14.06.2019

Группы фотографов в контакте. Групповые и семейные портреты – профессиональные хитрости и сложности съемки. Кто Вам нужен в Вашу группу


Группа ТРИВА (рубеж 1970–1980-х) - первая в СССР официально зарегистрированная творческая группа фотографов, существовавшая при Кузнецком металлургическом комбинате (Новокузнецк) в конце 70-х – начале 80-х гг. Полное название группы - «Творческое фотографическое объединение профессиональных фотографов «ТРИВА». Название означало имена ее участников – два Владимира и Александр: Владимир Воробьев, Владимир Соколаев и Александр Трофимов...


Владимир Воробьев. Электрослесарь на коксовой батарее. Новокузнецк. 1980.

Основой для создания группы послужил Кино-корреспондентский пункт Кузнецкого металлургического комбината, громко именующийся киностудией «КМК-фильм». В. Соколаев вспоминает Историю группы : "Много лет киностудия занималась выпуском документальных кинофильмов о людях комбината... Студия, общей площадью около 300 кв. метров, занимала половину крыла большого здания в центре города. Помещение было насыщено отечественной кино- и фотоаппаратурой, осветительными приборами, звуковой аппаратурой, десятками килограммов фотохимии, сотнями квадратных метров фотобумаги, километрами кинопленки. И всем этим богатством могли пользоваться всего несколько человек, в число которых попал и я. Сначала стал электриком, а потом и фотографом".

Группа выдвинула свой творческий манифест, который декларировал особенности и метод репортажной фотографии - отсутствие спецофотобработки, отсутствие спецкадрирования и так далее. Принципы, по которым снимали фотографы ТРИВА, — отказ от ретуши и кадрирования отснятого материала. Но главное — полный отказ от постановочных кадров. Все, что происходит в кадре, происходит на самом деле; человек с камерой никогда не подсказывает героям, как делать это фотогеничнее, и не просит повторить упущенный им момент.

Творческая концепция авторов ТРИВА кратко выражалась так:Смысл – "паспортизация" времени и местаЦель – правда ради правдыЗадача – создание фотодокумента событияЖанр – рабочая и социальная фотографияМетод – репортажныйОграничения при съемке – строгое невмешательство в событиеОграничения при печати – стандартная обработка, печать полного кадраАппаратура – Leica M2, M3, M4 с Summicron 1,4/50, Summilux 2/50
В. Соколаев писал об этом: «Очень серьезно прорабатывалась теория фотографии, ее репортажная основа, обоснованность и границы документального подхода к фотографированию. Съемка штатными 50мм. объективами стала определяющей, ибо созданная ими фотография сохраняла привычную для глаза перспективу, а при рассматривании создавала ощущение «окна в событие». Метод погружения в событие стал основным способом съемки.

Кроме основной задачи - снимать настоящую жизнь во всех ее проявлениях, у группы была и другая цель – посылать работы на зарубежные фотовыставки в обход официальных каналов.

В. Соколаев вспоминает: «В 1982 году мы с моими коллегами по фотогруппе „ТРИВА“ набрались храбрости и решили поучаствовать в World Press Photo (самый престижный конкурс фотожурналистики, — прим. Тайга.инфо). А заявки советских фотографов на WPP принимались через „Советское фото“. Отправили через „Советскую почту“. Они дошли до Москвы, их там посмотрели и отправили в Кемеровский обком партии. В Новокузнецке власти были знакомы с нашими фотографиями — они висели на городском стенде, а в обкоме их не знали. Там их разложили на столе и как увидели… Сразу звонок первому секретарю Новокузнецкого горкома партии, он — в машину и в Кемерово. После этого нас начали прессовать, вытеснять».

В начале 1982 г. начались проверки группы партийными органами и КГБ, против ТРИВА выступили местные фотографы, реальной была угроза обысков. Большую часть архивов группы пришлось уничтожить. По настоятельной рекомендации Кемеровского обкома КПСС регистрация фотогруппы ТРИВА была аннулирована, а администрация Кузнецкого металлургического комбината заменила весь творческий состав кинофотолаборатории.

После увольнения Александр Трофимов стал работать самостоятельно. Оба Владимира создали фотолабораторию на другом предприятии и продолжили трудиться вместе. Оставшись без завода, они вышли с "Лейками" на улицы родного города. Вскоре к ним присоединился художник Александр Бобкин.

Полная творческая изоляция, отсутствие выставок и публикаций позволили сконцентрироваться на главном – на фотосъемке. Ежедневно, последовательно и настойчиво на протяжении десяти лет своими бесшумными "Лейками" фотографы ТРИВА создавали местные документы эпохи и философию "решающего и нерешающего мгновения". Первые годы работали в стол, позднее занялись фотографическим самиздатом – склеиванием самодельных фотоальбомов.


Владимир Соколаев. Цыганочка-пастушка на коне. Окраина села Онгудай. Сибирь. 1980.


Владимир Воробьев. Молодой отец с приятелем у роддома. Новокузнецк, 1980.


Владимир Воробьев. Письмо до востребования. Новокузнецк, 1980


Владимир Воробьев. Люковой со скребком и метлой. Новокузнецк, 1980


Владимир Соколаев. Купание в запани на реке Мрас-Су. Кузбасс. 1981


Владимир Воробьев. Ощущение материнства. Новокузнецк. 1981


Владимир Воробьев. Педикюрный кабинет. Новокузнецк. 1981


Владимир Соколаев. Наблюдение солнечного затмения на машинном дворе. Село Мохово, Кемеровская обл. 1981


Владимир Соколаев. День Донора в рельсобалочном цехе КМК. Новокузнецк. 1981


Владимир Соколаев. Один в ванной. Новокузнецк. 1981


Владимир Соколаев. Елочный базар. Новокузнецк. 1982


Владимир Воробьев. Люди в очереди. Новокузнецк, 1982


Александр Трофимов. На крыше электросталеполавильного цеха в Комсомольске на Амурe. 1982


Владимир Воробьев. Солдат в увольнении. Новокузнецк, 1982


Владимир Соколаев. Культрабтники на сцене. Новокузнецк, 1982.


Владимир Соколаев. Соревнования Горпромторга по производственной гимнастике. Новокузнецк. 1983


Владимир Соколаев. Торжественная регистрация новорожденного. Новокузнецк, 1983


Владимир Воробьев. Обеденный перерыв в механических мастерских. Новокузнецк, 1983


Владимир Воробьев. Рукоделье на продажу. Новокузнецк.1983


Владимир Воробьев. Джоконда на конкурсе буровиков. Новокузнецк, 1983


Владимир Воробьев. Пассажирка последнего вагона. Новокузнецк. 1983


Владимир Воробьев. Владелец автомобиля с ручным управлением. Новокузнецк. 1983


Владимир Соколаев. Женщина с плакатом спешит на первомайскую демонстрацию. Новокузнецк. 1983


Владимир Соколаев. Центральный рынок. Новокузнецк. 1983


Владимир Воробьев. Портрет с бюстом основателя СССР. Новокузнецк, 1983.


Владимир Соколаев. Вывоз строительного мусора. Новокузнецк. 1984


Владимир Воробьев. Праздник Масленицы у шахтеров. Новокузнецк. 1984.


Владимир Соколаев. Утренняя очередь в Сандуновские бани. Москва. 1984


Владимир Воробьев. Чиновник в детском саду. Тисуль. 1984.


Владимир Воробьев. Обед в детском доме. Новокузнецк, 1984


Владимир Соколаев. Жаркий день в глиняном карьере. Окраина Новокузнецка


Владимир Воробьев. Женщина с суповым набором. Новокузнецк, 1984.


Владимир Воробьев. Тень и стулья. Новокузнецк, 1984


Владимир Соколаев. Новая шляпка. Новокузнецк. 1985


Владимир Соколаев. Рейсовый автобус на проселочной дороге. Алтайский край. 1985


Владимир Соколаев. Братья. Новокузнецк. 1985


Владимир Соколаев. Новогодний вечер в Новокузнецком музыкальном училище. 1986


Владимир Соколаев. Мытье мавзолея Ленина к празднику. Москва. 1988


Владимир Соколаев. Полуслепой и носильщик двери. Новокузнецк, 1988.


Владимир Соколаев. Старушка в городском автобусе. Новокузнецк.1989.


Владимир Соколаев. Завуч и ученик. Новокузнецк.1989.

В наши годы разбогатеть, прославиться и войти в историю, будучи фотографом, можно лишь одним способом - занимаясь чем угодно, но не фотографией. Сто лет назад ты бы мог стать великим фотохудожником запросто, так как имелись две ключевые предпосылки:

а. фотография была ремеслом сложным, хлопотным и малоизведанным;

б. потихоньку возникали и внедрялись технологии, позволяющие репродуцировать фотоснимки в газетах и (чуть позднее) в цветных журналах.

То есть настал славный момент, когда ты, нажав на кнопку затвора, уже понимал, что данный кадр увидят миллионы. Но эти миллионы ещё не знали, что могут заняться тем же самым, так как не было цифровых мыльниц, полной автоматики и фотосвалок в интернете. Ну и таланта, конечно. Никакой у тебя конкуренции!

Золотой эрой фотографии, пожалуй, следовало бы признать середину прошлого века. Однако многие из художников, перечисленных в нашем списке, принадлежат другим далёким и современным эпохам.


Хельмут Ньютон, Германия, 1920–2004

Чуть более, чем великий и знаменитый, фэшн-фотограф с очень и очень самостоятельным пониманием, что есть эротика. Был яростно востребован практически всеми глянцевыми журналами, Vogue, Elle и Playboy в первую очередь. Умер в 84 года, врезавшись на авто в бетонную стену на полной скорости.

Ричард Аведон, США, 1923–2004

Бог чёрно-белого портрета, интересный также тем, что копаясь в его галереях, ты найдешь кого угодно. На снимках этого гениального нью-йоркского еврея есть абсолютно все. Говорят, свой первый снимок Ричард сделал еще лет в девять, когда малыш случайно поймал в объектив Сергея Рахманинова.

Анри Картье-Брессон, Франция, 1908–2004

Выдающийся фотореалист, один из патриархов фоторепортажа и в то же время - человек-невидимка: у него был филигранно отработанный дар уметь оставаться назаметным для тех, кого он снимает. Поначалу учился на художника, где и заработал тягу к легкому сюрреализму, что осязаемо отпечаталось затем в его фотоснимках.

Себастьян Сальгадо, Бразилия, 1944

Создатель почти фантастических образов, взятых на самом деле из реального мира. Сальгадо был фоторепортёром, которого особенно влекло к аномалиям, несчастьям, нищете и экологическим катастрофам - но даже такие его сюжеты завораживают красотой. В 2014 году о нём снял фильм режиссер Вим Вендерс под названием «Соль Земли» (специальный приз Каннского фестиваля).

Уильям Юджин Смит, США, 1918–1978

Фотожурналист, славный пожалуй всем, чем только может прославиться фотожурналист - от канонических военных снимков до экспрессивных и трогательных портретов великих и обычных людей. Ниже в качестве примера - кадров сессии с Чарли Чаплиным для журнала Life.

Ги Бурден, Франция, 1928–1991

Один из самых копируемых, имитируемых фотографов мира. Эротичен, сюрреалистичен. Сейчас - спустя четверть века после его смерти - всё более актуален и современен.

Виджи (Артур Феллиг), США, 1899–1968

Эмигрант из Восточной Европы, ныне - великий классик уличной и криминальной фотографии. Человек успевал приехать на любое происшествие в Нью-Йорке - будь то пожар, убийство или банальный мордобой - быстрее прочих папарации и, зачастую, полиции. Впрочем, кроме всяческих ЧП, в его снимках отмечены практически все аспекты жизни беднейших кварталов мегаполиса. По мотивам его фото снят фильм-нуар Naked City (1945), по его кадрам учился Стэнли Кубрик, а сам Уиджи упомянут в начале комикс-фильма Watchmen (2009).

Александр Родченко, СССР, 1891–1956

Первопроходец советского дизайна и рекламы Родченко при всём этом - пионер конструктивизма. Исключен из Союза Художников за отход от идеалов и стиля соцреализма, но, к счастью, до лагерей дело не дошло - умер своей смертью на заре хрущевской «оттепели».

Ирвин Пенн, США, 1917–2009

Мастер портретного и фэшн-жанра. Славен целым обилием собственных коронных фишек - например, снимать людей в углу комнаты или на всяких серых, аскетичных фонах. Знаменит крылатой фразой: «Съёмка пирожного тоже может быть искусством».

Антон Корбейн, Нидерланды, 1955

Самый выдающийся рок-фотограф мира, чьё восхождение началось с культовых фотоснимков и видеоклипов для Depeche Mode и U2. Его почерк легко узнаваем - сильный расфокус и атмосферная зашумленность. Корбейн также снял несколько кинофильмов: «Контроль» (биография фронтмена Joy Division), «Американец» (с Джорджем Клуни) и «Самый опасный человек» (по роману Ле Карре). Если ты в Google ищешь знаменитые фотки Nirvana, Metallica или Тома Уэйтса, вероятность того, что первыми выпадут снимки Корбейна - почти стопроцентная.

Стивен Майзел, США, 1954

Один из наиболее успешных фэшн-фотографов мира, чьё именно стало особенно на слуху в 1992-м после выхода фотокниги Мадонны „Sex“. Считается открывателем многих суперзвезд подиума, таких как Наоми Кэмпбелл, Линда Евангелиста или Амбер Валетта.

Диана Арбус, США, 1923–1971

Настоящее её имя - Диана Немерова, и свою нишу в фотоделе она нашла, работая с самой неприглядной натурой - уродцами, карликами, трансвеститам, слабоумными… В лучшем случае - с нудистами. В 2006-м вышел биографический фильм «Fur» , где роль Дианы исполняла Николь Кидман.

Дэвид Лашапель, США, 1963

Мастер поп-фотографии («поп» в хорошем смысле слова) Лашапель, в частности, снимал клипы для Бритни Спирс, Дженнифер Лопес и Кристины Агилеры, так что его стиль тебе будет понятен не только по фотокадрам.

Марк Рибу, Франция, (1923-2016)

Автор как минимум дюжины «отпечатков эпохи»: ты наверняка миллион раз видел, как девочка-хиппи подносит ромашку к стволу винтовки. Рибу объездил весь мир и наиболее почитаем за портфолио из съёмок Китая и Вьетнама, хотя ты можешь найти и его сценки из жизни Советского Союза. Скончался в возрасте 93 лет.

Эллиотт Эрвитт, Франция, 1928

Француз с русскими корнями, прославленный своим ироничным и абсурдным взглядом на наш беспокойный мир, который очень подвижен в его неподвижных фотографиях. Не так давно стал также выставляться в галереях под именем André S. Solidor, что в сокращении читается как «жопа».

Патрик Демаршелье, Франция/США, 1943

Пока ещё живой классик фэшн-фото, обогативший данный жанр особо сложной утончённостью. И при этом он снизил запредельный градус гламурной расфуфыренности, который был до него нормой.

Энни Лейбовиц, США, 1949

Мастерица сказочных сюжетов с очень мощным зарядом остроумия, понятным даже простакам, далёким от гипергламура. Что неудивительно, так как лесбиянка Энни начинала как штатный фотограф журнала Rolling Stone.

Каждый фотограф, рано или поздно, сталкивается с ситуацией, когда необходимо расширять свой круг общения и искать новых клиентов. Это может происходить по разным причинам: начало работы в новом жанре, поднятие стоимости услуг и т.д. На сегодняшний день легче всего это сделать с помощью соцсетей, поскольку ими пользуются миллионы людей и продвигаться в них можно бесплатно.

Благодаря социальным сетям появляется возможность находить новые деловые знакомства, находятся интересные люди, продвигаются интернет-ресурсы, сайты-визитки, сайты портфолио. А также идёт насыщенный обмен информацией - ссылками, книгами, интересной и полезной информацией.

Что такое SMM?

Social Media Marketing (SMM) - это комплексные мероприятия, которые направлены на увеличение охвата аудитории, укрепление имиджа в соцсетях, с помощью чего происходит повышение интереса и лояльности к предоставляемой услуге.

Продвигать свои услуги;

Привлекать новых клиентов;

Создавать выгодный образ вашего бренда;

Изучать аудиторию;

Вести микроблог;

Создавать портфолио работ;

Анализировать отзывы о своей работе;

Проводить акции и конкурсы;

Вести свою статистику.

Рассмотрим основные задачи SMM:

1. Увеличение продаж

При правильном продвижении и постинге, соцсети становятся солидным источником трафика. Для этого достаточно переадресации целевой аудитории на свой сайт. Еще один бонус работы с соцсетями - возможность продавать свои услуги прямо со своей страницы.

2. Повышение узнаваемости бренда

Узнаваемости бренда возможно добиться за счет работы "сарафанного радио". Человек, который заинтересован в приобретении Ваших услуг, по собственной инициативе рассказывает друзьям об «выгодном предложении/хорошей скидке/отменном качестве».

3. Формирование ядра лояльных пользователей

4. Отбор и реакция на негатив

Одной из самых важных задач SMM является противодействие негативу. Чтобы не испортить проделанную Вами работу в соцсетях и не разрушить положительный имидж фотографа, важно вовремя реагировать на проявление негатива со стороны пользователей. При этом, чем раньше негатив будет погашен, тем лучше.

Очень важно различать так называемый «естественный негатив» (клиент действительно недоволен качеством Вашей услуги) от троллинга, а тем более - от профессиональной атаки со стороны конкурентов.

Итак, давайте рассмотрим базовые принципы, без которых ваша работа в социальных сетях будет бессмысленна:

1. Определение задач (не только для SMM, но и для всего бизнеса)

Первым делом нужно определить цель, а потом, отталкиваясь от нее, заниматься продвижением. Пока вы четко не сформулируете для себя, чего вы хотите добиться, вы вряд ли чего-то добьетесь. Четко и грамотно поставленную цель достичь намного легче.

Согласно модели SMART, любая цель, чтобы ее возможно было реализовать, должна отвечать пяти параметрам, зашифрованным в акрониме SMART.

Цель должна быть:

Воронка продаж

Чем больше вы сделаете для ваших клиентов - тем ближе они будут к вам. Образуется так называемая воронка продаж, суть которой заключается в отсеивании незаинтересованной аудитории, а результатом является формирование собственной статистики.

Воронка продаж представляет собой график, напоминающего перевернутую пирамиду: верхняя широкая часть показывает, сколько клиентов находятся на начальной стадии процесса продаж (выражают заинтересованность, ведут переговоры и т.д.), а нижняя - со сколькими клиентами уже заключен договор.

Из этой таблицы можно сделать несколько выводов, которые послужат основой для более детального анализа или управленческих действий, например:

Сколько вам нужно клиентов, чтобы заключить в итоге необходимое число контрактов? На основании данной статистики можно получить соответствующие оценки;
- сколько клиентов отсеивается на каждом из этапов или какая доля клиентов переходит в следующий этап?

Например, есть 100 друзей, из которых 80 лайкают ваши посты, из них 50 комментируют ваши статьи, 30 участвуют в розыгрышах, а 10 становятся вашими клиентами. То есть, из 100 подписчиков может быть 10 потенциальных клиентов. Это дает возможность делать прогнозы на будущее и ставить перед собой конкретные цели.

Бесплатные методы, которые сделают Вашу группу посещаемой, интересной и обеспечат рост числа фанатов.

1. Кто Вам нужен в Вашу группу?

Важно понимать – Вам в группе нужны не просто сотни людей, не их количество. Вам важна их заинтересованность, вовлеченность в группу .

2. Чем Вы их можете заинтересовать?

Чтобы потенциальные клиенты хотели вступать в Ваше сообщество, им там должно быть интересно . Очень часто фотографы делают ошибку, создавая такую группу – а-ля “стена славы”.
Если Вы просто размещаете в своей группе информацию о том, какой Вы хороший и замечательный, то репостить это неинтересно. Подумайте, что им было бы полезно, интересно?

3. Естественный рост группы

Да, чтобы люди сами добавлялись в Вашу группу, без платной рекламы, да ещё и делились Вашими новостями – это самый желанный вариант.

Совет, как этого добиться: создавайте “вирусные” сообщения , которые интересны Вашим клиентам.

Как проверить, хорош ли пост с точки зрения вирусности? Простое соотношение количества “лайков” к “репостам”. К примеру, если у Вас под новостью 10 людей поставили “сердечко” (“лайк”), а 5 человек сделали перепост, то вирусность 50%. Это хороший результат, такая новость – вирусная. Это значит, что людям интересно и люди готовы этой информацией делиться.

4. Будьте полезны для своих клиентов!

Чтобы в Вашей группе было интересно, люди должны находить там для себя что-то нужное, полезное. К примеру, делайте серии советов. Размещайте небольшие видеоуроки, связанные с Вашим профилем съёмки. В общем, то, что Ваши клиенты могут использовать сами, с пользой для себя.

5. Дайте разнообразие

Не будьте скучным “одноформатным” автором. Радуйте своих участников разнообразием публикуемой информации. В Вашем “арсенале” должны быть и аудио, и видеозаписи, и подборки фотографий, и текстовые статьи. Возможность скачать себе что-то полезное, прочитать развлекательную информацию, посмотреть на красивую фотоподборку – всё это сделает Вашу группу только лучше!

6. Конкурсы? Можно, но…

Осторожно:-). Как и во всём остальном, важно понимать – на кого ориентирован этот конкурс и будет ли он клиентов достаточно сильно мотивировать?

Сейчас есть целое “войско” так называемых “лайкеров”, и даже автоматизированные сервисы “накрутки”, поэтому нужно всегда внимательно относиться к:

  • Вашей цели, которая должна быть реализована в ходе конкурса
  • Тематике конкурса
  • Условиям конкурса
  • Целевой аудитории

7. Всё идёт по плану!

У Вас должен быть медиаплан. Группа – это своего рода СМИ для Вашей целевой аудитории. Поэтому Вы должны чётко, прямо на каждый день, знать: сегодня я выкладываю это (например, несколько советов), завтра я выкладываю вот это (какой-то тематический опрос). И так на каждый день.

Ваша группа должна быть “живой” , интересной, чтобы в неё было приятно зайти и хотелось остаться. И взявшись один раз за ведение группы, Вы должны постоянно ей заниматься. Если сайт можно сравнить с книгой, которую Вы берете с полки, чтобы перечитать, то группа напротив – ежедневный журнал.

Данный урок фотографии мы начнем с важного первоначального условия: при съемке группы людей фотограф должен обращать внимание на то, что каждый индивид визуально подключается к другому человеку на фотографии. При этом следует соблюдать правило фотографирования группы людей: лица должны располагаться достаточно равномерно друг от друга, но люди соединяются между собой перекрытием корпусов тел.


Обратите внимание на отсутствие "пробелов" между отдельными членами семьи на этом семейном портрете.

Другой популярный метод для группового портрета заключается в том, чтобы сфотографировать людей, образуя так называемую пирамиду, когда позирующие расположены таким образом, что снизу снимка формируется более широкое основание, а вся композиция как бы стремится к единой вершине. Это, конечно, не настоящая форма египетской пирамиды, но можно заметить, что широкое основание, базовая часть фотографии уравновешивает и удерживает верхнюю.

Пробуйте расположить людей так, чтобы объекты в снимке взаимодействовали друг с другом, вместо того, чтобы просто смотреть прямо в камеру.

Но не следует забывать, что используя данный способ, в дополнение нужно обязательно следить за тем, чтобы все лица, которые повернуты в сторону от камеры, все-таки были хорошо видны и различимы. Просите всегда слегка разворачивать головы в направлении объектива.

Еще одним дельным предложением будет служить следующее: используйте геометрические фигуры в расположении значимых точек на ваших групповых или семейных снимках.

Например, вы можете создать свой семейный портрет с помощью треугольников. Это не должны быть визуальные равносторонние треугольники, они могут различаться и формой, и размером, но создавать для глаз зрителей такую возможность, чтобы переходить от одного лица к другому.

Руки - одна из важнейших частей в портретной фотографии. Никогда нельзя забывать о них - ни тогда, когда создаете одиночный образ, ни даже тогда, когда фотографируете групповой портрет. Большой ошибкой считается, если все люди на вашем снимки располагают руки одинаково. Меняйте положение рук своих моделей, чтобы улучшить общую позу портретируемых.

Лучшее настроение для семейного портрета - когда показывается любовь и привязанность членов семьи друг к другу. Выстраивайте композицию таким образом, чтобы лица ваших моделей располагались близко друг к другу. Очень часто такое расположение приводит к тому, что члены семьи начинают естественно улыбаться, потому что видят перед собой любимые лица и наслаждаются близостью и ощущают как никогда тесноту связи.

И вы как фотограф обязательно почувствуете как семья делится радостью от общения друг с другом, а это непременно отразится на общем настроении снимка.

Старайтесь оценивать фотографии с точки зрения профессионального фотографа - критичный подход всегда помогает сосредотачиваться на достоинствах и недостатках того или иного портрета. Набирайтесь опыта и "критической массы восприятия", когда рассматриваете снимки других фотографов, чтобы автоматически ловить наиболее удачные спонтанные моменты на фотосессиях, ведь ваши фотографии должны радовать людей не один день.

И о технических деталях групповой фотографии...

Конечно, в идеале необходимо творчески и индивидуально подходить к каждой фотосессии. Но никогда не помешает действенный и уже наработанный опыт других фотографов. Например, семейный портрет, где есть двое детей, может быть "круговым". Расположите своих моделей голова к голове на траве по кругу, чтобы они держались за руки.

Групповой портрет отличается тем, что допускает использование стандартного широкоугольного объектива. Фотографу вполне может хватить собственного роста, чтобы захватить полностью в кадр все семейство, в ином случае придется воспользоваться лестницей или какой-нибудь приступочкой.

Фокус выбирайте по центру изображения и используйте среднюю глубину резкости (Напоминаем, что использование диафрагмы 2,8 и шире не годится для съемки групповых портретов, так как все лица должны находиться в зоне резкости и если нет задумки размыть или размылить кого-то, то вне конкуренции будет открытие диафрагмы от f/8 до f/16.)

При работе с большими семьями старайтесь располагать людей вместе таким образом, чтобы они образовывали группы: рослые и молодые люди на заднем плане, пожилые в центре и дети спереди. Также помните о нюансе - самые высокие люди находятся по краям фотографий, как бы замыкая всю групповую композицию.

Не полагайтесь на волю случая и на произвольное правильное размещение людей в кадре, а также избегайте распределения "высокий-низкий-высокий-низкий".

Не бойтесь пользоваться , чтобы подсветить тени и "заморозить" лица для проработки большей глубины резкости, чтобы все абсолютно попали в зону резкости в кадре.

Отличная идея - подсказать моделям, чтобы они обнялись. Это покажет эмоциональную близость семьи. Хороший снимок можно получить, если наглядно продемонстрировать очевидные возрастные различия, например, бабушки с внучкой.

Правильными в настройках камеры для подобных моментов в портретных фотосессиях будут короткие выдержки. Нельзя заставлять моделей "держать улыбку", она получится искусственной и придаст неестественный эффект фотографии.

Напомните своим подопечным перед съемкой, чтобы подобрали одежду похожих оттенков и одинаковую по стилю. Не бойтесь экспериментов с расцветками, но избегайте яркого красного, он может испортить вам все кадры.

Параметры для семейных портретов разнообразны. Фотографу всегда необходимо стремиться к тому, чтобы получить сбалансированное и четкое изображение, поэтому используйте вспышку при необходимости для получения оптимальной выдержки (не менее 1/125). Рабочей должна быть диафрагма f/11-f/22, если имеете дело с большой группой, чтобы все находились в фокусе. Однако, если в фотосессии участвует три модели или меньше, используйте малую глубину резкости (f/2-f/5,6), чтобы сохранить фон размытым.

Еще одна небольшая профессиональная хитрость - любой групповой портрет стоит снимать с помощью серийной съемки. Делайте сразу несколько кадров, так потом будет проще выбрать фото, где никто не моргает. Когда фотограф снимает одну модель, то вероятность моргания невелика, и если моргнет - можно тут же заметить и переснять. Чем больше группа людей, тем выше вероятность, что кто-то не вовремя закроет глаза.

В случае, когда вы снимаете против солнца очень пригодится один из дельных советов, о которых мы писали в статье . Попросите всех закрыть глаза и открыть их только по вашей команде. Первое время люди не будут ничего видеть, так как глаза привыкли уже к темноте, и пока не адаптируются, щуриться не будут.

Не бойтесь творчески подходить к делу. Ключевой вопрос в семейных фотосессиях заключается в количестве людей, которых вы будете фотографировать. Большое количество народа всегда можно разбить на небольшие группы, а затем даже смонтировать при постобработке в один кадр. Самое главное, чтобы на снимке чувствовалась атмосфера единения между людьми. Тогда фотосессия может считаться удавшейся.