27.09.2019

Пара советов по концертной фотосъёмке. Как фотографировать в клубе и на концертах


Каждый фотограф со стажем знает о том, что перед съемкой концерта стоит разведать обстановку и условия работы. Следует определиться с тем, какую технику брать с собой и где её хранить. Нужно продумать места, с которых будет вестись съемка и будет ли возможность перемещаться по залу во время концерта. Если все эти вопросы не вызывают затруднений, тогда можно приступать к съемке.

Светосильные объективы для темных помещений

При съемке в закрытом зале обычно крайне мало света для съемки. Вспышка в таких случаях редко помогает. Выход один. Нужно использовать светосильные объективы. Такие объективы позволяют получать более светлую картинку, фотографировать на меньших значениях ISO, что позволяет избежать нежелательных шумов и производить более быструю фокусировку. Для съемки концертов хорошо подойдут объективы 70-200mm f/2.8 или 28-300мм f/3.5.

Использование точечного экспозамера

Перед началом съемки лучше сразу установить точечный экспозамер. Скорее всего, придется фотографировать портреты исполнителей, поэтому такой метод экспозамера будет наиболее выгоден. Точечный экспозамер подходит для такого вида съемки лучше всего потому, что при многозональном или центрально-взвешенном экспозамере камера будет компенсировать темные участки и объект съемки может оказаться пересвечен.

Автоматика или ручные настройки?

В быстро меняющемся неестественном освещении камера может давать существенные погрешности в экспонировании кадра. Объект съемки может оказываться пересвечен или теряться в тенях. Ручной режим позволит лучше контролировать всю ситуацию, но такой подход требует квалификации и сноровки.

Различные значения ISO

Перед началом съемки следует проверить, как работает камера с определенными значениями ISO. При съемке в темном помещении света будет не хватать, но увеличивать выдержку нельзя, так как все действия на сцене станут смазанными. Фотографировать часто приходится с выдержкой не более 1/60 секунды. Значение ISO напрямую влияет на выдержку, поэтому нужно найти баланс между снимками, которые безнадежно зашумлены и фотографиями, которые приемлемы для зрителя и не размыты. Достаточно неплохого результата можно добиться, снимая с настройками ISO 1600 и в режиме М (manual). Шум будет слишком отчетливо виден, но его можно подавить в RAW конвертере на компьютере.

Однако эти настройки не являются обязательными. В большей степени они зависят от самой камеры и объектива. Их лучше всего подбирать на месте съемки или потренироваться заранее, определившись с оптимальными установками.

Атмосфера и настроение

Настроение в фотографии создается, прежде всего, самим фотографом. Самое главное ловить интересные моменты. Следует фотографировать не только основные объекты, но и что-то необычное, что сможет передать атмосферу. Можно использовать игру световых эффектов и теней, толпу и интересные ракурсы для съемки артистов.

Широкий угол

Снимать концерт лучше несколькими объективами. Очень эффектно смотрятся снимки, сделанные широкоугольным объективом. Он позволяет снять всю группу сразу или захватить в кадр большую часть зала. Толпа всегда эффектно смотрится, единственное, что будет трудно сделать. так это поймать момент, когда освещение будет оптимальным.

Тщательная подготовка

Иногда появляется возможность заранее узнать программу концерта. В таком случае фотограф может заранее подготовиться к определенным событиям, которые произойдут во время выступления. Это позволит подготовиться к съемке, продумав очередность своих действий. Такой подход позволит получить максимальное количество хороших снимков.

Съемка исполнителей крупным планом

Ни одна съемка концерта не обходится без фотографирования исполнителей крупным планом. Обычно близко подойти не получается, поэтому следует пользоваться длиннофокусным объективом. Трудности могут возникнуть со съемкой барабанщика. Он обычно окружен огромным количеством оборудования и перед ним постоянно находятся другие исполнители. В таком случае нужно использовать зум, по возможности забраться повыше и ловить удачный момент.

Разведка места проведения концерта

Опытные фотографы знают, что перед важной съемкой — особенно съемкой концерта, стоит разведать обстановку на месте. Необходимо знать заранее какая техника необходима, будет ли место для хранения этой техники. Так же важна информация о том, есть ли место для маневров, какие ракурсы можно выбрать для более удачной съемки, с какого места стоит снимать. Нужно продумать момент того, как пробраться ближе к выступающим для зумированной съемки. Ответив для себя на все эти вопросы, можно понять, как фотографировать концерты .

Проблема с нехваткой света? Нужен светосильный объектив!

При съемке в закрытых темных помещениях, а так обычно происходит на концертах, необходимо запастись светосильными объективами. Ведь зачастую вспышка является абсолютно бесполезной. Кроме того вспышки очень мешают артистам — доставляют неудобство во время исполнения (ну это конечно в случае, если удаётся подобраться так близко). Выход – взять светосильные объективы и чем сильнее будет объектив, тем лучше. Для концертов можно использоваться . Этот объектив дает возможность использовать его при меньших значениях ISO. Благодаря этому можно не только избежать ненужных шумов, но и быстрее фокусироваться. Вариантов объективов много. Еще один – это .

Точечный экспозамер

Перед тем как фотографировать в ночном клубе необходимо установить точечный экспозамер, так как, скорее всего, придется делать портретные съемки отдельных певцов или участников группы. Точечный экспозамер – наиболее реальный выход из ситуации при подобном освещении. Потому что при многозональном или центрально-взвешенном замере экспозиции, все неосвещенные участки будут автоматически компенсироваться камерой. А это приведет в итоге к переэкспонированности персонажа на фотографии.

Автоматика или ручной режим?

Значение точечного замера будет уменьшаться пропорционально подборке значения .
Съемка концертов скорее требует ручного подбора параметров и настроек, так как при автоматическом режиме получается очень большой контраст освещения. Зачастую автоматика камеры переэкспонирует либо освещение, либо самого участника группы. С помощью же ручного режима возможен строгий контроль при быстроменяющемся освещении.

Эксперименты с ISO

Перед тем как фотографировать в клубе стоит поэкспериментировать со значением ISO. Значение ISO напрямую влияет на выдержку, ведь большинство концертов снимают с небольшой глубиной резкости, для того что бы получить больше света. Необходимо выставлять выдержку соответственно тому, что происходит на сцене. В случае очень подвижных сцен на концерте необходимо установить выдержку короче, чем 1/60, что бы уменьшить размытость, а если движений мало, то и выдержку можно ставить более длинную.

Например, при повышении ISO до значения 6400, камер выдаст страшный шум, при ISO 3200 значение скомпенсируется выдержкой порядка 1/10, что смажет людей, находящийхся на сцене. Если использовать низкие ISO (например: 200, 400) вместе со вспышкой, то получится стандартная фотография. Использование разных режимов: уменьшение мощности, заполнение светом, скорее всего, не даст никаких результатов. Кроме того, при работе со штативом на таких же низких значениях ISO, картинка, вполне возможно, будет привлекательной и статичной но с размытыми обликами людей.

При использовании ISO 1600 и режима М (manual), можно получить неплохие фотографии но с высокими шумами. Однако, это не так страшно, поскольку получившиеся шумы можно будет с лёгкостью подавить в RAW на компьютере. При всём этом, следует помнить, что все зависит от камеры и объектива. Настройки нужно подбирать либо заранее, либо уже на месте.

Создание атмосферы и настроения

Все настроение фотографии, человек с камерой создает сам. В этом и есть суть авторской фотографии. Если не видеть интересные моменты, то никакие не помогут сделать хороший кадр. Стоит попробовать поискать что-то необычное на месте. То, что могло бы точно передать ощущения и атмосферу концерта. Это может быть игра света и тени, людей и выступающих, возможно найти интересный угол обзора.

Расширение кругозора

Конечно, приветствуется наличие нескольких объективов, среди которых будет и широкоформатный. С его помощью фотографии получатся очень показательными и эффектными. Например, фото всей группы сразу или толпы в зале. Снимки всей аудитории, присутствующей в зале всегда выглядит очень эффективно, только нужно поймать момент хорошей освещенности и видимости зала.

В поисках необыкновенного

Необходимо подготовиться к концерту заранее. Может быть, будет возможность разузнать, что будет на концертах, какая изюминка ожидается, какие эффекты будут. Зачастую это дает возможность фотографу быть готовым к неожиданностям, которые он сможет запечатлеть.

Чем ближе к исполнителям, тем лучше

Если необходимо сфотографировать каждого участника группы очень близко, то стоит воспользоваться . Это поможет выделить в отдельности каждого члена группы. Проблему может составить фотография барабанщиков, так как они зачастую находятся в центре сцены и окружены большим количеством оборудования. В данном случае можно либо пробраться за кулисы (в случае если есть пропуск), либо использовать зум.

Всем привет! Сегодня очередной выпуск рубрики и у нас в гостях мой друг, замечательный фотограф Александр Зарайский , ака zarajsky - Фотограф, журналист, блогер, правозащитник . Он обладатель внушительной коллекции статей на фото и околофотографические темы, с его разрешения буду делиться самым интересным с вами))
Итак, слово автору:

Ну вот наконец-то я решился и на эту статью, а то непорядок получается:) многие из моих знакомых концертных фотографов уже об этом написали, а я все молчу:) как будто писать совсем не умею:)))
Обычно все такие статьи начинаются с рассказов о том как получить аккредитацию но я и тут выделюсь и начну с другого:)

Техника.

Прежде чем сделать попытку на ниве концертной фотографии вы должны четко представлять возможности своей техники и строить всю съемку исходя из них.

Сразу запомните простую истину при съемке концертов вспышку НЕ ИСПОЛЬЗУЮТ .
Причин тому несколько.
Во-первых, вспышка «убивает» весь сценический свет (если он есть) и тем самым губит «атмосферу» концерта.
Во-вторых, ваши ведущие 40-60 очень сильно и достаточно больно бьют по глазам артистам которые стоят и смотрят в темный зал. Даже когда из задних рядов пыхают мыльницами (с ведущим числом 7-11) уже достаточно неприятно представьте как лупят ваши 56 с двух шагов. После такого бедный артист на некоторое время просто слепнет.

Ну а поскольку при съемке полагаться придется только на высокие ИСО то из этих возможностей вашей техники и следует исходить.

Фотоаппарат.
Безусловно лучше если это будет зеркалка.
Именно зеркальные фотоаппараты способны обеспечить достаточно быструю реакцию на происходящее на сцене и достаточно высокие ИСО.
При этом рассчитывайте на то что снимать придется с ИСО от 1000 и выше и очень хорошо если ваш фотоаппарат обеспечивает при этом достаточно качественную картинку (с минимальными шумами).
Лично я сейчас снимаю на Canon 5D Mark II, который купил именно по причине высоких ИСО, а до него юзал Canon 30D.
Впрочем большинство современных зеркалок имеют рабочее ИСО не ниже 1600 и вполне подходят для наших целей.

Вы можете возразить что собственно и многие мыльницы имеют вполне себе рабочие 1600 и это действительно так.
Но все мыльницы уступают зеркалкам в скорости фокусировки особенно в таких сложных условиях как концертный свет и имеют слишком большой лаг затвора.
Зная эти недостатки с ними можно бороться но многие кадры при этому все же будут упущены.

Объективы.
Тут действует одно правило чем светосильнее тем лучше.
Идеальными будут объективы со светосилой 2,8, 2,0, 1,4, 1,2.
Что касается фокусного расстояния то тут какого-то одного правила нет и исходить нужно в первую очередь из того помещения и тех условий в которых придется снимать. Скорее всего самыми востребованными будут фокусные в диапазоне от 17 до 200 мм.

Avishai Cohen Vocal Project
Canon EOS 30D, Canon EF 50mm f/1.4, 1/1000, f/2.0, ISO 640

Использовать зумы или фиксы зависит исключительно от наличия тех или других и вашего личного подхода к съемке.
Должны ли объективы быть стабнутыми?
Лично моя личная позиция однозначна - нет. Стабилизатор при концертной съемке совершенно лишняя вещь которая только жрет ресурс вашей батареи (дальше вы поймете почему).

Защитные фильтры.
Вещь очень необходимая т.к. во время концерта артисты в запале могут поливать публику водой или даже искусственной кровью (этим обычно грешат различные рок-команды), а со стороны публики это могут оказаться брызги пива или другого алкоголя, а то и чья-то рука в шипованном браслете.

Так что не лишним при этом в арсенале фотографа будет и чистящий карандаш, а также специальные салфетки и жидкость.

Штатив и монопод.
Абсолютно лишние прибамбасы совершенно ненужные в концертной фотографии.

Аккредитация.

А вот теперь когда вы оценили то фотобарахло которое разложено у вас на диване:))) и можно задуматься о съемке.
И для начала потренироваться на ….. кошках! :))))
Ну не совсем на кошках:)) хотя конечно бывают и девачковые коллективы:)))
Я имею ввиду клубы которые сейчас есть практически в каждом городе ну, а в достаточно крупных городах их как минимум несколько. Чаще всего в них выступают свои же молодые коллективы.
Дальше все довольно просто. Можно или поговорить с руководством клуба и договорится о аккредитации или что еще проще переписав название выступающих коллективов найти их группу «В контакте» (других соцсетях) и договорится о фотосъемке непосредственно с самой группой.
Редко когда молодой начинающий коллектив откажется от «личного фотографа» особенно если вы пообещаете отдать им часть отснятого материала для размещения в том же «В контакте».


Группа "deliKate" , клуб "Jazzter" (Харьков)
Canon EOS 5D Mark II, Canon EF 17-40mm f/4.0L, 17mm, 1/100, f/4.0, ISO 3200

И тут, мы подходим к самому главному. :))
Не зависимо от того каким образом вы получите аккредитацию на то или иное мероприятие вам за нее придется рассчитываться отдавая отснятый материал. У вас по любому возникнут обязы.
И именно поэтому стоит начинать с техники и подходить к оценке ее возможностей крайне критично.
Именно поэтому стоит начать с молодых начинающих коллективов выступающих в клубах которые еще не так требовательны к качеству снимаемого материала (в отличи от того же арт-директора клуба).
Именно такая фотосъемка даст вам возможность оценить свои силы и возможности вашей техники прежде чем лезть в большой спорт на достаточно большие концерты.

Я скажу даже больше. Если у вас получится снимать в клубах то в больших залах наверняка будет легче:)) (хотя не факт).

Но вот рука набита, техника проверена и вы рветесь в бой, тем более что приезжает ваша любимая группа «Планирующие носки» из самого стольного града Питера (шо значит не стольный? это для других он не стольный а для вас очень даже стольный!).
Как попасть на концерт? (ну кроме как купить билет и шарахаться от каждого охранника)

Путей несколько.
Один из них устроится внештатным корреспондентом (совсем не штатным, не совсем штатным, на четверть штатным, да «хоть тушкой хоть чучелом») в кукую-то из местных газеток или в каком-то интернет издании местного разлива.
Вариантов сотрудничества может быть два. Первый, вы меня аккредитуете на концерты, а я вам отдаю бесплатно чуток фоток для иллюстрации ваших материалов. Вариант второй, тоже самое только еще платят денег если какие-то ваши фото печатают.

Обычно вся мелкая региональная пресса испытывает затруднения в деньгах и редко когда откажется от услуг фотографа согласного работать даром:)))
Ну а дальше получение аккредитации на концерт это будет уже не вашей головной болью.
Однако, бывают ситуации когда из-за своего профиля издание не очень сильно заинтересовано в освещении событий культуры и спорта и тогда придется все брать в свои руки и жить по принципу дали автомат журналистское удостоверение и крутись как хочешь.
Так что вполне возможно, что в таком случае придется самому списываться или созваниваться с организатором концерта и представляясь корреспондентом газеты «Бабушка&Ко» («Времена года», «В рабочий полдень», «Дары степей», «Рога и перья») просить аккредитовать вас на концерт.
Если вы пишете письмо по поводу аккредитации менеджеру команды или организатору концерта его стиль должен быть деловым и вежливым. В письме следует коротко изложить кто вы собственно такой, и что собой представляет ваше издание (его направленность, тираж и/или статистика посещаемости в сети и т.п.), ссылки на примеры других репортажей.

Но если для большинства концертов местного уровня и для звезд второго и третьего дивизиона, для того что бы получить аккредитацию быть фотографов не шибко известного издания вполне допустимо то для действительно больших концертов и фестивалей такой вариант уже вряд ли прокатит.

Тут нужно понимать в каком порядке дается аккредитация в большинстве случаев.
Например порядок аккредитация на международный (или не очень международный) фестиваль, ну пускай джаза, будет выглядеть примерно таким образом:
1) Крупные центральные СМИ;
2) Крупные профильные издания (в нашем случае издания которые пишут преимущественно или исключительно о джазе) и интернет порталы;
3) Крупные музыкальные издания и интернет порталы;
4) Крупные местные (городские, областные) СМИ общеновостной направленности;
5) Местные издания специализирующиеся на музыке и культуре включая интернет издания;
6) Все остальные местные СМИ;
7) Узкоспециализированные, низкотиражные местные СМИ которым вдруг пришла фантазия получить аккредитацию (типа пишущих преимущественно о дачах-огородах, или публикующих советы и рецепты как квасить огурцы на зиму:))

Вне этого списка и вне конкуренции идут издания которые выступают информационными спонсорами и фотографы генеральных (и не очень генеральных) спонсоров мероприятия .

Естественно фото-пит не резиновый и вы с вашей газетой «Бабушка&Ко» можете пролететь мимо аккредитации «как фанера над Парижем»:)))
Как тут быть?
Вот тут как раз и пригодится все то что вы сняли до этого т.к. это ваше портфолио.
Вооружившись им (только я умоляю не надо заливать на ноут все 2000 фоток никто их смотреть не будет), а точнее отобрав до 40 наиболее удачных снимков стоит предложить свои услуги фотографа всем тем кто по вашему мнению попадет на этот концерт в качестве аккредитованных СМИ. Тут стоит рассчитывать только на удачу.
Иногда бывает что по какой-то причине от какого-то профильного или общемузыкального издания приезжает только пишущий журналист без фотографа и если вы снимаете достаточно сносно (о чем должно говорить ваше портфолио) то вполне можете рассчитывать что вас возьмут в качестве фотографа (при этом у вас будет хороший шанс засветится в профильном издании).
Точно такая же ситуация может быть и с крупными местными СМИ. Штатный фотограф может заболеть (быть в командировке, посраться с главным редактором и уйти хлопнув дверью) и ваше предложение вполне может оказаться той самой спасательной соломинкой.
Главное не стеснятся и не боятся спрашивать и предлагать свои услуги «Стучите и откроется».
Как вариант можно написать организатору концерта или фестиваля (или зайти к ним в офис) дать ссылку на свое портфолио и предложить свои услуги в качестве фотографа.
Скорее всего организатор фестиваля (концерта) уже позаботился и нанял фотографа который и будет «официальным фотографом мероприятия» поэтому у вас есть шанс вскочить в этот вагон только если вы неплохо снимаете и предложите свои услуги БЕСПЛАТНО, просто в обмен на аккредитацию.

Вообще немаловажное значение во всем этом имеет мотивация.
Зачем вам это надо?
Толи вы пытаетесь заработать этим какую-то копеечку и тогда даже на самых начальных этапах вашего становления как фотографа следует избегать снимать за бесплатно (ну разве что кроме первых 2-3 раз чисто для получения начального портфолио), толи для вас это хобби и вас прет просто от самого процесса.
Единственно что стоит откинуть это то что вам удастся таким образом на халяву попасть на концерт:)))
Помните что я писал про обязы?
Так вот, у вас будут обязы отдать за аккредитацию хорошие кадры:) и поверьте слушать будет некогда. Ваш моск скорее всего будет занят решением только одной задачи «Как снять!».
Исключением является тот случай когда разрешают снимать только первые 2-3 песни:) после этого можно сесть на свое место (если его вам выделили) и спокойно дослушать концерт.

Я не буду писать о том что перед съемкой надо проверить наличие чистых карточек памяти и заряженных аккумуляторов не хочу уподобляться зарубежным изданиям которые изначально считают своего читателя дауном:)))
Хотя конечно мне пришлось один раз увидеть как пришедший на концерт фотограф обнаружил что аккумулятор от камеры остался в зарядке дома.

Фотосъемка.

На концерт лучше всего прийти заранее.
Во-первых, наверняка придется зарегистрироваться (отметится) у организаторов и получить бейджик «Пресса» по которому вас пустят в зал и сможет идентифицировать охрана.
Если это не крупное мероприятие, а обычный концерт бейджиков может и не быть, а вам просто на входе дадут пригласительный билет с местом или без места по которому и пропустят в зал.
Иногда человек с которым вы договаривались об аккредитации может забыть предупредить на входе или внести вас в списки тогда придется с ним созваниваться и напоминать о себе, а это все время.
Во-вторых, попав в зал в числе первый у вас будет возможность оценить где лучше стать, или если вы совсем новичок понаблюдать за тем как и где располагаются более опытные фотографы. Это также позволит оценить заранее какую оптику придется использовать и исходя из полученных установок настроится на съемку.

Иногда устроители концертов организовывают фото-пит - специально отведенную зону для фотографов.
Это и плохо и хорошо.
Хорошо тем что в фотопите можно работать спокойно без оглядки на зрителей ну а плохо тем что это только один ракурс съемки. Более того организовывая фото-пит оргии редко заботятся о удобстве фотографов в итоге вы можете оказаться в таком месте откуда снимать или невозможно или очень трудно (например это может оказаться очень далеко от сцены).


Фотопит на концерте Scorpions - узкое пространство между зрителями и сценой (я как раз попал в кадр).
За фото спасибо Илье Пшеничному (Iluhis)

Но чаще всего организацией фото-пита никто не заморачивается.
Для прессы просто отводится первый ряд (либо первый ряд для фотографов, а второй для пишущих) и на том все заканчивается.
Но это в лучшем случае т.к. в худшем из-за жадности организаторов места в первый ряд вполне могут быть проданы и вам придется работать перед сценой выслушивая постоянные упреки со стороны зрителей которым вы мешаете.

Организатор или группа (иногда такое прописывается прямо в рейдере) могут наложить определенные ограничения на съемку.
Например могут разрешить снимать только первые 3 песни каждой группы (если к примеру это фестиваль). Могут запретить снимать непосредственно перед сценой и тогда придется ютится в боковых проходах.
Иногда определенные ограничения на съемку накладывает само помещение.
Например в Оперном театре перед сценой может быть большая оркестровая яма что одним махом отметает использование широкоугольной оптики и меняет подходы к съемке.

Nino Katamadze , Оперный театр (Харьков)
Canon EOS 5D Mark II, Canon EF 135mm f/2.0L, 1/640, f/2.0, ISO 2500

Если время съемки ограничено (2-3 песни), или поменять позицию после начала концерта будет крайне проблематично, постарайтесь найти в инете и посмотреть несколько видео с других концертов группы или исполнителя.
Дело в том что крайне редко когда вокалист группы (или исполнитель) «работает» строго на центр зала, вместо этого артист поворачивается к какой-то части аудитории.


Дэн Маккаферти (Dan McCafferty) из группы Назарет (Nazareth), работает только на центр независимо от происходящего вокруг.
Canon EOS 5D Mark II, Canon EF 70-200mm f/2.8L, 200mm, 1/1250, f/2.8, ISO 2000

Большинство же артистов делятся на правшей и левшей и в зависимости от этого предпочитают работать преимущественно в какую-то одну сторону.


Nino Katamadze , сцена оборудована так что Нино обращена лицом к правой части зала,
Оперный театр (Харьков), Canon EOS 5D Mark II, Canon EF 70-200mm f/2.8L, 120mm, 1/80, f/2.8, ISO 2500

И если для зрителя чаще всего это не важно т.к. он видит и слышит все в динамике то для фотографа выбор не той стороны может обернутся тем что в 80-90% времени он будет созерцать затылок артиста.

В случае если есть ограничение по времени съемки (2-3 песни) то стоит уточнить у организаторов можно ли после этого снимать издали используя телевик. Если да, воспользуйтесь этой возможностью.


Scorpions , Дворец спорта (Харьков)
Canon EOS 5D Mark II, Canon EF 100-400mm f/4.5-5.6L IS, 365mm, 1/200, f/5.6, ISO 2000

Если вы снимаете для СМИ не стоит забывать об обязательном нормативе:))
Это во-первых, выразительный, эмоциональный портрет фронтмена и/или вокалиста группы, во-вторых это по возможности портреты остальных членов коллектива и в-третьих, общий план (вся группа на сцене).


Chaek , клуб "Pintagon" (Харьков)
Canon EOS 5D Mark II, Canon EF 24-70mm f/2.8L, 70mm, 1/40, f/2.8, ISO 2500

Ryan Cohan Quartet , джазовый фестиваль "Za Jazz Fest" (Харьков)
Canon EOS 5D Mark II, Canon EF 100-400mm f/4.5-5.6L IS, 100mm, 1/160, f/4.5, ISO 3200

Иногда снять того или иного члена группы бывает очень проблематично. Например ударника могут засунуть в такие ебеня и заставить по ходу таким количеством (зачастую ненужных) пюпитров и микрофонных стоек что добраться до него не получится.

Вообще лишнее железо на сцене это очень большая проблема для фотографа.
В этом плане очень выгодно отличаются концерты звезд международного уровня. Например на сцена во время концерта и Nazareth и Scorpions не было ни одной лишней железяки.


Scorpions , Дворец спорта (Харьков)
Canon EOS 5D Mark II, Canon EF 24-70mm f/2.8L, 25mm, 1/1600, f/2.8, ISO 2000

Наши же техники мало того что расставляя стойки и пюпитры мало забоятся о том как при этом будут снимать фотографы, так еще и очень часто можно наблюдать на сцене несколько стоек и пюпитров которые за весь концерт остаются ни разу не востребованными. Но при этом серьезно мешают съемке перекрывая обзор или «торчат» из спин и голов исполнителей и других членов группы.

В таком случае выручить могут всевозможные сольные выступления или импровизации отдельных членов группы, во время которых они или выходят ближе к зрителям, или вся сцена затемняется, а один прожектор направляется на музыканта.

Максим Гусельщиков, группа "Крематорий"

Так же может выручить съемка например с верхних балконов. Это не только позволяет дотянутся до «закрытых» членов группы но и дает зачастую интересные ракурсы.

Отсняв обязуху для аккредитовавших вас СМИ можно заняться «свободным творчеством» и тут уж во всю можете ловить необычные ракурсы.

Если вы работает в первом ряду не стоит все время торчать жопой к верху перекрывая зрителям обзор и вызывая их праведный гнев.
Ведь они пришли для того что бы посмотреть на выступление, а не на вашу филейную часть.
Вместо этого присядьте под сценой и внимательно следите за эмоциями артистов и игрой света для того что бы приподняться в нужный момент и сделать серию кадров.

Лоурин Коен

Почему именно серию?
Все очень просто. Снимать скорее всего придется на «пограничных» выдержках.
Как я уже, сказал съемка концертов ведется без вспышки, а освещение на большинстве из них будет минимальным.
Так что придется задрать ИСО на приемлемый максимум, открыть диафрагму на полную и молится всем фотобогам что бы хватило выдержки.
Опыт показывает что крайне редко при ИСО 1600-2000 и диафрагме 2,8 выдержка бывает короче 1/160. Чаще бывает длиннее 1/100 или 1/80, а то и вообще 1/60 или 1/30.
Это очень мало (или много смотря с какой стороны считать).

Canon EOS 5D Mark II, Canon EF 100-400mm f/4,5-5,6L IS, ISO 1600, f/5,6, 1/30 , 360mm

Во-первых, при таких выдержках встает вопрос шевеленки (надеюсь вы помните что для минимизации влияния шевеленки выдержка должна быть пропорциональна фокусному, как пример при фокусном 200 мм выдержка должна быть не длиннее 1/200, а лучше еще короче) особенно при использовании телевиков.
Ну а во-вторых при таких выдержках артисты могут просто размазаться за счет собственно движения. Особенно это актуально для джазовых и рок-концертов на которых эмоции просто зашкаливают, а музыканты способны вытворять на сцене самые невообразимые кульбиты.

Лоурин Коен (Lorin Cohen), Ryan Cohan Quartet

Вот поэтому съемка серией во время концерта становится так актуальна. Это и способ борьбы с шевеленкой (почти наверняка один из 5-7 кадров будет резким), а также способ поймать активно двигающегося артиста в какой-то фазе движения.
Именно поэтому практически бесполезны объективы со стабом. При короткой выдержке у вас и так будут резкие кадры, а при длинной музыканты будут размазываться сами по себе:))) и тут уж никакой стаб не поможет.
По той же причине абсолютно бесполезным будет штатив или монопод. Они только стеснят вашу оперативность и ничего не привнесут в съемку.

Однако съемка серией требует быстрых карточек памяти и достаточно большого буфера в камере, иначе вам придется подолгу ждать пока снятая серия запишется на карточку, а пока вы ждете то вполне можете упустить интересные кадры ведь концерт не останавливается:).
Ну и понятно что карточек никогда не бывает много:) так что позаботьтесь что бы вам их хватило на весь концерт.

Если у вас есть возможность, никогда не стойте на одном месте, а постарайтесь перемещаться по залу выискивая интересные ракурсы, используйте игру света и теней.

Nicolas Mahieux , Jeremie Ternoy Trio

Обыграйте отдельные элементы (например мастерски снятые руки гитариста или пианиста могут оказаться вполне достойным самостоятельным кадром или отлично дополнят серию) и отражения.
Поэкспериментируйте с контровым светом это может дать интересные результаты.

Уделите внимание и публике...


Концерт Вячеслава Бутусова ККЗ "Украина" (Харьков)
Canon EOS 5D Mark II, Canon EF 135mm f/2.0L, 1/40, f/2.0, ISO 4000

Среди нее могу оказаться колоритные личности.

Тут сто процентов пригодится ширик который не только искажает перспективу но и добавляет в кадр динамику.
Не упускайте возможности поснимать бэкстейдж, уделите внимание пресухе перед концертом.
Зачастую после концерта музыканты снова выходят на сцену что бы дать автографы (или это происходит сразу после финальных аккордов) не упускайте этот момент!

Также не стоит упускать моментов когда артист выходит в зал во время концерта.


Nino Katamadze ХАТОБ (Харьков)
Canon EOS 5D Mark II, Canon EF 70-200mm f/2.8L, 200mm, 1/50, f/2.8, ISO 6400

Некоторые нюансы.

Во время съемки обратите внимание на цветное освещение. Отдельные его виды, например такие как красный, розовый, фиолетовый и близкие к ним оттенки способны так «засветить» кадр что лицо артиста превращается просто в бесформенную маску.


Группа "Ария" , ККЗ "Украина" (Харкьов)
Canon EOS 5D Mark II, Canon EF 24-70mm f/2.8L, 24mm, 1/500, f/2.8, ISO 2500

Очень "вкусные" снимки могут получится когда во время концерта используют дым. Во-первых, из-за того что дым рассеивает свет общая освещенность сцены резко возрастает, во-вторых дым придает объем всей сцене или создает интересные световые эффекты.


Группа "SunSay" , ХАТОБ (Харкьов)
Canon EOS 5D Mark II, Canon EF 70-200mm f/2.8L, 70mm, 1/160, f/2.8, ISO 2500

Очень эффектные кадры получаются когда задымленная сцена подсвечивается контровым светом. Тогда артисты превращаются в зловеще-монстрячие тени. :)) Это особенно актуально для рок-концертов.
Но увы. Иногда задымленность бывает настолько безалаберная что только мешает. Тогда группа в полном составе ли полностью скрывается в дыму или дым просто не выполняет свою роль. Возможно со стороны зрителей это смотрится приемлемо но фото получаются так себе.

Из-за больших перепадов яркостей при съемке лучше всего использовать точечный замер с фиксацией. Тогда сфокусировавшись по лицу артиста вы будите уверены что именно оно и проработается нормально на снимке, а экспозиция после смены кадрирования останется неизменной.
Сигнал подтверждения автофокуса лучше отключить хватит и вашего хлопанья зеркалом:))) не стоит создавать лишний шум.
А вот функцию расширения динамического диапазона если она у вас есть лучше включить это поможет избежать лишних пересветов.
Вообще яркость экрана вашего фотоаппарата может сыграть с вами злую шутку создав впечатление ярких хорошо проэкспонированных кадров поэтому лучше всего во время съемки время от времени все-таки поглядывать на гистограмму.
Для того что бы избежать лишних пересветов как вариант можно ввести экспокоррекцию в минус и тем самым получить небольшой выигрыш по выдержке но не стоит этим сильно увлекаться.
Дело в том что высокие ИСО являются «рабочими» на пределе своих возможностей и обычно картинки не шумят только в случает если они правильно проэкспонированы. Но как только понадеявшись на их нешумность вы провалите их в минус больше чем на 1 ступень, а потом попытаетесь вытянуть в РАВ-конвертере тут и получите «все прелести жизни».
Как вы понимаете съемку лучше вести в РАВ это в последствии позволит вам более качественно обработать ваши снимки.
Единственным исключением будет тот случай когда издание требует от вас предоставить фото непосредственно сразу после съемки. Тогда придется больше уделить внимание настройке камеры для поручения приемлемого результата при съемке в jpg. Но даже в таком случае снимать лучше RAW+ jpg. Последние вы отдадите СМИ ну а с РАВами можно будет поработать попозже.

Композиция.

Любая концертная съемка это такая же съемка людей как и любая другая со всеми вытекающими правилами и ограничениями.
Помните основное правило для человечков? :))) «Если у человека есть конечности они должны быть!» так что не стоит устраивать расчлененку на сцене:))
И если уж и рубить конечности и головы то делать это согласно правил для портретов:))) ну или хотя бы максимально приближено к ним:)

Естественно любые правила созданы для того что бы нарушать но для того что бы их нарушить нужно сначала их знать и уметь использовать ну а тогда хороший и эмоциональный кадр даже расчлененка не испортит:)))

Ron Carter

Тоже самое касается и инструментов. Не стоит без особой нужды резать грифы гитар и виолончелей обычно это только портит впечатление от кадра.

Ну и почитайте общий мануал о композиции в фоторепортаже. Для этого подойдет даже такая древность как книжка С.Морозова «Композиция в фоторепортаже» изданная в 1941 году:) Если выкинуть от туда идеологию то все остальное написано простым и понятным языком который вполне доступен для понимания начинающего (что и не удивительно ведь книжка писалась для заочных курсов фоторепортажа!).

Однако не стоит забывать и о некоторых характерных чертах свойственных тем или иным исполнителям (кто-то играет с закрытыми глазами, кто-то корчит страшные рожи, кто-то каждый раз "умирает" на своем инструменте)

John Scofield , играет с закрытыми глазами

Эти особености желательно знать что бы не ждать весь концерт пока артист откроет глаза:))) Ну или наоборот суметь воспользоваться характерными ужимками для того что бы снять интересный кадр.
Ну и естественно очень часто видя что их снимаю,т артисты начинают подыгрывать фотографам и такие моменты упускать нельзя. Как ни странно это свойственно в первую очередь джаз и рок-звездам международного уровня. Наверное срабатывает "У фотографа и так только две песни что бы нас снять а ему тоже нужно кормить семью. Поможем сделать ему классные кадры!!" :)))

Scorpions , Дворец спорта (Харьков)
Canon EOS 5D Mark II, Canon EF 24-70mm f/2.8L, 24mm, 1/1000, f/2.8, ISO 2000

Одежда и поведение.

Одежда должна быть не ярких тонов (в идеале черная, темно-синяя, серая, коричневая), чистая и не должна стеснять ваших движений.
Если вы на концерте впервые и не знаете как себя вести, что можно, а чего нельзя посмотрите на других фотографов но при этом не забывайте анализировать то что вы видите:)
Например если вы увидите что какой-то фотограф снимает из-за кулис или аккуратно вышел на сцену это совершенно не означает что так можно делать всем.
Скорее всего это или официальный фотограф группы или официальный фотограф фестиваля и в силу этих обстоятельств он имеет более широкие права и возможности чем остальные. :))))
Так что не стоит сразу лезть на сцену с камерой наперевес:)
В любом случае вести себя нужно так что бы не создавать неудобства для зрителей и не мешать другим фотографам.
Чего однозначно не стоит делать это спорить с охраной.
Если какой-то охранник не дает вам куда-то пройти, а вы уверены что вам туда можно (например вы оговорили это отдельно с организатором) то доказывать это отдельно взятому охраннику бесполезно он скорее всего получил четкие инструкции «никого не пущать» и сколько бы вы его не убеждали он не сдвинется ни на сантиметр.
И совсем уж большой глупостью будет попытаться прорваться силой. Вас просто вышвырнуть с концерта да еще и заработаете себе славу скандалиста.
Вместо этого если вы уверены в своей правоте попросите позвать начальника охраны или попытайтесь дозвонится до того кто вам «дал добро» что бы он подтвердил ваши полномочия.
Кстати, некоторые фотографы используют на концертах беруши т.к. работать зачастую приходится прямо у колонок а тут недолго и оглохнуть.
Во время антракта не стоит налегать в буфете на спиртные напитки, а то недолго после этого и объектив уронить:))
Ничто так не отрезвляет как объектив стоимостью 2 к.у.е пойманный на лету в 5 сантиметрах от бетонного пола:)))

Съемка в клубах.

Съемка в клубах от съемки в больших залах отличается обычно только более плотным контактом с исполнителем и зрителем (у фотографа за спиной) и еще худшим светом.

Гитарист группы Gruhak , клуб "Jazzter" (Харьков)


На концерте Chaek для того что бы сменить позицию приходилось пробираться по зрителям, а потом буквально сидеть у некоторых на коленях:)))

Если в залах свет «плохой» то в клубах его просто нет. Так что лучшим выходом для клуба безусловно будет использование широкоугольных светосильных фиксов если такие есть в вашем арсенале.
Поэтому я и говорил что если у вас получится снимать в клубе то на больших концертах уже будет полегче:)) как минимум в плане света:)

Что потом.

Безусловно нужно как можно быстрее (без ущерба для качества) отдать снимки тому то вас аккредитовал.
Даже если дедлайна не установлен не стоит затягивать с этим больше чем на несколько дней. Любая ложка дорога к обеду и через неделю после события ваши снимки уже будут никому не нужны.
Если у вас уж очень сильно много хороших снимков сделайте из них как можно быстрее штук 15-20, а остальные доделаете и отдадите чуть позже.

Даже если аккредитацию давала вам не группа все равно потрудитесь найти на сайте их мыло и отправьте ссылку на свои работы снятые во время концерта.
Во-первых, это будет приятно и интересно артистам, а во-вторых, может (хоть и редко) дать очень неожиданный результат.
Например Коуби Воткинс (Kobie Watkins) барабанщик Ryan Cohan Quartet после того как я отправил им ссылки на свои работы снятые во время фестиваля попросил один из снимков в большом разрешении для оформления обложки диска.

Чтобы фотографировать в клубе и на различных музыкальных мероприятиях, нужно уметь работать в условиях плохого освещения (тема слабой освещенности настолько болезненна, что по ней уже ). В большинстве случаев использование вспышки запрещается организаторами, поэтому фотограф должен снимать со светом, специально смоделированным для клубного вечера или концерта – именно такой свет подходит мероприятию лучше всего.

Если вы собрались в клуб или на концерт с фотоаппаратом, помните о следующих факторах:

Величина мероприятия

У больших мероприятий и концертов свои плюсы – обычно на сцене выступают известные исполнители, а сам вечер интересно организован и очень интересен по сюжету для фотосъемки. Если вы собираетесь наблюдать за главной сценой, учтите заранее, что, скорее всего, вы будете стоять далеко от нее, и для съемки потребуется телеобъектив. Скромные вечеринки и концерты хороши более уютной атмосферой, а также возможностью подойти ближе к сцене, чтобы снять эмоции артистов.

Главный недостаток таких концертов в том, что помимо вас возле сцены будут другие репортеры, а также охрана заведения, что может сковать передвижение из одной точки съемки в другую. Чтобы снять фотографию, показанную ниже, мне пришлось подняться на выступ, потому что возле сцены было очень много людей. Тем не менее, мне удалось получить отличный угол съемки – как правило, такие кадры часто получаются с нижнего ракурса, если снимать прямо под сценой.

Освещение

Освещение на небольших концертах бывает просто отвратительным. Иногда весь свет падает сзади или сбоку, а спереди исполнитель совсем не подсвечивается. В съемке силуэтов, конечно, есть свои плюсы и свой шарм, но если из силуэтов состоит вся фотосессия, и лиц артистов нигде не видно – фотографии будут скучными.

Когда вы зайдете в клуб до начала мероприятия, обратите внимание на свет от прожекторов и другие точечные источники, которые могут дополнительно подсветить исполнителей. Это сильно спасет ситуацию. Если у вас есть разрешение на съемку концерта, не упустите возможность снять группу «разогрева». Даже если вам безынтересна эта группа, несколько кадров их выступления помогут вам приспособиться к свету.

Очень важно помнить, что в клубах и на концертах свет постоянно меняется, поэтому встроенный камеры практически бесполезен – вам придется к этому привыкнуть. К концу вечера на вашей карте появится много технического «мусора», но в этом нет ничего страшного. В 90% случаев вам запретят использовать , поэтому подготовьте необходимое оборудование заранее. Кроме того, фотографии со вспышкой не так интересны, поскольку, давая яркий свет, вспышка хоть и освещает артистов, но портит клубную атмосферу и оставляет уродливые тени:

Поскольку съемка будет протекать в плохих условиях освещения, первое, что вам потребуется, это открытая диафрагма и большая светочувствительность . Новые камеры гораздо лучше справляются со съемкой на высоких ISO, чем старые модели. Самую большую светосилу можно получить, только используя объектив с фиксированным фокусным расстоянием. Поэтому для съемки в клубе лучше выбрать объектив со значением диафрагмы от f/1.8, 35 или 50 мм. Надеюсь, вы уже знаете, что, чем шире открыто отверстие диафрагмы, тем меньше ее значение, и тем больше света попадает в объектив и на камеру.

Снимайте в RAW : фотографии в «сыром» формате легче обрабатывать, формат RAW обеспечивает больше контроля над качеством снимка. Для съемки в клубе подойдет только автоматический баланс белого , поскольку правильные цвета в таких условиях нельзя получить даже с серой картой. Цветовой оттенок можно впоследствии исправить в Photoshop.

Установите серийный режим съемки , если он предусмотрен в вашей камере. Трудно предугадать, когда нужный луч света попадет в кадр, поэтому, чем больше кадров вы сделаете, тем лучше. Кроме того, лучше использовать режим фокусировки AI-Servo или «следящий фокус» (на Nikon – это режим фокусировки AF-C). Наконец, сам фотограф должен быть трезвым, чтобы получить максимально резкие снимки.

Если исполнитель очень подвижен, лучше установить короткую выдержку . Однако длинной выдержкой тоже не стоит пренебрегать, иногда с ее помощью можно получить интересные снимки.

А теперь о режимах съемки. Для фотосъемки в клубе лучше всего пользоваться ручным режимом , а также режимами приоритета выдержки и диафрагмы. Ручной режим хорошо подходит для предсказуемого освещения. Режим приоритета выдержки я включаю тогда, когда артист очень подвижен, или по сценарию предстоит какое-то быстрое действие, и длинная выдержка может его размыть. Когда освещение достаточно яркое, я использую режим приоритета диафрагмы , поскольку знаю, что выдержка останется достаточно короткой для нужной мне сцены.

Наконец, особое внимание следует уделить кадрированию фотографий. Используя объективы-фиксы (объективы с фиксированным фокусным расстоянием), фотограф часто определяет границы кадра ногами – просто подходит ближе или отходит дальше, но иногда даже этого недостаточно – неожиданный сюжет может привести к тому, что кадрирование получится неудачным. Посмотрите на фотографию ниже: левое колено вышло за границу кадра, а я был к этому не готов. Поэтому для съемки в клубе лучше подойдет светосильный зум-объектив (например, 24-70, f/2.8).

Исполнители

Подумайте о том, кого захотят видеть люди на фотографиях. Если вы не знакомы с составом группы, снимайте ведущего вокалиста. Обычно его эмоции наиболее выразительны, и его легче всего заметить.

Обратите внимание, в какой руке певец держит микрофон, и постарайтесь фотографировать его с другой стороны: рука с микрофоном обычно закрывает пол-лица и фигуру артиста, поэтому лучше выбрать противоположную точку съемки. Не игнорируйте этот совет, если вы собираетесь продать фотографии – обычно агентства, например, Getty Images, принимают простые поясные портреты именно в таких ракурсах – их можно продать многочисленным фанатам.

Время

Обычно выступление группы ограничивается тремя песнями – это не более 10 минут. Поэтому нужно заранее подготовиться и вспомнить обо всех указанных выше факторах. Иногда по окончании вечеринки или концерта у вас практически не будет хороших фотографий. Не стоит расстраиваться, съемка в клубе – сложное дело, и первое время не все получается. Кстати, не забудьте взять беруши, возле сцены очень громкий звук, и он может вам мешать. Если к сцене вас не пускают, отойдите дальше – хорошие кадры можно снять и издалека:

Уважительное отношение

Если вы подошли к сцене, слово охраны для вас – закон. Не вступайте в конфликт с персоналом заведения, иначе вас могут прогнать. Скорее всего, в зале будут работать и другие фотографы, поэтому старайтесь не попасть им в кадр. Наконец, не мешайте исполнителям: если в клубе запрещено использовать вспышку – не включайте ее.

Где взять разрешение?

Чтобы фотографировать в клубе, иногда достаточно попросить разрешения у охраны или менеджеров заведения. С концертами сложнее – вам может потребоваться официальный пропуск. По опыту могу сказать, что легче всего его получить, работая внештатным репортером для местной газеты. Будьте настойчивы – даже если у издания уже есть журналист, иногда газете нужен второй фотограф. Договориться о разрешении на съемку через агентство или предложить свою кандидатуру в качестве фотографа заведению, где проводится мероприятие – пути более сложные. Однако следует помнить, что для поступления на работу в газету вам потребуется .

Еще один способ получить разрешение на съемку – написать самой группе или менеджеру группы. При этом нужно уточнить, кто вы, с кем работаете, для каких целей вам нужны фотографии, и как много людей их впоследствии увидит. Если группе нужны фотографии мероприятия, они выйдут на связь.

Заключение

Фотосъемка в клубе сложна и интересна: она сочетает в себе две задачи, которые нужно решить фотографу — адаптация к плохому освещению и съемка репортажа. Если вы научитесь снимать в плохих условиях освещения, даже самый сложный по свету концерт перестанет быть для вас проблемой.

Источник статьи: Expert Photography

Перевод Екатерины Симаченко

Разведайте место проведения концерта

Если есть возможность, разведайте место проведения концерта заранее, чтобы понять где лучше всего находиться и какую технику использовать. Если это небольшой концерт в баре или в небольшом зале, в котором он вероятно и будет если вы только начали. Спланируйте поездку за день или час до начала чтобы взглянуть на место съёмки. Это будет место, где все будут стоять? Если есть сидения, будет ли достаточно места для манёвра между ними? Также важно, есть ли место для хранения вашей техники? Проверьте, есть ли возможность фотографировать с нескольких ракурсов. Фотографируя только по центру, вы не сможете выразить все эмоции, так что будем делать снимки из толпы, за зрителями и т.д.

Возьмите самые светосильные объективы

Точечный экспозамер

Если вы заинтересованны сфотографировать певца или участников группы по отдельности, скорей всего вам придётся выставить точечный экспозамер. На большинстве концертов, очень много неосвещённого места, поэтому фотографируя с центрально-взвешенным или с многозональным замером экспозиции, автоматика камеры будет пытаться компенсировать неосвещённые участки, поэтому скорей всего, участник группы будет переэкспонированным. Так что использование точечного экспозамера, будет идеальным выходом из ситуации.

Хотя, как только вам удастся хорошо подбирать значения выдежки и диафрагмы, выставление точечного замера будет все менее и менее важным.

Переключите камеру в ручной режим

Переключение в ручной режим, может быть достаточно сложной задачей на первое время, но это работает. Почему не стоит фотографировать в автоматическом режиме - слишком большой контраст освещения. Например как на фотографии выше с концерта Backstret Boys. Когда большинство кадра чёрное, автоматика камер может переэкспонировать освещение или участника группы. Установка камеры на ручной режим позволит обеспечить более строгий контроль (парень справа на снимке хорошо проэкспонирован), особенно когда освещения меняется быстро.

Следите за ISO

ISO может быть вашим другом при съёмке концертов. Как вы знаете, игра вокруг ISO имеет прямое влияние на выдержку (большинство концертов снимается с небольшой глубиной резкости, чтобы получить как можно больше света) и это очень важно правильно выставить выдержку, чтобы она соответствовала происходящему на сцене. Если это стремительный рок концерт, выдержки короче 1/60 будут необходимы чтобы предотвратить чрезмерное размытие. И наоборот, если мало движения, можно использовать более длинные выдержки.

Хоть шумы могут быть проблемой если вы выставляете ISO выше 1600, их можно использовать как преимущество при последующей обработке. Например можно перевести снимок в ч/б - как тот что выше, он сделан при ISO 3200.

Настроение

Создание настроения фотографии полностью зависит от ваших чувств. Например, фотография выше отлично это демонстрирует, когда в кадре даже нет группы, но фотограф проникся цветовым рисунком и тональной перспективой. Ищите необычное освещение, эффекты на сцене. Если выступающая группа достаточно динамична, это будет достаточно легко. Также убедитесь, что перед концертом вы послушали их музыку, если вы до этого их никогда не делали.

Смотрите шире

Если у вас есть возможность взять с собой несколько объективов, не забудьте про ширик. Он хоть и не будет использован часто, но он важен для съёмки всей группы. Также он полезен при съёмке толпы, или к примеру позади сцены есть огромный экран с интересными эффектами. Так что такой объектив позволит разнообразить ваши снимки.

Не забывайте про толпу

Концертный фотограф Anirudh Koul делает прекрасные снимки, фотографируя толпу на концерте Bon Jovi, просто повернув камеру от сцены в сторону зала. Как мне кажется, такие снимки способны передать эмоции людей слушающих концерт. Хотя, конечно, слабо освещенная аудитория не даст такого эффекта как зал наполненный дымом и светом прожекторов.

Поймайте момент, когда толпа людей освещена как на фотографии выше. Попробуйте оказатьсянад толпой, это не так трудно если у вас есть доступ к сцене, но достаточно сложно если вы находитесь среди толпы. Аудитория является неотъемлемой частью шоу, поскольку без неё, это просто репетиция.

Ищите необычное

На больших концертах известных певцов, происходят невероятные вещи. Как, например, появление вдруг дирижабля (на фотографии выше, сделанной на концерте Van Halen. У большинства групп, во время турне, шоу повторяются, от города к городу. Так что посетите их сайт или сайт фан-клуба, посмотрите фотографии чтобы знать, когда и чего ждать. Снимок Anirudh хорошо демонстрирует идеально подобранное время, может это и удача, а может он ждал именно этого момента узнав что было на прошлых концертах.

Используйте зум/Подходите ближе

Пора сменить ширик на длиннофокусный объектив. Подойдите как можно ближе к сцене и не забудьте получить карточку "пресса" для больших концертов. С достойным зум-объективом (мой фаворит 70-200мм) вы сможете выделить каждого члена группы. И не забывайте про барабанщика, в большинстве случаев, вокруг них только оборудование и куча микрофонов, так что у вас будет только два варианта, использовать зум, либо пробраться за кулисы.