13.06.2019

Канадская техника Tigercat для тяжелой работы. Живучесть и бронирование


В 2006 году начались поставки в Россию лесозаготовительных машин канадской компании TIGERCAT. Приход канадской техники коренным образом изменил российский рынок лесозаготовительной техники. На наши вопросы ответил генеральный директор компании «Канадские лесные машины» Юрий Торохов.

Сегодня в России преобладает лесозаготовительная техника европейских производителей. Ваша компания представляет канадские машины: в чем их отличие и как сделать правильный выбор?

Очень просто: затраты на заготовку должны быть определяющими при выборе любого лесозаготовительного оборудования. Принимая решение о покупке лесозаготовительного оборудования, трудно не обратить внимание на начальную стоимость машин. Но затраты на приобретение техники - это только одна из ряда переменных, используемых для определения общей суммы затрат на заготовку кубометра леса. Другими важными факторами являются:
. производительность;
. время безотказной работы;
. эффективность потребления топлива;
. долговечность, так как уровень прибыли напрямую будет зависеть от работы техники и от срока ее работы;
. период обучения оператора;
. возможность доступа к узлам, требующим систематического технического обслуживания;
. ремонтопригодность;
. наличие и размер склада запасных частей;
. стоимость оборудования при перепродаже.
Эти факторы могут оказаться куда более значимыми, чем разница в начальной стоимости лесозаготовительного оборудования, но не менее важно правильно подобрать технологию лесозаготовки, учитывая:
. несущую способность почв; . средний объем делянки;
. рельеф местности; . расстояния между делянками;
. объем хлыста; . среднее расстояние трелевки
. породный состав;

Известно, что в России преобладает скандинавская технология, включающая в себя один колесный харвестер и один форвардер. Данная таблица отражает показатели эффективности скандинавской технологии:
Скандинавская технология
Харвестерный колесный заготовительный комплекс:

Харвестер-процессор на колесном ходу «Tigercat» Форвардер «Tigercat» 20 тонн

*при наличии снежного покрова свыше 1 метра со второй половины февраля - по первую половину апреля)

Канадская компания Tigercat предлагает технологию аналогичную скандинавской. Комплекс включает один гусеничный харвестер и один форвардер.


Харвестерный гусеничный заготовительный комплекс:

Харвестер-процессор «Tigercat» Форвардер «Tigercat» 20 тонн

Да, разница в производительности очевидна. Как и за счет чего достигается такая эффективность?

Опыт эксплуатации в России показал, что харвестерный комплекс Tigercat при эксплуатации на заболоченных и суглинистых почвах при среднем объеме хлыста 0,2 м3 с тремя перебазировками в месяц, рубка с сохранением подроста стабильно обеспечивает ежемесячную производительность более 7500 м3. Компания «Кочёво-Лес» (Пермский край), которая эксплуатирует данный комплекс, заготавливает 80 000 м3 в год. Примечательно, что никакой подготовки операторов на тренажерах в данном случае также не проводилось, а ранее никто из них опыта работы с подобной техникой не имел. Канадские харвестеры имеют гусеничный, а не колесный движитель, поэтому они не тонут в самом высоком снежном покрове и не вязнут на мягких грунтах в межсезонье, лучшая проходимость гусеницы обеспечивает ровное прямолинейное разбитие волоков, а вылет стрелы на 11 м - более широкие пасеки. С экологической точки зрения, гусеница является наиболее предпочтительным вариантом. Характерно, что такой гусеничный комплекс не останавливается на период межсезонья даже на суглинистых почвах, а успешно работает, не испытывая проблем в проходимости. Кроме того, скандинавский харвестер в состоянии удержать в вытянутом положении стрелы не более 800 кг. Канадский харвестер удерживает 2 500 кг. Очевидно, что канадский харвестер более устойчив и стабилен, соответственно время подхода и скорость обработки дерева происходит быстрее, что и дает существенное преимущество.

Но наиболее эффективно в России показал себя канадский комплекс, работающий по канадской технологии. Такой комплекс включает в себя 3 машины:

Канадская сортиментная технология

Валочно-пакетирующая Трелевочник «Tigercat» Процессор «Tigercat»
машина «Tigercat»

Главной машиной такого комплекса является валочно-пакетирующая машина , которая способна срезать, удерживать и укладывать нужным образом пакеты хлыстов. Такие машины позволяют за один цикл спиливать, захватывать и укладывать сразу несколько деревьев - пачку. Харвестер же полного цикла работает только с одним деревом. По производительности, разница между скандинавским и канадским способами лесозаготовки составляет 4-5 раз.

Второе звено - трелёвщик . Это машина, которая осуществляет транспортировку хлыстов на место раскряжёвки. Расстояние трелёвки составляет от 300 до 500 метров. Все модификации трелевочных машины Tigercat высокоэкономичны и справляются с работой в любых условиях. Это машины с объемом захвата хлыстов, не имеющие аналогов в мире.

Процессор обрезает сучки и, в зависимости от задачи, нарезает сортимент или оставляет хлысты.

Как показала практика, при использовании такого комплекса на северо-западе Пермского края (заболоченные и суглинистые почвы, многоярусный лес, средний объем хлыста - 0,3 м3) реально достижимый в таких условиях годовой объем заготовки составляет 200 000 м3 . Уже на третий месяц с момента запуска комплекса операторы смогли заготовить 20 000 м3 за месяц. Отмечу, что люди, набранные в состав операторов, раньше на подобной технике не работали. К управлению машинами были допущены операторы манипуляторов, трактористы отечественных тракторов и люди, ранее работавшие с пилой на эстакаде, никакой предварительной подготовки на тренажерах также не потребовалось. Эти результаты были достигнуты при жестком сохранении подроста.

Где еще в России работает Ваша техника сегодня?

Иркутск, Красноярск, Томск, Ханты-Мансийск, Пермский край, Киров, Вологда. Появление канадской техники в этих регионах коренным образом меняет рынок лесозаготовительной техники, и показывает, что канадская техника наиболее эффективна и надежна, так как ориентирована не на садово-парковые западноевропейские условия.

Вы считаете, что канадская техника более пригодна для России?

В России, как и в Канаде, заготовка ведется в тяжелых природно-производственных условиях лесосырьевых территорий, где промышленная заготовка ведется в больших объемах. Условия эксплуатации техники, температурные режимы, снежный покров, преобладание заболоченных участков или глиняных грунтов, с учетом этих особенностей в конструкциях машин спроектированы и реализованы решения по совершенствованию, прежде всего, механической части узлов и агрегатов, обеспечивающие высокие показатели долговечности и простоту обслуживания, и только затем по оснащению их электронной системой управления и контроля. Надо отметить, что линейка машин компании Tigercat, как, наверное, и надлежит мировому лидеру отрасли, предельно широка и обеспечивает формирование комплексов машин для различных технологий заготовки. Модельный ряд включает 30 моделей машин. Из этого числа 11 моделей машин - для сортиментного метода и 19 моделей предусмотрены для хлыстового метода заготовки. Это позволяет точно выбрать нужную машину для сибирского леса или более компактную для центральных и северо-западных районов России.

А для канадского лесозаготовителя какие еще факторы являются определяющими при выборе техники?

Если Вы спросите канадского заготовителя: почему он строит работу на базе валочно-пакетирующей машины, а не харвестера, то услышите простое объяснение: с харвестерами он ничего бы не смог заработать. Харвестеры нужны на процессерных операциях, но не на валке. Кроме того, канадский заготовитель не возьмет европейскую технику, так как для нее требуется более высокая квалификация оператора. Машины, которые перенасыщены электроникой - это частые простои, простои в лесу - это убытки. Техника должна быть простой и надежной. На протяжение многих лет в России за неимением альтернативы преобладала скандинавская технология, поэтому еще сегодня даже продвинутому российскому лесозаготовителю трудно понять и оценить каким образом канадский комплекс заготавливает в четыре раза больше.

Да, но в России нет таких делянок как в Канаде…

Это ошибочное мнение, что в Канаде большие делянки. Средние размеры делянок: 3 000-5 000 м3, количество перебросов 5-7 в месяц. Экономический эффект достигается максимальной производительностью. Основной объем заготовок ведется в зимний период. Нет необходимости работать круглый год и «убивать» технику в межсезонье. Таким образом, увеличивается моторесурс и продлевается срок службы машин. Меньше поломок - меньшие затраты на ремонт, меньше простоев. Летом людей надо занимать строительством дорог, мостов, обустройством делянок: максимально готовить будущий фронт зимних заготовок.

Интересно, но все познается в сравнении…

Согласен…и на собственном опыте. В России этот опыт уже приобретается. Сравним: стоимость минимального канадского комплекса из 3 машин будет равноценна стоимости европейского комплекса из 2 машин. Канадский комплекс в состоянии заготовить 180-200 000 м3 в год. Европейский комплекс - 30-35 000 м3 в год, значит, чтобы заготовить 180-200 000 м3 в год необходимо минимум 4 европейских комплекса (8 машин), а значит заплатить в четыре раза больше за машины, потратить в четыре раза больше топлива, нанять в четыре раза больше операторов, причем квалифицированных. Нет необходимости быть экономистом, чтобы произвести элементарные расчеты. Люди, которые работают в лесу, считать умеют. Прогорают дилетанты. Ошибка многих заготовителей в том, что они считают, что канадская технология представляет собой сплошную рубку и заготовку в хлыстах. Когда говорят о том, что в России маленькие делянки, много перебросов и данная техника при этом неэффективна - это ошибка. Давайте посчитаем: возьмем объем заготовляемого леса 180-200 000 м3 в год, умножим на стоимость леса - получим оборот. Вычтем затраты (стоимость техники, проценты по кредитам, топливо, зарплату, налоги) - остается прибыль. Очевидно, что купить трал и грейдер для поддержания дорог и оперативной переброски техники гораздо дешевле, чем покупать 4 заготовительных европейских комплекса.
Кроме того, существует ряд других технологий соотносимых с процессом заготовки. В первую очередь я говорю о проблеме строительства лесных дорог, которая успешно решается в Канаде, и которую России еще только предстоит решить.

Компания «Канадские лесные машины», представляющая на российском рынке компанию Tigercat, ставит перед собой более широкие задачи и работает над комплексными лесными проектами. Мы решаем задачи не только лесозаготовок, предлагая наиболее удобные и выгодные лесозаготовительные машины и эффективные технологии, которые позволяют производить заготовки в труднодоступных местах (болота, овраги, гористая местность), но также и решения проблем вывозки, доставки и переработки лесоматериалов. До момента захода в лес мы имеем четкую программу и понимание того, что с этим лесом делать. В Канаде не существует понятия «дрова», весь лес имеет ценность. Поэтому сегодня мы приступили к внедрению компактных лесопильных систем прямо в лесу. Переносные дизельные круглопильные процессоры с производительностью до 100 000 м3 в год. Заводы по производству высококачественных плит с широчайшим спектром применения из низкосортной или, так называемой, «неликвидной» лиственной древесины. Эти программы интересны лесозаготовителям, прежде всего, с точки зрения экономики.

Мы считаем, что при таком комплексном подходе работа приобретенной высокопроизводительной техники может иметь максимальный экономически выгодный долгосрочный положительный эффект.

рПУМЕ ОЕХДБЮЙ У XF5F-1 Й XP-50 зТХННБО ТБЪТБВПФБМБ РТПЕЛФ ОПЧПЗП, ВПМЕЕ УПЧТЕНЕООПЗП ЙУФТЕВЙФЕМС, ЧЪСЧ ЧУЕ МХЮЫЕЕ ПФ XF5F Й ит-50. рТПЕЛФ нПДЕМШ G-51 ВЩМ ЗПФПЧ Ч НБЕ 1941 З., Б РСФШ ДОЕК УРХУФС РПУМЕ ЛБФБУФТПЖЩ ит-50 ччу ЪБЛБЪБМЙ ЖЙТНЕ ДЧБ РТПФПФЙРБ НБЫЙОЩ, РПМХЮЙЧЫЕК ПВПЪОБЮЕОЙЕ ит-65. рБТБММЕМШОП зТХННБО ДПМЦОБ ВЩМБ ЧЕУФЙ ТБЪТБВПФЛХ РБМХВОПЗП ЧБТЙБОФБ ЬФПЗП УБНПМЕФБ, ОП ПВ ЬФПН ЮХФШ ОЙЦЕ. юЕТЕЪ ОЕЛПФПТПЕ ЧТЕНС, ХЮЙФЩЧБС ЧЩУПЛХА ЪБЗТХЦЕООПУФШ ЖЙТНЩ ЪБЛБЪБНЙ ЖМПФБ, Х ЛПФПТПЗП зТХННБО, НПЦОП УЛБЪБФШ, ВЩМБ "РТЙДЧПТОЩН РПУФБЧЭЙЛПН", ччу ПФДБМЙ РТЕДРПЮФЕОЙЕ ЙУФТЕВЙФЕМА ит-38 ЖЙТНЩ мПЛИЙД Й 16 СОЧБТС 1942 З. ЛПОФТБЛФ ОБ РПУФТПКЛХ ит-65 ВЩМ ТБУФПТЗОХФ.

рЕТЧЩЕ РТЙЛЙДЛЙ ОПЧПЗП РБМХВОПЗП ЙУФТЕВЙФЕМС, ЙДЕОФЙЮОПЗП ит-65 ВЩМЙ УДЕМБОЩ Ч 1940 З., Б Ч ДЕЛБВТЕ ФПЗП ЦЕ ЗПДБ ЖЙТНБ РПМХЮЙМБ ОЕПЖЙГЙБМШОПЕ РТЕДМПЦЕОЙЕ УРТПЕЛФЙТПЧБФШ ДМС ЖМПФБ ОПЧЩК УБНПМЕФ. лПНБОДХ ТБЪТБВПФЮЙЛПЧ УОПЧБ ЧПЪЗМБЧЙМ дЙО иБФФПО, ЕНХ РПНПЗБМ ХЦЕ ХРПНЙОБЧЫЙКУС ЧЩЫЕ вПВ иПММ, ЛПФПТЩК ВЩМ ОЕ ФПМШЛП ИПТПЫЙН МЕФЮЙЛПН-ЙУРЩФБФЕМЕН, ОП Й ФБМБОФМЙЧЩН ЛПОУФТХЛФПТПН. оЕУЛПМШЛП РПЪДОЕЕ, Ч 1941 З., Л ТБЪТБВПФЛЕ РПДЛМАЮЙМУС ЕЭЕ ПДЙО ИПТПЫЙК ЛПОУФТХЛФПТ - зПТДПО йЪТБЬМШ, РПДПВОП иПММХ УПЧНЕЭБЧЫЙК ЛПОУФТХЛФПТУЛХА ТБВПФХ У РЙМПФЙТПЧБОЙЕН УБНПМЕФПЧ.

рТПЕЛФ нПДЕМШ G-51, УФБЧЫЙК ВБЪПК ДМС УПЪДБОЙС Й УХИПРХФОПЗП Й НПТУЛПЗП ЙУФТЕВЙФЕМС, ЛБЛ ХЦЕ ЗПЧПТЙМПУШ, УПЮЕФБМ Ч УЕВЕ МХЮЫЙЕ ЛБЮЕУФЧБ "уЛБКТПЛЕФБ" Й ит-50, ОП ЪОБЮЙФЕМШОП РТЕЧПУИПДЙМ ЙИ РП ТБЪНЕТБН, Б УМЕДПЧБФЕМШОП Й РП ЧЕУХ. еУМЙ ДМС ччу ЬФП ОЕ ЙНЕМП УХЭЕУФЧЕООПЗП ЪОБЮЕОЙС, ФП ЖМПФХ ЕЭЕ ФТЕВПЧБМПУШ ДПЛБЪБФШ ОЕПВИПДЙНПУФШ РТЙОСФЙС ОБ ЧППТХЦЕОЙЕ ФБЛПК НБЫЙОЩ. пУОПЧОЩЕ БТЗХНЕОФЩ ТБЪТБВПФЮЙЛПЧ ВЩМЙ УМЕДХАЭЙЕ:

ЧП-РЕТЧЩИ, ЧЩВТБООБС УИЕНБ РПЪЧПМСМБ УХЭЕУФЧЕООП ХМХЮЫЙФШ МЕФОЩЕ ИБТБЛФЕТЙУФЙЛЙ НБЫЙОЩ, ФБЛЙЕ ЛБЛ УЛПТПУФШ, УЛПТПРПДЯЕНОПУФШ Й ДБМШОПУФШ РПМЕФБ (РПУМЕДОЕЕ ВЩМП ПУПВЕООП ЧБЦОП, ФБЛ ЛБЛ фЙИППЛЕБОУЛЙК фчд У ЕЗП ПЗТПНОЩНЙ ТБУУФПСОЙСНЙ Й ПФУХФУФЧЙЕН БЬТПДТПНПЧ, ЧУЕЗДБ ТБУУНБФТЙЧБМУС ЛБЛ ПУОПЧОПК ДМС ДЕКУФЧЙК ЖМПФБ); ЧП-ЧФПТЩИ, ХЧЕМЙЮЙЧЫЙЕУС ЧЕУ Й ТБЪНЕТЩ РПЪЧПМСМЙ ТБЪНЕУФЙФШ ОБ УБНПМЕФЕ ОЕПВЩЮБКОП НПЭОПЕ ДМС РБМХВОПЗП ЙУФТЕВЙФЕМС ЧППТХЦЕОЙЕ; Ч-ФТЕФШЙИ, ДЧХИНПФПТОБС УИЕНБ ПВЕУРЕЮЙЧБМБ ВПМЕЕ ЧЩУПЛХА ОБДЕЦОПУФШ Й ВЕЪПРБУОПУФШ. еЭЕ ПДОЙН УППВТБЦЕОЙЕН, ЛПФПТПЕ ЛПОУФТХЛФПТЩ ЙНЕМЙ ЧЧЙДХ УПЪДБЧБС НБЫЙОХ, ВЩМП ПЦЙДБЕНПЕ РПСЧМЕОЙЕ ОПЧЩИ БЧЙБОПУГЕЧ ЛМБУУБ "нЙДХЬК", ЧПДПЙЪНЕЭЕОЙЕН 45000 Ф. бТЗХНЕОФЩ РТЙЧЕДЕООЩЕ ЖЙТНПК ПЛБЪБМЙУШ ХВЕДЙФЕМШОЩНЙ Й 30 ЙАОС 1941 З. ВЩМ ЪБЛМАЮЕО ЛПОФТБЛФ У чну. пО РТЕДХУНБФТЙЧБМ РПУФТПКЛХ ДЧХИ РТПФПФЙРПЧ У ПВПЪОБЮЕОЙЕН XF7F-1 (УЕТЙКОЩЕ ОПНЕТБ 03549-50), РЕТЧЩК ЙЪ ЛПФПТЩИ ДПМЦЕО ВЩМ ВЩФШ РПУФБЧМЕО ЮЕТЕЪ 480 ДОЕК РПУМЕ ЪБЛМАЮЕОЙС УПЗМБЫЕОЙС, Б ЧФПТПК ЕЭЕ 30 ДОЕК УРХУФС. пВЭБС УФПЙНПУФШ РТПЗТБННЩ, ЧЛМАЮБЧЫБС ЛПОУФТХЛФПТУЛЙЕ ТБВПФЩ Й РПУФТПКЛХ ПРЩФОЩИ УБНПМЕФПЧ, ПГЕОЙЧБМБУШ Ч 1077 ФЩУ. ДПММ. (УАДБ ОЕ ЧИПДЙМБ УФПЙНПУФШ НПФПТПЧ Й ЧЙОФПЧ, ФБЛ ЛБЛ ПОЙ РПУФБЧМСМЙУШ ЪБЛБЪЮЙЛПН).

рЕТЧПОБЮБМШОЩК РТПЕЛФ РТЕДХУНБФТЙЧБМ УПЪДБОЙЕ ПДОПНЕУФОПЗП УТЕДОЕРМБОБ У УЙМПЧПК ХУФБОПЧЛПК ЙЪ ДЧХИ НПФПТПЧ тБКФ XR-2600, НПЭОПУФША РП 1800 М.У., ЧТБЭБЧЫЙИ Ч РТПФЙЧПРПМПЦОЩИ ОБРТБЧМЕОЙСИ ЧЙОФЩ ЙЪНЕОСЕНПЗП ЫБЗБ лХТФЙУУ-ьМЕЛФТЙЛ. фБЛЦЕ ВЩМЙ РТЕДХУНПФТЕОЩ ФТЕИУФПЕЮОПЕ ЫБУУЙ, РТПФЕЛФЙТПЧБООЩЕ ФПРМЙЧОЩЕ ВБЛЙ Й ВТПОЙТПЧБОЙЕ ЛБВЙОЩ РЙМПФБ. нЕИБОЙЪН УЛМБДЩЧБОЙС ЛТЩМБ ДПМЦЕО ВЩМ ЙНЕФШ ЗЙДТБЧМЙЮЕУЛЙК РТЙЧПД. чППТХЦЕОЙЕ ДПМЦОП ВЩМП УПУФПСФШ ЙЪ ЮЕФЩТЕИ 12,7-НН РХМЕНЕФПЧ Ч ЛПТОЕЧПК ЮБУФЙ ЛТЩМБ Й ДЧХИ РХМЕНЕФПЧ ФБЛПЗП ЦЕ ЛБМЙВТБ Ч ОПУПЧПК ЮБУФЙ ЖАЪЕМСЦБ У ВПЕЪБРБУПН РП 400 ЧЩУФТЕМПЧ ОБ УФЧПМ. ч УРЕГЙЖЙЛБГЙЙ ФБЛЦЕ ПЗПЧБТЙЧБМБУШ НБЛУЙНБМШОБС УЛПТПУФШ 700 ЛН/Ю, РПФПМПЛ 10670 Н, ДБМШОПУФШ РПМЕФБ 1600 ЛН Й НБЛУЙНБМШОЩК ЧЪМЕФОЩК ЧЕУ 7560 ЛЗ.

рТПДХЧЛЙ НПДЕМЕК ОПЧПЗП ЙУФТЕВЙФЕМС Ч оША-КПТЛУЛПН ХОЙЧЕТУЙФЕФЕ ЪБУФБЧЙМЙ ЛПОУФТХЛФПТПЧ ОЕУЛПМШЛП РЕТЕУНПФТЕФШ ЧЩВТБООХА ЛПНРПОПЧЛХ - ЙЪ УТЕДОЕРМБОБ УБНПМЕФ РТЕЧТБФЙМУС Ч ЧЩУПЛПРМБО, Б ПУЙ НПФПЗПОДПМ ПРХУФЙМЙ ОЙЦЕ ЛТЩМБ. рПЮФЙ ДП УЕТЕДЙОЩ 1943 З., зТХННБО ПВУХЦДБМБ У чну ЧПРТПУ П ЪБНЕОЕ НПФПТПЧ тБКФ ОБ ВПМЕЕ НПЭОЩЕ ДЧЙЗБФЕМЙ рТБФФ-хЙФОЙ R-2800-22 "дБВМ хПУР", ЛПФПТЩЕ Л ФПНХ ЦЕ ЙНЕМЙ НЕОШЫХА МПВПЧХА РМПЭБДШ. ч ЙФПЗЕ ЧПРТПУ ВЩМ ТЕЫЕО РПМПЦЙФЕМШОП, ОП ЪБФСОХЧЫЙЕУС РЕТЕЗПЧПТЩ РТЙЧЕМЙ Л ЪБДЕТЦЛБН Ч РТПЗТБННЕ Й РЕТЧЩК XF7F РПУФХРЙМ ОБ ЙУРЩФБОЙС МЙЫШ Ч ЛПОГЕ ПЛФСВТС 1943 З.

ьФП ВЩМ УЧПВПДОПОЕУХЭЙК ЧЩУПЛПРМБО ГЕМШОПНЕФБММЙЮЕУЛПК ЛПОУФТХЛГЙЙ У РПМХНПОПЛПЛПЧЩН ЖАЪЕМСЦЕН Й ДЧХИМПОЦЕТПООЩН УЛМБДЩЧБАЭЙНУС ЛТЩМПН. уЙМПЧБС ХУФБОПЧЛБ УПУФПСМБ ЙЪ ДЧХИ 18-ГЙМЙОДТПЧЩИ ДЧХИТСДОЩИ НПФПТПЧ ЧПЪДХЫОПЗП ПИМБЦДЕОЙС рТБФФ-хЙФОЙ R-2800-22W ЧЪМЕФОПК НПЭОПУФША РП 2100 М.У., РТЙЧПДЙЧЫЙИ ЧП ЧТБЭЕОЙЕ ЧЙОФЩ ЙЪНЕОСЕНПЗП ЫБЗБ зБНЙМШФПО уФБОДБТФ уХРЕТ зЙДТПНБФЙЛ. пФ РЕТЧПОБЮБМШОП ФТЕВПЧБЧЫЙИУС чну ЧЙОФПЧ РТПФЙЧПРПМПЦОПЗП ЧТБЭЕОЙС ПФЛБЪБМЙУШ, ФБЛ ЛБЛ ТЕБЛФЙЧОЩК НПНЕОФ ОБ УФПМШ ФСЦЕМПН (ПЛПМП 10 Ф) УБНПМЕФЕ УЛБЪЩЧБМУС ОЕЪОБЮЙФЕМШОП, Б ТБВПФБ ВПТФНЕИБОЙЛПЧ Й ПВЕУРЕЮЕОЙЕ ЛПНРМЕЛФХАЭЙНЙ ХРТПЭБМЙУШ. лТЩМП ЙНЕМП Ч ЛПТОЕ РТПЖЙМШ NACA 23015, Б ОБ ЛПОГЕ - 23012. уЛМБДЩЧБОЙЕ ПУХЭЕУФЧМСМПУШ У РПНПЭША ЗЙДТБЧМЙЛЙ. фБЛЦЕ ЗЙДТБЧМЙЮЕУЛЙК РТЙЧПД ЙНЕМЙ ЫБУУЙ, ЪБЛТЩМЛЙ, ФПТНПЪОПК ЛТАЛ, УЙУФЕНБ РЕТЕЪБТСДЛЙ ПТХЦЙС. тХМЙ ОБРТБЧМЕОЙС, ЧЩУПФЩ Й ЬМЕТПОЩ ПУОБЭБМЙУШ ТЕЗХМЙТХЕНЩНЙ Ч РПМЕФЕ ФТЙНЕТБНЙ Й ЙНЕМЙ НБФЕТЮБФХА ПВЫЙЧЛХ. рЕТЕДОСС УФПКЛБ ЫБУУЙ ХВЙТБМБУШ Ч ОПУПЧХА ЮБУФШ ЖАЪЕМСЦБ, Б ПУОПЧОЩЕ - Ч НПФПЗПОДПМЩ. чППТХЦЕОЙЕ ВЩМП ЪОБЮЙФЕМШОП ХУЙМЕОП РП УТБЧОЕОЙА У РТПЕЛФОЩН, Ч ОПУПЧПК ЮБУФЙ ФЕРЕТШ ТБУРПМБЗБМПУШ ЮЕФЩТЕ (РП ДЧБ У ЛБЦДПК УФПТПОЩ) 12,7-НН РХМЕНЕФБ лПМШФ-вТБХОЙОЗ У ВПЕЪБРБУПН РП 400 РБФТПОПЧ, Б Ч ЛПТОЕ ЛТЩМБ ХУФБОПЧЙМЙ ЮЕФЩТЕ 20-НН РХЫЛЙ У ВПЕЛПНРМЕЛФПН РП 200 ЧЩУФТЕМПЧ ОБ УФЧПМ. чЩУПЛПТБУРПМПЦЕООБС ЛБВЙОБ РЙМПФБ ПВЕУРЕЮЙЧБМБ ЕНХ ИПТПЫЙК ПВЪПТ Й ВЩМБ ЪБЛТЩФБ ФТЕИУЕЛГЙПООЩН ЖПОБТЕН ЙЪ ВТПОЕУФЕЛМБ. фПРМЙЧП ПВЭЙН ПВЯЕНПН 1590 М ТБЪНЕЭБМПУШ Ч ФТЕИ РТПФЕЛФЙТПЧБООЩИ ВБЛБИ Ч ЖАЪЕМСЦЕ, Б, ЛТПНЕ ФПЗП, РПД ЛТЩМПН НПЗМЙ РПДЧЕЫЙЧБФШУС ДЧБ УВТБУЩЧБЕНЩИ ВБЛБ РП 568 М.

йУРЩФБОЙС ОПЧПК НБЫЙОЩ РТПЧПДЙМ вПВ иПММ. рПУМЕ ЪБЧЕТЫЕОЙС ОЕПВИПДЙНЩИ ОБЪЕНОЩИ РТПЧЕТПЛ ПО РТЙУФХРЙМ Л РТПВЕЦЛБН РП ЧЪМЕФОПК РПМПУЕ. чП ЧТЕНС ПДОПК ЙЪ ОЙИ, 2 ОПСВТС, РП ДПУФЙЦЕОЙЙ УЛПТПУФЙ РТЕЧЩЫБЧЫЕК ЧЪМЕФОХА, иПММ ПВОБТХЦЙМ, ЮФП УБНПМЕФ ПФПТЧБМУС ПФ ЪЕНМЙ. еНХ РТЙЫМПУШ ХВТБФШ ЗБЪ Й РТЙЪЕНМЙФШУС. фБЛ УПУФПСМПУШ РЕТЧПЕ ЧПЪДХЫОПЕ ЛТЕЭЕОЙЕ XF7F, РТПДПМЦБЧЫЕЕУС 15 УЕЛХОД. оБ УМЕДХАЭЙК ДЕОШ, 3 ОПСВТС, УПУФПСМУС РЕТЧЩК ПЖЙГЙБМШОЩК РПМЕФ Й РПУМЕ 20 НЙОХФ РТЕВЩЧБОЙС Ч ЧПЪДХИЕ ЙУФТЕВЙФЕМШ ВМБЗПРПМХЮОП РТЙЪЕНМЙМУС. дБМШОЕКЫЙЕ МЕФОЩЕ ЙУРЩФБОЙС, Ч ЛПФПТЩИ ХЮБУФЧПЧБМЙ ЛБЛ МЕФЮЙЛЙ ЖЙТНЩ, ФБЛ Й чну ЧЩСЧЙМЙ ТСД УЕТШЕЪОЩИ РТПВМЕН. еЭЕ ЧП ЧТЕНС ЙУУМЕДПЧБОЙК НПДЕМЙ УБНПМЕФБ Ч ЙУУМЕДПЧБФЕМШУЛПН ГЕОФТЕ NACA ВЩМЙ ЧЩУЛБЪБОЩ РТЕДРПМПЦЕОЙС П УЧПЕПВТБЪОЩИ ИБТБЛФЕТЙУФЙЛБИ ЫФПРПТБ НБЫЙОЩ. ьФП РПДФЧЕТДЙМ МЕФЮЙЛ-ЙУРЩФБФЕМШ лПТЛЙ нЕКЕТ - ЙЪ ПВЩЮОПЗП ЫФПРПТБ РТПФПФЙР ВЩУФТП РЕТЕЫЕМ Ч РМПУЛЙК. рТПВМЕНЩ ЧПЪОЙЛМЙ Й РТЙ РПУБДЛЕ ОБ РБМХВХ, ЙНЙФЙТПЧБЧЫЕКУС ОБ ОБЪЕНОПН БЬТПДТПНЕ. пЛБЪБМПУШ, ЮФП ОЕХДБЮОБС ЛПОУФТХЛГЙС Y-ПВТБЪОПЗП ФПТНПЪОПЗП ЛТАЛБ РТЙЧПДЙМБ Л ЧПЪОЙЛОПЧЕОЙА ОБЗТХЪПЛ УЙМШОП РТЕЧЩЫБЧЫЙИ ТБУЮЕФОЩЕ ОБ ИЧПУФПЧХА ЮБУФШ ЖАЪЕМСЦБ РТЙ РПУБДЛЕ (ПУПВЕООП, ЕУМЙ ЪБГЕРМЕОЙЕ РТПЙУИПДЙМП ОЕ РП ГЕОФТХ ФПТНПЪОПЗП ФТПУБ), ЮФП Ч УЧПА ПЮЕТЕДШ ЧЕМП Л ДЕЖПТНБГЙЙ ПВЫЙЧЛЙ Й РПМПНЛБН УБНПЗП ЛТАЛБ. хУФПКЮЙЧПУФШ УБНПМЕФБ РТЙ РПМЕФЕ ОБ ПДОПН НПФПТЕ ВЩМБ РТЙЪОБОБ ОЕДПУФБФПЮОПК, ЧЩСЧЙМЙ ОЕХДБЮОХА ЛПОУФТХЛГЙА ЗЙДТПХУЙМЙФЕМЕК ТХМС ОБРТБЧМЕОЙС. дБМШОЕКЫЙЕ ЙУРЩФБОЙС РТПФПФЙРПЧ, Б ЧФПТПК ЙЪ ОЙИ ЧРЕТЧЩЕ РПДОСМУС Ч ЧПЪДХИ 2 НБТФБ 1944 З., ЧЩСЧЙМЙ ЕЭЕ ПДОХ РТПВМЕНХ, У ЛПФПТПК ЖЙТНБ ХЦЕ УФБМЛЙЧБМБУШ РТЙ ЙУРЩФБОЙСИ "уЛБКТПЛЕФБ" - УЙМШОЩК РЕТЕЗТЕЧ НПФПТПЧ.

рПУЛПМШЛХ ЖМПФ ПУФТП ОХЦДБМУС Ч ОПЧПН РБМХВОПН ЙУФТЕВЙФЕМЕ, ЪБЛБЪ ОБ РЕТЧХА РБТФЙА ЙЪ 500 УБНПМЕФПЧ У ПВПЪОБЮЕОЙЕН F7F-1 "фБКЗЕТЛЬФ" (ЛБНЩЫПЧЩК ЛПФ) ВЩМ ЧЩДБО ЖЙТНЕ ЕЭЕ ДП ЪБЧЕТЫЕОЙС ЙУРЩФБОЙК РТПФПФЙРПЧ. пВОБТХЦЕООЩЕ ОЕДПУФБФЛЙ ЧЛХРЕ У ВПМШЫПК ЧЪМЕФОПК НБУУПК ДЕМБМЙ ОЕЧПЪНПЦОПК ЬЛУРМХБФБГЙА УБНПМЕФБ У РБМХВ БЧЙБОПУГЕЧ Й УФБЧЙМЙ РПД ЧПРТПУ ЕЗП ДБМШОЕКЫХА УХДШВХ. оП ЙОФЕТЕУ Л УБНПМЕФХ РТПСЧЙМ лПТРХУ НПТУЛПК РЕИПФЩ уыб (лнр), ЛПФПТПНХ ФТЕВПЧБМБУШ НБЫЙОБ ДМС ОЕРПУТЕДУФЧЕООПК РПДДЕТЦЛЙ ОБЪЕНОЩИ ЧПКУЛ У ВПМШЫПК ДБМШОПУФША РПМЕФБ. "фБКЗЕТЛЬФ" У ЕЗП НПЭОЩН РХЫЕЮОП-РХМЕНЕФОЩН ЧППТХЦЕОЙЕН Й УРПУПВОПУФША ОЕУФЙ ДП 2087 ЛЗ ВПНВ Й ТБЛЕФ ОБ ЧОЕЫОЕК РПДЧЕУЛЕ ЛБЛ ОЕМШЪС ВПМЕЕ ХДПЧМЕФЧПТСМ ЬФЙН ФТЕВПЧБОЙСН. рПЬФПНХ ТХЛПЧПДУФЧП чну РТЙОСМП ТЕЫЕОЙЕ ПУОБУФЙФШ F7F ВБЪЙТХАЭЙЕУС ОБ УХЫЕ ЬУЛБДТЙМШЙ лнр, Б ЧЩУЧПВПДЙЧЫЙЕУС Ч ИПДЕ РЕТЕЧППТХЦЕОЙС ЙУФТЕВЙФЕМЙ "лПТУБТ" РЕТЕВТПУЙФШ ОБ БЧЙБОПУГЩ.

уХДШВБ РТПФПФЙРПЧ УМПЦЙМБУШ РП ТБЪОПНХ - РЕТЧЩК ЙЪ ОЙИ РПФЕТРЕМ БЧБТЙА 1 НБС 1944 З., Б 31 БЧЗХУФБ ЕЗП УРЙУБМЙ. чФПТПНХ РТПФПФЙРХ РПЧЕЪМП ЪОБЮЙФЕМШОП ВПМШЫЕ. рП ЪБЧЕТЫЕОЙА МЕФОЩИ ЙУРЩФБОЙК ЕЗП РЕТЕЗОБМЙ Ч нПТЖЖЙФ жЙМД Ч лБМЙЖПТОЙЙ, ЗДЕ Ч РТЙОБДМЕЦБЧЫЕК NACA МБВПТБФПТЙЙ ьКНУ, РПДЧЕТЗМЙ РТПДХЧЛБН Ч ОБФХТОПК БЬТПДЙОБНЙЮЕУЛПК ФТХВЕ. ьФБ ФТХВБ ВЩМБ ФПМШЛП ОЕДБЧОП РПУФТПЕОБ Й XF7F ВЩМ ЧФПТЩН УБНПМЕФПН РТПЫЕДЫЙН Ч ОЕК ЙУРЩФБОЙС. тБЪХНЕЕФУС, РТПДХЧЛЙ ОБФХТОПК НБЫЙОЩ РПЪЧПМСМЙ РПМХЮЙФШ ЗПТБЪДП ВПМЕЕ ФПЮОЩЕ ТЕЪХМШФБФЩ, ЮЕН РТЙ ЬЛУРЕТЙНЕОФБИ У НПДЕМСНЙ. ч УМХЮБЕ "фБК-ЗЕТЛЬФБ" ХДБМПУШ ЙЪВБЧЙФШУС ПФ РЕТЕЗТЕЧБ НПФПТПЧ, ПФЛБЪБЧЫЙУШ ПФ НБУУЙЧОЩИ ЛПЛПЧ ЧЙОФПЧ Й, ЛТПНЕ ФПЗП, ЧОЕУФЙ ТСД НЕМЛЙИ ЙЪНЕОЕОЙК Ч ЛПОУФТХЛГЙА. рПУМЕ ЪБЧЕТЫЕОЙС РТПЗТБННЩ ЬЛУРЕТЙНЕОФПЧ Ч ЖЕЧТБМЕ 1945 З. ПРЩФОЩК УБНПМЕФ ЧЕТОХМЙ Ч ЙУРЩФБФЕМШОЩК ГЕОФТ ЖМПФБ, ЗДЕ РПУМЕ РТПЧЕДЕОЙС ДПТБВПФЛЙ ПО УОПЧБ РТЙУФХРЙМ Л РПМЕФБН. ч ЙИ ИПДЕ РТПЧЕТСМПУШ РПЧЕДЕОЙЕ НБЫЙОЩ У ТБЪМЙЮОЩНЙ ЗТХЪБНЙ ОБ ЧОЕЫОЕК РПДЧЕУЛЕ, Ч ЮЙУМП ЛПФПТЩИ ЧИПДЙМЙ ТБЪМЙЮОЩЕ ЛПНВЙОБГЙЙ РПДЧЕУОЩИ ФПРМЙЧОЩИ ВБЛПЧ, БЧЙБГЙПООЩЕ ФПТРЕДЩ нЛ.13 Й ФПНХ РПДПВОПЕ. уРЙУБМЙ ЧФПТПК РТПФПФЙР 30 ОПСВТС 1946 З.

рЕТЧЩК УЕТЙКОЩК F7F-1 (No. 80259) ВЩМ РЕТЕДБО ЬЛУРЕТЙНЕОФБМШОПНХ РПДТБЪДЕМЕОЙА БЧЙБГЙЙ чну Ч жЙМБДЕМШЖЙЙ ДМС РТПЧЕДЕОЙС ЙУРЩФБОЙК РП РПУБДЛЕ ОБ РБМХВХ. оЕУЛПМШЛП РПЪДОЕЕ Л ЬФПК РТПЗТБННЕ РПДЛМАЮЙМЙ ЕЭЕ ПДЙО УЕТЙКОЩК УБНПМЕФ. ч БЧЗХУФЕ 1944 З. Ч жЙМБДЕМШЖЙЙ ПТЗБОЙЪПЧБМЙ УТБЧОЙФЕМШОЩЕ ЙУРЩФБОЙС "фБКЗЕТЛЬФБ" Й "лПТУБТБ". пЛБЪБМПУШ, ЮФП РП УЛПТПУФЙ F7F-1 РТЕЧПУИПДЙФ УЧПЕЗП УПРЕТОЙЛБ, ОП ЧПФ РП НБОЕЧТЕООПУФЙ "ЛПФЕОПЛ" СЧОП ХУФХРБМ, ЮФП ЧРТПЮЕН ОЕ ХДЙЧЙФЕМШОП ДМС ЬФПЗП ФСЦЕМПЗП ДЧХИНПФПТОПЗП УБНПМЕФБ. ч ПЖЙГЙБМШОПН ПФЮЕФЕ ВЩМП ПФДБОП ДПМЦОПЕ ЧЩУПЛЙН МЕФОЩН ИБТБЛФЕТЙУФЙЛБН НБЫЙОЩ, ЕЕ ХРТБЧМСЕНПУФЙ, ИПТПЫЕНХ ПВЪПТХ ЙЪ ЛБВЙОЩ РЙМПФБ Й ЕЕ ЛПНЖПТФБВЕМШОПУФЙ.

рЕТЧЩН РПДТБЪДЕМЕОЙЕН РПМХЮЙЧЫЙН F7F ОБ ЧППТХЦЕОЙЕ УФБМБ ЬУЛБДТЙМШС VMF-911 лнр Ч ыЕТТЙ рПКОФ, ПФЧЕЮБЧЫБС ЪБ РЕТЕРПДЗПФПЧЛХ МЕФЮЙЛПЧ. оП ЧЕЛ "ЕДЙОЙЮЛЙ" ВЩМ ОЕДПМПЗ - ИПД ЧПКОЩ ОБ фЙИПН ПЛЕБОЕ Й РТПДПМЦБЧЫЙЕУС РТПВМЕНЩ У РПУБДЛПК ОБ РБМХВХ ЪБУФБЧЙМЙ чну РЕТЕУНПФТЕФШ РТПЗТБННХ ЧЩРХУЛБ, ВЩМП ЧЩРХЭЕОП ЧУЕЗП 35 НБЫЙО.

пРЙУБОЙЕ ЛПОУФТХЛГЙЙ УБНПМЕФБ F7F-1

уБНПМЕФ "фБКЗЕТЛЬФ" РТЕДУФБЧМСМ УПВПА ПДОПНЕУФОЩК ДЧХИДЧЙЗБФЕМШОЩК ГЕМШОПНЕФБММЙЮЕУЛЙК УЧПВПДОПОЕУХЭЙК УТЕДОЕРМБО.

жАЪЕМСЦ - РПМХНПОПЛПЛ У ФПМУФПК ТБВПФБАЭЕК ПВЫЙЧЛПК. лПОУФТХЛФЙЧОП УПУФПЙФ ЙЪ ФТЕИ ЮБУФЕК. ч ОПУПЧПК ЮБУФЙ ТБУРПМПЦЕОБ ЮЕФЩТЕИРХМЕНЕФОБС ВБФБТЕС У ВПЕЛПНРМЕЛФПН, Б ФБЛЦЕ ЛПМПДЕГ ОПУПЧПК УФПКЛЙ ЫБУУЙ. ч УТЕДОЕК ЮБУФЙ ЖАЪЕМСЦБ ТБУРПМБЗБМБУШ ЛБВЙОБ МЕФЮЙЛБ, ЙНЕЧЫБС ВТПОЕУРЙОЛХ, РЕТЕДОЙК ЬЛТБО, ВТПОЕРПДДПО Й ВТПОЕУФЕЛМП Ч ЛПЪЩТШЛЕ ЖПОБТС. жПОБТШ ДМС ЧИПДБ Й ЧЩИПДБ МЕФЮЙЛБ УДЧЙЗБМУС ОБЪБД. ъБ ВТПОЕУРЙОЛПК ТБУРПМБЗБМЙУШ РТПФЕУФЙТПЧБООЩЕ ВЕОЪПВБЛЙ, ТБДЙПУФБОГЙС, Б ФБЛЦЕ ЛЙУМПТПДОПЕ Й РТПФЙЧПРПЦБТОПЕ ПВПТХДПЧБОЙЕ. ъБ ЖПОБТЕН ЛБВЙОЩ Ч ЧЕТИОЕК ЮБУФЙ ЖАЪЕМСЦБ ЙНЕМБУШ ТБДЙПНБЮФБ. иЧПУФПЧБС ВБМЛБ ВЩМБ РХУФПФЕМПК, ЕЕ ЧЕТИОСС ЮБУФШ ПВТБЪПЧЩЧБМБ ЖПТЛЙМШ. чЕТФЙЛБМШОПЕ ПРЕТЕОЙЕ ЧЩРПМОСМПУШ ЪБГЕМП У ИЧПУФПЧПК ВБМЛПК Й ЙНЕМП ДЧХИМПОЦЕТПООХА ЛПОУФТХЛГЙА.

ч ОЙЦОЕК ЮБУФЙ ВБМЛЙ ТБУРПМБЗБМУС НБУУЙЧОЩК УФБМШОПК МПОЦЕТПО, Л ЛПФПТПНХ ЛТЕРЙМУС РПУБДПЮОЩК ЛТАЛ - "ЦБМП" У ЗЙДТБЧМЙЮЕУЛЙН РТЙЧПДПН ПФЛМПОЕОЙС.

лТЩМП - ДЧХИМПОЦЕТПООПЕ У ЪБДОЙН ДПРПМОЙФЕМШОЩН МПОЦЕТПОПН. рТЙНЕТОП ОБ РПМХТБЪНБИЕ ОБИПДСФУС НПФПЗПОДПМЩ, ЙНЕАЭЙЕ ДПЧПМШОП ВПМШЫПЕ ХДМЙОЕОЙЕ. нЕИБОЙЪБГЙС ЛТЩМБ УПУФПЙФ ЙЪ ЮЕФЩТЕИ УЕЛГЙК ЪБЛТЩМЛПЧ. ч ОПУЛЕ ТБУРПМПЦЕОЩ ЮЕФЩТЕ НБУМСОЩИ ТБДЙБФПТБ У ЙОДЙЧЙДХБМШОЩНЙ ЧПЪДХИПЪБВПТОЙЛБНЙ ПЧБМШОПЗП УЕЮЕОЙС. нЕЦДХ ЗМБЧОЩНЙ МПОЦЕТПОБНЙ ОЕУЛМБДЩЧБАЭЕКУС ЮБУФЙ ЛТЩМБ ТБУРПМПЦЕОП ДЧБ ФПРМЙЧОЩИ ВБЛБ - ЛЕУУПОБ. ч ЛПТОЕ ЛТЩМБ ТБУРПМБЗБАФУС РХЫЛЙ Й ПФУЕЛЙ ВПЕЛПНРМЕЛФБ. лПОУПМЙ ЙНЕАФ ХЪМЩ УЛМБДЩЧБОЙС. уЛМБДЩЧБОЙЕ ПУХЭЕУФЧМСЕФУС ЗЙДТБЧМЙЮЕУЛЙ.

зПТЙЪПОФБМШОПЕ ПРЕТЕОЙЕ - ПДОПМПОЦЕТПООПЕ, У ХУЙМЕООЩН ОПУЛПН. тХМЙ ЧЩУПФЩ Й ЬМЕТПОЩ ЙНЕАФ НЕФБММЙЮЕУЛХА ПВЫЙЧЛХ, ТХМШ ОБРТБЧМЕОЙС - РПМПФОСОХА. чП ЧУЕИ ЛБОБМБИ ХРТБЧМЕОЙС ЙНЕАФУС ПФЛМПОСЕНЩЕ Ч РПМЕФЕ ФТЙННЕТЩ, ОБ ЬМЕТПОБИ - ЕЭЕ Й ПФЗЙВОЩЕ РМБУФЙОЩ.

ыБУУЙ - У ОПУПЧПК ПРПТПК. чУЕ УФПКЛЙ - ЛПОУПМШОПК УИЕНЩ, ХВЙТБАФУС ЗЙДТБЧМЙЮЕУЛЙ, ТБЪЧПТПФПН ОБЪБД Ч ЖАЪЕМСЦ (ОПУПЧБС) Й Ч НПФПЗПОДПМЩ (ПУОПЧОЩЕ). чУЕ УФПКЛЙ - ПДОПЛПМЕУОЩЕ, ОБ ОПУПЧПК ЙНЕЕФУС ДЕНРЖЕТ ЫЙННЙ. иЧПУФПЧПК РСФЩ УБНПМЕФ ОЕ ЙНЕЕФ.

уЙМПЧБС ХУФБОПЧЛБ - 18-ГЙМЙОДТПЧЩЕ ДЧХИТСДОЩЕ ЪЧЕЪДППВТБЪОЩЕ ДЧЙЗБФЕМЙ ЧПЪДХЫОПЗП ПИМБЦДЕОЙС рТБФФ-хЙФОЙ R-2800-27 "дБВМхПУР" НПЭОПУФША РП 2100 М. У. У ФТЕИМПРБУФОЩНЙ ЧЙОФБНЙ РПУФПСООПЗП ЮЙУМБ ПВПТПФПЧ зБНЙМШФПО уФЬОДБТД.

чППТХЦЕОЙЕ - ЮЕФЩТЕ 20-НН РХЫЛЙ фЕНЛП-жПТД Mk. 12 У ВПЕЛПНРМЕЛФПН Ч 150 УОБТСДПЧ ОБ УФЧПМ Й ЮЕФЩТЕ 12,7-НН РХМЕНЕФБ вТБХОЙОЗ н-2 У ВПЕЛПНРМЕЛФПН Ч 320 РБФТПОПЧ ОБ УФЧПМ. рПД УЛМБДОЩНЙ ЮБУФСНЙ ЛПОУПМЕК НПЦОП ВЩМП РПДЧЕЫЙЧБФШ 8 127-НН ОЕХРТБЧМСЕНЩИ ТБЛЕФ HVAR, Б РПД ЖАЪЕМСЦЕН - рфв МЙВП ВПНВХ ЛБМЙВТПН ДП 454 ЛЗ.


мфи:
нПДЙЖЙЛБГЙС F7F-1
тБЪНБИ ЛТЩМБ, Н 15.70
дМЙОБ, Н 13.85
чЩУПФБ, Н 5.05
рМПЭБДШ ЛТЩМБ, Н2 42.27
нБУУБ, ЛЗ
РХУФПЗП УБНПМЕФБ 7238
ОПТНБМШОБС ЧЪМЕФОБС 10730
фЙР ДЧЙЗБФЕМС 2 рд Pratt Whitney R-2800-22W Double Wasp
нПЭОПУФШ, М.У. 2 И 2100
нБЛУЙНБМШОБС УЛПТПУФШ, ЛН/Ю 687
лТЕКУЕТУЛБС УЛПТПУФШ, ЛН/Ю 350
рТБЛФЙЮЕУЛБС ДБМШОПУФШ, ЛН 2880
нБЛУЙНБМШОБС УЛПТПРПДЯЕНОПУФШ, Н/НЙО 1280
рТБЛФЙЮЕУЛЙК РПФПМПЛ, Н 11000
ьЛЙРБЦ 1
чППТХЦЕОЙЕ: ЮЕФЩТЕ 20- НН РХЫЛЙ Ч ЛПТОЕЧПК ЮБУФЙ ЛТЩМБ (РП 200 РБФТПОПЧ) Й ЮЕФЩТЕ 12,7-НН РХМЕНЕФБ Ч ОПУПЧПК ЮБУФЙ ЖАЪЕМСЦ (У ВПЕЪБРБУПН РП 400 РБФТПОПЧ),
дПР. ЙОЖПТНБГЙС:

юЕТФЕЦ "Grumman F7F Tigercat (1) "
юЕТФЕЦ "Grumman F7F Tigercat (2) "
юЕТФЕЦ "Grumman F7F Tigercat (3) "
жПФПЗТБЖЙЙ:


рПМОПТБЪНЕТОЩК НБЛЕФ УБНПМЕФБ

XF7F-1

XF7F-1

пДЙО ЙЪ РЕТЧЩИ УЕТЙКОЩИ F7F-1

F7F-1

F7F-1

F7F-1

F7F-1

F7F-1

лБВЙОБ РЙМПФБ F7F-1

Потерпев неудачу с истребителями ХР-50 и XF5F-1, которые были отвергнуты не столько из-за технических проблем, сколько из-за низкого приоритета всей программы, фирма Grumman не впала в отчаяние и взялась за разработку его модернизированной версии в инициативном порядке. В конце 1940 года был подготовлен проект под фирменным индексом G-65 , который был представлен армейской комиссии, и уже в мае 1941 года был заключен контракт на постройку двух прототипов. Несколько ранее начали прорабатывать его палубный вариант, который оказался более удачливым, поскольку G-65 (XP-65) также был отвергнут в пользу Lockheed P-38.

Судьба будущего «палубника» оставалась недостаточно ясной вплоть до появления одного весомого аргумента – в 1941-1942 гг. ожидался ввод в строй авианосцев класса «Midaway» водоизмещением 45000 тонн. Для них-то и был предложен двухмоторный истребитель, который получил обозначение XF7F-1 . Контракт на постройку двух прототипов был заключен 30-го июня 1941 года, которые предстояло поставить заказчику началу осени 1942 года.

Конструкция XF7F-1 сохраняла общую концепцию XF5F-1, но была в значительной мере переработана под новые требования, в которых указывались следующие характеристики: максимальная скорость 700 км/ч, потолок 10670 м, дальность полета 1600 км и максимальный взлетный вес 7560 кг. Истребитель представлял собой свободнонесущий моноплан с однокилевым оперением. Консоли крыла складывались при помощи гидропривода. Шасси трехстоечное, с носовым колесом убираемым в нишу передней части фюзеляжа и основными стойками, которые вместе с колесами убирались в ниши мотогондол. На прототип решили установить радиальные двигатели Wright XR-2600, мощностью по 1800 л.с., вращавших в противоположных направлениях винты изменяемого шага Curtiss-Electric. Вооружение включало четыре 12,7-мм пулемета в корневой части крыла и двух пулеметов такого же калибра в носовой части фюзеляжа с боезапасом по 400 выстрелов на ствол.

Из-за начавшейся войны приоритет программы XF7F-1 был несколько снижен, поэтому в 1942 году удалось провести только продувки натурной модели, после которых истребители переделали в высокоплан с осями мотогондол опущенными ниже крыла. Также был поднят вопрос о замене двигателей XR-2600 на более мощные Pratt & Whitney R-2800-22W “Double Wasp” с винтами одностороннего вращения – данный вопрос удалось решить положительно, однако очередные доработки привели к очередным задержкам и первый прототип был предъявлен на испытания лишь в конце октября 1943 года.

Сравнительно с проектом вооружение XF7F-1 было усилено: в носовой части теперь располагалось четыре (по два с каждой стороны) 12,7-мм пулемета Colt-Browning с боезапасом по 400 патронов, а в корне крыла установили четыре 20-мм пушки с боекомплектом по 200 выстрелов на ствол. Топливо общим объемом 1590 л размещалось в трех протектированных баках в фюзеляже, а, кроме того, под крылом могли подвешиваться два сбрасываемых бака по 568 литров. Также стоит отметить, что обзор из кабины пилота был отличным, а трехсекционный фонарь полностью изготавливался из бронестекла.

Испытания прототипа XF7F-1 проходили без особых накладок, но среди основных проблем отметили сильный перегрев двигателей, а также неудачную конструкцию Y-образного тормозного крюка и гидроусилителей руля направления. Тем не менее, изменившаяся концепция авиации палубного базирования благоприятно сказалась на дальнейшей судьбе этого самолёта. В 1943 году был сделан вывод, что авианосцам понадобятся как «легкие» истребители непосредственного прикрытия, так и двухмоторные тяжелые истребители-перехватчики – на эти роли были выбраны F8F И F7F соответственно. Кроме того, заинтересованность в приобретении F7F высказал Корпус Морской Пехоты США, который потребовал самолёт непосредственной поддержки наземных войск с большой дальностью полета. Таким образом, истребитель XF7F-1, которому присвоили собственное название “Tigercat”, неожиданно оказался весьма востребованным. В конечном итоге решили, что морской пехоте этот самолёт более необходим, в связи с чем на 1944-1945 гг. было запланировано перевооружение с F4U на F7F.

Первые серийные F7F-1 получила эскадрилья VMF-911 в Шерри Поинт. Это соединение отвечало за подготовку пилотов, а сам процесс сильно затянулся, в результате чего в боевых действиях 2-й мировой войны эти истребители участия принять не успели. Более того, проблемы с перегревом двигателя привели к значительному сокращению контракта – было собрано всего 35 F7F-1.

На этом история проекта F7F могла бы скоропостижно завершиться, если бы не новые обстоятельства – флот всю войну страдал отсутствием специализированного ночного истребителя, поскольку вариации на тему F6F оказались не слишком успешными. Фирма Grumman переделала для этой цели третий серийный F7F-1, оснастив его радаром AN/APS-6 в носовой части фюзеляжа, соответственно демонтировав носовые пулеметы, и кабиной оператора. Ночной истребитель получил обозначение F7F-2N и впервые поднялся в воздух 29 июля 1944 года. Флот заказа 66 самолётов, поставки которых начали в октябре того же года и завершили в мае 1945 года. Впрочем, некоторое количество истребителей были собраны в одноместном варианте и обозначались как F7F-2 . Обе модификации могли нести на внешней подвеске весьма внушительное ударное вооружение, которое могло состоять из восьми 127 мм НУРС HVAR или трех 300 мм ракет «Tiny Tim», а также бомбы в различных комбинациях, торпеду или мины. Кроме них существовала модификация F7F-2D – это были самолёты управления переделанные в 1947 году из серийных F7F-2N и служившие до осени 1957 года.

Наиболее многочисленной стала модификация F7F-3 , выпускавшаяся с марта 1945-го по июнь 1946-го года. Это были истребители бомбардировщики, оснащенные двигателями Pratt & Whitney R-2800-34W, увеличенным до 1720 литров запасом топлива и усиленной конструкцией крыла, под которым можно было монтировать пилоны для различной боевой нагрузки – теперь самолет мог нести под крылом 453-кг бомбы (или 1135-литровые топливные баки), а под фюзеляжем — 907-кг бомбу.

На базе истребителя-бомбардировщика было собрано ещё 60 самолётов в варианте фоторазведчика, который обозначались как F7F-3P . В единичных экземплярах были построены модификации F7F-3E и F7F-3K . Первый являлся ночным бомбардировщиком оснащавшимся радаром, а второй стал дистанционно управляемым беспилотным самолетом.

Служба F7F-3 протекала спокойно до августа 1950 года, когда первые самолёты из состава VMF(N)-542 корпуса морской пехоты прибыли в Корею. Впоследствии к ней присоединилась эскадрилья VMF(N)-513, на которую легла основная тяжесть боевой работы. Главными целями для американцев, как это ни странно, стали По-2 и Як-18 ВВС КНДР, сильно досаждавшие «друзьям» Южной Кореи ночными налётами. Несмотря на присутствие значительного количества F7F-3 ночные победы над «кукурузниками» были скорее редкостью, но всё же свою роль они сыграли.

По возращению в США истребители F7F-3 использовались по прямому назначению крайне недолго – уже в начале лета VMF(N)-513 сменила их на реактивные Douglas F-10 «Skyknight». Списанные самолёты отправили во вторую линию, а полностью их сняли с вооружения в середине 1950-х гг. Позднее несколько самолетов были переоборудованы для тушения лесных пожаров (они использовались до 1980-х гг.). В настоящее время существует, как минимум, один летный F7F-3 восстановленный энтузиастами из Окленда, который постоянно участвует в различных авиашоу.

Источники:
Д.Дональд “Американские военные самолёты Второй Мировой Войны” (перевод М.С.Виноградова и М.В.Коновалова). АСТ\Астрель. 2002
И.Сеидов «Ночной заслон» («Мир Авиации» 1993-01)
И.Сеидов «Ночные сражения в небе Кореи» («Авиация и Время» 2003-01)
В.Катков «Котяра фирмы Грумман» («Авиация и Космонавтика» 1999-12)
А.Хаустов «Ночной «кот» корейского неба» («Авиация и Время» 2003-01)
«F7F Tigercat» In Action, Squadron/Signal Publication

Тактико-технические данные истребителя Grumman F7F-1 “Tigercat” :

Длина – 13,85 м
Размах крыла – 15,70 м
Площадь крыла – 42,27 м.кв.
Высота — 5,05 м
Вес пустого – 7238 кг
Вес взлётный (норм.) – 10730 кг
Скорость максимальная – 687 км\ч
Скорость крейсерская – 350 км\ч
Скороподъёмность — 1280 м\мин
Дальность – 2880 км
Потолок – 11000
Экипаж – 1 человек
Двигатель – два Pratt & Whitney R-2800-22W “Double Wasp”, мощностью 2100 л.с. каждый
Вооружение – четыре 20-мм пушки в корневой части крыла и четыре 12,7-мм пулемета в носовой части фюзеляж

Кокпит

Основные характеристики

Кратко

Подробно

6.3 / 6.0 / 6.7 БР

1 человек Экипаж

8,1 тонн Вес пустого

9,7 тонн Взлётный вес

Лётные характеристики

12 300 м Максимальная высота

сек 22,5 / 22,5 / 22,0 Время виража

120 км/ч Скорость сваливания

2 х Pratt & Whitney R-2800-22W Двигатель

Радиальный тип

воздушная система охлаждения

Скорость разрушения

835 км/ч конструкции

463 км/ч шасси

800 снарядов боезапас

750 выстрелов/мин скорострельность

1 600 снарядов боезапас

750 выстрелов/мин скорострельность

Подвесное вооружение

2 x 500-фн бомба AN-M64A1 Набор 1

1 x 1000-фн бомба AN-M65A1 Набор 2

2 x 500-фн бомба AN-M64A1
1 x 1000-фн бомба AN-M65A1 Набор 3

Экономика

Описание

Напишите введение к статье в 2-3 небольших абзаца. Кратко расскажите об истории создания и боевого применения самолёта, а также о его ярких особенностях и применении в игре. Вставьте скриншоты машины в разных камуфляжах. Если начинающий игрок плохо помнит технику по названиям, он сразу поймёт, о чём речь.

Основные характеристики

Летно-технические характеристики

Расскажите о том, как самолёт ведёт себя в воздухе. Максимальная скорость, манёвренность, скороподъёмность и максимально допустимая скорость пикирования - важнейшие характеристики самолёта. Особенное внимание обратите на РБ и СБ, поскольку в аркадных боях физика упрощена и отсутствует флаттер.

Живучесть и бронирование

Напишите о живучести самолёта. Отметьте, насколько уязвим пилот и протектированы ли баки. Опишите бронирование, если оно есть, а также уязвимость системы охлаждения двигателя.

Вооружение

Курсовое вооружение

Опишите курсовое вооружение самолёта, если оно есть. Расскажите, насколько пушки и пулемёты эффективны в бою, а также какие ленты лучше использовать. Если курсовое вооружение отсутствует, удалите этот подраздел.

Подвесное вооружение

Опишите подвесное вооружение самолёта: дополнительные пушки под крыльями, бомбы, ракеты и торпеды. Особенно этот подраздел важен для бомбардировщиков и штурмовиков. Если подвесного вооружения нет, удалите подзаголовок.

Оборонительное вооружение

Оборонительное вооружение состоит из турельных пулемётов или пушек, обслуживаемых стрелками. Если оборонительное вооружение отсутствует, удалите этот подраздел.

Применение в бою

Опишите приемы игры на самолёте, особенности использования в команде и советы по тактике. Воздержитесь от создания "гайда" - не навязывайте единственную точку зрения, но дайте читателю пищу для размышлений. Расскажите о самых опасных противниках и дайте рекомендации по борьбе с ними.

Достоинства и недостатки

Достоинства:

Недостатки:

Историческая справка

Расскажите об истории создания и боевого применения самолёта. Если историческая справка получится большой, вынесите её в отдельную статью и добавьте сюда ссылку на неё при помощи шаблона main . В конце обязательно укажите ссылки на источники.

Медиа

Прекрасным дополнением к статье станут видеогайды, а также скриншоты из игры и фотографии.

См. также

  • ссылка на семейство техники;
  • ссылки на приблизительные аналоги в других нациях и ветках.