15.10.2019

Сервисные потоки в логистике. Финансовые потоки и их классификация. Потоки услуг. Интегрированные логистические потоки


Финансовые потоки обеспечивают движение материальных потоков и только в отдельных случаях выступают как самостоятельные субъекты товародвижения. Специфика финансовых потоков заключается, в первую очередь, в необходимости обслуживать процесс перемещения в пространстве и времени соответствующего материального потока.

Основной задачей финансового обслуживания материальных потоков в логистике является обеспечение их движения финансовыми ресурсами в необходимых объемах, в нужные сроки, и с использованием оптимальных источников финансирования.

Финансовый поток - это совокупность денежных средств, ценных бумаг и других финансовых активов, циркулирующих внутри логистической системы, между логистической системой и внешней средой и которые необходимы для обслуживания материальных (сервисных) потоков .

Финансовые потоки необходимые для возмещении логистических затрат, привлечения средств из источников финансирования, оплаты за реализованную продукцию и оказанные услуги участникам логистической цепи.

Классификация финансовых потоков приведена в табл. 4.3. Основные характеристики финансового потока: объем, время и направление. Объем потока указывается в денежных единицах. По направлению движения финансовый поток может совпадать с материальным потоком или иметь обратное направление.

Таблица 4.3. Классификация финансовых потоков логистики

Признак классификации

Вид финансовых потоков

По отношению к логистической системе и ее звеньев

внутренние и внешние; входные и выходные (например, предоплате - входной поток, а оплата поставок - выходной)

По назначению

сферы снабжения; сферы сбыта; инвестиционные; по материальным затратам в процессе производства; по воспроизводству рабочей силы

По способ переноса авансовой стоимости

потоки, сопутствующие основным фондам предприятия; потоки, обусловленные движением оборотных средств предприятия

По виду хозяйственных связей

горизонтальные; вертикальные

По источнику получения

собственные; заимствованные;

По форме расчетов

денежные (наличные) информационно-финансовые (безналичные) учетно-финансовые (при формировании материальных затрат в процессе производства)

Каждом товарном потока соответствует финансовый поток, как правило, противоположного направления, но финансовый поток может:

Опережать товар (например, предоплата, авансовый платеж):

Опаздывать (например, оплата после поставки);

Проходить через банки с использованием различных форм безналичных расчетов (например, инкассо и аккредитив, чеки и платежные поручения и т.п.).

Главной целью финансового обслуживания товарных потоков является обеспечение их движения финансовыми средствами в необходимых объемах в нужные сроки из наиболее эффективных источников финансирования. Для каждой схемы движения продукции может быть предусмотрено несколько вариантов организации финансовых потоков, различных по стоимости и риском.

Кроме материального, информационного и финансового потоков выделяют также сервисный поток.

Сервисные потоки - потоки услуг (нематериальной деятельности, особого вида продукции или товара), генерируются логистической системой в целом или ее подсистемой (звеном, элементом) с целью удовлетворения внешних или внутренних потребителей организации бизнеса.

Международный стандарт ISO 8402: +1994 определяет термин "услуга" как итоги непосредственного взаимодействия поставщика и потребителя и внутренней деятельности поставщика по удовлетворению потребностей потребителя.

Сервис - процесс предоставления услуги - деятельность поставщика, необходимая для обеспечения услуги.

Большое число звеньев логистической системы и логистических посредников являются предприятиями сервиса, в которых услуги неразрывно связаны с продуктом, распределяется, продвигаемых на рынок и продаваемым на различных участках логистической цепи. К таким звеньям относятся различные транспортные компании, оптовые и розничные торговцы, компании-дистрибьюторы и т. П. При этом стоимость услуг может значительно превосходить прямые затраты на производство продукции.

В последние годы прерогативой логистики является и управление сервисными потоками, так как большинство компаний производит не только готовую продукцию, но и предоставляют сопутствующие услуги. Кроме того, логистический подход оказался эффективным и для предприятий, предоставляющих только услуги (транспортные, экспедиторские, грузоперерабатывающие и др.)

На Западе широко используется понятие "логистики сервисного отклика» - SRL, которое определяется как процесс координации логистических операций, необходимых для предоставления услуг наиболее эффективным способом с точки зрения затрат и удовлетворения запросов потребителей.

SRL-подход чаще всего основным стратегическим элементом менеджмента многих зарубежных фирм, предоставляющих услуги. Критическими элементами этого подхода является прием заказов на услуги и мониторинг предоставления услуг. Как и материальные потоки, потоки услуг распространяются в определенной среде доставки (например, для готовой продукции - в распределительной сети), в которой существуют свои звена логистической системы, логистические каналы, цепи и т. Эта сеть должна быть построена таким образом, чтобы с максимальной эффективностью удовлетворять требования клиентов к уровню обслуживания (например, сети станций технического обслуживания и пунктов сервиса автомобилестроительных фирм, сети предпродажного и послепродажного сервиса большинства фирм, производящих промышленные электробытовые товары).

Логистическое обслуживание потребителей может осуществляться:

Самим производителем;

Торгово-посреднической структурой;

Специализированными транспортно-экспедиционными фирмами.

Это зависит от вида логистической системы, уровня требований потребителей и стратегии поставщика (производителя, торгового посредника). Характерные признаки логистических услуг:

1. Невозможность почувствовать услугу «на ощупь».

2. Неотделимость от источника. Логистические услуги как форма деятельности неотделимы от своего источника, в отличие от материального товара, который может существовать независимо от присутствия или отсутствия его источника (продуцента).

3. Изменчивость качества. Качество логистических услуг проявляет тенденцию к колебаниям в зависимости от степени совершенства логистической системы, требований клиентов, влияния многих случайных факторов.

4. Специфичность услуг. Логистические услуги предоставляются заказчику непосредственно. Это отличает их от товара в материальном виде, который выпускается, ориентируясь, как правило, не на конкретного потребителя, а на общий спрос целевого рынка.

5. Уникальность для получателя. Каждая логистическая услуга, которая предоставляется, уникальна для получателя. Другая подобная услуга будет отличаться от предыдущей по своим параметрам, срокам, условиям потребления.

6. Невозможность накопления услуг. Услуги нельзя произвести впрок, их нельзя складировать, то есть накопление их "запаса" невозможно.

7. Эластичность спроса. Преимуществом логистических услуг по сравнению с товаром в материальном виде является их большая эластичность на рынке сбыта. Темпы роста спроса на логистическое обслуживание значительно превышают его динамику на материальные товары.

8. Оперативность. В отличие от товаров в материальном виде или других видов деятельности, где скорость и стремительность выполненных работ не всегда являются положительными относительно конечного результата, логистические услуги, как правило, дают тем больший экономический эффект, чем быстрее происходит их реализация. Очень часто именно оперативность привлекает потенциальных заказчиков.

В логистических процессах выделяют потоки услуг двух видов:

С логистического обслуживания материального потока (нематериальный поток услуг, предоставляемых участникам логистической цепи и конечным покупателям отдельными фирмами и подразделениями предприятия);

Потоки в отраслях сферы услуг.

Значительное количество звеньев логистической системы являются предприятиями, которые предоставляют услуги по продвижению материального потока. К таким звеньев относятся различные транспортные компании, оптовые и розничные торговцы, компании-дистрибьюторы и другие. При этом стоимость услуг может значительно превышать затраты на производство продукции. .

Количественным показателем сервисного потока является количество услуг за определенный период времени. Существует много качественных показателей (параметров) сервисного потока, основными я которых является доступность, надежность, осязаемость; корректность. Однако эти параметры достаточно сложно измерить и количественно определить, с чем связаны трудности формирования логистики услуг.

Приведенные характеристики и особенности сервисных потоков играют важную роль в организации логистического процесса, в частности в сфере распределения.

Наряду с потоком услуг рассматривают поток объектов обслуживания. В логистике туризма это туристический поток, в таможенной и международной логистике - поток внешнеторговых грузов

Работа всех подразделений предприятия связана с движением тех или иных потоков. Обычно один и тот же подразделение может генерировать, поглощать и преобразовывать различные потоки одновременно. Отдел снабжения генерирует поток сырья, материалов, и поглощает финансовый поток платежей за эти ресурсы. Производство поглощает поток сырья, превращает его и генерирует поток готовой продукции. Отдел сбыта поглощает поток готовой продукции и генерирует поток финансов в виде платежей за эту продукцию. Все эти потоки сопровождаются соответствующими информационными потоками. Для иллюстрации взаимосвязанного и скоординированного движения логистических потоков на рис. 4.4 приведена общая схема движения потоков при осуществлении безналичных расчетов.

В конечном итоге на высшем уровне управления логистика рассматривает интегрированные логистические потоки.

Интегрированный логистический поток - это совокупность взаимосвязанных, согласованных потоков всех видов, которые рассматриваются в течение всей логистической цепи, охватывающей жизненный цикла продукта.

Рис. 4.4. Схема движения материального, информационного и финансового потоков при осуществлении безналичных расчетов

Интегрированный поток охватывает как прямые потоки от поставщика до производителя и далее до потребителя, так и обратные, связанные с возвратом тары, некачественной продукции, также потоки, связанные с послепродажным обслуживанием, переработкой упаковочных материалов, а при необходимости учитывает потоки процессов утилизации использованной продукции и захоронения отходов. Параметры логистических процессов на всех этих стадиях жизненного цикла продукта необходимо учитывать еще на стадии его проектирования.

При таком подходе уже в процессе разработки продуктов предусматриваются конкретные способы их транспортировки, возвращение от потребителей, переработки для повторного использования или полной переработки. Такой подход демонстрируют, например, компания BMW, которая проецирует свои автомобили таким образом, чтобы они легко демонтировались для переработки или замены деталей и компонентов, компания Levi Strauss & Co., которая для поддержания жизненного цикла своих продуктов перерабатывает изношенную джинсовую ткань в бумагу и гофрированный картон для коробок .

Обратные потоки являются сферой исследований логистики рекуперации. К ней относится, в частности, логистика утилизации, которая рассматривает процессы сбора, транспортировки, переработки, захоронения отходов или реализации продукции, произведенной из отходов, контроля влияния на окружающую среду в качестве единого логистического потока . Использование логистического подхода при решении проблемы отходов имеет широкие перспективы применения.

Оптимальное управление интегрированными логистическими потоками выдвигает определенные требования к ним:

Согласованность материальных, финансовых, информационных, сервисных и всех других видов потоков по всей цепи движения продукта;

Оперативность. Схемы движения потоков должны гибко и быстро изменяться при изменениях внешней среды (экономической, политической ситуации, правовых условий и т.д.) и адаптироваться к каждому участнику логистической цепи;

Оптимизация логистических затрат и логистического цикла;

Надежность источников ресурсов;

Соблюдение стандартов качества обслуживания.

Интегрированная логистика поддерживает системную устойчивость предприятия на рынке, согласовывает внутренне фирменные противоречия между закупками, маркетингом, финансами и продажей и оптимизирует межорганизационные взаимосвязи с логистическими посредниками.


Р Е Ф Е Р А Т

по дисциплине «Логистика»

на тему « Классификация материальных потоков и логистических операций в таможенной логистике »

Введение 3

1.1. Основные цели, задачи и экономический эффект от применения логистики 7

1.2. Функции логистики в сфере товарообращения 9

2. КЛАССИФИКАЦИЯ МАТЕРИАЛЬНЫХ ПОТОКОВ И ЛОГИСТИЧЕСКИХ ОПЕРАЦИЙ 11

2.1. Классификация материальных потоков 11

2.2. Логистические операции и их классификация 14

3. УПРАВЛЕНИЕ ЛОГИСТИЧЕСКИМИ ПОТОКАМИ В ТАМОЖНЕ 16

3.1. Логистический подход к организации товародвижения 16

3.2. Управление логистическими потоками в таможне 17

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ: 23

Введение

Основным объектом исследования, управления и оптимизации в логистике является материальный поток. Под материальным потоком понимают грузы, детали, товарно-материальные ценности, рассматриваемые в процессе приложения к ним различных логистических операции и отнесенные к временному интервалу. Управление материальными потоками всегда являлось существенной стороной хозяйственной деятельности. В настоящее время большое разнообразие грузов и логистических операций осложняет изучение и управление материальными потоками. Ре­шая конкретную задачу, необходимо четко обозначить, какие именно потоки исследуются. Поэтому целесообразна классификация материальных потоков.

Внедрение логистических подходов в управлении товародвижением приобрело большую актуальность на современном этапе развития российской экономики. Это связано с интенсификацией и расширением товарно-денежных отношений, с динамичным увеличением горизонтальных хозяйственных связей между предприятиями и организациями сопряженных отраслей. Возросли возможности для улучшения их взаимодействия на основе расширения хозяйственной самостоятельности и инициативы посреднических структур и транспортных предприятий, совершенствование их договорных отношений.

Основной целью реферата является классификация материальных потоков и логистических операций, а также повышение эффективности процесса управления материальными потоками.

В данной работе будут рассмотрены вопросы классификации материальных потоков и логистических операций, даны их понятия. Также отражены схемы материальных потоков на складе торговой базы и названы единицы измерения материального потока.

    ПОНЯТИЕ МАТЕРИАЛЬНОГО ПОТОКА

Понятие материального потока является ключевым в логистике. Материальные потоки образуются в результате транспортировки, складирования и выполнения других материальных операций с сырьем, полуфабрикатами и готовыми изделиями - начиная от первичного источника сырья вплоть до конечного потребителя.

Материальные потоки могут протекать между различны­ми предприятиями или внутри одного предприятия. Разберем конкретный пример материального потока, протекающего внутри склада торговой оптовой базы. В качестве примера рассмотрим склад, как наиболее типичный объект, встречающийся на пути движения материального потока от первичного источника сырья к конечному потребителю.

Рис. 1 Принципиальная схема материального потока на складе торговой оптовой базы

На схеме видно, что поступающий в рабочее время товар после выгрузки может быть направлен непосредственно на хранение, а может попасть на участок хранения, предварительно пройдя приемку. Большое количество однородного товара после разгрузки очевидно бу­дет направлено сразу на хранение. На участок приемки поступит лишь не­большая выборочная партия.

В выходные дни прибывший груз размещают в прие­мочной экспедиции, откуда в первый же рабочий день передают на склад. Весь поступивший на склад товар в конце концов со­средоточивается на участке хранения.

Пути движения груза из зоны хранения на участок погрузки также могут быть различными. На схеме изображено 4 вари­анта:

1) участок хранения - участок погрузки;

2) участок хранения - отправочная экспедиция - участок погрузки;

3)участок хранения - участок комплектования - отправоч­ная экспедиция - участок погрузки;

4) участок хранения - участок комплектования - участок погрузки.

По пути движения груза с ним осуществляются разнообраз­ные операции: разгрузка, укладка на поддоны, перемещение, распаковка, укладка на хранение и т. д. Это так называемые логистические операции. Объем работ по отдельной операции, рассчитанный за определенный промежуток времени, за месяц, за квартал, представляет собой материальный поток по соот­ветствующей операции. Например, материальный поток по раз­грузке вагонов и укладке товаров на поддоны для торговых опто­вых баз складской площадью 5 тыс. кв. м по проекту составляет 4383 т.

Предположим, что стоимость выполнения той или иной опе­рации на складе точно известна и общие складские издержки можно представить в виде суммы затрат на выполнение от­дельных операций. Тогда, меняя маршрут движения матери­ального потока внутри склада, издержки можно минимизиро­вать.2 Максимально снизить складские расходы можно направляя товар из зоны хранения сразу в зону погрузки. Это означает отказ от опе­раций подбора ассортимента на участке комплектования, а также отказ от доставки товаров покупателям (операции в отправочной экспедиции). Одна­ко, отказываясь от предоставления услуг, предприятие теряет позиции на рынке, что также сопряжено с экономическими потерями.

Поиск приемлемого компромисса возможен лишь при налаженной системе учета издержек, позволяющей формировать информацию о наиболее значи­мых затратах, возникающих в процессе выполнения логистических опера­ций, а также о характере взаимодействия этих затрат друг с другом.

Материальным потоком называются грузы, детали, то­варно-материальные ценности, рассматриваемые в процессе приложения к ним различных логистических операции и от­несенные к временному интервалу.

Выделение всех операций на пути продвижения грузов, дета­лей, товарно-материальных ценностей через транспортные, про­изводственные, складские звенья позволяет:

    увидеть общий процесс продвижения изменяющегося продук­та к конечному потребителю;

    проектировать этот процесс с учетом потребностей рынка.

Размерность материального потока представляет собой дробь, в числителе которой указана единица измерения груза (штуки, тонны и т. д.), а в знаменателе - единица измерения време­ни (сутки, месяц, год и т. д.). В нашем примере размерность материального потока - тонн/год.

При осуществлении некоторых логистических операций ма­териальный поток может рассматриваться для заданного мо­мента времени. Тогда он превращается в материальный запас.

Например, операция транспортировки груза железнодорожным транспортом. В тот момент, когда груз находится в пути, он является материальным запасом, так называемым "запасом в пути".

1.1. Основные цели, задачи и экономический эффект от применения логистики

В настоящее время логистика рассматривается как направление хозяйственной деятельности, заключающееся в управлении материалопотоками в сферах производства и обращения, а также как междисциплинарное научное направление, непосредственно связанное с поиском новых возможностей повышения эффективности материальных потоков.

Главная цель логистики определяется как нужная продукция в нужном месте в нужное время при нужных затратах и в нужном состоянии.

Логистика позволяет существенно сократить временной интервал между приобретением сырья и полуфабрикатов и поставкой готового продукта потребителю, способствует резкому сокращению материальных запасов. Применение логистики ускоряет процесс получения информации, повышает уровень сервиса.

Рассмотрим главные слагаемые экономического эффекта от применения логистического подхода к управлению материальными потоками. В сферах производства и обращения применение логистики позволяет:

Снизить запасы на всем пути движения материального потока;

Сократить время прохождения товаров по логистической цепи;

Снизить транспортные расходы;

Сократить затраты ручного труда и соответствующие расходы на операции с грузом.2, с.38

Значительная доля экономического эффекта достигается за счет сокращения запасов на всем пути движения материального потока. По данным Европейской промышленной ассоциации сквозной мониторинг материального потока обеспечивает сокращение материальных запасов на 30-70 % (по данным промышленной ассоциации США снижение запасов происходит в пределах 30-50%).

Характерно, что основной причиной популярности логистики за рубежом явилось то, что благодаря ей в сфере товаропередвижения были найдены резервы, компенсирующие расходы на удовлетворение постоянно растущих запросов потребителей. Дополнительные расходы возмещаются за счет оптимального размещения складов, оптимальной величины партий поставки продукции, внедрения новых технологий в складировании и погрузочно-разгрузочных работах в процессе обслуживания потребителей.

На крупных и средних промышленных и торговых предприятиях приобретают возрастающее значение структурные подразделения, реализующие логистические подходы в управлении. На практике многие компании полностью перестраивают свои организационные структуры с целью адаптации к осуществлению многопрофильных функций логистики.

В новых условиях хозяйствования в экономическом пространстве особенно важно обеспечить скоординированное управление товародвижением, использовать возможности для сочетания государственного регулирования материалопотоков с хозяйственной инициативой и заинтересованностью участников товаропередвижения. Управление материалопотоками должно приобрести комплексный характер.

Комплексное управление товаропередвижением является одним из наиболее перспективных и многогранных направлений в хозяйственной деятельности. В условиях развития рыночных отношений оно заключается в выполнении совокупности функций по обеспечению фактического передвижения товаров в процессе их обращения. Субъектами управления могут выступать взаимодействующие службы и организации: органы государственного управления, таможенные службы, методическое обеспечение и индикативное управление и коммерческие службы. Объектами управления являются: процесс перевозки продукции; процесс передвижения продукции через места складирования (определение последовательности и звенности этого процесса, функций его отдельных звеньев, обеспечения их координации); складские операции, связанные с перевозкой продукции.

Осуществляемая в настоящее время трансформация функций и организационных структур управления производственным обеспечением в полной мере распространяется на функции и структурные формирования, обеспечивающие управление товародвижением, органически включает их модификацию в сферах государственного управления и хозяйственной деятельности. Для интенсификации коммерческих связей развития логистической системы обслуживания производства требуется надежное информационное обеспечение каналов связи. Необходимо совершенствование всей системы и способов накопления, обработки и использования производственной, транспортной, финансовой информации на основе компьютеризации.

Объектом исследования логистики как науки и объектом управления логистики как сферы предпринимательства является система материальных, информационных, финансовых и других потоков. Принципиальное отличие логистического подхода от предшествующего ему управления движением материальных ресурсов заключалось в том, что если ранее объектом управления было определенное скопление отдельных материальных объектов, то при логистическом подходе основным объектом стал поток, т. е. множество объектов, воспринимаемое как единое целое.

Поток представляет собой совокупность объектов, воспринимаемую как единое целое, существующую как процесс на некотором временном интервале и измеряемую в абсолютных единицах за определенный период. Параметры потока - это параметры, характеризующие число объектов, которые имеются в наличии в конкретный момент времени, и измеряемые в абсолютных единицах. Основными параметрами, характеризующими поток, являются: начальный и конечный его пункты, траектория движения, длина пути, скорость и время движения, промежуточные пункты, интенсивность.

Потоки классифицируются по следующим признакам:

1. По отношению к рассматриваемой системе:

а) внутренние потоки - циркулируют внутри системы;

б) внешние потоки - находятся вне системы;

в) входящие потоки - это внешние потоки, поступающие из внешней среды в логистическую систему;

г) выходящие потоки - это внутренние потоки, по
ступающие из логистической системы во внешнюю среду.

2. По степени непрерывности:

а) непрерывные потоки - в каждый момент времени по траектории потока перемещается определенное количество объектов;

б) дискретные потоки - образуются объектами, перемещаемыми с интервалами;

3. По степени регулярности:

а) детерминированные потоки - характеризуются определенностью параметров на каждый момент времени;

б) стохастические потоки - характеризуются случайным характером параметров, которые в каждый момент времени принимают определенное значение с известнойстепенью вероятности.

4. По степени стабильности:

а) стабильные потоки - характеризуются постоянством значений параметров в течение определенного промежутка времени;

б) нестабильные потоки - характеризуются изменениями параметров потока.

5. По степени изменчивости:

а) стационарные потоки - характерны для установившегося процесса, их интенсивность является величиной постоянной;

б) нестационарные потоки - характерны для неустановившегося процесса, их интенсивность меняется в течение определенного периода.

6. По характеру перемещения элементов потока:

а) равномерные потоки - характеризуются постоянной скоростью перемещения объектов: в одинаковые отрезки времени объекты проходят одинаковый путь» интервалы начала и завершения движения объектов также равны;

б) неравномерные потоки - характеризуются изменением скорости перемещения, возможностью ускорения, замедления, остановок в пути, изменения интервалов отправления и прибытия.

7. По степени периодичности:

а) периодические потоки - характеризуются постоянством параметров или постоянством характера их изменения через определенный период;

б) непериодические потоки - характеризуются отсутствием закономерности изменения параметров потока.

8. По степени соответствия изменения параметров потока заранее заданному ритму:

а) ритмичные потоки;

б) неритмичные потоки.

9. По степени сложности:

а) простые (дифференцированные) потоки - состоят из объектов одного вида;

б) сложные (интегрированные) потоки - объединяют разнородные объекты.

10. По степени управляемости:

а) управляемые потоки - адекватно реагирующие на управляющее воздействие со стороны управляющей системы;

б) неуправляемые потоки - не реагирующие на управляющее воздействие.

По характеру образующих объектов могут быть выделены следующие виды потоков: материальные, транспортные, энергетические, денежных средств, информационные, людские, военные и др., однако для логистики экономической сферы наибольший интерес представляют материальные, информационные и финансовые потоки.

2. ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ПОТОКОВ НА ПРЕДПРИЯТИИ

2.1. Материалистические потоки

Материальный поток — это продукция (в виде грузов, деталей, товарно-материальных ценностей), рассматриваемая, в процессе приложения к ней различных логистических (транспортировка, складирование и др.) и/или технологических (механообработка, сборка и др.) операций и отнесенная к определенному временному интервалу.

Материальный поток, рассматриваемый не на временном интервале, а в данный момент времени является материальным запасом.

Материальные потоки в логистике характеризуются следующими параметрами:

    номенклатура, ассортимент и количество продукции;

    габаритные характеристики (общая масса, площадь, линейные параметры);

    весовые характеристики (общая масса, вес брутто и нетто);

    физико-химические характеристики груза;

    характеристики тары или упаковки, транспортного средства (грузоподъемность, грузовместимость);

    условия договора купли-продажи (передача в собственность, поставки);

    условия транспортировки и страхования;

    финансовые (стоимостные) характеристики;

    условия выполнения других операций физического распределения, связанных с перемещением продукции;

    и др.

    Количественно материальный поток выражается такими показателями, как интенсивность, плотность, скорость и т. д.

    Выделяются следующие признаки классификация материальных потоков:

    1. По отношению к логистической системе различают внутренние (не выходящие за пределы логистической системы) потоки и внешние, поступающие в логистическую систему из внешней среды (входные) и выходящие из логистической системы во внешнюю среду (выходные).

    2. По отношению к звену логистической системы материальные потоки делят на входные и выходные.

    3. По номенклатуре материальные потоки делят на однопродуктовые (одновидовые) и много продуктовые (многовидовые). Под номенклатурой при этом понимается систематизированный перечень групп, подгрупп и позиций (видов) продукции в натуральном выражении (шт., т, м3 и т. п.). Применяется в основном для статистической отчетности, учета и планирования.

    4. По ассортименту материальные потоки делятся на одноассортиментные и многоассортиментные. При этом под ассортиментом понимаются состав и соотношение продукции определенного вида или наименования, отличающиеся между собой по сортности, типам, размерам, маркам, внешней отделке и другим признакам.

    5. В процессе транспортирования грузы классифицируют по виду транспорта, способу и условиям транспортировки, габаритным, весовым и физико-химическим характеристикам груза, способам затаривания и др.

    Массовый поток – это поток, требующий транспортировки группой транспортных средств, например, целым железнодорожным составом из многих вагонов, колонной трейлеров и т. п.

    Крупный поток – это поток, требующий нескольких вагонов или трейлеров, и т. п.

    Средний поток – это поток, образованный одиночными вагонами, трейлерами, и т. п.

    Мелкий поток – это поток грузов, меньших, чем грузоподъемность одиночного транспортного средства, и могущий быть совмещенным при транспортировке с другими мелкими потоками.

    Тяжеловесные потоки — это потоки, образованные грузами высокой плотности и, следовательно, занимающие при том же весе меньший объем. Сюда относят потоки, образованные грузами с массой одного места при водных перевозках более 1 т, а при железнодорожных перевозках — 0,5 т.

    Легковесные потоки — это потоки, образованные грузами с малой плотностью, и следовательно, при заданном объеме, определяемом габаритами, допустимыми для данного транспортного средства, обладающие малым весом. В таких потоках 1 т груза занимает более 2 м3.

    Негабаритные потоки — это потоки грузов, высота одного места которых более 3,8 м, ширина — более 2,5 м, длина — больше длины грузовой площадки.

    6. По степени детерминированности параметров потока различают детерминированные и стохастические материальные потоки. Детерминированным называется поток с полностью известными (детерминированными) параметрами. Если хотя бы один параметр неизвестен или является случайной величиной (процессом), то материальный поток называется стохастическим.

    7. По характеру движения во времени различают непрерывные и дискретные материальные потоки. К первым относятся, например, потоки сырья и материалов в непрерывных производственных (технологических) процессах замкнутого цикла, потоки нефтепродуктов, газа, перемещаемые с помощью трубопроводного транспорта, и т. п. Большинство же потоков являются дискретными во времени.

    2.2. Финансовые потоки

    В процессе перемещения от одного хозяйствующего субъекта к другому совокупность определенных товарных ценностей может рассматриваться как соответствующий товарный поток, движение которого обусловлено выполнением целого ряда логистических операций.

    В условиях рыночной экономики повышение эффективности движения товарных потоков достигается, главным образом, за счет улучшения их финансового обслуживания. Это в свою очередь обусловливает необходимость выделения и изучения логистических финансовых потоков, соответствующих перемещению товарных ценностей: все виды материальных благ, услуги, капитал и нематериальные активы.

    Финансовый поток – это направленное движение финансовых ресурсов, связанное с материальными, информационными и иными потоками как в рамках логистической системы, так и вне ее.

    Возникают финансовые потоки при возмещении логистических затрат и издержек, привлечении средств из источников финансирования, возмещении (в денежном эквиваленте) за реализованную продукцию и оказанные услуги участникам логистической цепи.

    Механизм финансового обслуживания товарных потоков является в настоящее время наименее изученной областью логистики.

    Финансовые потоки в том или ином виде существовали всегда при любых способах организации предпринимательской деятельности. Однако, как показала практика, наибольшая эффективность их движения достигается при применении логистических принципов управления материальными и финансовыми ресурсами, что и обусловило появление новой экономической категории — логистический финансовый поток. Следовательно, логистические финансовые потоки создаются и используются для обеспечения эффективного движения товарных потоков. При этом специфика заключается в первую очередь именно в потребности обслуживания процесса перемещения в пространстве и во времени соответствующего потока товарно-материальных или товарно-нематериальных ценностей.

    Логистические финансовые потоки неоднородны по своему составу, направлению движения, назначению и другим признакам, что обусловливает необходимость их классификации. В каждом конкретном случае следует устанавливать свой, особый состав классификационных признаков логистических финансовых потоков, Для классификации финансовых потоков в логистике используются в основном такие признаки, как отношение к логистической системе, назначение, способ переноса авансированной стоимости, форма расчета, вид хозяйственных связей.

    По отношению к конкретной логистической системе различают внешние и внутренние финансовые потоки.

    Внешний финансовый поток протекает во внешней среде, т. е. за границами рассматриваемой логистической системы, внутренний существует внутри логистической системы и видоизменяется за счет выполнения с соответствующим товарным потоком целого ряда логистических операций. В свою очередь внешние логистические финансовые потоки по направлению движения подразделяются на:

    входящий финансовый поток (поступает в рассматриваемую логистическую систему из внешней среды);

    выходящий финансовый поток (начинает свое движение из рассматриваемой логистической системы и продолжает существовать во внешней среде).

    По назначению логистические финансовые потоки можно разделить на следующие группы:

    финансовые потоки, обусловленные процессом закупки товаров;

    инвестиционные финансовые потоки;

    финансовые потоки по воспроизводству рабочей силы;

    финансовые потоки, связанные с формированием материальных затрат в процессе производственной деятельности предприятий;

    финансовые потоки, возникающие в процессе продажи товаров.

    По способу переноса авансированной стоимости на товары логистические финансовые потоки подразделяются на потоки финансовых ресурсов:

    сопутствующие движению основных фондов предприятия (сюда относятся инвестиционные финансовые потоки и частично финансовые потоки, связанные с формированием материальных затрат);

    обусловленные движением оборотных средств предприятия (финансовые потоки, возникающие в процессе закупки, дистрибуции и продажи товаров, а также при воспроизводстве рабочей силы).

    В зависимости от применяемых форм расчетов все финансовые потоки в логистике можно дифференцировать на две большие группы:

    денежные — характеризующие движение наличных финансовых средств;

    информационно-финансовые — обусловленные движением безналичных финансовых средств.

    В свою очередь денежные финансовые потоки делятся на потоки наличных финансовых ресурсов по рублевым расчетам и по расчетам валютой, а к информационно-финансовым потокам относятся потоки безналичных финансовых ресурсов по расчетам платежными поручениями, платежными требованиями, инкассовыми поручениями, документарными аккредитивами и расчетными чеками.

    По видам хозяйственных связей различаются горизонтальные и вертикальные финансовые потоки. Первые отражают движение финансовых средств между равноправными субъектами предпринимательской деятельности, вторые — между дочерними и материнскими коммерческими организациями.

    Основной целью финансового обслуживания товарных потоков в логистике является обеспечение их движения финансовыми ресурсами в необходимых объемах, в нужные сроки, с использованием наиболее эффективных источников финансирования. В самом простом случае каждому товарному потоку соответствует свой единственный финансовый поток.

    Параметры финансовых потоков служат индикаторами благополучия и устойчивости предприятий, свидетельствуют об эффективности логистической деятельности, они необходимы при планировании и организации взаимоотношений с контрагентами. Например, при составлении бюджета на текущий год прогнозируют размер предстоящих поступлений и необходимых вложений, рассчитывают показатели прибыльности и рентабельности, которые необходимы при составлении финансовой отчетности, обосновании привлечения инвестиций и кредитов, заключении договоров и соглашений.

    Финансовые параметры во многом определяют экономическую жизнеспособность предприятий, их устойчивость на рынке, прочность связей с поставщиками и потребителями.

    2.3. Информационные потоки

    Информационный поток — это поток сообщений в речевой, документной (бумажной и электронной) и других формах, сопутствующий материальному или сервисному потоку в рассматриваемой логистической системе и предназначенный в основном для реализации управляющих воздействий.

    Информационные потоки, возникающие при внешних воздействиях на соответствующую среду, переносят информацию (сообщения) от ее источников к ее потребителям. Эти потоки могут иметь важное самостоятельное значение для оперативного управления и выработки стратегических решений, а могут соответствовать материальным и управлять ими. Различие скоростей материальных и информационных потоков может при наличии соответствия приводить к временному сдвигу между ними.

    Для обработки информационных потоков современные логистические системы имеют в своем составе информационный логистический центр. Задача такого центра — накопление получаемых данных и их прагматическая фильтрация, т. е. превращение в информацию, необходимую дли решения логистических задач. При этом связь центра с источниками информации может быть односторонней, двусторонней и многосторонней. Современные логистические системы используют последний способ связи.

    Таким образом, логистика оперирует многочисленными показателями и характеристиками информационных потоков: номенклатурой передаваемых сообщений, типами данных, документами, массивами данных; интенсивностью и скоростью передачи данных; специальными характеристиками (пропускной способностью информационных каналов, защитой от несанкционированного доступа, помехозащищенностью и др.).

    Между информационным и материальным потоком отсутствует изоморфность (т. е. однозначное соответствие, синхронность во времени возникновения). Как правило, информационный поток либо опережает материальный, либо отстает от него. В частности, само зарождение материального потока обычно является следствием информационных потоков в ходе, например, переговоров по сделкам купли-продажи товаров, составления контрактов и т. д. Типичным является наличие нескольких информационных потоков, сопровождающих материальный поток.

    Информационные потоки в логистике образуются в виде потоков массивов электронных данных, определенным образом оформленных бумажных документов, а также в виде потоков, состоящих из обоих этих типов квантов информации.

    К такой информации относятся:

    телефонограммы и факсы;

    накладные, поступающие вместе с товаром;

    информация о поступлении и размещении грузов на складах;

    данные о транспортных тарифах и о возможных маршрутах и типах транспорта;

    изменения в динамических моделях состояния запасов;

    библиотеки управляющих программ для технологического оборудования с числовым программным управлением и каталоги этих библиотек;

    различная нормативно-справочная производственная информация;

    изменения в динамических моделях рынка и в его сегментировании;

    текущие сведения о производственных мощностях;

    текущие сведения о поставщиках и продуцентах;

    изменения в динамических моделях портфеля заказов;

    текущие сведения о незавершенном производстве;

    данные о планах выпуска;

    текущие данные о складах;

    данные об объемах и видах готовой продукции;

    данные о фактическом сбыте продукции потребителям;

    данные о финансовых потоках.

    Таким образом, информация, создающаяся, хранящаяся, циркулирующая и используемая в логистической системе, может быть признана полезной, если возможно ее включение в текущие производственно-сбытовые процессы.

    Для успешной и эффективной реализации логистического управления на основе анализа информационных потоков необходимы определенные факторы и предпосылки, а именно:

    наличие соответствующих информационных характеристик процесса;

    адекватный уровень систематизации и формализации процесса логистического управления;

    организационные формы и система методов логистического управления;

    возможность сокращения длительности переходных процессов и оперативного получения обратной связи по результатам логистической деятельности.

    Информационный поток определяется следующими параметрами:

    1. Источником возникновения.

    3. Скоростью передачи, т. е. количеством информации, передаваемой в единицу времени.

    4. Общим объемом, т. е. общим количеством информации, образующей данный поток.

    Информационный поток может функционировать в том же направлении, что и соответствующий материальный поток, либо он может быть направлен навстречу «своему» материальному потоку. Направление информационного потока может в ряде случаев не иметь ничего общего с направлением движения соответствующего материального потока. Например, комплектующие изделия поступают от продуцента на входной склад, а соответствующие счета — в бухгалтерию.

    Если удовлетворяются заказы на поставку сырья, материалов и комплектующих, информационный поток, образованный этими заказами, оформленными в виде документов, направлен в сторону, противоположную соответствующему материальному потоку. Он возникает раньше этого материального потока. Иными словами, этот информационный поток предваряет инициированный им материальный поток.

    Информационный поток, двигающийся навстречу материальному, может быть не только предваряющим, как уже описывалось выше, но и отстающим. Например, поток информации, образованный документами о результатах приемки или отказе в приемке груза, различными претензиями, гарантийными документами и др.

    Таким образом, информационные потоки могут опережать, отставать или быть синхронными с соответствующими материальными потоками. Каждый их этих типов информационных потоков может двигаться в том же направлении, что и соответствующий материальный поток, быть встречным ему или же двигаться в не совпадающем с ним направлении.

    Каждый тип информационного потока характеризуется своим сочетанием этих двух качеств. Соответственно можно назвать следующие разновидности информационных потоков:

    опережающие с совпадающим направлением;

    опережающие встречные;

    опережающие, различающиеся по направлению;

    синхронные с совпадающим направлением;

    синхронные встречные;

    синхронные, различающиеся по направлению;

    отстающие с совпадающим направлением;

    отстающие встречные;

    отстающие, различающиеся по направлению.

    Таким образом, разнообразные информационные потоки являются теми связями, которые объединяют в единое целое различные функциональные подсистемы. В каждой из этих функциональных подсистем реализуются материальные потоки, соответствующие целям, обеспечиваемым этими подсистемами. Информационные потоки объединяют эти подсистемы в единое целое, так что отдельные цели каждой подсистемы подчиняются общей цели всего производственно-сбытового комплекса. Именно это является основной концепцией логистики.

    Виды информационных потоков, циркулирующих в логистических системах, имеют некоторое отличие от всех других видов потоков. Отличие состоит в самом объекте движения — обмене информации между различными звеньями логистической системы.

    2.4. Сервисные потоки

    Сервисные потоки — потоки услуг (нематериальной деятельности, особого вида продукции или товара), генерируемые логистической системой в целом или ее подсистемой (звеном, элементом) с целью удовлетворения внешних или внутренних потребителей организации бизнеса.

    Сервис – процесс предоставления услуги — деятельность поставщика, необходимая для обеспечения услуги.

    Важность логистических услуг в последнее время особенно возрастает, что объясняется многими причинами. Среди них социальные программы, принимаемые правительствами различных стран, развитие индустрии услуг и концентрация в ней все большего числа компаний и занятого трудоспособного населения, нацеленность деятельности многих фирм на конечного потребителя, развитие концепции всеобщего управления качеством в индустрии услуг.

    Большое число звеньев логистической системы и логистических посредников являются предприятиями сервиса, в которых услуги неразрывно связаны с продуктом, распределяемым, продвигаемым на рынок и продаваемым на разных участках логистической цепи. К таким звеньям относятся различные транспортные компании, оптовые и розничные торговцы, компании-дистрибуторы и т. п. При этом стоимость услуг может значительно превосходить прямые затраты на производство продукции.

    На Западе широко используется понятие «логистики сервисного отклика» — SRL, которое определяется как процесс координации логистических операций, необходимых для оказания услуг наиболее эффективным способом с точки зрения затрат и удовлетворения запросов потребителей.

    SRL-подход является зачастую основным стратегическим элементом менеджмента многих зарубежных фирм, оказывающих услуги. Критическими элементами этого подхода являются прием заказов на услуги и мониторинг оказания услуг. Как и материальные потоки, потоки услуг распространяются в определенной среде доставки (для готовой продукции — в распределительной сети), в которой существуют свои звенья логистической системы, логистические каналы, цепи и т. д. Эта сеть должна быть построена таким образом, чтобы с максимальной эффективностью удовлетворять требования клиентов к уровню обслуживания. Примерами подобных сетей могут служить сети станций технического обслуживания и пунктов сервиса автомобилестроительных фирм, сети предпродажного и послепродажного сервиса большинства фирм, производящих промышленные электробытовые товары, и т. п.

    До сих пор отсутствуют эффективные способы оценки качества услуг сервиса, что объясняется их особенностями по сравнению с продуктовыми характеристиками. Такими особенностями (характеристиками сервисных потоков) являются:

    1. Сложность спецификации услуг сервисной фирмой и их оценки со стороны покупателя.

    2. Покупатель может быть прямым участником процесса оказания услуг.

    3. Услуги потребляются в тот же момент, когда они оказываются, т. е. не могут складироваться или транспортироваться.

    4. Покупатель, приобретая услуги, никогда не становится их собственником.

    5. Качество услуги не может быть протестировано до момента оплаты ее покупателем.

    6. Оказание услуг часто состоит из системы более мелких (субсервисных) действий, причем покупатель оценивает все эти действия.

    Указанные характеристики и особенности услуг играют важную роль в логистическом процессе.

    Оценка качества услуг при анализе и проектировании логистических систем должна основываться на критериях, используемых покупателями услуг для этих целей.

    Для каждого параметра оценки качества услуг имеются две величины (условные) — ожидаемая покупателем и фактическая. Разница между этими двумя величинами называется расхождением (рассогласованием) и оценивает степень удовлетворения покупателя качеством услуги. В западной экономической литературе это расхождение часто называют термином «разрыв» (gap).

    Для рационализации логистического управления в каналах продвижения и продаж товаров необходимо: во-первых, правильно оценивать параметры качества услуг, во-вторых, строить управление таким образом, чтобы свести к минимуму расхождения между ожидаемым и фактическим уровнями качества услуг.

    Для этого используют различные методы оценок, такие, например, как анкетные опросы покупателей, экспертные оценки, статистические методы и т. п. Сложность заключается в том, что большинство параметров качества услуг нельзя измерить количественно, т. е. получить формализованную оценку.

    потоковый анализ

    Логистический принцип – потоковый анализ.

    Основной объект исследования и управления в логис­тике - материальный поток. В 90-е годы в сферу логистики попали не только информационные и финансовые потоки, сопутствующие материальному, но и поток услуг, т.е. сервисный поток.

    Согласно узкому подходу логистика определяется как управление товародви­жением - всеми физическими операциями по доставке товаров от поставщика.

    В рамках более широкого подхода подчеркивается многоаспектность понятия "логистика". Управленческий аспект логистики - планирова­ние, управление и контроль потоков. Экономический аспект - деятельность с целью получения с наименьши­ми затратами необходимого количества продукции в установ­ленное время, в установленном месте. В соответствии с оперативно-финансовым аспектом трак­товка логистики дается исходя из времени расчета партнеров.

    Виды и характеристика логистических потоков

    Основные потоки – материальный, информационный, финансовый.

    Материальный поток- продукция, рассматриваемая в про­цессе приложения к ней различных логистических опера­ций и отнесенная к временному интервалу:

    1)материальные ресурсы (предметы труда: сырье, основные и вспомогательные материалы, комплектующие, отходы производства);

    2) незавершенное производство (продукция, не за­конченная в пределах данного предприятия);

    3) готовая продукция (сданная на склад готовой продукции или отгруженная покупателю).

    Классификация материальных потоков:

    По номенклатуре -однопродуктовые и многопродуктовые;

    По количественному признаку – массовые, крупные, средние и мелкие. Массовый поток возникает в процессе транспортировки грузов группой транспортных средств (железнодорожный состав, караван судов, колонна автомобилей). Крупные потоки – несколько вагонов, машин. Средние – одиночные вагоны или автомобили. Мелкие – не позволяют полностью использовать грузоподъемность транспортного средства и требуют совмещения с попутными грузами;

    По удельному весу – тяжеловесные и легковесные. Тяжеловесные обеспечивают полное использование грузоподъемности транспортного средства (металлы), а легковесные – нет (табак);

    По степени совместимости – совместимые и несовместимые (в основном продовольствие);

    По консистенции – насыпные, навалочные, товарно-штучные, наливные. Насыпные (зерно) – основное свойство – сыпучесть. Могут перевозиться в специализированных транспортных средствах, вагонах, платформах, контейнерах, автомашинах). Навалочные (как правило, минерального происхождения – соль, песок, уголь, руда) – сыпучие, но могут слеживаться и спекаться. Перевозятся без тары. Наливные перевозятся в цистернах и наливных судах.

    Информационный поток - совокупность циркулирую­щих в системе, а также между систе­мой и внешней средой сообщений, необходимых для уп­равления и контроля логистических операций. Существует в речевой, бумажной, электронной (без­бумажной) и др. формах.

    По отношению к материальному потоку может быть: опережающий, одновременный и запаздывающий, а также однонаправленный и встречный. Например, опережающий поток во встречном направлении – сведения о заказе; опережающий поток в прямом направлении – сообщения о предстоящем прибытии груза; одновременный однонаправленный поток – сведения о количественных и качественных параметрах материального потока; запаздывающий во встречном направлении поток - претензии, подтверждения и т.д.

    В логистике выделяют следующие виды информационных потоков

    1) по виду связывания систем:

    Горизонтальные – относятся к одному уровню иерархии;

    Вертикальные – от верхнего уровня менеджмента к нижнему.

    2) по степени открытости:

    открытые; закрытые; простые; заказные.

    3) в зависимости от назначения:

    Директивные (управляющие);

    Справочно-нормативные;

    Учетно-аналитические.

    Финансовый поток – это направленное движение финансовых средств, циркулирующих в логистической системе, а также между логистической системой и внешней средой, необходимых для обеспечения эффективного движения определенного материального потока. Классификация финансовых потоков:

    1. По назначению логистические финансовые потоки подразделяются на следующие группы (основные объекты логистического управления)

    Закупочные – обусловленные процессом закупки товаров;

    Инвестиционные финансовые потоки;

    По воспроизводству рабочей силы;

    Производственные – связанные с формированием материальных затрат в процессе производственной деятельности предприятия;

    Сбытовые – возникающие в процессе продажи товаров

      В зависимости от источников финансирования логистические финансовые потоки подразделяются на:

    – собственные, которые могут находится в распоряжении лица, принимающего решение, в виде свободных, в том числе наличных средств, а также поступать за счет прибыли от производственно-сбытовой деятельности, от амортизационной деятельности, различных продаж помимо производимого товара (например, недвижимости) и др.

    – заемные, представляющие собой различного рода кредиты, полцченные под вексель или под другие формы обязательств.

      В зависимости от применяемых форм расчетов все финансовые потоки в логистике можно дифференцировать на большие группы:

    – денежные финансовые потоки, характеризующих движение наличных финансовых средств, которые в свою очередь делятся на потоки наличных финансовых ресурсов по рублевым расчетам и по расчетам валютой;

    – информационно-финансовые потоки, обусловленные движением безналичных финансовых средств; к ним относятся потоки безналичных финансовых ресурсов по расчетам платежными поручениями, чеками;

    – учетно-финансовые потоки, которые возникают при производстве товаров или оказании услуг на стадии увеличения авансированной стоимости. Под увеличением авансированной стоимости понимается процесс формирования материальных затрат производственной деятельности коммерческой организации. Движение финансовых ресурсов в рамках названного процесса и характеризуют логистические учетно-финансовые потоки.

    4. По видам хозяйственных связей различаются:

    горизонтальные финансовые потоки, отражающие движение финансовых средств между равноправными субъектами предпринимательской деятельности; вертикальные финансовые потоки, протекающие между дочерними и материнскими коммерческими организациями.

    Логистическая система и ее элементы

    Элементы логистической системы – логистическое звено, логистическая цепь, логистический канал.

    Звено логистической системы (ЗЛС) - некий элемент, преобразующий входящие в него материальные, финансовые, информационные потоки

    Рис. Векторы потоков логистической системы

    X, R, С - векторы парамет­ров входных материального (X = {х 1 , х 2 , ... x n), информацион­ного (R = {r 1 , r 2 ,... r n) и финансового (С = {с 1 , c 2 ... c k) потоков. F - вектор внешних возмущений (F = {f 1 , f 2 , ... f l }); Z - вектор параметров состояния звена логистической системы (Z = {z 1 , z 2 ... z s }). Y", R", С" - векторы выходных параметров соот­ветствующих потоков.

    В свою очередь каждое звено логистической цепи объе­диняет свои элементы, а именно: транспортные средства складское хозяйство, средства связи и управления, кадры.

    Логистическая цепь - это линейно упорядоченное мно­жество звеньев логистической системы (производителей, складов и т.д.), осу­ществляющих логистические операции по доведению мате­риального потока от одного звена логистической систе­мы до другого.

    Рис. Пример простой логистической цепи: ГП - готовая продукция; ЗЛС - звено логистической системы

    Кроме того, логистическая цепь может иметь вид ориен­тированного графа (основного понятия теории графов), зада­ваемого множеством вершин (точек) и множеством ребер (свя­зей), соединяющих некоторые пары вершин.

    Определение логистической системы дают на основе общей теории систем и кибернетики.

    Логистическая система - адаптивная система с обрат­ной связью, выполняющая те или иные логистические фун­кции и логистические операции, состоящая, как правило, из нескольких подсистем и имеющая развитые связи с внеш­ней средой.Логистическая система обычно имеет дре­вовидную структуру, что соответствует многоуровневой схеме движения, в которой материальный поток на пути от производителя к потребителю проходит через посредни­ков.

    Выделяют 3 вида логистических систем:

    С прямыми связями (производитель – потребитель);

    Эшелонированная (производитель – посредники – потребитель);

    Гибкая (движение материального потока может осуществляться как напрямую так и через посредников).

    В качестве логистических систем можно рассматривать промышленное предприятие, торговое предприятие, инфраструктуру экономики страны или группы стран,. Выделяют микро и макро логистические системы., а, следовательно микрологистику и макрологистику.

    Микрологистика решает локальные задачи в рам­ках отдельных звеньев и обеспечивает логистические опера­ции по планированию, реализации и контролю за процессами перемещения товаров внутри промышленных предприятий или вне их. Например,внутрипроизводственная логистика, когда в пределах предприятия планируют­ся различные логистические операции - транспортно-складские, погрузочно-разгрузочные и др

    Макрологистическая система - это крупная система управления материальными потоками, охватывающая предприятия и организации промышленности, посреднические, сбытовые, торговые и транспортные организации различных ведомств, расположенных в различных регионах страны или в разных странах. Макрологистическая система представляет определенную инфраструктуру экономики страны, региона или группы стран. Их классифицируют по следующим признакам:

    По территориальному - городские, региональные, межрегиональные, республиканские и меж­республиканские;

    По объектно-функциональному - макрологистические системы группы предприятий, ведом­ственные, отраслевые, межотраслевые, торговые, военные, транспортные и т.п.;

    По глобализации - государственные (транснациональные), межгосудар­ственные (международные) и трансконтинентальные.

    Логистическая операция - обособленная совокупность действий, направленная на преобразование материально­го или информационного потока (складирование, транспор­тировка, обработка данных информацион­ного потока и т.д.).

    Классификационные признаки логистической операции:

    По природе потока – материальный и информационный;

    По изменению потребительской стоимости – с добавленной стоимостью или без нее;

    По переходу права собственности на товар – односторонние (без перехода) и двусторонние (с переходом).

    Логистическая функция - укрупненная группа логис­тических операций, направленная на реализацию целей ло­гистической системы и задаваемая значениями показате­лей, являющихся ее выходными переменными (снабжение, производство, сбыт).

    Рис. Микрологистическая система:МР - материальные ресурсы; ГП - готовая продукция; ВМП - возвратные материальные потоки

    Функциональные области логистики

    В процессе товародвижения осуществляется пространственно-временная трансформация товара.

    Объектом логистики, как известно, является сквозные материальный и информационный потоки, тем не менее на отдельных участках управление им имеет известную специфику. В соответствии с этой спецификой выполняют пять функциональных областей логистики: закупочную, производственную, распределительную, транспортную и информационную.

    Закупочная логистика

    В процессе обеспечения предприятия сырьем и материалами решаются задачи закупочной логистики. На этом этапе изучаются и выбираются поставщики, заключаются договоры и контролируется их исполнение, принимаются меры в случае нарушения условий поставки. Любое производственное предприятие имеет службу, которая осуществляет перечисленные функции. Логистический подход к управлению материальными потоками требует, чтобы деятельность этой службы, связанная с формированием параметров сквозного материального потока, не добыла обособленной, а подчинялась стратегии управления сквозным материальным потоком.

    На практике границы деятельности, составляющей основное содержание закупочной логистики, определяется условиями договора с поставщиками и составом функций службы снабжения внутри предприятия и включают целиком снабжение, частично производство и частично внешнюю среду:

    Рис. Участки материального потока, на которых преимущественно решаются задачи закупочной, производственной и распределительной логистики

    Для обеспечения предприятия предметами труда необходимо решить задачи:

      что закупить;

      сколько закупить;

      у кого закупить;

      на каких условиях закупить.

    Кроме того, необходимо выполнить работы:

      заключить договор;

      проконтролировать исполнение договора;

      организовать доставку;

      организовать складирование.

    Производственная логистика

    Задачи производственной логистики касаются управления материальными потоками внутри предприятий, создающих материальные блага или оказывающих такие материальные услуги, как хранение, фасовка, развеска, укладка и др. Специфика производственной логистики - территориальная компактность. Границы деятельности включают целиком производство, частично снабжение и частично сбыт.

    Участников логистического процесса в рамках производственной логистики связывают внутрипроизводственные отношения, т.е. поток идет не в результате договоров, а в результате управленческих решений руководства предприяития (в отличие от участников логистического процесса на макроуровне, связанных товарно-денежными отношениями).

    Внутрипроизводственные логистические системы представляют со­бой ряд подсистем, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих опреде­ленную целостность, единство. Эти подсистемы: закупка, склады, запасы, обслуживание производства, транспорт, информация, сбыт и кадры обеспечивают вхождение материально­го потока в систему, прохождение внутри нее и выход из системы. В соответствии с концеп­цией логистики построение внутрипроизводственных логистических систем должно обеспе­чивать возможность постоянного согласования и взаимной корректировки планов и действий снабженческих, производственных и сбытовых звеньев внутри предприятия.

    Логистическая концепция организации производства включает в себя следующие основные положения:

      отказ от избыточных запасов;

      отказ от завышенного времени на выполнение основных и транспортно-складских операций;

      отказ от изготовления серия деталей, на которые нет заказа покупателей;

      устранение простоев оборудования;

      обязательное устранение брака;

      устранение нерациональных внутризаводских перевозок;

      превращение поставщиков из противостоящей стороны в доброжелательных парт­неров.

    Распределительная логистика

    Распределительная логистика - это комплекс взаимосвязанных функций, реализуемых в процессе распределения материального потока между различными оптовыми покупателями, то есть в процессе оптовой продажи товаров. Процесс розничной торговли (обслуживания покупателя) в логистике, как правило, не рассматривается.

    Объект изучения в распределительной логистике - материальный поток на стадии движения от поставщика к потребителю. Предмет изучения - рационализация процесса физического движения продукта к потребителю.

    Распределительная логистика охватывает весь комплекс задач по управлению материальными потоком на участке поставщик - потребитель, начиная от момента постановки задачи реализации и заканчивая моментом выхода поставленного продукта из сферы внимания поставщика. При этом основной удельный вес занимают задачи управления материальными потоками, решаемые в процессе продвижения уже готовой продукции к потребителю.

    Составзадач распределительной логистики на микро- и макроуровне различен. На уровне предприятия, то есть на микроуровне, логистика ставит и решает следующие задачи:

    планирование процесса реализации;

      организация получения и обработки заказа;

      выбор вида упаковки, принятие решения о комплектации, а также организация выполнения других операций, непосредственно предшествующих отгрузке; ^

      организация отгрузки продукции;

      организация доставки и контроль за транспортированием;

      организация послереализационного обслуживания.

    На макроуровне к задачам распределительной логистики относят:

      выбор схемы распределения материального потока;

      определение оптимального количества распределительных центров (складов) на обслуживаемой территории;

      определение оптимального места расположения распределительного центра (склада) на обслуживаемой территории, а также ряд других чадач, связанных с управлением процессом прохождения материального потока по территории района, области, страны и т.д.

    Информационный поток-это поток в циркулир. лог. сист. а так же лог. сист. и внешней средой сообщ. необход. для удовлетвор. и контрол. за лог. операц.

    Классификация:

    По отношению к лог. функц.(ключевые, поддерживающие)

    по отн. к ЛС(вход.,выход,внеш,внутр,)

    По времени возникновения инф-ции(регул,период.,оператив., offline)

    По назнач. инф-ции(директ.норматив.,учетно-аналитические, вспомогательные)

    по степ. открытости(откр., закр., коммерч.,секр.,прост.,заказные)

    По способу передачи данных(курьер, почта,радио.Т,эл.почта)

    Финансовый поток-направл. движение финн. средств циркулирующих в л.с. а также между ЛС и внеш средой необход. для обеспечения эффект.движения определ. мат. потреб.

    Классификация:

    По отнош. к ЛС(внешние, внутрен.)

    По назначению(закупка, инвестиц. финанс. потребн.,формирование мат. затрат, возникновение в процессе дистрибьюции и прод. товаров)

    По способу переноса аванс. стим-ми(пот. фин. ресурсов при движ.основных фондов, ……при движ. оборот.средств)

    По формам расчета(ден-фин потоки, инф-фин потоки, учетно-фин потоки)

    По видам хоз связей(вертикал., горизонт.)

    Сервисные потоки-потоки услуг генерируемые ЛС в целом или её подсистемой с целью удовлетворения внеш. или внутр. потр. организац. бизнеса.

    Классификация:

    По времени осуществления(предпродажный, сервис в процессе прод., послепродаж.)

    По форме оплаты(платный, бесплатный)

    По направл-ти услуг(прямой, косвенный)

    По форме организации(собств.силами, с привлечением 3-й стороны,самообслуживание)

    По масштабу(локальный, региональный, национальный, международный)

    Вопрос 10. Логистический и традиционный подход к управлению материальными потоками.

    Традиционный подход:

    Управление каждым из предприятий-участников цепи поставок осущ-ся обособленно

    Предприятия через которые проходит последовательно мат. поток является полностью обособленным и не предпринимают организационно-технологических действий по интеграции в единую материал. проводящую цепь.

    Показатели поток на выходе из цепи в значительной степени складывается случайно и не оптимально.

    Логистический подход:

    Объект управления выступает сквозной материальный поток

    Обособленность предприятий звеньев материал. производящей цепи в значительной степени преодолевается с целью согласов. управления сквозным материальным потоком

    Задача управления сквозным материальным потоком направлен на реализацию конечной цели качественного функционирование логистической системы-соблюдение 6 правил логистики.


    На выходе из лог. цепи сквоз. матер. поток приобретает запланированные контрольные показатели.

    6 правил логистики

    Обеспечение наличия нуж. товара

    Необходимого качества

    В необходимом количестве

    В нужном месте

    В установленное время

    С минимальными затратами.

    11. Особенности логистического подхода к управлению материальными потоками.

    Объект управления - отдельные предприятия

    Вход поток Предприят1 Предприят2 Предприят 3 выход поток

    Нов объект управления – сквозной матер поток

    · Объектом управления выступает сквозной материальный поток

    · Обособленность предприятий – звеньев материалопроводящей цепи в значительной степени преодолевающийся с целью согласования управления сквозным материальным потоком.

    · Задача управления сквозным материальным потоком направлена на реализацию конечной цели качественного функционирования логистической системы - соблюдения 6 правил лог-ки (обеспечение наличия нужного товара, неоходимого качества, в нужном количестве, в нужном месте, в установленное время, с минимальными затратами)

    · На выходе из логистической цепи сквозной материальный поток приобретает запланированные, контрольные показатели.

    12. логистическая система. Понятие, свойства

    Логистическая система – адаптивная система с обратной связью выполняющая те или иные логистические функции состоящая, как правило, из нескольких подсистем и имеющая развитое отношение с внешней средой.

    Свойства лог сист, как сложной системы: сложность, целостность, наличие связей, организация, иерархичность, интерактивность, эмерджентность.

    Классификация лог сист: макро,микро,мезо логические.

    13. Система, элемент. Свойства логистической системы

    Система – множество элементов взаимосвязанных друг с другом и образующих определенную целостность

    Элемент – часть системы условно не расчленённая на соответствующие части

    Свойства лог сист,как сложной системы: сложность, целостность, наличие связей, организация, иерархичность, интерактивность, эмерджентность.

    14. Микрологистические системы - относятся определенная организация бизнеса и предназначены для управления и оптимизации материального и сопутствующих ему потоков в сфере организации снабжения, производства и сбыта.

    Организация бизнеса предприятия

    Внутренние (внутрипроизводственные внешние

    Физического распределения

    Структурные подразделения,рабочие места. Дистрибьюции, снабжения

    интегрированные

    15. макрологистические системы – крупная система управления экономическими потоками, охватывающая посреднические торговые и транспортные организации и предприятия различных ведомств, а также инфраструктуры экономики отдельной страны или группы стран.

    Классификация МакрСис:

    · По административно-территориальному делению

    1. Районные

    2. Городские

    3. Региональные

    4. Межрегиональные

    5. Республиканские

    6. Федеральные

    7. Международные

    · По объектно-функциональному делению

    1. Отраслевые

    2. Ведомственные

    3. Межотраслевые

    4. Институциональные

    5. Военные

    6. Транспортные

    7. информационные

    мезологистическая система – это система интегрированного управления материальным потоком, охватывающая различные организации, функционирующие в одной отрасли в условиях партнерства;

    Выявле но, что мезологистические системы могут быть созданы на уровне региона, кластера, корпорации, финансово-промышленной группы, холдинга, территориально-производственного комплекса, промышленного узла, муниципального образования и т.д.

    16. Мезологистические системы относятся к среднему звену экономики, основной целью функционирования явл. получение прибыли, но у системы такого типа дополнительно возникают соц. Подцели.

    17. Лог. Активность – действия, прикладываемые к материальному потоку в определенном эк-ком объекте, функционир. Как единая целеориентированная система.

    Элементарная лог. активность(лог. операция) – любое действие, не подлежащее дальнейшей декомпозиции в рамках постоянных задач исследования(упр-я), связанное с возникновением, преобразованием или поглощением материальных и сопутствующих ему потоков(инф,сервисного,финансового).

    Комплексная лог. акт-ть(лог.функция) – обособленная совокупность лог. операций, направленных на реализацию поставленных перед лог. системой задач.

    18. Декомпозиция ЛС – разбиение объекта на сост. части на основе определенного критерия(хар-ки)-критерия декомпозиции.

    Виды декомпоз:

    Функциональная – деление системы на лог. операции и функции

    Структурная – деление на звенья, цепи, каналы

    Объектная – деление на подсистемы, элементы

    По физическому процессу

    19. Лог. канал – упорядоченное множество звеньев ЛС, вклющ. в себя все лог. цепи или их участки, и проводящие мат. поток от поставщика материальных ресурсов, необходимых для изготовления ассортимента продукции до её конечных потребителей.

    Лог. цепь – множество звеньев ЛС, линейно упорядоченных по материальному потоку с целью анализа или синтеза определенного набора логистических активностей и/или издержек. Цепь заканчивается либо операцией складирования либо передачей прав собственности на товар.

    Лог. звено – экономически и функционально обособленный объект, не подлежащий декомпозиции в рамках поставленной задачи анализа и синтеза ЛС, выполняющий свою целевую функцию,связанную с определенными лог. активностями. Типы звеньев: поглощающие,смешанные,преобразующие,генерирующие.

    20. Основные принципы логистики:

    *системность*комплексность*научность*конкретность*конструктивность*надежность*вариативность*интегративность*эффективность*гибкость *целостность

    21. Теория системного анализа и возможности её применения в логистике

    Системный анализ - научный метод познания, представляющий собой последовательность действий по установлению структурных связей между переменными или элементами исследуемой системы. Опирается на комплекс общенаучных, экспериментальных, естественнонаучных, статистических, математических методов.

    Системный подход – комплексное изучение объекта исследования как единое целое с позиций системного анализа

    Основные задачи системного анализа:

    Задача декомпозиции – означает представление системы в виде подсистем, состоящих из более мелких элементов

    Задача анализа – состоит в нахождении различного рода свойств системы, её элементов и окружающей среды с целью определения закономерностей поведения системы

    Задача синтеза – состоит в том, чтобы на основании знаний о системе полученных при решении первых 2 задач создать модель системы определить её структуру параметры обеспечить эффективное функционирование системы, решение задач и достижения поставленных целей.

    Применение системного анализа позволяет:

    Определить и упорядочить элементы, цели, параметры, задачи и структуру Логистической системы.

    Выявить внутренние свойства ЛС, определить её поведение

    Выделить и классифицировать связи между элементами ЛС

    Выявить нерешённые проблемы, узкие места, факторы неопределённости, влияющие на функционирование, возможные логистические мероприятия

    Формализовать слабую структуру проблемы, раскрыть их содержание и возможные последствия перед предприятием

    Выделить перечень и указать цели, сообразно последовать выполнению задач функционирования ЛС и отделение её элементов

    Разработать модели, характеризующие решаемую проблему со всех основных сторон и позволяет найти возможные варианты действий.

    22. Кибернетический подход. Звено логистической системы с позиции кибернетического подхода

    Кибернетический подход – исследование системы на основании кибернетических принципов, в частности с помощью выявления прямых и обратных связей, рассмотрения элементов системы как неких Чёрных ящиков.

    Выделяют следующие задачи в кибернетике:

    Задача целеполагания – определение требуемого состояния или поведения системы

    Задача стабилизации – удержание системы в существующем состоянии в условиях возмущающих воздействий

    Задача выполнения программы – перевод системы в требуемое состояние в условиях, когда значение управляемых величин изменяется по известным детерминирующим законам.

    Задача слежения – обеспечение требуемого поведения системы в условиях когда законы изменения управляемых величин неизвестна или изменяется

    Задача оптимизации – удержание или перевод системы в состояние с экстремальными значениями характеристик при заданных условиях и ограничениях.

    23. Исследование операций как инструментарий логистики

    Исследование операций – методология применения математических количественных методов для обоснования решений во всех областях целенаправленной человеческой деятельности.

    Оптимальным решением является такой набор значений переменных, при котором достигается оптимальное значение критерия эффективности операции и соблюдается заданные ограничения.

    Основные понятия:

    Операция

    Эффективность

    Полезный эффект

    Критерии оптимальности- целевая функция

    24. Экономико-математическое моделирование в логистике. Виды моделей

    Математическое моделирования – процесс установления соответствия данному реальному объекту некоторого математического объекта.

    Изоморфные модели.

    Включают все характеристики объекта оригинала

    Способны заменить изучаемый объект – оригинал

    Позволяют точно предсказать поведение объекта.

    Гомоморфные модели.

    Является неполным частичным подобием изучаемого объекта

    Не отображает некоторые стороны функционирования реального объекта

    Упрощают процесс построения и интерпретации результатов исследования

    Аналитическое моделирование характеризуется:

    Возможностью исследования сравнительно простых систем

    Условием известности зависимостей, связывающих искомые характеристики начальными параметрами и переменными моделир системы

    Ограниченностью применения для исследования сложных систем

    Многократностью использования

    Имитационное моделирование характеризуется:

    Определение условий при которых результат удовлетворяет требованиям

    Позволяет понять поведение системы, оставляя непознанным количественные отношения внутри логистических процессов

    Воспроизводит процесс функционирования системы во времени

    Является весьма ресурсоёмким методом исследования(время, персонал, однократность использования)

    25. Прогностика: основные понятия и виды

    Прогностика – наука о законах и способах разработки прогнозов динамических систем

    Прогноз – научно обоснованное суждение о возможных состояниях (в количественной оценке) объекта прогнозирования в будущем и альтернативных путях и сроках их осуществления

    Классификация прогноза:

    По процедуре прогноза –количественный, -качественный

    По предоставлению численных результатов –интервальный, -распределение вероятностей, -точечный

    По предмету прогнозирования –поисковые, -нормативные

    По периоду упреждения – оперативный до года, -средне срочный(1-5лет), -долгосрочный(болеее 5)

    По этапам планирования деятельности –целевой, -плановый, -проектный, -програмный, -организационный

    Этапы процедуры прогнозирования:

    1. Определение объектов прогноза

    2. Отбор параметров котроые прогнозируются

    3. Определение временных горизонтов прогноза

    4. Отбор моделей прогнозирования

    5. Обоснование модели прогнозирования и сбор необходимых для прогноза данных

    6. Составление прогноза

    7. Отслеживание результатов.

    26 Функциональные области логистики…

    Закупочная логистика- Производственная логистик - Распределительная логистика- Транспортная логистик - Информационная логистика

    27 Закупочная логистика: понятие, цели, задачи, функции..

    Закупочная логистика (логистика снабжения) -Функциональная область логистики, связана с планированием, управлением и контролем движения экономических потоков в процессе обеспечения предприятий не обходимыми ресурсами для осуществления его предпринимательской деятельности..

    Цель закупочной логистики – Удовлетворять потребность предпринимательской деятельности в материальных ресурсах с максимально возможной экономической эффективностью и оптимального их использования.

    Ряд задач.

    Выдерживание обоснованных сроков закупки, материальных ресурсов или товаров для перепродажи.

    Обеспечение точного соответствия между количеством поставок и потребностями в них.

    Соблюдение требований потребителей к качеству поставленных им материальных ресурсов.

    Обеспечение запланированного уровня обслуживания заказов потребностей с минимальными общими затратами..

    Функции логистики в сфере закупки.

    Определения потребности и расчет количества заказываемых материалов и изделий.

    Выявление и изучение источников ресурсов и поставщиков продукции.

    Получение и оценка предложений от потенциальных поставщиков

    Выбор поставщиков и принятие решения о заказе продукции.

    Согласование цены заказываемых ресурсов и заключение договоров на поставку

    Установление количества и сроков поставок и наблюдение за ними..

    Учет и контроль хода выполнения договорных обстоятельств

    Входной контроль количества и качества материальных ресурсов и их размещение на складах

    Доведение материальных ресурсов до производственных подразделений…

    Поддерживание на нормативном уровне запасов товарно-материальных ценностей на складах

    Контроль и оптимизация уровня затрат на снабжение

    Оценка эффективности деятельности по снабжению.

    28 Основные принципы снабжения

    Планомерность

    Ритмичность

    Оперативность

    Экономичность

    Централизация

    Технологичность

    29 Служба снабжения предприятия

    Предусматривает собственную совокупность управленческих подразделений, которые организуют и осуществляют обеспечение всех подразделений предприятий необходимыми материальными средствами, товарами, тарой и упаковкой …

    30 системы организации снабжения

    Традиционная

    Система договоров с посредниками

    Оперативная.

    31. Формы организации снабжения.

    Централизованная -предпологает сосредоточение функций управления снабжением в пределах одного структурного подразделения. Эффективна при: территориальной целостности, узкой номенклатуры товара, структурированном и производственном единстве предприятий.

    Децентрализованная – рассредоточение и распределение функций снабжения между различными подразделениями предприятия. При территориальной рассредоточенности предприятий, широкой номенклатуре товаров, при структурной неоднородности и специализации отдельных предприятий.

    Производственная(транзитная) и складская.