11.09.2019

Нефть и уголь являются. Органическое топливо (уголь, нефть, газ)


Уголь, нефть и газ - это результат теплового, механического, биологического и радиационного воздействия на останки расти­тельного и животного мира в течение многих столетий. В составе органического топлива превалируют углерод и водород, поэтому часто его именуют углеводородным топливом. Различают две раз­новидности земной органики: залегающее пластами гумусовое ве­щество (останки высших земных организмов) и рассеянное в гли­нистой породе сапропелевое (останки фито- и зоопланктона) . С течением времени в этих веществах без доступа кислорода про­исходит увеличение доли атомов углерода. Этот процесс называют карбонизацией или «углефикацией». Сконцентрированное в пласты гумусовое органическое вещество формирует угли, а нефть и газ суть побочные продукты карбонизации тонко диспергированного в глинистых слоях сапропелевого органического вещества.

Количественной мерой карбонизации служит весовая концен­трация углерода в органике. Для торфа - продукта начального пре­вращения растительного материала - весовое содержание углерода не превышает 60 %. На следующей - буроугольной стадии - оно поднимается до 73 %.

Сегодня углеводородное топливо - главный источник энергии и будет продолжать служить таковым в ближайшие десятилетия. Сжигание угля, нефти и природного газа обеспечивает около 80 % мирового энергопотребления. Мировое производство электроэнер­гии в настоящее время также обеспечивается в основном за счет ископаемого органического топлива (на 60 - 65 %) - .

Уголь. Три тысячелетия назад китайцы обнаружили уголь и на­чали применять его в качестве топлива. Вернувшись после путеше­ствия в Китай, Марко Поло в XIII веке представил уголь западному миру .

Уголь имеет углеродную основу, и энергия при его сгорании в кислороде высвобождается главным образом в процессе образова­ния двуокиси углерода (углекислого газа) по реакции

С + О2 = СО2 + q , (2.2)

где q - теплотворная способность углерода, равная 393 кДж/моль = = 33 МДж/кг углерода. Если относить теплотворную способность не к 1 кг углерода, а к одной реакции (сгоранию одного атома угле­рода), то величина теплотворной способности составит

q = 33-10 6 -12-1,66-10 -27 = 6,57-10 -19 Дж = 4,1 эВ.

Электрон-вольт (эВ или eV) - внесистемная единица измерения энергии, удобная в атомной и ядерной физике. Электрон-вольт - это энергия, приобретаемая частицей с зарядом, численно равным заряду электрона, в электрическом поле с разностью потенциалов в 1 В: 1эВ = 1е1В = 1,6.10 -19 Кл1В = 1,6.10 -19 Дж.

Разведанные запасы угля в России оцениваются в 150 - 170 млрд т, что при сохранении его добычи на уровне 2000 г. (0,25 млрд т в год) приведет к их истощению лишь через 650 лет. Основное количество запасов энергетических углей приходится на районы Западной и Восточной Сибири. Наиболее благоприятные для извлечения высококачественные каменные угли сосредоточены в Кузнецком бассейне, а бурые - в Канско-Ачинском бассейне.


На Земле запасы каменных углей значительны и их залежи рас­пределены достаточно равномерно. По оценке геологов, разведан­ные рентабельно извлекаемые запасы угля превышают 1 трлн т (10 12 т), так что при современных темпах потребления разведанных запасов хватит на 250 лет. Самые крупные производители угля, КНР и США, добывают по 1 млрд т/год.

Природный газ. Природный газ состоит преимущественно из метана СН4. При полном сгорании метана по реакции

СН4 + 2О2 = СО2 + 2Н2О + q (2.3)

на 1 кг метана расходуется 16-4/(12 + 4) = 4 кг кислорода, т.е. больше, чем на сжигание 1 кг угля. Теплотворная способность ме­тана q = 37 МДж/кг или 6,1 эВ.

Подтверждённые запасы природного газа находятся в интервале (1,3^1,6) 10 14 м 3 . При современных темпах потребления этого ко­личества могло бы хватить на 70 лет Разведанные извлекаемые запасы газа в России оцениваются в 40 - 50 трлн м 3 , что составляет около 30 % мировых - , . При стабилизации добычи газа на уровне около 0,7 трлн м 3 в год истощение запасов наступит через 60 - 70 лет. Три месторож­дения в Западной Сибири (Ямбургское, Уренгойское, Медвежье) обеспечили около 75 % добычи газа в 2000 г. Из-за выработки этих месторождений к 2020 г. добыча газа здесь не превысит 11 % до­бычи в России. Ввод в эксплуатацию крупнейших в мире месторо­ждений газа на полуострове Ямал и в российской части арктиче­ского шельфа позволит России укрепить позиции на мировом рын­ке газа. В то же время удаленность месторождений от потребите­лей газа приводит к тому, что на прокачку газа по российским га­зопроводам расходуется около 30 % всей вырабатываемой в стране электроэнергии. Эти расходы равны энергии, вырабатываемой все­ми ГЭС и АЭС России, вместе взятыми.

Важная задача для России - освоить промышленное производ­ство сжиженного природного газа (СПГ, в английской аббревиату­ре LNG) и построить терминалы по отправке специализированных судов СПГ-танкеров в другие страны . В последние годы объ­ем реализации СПГ быстро растет: утроение за 10 лет. Ожидается, что к 2010 г. доля СПГ в мировой торговле газом достигнет 30 %.

Нефть. Нефть представляет собой сложную смесь углеводо­родных соединений. Из нее получают бензин (СН 2)^ керосин, ди­зельное топливо, мазут и ряд других видов топлива. Нефть являет­ся исходным и труднозаменимым сырьем для химической про­мышленности (при производстве масел, пластмасс, резины, битума, растворителей и т.д.). Только на эти цели требуется ежегодно око­ло 1 млрд т нефти. Цена некоторых продуктов нефтехимии в 100 раз превышает цену сырой нефти.

Разведанные и пригодные для добычи запасы нефти на Земле оцениваются в 1000 - 1500 млрд баррелей (около 143 - 215 млрд т), т.е. менее 35 тонн на ныне живущего человека - , . При современных темпах потребления (на уровне 3,5 млрд т в год) этого количества хватит на 50 лет. По оценкам геологов, общие запасы нефти на Земле могут составлять 2300 млрд баррелей (из них к настоящему времени израсходовано 700 млрд баррелей).

Более 40 % мировой добычи обеспечивают страны ОПЕК, около 30 % - экономически развитые страны (в том числе 10 % - США, 9 % - страны Европы), 9 % - Россия, 10 % Южная и Центральная Америка, 5 % - Китай. ОПЕК - это организация стран-экспортеров нефти. В состав ОПЕК входят 11 стран: Алжир, Венесуэла, Индо­незия, Иран, Ирак, Катар, Кувейт, Ливия, Нигерия, Объединенные арабские эмираты, Саудовская Аравия.

Разведанные запасы нефти в России составляют 12 - 13 % миро­вых. Этих запасов при стабилизации добычи нефти на уровне 0,3 млрд т в год хватит примерно на 50 - 60 лет.

В последние годы начата разработка технологий освоения шельфовых месторождений. В этой области Россия существенно отстает от других стран. Ресурсы российского континентального шельфа оцениваются в 140 млрд ТУТ, из которых около 15 - 20 % приходится на нефть, остальное - на газ - . Россия пре­тендует на площадь континентального шельфа в 6,2 млн.кв.км, что составляет 21 % всего шельфа мирового океана. Наибольшая часть шельфа относится к Западной Арктике (Баренцево и Карское мо­ря), Восточной Арктике (моря Лаптевых, Восточно-Сибирское и Чукотское), дальневосточным морям (Берингово, Охотское, Япон­ское) и южным (Каспийское, Черное, Азовское). Более 85 % общих запасов нефти и газа приходится на арктические моря.

Большая доля добываемой нефти идет на нужды вооруженных сил. Авторы «взрывной дейтериевой энергетики» называют нефть одним из самых «милитаризованных продуктов» и «самым массовым оружием поражения». Действительно, боеприпасы со­временных армий не могут быть применены, если не будет нефти.

Во время локальной войны в Югославии весной 1999 г. было со­жжено в двигателях и уничтожено в нефтехранилищах столько же нефти, сколько за всю вторую мировую войну .

Уменьшает энергетический век нефти и то, что она является не­заменимым сырьем для химической промышленности. Однако, переработка углеводородного сырья пока является не самым силь­ным козырем российского нефтегазового комплекса. Так, при еже­годной добыче около 300 млн т нефти производство автобензина в 2005 г. составило 32 млн т, дизельного топлива - 59 млн т, мазута - 56 млн т, авиакеросина - 8 млн т , .

В то время как в передовых странах мира разрабатывают все новые способы получения «чистой энергии», большая часть мира до сих пор потребляет такие энергоносители, как дрова, уголь и нефть. Даже в развитых странах уголь до сих пор сохраняет свои позиции. Поэтому в глобальном масштабе переход на газовое топливо считается большим шагом вперед в силу его энергетической эффективности и экологической чистоты.

Природный газ мог бы занять еще большее место в структуре мирового потребления, если бы расширялась его роль как автотранспортного топлива. Использовать природный газ сложнее, чем привычный бензин или дизельное топливо, но выигрыш может быть тоже очень большим.

Экологи и медики не устают говорить о необходимости снижения загазованности больших городов. И речь идет в данном случае не только о выбросах углекислоты — самого известного парникового газа. Выхлоп автомобиля богат и другими ядовитыми веществами — угарным газом, соединениями азота и серы, частицами сажи. Важно уменьшить долю вредных веществ, а для этого молекулы топлива должны быть максимально простыми, чтобы процесс горения был самым полным. Метан, чья формула СН4, — как раз такое топливо.

Именно поэтому в наши дни все чаще воспринимают природный газ как альтернативу нефти. Важно отметить, что когда говорят о природном газе, то речь идет именно о метане, так как под словом «автогаз» часто понимаются другие вещества: пропан и бутан, которые являются продуктами перегонки нефти.

Цена на природный газ меньше цены на бензин или дизельное топливо. Запасы его на планете несоизмеримо больше, чем запасы нефти, особенно это справедливо для России. Поэтому развитие транспортной инфраструктуры, ориентированной на эксплуатацию автомашин, работающих на природном газе, является выгодным долгосрочным вложением.

География мировой газовой автомобилизации весьма причудлива — это и бедные, и богатые страны. Все приходили к идее использования природного газа своим путем исходя из своих потребностей. Европейским лидером является Италия, где число газовых автомобилей приближается к миллиону, но ей еще далеко до таких стран, как Иран и Пакистан, в каждой из которых бегает более 3 миллионов автомашин на природном газе. Существует государственная программа по развитию автотранспорта на сжатом природном газе и в России.

Весьма методично развивает буквально с нуля свой газовый транспорт Финляндия, которая удовлетворяет свои потребности целиком за счет российского природного газа. Это не только вклад автотранспортных предприятий в решение экологических задач, но и прямая экономия.

Метан как моторное топливо вдвое эффективнее бензина, его использование увеличивает ресурс двигателя, и, что особенно важно для северных стран, мотор на метане легко заводится даже при очень низких температурах.

Есть и сложности в его эксплуатации, так как его приходится возить в баллонах высокого давления. Чаще всего природный газ сжимают до 200 атмосфер, и заправка одного стандартного 35-литрового баллона эквивалентна примерно 7-8 литрам бензина или солярки. Поэтому и развитие газотранспорта началось с автобусов — у этих машин большая плоская крыша, на которой можно удобно расположить батарею из 90-литровых металлопластиковых баллонов. Опыт показывает, что одной заправки вполне хватает на смену, а сама заправка длится меньше минуты.

Появление новых типов газовых баллонов позволило устанавливать их и на других машинах — в первую очередь на микроавтобусах, грузовиках, специальном транспорте. Однако крупнейшие мировые производители уже выпускают и легковые «гибриды» на сжатом природном газе (CNG). Это топливо — и для развитых стран по причине своей экологичности, и для развивающихся — по причине дешевизны. Но оно находит себе место и там, где хотят использовать самый чистый транспорт — электромобили.

Проблема электротранспорта — это необходимость частой зарядки, особенно при низких температурах воздуха. Экологов беспокоит также, откуда берется электричество, — одно дело, если источником является солнечная батарея, и совсем другое — коптящая угольная теплоэлектростанция.

Поэтому весьма интересным решением является использование топливных элементов, напрямую вырабатывающих электроэнергию при окислении метана. Эти топливные элементы можно установить в жилом доме, близ офиса или электрозаправочной станции. Они преобразуют энергию природного газа в электричество с высоким коэффициентом полезного действия. Электричество, получаемое таким образом, будет иметь самый маленький углекислотный побочный шлейф из всех возможных, и, как показывает опыт применения подобных устройств, цена его оказывается ниже, чем электричества, полученного «из розетки».

Специалисты обращают внимание, что метан при этом — самое безопасное горючее вещество. В силу того что он легче воздуха, он стремится всегда вверх, рассеиваясь в атмосфере. Даже в случае возгорания его горящее облако уходит вверх, а не держится у поверхности земли. При этом октановое число у метана выше 100, как у самых лучших видов топлива.

И газозаправочные станции, и метановые топливные соединены с газопроводной сетью. Таким образом, развитая газопроводная сеть будет стимулом для развития газозаправочной и электрозаправочной инфраструктуры, но справедливо и другое — стремление развивать такую структуру потребует строительства новых газопроводов — как местных, так и новых магистральных, чтобы удовлетворить растущий спрос на это топливо — топливо XXI века.

Вконтакте

Введение

Нефть, природный и попутные газы, каменный уголь.

Основными источниками углеводородов являются природный и попутные нефтяные газы, нефть и каменный уголь.

Нефть

крекинг нефть газ уголь

Нефть - жидкое горючее ископаемое темно-бурого цвета с плотностью 0,70 - 1,04 г/см?. Нефть представляет собой сложную смесь веществ - преимущественно жидких углеводородов. По составу нефти бывают парафиновыми, нафтеновыми и ароматическими. Однако наиболее часто встречается нефть смешанного типа. Кроме углеводородов, в состав нефти входят примеси органических кислородных и сернистых соединений, а также вода и растворенные в ней кальциевые и магниевые соли. Содержатся в нефти и механические примеси - песок и глина. Нефть - ценное сырье для получения высококачественных видов моторного топлива. После очистки от воды и других нежелательных примесей нефть подвергают переработке. Основной способ переработки нефти - перегонка. Она основана на разнице температур кипения углеводородов, входящих в состав нефти. Поскольку нефть содержит сотни различных веществ, многие из которых имеют близкие температуры кипения, выделение индивидуальных углеводородов практически невозможно. Поэтому перегонкой нефть разделяют на фракции, кипящие в довольно широком интервале температур. Перегонкой при обычном давлении нефть разделяют на четыре фракции: бензиновую (30-180 °С), керосиновую (120-315 °С), дизельную (180-350 °С) и мазут (остаток после перегонки). При более тщательной перегонке каждую из этих фракций можно разделить еще на несколько более узких фракций. Так, из бензиновой фракции (смесь углеводородов С5 - С12) можно выделить петролейный эфир (40-70 °С), собственно бензин (70-120 °С) и лигроин (120-180 °С). В состав петролейного эфира входят пентан и гексан. Он является прекрасным растворителем жиров и смол. Бензин содержит неразветвленные предельные углеводороды от пентанов до деканов, циклоалканы (циклопентан и циклогексан) и бензол. Бензин после соответствующей переработки применяется в качестве горючего для авиационных и автомобильных

ДВС. Лигроин, содержащий в своем составе углеводороды С8 - С14 и керосин (смесь углеводородов С12 - С18) используют как горючее для бытовых нагревательных и осветительных приборов. Керосин в больших количествах (после тщательной очистки) применяют в качестве горючего для реактивных самолетов и ракет.

Дизельная фракция нефтеперегонки - горючее для дизельных двигателей. Мазут представляет собой смесь высококипящих углеводородов. Из мазута путем перегонки под уменьшенным давлением получают смазочные масла. Остаток от перегонки мазута называется гудроном. Из него получают битум. Эти продукты используются в дорожном строительстве. Мазут применяют и как котельное топливо.

Основным способом переработки нефти являются различные виды крекинга, т.е. термокаталитического превращения составных частей нефти. Различают следующие основные виды крекинга.

Термический крекинг - расщепление углеводородов происходит под воздействием высоких температур (500-700 оС). Например, из молекулы предельного углеводорода декана С10Н22образуются молекулы пентана и пентена:

С10Н22 >С5Н12 + С5Н10

пентан пентен

Каталитический крекинг проводят также при высоких температурах, но в присутствии катализатора, что позволяет управлять процессом и вести его в нужном направлении. При крекинге нефти образуются непредельные углеводороды, которые находят широкое применение в промышленном органическом синтезе

Природный и попутный нефтяной газы

Природный газ. В состав природного газа входит в основном метан (около 93%). Кроме метана природный газ содержит еще и другие углеводороды, а также азот, СО2, и часто - сероводород. Природный газ при сгорании выделяет много тепла. В этом отношении он значительно превосходит другие виды топлива. Поэтому 90% всего количества природного газа расходуется в качестве топлива на местных электростанциях, промышленных предприятиях и в быту. Остальные 10% используют как ценное сырье для химической промышленности. С этой целью из природного газа выделяют метан, этан и другие алканы. Продукты, которые можно получить из метана имеют важное промышленное значение.

Попутные нефтяные газы. Они растворены под давлением в нефти. При ее извлечении на поверхность давление падает, и растворимость уменьшается, в результате чего газы выделяются из нефти. Попутные газы содержат метан и его гомологи, а также негорючие газы - азот, аргон и СО2. Попутные газы перерабатывают на газоперерабатывающих заводах. Из них получают метан, этан, пропан, бутан и газовый бензин, содержащий углеводороды с числом атомов углерода 5 и больше. Этан и пропан подвергают дегидрированию и получают непредельные углеводороды - этилен и пропилен. Смесь пропана и бутана (сжиженный газ) применяют как бытовое топливо. Газовый бензин добавляют к обычному бензину для ускорения его воспламенения при запуске ДВС.

Каменный уголь

Каменный уголь. Переработка каменного угля идет по трем основным направлениям: коксование, гидрирование и неполное сгорание. Коксование происходит в коксовых печах при температуре 1000-1200 °С. При этой температуре без доступа кислорода каменный уголь подвергается сложнейшим химическим превращениям, в результате которых образуется кокс и летучие продукты. Остывший кокс отправляют на металлургические заводы. При охлаждении летучих продуктов (коксовый газ) конденсируются каменноугольная смола и аммиачная вода. Несконденсированными остаются аммиак, бензол, водород, метан, СО2, азот, этилен и др. Пропуская эти продукты через раствор серной кислоты выделяют сульфат аммония, который используется в качестве минерального удобрения. Бензол поглощают растворителем и отгоняют из раствора. После этого коксовый газ используется как топливо или как химическое сырье. Каменноугольная смола получается в незначительных количествах (3%). Но, учитывая масштабы производства, каменноугольная смола рассматривается как сырье для получения ряда органических веществ. Если от смолы отогнать продукты, кипящие до 350 °С, то остается твердая масса - пек. Его применяют для изготовления лаков. Гидрирование угля осуществляется при температуре 400-600 °С под давлением водорода до 25 МПа в присутствии катализатора. При этом образуется смесь жидких углеводородов, которая может быть использована как моторное топливо. Достоинством этого метода является возможность гидрирования низкосортного бурого угля. Неполное сгорание угля дает оксид углерода (II). На катализаторе (никель, кобальт) при обычном или повышенном давлении из водорода и СО можно получить бензин, содержащий предельные и непредельные углеводороды:

nCO + (2n+1)H2 > CnH2n+2 + nH2O;

nCO + 2nH2 > CnH2n + nH2O.

Если сухую перегонку угля проводить при 500-550 °С, то получают деготь, который наряду с битумом используется в строительном деле как связующий материал при изготовлении кровельных, гидроизоляционных покрытий (рубероид, толь и др.).

На сегодняшний день существует серьезная опасность экологической катастрофы. На земле практически нет места, где природа не потерпела бы от деятельности промышленных предприятий и жизнедеятельности человека. При работе с продуктами перегонки нефти нужно следить, чтобы они не попадали в почву и водоемы. Почва, пропитанная нефтепродуктами, теряет плодородие на многие десятки лет, и его очень трудно восстановить. Только за 1988 г. при повреждении нефтепроводов в одно из крупнейших озер попало около 110000 т нефти. Известны трагические случаи слива мазута и нефти в реки, в которых происходит нерест ценных пород рыб. Серьезную опасность загрязнения воздуха представляют ТЭС, работающие на угле, -- они являются основным источником загрязнения. Отрицательно воздействуют на водоемы ГЭС, работающие в равнинах рек. Хорошо известно, что автомобильный транспорт сильно загрязняет атмосферу продуктами неполного сгорания бензина. Перед учеными стоит задача к минимуму сократить степень загрязнения окружающей среды.

Страница 1
РЕФЕРАТ

ПРИРОДНЫЕ ИСТОЧНИКИ УГЛЕВОДОРОДОВ

Основные источники углеводородов - нефть,природный и попутный нефтяной газы, уголь. Запасы их не безграничны. По оценкам ученых,при современных темпах добыч и потреблений их хватит: нефти – 30 - 90 лет, газа - на 50 лет, угля - на 300 лет.

Нефть и ее состав:

Нефть- маслянистая жидкость от светло - коричневого до темно - бурого, почти черного цвета с характерным запахом, в воде не растворяется, образует на поверхности воды пленку, не пропускающую воздух. Нефть- маслянистая жидкость светло-коричневого до темно –бурого, почти черного цвета, с характерным запахом, в воде не растворяется, образует на поверхности воды пленку, не пропускающую воздух. Нефть-это сложная смесь насыщенных и ароматических углеводородов, циклопарафином, а также некоторых органических соединений, содержащих гетероатомы - кислород, серу, азот и тр. Каких только восторженных имен не давали люди нефти: и «Черное золото», и «Кровь земли». Нефть и в самом деле заслуживает нашего восхищения и благородности.

По составу нефть бывает: парафиновая- состоит из алканов с прямой и разветвленной цепью; нафтеновая - содержит предельные циклические углеводороды; ароматическая - включает в ароматические углеводороды (бензол и его гомологи). Несмотря на сложный компонентный состав, элементный состав нефтей более - менее одинаков: в среднем 82- 87 % углеводорода, 11-14 % водорода, 2- 6 % др.элементов (кислород, сера, азот).

Немного истории .

В 1859 г. В США, в штате Пенсильвания 40-летний Эдвин Дрейк с помощью собственного упорства, денег нефтяной копании и старого парового двигателя пробурил скважину глубиной 22 метра и извлек из нее первую нефть.

Приоритет Дрейка как пионера в области бурения нефтяных скважин оспаривается, однако его имя все равно связано с началом нефтяной эры. Нефть обнаружили во многих частях света. Человечество наконец приобрело в большом количестве превосходный источник искусственного освещения…..

Каково происхождение нефти?


  • В среде ученых доминировали две основные концепции: органическая и неорганическая. Согласно первой концепции, органические остатки, захороненные в осадочных породах, с течением времени разлагаются, превращаясь в нефть, уголь и природный газ; более подвижные нефть и газ затем скапливаются в верхних пластах осадочных пород, имеющих поры. Другие ученые утверждают, что нефть образуется на «больших глубинах в мантии Земли».

  • Русский ученый - химик Д.И Менделеев был сторонником неорганической концепции. В 1877 г. Он предложил минеральную (карбидную) гипотезу, согласно которой возникновение нефти связано с проникновением воды в глубь Земли по разломам, где под воздействием ее на «углеродистые металлы» и получаются углеводороды.

  • Если бы была гипотеза космического происхождения нефти – из углеводородов, содержавшихся в газовой оболочке Земли еще во время ее звездного состояния.
Природный газ- «голубое золото».

  • Наша страна занимает первое место в мире по запасом природного газа. Важнейшие месторождения этого ценного топлива находятся в Западной Сибири (Уренгойское, Заполярное), в Волго - Уральском бассейне (Вуктыльское, Оренбургское), на Северном Кавказе (Ставропольское).

  • Для добычи природного газа обычно применяется фонтанный способ. Чтобы газ начал поступать на поверхность, достаточно открыть скважину, пробуренную в газоносном пласте.

  • Природный газ используется без предварительного разделения, потому что подвергается очистке еще до транспортировке. Из него удаляют в частности: механические примеси, водяные пары, сероводород и др. агрессивные компоненты…..А также большую часть пропана, бутана и более тяжелых углеводородов. Оставшийся практически чистый метан расходуется, во- первых, как топливо: высокая теплота сгорания; экологично;удобно добывать, транспортировать, сжигать, потому что агрегатное состояние- газ.

  • Во-вторых, метан становится сырьем для получения ацетилена, сажи и водорода; для производства непредельных углеводородов, в первую очередь этилена и пропилена; для органического синтеза: метилового спирта, формальдегида, ацетона, уксусной кислоты и многое другое.
Попутный нефтяной газ:

Попутный нефтяной газ по своему происхождению тоже является природным газом. Особое название он получил потому, что находится в залежах вместе с нефтью – он растворен в ней. При извлечении нефти на поверхность он вследствие резкого падения давления отделяется от нее. Россия занимает одно из первых мест по запасам попутного газа и его добычи.

Состав попутного нефтяного газа отличается от природного газа- в нем гораздо больше этана, пропана, бутана и др. углеводородов. Кроме того, в его состав входят такие редкие на Земле газы, как аргон и гелий.

Попутный нефтяной газ - ценное химическое сырье, из него можно получить больше веществ, чем из природного газа. Извлекают для химической переработки и индивидуальные углеводороды: этан, пропан, бутан и др. Из них получают непредельные углеводороды реакцией дегидрирования.

Каменный уголь .

Запасы каменного угля в природе значительно превышаю запасы нефти и газа. Уголь- сложная смесь веществ, состоящая из различных соединений углерода, водорода, кислорода, азота и серы. В состав угля входят такие минеральные вещества содержащие соединения многих др. элементов.

Каменные угли имеют состав: углерод- до 98%, водород- до 6%, азот, сера, кислород- до 10%. Но в природе бывают еще и бурые угли. Их состав: углерод- до 75%, водород- до 6%, азот, кислород- до 30%.

Основной способ переработки углей- пиролиз (кокосование)- разложение органических веществ без доступа воздуха при высокой температуре (около 1000 С). При этом получаются следующие продукты: кокс (искусственное твердое топливо повышенной прочности, широко используется в металлургии); каменноугольная смола (используется в химической отрасли промышленности); кокосовый газ (используется в химической отрасли промышленности и в качестве топлива.)

Коксовый газ.

Летучие соединения (коксовый газ) , образующиеся при термическом разложении каменного угля, поступают в общий сборник. Здесь коксовый газ охлаждают и пропускают через электрофильтры для отделения каменноугольной смолы. В газосборнике одновременно со смолой конденсируется и вода, в которой растворяются аммиак, сероводород, фенол и др. вещества. Из несконденсировавшегося коксового газа выделяют водород для различных синтезов.

После перегонки каменноугольной смолы остается твердое вещество – пек, которое используется для приготовления электродов и кровельного толя.

Переработка нефти :


  • Переработка нефти, или ректификация,- это процесс термического разделения нефти и нефти продуктов на фракции по температуре кипения.

  • Перегонка- это физический процесс.

  • Существует два метода переработки нефти: физический (первичная переработка) и химический (вторичная переработка).

  • Первичную переработку нефти осуществляет в ректификакционной колонне- аппарате для разделения жидких смесей веществ, различающихся по температуре кипения.

  • Фракции нефти и основные области их использования:

  • Бензин- автомобильная топливо;

  • Керосин- авиационное топливо;

  • Лигроин- производство пластмасс, сырье для вторичной переработки;

  • Газойль- дизельное и котельное топливо, сырье для вторичной переработки;

  • Мазут- заводское топливо, парафины, смазочные масла, битумы.
Способы очистки от нефтяных пятен :

1)Поглощение- Всем вам известны солома и торф. Они поглощают нефть, после чего можно аккуратно собрать и вывезти с последующим уничтожением. Этот метод годится лишь в условиях штиля и только для не больших пятен. Способ весьма популярен в последнее время из-за своей дешевизны и высокой эффективности.

Итог: Метод дешевый, зависимый от внешних условий.

2)Самоликвидация: -этот метод применяют в том случае, если нефть разлита далеко от берегов и пятно небольшое (в этом случаи пятно лучше совсем не трогать). Постепенно оно раствориться в воде и частично испарится. Иногда нефть не исчезает и через несколько лет, мелкие пятна достигают побережья в виде кусочков скользкой смолы.

Итог: не используется химические препараты; нефть держится на поверхности длительное время.

3)Биологическая: Технология, в основе которой лежит использование микроорганизмов, способных окислять углеводороды.

Итог: минимальный ущерб; удаление нефти с поверхности, но метод трудоемок и длителен.
страница 1

Основными природными источниками углеводородов являются нефть, природный и попутный нефтяной газы и каменный уголь.

Природный и попутный нефтяной газы.

Природный газ – смесь газов, основным компонентом которой является метан, остальное приходится на долю этана, пропана, Бутана, и небольшого количества примесей – азота, оксида углерода (IV), сероводорода и паров воды. 90% его расходуется в качестве топлива, остальные 10% используют как сырье для химической промышленности: получение водорода, этилена, ацетилена, сажи, различный пластмасс, медикаментов и др.

Попутный нефтяной газ – это тоже природный газ, но он встречается вместе с нефтью – находится над нефтью или растворен в ней под давлением. Попутный газ содержит 30 – 50% метана, остальная часть приходится на его гомологи: этан, пропан, бутан и другие углеводороды. Кроме того, в нем присутствуют те же примеси, что и в природном газе.

Три фракции попутного газа:

  1. Газовый бензин; его добавляют к бензину для улучшения запуска двигателя;

  2. Пропан-бутановая смесь; применяется как бытовое топливо;

  3. Сухой газ; используют для получения ацителена, водорода, этилена и других веществ, из которых в свою очередь производят каучуки, пластмассы, спирты, органические кислоты и т.д.

Нефть.

Нефть – маслянистая жидкость от желтого или светло-бурого до черного цвета с характерным запахом. Она легче воды и в ней практически нерастворима. Нефть представляет собой смесь примерно 150 углеводородов с примесями других веществ, поэтому у нее нет определенной температуры кипения.

90% добываемой нефти используется как сырье для производства различных видов топлива и смазочных материалов. В то же время нефть – ценное сырье для химической промышленности.

Нефть, добываемую из земных недр, называю сырой. В сыром виде нефть не применяют, ее подвергают переработке. Сырую нефть очищают от газов, воды и механических примесей, а затем подвергают фракционной перегонке.

Перегонка – процесс разделения смесей на отдельные компоненты, или фракции, на основании различия их температур кипения.

При перегонке нефти выделяют несколько фракций нефтепродуктов:

  1. Газовая фракция (tкип = 40°С) содержит нормальные и разветвленные алканы СН4 – С4Н10;

  2. Бензиновая фракция (tкип = 40 - 200°С) содержит углеводороды С 5 Н 12 – С 11 Н 24 ; при повторной перегонке из смеси выделяют легкие нефтепродукты, кипящие в более низких интервалах температур: петролейный эфир, авиационный и автомобильный бензин;

  3. Лигроиновая фракция (тяжелый бензин, tкип = 150 - 250°С), содеожит углеводороды состава С 8 Н 18 – С 14 Н 30 , применяют в качестве горючего для тракторов, тепловозов, грузовых автомобилей;

  4. Керосиновая фракция (tкип = 180 - 300°С) включает углеводороды состава С 12 Н 26 - С 18 Н 38 ; ее используют в качестве горючего для реактивных самолетов, ракет;

  5. Газойль (tкип = 270 - 350°С) используют как дизельное топливо и в больших масштабах подвергается крекингу.


После отгонки фракций остается темная вязкая жидкость – мазут. Из мазута выделяют соляровые масла, вазелин, парафин. Остаток от перегонки мазута – гудрон, его применяют при производстве материалов для дорожного строительства.

Вторичная переработка нефти основана на химических процессах:

  1. Крекинг – расщепление крупных молекул углеводородов на более мелкие. Различают термический и каталитический крекинг, который более распространен в настоящее время.

  2. Риформинг (ароматизация) - это превращение алканов и циклоалканов в ароматические соединения. Этот процесс осуществляют путем нагревания бензина при повышенном давлении в присутствии катализатора. Риформинг применяют для получения из бензиновых фракций ароматических углеводородов.

  3. Пиролиз нефтепродуктов проводят нагреванием нефтепродуктов до температуры 650 - 800°С, основными продуктами реакции являются непредельные газообразные и ароматические углеводороды.

Нефть – сырье для производства не только топлива, но и многих органических веществ.

Каменный уголь.

Каменный уголь так же является источником энергии и ценным химическим сырьем. В состав каменного угля в основном органические вещества, а также вода, минеральные вещества, при сжигании образующие золу.

Одним из видов переработки каменного угля является коксование – это процесс нагревания угля до температуры 1000°С без доступа воздуха. Коксование угля проводят в коксовых печах. Кокс состоит из практически чистого углерода. Его используют в качестве восстановителя при доменом производстве чугуна на металлургических заводах.

Летучие вещества при конденсации каменноугльную смолу (содержит много различных органических веществ, из них большая часть – ароматические), аммиачную воду (содержит аммиак, соли аммония) и коксовый газ (содержит аммиак, бензол, водород, метан, оксид углерода (II), этилен, азот и другие вещества).