18.01.2024

Презентация на тему способности и задатки. Презентация на тему "способности". Уровни развития творческих способностей


Презентация на тему "Способности" по обществознанию в формате powerpoint. В данной презентации для школьников рассказывается о том, что такое способности и задатки, какие существуют типы способностей и как они формируются.

Фрагменты из презентации

Понятие о способности.

  • Способности - индивидуально-психологические особенности, являющиеся условием успешного осуществления определенной деятельности.
  • Деятельность является первой пробой способностей и условием их развития.
  • По Б.М. Теплову: способности - это то, что не сводится к знаниям, умениям и навыкам, но объясняет (обеспечивает) их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике.
  • Важным компонентом способностей является повышенная мотивация к соответствующей деятельности. Она обеспечивает интенсивную деятельность, необходимую для развития способностей.

Формирование способностей. Развитие природных задатков.

  • Формирование способностей происходит на основе врожденных задатков.
  • Задатки - врожденные анатомо-физиологические особенности нервной системы, мозга, составляющие природную основу развития способностей.
  • В способностях неразрывно переплетаются природное (задатки) и приобретенное человеком в процессе деятельности (социальное). Ведущую роль играет социальный фактор.

Типы способностей: учебные, творческие, интеллектуальные, и специальные.

  • Учебные способности определяют успешность обучения и воспитания, усвоения человеком знаний, умений, навыков, формирования качеств личности.
  • Творческие способности способствуют создание предметов материальной и духовной культуры, производство новых идей, открытий и произведений, словом - индивидуальное творчество в различных областях человеческой деятельности.
  • Интеллектуальная способность определяется как индивидуально-своеобразное свойство личности, являющееся условием успешности решения определенной задачи (проблемы): способность раскрывать значения слов, выстраивать пространственную фигуру из заданных элементов, выявлять закономерность в ряду чисел и геометрических изображений и т.д.
  • Специальные способности определяют успехи человека в специфических видах деятельности, для осуществления которых необходимы задатки особого рода и их развитие. К таким способностям можно отнести музыкальные, математические, лингвистические, технические, литературные, художественно-творческие, спортивные и другие.

Слайд 2

1.Понятие о способности

Способности- индивидуально-психологические особенности, являющиеся условием успешного осуществления определенной деятельности.

Деятельностьявляется первой пробой способностей и условием их развития.

По Б.М. Теплову: способности - это то, что не сводится к знаниям, умениям и навыкам, но объясняет (обеспечивает) их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике.

Слайд 3

Важным компонентом способностей является повышенная мотивация к соответствующей деятельности. Она обеспечивает интенсивную деятельность, необходимую для развития способностей.

  • Слайд 4

    2. Формирование способностей. Развитие природных задатков.

    Формирование способностей происходит на основе врожденных задатков.

    • Задатки- врожденные анатомо-физиологические особенности нервной системы, мозга, составляющие природную основу развития способностей.
    • В способностях неразрывно переплетаются природное (задатки) и приобретенное человеком в процессе деятельности (социальное). Ведущую роль играет социальный фактор.
  • Слайд 5

    Уровни развития творческих способностей:

    • Одаренность - уровень развития общих способностей, определяющий диапазон деятельностей, в которых человек может достичь больших успехов.
    • Талант- это высокий уровень развития специальных способностей. Талант характеризуется возможностью к достижениям высокого порядка, но остающимся в рамках достигнутого человечеством. Талантливый человек с легкостью осваивает соответствующий вид деятельности, вносит в его исполнение виртуозность, изящество, достигает качественного исполнения.
    • Гениальность– высший уровень развития способностей – как общих (интеллектуальных), так и специальных. О гениальности можно говорить лишь при достижении личностью таких результатов творческой деятельности, которые имеют выдающееся значение для жизни общества. Гением также называют человека, «который на протяжении длительного периода времени выполняет огромную работу, существенно влияющую на других людей в течение многих лет»
  • Слайд 6

    Тимы способностей: учебные, творческие, интеллектуальные, и специальные

    • Учебные способности определяют успешность обучения и воспитания, усвоения человеком знаний, умений, навыков, формирования качеств личности.
    • Творческие способности способствуют создание предметов материальной и духовной культуры, производство новых идей, открытий и произведений, словом - индивидуальное творчество в различных областях человеческой деятельности.
  • Слайд 7

    • Интеллектуальная способность определяется как индивидуально-своеобразное свойство личности, являющееся условием успешности решения определенной задачи (проблемы): способность раскрывать значения слов, выстраивать пространственную фигуру из заданных элементов, выявлять закономерность в ряду чисел и геометрических изображений и т.д.
    • Специальные способности определяют успехи человека в специфических видах деятельности, для осуществления которых необходимы задатки особого рода и их развитие. К таким способностям можно отнести музыкальные, математические, лингвистические, технические, литературные, художественно-творческие, спортивные и другие.
  • Слайд 8

    Д.З. Пути формирования способностей у детей

    Литература:

    • Немов Р.С. Психология. Кн.1, 1997
    • Першина Л.А. Общая психология. 2004
    • Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. 2008
    • Климов Е.А. Основы психологии. 2003
  • Посмотреть все слайды


    • Что мы знаем о возможностях человека? Даже самые квалифицированные медики и сверхсовременные исследования не способны объяснить происхождение тех или иных феноменов человеческого организма. Мужчины и женщины с необычными способностями живут среди нас, выглядят как вполне обычные люди. Та кто же они, и в чем заключается их уникальность? Какими же навыками и умениями должны обладать самые необычные люди Мира , чтобы с гордостью считаться таковыми. Давайте посмотрим!

    • Человек - паук Джози Рэй , проживающий в Индии обладает уникальной способностью – умением передвигаться по вертикальным поверхностям. Ещё в детстве он заметил, что может карабкаться по отвесным склонам без особого труда. Впоследствии он решил развивать свой дар, тренируясь целыми днями. И это ему удалось. Рэй не чувствует страха, хотя карабкается по стенам без страховки. При этом он не похож на обычного скалолаза, так как руки и ноги движутся свободно, без видимого напряжения. Сотни туристов мечтают увидеть феноменального скалолаза, который единственный в мире осуществляет подобные трюки.

    • Самый сильный ребенок планеты - 5-летний мальчик по имени Джулиано Строэ отжимается от пола на одних руках 20 раз. Но не это достижение ввергло в шок тысячи людей. На очередном телевизионном шоу, куда пригласили уникального ребенка, он в течение 10 минут ходил на руках, держа при этом между зажатыми коленями тяжеленный мяч.

    • Китаец Ма Цянь-Гань не боится электрического тока. Его восприимчивость к электричеству в 8 раз меньше, чем у обычного человека. Эта способность позволяет ему прикасаться руками к оголенным проводам. При этом человек не только не чувствует боли, но и, как он сам выражается «заражается энергией». Медики подвергали необычного человека всевозможным обследованиям и экспериментам, то так и не поняли, в чем секрет этого явления. Мужчина вполне здоров и не имеет каких-либо перенесенных или врожденных травм.

    врожденных травм.


    • Самый выносливый бегун – Дин Карназес , который не устает на самых длинных дистанциях. Его марафон длился 50 дней. Побывав в 50 штатах Америки, за эти 50 дней спортсмен пробегал в каждом штате марафонскую дистанцию, то есть более 42 км каждый день. Такого запаса выносливости и жизненных сил нет больше ни у кого на планете. «Бегущий человек» известен во всем мире. Его феноменальные способности связывают с увеличенным количеством крови в кровеносной системе, а также наличием гормона, который влияет на сохранность мышц во время физических нагрузок.

    • Общая длина ногтей составила 6 метров 15 сантиметров. На правой руке Шридхар Чайллал не отращивал ногти. о метровой длины ногти китайца выросли за 15 лет, а вообще отращивать их он начал в 23-летнем возрасте. "Когда мне было 20 лет, я прочитал про индуса, который вырастил ногти длиной примерно метр. Я решил обойти его", - говорит Ли. "До 1992 года мои ногти дважды случайно ломались: первый раз, когда я передвигал вещи, второй - по вине моего друга. Каждый раз мне приходилось начинать сначала" - признался рекордсмен.
















    • Санджу Бхагат всегда выглядел так, словно находится на последних месяцах беременности. Огромный живот мешал ходить и просто дышать. В 1999 году во время срочной операции по подозрению на опухоль выяснилась причина странного "ожирения": в желудке Санджу все это время обитал его брат-близнец!



    Способности

    Слайд 2

    Понятие

    Способности –это такая совокупность (врождённых и приобретенных) индивидуально-психологических функциональных свойств, которая позволяет при прочих равных условиях успешно овладевать знаниями, умениями и навыками, существенно важными для данной продуктивной деятельности, и является внутренним условием её успешного выполнения.

    Слайд 3

    Три признака способностей (по Б.М.Теплову):

    Способности – это индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого.

    Только те особенности, которые имеют отношение к успешности выполнения деятельности.

    Способности не сводимы к знаниям, умениям и навыкам, имеющимся у человека, хотя и обуславливают легкость и быстроту их приобретения.

    Слайд 4

    Определение способностей В.Д.Шадрикова

    Способности – свойства функциональных систем, реализующих отдельные психические функции, имеющих индивидуальную меру выраженности, проявляющихся в успешности и качественном своеобразии освоения и реализации отдельных психических свойств.

    Индивидуальная мера выраженности – производительность, качество, надёжность.

    Слайд 5

    Основанием развития способностей являются задатки.

    Задатки - это некоторые генетически определенные (врожденные) анатомо-физиологические особенности нервной системы, составляющие природную основу формирования и развития способностей.

    Задатки неспецифичны. На основе одних и тех же задатков могут развиваться различные способности, в зависимости от характера требований, предъявляемых деятельностью.

    Человек, обладающий хорошим слухом и чувством ритма, может стать музыкальным исполнителем, дирижером, танцором, певцом, педагогом, композитором и т.д.

    Слайд 6

    Успешность выполнения какой-либо деятельности определяется сочетанием различных

    способностей.

    «Одной из важнейших особенностей психики человека является возможность чрезвычайно широкой компенсации одних свойств другими, вследствие чего относительная слабость какой-нибудь одной способности вовсе не исключает возможности успешного выполнения даже такой деятельности, которая наиболее тесно связана с этой способностью. Недостающая способность может быть в очень широких пределах компенсирована другими, высокоразвитыми у данного человека. (Б.М.Теплов)

    Слайд 7

    Способности существуют в постоянном процессе развития

    Уровни развития способностей:

    • Одаренность – своеобразное сочетание способностей, которое обеспечивает человеку возможность успешного выполнения какой-либо деятельностью.
    • Талант – высокий уровень развития специальных способностей (музыкальных, художественных, литературных, математических и т.д.)
    • Гениальность – высший уровень развития способностей.
  • Слайд 8

    Виды способностей

    Слайд 9

    Общие способности, определяют успехи человека в самых различных видах деятельности и общения (умственные способности, развитые память и речь, творческие способности и т.д.). Общие способности, обеспечивающие относительную легкость и продуктивность в овладении знаниями в различных видах деятельности, называют одаренностью.

    Специальные способности,определяют успехи человека в отдельных видах деятельности и общения, где необходимы особого рода задатки и развитие (способности математические, технические, литературно-лингвистические, художественно-творческие, спортивные и т.д.). Эти способности могут дополнять и обогащать друг друга.

    Слайд 10

    Формула способностей

    • Объективная
    • Способность - продуктивность/«цена»
    • Субъективная
    • Способность – успешность/трудность
  • Слайд 11

    Неспособных людей нет!

    Есть люди активные и пассивные

    Есть люди трудолюбивые и ленивые

    Всё можно и нужно развивать!

    Слайд 12

    Спасибо за внимание!

  • Слайд 13

    Слайд 14

    Интеллект (Векслер) – это общая способность человека

    • Рационально мыслить
    • Целесообразно действовать
    • Эффективно функционировать в социальной среде
  • Слайд 15

    КЛАССИФИКАЦИЯ КОЭФФИЦИЕНТОВ ИНТЕЛЛЕКТА ПО Д. ВЕКСЛЕРУ IQ

    Уровень интеллекта Процент проявления

    • 130 и выше Очень высокий интеллект 2.2
    • 120-129 Высокий интеллект 6.7
    • 110-119 «Отличная норма» 16.1
    • 90-109 Уровень большинства лиц 50.0
    • 80-89 Сниженная норма 16.1
    • 70-79 Пограничный класс 6.7
    • 69 и ниже Умственный дефект 2.2
  • Слайд 16

    Дж. Гилфорд в начале 50-х годов выделил 4 характеристики креативности:

    • беглость мысли - количество идей, возникающих в единицу времени
    • гибкость мысли, способность переключаться с одной идеи на другую
    • оригинальность, способность производить идеи, отличные от стандартных.
    • способность к разработке гипотезы
  • Слайд 17

    Измерение способностей

    Урок № 7
    Урок № 7
    Тема урока:
    Тема урока:
    Способности как психическое
    Способности как психическое
    свойство
    свойство

    План
     1. Понятие о способностях
     2. Физиологические основы способностей
     3. Учёные о способностях
     4. Структура способностей
     5. Виды способностей
     6. Формирование способностей

    Актуальность проблемы
    Одной из самых сложных и интересных
    проблем психологии является проблема
    индивидуальных различий. Психические
    свойства и качества людей
    свойства и качества людей
    формируются в жизни, в процессе
    обучения, воспитания, деятельности.
    Центральным моментом в
    Центральным моментом в
    индивидуальных особенностях человека
    являются его способности. Именно они
    определяют становление личности и
    обуславливают степень яркости ее
    индивидуальности.
    индивидуальности.

    Понятие о способностях
    ..Способности – индивидуально­психологические
    особенности человека, которые выражают его
    готовность к овладению определенными видами
    деятельности и к их успешному осуществлению
    (Ю.Б.Гиппенрейтер).

    Способности
    Способности
    Термин «способности» широко используется
    ..
    не только в психологии, но и в других науках.
    Способности выступают как
    свойства души человека и
    включают в себя всевозможные
    психические процессы и
    состояния.
    Такая характеристика
    способностей является
    наиболее старой
    Способности – это такой
    уровень развития знаний,
    умений и навыков у человека,
    который позволяет ему успешно
    справляться с различными
    видами деятельности.
    Такое определение широко
    применялось в XVIII–XIX вв
    Способности – это особенности человека, несводимые к знаниям,
    умениям, навыкам, но позволяющие быстро их приобретать и
    эффективно применять в практической деятельности.

    Физиологическая основа
    Физиологическая основа
    способностей
    способностей
    ..
    Способности не могут быть ни врождёнными, ни
    генетическими образованиями – они продукт развития.
    Врождёнными факторами, лежащими в основе
    способностей, являются задатками
    Задатки определяются как анатомо­
    физиологические особенности
    мозга, нервной и мышечной систем,
    анализаторов или органов чувств

    Б. М. Теплов в качестве основных
    признаков способностей выделяет
    следующие:


    .С. Выготский считает, что воображение априори связано с реальностью, и указывает на различные формы связи воображения с
    Л.С. Выготский считает, что воображение априори связано с реальностью, и указывает на различные формы связи воображения с
    реальностью.
    реальностью.
    реальностью.
    Учёные о «способностях»
    Учёные о «способностях»
    С.Л. Рубинштейн говорит, что
    способности имеют органические,
    наследственно закрепленные
    предпосылки для их развития в виде
    задатков.
    Наличие у человека определенной
    способности означает пригодность его
    к определенной деятельности.
    Способность должна включать в себя
    различные психические свойства и
    качества, необходимые в силу
    характера этой деятельности и
    требований, которые она предъявляет.

    Рубинштейн С.Л