надо – потребности общества в кадрах, и осознания необходимости затратить определенные усилия для достижения жизненно важных целей

Личный профессиональный план учащегося


Характеристика профессионального плана

  • Определенность, ясность плана (если человек указывает на единственную профессию и соответствующий тип учебного заведения).
  • Полнота плана (когда учтены все необходимые факторы выбора профессии: направленность интересов, склонностей, способностей, состояние здоровья, уровень образования и т. д.).
  • Устойчивость плана во времени (уверенность в правильности вы- бора и стремлении к его осуществлению).
  • Реалистичность плана (опора на реальные социальные и психологические возможности реализации выбора).
  • Логическая обоснованность и внутренняя согласованность (соотнесение склонностей и способностей человека с требованиями профессии).
  • Моральная оправданность плана (если мотивы профессии относятся к содержанию деятельности).
  • Согласованность плана с потребностями рынка труда.

Этапы формирования профессионального плана

Составляя личный профессиональный план, необходимо:

  • определить, какой вид деятельности вам интересен; проанализировать, в какой степени выражены склонности к работе в сферах « человек-природа», «человек-техника», «человек-человек», «человек-знковая система», «человек-художе-ственный образ»; составить формулу интересующей профессии;
  • выяснить, работники каких профессий требуются на рынке труда города, района, в котором вы живете;
  • сопоставить полученные данные и сделать вывод, в какой области профессиональной деятельности вы могли бы работать;
  • ознакомиться с интересующими профессиями, беседуя с их представителями, пользуясь профессиограммами, специальной литературой; посоветоваться с родителями; проконсультироваться с врачом;
  • соотнести свои индивидуальные особенности с требованиями избранной профессии;
  • узнать содержание интересующей профессии, условия работы, перспективы профессионального роста;
  • ознакомиться с возможными путями освоения профессии; побывать в учебных заведениях на «Днях открытых дверей»;
  • проанализировать преимущества и недостатки различных путей получения общеобразовательной и профессиональной подготовки.

Профессиональная пригодность

Различают следующие степени профессиональной пригодности.

1. Непригодность. Она может быть временной или практически непреодолимой. О ней говорят в тех случаях, когда имеются отклонения в состоянии здоровья, несовместимые с работой. При этом это не значит, что человек не может работать, – работа в данной профессии может ухудшить состояние человека. Противопоказания бывают не только медицинские, но и психологические: те или иные стойкие личные качества будут помехой для овладения определенной профессией.

2. Годность. Характеризуется тем, что нет противопоказаний, но нет и очевидных показаний. Иначе говоря, ни за, ни против. «Можешь выбирать эту профессию. Не исключено, что станешь хорошим работником». Примерно такими словами можно охарактеризовать данную степень профессиональной пригодности.

3. соответствие. Нет противопоказаний и есть некоторые личные качества, соответствующие требованиям профессии. Например, есть выраженный интерес к определенным объектам труда (технике, природе, людям, искусству) или успешный опыт в данной области. При этом не исключено соответствие другим профессиям. «Можешь выбрать эту профессию. И весьма вероятно, что ты будешь хорошим работником».

4. Призвание. Это – высший уровень профессиональной пригодности. Он характеризуется тем, что во всех элементах ее структуры есть явные признаки соответствия человека требованиям избираемого вида труда. Речь идет о признаках, которыми человек выделяется среди своих сверстников, находящихся в равных условиях обучения и развития. «Именно в этой области труда ты будешь наиболее нужен людям».

Чтобы открыть в себе призвание, важно смело «примеривать» себя к самым разным профессиям, необходимо практически пробовать свои силы в разных видах труда.

Что нужно знать при выборе учебного заведения

Возможно, выбранную вами профессию можно получить в нескольких учебных заведениях. В таком случае возникает проблема выбора учебного заведения. Правильный выбор можно сделать, узнав все об этих учебных заведениях.

Собирая информацию об учебном заведении, следует получить ответы на следующие вопросы.

  • Какой уровень образования позволяет получить учебное заведение (профессионально-техническое, среднее специальное, высшее)?
  • По каким специальностям и специализациям осуществляется профессиональная подготовка?
  • Какая квалификация присваивается по окончании учебного заведения?
  • Каковы предоставляемые формы обучения (дневная, вечерняя, заочная)? Платное или бесплатное обучение? Каков размер оплаты?
  • Какие требования предъявляются к поступающим (возраст, состояние здоровья, пол, уровень образования)?
  • Каков порядок приема в учебное заведение (сроки подачи документов, сроки сдачи экзаменов, льготы поступающим)?
  • Какова продолжительность обучения?
  • Оказывает ли учебное заведение помощь в трудоустройстве выпускников?
  • Есть ли подготовительные курсы? Когда они начинают работать и какова их стоимость?
  • Когда проводятся «Дни открытых дверей» в учебном заведении?
  • Где находится учебное заведение и какое его полное название?

Как верно выбрать профессиональное направление, когда тебе всего 14 или 15 лет? В этом возрасте неумолимо подступает время, когда придётся выбирать ВУЗ, а многие подростки даже не представляют себе, чем конкретно хотели бы заниматься в будущем. Как понять, какая профессия подходит? На какой остановиться? Советы старшеклассникам и их родителям по правильной профессиональной ориентации – в нашей статье.

В чём заключаются сложности выбора?

Проблема профессионального самоопределения начинает беспокоить подростков и их родителей уже в 14 или 15 лет.

«Это интересно. Ежегодные исследования показывают, что только лишь около 15% школьников уже определились с профессиональным выбором. Такое же количество учащихся вообще не думает о самоопределении. А 70% не имеют чёткого понятия о том, какую профессию всё-таки выбрать».

Выбор профессии – первая по-настоящему серьёзная задача, которую следует старшекласснику решить. И от того, насколько успешным будет решение этой проблемы, настолько же комфортно и уверенно будет чувствовать себя .

Рассмотрим причины сложностей выбора профессии :

  1. Появление новых профессий. Технический прогресс повлиял на то, что многие профессии исчезли, уступив место новым.
  2. Отсутствие возможностей ознакомиться с разными профессиями. Родственники не всегда охотно посвящают детей в таинства своей профессиональной деятельности, а узнать о других профессиях сложно.
  3. Исчезновение кружков по интересам. Если раньше ребёнок проявлял интерес к технике – он начинал посещать радиотехнический или конструкторский кружок, если умел красиво излагать мысли – в кружок по журналистике, если интересовался животными – в кружок юннатов и т. д. Это была прекрасная возможность проявить себя в том или ином виде деятельности, и понять, хочет ли он этому посвятить жизнь. Сейчас такие возможности ограничены.

Какие существуют мотивы?

Выделяют внешние и внутренние мотивы выбора профессии.

Внешние мотивы основаны на влиянии окружающей подростка среды, что выражается в:

  • мнении родителей, родственников, друзей и сверстников
  • желании быть успешным в глазах окружающих
  • боязнь быть непринятым обществом, осуждённым.

Внутренние мотивы связаны с:

  • характером подростка
  • склонностями
  • привычками.

Мотивы, побуждающие подростка выбрать тут или иную профессию:

  1. Престиж.
  2. Высокий уровень зарплаты.
  3. Карьерный рост.
  4. Интерес к профессии.
  5. Условия работы.
  6. Образовательные возможности (доступность образования).

Многие из мотивов являются ошибочными. Например, престижность профессии - весьма относительное понятие, а для того, чтобы получать высокую зарплату, жизнь показывает, что необязательно и учиться.

Профориентация в школе

В связи с трудностями профессионального самоопределения учащихся нужно уделять достаточно внимания профориентационной работе. Профессиональная ориентация в основном проводится в школе.

Как быть действительно понимающими родителями и поддержать ребёнка на пути самоопределения?

  1. Слушайте. Поговорите с ребёнком, какие сомнения его мучают при раздумьях о выборе будущей профессиональной деятельности. Выслушивайте его внимательно, с интересом. Расскажите, как вы определялись с профессией, как это делали ваши друзья, одноклассники.
  2. Помогите подростку лучше понять себя. Попросите ребёнка объяснить свой выбор, если него есть уже соображения по поводу будущего. Чаще всего старшеклассники имеют поверхностное или ошибочное представление о профессиях. Подростки склонны оценивать профессии по уровню зарплаты, а не по содержанию и по соотношению с собственными способностями. Нужно помочь старшекласснику сориентироваться в выборе будущей профессии. Даже если вы не в восторге от выбора ребёнка – не запрещайте ему развиваться в выбранном направлении. Помогите подростку правильно оценить свои возможности, осознать, будет ли ему комфортно в той или иной профессии.
  3. Возложите часть ответственности за выбор профессии на подростка. Конечно, родителям нужно приложить усилия, чтобы у ребёнка было светлое будущее и хорошая, конкурентоспособная профессия. Передавайте свой жизненный опыт, но не заставляйте. Пусть подросток сам размышляет и несёт ответственность за свой выбор – с вашей мудрой помощью.
  4. Выступайте в качестве эксперта. Делитесь информацией с ребёнком по поводу профессионального самоопределения. Предоставьте максимум информации об особенностях той или иной профессиональной деятельности. Приводите примеры из жизни.

«А знаете ли вы, что на выбор профессии может повлиять пример родственников? Когда в семье несколько поколений продолжают заниматься одной и той же профессией – это называется династией. В этом случае и ваш ребёнок может сказать: «Буду врачом, как папа и дедушка».

Смотрите видеосюжет с советами специалиста, как подростку не ошибиться в выборе профессии

Профориентацией своего ребёнка следует заняться как можно раньше. Выявить способности к конкретному виду деятельности и степень готовности к нему можно сделать с помощью психологического тестирования.

Разобраться в себе и закрепить определённые навыки помогут , в ходе которых подростки увидят свои наклонности, глубже познают себя, научатся ставить цели и находить пути их достижения.

Наши советы помогут родителям подростков правильно выбрать профессию:

  1. Предоставьте подростку возможность испытать себя в разных направлениях профессиональной деятельности. Хорошо, если старшеклассник не останавливается на одном занятии, а пытается попробовать и другие виды деятельности. Так он познает особенности разных профессий и о том, как достигают результатов в разных сферах.
  2. Знакомьте подростка с представителями разных специальностей. Так он расширит кругозор и будет лучше представлять поле деятельности разных специалистов.
  3. Максимально подготовьте своего ребёнка к осознанному выбору профессии. Быть готовым - значит, быть независимым и ответственным за свои мысли, суждения и поступки; действовать, руководствуясь собственным мнением; иметь идеалы; уметь самому принимать решения. Такие качества формируются при активном участии родителей.
  4. Не выбирайте профессию за подростка. Многие родители, навязывая профессию, делают детей несчастными в будущем. Лучше создать условия, в которых ребёнок сам сделает хороший выбор. Не критикуйте подростка, если не получается найти общего языка: лучше обратитесь к специалисту-психологу.

Уважаемые родители, развивайте готовность к профессиональной деятельности у ребёнка с детства, создавая для этого благоприятные условия, при которых он будет узнавать больше о мире профессий. Подросток лучше узнает себя и свои способности, научится отвечать за свои желания и действия, и в итоге сам сможет выбрать профессию.

Проблема выбора профессии – сложный и ответственный шаг в жизни каждого человека. К выбору необходимо подходить крайне внимательно. Не стоит пускать это на самотёк. Необходимо ознакомится с информацией профессионалов, учесть свои способности, внутренние убеждения и реальные возможности.

Чтобы получить профессию, которая будет нравиться, и обеспечивать всю жизнь, необходимо внимательно изучить себя. В первую очередь нужно разобраться в своих интересах, склонностях, характере и физических возможностях. Необходимо определить главные и второстепенные качества.

После этого не помешает детальное ознакомление с профессиями, которые соответствуют изученным характеристикам. И только после этого необходимо выбирать учебное заведение. Главное помнить, что тяжело в учении...

Нельзя отступать от поставленных целей. Помощь в выборе профессии могут оказывать родители, родственники, учителя и просто знакомые. Но не стоит надеяться только на них. В конце концов, каждый человек знает о себе больше, чем кто-либо другой.

После поступления в учебное заведение начинается официальное получение профессии. Для более качественного обучения можно составить некий план: выделить главную и второстепенные цели, определить пути и средства достижения этих целей, сосредоточить свои внутренние силы для борьбы с возможными трудностями и препятствиями. Ну и, конечно же, должны быть так называемые запасные планы.

Самые большие ошибки, которые нарушают правила выбора профессии:

  • выбор профессии за компанию;
  • погоня за «престижными» профессиями;
  • боязнь плохого отношения к себе из-за профессии;
  • отождествление одного предмета или качества с профессией;
  • ориентация сразу на профессии высокой квалификации;
  • неумение определить путь получения профессии;
  • ошибочное мнение в понятии профессия.

Кроме этого всего нужно учитывать свой темперамент. От него зависит стиль работы.

Сангвиники – надёжные работники, если дело не касается однообразной и медлительной работы. Им необходима живая и подвижная работа, которая реализует из способности к смекалке и находчивости.

Холерики отлично выполняют цикличную работу. В такой работе успех им обеспечен.

Флегматику подходит учебная и производственная работа, не требующая постоянного быстрого выполнения каких-либо действий. Для них главное не скорость, а качество.

Меланхолик же, полная противоположность сангвинику. К тому же его производительность полностью зависит от настроения.

Также, при выборе надо учитывать, какие специалисты будут востребованы в той или иной области. К сожалению наверняка это определить нельзя. Но можно сказать уверенно одно – уже сейчас чувствуется нехватка персонала на производствах. Уровень зарплаты за последний год увеличился в полтора раза. Поэтому, если имеются наклонности к техническим специальностям, то самым надёжным выбором будут именно производственные профессии.

Жизнь человека - череда многочисленных выборов. Серьёзных, от которых зависит будущее (например, выбор спутника жизни), и повседневных, бытовых (что приготовить на ужин - запеканку или овощное рагу).

Профессия – род трудовой деятельности, требующий определённой подготовки и являющийся обычно источником существования.

Выбор профессии можно отнести, пожалуй, к самым сложным. Ведь это и выбор того, какое место займёт профессия в жизни человека, что он сможет получить от своей будущей работы, как особенности специальности будут соотноситься с другими жизненными ценностями и планами, не станет ли профессия им мешать.

Выбор профессии, с одной стороны, взгляд в будущее (хотя бы недалёкое): чем я хочу заниматься, какие сложности могут встретиться на пути в профессию? А с другой - взгляд внутрь себя: насколько я готов преодолевать препятствия для достижения цели? Чтобы принять правильное решение, важно учесть основные факторы, влияющие на выбор профессии.

Так, девушка с детства мечтала поступить в юридическую академию и работать следователем. Желание исполнилось. Обучение в институте - сплошное удовольствие интересные предметы, предвкушение увлекательной и неординарной работы, да и милицейская форма ей к лицу. Ближе к окончанию академии девушку стали посещать мысли о создании семьи, рождении детей. Надо сказать, что без благополучной и гармоничной семьи свою жизнь она также не представляла. Однако профессия следователя предполагает ненормированный и напряжённый рабочий день, нередки ночные выезды, неотложные командировки. Естественно, что времени на семью не хватает. В такой ситуации неизбежно возникло противоречие между двумя жизненными целями. Конечно, это не означает, что все следователи, геологи, капитаны дальнего плавания вынуждены постоянно «разрываться» между работой и семьёй. Однако, выбирая профессию, человек должен заранее представлять себе её специфику и возможные трудности. Тогда он сможет найти компромисс, а в результате и «овцы будут целы, и волки сыты».

Когда молодой человек выбирает себе профессию, его интересует, чтобы его профессия пользовалась популярностью у работодателей не только сегодня, но и через 10-20 лет. Это называется стабильностью спроса на профессию. Наряду с “вечными” профессиями – строитель, врач, учитель и т.п., актуальными становятся транспортная, химическая индустрия, высокие технологии, связь, коммуникации, новые профессии на стыке традиционных, управление экономикой, социальная сфера.

Человек более успешен в той деятельности, которая ему по душе. Поэтому, выбирая профессию, нужно обратить внимание на то, чем интересно заниматься, что доставляет удовольствие. Например, если человеку нравится организовывать других людей, быть лидером, скорее всего, ему подойдут профессии, предполагающие умение работать с коллективом (менеджер, педагог, тренер).

Что влияет на выбор профессии.

Какие факторы обусловливают выбор человеком той или иной профессии? На практике оказывается, что склонности учитываются в последнюю очередь, а вот мнение родителей оказывает огромное влияние. 8 факторов выбора профессии /По Е.А. Климову/:

1. Позиция старших членов семьи

Есть старшие, которые несут прямую ответственность за то, как складывается твоя жизнь. Эта забота распространяется и на вопрос о твоей будущей профессии.

2. Позиция товарищей, подруг

Дружеские связи в твоём возрасте уже очень крепки и могут сильно влиять на выбор профессии. Можно дать лишь общий совет: правильным будет решение, которое соответствует твоим интересам и совпадает с интересами общества, в котором ты живешь.

3. Позиция учителей, школьных педагогов

Наблюдая за поведением, учебной и внеучебной активностью учащихся, опытный педагог знает много такого о тебе, что скрыто от непрофессиональных глаз и даже от тебя.

4. Личные профессиональные планы

Под планом в данном случае подразумеваются твои представления об этапах освоения профессии.

5. Способности

О своеобразии своих способностей надо судить не только по успехам в учебе, но и по достижениям в самых разнообразных видах деятельности.

6. Уровень притязаний на общественное признание

Планируя свой трудовой путь, очень важно позаботиться о реалистичности своих притязаний.

7. Информированность

Важно позаботиться о том, чтобы приобретаемые тобой сведения о той или иной

профессии не оказались искаженными, неполными, односторонними.

8. Склонности

Склонности проявляются в любимых занятиях, на которые тратится большая часть свободного времени. Это - интересы, подкрепленные определенными способностями.

Ошибки выбора профессии

1. Выбор профессии “за компанию”

Часто человек не владеет необходимой информацией, не достаточно уверен в себе, не готов взять на себя ответственность за свой выбор. В такой ситуации осуществляется выбор профессии “за компанию”. Как бы это ни было сложно и волнительно, а принимать какое-либо решение всё равно приходится. И в такой ситуации хочется быть рядом с тем, кто в себе уверен, кто уже принял решение и убеждён в его правильности. Однако существует опасность, что избранная ради компании профессия не отвечает интересам и способностям человека и уже через год-полтора учёбу в училище, колледже или ВУЗе возникает разочарование, недовольство, желание “начать всё с начала”. Возможна вероятность что, выбранная таким образом профессия, тебе не подойдёт. Однако следует помнить что профессия, которая нравится твоему другу может не понравится и не подойти тебе.

2. Выбор профессии по внешнему представлению о ней.

Некоторые профессии со стороны кажутся очень привлекательными. Но очень часто человек не понимает, какую гигантскую подготовительную работу нужно проделать, чтобы достичь желаемого успеха.

Выбирая профессию, нельзя обращать внимание на её внешнюю, привлекательную сторону, нужно узнать как можно больше о содержании труда.

3. Перенос отношения к человеку на саму профессию.

Бывает, что профессия начинает нравиться потому, что ей обладает человек, который тебе симпатичен. И уже поступив на такую специальность, молодой человек мало помалу обнаруживает для себя, что его интерес был ошибочно принят за интерес к профессии.

4. Отождествление учебного предмета с профессией.

Даже если тебе очень нравится какой-то школьный предмет, из этого ещё не следует, что понравится связанная с ним работа. Одно дело – эмоционально обсуждать на уроках поступки литературных героев, и совсем другое – зарабатывать на жизнь тем, что читать каждый день сотню страниц текста готовящихся к печати книг, исправлять в них все орфографические ошибки и редактировать неудачные фразы.

Главное помнить, что школьный предмет – то ещё не профессия. Интерес к нему не говорит о том, что понравится связанная с ним работа.

5. Выбор исключительно по признаку престижности.

Например, некоторые молодые люди выбирают экономическое образование, основываясь на этом признаке. И не учитывают того, что деятельность в такой области, как правило, требует специфических качеств характера – например, предельной пунктуальности и устойчивости к однообразной, монотонной деятельности, устойчивости к стрессам. Работать бухгалтером в банке не значит ворочать миллионами. Вряд ли получится хороший работник из того, кто пошёл изучать экономику не потому что чувствует интерес именно к такой деятельности, а потому что это “круто”. Бывает и наоборот: человек чувствует в себе призвание к какой-либо деятельности и хочет ею заниматься, но отказывается от своего намерения, потому что это, как считает его окружение, не престижно.

На профессии, как и на большинство других жизненных явлений, существует мода. Но не всегда именно то, что модно, оказывается наилучшим или подходящим для человека лично. Выбирать профессию, руководствуясь модой, не вполне логично. Ведь к тому времени, когда ты закончишь обучение и начнёшь работать мода, скорее всего, изменится.

6. Выбор вопреки, назло чему- или кому-либо.

“Говорят родители и друзья что мне медведь на ухо наступил – ну ничего вот увидят меня на эстраде, посмотрим что тогда скажут”. Случаев, когда выбор рода занятий вопреки каким-либо барьерам и ограничениям приводят к жизненному успеху, совсем немного. Если у кого-то выражены не устранимые дефекты речи, то его попытка “бросить вызов” обстоятельствам, став телеведущим, вряд ли приведёт к чему-либо, кроме того, что он сделается всеобщим посмешищем. Хотя в других областях деятельности не предъявляющих столь жёстких требований к устной речи, этот человек мог бы добиться успеха.

Выбор профессии – дело, существенно влияющее на судьбу человека, и не очень умно совершать его “назло” кому-нибудь или чему-нибудь. 7. Недостаточный учёт своих способностей.

7. Недостаточный учёт своих способностей.

При огромном желании, потратив много времени и сил, можно стать специалистом даже в том, к чему у тебя способностей нет совершенно. Вот только весьма посредственным. А будь эти усилия приложены к тому, что соответствует способностям, достигнутые результаты оказались куда лучше.

8. Ориентация на мнение случайных людей.

Часто подростки при выборе профессии ориентируются на мнение людей имеющих весьма смутные представление о той профессии, к выбору которой они подталкивают. Порой окружающие очень любят раздавать советы, кому и кем быть, даже если их собственные представления о мире профессий ограничиваются лишь бытовыми, стереотипными суждениями. В принципе дать обоснованный совет, подходит ли человеку какая-либо профессия, может лишь тот, кто очень хорошо знает и её саму и человека.