19.09.2019

Блокировка автоэкспозиции


Правильная наводка на резкость – одно из слагаемых качественной фотографии. Используйте блокировку фокуса, чтобы помочь камере сфокусироваться именно там, где нужно, чтобы избежать размытия главного объекта съемки.

Автофокус- это фантастическое изобретение, которое упростило жизнь фотографам и значительно уменьшило вероятность получения размытых фотографий. Тем не менее, автоматика не является совершенной, и бывают случаи, когда нужно "подсказать" камере объект фокусировки, чтобы получить четкое изображение.

Именно для этого и предназначен инструмент блокировки фокуса. Это позволяет сфокусироваться на главном объекте съемки, а затем изменить композицию наилучшим образом.

Есть несколько различных способов использования блокировки фокуса

Фиксация фокусировки для покадровой съемки

Это самый распространенный способ использования блокировки фокуса и самый простой в применении. Он очень полезен, когда главный объект помещается вне центра кадра.

Если вы компонуете кадр, и пытаетесь сфокусироваться как обычно, камера постарается определить, куда наводить резкость. как правило, большинство камер считают приоритетной центр кадра, поэтому, с большой долей вероятности, камера сфокусируется на фоне, а женщина на переднем плане получится размытой.

Очевидно, что это нам совершенно ни к чему. Мы хотим получить фокус на женщине, так как она является главной в этом кадре. Здесь и приходит на помощь блокировка фокуса.

Чтобы использовать ее, наведите камеру на объект и нажмите кнопку спуска затвора наполовину. Вы должны услышать звуковой сигнал и увидеть в видоискателе, как мигнули точки автофокуса, подтверждая, что камера выполнила наводку на резкость. Пока кнопка затвора полунажата, фокус будет заблокирован.

Заблокировав автофокус, вы можете изменить композицию вашего кадра, прежде чем сделать фото. В нашем примере мы хотим немного изменить положение камеры, чтобы женщина оказалась не в центре кадра, а немного в стороне. Мы можем это сделать, сохраняя кнопку спуска нажатой до половины. Затем, выстроив кадр, нужно дожать кнопку спуска до конца. В результате мы получим нужный нам кадр, но фокус будет уже на женщине, а не на фоне.

Такой способ блокировки очень простой и быстрый в использовании и дает большую гибкость, позволяя не терять время на выбор нужной точки фокусировки в камере. Тем не менее, эта блокировка работает всего один раз. Как только вы сделали кадр, вам придется повторять процесс наводки и блокировки для следующего кадра. Если вы хотите использовать блокировку для нескольких снимков, используйте следующий метод.

Блокировка фокуса для нескольких фотографий.

Если вы хотите сделать несколько фотографий с одними и теми же настройками фокусировки, обычная блокировка не будет работать, потому что она "не помнит" предыдущих настроек фокусировки. Однако, если вы владелец зеркальной фотокамеры, можете использовать следующий трюк.

Сначала выполните наводку на резкость как обычно, с применением автофокуса. Когда сфокусируетесь там, где нужно, переключите объектив в режим ручной фокусировки (большинство объективов имеют такой переключатель сбоку). Это отключает функцию автофокуса и поддерживает дистанцию фокусировки фиксированной, что позволяет получить кадры с одинаковым фокусом. Когда закончите съемку, переключитесь обратно в режим автофокуса.

Данный способ работает только в тех случаях, когда объект находится всегда на одном и том же расстоянии от камеры, например, при съемке натюрмортов или пейзажей. Это также полезно при съемке некоторых экстремальных видов спорта, таких как автогонки, где машины проезжают мимо примерно на одном и том же расстоянии.

Блокировка фокуса – очень полезная функция. Я очень часто использую ее для своих фотографий, чтобы получить правильную наводку на резкость. Обучаются этому способу очень быстро, и вскоре вы обнаружите, что это просто бесценный метод для улучшения композиции и четкости ваших фотографий.

Ваша цифровая камера может фотографировать с автоматической фокусировкой. При хорошей системе автофокуса объекты будут очень резкими, а работа камеры быстрой и четкой. Ваш фотоаппарат будет фокусироваться на предмете быстрее, чем вы сами. Автоматическая фокусировка очень спасает при съемке спортивных мероприятий и дикой природы, когда реагировать нужно быстро, а фотографии не должны быть размытыми. Автофокусом пользуются папарацци и модные фотографы, котором важна каждая доля секунды во время фотографирования.

Процесс фокусировки на объекте достаточно сложный, в зеркальном фотоаппарате эта работа более тонкая и кропотливая, чем в мыльнице, или в системном фотоаппарате. Скорость и точность системы автофокусировки значительно отличается от камеры к камере и в разных съемочных ситуациях.

В любом случае, автофокус представляет собой механический процесс в камере, который склонен к ошибкам и имеет множество ограничений, как и любая другая искусственная технология. Если вы знаете и помните об этом, а так же осведомлены об основных недостатках этой системы вы сможете предотвратить негативные последствия её погрешностей и компенсировать её недостатки.

В данной статье мы расскажем вам о 9 основных недостатках и проблемах возникающих при съемке в автоматическом режиме, а так же поделимся с вами секретами того, как избежать подобных проблем.

Низкая контрастность

Снимая в режиме автоматической фокусировки, вы рискуете получить изображение с низкой контрастностью. Очень часто, когда фон и объект съемки относятся к одной цветовой гамме, они немного сливаются, и главный объект не выделяется. Для изображения таких проблем лучше всего не фотографировать однотонные объекты в режиме автофокуса.

Низкая освещенность

Фотографируя в режиме автоматической фокусировки и в условиях низкой освещенности, особенно в режиме телефото и макро, когда количество света попадающего на датчик и глубина резкости небольшое вы рискуете получить достаточно тусклые и плохо освещенные фотографии. В такой ситуации лучше было бы попробовать поснимать в ручном режиме фокусировки, или включить вспышку.


Высокий коэффициент отражения

Когда камера фотографирует в автоматическом режиме такие объекты как, серебристые автомобили, металлическую поверхность, зеркала, окна и воду (то есть все объекты имеющими отражающие свойства) ей сложно сфокусироваться на том объекте, на котором требуется. Имея дело с зеркальными поверхностями снимайте в ручном режиме, и сами настраивайте фокус на тот объект, который снимаете.

Перекрытие объектов

Принцип автоматической фокусировки заключается в том, что камера фокусируется на самом ближайшем к камере объекте. Например, вы фотографируете животное в клетке, или лицо за стеклом, камера с режимом автоматической фокусировки сфокусируется на решетке и стекле. Что бы избежать этого работайте в ручном режиме.


Геометрические узоры

Нас окружает множество объектов с правильной геометрической формой, такие как ряды окон на высотных домах, решетчатые заборы, и другое. Фотографирование таких объектов с автоматической фокусировкой может стать проблемно, поэтому лучше использовать ручной режим.

Разная яркость

Если объект съемки находится наполовину в тени, а на половину на солнце, то есть обладает разной яркостью в различных областях его лучше фотографировать при ручной фокусировке.

Блокировка автофокуса

Если объект не находится в центральной зоне фокусировки (или не попадает ни на одну из точек фокусировки) вы просто не сможете на нем сфокусироваться и сфотографировать его. В данном случае лучше всего использовать блокировку автофокуса.

Небольшой объект съемки

Если ваш объект оказывается в кадре достаточно маленьким (например вы фотографируете издалека), то камера просто не сможет на нем нормально сфокусироваться. В данном случае следует использовать блокировку автоматической фокусировки и приближение.

Мелкие детали

Система автоматической фокусировки плохо работает, когда сталкивается с предметами, содержащими много мелких деталей (например, поле цветов), или предметов с одинаковой яркостью. Столкнувшись с такой проблемой, фотографируйте в ручном режиме.

Другие распространенные проблемы автофокуса

Несмотря на все свои возможности, технология автофокусировки все еще имеет большое количество недостатков. Одним из самых больших ограничений в более дешевых моделях является то, что они оснащены только одной точкой автоматической фокусировки, расположенной в центре кадра. Скорость это другой вопрос, даже с зеркалкой начального уровня вы можете фотографировать движущиеся объекты очень даже неплохо, не говоря уже о панорамах и портретах.

За исключением профессиональных зеркалок, у большинства камер режим непрерывного следящего автофокуса гораздо менее эффективный, чем обещают производители. Кроме того, этот режим очень быстро садит батарею.

Еще одной острой проблемой, особенно у цифровых компактных камер является шум и зернистость. Это делает данные фотоаппараты почти непригодными для съемок свадеб, дикой природы и портретных фотографий.

Очень полезной функцией, наряду с блокировкой автофокуса, является функция блокировки автоэкспозиции. Она называется АЕ Lock . Назначение этой функции - зафиксировать измеренное фотоаппаратом значение экспозиции, чтобы оно не изменялось при изменении положения фотоаппарата. Можете даже провести эксперимент - переключить фотоаппарат в режим приоритета диафрагмы или выдержки, нажать наполовину кнопку спуска затвора и захватывать в видоискатель объекты с различной яркостью. Вы увидите, как при этом в видоискателе изменяются значения выдержки, если включен режим приоритета диафрагмы или выдержки.

Таким образом, режимы автоматического экспозамера могут вас сильно подвести в ситуации, когда требуется перекомпоновка кадра. То есть вы сфокусировались на объекте по центральной точке, а затем изменили кадрирование таким образом, чтобы сместить объект к линиям третей. Экспозиция при этом может измениться, и вы рискуете получить слишком светлый либо слишком темный кадр.

В режиме серийной съемки блокировка автоэкспозиции также может пригодиться. Если вы снимаете в сложных условиях освещения (задняя подсветка, к примеру) или движущийся объект, то для получения одинаково экспонированных кадров необходимо зафиксировать экспозицию.

При съемке объекта на контрастном фоне (ярком или темном, например, с задней подсветкой или в дверном проеме в темную комнату) лучше также применить блокировку экспозиции. Особенно если вы собираетесь изменить композицию кадра.

Теперь осталось разобраться, где же находится кнопка блокировки автоэкспозиции. Это очень просто - она обозначена звездочкой. На камере Canon EOS 7D (да и на других зеркальных камерах Canon тоже), она расположена справа вверху на задней панели.

Для того чтобы воспользоваться функцией блокировки автоэкспозиции, необходимо навестись на объект, по которому вы будете устанавливать экспозицию, нажать наполовину кнопку спуска затвора, чтобы фотоаппарат произвел замер, затем нажать кнопку фиксации экспозиции.

При нажатии на кнопку блокировки автоэкспозиции в видоискателе и на ЖК - экране появляется значок звездочки. После нажатия функция блокировки остается активной несколько секунд, поэтому при съемке серий необходимо удерживать ее в нажатом состоянии.

Хочу обратить особое внимание, что при сочетании оценочного замера экспозиции и режима покадровой фокусировки (One Shot), блокировка экспозиции происходит автоматически при нажатии кнопки спуска затвора наполовину. Кроме того, оценочный замер обеспечивает привязку установки экспозиции к выбранной точке фокусировки, в то время как остальные режимы экспозамера работают с центральной точкой.

Надеюсь, эти простые советы помогут вам избежать грубых технических ошибок при съемке сложных сюжетов.

Задняя стенка фотоаппаратов Canon EOS богата разнообразными кнопками. Функциональность современных камер такова, что зачастую нужно заставлять себя изучать все предоставляемые возможности. Некоторые функции (как, например, активация автофокуса кнопкой на задней стенке фотоаппарата, рассмотренная в статье Back-Button AF) обладают – по крайней мере, для меня - сомнительной полезностью, другие – чрезвычайно удобны. Одна из таких полезных функций – фиксация экспозиции – Auto Exposure Lock.

Фиксировать экспозицию можно на всех фотоаппаратах Canon EOS. Фиксируя экспозицию, фотограф добивается того, что полученная при экспозамере экспозиция будет оставаться неизменной при перемещении фотоаппарата (а следовательно, и изменении освещенности сцены): значения диафрагмы/выдержки останутся неизменными. Фиксация экспозиции может оказаться полезной во многих ситуациях, например:

    При необходимости перекомпоновки кадра. Снимая портрет, можно зафиксировать экспозицию, замерив ее по объекту съемки, а затем перекомпоновать кадр так, чтобы портретируемый находился не в центре.

    При съемке объектов на ярком или темном фоне. Зафиксировав экспозицию (и фокус), можно не беспокоиться о том, что фотоаппарат изменит экспопару, если фон светлее или темнее объекта.

    При съемке серии кадров. Например, при съемке движущегося объекта. Если освещенность или фон меняется, то вероятнее всего и фотографии в серии будут экспонированы по-разному. Функция Фиксации экспозиции позволяет добиться одинакового экспонирования серии фотографий.

На пленочном Canon EOS 300

Руководство по эксплуатации Canon EOS говорит следующее:

Функция фиксации экспозиции позволяет зафиксировать экспозицию по точке, отличной от точки фокусировки. После фиксации экспозиции можно изменить композицию кадра, сохраняя требуемую величину экспозиции. Этот прием удобен при съемке подсвеченных сзади объектов.

Руководство уточняет, что при частичном, точечном и центрально-взвешенном замерах экспозиция фиксируется по центральной точке, независимо от выбранной точки автофокусировки. В режиме оценочного экспозамера – по центральной при автоматическом выборе точки фокусировки и по выбранной точке, если точка автофокуса выбирается вручную.

На Canon EOS 300D

Еще один пример ситуации, когда требуется Фиксация экспозиции: закатный пейзаж со светлым небом и темным передним планом. Чтобы избежать черного недоэкспонированного переднего плана, направьте фотоаппарат вниз так, чтобы в видоискателе был виден в основном передний план и лишь малая часть неба, зафиксируйте экспозицию, перекомпонуйте кадр и фотографируйте. Экспозиция будет определяться в большинстве по темному переднему плану, а не по яркому небу.

Оценочный Замер и Режим покадровой съемки (Evaluative Metering и One-Shot AF mode)

Владельцы фотоаппаратов Canon EOS активно пользуются функцией Фиксации экспозиции, но не догадываются об этом. Дело в том, что все фотоаппараты Canon EOS автоматически фиксируют экспозицию, если используется Оценочный замер и режим покадрового (One-Shot AF) автофокуса. Экспозиция фиксируется автоматически при полунажатии кнопки спуска затвора. И, если перемещать фотоаппарат, держа кнопку спуска затвора полунажатой, ни выдержка, ни диафрагма меняться не будут. Отпустите кнопку спуска затвора – и фотоаппарат немедленно начнет заново оценивать экспозицию.

Автоматически эта функция работает только при указанных режимах съемки.

У всех фотоаппаратов Canon EOS – и цифровых, и пленочных – на задней стенке есть кнопка Фиксации экспозиции. Она обозначается звездочкой. Нажатие ее в любом из «Творческих режимов» (P, Av, Tv, A-Dep) приведет к фиксации текущей экспозиции, о чем будет свидетельствовать значок звездочки в видоискателе.

Значок в видоискателе

Соответственно, пользоваться функцией очень просто: наведите фотоаппарат на часть объекта или сцены, наиболее важную для правильного экспонирования. Наполовину нажмите кнопку спуска затвора для того, чтобы экспонометр фотоаппарата провел оценку экспозиции. Нажмите кнопку Фиксации экспозиции на задней стенке камеры. Значок звездочки, появившийся в видоискателе, покажет, что текущая экспозиция зафиксирована, и Вы можете без проблем перекомпоновать кадр и сделать снимок.

Нет необходимости держать кнопку спуска затвора нажатой наполовину для сохранения требуемой экспопары: если полностью отпустить кнопку спуска затвора, то зафиксированная экспозиция будет активна еще в течение 4 – 6 секунд.

Как уже было сказано, при оценочном замере и режиме покадрового автофокуса, экспозиция фиксируется автоматически полунажатием кнопки спуска затвора. Во всех остальных режимах съемки и при других типах замера нужно нажимать кнопку фиксации экспозиции.

Использование функции Фиксации экспозиции при съемке серии кадров.

Обычно зафиксированная экспозиция остается в памяти фотоаппарата в течение 1-2 секунд после того, как сделан снимок и палец убран с кнопки спуска затвора. Если нужно сделать несколько одинаково экспонированных снимков, удобнее всего просто держать кнопку фиксации экспозиции нажатой. Можно также не отпускать полностью кнопку спуска затвора – оставляя ее полунажатой – после каждого снимка, но этот способ требует определенной подготовки и не гарантирует от случайного сброса зафиксированных значений.

Расфиксирование

После нажатия кнопки фиксации экспозиции, фотоаппарат фиксирует экспопару. Если нужно фотографировать без зафиксированной экспозиции, заново экспонируя каждый кадр, не нажимайте повторно кнопку фиксации – это приведет к фиксации новых значений, но не выключит функцию. О том, что экспозиция зафиксирована, будет говорить звездочка в видоискателе.

Самый легкий способ отключить функцию – убрать палец с кнопки спуска затвора и подождать 4 – 6 секунд до того, как исчезнет звездочка. Если времени ждать нет, то однократно нажмите кнопку выбора точки фокусировки (находится рядом с кнопкой фиксации экспозиции) и сразу нажмите кнопку спуска затвора.

Поэкспериментируйте с функцией фиксации экспозиции. Я уверен, что она придется Вам по душе и позволит получить значительно больше правильных и радующих фотографий.

В данном разделе фотохитростей от Радоживы описаны основные возможности работы кнопки AF-L/AE-L.

Кнопка AF-L/AE-L имеется практически на всех современных цифрозеркальных камерах, на камерах Nikon так точно. Я буду приводить примеры именно для камер Nikon, но общий принцип одинаковый практически для всех фотоаппаратов.

Кнопка AF-L/AE-L расшифровывается как Auto Focus Lock/Auto Exposure Lock блокировка автоматической фокусировки / блокировка автоматической . Вся суть кнопки скрыта в ее названии — кнопка в основном предназначена для блокировки фокусировки и , если говорить грубо, то кнопка ‘морозит ‘ или ‘останавливает ‘ замер и положение фокусировки в определенном положении.

Для чего нужна такая блокировка? Очень часто работа автоматики фотоаппарата не может ‘понять’ задумку фотографа и фотограф должен выкручиваться как может с помощью полуавтоматических и ручных настроек. Чтобы облегчить задачу в настройках и сразу получить хороший результат, предусмотрен быстрый переход из автоматического режима работы камеры в ручной заблокированный ‘Lock’-режим. Ситуаций, в которых автоматический замер не может дать хороший результат, и ситуаций, когда автоматическая фокусировка может дать сбой, существует очень много.

Кнопка AF-L/AE-L в основном настраивается на несколько режимов работы:

  1. Блок. AE/AF — в данном режиме, при нажатии кнопки выполняется блокировка и блокировка автоматической фокусировки. Пока нажата кнопка AF-L/AE-L автоматическая фокусировка и замер недоступны. Такой режим используется довольно редко.
  2. Блок. только AE — при нажатии кнопки блокируется только замер , это один из самых удобных методов работы с кнопкой. Это отличный способ для компоновки кадров со сложным освещением.
  3. Блок. только AF — выполняется блокировка автоматической фокусировки, удобный режим, когда нужно сделать серию снимков при фокусировке по одному и тому же неподвижному объекту. В режиме работы фокусировки происходит то же самое — камера останавливает фокусировку, когда объектив правильно произвел наводку на резкость. Правда, в режиме Блок. только AF можно заблокировать фокусировку в любом положении. Эта функция удобна для перекомпоновки кадра.
  4. . блок AE — этот режим такой же как и Блок. только AE с тем отличием, что при нажатии на кнопку AE-L/AF-L экспозиция замораживается до тех пор, пока не будет нажата кнопка AE-L/AF-L повторно.
  5. AF-ON — ряд камер Nikon не имеют дополнительную кнопку AF-ON на корпусе камеры, потому, кнопку AF-L/AE-L можно запрограммировать на работу в режиме AF-ON. При включенном режиме AF-ON и нажатой кнопке AE-L/AF-L фокусировка обычным методом, с помощью полунажатия на кнопку спуска, блокируется. Такой режим удобно использовать .
  6. Блок. FV — очень полезная настройка, которая позволяет заблокировать мощность вспышки. FV расшифровывается как Flash Value (значение мощности вспышки). Таким образом можно получить блокировку мощности вспышки, при этом вспышка не будет посылать и сразу будет подавать импульс нужной мощности. Также, есть еще одна очень полезная . Когда на камере настроен режим Блок. FV для кнопки AF-L/AE-L , то при нажатии первый раз на AF-L/AE-L произойдет один пробный импульс вспышки и камера замеряет нужную мощность вспышки и впредь больше не будет давать пробные импульсы.
  7. Другие функции: в зависимости от камеры, кнопке AF-L/AE-L можно присвоить множество других функций по работе с системой фокусировки и по методу замера экспозиции. Например, можно сделать так, что при нажатии на кнопку AF-L/AE-L камера будет переходить в один из методов замера экспозиции: матричный, средневзвешенный, точечный. Также, в режиме просмотра снимков, некоторые камеры используют кнопку AF-L/AE-L для . Кнопку AF-L/AE-L на можно запрограммировать на функцию виртуального горизонта в видоискателе.

Если настроить кнопку на Блок. AE , то можно рассмотреть такие примеры:

Пример 1: фотографируем объект при сильном перепаде яркостей в кадре. С одной стороны солнце светит сквозь листву, и автоматическая система экспозиции пытается подстроиться под огромное количества света, с другой стороны в кадре есть наш объект, который находится в сильной тени. Если бы мы сделали снимок в автоматическом режиме замера экспозиции, то, скорее всего, получили бы темный силуэт белочки. При использовании кнопки AF-L/AE-L можно навести камеру на ствол дерева, нажать AF-L/AE-L , чтобы камера замеряла экспозицию по теням , перевести камеру на белочку и сделать снимок, в таком случае нам безразлично, что станет с листвой, главный наш объект будет нормально экспонирован.

Как видно из примера выше, мы получили полностью засвеченную листву, зато белочка имеет хорошую яркость. Конечно, это примитивный пример, но в жизни фотографа бывает очень много и сложных ситуаций.

Пример 2: снимок в храме, автоматический замер экспозиции пытался подстроиться под яркий свет электрических свечей, но моя задумка показать красоту фресок полностью провалилась. Чтобы избежать такого темного снимка достаточно навести камеру на фреску, чтобы свет свечей не попадал в объектив, камера произведет расчет экспозиции, нажать кнопку AF-L/AE-L , скомпоновать снимок со свечами и нажать кнопку спуска. Конечно, есть много других способов добиться правильного результата, например, используя .

Пример использования AF-L/AE-L

Пример 3: если настроить работу кнопки AF-L/AE-L на блокировку фокусировки, то эту функцию удобно использовать для съемки серии с одинаковым положении фокуса. Например, я фотографировал горящий чемодан. Объект всегда находился на одном и том же расстоянии от меня, потому, можно нажать кнопку AF-L/AE-L и постоянно снимать чемодан, а потом выбрать лучший снимок с огнем.

Пример использования AF-L/AE-L

Примеров можно придумать большое количество, главное понимать принцип работы экспонометра и фокусировки.

Личный опыт

Я часто использую кнопку AF-L/AE-L , в большинстве случаев она у меня служит на блокировку мощности вспышки и на фиксацию блокировки экспозиции. Главное, не забывать, что была нажата AF-L/AE-L в режиме фиксации AE. Для разного рода манипуляций с фокусировкой я использую простой ручной режим фокусировки.

Выводы:

Кнопку AF-L/AE-L можно настроить под разные полезные функции и упростить процесс съемки. Советую провести свои собственные опыты с кнопкой AF-L/AE-L .

Помощь проекту. Спасибо за внимание. Аркадий Шаповал.