18.06.2019

Практическая полезность вид деятельности. Деятельность это присущая только человеку форма взаимодействия с окружающим миром. Пока человек живет, он постоянно действует, что-то делает, чем-то занят. Важнейшие механизмы творческой деятельности


«Деловое общение» - Я скоро закончу школу, и мне необходимо знать принципы делового общения. Существуют исторически наработанные стереотипы речевого общения. О госте начинают составлять представление заранее, собирая о нем информацию. Важно также соблюдать определенные правила в отношении одежды и внешнего вида. Найти нужную информацию Оформить слайды Оформить папку.

«Культура делового общения» - Деловая коммуникация. Типы речевой коммуникации. Особенностью делового общения. Ситуация делового общения. Деловое общение. Нормы деловых отношений. Общение может происходить на манипулятивном, примитивном или высшем уровне. Включает все многообразие функций общения: коммуникативную, интерактивную и перцептивную.

«Особенности делового общения» - Жест. Первенство старших. Деловая коммуникация. Особенности общения через переводчика. Отказ разговаривать с человеком. Немцы. «Да ты с ума сошел». Система ценностей. Межкультурный аспект устного делового общения. Дистанциирование. Общие принципы. Выражения приветствия и прощания. Организация пространства.

«Особенности деловой коммуникации» - Эффектное начало выступления. Роль жестов в выступлении. Как построить вступление. Суммировать сказанное. Быть эрудированной и высоконравственной личностью. Владеть навыками. Выбирайте тему, соответствующую аудитории. Публичное выступление. Как закончить выступление. Структура выступления. Деловая коммуникация.

«Сущность делового общения» - Непродуктивные совещания. Природа человека. Процесс беседы. Коммуникативные установки. Принципы деятельности. Особенности служебно-делового общения. Прямое общение. Совещание. Обмен деловой информацией. Иерархичность. Деловое общение. Установление контакта. Телефонный разговор. Особенности телефонной коммуникации.

«Искусство делового общения» - Выделяют четыре основные дистанции общения. Диалогические виды. Компромиссный метод. Специфика. Три позиции коммуникатора. Письменные виды делового общения. Виды общения. Идентификация. Поведение при ведении переговоров. Непосредственное - осуществляемое с помощью естественных органов. Виды. Теория делового общения.

Всего в теме 9 презентаций

Субъект деятельности - это тот, кто осуществляет деятельность (человек, коллектив, общество).
Объект деятельности - это то, на что направлена деятельность (предмет, процесс, явление, внутреннее состояние человека).

Мотив -> Цель -> Методы и средства -> Процесс -> Результат (продукт)

Мотив - совокупность внешних и внутренних условий вызывающих активность субъекта и определяющих направленность деятельности. В качестве мотивов могут вы ступать: потребности; социальные установки; убеждения; интересы; влечения и эмоции; идеалы.

Цель деятельности - это осознанный образ того результата, на достижение которого направлено действие человека.
Деятельность состоит из цепи действий. Действие - это процесс, направленный на реализацию поставленной цели.

Виды деятельности , в которые неизбежно включается каждый человек в процессе своего индивидуального развития: игра, общение, учение, труд .

Игра - это особый вид деятельности, целью которого не является производство какого-нибудь материального продукта, а сам процесс - развлечение, отдых.
Характерные черты игры : происходит в условной ситуации, которая, как правило, быстро меняется; в ее процессе используются так называемые замещающие предметы; нацелена на удовлетворение интереса ее участников; способствует развитию личности, обогащает ее, вооружает необходимыми навыками.

Общение - это вид деятельности, при котором происходит обмен идеями и эмоциями . Часто его расширяют, включая обмен и материальными предметами. Этот более широкий обмен представляет собой коммуникацию [материальную или духовную (информационную)].

Структура общения

Субъект - тот, кто является инициатором общения (отдельные люди, группы, сообщества, человечество в целом) -> Цель - это то, ради чего у человека возникает необходимость в общении -> Содержание - это та информация, которая передается в межличностных контактах от одного к другому -> Средства - это способы передачи, переработки и расшифровки информации, передаваемой в процессе общения (с помощью органов чувств, текстов, рисунков, схем, радио-видеотехники, Интернета и др.) -> Получатель информации

Существует несколько классификаций общения.

По используемым средствам общения
Непосредственное - с помощью естественных органов - рук, головы, голосовых связок и т. д.
Опосредованное - с помощью специально приспособленных или изобретенных средств - газета, компакт-диск, след на земле и т. д.
Прямое - личные контакты и непосредственное восприятие друг друга.
Косвенное - через посредников, которыми могут выступать другие люди

По субъектам общения
Между реальными субъектами
Между реальным субъектом и иллюзорным партнером , которому приписываются несвойственные ему качества субъекта общения (это могут быть домашние животные, игрушки и т. д.)
Между реальным субъектом и воображаемым партнером проявляется во внутреннем диалоге ("внутренний голос"), в диалоге с образом другого человека
Между воображаемыми партнерами - художественными образами произведений

Функции общения.

В современной науке существует несколько подходов по вопросу связи между деятельностью и общением.
- общение - это элемент любой деятельности, а деятельность - необходимое условие общения, между ними можно поставить знак равенства;
- общение - один из видов деятельности человека наряду с игрой, трудом и т. д.;
- общение и деятельность - это разные категории, две стороны социального бытия человека: трудовая деятельность может протекать и без общения, а общение может существовать без деятельности.

Понятия "индивид", "индивидуальность", "личность" в научной и популярной литературе употребляются как близкие по значению, но они не являются синонимами.

Индивид (от лат. individuum - неделимый, неразделенный) - это единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех социальных и психологических черт человечества: разума, воли, потребностей, интересов и т. д. (человек как отдельная особь среди других людей).

Индивидуальность - это неповторимое своеобразие проявлений человека, подчеркивающая исключительность, многосторонность и гармоничность, естественность и непринужденность его деятельности (человек как один из многих, но с учетом его личных особенностей: внешний облик, манера поведения, характер и т. д.).

Личность (от лат. persona - особа) - это человеческий индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни (человек с социально значимыми качествами).

Структура личности
- Социальный статус - место человека в системе общественных отношений.
- Социальная роль - образ поведения, одобренный нормативно и соответствующий социальному статусу.
- Направленность - потребности, интересы, взгляды, идеалы, мотивы поведения.

Не всякий человек является личностью. Человеком рождаются, личностью становятся в процессе социализации

Социализацией называется осуществляющийся на протяжении всей жизни индивидов процесс воздействия на них общества и его структур, в результате которого люди накапливают социальный опыт жизнедеятельности в конкретном обществе, становятся личностями.

От социализации следует отличать адаптацию (ограниченный во времени процесс привыкания к новым условиям существования), обучение (процесс приобретения индивидом новых знаний об окружающем мире), взросление (социопсихологическое становление человека в узком возрастном диапазоне от 10 до 20 лет).

Становление личности человека в процессе социализации происходит при помощи так называемых агентов и институтов социализации.

Под агентами социализации понимаются конкретные люди, ответственные за обучение других людей культурным нормам и оказание им помощи в освоении различных социальных ролей. Различают агентов первичной социализации (родители, братья, сестры, близкие и дальние родственники, друзья, учителя и т. д.) и агентов вторичной социализации (должностные лица вуза, предприятия, сотрудники телевидения и т. д.). Агенты первичной социализации составляют ближайшее окружение человека и играют важнейшую роль в процессе формирования его личности, агенты вторичной социализации оказывают менее важное влияние.

Институты социализации - это социальные учреждения, влияющие на процесс социализации и направляющие его. Как и агенты, институты социализации также подразделяются на первичные и вторичные. Примером первичного института социализации могут служить семья, школа, вторичного - средства массовой информации, армия, церковь.

Первичная социализация личности осуществляется в сфере межличностных отношений, вторичная - в сфере отношений социальных.

Агенты и институты социализации выполняют две основные функции:
1) обучают людей принятым в обществе культурным нормам и образцам поведения;
2) осуществляют социальный контроль за тем, насколько прочно, глубоко и правильно эти нормы и образцы поведения усвоены личностью.

В период вторичной социализации личность может быть субъектом процессов десоциализации и ресоциализации.

Десоциализация представляет собой утрату или сознательный отказ от усвоенных ценностей, норм поведения, социальных ролей, привычного образа жизни.

Ресоциализацией называется противоположный процесс восстановления утраченных ценностей и социальных ролей, переобучение, возвращение индивида к нормальному (старому) образу жизни.

Самопознание - изучение личностью собственных психических и физических особенностей.

Самопознание может быть опосредованным (совершается путем анализа собственной деятельности) и непосредственным (выступает в форме самонаблюдения).

Познание себя путем познания других. Ребенок вначале не выделяет себя из окружающего мира. Но в возрасте 3-8 месяцев он постепенно начинает различать себя, свои органы и тело в целом среди окружающих его предметов. Этот процесс называется самоузнавание. С него и начинается самопознание. Взрослый является основным источником знаний ребенка о самом себе - он дает ему имя, приучает откликаться на него и т. д.

Познание свойств собственной личности протекает в процессе деятельности и общения. В общении люди познают и оценивают друг друга. Эти оценки сказываются на самооценке личности.

Самопознание путем анализа собственной деятельности и поведения. Анализируя и оценивая достижения в определенной области, учитывая затраченные на работу время и усилия, можно определить уровень собственных способностей. Оценивая свое поведение в обществе, человек познает нравственно-психологические особенности собственной личности

Более широкий круг общения с другими людьми дает большую возможность сравнивать и познавать положительные и отрицательные свойства собственной личности.

Самопознание путем самонаблюдения. На основе ощущений и восприятия начинает формироваться образ "Я". У молодых людей этот образ складывается прежде всего из представлений о собственной внешности.

Основные формы самонаблюдения: личные дневники с записями размышлений, переживаний, впечатлений; анкеты; тесты.

Важным средством познания является самоисповедь - полный внутренний отчет человека перед самим собой о том, что происходит с ним и в нем. Исповедь человека перед самим собой помогает ему оценить собственные качества, утвердиться или изменить оценку своего поведения, получить опыт на будущее.

Самопознание тесным образом связано с таким явлением, как рефлексия (лат. reflexio - обращение назад), отражающим процесс размышления индивида о происходящем в его сознании. Рефлексия включает не только собственный взгляд человека на себя, но и учитывает то, каким видят его окружающие, особенно значимые для него отдельные личности и группы.

Для постижения собственного "Я" не обязательно проводить психологические эксперименты. Самопознание может осуществляться через самонаблюдение, самоанализ и в процессе общения, игры, труда, познавательной деятельности и т.д.


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-12

Труд - вид деятельности, направленный на создание общественно полезного продукта, удовлетворяющего материальные и духовные потребности людей.

Учение – процесс систематического овладения знаниями, умениями и навыками, необходимыми для выполнения трудовой деятельности.

Поведение – это внешние проявления психической деятельности, поступки и действия человека.

Привычка является негибкой частью деятельности и выполняется человеком механически.

Умение – освоенный субъектом способ выполнения действия, обеспечиваемый совокупностью приобретенных знаний и навыков.

Поступок – сознательное действие, оцениваемое как акт нравственного самоопределения человека, в котором он утверждает себя как личность в своем отношении к другому человеку, себе самому, группе или обществу, к природе в целом.

Основные виды деятельности

Игра - вид деятельности в условных ситуациях, направленный на усвоение общественного опыта. Виды игр: индивидуальные - представляют собой род деятельности, в которой занят один человек; групповые - включают несколько индивидов; предметные - связаны с включением в игровую деятельность человека каких-либо предметов; ролевые - допускают поведение человека, ограниченное определенной ролью.

Непосредственное общение предполагает прямой контакт друг с другом.
При опосредованном общении обмен информацией происходит через других людей, через средства записи и воспроизведения информации (книги, газеты, радио, телевидение, телефон и т.д.).

Вербальное общение – это общение с помощью речи, а невербальное общение – общение с помощью жестов, мимики, поз и т.д.

Развитие деятельности

Филогенетическое развитие системы деятельности человека совпадает с историей социально-экономического развития человечества.

Онтогенетическое развитие системы деятельности человека связано с включением человека в различные виды деятельности в процессе его индивидуального развития.

Изменение внутри отдельных видов деятельности включает их трансформации по мере совершенствования навыков и умений людей в процессе развития самого труда.

Дифференциация видов деятельности соответствует появлению из одних видов деятельности других за счет обособления и превращения отдельных действий в самостоятельные виды деятельности.

Полноценное формирование действия требует последовательного прохождения шести этапов:

I этап - мотивационный. Лучше всего, если мотивация овладения действием базируется на познавательном интересе, поскольку познавательная потребность обладает свойством ненасыщаемости.

II этап - ориентировочный. Он включает в себя предварительное ознакомление с тем, что подлежит освоению, составление схемы ориентировочной основы будущего действия. Главным результатом на этом этапе является понимание. Глубина и объем понимания зависят от типа ориентировки или типа учения, о которых будет сказано несколько позже.



III этап - материальный, или материализованный (начиная с третьего этапа их названия совпадают с названием форм действия). На этом этапе учащийся усваивает содержание действия, а преподаватель осуществляет объективный контроль за правильностью выполнения каждой операции, входящей в состав действия. Материальный этап действий проявляется в счете с помощью палочек.

IV этап - внешнеречевой. На этом этапе все элементы действия представлены в форме устной или письменной речи, что обеспечивает резкое возрастание меры обобщения действия благодаря замене конкретных объектов их словесным описанием. На внешнеречевом этапе счет выполняется устно, с помощью слова.

V этап - беззвучной устной речи (речь про себя), отличается от предыдущего этапа только большей скоростью выполнения и сокращенностью. Этап «речи про себя» предполагает счет с проговариванием «про себя».

VI этап - умственного, или внутриречевого, действия. На этом этапе действие максимально сокращается и автоматизируется, становится абсолютно самостоятельным и полностью освоенным. Умственный этап связан с выполнением действия «в уме».

Всякая человеческая деятельность имеет внешние и внутренние компоненты:

Внутренние: анатомо-физиологические структуры и процессы, участвующие в управлении деятельностью со стороны центральной нервной системы, а также психологические процессы и состояния, включенные в регуляцию деятельности.

Внешние компоненты: разнообразные движения, связанные с практическим выполнением деятельности.

М. б. переход внешних компонентов во внутренние и наоборот. Ведущая роль принадлежит внутреннему компоненту (умственному плану действий). Генетически внутренняя (психическая, умственная) деятельность производна от внешней (предметной): ребенок первоначально совершает предметные действия и лишь потом, по мере накопления опыта, приобретает способность совершать те же действия в уме. А. Н. Леонтьев: детерминанта – внешняя деятельность (в процессе развития она формирует внутреннюю деятельность).

Деятельность есть условие развития личности и проявления её качеств. Сама же деятельность, в свою очередь, зависит от уровня развития личности. Сознание, изначально формируемое в деятельности, обеспечивает затем её регулирование.


Тема 1.5. Развитие психики человека

По данной теме студент должен знать: стадии развития психики в филогенезе и онтогенезе, основные закономерности развития психики

Литература:

Крысько, В. Г. Общая психология в схемах и комментариях. / В. Г. Крысько. – СПб. : Питер. - 2008. – 253 с.

Сорокоумова, Е. А. Возрастная психология / Е. А. Сорокоумова. – СПб. : Питер, 2008. – 208 с.

Косякова, О. О. Возрастные кризисы. / О. О. Косякова. - Ростов на Дону: Феникс. - 2007. - 221 с.

Материалы для подготовки к теме

Развитие психики в филогенезе имеет следующие стадии:

Развитие сенсорных процессов животных.

На начальном этапе развития психики животных осуществляется:

Совершенствование их двигательного аппарата;

Постепенно развивается их способность дифференцированно отвечать на воздействие внешних и внутренних раздражителей;

Одновременно развиваются органы рецепции – обоняния, зрения, слуха, осязания и др., позволяющие более точно дифференцировать внешние раздражения.

Развитие перцептивных процессов животных.

- у животных появляется сложная нервная система;

Наблюдается значительное развитие и усложнение рецепторных процессов у животных, а также усложняется их роль в поведении;

Совершенствуются центральные отделы нервной системы животных, позволяющие образовывать связи между анализаторами;

- появляется предметно-образное отражение действительности;

Появляются эмоции животных.

Развитие интеллектуальных действий животных.

Появляется способность к интеллектуальному поведению при возникновении препятствий на пути достижения цели;

Интеллектуальные действия носят примитивный характер и не являются следствием знания объективных законов природы;

Интеллектуальные действия не занимают у животных главенствующее положение в их поведении;

Изобретенные способы действий не передаются от одного животного к другому и не являются, продуктом видового развития.

Физическое и психологическое развитие человека в процессе труда.

Руки становятся не только органом движения, но и осязания, помогая человеку познать важные для процесса труда особенности предметов;

Появляется способность к мышлению;

Возникает потребность к общению с другими людьми;

Появление речи содействует развитию абстрактного мышления;

Отражательная деятельность начинает носить сознательный характер.

В основе развития человеческой психики лежит овладение индивидом исторически сформировавшимися общественными потребностями и способностями, необходимыми ему для включения в трудовую и общественную жизнь.

Онтогенетическое развитие психики соответствует следующим стадиям:

Этап психического развития Возрастные границы Особенности
Младенческий От 0-1 года Ребенок с помощью взрослых активно усваивает потребность и определенный навык общения с ними.
Ранний От 1-3 лет Связан с овладение основами предметно-манипулятивной деятельности. Это позволяет ребенку освоить общественно выработанные способы использования простейших предметов. При этом формируется способности к универсальным движениям рук, к решению простых двигательных задач и способность занимать собственную позицию внутри отношений со взрослыми и со сверстниками.
Дошкольный От 3 – 6, 7 лет В процессе игровой деятельности у ребенка формируются способность к воображению и способность к употреблению разных символов.
Младший школьный возраст От 6,5, 7 лет – 11 лет На основе учебной деятельности ребенок приобщается к таким формам культуры, как наука, искусство, этика, право. Формируются основы логического мышления.
Подростковый От 12 лет – 16 лет Развиваются основы логического мышления, формируются потребности в труде и навыки трудовой деятельности. Основным видом деятельности становится общение.
Юношеский От 17 – 21 года Основный вид деятельности – трудовая.

На всех этапах развития психика человека подчиняется закону, сформулированному Л.С. Выгодским: «Всякая высшая психическая функция в развитии ребенка появляется на сцене дважды: сперва как деятельность коллективная, социальная….второй раз как деятельность индивидуальная, как внутренний способ мышления ребенка…».

Л.С. Выготский выделял две зоны психического развития: зону ближайшего и зону актуального развития. Зона ближайшего развития – это расстояние между уровнем актуального развития и уровнем возможного развития, определяемым с помощью задач, решаемых под руководством взрослых. Зона актуального развития характеризует успехи развития, итоги развития на вчерашний день.

Д. Б. Эльконин в основу возрастной периодизации положил следующие критерии:

– социальная ситуация развития – это та система отношений, в которую ребенок вступает в обществе, и то, как он в ней ориентируется;

– основной, или ведущий, тип деятельности ребенка в этот период, определяющий основное направление развития в том или ином возрасте;

– основные психологические новообразования личности, то есть те способности, которые складываются у ребенка в ходе осуществления ведущего типа деятельности.

Одним из положений возрастной психологии является идея о наличии кризисов при прохождении от одного возрастного этапа к другому. По мнению Л. С. Выготского, последовательность возрастных периодов определяется чередованием стабильных и критических периодов. Согласно автору, изменения в критические периоды могут происходить как резко, так и постепенно.

К отличиям стабильных и кризисных периодов относятся темп возрастного развития, длительность периода, наличие кульминационной точки, особенности поведения, направленность развития, особенности возрастных новообразований.

Особенности протекания возрастных кризисов зависят от темперамента, характера , особенностей эмоционально-волевой сферы и т.д. Начало кризисного периода знаменуется конфликтом между желаемым и доступным. Сам возрастной кризис характеризуется стремлением к смене ведущего типа деятельности.

По мнению Л. С. Выготского, последовательность возрастных периодов определяется чередованием стабильных и критических периодов.

Л. С. Выготский выделяет следующие признаки кризиса первого года жизни: становление ходьбы, наличие латентного периода в становлении речи ребенка и особенности проявления аффектов и воли. В связи с формированием навыка ходьбы ребенок получает самостоятельный доступ ко многим предметам. В становлении речи Л. С. Выготский выделял автономную речь как необходимый период развития всякого нормального ребенка. Аффективные реакции обычно возникают у детей тогда, когда взрослые не понимают его желаний, слов.

К симптомам кризиса трех лет относят негативизм, упрямство , строптивость и своеволие. Негативизм проявляется в том, что ребенок не хочет что-либо делать только потому, что это предложил кто-то из взрослых. Упрямство – это такая реакция ребенка, когда он настаивает на чем-то не потому, что ему сильно этого хочется, а потому что он это потребовал. Строптивость направлена против норм воспитания, установленных для ребенка. Своеволие ребенка заключается в стремлении к самостоятельности.

На основе возникновения личного сознания возникает кризис 7 лет.

Основная симптоматика кризиса: потеря непосредственности : между желанием и действием вклинивается переживание того, какое значение это действие будет иметь для самого ребенка; манерничанье : ребенок что-то из себя строит, что-то скрывает; симптом "горькой конфеты" : ребенку плохо, но он старается этого не показать. Возникают трудности воспитания, ребенок начинает замыкаться и становится неуправляемым.

Деятельность способ отношения человека к внешнему миру, состоящий в преобразовании и подчинении его целям человека.

Деятельность человека имеет определенное сходство с активностью животного, но отличается творческо-преобразующим отношением к окружающему миру.


Мотив совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих направленность деятельности . В качестве мотивов могут выступать: потребности; социальные установки; убеждения; интересы; влечения и эмоции; идеалы.

Цель деятельности это осознанный образ того результата, на достижение которого направлено действие человека . Деятельность состоит из цепи действий. Действие это процесс, направленный на реализацию поставленной цели .



Деятельность людей развертывается в различных сферах жизни общества, ее направленность, содержание, средства бесконечно разнообразны.

Виды деятельности, в которые неизбежно включается каждый человек в процессе своего индивидуального развития: игра, общение, учение, труд.

Игра это особый вид деятельности, целью которого не является производство какого-нибудь материального продукта, а сам процесс – развлечение, отдых .

Характерные черты игры : происходит в условной ситуации, которая, как правило, быстро меняется; в ее процессе используются так называемые замещающие предметы; нацелена на удовлетворение интереса ее участников; способствует развитию личности, обогащает ее, вооружает необходимыми навыками.

Общение – это вид деятельности, при котором происходит обмен идеями и эмоциями . Часто его расширяют, включая обмен и материальными предметами . Этот более широкий обмен представляет собой коммуникацию [материальную или духовную (информационную)].

Существует несколько классификаций общения.

В современной науке существует несколько подходов по вопросу связи между деятельностью и общением:

– общение – это элемент любой деятельности, а деятельность – необходимое условие общения, между ними можно поставить знак равенства;

– общение – один из видов деятельности человека наряду с игрой, трудом и т. д.;

– общение и деятельность – это разные категории, две стороны социального бытия человека: трудовая деятельность может протекать и без общения, а общение может существовать без деятельности.

Учение это вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений и навыков.

Учение может быть организованным (осуществляется в образовательных учреждениях) и неорганизованным (осуществляется в других видах деятельности как их побочный, дополнительный результат).

Учение может приобрести характер самообразования .

По вопросу, что такое труд, существует несколько точек зрения:

– труд – это любая сознательная деятельность человека. Там, где есть взаимодействие человека с окружающим миром, можно говорить о труде;

– труд – один из видов деятельности, но далеко не единственный.

Труд это вид деятельности, которая направлена на достижение практически полезного результата.

Характерные черты труда: целесообразность; нацеленность на достижение запрограммированных, ожидаемых результатов; наличие мастерства, умений, знаний; практическая полезность; получение результата; развитие личности; преобразование внешней среды обитания человека.

В каждом виде деятельности ставятся специфические цели, задачи, используется особый арсенал средств, операций и методов для достижения поставленных целей. Вместе с тем ни один из видов деятельности не существует вне взаимодействия друг с другом, что обусловливает системный характер всех сфер общественной жизни.

Основные классификации деятельности

По объектам и результатам (продуктам) деятельности – создание материальных благ или культурных ценностей.



Творчество это вид деятельности, порождающей нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее (например, новая цель, новый результат или новые средства, новые способы их достижения).

Творчество – это компонент какой-либо деятельности человека и самостоятельная деятельность (например, деятельность ученых, изобретателей, писателей и т. д.).

Современная наука признает, что любой человек в той или иной мере обладает способностями к творческой деятельности. Однако способности могут развиваться или пропасть. Поэтому необходимо овладевать культурой, языком, знаниями, осваивать способы творческой деятельности, ее важнейшие механизмы.

Важнейшие механизмы творческой деятельности

Комбинирование, варьирование уже имеющихся знаний .

Воображение – способность создавать новые чувственные или мыслительные образы в сознании.

Фантазия (гр. phantasia – психический образ, плод воображения) – характеризуется особой силой, яркостью и необычностью создаваемых представлений и образов.

Интуиция (лат. intueri – пристально смотреть) – знание, условия получения которого не осознаются.

Таким образом, деятельность является способом существования людей и характеризуется следующими чертами:

сознательный характер – человек сознательно выдвигает цели деятельности и предвидит ее результаты;

продуктивный характер – направлена на получение результата (продукта);

– преобразующий характер – человек изменяет окружающий мир и самого себя;

общественный характер – человек в процессе деятельности, как правило, вступает в разнообразные отношения с другими людьми.

Образец задания

B3. Установите соответствие между видами деятельности и их проявлениями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Запишите в таблицу выбранные цифры, а затем получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов (без пробелов и каких-либо символов).

Ответ: 22121.

Все люди способны испытывать и выражать различные эмоции и чувства: любовь, гнев, страх, радость и грусть. В доме, где создана здоровая обстановка, родственники относятся к ним с пониманием и не скрывают их. Для детей не секрет, что ощущают родители, как они могут отреагировать на тот или иной поступок, чего от них ожидать и что требуется от них самих. Члены семьи как бы чувствуют друг друга, они открыты для искреннего общения.

Научите малыша понимать и правильно выражать свои чувства: прислушайтесь к собственным эмоциям и выражайте их с помощью слов и действий; вы станете образцом для подражания.

Сделайте так, чтобы ребенок думал о своих чувствах и давал им выход. Поощряйте стремление к самовыражению.

Однако случается, что в семье не принято говорить о своих чувствах. В результате дети не ощущают родительской любви, заботы и защиты и вырастают скрытными, неотзывчивыми, недоверчивыми и неуверенными в себе. Люди, не скрывающие собственные эмоции, не способны наладить тесный контакт со своими детьми.

Как происходит обмен эмоциями в семье?

Любовь

В детстве Владимир жил с мамой, и она много работала. Когда ему было два года, он часто пытался ее обнять и посидеть вместе, однако мать отталкивала его: «Пойди поиграй со своими игрушками. Я устала». Это очень обижало мальчика, но он продолжал искать тепла, пока однажды не сдался. Став взрослым, Владимир не способен любить и быть любимым.

Гнев

Ребенок должен научиться не терять над собой контроль, испытывая гнев и разочарование. демонстрируйте хороший пример и рассказывайте о своих чувствах, когда расстроены. Если вы хотите передать свою мудрость детям, снимайте напряжение, используя спокойные разговоры.

Когда Альберту было всего два с половиной года, его отец, напиваясь, словно впадал в бешенство и оскорблял жену. Подражая папе, мальчик также прибегал к насилию, стоило ему немного разозлиться. Он кидался деревянными кубиками в других детей в детском саду, и директор хотел исключить его.

«Это не только ваше личное дело. Мы не допустим Альберта к занятиям, пока вы не обратитесь к психологу и не научите ребенка держать себя в руках и решать проблемы без применения насилия».

Мать поняла, что для нее и ее сына будет лучше, если она уйдет от мужа. Переехав к своим родителям, женщина отвела Альберта к врачу, а его отцу дала понять, что не вернется, пока он не пройдет курс интенсивной терапии.

Большинство родителей впервые сталкиваются с проблемой «отцов и детей», когда ребенок уже научился ходить, говорить и способен думать, а значит, стремится к независимости. Такой период эмоционального роста - вполне естественное явление, но зачастую он связан с определенными проблемами. Неумение выражать чувства словами ведет к раздражительности, к истерикам, слезам, крикам, дракам и к другим проявлениям агрессии.

Представьте, что вы оказались в незнакомой стране без знания местного языка. Вы голодны, но не можете найти ресторан. Никто вас не понимает. Не захочется ли вам закричать?

Если вы внимательны к своему малышу, то можете предотвратить истерику.

Оказавшись в магазине, маленький Филипп всегда просит Ингу купить ему воздушный шарик. Получив его, он крепко держится за мамину руку, смотрит на свою «драгоценность» и спокойно сидит в тележке со счастливой улыбкой на лице. Поход за покупками проходит без проблем. Если Инга не соглашается покупать шарик, Филипп плачет и пытается вылезти из тележки. Мальчик расстраивается и не понимает, почему мать так непоследовательна в поступках.

Решить проблему достаточно легко. Детям нравится постоянство, поэтому, заходя в магазин, где они всегда покупали шарики, Инга должна снова это сделать, чтобы избежать конфликта. Если же она этого не хочет, ей следует ходить за покупками в какой-нибудь другой магазин, где воздушные шары не так бросаются в глаза.

Каждый день ваш малыш сталкивается со все новыми испытаниями, поэтому избегайте таких ситуаций, которые могут спровоцировать истерику.

Прибегайте к силе только в том случае, если действия ребенка представляют опасность для него самого или для других. Например:

Ваш ребенок пытается засунуть палец в розетку, не обращая внимания на то, что вы предупреждаете: «Нельзя! Там ток!» Настаивайте на своем. Возьмите ребенка на руки и отвлеките его чем-нибудь. Если он падает на пол, толкается и кричит, отведите его в безопасное место и оставьте там до тех пор, пока не успокоится. Не стоит ничего говорить во время истерики: он все равно не послушает вас. После того как ситуация нормализуется, объясните: «Я тебя люблю и не хочу, чтобы тебе было больно. Когда тебе плохо, мне тоже плохо. Если тебе что-то не нравится, подойди ко мне и спокойно все расскажи. Я же не могу тебе помочь, когда ты кричишь!»

Страх

Всем людям свойственно чего-то бояться, но в ваших силах помочь своему малышу преодолеть страх. Боязнь темноты - распространенное явление. Вам поможет ночник и мягкая игрушка. Перед сном включайте спокойную музыку, чтобы ребенок не боялся остаться один. Лишний раз поцелуйте и обнимите его. Если ночью он плачет, спрашивайте: «Чего ты боишься? Что случилось?» Внимательно выслушайте и скажите что-нибудь успокаивающее.

«Когда дядя Слава был маленьким, он боялся темноты, так же как и ты. Мама клала ему под подушку фонарик, и как только дяде становилось страшно, он его включал, осматривал комнату и ничего страшного не находил. А потом он засыпал, счастливый и спокойный. Держи, вот и тебе фонарик, прямо как у дяди Славы. Давай его включим и все осмотрим. Видишь что-нибудь страшное?»

Радость и грусть

Дети, растущие в атмосфере оптимизма и счастья, учатся улыбаться, радоваться жизни и дарить окружающим хорошее настроение.

Они копируют родительское выражение лица, телодвижения и расположение духа. Если же вашему малышу грустно, возможно, это лишь ваше отражение.

Трехлетней Даше нравилось ходить в детский сад и заниматься там изобразительным искусством и собирать головоломки. Все это сопровождалось улыбками, смехом, разговорами с друзьями и воспитательницей. Она также любила слушать музыку и рассказы, но когда приходило время идти домой, она мрачнела.

«Что случилось?» - спросила однажды ее воспитательница, отводя детей к родителям. «Моя мама делает такое лицо, когда видит меня», - ответила девочка.

Когда к садику подъехала мать Даши, воспитательница все поняла. Вместо того чтобы обрадоваться встрече, женщина сидела молча и скучающе смотрела, как ее дочь сажают в машину. Как же обидно было малышке ощущать на себе безразличный материнский взгляд! На самом ли деле мать так огорчалась при виде Даши или у нее были другие проблемы?

Будьте честны сами с собой, с вашим супругом и ребенком. Если для печали есть причина, например, болезнь или тяжелая потеря, объясните это малышу, чтобы он не принимал ваши чувства на свой счет.

Если у вас плохое настроение каждый день, это ненормально, и вам следует обратиться к специалисту. Не позволяйте печали одолеть вас и причинить боль вашему мужу и детям. Изо всех сил старайтесь быть в хорошем расположении духа в присутствии ребенка и говорите ему: «Я тебя люблю», даже когда вам плохо. Иногда дети винят себя в депрессиях родителей и тоже страдают.