03.11.2019

Нормативный срок службы оборудования ксж составляет. Производственная эксплуатация, техническое обслуживание и ремонт энергетического оборудования. (Справочник). Смотреть что такое "срок службы оборудования" в других словарях


Напомним, что срок полезного использования может быть равен нормативному сроку службы или отличаться от него, так как на ожидаемый период эксплуатации оказывают влияние различные факторы, в том числе условия, при которых основное средство будет использоваться, его моральный износ и т.д. Для расчета сроков полезного использования основных средств следует применять приложение 3 к Инструкции N 37/18/6, в котором все основные средства разделены на восемь укрупненных групп, каждой из которых соответствует определенный диапазон сроков. Нижняя и верхняя границы этого диапазона рассчитываются путем умножения нормативного срока службы на коэффициент, приведенный в названном приложении. Срок полезного использования устанавливается в годах (соответствующем им количестве месяцев) и не может быть менее года.

Нормативный срок эксплуатации

На основании этих данных строятся таблицы: стоимость выбывающего и стоимость оставшегося в эксплуатации оборудования.
При этом амортизационные отчисления не учитываются. Для увеличения объективности оценки лучше всего приводить все имеющиеся затраты к одному моменту времени.


По полученным таким образом данным рассчитываются коэффициенты выбытия для одной или нескольких групп (единиц) оборудования, на основании которых определяется величина износа оборудования при разных сроках эксплуатации и строится кривая остаточного потенциала.
В рамках данной методики выделяется 18 типовых кривых, которые могут описать любое оборудование.
Кривые подразделяются на «симметричные», т.е.

Проблемы определения среднего срока службы оборудования

Но общее представление об амортизации дает. Среднее значение срока эксплуатации Эта цифру можно назвать достаточно субъективной.

Внимание

Используется она в случае, когда хозяин не владеет информацией о точном сроке эксплуатации того или иного оборудования, но для него необходимо посчитать амортизацию.

Например, в документах указано значение «от 10 до 15 лет» или не указано вовсе, а цифра для расчетов должна быть обоснованной.


В таких случаях используют сторонние источники. Можно обратиться за помощью к тем, кто уже использовал такое оборудование, и узнать, сколько лет оно прослужило.

Останется только сложить значения и поделить на количество, чтобы получить средний срок эксплуатации оборудования.

Определение нормативного срока службы и срока полезного использования

Q^т╬▐┌cx${╞Ц╡╦ш╖Ц)\VеO1ЧюQлmН╦рH;ьR┐xД?Св░N╨░jШjТ6б÷ ШцcГгkT▓C}XБд├$ELDМА╩░╤▓R┐М┬s┘CzмЩI3╘╙K╞▀)с╤y┘!─|ЛZsяA┼╪Fl╦╙╓╔ ╕c*т┌Ф©фHb!бТ▓юBE╢zЖы3*u└▄8v ПЦ9⌡bРyWB╣b╒qЦO┴╔ьQ≤_ 1I╧кmQ├ч∙е@╡Д\©_ч√Пь÷h{ИА╟л█╖rBh2░Б-{⌡■ЛеЦоW2&t╞’╛┼▌йvХ=1╝ -╞}°5Y╘m▐еAЯы⌡Аq%ГН⌠n═│╡*≥г┘D┼j╩яo5└OЮл≤XY9▄sAz┘^╢©oYКТЁY»O╧,≤3xлwi╗▐╙█A÷Ю▐╥╜╝&┘гq╣j╥Q╟│░я │$oIя5`ЯbЧ╦²О= ▐е!о4яД!iс5С╤чиЦE╪÷IЭКq▐╩h.*к╥└KFB╣ГT▒J∙ят╫$╝~▐┤÷╓·лYh$ОП7n≈╡Lcx-k»1r М╨└Zd²Mm╡÷▓VщрЖ5cыш╬╛ЙwN┬╤=╜4FНЗвх√╦NеB╓чЫбbм∙2-╜#щщ╣╗║UЧLNЗFLЗ╔pХpфЦA╩PJехВDV▌▓S╨lNj╣┴q╨╖Ъ╠Й·щ╞с√’9ё┬хj#Lx╙7y╣GХg(С█╔GМ9ф╚8~ $po1к╔┤╥K▓в~ДC≤чэLWб’9┌o)ИГ▐│;╛вЮлoгX4И╜╕°Жш:Ы╣▓÷⌡СR│tyэ╝IA)#J▐Ъ⌡,▄ш..W%:/Щ╦?щ┬Л;Т╞с╡z}7ъ yв▒Яy╤╜k2iВасX█╓0KI─а.}q║b;*n┌Ъ∙.tЭW└3╙с╩DТ4b{ъ╓рE;╚▓╥▄7Ё;uВбл╛╞╪╫Ш=(ю╣’6U▀?[╪√Э▀Ю) Эвlз²@Фгж═п8z╣▐J├░LЯ╘:%·╦ьu║ъп3юc5%PЯУim▐╦{╬Л╚jмплм╖╨б4GR!JK2к▐Г0WДУ;⌠╔н┘.≤▄·и!YWгЖ+T.

Вы точно человек?

Важно

На самом деле дома, построенные более 100 лет назад (например, замки или дворцы), до сих пор имеют прочные конструкции.

Одновременно с этим современные постройки довольно быстро становятся непригодными для эксплуатации, поскольку строители зачастую экономят на материалах, а инженеры изначально проектируют менее долговечные конструкции.
Что делать, если нормативный срок истек? Период, в течение которого должно функционировать здание, задается при проектировании. Если срок его эксплуатации истек, нести свою изначальную функцию оно сможет только при условии, если его полностью перестроят.

Такой же подход применим и к некоторым другим объектам.

Например, предприятие имеет парк специализированных вагонов для перевозки различных грузов.

Всего через 1-2 года нормативный срок их эксплуатации истечет, а это более 50 тысяч единиц.

Как определить нормативный срок службы оборудования

Стоит отметить также, что зачастую гарантийный срок службы является одним из рекламных ходов. Ведь чем дольше производитель готов отвечать за свою продукцию, тем большее доверие он вызывает. Как продлить срок эксплуатации? При различных условиях у совершенно одинаковых приборов может сильно различаться время службы.

То есть использование по назначению, должный уход и своевременный ремонт могут значительно увеличить фактический срок эксплуатации.

А вот с нормативным все намного сложнее. Со временем технологии меняются, появляются новые материалы и способы производства.

Логика подсказывает, что дома, которые строились раньше, должны служить меньше, поскольку в них использовались более примитивные конструкции. Если все так, то нормативный срок эксплуатации новых зданий должен со временем расти.

Как узнать нормативный срок службы оборудования

В состав вспомогательного оборудования турбоагрегатов включаются: конденсатор, насосы (конденсатные, газоохлаждения, циркуляционные, питательные, турбонасосы), деаэраторы, редукционно-охладительные установки и испарители, масляное хозяйство, эжекторы, установки регенеративные с подогревателями, возбудители, шипопроводы, трансформаторы тока и напряжения, приборы, электрооборудование турбогенератора в пределах машинного зала.3 Для компрессорных машин и оборудования, используемых при добыче кварца в агрессивной кислотной среде, применяется коэффициент 0,6.4 Для центробежных насосов, используемых при добыче минеральных удобрений, применяется коэффициент 0,6.5 Для линий на опорах из пропитанной древесины, построенных до 1990 г.

Определение нормативного срока службы оборудования

Но руководитель нижнего уровня, например, начальник цеха, в котором планируется замена станка, может думать иначе.

Как правило, оценка его дея- Вычисление учетной нормы прибыли позволяет использовать методы бухгалтерского учета, а не способ вычисления прибыли. Чтобы получить данные о чистом доходе для каждого значения прибыли, необходимо вычесть сумму амортизационных отчислений из показателя ожидаемой прибыли, как показано в табл. 14.1. Полагаем, что первоначальные инвестиции идут на приобретение оборудования.

Срок службы оборудования составляет 4 года, следовательно, амортизационные отчисления за год составляют 5 000 долл.

Полагаем, что за первый год по каждому из шести проектов получен следующий чистый доход При линейном методе амортизация начисляется по фиксированным нормам в течение всего срока службы оборудования.

Как рассчитать нормативный срок службы оборудования

Выбытие оборудования может происходить по следующим причинам:списание по срокам полезного использования (нормам амортизации);списание по моральному и физическому износу;продажа;передача другой организации;ликвидация при авариях, стихийных 4.

РЕМОНТ ОБОРУДОВАНИЯ Из книги Система технического обслуживания и ремонта энергетического оборудования: Справочник автора Ящура Александр Игнатьевич 4.

РЕМОНТ ОБОРУДОВАНИЯ 2.5. Сроки службы оборудования Из книги Система технического обслуживания и ремонта общепромышленного оборудования: Справочник автора Ящура Александр Игнатьевич 2.5. Сроки службы оборудования 2.5.1. Сроки службы оборудования – это календарная продолжительность (годы и месяцы) периода, в течение которого использование оборудования считается полезным.2.5.2.

Сроки полезного использования основных фондов установлены постановлением 29.

Поделитесь на страничке Следующая глава Автомобили топливной службы Из книги Автомобили Советской Армии 1946-1991 автора Кочнев Евгений Дмитриевич Автомобили топливной службы БПС-ПД-50 – бензоперекачивающая станция, смонтированная на шасси обычного бортового автомобиля ГАЗ-51 первого выпуска. Являлась развитием станции БПС-ПД с центробежным одноступенчатым насосом ПД, созданной в 1930-е годы для установки на Автомобили аэродромной службы Из книги Автомобили Советской Армии 1946-1991 автора Кочнев Евгений Дмитриевич Автомобили аэродромной службы Еще в начале 1950-х годов автомобили ГАЗ-51 послужили базой первых советских машин аэродромной службы двойного назначения.

ЗИЛ-130 без собственной насосной системы. Предназначалась для кратковременного хранения и перевозки питьевой воды и других жидких пищевых продуктов в регионах с умеренным Автомобили топливной службы Из книги Автомобили Советской Армии 1946-1991 автора Кочнев Евгений Дмитриевич Автомобили топливной службы На базе «Урал-4320» существовало лишь несколько базовых типов топливных автоцистерн и заправщиков, которые в основном являлись развитием машин топливной службы, разработанных для установки на шасси «Урал-375» и часто выпускавшихся параллельно ХРОНОЛОГИЯ СЛУЖБЫ И КРАТКИЕ ТТД ЭСКАДРЕННЫХ МИНОНОСЦЕВ ТИПА «НОВИК» Из книги Эскадренные миноносцы типа «Новик» в ВМФ СССР автора Лихачев Павел Владимирович ПОДРОБНОСТИ СЛУЖБЫ И ОСОБЕННОСТИ КАЖДОГО ЭСМИНЦА Из книги Эскадренные миноносцы проекта 56 автора Павлов Александр Сергеевич ПОДРОБНОСТИ СЛУЖБЫ И ОСОБЕННОСТИ КАЖДОГО ЭСМИНЦА СПОКОЙНЫЙ (стр.

При этом возникает необходимость тщательного контроля за движением оборудования и его учета, что позволяет определить местонахождение того или иного агрегата, узла, установки, инструмента, характер его использования.

В нефтяной промышленности и особенно в нефтепереработке и нефтехимии, где производственные процессы протекают в условиях высоких температур и агрессивной среды, исключительно важное значение имеет применение химической и других видов защиты металла от коррозии.

Это дает возможность не только продлить сроки службы оборудования и сократить расходы на его воспроизводство, но и повысить безопасность производственных процессов.

Определение остаточного срока службы машин и оборудования на основе вероятностных моделей

© Лейфер Л.А., Кашникова П.М., 2007
ЗАО "Приволжский центр
финансового консалтинга и оценки"

Определение остаточного срока службы и остаточного ресурса является важным элементом в процедуре оценки рыночной стоимости машин и оборудования.

В рамках затратного подхода остаточный срок службы (остаточный ресурс) необходим для определения остаточной стоимости и соответственно стоимости замещения объекта. При реализации доходного подхода остаточный срок определяет период, в течение которого следует ожидать денежные потоки, и поэтому его величина существенно влияет на расчетную величину рыночной стоимости. При сравнительном подходе остаточный срок службы служит основанием для корректировки цен аналогов, отличающихся от оцениваемого объекта величиной отработавшего времени эксплуатации. Поэтому точность оценки рыночной стоимости машин и оборудования в большой степени зависит от того, насколько правильно определен остаточный срок службы (остаточный ресурс) оцениваемого объекта. В зависимости от того, какой информацией обладает оценщик, возможны различные методы определения остаточного срока службы и остаточного ресурса. Наиболее надежный прогноз остаточного ресурса может быть осуществлен, если выполнить полномасштабное техническое диагностирование машины с использованием соответствующих средств диагностики и интроскопии . Такой подход требует больших затрат, и поэтому за исключением случаев, когда оцениваются единичные и дорогостоящие машины или технологические линии, в широкой практике оценочной деятельности обычно не применяется. Методы индивидуального прогнозирования остаточного ресурса машин и конструкций, основанные на моделях физических процессов износа машин и конструкций (накопление усталостных повреждений, изнашивание механизмов и т. п.), изложенные в различных публикациях (см., например, , ), также не нашли практического применения при оценке стоимости машин в связи с их трудоемкостью и необходимостью применения сложного математического аппарата теории случайных процессов.

Проблема оценки стоимости больших массивов оборудования и машин привела к необходимости создания упрощенных технологий, обеспечивающих оценку «потоком», используя минимум входной информации об объекте оценки . Этим требованиям отвечают также технологии определения остаточного срока службы, опирающиеся на модели линейного или экспоненциального износа .

Не будем рассматривать достоинства и недостатки этих методов. Заметим только, что в основе своей они опираются на детерминированные модели износа. При этом остаточный срок службы (ресурс) в рамках данных моделей обычно определяется как разность между некоторым нормативным сроком службы и его эффективным возрастом.

В последние годы в практике оценки машин и оборудования начинает находить применение иной подход, основанный на методологии, развитой в рамках теории надежности машин и сложных конструкций . В отличие от детерминированных моделей износа данная методология основана на представлении о том, что остаточный срок службы (ресурс) машины является случайной величиной, которую можно описать только вероятностными моделями . Такая методология расширяет возможности методов оценки и делает их наиболее соответствующими физическим процессам изнашивания и здравому смыслу. В рамках такой методологии можно понять и учесть при расчетах стоимости объекта тот факт, что фактический срок службы может существенно превышать нормативный. При этом установленный в документации срок службы (ресурс) имеет смысл минимального срока эксплуатации (ресурса), в течение которого изготовитель гарантирует нормальную работу с большой вероятностью.

В данной статье статистический подход к задаче прогнозирования остаточного срока службы (ресурса) развивается на основе моделей, которые, по мнению авторов, могут оказаться наиболее приемлемыми во многих реальных ситуациях, связанных с оценкой машин в условиях, когда потеря стоимости в основном обусловлена физической деградацией объекта оценки. Основные понятия, термины и определения

Поскольку проблемы, относящиеся к анализу сроков службы и ресурса технических устройств и конструкций (далее - объектов), исследуются в рамках методологии надежности, используемые в статье термины и определения, взяты в основном из известного стандарта .

Предельное состояние – состояние объекта, при котором его дальнейшая эксплуатация недопустима или нецелесообразна, либо восстановление его работоспособного состояния невозможно или нецелесообразно.

Примечания:

1. Объект может перейти в предельное состояние, оставаясь работоспособным, если, например, его дальнейшее применение по назначению станет недопустимым по требованиям безопасности, экономичности и эффективности.

2. Достижение предельного состояния не сводится только к физическому износу. Как видно из определения, переход в предельное состояние может быть обусловлен также влиянием факторов функционального устаревания.

3. Обычно при достижении предельного состояния объект снимается с эксплуатации. Это, однако, не означает, что стоимость объекта, достигшего предельного состояния, равна нулю. Как показал анализ литературы (и это подтвердилось нашими исследованиями), стоимость объекта, достигшего предельного состояния, обычно составляет 10 – 20% от начальной стоимости. Эта стоимость может включать стоимость оставшихся деталей, материалов и т. п.

Срок службы объекта – календарное время, равное периоду эксплуатации, отсчитываемое от ввода в эксплуатацию объекта до достижения предельного состояния (снятия с эксплуатации).

Ресурс объекта - полная наработка объекта, выраженная в часах, километрах и т. п. отсчитываемая от ввода в эксплуатацию объекта до достижения предельного состояния (снятия с эксплуатации).

Примечания:

1. При стандартной эксплуатации обычно наработка, измеренная в часах или километрах (для транспортных средств), связана пропорциональной зависимостью со сроком эксплуатации. Поэтому в дальнейшем мы не делаем различия между этими понятиями и будем использовать один из этих терминов, понимая, что все формулы, рассуждения и выводы, относящиеся к одному из них, в той же степени относятся и к другому.

2. Фактические моменты достижения объектами предельного состояния могут существенно различаться в зависимости от индивидуальных свойств и условий эксплуатации объектов. Поэтому срок службы, также как и ресурс объекта, следует считать случайными величинами. Они могут описываться только вероятностными моделями. В качестве такой модели обычно используется плотность распределения или закон распределения. В экономической методологии используется близкое понятие: «кривая выживаемости». Более подробно о вероятностных моделях в следующей главе.

Средний срок службы (Средний ресурс) – Среднее значение случайной величины - срока службы (ресурса), отсчитываемое от ввода в эксплуатацию объекта до достижения предельного состояния (снятия с эксплуатации).

Установленный (Нормативный) срок службы (установленный ресурс) - срок эксплуатации, установленный в технической документации.

Примечания:

1. Установленный (Нормативный) срок службы характеризует долговечность объекта, его способность в течение установленного срока сохранять эксплуатационные характеристики. Изъятие объекта из эксплуатации по причине достижения предельного состояния до завершения установленного срока эксплуатации считается маловероятным. При этом достижение объектом нормативного срока не означает, что объект достиг предельного состояния и должен быть снят с эксплуатации. Чтобы обеспечить уверенную эксплуатацию объекта в течение установленного срока, объект должен иметь некоторый запас прочности, который дает возможность уверенно эксплуатировать объект в течение нормативного срока и еще некоторое время после окончания этого срока. Проводимые на заводе – изготовителе отработка и испытания объекта направлены на обеспечение надежной эксплуатации в течение установленного срока (установленного ресурса) и на обеспечение этого запаса. С вероятностной точки зрения установленный в документации срок представляет собой квантиль распределения ожидаемого срока службы.

2. Следует различать средний срок службы и нормативный срок службы. Нормативный срок службы не является средним сроком службы, но он может использоваться в качестве исходной информации для определения среднего срока службы и других статистических параметров, характеризующих долговечность объекта.

3. Если в конструкторской или эксплуатационной документации не указан срок эксплуатации, то в качестве нормативного срока может выступать величина, рассчитанная на основе нормы амортизации объекта данного класса. По смыслу такая величина также характеризует долговечность объекта.

Возраст объекта – период времени от даты начала эксплуатации до текущего момента.

Остаточный срок службы – Календарная продолжительность эксплуатации от текущего момента до достижения им предельного состояния. Отличается от срока службы тем, что в качестве начала отсчета принимается текущий момент, до которого он уже некоторое время эксплуатировался, а не начало эксплуатации.

Остаточный ресурс объекта - наработка объекта, выраженная в часах, километрах и т. п., от текущего момента до достижения им предельного состояния. Отличается от ресурса объекта тем, что в качестве начала отсчета принимается текущий момент, до которого он уже некоторое время эксплуатировался, и часть начального ресурса исчерпал.

Примечания:

1. Индивидуальные характеристики объекта (остаточный срок службы и остаточный ресурс) являются случайными величинами и точно могут быть определены лишь после того, как наступило его предельное состояние. Пока эти события не наступили, можно лишь говорить о прогнозировании этих величин с большей или меньшей вероятностью. Поэтому остаточный срок службы является прогнозируемым значением ожидаемого времени, по окончании которого объект достигнет предельного состояния и будет снят с эксплуатации. Следует особо подчеркнуть, что остаточный срок в общем случае не равен оставшемуся времени до достижения нормативного срока. Это же относится и к остаточному ресурсу.

2. Поскольку остаточный срок службы (остаточный ресурс) - случайная величина, она может описываться только вероятностными моделями. В качестве такой модели так же, как и в случае начального срока службы (ресурса), может использоваться кривая выживаемости.

Средний остаточный срок службы (Средний остаточный ресурс) - среднее значение случайной величины - остаточного срока службы (ресурса), отсчитываемого от текущего момента до достижения предельного состояния (снятия с эксплуатации).

Примечания:

1. Следует четко понимать, что средний остаточный срок службы не показывает точный период времени, который будет эксплуатироваться оцениваемый объект. Он характеризует некоторый центр рассеивания моментов времени, вокруг которого (часть раньше, часть позже) будут сниматься с эксплуатации объекты данного класса, которые достигли предельного состояния. Поскольку на момент оценки нельзя определить точное время, которое объект еще способен эксплуатироваться, средний остаточный ресурс представляет собой наилучший ориентир для ожидаемого срока службы оцениваемого объекта.

2. Средний остаточный срок службы зависит от начальных характеристик долговечности объекта и его возраста. Чем больше возраст объекта, тем меньше его средний остаточный срок. Таким образом, средний остаточный срок убывает по мере увеличения возраста объекта оценки. Однако достижение нормативного срока не означает, что средний остаточный срок службы равен нулю.

Вероятностные модели для описания срока службы (ресурса)

Поскольку срок службы является случайной величиной, для его описания следует использовать вероятностные модели. Вероятность того, что за время объект не достигнет предельного состояния определяют как P(J ) = P {t ³ J }

Функция P(J ) показывает, сколько в среднем объектов «доживет» до времени t . Поэтому ее называют «кривой выживаемости». Заданная таким образом кривая выживаемости связана с функцией распределения вероятностей F(J ) соотношением: F(J ) = 1- P(J )

Плотность распределения времени до наступления предельного состояния f(J ) является производной от функции распределения: f(J ) = dF(J )/dJ = - dP(J )/dJ

При этом, если отсчет времени ведется от текущего момента t , характеризующего время, до которого объект уже эксплуатировался, то P(J /t ) характеризует распределение вероятностей случайной величины - остаточного срока службы. На языке теории вероятностей P(J /t ) - условная вероятность того, что остаточный срок службы будет не менее при условии, что объект исправно функционировал до текущего момента - t . Следует различать теоретическое распределение вероятностей и эмпирическое (или выборочное, т. е. построенное по выборочным данным). Построить эмпирическое распределение на основе статистических данных не представляет принципиальных трудностей. Однако для того, чтобы эмпирическое распределение могло быть непосредственно использовано для установления теоретического распределения, необходимы большие объемы данных. Поэтому все выводы относительно теоретического распределения делаются на основе анализа природы данных, характера процессов, приводящих к предельному состоянию и ограниченного объема выборочных данных.

В литературе по оценке рыночной стоимости недвижимости, машин и оборудования при обсуждении вопросов, связанных с определением остаточного срока службы, получил распространение термин, заимствованный из теории актуарных расчетов [см., например, 8, 16] - «кривая выживаемости» (survivor curve). Кривая выживаемости – это график, отображающий количество единиц из данной группы активов, которые остаются функционирующими на некоторый момент времени из прогнозного интервала. Другими словами она характеризует процесс выбытия из эксплуатации объектов по мере достижения ими предельного состояния. Эта кривая представляет собой статистический аналог введенной выше вероятности P(J ). В дальнейшем под кривой выживаемости мы будем понимать теоретический и эмпирический (статистический) вариант функции P(J ).

Для описания кривой выживаемости используют различные законы распределения. К числу наиболее часто используемых в этих целях инструментов относят так называемые кривые выживаемости типа Айова . Они были разработаны в результате исследования эмпирических данных, относящихся к характеристикам сохранивших работоспособность всяких типов машин и оборудования. В дальнейшем они применялись для оценки остаточного срока полезного использования имущества торговых и коммунальных предприятий, электро- водо- и газоснабжения, железных дорог и др. Применительно к оценке машин в российской оценочной практике подобные модели рассматривались в работах Тришина В. Н. ). Следует особо отметить, что в этих работах предложенные методы доведены до конкретных решений и, что особенно важно, программная система, реализующая эти методы, основана на входных данных, доступных практикующему Оценщику. Кроме того, вероятностные модели для описания срока полезного использования применяются в задачах оценки стоимости объектов интеллектуальной собственности . В цитируемой работе для описания срока полезного действия используются известные вероятностные распределения, в частности, модель Вейбулла и модели выживаемости типа Айова . Наряду с моделями, предложенными в штате Айова, для вероятностного описания срока службы машин, механизмов, сложных технических систем может использоваться также логнормальное распределение, которое наряду с распределением Вейбулла получило широкое применение и развитие в теории надежности технических систем, машин и сложных конструкций .

Выбор того или иного распределения определяется характером преобладающих физических процессов, наличием исходной информации и возможностями вычислительных процедур.

Для практического использования вероятностных моделей для целей оценки рыночной стоимости главными являются два вопроса:

1. Каким образом, опираясь на доступную информацию, определить параметры кривой выживаемости (параметры распределения срока службы – случайного времени до достижения предельного состояния)? 2. Как определить характеристики остаточного срока службы, если известен возраст объекта и параметры распределения времени до достижения предельного состояния (кривой выживаемости)?

В данной статье предложена модель, позволяющая при принятых допущениях ответить на эти вопросы и тем самым создать реальные предпосылки для практического использования вероятностных моделей в задачах определения остаточного срока службы машин и оборудования. В качестве такой модели используется логнормальное распределение, которое, по мнению авторов, в наибольшей степени адекватно процессам физического изнашивания, усталостного накопления повреждений и другим механизмам потери работоспособности машин и механизмов.

Логарифмически нормальное распределение можно вывести как статистическую модель для случайной величины, значения которой получаются в результате умножения большого числа случайных факторов. Логарифмически нормальное распределение применяется в самых различных областях – от экономики до биологии для описания процессов, в которых наблюдаемое значение составляет случайную долю предыдущего значения. Обоснование применимости логарифмически нормального распределения для описания срока службы также основано на свойстве умножения эффектов, присущем данному распределению. Поэтому данное распределение получило широкое применение и развитие в работах по анализу процессов деградации механических систем .

Обозначим безразмерное время, равное отношению срока службы (t ) к нормативному сроку службы (t x), буквой t: t= t /t x

Тогда в соответствии с принятой моделью срока службы плотность распределения случайной величины (t) имеет вид:

Плотность распределения содержит всю информацию относительно срока службы. Однако непосредственно для проведения оценки необходимо знание основных характеристик данного распределения (m и s ).

Рис. 1. Плотность распределения случайной величины (t)

Математическое ожидание (T), дисперсия (D) и коэффициент вариации (r ) случайной величины t (срока службы, заданного в безразмерном виде) определяются через параметры распределения (m и s ) следующим образом : (1)
(2)
(3)

От нормативного срока службы к параметрам распределения фактического срока службы

Выполнить в процессе оценки испытания на долговечность объектов, подобных оцениваемому объекту, обычно не представляется возможным. Поэтому для определения параметров распределения следует воспользоваться информацией, доступной оценщику. В качестве такой информации могут использоваться общие сведения относительно объекта оценки и нормативный срок службы, заданный в эксплуатационной документации. Как отмечалось выше, если отсутствуют данные о сроке службе, можно воспользоваться нормами амортизации, которые также несут информацию об оцениваемом объекте.

Проанализируем релевантную информацию, которая позволяет определить основные характеристики логнормального распределения.

Анализ литературы, обобщающей многочисленные исследования по надежности и долговечности машин и оборудования , показывает, что коэффициент вариации для машин и оборудования лежит в пределах: 0.3 – 0.4. Эта информация позволяет определить параметр распределения -D. Для того, чтобы нормативный срок службы, относящийся к данному объекту, можно было использовать для определения параметров распределения, учтем, что нормативный срок службы представляет собой календарное время, в течение которого объект должен исправно функционировать (более точно, не должен достигнуть своего предельного состояния). По существу, нормативный срок службы указывает минимальное время, в течение которого объект должен эксплуатироваться, если не происходит каких – либо нештатных ситуаций. Таким образом, если предположить, что объект с высокой вероятностью (например, 0.9) должен прослужить в течение заданного срока, то с точки зрения принятой модели нормативный срок представляет собой 10–процентный квантиль распределения. Используя указанную выше информацию и соответствующие допущения, легко рассчитать параметры логнормального распределения и построить кривую выживаемости, характеризующую процесс выбытия оцениваемых объектов за период эксплуатации.

Зададим уровень a , он будет представлять собой вероятность того, что объект оценки достигнет предельного состояния до истечения нормативного срока, который в свою очередь определяется интегралом (4)

Используя данное уравнение (4) и соотношения (1), (2) и (3), можно рассчитать значения безразмерного среднего срока службы (T) по заданным значениям a и r . Напомним, что безразмерный средний срок службы (T) является величиной, равной отношению среднего значения фактического срока службы к нормативному сроку службы.

В таблице 1 представлены результаты таких расчетов для различных значений a и r .

Таблица 1. Значения безразмерного среднего срока службы (T)

Так же можно рассчитать параметры логнормального распределения, характеризующего вероятностные свойства процесса выбытия объектов оценки из эксплуатации. На рис. 2 и 3 представлены соответственно плотность распределения сроков службы машин, оборудования и конструкций и кривая выживаемости (иногда ее называют кривой смертности), описывающая процесс выбытия объектов из эксплуатации.

Рис. 2. Плотность распределения срока службы (r =0.3, a =0.1)

Рис. 3. Кривая выживаемости (r =0.3, a =0.1)

При этом плотность распределения и кривая выживаемости построены, исходя из условий: r =0.3, a =0.1. Основанием для выбора таких исходных данных послужили два обстоятельства:

1. Предельное состояние у механических систем наступает в основном из–за процессов физического изнашивания и усталостного накопления повреждения. Поэтому, опираясь на многочисленные исследования в теории надежности (см., например, ), в качестве коэффициента вариации может быть принята величина, равная 0.3 – 0.4.

2. Нормативный срок (назначенный), указанный в конструкторской или эксплуатационной документации, представляет собой не что иное, как минимально допускаемый срок эксплуатации объекта, в течение которого объект не должен достигать своего предельного состояния. Поскольку, тем не менее, такую возможность нельзя исключать полностью, мы исходим из того, что объект снимается с эксплуатации и списывается не более, чем в 10% случаев. В результате кривая выживаемости характеризует в основном процесс выбытия объектов в период времени после нормативного срока службы. Естественно, что в соответствии с таким предположением средний срок службы объекта, который используется в дальнейших расчетах по оценке, превышает нормативный срок службы, что вполне оправдано с точки зрения реальной картины рынка.

Остаточный срок службы.

Если объект достиг некоторого возраста, то естественно ожидать, что остаточный срок службы для него несколько уменьшится. При этом, чем выше возраст объекта (при условии одинаковой истории жизни объектов), тем меньше его остаточный срок. Это утверждение отвечает всем известным моделям потери стоимости и здравому смыслу.

В этом случае распределение остаточного срока службы оцениваемого объекта и соответственно кривая выживаемости, характеризующая вероятностный процесс выбытия объектов данного класса доживших до данного возраста, могут быть рассчитаны, исходя из условного распределения вероятностей. Условная плотность логарифмически нормального распределения остаточного срока службы, выраженного в относительных единицах, отвечающая условию, что объект дожил до возраста t , определяется следующим образом: (5)

Дальнейшие расчеты и соответствующие графики построены в предположении, что коэффициент вариации r =0,3 и допустимый уровень выбытия объектов из эксплуатации до достижения ими нормативного срока a =0,1

Рис. 4. Условная плотность распределения остаточного срока службы при условии, что объект эксплуатировался до текущего момента.

Заметим, что n - возраст объекта на момент оценки в относительных единицах, численно равный фактическому времени эксплуатации, деленному на нормативный срок службы:

n = t / t н

Зная плотность распределения остаточного срока службы (5), можно определить среднее значение остаточного срока службы T (в относительных единицах) при условии, что объект уже эксплуатировался некоторое время (t ). Ниже приводится зависимость среднего значения остаточного срока службы от фактического срока эксплуатации, предшествующего дате оценки. Эта зависимость построена путем статистического моделирования случайных величин, генерируемых упомянутой плотностью распределения, и последующего расчета среднего значения и медианы. Полученные результаты отражают вероятностную природу долговечности машин и более соответствуют реалиям, чем детерминированные модели. В частности, они учитывают, что достижение объектом нормативного срока не означает, что ресурс полностью исчерпан. При параметрах, заложенных в приведенных расчетах, объект, отработавший свой нормативный срок, сохраняет возможность дальнейшей эксплуатации в среднем еще в течение времени до 40% от нормативного срока. Оставшийся срок учитывает заложенный запас по ресурсу машины, поскольку нормативный срок не есть срок полного исчерпания ресурса. Из графика также видно, что с увеличением предшествующего срока эксплуатации среднее значение остаточного срока службы убывает, и объект, проработавший существенно больше своего нормативного срока службы, ожидает в скором времени достижение предельного состояния.

Приведенные ниже примеры показывают как изложенной теорией можно пользоваться в практических расчетах в процессе оценки рыночной стоимости машин и оборудования.



Рис. 5. Зависимость среднего значения остаточного срока (Т) от предшествующего срока эксплуатации (n ).

Примеры расчета остаточного срока движимого имущества.

В заключение приведем примеры определения среднего остаточного ресурса, иллюстрирующие процесс оценки остаточного срока службы при оценке машин и оборудования с использованием графика для среднего значения остаточного ресурса (рис.5).

Пример 1.

    1. Объектом оценки является сложная технологическая линия с заданным нормативным сроком службы, равным 20 лет.

    2. Оборудование приобретено у диллеров и поставлено на эксплуатацию 14 лет тому назад. Линия эксплуатировалась в штатных условиях с соблюдением всех требований эксплуатационной документации (планово – предупредительные ремонты, профилактика и пр.) В настоящее время она находится в рабочем состоянии.

    3. Деградационные процессы происходили под воздействием физического изнашивания и усталостного накопления повреждений. Коэффициент вариации поэтому можно принять равным 0.3.

    4. Определение среднего остаточного срока службы требуется, чтобы установить период, в течение которого следует ожидать, что объект будет генерировать денежные потоки. Данная величина требуется для реализации доходного подхода.

Расчет

В качестве исходных данных используются:
нормативный срок – 20 лет,
текущий возраст – 14 лет (в относительных единицах 14/20 = 0.7).
Из графика определяем средний остаточный срок службы в относительных единицах, который составит 0,6.
Отсюда средний остаточный срок – 0,6 * 20 = 12 лет.

Пример 2.

    1. Объект оценки – сельскохозяйственный трактор, нормативный срок службы согласно конструкторской документации – 12 лет

    2. Трактор был приобретен в торговой сети и эксплуатировался в штатном режиме полный срок службы - 12 лет.

    3. На текущий момент трактор является работоспособным, т. е. способным выполнять заданные функции в соответствии с требованиями нормативно – технической и конструкторской документации. Ресурсные параметры находятся в допустимых пределах.

    5. Определение остаточного срока службы требуется, чтобы определить величину потери стоимости объекта, прослужившего полный срок службы и не достигшего при этом предельного состояния, в рамках затратного подхода.

Расчет

Исходные данные:
нормативный срок – 12 лет,
текущий возраст – 12 лет (в относительных единицах 12/12 = 1).

Из графика определяем средний остаточный срок службы в относительных единицах: 0.4.

Таким образом, средний остаточный срок: 0.4* 12 = 4.8 лет.

Отсюда, если считать величину износа методом экономической жизни, получим: Износ = текущий возраст/текущий возраст + средний остаточный ресурс. Износ = 12/ (12+4.8) = 0.7. Используя полученную величину износа в качестве исходных данных, можно рассчитать текущую стоимость объекта.

Пример 3.

    1. Объект оценки - импортный легковой автомобиль выпуска 1993 года, приобретен на вторичном рынке. На текущий момент возраст автомобиля – 11 лет.

    2. В эксплуатационной документации отсутствует нормативный срок эксплуатации. Однако некоторое представление о нем дают нормы амортизации, отражающие средний срок эксплуатации объектов данного класса. Исходя из норм амортизации, нормативный срок эксплуатации автомобиля данного класса - 7 лет.

    3. На текущий момент автомобиль является работоспособным, т. е. способным выполнять заданные функции в соответствии с требованиями нормативно – технической и конструкторской документации. Ресурсные параметры находятся в допустимых пределах.

    4. Деградационные процессы, относящиеся к ресурсным параметрам (зазоры в сопряжениях, износы в подшипниках, шестеренках, валах и т. п.), происходили в основном под воздействием физического изнашивания. Поэтому коэффициент вариации срока службы можно принять равным 0,3.

    5. Несмотря на то, что автомобиль отслужил нормативный срок эксплуатации, поскольку автомобиль находится в хорошем состоянии, принято решение продолжать его эксплуатацию. Это должно найти отражение в оценке рыночной стоимости основных средств предприятия. Для этого требуется определить остаточный срок эксплуатации.

Расчет

Используем в качестве исходных данных:
нормативный срок – 7 лет,
текущий возраст – 11 лет (в относительных единицах 11/7 = 1,5). Из графика определяем средний остаточный срок службы (в относительных единицах): - 0,3

Таким образом, средний остаточный срок – 0,3* 7 = 2,1 года.

Выводы.

    1. В статье описывается подход, позволяющий спрогнозировать остаточный срок службы при минимуме исходной информации. Исходными данными для прогнозирования среднего значения остаточного срока службы являются: нормативный срок эксплуатации объекта и фактический срок эксплуатации, предшествующий моменту оценки.

    2. В неявном виде изложенный метод учитывает информацию о механизмах изнашивания. Эта информация содержится в величине коэффициента вариации срока службы, заложенного в расчетные формулы. Это повышает информативность метода, давая ему дополнительные преимущества по сравнению с упрощенной моделью.

    3. Изложенный в статье подход опирается на вероятностные модели и развивает методы определения статистических характеристик остаточного срока службы, основанные на использовании кривых выживаемости, успешно используемых в актуарных расчетах.

    4. Принципиальным в предложенной модели является признание того, что нормативный срок службы не равен ожидаемому сроку жизни, в течение которого объект достигает предельного состояния. В основе метода лежит допущение, что в подавляющем большинстве случаев (например, не менее, чем в 90%) объект должен успешно проработать, не достигнув предельного состояния, в течение всего нормативного срока.

    5. В качестве базовой вероятностной модели используется логнормальное распределение, которое вместе с распределением Вейбулла и кривыми выживаемости, получившими название кривые Айова, позволяют описать процесс выбытия объектов из эксплуатации по мере достижения ими предельного состояния.

    6. В рамках изложенного метода не предполагается индивидуальный анализ технического состояния оцениваемого объекта, который безусловно способствовал бы повышению точности прогноза остаточного срока службы (остаточного ресурса) каждого конкретного объекта. Поэтому изложенный метод может быть использован для массовой оценки стоимости машин, когда требуется минимизировать затраты на проведение оценки большого количества машин и оборудования.

    7. Описание метода и его интерпретация относятся к оценке машин и оборудования. Однако с небольшими уточнениями метод может быть применен для определения остаточного срока службы объектов недвижимости, объектов интеллектуальной собственности и других объектов оценки, для которых срок службы или срок полезного использования можно считать случайной величиной.

Литература

  1. Надежность и эффективность в технике. Справочник в 10 томах, М., «Машиностроение», 1987, 351с.
  2. В.В. Болотин, Прогнозирование ресурса машин и конструкций. – М,: «Машиностроение», 1984, -312 с.
  3. Лейфер Л.А. Методы прогнозирования остаточного ресурса машин и их программное обеспечение – М.: «Знание», 1988, - 60 с.
  4. Решетов Д.Н., Иванов А.С., Фадеев В.З. Надежность машин, М., Изд – во «Высшая школа» 1988, - 238 с.
  5. Шинкевич О.К. «Проблемы определения среднего срока службы оборудования», Тезисы доклада. Материалы научной конференции молодых ученых и студентов «Инновации в экономике – 2007» М.: ИЦ МГТУ «Станкин», 2007. – с.21-25
  6. М.Есин, М.Кислый, А.Ковалев Наглядное представление методов оценки машин и оборудования
  7. Яскевич Е.Е. Машины и оборудование. Оценка «потоком».
  8. Тришин В.Н. О начислении износов при массовой оценке имущественного комплекса предприятия. Вопросы оценки. 2005. №2 (http//www.okp-okp.ru/)
  9. Тришин В. Н., Шатров М.В. Основные задачи и технические решения реализованные в компьютерной системе помощи оценщику и аудитору ASIS. Имущественные отношенияв Российской Федерации. 2004. №11. (http//www.okp-okp.ru/)
  10. Тришин В.Н., Шатров М.В. Метод экспресс-оценки для крупного предприятия // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2002. № 10. С. 77–85.
  11. Ковалев А.П., Курова Е.В. Массовая оценка оборудования: методика и проблемы // Вопросы оценки. 2003. №№ 1, 2.
  12. Дэвид Р. Богус (David R. Bogus). Расчет остаточного срока полезного использования интеллектуальной собственности
  13. Козлов В.В. Техника оценки машин и оборудования // Вопросы оценки. 2002. №2. С.48-63.
  14. Авдеев С.Н., Козлов Н.А., Рутгайзер В.М. Оценка рыночной стоимости клиентелы – нематериального актива компании. – МП.: Международная академия оценки и консалтнга, 2006, -73с. .
  15. ГОСТ 27. 002-89 Надежность в технике. Основные понятия. Термины и определения. Москва, Госстандарт СССР, 1989
  16. Anston Marson, Robley Winfrey, Jean C.Hempstead. Engineering Valuation and Depreciation. Iowa State University Press, 1982.
  17. Лейфер Л.А., Разживина В.С., Вероятностное описание характеристик усталости на основе распределения Кептейна, в кн.: Точность и надежность механических систем. Исследование деградации машин. Рига, 1988. с.73- 91
  18. Андрианов Ю.В., Юдина В. Систематизация методов расчета при oцeнкe машин и оборудования
  19. Методическое руководство по определению стоимости автотранспортных средств с учетом естественного износа и технического состояния на момент предъявления. РД 37.009.015-98 с изменениями №№ 1, 2, 3, 4 М., 2005 г. , Действительный член Российского общества оценщиков, сертифицированный РОО оценщик бизнеса,
    Использование материалов ОН-ЛАЙН БИБЛИОТЕКИ ОЦЕНЩИКА сайт возможно при условии указания источника и активной ссылки на - или одной .

Часть VII. Технико-экономические показатели и расчеты

Раздел.1. Стоимость владения и эксплуатации автотехники. VII-2

1.3.1. Амортизация. VII-3

1.3.2. Процентные ставки и косвенные расходы. VII-4

1.4.1. Расход топлива. VII-5

1.4.2. Нормы расхода смазочных материалов и специальных жидкостей. VII-9

Раздел.2. Методики расчета эксплуатационного расхода дизельного топлива. VII-10

2.1. Расчетный метод определения эксплуатационного расхода дизельного топлива карьерным самосвалом. VII-10

2.1.1. Пример расчета расхода топлива для самосвала грузоподъемностью 120 т. VII-11

2.2. Расчетный метод определения эксплуатационного расхода дизельного топлива карьерным самосвалом. VII-12

2.2.1. Пример расчета расхода топлива для самосвала грузоподъемностью 120 т. VII-13

Раздел.3. Технико-экономические показатели работы карьерного автотранспорта. VII-16

3.1. Количественные показатели. VII-16

3.2. Качественные показателиё. VII-16

Раздел.4. Расчет потребного парка карьерного автотранспорта. VII-20

Раздел.5. Определение производительности. VII-21

5.1. Определение производительности карьерных самосвалов. VII-21

5.2. Определение производительности фронтальных погрузчиков. VII-21

5.3. Определение производительности колесных бульдозеров. VII-22

5.4. Определение производительности карьерных одноковшовых экскаваторов. VII-24

Раздел.6. Пример расчета основных показателей работы парка автосамосвалов по перевозке породы горно-рудного предприятия и эксплуатационных расходов. VII-24


Раздел.1. Стоимость владения и эксплуатации автотехники

1.1. Общие сведения

Для достижения оптимальных технико-экономических показателей пользователи оборудования должны найти наиболее удачное соотношение между производительностью оборудования и издержками на его содержание и эксплуатацию, т.е. добиться минимальной себестоимости перевозки 1 т.км груза.

Себестоимость 1т.км - это стоимость перевозки одной тонны на расстояние 1 км, которая определяется соотношением:

Таким образом, становится ясно, что важнейшими показателями, определяющими себестоимость перевозок, являются издержки владения и эксплуатационные расходы, которые совместно образуют суммарную стоимость владения и эксплуатации автотехники.

Именно поэтому определение издержек владения и эксплуатационных расходов требует корректного определения и расчета. В Таблица VII‑1 представлена структура стоимости владения и эксплуатации, перечислены ее базовые составляющие.

Следует учитывать, что точные результаты расчета суммарной стоимости владения и эксплуатации могут быть получены только при всестороннем анализе реальных показателей эксплуатирующего предприятия. Однако, даже такой расчет не может быть принят в качестве универсального, поскольку показатели издержек и расходов для различных предприятий отличаются весьма значительно, что обусловлено совершенно разными условиями эксплуатации, показателями наработки, действующими местными нормативами и даже комплексом традиций и предпочтений, сложившимися в том или ином автохозяйстве. Некоторые зарубежные справочники по карьерному оборудованию (в частности, Cost Reference Guide издания компании Primedia Information Inc.), предлагают усредненные показатели в денежном выражении по всем основным статьям расходов владения и эксплуатации. Однако, данные эти весьма ориентировочные, поскольку рассчитаны для усредненных условий эксплуатации, при единой годовой наработке в 2100 мото-часов, при единой цене топлива и смазочных материалов, единой заработной плате механиков и пр. Т.е. все факторы, предопределяющие величину суммарной стоимости владения и эксплуатации приняты в их средневзвешенном значении, что делает конечный результат весьма приблизительным, а в случае недостаточного исходного материала – и субъективным.

Учитывая вышесказанное, в настоящем справочнике представлен лишь общий подход и базовые методологические принципы для расчета издержек владения и эксплуатационных расходов. В дальнейших изданиях справочника предполагается дополнить данную тему статистическими данными.

1.2. Структура суммарной стоимости владения и эксплуатации

Таблица VII‑1

Статья затрат Стоимость Комментарии

Издержки владения

1 Амортизация См. раздел 1.3.1
2 Процентные ставки См. раздел 1.3.2
3 Косвенные расходы налоги, страхование, хранение/охрана, получение лицензий/разрешений, стоимость ведения учета и пр.

Эксплуатационные расходы

1 Топливо См. раздел 1.4.1
2 Смазочные и эксплуатационные материалы См. раздел 1.4.2
3 Техническое обслуживание Раздел содержит пример расчета расходов на периодическое техническое обслуживание автотехники. Данная статья расходов не может быть приведена к универсальным значениям в силу зависимости от реальных условий, в которых эксплуатируется и обслуживается оборудование.
4 Ремонт Пример расчетов приведен в разделе. Так же как и в случае с ТО показатели не могут быть унифицированы.
5 Замена и ремонт шин В разделе дана общая методика расчета расходов на шины. Понятно, что реальные показатели будут зависеть от целого ряда факторов: состояния автодорог, интенсивности эксплуатации, марки используемых шин ит.д.
6 Заработная плата водителей и ремонтного персонала Учитываются реальные значения по предприятию, эксплуатирующему автотехнику.
7 Прочие расходы Могут включаться в зависимости от конкретных нормативов, действующих на том или ином предприятии.
Итого:

1.3. Издержки владения

Издержки владения - это те расходы, которые вынужден нести владелец самосвалов. Этот вид затрат включает:

· амортизацию;

· процентные ставки;

· косвенные расходы (налоги, страхование, хранение/охрана, получение лицензий/разрешений, стоимость ведения учета и пр.).


Амортизация.

Амортизацию можно рассматривать как снижение стоимости самосвалов в сравнении с его первоначальной закупочной ценой. Таким образом, амортизация является общепринятой практикой для сохранения финансовых средств в виде закупаемой техники, т.е. для накопления фонда, необходимого для замены уже действующего самосвала на новый.

Нормативные сроки службы карьерного транспорта регламентируются внутренним законодательством страны, где непосредственно эксплуатируется данная техника.

В Республике Беларусь нормативный срок службы основных средств закреплен «Временным республиканским классификатором основных средств и нормативных сроках их службы», утвержденным Постановлением Министерства экономики Республики Беларусь 21.10.2001 № 186.

В соответствии с данным классификатором определен нормативный срок службы в годах(Таблица VII‑2).

Нормативный срок службы оборудования

Таблица VII‑2

Группы и виды основных средств Шифр Нормативный срок службы, лет
Разгрузочные машины и разгрузчики сыпучих и пылевидных материалов; погрузчики одноковшовые гусеничные и пневмоколесные грузоподъемностью до 10 т 41719 8,0
Бульдозеры-рыхлители на базе тракторов класса тяги более 25 т; бульдозеры на базе тракторов мощностью двигателя более 180 л.с.; скреперы прицепные с трактором и самоходные с ковшом емкостью более 15 м³; автогрейдеры мощностью от 120 до 250 л.с.; грейдеры-элеваторы с двигателями мощностью более 180 л.с. 41816 10,0
Технологическое оборудование печного и разливочного пролета мартеновских цехов, конвертеры, шлаковозы, тележки для мульд и изложниц и другие тележки сталеплавильных цехов 43013 14,9
Прочие рабочие машины и оборудование литейных заводов 43014 14,9
Машины, установки, платформы, агрегаты, стенды и другие средства для обслуживания воздушных судов 46105 12,5
Подвижной состав автомобильного транспорта* 504
Грузовые автомобили
Автомобили-самосвалы грузоподъемностью свыше 27 до 120 т 50407 7,0
Автомобили-самосвалы грузоподъемностью свыше 120 т 50408 7,0

* Примечания:

В зависимости от условий эксплуатации подвижного состава к нормативным срокам службы применяются следующие коэффициенты:

· для всех групп автомобилей (грузовых, легковых, специальных, автобусов), прицепов и полуприцепов, постоянно работающих в тяжелых дорожных условиях (котлованы, грунтовые и лесовозные дороги, временные подъездные пути, сельскохозяйственные работы, стройки и др.) 0,8
· для всех групп карьерных автосамосвалов, постоянно используемых для перевозки грузов, вызывающих коррозию или сильно пылящих (сера, фосфаты, интенсивно пылящий уголь) 0,9
· для автосамосвалов грузоподъемностью от 27 т и более, постоянно работающих в карьерах глубиной более 200 м 0,8
· для карьерных автосамосвалов, постоянно занятых на строительных работах, внутрицеховых перевозках и транспортировке грузов на расстояние более 10 км 1,1

В случае применения двух и более коэффициентов максимальное снижение сроков службы не может быть более 30% от первоначальной нормы, при этом результирующий коэффициент исчисляется перемножением перечисленных в данных примечаниях коэффициентов.

Кроме того, при определении полезного срока службы карьерных самосвалов, необходимо учитывать показатели надежности, которые определены Межгосударственным стандартом ГОСТ 30537-97 «Самосвалы карьерные. Общие технические условия».

По данному стандарту показатели надежности самосвалов должны соответствовать указанным в Таблица VII‑3 значениям.

Прорезь для провозки живой рыбы» является водоходной емкостью, используемой в процессе вылова рыбы, как на реке, так и на море. Исходя из существовавших у налогоплательщика документов, основное средство было отнесено к 5-й амортизационной группе (Постановление ФАС Дальневосточного округа от 29.12.2009 N Ф03-5980/2009 по делу N А24-5934/2008). Особенности СПИ основных средств, бывших в употреблении В случае приобретения объектов основных средств бывших в употреблении, налогоплательщик вправе учесть срок эксплуатации данного имущества предыдущими собственниками. При этом срок полезного использования данных основных средств может быть определен как установленный предыдущим собственником этих основных средств срок их полезного использования, уменьшенный на количество лет (месяцев) эксплуатации данного имущества предыдущим собственником (п. 7 ст. 258 Налогового кодекса).

Как определить срок полезного использования основного средства в 2018 году

Внимание

На самом деле дома, построенные более 100 лет назад (например, замки или дворцы), до сих пор имеют прочные конструкции. Одновременно с этим современные постройки довольно быстро становятся непригодными для эксплуатации, поскольку строители зачастую экономят на материалах, а инженеры изначально проектируют менее долговечные конструкции. Что делать, если нормативный срок истек? Период, в течение которого должно функционировать здание, задается при проектировании.


Если срок его эксплуатации истек, нести свою изначальную функцию оно сможет только при условии, если его полностью перестроят. Такой же подход применим и к некоторым другим объектам. Например, предприятие имеет парк специализированных вагонов для перевозки различных грузов.
Всего через 1-2 года нормативный срок их эксплуатации истечет, а это более 50 тысяч единиц.

Как определить нормативный срок службы оборудования

Методики Оставить комментарий | Читать комментарии Автор Шинкевич О.К. Современное положение машиностроения характеризуется высокой значимостью инвестирования. При инвестировании деятельности предприятия внимание инвестора привлекает в первую очередь эффективность реализации того или иного проекта на предприятия.
Поэтому менеджеры предприятия должны стремиться получать максимальную отдачу от имеющегося в их распоряжении имущества. Эффективность управления имуществом, как движимым, так и недвижимым, может быть обеспечена при условии постоянного мониторинга основных технико-экономических и финансовых показателей деятельности предприятия. Правильно сформированная система показателей помогает объективно оценить текущее положение предприятия и принять меры по его улучшению.
Одним из наиболее важных показателей парка оборудования является средний срок службы оборудования.

Как определить срок полезного использования основного средства?

ФЗ от 6.12.2011 № 402. В унифицированные бланки добавляют пункт, где отражено:

  • число, когда объект принимается в работу на производство;
  • первичный стоимостный показатель;
  • методику начисления амортизации.

О том, что объект готов к использованию, свидетельствуют и заключения спецкомиссией. Предприятие само должно рассчитать срок использования объекта, что является полезным, принимая его к бухучету на момент ввода в применение в соответствии с нормативными актами Российской Федерации. Но стоит помнить, что порядок расчета показателей для бухучета и налогового учета не одинаковы.
Итак, рассмотрим, как рассчитать срок полезного применения основного средства. Порядок определения показателя В учете налогового плана такие временные отрезки стоит определять с учетом деления на группы ОС.

Нормативный срок эксплуатации

Обязательно отражение таких сроков в документации. Иначе определение времени, в течение которого объект будет использован с пользой, устанавливается, как для нового объекта. При ведении бухучета срок определение срока осуществляется самой компанией. При этом она должна опираться на критерии, прописанные в п. 20 ПБУ 6/01. Можно (но не обязательно) ориентироваться и на классификацию. При установлении периода применения учитывают:

  • какой ожидаемый срок применения согласно производительности и мощности;
  • какой предполагаемый износ, что зависит от активности применения, естественных условий и агрессивных сред;
  • какие нормативные правовые и иные ограничения применения имущества

Установленные сроки отражаются в инвентарных карточках по учету основных средств по форме ОС-6 (Постановление от 21 января 2003 № 7).

Срок полезного использования основных средств

Инфо

Подбор кривых под фактически полученные данные происходит каждый раз заново экспертным путем. Данный способ построения кривой износа имеет ряд преимуществ: он универсален практически для всех видов оборудования; может рассчитываться на стандартных статистических данных; получаемая кривая износа показывает влияние на работу оборудования исключительно физических факторов; при проведении расчетов не в денежных, а физических единицах период анализа может быть сколь угодно долгим. Но одновременно с этим, способ имеет недостатки: не учитывает изменение загрузки оборудования по годам, не учитывает фактического физического состояния анализируемого оборудования – все эти факторы учитываются при определении среднего срока службы, экспертным путем, что ставит результаты расчетов в зависимость от человеческого фактора.

Шаг 3. как определить срок полезного использования ос?

Важно

Приведен по ОКОФ версии до 01.01.2017 3) Определяем СПИ объекта, отсутствующего к ОКОФ и в Классификации ОС Следует отметить, что не все виды объектов основных средств можно найти в Классификации и в ОКОФ. Для тех видов основных средств, которые не указаны в этих справочниках, срок полезного использования устанавливается налогоплательщиком в соответствии с техническими условиями или рекомендациями изготовителей (п. 6 ст. 258 Налогового кодекса России). Пример Автокраны не указаны в Классификации. В свидетельстве о приемке (сертификате) было указано, что срок службы крана установлен при 1,5 сменной работе в паспортном режиме 10 лет.


Исходя из этого, налогоплательщик правомерно отнес основное средство к 5-й группе (Постановление ФАС Дальневосточного округа от 19.05.2010 N Ф03-3239/2010 по делу N А16-1033/2009). Пример Прорезь для провозки живой рыбы не указана в Классификации.

Проблемы определения среднего срока службы оборудования

Ответ Правила установления срока полезного использования (СПИ) для целей налога на прибыль установлены статьей 258 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ). Они близки к таковым для бухгалтерского учета, но все-таки отличаются. Сроком полезного использования признается период, в течение которого объект основных средств или объект нематериальных активов служит для выполнения целей деятельности налогоплательщика.
Срок полезного использования определяется налогоплательщиком самостоятельно на дату ввода в эксплуатацию данного объекта амортизируемого имущества (п. 1 ст. 258 НК РФ). Для налога на прибыль, установление срока полезного использования предусмотрено только во временном выражении. Не предусматривается установление срока полезного использования в объеме произведенной продукции (такой способ возможен в бухгалтерском учете).

Как определить срок эксплуатации оборудования

В пределах амортизационных групп, основные средства сгруппированы по подгруппам — Машины и оборудование, Средства транспортные, Сооружения и передаточные устройства, Здания, Жилища, Насаждения многолетние, Скот рабочий. Пример Определяем срок полезного использования персонального компьютера. В Классификации основных средств находим: Ко второй амортизационной группе (срок полезного использования свыше 2 и до 3 лет) относятся: Код ОКОФ (версия с 01.01.2017) 330.28.23.23 — Машины офисные прочие (включая персональные компьютеры и печатающие устройства к ним; серверы различной производительности; сетевое оборудование локальных вычислительных сетей; системы хранения данных; модемы для локальных сетей; модемы для магистральных сетей) Соответственно, включаем персональный компьютер во вторую амортизационную группу и установливаем любой срок в интервале от 2 лет и 1 месяц и до 3-х лет.

Как определить срок службы оборудования

Тогда при одинаковой первоначальной стоимости ОС, отказе от налоговой амортизационной премии и линейном методе амортизации суммы амортизационных отчислений в бухгалтерском и налоговом учете совпадут.Однако если вы знаете, что ОС прослужит гораздо меньше, чем это следует из Классификации, то можете установить для него и более короткий СПИ, равный периоду, в течение которого ОС реально будет использоваться организацией (п. 20 ПБУ 6/01). Это позволит немного сэкономить на налоге на имущество (п. 1 ст. 374, п. 1 ст. 375 НК РФ). Но тогда организации, не являющейся субъектом малого предпринимательства, надо будет отражать разницы в соответствии с ПБУ 18/02, так как суммы налоговой и бухгалтерской амортизации будут различаться (п.

Как узнать срок службы оборудования

Пример Налогоплательщик приобретает бывший в эксплуатации объект основных средств, отнесенный к третьей амортизационной группе (срок полезного использования от 3 до 5 лет). Предыдущий собственник эксплуатировал это основное средство 6 лет. В этом случае, налогоплательщик вправе самостоятельно определять срок полезного использования. Следует предостеречь в этой ситуации от установления слишком короткого срока полезного использования (1-3 месяца). Дело в том, что если приобретается объект основных средств, то понятно, что это объект долгого использования. По моему мнению, в этом случае нужно установить срок полезного использования не менее 1 года.


Пример Обществом приобретены в собственность бывшие в употреблении объекты основных средств по которым срок полезного использования исходя из Классификации истек. Общество определило срок использования указанных основных средств — 2 месяца.