26.09.2019

Декоративная роспись в подготовительной группе. Конспект занятия. Декоративное рисование по мотивам хохломской росписи (подготовительная к школе группа)


Галина Довгалева
Конспект НОД по декоративному рисованию в подготовительной группе «Хохломская роспись»

Конспект НОД

ОО «Художественно-эстетическое развитие»

Декоративное рисование

в подготовительной к школе группе

Тема : «Хохломская роспись »

Воспитатель МБДОУ д/с №4 «Золушка»

Довгалёва Галина Васильевна

г. Стародуб 2014 г.

Программное содержание :

1. Продолжать знакомить детей с элементами хохломской росписи - "завитком" и способом его изображения.

2. Формировать умение в определённой последовательности составлять узор из знакомых элементов хохломы (ягод, осочек, листиков) .

3. Развивать композиционные способности, располагая элементы на силуэте.

4. Воспитывать интерес к народным промыслам.

Материал :

Демонстрационный : Хохломская посуда , образцы элементов хохломской росписи , лист бумаги для показа способа рисования "завитка"

Раздаточный : Гуашь 4 цветов (на каждый стол, бумажные силуэты посуды, затонированые в чёрный, жёлтый, красный цвета разных форм, листы бумаги для тренировки рисования "завитков", беличьи кисти №3, тычки из бумаги, тряпочки, стаканчики с водой (на каждого) .

Что я вижу! Что за диво!

Сколько радости вокруг!

Правда, дети, тут красиво?

Аж захватывает дух!

Проходите да поглядите, какая здесь у нас посуда собрана. Она не простая.

Ее сделали русские мастера-умельцы из Хохломы .

Посмотрите! Эти вещи нынче в гости к нам пришли,

Чтоб поведать нам секреты древней, чудной красоты.

Чтоб ввести нас в мир России, мир преданий и добра.

Чтоб сказать, что есть в России чудо-люди – мастера!

В.:Ребята, скажите, какое сейчас время года?

В.: А какие времена года вы еще знаете?

Д. Осень, весна, лето.

В. Дети! Посмотрите на эту посуду и скажите, какое время года она вам напоминает!

Д. Узор на этой посуде напоминает осень!

В. А почему вы так считаете?

Д. Потому, что эта посуда яркая, красочная, точно такая как природа осенью. Только в это время года деревья надевают красочные наряды, много желтых, красных, оранжевых листьев, ягод. Осень называют золотой и Хохлому , тоже называют золотой.

В.: Правильно. Смотришь на неё и вспоминаешь такие строки :

"Золотая осень, алых ягод россыпь,

Рощи - перелески, шёлковые всплески,

Солнечно - медовая красота листвы.

В. Посмотрите, вся ли посуда на нашей выставке яркая и красочная?

Д. Нет, не вся! Еще есть и не расписанная!

В. Да, дети! У мастеров закончилась краска для того, чтобы расписать посуду! Поможем им закончить работу, распишем посуду?

Д. Да, поможем!

В.: Но прежде, чем мы с вами начнём рисовать , скажите, чем, же отличается хохломской узор от других ?

На какой фон хохломские мастера наносят свой узор?

Д.: На жёлтый, красный и чёрный фон.

В.: А какие элементы этой росписи вы уже знаете и умеете рисовать ?

Д.: "осочки", "травки", "усики", "капельки". «Листочки»

В.: А сегодня мы будем рисовать самый сложный и самый красивый элемент хохломы - "завиток".

Смотрите внимательно.

Обращаю внимание на то, как нужно держать кисть по отношению к бумаге (рука находится над столом) : тремя пальцами, вертикально к бумаге.

Сначала начинаем рисовать концом кисти , протягиваем тоненькую полосочку, а потом прижимаем и делаем закругление полосочка становится шире, снова протягиваем и аккуратно приподнимаем кисточку и снова рисуем концом кисти, чтобы получилась тоненькая полосочка. При дальнейшем закручивании "завитка" давление на кисть ослабляем.

(После моего показа, показ и объяснение ребенком)

А теперь попробуйте на своих листочках, потренируйтесь рисовать "завиток"(дети упражняются) .

А сейчас мы с вами немножко отдохнём и подготовим наши пальчики к основной работе.

Вот помощники мои, их как хочешь, поверни : (смотрим на раскрытые ладони)

И вот эдак, и вот так, не обидятся никак. (Потираем руками)

Раз, два, три, четыре, пять. (Хлопаем в ладоши)

Не сидится им опять. (Встряхиваем кистями)

Постучали, (стучим по столу) повертели (круговые вращения кистью)

и работать захотели. (потираем руками)

Поработают немножко, (Хлопаем в ладоши)

мы дадим им отдохнуть. (Сложили ладони вместе)

Постучали, (стучим по столу)

повертели (круговые вращения кистью)

и опять обратно в путь. (Хлопаем в ладоши)

В.: Вот и отдохнули, а теперь пора приниматься за работу.

Пройдите к столу и выберете себе заготовку (дети выбирают и садятся за столы) . Давайте вспомним в какой последовательности вы будете расписывать своё изделие.

1. Сначала рисуем завитки.

2. Намечаем ягодки и рисуем ягоды тычком (обратить внимание на цвет ягод : на чёрном фоне - красные ягоды, на жёлтом - красные или чёрные ягоды, на красном - чёрные ягоды)

3. Чтобы узор не получился бледным и не ярким нам нужно его украсить! Чем мы можем его украсить? (рисуем листочки)

4. Рисуется кайма.

Дети рисуют.

Воспитатель индивидуально подходит ко всем детям, затрудняющимся показывает ещё раз на своём листочке.

В. Заканчиваем работу, моем кисточки, промакиваем их на салфетке и кладем на место. Пока ваши работы сохнут, подойдите ко мне и посмотрите, какие же работы у вас получились?

В конце анализ детских работ.

У кого получились самые круглые "завитки",

У всех ли правильно подобран цвет ягод?

У кого получился самый настоящий хохломской узор ?

В.: Молодцы, ребята, у нас с вами получилась самая настоящая хохломская посуда , которая так радует глаз.

А когда ваши работы высохнут, мы устроим выставку, пусть все полюбуются.

Спасибо вам, ребята, за такую красоту!

В : Наша деятельность закончена. Скажем гостям до свидания. Наведем порядок на столах.

Публикации по теме:

"За грибами в лес" Развиваем познавательный интерес в работе с таким занятием как (аппликация). Учимся совершенствовать умение, создавать.

Конспект НОД «Художественно – эстетическое развитие» Тема «Мастерская маленьких дизайнеров» Цели: развитие творческих способностей каждого.

Конспект НОД по рисованию «Платье для лета» Конспект НОД по ОО художественно – эстетическое развитие (рисование, для детей старшей группы «Платье для лета» Цель: Создать условия.

Конспект НОД по образовательным областям: физическое развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное Задачи: Образовательная областьпознавательное развитие 1. Продолжать учить детей заботится о своем здоровье 2. Развивать познавательный.

Конспект ННОД по знакомству с техникой квиллинга в подготовительной к школе группе «Русская матрёшка» Задачи: 1. Образовательные: - Познакомить с техникой «Квиллинг». - Учить изготавливать основные формы (плотную спираль, свободную спираль,.

Конспект НОД

ОО «Художественно-эстетическое развитие»

Декоративное рисование

в подготовительной к школе группе

Тема: «Хохломская роспись»

Воспитатель МБДОУ д/с №4 « Золушка»

Довгалева Галина Васильевна

г.Стародуб 2014г.

Художественно-эстетическое развитие. Рисование. «Хохломская роспись»

Программное содержание :

1. Продолжать знакомить детей с элементами хохломской росписи - "завитком" и способом его изображения.

2. Учить в определённой последовательности составлять узор из знакомых элементов хохломы (, ягод, завитков, листиков,).

3. Развивать композиционные способности, располагая элементы на силуэте.

4. Воспитывать интерес к народным промыслам.

Материал: :

Хохломская посуда;

Образцы элементов хохломской росписи;

Лист бумаги для показа способа рисования "завитка"

Для детей бумажные силуэты посуды, затонированные в чёрный, жёлтый, красный цвета разных форм;

Листочки для тренировки рисования "завитков";

Гуашь, беличьи кисти №3, тычки из бумаги, тряпочки;.

Ход:

Что я вижу! Что за диво!

Сколько радости вокруг!

Правда, дети, тут красиво?

Аж захватывает дух!

Проходите да поглядите, какая здесь у нас посуда собрана. Она не простая.

Ее сделали русские мастера-умельцы из Хохломы.

Посмотрите! Эти вещи нынче в гости к нам пришли,

Чтоб поведать нам секреты древней, чудной красоты.

Чтоб ввести нас в мир России, мир преданий и добра.

Чтоб сказать, что есть в России чудо-люди - мастера!

В. :Ребята, скажите, какое сейчас время года?

В. : А какие времена года вы еще знаете?

Д.Осень, весна, лето.

В.Дети! А посмотрите на эту посуду и скажите, какое время года она вам напоминает!

Д.Эта посуда, узор на этой посуде напоминает осень!

В. А почему вы так считаете?

Д. Я считаю так потому, что эта посуда яркая, красочная, веселая точно такая как природа осенью. Только в это время года деревья одевают красочные наряды из желтых, красных, оранжевых листьев и ягод. Осень называют золотой и Хохлому тоже называют золотой.

В.Правильно, смотришь на нее и вспоминаешь такие строки:

«Золотая осень, алых ягод россыпь

Рощи- перелески, шелковые всплески,

Солнечно-медовая красота листвы.

Посмотрите внимательно и скажите вся ли посуда на нашей выставке яркая и красочная?.

Д. Нет, не вся, есть и не расписанная..

В. : Да, дети! У мастеров закончилась краска для того, чтобы расписать посуду и закончить работу. Поможем им закончить работу, распишем посуду?

В. :Но прежде, чем мы с вами начнем рисовать, скажите, чем отличается хохломской узор от других росписей?

На какой фон мастера наносят свой узор?

Д. :На жёлтый, красный и чёрный фон.

В. :А какие элементы этой росписи вы уже знаете и умеете рисовать?

Д. : "осочки", "травки", "усики", "капельки". «Листочки»

В. : А сегодня мы будем рисовать самый сложный и самый красивый элемент хохломы - "завиток".

Смотрите внимательно.

Обращаю внимание на то, как нужно держать кисть по отношению к бумаге (рука находится над столом) : тремя пальцами, вертикально к бумаге.

Сначала начинаем рисовать концом кисти,протягиваем тоненькую полосочку, а потом прижимаем и делаем закругление полосочка становится шире, снова протягиваем и аккуратно приподнимаем кисточку и снова рисуем концом кисти чтобы получилась тоненькая полосочка. При дальнейшем закручивании "завитка" давление на кисть ослабляем.

(После моего показа, показ и объяснение ребенком)

В. А теперь возьмите не расписанную посуду и садитесь на свои места. Сейчас потренируйтесь рисовать на отдельных листочках которые лежат у вас на столах.

Поупрожнялись, а сейчас мы с вами немножко отдохнём и

подготовим наши руки к основной работе.

Вот помощники мои, их как хочешь, поверни: (смотрим на раскрытые ладони) И вот эдак, и вот так, не обидятся никак. (Потираем руками) Раз, два, три, четыре, пять. (Хлопаем в ладоши)Не сидится им опять. (Встряхиваем кистями)Постучали, (стучим по столу) повертели (круговые вращения кистью)и работать захотели.(потираем руками)Поработают немножко, (Хлопаем в ладоши)мы дадим им отдохнуть. (Сложили ладони вместе) Постучали, (стучим по столу) повертели (круговые вращения кистью)и опять обратно в путь. (Хлопаем в ладоши )

В. : Вот и отдохнули, а теперь пора приниматься за работу.

Давйте вспомним в какой последовательности вы будете расписывать своё изделие.

1. Сначала рисуем завитки.

2. Намечаем ягодки и рисуем ягоды тычком (обратить внимание на цвет ягод:на чёрном фоне - красные ягоды, на жёлтом - красные или чёрные ягоды, на красном - чёрные ягоды) .

3.Чтобы наш узор не получился бледным и не ярким нам нужно его украсить! Чем мы можем его украсить?

(рисуем листочки)

Дети рисуют.

Воспитатель индивидуально подходит ко всем детям, затрудняющимся показывает ещё раз на своём листочке.

В конце занятия анализ детских работ.

В. Заканчиваем работу, моем кисточки, промакиваем их на салфетке и кладем на место. Пока ваши работы сохнут, посмотрите, какие же работы у нас получились?

У кого получились самые круглые "завитки",

У всех ли правильно подобран цвет ягод?

У кого получился самый настоящий хохломской узор?

В. : Молодцы, ребята, у нас с вами получилась самая настоящая хохломская посуда, которая так радует глаз. .

Когда ваши работы высохнут мы с вами оформим выставку, чтобы все увидели, какая красота у вас получилась.

В А теперь давайте наведем порядок на наших столах. Наша деятельность закончена.

Преварительная работа.

1. Занятия по ознакомлению с окружающим

Тема:"Знакомство с историей хохломского промысла"

Тема: "Особенности хохломской росписи".

Беседы с детьми.

Откуда пошло название "Золотая хохлома"?

Каким промыслом занимаются мастера села Хохлома?

Из какого материала они изготавливают свои изделия?

Какими красками пользуются хохломичи при росписи своих изделий?

Какимие основные элементы присутствуют в хохломской росписе?

Какое настроение создают у людей эти изделия?

Рассматривание хохломской посуды, альбомов, открыток на соответствующую тему.

Набдюдение на прогулке за растениями на клумбе и обсуждение сходства и различия живой природы и стилизованного рисунка хохломы.

Проведение занятий по декоративному рисованию, предшествующих данному, на тему хохломской росписи.

1. Знакомство с простейшими элементами хохломы (осочка, травка, усики, капельки) .Упражнение в рисовании данных элементов на простых листочках.

2. Обучение рисованию "криуля"(центральной ветки) в разных её конфигурациях;

Наметить расподожение ягод (если это - гроздья, ягоды рисуются кучкой с помощью губчатых тычков) .Обучение рисованию ягод. (на отдельных листочках)

3. Рисование цветов с помощью ватных палочек. (на отдельных листочках)

4. Рисование завитков (данное занятие) .

Прослушивание русских народных мелодий, создающих ассоциативную связь музыкального произведения с изделиями золотой хохломы.

Конспект занятия по декоративному рисованию в

подготовительной группе МДОУ «Родничок»

Воспитатель ИЗО I категории

«Композиция в уральской росписи»

Программное содержание:

1. Расширять знания детей о художественных особенностях уральской росписи: познакомить их с разными вариантами ее композиционного решения.

2. Продолжать развивать у детей навыки составления узора.

3. Упражнять детей в известных приемах росписи красками («оживки»).

Обогащение словаря: схема, композиция.

Материалы и пособия:

v Вариативные схемы композиционных решений уральской росписи.

v Фоновые карты.

v Круглые кисти №2.

v Изделия, украшенные уральской росписью (разделочные доски, панно и др.).

Ход занятия

Воспитатель:

Ребята, сегодня утром у нас начали происходить странные дела: на моем столе появилась вот эта папка. Давайте вместе рассмотрим, что в ней лежит. (Воспитатель достает схемы, показывает их детям.) Какие-то рисунки! Интересно, что же это такое? Ребята, вы можете сказать, что это такое? (Воспитатель вместе с детьми рассматривает схемы, сопоставляет их. Находит сходство и отличие по местоположению одинаковых элементов узоров.)

Я догадалась, что это! А вы, ребята? Посмотрите на эту разделочную доску и вот на этот рисунок. Чем они похожи? (Ответы детей.)



Вы правильно подметили: цветы в росписи на доске и цветы на рисунке находятся на одинаковых местах, так же и листья, и бутоны . Этот рисунок называется схемой росписи, т. е. рисунок, который подсказывает мастеру, как расположить цветы, листья, бутоны, птиц и располагаются другие элементы росписи.

У каждого узора элементы по-разному, но могут и одинаково, только цветы, листья, бутоны мастер может нарисовать иначе, по-другому: и по форме, и по цвету они могут отличаться (показать на предметах).



Давайте поиграем: кто быстрее найдет к этой схеме одинаковые по расположению элементы росписи (воспитатель предлагает схему росписи с круговой композицией).

Молодцы, такая роспись на круглом панно.

https://pandia.ru/text/78/627/images/image006_16.jpg" alt="scan0004" align="left" width="349" height="475">А теперь найдите роспись вот к этой схеме (симметричная композиция «Куст в вазе» или «Куст»).

Правильно, эта роспись в виде куста подходит к этой схеме. Чем они похожи?

Ребята, расположение элементов узора (цветов, листьев, бутонов) в определенном порядке (по кругу, в виде куста) называется композицией . Такое слово используют художники.

А сейчас немножко отдохнем.

Физкульминутка «Алые цветки»

Наши алые цветки распускают лепестки…

Ветерок чуть дышит, лепестки колышет…

Наши алые цветки закрывают лепестки…

Головой качают, тихо засыпают…

(Плавное раскрывание пальцев, помахивание руками перед собой и плавное опускание их на стол).

https://pandia.ru/text/78/627/images/image008_6.gif" width="192" height="187">Ребята, у вас на столах есть фоновые карты-листы и наборы вырезанных элементов (цветов, листьев, бутонов).

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной группе.

воспитатель Веселова Наталья Вячеславовна

МБДОУ «Детский сад №14»

Образовательная область: «Художественное творчество»

Тема: «Волшебный завиток хохломы»

Вид: продуктивная деятельность (декоративное рисование)

Тип: итоговая, интегрированная.

Интеграция образовательных областей: «Художественное творчество», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Социализация», «Здоровье», «Музыка».

Цель: развитие интереса детей к народному декоративно-прикладному искусству, художественного творчества в декоративном рисовании.

Задачи:

Художественное творчество:

  • Развивать умение активно и творчески применять ранее усвоенные способы рисования при создании узоров по мотивам хохломской росписи.
  • Совершенствовать умение рисовать концом кисти, тычком; выполнять узор в определенной последовательности.
  • Развивать самостоятельность в выборе колорита росписи, в зависимости от основного тона, чувство цвета, творчество, фантазию.

Познание:

  • Расширять и уточнять представления детей о предметах народного художественного промысла русских мастеров – хохломской посуде, особенности ее росписи.
  • Развивать сенсорные умения: координацию руки и глаза при рисовании хохломских узоров, мелкую моторику рук.

Коммуникация:

  • Совершенствовать умение отвечать на вопросы.

Чтение художественной литературы:

  • Развивать эстетические и эмоциональные чувства при восприятии художественного слова.

Социализация:

  • Развивать творческое воображение; воспитывать интерес к народно-прикладному искусству и традициям русского народа, чувство гордости за сою страну и уважение к труду народных мастеров.

Здоровье:

  • Развивать потребность в двигательной активности.

Музыка:

Предварительная работа.

Познавательные беседы о народном декоративно-прикладном искусстве.

Рассматривание наглядно - дидактического пособия «Хохлома», изделий прикладного искусства, стилизованных образцов.

Цикл НОД в области «Художественное творчество» (декоративное рисование).

Рисование элементов хохломского узора, составление композиций, роспись силуэтов в совместной деятельности воспитателя с детьми и самостоятельной художественной деятельности детей.

Дидактические игры «Золотая хохлома», «Составь узор на посуде», «Угадай-ка», «Продолжи узор», «Собери предметы».

Чтение художественной литературы, заучивание стихотворений.

Прослушивание музыкальных произведений русского народного творчества.

Изготовление с детьми заготовок-шаблонов для хохломской росписи. Тонирование шаблонов.

Разучивание танца под детскую песенку «Пых- пых, Самовар».

Демонстрационный, раздаточный материал и оборудование.

Хохломские изделия, аудиозапись народной музыки, конверт, расписанный хохломской росписью, презентация «Волшебный завиток хохломы», наглядно-дидактическое пособие «Хохлома», разрезные картинки для игры «Собери предметы», тонированные заготовки-шаблоны хохломской посуды, кисти, тычки, гуашь (красная, зеленая, черная, желтая), баночки с водой, салфетки.

Магнитофон, диск с записью русской народной мелодии, презентация «Волшебный завиток хохломы», аудиозапись песни «Пых-пых, Самовар».

Ход непосредственно-образовательной деятельности

Воспитатель. Здравствуйте, ребята!

Стук в дверь. Передают конверт.

Воспитатель. Дети, посмотрите, какой необычный конверт нам прислали! (конверт украшен хохломской росписью)

Как вы думаете, кто бы мог нам его прислать? (ответы детей) Ребята, я думаю, что вы правы – это хохломские мастера. А вы что-нибудь знаете о хохломской росписи. Для чего ее используют? (ответы детей) Молодцы! А давайте посмотрим, что внутри конверта.

(Воспитатель достает из большого конверта маленькие конвертики с разрезными картинками.)

Дети, хохломские мастера предлагают нам поиграть в игру «Собери предметы». Вы согласны?

Дети. Да!

Задание. Дети должны собрать разрезные картинки и назвать получившиеся предметы.

Воспитатель. Молодцы! Очень хорошо справились с заданием. Но это еще не все. В конверте есть послание: «Дорогие, ребята! Сегодня открывается выставка народно – декоративного промысла. Приглашаем всех, всех, всех! На выставке вы могли бы попробовать себя в качестве мастера и «расписать» посуду. Мы вас очень ждем!!!» Дети, а вы хотели бы посетить эту выставку?

Дети. Да!

Воспитатель. Но для начала мы с вами должны вспомнить основные правила поведения на выставках! Назовите их.

Дети. Не шуметь!

Внимательно слушать рассказчика!

Не мешать другим слушать!

Воспитатель. Молодцы, ребята! Тогда я приглашаю вас на выставку! (дети входят в подготовленный зал и садятся на стульчики)

Дети, мы находимся с вами на выставке «Золотая хохлома», посмотрите, сколько здесь замечательных красивых вещей. Все это создано руками мастеров.

Очень давно, в окрестностях города Нижний Новгород зародился народный деревянный промысел. Там находилось село с веселым названием Хохлома, где посуду делали из мягких пород деревьев (липа, береза, ольха). В этом селе с давних времен проходили ярмарки по продаже деревянной посуды. Это и дало название целому промыслу.

Посмотрите, дети, какие они яркие! А как же они становятся такими красивыми?

Сначала посуду вырезают из дерева, высушивают на станке, затем покрывают слоем жидкой глины и просушивают. Желтый металлический порошок соединяют с маслом и растапливают, после нагревания в печи предают изделию неповторимый золотистый блеск. Вот откуда пошло название «Золотая хохлома». «Золотая» потому, что все изделия блестят как золото.

Ребята, а еще хохломские мастера приготовили для нас презентацию, чтобы мы смогли увидеть всю красоту хохломской росписи».

(показ презентации «Волшебный завиток хохломы», во время презентации воспитатель читает стихотворение «Золотая хохлома»).

Золотая хохлома.

Как волшебница Жар- птица,

Не выходит из ума

Чародейка – мастерица,

Золотая Хохлома.

И богата, и красива,

Рада гостю от души.

Кубки, чаши и ковши.

И чего здесь только нету:

Гроздья огненных рябин,

Маки солнечного лета

И ромашки луговин.

Всё вобрала, словно память:

Зорь червонные лучи

И узорчатый орнамент

Древнесуздальской парчи.

Листья рдеют, не редея,

От дыхания зимы.

Входим в царство Берендея,

В мир волшебной красоты.

Резные ложки и ковши

Ты разгляди-ка не спеши.

Там травка вьётся и цветы

Небывалой красоты.

Блестят они, как золотые,

Как будто солнцем залитые.

Все листочки как листочки,

Здесь же каждый золотой.

Красоту такую люди

Называют Хохломой.

Воспитатель. Дети, вам понравилась презентация? А вы хотели бы попробовать себя в качестве мастеров и расписать посуду?

Дети. Да!

Воспитатель. Тогда присаживайтесь на свои рабочие места. У каждого из вас есть несколько шаблонов хохломской посуды. Выберите любую понравившуюся. Сейчас вы почувствуете себя настоящими народными умельцами. Каждый из вас сам придумает узор для хохломской посуды. Прежде чем начать украшать посуду, давайте вспомним последовательность.

С чего начнёте? (С каймы внизу и вверху изделия, или по форме если она круглая). Что будите рисовать после? (Завиток, изогнутую веточку). Почему? (Завиток – главный элемент хохломской росписи, потому, что на нём рисуют все остальные элементы).

Что будите изображать на завитке сначала, что потом? (Сначала крупные элементы: ягоды, листья, потом – мелкие элементы: капельки, травку, завитки и т.д.).

Как нужно рисовать травку и завитки? (Концом тонкой кисти, чередуя цвета).

Что мы можем использовать для рисования ягод? (Кисть, тычок).

Какие цвета будите использовать? (Красный, чёрный, зелёный, желтый).

Молодцы, ребята, всё знаете!

А сейчас, небольшая разминка для пальчиков.

Пальчиковая гимнастика.

Вот все пальчики мои, их как хочешь поверни:

И вот этак, и вот так, не обидятся никак (потирание кистями рук).

Раз, два, три, четыре, пять (хлопки ладоней).

Не сидится им опять (встряхивание кистями).

Постучали, повертели,

Рисовать мы захотели.

Теперь, юные мастера, можете смело приступать к работе! Удивите гостей хохломскими узорами!

(Под народную музыку ребята приступают к рисованию. Самостоятельная деятельность. Детям оказывается необходимая помощь в индивидуальном порядке).

Воспитатель. Мне очень интересно посмотреть, что же у вас получилось? Вижу все уж закончили. Ребята, а давайте устроим выставку ваших работ.

(Дети с помощью воспитателя вывешивают свои работы на заранее растянутую веревочку с прищепками).

Воспитатель. Ребята, посмотрите, какая получилась замечательная посуда. Она ничем не отличается от работ мастеров. Вы настоящие мастера!

Ну, что, ребята, «всякое дело концом хорошо», поэтому я приглашаю вас на танец с сюрпризом «Самовар»!

(исполняется танец)

А вот, дети, и сюрприз, самовар-то не простой, внутри угощения.

(Дети угощаются, дарят свои работы гостям).

Воспитатель. Ребята, нам пора возвращаться в детс кий сад. Всем спасибо! До свидания!


Все готовые работы рассмотреть с детьми, выбрать самые интересные (предлагая ребятам обосновать свой выбор), украсить ими групповую комнату, вестибюль.

Материалы. Цветная бумага для вырезывания, половинки альбомных листов (или альбомные листы) нескольких мягких тонов для фона, клей, ножницы.

Занятие 77. Декоративное рисование "Композиция с цветами и птицами" (по мотивам народной росписи)

Программное содержание. Продолжать знакомить детей с народным декоративно-прикладным искусством. Учить создавать декоративную композицию в определенной цветовой гамме (теплой или холодной). Закреплять умение работать всей кистью и ее концом, передавать оттенки цвета. Развивать эстетическое восприятие, чувство прекрасного.

Методика проведения занятия. Вспомнить с детьми созданные ими ранее композиции по мотивам народной росписи. Предложить создать декоративную композицию в теплой или холодной гамме. За несколько дней до занятия можно устроить выставку декоративных изделий с изображениями цветов и птиц (хохломская, мезенская, городецкая роспись, изделия народных мастеров данного региона и др.). Рассмотреть с детьми выставленные изделия.

В процессе рассматривания готовых работ отобрать наиболее удачные и сделать из них фризы, которыми затем оформить группу (один фриз в теплой, другой – в холодной гамме).

Материалы. Бумага белая (или тонированная) чуть больше формата А4, простой графитный карандаш (для наброска птицы), краски акварель, кисти.

Рассматривание декоративных композиций в альбомах, на репродукциях, на изделиях народного творчества (городецкая, хохломская роспись и др.).

Занятие 78. Рисование "Обложка для книги сказок"

Программное содержание. Учить детей передавать особенности построения рисунка или орнамента на передней и задней обложке книги; красиво подбирать цвета для узора к цвету бумаги, выбранной для обложки; отражать в рисунке и подборе цветов содержание выбранной сказки. Развивать воображение, творчество.

Методика проведения занятия. В начале занятия рассмотреть с детьми различные по оформлению обложки книг сказок, обратить внимание на расположение рисунка, на сочетание цветов.

Предложить каждому ребенку выбрать бумагу для обложки. Спросить у нескольких ребят, что они хотят нарисовать и как это сделают. Указать на возможные различия в последовательности выполнения рисунка (можно начать с оформления рамки или с главного сюжета, предмета).

Материалы. 3–4 книги сказок. Листы бумаги разных цветов (цветная бумага для обложки может быть подготовлена детьми накануне занятия), краски гуашь (6–8 цветов), кисти, палитра.

Связь с другими образовательными областями. Беседы о книгах, о том, кто и как их создает (писатели, художники, фотографы). Знакомство с двумя художниками-иллюстраторами книг (по иллюстрациям); орагизация выставки их книг.

Программное содержание. Знакомить детей с декоративным творчеством разных народов. Учить выделять композицию, основные элементы, цвет и использовать их в своем рисунке. Закреплять умение свободно и легко концом кисти рисовать завитки в разные стороны. Совершенствовать разнонаправленные слитные движения руки, зрительный контроль за ними. Развивать эстетические чувства (цвета, композиции). Продолжать учить оценивать выполненные рисунки в соответствии с поставленной задачей.

Методика проведения занятия. Спросить у детей, на каких изделиях народного и современного искусства они видели завитки. Если они не ответят, напомнить о хохломской росписи, показать характерные изделия. Уточнить, как они украшены, напомнить элементы украшения.

"Субботник"

Надя М., подготовительная группа

Предложить детям нарисовать изогнутую веточку-завиток и украсить ее завитками, цветами, ягодами, листочками и т. п. Вызвать ребенка для показа приема рисования основного завитка и боковых веточек-завитков.

Предложить каждому ребенку выбрать бумагу, подумать, краски каких цветов будут хорошо сочетаться с фоном. Напомнить, что нужно рисовать крупно, во весь лист.

Рассмотреть с детьми готовые рисунки, лучшие работы отобрать для украшения групповой комнаты и других помещений детского сада.

Материалы. Бумага формата А4 разных оттенков (на выбор), краски акварель, гуашь белила, палитры, кисти (вместо акварели можно взять цветные восковые мелки или пастель).

Связь с другими образовательными областями. Знакомство с декоративно-прикладным народным и современным искусством (ткани, посуда, платки и др.), рассматривание альбомов с хохломской росписью.

Занятие 80. Рисование "Субботник"

Программное содержание. Учить детей отображать в рисунке труд людей: положение фигур, выполняющих ту или иную работу; орудия труда. Закреплять умение передавать соотношение по величине при изображении взрослых и детей. Совершенствовать умение рисовать простым карандашом, аккуратно закрашивать рисунок красками, заполнять весь лист изображениями.

Методика проведения занятия. Побеседовать с детьми о субботниках. Предложить создать рисунки на эту тему. Обсудить, что ребята будут рисовать, как расположат фигуры на листе. В ходе занятия поощрять наиболее полное отражение темы в рисунке.

По окончании работы все рисунки рассмотреть, предложить выбрать те, на которых изображены интересные виды труда, фигуры людей в рабочих позах.

Материалы. Бумага формата А4, простой графитный и цветные карандаши, краски, кисти.

Связь с другими образовательными областями. Труд детей на участке детского сада. Наблюдения за трудом взрослых.

Занятие 81. Лепка по замыслу

Программное содержание. Развивать способность задумывать содержание своей работы, определять способы выполнения замысла. Воспитывать стремление добиваться лучшего результата, доводить дело до конца. Совершенствовать умение давать развернутую оценку своей работы и работ других детей.

Методика проведения занятия. Предложить детям вылепить по замыслу группу людей (животных). Напомнить о необходимости правильно передавать соотношение фигур по величине, добиваясь сходства вылепленных людей (животных) с реальными.

В конце занятия рассмотреть все работы, предложить детям выбрать наиболее интересные и обосновать выбор.

Материалы. Пластилин (глина), доски для лепки.

Вариант занятия. Лепка "Няня с младенцем"

Программное содержание. Учить детей передавать образы народной игрушки в лепке. Закреплять умение соблюдать пропорции частей, использовать ранее освоенные приемы (отдельно лепить колоколообразную юбку и верхнюю часть туловища). Развивать эстетическое восприятие.

Методика проведения занятия. Рассмотреть с детьми дымковскую няню с младенцем. Уточнить форму, пропорции фигуры; приемы и последовательность лепки фигур куклы, младенца.

В конце занятия все вылепленные фигуры рассмотреть, выбрать самые красивые.

Материалы. Глина, стеки, доски для лепки. Дымковская игрушка – няня с младенцем.

Связь с другими образовательными областями. Рассматривание различных дымковских кукол, уточнение их образного содержания, формы и пропорций частей.

Занятие 82. Рисование "Разноцветная страна"

Программное содержание. Развивать воображение, творчество. Закреплять и расширять знания о цветах и их оттенках, возможном разнообразии цветового решения изображения. Закреплять умение передавать цвета и оттенки разными способами (регуляция нажима на карандаш, разведение акварельной краски водой (по мере добавления воды в краску цвет становится светлее), добавление белил для высветления цвета при рисовании гуашью).

Методика проведения занятия. Предложить детям создать иллюстрации к книге "Радуга". Уточнить их знания о цветовых эталонах.

Предложить каждому ребенку подумать, на какой цвет радуги он хотел бы выполнить картинку. Если на какой-то цвет не будет желающих, следует мягко уговорить ребят, подсказав возможные изображения. На каждый цвет радуги выполняется своя картинка.

Из созданных рисунков можно собрать книги и подарить детям старшей группы.

Вариант занятия

Предложить детям нарисовать сказочные картинки, выполнив все изображения в одном цвете, но разными оттенками.

Можно предложить нарисовать "Сказочный домик" с прозрачными стенами, в котором живут птички более яркого цвета, чем сам домик. Предложение может быть и таким: создать узоры, используя разные оттенки (теплые и холодные) одного цвета.

В итоге можно устроить выставку детских рисунков, украсить рисунками помещения детского сада, группы.

Материалы. Зависят от темы, выбранной педагогом.