28.05.2019

Приказ о проведении ежедневных медицинских осмотров водителей. Медицинский осмотр водителей


В наши дни мы спешим всегда — и зачастую не успеваем вовремя. В таких случаях просто необходимо использовать автомобильный транспорт. Но мало кто спросит у водителя (кроме врача, конечно), как он себя чувствует. А, как известно, одним из основополагающих факторов обеспечения безопасности дорожного движения является именно состояние здоровья водителя. Высокая интенсивность дорожного движения (за последние годы оно стало очень оживленным за счет значительного роста количества автотранспортных средств) предъявляет к водителям повышенные требования в плане здоровья. При этом своевременно определить нарушения и отклонения в состоянии здоровья водителей можно лишь при регулярном прохождении ими медицинских осмотров. Отметим, что законодательством РФ предусмотрен обязательный предрейсовый контроль в каждом предприятии, где имеется не только собственный автотранспорт, но и арендованный. В данной статье мы поговорим о том, какие виды осмотров предусмотрены законодательством, в каких случаях их необходимо проходить, а также укажем, кто должен их оплачивать.

Пунктом 1 ст. 20 Закона N 196-ФЗ закреплена обязанность юридических лиц, использующих в своей деятельности транспортные средства, организовывать и проводить с привлечением работников органов здравоохранения предрейсовые медицинские осмотры водителей. Трудовой кодекс также обязывает работодателей проводить предварительные (перед приемом на работу) и периодические медицинские осмотры водителей (ст. 212, 213, 328 ТК РФ).
То есть соблюдающие закон организации, имеющие автотранспорт, должны организовать и в обязательном порядке осуществлять медосмотры водителей автотранспортных средств. Такие осмотры проводятся прошедшими специальное обучение медицинскими работниками.
Далее более подробно расскажем, какие же виды медицинских осмотров предусмотрены для водителей.

Медицинский осмотр: виды

Обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется в том числе посредством проведения комплекса мероприятий по медицинскому обеспечению (ст. 5 Закона N 196-ФЗ), в который входит медосмотр водителей. Статьей 46 Закона N 323-ФЗ установлены, в частности, следующие виды медицинского осмотра:
— предварительный;
— периодический;
— предсменные, предрейсовые;
— послесменные, послерейсовые;
— иные установленные законодательством РФ виды.

Предварительный медицинский осмотр

Обязательные предварительные медицинские осмотры проводятся в отношении лиц, принимаемых на работу в качестве водителей транспортных средств, в целях определения соответствия состояния здоровья работника поручаемой ему работе, а также раннего выявления и профилактики заболеваний.
Отметим, что Порядок проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников утвержден Приказом Минздравсоцразвития РФ от 12.04.2011 N 302н.
Итак, предварительные осмотры проводятся на основании направления, выданного лицу, поступающему на работу, работодателем. В этом документе указываются:
— наименование работодателя;
— форма собственности и вид экономической деятельности работодателя по ОКВЭД;
— наименование медицинской организации, фактический адрес ее местонахождения и код по ОГРН;
— вид медицинского осмотра (предварительный или периодический);
— фамилия, имя, отчество лица, поступающего на работу (работника);
— дата рождения лица, поступающего на работу (работника);
— наименование структурного подразделения работодателя (при наличии), в котором будет занято лицо, поступающее на работу (занят работник);
— наименование должности (профессии) или вида работы;
— вредные и (или) опасные производственные факторы, а также вид работы в соответствии с утвержденным работодателем контингентом работников, подлежащих предварительным (периодическим) осмотрам.
Направление выдается лицу, поступающему на работу (работнику), под подпись. При этом работодатель обязан организовать учет выданных направлений.
Завершенным осмотр считается только после осмотра лица, поступающего на работу (работника), всеми врачами-специалистами, а также выполнения полного объема лабораторных и функциональных исследований, предусмотренных приложениями 1 и 2, утвержденными Приказом Минздравсоцразвития РФ от 12.04.2011 N 302н.
В оформленном заключении по результатам предварительного (периодического) медицинского осмотра указывается его результат (медицинские противопоказания выявлены, не выявлены).
Что касается соискателей, работодатель не может принять на работу в качестве водителя человека, не прошедшего предварительный медицинский осмотр, либо в результате медицинского осмотра которого врачебной комиссией выявлены какие-либо противопоказания (абз. 12 ч. 2 ст. 212 ТК РФ).

Периодический медицинский осмотр

Обязательные периодические медицинские осмотры проводятся в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства в целях динамического наблюдения за состоянием здоровья работников, своевременного выявления начальных форм профессиональных заболеваний, ранних признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов рабочей среды, трудового процесса на состояние здоровья работников, в целях формирования групп риска развития профессиональных заболеваний, выявления медицинских противопоказаний к осуществлению отдельных видов работ.

Примечание. Если работник не прошел периодический медицинский осмотр, работодатель не должен допускать его к выполнению трудовых обязанностей и обязан отстранить от работы (ст. 76 ТК РФ).

Следует отметить, что предварительные и периодические осмотры проводятся медицинскими организациями любой формы собственности, имеющими право на проведение предварительных и периодических осмотров, а также на экспертизу профессиональной пригодности в соответствии с действующими нормативными правовыми актами.
Периодические осмотры водителей, осуществляющих управление наземными транспортными средствами, проводятся на основании поименных списков и направления на медицинский осмотр не реже чем один раз в два года. Работники в возрасте до 21 года проходят периодические осмотры ежегодно (ст. 213 ТК РФ).
В Постановлении ФАС СЗО от 23.08.2010 N А66-14485/2009 отклонены доводы организации о том, что она не осуществляет перевозку грузов и пассажиров, в связи с чем водители не должны проходить медицинские осмотры (ст. 20, 23 Закона N 196-ФЗ). Как установлено судом, организация владеет автотранспортными средствами, которые используются для перевозки работников для собственных нужд предприятия и перевозки грузов. То есть ведет деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, в процессе которой осуществляется и перевозка грузов и пассажиров по дорогам общего пользования, а сотрудники являются участниками дорожного движения. Из этого суд сделал вывод, что организация должна соблюдать требования ст. 20 и 23 Закона N 196-ФЗ о проведении медицинских осмотров водителей.
Сведения о проведенных обязательных предварительных и периодических медосмотрах работников работодатель обязан сообщать в ФСС (пп. 18 п. 2 ст. 17 Закона N 125-ФЗ). Указанные сведения отражаются работодателем в отчетности по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (ст. 24 Закона N 125-ФЗ).

Предрейсовый и послерейсовый медосмотры

Обязательные предрейсовые медицинские осмотры проводятся в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства (за исключением водителей, управляющих транспортными средствами, выезжающими по вызову экстренных оперативных служб) в целях выявления признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, состояний и заболеваний, препятствующих выполнению трудовых обязанностей, в том числе алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и остаточных явлений такого опьянения. Если водитель находится в состоянии токсического опьянения, он не вправе управлять транспортным средством (п. 2.1 ст. 19 Закона N 196-ФЗ). В этом случае работодатель обязан не допускать такого сотрудника к работе (ч. 1 ст. 76 ТК РФ).

Обратите внимание! Обязательные предрейсовые и послерейсовые медосмотры водителей транспортных средств могут проводиться привлекаемыми медицинскими работниками. Но работодатели вправе и ввести в штат должности медработников и создать подразделения (кабинет врача, здравпункт, медицинский кабинет, медицинскую часть и др.), оказывающие медицинскую помощь сотрудникам организации (п. 7 ст. 23 Закона N 196-ФЗ, ч. 4 ст. 24 Закона N323-ФЗ).

Организация и порядок проведения предрейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств приведены в приложении к Письму Минздрава РФ от 21.08.2003 N 2510/9468-03-32, а также в приложении 9 к Приказу Минздрава СССР N 555 .
Следует отметить, что все организации и предприниматели, эксплуатирующие транспортные средства, вне зависимости от осуществляемых видов деятельности обязаны организовывать предрейсовые медицинские обследования (осмотры) водителей. Данный вывод подтверждается материалами судебной практики: постановления ФАС ЗСО от 16.10.2008 N Ф04-6445/2008(14518-А75-6), ФАС ВВО от 03.06.2008 N А82-9455/2007-29, ФАС ПО от 15.01.2010 N А72-4961/2009. В практике встречается и иная позиция, согласно которой положения законодательства о проведении предрейсовых медицинских осмотров водителей распространяются только на организации и предпринимателей, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов (см., например, Постановление ФАС ЦО от 23.11.2009 N А36-706/2009).
Также возникает вопрос: должны ли водители проходить медицинские осмотры, если не числятся в штате организации, эксплуатирующей транспортные средства? Для ответа обратимся опять-таки к судебной практике. В Постановлении ФАС СЗО от 25.11.2013 N А56-78601/2012 отмечено, что положения ст. 20 и 23 Закона N 196-ФЗ, касающиеся медицинских осмотров, распространяются на водителей как штатных единиц организации. Если в штате организации не предусмотрена должность водителя, то предписание о проведении медицинских осмотров лиц, допускаемых к управлению транспортными средствами, принадлежащими организации, является недействительным. Других решений судов по данному вопросу мы не нашли, но если вы не готовы отстаивать свое мнение в суде, лучше все же организовать прохождение медосмотра даже лицами, не занимающими должности водителей, но управляющими транспортными средствами, числящимися на балансе организации.
Обязательные послерейсовые медицинские осмотры проводятся в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства, если такая работа связана с перевозками пассажиров или опасных грузов, в целях выявления признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов рабочей среды и трудового процесса на состояние здоровья работников, острого профессионального заболевания или отравления, признаков алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения.
Прохождение водителем автомобиля указанных осмотров подтверждается отметками, которые проставляются в путевом листе. Согласно Приказу Минтранса РФ от 18.09.2008 N 152 «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов» сведения о водителе включают:
— его фамилию, имя, отчество;
— дату (число, месяц, год) и время (часы, минуты) прохождения им предрейсового и послерейсового медицинского осмотра.
Но все ли должны проходить послерейсовый медосмотр?
В Постановлении ФАС ДВО от 23.07.2013 N Ф03-3254/2013 рассмотрена следующая ситуация. По результатам внеплановой проверки выдано предписание организовать послерейсовые медицинские осмотры водителей транспортных средств. Однако организация считает, что действующим законодательством не предусмотрена обязанность лиц, осуществляющих деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, проводить послерейсовые медицинские осмотры водителей. В ходе рассмотрения материалов дела суд указал, что если осуществляется деятельность, связанная с эксплуатацией транспортных средств, то на организацию возлагается обязанность по проведению послерейсовых медосмотров водителей.
В Постановлении ФАС ЦО от 29.04.2013 N А23-3530/2012 суд отклонил довод организации о том, что обязанность по проведению послерейсового медицинского осмотра водителей возлагается лишь на специализированные организации, основной деятельностью которых является оказание услуг по перевозкам автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом. У организации имеется семь автотранспортных средств, с использованием которых осуществляется перевозка сотрудников в качестве пассажиров, а также грузов для собственных нужд, с выездом данных транспортных средств на дороги общего пользования. При таких обстоятельствах суд пришел к выводу о наличии у организации обязанности по проведению послерейсовых медосмотров водителей, эксплуатирующих транспортные средства, принадлежащие юридическому лицу. Кроме того, суд указал, что положения Закона N 196-ФЗ применяются к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям при осуществлении ими деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, и применение данного закона не ставится в зависимость от вида и характера перевозок автомобильным транспортом.

Психиатрическое освидетельствование

Согласно ст. 213 ТК РФ работники, осуществляющие отдельные виды деятельности, в том числе связанной с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающие в условиях повышенной опасности, проходят обязательное психиатрическое освидетельствование не реже одного раза в пять лет в порядке, установленном Постановлением N 695 .
Прохождение такого освидетельствования осуществляется на добровольной основе. Если работник отказывается пройти обязательное психиатрическое освидетельствование, работодатель не может принудить его к этому. Но тогда работодатель обязан не допустить работника к исполнению трудовых обязанностей (отстранить от работы) до прохождения им такого освидетельствования (абз. 4 ч. 1 ст. 76, абз. 13 ч. 2 ст. 212 ТК РФ).

Кто несет расходы?

Статья 213 ТК РФ прямо указывает, что именно работодатель несет расходы, связанные с обязательным медицинском осмотром и психиатрическим освидетельствованием. На это указано и в п. 5 ст. 23 Закона N 196-ФЗ.
Работник, оплативший осмотр самостоятельно, имеет право требовать от работодателя возмещения понесенных затрат, представив соответствующие документы. В случае отказа работник имеет право обратиться в суд с иском о взыскании с работодателя суммы, затраченной на медицинский осмотр.
Соответственно, если должность относится к категории должностей, названных в ст. 213 ТК РФ, работодатель обязан обеспечить прохождение медосмотра за счет собственных средств.
В Апелляционном определении суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 14.11.2013 N 33-2402/2013 рассмотрен иск физического лица о взыскании расходов, понесенных в связи с прохождением предварительного медицинского осмотра. Удовлетворившим эти требования судом было установлено, что работник прошел предварительный медицинский осмотр. Значит, работодатель обязан возместить соответствующие расходы независимо от того, был ли заключен в дальнейшем трудовой договор.

В заключение еще раз отметим, что водители должны проходить следующие обязательные медицинские осмотры:
— при поступлении на работу;
— периодические;
— предрейсовые, а в некоторых случаях и послерейсовые.
Расходы на такие осмотры несет работодатель. При этом время прохождения любых осмотров водителями включается в их рабочее время.
Кроме того, отметим, что Законом N 437-ФЗ введена ст. 11.32 КоАП РФ, предусматривающая административную ответственность за нарушение установленного порядка проведения обязательного медицинского освидетельствования водителей транспортных средств либо обязательных предварительных, периодических, предрейсовых или послерейсовых медицинских осмотров, в виде наложения административного штрафа: на граждан — в размере от 1 000 до 1 500 руб.; на должностных лиц — от 2 000 до 3 000 руб.; на юридических лиц — от 30 000 до 50 000 руб.

Является ли послерейсовый осмотр водителей обязательным условием деятельности предприятия? Ответ на этот вопрос будет одинаков далеко не для всех субъектов предпринимательства и, как следствие, не для всех сотрудников. В отдельных случаях осмотр после смены становится жесткой необходимостью, и попустительское отношение к нему приводит к большим штрафам и другим видам отвественности. Неудовлетворительные результаты осмотра в отдельных случаях способны стать основанием для увольнения нерадивого сотрудника, а сам факт ежедневного проведения обследования защищает репутацию бизнеса. Также послерейсовые осмотры являются эффективным средством профилактики употребления алкоголя в рабочие часы. Они помогают укреплять дисциплину и сдерживать водителей от распития спиртных напитков до завершения рабочего дня.

Кто проходит осмотр после рейса

Итак: кто должен проходить послерейсовый медосмотр в обязательном порядке? Ответ на этот вопрос достаточно четко дают нормативно-правовые акты. Вышедший для более тщательного контроля состояния здоровья водителей приказ ранее носил рекомендательную форму. И если вплоть до 2003 года послерейсовые медицинские осмотры водителей транспортных средств не были предусмотрены законом, то сегодня это мероприятие – одна из важнейших процедур, которая преследует цель обеспечить безопасность на дорогах. Он обеспечивает пристальный контроль за состоянием здоровья шоферов, позволяет анализировать эффективность охраны труда, а самое главное – предвидеть возможное возникновение проблем.

Итак, 2005 году с появлением новых законодательный норм рекомендательный порядок был частично отменен. Медицинский осмотр после рейса теперь обязателен не только в отношении шоферов, принадлежащих к «группе риска», в которые входят граждане старше 55 лет, сотрудники с хроническими заболеваниями и лица, склонные к возлияниям. В настоящее время профессиональные медосмотры после рейса нужны всем без исключения водителям, связанным с наиболее ответственной работой – перевозкой пассажиров и тем, кто по долгу службы транспортирует опасные грузы. Предприятиям, связанным с подобными перевозками и организациям, где есть водители из «группы риска», проводить послерейсовые медицинские осмотры следует в каждую смену.

Зачем нужен осмотр после рейса


Надо ли проводить медосмотр после каждого рейса? Это крайне желательно. Проведение послерейсового медицинского осмотра необходимо для того, чтобы своевременно и точно выявить наличие вредных трудовых условий, которые негативным образом сказываются на состоянии здоровья сотрудника. Если не уделять подобным факторам должного внимания, есть высокий риск появления профессиональных заболеваний и отравлений. А ведь здоровье коллектива – одно из ключевых условий успешности бизнеса. Регулярный осмотр после возвращения из рейса данных категорий работников позволит не просто определить вредные факторы, воздействующие на организм, а заранее предвидеть возможные опасности при дальнейшем исполнением шофером своих трудовых обязанностей и, вероятно, избежать страшных последствий.

Также, как говорилось выше, послерейсовый медицинский осмотр водителей после каждого выполненной поездки позволяет выявить факты употребления спиртных напитков и наркотических веществ в рабочее время, чтобы на корню пресечь эту порочную практику. Процедура служит и для профилактики подобного поведения – сотрудник не станет поддаваться соблазнам и потакать своим слабостям, если знает, что вечером его ждет осмотр у врача. Таким образом, организация проведения предрейсовых медосмотров помогает поддерживать трудовую дисциплину.

Кто проводит осмотр после рейса

Итак, кому доверить проведение послерейсового медосмотра? Послерейсовые осмотры можно поручить только медику, прошедшему соответствующее обучение и получившему сертификат, а по новым правилам – еще и свидетельство об аккредитации. Медработник может состоять в штате транспортного либо логистического предприятия, но только при условии наличия у юридического лица лицензии на проведение медосмотров.

Также работодателю потребуется выделить помещение под специальный кабинет, оборудовать его согласно требованиям закона и создать медицинские подразделения. В дальнейшем такая компания сможет оказывать платные услуги по медосмотру заинтересованным организациям. Такой вариант доступен немногочисленным крупным компаниям, в которых постоянно работает внушительный штат сотрудников водительских профессий.

Как оформляется договор с клиникой

При отсутствии собственной лицензии работодателю приходиться обращаться к услугам аккредитованного медицинского учреждения. Подобный сценарий гораздо проще по своей реализации и экономичней в расходах. Длительный договор на ежедневное оказание услуг с медучреждением позволит снизить стоимость осмотров до минимума. Также важно знать, что расходы на оплату услуг клиники не подлежат налогообложению.

Однако при выборе подрядчика, опять же, очень важно удостовериться в наличии лицензии на проведение профессиональных медосмотров. При заключении партнерских отношений следует в обязательном порядке указать в договоре номер данной лицензии и реквизиты медицинского учреждения. Также документ должен описывать порядок, по которому будет проходить послерейсовый медицинский осмотр водителей.

Как организовать осмотр после смены

Порядок послерейсового медицинского осмотра водителей устанавливает руководство предприятия. Как правило, специально для этого разрабатывается внутреннее положение, с которым обязательно должен ознакомиться весь коллектив. Создание такого положения основывается на типовом документе об организации предрейсовых медосмотров. Возможность внедрения собственного правового акта позволяет работодателю адаптировать процесс медосмотра под конкретные задачи и специфику предприятия. Однако в целом процесс обследования мало отличается от аналогичной процедуры перед рейсом – врач выполняет все те же действия и операции.

Как проходит послерейсовый медосмотр

Как логично следует из названия мероприятия, организовать послерейсовые медицинские осмотры положено по завершению смены. По сути и своему содержанию, предрейсовые и послерейсовые медосмотров проходят практически одинаково. Последовательность действий остается неизменной.

Медицинский специалист проводит общий визуальный осмотр пациента и делает оценку поведенческих особенностей, следит за эмоционально-психологическим фоном пациента, отслеживает его настроение и проявления раздражительности, опрашивает его на предмет жалоб, собирает комментарии о самочувствии, анализирует реакцию зрачков, меряет давление, частоту биения сердца и температуру и при помощи специального прибора тестирует на содержание алкогольных паров в выдыхаемом воздухе.

Если у сотрудника нет существенных жалоб и ярко выраженных тревожных симптомов болезни, он продолжает трудиться в прежнем режиме. Медработник ставит в путевом листе подпись и вносит данные о результатах процедуры в регистрационный журнал.

Время, затраченное сотрудником в рамках проведения предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров с первой до последней минуты включается в состав рабочего времени водителя.

Выявление опьянения


При выявлении даже минимальных признаков употребления алкоголя и наркотиков медработник проводит контроль трезвости – полное клиническое обследование на предмет содержания в биоматериалах запрещенных веществ.

ВАЖНО! Для проверки наличия в организме наркотика требуется письменное согласие пациента. Как правило, такое согласие предусматривается заранее на этапе приема сотрудника на должность и оформляется соответствующим пунктом в трудовом договоре.

После проведенных исследований при получении подозрительных результатов и при несогласии с ними пациента сотрудник направляется на медосвидетельствование в медицинском учреждении. Если водитель отказывается от освидетельствования либо при прохождении проверки был подтвержден факт опьянения, оформляется акт о появлении на рабочем месте в нетрезвом состоянии, а это – грубое административное нарушение. Оно может грозить административных наказанием и даже увольнением.

Какова ответственность за нарушения

При несоблюдении порядка проведения медосмотра водителей, которые в обязательном порядке должны быть обследованы, грозит штраф:

1- для водителей – от 1 до 1,5 тысяч рублей;

2- для медиков – от 2 до 3 тысяч рублей;

3- для предприятия и индивидуальных предпринимателей – от 30 до 50 тысяч рублей.

При отсутствии штампа о прохождении медосмотра после рейса у сотрудников «группы риска», а также у водителей общественного транспорта и перевозчиков опасных грузов также возникает угроза достаточно высоких санкций:

1- для водителей – 3 тысячи рублей;

2- для медиков – 5 тысяч рублей;

3- для предприятия и индивидуальных предпринимателей – 30 тысяч рублей.

Как поступать в спорных ситуациях


Существует несколько распространенных проблемных ситуаций, непосредственным образом связанных с прохождением медосмотров после рейса. Рассмотрим вне из них.

1- Сотрудник появился на работе в нетрезвом виде либо отказывается проходить предрейсовые и послерейсовые медосмотры. Согласно Трудовому кодексу в этом случае работодатель не просто имеет право, а даже должен отстранить работника от исполнения обязанностей без содержания, либо уволить его.

2- Водитель не явился на послерейсовый медосмотр. Прежде всего, такой сотрудник отстраняется от работы без содержания. Кроме того, его поведение подлежит дисциплинарному наказанию. Для его исполнения составляется акт об отказе проходить обязательный осмотр, подписанный двумя свидетелями. Такими свидетелями могут стать медик и прямой руководитель сотрудника. Затем следует затребовать у отказавшегося шофера письменные объяснения, а при отказе –составить еще один акт, теперь уже об этом отказе. В завершение потребуется оформить приказ о дисциплинарном взыскании в форме замечания или выговора. При рецидиве работнику грозит увольнение.

Другие возникающие конфликтные и неоднозначные ситуации должны рассматриваться в индивидуальном порядке и зачастую при участии компетентных органов.

Послерейсовые осмотры от надежного партнера

Городская клиника «Медицина для вас» оказывает услуги по проведению всех видов профессиональных осмотров. Среди услуг – организация проведения предрейсовых, а также послерейсовых обследований. Мы проводим осмотры на разовой основе и на базе договора, ежедневно принимая шоферов в клинике либо выезжая на предприятие, Современное оборудование, солидный опыт персонала, наличие лицензии и необходимых сертификатов – все это делает нашу клинику идеальным подрядчиком для оказания услуг.

Обращайтесь в надежную компанию, экономьте время и деньги!

Предрейсовый медицинский осмотр водителей осуществляется для предотвращения происшествий по причине состояния здоровья лиц, перевозящих людей и грузы. Рассмотрим соответствующие нормативные документы.

Законодательство о проведении предрейсовых медицинских осмотров водителей

Проведение предрейсовых медицинских осмотров водителей определяется рядом распорядительных и разъяснительных документов, в число которых входят документы Минздрава РФ:

  • приказ от 15.12.2014 № 835н;
  • письмо от 21.08.2003 № 2510/9468-03-32;
  • приказ от 29.09.1989 № 555 (еще СССР).

Помимо них, существует ст. 23 закона «О дорожном движении» от 10.12.1995 № 196-ФЗ.

Для записей результатов медицинских осмотров создается специальный регистрационный журнал на бланке, утвержденном в 555-м приказе, т. е. он был принят еще в СССР и остался действующим поныне.

Есть ли нововведения в 2017 году?

Последний по времени документ из регулирующих данную сферу, - 835-й приказ Минздрава РФ. Он вступил в силу 01.05.2015. На текущий момент никаких дополнительных нововведений нет, и положения всех документов, перечисленных в предыдущем разделе статьи, действительны.

Приказом № 835 определено, что кроме предрейсового осмотра водителей могут проводиться обследования состояния здоровья водителя перед сменами и после них, а также после окончания рейсов. Особенности осмотров таковы:

  • Проведение предрейсовых медосмотров водителей осуществляется для всех категорий водителей, кроме тех, кто задействован на транспорте, принадлежащем экстренным службам (для них осмотр проводится перед сменами).
  • Послерейсовый осмотр должны проходить водители, перевозящие пассажиров и грузы, представляющие опасность для окружающих.
  • И до, и после рейсов осматриваются индивидуальные предприниматели, которые сами являются водителями грузовых и пассажирских транспортных средств.

Предрейсовый медосмотр - новый закон для водителей

Согласно 835-му приказу предрейсовые медицинские осмотры водителей:

  • Проводятся непосредственно перед началом смены. Преследуется цель обнаружить вредные или опасные факторы, проверить, насколько здоров водитель и не имеются ли препятствия для исполнения им трудовых обязанностей.
  • Оплачиваются из бюджета предприятия и им же должны быть организованы.
  • Осуществляются медицинскими специалистами соответствующей квалификации. Предприятие, если позволят финансы, может иметь в штате своего медработника, который будет проводить осмотры, но возможно и заключение договора с медицинским учреждением на оказание такого рода услуг.

Процедура предрейсовых медицинских осмотров водителей должна быть такой:

  • рассматриваются жалобы водителя на здоровье;
  • измеряется температура тела, артериальное давление, пульс;
  • выявляются признаки, характерные для алкогольного опьянения;
  • измеряется процент алкоголя в крови водителя;
  • определяется, принимал ли водитель психотропные или наркотические вещества.

Результатом осмотра становится заключение медицинского специалиста. Оно может быть:

  • положительным, констатирующим, что факторов, которые бы не позволили бы качественно выполнять трудовые обязанности, не обнаружено и водителю по медицинским показателям предоставлен допуск к работе;
  • отрицательным - тогда приводится информация о наличии факторов, не позволяющих выполнять трудовые функции, и допуск к управлению автотранспортом не предоставляется.

При любом исходе осмотра о его результатах должен быть извещен наниматель. Если водитель не может продолжать работу по болезни, медицинский специалист, проводивший осмотр, выписывает направление в медучреждение.

Как создать свое положение об организации предрейсовых медицинских осмотров водителей?

В случае если в штате предприятия трудится много водителей, рекомендуется создать свой внутренний регламент предрейсовых медицинских осмотров водителей. Ориентироваться при создании этого документа можно на письмо Минздрава РФ от 21.08.2003 № 2510/9468-03-32, где в приложении № 2 приводится типовая форма.

В положении следует указать:

  • как организовать медосмотр перед рейсами;
  • в чем заключается сам медосмотр (с перечнем обследований);
  • как проводятся процедуры, входящие в осмотр;
  • каковы критерии допуска водителей к исполнению трудовых функций;
  • каковы обязанности медицинских учреждений, проводящих осмотры.

***

На предприятиях, в соответствии с нормативными документами, должны проводиться медосмотры перед выходом в рейс водителей. При этом следует руководствоваться действующей законодательной базой.