16.09.2019

Как правильно руководить коллективом для эффективной работы. Как руководить коллективом без опыта: лидерские качества. Будьте внимательны к сотрудникам


Как правильно руководить коллективом для эффективной работы? В первую очередь, как и в лбых отношениях нужно стимулировать развитие людей,а не думать о себе. О себе конечно тоже не надо забывать. Этот вопрос нам сегодня раскроет очень развитый бизнесмен и тренер, учитель в плавании по океану жизни делового общества Алексей Крол.

Ранее мы уже публиковали некоторые из его статей, например . Вообще этот подход не совсем обычный и дововольно глубокий — всегда можно вынести что-то полезное из слов известного ментора.

Путь от роли Специалиста к роли Управленца не простой. И не всегда ощутимый. Но есть один показатель, который указывает, что вы идёте в правильном направлении. Это – если коллеги начинают приходить к вам с вопросами, советоваться, ориентироваться на ваше мнение.

Ваша задача лишь делиться, предоставлять желающим возможность для обучения и развития, взращивать их, помогая само-реализовываться. Такая модель поведения позволит вам перейти на новый уровень в бизнесе.

Фрагмент кейса с ментором

Клиент: У нас с партнером бизнес уже 7 лет, и мы столкнулись с проблемой – не видим перспектив для роста. Упёрлись в потолок и кажется, исчерпали себя. Хотя очень серьезное значение придаём самообразованию и саморазвитию. Я прочитал Вашу книгу, и понял, что все эти годы находился в роли Специалиста, и никак не мог дорасти до роли Управленца, как и мой партнёр. И в этом основная наша проблема. Он по моей рекомендации прочёл вашу книгу, и вопросов у нас появилось только больше.

Как научиться руководить коллективом для эффективной работы

Алексей Крол: Когда люди начинают задавать вопросы – это хорошо. И если вы не знаете ответов – их поиск и обретение стимулируют ваш собственный рост. Среди Специалистов очень много тех, кто живёт с завышенной самооценкой, считая, что они хорошо разбираются в каких-то сферах, но при этом – обращены внутрь себя, не желая замечать других вокруг.

Если вы хотите продвигаться в мире людей, то необходимо менять вектор – с направленного внутрь, на направленный наружу, и начинать в большей степени общаться с людьми. Менять в себе роль Специалиста на роль Управленца.

Кстати, в последствии, все большие лидеры перерастали роль Управленца и, как правило, становились Учителями. Но это уже другой уровень управления.

Так вот здесь мы подошли к главному – к уровням управления. Какие они бывают, эти уровни?

Представьте, что у вас в подчинении находятся очень ограниченные, недалёкие люди. Управление ими затратно, требует диких управленческих ресурсов, поскольку вы им должны всё объяснять, разжевывать, жёстко их контролировать. Это первый, низший уровень управления.

Или напротив, если в подчинении у вас люди умные и квалифицированные, то тогда вам достаточно только обозначить перед ними цель. То есть чётко объяснить, что от них требуется, убедиться, что они поняли, дать им какие-то ресурсы, полномочия, и они просто будут это делают, в рамках своих компетенций. Это второй уровень управления.

Следующий уровень – это когда вы ставите им цели и задачи за пределами того, что они знают и умеют. Это вынуждает ваших сотрудников интенсивно учиться. А вы их учить не можете, поскольку либо этого не знаете, либо ограничены во времени. Что делать?

Тогда ваш стиль управления меняется: вы не просто контролируете исполнение, а намеренно стимулируете рост, развитие и обучение своих подчиненных. И тогда они на внешнем уровне продолжают делать свою работу, а на внутреннем – интенсивно учатся для того, чтобы не только исполнять свои обязанности, но и достигать целей за пределами своих компетенций.

Как правильно руководить новым коллективом для эффективной работы

Как правильно руководить новым коллективом для эффективной работы

Клиент: То есть я, развивая их, расширяю своё сознание и становлюсь частичкой их?

Алексей Крол: Можно и так сказать. Вы пока находитесь на низшем уровне управления. А это значит, что вы гребёте под себя, используя людей, как рабов, как расходный материал. Они для вас, как топливо.

Клиент: Как дополнительная рука.

Алексей Крол: Пусть будет такая метафора. Вы в вашей ситуации работаете только на себя.

А высший уровень управления – это когда вы даёте людям всё для ИХ развития.

При этом ваши подчинённые делают ваше дело. И получается обратная связь. Вы начинаете вкладывать в людей – они развиваются, тем самым развивая вас. В первом случае вы – двигатель, а они – топливо, а во втором они – двигатель, а вы – топливо. Вы подогреваете их верой и мотивацией. И у них происходит включение, зажигание. Рождаются новые идеи. Бизнес стремительно растёт.

Клиент: А я считал, что мне самому надо учиться, развиваться, хотя уже имею два высших.

Алексей Крол: Одно другому не мешает. И здесь снова возникает замкнутый круг. Вы стимулируете обучение ваших сотрудников – они растут. Таким образом, поначалу вы помогаете им решать их проблемы. У вас устанавливается с ними доверие. Люди начинают к вам тянуться. Но дальше может возникнуть новый тупик. Они выросли в рамках своих проектов, и даже, возможно, переросли вас, как Специалисты.

И зачастую, на каком-то этапе они останавливаются в росте, поскольку старые проекты их уже ограничивают. И наступает этап, когда вы им даёте более мощный проект, и он открывает каждому из них более масштабную перспективу, чем та, которую они могли бы сами придумать. Потому что ваше видение вашего бизнеса, как управленца, куда шире, чем их. И здесь происходит очень важный обмен.

Вся эта система начинает очень мощно накачиваться энергиями и результатами.

Умение правильно руководить коллективом для организации работы

Постепенно ваша основная деятельность будет смещаться в сторону общения с людьми. А оперативную деятельность вы будете делегировать. Вы уже переступили в роль Управленца. Сначала они будут приходить с вопросами, потом произойдёт определённый перелом, и люди начнут приходить уже не с вопросами, а с предложениями. Они будут предлагать идеи, потом – ресурсы и деньги.

Есть масса людей с деньгами и возможностями: административным ресурсом, связями, оборудованием, – но они не знают, куда их применить. И у них у всех один и тот же вопрос: а что делать дальше? Потому что на этой планете – дикий переизбыток ресурсов, дикая проблема смыслов, и паралич креатива наверху.

Но здесь есть одна оговорка для вас, как человека, только что перешедшего в роль Управленца. Человеческая психология такова, что доминируют только две вещи: то, чего мы хотим, и то, чего боимся. И алчность и страх присущи каждому. Поэтому управлять можно практически всеми, исключая осознанных людей.

Потому что когда человек становится осознанным, то он знает, чего хочет, и управлять им очень сложно. Такой человек понимает, что им пытаются манипулировать и перестаёт реагировать на управление.

Ведь почему люди поддаются управлению? Потому что в массе своей они не знают, чего хотят и плывут по течению.

И многие большие начальники по своему естеству – не лидеры. Это карьеристы, либо чьи-то знакомые, проявившие сверх-усилия и вставшие на эти должности. Но эгрегор их должности не наполняет их энергией. А знаете почему? Потому что страх потерять своё место лишает их энергообмена с подчиненными. Этот канал у них либо не существует, либо забит страхами и эгоизмом. Потому и говорят: «короля играет свита». Это и есть проявление Управленца, и ответ на ваш вопрос.


Руководитель действует по плану, в котором должны быть предусмотрены все его главные действия, его отношения с подчиненными, а также должно быть выделено время на обдумывание перспективных вопросов и время на повышение своей квалификации.

Руководитель, работающий по принципу «открытых дверей», - т. е. в кабинет идет кто хочет, когда хочет и по любому вопросу, не может рассчитывать на рациональное использование своего времени.

Кто хочет приказывать, тот должен уметь подчиняться, - только тогда он научится управлять.
Руководитель, слабо разбирающийся в специальных проблемах, управление реализацией которых составляет его компетенцию, подобен слепому, взявшемуся быть проводником.

Следует быть смелым и решительным; ничто так не компрометирует руководителя, как безынициативность и трусость, боязнь брать на себя ответственность, постоянное ожидание указаний свыше что и как делать.
Незачем откладывать без причин решение вопроса: бремя нерешенных проблем давит на психику и делает человека раздражительным.

Не торопитесь вносить изменения в уже принятые решения, пока не уясните, что, собственно, нуждается в корректировке. Торопливые, а значит и недостаточно продуманные действия часто не приносят пользы.

Не спешите с заключениями по вопросам, в отношении которых нужно высказать свои соображения. Прежде изучите всю необходимую информацию, посоветуйтесь с опытными людьми и внимательно выслушайте любые мнения по этим вопросам.
Загружайте подчиненных работой таким образом, чтобы они научились ценить время - нет ничего хуже, чем вынужденное безделье.

При неудачах не сетуйте на внешние обстоятельства, ищите источник неудач в себе. Помните, что руководитель, который легко находит оправдания всегда и всему, редко бывает специалистом еще в чем-нибудь.

С непредвиденными обстоятельствами сталкиваются, как правило, руководители, неспособные предугадать их, почувствовать их приближение и подготовиться к ним.

Распределяйте задания с учетом опыта и способностей каждого работника. Нельзя давать поручения, явно превышающие возможности работника. Задание должно быть трудным, но выполнимым.

Давая задание, надо объяснить подчиненному его цель и смысл, а также проверить, как подчиненный понял задание. Это поможет ему действовать сознательно и проявлять инициативу.

Нельзя давать одновременно несколько важных и срочных заданий: это распыляет внимание исполнителя. Рекомендуется определить приоритетность заданий и выделить из них самые важные и срочные.

Неразумно рассчитывать только на себя, считая себя все знающим и все умеющим, а подчиненных неграмотными, неквалифицированными людьми.

Никогда не делайте сами того, что могут выполнить ваши подчиненные, за исключением случаев, когда нужно показать образец исполнения или пример.

Участвовать во всех делах и вникать во все детали, принимать посетителей, держа в одной руке телефонную трубку, а другой подписывать письмо и в то же время переговариваться со стоящим рядом сотрудником - далеко не лучший стиль работы.

Отсутствие указаний «сверху» - это не основание для бездействия. Входящие в компетенцию руководителя вопросы должны решаться им самостоятельно без специального на то разрешения высшей инстанции.

Выполнение каждого задания обязательно контролируйте: отсутствие контроля может навести работника на мысль о ненужности выполняемой работы, в то же время следует избегать мелочной опеки над подчиненным.

Если среди ваших подчиненных есть хоть один бездельник, сделайте все возможное, чтобы заставить его работать, иначе он может подорвать дисциплину во всем коллективе.

Когда предлагаемое сотрудником решение не противоречит в принципе вашему мнению, предоставьте ему максимум свободы: нет нужды вести дискуссии по мелочам и мешать проявлению его инициативы.

Каждое достижение работника и его инициативу необходимо немедленно отметить. Не забывайте поблагодарить подчиненного, желательно в присутствии других сотрудников, за хорошую работу. Человека ободряет положительная оценка его действий и огорчает, если не замечают его успехов.

Каждый раз с удовлетворением отмечайте положительные сдвиги в поведении неподатливого сотрудника, которых ему удалось добиться. Убедите его, что вы за разумные компромиссы и не разделяете лозунга «все или ничего».

Не бойтесь, если ваш подчиненный окажется более сведущим в каком-то вопросе; радуйтесь такой опоре и поддерживайте его Хорошая репутация подчиненных есть похвала руководителю и ставится ему в заслугу.

Не давайте обещаний, если не уверены, что они будут обязательно выполнены. Настоящий руководитель не бросает слов на ветер, взвешивает каждое свое обещание и, если оно дано, исполняет его со всей энергией и настойчивостью.
Создавайте и постоянно поддерживайте материальную и моральную заинтересованность подчиненных в конечных результатах труда.

Лучше не увлекаться наказаниями; если вы не полностью уверены в виновности подчиненного, то предпочтительнее от наказания воздержаться.

Шутите сами и позволяйте шутить окружающим. Добрая шутка создает обстановку доверия, делает труд более привлекательным и производительным. Однако в своих шутках остерегайтесь:

Ставить человека в глупое положение;
задевать чужие интимные или семейные дела;
выражать свою неприязнь или издеваться над кем-то;
не учитывать чужое самолюбие, задевать человеческое достоинство;
смеяться, когда не смешно, или смеяться шутке прежде других;
смеяться над тем, кто чего-то не понимает.

Держите себя с людьми ровно, не теряйте самообладания ни при каких обстоятельствах. Кто не может управлять собой, тот не может управлять вообще никем.

Помните, что руководитель не имеет права обижаться. Он должен анализировать складывающуюся ситуацию и принимать решение.

Не старайтесь приобрести репутацию «доброго» руководителя, фамильярничая с подчиненными.
Желательно, чтобы в действиях руководителя не было никакого формализма, чтобы все они были продиктованы целесообразностью.

Иногда полезно высказывать замечания в виде вопроса: «Не считаете ли вы, что здесь допущена ошибка?» или «Не думаете ли вы, что здесь следует что-нибудь изменить?», чем сказать то же самое в резкой форме.

Надо быть принципиальным не только с подчиненными, но и в общении со своими вышестоящими руководителями, правильно информировать их о положении дел в управляемой вами системе, отстаивать интересы дела.

Руководитель должен как можно меньше пользоваться словом «Я». Частое употребление слова «Я» вызывается тайным самодовольством и крайним честолюбием. Оно свидетельствует о том, что руководитель хочет подчеркнуть свою значимость и исключительность. Такое поведение руководителя, как правило, вызывает раздражение у подчиненных и отвращение ко всему, что он говорит и приписывает себе.

Многие считают, что управленческие приёмы пригодятся только тем, чья профессия связана с управлением. На самом деле это набор техник, которые можно применить в любой сфере жизни, где присутствует социум.

Не поддаваться на провокации старой вредной соседки, построить правильные отношения с детьми, наладить контакт с неприятными родственниками или сотрудниками, в конце концов, выгодно продать дачу или даже диван на Avito.

Другими словами, набор техник будет работать абсолютно со всеми людьми, вне зависимости от их пола, возраста и социального положения.

Что касается людей на руководящих должностях и предпринимателей, им в первую очередь стоит узнать способы управления людьми. Конечно, недостаточно просто каких-то фишек, почерпнутых с разных сайтов.

Для мастерского управления людьми нужен полный набор техник и даже несколько изменённое мировоззрение.

Но об этом я расскажу позже, а сейчас - 10 способов, которые пригодятся вам в карьере и в жизни.

1. Правильный взгляд

Есть особенный взгляд, который заставляет людей считаться с вами, признавать в вас сильного противника на уровне подсознания.

Этот взгляд может пригодиться в любой спорной ситуации, когда вы хотите заявить, что с вами стоит считаться и решения здесь принимаете вы.

Нужно смотреть в глаза, но не на поверхность глаза, а как бы сквозь неё, заглядывая в душу. Получается пронзительный взгляд, который заявляет о вашем решительном настрое. И люди чувствуют это.

2. Энергетическая пауза

Чтобы добиться желаемого, люди иногда применяют метод бестактного вопроса в окружении других людей. Наедине вы без колебаний отказались бы отвечать или ответили бы отрицательно, но на людях вы растеряны и можете согласиться или ответить, чтобы не показаться жадным, скрытным и так далее.

Чтобы не попасться на эту удочку, можно применять метод энергетической паузы. Вы смотрите в глаза человеку так, как будто собираетесь ответить. Он готовится принять ваш ответ, но вы не отвечаете.

Вы продолжаете смотреть на него, но ничего не говорите. Он растерянно отводит взгляд, и тогда вы начинаете говорить о чём-нибудь другом. После такого случая он больше не будет пытаться вынудить вас отвечать при людях.

3. Пауза и поощрение

Иногда люди пытаются требовать что-то, уповая исключительно на интенсивность своего требования. То есть человек в принципе понимает, что его требование безосновательно, и вы это понимаете.

Тем не менее он активно и очень эмоционально требует что-то, рассчитывая, что вы уступите, опасаясь конфликта. Если вы поддержите его тон или начнёте возражать, конфликт состоится.

Вместо этого держите паузу и дружелюбно поощряйте человека продолжать разговор. Чувствуя поддержку, человек перестанет горячиться, начнёт говорить спокойнее.

Но и после этого не прекращайте молчания, кивайте и поощряйте его говорить дальше. Человек начнёт объяснять, потом - оправдываться и, наконец, извиняться.

4. Защита от взгляда

Конечно, какие-то приёмы применяете не только вы и не только сознательно. Бывает, что люди бессознательно чувствуют, как надо поступить, чтобы добиться желаемого, и ведут себя так.

Если вы заметили пристальный взгляд собеседника, он может применять к вам какой-то приём психологического воздействия, неважно, сознательно или нет.

Помните: вы не обязаны играть с ним в гляделки, принимая правила его игры . Посмотрите ему в глаза, улыбнитесь, давая понять, что вы заметили его взгляд и вам всё равно, и смотрите на другие объекты.

5. Побороть неприязнь

Жизнь нередко сталкивает нас с неприятными людьми, с которыми мы просто вынуждены общаться и сохранять хорошие отношения.

Чтобы поддержать нормальное общение или получить что-то от этого человека, придётся действительно побороть неприязнь к нему. И не просто натянув фальшивую улыбку, а проникнувшись сочувствием и добротой.

Как это сделать, если перед вами скандальный мерзкий тип?

Представить его маленьким ребёнком. Если ребёнок ведёт себя плохо, значит, он озлобленный, несчастный или избалованный. В любом случае в этом виновата среда окружения.

В принципе, это правда, так что вы даже не обманываете себя. Когда вы увидите этого человека ребёнком, не сможете злиться на него, а люди всегда чувствуют доброту и сочувствие, и это их обезоруживает.

6. Давление

Многие люди для получения желаемого оказывают давление на своих сотрудников, родственников и друзей. Как это выглядит со стороны: многократное повторение одних и тех же требований - то мягкое, то жёсткое, то настойчивое и эмоциональное, то ненавязчивое.

Главная цель давления - лишить вас надежды на то, что просьбы или требования можно избежать.

Человек даёт вам понять, что у вас просто не получится сделать по-другому, он будет стоять на своём до самого конца.

Что можно сделать с этим? Хорошо помогает называть вещи своими именами. Например, вы можете сразу спросить человека: «Вы на меня давите?». Как правило, человек после этого теряется. Не менее важно и умение твёрдо говорить «нет».

7. Умение говорить «нет»

Вы должны научиться говорить «нет», это сильно пригодится в борьбе с разного рода манипуляторами, среди которых могут оказаться не только навязчивые партнёры, но и ваши друзья или родные.

Вы должны научиться говорить именно это слово - «нет». Не «не получится», или «не знаю», или «посмотрим», а именно твёрдое «нет».

8. Не объяснять свой отказ

Это тоже большое умение, которое приобретается с опытом. Если вы отказали кому-то, сказали своё твёрдое «нет», сумейте обойтись без объяснений и уж тем более без оправданий.

При этом нельзя испытывать чувство вины за то, что вы отказываете без объяснений. Люди чувствуют внутренний настрой, и если вы будете колебаться внутри себя, то от вас добьются комментариев и, может быть, даже уговорят.

И опять же, не всегда стоит отказывать без объяснений, но бывают случаи, когда это необходимо.

9. Позиция без доказательств

В переговорах доказательства правоты часто играют отрицательную роль. Правота - это состояние, которое передаётся на уровне ощущений. Вы чувствуете свою правоту, и другие люди соглашаются с вами .

Если же вы начинаете доказывать свою позицию аргументами, это может разрушить уверенность в правоте.

Допустим, вы приводите один аргумент, и ваш собеседник опровергает его. Если после этого вы приведёте второй аргумент, значит, вы соглашаетесь с тем, что первый был неудачным, а это потеря своих позиций и непоколебимой веры в свою правоту.

10. Зафиксировать новую роль

Если вы вступаете в какую-то новую роль - начальника отдела, капитана команды или какую-то другую - нужно сразу же зафиксировать её, обозначив свои полномочия. Как можно скорее сделайте в новой роли то, что вы не могли бы сделать в прежней.

Отдайте какое-то распоряжение, примите решение, спросите ответ от подчинённых и так далее. Чем дольше вы тянете со вступлением в новую роль, тем больше могут урезать ваши права.

Эти способы управлять людьми и не дать манипулировать собой только небольшая часть всех техник управленческого искусства, которые меняют не только ваш стиль общения, но и само мировоззрение. А приобрести его можно, обучаясь у профессионалов.

Управленческое искусство и новое мировоззрение

Масштабная программа из 40 онлайн-семинаров по управленческому искусству начнётся в конце января 2015 года.

В течение 10 месяцев один раз в неделю будет проходить семинар в виде онлайн-трансляции по всему миру, на котором бизнес-тренер будет рассказывать интересные техники, разбирать индивидуальные случаи участников и помогать им создать свою сильную философию.

Коучинг состоит не только из полезных практик и техник, которые могут пригодиться, но также из работы с участниками, с конкретными людьми и их проблемами.

Притом программа подходит и для стартаперов, и для опытных предпринимателей.

Вы узнаете, сколько ошибок совершали в управлении, исправите их и никогда больше не повторите.

Если вы собираетесь управлять людьми, вам просто необходима цельная философия, твёрдость характера и знание разных психологических фишек. Всё это вы найдёте в программе Владимира Тарасова. Самое время записаться.

Вы так долго хотели этого, не спали, думали, переживали, что когда вам сообщили новость, то кроме радости и гордости за себя, такого молодца, больше ничего испытывать и не могли. И это правильно — каждый человек должен в своей жизни прочувствовать ощущение полета от того, что поставленная цель достигнута, поднять, так сказать, свою самооценку.

Эйфория руководителя — вещь довольно приземленная, потому длится довольно недолго, от силы день-два, и вот в один прекрасный момент вы приходите утром на работу и понимаете, что вы уже не просто служащий, а руководитель, и что даже завистливые подчиненные уже ни в силах ничего изменить. Но при всей красочности этой стороны медали чувства и эмоции уже не те, что наполняли вас несколько дней назад. Теперь в вашем сознании вполне нормальное, отчетливое понимание происшедшего.

Не спеша проходите меж рядов подчиненных вам людей. Открываете дверь теперь уже вашего личного кабинета. Кладете портфель на стол. Включаете компьютер. Ваше тело медленно погружается в мягкое кожаное кресло руководителя, а мысли опускаются глубоко в кору головного мозга. И вот именно здесь наступает страшный момент — перед глазами встает огромный восклицательный знак и четкая мысль о том, что на самом-то деле вы никогда в жизни не руководили и не несли ответственности за работу других людей. Весь день вас мучает только одно: «Что теперь делать? Как управлять? Куда двигаться дальше?».

Для начинающего руководителя самой трудной, на мой взгляд, задачей является научиться правильно, а значит, продуктивно направлять работу своих подчиненных, и, как результат, умело распоряжаться временем сотрудников и качеством конечного продукта их деятельности.

Казалось бы, что легче — посадил сотрудников за рабочие места, и они работают. В этом есть доля истины — каждый работник в конечном счете знает круг своих обязанностей: какие вещи он умеет делать, какие нет, и какие может сделать тот, что сидит за соседним столом. Причем это знает каждый ваш служащий!

Если собрать всех ваших работников, то их можно сравнить со стаей птиц, которые, не будь у них вожатого, могут всю жизнь хаотично летать. И, скорее всего, конец их будет близок, так как каждый знает, что ему надо куда-то лететь, но никто точно не скажет, куда.

Вот именно в этом и состоит задача руководителя коллектива — ответить на самый главный вопрос: «Куда?», и только тогда появится цель, которая объединит всех, только тогда каждый поймет не просто круг своих обязанностей, а конкретно свою задачу в данном проекте. Только когда каждый будет знать, что от его работы зависит конечный результат, а от качества и времени выполнения зависит, как будут выполнять свои обязанности рядом сидящие, только тогда коллектив будет работать как единый организм!

Это всё прекрасно и замечательно, но недостаточно. Никто не будет эффективно трудиться, если не уяснит для себя еще 2 вопроса.

Первый из них: «Для чего?».
Многие руководители часто дают своим подчиненным множество заданий и часто конечный результат бывает никому не нужен. То есть, получается, что руководитель сам придумывает эти задания, мотивируя это тем, что подчиненные должны все время что-то делать — это, во-первых, создает на рабочих местах видимость бурной деятельности, во-вторых, не дает людям думать о том, что в отделе пока нечего делать.

В данном подходе есть хороший момент — придумывая задачи, пока нет других срочных проектов, руководитель заставляет подчиненных абстрагироваться от остальной деятельности фирмы и заняться отличной от обыденности задачей, что приводит к профессиональному росту и повышению уровня работников.

Но есть другая, намного более весомая сторона! Когда в результате работы над задачей служащий понимает, что-то, что он сделал никому не нужно, то сразу же вылезает множество проблем: недовольство тем, что столько сил затрачено на бесполезное дело; недовольство руководителем и снижение авторитета начальника в глазах подчиненных; понижение собственной оценки; и самое главное — это мысль о том, что слова руководителя не есть истина, и что не стоит стремиться и спешить выполнять все его приказы и поручения, так как нет уверенности в необходимости достижения результата. Многие начальники допускают эту серьезную ошибку и потом удивляются, почему их ни во что не ставят.

Второй вопрос — конкретная оплата за работу.
Если доходы вашей организации позволяют, то сделайте хотя бы небольшое, но поощрение за хорошо выполненную работу. Это позволит стимулировать сотрудников лучше других факторов. Но не забывайте и о плохо выполненных обязанностях! Ни в коем случае не поощряйте таких сотрудников! Все должны знать: хороший результатхорошая оплата, плохой результат — ни о каких премиальных не может быть и речи! Если же вы не можете платить премиальные, то обязательно скажите об этом сотрудникам, не скрывайте. Люди не должны тешить себя бессмысленными надеждами.

И еще один момент! Вы, как ведущий, должны всегда быть в курсе работы каждого сотрудника. Если служащий, разговаривая с вами, поймет, что «начальник не въезжает, о чем ему говорят», то он начнет воспринимать вас, как ребенка в вопросах своей работы.
Чтобы такого не случалось, требуйте от каждого хотя бы еженедельного отчета о проделанной работе. Проанализировав отчетность отдельных сотрудников, вы сможете легко дать оценку продвижения всего проекта, а это даст вам неоспоримое преимущество — вы всегда будете видеть общую картину и знать, где надо ускориться, а где замедлить, чтобы проект в целом развивался в нужном русле.

Разговаривайте с сотрудниками! Общаясь с коллективом, вы укрепляете вашу связь и создаете, хоть и помаленьку, доверительные отношения. А это самая трудная ступень любого руководства — чтобы подчиненные понимали и принимали то, что говорите вы, а вы прислушивались к тому, что говорят ваши работники.

Итак, каков итог? Есть несколько первостепенных аспектов, и когда ваши мысли придут в порядок, уясните их сначала для себя: «Кем я хочу быть для своих служащих? В каком направлении двигаться? Какие задачи я считаю первоочередными? Каков будет результат работы? Что я готов дать людям за это?». Только после того как вы уясните это для себя, соберите всю свою «стаю» и поговорите о том, к чему вы хотите идти и чего ждете от них. Затроньте поверхностно вопросы, связанные с работой каждого сотрудника. Позже поговорите с каждым сотрудником отдельно — поймите, чем живет ваш собеседник. Ни у кого не должно остаться нерешенных вопросов.

Только после того, как коллектив уяснит цель своей работы, когда каждый поймет, чего от него ждут, когда вы станете «вести стаю», только после этого вы сможете сказать: «Это — мои люди!». И когда-нибудь, может, не скоро, но люди скажут: «Это — наш руководитель!».

Итак, вы успешно преодолели несколько ступенек карьерной лестницы, и теперь перед вами стоит вполне реальная перспектива стать руководителем какого-то коллектива. Это и радует, и немного пугает, так как теперь придется отвечать не только за собственные действия, но и за действия других людей. Как стать хорошим руководителем? Какие сегодня существуют общие правила управления людьми? Можно ли, придерживаясь этих правил, возглавлять какую-то фирму, не сталкиваясь постоянно с одними и теми же проблемами? Попробуем разобраться в этом вопросе.

Как управлять коллективом

Современный уровень развития производства способствует не только глобальным переменам в сфере бизнеса, но колоссальному перевороту в социально-экономической обстановке общества. Старые механизмы управления этим производством, когда штат сотрудников воспринимался, как некая безликая и бесполая масса, выполняющая определённую цель, в наше время благополучно позабыты. Сегодня управление любой, даже самой небольшой организацией, требует совершенно новой тактики и стратегии. Появились новые психологические аспекты управления коллективом, которые и являются основными инструментами работы нынешнего руководителя.

Классическая, проверенная временем теория управления базируется на трёх китах: люди, финансовая политика, технические вопросы. На первом месте, конечно же, стоит человеческий фактор. Тонкое, мудрое использование творческого потенциала каждого работника, регулировка взаимоотношений в коллективе повышает продуктивность работы не только подчинённых, но и фирмы в целом. Эффективное управление коллективом предусматривает прежде всего ориентиры на человеческий фактор.


Знание психологии - орудие хорошего руководителя

Стать хорошим руководителем сейчас невозможно без изучения психологических аспектов общения с подчинёнными. Можно сказать, что трудовой коллектив как объект управления представляет собой некое живое существо со своим характером и привычками. Знание особенностей восприятия людьми друг друга, ориентирование в нюансах взаимоотношений коллектива и управленческого аппарата – это фундаментальные составляющие в руководстве людьми. Только учитывая их, можно точно знать, как стать первоклассным руководителем.

Для этого требуется понимание того, что любой сотрудник – прежде всего человек. Это служит великолепным стимулом для слаженной работы организации и даёт практически полный ответ на вопрос, как стать первоклассным руководителем. Относиться к подчинённым, как к механическим исполнителям, весьма опасно. Например, каждому, даже имеющему грандиозный творческий потенциал человеку свойственны этапы спада психологической активности, когда чрезмерное напряжение только снижает общую продуктивность. Требовать от него в такие периоды максимальной самоотдачи нецелесообразно. Качественная работа невольно подменяется неким суррогатом, который вместо ожидаемой пользы может нанести существенный вред и производственному процессу, и самому исполнителю.

Чувства людей могут быть не просто их субъективными переживаниями, но и отличным показателем общего психологического настроя коллектива. Хорошему руководителю следует быть открытым для эмоционального обмена, чтобы откорректировать собственные действия в случае возникновения негативных ситуаций. А такие ситуации, как правило, время от времени зреют в любой организации.

Будьте внимательны к сотрудникам

Ещё одна немаловажное правило успешного управления коллективом – внимание к интересам сотрудников. Каждый человек уникален, уникальны и мотивации, и цели, поэтому попытка навязать общественные интересы в ущерб интересам личностным может быть фатальной: фирма потеряет ценного работника, заменить которого будет непросто. А вот объединение в любой форме личностных интересов в угоду общественным выгодно скажется как на атмосфере в коллективе, так и на общей продуктивности сотрудников. При совпадении личных целей довольно легко создаются человеческие группировки, манипулировать которыми гораздо проще, чем каждым сотрудником в отдельности. Внутри такой группировки, как правило, существует некоторое соревнование, из которого грамотный директор может извлечь существенную пользу для организации.

Однако не следует забывать при этом, что соревнование нередко переходит в конфликт, когда каждый стремится всеми силами первым уничтожить конкурента. Такая ситуация, конечно же, деструктивна, и её необходимо уметь пресечь в самом начале. Здесь понадобится эмоциональная открытость и психологическая гибкость, основанные на пристальном внимании к внутреннему состоянию сотрудников.

Такой инструмент управления довольно эффективен, но опасность его заключается в том, что работа руководителя сведётся к контролю и поддержанию баланса сил. В коллективе невольно может сформироваться некое двоевластие: контроль руководителя над сотрудниками – с одной стороны, и зависимость его от поведения этих сотрудников – с другой.

Чтобы избежать подобного тупика, необходимо научиться лавировать между лояльностью в отношении подчиненных и авторитарностью. Одним из приёмов такого лавирования может стать ненавязчивая ориентировка интересов групп подчинённых на цели организации. А затем и предоставление решения вопросов достижения этих целей самим подчинённым. Подобная ситуация в коллективе довольно благоприятна. Задачей руководителя в данном случае будет доставка необходимой информации и регулировка административных вопросов. Поэтому для того, чтобы точно знать, как руководить коллективом того или иного рода, нужно присмотреться к каждому его члену и точно определить, какую роль ему можно отвести. Но прежде необходимо научиться выбирать лучших сотрудников, придерживаясь при этом некоторых условий.

Начинающий руководитель неизбежно сталкивается с такими проблемами, как подбор персонала и создание наиболее благоприятной обстановки в коллективе. Универсальных инструментов для решения этих проблем, к сожалению, не существует. Тем не менее, есть опредёлённые правила, придерживаясь которых, можно добиться существенного успеха в руководстве.

Как стать успешным руководителем? Некоторые руководители пытаются применить проверенные «добрые» приёмы: подбор коллектива единомышленников или внедрение в организацию лидера – профессионала, зажигающего своим примером других. Однако «добрые» приёмы на деле могут оказаться не такими уж и добрыми. Никакой лидер-профессионал не сможет подменить целую организацию, а самые преданные единомышленники всегда остаются отдельными, самостоятельно мыслящими людьми. И цели их, в конечном итоге, могут быть различны. Кроме того, для благополучного развития любого бизнеса необходим налаженный механизм, где каждая деталь выполняет определённую функцию. А в случае с единомышленниками распределить эти функции довольно непросто. Ведь каждый из них стремится выполнить именно ту работу, которую считает наиболее приемлемой для себя. Поневоле призадумаешься, как правильно управлять коллективом такого рода.

Иными словами, главное для начинающего руководителя – умение определить место каждого подчинённого в системе трудового механизма. Кто-то будет наиболее полезен, как генератор идей, кто-то – как исполнитель рутинной работы, а кто-то – как вдохновитель, создающий в коллективе необходимую для продуктивной работы атмосферу. В целом именно в этом и заключается психология управления коллективом. Такая задача не проста, но вполне разрешима, если подбирать людей не субъективно, с позиции «нравится – не нравится», а в соответствии с поставленной задачей. Сосуществование в организации людей различных, со всевозможными вкусами и привычками, – один из важнейших стимулов её развития. Единство противоположностей всегда подразумевает прогресс.


Советов о том, как стать руководителем, достаточно много, но в основе их лежит один принцип: современному управленцу следует помнить, что организация – это объединение людей, и цели её достижимы только в случае успешного их сотрудничества. Плюс ко всему нужно научиться ценить сотрудника, даже если он тебе не нравится как человек. Сможете оставить за дверью кабинета личные предпочтения? Станете отличным руководителем. И учитесь сдерживать себя. Иногда нам очень хочется сорвать свой гнев на тех, кто от нас зависит. Накричать на одного работника, отругать другого подчиненного. Но прежде чем это сделать, задумайтесь, что вами руководит? Недовольство выполненной работой или просто желание выпустить пар?