22.08.2019

Что дети знают о фотоаппарате. Несколько советов по съемке детей. Съемка малыша в три месяца


Как фотографировать детей на улице? Мне часто приходится наблюдать, как счастливые родители, гуляя в парке со своими детьми, время от времени выхватывают из кармана мобильный телефон или небольшой компактный фотоаппарат и принимаются "давить на кнопку", делая кадр за кадром. К сожалению, большинство таких вот спонтанных кадров получаются весьма посредственными. Глядя на них через много лет, дети могут задать нам резонный вопрос: "А почему я на фотографиях так странно выгляжу? Я что в детстве был уродиной?".

Ну, возможно слово "уродина" это преувеличение, но вид у некоторых малышей на фотографиях действительно получается, мягко говоря, "не ахти". Может быть и вам знакома ситуация, когда в жизни ребенок выглядит гораздо лучше, чем на ваших фотографиях.

В этой статье я как раз собираюсь дать несколько простых рекомендаций, как лучше фотографировать детей на улице. Да-да, именно на улице! Потому что съемка в помещении - это отдельная тема.

Для начала хотелось бы разобрать некоторые типичные ошибки фотографирования детей вне помещения при естественном освещении. Я делаю это ни в коем случае для того, чтобы вы, найдя в своих обширных цифровых фотоальбомах похожие снимки, почувствовали себя неловко. Просто зная то, как не надо снимать, вы гораздо увереннее будете делать более удачные кадры.

1. Съемка детей в солнечный день

1.1. Ребенок щурится от солнца

Это просто классика жанра. Когда мы видим за окном яркий солнечный день, наше настроение сразу повышается, мы хотим поскорее выйти из своих полутемных квартир, вывести детей в парк или просто во двор подышать свежим воздухом и насладиться теплой солнечной погодой.

А еще мы прихватываем на прогулку фотоаппарат, чтобы иметь возможность сделать удачные фото своего ребенка... Удачные ли?

Самая первая ошибка в уличной фотосъемки людей и детей в частности заключается в том, что модель ставится против солнца так, чтобы лицо было "хорошо освещено". Первая и вполне естественная реакция малыша - начать прикрывать лицо, щуриться, чтобы хоть как-то спастись от этого яркого солнца, светящего прямо в глаза.

Заметив это, родитель проявляет великую доброту. Он разрешает ребенку закрыть глаза пока сам будет доставать фотоаппарат, включать его, устанавливать нужный режим съемки и т.д.

Затем ребенок по команде открывает глаза и... Представляете, какое у него получается лицо на фотографии?

В любом случае сморщенное и пересвеченное от прямого солнечного света лицо вряд ли порадует вашего ребенка, когда он захочет посмотреть сам или показать своим знакомым свои детские фотографии.

1.2. Ребенок в кепке с козырьком

Более гуманные родители надевают на голову ребенка бейсболку, чтобы голову не напекло. А у бейсболки, сами знаете, бывает длинный-предлинный козырек. Потом малыша ставят опять таки на солнцепек на фоне какой-нибудь выдающейся ерунды и делают снимок.

Ребенок в бейсболке не так щурится, но большая часть его лица оказывается в тени и на фотографии получается довольно темным. Это мы с вами в солнечный день отлично видим и те объекты, которые находятся под прямыми солнечными лучами, и те, что лежат в глубокой тени.

Но у наших фотоаппаратов, в особенности недорогих мыльниц, не такое "зрение". Они "видят" мир не совсем так, как мы с вами. Для них объекты темнее определенного предела будут абсолютно черными, а светлее - белыми. Это так называемый динамический диапазон матрицы цифрового фотоаппарата. Именно по причине его недостаточной широты на фотографиях иногда получается совершенно белое небо, хотя при съемке вы видели на нем шикарные облака.

То же самое происходит и с темными областями. Лицо ребенка в тени получается гораздо темнее ярких объектов вокруг и становится очень темным. Таким образом, бейсболка или любая другая кепка с козырьком тоже не является панацеей при съемке детей на улице.

1.3. Ребенок на фоне солнца

Это еще один типичный ляп, который допускают фотолюбители, которые или не знают о нем, или, как сейчас модно говорить, "не заморачиваются". Они считают, что автоматический режим просто обязан обеспечить их шедеврами фотоискусства каким бы образом они ни действовали при фотосъемке.

Дурацкая привычка снимать против света (если конечно это не какой-то художественный прием:), оборачивается тем, что на фоне яркого фона все объекты, в том числе и ребенок, которого фотографируют, превращаются просто в черные силуэты. Потом фотолюбитель начинает возмущаться, что этот дурацкий фотоаппарат испортил такой интересный сюжет.

Ничего удивительного: даже если просто смотреть на объекты, глядя против солнца, можно легко заметить, что они получаются какие-то темные, мелкие детали совершенно теряются. А что вы хотите получить снимая против света дешевым фотоаппаратом или, тем более, мобильным телефоном.



Даже если в кадр не попало само солнце, то слишком яркий фон тоже может стать проблемой. На фото выше вы можете заметить, что лицо ребенка получилось слишком темным, поскольку очень яркий задний план привлек к себе "внимание" вашего фотоаппарата и "скорректировал" его автоматические настройки. В результате получается некая усредненная экспозиция. Фотоаппарат "пытается" нормально проработать и лицо ребенка, находящееся в тени, и яркий задний план. В результате нормальным не получается ни то и ни другое. Лицо получается темным, а яркий задний план явно "пересвечен".

Как избежать проблем с неправильным освещением?

1. Старайтесь выбирать для съемки пасмурную погоду. Освещение в этом случае очень мягкое, равномерное; ребенок не щурится, выглядит естественно.

2. При съемке в пасмурную погоду нет необходимости защищать глаза козырьком, который бросает тень на лицо, или темными очками, которые вообще скрывают самое главное на лице - глаза человека.

3. Если нужно фотографировать в солнечный день, старайтесь выбрать тенистое место с фоном, на который не падает солнечный свет.

Разумеется, бывают такие моменты, когда на все вышеприведенные изыски просто нет времени. Наши маленькие модели иногда вытворяют такое, что снимать приходится в самых экстремальных условиях - быстро вытащили камеру, быстро сняли. Так-то оно так, но если есть возможность выполнить съемку в более удачных условиях, почему бы этим не воспользоваться? Ваши дети вам потом только спасибо скажут.

2. Эта ужасная перспектива!

2.1. Съемка портрета "в упор"

Прежде чем начать говорить об этом, предлагаю провести такой опыт. Подойдите к входной двери в вашу квартиру и посмотрите в коридор через "глазок". Обратите внимание, какая странная картинка получается, если смотреть через глазок. Вы, кстати, никогда не замечали, что человек, стоящий по ту сторону двери у глазка, выглядит довольно комично?

У него, как правило, очень большой нос, а вот уши кажутся гораздо дальше и несоизмеримо меньше, чем им следовало бы быть. Причем эти искажения будут тем более заметны, чем ближе к глазку будет находиться лицо вашего посетителя.

Среди объективов к фотоаппаратам есть особая серия, которая называется (рыбий глаз). Назначение таких объективов - получение художественных фотоснимков, которые характеризуются искажениями определенной формы:

Если с таким объективом начать фотографировать портрет, то очень скоро можно будет убедиться, что надо подходить очень близко к модели, чтобы достаточно крупно сфотографировать лицо.

Но чем ближе вы будете подходить к человеку, тем больше его портрет будет становится похожим на фото, сделанное через дверной глазок. Отсюда мораль: с объективом типа Fish Eye фотографировать нормальные портреты невозможно (если только не стоит задача специально обезобразить лицо модели:)

Зачем я так подробно написал про объективы Fish Eye? Ответ очень прост. Дело в том, что свойством выпучивать центральную часть изображения в разной степени обладают почти все широкоугольные объективы. Например, объективы недорогих компактных фотоаппаратов, если не выдвигать зум, тоже дадут картинку со слегка выпуклой центральной частью. Особенно это будет заметно, если подойти совсем близко к модели и сфотографировать ее в упор:

Многие неискушенные фотолюбители даже не обращают на это внимания, но чтобы добиться более удачных и качественных снимков надо отойти от модели как минимум на два метра, приблизить ее зумом фотоаппарата (картинка при этом становится более плоской, средняя часть лица не выпячивается) и только тогда снимать:

Этот кадр сделан с расстояния шесть метров. Как видите, лицо ребенка получилось достаточно правильным, пропорциональным.

2.2. Под каким углом снимать ребенка?

Возможно, вам пока непонятно, о чем это я? Что значит "под каким углом"?

Здесь проще объяснить на примере. Представьте себе, что вы направили фотоаппарат точно вниз (эта точка сферы, кстати, называется "надир"). Если вы нажмете кнопку, то вы сделаете фото под углом 90 градусов.

Теперь представьте себе, что вы снимаете некий пейзаж и линия горизонта находится точно в центре кадра. Это уже означает, что вы снимаете под углом 0 градусов.

К чему это я?

Посмотрите на эту фотографию:

Малыш снят под углом примерно 70-80 градусов. Голова получилась очень большая, потому что находится близко к камере, а ноги - непропорционально маленькими, поскольку находились гораздо дальше (вдвое-трое дальше от объектива, чем голова). Чем больше угол, под которым мы снимаем детей, тем больше они становятся похожими на головастиков.

Это эффект перспективы . Пример со сходящимися к горизонту рельсами на железной дороге из той же оперы. Причем, в случае с рельсами перспектива оказывает нам услугу, делая фотографии более реалистичными. Зато при съемке детей перспектива очень мешает. Чтобы избежать таких искажений надо стараться снимать под как можно меньшим углом. Конечно, придется отойти от ребенка подальше, возможно даже присесть, но фотографии получатся более удачными.

Сравним эти две фотографии:

Какая из них вам нравится больше? Во втором случае фотограф отошел от ребенка на несколько метров и приблизил его зумом объектива. В результате, ребенок на обоих снимков примерно одного размера, но на втором он снят под меньшим углом, следовательно, перспектива не исказила пропорций тела. Отсюда - второй снимок выглядит реалистичнее.

Более того, при съемке с низкой точки под малым углом в кадр попадает не только сам ребенок и небольшой пятачок земли вокруг него, как на первом снимке. На второй фотографии видны другие предметы, фонтан, деревья. Становится понятно, что снимок сделан где-то в парке, а по фонтану можно даже точно сказать в каком.

3. "Стой и смотри на маму (папу)!"

Как лучше фотографировать детей? Один вариант, снимать их, когда они играют, бегают, лепят, строят... одним словом за их обычными занятиями в обычной жизни.

Другой вариант, причем гораздо более типичный, поставить ребенка на фоне чего-то интересного, или даже просто поставить. Приказать смотреть в камеру. Сфотографировать. Только вот непонятно, почему на всех фотографиях ребенок получается или с прищуренными или с вовсе закрытыми глазами. А-а-а! Кажется я понял. Он ждет вспышки, которая однажды застала его врасплох и ослепила. Теперь он знает, что сейчас "вылетит птичка", причем очень яркая, слепящая, и надо прикрыть глаза.

И второй момент - исключите из фотографирования детей вспышку. Мой ребенок не боится ее (он никогда не видел вспышки), поэтому не закрывает глаза в ожидании щелчка. Кроме того, отсутствие вспышки - гарантия отсутствия красных глаз.

В этой статье я собрал несколько наиболее важных рекомендаций по фотографированию детей. Конечно, чтобы соблюдать их все и получать более удачные фотографии, надо относиться к самой фотосъемке более серьезно, а не просто "достал мобильник, щелкнул и пошел дальше". Придет время и вы очень порадуетесь, что постарались снять как можно более удачные кадры. Ведь дети растут и шанса повторить старые детские фотографии уже не представится. Может быть, стоит сразу сделать все как надо?

Настройки фотоаппарата - дело индивидуальное. Однажды, я работал в редакции газеты, где фотографировали все - от главного редактора, до верстальщика. У низ было штуки 4 фотоаппарата, все зеркалки со сменной оптикой, но все они снимали на волшебном "AUTO". Я не утверждаю, что это плохо. Скорее это глупо. Если вы увидели что-то интересное и у вас нету времени настроить выдержку или диафрагму, это понятно. Однако, когда вы собираетесь снимать детей дома, они играют, или что они там любят еще делать, то у вас найдется пара минут, чтобы попробовать различные настройки.

ISO (чувствительность матрицы /пленки/)

Это первое, что я обычно настраиваю. Если у вас мыльница, то установите режим съемки как минимум такой, в котором можно настроить ISO вручную, обычно это P. Старайтесь, по возможности установить минимальное ISO, в пределах разумного, само собой. Если вы снимаете в яркую погоду на улице, да еще и на снегу, то устанавливайте 100 и меньше. Если вы ушли в лес - поставьте 200, потому, как при небольшом ISO у вас могут быть не проработаны детали в тенях. Если на улице обычная погода и даже слегка пасмурно, то скорее всего вам достаточно будет 200, если вечереет или пасмурно - 400. Дома, со вспышкой я снимаю на 200, но у меня внешняя, мощная вспышка. Если вы снимаете на довольно большом расстоянии со вспышкой, то лучше поставьте 400. Если у вас в комнате светло, но вы хотите снимать без вспышки, старайтесь выше 600 ISO не задирать, если у вас конечно не полноматричная зеркалка. Вообще, все режимы выше 400-600 нужно тестировать. Большинство мыльниц однозначно будут шуметь, хорошие фотоаппараты справляются и с ISO и больше 800, чем больше матрица, тем лучше. Но при 800 я снимаю только если это необходимо - секретные бумаги, доллары и т.д.

Выдержка (приоритет выдержки Tv или S)

Если у вас дети-черти и они не сидят на месте, то лучше снимать с минимальной выдержкой. 1/200 и меньше - 1/500-1/1000, если светло. Используйте спортивный режим (следящий автофокус) в камере, серийную съемку, если есть. Если дети сидят на одном месте, красят обои или отдирают линолеум на полу, то выдержку можете увеличить, это вам даст возможность настроить диафрагму.

Диафрагма (приоритет диафрагмы Av или А)

Чем более светосильный у вас объектив, тем больше значений диафрагмы вы увидите. Если вы хотите снять портрет, чтобы задник был не в фокусе, то открывайте диафрагму - 2 или 3,4. Если есть, то меньше.

Если вы хотите, чтобы в резкости была вся комната, все дети в ней, то закрывайте диафрагму - 8, 12, 16. Отсюда и ГРИП - глубина резкости. Чем более закрыта диафрагма, тем резче будет все вокруг. Но, имейте в виду, что с увеличением диафрагмы у вас будет автоматически уменьшаться выдержка и наоборот. Одно зависит от другого. Если у вас диафрагма 16 - матрице нужно больше света, для проработки кадра - увеличивается выдержка до 1/30 или 1/15 или мощность вспышки. В крайнем случае ISO. Но, в большинстве случаев это вас не будет беспокоить - в режиме Tv или S - диафрагма настраивается автоматически, тоже самое относится к режиму Av или А.

Фокусировка

Если у вас зеркальный фотоаппарат, установите режим фокуса по одной точке. В мыльницах тоже есть нечто подобное. В моем Canon SX50 HS есть режим следящего АФ, т.е. когда я настроил резкость (нажата кнопка наполовину), то рамка все-равно продолжает следить за фокусом, если объект перемещается. В любом случае, тут нужно экспериментировать с теми режимами, которые подойдут вам.

Вспышка

Снимая с внешней вспышкой, можно отражать ее от потолка или даже от пола, получая таким образом непрямой свет. Встроенная вспышка, обычно, довольно резкая и дает грубые тени и красные глаза. Однако, не имея ничего другого под рукой, я вырезаю из белой бумаги небольшой кулек и одеваю его на вспышку. Получается перед лампой рассеиватель, а часть света уходит в потолок. Как минимум от грубых теней таким образом можно избавиться. Вообще, используя отражающий свет вспышки можно получить интересные кадры. Кроме того, не забывайте про заполняющую вспышку - если вы снимаете на улице против солнца.

Фотографировать детей не так просто, как может показаться на первый взгляд. О том, как фотографировать детей и что необходимо учитывать во время съемки, пойдет речь в нашей сегодняшней статье. Надеемся, что эти несложные дельные советы помогут вам в дальнейшем творчестве.

Прежде всего, при съемке детей, необходимо обратить внимание на качество освещения в том помещении, в котором происходит съемка. Правильный свет является залогом успеха в съемке любого жанра, а при фотографировании детей играет особую роль. Мягкий свет позволит добиться деликатных и очень привлекательных результатов, даст возможность передать естественный цвет кожи малыша и качественным образом изобразить цвет одежды.

Секретом создания красивых портретов детей является использование малой глубины резкости для творческого размытия фона. Такой фон подчеркнет мягкость и хрупкость самого малыша. Светосильный объектив с большой диафрагмой, допустим полтинник с F/1,4 или F/1,8 будет в самый раз.

Широкое открытие диафрагмы говорит о том, что вы сможете работать с малой глубиной резкости, а фон на фотографиях будет размыт. Кроме того, мощные светосильные объективы позволяют работать в условиях плохого освещения, поэтому они идеально подходят для съемки при тусклом свете комнаты, где главным источником освещения является свет из окна.

В зависимости от возраста ребенка, во время фотографирования могут возникнуть те, или иные проблемы, но и в каждом случае есть свои преимущества. С одно стороны, если вы снимаете малыша, которому всего пару месяцев, то будет удобнее правильно расположить его, выставить свет и прочее. В то же время, во время фотосессии такого ребенка вы почувствуете ограниченность доступных поз съемки и не сможете придумать что-то сверх оригинальное. При фотографировании более взрослого ребенка, вам будет сложнее поймать удачный ракурс, так как подвижный малыш никогда не сидит на месте и все время двигается. Такая съемка сложнее, эмоциональнее, но зато есть шанс сделать непринужденные и оригинальные фотографии.

Если вы не ограничены во времени, то попросите родителей ребенка по переодевать его в разную одежду, поэкспериментируйте с фонами и обязательно снимите ребенка с родителями.

Как фотографировать детей. Мягкие варианты

Возьмите с собой одно светлое и одно темное одеяло для съемок. С их помощью у вас будет несколько вариантов фонов. Используйте одеяла, одежду и игрушки, которые есть у ребенка, в качестве реквизита. Они помогут добавить немного цвета, чтобы портреты были выразительными и красивыми.


Как фотографировать детей. Позиция ребенка

Фотографируя ребенка, вы полностью контролируете то как и где он располагается, поэтому следите как он расположен в отношении источника света. Убедитесь, что источник света находится над лицом малыша, освещение должно быть направлено на верхнюю часть головы, щеки и кончик носа, но не на под подбородок или нос. Это более естественный угол света, как наши глаза привыкли видеть свет, исходящий сверху.

Как фотографировать детей. Выберите приоритет диафрагмы

Установите камеру в режим приоритета диафрагмы (A). Таким образом, вы можете выбрать значение апертуры, а фотоаппарат выставит параметры выдержки, необходимые для хорошей экспозиции. Это даст вам полный контроль над глубиной резкости в кадре, и даст возможность сузить диафрагму, в случае, если вы решите, что получаемые кадры выходят слишком размытыми.

Как фотографировать детей. Используйте большую светочувствительность

Так как речь идет о фотографировании детей в домашних условиях, то с освещением могут возникнуть проблемы. Единственным надежным источником света может быть свет из окна, вспышка может испугать ребенка, поэтому её применять не стоит. Ребенок непредсказуем и подвижен, поэтому, скорее всего, придется повысить значение выдержки, что в свою очередь приведет к необходимости повышения ISO. Выдержка должна быть не меньше чем 1/100 секунды и при большом открытии диафрагмы, чувствительность должна быть около 400 ISO, может потребоваться увеличить её и до 800 ISO, 1600 ISO.

Как фотографировать детей. Точная фокусировка

Как и в традиционной портретной съемке, фокус должен быть исключительно на глазах модели. Точная фокусировка особенно важна, когда фотосъемка происходит при плохом свете. Создавая классические портреты, помните о правилах фокусировки, но желая сделать творческие кадры, можете поэкспериментировать с фокусом на пальцах ребенка или на носике. Помните, что ребенок не будет долго позировать, поэтому фокусироваться и фотографировать необходимо очень оперативно.


Как фотографировать детей. Используйте отражатель

Отражатель – это идеальный инструмент для увеличения количества света и при фотографировании детей в помещении особенно важен. С его помощью вы сможете красиво и правильно осветить лицо малыша. Лучше всего подойдет матовый посеребренный отражатель. Если в вашем арсенале нет настоящего профессионального отражателя, то для того что бы сфотографировать портрет ребенка можно взять и обычный белый лист бумаги и картон, обмотанный фольгой.

Как фотографировать детей. Постобработка детских портретов

Фотографии маленьких детей – это те снимки, которые будут интересны и через десять, двадцать или даже пятьдесят лет, поэтому от того, какими вы их сделаете, зависит то, каким человека увидят его дети и внуки в будущем. Прежде всего, начните с кадрирования изображения, фотография должна быть кадрирована по всем правилам, так что бы визуально не разрезать важные моменты кадра. Попробуйте некоторые фотографии сделать в черно-белом варианте. При обработке постарайтесь сохранить естественность цветов фона и текстуры кожи.

Дата публикации: 15.12.2013

Фотография – это рисунок светом, и для того, чтобы стать настоящим фотохудожником, нужно научиться этот свет находить и направлять. Если попробовать сделать в помещении снимок камерой, настроенной на авторежим, то в 90 процентах случаев сработает встроенная вспышка и сразу же уничтожит важные для художественного портрета полутени, исказит цвет, сотрет детали. По этому лучше сразу отключить встроенную вспышку и постараться забыть где находится кнопочка, которая ее включает обратно. Будем бороться с нехваткой света врукопашную.

Меняем локацию

На первый взгляд это самое простое, что можно сделать. То есть выйти из дома на улицу, подождать пока выглянет солнышко, отложить фотосъемку на завтра. Но как мы знаем, дети растут не по дням, а по часам, хочется фотографировать их каждый день, по нескольку раз в день. Поздней осенью света можно ждать бесконечно, в квартире его скорей всего не будет до самой весны, а на улице грязь и дождь и сильный ветер. Вот почему этот вариант мы оставим только на крайний случай.

Изучаем настройки камеры. Снимаем в ручном режиме.

Современная цифровая камера – инструмент совсем несложный, доступный простому фотолюбителю, достаточно вникнуть в основные понятия, связанные с фотографией, чтобы научиться управлять ручным режимом съемки и тем самым гарантировать себе полную свободу в управлении светом. Этих основных понятий всего три, и сейчас мы о них поговорим:

Выдержка – это интервал времени, в течение которого свет воздействует на светочувствительный элемент внутри камеры, то есть, матрицу. Днем камере нужны доли секунды, чтобы уловить свет. В помещении и ночью это время может увеличиться до нескольких секунд или даже минут. За несколько секунд ваш ребенок не только выбежит из кадра, но и добежит до канадской границы, в кадре никого не останется. Вот почему нужно стремиться, чтобы выдержка была как можно короче. На длинных выдержках на снимке может получиться смаз. Особенно эта проблема актуальна для детской фотографии: попробуйте заставить двухлетку смирно сидеть на одном месте и не двигаться. Будем считать максимальной выдержкой для получения резкого портрета 1/125 секунды. Если камера выбрала большее значение, то значит нужно что-то менять.

ISO – это чувствительность матрицы. Другими словами то, как матрица камеры отреагирует на свет. Чувствительность можно повысить, тогда камера будет лучше улавливать свет и в слабо освещенном помещении. Однако высокая чувствительность отрицательно сказывается на качестве снимка, на фотографии появляется мелкая цветная рябь, искажаются цвета. Можно провести эксперимент: найти, где в камере выставляется ISO, и снять по кадру на каждом из значений, а потом сравнить результаты. Разница между снимками, снятыми на крайних значениях, будет очевидна. Этот эксперимент позволит оценить, какое максимальное значение ISO в вашей камере, дает максимально приемлемый результат. Выше этого значения ISO поднимать не стоит.

Таким образом, если света для нужной вам выдержки не хватает, то поднимаем ISO, но не выше приемлемого значения.

Диафрагма – это еще одно понятие, которое влияет на количество света, попадающего внутрь камеры. Диафрагмой называют отверстие в объективе, через которое свет попадает в камеру. Устройство объектива позволяет это отверстие как немного раздвинуть, так и прикрыть. Чем шире отверстие, тем больше света попадет на матрицу. Значение диафрагмы обозначается числом f, чем меньше число, тем шире отверстие. Следовательно, если не хватает выдержки и зашкаливает ISO, то нужно пошире открыть диафрагму. Стоит отметить, что диафрагма не только контролирует поток света, но и отвечает за глубину резкости. Портреты, снятые на открытой диафрагме отличаются красиво размытым фоном. Важно не промахнуться с фокусировкой, чтобы резким получился объект съемки, а не самовар, стоящий за его спиной.

Итак подытожим:

    управлять потоком света можно при помощи выдержки, ISO и диафрагмы;

    стараемся снимать шустриков на коротких выдержках (не больше 1/125 секунды);

    если выдержки не хватает, то максимально открываем диафрагму, а потом уже поднимаем ISO.

Что делать, если диафрагма шире не открывается, ISO зашкаливает, а выдержки все равно не хватает? – спросите вы. Выход из этой ситуации тоже имеется, и даже не один.

    Можно снимать на более длинной выдержке и держать камеру как можно крепче (чтобы минимизировать шевеление рук, которые тоже влияют на результат при съемке на длинных выдержках), но тогда все таки придется уговорить ребенка сидеть смирно. Съемка репортажа (мероприятий, всяких активных игр и состязаний) на длинной выдержке обречена на провал, процент резких кадров будет стремиться к 0.

    Использовать искусственное освещение: лампы дневного света, встроенную вспышку и так далее. О работе с искусственным освещением мы поговорим в одной из будущих статей. Отмечу лишь одно, что лампы имеют ярко выраженный оттенок - желтоватый или красноватый. Такие снимки скорее всего потребуют коррекции цвета при обработке.

    Все таки сменить локацию. При этом достаточно всего лишь переместиться из глубины комнаты чуть ближе к окну, света станет заметно больше. Профессиональные фотографы очень часто отказываются от импульсного света в пользу естественного освещения от окна, только дневной свет способен создать нужный объем и форму.

Остается последний вопрос: как определить, что камере не хватает света? Проще простого!

Перед тем как нажать на кнопку спуска затвора, посмотрите на экспонометр – это такая горизонтальная шкала с мигающей рисочкой. В зависимости от модели камеры эта шкала располагается на ЖК дисплее, или ее видно в видоискателе. Если рисочка мигает у правого края, то света слишком много, снимок будет пересвечен. Если наоборот у левого, то света явно мало, нужно менять настройки. Мигающая по центру рисочка говорит о том, что света достаточно. Однако обязательно проконтролируйте автоматику камеры после того, как сделаете кадр. Включите просмотр кадров и оцените результат по ЖК дисплею. Иногда экспонометр ошибается, это часто происходит, если в кадре есть какой-то очень яркий объект, например солнце или ясное небо.

И в заключении хочется сказать: не бойтесь экспериментировать со светом, ищите локации, пробуйте по максимуму использовать дневной свет от окна (это особенно актуально зимой). Только практика поможет вам научиться находить и направлять свет – главный инструмент фотохудожника.

Настройки и техника

Детей оптимально снимать в режиме приоритета диафрагмы . То есть, первый шаг при съемке детей - переключение камеры в приоритет диафрагмы. Это позволит регулировать глубину резкости, которая важна при съемке портретов. Если в вашей камере нет режима приоритета диафрагмы, посмотрите в инструкции, нет ли у вас режима «портрет». Этот режим тоже позволяет размывать задний план.

Диафрагма - установите диафрагму f5.6 и начните снимать, посмотрите, что получается. В зависимости от результата вы можете изменить значение диафрагмы, открыв ее еще больше или немного закрыв ее. С диафрагмой f5.6 фоном будет размыт, но у вас будет достаточно глубины резкости для того, чтобы в резкости было все лицо ребенка.

ИСО - в зависимости от того, где вы снимаете (внутри или снаружи), а также количества света, установите ИСО 200 (или ниже, если вы снимаете днем на улице). Если вы снимаете в помещении или в сумерках без вспышки вам придется поднять ИСО. Но старайтесь не поднимать его выше 800, чтобы снимки были не очень шумными.

Выдержка - следите за выдержкой, которую в режиме диафрагмы выбирает ваша камера. Постарайтесь, чтобы она была не длиннее 1/200 с, лучше еще короче (если ребенок бегает - 1/500 с и короче). Как выше было сказано - если вам не хватает света, увеличивайте ИСО. Вы также можете немного открыть диафрагму. Если с установленной выдержкой ваши снимки получаются нерезкими, попробуйте установить камеру в режим "спорт".

Фокус - установите автофокус с одной точкой фокусировки. Вы можете выбрать и многоточечный режим фокусировки, но если дети бегают и двигаются, одна точка фокусировки удобнее.

RAW - если у вас есть время (и желание), обрабатывать ваши снимки, снимайте в RAW. Это даст вам больше возможностей в обработке снимков. Этот формат является, как бы еще не проявленным негативом снимка и несет в себе гораздо больше информации, чем формат JPEG. Если у вас нет времени на обработку или вы не умеете обрабатывать, снимайте в JPEG.

Вспышка - если у вас есть внешняя вспышка, используйте ее. Старайтесь не использовать накамерную вспышку. Снимая в помещении, используйте белые стены или потолок, как отражатель. В противном случае попробуйте найти места, где вы можете снимать с естественным светом. Если вы снимаете на солнце, с помощью вспышки вы можете немного подсветить тени, чтобы тени на лице не были слишком контрастными.

Объектив - для съемки детей хорошо подходит зум-объектив, например 70-200mm или 24-105mm. Оптимально иметь светосильный объектив, например f2.8, со стабилизатором. Светосильный объектив очень полезен при съемке в темных помещениях. Детей можно снимать и широкоугольными объективами. Они дают смешные искажения, которые при грамотном использовании этого фокусного расстояния, позволят сделать замечательные снимки.


Съемка детей

Очень важно, чтобы дети при съемке чувствовали себя комфортно. Сделайте пару снимков, покажите их ребенку на дисплее камеры (если они достаточно взрослые), позвольте ребенку посмотреть в видоискатель, самому сделать несколько снимков. Ребенок должен чувствовать себя “в своей тарелке”, поэтому немного поиграйте с ребенком, позанимайтесь им прежде, чем начать снимать. Старайтесь, чтобы занятия и игры были достаточно спокойными.

Место - где вы будете снимать, зависит от ситуации, но если вы идете на прогулку, уже перед прогулкой стоит придумать 2-3 места, в которые вы могли пойти. Выберите места, где ребенок может весело провести время, по возможности с интересным фоном. Вы можете пойти в парк, зоопарк, на пляж, на поляну с цветами и пр.


Пусть дети играют и занимаются своими делами во время съемки. Иногда вы можете их что-то спрашивать и тогда они иногда будут смотреть на вас.


С детьми старшего возраста можно делать постановочные кадры, маленькие дети не могут долго концентрировать на чем-то внимание и поэтому их лучше снимать во время каких-то занятий.


Точка съемки должна быть на уровне глаз ребенка или даже чуть ниже.

Иногда вы можете нарушать правила.


Если родители хотят видеть лицо ребенка, нужно выбирать такое фокусное расстояние, при котором ребенок, а не окружающая природа, будут доминировать в кадре.


Резкость должна быть на глазах. Все остальные части лица могут быть немного размытыми.


Уделяйте внимание фону . Избавьтесь от всех отвлекающих элементов. Постарайтесь найти интересный фон, такой как поле с цветами, красочные стены и пр. Однородный фон тоже может быть интересным.


Делайте снимки корупным планом и “абстрактные” снимки. Снимите только обувь, руки, ресницы, часть головы и пр.


Одежда - подберите одежду, в которой ребенок чувствует себя комфортно. Если вы оденете ребенка в праздничную одежду, в которой он не сможет свободно двигаться, снимки будут неестественными. Если у вас есть возможность, возьмите с собой на прогулку несколько комплектов одежды.


Съемайте в режиме серийной съемки , по крайней мере, часть времени. Особенно при съемке на улице или в парке, где ваши дети находятся в движении, это может быть очень полезным. Такие серии кадров часто выглядят очень забавно.

Включите других людей - это хороший способ, чтобы расслабиться ребенка, если он немного напряжен и добавить в историю образ другого человека. Будь то брат, сестра, родители, друзья - второе лицо добавляет в кадр "отношения" и делает снимок интереснее.


Снимайте веселый кадры. Попросите детей делать что-то забавное и смешное. Это поможет ребенку расслабиться и займет его. Чем больше удовольствия ребенок получает при съемке, тем более искренними получаются снимки.