19.06.2019

Письмо э. Урок"Письмо строчной буквы э.". Что писать с заглавной буквы


Публикуется по автографу-черновику.

Искусствовед П. Д. Эттингер, занимаясь исследованием истории искусства художественной миниатюры, обнаружил в фондах музеев миниатюры работы М. Ф. Гебхард. Е. М. Метнер, любя живопись, часто бывала на художественных выставках и была лично знакома с Эттингером. Он спросил ее однажды, известно ли ей что-нибудь об этой художнице и ее родителях. Е. М. Метнер посоветовала ему обратиться по этому поводу к Э. К. Метнеру. 2 августа 1921 г. Эттингер послал Э. К. Метнеру следующее письмо:
«Милостивый государь Эмилий Карлович, пишу Вам [по совету] Вашей belle soeur Елены Михайловны. Заинтересовавшись несколькими миниатюрами Минны Федоровны Гебхард, мне хотелось бы собрать о ней кое-какие сведения и восстановить образ этой даровитой художницы, о которой в русской литературе пока нет никаких данных. При помощи Елены Михайловны я познакомился с миниатюрами М[инны] Ф[едоровны], хранящимися в Вашей семье. - Портреты стариков Гебхард прямо прелестны, а кроме того, и в других местах удалось разыскать еще несколько миниатюр. Равным образом я перелистал драматические сочинения Вашего деда. Но в итоге всего этого мало, чтобы создать цельную картину творчества М[инны] Ф[едоровны]. Главным образом хотелось бы узнать, где она получила свое художественное образование Потом, крайне интересен ее роман с кн[язем] Демидовым-Сан-Донато. Странно, что нигде не появился и не был репродуцирован ни один из многочисленных ее портретов Д[емидова], а ведь последний был видным лицом и о нем писалось немало. Хотелось бы для полноты картины узнать кое-что об отношениях Вашего деда к кругу Гете, о которых традиция хранится в Вашей семье. Ни историй, ни отдельных статей о придворном немецком театре в Петербурге ведь нет, и пока я в русской литературе ничего не мог найти о Фед[оре] Федоровиче]. По словам Елены Михайловны, Вы на все интересующие меня вопросы, наверное, сможете кое-что ответить, и я, конечно, буду Вам бесконечно обязан за все, что любезно захотите мне сообщить. Почта теперь функционирует недурно, в особенности, когда дело идет о заказных письмах.

В ожидании Вашего ответа остаюсь всегда к услугам готовый Павел Эттингер» (ГЦММК, ф. 132, № 2523). На это письмо и последовал отклик в виде письма-очерка. Попутно заметим, что в своем письме Эттингер допустил неточность: драматические произведения, с которыми Эттингер знакомился, принадлежали не деду, а прадеду Э. К. Метнера (см. коммент. 7 к письму Э. К. Метнера).

Э. К. Метнер 5 июля 1914 г. после отдыха в Симеизе уехал в Вену, а оттуда в Мюнхен. Первая мировая война застала его в Германии, где он, как русский подданный, был интернирован и затем поселился в Цюрихе. Здесь он и обосновался до конца своих дней, но умер в Дрездене в больнице, так как смертельная болезнь застала его в Пильнице-на-Эльбе, где он находился в гостях у Я. Фридрих.
Архив Э. К. Метнера частично хранится в Рукописном отделе Библиотеки СССР имени В. И. Ленина (Москва), частично у В. К. Тарасовой. Его дневники и другие материалы находятся у В. К. Тарасовой.
Миниатюра находится у В. К. Тарасовой. Однако, к сожалению, эта миниатюра очень повреждена. Кроме указанной миниатюры, В. К. Тарасовой принадлежат портреты прадедов Н. К. и Э. К. Метнеров - Ф. А. и М. Гебхард.
Из нотной библиотеки матери Э. К. и Н. К. Метнеров - Александры Карловны - сохранилась нотная тетрадь с записями музыкальных произведений, созданных ее дядей со стороны матери - Федором Федоровичем Гебхардом. В оглавлении упомянуто шесть песен для голоса с фортепиано на стихи И. В. Гете, Ф. А. Гебхарда и др. В действительности же тетрадь содержит девять песен, в том числе и для четырех голосов с фортепиано. Они свидетельствуют о подлинном профессионализме их автора, но носят следы влияния классиков немецкой песни - Шумана и Шуберта (ГЦММК, ф. 132, № 4683).
Упоминаемая книжка стихов Ф. А. Гебхарда, находившаяся в архиве Э. К. Метнера, сохранилась и является собственностью В. К. Тарасовой.
В архиве Н. К. Метнера имеются две книги в прекрасном черном переплете с тиснением и с золотым обрезом (ГЦММК, ф. 132, № 2898). На титульном листе первой из них напечатано:

Kleiner Beitrag fur die Bühne
Enthält:
1. Die Rückkunft der Sohne. Lustspiel in einem Aufzuge

2. Der Sturm, oder: Die Geretteten. Ein Operette in einem Aufzuge, nach einer wahren Geschichte bearbeitet

3. Der Leibkosak. Ein Lustspiel in zwei Aufzügen

4. Anton und Klärchen. Ein landliche Scene mit Gesang in einem Aufzuge

5. Der Avanturier. Ein Lustspiel in einem Aufzuge

6. Die Fuchsprelle. Ein komische Oper in zwei Aufzügen, mit Musik

7. Die heirathslustige Familie. Ein Lustspiel in einem Aufzuge
Von

Friedrich Albert Gebhard

Mitglied des Russisch Kaiserl. Hoftheaters

in St. Petersburg

Leipzig, 1809, bei Wilhelm Rein
Как видим, тексты всех семи представлений, включенных в эту книгу, принадлежат перу Ф. А. Гебхарда. На обороте шмуцтитула с названием отдельной пьесы напечатан перечень действующих лиц и исполнителей, среди которых часто упоминаются Ф. А. Гебхард и его жена. По этому изданию можно пополнить представление о содержании репертуара немецкого придворного театра в Петербурге начала XIX века и о составе актеров, участвовавших в тех или иных спектаклях.

Вторая книга также включает три пьесы Ф. А. Гебхарда, написанные им для Ревельского театра. Титульный лист второй книги гласит:
Schauspiele von F. А. Gebhard

Direktor der Bühne zu Reval
1. Die Helden der neuen Welt

2. Der stumme Berräther

3. Die Geisterhallen und das Strafgericht

bei Friedrich Beiweg

1821
Кроме того, сохранились три рукописные тетради - автографы Ф. А. Гебхарда. В двух тетрадях приведены стихотворения самого Гебхарда.

На титульном листе первой тетради, посвященной его дочери Полине (по мужу Гедике) и содержащей 11 страниц, написано:
«Pauline von der Wart»

Widmung an Madame Pauline Goedike

Moscau 1-ten Mai 1839
В этой тетради содержатся стихотворения Ф. А. Гебхарда на немецком языке Вторая тетрадь озаглавлена:
Ein Tag auf den Sperlingsbergen

Fried. Alb. Gebhard

На обороте титула:

Zweiten Mai 1854 in Moskau
Эта тетрадь стихотворений Ф. А. Гебхарда посвящена различным членам его семьи и относится к 1854 году. В ней 47 названий и, в частности, стихотворение 47 представляет собой собрание тостов в честь отдельных членов семьи Гебхарда.

В третьей тетради на 24 страницах содержатся стихотворения разных поэтов и в том числе Гете, Гердера. Они также написаны рукой Гебхарда. (Все три тетради хранятся в архиве Н. К. Метнера, ГЦММК, ф. 132, № 4983-4985.)

Это издание «Фауста» Гете (Тюбинген, 1808) с пометками Ф. А. Гебхарда в настоящее время является собственностью В. К. Тарасовой.

16 Апр

Здравствуйте! В этой статье мы расскажем о деловых письмах.

Сегодня вы узнаете:

  1. Почему деловая переписка не потеряла своей актуальности;
  2. Какие бывают деловые письма и как они оформляются;
  3. Как правильно написать деловое письмо.

Сейчас за нашими окнами – время высоких технологий и интернета. Но деловая переписка не потеряла своей важности и актуальности, просто перешла на другие носители. Почему деловые письма важно уметь составлять и оформлять, поговорим сегодня.

Зачем нужна деловая переписка

Прежде всего, это возможность обмениваться мнениями, предложениями и мыслями с сотрудниками либо партнерами по бизнесу. С помощью переписки излагают претензии, просьбы, выясняют недопонимания между компаниями.

Деловая переписка является одной из разновидностей официальной.

Отличия деловых писем от других

Основные отличия состоят в следующем:

  • Стилистика изложения;
  • Лексика, не допускающая яркого выражения эмоций;
  • Оформляется на официальном бланке компании;
  • Шрифт не слишком мелкий, но и не крупный, при этом одинаковый по всему тексту;
  • Редко занимают объем более 1 страницы;
  • Наличие строгой служебной субординации.

Виды деловых писем

Все деловые письма можно условно разделить на несколько групп. Мы остановимся подробнее на каждой и дадим краткую характеристику.

Письма, отвечать на которые не нужно.

  • Гарантийное письмо;
  • Сопроводительное;
  • Информационное;
  • Письмо-предупреждение;
  • Письмо-напоминание.

Письма, на которые нужен ответ.

  • Обращение;
  • Предложение;
  • Запрос;
  • Требование;
  • Прошение.

Некоммерческие письма.

  • Письмо-приглашение;
  • Письма с выражением соболезнования;
  • Письма с выражением благодарности;
  • Письма с информированием о чем-либо;
  • Письма, в которых содержатся рекомендации;
  • Гарантийные письма;
  • Письма, подтверждающие, что товар получен, услуга оказана и так далее;
  • Письма с поздравлениями по разным поводам;
  • Письмо-просьба;
  • Письма с инструкциями;
  • Сопроводительные письма.

Письма коммерческой направленности.

Обычно их используют перед тем, как заключить соглашение, а также во время действия договора.

К ним относятся:

  • Письма с ответами на запросы;
  • Непосредственно запрос;
  • – письмо, в котором предлагается совершить сделку или заключить договор;
  • Претензия;
  • Напоминание;
  • Письмо, в котором содержится предупреждение о прекращении договоренностей либо о необходимости выполнения обязательств и т. д.

Если говорить о классификации по структуре, то бывает 2 вида деловых писем:

  • Содержащие текст автора и написанные в свободной форме;
  • Составленные по строгому образцу.

По адресатам.

  • Циркуляр – письмо, которое направляется нескольким адресатам;
  • Обычное – отправляется одному адресату от имени одного человека;
  • Коллективное – отправляется одному адресату, но от нескольких лиц.

Также письма разделяют по форме, в которой они были отправлены:

  • Отправленные в виде факсового сообщения;
  • Отосланные по электронной почте;
  • Те, что отправлены в обычных конвертах.

Есть виды писем, которые из этических соображений должны быть написаны от руки, а не напечатаны. Это касается соболезнований и поздравлений.

Секреты правильного оформления

Текст письма делится на вводную, основную часть и заключительную. Они друг с другом связаны логически. В состав вводной части включают те обстоятельства, которые повлекли за собой создание письма, а основная часть представляет собой само содержание. В заключительной части подводятся итоги, которые выражают просьбу, отказ и прочее.

Вообще, деловую переписку со всей ответственностью можно назвать искусством, потому что вести ее правильно, с соблюдением всех требований, нужно учиться. Ведь чаще всего мы думаем только о том, чтобы информация была изложена четко, а про то, что письмо можно считать лицом компании, забываем.

Стилистика.

Каждое письмо выдерживается в строгом деловом стиле, используются средства речи, характерные для официальных документов.

Требования к изложению информации.

Вся информация, которая содержится в письме, излагается следующим образом:

  • Адресно, предназначается конкретному лицу;
  • На дату написания вся информация должна быть актуальна;
  • Достоверно;
  • Беспристрастно;
  • Аргументировано;
  • Максимально полно, для того чтобы основываясь на ней можно было принять решение.

Бланк.

Прежде всего письмо оформляют на бланке, который является для компании фирменным.

  • Для написания делового письма используются листы формата А4;
  • Левое поле бланка должно быть не менее, чем 3 см, так как через какое-то время они будут отправлены в подшивку;
  • Указывается название компании, юридический и фактический ее адрес, адрес электронной почты;
  • Лучше использовать стандартный шрифт Times New Roman, размера 12. Он является самым оптимальным и хорошо воспринимается при чтении;
  • Разрешается оформление деловых писем без использования фирменного бланка, тогда нужно информацию из бланка все-таки привести.

Если в письме идет речь о крупных сделках, связанных с финансами либо конфиденциальная информация другого характера, отправлять такие письма по факсу или в электронном виде не рекомендуется. Лучше по старинке, в обычном бумажном конверте.

Нумерация.

Если письмо состоит из нескольких страниц, то нумеруют их, начиная со второй. Номера проставляются вверху посередине арабскими цифрами. Никаких точек рядом с номером не ставят.

Деление на части.

Под этим подразумевается разделение письма на абзацы. Текст не должен идти сплошным потоком, так он просто не будет восприниматься. Благодаря делению на абзацы видно, где заканчивается одна мысль и начинается другая.

Наличие исправлений.

Исправлений и опечаток, а также подчисток допускать нежелательно. Письмо должно быть составлено грамотно, а текст напечатан через интервал 1,5 — 2.

Используемые реквизиты.

Мы укажем только основные, так как уже кратко говорили о них чуть ранее:

  • Если предприятие государственное – используется Герб РФ. Располагается он посередине официального бланка;
  • Название компании полностью;
  • Номера факса и телефона;
  • Номер банковского счета;
  • Адресат – причем название компании-адресата употребляют в именительном падеже, для указания должности и фамилии получателя используйте дательный падеж;
  • Если у адресата имеется ученая степень либо звание, укажите его перед фамилией человека;
  • Любой реквизит пишут с новой строки и с заглавной буквы.

Деловое письмо после проведенной встречи

Вы провели деловую встречу, наметилась некая перспектива для . Как отразить это в письме, обсудим дальше.

  1. Прежде всего, в начале письма сошлитесь на число и время вашего общения с потенциальным партнером, даже если с момента встречи прошла пара дней.
  2. Избегайте ошибок или слишком сложных фраз: составьте письмо коротко и четко, но так, чтобы у получателя было желание его прочесть.
  3. Упомяните, о чем велся разговор. К примеру: «Мы обсуждали, сколько будет стоить ваза в венецианском стиле».
  4. Сделайте так, чтобы получатель письма высказал свое отношение к теме встречи.
  5. Укажите время, когда можете общаться по телефону или встретиться лично.
  6. Донесите до получателя, что ждете сотрудничества с ним: «Надеюсь на дальнейшие деловые отношения с Вами «.
  7. Завершите письмо следующей или подобной фразой: «С наилучшими пожеланиями к Вам.. .».

Электронные деловые письма

Нельзя оставить без внимания требования к их оформлению, так как сейчас все больше оформляются письма в электронном виде, нежели в бумажном. Все-таки 21 век на дворе.

Подготовить электронное деловое письмо большого труда не составляет, требования по оформлению идентичны традиционным письмам. Единственное, у такого письма всегда должен быть заголовок (или тема письма), чтобы оно просто не затерялось в потоке документации.

Кроме того, когда на такое письмо отвечают, тематику письма лучше не менять, так вы быстрее поймете, о чем идет речь, если электронных писем получаете много.

Также не стоит использовать при оформлении приложений к таким письмам суперсовременное ПО, далеко не факт, что такое же есть у вашего адресата. Если его нет, письмо просто не откроется.

Не используйте смайлики, когда пишете деловое письмо в электронном виде. Технологии – это отлично, но при написании соблюдайте деловой язык.

В какие сроки нужно ответить на письмо

Если письмо относится к категории требующих ответа, то когда отвечать зависит от той информации, которая содержится в письме:

  • Если вы получили запрос, в ближайшие три дня с момента получения подтвердите, что он получен. А окончательный ответ можно дать в течение месяца;
  • Если речь о соболезновании, его можно направить в десятидневный срок после того, как печальное событие случилось;
  • Отправить поздравление допустимо в течение 8 дней с того момента, как вы узнали о торжественной дате;
  • Если говорить об общих правилах хорошего тона, то отвечать на письма лучше в семидневный срок.

Как написать деловое письмо: простым языком о сложном

Отличайте деловое письмо и личную переписку. Мы уже не раз сегодня говорили о том, в чем состоят эти отличия, не нужно о них забывать. А сейчас рассмотрим составление письма поэтапно.

1 этап. Указываем адресата.

В правом верхнем углу бланка пишем фамилию, инициалы и должность того, кому адресуем письмо. Если адресатом является организация, указываем ее юридический адрес.

2 этап. Обращение.

Размещаем его посередине бланка. Оно осуществляется в уважительной форме, без сокращений и помарок.

Пример : Уважаемая (имя, отчество)! Также обращение к адресату может осуществлять с указанием его должности. Но когда вы обращаетесь к человеку по имени, это снижает психологическое напряжение, указывает на то, что деловые отношения стабильные и установившиеся.

3 этап. Изложение цели.

Объясните цель письма, его суть и главные мысли. Эта часть является основной. Пишите о том, что хотите сказать, какова причина обращения. Но не забывайте про официальную и нейтральную стилистику.

4 этап. Внесение предложений, рекомендаций.

Практически любое деловое письмо подразумевает, что адресат на него отреагирует. Этого не требуют в основном только письма информационного характера. Поэтому не просто описывайте проблему, но и предлагайте, как ее можно решить.

Если вы обращаетесь с жалобой, просите принятия определенных мер, если же предлагаете сотрудничать, расскажите, какие варианты есть.

Говоря проще, тот, кто получит письмо, должен видеть что от него не просто чего-то хотят, но и понять, как это может быть осуществлено.

Как закончить деловое письмо

Деловое письмо должно быть написано идеально. Если правила написания не будут соблюдаться, это может негативно повлиять на репутацию компании в целом. Поэтому мы предлагаем сейчас подробнее остановиться на оформлении заключительной части делового письма.

В конце письма подведите итог всего того, о чем говорили ранее. Но растягивать выводы на 10 предложений не стоит, все-таки в деловых письмах ценится краткость и лаконичность. Лучше ограничьтесь простыми фразами.

В основу концовки поставим 2 показателя: она должна быть максимально вежливой и корректной. Варианты, как ее построить, существуют разные.

Приведем несколько примеров:

  • Поблагодарите за внимание или помощь: Благодарим Вас! (Позвольте Вас поблагодарить…);
  • Выразите надежды на будущее: Надеемся на взаимовыгодное сотрудничество (Надеемся на получение ответа в ближайшее время…);
  • Можно построить фразу с уверением адресата в чем-либо: Были бы рады сотрудничеству с Вами;
  • Выскажите просьбу: Просим Вас сообщить о результатах;
  • Извинитесь за причиненные неудобства: Прошу прощения за непредвиденную задержку оплаты материала.

Как попрощаться с адресатом.

Несмотря на то что переписка официальная, попрощаться можно по-разному.

Приведем несколько вариантов:

  • С уважением к Вам…;
  • С пожеланием успехов…;
  • С наилучшими пожеланиями…

Ставим подпись правильно.

Когда подписываете письмо, указывайте свою должность, имя и фамилию. Если сомневаетесь в уместности фразы типа: «Искренне Ваш» – просто не используйте ее.

Можете в подписи указать ваши контакты, дополнительный телефон или электронный адрес, таким образом вы демонстрируете получателю, что готовы с ним общаться и сотрудничать.

В следующей части нашей статьи хотелось бы поговорить о деловых письмах на английском языке.

Деловые письма на английском языке

Регламентированной формы составления таких писем нет. Все будет зависеть от того, каковая цель письма и кто его адресат. Приведем здесь краткие рекомендации для составления.

Дата написания.

Если пишем в США, то в указании даты на первое место ставим месяц, затем число и только потом год. Если в Великобританию – дата проставляется как в РФ. При этом месяц пишите буквами, избежите путаницы.

Реквизиты получателя.

  • Если пишите мужчине, обращайтесь так: Mr (укажите фамилию);
  • Если женщине, которая замужем: Mrs (укажите фамилию);
  • Незамужней даме: Miss (укажите фамилию);
  • Если не знаете статус дамы: Ms (укажите фамилию).

Указание адреса.

Порядок противоположный принятому в РФ: офис, номер дома, название улицы, индекс, название штата (если пишем в США), название графства и название страны (если пишем в Великобританию).

Как обратиться к получателю.

Стандартные обращения:

  • Dear Madam;
  • Dear Sir;
  • Dear Sir or Madam;
  • Dear Mrs;
  • Dear.

После обращения ставим запятую (если пишем в Великобританию) или двоеточие (если в США). Восклицательный знак ставить не принято.

Тематика.

Обязательно указывайте тематику письма, также как и в РФ.

Основной текст.

Разделяйте его на абзацы. Либо каждое предложения пишите с новой строки.

Как попрощаться.

Например, вот так: «Thanking you for assistance, we remain Yours truly» – Благодарю Вас, преданный Вам…, хотя можно и менее официально.

Оформление подписи.

Подпись ставим под абзацем с прощанием, указываем свою фамилию и имя, название компании и должность.

Оформление приложений.

Если прилагаете какие-то документы, указывайте это в конце письма: «Enc.» и перечисляйте приложения.

Что писать с заглавной буквы.

  • Фамилии и инициалы;
  • Наименования компаний;
  • Наименования городов, штатов и так далее;
  • Любые слова, которые обозначают занимаемую должность;
  • Первые слова в прощании;
  • Вступительные обращения.

Перед тем как закончить разговор, приведем образцы деловых писем на русском и английском языках.

Образцы деловых писем на русском и английском языках

Заключение

Подводя итоги, хочется сказать, что деловое письмо – это инструмент для общения в любой сфере деятельности. Если оно составлено правильно, это, безусловно, представит вашу компанию с положительной стороны.

С другой стороны, написанное неряшливо, с ошибками письмо способно на корню уничтожить самый перспективный бизнес. Пишите письма правильно, а мы постарались рассказать, как это сделать.

Урок письма: "Строчная буква э."

Тема урока: Письмо строчной буквы э.

Тип урока: Изучение и первичное закрепление знаний и способов деятельности.

Цели урока:

    Образовательные: Сформировать в памяти ясный, четкий образ буквы. Отработать начертание буквы в целом. Учиться списыванию с рукописного и печатного текста, формировать навык грамотного письма.

    Развивающие: развивать мыслительные операции, устную и письменную речь учащихся, развивать фонематический слух, мелкую моторику руки; работать над культурой речи учащихся, учить чётко и правильно выражать свои мысли.

    Воспитательные: воспитывать потребность в знаниях, воспитывать умение работать в коллективе, в парах, воспитывать чувства взаимопомощи, взаимоотношения.

Оборудование: алфавит, картинки солныщка, тучки, дождика, 2 зонтика (красный и синий), магнитные буквы ж, я, е, ы, у, й, ц, ё, р, ч; карточки для индивидуальной работы с буквами для зачеркивания карточки с письменными строчными буквами э, х, ж, с; таблица «Буквы Ээ, карточки со словами (в, два, доме, этажа, этом), разные элементы букв; фрагмент мультфильма про эхо
УУД:

Личностные:

Коммуникативные:

    Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

    Владение монологической и диалогической формами речи.

Познавательные:

    Структурирование знания;

    Анализ объектов с целью выделения признаков;

Синтез как составление целого из частей;
Ход урока

I. Организационный момент

Раз, два, три, четыре, пять –
Урок пора нам начинать.
Вы друг другу улыбнитесь
И тихонечко садитесь.

Настрой на урок.

Глазки смотрят и всё … (видят), ушки слушают и всё … (слышат), голова хорошо … (думает).

II. Целеполагание и самоопределение к деятельности.

Озадачен страус эму,
Как решить свою проблему,
Как от хищника спасаться,
Убегать или остаться?
Долго думать он не смог,
Спрятал голову в песок.

Назовите первый звук в слове ЭМУ?

Какой он гласный или согласный?

Назовите признаки гласного звука? (Он тянется, поется, воздух проходит свободно, без преград.)

Как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке письма? - Давайте наши мысли сложим в сундучок замечательных идей. -писать букву э - соединять с другими буквами - писать слова - предложения -говорить - думать - делать выводы III. Актуализация опорных знаний.

1. Игра «Помоги буквам»
- Однажды буквы вышли погулять. Светило яркое солнышко (ВЫСТАВЛЯЮ КАРТИНКУ СОЛНЫШКА). Вдруг набежала туча (появляется картинка тучи), пошел дождь. Буквы спрятались под оранжевым и красным зонтиками. Какие буквы спрятались под каждым зонтиком? (Под красным – гласные, под оранжевым – согласные).

К доске прикреплены "зонтики" и буквы ж, я, ы, е, у, й, ц, ё, р, ч.

Два ученика работают у доски, прячут буквы под зонтики, гласные - под красный (я, у, е, ё), согласные - под оранжевый (ж, к, й, ц, р, ч), потом объясняют свой выбор.

Все остальные работают индивидуально на карточках. Девочки зачеркивают только гласные буквы, мальчики – согласные. Самопроверка (по доске).

Молодцы, ребята, не дали буквам намокнуть, спрятали все буквы правильно.

Посмотрите на согласные буквы. Какие из них обозначают всегда твердый согласный звук? (ж, ш). Назовите всегда мягкие согласные звуки (ч, й).

Посмотрите на гласные буквы и назовите гласные второго ряда. Какую роль они выполняют? (Показывают на мягкость согласного звука и могут обозначать два звука)

Когда они обозначают два звука?

В какой букве из гласных второго ряда спрятался звук [э]?

Чем звук отличается от буквы? (Звуки мы слышим и произносим, а буквы пишем, видим и читаем).

Запомните:

Звук не можем мы увидеть
И не можем в руки взять.
Озорного невидимку
Можем ухом различать.
А ещё – произносить,
Но не трогать и носить.

Мы правильно выполнили 1-е задание, можем надеть первое. О чем мы говорили, что повторяли? (Звуки и буквы).

IV. Открытие нового знания

Посмотрите еще раз на печатные и письменные буквы: строчную э и заглавную Э. Одинаковые ли они по написанию? (да)

Когда мы используем заглавные буквы на письме?

1.Знакомство с буквой. Анализ письменной буквы.

Посмотрите, как выглядит письменная строчная буква э (выставляю табличку).

Поэлементный анализ буквы

Из каких элементов состоит буква э? (из двух – левого полуовала и маленькой горизонтальной линии посередине).

В написании каких букв есть такой же элемент - полуовал?

Да, этот элемент уже знаком нам, когда мы писали букву х, ж, с. Значит, научиться писать строчную букву э, я думаю, нам не составит труда.

Конструирование буквы из элементов

Игра «Буква рассыпалась» (На доске прикреплены разные элементы букв)

Ребята, помогите мне, пожалуйста! Письменная буква э рассыпалась на отдельные элементы. Кто мне поможет собрать букву?

4-й слайд «Буква э на с дивится, словно в зеркало глядится. Сходство есть наверняка, только нету языка!» (А.Шибаев.)

Комментированный показ учителем на доске.

Начинаем писать букву э немного ниже линии верхней рабочей строки, ведем вверх до рабочей строки, округляем, ведём вниз до нижней линии, затем закругляем влево. Пишем второй элемент буквы – короткую горизонтальную линию посередине полуовала.

5-й слайд.Физминутка. Упражнения для глаз. Зарядка для глаз.

2. Отработка написания новой буквы в прописи

- Давайте научимся писать эту букву.

Откройте прописи (Я тетрадь свою открою и ….), положите их наклонно, сядьте ровно.

Смотрите, нас на страничке кто-то встречает. Кто это? Это представитель народности эскимосов. Эскимосы - это жители Крайнего Севера нашей страны, как и ханты, ненцы, якуты. Это их жилище (слайд)

6-й слайд. - Что у него в руках? (мороженое)

Как оно называется – эскимо – это сливочное или молочное мороженое в шоколадной глазури на палочке).

Где стоит изучаемый звук в этом слове? (в начале слова)

Обведение элементов букв по контуру и узора в широкой строке.

Откуда нужно начинать писать букву? (сверху). Как узнали? (черная стрелочка).

Обведите элементы букв, всю букву, в широкой строке добавьте еще 2 элемента.

7-й слайд- Наблюдение за письмом буквы по презентации (пишется с одним отрывом).

Что необходимо для качественного выполнения задания?

Помнить о правилах письма:

    Посадка и наклон букв.

    Расстояние между буквами.

    Высота букв.

Письмо буквы э в рабочей строке.

Обведите самую красивую букву, покажите другу по парте
Дети проводят самоанализ.
3. Упражнение в письме слов.
- Что говорят, когда рыба срывается с крючка? (эх!)

Письмо слова эх. Сколько в нем слогов? Почему один?

Отгадайте загадку, о чем идет речь?

Живет без тела, говорит без языка.

Никто его не видит, а всякий слышит.

Звуковой анализ слова эхо, (2 слога, закрашиваем согл.тверд.звук [х], какой слог ударный?). Сколько букв и звуков в этом слове? Запись слова.

Вывод.

Из каких же частей состоят слова? (Из слогов)

Ребята, как вы думаете, эхо хорошо жить в лесу? (ответы детей)

Давайте посмотрим фрагмент мультфильма про эхо и проверим свой предположения.

Что мешает ему весёлую игру в эхо?

Какие моменты доставили ему радость?

Как же нужно вести себя в лесу?

4. Физминутка активная (элнктронная презентация) .

3. Работа над предложением.

слайд запись «Поиграем вэхо»

Прочитайте. Что можете сказать о записи? (Записано с ошибками)

Какое задание могли бы вы предложить?
- Исправить ошибки. Записать письменными буквами. Как назовем эту запись?
- Это предложение, значит надо писать с большой буквы и в конце поставить точку и слова писать отдельно. Исправьте ошибки.(На презентации сама исправляю после ответов детей фломастером)

Сколько слов в этом предложении? Проверьте себя по прописи. Запишем это предложение письменными буквами. Но вначале подготовим пальчики. Пальчиковая гимнастика

Елка быстро получается,
Если пальчики сцепляются.
Локотки ты подними,
Пальчики ты разведи.

слайд. Дети записывают предложение с комментированием.

Вывод. Из чего состоит предложение? (Из слов)

4. Работа над словами.

Продолжим работать над словами.

слайд . - Прочитайте записи на двух следующих строчках: это, этот, этажи, эти.

Какое слово лишнее? Почему? (оно трехсложное, потому что …)

Какое правило правописания есть в этом слове? (сочетание жи) ФЛОМАСТЕР!!! Подчеркиваю (если не сразу находят, прошу найти трехсложное слово – этажи).

В каком числе стоит это слово, сколько предметов оно обозначает?

Прочитайте оставшиеся слова - это, этот, эти.

Эти слова не называют предмет, а только указывают на него. Например, это – дерево, …(дети дополняют – солнце, зеркало и т.д.)

Эти – цветы, ….

Этот - мальчик, …

Посмотрите внимательно на все слова, как буква э соединяется с другими буквами? (снизу, т.е. при помощи нижнего соединения)

Запишите самостоятельно по одному слову, поставьте в словах ударение.

Прочитайте слова, в которых ударение падает на первый слог.ФЛОМАСТЕР –ставлю ударение.

5 . Работа с деформированным предложением .

слайд . Даны слова: в, два, доме, этажа, этом.

Можно ли эту запись назвать предложением? Почему?

Работа в парах. Подумайте вместе и обсудите, как надо поменять местами слова, чтобы получилось предложение.

Проверка.

Какие надо знать правила записи предложения?

Запись предложения с комментированием.

слайд . В этом доме два этажа.

Назовите слово, в котором есть мягкий согласный звук (доме). Назовите этот звук [м’]. Почему он мягкий? Какой буквой он обозначен? («эм»)

Вывод.

Что можно составить из слов? (Предложение).
V.Включение в систему повторения

- Игра « Собери пазлы»

Слова; эскимо, экзамен, зкскаватор, мэр, экватор, эклеры, экология

(коллективная работа)

Детям предлагается записать 3 слова по выбору

V. Рефлексия.

Цель: формирование самооценки и самоанализа.

если вам всё понятно, о чем мы говорили на уроке, то закрасьте его в зеленый цвет,

    если есть ещё над чем поработать, остановится на немного, то в желтый цвет,

    если вам многое не понятно, то в красный цвет.

Используется метод “Светофор”:

    зеленый – иди,

    желтый – подожди,

    Конспект урока обучения грамоте (письмо)

    УМК: Гармония.

    Класс: 1 «Б».

    Учитель: Словохотова И.В.

    Методист: Леонтьева С.А.

    Студент: Жукова И.А.

    Предмет: Обучение грамоте (письмо)

    Дата проведения: 15 октября 2015 года

    Тема: Письмо букв э Э.

    Тип урока: урок «открытия» новых знаний.

    Цель: организовать деятельность обучающихся по формированию в памяти чёткого дифференцированного зрительно-двигательного образа заглавной и строчной букв «Э, э». Продолжать совершенствование умения выполнять различные виды соединений букв.

    Задачи: способствовать развитию связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, орфографической зоркости, вербального и наглядно-образного мышления; воспитывать культуру поведения при работе в парах, фронтальной работе.

    УУД:

    Предметные : уметь правильно писать элементы буквы э, Э и саму букву, развитие умения сравнивать, наблюдать, уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

    Метапредметные:

    Регулятивные: определять цель деятельности на уроке с помощью учителя; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; осваивать способы ориентировки в прописи;

    Познавательные: использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ, сравнение, обобщение) создавать алгоритм действий;

    Коммуникативные: уметь обмениваться мнениями, слушать учителя и другого ученика- партнера по коммуникации; обсуждать индивидуальные результаты практико-речевой деятельности; способствовать формированию у учащихся умения объяснять свой выбор;

    Личностные: понимать связи между целью учебной деятельности и её мотивом, обладать умением самооценки на основе критерия успешности учебной деятельности; содействовать формированию у учащихся алгоритма своего действия.

    Планируемые результаты:

    Знать: элементы букв э, Э.

    Уметь: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; писать буквы э, Э

    Оборудование: презентация, пропись, звуковые схемы слов.

    Ход урока

    Организационный момент. Психолого-эмоциональный настрой на урок.

    Добрый день, ребята.

    Сегодня урок письма проведу у вас я. Меня зовут Ирина Александровна.

    Мы учимся письму.
    Для чего? Почему?
    Из палочек и из кружков,
    Из овалов и крючков,
    Если будем мы стараться,
    Буквы будут получаться.

    Чему мы учимся на уроках письма?

    Для чего мы изучаем элементы букв и написание самих букв?

    Проверка готовности к уроку.

    Проверьте, ребята, свою готовность к уроку.

    На партах у вас должны лежать пропись, ручка, карандаши.

    Приветствуют учителя.

    Правильно и красиво писать элементы букв и сами буквы.

    Чтобы научиться красиво писать буквы, слова, предложения.

    Проверяют свою готовность на уроке.

    II . Актуализация

    знаний.

    Звуковой анализ (частичный)

    - Послушайте загадку и отгадайте, как зовут нашего гостя на уроке письма.

    Вот он- маленький страусёнок эму, он пришёл к нам в гости, чтобы посмотреть, как проходит урок письма и узнать что-нибудь новое для себя.

    Что вы знаете о страусе эму?

    Живут эму на пустынных равнинах Австралии, питаются семенами, плодами и насекомыми. В высоту они достигают двух метров. Эму чрезвычайно сильны.

    Оказывается, нашему эму надо помочь, всё его гнездо опустело, все яйца, которые его мама высиживала, потерялись, а чтобы нам их найти, нам будет нужно хорошо работать на уроке и правильно выполнять задания.

    Назовите первый звук в слове ЭМУ?

    Дайте характеристику звуку он гласный или согласный?

    Назовите главный признак гласного звука?

    Откройте пропись на странице 8. Обозначьте в схеме слова звук [э´].

    Какой буквой на письме обознается звук [э]?

    - Сравните печатные и письменные буквы «э».

    Чем они похожи? Чем отличаются?

    Ребята, как думаете, на что может быть похожа буква э? Посмотрите на картинки, действительно ли это так?

    Верно, а где мы используем печатные, письменные буквы?

    А когда мы пишем заглавные, строчные буквы?

    Посмотрите, в гнезде у эму появилось первое яйцо!

    Если мы продолжим работать также активно, то вся семья эму будет в сборе!

    Эму

    [э´]

    Гласный ударный звук.

    Буквой э.

    Сравнивают написание печатной и письменной буквы.

    Печатные- печатаем на компьютере, а письменные- пишем от руки.

    Заглавные- в начале предложения, в именах людей, строчные пишутся в середине предложения.

    III .Целеполагание. Мотивация освоения письменной буквы.

    Ребята, внимательно рассмотрите страницы прописи 8 и 9.

    Как вы думаете, какова будет наша учебная задача?

    Чему мы научимся на уроке?

    Сегодня, ребята, мы с вами научимся писать строчную и заглавную буквы э.

    Ребята, а что необходимо для успешного выполнения работы?

    А для чего мы будем это делать? Зачем нам надо этому учиться?

    Научиться писать буквы э, Э.

    Внимательность, старание, аккуратность и т.д.

    Чтобы бы писать красиво и т.д.

    IV .Усвоение новых знаний и способов деятельности.

      Знакомство со строчной буквой э

      Знакомство с заглавной буквой Э

    Пальчиковая гимнастика.

    - Подготовим руку к письму и выполним упражнение.

    Этот пальчик самый толстый,

    Самый толстый и большой

    Этот пальчик для того,

    Чтоб показывать его,

    Этот пальчик самый длинный

    и стоит он в середине,

    Этот пальчик безымянный,

    Он избалованный самый,

    А мизинчик хоть и мал,

    Очень ловок и удал.

    Правила посадки за партой во время письма.

    Ребята, как нужно правильно сидеть при письме?

    Как нужно положить пропись?

    Покажите, как правильно держать ручку.

    1. Анализ образца буквы в правом углу на чётной странице прописи.

    На странице 8 в правом углу представлен образец букв, из скольких элементов состоит буква “э”? Как они называются?

    2. Сравнение выделенных элементов с указанными рядом на верхней строке и их обведение по серому цвету.

    - Найдите элементы строчной буквы э в правом верхнем углу, а теперь обведите их по серому шрифту.

    3 . Выявление начала письма буквы с помощью голубой стрелки на строках под картинкой.

    Посмотрите на строчку под картинкой, определите, на что указывает голубая стрелочка?

    4. Показ образца учителем на доске.

    Ставлю точку чуть ниже первой линии помощницы, веду наклонную линию вверх, делаю закругление и пишу полуовал, касаясь нижней линии рабочей строки. Отрываю руку и слева- направо пишу горизонтальную линию к середине полуовала.

    5. Письмо буквы в воздухе.

    А теперь, ребята, посмотрите, как я буду писать строчную букву э в воздухе раз-и, два-и.

    Запишите букву в воздухе под счёт раз-и, два-и.

    6. Обведение букв по серому цвету на поле картинки.

    Проследите за своей посадкой за партой.

    Ребята, а сейчас обведём строчную букву э на поле картинки.

    Дома вы можете раскрасить страуса эму и мальчика.

    7. Тренировка в написании изученной буквы (обведение по серому шрифту, по штрихам, самостоятельное письмо буквы).

    Найдите строчку под картинкой. Обведите по серому шрифту, затем по штрихам и допишите до конца строки, вторую строчку допишите самостоятельно.

    Вот мы нашли второе яйцо страуса эму.

    8. Рассматривание соединений новой буквы с последующими элементами, выбор того или иного элемента в зависимости от вида соединения, вписывание нужного элемента после изученной.

    Посмотрите на 3 строчку под картинкой.

    Какие изученные соединения вы заметили на этой строке?

    Посмотрите, как я покажу эти соединения новой буквы с изученными элементами и буквами.

    9. Определение слова, записанного схемой на нижней строке.

    Посмотрите, что записано на следующей строчке?

    Какие буквы записаны в схемах? Какие звуки они обозначают? Дайте характеристику этим звукам.

    К какой схеме подходит слово поэт (это, эти)? Почему?

    Выделим безударные гласные звуки в схемах, обведите слоговые дуги.

    Смотрите, вот уже у страусёнка мы нашли третье яйцо.

    Физкультминутка.

    Поработали ребятки, а теперь- все на зарядку!

    Страус топает ногой (Топаем правой ногой)

    Страус топает другой (Топаем левой ногой)

    Страус вертит головой (Вертим головой)

    Нас догонит – ой-ой-ой! (Бег на месте)

    Сравните строчную и заглавную буквы Э, э.

    Одинаково или по-разному они пишутся?

    Рассмотрите образец заглавной буквы Э.

    Из каких элементов состоит Э?

    Где используется заглавная буква Э?

    На первой строчке обведите только элементы заглавной буквы по серому шрифту.

    1. Показ образца учителем на доске.

    Посмотрите, как я напишу заглавную букву на доске.

    Ставлю точку чуть ниже второй линии помощницы, веду наклонную линию вверх, делаю закругление и пишу полуовал, касаясь нижней линии рабочей строки. Отрываю руку и слева- направо пишу горизонтальную линию к середине полуовала.

    2. Письмо буквы в воздухе

    Запишите букву в воздухе под счёт раз- и, два- и.

    3. Обведение букв по серому цвету на поле картинки.

    Проследите за своей посадкой за партой (Спина прямая, кулачок, между грудью и партой).

    Ребята, а сейчас обведём заглавную букву Э на поле картинки.

    4. Тренировка в написании изученной буквы (обведение по серому шрифту, по штрихам, самостоятельное письмо буквы).

    Найдите 1 строчку на странице 9. Обведите по серому шрифту, затем по штрихам и допишите до конца строки заглавную букву Э, допишите вторую строчку самостоятельно.

    Вот и четвёртое яичко.

    5. Рассматривание соединений новой буквы с последующими элементами, выбор того или иного элемента в зависимости от вида соединения, вписывание нужного элемента после изученной.

    Посмотрите на 3 строчку.

    Какие из изученных соединений вы заметили на этой строке?

    Соединения заглавной буквы отличаются от соединений строчной буквы э?

    Посмотрите, как я впишу эти соединения новой для вас буквы.

    Теперь вы впишите соединения на 3 строчке.

    6. Работа над схемой предложения.

    Посмотрите на картинку (на странице 8) и скажите, кто любуется страусом?

    Придумайте имя мальчику на букву Э.

    - Ребята, посмотрите на 4 строку. Что вы видите?

    Докажите, что перед нами предложение.

    Сколько слов в этом предложении?

    - Ребята, я придумала два предложения по картинке, послушайте их:

    Около Эдика страус эму.

    Около страуса Эдик.

    Схема какого предложения составлена в прописи?

    Почему?

    Для проверки решения прочитаем это предложение по схеме.

    Обведите слоговые дуги, найдите безударные гласные звуки и «опасные места».

    Все ли «опасные при письме» места отмечены?

    Образец:

    7. Квазизапись предложения под диктовку с опорой на составленную в прописи схему: подписывание букв ударных гласных и списывание букв безударных, указанных в слоговых дугах.

    Послушайте предложение.

    Ребята, под шёпотную самодиктовку обведите серую слоговую схему, подчеркните «опасные» места и отметьте безударные гласные.

    А сейчас под схемой подпишите изученные буквы.

    Какие буквы мы подпишем под схемой?

    Мы с вами хорошо поработали и нашли ещё одно яйцо страуса.

    Выполняют пальчиковую гимнастику.

    (Спина прямая, между партой и грудью помещается кулачок, ноги перед собой, локти на парте, пропись лежит наклонно)

    Буква “Э” состоит из двух элементов: большого и малого полуовала, короткой прямой горизонтальной линии.

    Нужно писать букву э сверху вниз.

    Внимательно слушают учителя.

    Повторяют написание буквы в воздухе.

    (Спина прямая, между партой и грудью помещается кулачок, ноги перед собой, локти на парте)

    Обводят строчную букву э на поле картинки.

    Обводят по серому шрифту, затем по штрихам и дописывают букву до конца строки.

    Нижнее, среднее, верхнее.

    Вписывают соединения буквы э на 3 строчке.

    Схема слова.

    Буквы и, о.

    Гласные, безударные звуки.

    К 3(1,2) схеме.

    Выполняют физические упражнения

    Э и э обозначают буквы гласного звука. Отличаются высотой (размером).э- пишется в середине, Э- пишется в начале предложения или когда пишем имя.

    Внимательно слушают и следят за учителем.

    Прописывают букву Э в воздухе.

    Обводят по серому шрифту, затем по штрихам и дописывают до конца строки заглавную букву Э.

    Нижнее, среднее, верхнее.

    Нет.

    Вписывают соединения на 3 строчке.

    Мальчик

    Эдуард-Эдик

    Схему предложения.

    Стоит точка и т.д.

    Около страуса Эдик.

    Слова в предложениях написаны отдельно и большая буква в именах, в конце стоит знак препинания.

    Обводят серую слоговую схему, подчёркивают «опасные» места и отмечают безударные гласные.

    Буквы ударных гласных ученики пишут сами, а буквы безударных списывают со схемы.

    V .Закрепление знаний и способов действий

    Рассмотрите схемы слов под картинками. Как вы думаете, какое задание нужно выполнить?

    Какое слово спряталось в 1(2,3,4) схеме?

    Посмотрите на слова под схемами, какие буквы будем дописывать?

    В паре с соседом по парте в выделенной клеточке схем слов изобразите пропущенный в слове звук.

    Какое соединение букв будем использовать в 1(2,3,4) слове?

    Какой слог будем писать в начале слова?

    О какой «опасности» письма необходимо помнить?

    Благодаря тому, что вы работали дружно мы нашли ещё одно яйцо-шестое.

    Списывание изученных букв: э,Э,и,И,ы,о,О

    Какие буквы у вас представлены в прописи?

    Назовите их.

    В этом задании печатные буквы нужно превратить в письменные.

    Возьмите карандаш и нарисуйте треугольник напротив задания- это будет ваше задание на дом.

    Составить схемы слов и вписать пропущенные буквы.

    Эдик, рысь, волк, тигр.

    Э, ы, о, и.

    Верхнее(верхнее, нижнее, верхнее)

    Имена пишутся с заглавной буквы.

    Печатные

    э, Э, и, И, ы, о, О

    VI . Рефлексия деятельности. Итог урока

    Какую же учебную задачу мы ставили сегодня на уроке?

    Чему научились?

    Выполнили мы с вами учебную задачу? Поясните.

    Давайте вспомним, с какими же буквами мы с вами познакомились на уроке?

    Запишите строчную и заглавную букву на последнюю строчку в прописи.

    Ребята, посмотрите, мы нашли последнее яйцо, вот теперь мы точно можем сказать, что смогли найти маленьких братьев и сестёр этого эму. Вся семья в сборе, а вы, ребята, все молодцы и можете рассказать дома, что помогли на уроке страусёнку и решили учебную задачу урока.

    Если вы успешно работали, аккуратно и правильно, то дорисуйте мальчику у себя в прописях – улыбку.

    Если вы не довольны своей работой, то дорисуйте грустное выражение лица.

    Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его.

    С буквами э и Э.

    Записывают буквы в последнюю строчку.

    VII . Анализ прописей

    Сегодня на уроке хорошо работали…(поощрение)

    Ребята, эти ученики выполнили свою работу правильно, аккуратно …

    Посмотрите, вот их прописи. (2-3)

    Молодцы ребята. Мне очень понравилось с вами работать, спасибо вам большое.

    Урок окончен.

    Подпись:

    Учитель:___________

    Методист:___________

    Оценка:

    За подготовку:___________

    За проведение:___________

    Самоанализ:_____________