23.09.2019

В чем выражается распорядительная форма координации. Методологические основы менеджмента


Распорядительное воздействие направляется на контроль и регулирование деятельности организации посредством:

  • * приказов,
  • * распоряжений,
  • * постановлений,
  • * указаний,
  • * инструктажей,
  • * команды,
  • * рекомендации и др.

Распорядительные методы реализуются в форме: приказа, постановления, распоряжения, инструктажа, команды, рекомендации. Управление организацией в целом осуществляется на основе правовых норм, которые касаются организационных, имущественных, трудовых и иных отношений.

Методы распорядительного воздействия отражают динамику процесса управления и представляют собой текущее распорядительство. Оно направлено на решение многочисленных вопросов оперативного характера, возникающее в процессе управления.

Распорядительные методы предполагают прямое воздействие на управляемый объект через приказы и распоряжения, установление ответственности, инструктаж сотрудников, координацию работ и контроль исполнения.

При распорядительных методах (приказ, распоряжение, инструктаж) указываются конкретные исполнители и сроки выполнения.

Приказ - является наиболее категоричной формой распорядительного воздействия является. Он обязывает подчинённых точно выполнить принятое решение в установленные сроки, а его неисполнение влечёт за собой соответствующую санкцию (наказание).

Распоряжение выступает в качестве второго основного вида распорядительного воздействия. Оно обязательно для исполнения в пределах конкретной функции управления и структурного подразделения. Отличие распоряжения от приказа заключается в том, что оно не охватывает все функции предприятия и обычно подписывается заместителями руководителя предприятия.

Указания и инструкции являются локальным видом организационного воздействия и чаще всего направлены на оперативное регулирование управленческого процесса в короткие сроки и для ограниченного числа сотрудников. Если указания или инструкции даются в устной форме, то они нуждаются в чётком контроле исполнения или должны быть основой высокого доверия в схеме отношений "руководитель-подчинённый".

Инструктирование и координация работы -- это методы руководства, основанные на передаче подчинённому правил выполнения трудовых операций.

Наставление -- метод однократного применения со стороны руководителя, когда он пытается, аргументировано объяснить целесообразность трудового задания для подчинённого. В случае отказа повторная попытка нецелесообразна, т.к. приведёт к потере авторитета руководителя.

Дисциплинарная ответственность и взыскания применяются в случае нарушения трудового законодательства, когда имеет место дисциплинарный проступок, под которым понимается противоправное неисполнение или ненадлежащее исполнение трудовых обязанностей работником. Для привлечения работника к дисциплинарной ответственности необходимо наличие трёх условий:

  • а) неисполнение или ненадлежащее исполнение трудовых (служебных) обязанностей;
  • б) противоправные действия или бездействие работника;
  • в) нарушение правовых норм по вине работника.

Дисциплинарные взыскания налагаются руководителем предприятия, а также другими должностными лицами, которым делегированы в установленном законном порядке соответствующие права. Право налагать дисциплинарные взыскания могут иметь начальники цехов, руководители отделов и служб, руководители самостоятельных структурных подразделений, начальники участков. Увольнение могут осуществлять только руководители предприятия, руководители же структурных подразделений могут ходатайствовать о применении этих взысканий.

За проступки в сфере трудовых правоотношений могут также применяться наказания, которые по своему статусу не являются дисциплинарными взысканиями и которые могут применяться одновременно с дисциплинарными взысканиями. К таким мерам можно отнести лишение провинившегося сотрудника премий, предусмотренных Положением об оплате труда. Руководство организации вправе лишить провинившегося работника вознаграждения по итогам за год, не предоставлять ему льготные путёвки в санатории и дома отдыха, перенести очередь на получение жилой площади. В ряде случаев допускается одновременное наложение административного и дисциплинарного взыскания. Так, работник за появление на работе в нетрезвом виде может быть подвергнут мерам дисциплинарного наказания или уволен.

Итак, организационно-распорядительные методы являются необходимым условием создания и функционирования организации. Это связано с необходимостью формализации отношений, функций, связей, процедур и т. п., без чего невозможна как регистрация предприятий, так и построение системы управления, ее функционирование.

С переходом России на рыночные рельсы управления экономикой роль этих методов в процессе управления организацией изменилась: из основных в системе управления они перешли в разряд обеспечивающих, уступив место социально-психологическим и экономическим методам.

Организационно-распорядительные методы управления ориентированы на осознание необходимости дисциплины труда, подчинение закону, старшему по должности и т.п. С помощью административных методов определяются права, обязанности и ответственность коллективов и отдельных работников; их взаимосвязи в процессе производства и управления; координация действий; оценка их эффективности и т.д.

Организационно-распорядительные методы отличает прямой характер воздействия: любой регламентирующий или другой административный акт подлежит обязательному выполнению. Это требует принятия научно обоснованного решения и использования действенной системы контроля за исполнением приказов, распоряжений.

Это методы прямого воздействия, носящие директивный, обязательный характер. Они основаны на дисциплине, ответственности, власти, принуждении.

К числу организационных методов относят: - организационное проектирование, - регламентирование, - нормирование.

При этом не указываются конкретные лица и конкретные даты исполнения.

При распорядительных методах (приказ, распоряжение, инструктаж) указываются конкретные исполнители и сроки выполнения.

Организационные методы основаны на типовых ситуациях, а распорядительные относятся большей частью к конкретным ситуациям. Обычно распорядительные методы основываются на организационных.

Сущность организационного регламентирования состоит в установлении правил, обязательных для выполнения и определяющих содержание и порядок организационной деятельности (положение о предприятии, устав фирмы, внутрифирменные стандарты, положения, инструкции, правила планирования, учета и т.д.).

Организационное нормирование включает нормы и нормативы расходов ресурсов в процессе деятельности фирмы.

Регламентирование и нормирование являются базой организационного проектирования новых и действующих фирм.

Распорядительные методы реализуются в форме: - приказа, - постановления, - распоряжения, - инструктажа, - команды, - рекомендации.

Управление производством осуществляется на основе правовых норм, которые касаются организационных, имущественных, трудовых и иных отношений в процессе производства.

Применение только властной мотивации не позволяет полностью мобилизовать творческую активность коллектива и его отдельных членов на решение стоящих перед ними задач. Для достижения максимального эффекта необходимо использовать методы, ориентированные на материальные и моральные мотивы.

Тема 8. Функции управления. Планирование в менеджменте

Ф ункции управления

Общие функции управления: планирование, организация, мотивация, и контроль.

В российском менеджменте на государственных предприятиях - планирование, организация, стимулирование и контроль.

Основные функции планирование, организация, координация, регулирование, контроль, мотивация.

Планирование включает набор целей предприятия и подразделений, а так же определяет средства для их достижения, учитывая специфику будущего окружения, в котором, как предполагается, будут реализовываться запланированные решения и действия. Функция планирования выполняет следующие виды действий:

    Выбор надлежащего образа действия из будущих альтернатив как для предприятия в целом, так и для каждого его подразделения;

    Выбор цели, к которой будет стремиться предприятие;

    Постановка задач перед подразделениями;

    Определение рационального пути к достижению этих задач и целей.

Функция планирования имеет 4 важные цели: 1) устранить отрицательные эффекты, неопределенности и изменения; 2) сосредоточить внимание на главных задачах; 3) добиться экономического функционирования; 4) обеспечить контроль.

Организация - это процесс упорядочения технических, экономических, социальных и организационных подсистем на всех иерархических уровнях, а так же формирование и поддержание на требуемом уровне управляющей подсистемы.

Функция организации реализуется на основе следующих принципов: специализации, пропорциональности, параллельности, прямоточности, непрерывность и ритмичность.

Принцип пропорциональности заключается в соблюдении отдельных пропорций между различными частями аппарата управления, с тем, чтобы все функции выполнялись своевременно, гармонично, без возникновения узких мест.

Принцип параллельности предъявляет требования параллельного выполнения операций трудового процесса работниками аппарата управления с целью сокращения длительности цикла работ и отдельных процедур.

Принцип прямоточности состоит в рациональной организации трудовых процессов в аппарате управления, что достигается определением кратчайшего пути движения информации или документации от места возникновении до места использования.

Принцип непрерывности требует сведения до минимума всякого рода технологических перерывов процесса управленческого труда.

Принцип ритмичности предъявляет требования к аппарату управления для обеспечения равномерности работы всех его звеньев, подчинения единому ритму, подчинение всего трудового процесса определенному планомерному режиму, устанавливаемому плановыми и техническими документами.

Координация - это основа управления, так как достижение гармонии отдельных усилий, направленных на достижение целей, является главной задачей управления. Принципы, обеспечивающие осуществление функции координации, это рациональность (заключается в установлении продуманных связей между элементами координируемой системы), надежности (предполагает обеспечение наибольшей достоверности и надежности информации, используемой в процессе координации всей деятельности в системе управления), принцип четкости и оперативности (состоят в обеспечение четкости и быстроты реализации каждого элемента системы управления на сигналы прямой и обратной связи).

Этапы и стадии развития процесса управления.

Процесс управления предприятием был впервые разделен на этапы Анри Файолем в 1914 г. и в настоящее время включает следующие основные стадии: планирование, организация, руководство и контроль.

Планирование на предприятии необходимо для того, чтобы сформировать основные цели и определить пути их достижения, организация – оптимально распределить работу среди подчиненных, руководство – создать условия и желания у людей для совместной работы по достижению целей компании, а контроль – оценить реальность поставленных целей и выяснить, каких результатов предприятие смогло достичь. Таким образом, процесс управления предприятием подразумевает, что функции контроля и планирования взаимосвязаны – благодаря контролю пересматриваются цели организации (рис 1).

Рис 1. Процесс управления предприятием

Контроль деятельности предприятия должен осуществляется посредством выявления отклонений между фактическими показателями и плановыми. Формирование плановых показателей деятельности предприятия – это основная функция бюджетирования (бюджетного планирования). Бюджет – это детализированный план деятельности предприятия, а контроль деятельности предприятия, по сути, представляет собой контроль исполнения бюджета.

Опыт внедрения системы контроля на ряде предприятий Волгоградской области позволяет заключить, что процесс контроля деятельности предприятия должен включать следующие этапы:

1. Определение ответственных за исполнение статей бюджета предприятия. Практика показала, что привлечение всех сотрудников предприятия для контроля за деятельностью предприятия является нецелесообразным. Достаточно закрепить за основными статьями расходов и доходов предприятия ответственных, которые и будут анализировать динамику отклонений;

2. Формирование набора индикаторов для анализа деятельности предприятия. Контроль каждой цифры бюджета может потребовать не только больших затрат предприятия, но и окажется неэффективным, поэтому для контроля деятельности предприятия необходимо использовать ряд индикаторов, посредством которых будут наглядно прослеживаться все благоприятные и неблагоприятные изменения происходящие на предприятии.

3. Подбор необходимой информации о финансово-хозяйственной деятельности предприятия и представление ее в удобной для анализа форме;

4. Определение отклонения факта от плана путем сравнения соответствующих показателей. Отклонения различают следующие: абсолютные, относительные, селективные, кумулятивные, отклонения во временном размере;

5. Анализ отклонений и выявление причины их возникновения. Все причины можно разделить на две группы:

Внешние и внутренние факторы деятельности предприятия: (например, изменения положения предприятия на рынке, увеличение цен на сырье или энергоносители, вынужденные простои предприятия, форс-мажор и прочее);

Использование в процессе планирования или анализа некорректных данных (умышленное или связанное с некомпетентностью);

6. Принятие решения о корректировке бюджета или ужесточении за контролем его исполнения (рис 2).

Рис 2. Схема анализа отклонений

Правильно организованный контроль позволяет не только своевременно обнаружить недостатки в деятельности предприятия, но и вовремя принять меры к их устранению. Четкое следование вышеперечисленным этапам позволяет правильно организовать систему контроля деятельности предприятия. Контроль направлен на постоянное совершенствование деятельности предприятия, что является необходимостью современных предприятий.

Разработка бизнес-плана с использованием методов сетевого планирования и управления (СПУ)

Графики Ганта - прочерки во времени операции.

Метод Перт - метод оценки надежности, СПУ

В методе СПУ основное: параллельность работ (множество вариантов действия). Применяются в строительстве, ракетной промышленности, в крупных производственных компаниях, разработках бизнес-планов, сборка и демонтаж зданий

В сетевом графике можно подогнать весь комплекс работ под директивный срок, увеличив ресурсы (трудовые, финансовые и т.д.). СПУ появились в середине 20 вв. Сетевая модель - комплекс всех ожидаемых взаимосвязанных работ. Сетевая модель, связанная с директивным периодом, преобразуется в сетевой график. Прямая работа (ΟΟ), - нормируется в различных ресурсах; Событие (Ο); Фиктивная работа (Ο- -)- не нормируется, 0, но без нее не возможно продолжить дальше работу.

Правило Ландоу: РНПР - раннее начало последующей работы; ПОПР - позднее окончание предшествующей работы. ПОПР-РНПР=Р (резерв времени).

Р=0 - событие выходит на критический путь(максимальный по продолжительности путь, который не позволяет срывать работу. К одному событию ведет одна прямая и сколько угодно фиктивных.

Применение сетевых матриц в процессе управления дает возможность представить этот процесс в наглядной форме, а так же выявить особенности ситуации, структуру необходимых работ и приемлемые средства и методы их выполнения, проанализировать взаимосвязи между исполнителями и работой, подготовить научно обоснованный скоординированный план выполнения всего комплекса работ по решению поставленной задачи. Такой план, основанный на анализе сетевой матрицы и определении критических работ, дает возможность перераспределять ресурсы для более эффективного их использования. Появляется так же возможность быстро обрабатывать при помощи средств вычислительной техники большие массивы отчетных данных и обеспечивать руководство фирмы своевременной и исчерпывающей информацией о фактическом состоянии работ, облегчающей корректировку принятых решений, прогнозировать ход выполнения работ на критическом пути и концентрировать на них внимание менеджеров различных уровней. Сетевая матрица решений представляет собой графическое изображение процесса менеджмента, где все операции, выполнение которых необходимо для достижения конечной цели, показаны в определенной технологической последовательности и взаимозависимости.

Для построения сетевого графика необходимо в технологической последовательности установить, какие работы должны быть завершены до начала данной работы, какие начаты после завершения данной работы, какие требуется выполнить одновременно с выполнением данной работы.

При кодировании сетевых моделей необходимо учитывать следующее: все события имеют самостоятельные номера; кодируются числами натурального ряда (без пропусков), номер последующего события присваиваются после присвоения номеров предшествующим событиям; стрелка (работа) должна быть всегда направлена от события с меньшим номером к событию с большим номером.

Макет американской версии бизнес плана.

В управлении торгово-хозяйственной деятельностью предприятий наряду с экономическими методами важную роль играют методы организационно-распорядительного воздействия. На их основе обеспечивается четкое распределение обязанностей в аппарате управления, соблюдение правовых норм и полномочий в решении вопросов хозяйственной деятельности, а также применение мер принуждения и дисциплинарной ответственности. Так, с помощью организационно-распорядительных методов достигается поддержание организованности в работе и высокой дисциплины труда, осуществляется координирование трудовых усилий работников путем прямого (административного) побуждения их к действию, а также контроль за работой предприятий, организаций и отдельных работников.

Применение организационно-распорядительных воздействий должно исключать субъективизм и увлечение администрированием. Иначе говоря, руководитель, работники аппарата управления, решая разнообразные вопросы хозяйственной и иной деятельности, не должны полагаться только на силу распоряжений и приказов.

Организационно-распорядительные методы находят широкое применение в управлении текущими делами. Они тесно связаны с другими методами. Так, выполнение плановых заданий обеспечивается в результате организационно-распорядительного воздействия аппарата управления на коллективы людей. Структура данной группы методов показана на рис. 5.

Организационно-распорядительные методы управления

Организационные методы

управления

Распорядительные

методы управления

Организационное регламентирование

Организационное нормирование

Организационное стимулирование

Текущее распорядительство

Форма их воздействия на

объект управления

Форма распорядительства

Законодательство

Правила внутреннего распорядка

Внедрение бригадной формы организации труда

Постановления, приказы, распоряжения

Уставы кооперативных организаций

Нормы и нормативы

Перемещение в должности

Инструктирование

Другие регламентирующие документы

Технологические схемы и графики

Расширение прав и функций

Указания, разъяснения

Рассмотрим содержание организационно-распорядительных методов управления.

Методы организационного воздействия базируются на применении в практике управления законодательства, соблюдения требований уставов кооперативных организаций и различных организационных статусов, вытекающих из действующей структуры управления и принятого разделения функций управления, утвержденных положений о структурных подразделениях, а также различного рода нормативов.

Методы организационного воздействия отражают статику управления, т.е. организационные аспекты системы. Действенность этих методов проявляется в наибольшей степени в период создания новых организаций и предприятий, а также в ходе их реорганизации.

В процессе текущего управления методы организационного воздействия используются и как организационное стимулирование, которое включает: перемещение в должности, наделение работников дополнительными правами, предоставление им большей самостоятельности в работе и другие виды стимулирования.

Повышение в должности является одним из эффективных средств воздействия на работников, налагающих на них ответственность хорошо трудиться и вызывающих чувство долга за оказанное доверие. Понижение в должности работника также во многих случаях служит действенным стимулятором, обязывающим его улучшить работу.

Расширение прав и самостоятельности оказывает организующее воздействие на работников, если оно вызвано объективной необходимостью.

Таким образом, методы организационного воздействия обеспечивают, прежде всего, регламентирование организационных основ управления. На предприятиях оно заключается в соблюдении различных правовых и других административных актов и требований уставов. Методы организационного воздействия представляют собой и форму организационного нормирования, предполагающую разработку различных нормативов, используемых в системе управления, - правил внутреннего распорядка предприятий, организаций, нормативов времени на выполнение отдельных управленческих работ и т.д.

Совокупность организационных регламентов вносит порядок в деятельность предприятия, который в значительной мере зависит от того, насколько эффективно осуществляется распорядительное воздействие, дополняющее организационное регламентирование.

Методы распорядительного воздействия отражают динамику процесса управления и представляют собой текущее распорядительство. Оно направлено на решение многообразных вопросов оперативного характера, возникающих в процессе управления.

Распорядительное воздействие совершается путем отдачи приказов и распоряжений, постановки задач, установления ответственности, инструктажа подчиненных, координации работ и контроля за их исполнением.

Приказы и распоряжения могут быть устными или письменными. Это зависит от важности задачи, условий деятельности и других факторов. Но существуют общие рекомендации этой формы распорядительства. Приказы необходимо отдавать в четкой краткой форме. Во многих случаях приказ целесообразно излагать в виде просьбы. Следует стремиться больше учить, чем приказывать. Основные требования, предъявляемые к распоряжениям, состоят в следующем: распоряжения должны быть понятными и объективными; они не должны наносить ущерб авторитету руководителя среди подчиненных; распоряжения следует отдавать с учетом индивидуальных качеств работников; распоряжения приносят большую пользу, если они развивают инициативу и самостоятельность у подчиненных; степень детализации распоряжения зависит от сложившихся условий и способностей работников.

Прежде чем ставить задачу подчиненным, руководитель сам должен хорошо усвоить суть и цель этой задачи. Если ее выполняют многие работники, каждый из них также должен знать основную цель задания.

Возложение ответственности - один из компонентов распорядительства. Возлагая ответственность на работника, руководитель должен точно сформулировать порученное ему дело, указать, за что он отвечает и кому подчинен по данному вопросу.

Инструктаж подчиненных должен включать подробное разъяснение порядка выполнения работы, разделение ее между участниками, назначение ответственного за выполнение работы.

Координация и контроль работы предполагают непрерывный учет, сравнение результатов и правильную расстановку работников. Последнее особенно важно, так как зачастую работник оказывается плохим только потому, что ему поручили не его дело.

Контроль за работой может быть гласным, открытым и негласным. В потребительской кооперации методы организационно-распорядительного воздействия реализуются руководителями, функциональными подразделениями аппарата управления, прежде всего организационно-инструкторским аппаратом, выполняющим функции организационно-массовой и воспитательной работы среди пайщиков и работников кооперативных предприятий и организаций.

В кооперативных организациях согласно их отзывам решение важнейших вопросов хозяйственной деятельности и управление всеми делами осуществляются демократическим путем - коллегиальными органами управления: общими собраниями (собраниями уполномоченных) и правлениями.

Коллегиальный метод руководства требует высокого уровня организации работы органов управления. В связи с этим вопросы рационального проведения заседаний правлений и собраний являются одним из путей повышения эффективности управления кооперативным хозяйством.

Проведение заседаний правления, собраний пайщиков (уполномоченных) и производственных собраний работников предприятий, объединений кооперативных организаций имеет определенные различия и в тоже время ряд общих элементов. Так, на заседаниях правлений осуществляется коллегиальное решение вопросов управления торгово-хозяйственной (заготовительной, производственной) деятельностью. Стиль и форма обсуждения вопросов, выносимых на рассмотрение правления, носят профессионально-деловой характер. На собраниях обсуждаются основные итоги деятельности кооператива и принимаются наказы правлению, отражающие интересы пайщиков. На производственных собраниях коллективов обсуждаются задачи развития кооперативного хозяйства и пути повышения его эффективности, намечаются меры по устранению недостатков в работе.

Рациональная организация проведения заседаний включает следующие вопросы: планирование сроков их проведения, определение целей и задач, порядок ведения и технику управления ими.

Планирование работы заседаний правлений позволяет систематически рассматривать без дублирования различные вопросы деятельности кооператива, вносит порядок и организованность в работе. При подготовке к ним необходимо заранее разрабатывать проект постановления по решаемому перечню вопросов, провести предварительные консультации и обмен мнениями с членами правления.

Повестка дня заседания должна рассылаться членам правления и другим лицам заранее, не менее чем за 5 дней до начала заседания. К ней рекомендуется прилагать справочные материалы по рассматриваемым вопросам, а также проекты постановлений. Проекты постановлений должны быть тщательно подготовленными. Предложения, содержащиеся в них, следует предварительно согласовывать с членами правления и руководителями подразделений аппарата управления кооператива. Для обоснования предложения составляется объяснительная записка.

Необходимо также обеспечить ряд определенных организационных мер: подготовить помещение и организовать техническое обслуживание.

Заседание правления следует проводить по утвержденному регламенту, несоблюдение его ведет к излишней трате времени. Рациональный порядок ведения их немыслим также без тщательной подготовки председателя к ведению заседания. Готовясь к заседанию, он должен выработать определенную тактику его ведения. Она включает: предложение порядка обсуждения вопросов, изложение собственной точки зрения, методы активизации участников, умение анализировать предложения, гасить возникающие конфликты и поддерживать регламент обсуждения вопросов.

Организационно-распоря-дительные методы реализуются посредством организационных регламентов, норм, нормативов, инструкций, приказов, распоряжений, указаний, дисциплинарных воздействий и взысканий.

Виды методов:

Организационного воздействия;

Распорядительного воздействия;

Дисциплинарного воздействия.

К методам организационного воздействия относятся:

1. Регламентирование – это разработка и введение в действие организационных положений, обязательных для исполнения в течение определенного периода. При этом различают общеорганизационное, функциональное и должностное регламентирование.

Общеорганизационное регламентирование – это положения, определяющие организационную особенность и порядок функционирования социально-экономической системы в целом. Примером такого положения является устав предприятия.

Функциональное регламентирование – это разработка положений, предусматривающих внутренний порядок, организационный статус различных звеньев, их задачи, функции и т. д.

Должностное регламентирование – это определение штатов и должностных инструкций, в которых устанавливаются задачи, полномочия и ответственность должностных лиц, основания и требования к замещению управленческих должностей.

2. Нормирование – это установление норм и нормативов, которые служат ориентировкой в деятельности, устанавливают ее границы по верхним и нижним пределам.

3. Инструктирование – это ознакомление сотрудников с условиями работы, возможными проблемами, предостережение их от повторяющихся ошибок, советы по выполнению отдельных видов работ и т.д. Инструктирование может осуществляться путем личных контактов, коллективно, посредством телефона и т. д.

Методы распорядительного воздействия направлены на обеспечение слаженной работы аппарата управления, на поддержание системы в заданном режиме работы в процессе текущей деятельности. Основные формы распорядительного воздействия: приказы и распоряжения. Приказы и распоряжения содержат требования к работе, обязательные к исполнению. Приказы на предприятии издает директор, распоряжения – руководители структурных подразделений. Распорядительное воздействие требует контроля и проверки исполнения, которое должно быть четко организовано на предприятии. С этой целью оно устанавливает единый порядок учета, регистрации и контроля за выполнением приказов, распоряжений и указаний.



Методы дисциплинарного воздействия – это установление ответственности за выполнение обязанностей и мер по ее поддержанию. При этом выделяют личную, коллективную, материальную, моральную и служебную ответственность. Меры дисциплинарного воздействия предусматриваются в Трудовом кодексе РБ и правилах внутреннего распорядка предприятия

13 Стили управления .

Под стилем управления понимается система методов, приемов и форм деятельности всех управленческих работников в связи с осуществлением их функций. Его элементами являются: стиль руководства, стиль подчинения, стиль соподчинения.

Стиль руководства - это качественная характеристика деятельности руководителя, способов его воздействия на исполнителей.

Стиль подчинения представляет собой совокупность методов и приемов деятельности работников, связанных с выполнением задач, поставленных руководителем.

Стиль соподчинения есть совокупность способов взаимодействия работников управления одного уровня, решающих общую задачу.

В зависимости от объекта приложения стили могут быть общими, групповыми или индивидуальными.

По форме стиль руководства может быть деловым (рациональным), бюрократическим, попустительским.

По способу передачи распоряжений выделяют побуждающий, убеждающийпринуждающий стили. .

Основные стили руководства

1) централизация всей власти в руках руководителя и принятие им единоличных решений, которые впоследствии навязываются исполнителям;

2) дистанцирование его от подчиненных и преобладание между ними официальных отношений;

3) отдача исполнителям в приказной форме распоряжений без объяснения их связи с общими целями и задачами организации;

4) широкое использование администрирования, наказаний.

В результате в организации (подразделении) формируется неблагоприятный морально-психологический климат и создается почва для развития производственных конфликтов.

Автократический стиль предполагает, что его черты выражены максимально ярко.

Руководитель рассматривает подчиненных как «говорящие орудия», держит «в ежовых рукавицах», наказывает за любые провинности, игнорирует их проблемы и саму личность.

Авторитарный стиль за счет сосредоточения всей полноты власти в руках руководителя обеспечивает максимальную производительность при выполнении простых видов деятельности, позволяет быстро стабилизировать сложную ситуацию. Но он не формирует внутренней заинтересованности исполнителей к труду, ибо излишние дисциплинарные меры вызывают в человеке страх и злость, подавляют инициативу

Применение такого стиля эффективно тогда, когда подчиненные полностью находятся во власти руководителя, например на военной службе,

2стильДемократический стиль, который называют еще кооперативным, применяют уверенные в себе руководители, доверяющие подчиненным, контролирующие не их, а результаты.

Партисипативная предполагает, что руководители полностью доверяют подчиненным во всех вопросах (и тогда они отвечают тем же), всегда их выслушивают, используют все конструктивные предложения; в условиях же консультативной формы привлекают множество людей к постановке целей и контролю над их исполнением.

3стильТам же, где речь идет о необходимости стимулирования творческого подхода исполнителей к решению поставленных задач, наиболее предпочтителен либеральный стиль руководства.

Его суть состоит в том, что руководитель ставит перед исполнителями проблему, создает необходимые для их работы условия, определяет ее правила, рамки самостоятельности, обеспечивает информацией, поддерживает благоприятную атмосферу

Подчиненные самостоятельно принимают на основе обсуждения решения и ищут пути их реализации. Руководитель же выполняет функции консультанта, арбитра, эксперта, оценивает полученные результаты, награждает за успехи.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

ВВЕДЕНИЕ

В менеджменте существует очень большое разнообразие методов управления и их классификаций. Наиболее широкое распространение получила классификация методов управления в зависимости от их содержания, направленности и организационной формы, что отражает административное, экономическое и социальное воздействие на управляемую систему.

Метод управления - совокупность приемов и способов воздействия субъекта управления на управляемый объект для достижения определенных целей. Методы управления многообразны, но их воздействие на персонал предприятия в целом и на каждого отдельного работника опосредовано мотивацией.

Методы делятся на три основные группы: экономические, организационно-распорядительные (административные) и социально-психологические. Направленность методов управления ориентирована на систему (объект) управления. Это может быть как предприятие в целом, так и отдельное его подразделение (отдел, цех, департамент и т.п.). Также это может быть функция предприятия (производство, маркетинг, инновация, финансы, информация) либо функция менеджмента (планирование, организация, мотивация и контроль).

Методы управления, или воздействия, в процессе управления являются важным разделом в менеджменте. Среди них основными являются организационно-распорядительные, или организационно-административные, экономические и социально-психологические.

Данная курсовая работа посвящена раскрытию сущности организационно-распорядительных методов управления.

Организационно-распорядительные методы управления базируются на властной мотивации, основанной на подчинении закону, правопорядку, старшему по должности и т.п. В управлении эта мотивация играет весьма существенную роль. Она предполагает не только соблюдение законов и нормативных актов, принятых на государственном уровне, но и четкое определение прав и обязанностей руководителей и подчиненных, при котором распоряжение руководителя обязательно для исполнения подчиненными. .

Актуальность изучаемого вопроса состоит в том, что иногда в организации можно наблюдать картину, когда многие благие начинания руководителя терпят неудачу именно потому, что цели их разработчика не совпадают с желаниями людей, которым по долгу службы и предстоит все это внедрять непосредственно в практику. Вообще управления, прежде всего, заключается в том, чтобы цели, выдвинутые руководителем, были восприняты подчиненными как свои, породили у них желание непременно воплотить в жизнь все задуманное. Для осуществления задуманных целей необходимо найти рациональные методы управления.

Цель данной работы: анализ организационно-распорядительных методов управления, оценка их эффективности и совершенствование этих методов в действующем производстве.

Объект исследования : процесс и методы управления на предприятии ОАО «Светлогорский ЦКК».

Задачи исследования:

1. Исследование теоретических основ управления. Определение сущности организационно-распорядительных методов управления.

2. Краткая характеристика предприятия ОАО «Светлогорский ЦКК»

3. Анализ организационно-распорядительных методов управления, применяемых в ОАО «Светлогорский ЦКК».

При написании курсовой работы применены общенаучные методы. Метод анализа и наблюдения. В изучении темы были использованы труды авторов, исследователей в области управления персоналом.

1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИОННО-РАСПОРЯДИТЕЛЬНЫХ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ

1.1 Понятие организационно-распорядительных методов управления, их классификация

Организационно-распорядительные методы создают необходимые условия для функционирования организации. Посредством их создаются трудовые коллективы, формируются организационные структуры управления, упорядочиваются производственный и управленческий процессы. Они формируют работоспособную систему управления, которая адаптируется и изменяет внешнюю и внутреннюю среды предприятия, сохраняя саму себя; имеет механизмы, обеспечивающие развитие и самоорганизацию.

Следует различать организационно-распорядительные и административно-распорядительные методы. В основе организационно-распорядительных методов лежат общие законы организации, а в основе административно-распорядительных - законы власти.

С помощью организационно-распорядительных методов реализуются все другие методы: экономические, административные и социально-психологические. Организационные методы представляют собой организационную форму всех прочих методов менеджмента.

Организационно-распорядительные методы (ОРМ) реализуются посредством организационных регламентов, норм, нормативов, инструкций, приказов, распоряжений, указаний, дисциплинарных воздействий и взысканий. Они классифицируются по специфике рычагов организационного воздействия. В зависимости от роли в процессе управления выделяют три группы организационно-распорядительных методов (методов воздействия):

1. Организационные методы.

2. Распорядительные методы.

3. Дисциплинарные методы.

Методы организационного воздействия занимают центральноеместо. Их основное содержание заключается в установлении состава элементов системы и устойчивых организационных связей между ними. К ним относятся:

1. Организационное регламентирование - это разработка и введение в действие организационных положений, обязательных для исполнения в течение определенного периода (штатное расписание, правила внутреннего трудового распорядка). С помощью организационных регламентов устанавливаются статус, цели, задачи, полномочия, ответственность, правила функционирования и критерии оценки деятельности объектов регламентирования: предприятия, структурного подразделения, должностного лица, управленческого процесса. По этому признаку выделяют общеорганизационное, функциональное и должностное регламентирование, а также регламенты управленческих процессов и отношений. .

В качестве объекта регламентирования могут выступать:

а) организация в целом (основные регламентирующие документы - устав организации и (или) учредительный договор);

б) структурное подразделение (основной регламентирующий документ - положение о подразделении);

в) должность в аппарате управления (основной регламентирующий документ - должностная инструкция);

г) отношения между организацией и персоналом (в качестве регламентирующих документов выступают трудовые контракты и соглашения, правила приема на работу и увольнения);

д) технология выполнения управленческих работ (регламентирующими документами являются схемы документооборота в организации и структурном подразделении, технологический паспорт на операцию, процедуры управленческих процессов и т. д.).

Общеорганизационные регламенты - это положения, определяющие организационные особенности и порядок функционирования предприятия в целом. Например, устав предприятия и учредительный договор.

Функциональное регламентирование заключается в разработке положений, предусматривающих внутренний порядок, организационный статус различных звеньев, их цели, задачи, функции, взаимоотношения с другими подразделениями. К функциональным регламентам относятся положения об отделах и службах предприятия.

Должностное регламентирование - это определение штатов и должностных инструкций, в которых устанавливаются задачи, полномочия и ответственность должностных лиц, основания и требования к замещению управленческих должностей.

Управленческие процессы регламентируются стандартами предприятия и документированными процедурами. Отношения между организацией и персоналом - трудовыми контрактами и соглашениями, правилами приема на работу и увольнения.

Организационное регламентирование - жесткий тип организационного воздействия, который определяет организационную основу управления и предполагает разработку и введение в действие организационных положений, обязательных для исполнения персоналом в течение определенного периода.

2. Организационное нормирование - считается менее жестким типом организационного воздействия; оно заключается в установлении технических, технологических, экономических, организационных, экологических норм и нормативов. Примером могут служить нормы выработки, обслуживания, управляемости, расходования ресурсов, размеры партий деталей, длительность производственного цикла и т. п. Нормирование устанавливает границы деятельности по нижним и верхним пределам. В самом общем виде процесс нормирования можно представить следующим образом: первичным шагом является разработка нормативов для каких-то стандартных условий, затем по специальной методике осуществляется «привязка» нормативов к реально существующим условиям (используются поправочные коэффициенты, таблицы и т. д.). На предприятиях применяются технические, организационные, трудовые, экономические, экологические нормы и нормативы.

3. Организационное инструктирование - является наиболее мягким способом организационного воздействия. Оно заключается в ознакомлении работников с условиями работы, принятыми решениями, стоящими перед ними задачами, последствиями невыполнения какого-либо задания и т. д. Обычно выделяют такие формы инструктирования, как ознакомление, объяснение, предостережение и др. Инструктирование может быть устным и письменным, коллективным и индивидуальным. Инструктирование - это методическая и информационная помощь, направленная на успешное выполнение работы. Оно может осуществляться по телефону, посредством электронной почты, путем личных контактов и т. д. К инструктированию также относится оформление помещения необходимой организационной документацией, например, оформление специальных стендов с указанием наименования организационных подразделений, схемы их расположения, порядка работы, внутриорганизационных инструкций.

Инструктирование преследует цель ознакомить работников с последствиями необдуманных, неоправданных или непрофессиональных действий, способных повлечь за собой тяжкие последствия или судебную ответственность .

Методы распорядительного воздействия направлены на обеспечение слаженной работы аппарата управления, на поддержание системы в заданном режиме работы в процессе текущей деятельности. Они применяются при необходимости вмешаться в процесс производства для устранения отклонений или для реализации открывшихся возможностей. Распорядительные методы - это способы текущей организационной работы, основой которых является решение конкретных ситуаций, не предусмотренных организационными методами. Основные формы распорядительного воздействия - приказы и распоряжения. Приказы и распоряжения содержат требования к работе, обязательные к исполнению. Приказы на предприятии издает директор, распоряжения - руководители структурных подразделений. Распорядительное воздействие требует контроля и проверки исполнения, которые должны быть четко организованы на предприятии. С этой целью устанавливается единый порядок учета, регистрации и контроля за выполнением приказов, распоряжений и указаний.

Приказ -- это письменное или устное требование руководителя решить определенную задачу или выполнить определенное задание. Приказ является наиболее категоричной формой распорядительного воздействия и обязывает подчиненных точно исполнять принятые решения в установленные сроки. Неисполнение приказа влечет за собой соответствующие санкции со стороны руководства. Приказы издаются от имени руководителя организации. .

Распоряжение -- это письменное или устное требование к подчиненным решить отдельные вопросы, связанные с решением задачи или задания. Распоряжение в отличие от приказа не охватывает все функции организации, оно обязательно для исполнения в пределах конкретной функции управления и структурного подразделения, т.е. оно обязательно только для конкретной задачи и сложившейся ситуации. Распоряжения издаются обычно от имени заместителей руководителя организации по направлениям (т.е. они оказывают тоже значительное влияние на персонал, но они не несут такой большой смысловой нагрузки). .

Указания и инструкции - локальный вид распорядительного воздействия. Они ставят целью оперативное регулирование управленческим процессом и направлены на определенное (очень ограниченное) число сотрудников. Инструктаж и координация работ рассматриваются как методы руководства, основанные на обучении подчиненных правилам выполнения трудовых операций и объяснении им функциональной значимости. .

В современном мире на практике, в основном, выделяют 3 вида инструкций:

· должностные - устанавливают права и функциональные обязанности персонала управления, методические указания (рекомендации), описывающие выполнение комплексов работ, связанных между собой и имеющих общие целевые назначения;

· методические - указывают порядок, формы и методы работ для решения определенной технико-экономической задачи;

· рабочие - определяют последовательность действий управленческого процесса, а также в них излагается порядок действий для выполнения процессов оперативного управления. .

Методы дисциплинарного воздействия - это установление ответственности за выполнение обязанностей и мер по ее поддержанию.

Дисциплинарное воздействие заключается в практической реализации заранее установленных правил, регламентирующих ответственность менеджеров и сотрудников предприятия. Можно выделить личную и коллективную, материальную и моральную, общую и специальную дисциплинарную ответственность.

Дисциплинарное воздействие регламентируется Трудовым кодексом, постановлениями правительства и локальными нормативными актами. Так, в ст. 198 Трудового кодекса определены меры дисциплинарного взыскания к работнику в рамках общей дисциплинарной ответственности: замечание, выговор и увольнение. Кроме того, к работникам, совершившим дисциплинарный проступок, могут применяться иные меры дисциплинарного воздействия: лишение премий, перенесение времени предоставления трудового отпуска на зимние месяцы и др. . Виды и порядок применения этих мер определяются правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором, иными локальными нормативными актами, которые не должны противоречить правовым нормам Трудового кодекса.

Дисциплина -- это обязательное для всех работников подчинение правилам поведения, определенными в соответствии с Трудовым кодексом, иными законами, коллективным договором, соглашениями, трудовым договором и локальными нормативными актами организации. Работодатель обязан создавать условия, необходимые для соблюдения работниками дисциплины труда. Трудовой распорядок организации определяется правилами внутреннего трудового распорядка.

За совершение дисциплинарного проступка (неисполнение или ненадлежащее исполнение работником возложенных на него трудовых обязанностей по его вине) руководитель имеет право применить дисциплинарные взыскания: замечание, выговор, увольнение по соответствующим основаниям.

Правомерность, обоснованность и целесообразность применения мер дисциплинарного воздействия обеспечиваются соблюдением следующих законодательных требований (руководитель не может просто взять и применить дисциплинарные взыскания только по собственному желанию):

· дисциплинарная ответственность применяется только по факту совершения дисциплинарного проступка согласно перечню дисциплинарных взысканий, который является исчерпывающим и не подлежит расширенному толкованию;

· налагать дисциплинарные взыскания могут только должностные лица, наделенные дисциплинарной властью по закону;

· наложению взыскания должно предшествовать письменное объяснение провинившегося, а в случае отказа от письменного объяснения должен быть составлен соответствующий акт;

· за каждое нарушение трудовой дисциплины может быть наложено только одно дисциплинарное взыскание;

· дисциплинарное взыскание объявляется в приказе, доводится до сведения сотрудника под расписку в трехдневный срок и в необходимых случаях доводится до сведения всего персонала организации;

· действие дисциплинарного взыскания прекращается по истечении года со дня его наложения, если работник, не был подвергнут за это время новому взысканию, а также, может быть снято досрочно при положительном поведении сотрудника.

Дисциплинарные взыскания налагаются руководителем организации, а также должностными лицами организации, которым в установленном законом порядке делегированы соответствующие права.

Специальную дисциплинарную ответственность несут работники, на которых распространяются уставы и положения о дисциплине. В этих актах могут предусматриваться и более строгие меры взыскания, отличающиеся от тех, которые возлагаются на работников при общей дисциплинарной ответственности. Так, в частности, специальную дисциплинарную ответственность несут государственные служащие. На государственного служащего могут быть наложены взыскания в виде предупреждения о неполном служебном соответствии, а также временного отстранения (но не более чем на месяц - до решения вопроса о его дисциплинарной ответственности) от исполнения своих должностных обязанностей. Дисциплинарное воздействие применяется в случае невыполнения работником должностных обязанностей. Право на применение этих методов имеет только тот руководитель, который выступает в роли работодателя (подписывает приказ о принятии на работу)..

И все таки все организационно-распорядительные методы управления (ОРМУ) должны применяться в комплексе, способствуя организационной стабилизации системы. Необходимость четкого и безусловного соблюдения дисциплины является законом функционирования больших технико-экологических и социальных систем, безопасности и развития общества. Вместе с тем организационно-распорядительные методы требуют учета изменяющихся условий, несоблюдение которых приводит к возникновению и развитию разрушительных тенденций в системе. ОРМУ должны учитывать динамику, движение, многообразный, вероятностный характер причинно-следственных связей процессов и явлений в природе, обществе и мышлении.

Поэтому регламенты, нормы, инструкции также должны изменяться со временем, не отставая, но и не опережая возможностей общества..

В любом случае все методы управления дают ощутимый результат только при соблюдении общих для них требований:

1. объективности (с точки зрения объекта управления);

2. научной обоснованности;

3. конкретности (для объекта управления);

4. системности;

5. соответствия правовым и морально-нравственным нормам (с учетом моральных норм объекта управления);

6. воспитательной направленности .

В системе менеджмента методы занимают особое положение ввиду того, что имеют сугубо практическое применение. Именно с помощью методов менеджеры воздействуют на управляемые объекты для преобразования из исходного состояния в желаемое. Методы - это способы осуществления управленческой деятельности. Методы должны обеспечивать:

Высокую эффективность деятельности фирмы, организации;

Активную творческую деятельность каждого работника;

Четкую организацию производственной и управленческой деятельности;

Слаженную, гармонично увязанную работу всего персонала организации.

1.2 Место и роль организационно-распорядительных методов управления в системе управления предприятием

Исключительная роль методов менеджмента определяется тем, что они направлены на интересы отдельных работников и организаций в целом. Именно потому, что интересы управляют поступками и поведением людей, этот элемент системы менеджмента приобрел такое практически важное значение в управленческой деятельности. Из этого следует, что эффективность методов управления зависит от того, насколько они улавливают интересы людей и в какой мере их удовлетворяют.

Функциональное назначение организационно-распорядительных методов заключается в действиях субъектов управления, направленных на устранение возникающих отклонений от запланированного, установленного режима функционирования организации - системы, выработку и осуществление реакции на внешние и внутренние изменения ситуации или среды, в которой протекает жизнедеятельность фирмы. Распорядительное воздействие может осуществляться как в устной форме, так и в виде документа. Последнее позволяет более четко учитывать и контролировать исполнение распоряжений. .

Организационно - распорядительные методы предполагают однозначное действие руководителя, продиктованное приказом или распоряжением, или нормативным актом, для воздействия на персонал, т.е. на подчиненных.

Искусство же успешного менеджера заключается в том, что сумеет ли он определить правильное, а точнее оптимальное сочетание административных и экономических методов управления персоналом.

Организационные методы относятся к пассивным и являются базой для всех остальных методов управления. Необходимость этих методов обусловлена тем, что любая деятельность, прежде чем она будет осуществлена, должна быть правильно организована: спроектирована, регламентирована, нормирована, снабжена необходимыми инструкциями, правилами поведения персонала в различных ситуациях. Таким образом, организационные методы создают каркас предприятия. Результатом использования организационных методов является внутрикорпоративные нормативные документы: устав предприятия, положение об организационной структуре, положение о подразделениях, должностные инструкции и др. .

Организационно - распорядительные методы могут оказывать влияние, как на материальные, так и на социальные интересы людей, обеспечивая тем самым определенную мотивацию их поведения. С помощью этих методов достигается четкое распределение прав и обязанностей в аппарате управления, обеспечиваются дисциплина и организованность в работе, осуществляется координация трудовой деятельности.

Организационно-распорядительные методы, используемые на микроуровне, способствуют достижению целей предприятия и реализации ее стратегии путем использования таких видов деятельности, как:

· формирование оптимальной структуры;

· рациональная организация и координация трудовой деятельности работников;

· регламентирование компетентности и ответственности подразделений;

· назначение и перемещение в должности;

· распорядительство ресурсами, сроками исполнения, полномочиями;

· постановка контроля и санкций и т.д.

· Таким образом, организационно-распорядительные методы конкретизируют задачи, способы и сроки выполнения работы, а также ответственность работников. В этом они коренным образом отличаются от экономических и социально-психологических методов. .

2. КРАТКАЯ ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ ОАО «СВЕТЛОГОРСКИЙ ЦКК»

2.1 Краткая характеристика ОАО «Светлогорский ЦКК»

Светлогорский целлюлозно-картонный комбинат образован в 1968 году, вводом в эксплуатацию первого цеха по производству гофрированного картона и ящиков из него. Таким образом, комбинат начал свою историю с производства гофрированного картона и ящиков из него с привозного сырья (картон и бумага).

В 1970 году введен в эксплуатацию картонно-бумажный цех по производству основы для битумирования и макулатурный цех для переработки макулатуры в сырье для производства бумаги. В это же время введена в эксплуатацию бумагоделательная машина.

В 1976 году введен в эксплуатацию цех склеенного картона для различных видов упаковок.

В 1979 году введен в эксплуатацию цех фильтровальных картонов. Данное производство осуществляется на привозном сырье, и производственный цикл не зависит от основного производства (производства гофрокартона).

В 1980 году введен в эксплуатацию цех бумажных мешков. Данное производство так же не зависит от основного производства.

В 1983 году введен в эксплуатацию первый поток целлюлозного производства. Предприятие начало производить собственную хвойную целлюлозу, служащую сырьем для производства картона и бумаги. Первый этап второго пускового комплекса целлюлозы завершен в декабре 2005 года.

В 2006 году введен в эксплуатацию лесопильный цех. Предприятия начало производить пиломатериалы. Данное производство работает на покупном сырье, и производственный цикл не зависит от основного производства.

Таким образом, с пуском производства целлюлозы комбинат начал осуществлять полный цикл производства основной продукции - гофрированного картона и ящиков из него.

В 1993 году комбинат преобразован в акционерное общество открытого типа ОАО «Светлогорский целлюлозно-картонный комбинат».

ОАО «Светлогорский ЦКК» входит в концерн «Беллесбумпром» на партнерских началах, являясь самостоятельным хозяйственным субъектом, обладающим правами юридического лица, имеет обособленное имущество и самостоятельный баланс. ОАО «Светлогорский ЦКК» является предприятием с частной формой собственности.

Основным видом деятельности ОАО «Светлогорский ЦКК» является производство продукции из собственных и привозных полуфабрикатов.

Комбинат производит и реализует:

2-х, 3-х и 5-ти-слойный гофрокартон и ящики из гофрокартона;

Картон для плоских слоев гофрокартона;

Бумагу для гофрирования;

Коробочный склеенный картон;

Фильтровальный картон;

Бумажные мешки, соты и другие виды продукции.

Для обеспечения производства продукции комбинат использует два вида основного сырья - древесину и макулатуру. Применение технологии при проектировании и строительстве комбината позволяют из исходного сырья (древесины и макулатуры) получать готовую продукцию - гофрокартон и ящики из него. В этом процессе задействованы мощности целлюлозного завода, картонно-бумажной фабрики и фабрики картонно-бумажной тары.

Производство фильтровальных картонов и бумажных мешков обеспечивается привозными полуфабрикатами - мешочной бумагой и беленой целлюлозой.

ОАО «Светлогорский ЦКК» включает в себя ряд основных и вспомогательных производств, увязанных в одну технологическую цепочку.

В состав предприятия входят:

1. Целлюлозное производство включает в себя:

Древесно-подготовительный цех, где поступающая древесина окоривается, рубится на щепу, сортируется и подается на склад хранения, где обессмаливается.

Кислотный цех, где готовится раствор для варки целлюлозы.

Варочный цех. В варочный котел загружается щепа и закачивается варочный раствор. Варка целлюлозы осуществляется при повышенной температуре и давлении. Полученная целлюлоза размалывается на дисковых мельницах, промывается, сгущается и подается на картонно-бумажную фабрику.

Полученные в процессе производства щелока подаются на сжигание.

2. Картонно-бумажное производство

После получения целлюлозы начинается цикл производства бумаги и картона. Картонно-бумажное производство состоит из двух самостоятельных полностью механизированных и автоматизированных потоков:

Картонным с картоноделательной машиной К-07, обрезной шириной 4200 мм. Картоноделательная машина после усовершенствования предназначена для выработки 65 тыс. тонн/год картона для плоских слоев и картона коробочного;

Бумажным с бумагоделательной машиной Б-462, с обрезной шириной 4200 мм. Бумагоделательная машина предназначена для выработки 60 тыс. тонн в год бумаги для гофрирования.

3. Производство картонно-бумажной тары

4. Производство фильтровальных картонов

Картоноделательная машина К-14А предназначена для производства 7 тыс. тонн в год фильтровальных картонов.

Исходное сырье - специальные целлюлозы, покупаемые за рубежом.

Данное производство независимо от основного производства и занимает незначительный удельный вес в общем объеме производства.

5 Производство бумажных мешков

Две машины для производства бумажных мешков мощностью 22,5 млн. шт./год мешков.

6. Лесопильное производство. Установлен комплект импортного оборудования:

Линия GiGa02х2 фрезерно-круглопильная, профилирующая;

Линия подготовки сырья (торцовки, окорки, измерения диаметра и длины, сортировки пиловочника в сборочные боксы);

Линия пиломатериала (сортировка после ЛПЗ с электронной системой измерения 3-х параметров, линия формирования сушильных пакетов, линия формирования транспортных пакетов);

Сушильный комплекс.

7. Ряд вспомогательных производств, таких как ремонтно-механический цех, ремонтно-строительных цех, электроцех, транспортный цех, цех водоснабжения и канализации, тепловентиляционный цех, цех контрольно-измерительных приборов и лесобиржа, необходимых для обеспечения бесперебойной работы комбината.

Земельный участок ОАО «Светлогорский целлюлозно-картонный комбинат» занимает 88,14 га и граничит с землями:

Размещение на промышленной площадке объектов произведено с учетом подхода внешних коммуникаций, расстояния между объектами обусловлены санитарными и противопожарными нормами, требованиями по прокладке инженерных коммуникаций.

Здания и территория предприятия полностью обеспечены всей необходимой инфраструктурой.

В целом предприятие имеет достаточно развитую инженерно-техническую инфраструктуру, обеспечено всеми видами энергетических ресурсов, оборудовано хорошими подъездными путями для автомобильного и железнодорожного транспорта, обеспечивающими связь с поставщиками сырья и материалов, а также отгрузку готовой продукции.

На комбинате внедрена (16.06.2004) и сертифицирована система менеджмента качества производства картона фильтровального, картона гофрированного и упаковки - ящиков из гофрированного картона на соответствие требованиям СТБ ИСО 9001-2001.

Стратегической целью развития ОАО «Светлогорский целлюлозно-картонный комбинат» является перспективное развитие предприятия, заключающееся в создании условий для привлечения инвестиций, направленных на техническое перевооружение производства, расширение ассортимента выпускаемой продукции, снижение себестоимости, обеспечение прибыли, закрепление позиций на белорусском рынке, выход на новые рынки.

Приоритетным направлением деятельности является увеличение выпуска на комбинате товарной продукции - картона гофрированного и ящиков из него, пользующихся спросом у потребителей и отвечающей требованиям по качеству показателям, предусмотренным стандартами. С этой целью в 2010 году на предприятии планируется приобрести и установить новую автоматическую линию по производству гофроящиков, которая увеличит как ассортимент, так и объем выпускаемой продукции в планируемом году. .

2.2 Характеристика и анализ применяемых в практике управления ОАО «Светлогорский ЦКК» организационно-распорядительных методов и оценка их эффективности

На практике в ОАО «Светлогорский ЦКК» применяются административные, распорядительные и дисциплинарные методы.

Характеристику административных методов управления персоналом ОАО «Светлогорский ЦКК» мы начнем с правовых актов. Это необходимо, потому что для административных методов характерно их соответствие правовым нормам, действующим на определенном уровне управления, а также актам и распоряжениям вышестоящих органов управления. Организационно-распорядительные методы управления базируются на:

· системе законодательных актов страны (государственные законы, указы, постановления, распоряжения, государственные стандарты, положения, инструкции, методики и другие документы, утвержденные высшими управленческими структурами (президентом, парламентом, правительством), для обязательного применения на территории всей страны);

· системе нормативных документов вышестоящих структур управления (включает в себя стандарты, положения, инструкции, методики, постановления коллегий министерств и ведомств, а также приказы, распоряжения, утвержденные руководителем этих государственных органов, и действующие во всех организациях, учреждениях и т.п., объединяемых данным министерством или ведомством);

· системе разрабатываемых в организации, фирме и т.п. планов, программ, заданий (имеет нормативно-распорядительный характер для всех звеньев и работников данной организации, регламентирует их деятельность, направленную на достижение стоящих перед нею целей и задач и направлена на повышение эффективности ее функционирования) ;

· системе оперативного управления (включает в себя распоряжения, поощрения, санкции, участие в управлении и передачу полномочий и ответственности сверху вниз по служебной лестнице. Например, распоряжение, даваемое руководителем подчиненному, обычно содержит в себе указание, что должен совершать или, напротив, не совершать подчиненный в тех или иных обстоятельствах или при изменении обстоятельств).

Административное воздействие осуществляется в следующих основных видах:

· прямое административное указание , которое имеет обязательный характер, адресуется конкретным управляемым объектам или лицам, воздействует на конкретно сложившуюся ситуацию;

· установление правил , регулирующих деятельность подчиненных (нормативное регулирование), выработка стандартных процедур административного воздействия, унифицированных форм воздействия;

· виды и типы воздействия;

· адресат воздействия;

· постановку задания и установление критериев его выполнения;

· наделение исполнителей полномочиями и ресурсами;

· установление ответственности;

· мотивацию и инструктаж подчиненных;

· учет хода работы;

· координирование деятельности исполнения;

· контроль исполнения задания.

Система разрабатываемых в организации планов, программ, заданий имеет нормативно-распорядительный характер для всех звеньев и работников данной организации, регламентирует их деятельность, направленную на достижение стоящих перед нею целей и задач и направлена на повышение эффективности ее функционирования.

Система оперативного регулирования включает в себя распоряжения, поощрения, санкции, участие в управлении и передачу полномочий и ответственности сверху вниз по служебной лестнице. Например, распоряжение, даваемое руководителем подчиненному, обычно содержит в себе указание, что должен совершать или, напротив, не совершать подчиненный в тех или иных обстоятельствах или при изменении обстоятельств.

Административные методы ориентированы на такие мотивы поведения, как осознанная необходимость дисциплины труда, чувство долга, стремление человека трудиться в определенной организации, на культуру трудовой деятельности. (Таблица 2.2.1).

Составные части организационного воздействия просты и как будто очевидны. Однако на практике их постоянное соблюдение - дело не столь простое. Много трудностей в работе как раз возникает в силу того, что не выполняются самые элементарные приемы организационной работы.

Административная деятельность будет также облегчена, если имеется общий план работы учреждения и схема выполнения основных работ, отработаны процедура принятия и реализации основных видов решений. Для успешного администрирования необходима обстановка четкой трудовой дисциплины и высокой ответственности в организации. Чтобы избежать административной «перегрузки» надо не жалеть усилий на формирование делового климата организации. Все эти меры - на первых порах трудоемкие и, по-видимому, не дающие немедленных результатов - впоследствии существенно облегчат работу.

Таблица 2.2.1 - Административные методы управления, применяемые в ОАО «Светлогорский ЦКК»

Разновидность метода управления

Краткое описание метода

Конкретные реализации

Организационные воздействия

Основаны на подготовке и утверждении внутренних нормативных документов, регламентирующих деятельность персонала

Устав, Коллективный договор, Правила внутреннего трудового распорядка, Положение о структурном подразделении, организационная структура управления, штатное расписание, должностные инструкции сотрудников

Распорядительные воздействия

Направлены на достижение поставленных целей, соблюдение нормативных документов

Приказы, Распоряжения, Указания, Инструкции, нормирование труда, координация работ, контроль исполнения

Материальная ответственность и взыскания

Выражается в обязанности возместить ущерб, причиненный работником предприятию своим действием или бездействием

Возмещение ущерба, удержание из зарплаты, лишение премии

Дисциплинарная ответственность и взыскания

Применяются при нарушении трудового законодательства, неисполнении или ненадлежащее исполнение трудовых, служебных обязанностей, правил внутреннего трудового распорядка.

Замечание, выговор, лишение премии, уменьшение трудового отпуска, понижение в должности, увольнение