«Деловое общение» - Я скоро закончу школу, и мне необходимо знать принципы делового общения. Существуют исторически наработанные стереотипы речевого общения. О госте начинают составлять представление заранее, собирая о нем информацию. Важно также соблюдать определенные правила в отношении одежды и внешнего вида. Найти нужную информацию Оформить слайды Оформить папку.
«Культура делового общения» - Деловая коммуникация. Типы речевой коммуникации. Особенностью делового общения. Ситуация делового общения. Деловое общение. Нормы деловых отношений. Общение может происходить на манипулятивном, примитивном или высшем уровне. Включает все многообразие функций общения: коммуникативную, интерактивную и перцептивную.
«Особенности делового общения» - Жест. Первенство старших. Деловая коммуникация. Особенности общения через переводчика. Отказ разговаривать с человеком. Немцы. «Да ты с ума сошел». Система ценностей. Межкультурный аспект устного делового общения. Дистанциирование. Общие принципы. Выражения приветствия и прощания. Организация пространства.
«Особенности деловой коммуникации» - Эффектное начало выступления. Роль жестов в выступлении. Как построить вступление. Суммировать сказанное. Быть эрудированной и высоконравственной личностью. Владеть навыками. Выбирайте тему, соответствующую аудитории. Публичное выступление. Как закончить выступление. Структура выступления. Деловая коммуникация.
«Сущность делового общения» - Непродуктивные совещания. Природа человека. Процесс беседы. Коммуникативные установки. Принципы деятельности. Особенности служебно-делового общения. Прямое общение. Совещание. Обмен деловой информацией. Иерархичность. Деловое общение. Установление контакта. Телефонный разговор. Особенности телефонной коммуникации.
«Искусство делового общения» - Выделяют четыре основные дистанции общения. Диалогические виды. Компромиссный метод. Специфика. Три позиции коммуникатора. Письменные виды делового общения. Виды общения. Идентификация. Поведение при ведении переговоров. Непосредственное - осуществляемое с помощью естественных органов. Виды. Теория делового общения.
Всего в теме 9 презентаций
Субъект деятельности
- это тот, кто осуществляет деятельность (человек, коллектив, общество).
Объект деятельности
- это то, на что направлена деятельность (предмет, процесс, явление, внутреннее состояние человека).
Мотив -> Цель -> Методы и средства -> Процесс -> Результат (продукт)
Мотив - совокупность внешних и внутренних условий вызывающих активность субъекта и определяющих направленность деятельности. В качестве мотивов могут вы ступать: потребности; социальные установки; убеждения; интересы; влечения и эмоции; идеалы.
Цель деятельности
- это осознанный образ того результата, на достижение которого направлено действие человека.
Деятельность состоит из цепи действий. Действие
- это процесс, направленный на реализацию поставленной цели.
Виды деятельности , в которые неизбежно включается каждый человек в процессе своего индивидуального развития: игра, общение, учение, труд .
Игра
- это особый вид деятельности, целью которого не является производство какого-нибудь материального продукта, а сам процесс - развлечение, отдых.
Характерные черты игры
: происходит в условной ситуации, которая, как правило, быстро меняется; в ее процессе используются так называемые замещающие предметы; нацелена на удовлетворение интереса ее участников; способствует развитию личности, обогащает ее, вооружает необходимыми навыками.
Общение - это вид деятельности, при котором происходит обмен идеями и эмоциями . Часто его расширяют, включая обмен и материальными предметами. Этот более широкий обмен представляет собой коммуникацию [материальную или духовную (информационную)].
Структура общения
Субъект - тот, кто является инициатором общения (отдельные люди, группы, сообщества, человечество в целом) -> Цель - это то, ради чего у человека возникает необходимость в общении -> Содержание - это та информация, которая передается в межличностных контактах от одного к другому -> Средства - это способы передачи, переработки и расшифровки информации, передаваемой в процессе общения (с помощью органов чувств, текстов, рисунков, схем, радио-видеотехники, Интернета и др.) -> Получатель информации
Существует несколько классификаций общения.
По используемым средствам общения
Непосредственное
- с помощью естественных органов - рук, головы, голосовых связок и т. д.
Опосредованное
- с помощью специально приспособленных или изобретенных средств - газета, компакт-диск, след на земле и т. д.
Прямое
- личные контакты и непосредственное восприятие друг друга.
Косвенное
- через посредников, которыми могут выступать другие люди
По субъектам общения
Между реальными субъектами
Между реальным субъектом и иллюзорным партнером
, которому приписываются несвойственные ему качества субъекта общения (это могут быть домашние животные, игрушки и т. д.)
Между реальным субъектом и воображаемым партнером
проявляется во внутреннем диалоге ("внутренний голос"), в диалоге с образом другого человека
Между воображаемыми партнерами - художественными образами произведений
Функции общения.
В современной науке существует несколько подходов по вопросу связи между деятельностью и общением.
- общение - это элемент любой деятельности, а деятельность - необходимое условие общения, между ними можно поставить знак равенства;
- общение - один из видов деятельности человека наряду с игрой, трудом и т. д.;
- общение и деятельность - это разные категории, две стороны социального бытия человека: трудовая деятельность может протекать и без общения, а общение может существовать без деятельности.
Понятия "индивид", "индивидуальность", "личность" в научной и популярной литературе употребляются как близкие по значению, но они не являются синонимами.
Индивид (от лат. individuum - неделимый, неразделенный) - это единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех социальных и психологических черт человечества: разума, воли, потребностей, интересов и т. д. (человек как отдельная особь среди других людей).
Индивидуальность - это неповторимое своеобразие проявлений человека, подчеркивающая исключительность, многосторонность и гармоничность, естественность и непринужденность его деятельности (человек как один из многих, но с учетом его личных особенностей: внешний облик, манера поведения, характер и т. д.).
Личность (от лат. persona - особа) - это человеческий индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни (человек с социально значимыми качествами).
Структура личности
- Социальный статус - место человека в системе общественных отношений.
- Социальная роль - образ поведения, одобренный нормативно и соответствующий социальному статусу.
- Направленность - потребности, интересы, взгляды, идеалы, мотивы поведения.
Не всякий человек является личностью. Человеком рождаются, личностью становятся в процессе социализации
Социализацией называется осуществляющийся на протяжении всей жизни индивидов процесс воздействия на них общества и его структур, в результате которого люди накапливают социальный опыт жизнедеятельности в конкретном обществе, становятся личностями.
От социализации следует отличать адаптацию (ограниченный во времени процесс привыкания к новым условиям существования), обучение (процесс приобретения индивидом новых знаний об окружающем мире), взросление (социопсихологическое становление человека в узком возрастном диапазоне от 10 до 20 лет).
Становление личности человека в процессе социализации происходит при помощи так называемых агентов и институтов социализации.
Под агентами социализации понимаются конкретные люди, ответственные за обучение других людей культурным нормам и оказание им помощи в освоении различных социальных ролей. Различают агентов первичной социализации (родители, братья, сестры, близкие и дальние родственники, друзья, учителя и т. д.) и агентов вторичной социализации (должностные лица вуза, предприятия, сотрудники телевидения и т. д.). Агенты первичной социализации составляют ближайшее окружение человека и играют важнейшую роль в процессе формирования его личности, агенты вторичной социализации оказывают менее важное влияние.
Институты социализации - это социальные учреждения, влияющие на процесс социализации и направляющие его. Как и агенты, институты социализации также подразделяются на первичные и вторичные. Примером первичного института социализации могут служить семья, школа, вторичного - средства массовой информации, армия, церковь.
Первичная социализация личности осуществляется в сфере межличностных отношений, вторичная - в сфере отношений социальных.
Агенты и институты социализации выполняют две основные функции:
1) обучают людей принятым в обществе культурным нормам и образцам поведения;
2) осуществляют социальный контроль за тем, насколько прочно, глубоко и правильно эти нормы и образцы поведения усвоены личностью.
В период вторичной социализации личность может быть субъектом процессов десоциализации и ресоциализации.
Десоциализация представляет собой утрату или сознательный отказ от усвоенных ценностей, норм поведения, социальных ролей, привычного образа жизни.
Ресоциализацией называется противоположный процесс восстановления утраченных ценностей и социальных ролей, переобучение, возвращение индивида к нормальному (старому) образу жизни.
Самопознание - изучение личностью собственных психических и физических особенностей.
Самопознание может быть опосредованным (совершается путем анализа собственной деятельности) и непосредственным (выступает в форме самонаблюдения).
Познание себя путем познания других. Ребенок вначале не выделяет себя из окружающего мира. Но в возрасте 3-8 месяцев он постепенно начинает различать себя, свои органы и тело в целом среди окружающих его предметов. Этот процесс называется самоузнавание. С него и начинается самопознание. Взрослый является основным источником знаний ребенка о самом себе - он дает ему имя, приучает откликаться на него и т. д.
Познание свойств собственной личности протекает в процессе деятельности и общения. В общении люди познают и оценивают друг друга. Эти оценки сказываются на самооценке личности.
Самопознание путем анализа собственной деятельности и поведения. Анализируя и оценивая достижения в определенной области, учитывая затраченные на работу время и усилия, можно определить уровень собственных способностей. Оценивая свое поведение в обществе, человек познает нравственно-психологические особенности собственной личности
Более широкий круг общения с другими людьми дает большую возможность сравнивать и познавать положительные и отрицательные свойства собственной личности.
Самопознание путем самонаблюдения. На основе ощущений и восприятия начинает формироваться образ "Я". У молодых людей этот образ складывается прежде всего из представлений о собственной внешности.
Основные формы самонаблюдения: личные дневники с записями размышлений, переживаний, впечатлений; анкеты; тесты.
Важным средством познания является самоисповедь - полный внутренний отчет человека перед самим собой о том, что происходит с ним и в нем. Исповедь человека перед самим собой помогает ему оценить собственные качества, утвердиться или изменить оценку своего поведения, получить опыт на будущее.
Самопознание тесным образом связано с таким явлением, как рефлексия (лат. reflexio - обращение назад), отражающим процесс размышления индивида о происходящем в его сознании. Рефлексия включает не только собственный взгляд человека на себя, но и учитывает то, каким видят его окружающие, особенно значимые для него отдельные личности и группы.
Для постижения собственного "Я" не обязательно проводить психологические эксперименты. Самопознание может осуществляться через самонаблюдение, самоанализ и в процессе общения, игры, труда, познавательной деятельности и т.д.
©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-12
Труд - вид деятельности, направленный на создание общественно полезного продукта, удовлетворяющего материальные и духовные потребности людей.
Учение – процесс систематического овладения знаниями, умениями и навыками, необходимыми для выполнения трудовой деятельности.
Поведение – это внешние проявления психической деятельности, поступки и действия человека.
Привычка является негибкой частью деятельности и выполняется человеком механически.
Умение – освоенный субъектом способ выполнения действия, обеспечиваемый совокупностью приобретенных знаний и навыков.
Поступок – сознательное действие, оцениваемое как акт нравственного самоопределения человека, в котором он утверждает себя как личность в своем отношении к другому человеку, себе самому, группе или обществу, к природе в целом.
Основные виды деятельности
Игра - вид деятельности в условных ситуациях, направленный на усвоение общественного опыта. Виды игр: индивидуальные - представляют собой род деятельности, в которой занят один человек; групповые - включают несколько индивидов; предметные - связаны с включением в игровую деятельность человека каких-либо предметов; ролевые - допускают поведение человека, ограниченное определенной ролью.
Непосредственное общение предполагает прямой контакт друг с другом.
При опосредованном общении обмен информацией происходит через других людей, через средства записи и воспроизведения информации (книги, газеты, радио, телевидение, телефон и т.д.).
Вербальное общение – это общение с помощью речи, а невербальное общение – общение с помощью жестов, мимики, поз и т.д.
Развитие деятельности
Филогенетическое развитие системы деятельности человека совпадает с историей социально-экономического развития человечества.
Онтогенетическое развитие системы деятельности человека связано с включением человека в различные виды деятельности в процессе его индивидуального развития.
Изменение внутри отдельных видов деятельности включает их трансформации по мере совершенствования навыков и умений людей в процессе развития самого труда.
Дифференциация видов деятельности соответствует появлению из одних видов деятельности других за счет обособления и превращения отдельных действий в самостоятельные виды деятельности.
Полноценное формирование действия требует последовательного прохождения шести этапов:
I этап - мотивационный. Лучше всего, если мотивация овладения действием базируется на познавательном интересе, поскольку познавательная потребность обладает свойством ненасыщаемости.
II этап - ориентировочный. Он включает в себя предварительное ознакомление с тем, что подлежит освоению, составление схемы ориентировочной основы будущего действия. Главным результатом на этом этапе является понимание. Глубина и объем понимания зависят от типа ориентировки или типа учения, о которых будет сказано несколько позже.
III этап - материальный, или материализованный (начиная с третьего этапа их названия совпадают с названием форм действия). На этом этапе учащийся усваивает содержание действия, а преподаватель осуществляет объективный контроль за правильностью выполнения каждой операции, входящей в состав действия. Материальный этап действий проявляется в счете с помощью палочек.
IV этап - внешнеречевой. На этом этапе все элементы действия представлены в форме устной или письменной речи, что обеспечивает резкое возрастание меры обобщения действия благодаря замене конкретных объектов их словесным описанием. На внешнеречевом этапе счет выполняется устно, с помощью слова.
V этап - беззвучной устной речи (речь про себя), отличается от предыдущего этапа только большей скоростью выполнения и сокращенностью. Этап «речи про себя» предполагает счет с проговариванием «про себя».
VI этап - умственного, или внутриречевого, действия. На этом этапе действие максимально сокращается и автоматизируется, становится абсолютно самостоятельным и полностью освоенным. Умственный этап связан с выполнением действия «в уме».
Всякая человеческая деятельность имеет внешние и внутренние компоненты:
Внутренние: анатомо-физиологические структуры и процессы, участвующие в управлении деятельностью со стороны центральной нервной системы, а также психологические процессы и состояния, включенные в регуляцию деятельности.
Внешние компоненты: разнообразные движения, связанные с практическим выполнением деятельности.
М. б. переход внешних компонентов во внутренние и наоборот. Ведущая роль принадлежит внутреннему компоненту (умственному плану действий). Генетически внутренняя (психическая, умственная) деятельность производна от внешней (предметной): ребенок первоначально совершает предметные действия и лишь потом, по мере накопления опыта, приобретает способность совершать те же действия в уме. А. Н. Леонтьев: детерминанта – внешняя деятельность (в процессе развития она формирует внутреннюю деятельность).
Деятельность есть условие развития личности и проявления её качеств. Сама же деятельность, в свою очередь, зависит от уровня развития личности. Сознание, изначально формируемое в деятельности, обеспечивает затем её регулирование.
Тема 1.5. Развитие психики человека
По данной теме студент должен знать: стадии развития психики в филогенезе и онтогенезе, основные закономерности развития психики
Литература:
Крысько, В. Г. Общая психология в схемах и комментариях. / В. Г. Крысько. – СПб. : Питер. - 2008. – 253 с.
Сорокоумова, Е. А. Возрастная психология / Е. А. Сорокоумова. – СПб. : Питер, 2008. – 208 с.
Косякова, О. О. Возрастные кризисы. / О. О. Косякова. - Ростов на Дону: Феникс. - 2007. - 221 с.
Материалы для подготовки к теме
Развитие психики в филогенезе имеет следующие стадии:
Развитие сенсорных процессов животных.
На начальном этапе развития психики животных осуществляется:
Совершенствование их двигательного аппарата;
Постепенно развивается их способность дифференцированно отвечать на воздействие внешних и внутренних раздражителей;
Одновременно развиваются органы рецепции – обоняния, зрения, слуха, осязания и др., позволяющие более точно дифференцировать внешние раздражения.
Развитие перцептивных процессов животных.
- у животных появляется сложная нервная система;
Наблюдается значительное развитие и усложнение рецепторных процессов у животных, а также усложняется их роль в поведении;
Совершенствуются центральные отделы нервной системы животных, позволяющие образовывать связи между анализаторами;
- появляется предметно-образное отражение действительности;
Появляются эмоции животных.
Развитие интеллектуальных действий животных.
Появляется способность к интеллектуальному поведению при возникновении препятствий на пути достижения цели;
Интеллектуальные действия носят примитивный характер и не являются следствием знания объективных законов природы;
Интеллектуальные действия не занимают у животных главенствующее положение в их поведении;
Изобретенные способы действий не передаются от одного животного к другому и не являются, продуктом видового развития.
Физическое и психологическое развитие человека в процессе труда.
Руки становятся не только органом движения, но и осязания, помогая человеку познать важные для процесса труда особенности предметов;
Появляется способность к мышлению;
Возникает потребность к общению с другими людьми;
Появление речи содействует развитию абстрактного мышления;
Отражательная деятельность начинает носить сознательный характер.
В основе развития человеческой психики лежит овладение индивидом исторически сформировавшимися общественными потребностями и способностями, необходимыми ему для включения в трудовую и общественную жизнь.
Онтогенетическое развитие психики соответствует следующим стадиям:
Этап психического развития | Возрастные границы | Особенности |
Младенческий | От 0-1 года | Ребенок с помощью взрослых активно усваивает потребность и определенный навык общения с ними. |
Ранний | От 1-3 лет | Связан с овладение основами предметно-манипулятивной деятельности. Это позволяет ребенку освоить общественно выработанные способы использования простейших предметов. При этом формируется способности к универсальным движениям рук, к решению простых двигательных задач и способность занимать собственную позицию внутри отношений со взрослыми и со сверстниками. |
Дошкольный | От 3 – 6, 7 лет | В процессе игровой деятельности у ребенка формируются способность к воображению и способность к употреблению разных символов. |
Младший школьный возраст | От 6,5, 7 лет – 11 лет | На основе учебной деятельности ребенок приобщается к таким формам культуры, как наука, искусство, этика, право. Формируются основы логического мышления. |
Подростковый | От 12 лет – 16 лет | Развиваются основы логического мышления, формируются потребности в труде и навыки трудовой деятельности. Основным видом деятельности становится общение. |
Юношеский | От 17 – 21 года | Основный вид деятельности – трудовая. |
На всех этапах развития психика человека подчиняется закону, сформулированному Л.С. Выгодским: «Всякая высшая психическая функция в развитии ребенка появляется на сцене дважды: сперва как деятельность коллективная, социальная….второй раз как деятельность индивидуальная, как внутренний способ мышления ребенка…».
Л.С. Выготский выделял две зоны психического развития: зону ближайшего и зону актуального развития. Зона ближайшего развития – это расстояние между уровнем актуального развития и уровнем возможного развития, определяемым с помощью задач, решаемых под руководством взрослых. Зона актуального развития характеризует успехи развития, итоги развития на вчерашний день.
Д. Б. Эльконин в основу возрастной периодизации положил следующие критерии:
– социальная ситуация развития – это та система отношений, в которую ребенок вступает в обществе, и то, как он в ней ориентируется;
– основной, или ведущий, тип деятельности ребенка в этот период, определяющий основное направление развития в том или ином возрасте;
– основные психологические новообразования личности, то есть те способности, которые складываются у ребенка в ходе осуществления ведущего типа деятельности.
Одним из положений возрастной психологии является идея о наличии кризисов при прохождении от одного возрастного этапа к другому. По мнению Л. С. Выготского, последовательность возрастных периодов определяется чередованием стабильных и критических периодов. Согласно автору, изменения в критические периоды могут происходить как резко, так и постепенно.
К отличиям стабильных и кризисных периодов относятся темп возрастного развития, длительность периода, наличие кульминационной точки, особенности поведения, направленность развития, особенности возрастных новообразований.
Особенности протекания возрастных кризисов зависят от темперамента, характера , особенностей эмоционально-волевой сферы и т.д. Начало кризисного периода знаменуется конфликтом между желаемым и доступным. Сам возрастной кризис характеризуется стремлением к смене ведущего типа деятельности.
По мнению Л. С. Выготского, последовательность возрастных периодов определяется чередованием стабильных и критических периодов.
Л. С. Выготский выделяет следующие признаки кризиса первого года жизни: становление ходьбы, наличие латентного периода в становлении речи ребенка и особенности проявления аффектов и воли. В связи с формированием навыка ходьбы ребенок получает самостоятельный доступ ко многим предметам. В становлении речи Л. С. Выготский выделял автономную речь как необходимый период развития всякого нормального ребенка. Аффективные реакции обычно возникают у детей тогда, когда взрослые не понимают его желаний, слов.
К симптомам кризиса трех лет относят негативизм, упрямство , строптивость и своеволие. Негативизм проявляется в том, что ребенок не хочет что-либо делать только потому, что это предложил кто-то из взрослых. Упрямство – это такая реакция ребенка, когда он настаивает на чем-то не потому, что ему сильно этого хочется, а потому что он это потребовал. Строптивость направлена против норм воспитания, установленных для ребенка. Своеволие ребенка заключается в стремлении к самостоятельности.
На основе возникновения личного сознания возникает кризис 7 лет.
Основная симптоматика кризиса: потеря непосредственности : между желанием и действием вклинивается переживание того, какое значение это действие будет иметь для самого ребенка; манерничанье : ребенок что-то из себя строит, что-то скрывает; симптом "горькой конфеты" : ребенку плохо, но он старается этого не показать. Возникают трудности воспитания, ребенок начинает замыкаться и становится неуправляемым.
Деятельность – способ отношения человека к внешнему миру, состоящий в преобразовании и подчинении его целям человека.
Деятельность человека имеет определенное сходство с активностью животного, но отличается творческо-преобразующим отношением к окружающему миру.
Мотив – совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих направленность деятельности . В качестве мотивов могут выступать: потребности; социальные установки; убеждения; интересы; влечения и эмоции; идеалы.
Цель деятельности – это осознанный образ того результата, на достижение которого направлено действие человека . Деятельность состоит из цепи действий. Действие – это процесс, направленный на реализацию поставленной цели .
Деятельность людей развертывается в различных сферах жизни общества, ее направленность, содержание, средства бесконечно разнообразны.
Виды деятельности, в которые неизбежно включается каждый человек в процессе своего индивидуального развития: игра, общение, учение, труд.
Игра – это особый вид деятельности, целью которого не является производство какого-нибудь материального продукта, а сам процесс – развлечение, отдых .
Характерные черты игры : происходит в условной ситуации, которая, как правило, быстро меняется; в ее процессе используются так называемые замещающие предметы; нацелена на удовлетворение интереса ее участников; способствует развитию личности, обогащает ее, вооружает необходимыми навыками.
Общение – это вид деятельности, при котором происходит обмен идеями и эмоциями . Часто его расширяют, включая обмен и материальными предметами . Этот более широкий обмен представляет собой коммуникацию [материальную или духовную (информационную)].
Существует несколько классификаций общения.
В современной науке существует несколько подходов по вопросу связи между деятельностью и общением:
– общение – это элемент любой деятельности, а деятельность – необходимое условие общения, между ними можно поставить знак равенства;
– общение – один из видов деятельности человека наряду с игрой, трудом и т. д.;
– общение и деятельность – это разные категории, две стороны социального бытия человека: трудовая деятельность может протекать и без общения, а общение может существовать без деятельности.
Учение – это вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений и навыков.
Учение может быть организованным (осуществляется в образовательных учреждениях) и неорганизованным (осуществляется в других видах деятельности как их побочный, дополнительный результат).
Учение может приобрести характер самообразования .
По вопросу, что такое труд, существует несколько точек зрения:
– труд – это любая сознательная деятельность человека. Там, где есть взаимодействие человека с окружающим миром, можно говорить о труде;
– труд – один из видов деятельности, но далеко не единственный.
Труд – это вид деятельности, которая направлена на достижение практически полезного результата.
Характерные черты труда: целесообразность; нацеленность на достижение запрограммированных, ожидаемых результатов; наличие мастерства, умений, знаний; практическая полезность; получение результата; развитие личности; преобразование внешней среды обитания человека.
В каждом виде деятельности ставятся специфические цели, задачи, используется особый арсенал средств, операций и методов для достижения поставленных целей. Вместе с тем ни один из видов деятельности не существует вне взаимодействия друг с другом, что обусловливает системный характер всех сфер общественной жизни.
Основные классификации деятельности
По объектам и результатам (продуктам) деятельности – создание материальных благ или культурных ценностей.
Творчество – это вид деятельности, порождающей нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее (например, новая цель, новый результат или новые средства, новые способы их достижения).
Творчество – это компонент какой-либо деятельности человека и самостоятельная деятельность (например, деятельность ученых, изобретателей, писателей и т. д.).
Современная наука признает, что любой человек в той или иной мере обладает способностями к творческой деятельности. Однако способности могут развиваться или пропасть. Поэтому необходимо овладевать культурой, языком, знаниями, осваивать способы творческой деятельности, ее важнейшие механизмы.
Важнейшие механизмы творческой деятельности
– Комбинирование, варьирование уже имеющихся знаний .
– Воображение – способность создавать новые чувственные или мыслительные образы в сознании.
– Фантазия (гр. phantasia – психический образ, плод воображения) – характеризуется особой силой, яркостью и необычностью создаваемых представлений и образов.
– Интуиция (лат. intueri – пристально смотреть) – знание, условия получения которого не осознаются.
Таким образом, деятельность является способом существования людей и характеризуется следующими чертами:
– сознательный характер – человек сознательно выдвигает цели деятельности и предвидит ее результаты;
– продуктивный характер – направлена на получение результата (продукта);
– преобразующий характер – человек изменяет окружающий мир и самого себя;
– общественный характер – человек в процессе деятельности, как правило, вступает в разнообразные отношения с другими людьми.
Образец задания
B3. Установите соответствие между видами деятельности и их проявлениями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Запишите в таблицу выбранные цифры, а затем получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов (без пробелов и каких-либо символов).
Ответ: 22121.
Все люди способны испытывать и выражать различные эмоции и чувства: любовь, гнев, страх, радость и грусть. В доме, где создана здоровая обстановка, родственники относятся к ним с пониманием и не скрывают их. Для детей не секрет, что ощущают родители, как они могут отреагировать на тот или иной поступок, чего от них ожидать и что требуется от них самих. Члены семьи как бы чувствуют друг друга, они открыты для искреннего общения.
Научите малыша понимать и правильно выражать свои чувства: прислушайтесь к собственным эмоциям и выражайте их с помощью слов и действий; вы станете образцом для подражания.
Сделайте так, чтобы ребенок думал о своих чувствах и давал им выход. Поощряйте стремление к самовыражению.
Однако случается, что в семье не принято говорить о своих чувствах. В результате дети не ощущают родительской любви, заботы и защиты и вырастают скрытными, неотзывчивыми, недоверчивыми и неуверенными в себе. Люди, не скрывающие собственные эмоции, не способны наладить тесный контакт со своими детьми.
Как происходит обмен эмоциями в семье?
Любовь
В детстве Владимир жил с мамой, и она много работала. Когда ему было два года, он часто пытался ее обнять и посидеть вместе, однако мать отталкивала его: «Пойди поиграй со своими игрушками. Я устала». Это очень обижало мальчика, но он продолжал искать тепла, пока однажды не сдался. Став взрослым, Владимир не способен любить и быть любимым.
Гнев
Ребенок должен научиться не терять над собой контроль, испытывая гнев и разочарование. демонстрируйте хороший пример и рассказывайте о своих чувствах, когда расстроены. Если вы хотите передать свою мудрость детям, снимайте напряжение, используя спокойные разговоры.
Когда Альберту было всего два с половиной года, его отец, напиваясь, словно впадал в бешенство и оскорблял жену. Подражая папе, мальчик также прибегал к насилию, стоило ему немного разозлиться. Он кидался деревянными кубиками в других детей в детском саду, и директор хотел исключить его.
«Это не только ваше личное дело. Мы не допустим Альберта к занятиям, пока вы не обратитесь к психологу и не научите ребенка держать себя в руках и решать проблемы без применения насилия».
Мать поняла, что для нее и ее сына будет лучше, если она уйдет от мужа. Переехав к своим родителям, женщина отвела Альберта к врачу, а его отцу дала понять, что не вернется, пока он не пройдет курс интенсивной терапии.
Большинство родителей впервые сталкиваются с проблемой «отцов и детей», когда ребенок уже научился ходить, говорить и способен думать, а значит, стремится к независимости. Такой период эмоционального роста - вполне естественное явление, но зачастую он связан с определенными проблемами. Неумение выражать чувства словами ведет к раздражительности, к истерикам, слезам, крикам, дракам и к другим проявлениям агрессии.
Представьте, что вы оказались в незнакомой стране без знания местного языка. Вы голодны, но не можете найти ресторан. Никто вас не понимает. Не захочется ли вам закричать?
Если вы внимательны к своему малышу, то можете предотвратить истерику.
Оказавшись в магазине, маленький Филипп всегда просит Ингу купить ему воздушный шарик. Получив его, он крепко держится за мамину руку, смотрит на свою «драгоценность» и спокойно сидит в тележке со счастливой улыбкой на лице. Поход за покупками проходит без проблем. Если Инга не соглашается покупать шарик, Филипп плачет и пытается вылезти из тележки. Мальчик расстраивается и не понимает, почему мать так непоследовательна в поступках.
Решить проблему достаточно легко. Детям нравится постоянство, поэтому, заходя в магазин, где они всегда покупали шарики, Инга должна снова это сделать, чтобы избежать конфликта. Если же она этого не хочет, ей следует ходить за покупками в какой-нибудь другой магазин, где воздушные шары не так бросаются в глаза.
Каждый день ваш малыш сталкивается со все новыми испытаниями, поэтому избегайте таких ситуаций, которые могут спровоцировать истерику.
Прибегайте к силе только в том случае, если действия ребенка представляют опасность для него самого или для других. Например:
Ваш ребенок пытается засунуть палец в розетку, не обращая внимания на то, что вы предупреждаете: «Нельзя! Там ток!» Настаивайте на своем. Возьмите ребенка на руки и отвлеките его чем-нибудь. Если он падает на пол, толкается и кричит, отведите его в безопасное место и оставьте там до тех пор, пока не успокоится. Не стоит ничего говорить во время истерики: он все равно не послушает вас. После того как ситуация нормализуется, объясните: «Я тебя люблю и не хочу, чтобы тебе было больно. Когда тебе плохо, мне тоже плохо. Если тебе что-то не нравится, подойди ко мне и спокойно все расскажи. Я же не могу тебе помочь, когда ты кричишь!»
Страх
Всем людям свойственно чего-то бояться, но в ваших силах помочь своему малышу преодолеть страх. Боязнь темноты - распространенное явление. Вам поможет ночник и мягкая игрушка. Перед сном включайте спокойную музыку, чтобы ребенок не боялся остаться один. Лишний раз поцелуйте и обнимите его. Если ночью он плачет, спрашивайте: «Чего ты боишься? Что случилось?» Внимательно выслушайте и скажите что-нибудь успокаивающее.
«Когда дядя Слава был маленьким, он боялся темноты, так же как и ты. Мама клала ему под подушку фонарик, и как только дяде становилось страшно, он его включал, осматривал комнату и ничего страшного не находил. А потом он засыпал, счастливый и спокойный. Держи, вот и тебе фонарик, прямо как у дяди Славы. Давай его включим и все осмотрим. Видишь что-нибудь страшное?»
Радость и грусть
Дети, растущие в атмосфере оптимизма и счастья, учатся улыбаться, радоваться жизни и дарить окружающим хорошее настроение.
Они копируют родительское выражение лица, телодвижения и расположение духа. Если же вашему малышу грустно, возможно, это лишь ваше отражение.
Трехлетней Даше нравилось ходить в детский сад и заниматься там изобразительным искусством и собирать головоломки. Все это сопровождалось улыбками, смехом, разговорами с друзьями и воспитательницей. Она также любила слушать музыку и рассказы, но когда приходило время идти домой, она мрачнела.
«Что случилось?» - спросила однажды ее воспитательница, отводя детей к родителям. «Моя мама делает такое лицо, когда видит меня», - ответила девочка.
Когда к садику подъехала мать Даши, воспитательница все поняла. Вместо того чтобы обрадоваться встрече, женщина сидела молча и скучающе смотрела, как ее дочь сажают в машину. Как же обидно было малышке ощущать на себе безразличный материнский взгляд! На самом ли деле мать так огорчалась при виде Даши или у нее были другие проблемы?
Будьте честны сами с собой, с вашим супругом и ребенком. Если для печали есть причина, например, болезнь или тяжелая потеря, объясните это малышу, чтобы он не принимал ваши чувства на свой счет.
Если у вас плохое настроение каждый день, это ненормально, и вам следует обратиться к специалисту. Не позволяйте печали одолеть вас и причинить боль вашему мужу и детям. Изо всех сил старайтесь быть в хорошем расположении духа в присутствии ребенка и говорите ему: «Я тебя люблю», даже когда вам плохо. Иногда дети винят себя в депрессиях родителей и тоже страдают.