23.08.2019

Абстрактная фотография. По ту сторону действительности. Как создавать абстрактные фото. Абстракционизм в живописи и искусстве


Пришло время повеселиться и выйти из повседневной рутины, о который вы может даже не догадываетесь. Пришло время создавать изображения, основанные на цвете, свете, эмоции, не беспокоясь о резкости и деталях.

Пришло время экспериментов с абстрактной фотографией.

В этом уроке по фотографии вы получите 6 дельных советов как делать абстрактные фото!

Абстрактный (прилагательное): выражение идей и эмоций с помощью таких элементов, как цвет и линии без намерения создать реалистичную картину.

У вас уже есть все необходимые для этого инструменты (камера или даже смартфон), так что давайте рассмотрим некоторые способы создания впечатляющих абстрактных изображений.

Техники съемки абстрактных фотографий

1. Перемещайте камеру

Самым простым способом создания изображения, наполненного цветом и линиями, является размытие всего. Для большинства из нас это прекрасный подход. Я слышу, как вы восклицаете: «Я могу перемещать камеру и не беспокоиться об ее устойчивости? О, небеса!».

Все эти техники выявляются опытным путем, но я могу дать некоторые советы о том, откуда начинать.


Первым делом замедлите выдержку до 1/10-й секунды или больше. Как и в случае с панорамным размытием, здесь начинается самое интересное. Вы можете использовать режим Приоритет выдержки, или, если вы знаете как настроить камеру в режим Приоритет диафрагмы или Программный режим, то используйте их для получения той же выдержки. Вам также поможет в этом низкое значения ISO, как, например, 100 или ниже.

Во-вторых, ищите предметы в тени. Такая длинная выдержка потребует малого количества света, иначе снимок будет переэкспонирован.

В-третьих, сделайте несколько пробных снимков, передвигая камеру то в одном, то в другом направлении. Я знаю, это звучит, как плохой совет и весьма упрощенный, но все начинается именно так. Вы должны увидеть, что происходит со сценой перед вами, когда вы двигаетесь в одну или другую сторону. Затем начинайте двигаться по кругу или в случайном порядке.


Иногда предметы с прямыми линиями выглядят наилучшим образом, когда вы работаете с их структурой и направлением. Порой круглые предметы (цветы, например) прекрасно выглядят в хаотичном вращении. Это ваше официальное разрешение на выход их каких-либо рамок в фотографии. Некоторые изображения будут, мягко говоря, неудачными. Но могут получится на самом деле привлекающие внимание кадры.


2. Перемещайте предмет

Мне не нравились метки на вагонах поезда до тех пор, пока я не понял магию случайных цветов, движущихся на скорости 40 миль в час (65 км/ч).

Теперь я часто ищу взглядом цветные предметы только ради их цвета. Форма, предмет или предназначение могут быть не теми, что мне нужно, но, если я могу использовать цвет и заставить его двигаться именно так, как я хочу…я смогу передать суть этого цвета.

Это в некоторой степени похоже на технику рисования светом, но без предмета, излучающего свет. Подумайте, какие предметы можно перемещать, и ищите смелые цвета.

ВНИМАНИЕ : будьте осторожны с белым, желтым и другими очень яркими цветами. Их свойства таковы, что они заполняют сенсор слишком большим количеством информации и вытесняют любой другой цвет на снимке.

3. Удалите контекст

Зум объектив будет вашим лучшим другом в данном случае. Широкоугольные снимки даже с достаточным количеством размытия часто позволяют нам определить сцену, а не сосредоточится на цветах и эмоции. Абстрактным же изображениям поможет то, что невозможно распознать.

Позвольте привести пример. Что вы видите здесь (ниже)?


Теперь я показу вам контекст.


Чем больше вы выбираете отдельные детали, тем более абстрактным получается изображение!

4. Снимайте через предметы

Я все еще серьезно экспериментирую со съемкой сквозь предметы, но здесь есть много интересного. Очень удобно, когда есть способ удерживания предметов или крепления их на стойку для студийного света. Или же начните с повседневных предметов и работайте через цветное стекло, стеклянный блок или даже нанесите различные гели или жидкости (вазелин, оливковое масло и пр.) на чистое стекло или органическое стекло.


5. Мультиэкспозиция для получения абстрактных фото

Использование техники мультиэкспозиции иногда оставляет слишком много оригинальных, узнаваемых предметов. Я определил средние настройки моего Canon для работы с комбинированными снимками. Если хотите испугаться, то начните с темных настроек и приготовьтесь делать много тестовых снимков.

Мой метод состоит в том, чтобы сделать один кадр в основном в фокусе. Затем я делаю еще два под разным углом вне фокуса. Иногда это приводит к просто мягкому фокусу, и поэтому такое изображение нельзя считать достаточно абстрактным. Вот почему я предпочитаю использовать зум и лишать предмет контекста.


6. Постобработка как площадка для экспериментов

Вы знаете, как люди склонны жаловаться на большое количество постобработки в работах некоторых фотографов? Пришло время расширить границы и развлечься. Вы можете смягчить сцену, чтобы сделать ее еще более воздушной.


Или можете попробовать различные версии того же изображения, но в совершенно разной цветовой подаче (в данном случае я просто изменил температуру Баланса белого и Оттенок в Lightroom).

Как только изображение попадает в компьютер, позвольте себе делать с ним все, что угодно!

Заключение

Что мне нравиться в абстрактной фотографии больше всего, так это то, что она играет на нерве каждого из нас «Мне это нравится, но я не знаю почему». Я могу проанализировать каждое из этих изображений и рассказать, почему я выбрал его, но в итоге это не имеет значения. Речь идет о создании искусства ради искусства. Речь идет о возвращении к основам привлечения к искусству. Речь идет об удивлении от увиденного на LCD мониторе, пока вы нарушаете несколько правил, которых привыкли так тщательно придерживаться.

Фотография включает в себя множество форм и объединяет множество стилей, большинство из которых попадает в категорию документального или художественного искусства. Абстрактная фотография относится именно ко второй категории, это средство визуального выражения, предназначения которой не информировать зрителя, но затрагивать и волновать.

Шаг 1 - Что такое абстрактная фотография?

В действительности, не существует точного определения того, что включает в себя абстрактная фотография, но в то же время в абстрактном искусстве содержание играет не значительную роль, а иногда является двусмысленным. Приоритетным в таком искусстве являются формы, цвета, линии и текстура внутри композиции, для создания части, которая будет визуально стимулировать. Для создания абстрактной фотографии вам не понадобится специального оборудования, лишь камера, любая камера на ваш вкус, и воображение.

Шаг 2 - Все дело в подходе

Так как же снимать абстрактные фотографии? Первое что следует запомнить, это быть постоянно начеку и выбирать интересные и захватывающие объекты для съемки. Всякий раз при съемке абстрактных фотографий я полагаюсь на свой инстинкт; что-то меня цепляет и увлекает, а собой. Реакция на объект съемки должна быть эмоциональной, рассмотрите, чем он вас привлек, что он заставляет вас чувствовать, это и сообщит, как правильно его снять. Проведите время, понаблюдав за объектом, мыслите за гранью коробки и постарайтесь воспринять его так, как вы не воспринимали его до этого, смотрите на него с разных углов, в не зависимости от его обычного предназначения.

Как таковых не существует определенных настроек для камеры, чтобы каждый объект и обстоятельство получились великолепными, не бойтесь работать в режиме ручной съемки, пробуйте различные настройки выдержки и диафрагмы для раскрытия всего потенциала объекта съемки.

Шаг 3 - Нарушайте правила!

Важно рассмотреть элементы объекта, которые Вы хотите затронуть в снимке. Используйте воображения, не думайте об объекте в буквальном смысле, забудьте все концепции и наполняйтесь креативом. Это может стать настоящим вызовом для устоявшихся концепций в фотографии, правил отвечающих за композицию и экспозицию, вместо этого используйте объект как артистичное средство, будто у вас чистый холст для самовыражения. Настало время подумать, как максимизировать черты и детали внутри объекта, линии, текстуры, цвета и формы.

Шаг 4 - Образец и линия

Первое на что следует обратить внимание, это образцы и линии объекта. Внимательно рассмотрите объект съемки на наличие повторяющихся форм и тем, и используйте их в своих интересах. Я предпочитаю снимать объект прямо и симметрично; для получения чувства клинической структуры, что на мой взгляд увеличивает эффект образца, но Вы можете пробовать снимать с различных углов, для разнообразия образцов. Также смотрите на линии и грани объекта, ровные они или кривые, входят ли они в границы снимка или выходят за них. Линии могут применяться в фотографии довольно эффективно, поскольку глаз следит за ними от их начала до конца, поэтому решите, как вы хотите увлечь зрителя и куда вы хотите его привести.

Шаг 5 - Форма

Форма и фигура объекта будут играть решающую роль в том, как вы преподнесете его зрителю. Осторожно оцените форму и подумайте, какие аспекты объекта вы хотите использовать, к примеру, является ли объект прямым и шаблонным, много ли на нем кривых и скрытых движений или естественный объект, форма которого изменится со временем? Решите для себя хотите ли Вы запечатлеть весь объект либо Вы хотите сфокусироваться на одном интересующем участке. Помимо этого, подумайте есть ли на нем узнаваемые формы, с которыми Вы можете работать, будь то круги, треугольники и шестиугольники, используйте их в своих интересах!

Шаг 6 - Цвет

Цвет, пожалуй, является самым сильным визуальным элементом в абстрактном снимке, он притягивает зрителя и немедленно сообщает ему, на что он смотрит, рисует форму и настроение в его уме. Пытайтесь использовать цвет как экспрессию, это самый лучший и простой способ сделать снимок привлекательным для глаза, и так же как при рисовании, хорошо подумайте, как использовать цвета, чтобы выделить определенные аспекты.

Шаг 7 - Работа с архитектурой

Архитектура является чрезвычайно интересным абстрактным объектом, в особенности коммерческие здания и современные структуры, спроектированные для публичного использования, т.к. зачастую у них не обычные формы и линии, которые легко использовать. Более старые здания являются более структурированными и симметричными по природе, но этим можно воспользоваться для развития воображения, если Вы хотите использовать образцы в ваших снимках. Здания поновее вероятно более разнообразны, со странными углами, изгибами, большими цветными плитами и большим количеством стекла. Проведите немного времени со зданием, изучите его изнутри и снаружи (возможно для съемки внутри, вам потребуется разрешение) и используйте преимущество архитектурного дизайна в своей работе.

Шаг 8 - Абстракция и макро

Еще одна отлично применяемая техника для создания абстракции - макросъемка. Существует множество абстрактных объектов, которые легко различимы на снимках с расстояния, но фотографы любят снимать лишь определенные участки, возможно причиной тому является текстура или цвет объекта. В этом случае удостоверьтесь, что Вы заполнили видоискатель предметом; вам не нужны пробелы в снимке. И вновь подумайте насчет угла, при котором производите съемку, к примеру, самый распространенный способ снять цветок - сверху, чтобы разглядеть детали в центре цветка, но Вы можете попробовать снять его снизу вверх к свету и посмотреть, что получится.

Шаг 9 - Вы художник!

Как я писал выше, абстрактная фотография отличается от множества других типов фотографий, т.к. она сфокусирована на художественной экспрессии фотографа, которую нужно принимать во внимание, в особенности благодаря факту, что не всегда сразу различимо, что Вы снимаете. Не ждите, что люди будут видеть абстрактный снимок, так же как и Вы. Я обожаю, когда люди меня спрашивают о содержание снимка или принимают объект в снимке за что-то другое, потому что они видят снимки совсем не так как я, их подход к работе весьма интригует. Свои абстрактные работы я считаю очень личными, я выбирал объект для съемки, подход, угол, экспозицию и его красота состоит в том, что лишь немногие люди подойдут к нему тем же способом, это - очень личная экспрессия.

Шаг 10 - Идите и выпустите это из себя

Теперь пришло время пойти и сделать все, о чем я писал выше. Спланируйте несколько фото-путешествий туда, где Вы еще не были и внимательно ищите объекты, которые привлекут ваше внимание. В новом месте Вы будете окружены новыми фотографическими возможностями, поэтому не торопитесь и действительно поработайте с предметом, который хотите снять. Для подобных вылазок я использую 50mm объектив, просто потому что он очень удобный и имеет широкую апертуру, которая очень помогает для достижения красивых художественных результатов. В конце хочу сказать, убедитесь, что во всех путешествиях камера при вас, чтобы можно было запечатлеть интересные предметы!

17.10.2015

Абстрактная фотография - своеобразный вид искусства, он показывает вещи не в обычном понимании, привычном многим, а в неожиданных цветах, формах и линиях. Фотограф должен абстрагироваться стереотипов, показать другую реальность, только тогда он сможет воплощать объекты на фотографии с точки зрения абстракции.

Логика при просматривании подобных снимков задействована гораздо меньше, поскольку мы видим больше цвет и форму, а не сам объект. Абстрактная фотография заставляет взглянуть на снимок, его композицию, построение кадра по-иному. И если она достаточно хороша, то вызывает положительные и светлые эмоции, которые влияют на поведение и настроение зрителей.

Делая акценты на таких элементах, как цвет, линия и форма, такое фото воздействует на нашу психику. Для примера можно сказать, что наша нервная система реагирует на различные по цвету предметы по-разному, как и на их сочетания. Абстрактная фотография, однако, не всегда бесформенный и неузнаваемый снимок. Зачастую фотографы изображают знакомые предметы или их часть.

Существует множество направлений, которые не менее привлекательны, чем абстрактное фото. Но помимо красоты и плавности форм и линий, абстрактные кадры очень удобны и популярны среди «вдумчивых» фотографов. Абстрактный снимок можно получить где угодно, он не требует дальних поездок или сложного построения композиции кадра.

Построенная на линиях, или на игре цвета, а также форм, фотоабстракция не требует понимания различных фотографических аспектов.

В окружающем мире очень много объектов, способных принять интересную форму, которая сможет стать основой для композиции. А линии и цветопись призваны дополнить ее. По-настоящему интересная фотоабстракция всегда начинается с хорошей и красивой формы. Ее не сложно найти в самых разных предметах, приятных и динамичных. Никаких определенных критериев тут нет.

Форма, которая смогла вызвать определенную эмоцию у фотографа, вызовет такую же эмоцию и у зрителей.

Немаловажная и роль цвета, который обращает на себя внимание человека и действует на его нервную систему возбуждающе. Для создания фотоабстракции фотографы зачастую прибегают к графическим редакторам для достижения наиболее яркой и глубокой цветописи.

Еще один занимательный способ создания уникального снимка - контраст. Интересно, но, порой, самый обычный снимок обращает на себя внимание именно контрастностью.

Фотоабстрактная зачастую является интересной благодаря не только форме, но и линиям. Они контролируют движение глаза. Можно прибегать к линиям несколькими способами и первый из них - направление линий к зрительному центру кадра (туда, где находится нужный нам объект).

Другой способ заключается, наоборот, в не направлении их к центру, а проведению их через весь снимок. Линии призывают к анализу фото, и если нет зрительного центра, то наше внимание может бесконечно долго путешествовать по всему изображению.

Но необходимо соблюдать главные правила композиции. И чем композиция оригинальнее, тем эффектнее будет выглядеть наша фотография. При этом абстрактное фото может нести не только определенный смысл, но и быть концептуальной. Выражая определенную концепцию мира автора.

Интересные публикации на сайте

Абстрактная фотография кажется чем-то неуловимым и сложным для описания определенным термином. Возможно, так случилось из-за абстрактной натуры идеи «абстракции» и закрепившихся неправильных представлениях об этом виде съемки.

Многие описывали данную тему со своей субъективной точки зрения и в этой статье я попытаюсь представить мою структуру работы с абстрактной съемкой. Она не будет ни верной, ни ошибочной, но ее можно применить к своим работам, процессу мышления и креативным идеям.

Что такое абстракция? На почве этого вопроса можно развести целую дискуссию. Фотографы навсегда привязаны к предметам, которые они снимают. Неразрывная связь с «реальностью» создает иллюзию того, что мы всегда видим перед собой фотографию чего-либо и это иногда задает тон снимка, либо же полностью портит его. Такой взгляд на фотографию полагается на то, чтобы увидеть объект в окружающем мире, полагаясь на их совместную связь.

В общих чертах, абстракция - это процесс, во время которого информация аккуратно удаляется, оставляя только очертания и ослабляя связь «объект-фотография». Например, возьмите лист бумаги и ручку, положите руку с пальцами врознь и обведите ее.

Теперь у вас есть только контур, модель руки без текстуры кожи, цвета, глубины формы и т.д. У нее даже нет отпечатков! Примерно так работает абстракция, мы отбрасываем часть информации и оставляем только то, что нам нужно. Контур, изображенный на скриншоте выше - это не обязательно моя рука. Таким образом, связь между субъектом и изображением теряется.

Абстрактные идеи сильнее обобщены, чем их исходные субъекты. Например, понятие «еда» более абстрактно, чем «фрукты», а «яблоко» - это уже конкретика. Может быть еще более детальный вариант - «зеленое яблоко». Таким образом осуществляется переход от абстракции к точному понятию.

Вы можете сказать: «Но на рисунке же ясно, что это рука. Как это может быть абстрактным изображением?». Это ловушка неверного понимания, в которую многие попадают. Изображения становятся абстрактными не потому, что перестают узнаваться. Это случается благодаря тому, что они передают не сам объект, а другие его качества - линии, текстуры, цвет, форму, узоры, ритм и т.д.

Способы создать абстрактную фотографию

Если абстракция отходит от определенных и конкретных вещей, как нам направить ее движение? Позвольте сказать, что все фотографии в какой-то мере абстрактны! Каждый раз, когда вы делаете снимок, вы направляете объектив на трехмерный мир и на выходе получаете двухмерную, плоскую картинку. Вы только что оставили одно измерение позади. Это один уровень абстрагирования, несмотря на то, что мы уже к нему привыкли.

Также, если взять цветную фотографию и конвертировать ее в черно-белый, вы отбросите сведения о цвете. Однако, истинное значение абстрактных фотографий идет намного глубже, чем упомянутые выше примеры.

Абстракция методом изоляции или исключения

Глядя на объект, вы можете увидеть возможность для создания абстрактной фотографии, так как некоторые участки могут содержать обособленные от самого предмета контрастные линии, текстуры, цвета, фигуру или форму. Это можно сделать либо во время съемки, либо при помощи кадрирования на этапе постобработки, чтобы изолировать нужные участки.

Снимок выше - один из видов абстракции, в которых основной объект, каким бы он ни был, отсекается. В итоге у нас осталось две сильные линии с острыми краями и интересная блестящая текстура. Это уже не фотография «чего-либо», а нечто, предоставленное как самостоятельная часть, отделенное от основного объекта и полностью полагающееся на линии, формы, узоры, текстуру, цвет, ритм и структуру.

Абстракции методом увеличения дистанции

По мере того, как мы отдаляемся от субъекта, информация теряется. Это может стать особенно заметно на больших расстояниях, например, при аэрофотосъемке, где видимость ухудшается по мере роста высоты.

Фотография выше - одна из работ моей серии Инфракрасные ландшафты (Infrared Earthscape). Я сделал их из окна самолета, когда летел из Провиденса в Солт-Лейк-Сити, используя камеру, способную снимать в инфракрасном свете. Похожие на текстуру детали состоят из огромных холмов, гор и долин. При этом всё выглядит крошечным, словно текстура кожи под микроскопом. Конечно, густое снежное покрытие тоже сыграло свою роль в процессе абстрагирования, убрав некоторые детали.

Абстракция методом сокращения дистанции

Когда мы очень близко подбираемся к некоторым субъектам, вещи, которые обычно малозаметны, могут проявиться как отделенные абстрактные детали. На снимке выше присутствуют толстые линии, исходящие из похожей на арку полосы, и черная обводка. Сам объект при этом становится нематериальным. Яркий сплошной оранжевый цвет еще больше подчеркивает абстрактность.

Абстракция в движении

Еще один способ отбрасывать информацию, создавая тем самым абстрактную фотографию - движение. Двигаться может сам субъект, фотограф, камера или все вместе. Это можно получить, например, перемещая камеру вверх во время съемки деревьев. Хотя это может исключить часть информации, деревья все еще остаются основным элементом, хотя и в более импрессионистичной манере. Я говорю о движении, которое в большей степени растворяет информацию, оставляя позади некоторые цвета, узоры и линии.

Снимок выше был сделан из двигающегося поезда поздним вечером, где-то между Провиденсом и Вашингтоном. Линии и цвета получились из-за движения поезда и моего преднамеренного вращения камеры.

Абстракция методом случайных узоров

Вы можете узнать или не узнать то, что представляет этот снимок - это не важно. Ключ в том, что я никак не контролировал создание этого узора. Единственным решением был момент, когда я нажал на кнопку спуска затвора. Я основывался не на том, что видел, а на своих ожиданиях, что камера должна запечатлеть узор в течении 5-6 секунд, какой бы формы он ни был. Во время процесса съемки я забраковал множество кадров, так как результат был мне не интересен по определенным причинам.

Абстракция методом перемен

Цвет и оттенки - важные элементы фотографии. Мы ожидаем получить определенную связь между разными участками снимка и их цветами. Эту ожидаемую структуру можно поменять либо на этапе постобработки, либо непосредственно во время съемки, создав совершенно другой вид абстрактной фотографии.

Снимок выше - еще одна работа из моей серии Инфракрасные ландшафты . Она сделана при помощи камеры, чувствительной к инфракрасному свету. Обычно такие фотографии имеют другие цвета в зависимости от того, как они взаимодействуют с инфракрасным светом и сенсором фотоаппарата. Я еще и самостоятельно изменил цвета, добавив сюрреалистичности. Результат -снимок безымянной местности, наполненный сложными для распознавания деталями. Текстура, узоры, линии и новый цвет стали структурными элементами, а не определенным местом на карте. Даже обычная инверсия может создать интересные абстрактные изображения из некоторых фотографий.

Выводы

Узнаваемости объекта нечего делать в абстрактной фотосъемке. Я считаю, что фундаментальное различие в том, представляет ли художник объект либо другую графическую структуру. Посмотрите на работы Аарона Сискинда (Aaron Siskind), на которых можно различить шелушащуюся краску или кучу камней. По мере быстрого исчезновения этой узнаваемости вы остаетесь с поверхностью фотографии и ее содержимым, отделенным от объекта. Еще один пример - фотография стены дома от Андре Кертеса (André Kertész), на которой четко видно, что перед нами здание, но нет никакого смысла на этом концентрироваться, ведь кадр полон разных геометрических фигур, создающих сильную структуру. Снимок вполне может иметь абстрактные качества или читаться разными способами.

Я изложил свой взгляд на создание абстрактных фотографий, предоставив вам почву для размышлений. Я использую такую же структуру, когда смотрю на абстрактные работы других фотографов. Вам этот подход может пригодиться для работы или понимания абстрактной съемки, а может быть бесполезным. В любом случае, я буду готов услышать ваши мнения в комментариях.

Ф отография давно уже достигла своей первоначальной цели: научиться фиксировать действительность. В наши дни, благодаря усовершенствованиям процесса, она умеет отражать и анализи­ровать все происходящее так, что предкам нашим показалось бы чудом. Многие фотографы, воспитанные на этом стремлении к предельному реализму и привыкшие считать, что чем меньше недоумения вызывает снимок, тем он лучше, с большим недоверием вступают в загадочную область абстрактной фотографии. Они считают, что абстрак­тной фотография быть не может, во всяком случае та фотография, которой они учились. Нужно повернуть в мозгу какой-то ключ, может быть даже гаеч­ный, чтобы заставить себя признать за беспредметным фотоснимком такое же право на существование, как и за добросовестным изображением при­вычной действительности. Но кто ключ повернет, тот, вероятно, в конце концов уйдет в абстрактную фото­графию, как уходит в нее все больше и больше фотографов, наслаждающихся там свободой от всего, что связывало и беспокоило их прежде.

«Фотографа-беспредметника , - говорит Эрнст Хаас, сам давно уже ушедший с головой в абстракционизм , - объект съемки совершенно не интересует: содержанием снимка является сам фотограф - его чувства, его реакция на видимый мир. Свои чувства он и вы­ражает в красках и формах». Добавим к его словам, что для выражения чувств можно избирать какие угодно пути. Можно прибегать к хитроумному использованию специальных объективов и сложным манипуляциям в лаборатории, оборудованной по последнему слову фототехники, можно работать со стандартным оборудованием, а можно вообще отказаться от фотоаппарата.

Ласло Мохой-Надь - венгерский теоретик фото- и киноискусства

Абстрактная фотография , несмотря на свою видимую авангардность, дело не новое. Собственно говоря, она больше чем на сто лет старше фотоаппарата: еще в 1720-х годах немецкий ученый Иоганн Шульце, экспериментируя со светочувствительными смесями солей серебра, накрывал их трафаретами с вырезанными словами и подвергал действию света.

Отцами современной абстрактной фотографии обычно считают двух художников-фотографов: в Париже ею занимался американец Ман Рей, в Берлине - венгр Ласло Моголи Надь. В 1920-х годах в их экспериментах фигу­рировали такие не забытые поныне приемы, как теневые снимки, много­кратная экспозиция, фотомонтаж и соляризация; они стремились изучить «чистое» действие света в пространстве, считая это основной задачей фотографии.

Менее известна новаторская работа, которую несколько лет спустя проделал в Англии американец Элвин Лэнгдон Коберн.

Вдохновившись картинами художников-абстракционистов XX века, Коберн высказывал свои взгляды в печати: «Почему бы фотографии не сбросить оковы изобразительности и не испробовать свежий, неиспытанный подход? Почему, спрашиваю я совер­шенно серьезно, мы обязаны привычно и дальше делать только такие снимочки, которые удобно классифицировать как портретную, пейзажную и жанровую фотографию? Подумайте только, как радостно будет создать нечто, клас­сификации не поддающееся, нельзя даже будет опознать где верх, а где низ фотоснимка!»

Но интерес к абстрактной фотографии, пробудившийся после Первой мировой войны, бысто заглох в суматохе 1920-х годов. Пробудился он вновь уже после Второй мировой войны. Как и в первый раз, окрашенное цинизмом разочаро­вание в общей системе ценностей при­вело к пересмотру установившихся в искусстве канонов. «Центр тяжести изображения переместился с того, как мир выглядит, на то, каким мы его вос­принимаем и как мы его понимаем», - говорил Аарон Зискинд в 1950-х годах. Поначалу новые абстракционисты, как в свое время их предшественники, натол­кнулись на сопротивление и со стороны других фотографов, и со стороны массового зрителя. В 1951 году из­вестный фотограф Бернис Эббот писала с едкой иронией: «Подражание абстрак­ционизму в живописи, фотографиро­вание элементов формы как таковых, означает, по-моему, гибель фото­графии». Даже десятилетие спустя, маститый критик Хельмут Гернсхейм отказывал беспредметной фотографии в праве на существование, видя в ней лишь «отрицание самой сути фотографии, короче говоря - ее самоубийство».

Теперь в абстрактной фотографии видят новую форму фотоискусства.

Эта перемена произошла отчасти из-за того, что реализм слишком уж хорошо справился со своей задачей. Изобра­жение как средство передачи идей почти вытеснило слово: мы так привыкли к броским, динамичным изображениям в журналах, газетах, плакатах, рекла­мах, кино и телевидении, что научились без труда отделять, то есть абстра­гировать, идею от воплощающего ее конкретного изображения. Поэтому появление уже абстрагированных картин никого не удивляет.

Признанная теперь и критикой,и массовым зрителем абстрактная фото­графия выходит на широкую дорогу.

К почтенному числу профессиональных фотографов , годами работающих в этой области, прибавляется в несметных количествах молодежь, которой вообще нет дела до канонов и традиций фото­графии: в фотоаппарате они видят ин­струмент, а в фотобумаге - полотно. Такие фотографы не признают никаких ограничений творческого процесса, никаких жестких рамок и решительно отказываются подчиняться тому, что заслуженный мастер фотографии Майнор Уайт назвал однажды «тиранией зримых фактов».