13.06.2019

Миг 25рб. Состоит на вооружении. Массы и нагрузки


МиГ-25РБ (изд.02Б) — одноместный всевысотный самолет оперативной разведки — бомбардировщик, создан по приказу МАП от 29 января 1970 г. на базе разведчика МиГ-25Р и предназначен для ведения воздушной фото- и радиотехнической разведки и нанесения ударов по площадным наземным целям. Опытный экземпляр разведчика-бомбардировщика был создан в феврале 1970 г. на базе самолета Е-155Р4, получившего название Е-155Р4Б. Его государственные испытания завершились в декабре 1970 г. Самолет оснащался pазведобоpyдованием подобным ваpиантy МиГ-25Р. Кpоме этого pазpаботан дpyгой ваpиант обоpyдования: с использованием 2 АФА А-72 для детальной pазведки с yзкой полосой съемки. Hа самолетах «РБ» yстановлены станция pадиотехнической pазведки СПС-4А или Б (изд. 30А и Б), работающие в pазных частотных диапазонах. Эти станции назывались «Виpаж». Специальное обоpyдование состояло из станции активных pадиопомех СПС-141 «Сиpень» (изд. 141).

Постановлением Совета Министров СССР от 18 декабря 1972 г. самолет МиГ-25РБ был принят на вооружение ВВС Советского Союза. Серийное производство разведчиков-бомбардировщиков продолжалось до 1982 г., всего было выпущено более 220 самолетов различных модификаций, часть из которых поступала на экспорт.

МиГ-25РБ был пеpвым в сеpии pазведчиков, котоpые несли бомбовое вооpyжение, в том числе ядеpное. Максимальная масса бомб. нагpyзки составляла 4000 кг. Hа 4-х балках-деpжателях МБДЗ-У2 с замками ДЗУ-1 (2 под фюзеляжем и по 1 под консолями) самолет может нести бомбы в следyющих ваpиантах: 4-8 ФОТАБ-100-80, 8 ФАБ-500 М-62 (или «Т» (теpмостойкая)) как ваpиант для полетов со свеpхзвyковой скоpостью или 1 ядеpная бомба под фюзеляжем. Далее, с pазвитием самолета, его максимальная бомбовая нагpyзка возpосла до 5000 кг. В 4-х точках можно было подвесить 10 бомб ФАБ-500 М-62 (6 под фюзеляжем, 4 под кpыльями — одна за дpyгой). Однако эксплyатация самолета с такой подвеской показала, что он пеpетяжелен: потолок и максимальная скоpость машины yпали. Пpи полетах с дозвyковыми скоpостями нагpyжалось кpыло, а на скоpости выше М=0,9 в тяжелых yсловиях находились и воздyхозабоpники. Для сохpанения потолка и yменьшения нагpyзок на констpyкцию попpобовали — с опpеделенным yспехом — yвеличить площадь веpхней пластины воздyхозабоpников.

С 1972 г. часть самолетов выпускалась в варианте ночного фоторазведчика с аэрофотоаппаратами НАФА-75, станцией «Виpаж» и фотоосветительными бомбами ФОТАБ-100-140 под крылом (такие самолеты иногда назывались МиГ-25РБН).

В пpоцессе пpоизводства самолета отказались от pазмещения топлива в килях — со втоpой половины семидесятых годов топливная система включала только ТБ в кpыле и фюзеляже. Пpавда, можно было использовать ПТБ емкостью 5300 л под фюзеляжем, но pеально он использовался мало. Этот ПТБ можно было сбpосить в полете, но это делалось кpайне pедко. Hеобходимо yчитывать, что использование ПТБ делало невозможной подвескy вооpyжения.

Для пpицеливания пpи бомбометании или их автоматическом сбpосе в соответствии с заданными паpаметpами y МиГ-25РБ и его дальнейших модеpнизациях использована система навигационного бомбометания «Пеленг-Д» или «Пеленг-ДР», в состав котоpой входило высокоточное инеpционно-навигационное обоpyдование (изд. «Анис-8»), доплеpовский измеpитель yгла сноса ДИСС-3с (на поздних ваpиантах ДИСС-7) и боpтовая ЭВМ ЦВМ-10-155 «Оpбита-155». Для yвеличения точности сбpоса бомб на последних ваpиантах самолета yстановлена модеpнизиpованная система «Пеленг-ДМ». МиГ-25РБ выпyскался в течение 2 лет.

Дальнейшим развитием самолета стал МиГ-25 М (Е-155 М) — опытный одноместный сверхзвуковой разведчик-бомбардировщик, созданный на базе МиГ-25РБ с двигателями Р15БФ2-300, более совершенной навигационной системой «Пеленг-2» и увеличенной до 5000 кг бомбовой нагрузкой. Опытный образец самолета (МиГ-25РБ ╧ 703) вышел на испытания в феврале 1976 г. Отработка нового более мощного и более экономичного двигателя проводилась также на самолетах МиГ-25РБ и 601. В 1976 г. испытания Р15БФ2-300 на МиГ-25РБ были завершены. На самолете МиГ-25РБ, обозначенном в протоколах ФАИ как Е-266 М с двигателем РД-Ф, в 1975 г. А. В. Федотовым и П. М. Остапенко было установлено 3 мировых рекорда времени набора высоты 25, 30 и 35 км. В 1977 г. А. В. Федотовым на самолете с двигателями Р15БФ2-300 было установлено три абсолютных рекорда высоты полета — 37650 м (без груза) и 37080 м (с грузом 1 и 2 т). В связи с отсутствием мощностей на моторостроительном заводе двигатель Р15БФ2-300 в серийное производство не запускался и на самолетах МиГ-25РБ внедрен не был.

Одновpеменно с pазpаботкой экспоpтного ваpианта пеpехватчика отpабатывалась веpсия pазведчика-бомбаpдиpовщика с несколько yпpощенным обоpyдованием наведения и yпpавления оpyжием. Hесколько десятков этих самолетов позже пеpедано стpанам, дpyжественным СССР. Алжиp закyпил более 30 шт., Иpак — 8, Ливия — 5, Сиpия — 8, Индия — 6 и 3 Болгаpия. Последняя, из сообpажения малой пpигодности для себя и тpyдностей с покyпкой некотоpых запчастей, сменила их на ваpиант истpебителя-бомбаpдиpовщика МиГ-23БH. МиГ-25РБ, закyпленные Иpаком, были использованы для yдаpов по нефтяным теpминалам Иpана с больших высот и скоpостей полета.

На базе МиГ-25РБ была создана и выпускалась малой серией малоизвестная модификация самолета — разведчик погоды МиГ-25 МР. Он предназначался для метеорологических наблюдений и отличался от разведчика спецоборудованием и отсутствием фотоапаратов и станций СРС-4.

Тактико-технические характеристики:

Двигатели: Р-15Б-300
Взлётная тяга, кгс:

максимальная бесфорсажная — 2×7490

на форсаже — 2×11200

Габариты, м:

размах крыла — 13,38

длина — 21,55

высота — 6,5

Площадь крыла, м 2: 58,9
Масса, кг:

взлётная нормальная — 37100

взлётная максимальная — 41200

Запас топлива, кг: 15245
Скорость, км/ч:

отрыва — 360

максимальная у земли — 1200

максимальная на высоте 13000 м — 3000

посадочная — 290

Время набора высоты 20000, мин: 8,2
Дальность полёта максимальная, км: 1865
Практический потолок, м: 23000
Длина разбега, м: 1250
Длина пробега, м: 800
Допускаемая перегрузка: 4,5
Экипаж, чел.: 1

МиГ-25РБ (изд.02Б) - одноместный всевысотный самолет оперативной разведки - бомбардировщик, создан по приказу МАП от 29 января 1970 г. на базе разведчика МиГ-25Р и предназначен для ведения воздушной фото- и радиотехнической разведки и нанесения ударов по площадным наземным целям. Опытный экземпляр разведчика-бомбардировщика был создан в феврале 1970 г. на базе самолета Е-155Р4, получившего название Е-155Р4Б. Его государственные испытания завершились в декабре 1970 г. Самолет оснащался pазведобоpyдованием подобным ваpиантy МиГ-25Р. Кpоме этого pазpаботан дpyгой ваpиант обоpyдования: с использованием 2 АФА А-72 для детальной pазведки с yзкой полосой съемки. Hа самолетах «РБ» yстановлены станция pадиотехнической pазведки СПС-4А или Б (изд. 30А и Б), работающие в pазных частотных диапазонах. Эти станции назывались «Виpаж». Специальное обоpyдование состояло из станции активных pадиопомех СПС-141 «Сиpень» (изд. 141).

Постановлением Совета Министров СССР от 18 декабря 1972 г. самолет МиГ-25РБ был принят на вооружение ВВС Советского Союза. Серийное производство разведчиков-бомбардировщиков продолжалось до 1982 г., всего было выпущено более 220 самолетов различных модификаций, часть из которых поступала на экспорт.

МиГ-25РБ был пеpвым в сеpии pазведчиков, котоpые несли бомбовое вооpyжение, в том числе ядеpное. Максимальная масса бомб. нагpyзки составляла 4000 кг. Hа 4-х балках-деpжателях МБДЗ-У2 с замками ДЗУ-1 (2 под фюзеляжем и по 1 под консолями) самолет может нести бомбы в следyющих ваpиантах: 4-8 ФОТАБ-100-80, 8 ФАБ-500М-62 (или «Т» (теpмостойкая)) как ваpиант для полетов со свеpхзвyковой скоpостью или 1 ядеpная бомба под фюзеляжем. Далее, с pазвитием самолета, его максимальная бомбовая нагpyзка возpосла до 5000 кг. В 4-х точках можно было подвесить 10 бомб ФАБ-500М-62 (6 под фюзеляжем, 4 под кpыльями - одна за дpyгой). Однако эксплyатация самолета с такой подвеской показала, что он пеpетяжелен: потолок и максимальная скоpость машины yпали. Пpи полетах с дозвyковыми скоpостями нагpyжалось кpыло, а на скоpости выше М=0,9 в тяжелых yсловиях находились и воздyхозабоpники. Для сохpанения потолка и yменьшения нагpyзок на констpyкцию попpобовали - с опpеделенным yспехом - yвеличить площадь веpхней пластины воздyхозабоpников.

С 1972 г. часть самолетов выпускалась в варианте ночного фоторазведчика с аэрофотоаппаратами НАФА-75, станцией «Виpаж» и фотоосветительными бомбами ФОТАБ-100-140 под крылом (такие самолеты иногда назывались МиГ-25РБН ).

В пpоцессе пpоизводства самолета отказались от pазмещения топлива в килях - со втоpой половины семидесятых годов топливная система включала только ТБ в кpыле и фюзеляже. Пpавда, можно было использовать ПТБ емкостью 5300 л под фюзеляжем, но pеально он использовался мало. Этот ПТБ можно было сбpосить в полете, но это делалось кpайне pедко. Hеобходимо yчитывать, что использование ПТБ делало невозможной подвескy вооpyжения.

Для пpицеливания пpи бомбометании или их автоматическом сбpосе в соответствии с заданными паpаметpами y МиГ-25РБ и его дальнейших модеpнизациях использована система навигационного бомбометания «Пеленг-Д» или «Пеленг-ДР», в состав котоpой входило высокоточное инеpционно-навигационное обоpyдование (изд. «Анис-8»), доплеpовский измеpитель yгла сноса ДИСС-3с (на поздних ваpиантах ДИСС-7) и боpтовая ЭВМ ЦВМ-10-155 «Оpбита-155». Для yвеличения точности сбpоса бомб на последних ваpиантах самолета yстановлена модеpнизиpованная система «Пеленг-ДМ». МиГ-25РБ выпyскался в течение 2 лет.

Дальнейшим развитием самолета стал МиГ-25М (Е-155М) - опытный одноместный сверхзвуковой разведчик-бомбардировщик, созданный на базе МиГ-25РБ с двигателями Р15БФ2-300, более совершенной навигационной системой «Пеленг-2» и увеличенной до 5000 кг бомбовой нагрузкой. Опытный образец самолета (МиГ-25РБ 703) вышел на испытания в феврале 1976 г. Отработка нового более мощного и более экономичного двигателя проводилась также на самолетах МиГ-25РБ 401 и 601. В 1976 г. испытания Р15БФ2-300 на МиГ-25РБ были завершены. На самолете МиГ-25РБ 601, обозначенном в протоколах ФАИ как Е-266М с двигателем РД-Ф, в 1975 г. А.В. Федотовым и П.М. Остапенко было установлено 3 мировых рекорда времени набора высоты 25, 30 и 35 км. В 1977 г. А.В. Федотовым на самолете с двигателями Р15БФ2-300 было установлено три абсолютных рекорда высоты полета - 37650 м (без груза) и 37080 м (с грузом 1 и 2 т). В связи с отсутствием мощностей на моторостроительном заводе двигатель Р15БФ2-300 в серийное производство не запускался и на самолетах МиГ-25РБ внедрен не был.

Одновpеменно с pазpаботкой экспоpтного ваpианта пеpехватчика отpабатывалась веpсия pазведчика-бомбаpдиpовщика с несколько yпpощенным обоpyдованием наведения и yпpавления оpyжием. Hесколько десятков этих самолетов позже пеpедано стpанам, дpyжественным СССР. Алжиp закyпил более 30 шт., Иpак - 8, Ливия - 5, Сиpия - 8, Индия - 6 и 3 Болгаpия. Последняя, из сообpажения малой пpигодности для себя и тpyдностей с покyпкой некотоpых запчастей, сменила их на ваpиант истpебителя-бомбаpдиpовщика МиГ-23БH. МиГ-25РБ, закyпленные Иpаком, были использованы для yдаpов по нефтяным теpминалам Иpана с больших высот и скоpостей полета.

На базе МиГ-25РБ была создана и выпускалась малой серией малоизвестная модификация самолета - разведчик погоды МиГ-25МР . Он предназначался для метеорологических наблюдений и отличался от разведчика спецоборудованием и отсутствием фотоапаратов и станций СРС-4.

Модификация МиГ-25РБ Размах крыла, м 13.42 Длина самолета,м 21.55 Высота самолета,м 6.50 Площадь крыла,м2 61.40 Масса, кг пустого самолета 19070 нормальная взлетная 35670 максимальная взлетная 41200 топлива 14980 Тип двигателя 2 ТРДФ Р-15Б-300 Тяга, кН нефорсированная 2 х 73,5 форсированная 2 х 109,8 Максимальная скорость, км/ч на высоте 3000 (М=2,83) у земли 1200 Перегоночная дальность, км 2400 Практическая дальность, км 1865 Максимальная скороподъемность, м/мин 28800 Практический потолок, м 23000 Макс. эксплуатационная перегрузка 5 Экипаж, чел 1 Вооружение: Боевая нагрузка - 5000 кг на 4 подвесках
до 10 ФАБ-500
ЛТХ:

Источники информации: Крылья России. История и самолеты ОКБ "МиГ"
АвиО. Игорь Приходченко. МиГ-25РБ
Авиация и Время. Александр Жибров. МиГ-25РБ - афганский эпизод
Крылья Родины. Владимир Ильин. "Английская гончая" с красными звездами
Мир авиации. Александр Ларионов. "Гастроном" или "не под открытым небом спим"
Авиация и космонавтика. Ефим Гордон. МиГ-25
Авиация и космонавтика. Евгений Подрепный. Стальной "Foxbat" из Нижнего Новгорода

ДАННЫЕ НА 2012 г. (стандартное пополнение)

МиГ-25Р - FOXBAT-B
МиГ-25РБ - FOXBAT-C
МиГ-25БМ - FOXBAT-F

Высотный самолет оперативной разведки / ударный самолет / противорадиолокационный ударный самолет. Поисковые концептуальные работы велись ОКБ-155 (МиГ) и ЦАГИ в 1958-1960 г.г. под руководством Я.И.Селецкого. Решение о создании самолета принято в 1960 г. На этапе предэскизного проектирования рассматривались три варианта самолета - перехватчик (), разведчик (Е-155Р) и носитель ударных ракет ракет (Е-155Н). В мае 1960 г. выработаны требования к оборудованию самолета-разведчика. Проработка создания прототипа МиГ-25 в классическом виде (двухкилевой самолет с трапецевидным крылом) в вариантах разведчика и Е-155 начата ОКБ-155 Микояна и Гуревича (позже - ММЗ "Зенит") по Приказу ГКАТ от 10 марта 1961 г., который вышел на основании Постановления Совмина СССР от 05 февраля 1961 г. (17 февраля 1961 г. по др.данным). Главный конструктор - М.И.Гуревич, позже - Н.З.Матюк, с 1976 г. работы над самолетом курировал заместитель главного конструктора Л.Г.Шенгелая. ТТЗ ставилась задача создания самолета с крейсерской скоростью 2,5-3,0М.

Начиная с марта 1961 г. велись работы по трем вариантам разведчика Е-155Р с унифицированным планером:
- самолет аэрофоторазведки и общей радиоразведки (вариант АФР, название условное)
- самолет дальней радиотехнической разведки (вариант РТР, название условное)
- самолет радиолокационной разведки (вариант РЛР, название условное)


МиГ-25РБ борт №48 красный авиабазы №7000 Балтимор, г.Воронеж, август 2011 г. (фото - Иван Вукадинов, http://russianplanes.net/).


Проектирование и испытания. Докладная записка ГКАТ в ЦК КПСС от 20 апреля 1961 г. описывала основные направления проектных работ и обрисовывала черты комплексов перехвата С-155 и разведывательной модификации Е-155Р. Для разведывательного Е-155Р оговаривались максимальная скорость 3000 км/ч, дальность полета 3500-4000 км при крейсерской скорости 2300-2400 км/ч на высоте 20000-22000 м, практический потолок - 25000 м. Оговаривалась модульность разведывательного оптического и радиотехнического оборудования. Постановление СМ СССР о создании самолета вышло в феврале 1962 г. При создании аэрофотоаппаратов и компенсирующего костума летчика использованы останки сбитого 1 мая 1960 г. американского самолета-разведчика U-2.

Макет создан и защищен в 1962 г. Конструктивные отличия разведчика от перехватчика заключались в изменении состава оборудования в носовой части фюзеляжа, установке на концах крыла несбрасываемых дополнительных баков с вертикальными килями. Строительство прототипов Е-155Р-1 и Е-155Р-2 начато на опытном производстве ОКБ-155 (завод №155) в 1963 г. Сборка Е-155Р-1 (бортовой №1155) завершена раньше Е-155П - к декабрю 1963 г. 25.12.1963 г. прототип перебазирован в ЛИС ОКБ в Жуковском. Первый полет совершил 6 марта 1964 г. (пилот - А.В.Федотов). Первый прототип перехватчика полетел 9 сентября 1964 г. (пилот - П.М.Остапенко). Летные испытания Е-155Р-1 завершены в 1965 г. Прототип Е-155Р-2, предназначенный для статических испытаний, выпущен в 1965 г.

Постановление СМ СССР о создании на базе Е-155Р самолетов с РЛС бокового обзора, станцией детальной радиотехнической разведки и более эффективной станции общей РТР вышло 27 марта 1965 г. В 1969 г. после изучения опыта применения авиации на Ближнем Востоке принято решение об оснащении МиГ-25Р бомбардировочным вооружением.

Серийное производство . Установочная серия Е-155Р-3-Р-6 строилась на заводе №21 в Горьком в 1966-1968 г.г. После завершения государственных испытаний в конце 1969 г. начато серийное производство самолета МиГ-25Р на авиазаводе №21 в Горьком. В течение производства в 1969-1985 г.г. всего всех модификаций выпущено 1186 экз. в т.ч. более 220 шт в различных вариациях МиГ-25Р (модификации выпускались до 1982 г.). Чистый МиГ-25Р серийно выпускался с 1969 г. по 1970 г. и был принят на вооружение в декабре 1972 г.

Ремонт МиГ-25 в СССР осуществлялся ремзаводами на Украине и в Азербайджане.

Двигатели :
- Е-155Р-1 и первые серии МиГ-25 - 2 х ТРД Р-15Б-300 (изделие "15Б") с тягой по 7500 кг, на форсаже - 10215 кг, максимал - 11250 кг. Разработчик - ОКБ С.К.Туманского (позже - ММПП "Салют"), выбор двигателя выполнен конструктором Г.Е.Лозино-Лозинским.. Прототип двигателей - ТРД "15К" для БПЛА ДР-2 "Ястреб" ОКБ А.Н.Туполева, отработан на Е-150 и Е-152. Двигатель управляется электро-дистанционной системой управления РРД-15Б (Регулятор Работы Двигателя, разработка ОКБ Чекунова), двигатель с системой управления испытывался на ;
Расход топлива - от 150 кг/ч на малом газу до 15000 кг/час на полном форсаже

МиГ-25Р / П / РБ / ПД и др. поздних серий (к или с 1981 г.), МиГ-25РБФ / РБС (1981 г.), МиГ-25БМ - 2 х Р-15БД-300 тягой по 7650 кг (8800 кг по др.данным), на форсаже - 11200 кг (впоследствии увеличена до 11245 кг). Топливо - высокотемпературный керосин Т-6;
Расход топлива - 10500 л/час
Расход топлива при скорости 2500 км/ч на высоте 21000 м без ПТБ:
- на 1 км пути - 6,5 кг (МиГ-25РБ)
- 16250 л/час (МиГ-25РБ)

Модификации двигателей Р-15Б-300:
- МиГ-25Р / РБ - сопло с длинными эжекторными створками
- МиГ-25П - сопло с короткими эжекторными створками

Конструкция - современный облик МиГ-25 как самолета нормальной аэродинамической схемы с двухкилевым оперением, трапецевидным крылом и подфюзеляжными гребнями начал формироваться в 1960 г. Есть мнение, что определенное влияние на выбор аэродинамической схемы оказали сведения о самолете А-5 "Виджилент" (США).

В носовой части фюзеляжа размещается разведывательное оборудование, кабина экипажа окружена отсеками оборудования спереди, снизу и сзади. Средняя часть фюзеляжа выполнена по несущей схеме бак-конструкция с каналами воздухозаборников проходящих через герметичные топливные баки. Вставные и сменные баки не используются. Общий объем топливных баков - до 70% фюзеляжа. Подача топлива - вытеснительная с использованием нейтрального газа. Крыло - двухлонжеронный сварной бак-конструкция. Носки, элероны и аэродинамические щитки выполнены из алюминиевого сплава. Оперение сварное, стабилизатор дифференциальный, на МиГ-29Р в килях размещены дополнительные топливные баки. Кабина с термостойким остеклением. Соединения выполнены с помощью болтов и заклепок (23%), а так же с помощью разных видов сварки. Двигательный отсек отделен от остальной части фюзеляжа стальной термозащитной перегородкой с напылением 50 мкм серебра.
Материал планера и фюзеляжа:
- нержавеющая жаропрочная сталь ВНС-2 / ВНС-4 / ВНС-5 (до 80%);
- титановые сплавы (около 8%)
- жаропрочный алюминиевый сплав Д19 (около 11%)
Температура торможения при скорости 2,83М составляет 290 град.С

ТТХ самолета :
Экипаж - 1 чел. (УТ-модификации - 2 чел.)

Длина:
- 21,55 м (МиГ-25Р/РБ с ПВД)
- 19,581 м (МиГ-25Р/РБ без ПВД)
- 22.27 м (МиГ-25БМ)
Размах крыла:
- 13,418 м / 14.02 м (МиГ-25Р/РБ по разным данным)
Размах стабилизатора - 8,8 м
Высота:
- 6,28 м
- 6 м (МиГ-25БМ)
Площадь крыла:
- 58,9 кв.м / 61.4 кв.м (МиГ-25Р/РБ по разным данным)
Площадь стабилизатора - 9,81 кв.м
Стреловидность крыла по передней кромке - 41 град. 02" (МиГ-25Р, крыло без излома)
База шасси - 5,139 м
Колея шасси - 3,85 м

Масса максимальная:
- 41000 кг (МиГ-25Р / П)
- 41200 кг (МиГ-25РБВ с 5 тн. бомб)
Масса нормальная:
- 35670 / 36000 / 37100 кг (МиГ-25Р по разным данным)
Масса пустого:
- 19070 кг (МиГ-25РБ)
- 20000 кг (МиГ-25)
Масса топлива:
- 1200 л (в несбрасываемых дополнительных баках, Е-155Р-1)
- 15245 кг (МиГ-25Р)
- 19615 кг (МиГ-25Р с ПТБ)
- 4370 кг / 5300 л (подфюзеляжный ПТБ)
Масса полезной нагрузки:
- 3000 кг
- 4000 кг (МиГ-25РБ и др. ударные мод.)
- 5000 кг (МиГ-25РБ и др. ударные мод. поздних серий - с N 20022077)

Скорость максимальная:
- 2319 км/ч (Е-266, 16.03.1965 г., рекорд скорости на 1000 км маршруте с грузом 2000 кг, А.Федотов);
- 2981,5 км/ч (Е-266, октябрь 1967 г., рекорд скорости на 500 км маршруте, М.Комаров);
- 2921 км/ч (Е-266, 1967 г., рекорд скорости на 1000 км маршруте с грузом 2000 кг, П.Остапенко);
- 2605 км/ч (Е-266, 1973 г., рекорд скорости на замкнутом 100 км маршруте);
- 1200 км/ч (МиГ-25Р/П/РБ/ПД, у земли)
- 2969 км/ч (МиГ-25Р на высоте 20000 м, ограничение по времени - 8 мин.)
- 3395 км/ч (МиГ-25Р, кратковременно на высоте??)
- 2550 км/ч (МиГ-25РБ с подвесками, на высоте)
- 2.83 М (МиГ-25РБ без подвесок, на высоте)
- 3010 км/ч (МиГ-25РБ без подвесок, на высоте??)
- 3,12 М (Е-155 в ходе испытаний)
Скорость крейсерская:
- 2.35 М (МиГ-25РБ с подвесками, на высоте)
Скорость взлетная - 340-360 км/ч (все модификации)
Скорость посадочная:
- 270-290 км/ч (МиГ-25Р/П/РБ/ПД)

Скоро подъемность:
- МиГ-25Р / П - высота 12000 м за 2,1 мин;
- высота 19000 м за 6,6 мин;
- высота 19000 м за 8,2 мин (с полезной нагрузкой 2000 кг);
- высота 20000 м за 8,9 мин (с полезной нагрузкой?);
- высота 24000 м за 8,6 мин;
- Е-266 (1973 г.) - высота 25000 м за 3,3 мин;

Потолок:
- 29977 м (Е-266, 1967 г., рекорд высоты полета с грузом 2000 кг, А.Федотов, динамический потолок);
- 36240 км (Е-266, 1973 г., рекорд высоты - динамический потолок);
- 23000 м (МиГ-25Р / РБ практический)
- 27000 м (МиГ-25Р динамический)
- 18000 / 20700 м (МиГ-25РБ с подвеской 4 х ФАБ-500 по разным данным)

Дальность:
- 1045 км (МиГ-25РБ, без ПТБ, скорость 2500 км/ч)
- 1635 км (МиГ-25Р/РБ без ПТБ с 4 х ФАБ-500, скорость > 1 М)
- 1865 км (МиГ-25Р/РБ без ПТБ с 4 х ФАБ-500, скорость < 1 М)
- 2130 км (МиГ-25Р с ПТБ, скорость > 1 М)
- 2400 км (МиГ-25РБ с ПТБ, перегоночная, скорость < 1М)
- 2550 км (МиГ-25Р с ПТБ, перегоночная, скорость < 1 М)
Радиус действия боевой:
- 920 км (МиГ-25РБ, с ПТБ, без вооружения на высоте 20000 м)
- 1050 км (МиГ-25РБ, при скорости < 1 М)

Эксплуатационная пергрузка:
- 3,8 G (МиГ-25Р, максимальная установившаяся перегрузка)
- 5 G (МиГ-25Р, максимальная установившаяся перегрузка - данные сомнительны)
- 11,5 G (максимально допустимая для конструкции)

Продолжительность полета:
- 46 мин (МиГ-25РБ без ПТБ, скорость 2500 км/ч)

Разбег:
- 500 м (МиГ-25Р с нормальной массой на форсаже)
- 1250 м (МиГ-25Р/П/РБ/ПД, норма, 1050-1400 м по др.данным)
- 2180 м (перегруженный)
Пробег - 800 м (МиГ-25Р/П/РБ/ПД, норма с тормозным парашютом, 830-850 м по др.данным)

Стоимость одного самолета в ценах 1984 г. - 15 млн. USD

Вооружение : артиллерийское на всех модификациях отсутствует;
- Е-155Р на этапе проектирования (1961-1962 г.г.) - предполагалась установка пушки для отстрела дипольных отражателей и использование авиабомб "Зарево" для создания помех ракетам с ИК ГСН.

- МиГ-25Р/РБ FOXBAT-B/C
и их модификации - бомбы подвешиваются на 2-х подкрыльевых и 3-х подфюзеляжных узлах подвески МБД3-У2 (многобалочный) с замками ДЗУ-1 (при подвеске тандемом - МБД3-У2Т) в следующих вариантах:
4 х ФОТАБ-100-80 по паре на крыло;
8 х ФОТАБ-100-80 по паре на каждый узел под крылом (+4 под фюзеляжем в максимальной нагрузке);
60 х ФОТАБ-МГ
8 х ФАБ-500М-62 - по паре на крыло и 4 бомбы на подфюзеляжном тандемном узле;
8 х ФАБ-500М-62 - по паре на крыло с тандемной подвеской и 4 бомбы на подфюзеляжном тандемном узле;
10 х ФАБ-500М-62 - по паре на крыло с тандемной подвеской и на трех подфюзеляжных тандемных узлах по паре;
10 х ФАБ-500М-62 - по паре на крыло с тандемной подвеской и на одном подфюзеляжном тандемном строенном узле;
вместо бомб ФАБ-500М-62 может применяться термостоякая бомба ФАБ-500М-62Т
на специальном держателе может нести 1 ядерную бомбу;
под фюзеляжем может нести конформный ПТБ на 5380 л (4370 кг, на всех модификациях кроме МиГ-25П), при использовании ПТБ подвесное вооружение не применяется (подфюзеляжное?);

Начиная с 1981 г. как минимум МиГ-25РБ и его модификации могли нести ракеты класса "воздух-воздух" на внешних подкрыльевых узлах подвески (как минимум МиГ-25РБФ / РБС). Кроме свободнопадающих бомб может применять ракеты класса "воздух-воздух" только с ИК ГСН - Р-40Т, модификации - Р-40Т, Р-40ТД, Р-60, Р-60М (подвеска - аналогично ) - информация из западных источников, не подтверждается более современными отечественными данными.

- МиГ-25БМ FOXBAT-F - под крылом на 2-4 катапультных установках АКУ-58 противорадиолокационные ракеты Х-58У (AS-11 KILTER);

Оборудование :

Специальное оборудование:

Модификация Аэрофотооборудование Радио-техническая разведка Развед. РЛС Станции помех
Е-155Р (1961-1962 г.г.), фоторазведка и общая РТР, предварительный проект
установка на съемных люках в носовой части фюзеляжа фотоаппаратов АФА-42, АФА-44, АФА-45, АЩА-ФА-5 с различными объективами, топографический фотоаппарат АФА-41, телевизионная аппаратура "Барий-1", ночные фотоаппараты НАФА-МК, НАФА-100, НАФА-Я7 Станции общей РТР "Ромб-4А" (СРС-4А, изделие "30А") или "Ромб-4Б" (СРС-4Б, изделие "30Б"), "Ромб-3", "Куб-3", "Восход" Станции активных помех "Сирень-1Ф", "Сирень-2Ф", "Сирень-3Ф" (сменные)
Е-155Р
(1962 г.), фоторазведка и общая РТР,эскизный проект
семь вариантов комплектов фотоаппаратуры:
1. общей высотной съемки
2. детальной высотной съемки
3. маловысотной съемки
4. топографической съемки
5. ночной высотной съемки
6. ночной средневысотной съемки
7. ночной маловысотной съемки
станции общей РТР "Ромб-4А" (СРС-4А, изделие "30А") или "Ромб-4Б" (СРС-4Б, изделие "30Б")
Е-155Р
(1962 г.), РТР,эскизный проект
станции РТР "Куб-3" (сантиметрового и дециметрового диапазонов) и "Восход" (метрового диапазона)
Е-155Р
(1962 г.), РЛС разведка, эскизный проект
РЛС бокового обзора (РЛС БО) "Игла" и телевизионная аппаратура "Барий-1"
МиГ-25Р/РБ FOXBAT-B/C - вар.1 - 4 х АФА А-70М общей разведки с полосой обзора 90-120 км и 1 х АФА А-Е/10 для топографической съемки;
- вар.2 - 2 х АФА А-72 детальной разведки с узкой полосой съемки (более поздний вариант аэрофотооборудования);
- вар.3 (появился на МиГ-25РБ) - 2 х АФА А-72 детальной разведки с узкой полосой съемки и длиннофокусными объективами для 4-х маршрутов съемки (ориентация влево-вправо) + 1 короткофокусный АФА плановой съемки под кабиной пилота.
- вар.4 - комбинация стандартных АФА и ночного НАФА-75
аппаратура РТР "Ромб-4" (СРС-4А / СРС-4Б / СРС-4В - изделия, соот., "30А", "30Б" и "30В") станция активных помех СПС-141 "Сирень" (изделие "141")
МиГ-25РБК (изделие "02К"/"51") автоматическая станция детальной РТР "Куб-3"/"Куб-3М" (изделие "К-3"/"К-3М"). Станция осуществляет обнаружение, идентификацию, фиксацию координат и параметров работы РТ-средств противника с записью данных и передачей на командный пункт. СПС-143 (изделие "143")
МиГ-25РБС (изделие "02С"/"52") РЛС БО "Сабля-Е" (изделие "122", дальность обзора - 200 км по западным данным)

Общее оборудование:

Е-155Р (1961-1962 г.г.) МиГ-25Р/РБ FOXBAT-B/C
Статус предварительный проект серия
Назначение разведчик разведчик, бомбардировщик
Система госопознавания СРО-2М / СРЗО-2
Ответчик
системы госопознавания
СО-63Б
Система предупреждения
об облучении РЛС
СПО-10 "Сирена-3М" (изделие "С-3М") или ЛО-06 (СПО-15 "Береза" изделие "006") на поздних сериях
Автоматическая система
управления самолетом
САУ-155Р САУ-155Р-1
Навигационная система Комплексная цифровая навигационная система "Пеленг" (разработана Раменским приборостроительным КБ, главный конструктор - С.В.Зеленко), включающая систему инерциальной навигации с БЦВМ с коррекцией от доплеровского измерителя скорости и угла сноса (ДИСС). "Пеленг-Д" ("Пеленг-ДР"), включающая в себя допплеровский измеритель скорости и угла сноса ДИСС-3С "Стрела" или ДИСС-7 "Поиск" (позже), бортовую ЭВМ ЦВМ-10-155 "Орбита-155" и инерциальную курсовую систему ИКС-8 (изделие "Анис-8"), позже замененная на модернизированную "Пеленг-ДМ"
Навигационно-пилотажная автоматизированная система
"Полет-1И" (использовалась в т.ч. для бомбометания в ручном режиме). Система состоит из системы ближней навигации и посадки "Ромб-1К" (позже - "Клистрон") и др. оборудования
Система ближней навигации РСБН-6С "Коралл"
Автоматический радиокомпас АРК-10
Радиовысотомер больших высот РВ-19 или РВ-18 (на поздних сериях), малых высот РВ-4
Радиостанции УКВ
РСИУ-5 РСИУ-5 / Р-832М "Эвкалипт", Р-802
Радиостанции КВ Р-847РМ, на поздних сериях - Р-864
Маркерный радиоприемник МРП-56П
Антенно-фидерная система "Пион-3П"
Прочие системы СВС-ПН-5, СКВ-2Н-2
Катапультное
кресло
КМ-1 (на первых сериях) или КМ-1М
Использование
ПТБ

ПТБ

Система управления самолета - САУ-155 - разработана под руководством главного конструктора О.В.Успенского.

МиГ-25РБК (изделие "02К"/"51") - оборудование после 1981 г. модернизировано;

Модификации: модификации МиГ-25П см. в статье по .

- Е-155Р - проект самолета-разведчика на стадии предварительного проектирования. Однокилевой самолет с треугольным крылом. Проект существовал до 1961 г.

- Е-155Н (первый) "Носитель" - проект самолета-носителя крылатой ракеты МКБ "Радуга". Однокилевой самолет с треугольным крылом. Проект существовал до 1961 г. на стадии предварительного проектирования. Не создавался. На самолете предполагалось установить радиодальномерную станцию "Жемчуг", допплеровский счислитель пути, УКВ радиостанцию РСИУ-5, курсовую инерциальную систему, радиокомпас АРК-54, ответчик системы госопознавания "Хром", систему ближней навигации "Свод-И", радиовысотомер и т.п. На подфюзеляжном узле подвески предполагалась установка одной КР с инерциальной сисемой наведения, вероятно, разработки МКБ "Радуга".


Эскизный рисунок и компоновка Е-155Н (Якубович Н.В., Многоцелевой самолет МиГ-25. // Авиаколлекция. №5 / 2010 г.)


- Е-155РД - самолет-разведчик носитель БПЛА доразведки. Модификация прорабатывалась в 1960-1961 г.г. на этапе эскизного проектирования. БПЛА подвешивался под фюзеляжем и должен был запускаться за 150-200 км до цели, снижался ниже кромки облаков, производил разведку объекта с передачей информации на самолет-носитель с последующей ретрансляцией в разведывательный центр. Разведданные так же сохранялись на борту БПЛА доразведки, который на малой высоте возвращался в заданный район и совершал посадку.

- Е-155Р с крылом изменяемой геометрии - вариант эскизного проекта Е-155Р 1961 г., экипаж - 2 человека, более высокая масса самолета. Проектирование не велось.

- Е-155Р-1 (изделие "02") FOXBAT-B
- первый прототип МиГ-25Р. Самолет построен в конце 1963 г., 25 декабря 1963 г. перевезен на на летно-испытательную станцию КБ МиГ в Жуковском, первый полет совершил 6 марта 1964 г. (пилот - А.В.Федотов), бортовой номер 1155, на концах крыльев ПТБ с вертикальными килями, на самолете верикальное оперение другой формы, в отличии от серийных машин; на самолете установлены узлы крепления переднего горизонтального оперения (не устанавливалось); первый прототип Е-155Р-1 не был оснащен разведывательным оборудованием (его замещали массо-габаритные макеты, контрольно-записывающая и телеметрическая аппаратура). Заводские испытания Е-155Р-1 завершены к концу 1965 г.


Е-155Р-1, первоначальный вид, 1964 г. (http://www.testpilot.ru)


Е-155Р-1, 1964 г. (Якубович Н.В., Многоцелевой самолет МиГ-25. // Авиаколлекция. №5 / 2010 г.).


- Е-155Р(ВД) - вариант эскизного проекта Е-155Р с дополнительными подъемными двигателями в фюзеляже. Проектирование прекращено на стадии предварительной проработки в первой половине 1960-х годов.
Экипаж - 2 чел
Подъемные двигатели - РД36-35

- Е-155Ш - вариант эскизного проекта маловысотного самолета-штурмовика. Проектирование велось в начале 1960-х годов. Проектирование прекращено из-за неудовлетворительных ТТХ самолета как маловысотного ударного средства.

- Е-155ШР - вариант проекта маловысотного разведчика-штурмовика. Проект не разрабатывался.

- МиГ-25 административный - проект административного самолета на базе МиГ-25, разрабатывался в 1963-1965 г.г. на базе планера МиГ-25. увеличен размах и площадь крыла, длина и объем фюзеляжа.
Экипаж - 1-2 чел
Размах крыла - 14 м
Высота самолета - 5.14 м
Коммерческая нагрузка - 5-7 пассажиров или 700-1000 кг груза
Дальность полета - 3500 км (расчетная)
Скорость максимальная - 2.35М


- Е-155Р-2 - второй прототип МиГ-25Р для статических испытаний (для испытания БРЭО по др.данным), выпущен опытным производством ОКБ-155 в 1965 г. (в конце 1964 г. по др.данным). Участвовал в государственных испытаниях проходивших с октября 1965 г. по октябрь 1969 г. (начал летные испытания в марте 1965 г. по др.данным и в октябре 1966 г. по третьим данным).

- Е-155Р-3 / Р-4 / Р-5 / Р-6 - самолеты установочной серии МиГ-25Р, выпущены авиазаводом №21 в Горьком с полной комплектацией бортовым оборудованием.
- Е-155Р-3 - выпуск конец 1966 г. (сборка завершена 6 мая 1966 г. в старом сборочном цехе), первый полет - 6 июля 1966 г. (пилот - А.В.Федотов), по др.данным - 30 марта 1967 г., участвовал в военном параде в Домодедово 1967 г., участвовал в установлении мировых рекордов. Бортовой номер Е-155Р-3 - 3155. В 1973 г. на этом же самолете установлено еще несколько мировых рекордов. На Е-155Р-3 вертикальные кили по форме близки серийным машинам (их площадь увеличена по сравнению с Е-155Р-1), но меньше. На концах крыла дополнительные топливные баки отсутствуют, появились баки в килях, удлинилась носовая часть, изменена передняя кромка крыла, появились пилоны под крылом для подвески осветительных бомб. Е-155Р-3 в 1968 г. прошел доработку с установкой узлов подвески авиабомб.
- Е-155Р-4 - выпуск май 1968 г. - эталон для серийного производства.
- Е-155Р-5 - выпуск 1968 г. (?)
- Е-155Р-6 - выпуск 1968 г. (?)
Прототипы Е-155Р-2, Е-155Р-3 и Е-155Р-4 участвовали в государственных испытаниях проходивших с октября 1965 г. по октябрь 1969 г. После окончания испытаний самолеты переданы заводу для отработки новых модификаций и усовершенствования технологических процессов сборки.


- Е-266 - рекордная машина (1965 г.), под этим названием для ФАИ летали Е-155Р-1 (1965 г.), Е-155П-1 и Е-155Р-3 (бортовой номер 3155 на показе авиационной техники 9 июля 1967 г.);

- Е-155Р-3 образца 1968 г. - в 1968 г. прототип Е-155Р-3 прошел доработку для установки узлов подвески авиабомб. В ходе доработки установлены вертикальные кили классической "серийной" формы и площади. После испытаний передан в Музей ВВС в Монино.

- Е-155Р-4 - эталон серийного производства МиГ-25Р, выпущен в мае 1968 г. Установлены вертикальные кили классической "серийной" формы и площади. На самолете велась отработка навигационной системы "Пеленг-Д" - перед этим испытания аппаратуры проводились на двух ЛЛ Ту-104. Участвовал в государственных испытаниях проходивших по октябрь 1969 г. После испытаний переоборудован как прототип МиГ-25РБ - Е-155Р-4Б.

- МиГ-25Р (изделие "02") FOXBAT-B - фоторазведчик, государственные испытания прототипов закончены к концу 1969 г., а серийное производство начато в 1968 г. (производство первой модификации завершено в 1970 г., последней модификации - в 1984 г.), официально принят на вооружение в декабре 1972 г.; на самолетах первых серий не устанавливались балансировочные штанги на концах крыльев и узлы подвески бомбардировочного вооружения. В ходе эксплуатации на авиаремонтных заводах ВВС самолеты раннего выпуска МиГ-25Р переоборудованы в МиГ-25РБ. Самолеты поздних серий переоборудованы в МиГ-25РБ на заводе №21 в процессе производства до начала серийного выпуска МиГ-25РБ.

- МиГ-25РУ (изделие "22" / "39" ?) - учебно-тренировочная модификация МиР-25Р. Построен в 1970 г., первый полет головного самолета МиГ-25РУ (серийный №0101) состоялся 20 марта 1971 г. (пилот - Элькинбард). Серийно производился заводом №21 в Горьком в 1970-1982 г.г., выпущено более 50 шт. По заказу 2 самолета были изготовлены для Индии. У самолета отсутствуют подкрыльевые пилоны. Вцелом аналогичен УТ-модификации .


- Е-133 - наименование для ФАИ самолета МиГ-25РУ на котором летчик Светлана Савицкая в 1975-1978 г.г. установила несколько женских мировых рекордов.

- Е-155Б - проект скоростного высотного бомбардировщика - варианта МиГ-25РБ. Прорабатывался в начале 1970-х годов, развития не получил.

- Е-155МФ - проект скоростного бомбардировщика под ТТЗ аналогичное ТТЗ на создание самолета Т-6 ОКБ П.О.Сухого. Проектирование семейства Е-155М велось на основании постановления СМ СССР от 24 мая 1968 г. и, вероятно, с использованием наработок по Е-155Б. Многоцелевой самолет Е-155М создавался в вариантах истребителя-перехватчика Е-155МП в составе комплекса перехвата С-155М, фронтового разведчика-бомбардировщика Е-155МФ и самолета-разведчика Е-155МР. Фронтовой бомбардировщик предназначался для прорыва ПВО на сверхзвуковых скоростях и нанесения ударов по важнейшим объектам противника бомбами и управляемыми ракетами с больших высот. Самолет получил обозначение Е-155МФ и внешне был очень схож с будущим МиГ-31, за исключением широкой носовой части, где размещалась кабина экипажа с летчиком и штурманом, сидящими рядом. Типовое вооружение по проекту: 4 х ракеты Х-58 под крылом и до 12 бомб калибра 250-500 кг в фюзеляжном бомбоотсеке (по др.данным - подвешенных на конформных узлах в 3 ряда под фюзеляжем). Работы по Е-155МФ были прекращены в связи с принятием на вооружение Су-24 ОКБ П.О.Сухого.


- МиГ-25Р (изделие "02") FOXBAT-B доработанный - самолеты поздних серий переоборудованы в МиГ-25РБ на заводе №21 в процессе производства до начала серийного выпуска МиГ-25РБ.

- Е-155Р-4Б - прототип разведчика-бомбардировщика МиГ-25РБ. переоборудован из Е-155Р-4 в феврале 1970 г. Государственные испытания завершены в декабре 1970 г.

Е-155Н (второй) - проект самолета-носителя, вероятно, аэробаллистической ракеты или крылатой ракеты разработки МКБ "Радуга". Проект прорабатывался в начале 1970-х годов и по некоторым данным в конце 1970-х годов. Не создавался.

- Е-155К - проект самолета прорыва ПВО с ракетами Х-58 (2 шт) и станции установки шумовых помех "Ландыш". Прорабатывался в начале 1970-х годов. вероятно, послужил основой для создания МиГ-25БМ (см.ниже).

- МиГ-25РБ (изделие "02Б") FOXBAT-D - разведывательно-бомбардировочная модификация МиГ-25Р (создан по приказу МАП от 29 января 1970 г., серия - 1970-1972 г.г.), разведчик и бомбардировщик площадных и неподвижных целей с заранее известными координатами. Прототип - Е-155Р-4Б (см.выше, создан в феврале 1970 г., государственные испытания завершены в декабре 1970 г.). Принят на вооружение ВВС СССР постановлением СМ СССР от 18.12.1972 г. вместе с модификациями МиГ-25РБК / РБС и РБВ (см.ниже). Разведоборудование аналогично МиГ-25Р (был разработан так же "свой" комплекс из 2-х АФА А-72 с узкой полосой съемки), аппаратура радиотехнической разведки СПС-4А или СПС-4Б (изделия "30А" и "30Б") - устанавливается в зависимости от задачи, установлена станция активных помех СПС-141 "Сирень" (изделие "141"), 2 узла подвески под крылом и 2 - под фюзеляжем; после МиГ-25РБ состав основного оборудования не менялся на разведчиках; По стандарту МиГ-25РБ позже переоборудованы все ранее выпущенные МиГ-25Р. В процессе серияного производства на МиГ-25РБ и его вариантах убраны топливные баки из килей. МиГ-25РБ мог наносить бомбовые удары с высоты 20 км на скорости 2М круглосуточно и в любых метеорологических условиях.

- МиГ-25РБ экспортный - с упрощенным оборудованием, поставлялся начиная с 1979 г. Алжиру (более 30 шт.), Индии (6 шт.), Ираку (8 шт.), Ливии (5 шт.), Сирии (8 шт.) и Болгарии (3-4 шт., поменяла их на МиГ-23БН);

- МиГ-25МР - малосерийный разведчик погоды на базе МиГ-25РБ, снято разведоборудование и СРС-4;

- МиГ-25РБК (изделие "02К"/"51" ) - разведывательно-ударная модификация. Прототип МиГ-25Р (борт №305) со станцией "Куб-3М" построен летом 1970 г., государственные испытания - 1971-1973 г.г., в серии - 1972-1980 г.г. Принят на вооружение ВВС СССР постановлением СМ СССР от 18.12.1972 г. вместе с модификациями МиГ-25РБ / РБС и РБВ. Основная функция - детальная радиоэлектронная разведка (РЭР) с помощью автоматической станции "Куб-3"/"Куб-3М" (изделие "К-3"/"К-3М"), снята часть АФА, станция постановки помех СПС-143 "Сирень" (изделие "143"), вооружение аналогично МиГ-25РБ. В 1981 г. самолеты прошли модернизацию с заменой станции "Куб" на станцию "Шар" и стали именоваться МиГ-25РБФ (изделие "02Ф").


- МиГ-25РБС (изделие "02С"/"52") - радиолокационная разведывательно-ударная модификация. Разработка начата в 1965 г., прототип МиГ-25Р (борт №304) построен летом 1970 г., первый полет 1971 г., государственные испытания - 1972-1973 г.г., в серии - 1972-1977 г.г. Принят на вооружение ВВС СССР постановлением СМ СССР от 18.12.1972 г. вместе с модификациями МиГ-25РБ / РБК и РБВ. Установлена РЛС бокового обзора "Сабля-Е" (изделие "122", дальность обзора - 200 км по западным данным), установлена станция постановки помех СПС-142 "Сирень" (изделие "142"), вооружение аналогично МиГ-25РБ. Позже (начиная с 1980 г.) самолеты МиГ-25РБС модернизированы с МиГ-25РБШ с заменой РЛС БО на станцию "Шомпол" (см.ниже).


- МиГ-25РБВ (изделие "02В") - разведывательно-ударная модификация МиГ-25РБ со станцией общей радиотехнической разведки СПС-9 "Вираж" (изделие "31") вместо СПС-4А/Б "Ромб-4". первый экземпляр МиГ-25РБ со станцией "Вираж-1" (борт №303) построен летом 1970 г., проходил государственные испытания в 1971-1972 г.г., серийно производился в 1973-1979 г., официально принят на вооружение в 1978 г. В 1983-1984 г.г. под эту станцию переделали все ранее выпущенные МиГ-25РБ; на МиГ-25РБВ поздних серий вместо СПС-141 ставили станцию СПС-151 "Лютик" (изделие "151");


- МиГ-25РБН - самолеты МиГ-25РБ/РБВ производства 1972 г. и позже переоборудованные для ведения ночной аэрофотосъемки с помощью АФА НА-75, станция общей радиотехнической разведки СПС-9 "Вираж" (изделие "31");

- МиГ-25Р ЛЛ РТР - самолет-летающая лаборатория ЛИИ ВВС для исследования станции исполнительной РТР, работы велись с 1972 г.

- МиГ-25Р (?) ЛЛ двигателей - самолет-летающая лаборатория ЛИИ ВВС для испытания двигателей Р-15Б-300 в различных климатических и экстремальных условиях.

- МиГ-25Р (?) ЛЛ грозопредупреждения - самолет-летающая лаборатория ЛИИ ВВС для испытания аппаратуры грозопредупреждения.

- МиГ-25Р (?) ЛЛ газогенераторный - самолет-летающая лаборатория ЛИИ ВВС для испытания воздействий выхлопных газов ракет и пороховых газов при стрельбе из пушки на работу воздухозаборников. На самолете установлен газогенератор имитирующий выхлопы.

- МиГ-25Б - проект разведывательно-ударной модификации с комплексом "Эспадрон" ("Эскадрон" в др.источниках) на базе МиГ-25РБ. Вооружение - противорадиолокационные ракеты, авиабомбы. Разрабатывался в 1977 г., разработка прекращена.

МиГ-25БМ (изделие "02М"/"66") FOXBAT-F - противорадиолокационная ударная модификация (1977 г., в серии - 1982-1985 г.г.), самолет вооружен ракетами Х-58У (изделие "112У"), создан на базе МиГ-25РБ по решению комиссии СМ СССР от 13.06.1973 г. с использованием задела по проектированию Е-155К (см.выше). Проектирование самолета начато в 1974 г. Отработка элементов комплекса оборудования и вооружения проходила на самолетах МиГ-25РБ борт №303 и борт №401 в 1974-1976 г.г. первый полет прототипа МиГ-25БМ (серийный №2047, борт №47) выполнен 27 января 1977 г. летчиком Щелкуновым. Государственные испытания - 1977-1980 г.г. В 1981 г. принят на вооружение, серийное производство - 1982-1985 г.г. Всего выпущено 40 экз. Оснащен прицельно-навигационным комплексом "Ягуар" (станция наведения и целеуказания "Сыч-М", станции РТР "Береза-Л" и средств РЭБ "Сирень-1Д-ОЖ" и "Лютик"), АФА демонтированы; саолет несет до 4 шт протирадиолокационных ракет Х-58 / Х-58У или стандартное для МиГ-25РБ бомбовое вооружение. визуально отличается от самолетов МиГ-25РБ удлиненным на 72 см радиопрозрачным носовым обтекателем и типом балочных держателей.


Один из самолетов отработки элементов комплекса МиГ-25БМ - МиГ-25РБ бортовой №401 с ракетами Х-58 под крылом (http://www.testpilot.ru).


МиГ-25БМ с ракетами Х-58, 164-й гвардейский отдельный разведывательный Керченский Краснознаменный авиационный полк, Бжег, Польша, 1980-е годы (

ВВС СССР (бывший)
ВВС России (бывший)
ВВС Алжира
ВВС Сирии
см. Годы производства 1969 - 1985 Единиц произведено 1190 Изображения на Викискладе

МиГ-25 (изделие 84, самолёт Е-155П, по классификации НАТО : Foxbat , Фоксбэт - «крылан » ) - советский сверхзвуковой высотный истребитель-перехватчик 3-го поколения, спроектированный конструкторским бюро Микояна - Гуревича .

Разработка

МиГ-25РБС

Было также модернизировано бортовое оборудование и вооружение; новый самолёт стал выпускаться с индексом МиГ-25ПД, а все стоящие на вооружении МиГ-25П были доведены до уровня МиГ-25ПД и получили обозначение МиГ-25ПДС.

Существует мнение, что угнанный самолёт попал в руки американских авиаконструкторов, которые изучили машину и на основе полученных данных сконструировали американский F-15 . Однако это мнение опровергается тем, что F-15 был принят на вооружение в том же 1976 году (14 ноября 1974 года первый серийный F-15B был передан USAF), а первый полёт совершил в 1972 году . Так или иначе, советское правительство приняло решение о глубокой модернизации самолёта, который был бы менее уязвимым для противника. Новый самолёт был принят под индексом МиГ-31 .

После того, как самолёт вернули СССР , он был отправлен на изучение на Горьковский авиазавод, а затем в разобранном состоянии - в Даугавпилсское высшее военное авиационное инженерное училище . В ДВВАИУ самолёт использовался в качестве тренажёра, а в конце 1980-х годов был списан и разобран на сувениры.

Боевое применение

В конце 1960-х и начале 1970-х несколько МиГ-25 проходили испытания в Египте , совершая разведывательные полёты над оккупированным Израилем Синайским полуостровом.

Модификации и модернизации

  • МиГ-25П (изделие «84») - первый полёт состоялся в 1964 году. Базовая модификация.
  • МиГ-25М (Е-155М) (1974 год) - модифицированный истребитель-перехватчик с новыми двигателями «Р15БФ2-300» тягой по 13500 кгс, отличающихся лучшей экономичностью. Модернизация должна была повысить высотные и скоростные характеристики перехватчика, поднять скороподъемность, рубежи перехвата, дальность и продолжительность полета. Серийно не выпускался.
  • МиГ-25МП (Е-155МП, изделие «83») (1975 год) - модифицированный истребитель-перехватчик с новыми двигателями Д-30Ф-6, БРЛС «Заслон», новой системой вооружения. Серийно не строился, послужил прототипом МиГ-31 .
  • МиГ-25ПД (изд. «84Д») (1978 год) - истребитель-перехватчик. Установлен радиолокатор «Сапфир-25» с вычислителем АВМ-25, способный обнаруживать цели с ЭПР более 10 м² на расстоянии 100 км, автоматически сопровождать их на дальности 75 км, сопровождать «на проходе» до 6 целей с углом обзора в горизонтальной плоскости +/-56 градусов и в вертикальной плоскости 6 градусов, имеющий улучшенные возможности для обнаружения целей на фоне земли. Под носовой частью фюзеляжа установлен теплопеленгатор 26Ш-1. Увеличилась дальность пуска модернизированных в 1975 году ракет «воздух-воздух», получивших обозначения Р-40РД и Р-40ТД . Так же в состав вооружения включены ракеты малого радиуса действия Р-60 (позднее Р-60М), которые в количестве 4-х штук можно подвешивать под внешние пилоны вместо 2-х ракет Р-40ТД с помощью специальных сдвоенных направляющих. Нормальная взлетная масса увеличилась до 34920 кг, а максимальная - до 36720 кг. На новом самолете можно было подвесить ПТБ емкостью 5300 л. Дальность полета со сверхзвуковой скоростью (М=2,35), без ПТБ, с 4-мя Р-40 составляла 1250 км; с дозвуковой скоростью - 1730 км. С использованием ПТБ дальность возрастала до 2400 км. Самолет достигал высоты 19000 м за 6,6 мин, а его практический потолок составлял 20 200 метров. Истребители МиГ-25ПД внешне отличались удлиненной носовой частью, закрывающей аппаратуру БРЛС. Новый самолет получил модернизированные двигатели «Р15БД-300» с ресурсом, увеличенным до 1000 ч, обеспечивающие привод более мощных генераторов трехфазного тока. Серийно выпускались в г. Горьком (Нижний Новгород).
  • МиГ-25ПДС (1978 год) - модифицированный истребитель-перехватчик с заменой БРЛС «Смерч» (РП-25) на «Сапфир-25» (С-25), двигателя «Р15Б-300» на «Р15БД-300», части другого оборудования, а также обеспечения применения ракет Р-40ДР/ДТ и Р-60 . По типу МиГ-25ПДС дорабатывались ранее выпущенные самолёты МиГ-25П.
  • МиГ-25ПДСЛ (1985 год) - модифицированный истребитель-перехватчик, оснащенный станцией предупреждения об облучении «Береза-ЛМ», станцией активных помех «Гардения-1ФУ» (в подвесном контейнере) и устройствами отстрела пассивных помех. По типу МиГ-25ПДСЛ дорабатывался ранее выпущенный самолёт МиГ-25ПДС. Серийно модификация не выпускалась.
  • МиГ-25Р (Е-155Р, изделие «02») (1964 год) - высотный разведчик. Предназначался для проведения оптической, радиотехнической и радиолокационной разведки с больших высот. Состав фотооборудования - четыре А-70М и один топографический А-Е/10. В килях размещались дополнительные топливные баки. Позже все разведчики были доработаны под бомбовое вооружение.
  • МиГ-25 БМ (1983 год) - самолёт прорыва ПВО . Всего было выпущенно менее 40 единиц. Основное вооружение - 4 ракеты X-58 с пассивной радиолокационной головкой четырех поддиапазонов и станция обнаружения целей «Сыч-М». Мог нести ракеты с ЯБЧ малой мощности. После нанесения удара по РЛС противника из стратосферы, обеспечивались условия действий других родов авиации на оперативную глубину (до 500 км от линии фронта). После распада СССР были уничтожены на авиабазе «Барановичи» в Беларуси (1993?).
  • МиГ-25РБН (1972 год) - ночной фоторазведчик с аэрофотоаппаратами НАФА-75, станцией «Вираж» и фотоосветительными бомбами ФОТАБ-100-140 под крылом. По типу МиГ-25РБН переоборудовались ранее выпущенные самолёты МиГ-25РБ.
  • МиГ-25РБТ (изд. «02Т») (1979 год) - самолёт радиотехнической разведки с установленной более надежной и легкой станцию общей радиотехнической разведки «Тангаж» вместо станции РТ-разведки «Вираж». Сохранял ограниченные ударные возможности. Носовая обшивка - из диэлектрика, с установленным справа радаром бокового обзора с радиусом действия более 200 км. Развитие модели Миг25-РБ.
  • МиГ-25МР - разведчик погоды. Предназначался для метеорологических наблюдений и отличался спецоборудованием и отсутствием фотоаппаратов и станций «СРС-4». По типу МиГ-25МР переоборудовались ранее выпущенные самолёты МиГ-25РБ.

Тактические разведчики-бомбардировщики:

  • МиГ-25РБ (изд."02Б") (1970 год) - одноместный всевысотный самолет оперативной разведки - бомбардировщик. Фотоаппаратура по типу МиГ-25Р, станция радиотехнической разведки СРС-4А. Максимальная масса бомбовой нагрузки - 4000 кг (4-8 ФОТАБ-100-80, 8 ФАБ-500М-62). Для автоматического бомбометания по заданным координатам использовалась навигационная система «Пеленг-Д» (на последующих модификациях - «Пеленг-ДМ»). Носитель ядерного оружия. Строились серийно два года. В 1972 году четыре машины испытывались в реальных боевых условиях арабо-израильского конфликта.
  • МиГ-25РБВ (1970 год) - одноместный всевысотный самолет оперативной разведки - бомбардировщик с более эффективной станции общей радиотехнической разведки «СПС-9» вместо станций «СПС-4А/Б». Вооружение аналогично Миг-25РБ. Восемь самолетов этого типа было оснащено аппаратурой «Высота» с контейнером радиационной разведки ФУКА (фильтровальная установка) для слежения за ядерными испытаниями. По типу МиГ-25РБв дорабатывались ранее выпущенные самолёты МиГ-25РБ, строились серийно в 1973-1979 гг.
  • МиГ-25РД (изд."99") (1976 год) - опытный вариант разведчика-бомбардировщика МиГ-25РБ с принципиально новыми двухконтурными турбореактивными двигателями «Д-30Ф-6». Серийно не выпускался.

Тактико-технические характеристики

Источник данных: Gordon Y., 2007, pp. 96, 45; Куликов А., 1978.

ТТХ МиГ-25 различных модификаций
МиГ-25П МиГ-25РБ МиГ-25РУ
Технические характеристики
Экипаж 1 2
Длина , м 19,75 21,55 -
Длина фюзеляжа , м - 19,581 19,431
Размах крыла , м 14,015 13,38 14,015
Высота , м 6,5
Площадь крыла , м²
(с центральной секцией)
61,4 58,9 61,4
Коэффициент удлинения крыла 2,94
Коэффициент сужения крыла 3,1
Угол стреловидности по передней кромке 42°30" 41°02" 42°30"
База шасси , м 5,144
Колея шасси , м 3,85
Масса снаряжённого , кг - 20 000 19 300
Нормальная взлётная масса , кг 34 920 37 100 32 100
Максимальная взлётная масса , кг 36 720
с 4×Р-40
41 200
с 5 т бомб
39 200
Масса топлива , кг 14 570 15 000 14 500
Объём топливных баков , л 16 580 17 780 -
Подвесной топливный бак 1 × 5280 л (4450 кг)
под фюзеляжем
Силовая установка 2 × ТРДФ Р15БД-300
Бесфорсажная тяга , кгс (кН) 2 × 7500 (73,5)
Форсажная тяга , кгс (кН) 2 × 11200 (109,8)
Лётные характеристики
Максимальное число Маха 2,83 2,65
Максимальная скорость на высоте , км/ч (м) 1200 (0)
3000 (13 000)
1200 (0)
2810 (13 000)
Скорость отрыва , км/ч (без ПТБ) 360 350
Посадочная скорость , км/ч 290
Боевой радиус , км - 680 / 620 (с ПТБ) ( =2,35)
770 / 1040 (с ПТБ) ( =0,92)
560 (с 4×ФАБ-500) ( =2,35)
-
Практическая дальность , км 1250 ( >1)
1730 ( <1)
с 4×Р-40
1635 / 2130 (с ПТБ) ( >1)
1865 / 2400 (с ПТБ) ( <1)
-
Практический потолок , м 20 700
с 4×Р-40
23 000 22 200
Время набора высоты 20000 м за 8,9 мин 20000 м за 8,2 мин (c 4× ФАБ-250)
20000 м за 6,7 мин
10000 м за 1,33 мин
-
Длина разбега , м 1200
Длина пробега , м 800 900
Тяговооружённость (с нормальной нагрузкой) - 0,667 0,681
Максимальная эксплуатационная перегрузка + 4,5 g
(+ 5,0 g у МиГ-25ПД)
+ 3,8 g
Аэродинамическое качество - 7,6 при <0,86
4,2 при =1,5
-
Вооружение
Точек подвески 4
Ракеты «воздух-воздух» 2-4 × Р-40Р/Т
до 4 × Р-60
нет нет
Авиабомбы нет 4-8 × ФАБ-500 нет

На вооружении

Состоит на вооружении

Состоял на вооружении

  • СССР - состоял на вооружении вплоть до распада страны в 1991 году.
  • Болгария - 3 Миг-25РБТ и 1 МиГ-25РУ были поставлены в 1982 году. Сняты с вооружения в 1991 году.
  • Индия - 10 МиГ-25 были куплены в СССР в 1991 году. Сняты с вооружения в 2006 году.
  • Ирак - 7 МиГ-25ПУ, 9 МиГ-25Р и 19 МиГ-25ПД/ПДС, по состоянию на январь 1991 года. Во время Войны в Персидском заливе большинство иракских Миг-25 было уничтожено на земле. Два МиГ-25 были сбиты в воздухе и 7 перелетело в Иран.