21.06.2019

Как выставить свои работы на выставку. Как и где провести выставку картин начинающему художнику. типичные ошибки в подготовке к выставке, связанные с типографией


Как организовать выставку картин.

Многие начинающие художники, так или иначе, сталкиваются с этим вопросом. Многие считают, что количество выставок в послужном списке прямо пропорционально статусу художника в мировом художественном рейтинге. Возможно это так. В любом случае чтобы понять надо вам оно или нет, надо с чего то начать.

Итак, разберем этот вопрос – как же организовать выставку собственных художественных произведений. Персональную выставку. Как решить эту задачу я опишу из своего опыта и опыта моих коллег.

Для начала надо иметь в своем арсенале определенное количество законченных и оформленных работ. Как оформлять ваши работы – это дело индивидуальное, зависящее от того в какой технике вы работаете и от творческой задачи, которую вы перед собой ставите. Я в 2005 году к первой персональной выставке состоявшейся в выставочном зале московской библиотеки №204 делал рамы из пиломатериалов, купленных на Москворецком рынке. Сделанные из двух брусчатого профиля рамы я шпаклевал и красил спрей красками для граффити на лестничной клетке в своем подъезде. Поле для идей и творчества обширное – все в ваших руках…

Наконец, если вы созрели для начала выставочной деятельности, у вас есть работы и идея, которую вы будете нести зрителю по средствам вашего выставочного проекта – значит львиная часть задачи выполнена. Теперь подумайте еще раз, зачем вам все это надо и что вы от этого ждете. Если все Ок, – действуйте!

Если вы работаете в традиционных жанрах изобразительного искусства, то в качестве выставочного дебюта – (мы рассматриваем бюджетный вариант), неплохой старт можно сделать в так называемых интеллект - центрах, которые в последние 10 лет организуются на базе публичных библиотек. В Москве хорошо развита сеть публичных библиотек с собственными выставочными площадями, где после собеселования с руководством библиотеки в порядке очереди можно без проблем сделать выставку. Об одной из них я писал выше.

Для художников, работающих в области так называемого contemporary art – современного искусства, неплохой дебют можно сделать на площадке молодого искусства СТАРТ на Винзаводе.

Персональную выставку можно сделать на платных условиях в рамках договора аренды выставочного зала на определенный срок. Цены и залы разные – информация имеется в свободном доступе. Привожу положительный пример из своего опыта: я организовывал фестиваль мрачных искусств «Все оттенки Тьмы» ) в 2010 г в галерее «N» в Бескудниково. Несмотря на относительную удаленность от центра, галерея оборудована по последнему слову техники: от превосходного развесочного оборудования, неплохого света, до наличия концертных дымогенераторов и распределенной аудио системы – что очень пригодилось для проведения фестиваля на самом высоком уровне. Также в счет арендной платы входили услуги пиар-менеджера для рекламы события в СМИ.

За относительно небольшую плату можно выставиться в государственных выставочных залах, но здесь учитывается выставочный опыт - участие в групповых и персональных выставках. Как пример привожу свою персональную выставку в ГВЗ «На Каширке» () Персональные библиотечные выставки, кстати, ценятся выше чем участие в групповой выставке в зале рангом повыше. Опять же выставку в библиотеке рекомендуется максимально распиарить, не пожалеть денег на статьи в художественных газетах и журналах – все зависит от бюджета.

Вступив, например, в Московский союз художников и пройдя несложную процедуру приема в союз (показатиь несколько пейзажей и этюдов, написанных в традиционной технике), заплатив небольшой ежегодный членский взнос можно участвовать в выставках союза. Как правило, выставки представляют собой унылое сборище старперов, трясущихся на своими картинами, развешенными в три ряда на стенках…

Существует практика участия во всевозможных конкурсах, этот способ тоже может быть определенным шагом. В основном конкурсы платные, как пример «Международная Ассамблея Искусств» и др. подобные мероприятия – тут тоже наблюдается трехуровневая развеска, но сборище художников уже более молодого возраста. Существуют конкурсы с бесплатным участием, например ежегодный конкурс «Тема смерти в современном искусстве» (проходящая в рамках международной выставке похоронной индустрии «Некрополь»), организованная новосибирским бизнесменом Сергеем Якушиным ()

Существует большой выбор всевозможных групповых выставок с бесплатным участием, например выставки в рамках выставочной программы проекта «Открыта сцена» (Поварская, д. 20), ЛИК фонда, Фонда Михаила Шемякина () и др. Фонд Шемякина, к моему удовольствию, предлагает интересные и довольно мрачные проекты.

Никто не отменял участия в платных выставках, организованных различными предпринимателями и энтузиастами, например выставочный проект «Гейзеры Подсознания» Международного Центра Искусств Андрея Некрасова (). Выставки в рамках этого проекта как правило проходят на пафосных выставочных площадях, что подкупает амбиции многих художников, мечтающих выставиться в намоленных местах, таких как ЦДХ, Винзавод, ГВЗ На Солянке, Галерея А3 и др.

В результате участия в групповых и персональных выставок у художников скапливается опыт выставочной деятельности, определяются приоритеты, завязываются полезные знакомства, возможны случаи продажи картин, что, безусловно, повышает самооценку художника. Выставочный опыт и полученные связи в итоге позволяют бесплатно вписываться в графики выставок государственных и частных галерей. Есть возможность найти своего галериста. Все вышеописанное касается художников, работающих как в устаревшем меметическом жанре, так и в современных постмодернистских течениях современного искусства.

Отдельная лазейка для художников современного искусства – тут нет границ для экспонирования работ, определенных для меметического искусства стенами галерей. Здесь можно положиться на смелость и анархию в выборе пространства для экспонирования работ и создания объектов искусства из подручных материалов. Тут возможно все - от включения в экспозицию зданий и других элементов пространства до экспериментов с огнем и пиротехникой. В качестве примера привожу выставки, проходившие в заброшенном заводе Флакон (сейчас Дизай-завод ФЛАКОН – теперь уже вполне официальная выставочная площадка) и в тоннеле под каналом Москва-Волга на Волоколамском шоссе и пешеходном переходе над шоссе - в рамках Анти биеннале "Пошел! Куда пошел?; ежегодный фестиваль «ФАРШ» в заброшенном депо на Курской в самом центре Москвы (http://www..html)... Апофеоз темы эксплуатации альтернативных выставочных площадок – брутальные выставки арт-группы BLACKMEAT в Сьянских каменоломнях () и в депо на Курской ()

Для опытных художников, работающих преимущество в рамках так называемого современного искусства, существует система грантов, биеннале и др. Тут используется проектный подход, когда художник готовит выставочный проект, отправляет его комиссии и защищает, если проект заинтересовал принимающую сторону. В последствии художник работает на проектом под ненавязчивым присмотром куратора. В итоге выставка - проект – в большинстве случаев в продвинутой галерее. Например: , . Проектный подход интересен тем, что продукт (в нашем случае выставка) становится более цельным и осознанным.

Как видите, способов организовать выставку своих картин и других произведений искусства множество, так что смелость и безумие вам в помощь.

Если вам понравилась эта статья, ставьте лайки.

Также буду признателен если напишите ваши отзывы или комментарии (в форму после этого текста) из собственного опыта организации и участии в выставках. Интересен как положительный, так и трицательный опыт.

Презентуете ли вы свои собственные работы или произведения других художников, проведение выставки – это уникальный обогащающий опыт. Хотя свести воедино столько элементов, чтобы это все образовывало единое целое и при этом имело смысл, может быть совсем не просто. Поэтому, когда вы самостоятельно организовываете выставку, крайне важно, чтобы у вас был план действий. Как только вы определились с темой выставки, можете принимать заявки от заинтересованных художников, выбрать подходящее для этого мероприятия место и запустить рекламную кампанию, чтобы вашу коллекцию увидели и оценили по достоинству как можно больше людей.

Шаги

Часть 1

Поиск произведений искусства

    Выберите объединяющую тему. Продуманную художественную выставку характеризует хорошо прослеживаемая тема, которая связывает разные кусочки вместе и дает ощущение, что они – часть единого целого. Продумайте, какой посыл должна передавать ваша выставка. Это может быть образ или явление, чувство или определенная изобразительная техника.

    Выберите самую впечатляющую работу. Отберите для показа несколько самых лучших или недавних произведений. Если вы проводите личную выставку, которая должна отводить основное место вашей собственной работе, вам понадобится от 10 до 30 картин для представления публике. Тему выставки нужно отобразить в каждом экземпляре.

    Свяжитесь с местными художниками для предоставления материалов для экспозиции. Проведите небольшое исследование в поисках творческих людей в вашем регионе, которые могут быть заинтересованы в участии в вашей выставке. Совместные усилия могут стать отличной возможностью для многих разных художников представить их искусство на одном мероприятии, что в результате даст более разнообразную и полную подборку.

    Работайте посредством разных каналов. Ваша выставка не должна состоять исключительно из полотен и рисунков. Свободно включайте работы фотографов, скульпторов и прочих мастеров образного искусства. Широкая подборка работ придаст сотрудничеству динамичную атмосферу и принесет больше радости вашим клиентам.

    • Самое лучшее решение – браться за произведения, которые можно оправить рамой, повесить на стену и продать. Хотя можно также пригласить поэтов или музыкантов, которые будут выступать на мероприятии, особенно если их работа дополняет тему выставки.

    Часть 2

    Организация мероприятия
    1. Определитесь с датой и временем. Организация художественной выставки требует изматывающей по интенсивности координации, поэтому будьте реалистичны касательно временных рамок, которые вы для себя устанавливаете. Стоит начинать планирование мероприятия по крайней мере за 2-3 месяца, чтобы у вас было достаточно времени на подготовку. Если есть возможность, выберите дату ближе к концу недели, когда у многих выходной, и люди ищут, чем бы заняться в городе.

      Забронируйте место проведения. Начните поиски подходящего места для проведения выставки. Самое очевидное решение – снять студию или художественную галерею, но помните, что выбор не ограничивается только традиционными художественными локациями. Вы можете поспрашивать в ресторанах, кафе, дворцах культуры, церквях и бизнес-центрах, и узнать, не желают ли они помочь в проведении этого мероприятия.

      Оцените ваши работы для продажи. Целью выставки является не только показ работ художника, но и их продажа. Как только у вас собралась экспозиция, стоит подумать, во сколько вы оцениваете каждое произведение. Постарайтесь установить цены, которые приемлемы и для вас и для покупателя, принимая во внимание технику живописи, техническую сложность и труд, вложенный в создание этого произведения.

      Пустите слух. Пусть люди в вашем окружении знают, что вы работаете над выставкой. Можете упомянуть об этом при личной встрече или разместить информацию о мероприятии на своих страничках в социальных сетях. В некоторых случаях возможно сотрудничество с администрацией места проведения – они могут сделать так, чтобы новость достигла более широкого круга посетителей через их веб-сайт, пресс-релизы и официальные анонсы.

      Часть 3

      Проведение успешной выставки
      1. Попросите помощи. Заручитесь поддержкой волонтеров, а также помощью профессионалов: грузчиков, рамочников и экспертов по освещению. Все вместе будет легче справляться с координированием разгрузки и погрузки работ, размещением необходимого оборудования и дисплеев в предусмотренном месте, наблюдением за произведениями искусства, чтобы их не повредили или не украли. Преданная команда может облегчить ваше бремя, а ее (команды) присутствие гарантирует, что мероприятие пройдет без сучка и задоринки.

        • Кроме грузчиков, неплохо нанять фотографа или оператора, чтобы заснять мероприятие на пленку, а также музыкальную группу или диджея для ненавязчивого музыкального сопровождения.
        • Делегируйте задания и обязательства команде волонтеров, чтобы у вас была возможность заняться последними штрихами в приготовлении.
      2. Подготовьте выставочное пространство. Первым вашим распоряжением станет монтировка и размещение произведений в предусмотренном месте. Исходя из этого, вы можете настроить освещение таким образом, чтобы каждая работа была хорошо освещена и отчетливо видна. Представьте, как вы хотите, чтобы посетители увидели пространство и взаимодействовали с ним, потом обдумайте окончательную планировку, которая будет удовлетворять поставленные задачи.

        • Как и все, что касается выставки, при составлении меню нужно учитывать локацию. Также подумайте, какую атмосферу вы хотите создать (обыденную или формальную) и в какие наряды должны быть одеты присутствующие.
        • Более авторитетные художественные галереи иногда покрывают стоимость продовольствия на больших мероприятиях.
      • Очень рекомендуется оформлять страхование ответственности для локации, где проводится выставка. Таким образом, вы не будете нести ответственность, если что-то случится с гостем, картиной или самим помещением.
      • Распланируйте, купите, организуйте доставку, уборку, обрамление и размещение как можно раньше, чтобы уменьшить стресс, связанный с приближением даты мероприятия.
      • Оберните работы в пузырчатую упаковку, чтобы защитить их во время транспортировки к месту проведения и обратно.
      • Если вы не боитесь публичных выступлений, выступите на открытии с краткой речью. Поблагодарите гостей за то, что они пришли, затем в течение нескольких минут коротко поясните выбранную тему, представьте художников, с которыми вы сотрудничали, и ваше общее виденье этого проекта.
      • Поразмыслите над тем, чтобы продавать другие товары (футболки, сумки, значки, и так далее), которые могут заинтересовать людей, не намеренных покупать оригинальные произведения искусства.

      Предупреждения

      • Не забудьте предупредить будущих посетителей, если на выставке представлены "взрослые" темы, которые не подходят для юных зрителей.

Не секрет, что в нашем огромном городе талантливых и неизвестных художников полным-полно. Только зачастую их работы так и остаются известными лишь небольшому кругу друзей. И у каждого молодого автора хоть раз возникали вопросы: «Где и как показать широкой публике все то, над чем я так трепетно и вдохновенно тружусь вот уже n-ный год? И возможно ли заработать своим искусством?» Чтобы хоть как-то облегчить жизнь молодым и неизвестным художникам, «ПОнедельник» прошелся по самым известным площадкам в Петербурге, где дают дорогу молодым.

Текст: Анастасия Гладких

Иллюстрации: Савелий Козловцев

«Эрарта» и молодые таланты: самый известный музей современного искусства в Петербурге дает дорогу молодым?

Когда мы открывались, в 2010 одна из площадок была запущена, как групповая выставка молодых художников. Идея оказалась удачной, и проведение подобных выставок юных мы попытались сделать регулярным. Сейчас их получилось сделать уже четыре. Вначале я придумывал тему, которая была бы интересна широкой аудитории, потом связывался с художниками.

Кого-то я ищу сам, кто-то находит меня, присылает работы, просит помочь советом. Я всегда открыт — меня легко найти в социальных сетях, я охотно раздаю всем контакты. Для многих эта площадка становится стартовой, случались большие дебютные выставки. Однако, молодым талантам не всегда удается адекватно оценивать свои возможности и соотносить «масштабы своего творчества» и наши 200 кв. метров.
Так что, если они уж очень настойчивы и упорно не внимают моим советам в духе «попробуй поработать еще» или «пока это не слишком интересно», в то время как мы-то понимаем, что творчество человека еще «не дозрело», я приглашаю его сюда, в эти два огромных зала и спрашиваю: «Вот что ты хочешь здесь показать?». В общем, человек после этого как-то сам понимает, готов он или нет.

На что вы больше всего обращаете внимание при подборе работ? Есть ли какие-то устойчивые критерии?

Важна оригинальность художественного высказывания. Она может проявляться как в технике, так и в содержании. Идеальное художественное произведение имеет и интересную форму, и примечательную идею. Но, например, выставить в стенах музея опасные биологические вещества или экспонаты с оголенными электропроводами я бы не рискнул.

Может ли молодой художник рассчитывать на какие-то материальные блага?

Организация выставки − дело довольно затратное. Монтаж, транспортировка работ, подсветка, фуршет, продвижение выставки − над этим работает команда музея. И мы надеемся, что автор может вложиться в свой же проект; как минимум, будет с энтузиазмом принимать участие в организации процесса. На раннем этапе художественная практика − это только вложения, каждый молодой автор должен это понимать. Музейные выставки начинающих художников часто становятся хорошим стартом сотрудничества с сетью международных галерей «Эрарта»

Да, у нас много предложений — это и уже брендовые выставки, которые «поездили» по миру и хотят выставиться у нас, и работы молодых талантов, зачастую никому особенно не известных. Мы не делаем разграничений между теми и другими. Решение о выставке принимают два человека в «Этажах» − это директор, Мария Рыбакова, и креативный директор — Савелий Архипенко. Насколько я знаю, они выбирают работы по принципу нравится/не нравится, нет никаких сложных искусствоведческих подходов, ведь «Этажи» изначально задумывались как место для себя и друзей. Так что главный принцип принятия решения — личная симпатия к проекту.

Как можно попасть к вам с выставкой?

У мастера должно быть портфолио и какая-то концепция выставки. Допустим, если кто-то из ваших читателей захочет «повисеть в Этажах», ему нужно составить превью и максимально краткое и емкое письмо с описанием идеи. Все это следует отправить на почту Марии Рыбаковой. Дальше они советуются с Савелием и выносят решение: «да, это интересно, делаем» или «нет, извините, не наш формат». В «Этажах» есть несколько бесплатных выставочных пространств — это плюс. Показать работы молодых художников мы можем в «Катушках», в пространствах «Белый коридор» и «Серый коридор», в «Зеленой комнате», в «Формуле» что-то выставляется и продается.

Есть ли какие-то ограничения? То, что вы точно не возьмете?

Мы, например, точно не пойдем на то, чтобы выставить экспонаты и объекты, которые могут послужить причиной для разжигания межнациональной розни. Мы не уходим во всякий трэш. Других ограничений нет.

А можно ли у вас не только прославиться, но и заработать. Продаются ли экспонаты с выставок?

Да, но это осуществляется через куратора галереи «Формула» − Ирену Куксенайте. Она сама ищет художников, выбирает что-то с инсталляций, выставляет у себя и предлагает посетителям возможность приобрести тот или иной объект.

Какой самый действенный способ попасть со своими работами на выставку? Есть ли секрет?

Секретов нет — нужно делать классное искусство.

Как молодой художник может выставить свои работы в «Галерее Борей»?

У нас на двери висит инструкция, как составить заявку на выставку. Претендент подготавливает папку, включающую в себя диск с пронумерованными фотографиями работ размером не более 500 кб каждая (количество не ограничивается), список работ с номерами, соответствующими фотографиям, с указанием техники, размера, года и свою биографию со всеми контактными данными. На диске нужно написать фамилию и свой телефон. На папке тоже должна быть указана фамилия, имя, техника, адрес, e-mail, телефон и дата подачи заявки. Если у автора есть представление о том, как должна выглядеть выставка, то ему стоит все это описать.

Кто выбирает работы, достойные висеть в вашей галерее? Какие критерии отбора используются?

Это делаю я, основываясь на своем представлении о прекрасном и 22-х летнем опыте. Иногда советуюсь с коллегами, потому что не все лежит в области моей компетенции. Пять-десять лет назад ситуация была другой. Сейчас выпускники «Мухи» идут в дизайн, или вообще работают вне искусства, чтобы зарабатывать деньги. А к нам приходят девочки и мальчики, которые приносят рисование — что-то среднее между фэнтези и граффити. Хвалю и советую продолжать учиться.

По нашим правилам автор всю техническую работу делает сам — окантовка, развеска, демонтаж выставки. Мы делаем анонс, помогаем создать печатную продукцию — придумываем макеты к флаерам, открыткам, буклетам, которые, зачастую, автору приходится распечатывать самому. Мы предоставляем пространство — это «Малый зал», около 60 кв. метров. Его основная функция — представлять молодых художников. Но поскольку предложений много, а в году всего 12 месяцев, мы гоним проекты в режиме non-stop: два дня на развеску — воскресенье и понедельник, и в течение двух недель работы видит публика. Конечно, этого мало, но для первой презентации молодого дарования достаточно.

Продаются ли работы с выставок?

Да. Но это чудо чудесное. Любителей прекрасного, к сожалению, не так много. У нас есть сложившийся круг коллекционеров, которые всегда приходят посмотреть на новые выставки. Есть любители графики, любители живописи. Но другой вопрос в том, что цены, зачастую, невменяемы. Девяносто процентов художников не понимают, как оценивать свое творчество. Я всегда говорю: если ты хочешь, чтобы твою картину купили, то постарайся назначить адекватную цену, а если хочешь «гнуть понты» − назначай, сколько хочешь, от этого вряд ли что-то изменится.

Анастасия, расскажите, как молодому художнику попасть со своими работами на «Пушкинскую-10»?

Мы очень активно взаимодействуем с молодыми художниками. Кто-то приходит сюда «с улицы», кто-то связывается через общих знакомых. Когда в нашем творческом офисе без предупреждения появляются художники со своими портфолио, я всегда стараюсь найти время, чтобы все посмотреть и как-то прокомментировать.

Вы одна выбираете работы, которые пойдут на выставку?

И да, и нет. У каждой выставочной площадки есть свой куратор. Я, например, занимаюсь недавно открывшейся галереей «2.04», где выставляется очень много молодых, неизвестных авторов, но также делаю выставки и в других наших пространствах. Когда ко мне поступает портфолио, я думаю о том, кто из наших кураторов мог бы этим заинтересоваться. Если это подходит для галереи «2.04», то мы довольно быстро можем организовать выставку там — у этой площадки сейчас самый гибкий график.

Что представляет собой площадка «2.04»?

Это очень уютное, камерное помещение, около 30 кв. метров. Площадка идеально подходит для небольших персональных выставок, инсталляций, перформансов и пр. Она очень многофункциональна и иногда может даже работать в режиме мастерской. В прошлом месяце там работал над своими картинами наш австралийский резидент Кристиан Халфорд.

Продаются ли картины с выставок?

Да, такое бывает, но это не больше одной или двух картин с выставки. Продажи идут неактивно, но это и не наша цель. Художникам, особенно молодым и неизвестным, крайне сложно заработать что-то на первых выставках. Но, с другой стороны, участие в выставках может влиять на будущую стоимость работ.

Мы обращаем внимание на качество и выразительность художественного образа. Также ценим экспериментальные проекты и произведения на стыке нескольких жанров. В таком нонконформистском пространстве как «Пушкинская-10» все может стать частью экспозиции. Однако и у нас есть определенные рамки − и эстетические, и этические.

К счастью, выставочных пространств в Петербурге такое же внушительное количество, как и художников. И постоянно открываются все новые и новые площадки.

* В расчетах используются средние данные по России

Участие в торговой выставке может стать для компании хорошим способом продвижения своей продукции, поэтому такой вид бизнеса востребован, и организатор выставки может рассчитывать на постоянный приток клиентов. При этом выставка может охватывать совершенно разные виды деятельности человека, поэтому всегда есть возможность найти какую-либо нишу, ещё не используемую конкурентами.

На выставках представляют экспонаты и относящиеся к экономической сфере, в том числе сельского хозяйства, и к научной, и к технической, и даже к культуре. Порою проведение выставочного мероприятия становится наиболее эффективным рекламным ходом, при этом её посещают в большинстве своём потенциальные клиенты, которые могут ознакомиться с продуктами (и даже услугами) сразу на месте и определиться с выбором. Всё это делает выставочный бизнес перспективным и получающем всё большее распространение.

Однако в крупных городах, как правило, уже имеются крупные выставочные комплексы, которые известны большинству крупных предприятий, и участие на выставках этого крупного игрока становится уже залогом успеха. Но и в этом случае у новичка есть шанс завоевать свой сегмент рынка, открыв какую-либо новую нишу или же играя на предоставлении более выгодных услуг. Не каждый предприниматель может себе позволить участие на крупной выставке, потому что цена входа обычно очень высока у преуспевающего организатора выставок.

В связи с этим правильно разрекламированная выставка также сможет привлечь своих посетителей, при этом цена её организации будет не в пример ниже, чем в общеизвестном комплексе. Некоторые предприниматели, особенно в сфере искусства, даже специально организуют выставки типа underground, что привлекает свой, определённый, отличный от основного контингент. Более того, такое мероприятие может стать даже более успешным, чем известное на весь город. В общем и целом, организация выставок – это своего рода искусство. Искусство рекламы. Имея творческий подход и хорошую маркетинговую концепцию, можно раскрутить даже кажущееся на первый взгляд неинтересным мероприятие.

У любого новичка, желающего заниматься организацией выставок, также есть возможность выбрать наиболее удобную ему схему работы, при этом даже с небольшим стартовым капиталом можно пробиться на этот относительно несвободный рынок. Однако, изучив его более подробно, становится понятно, что практически все возможные ниши заняты только в городах федерального значения (но даже там в случае оригинальной идеи есть возможность получить популярность), в других же населённых пунктах обычно имеется один-два крупных торгово-выставочных комплекса, известных любому жителю города, и несколько выставок «по интересам», которые занимаются только определённой сферой или тематикой. То есть в регионах творческим людям практически ничего не мешает занять своё место, предоставив партнёрам и их потребителям что-то новое и оригинальное.

Выставочный бизнес – это понятие, которое может объединять несколько смежных, но немного отличающихся друг от друга видов деятельности. Важное отличие состоит в том, организуется ли торговая выставка или культурно-развлекательная. При этом даже экономические предприятия могут организовывать простую выставку своих экспонатов (например, передовые разработки), целью которой является хоть и привлечение внимания к своим продуктам, но не торговля ими. И наоборот, выставка картин, к примеру, может быть всецело направлена на реализацию выставленных экспонатов.

Готовые идеи для вашего бизнеса

Но предпринимателю лучше пытаться заниматься как можно бо́льшим количеством возможных вариантов, потому что бывает очень трудно привлечь партнёров, готовых выставить свои экспонаты, особенно на первых порах. Уже после, заняв определённую нишу и заработав имя, стоит задумываться о избирательном подходе к желающим участвовать в выставке. Вначале же лучше браться за любую идею, только если она активно не используется конкурентами.

Чтобы начать работу, стоит зарегистрироваться как субъект предпринимательской деятельности. В данном случае можно зарегистрировать и ИП, и юридическое лицо, предпочтительным из которых является ООО – общество с ограниченной ответственностью. Связано это с тем, что именно этим формам позволяется пользоваться упрощённой системой налогообложения и платить 15% (от операционной прибыли) или 6% (от доходов) в пользу государства. Для этого стоит выделить порядка 20 тысяч рублей, часть из этой суммы пойдёт непосредственно на оплату государственной пошлины, часть – на прочие бюрократические расходы. По времени процедура регистрации редко занимает больше одного месяца.

Для работы используется код (ОКПД 2) 82.30 Услуги по организации конференций и торговых выставок, но можно вписать и (ОКПД 2) 93.29 Услуги в области развлечений и отдыха прочие. В первом случае, как понятно из определения, можно будет работать, непосредственно организовывая торговые мероприятия, во втором – предлагая посетителям просто ознакомиться с экспонатами. Если нет желания самостоятельно разбираться со всеми юридическими вопросами, можно обратиться в специализированную фирму, которая в кратчайшие сроки проведёт регистрацию за предпринимателя и даже предоставит помощь юриста. Но, конечно, всё это будет не бесплатно.

Для дальнейшей работы стоит определиться с тем, будет ли предприниматель располагать собственным помещением или же будет постоянно арендовать новые площадки. В первом случае у него будет возможность полностью распоряжаться своим зданием, проводить выставки в удобное для бизнеса время и даже использовать площадку под иные цели, а не только под выставки. Иначе придётся для каждого нового мероприятия находить новое помещение и договариваться с владельцем о посуточной или даже почасовой аренде.

Готовые идеи для вашего бизнеса

В данном виде бизнеса идеально, когда бизнесмен имеет уже в собственности большое помещение – не меньше 100 м 2 , но даже такую площадку можно назвать маленькой, потому что некоторые выставки проходят на площадях до 700 м 2 . Тогда перед предпринимателем ставится задача оборудовать имеющееся здание под цели своего бизнеса и не тратить время и средства постоянно на поиск помещения и его обустройство. Причём выгодно это только в том случае, если помещение не арендовано, ибо придётся платить за аренду ежемесячно, а это станет лишней тратой средств, потому что порою мероприятия проходят раз в несколько месяцев. Поэтому, если своей площадки не имеется, лучше арендовать её непосредственно только на само мероприятие, сдавая в аренду уже арендованное помещение. Но здесь будут сложности с завозом оборудования и его установкой.

Сама площадка должна располагаться в деловых или центральных районах города, ведь посетители не поедут на окраину ради выставки (вернее, туда поедет гораздо меньшее их количество). Поэтому стоит рассчитывать на то, что стоимость аренды будет весьма высока. Сегодня в больших городах не составляет проблемы найти помещение, которое целенаправленно сдают по часам для выставок, при этом 100 м 2 сдаются по цене в 2 тысячи рублей в час. В небольших городах эта сумма несколько ниже.

Стоимость аренды будет входить в стоимость входа для участников, поэтому в данном аспекте предприниматель фактически не рискует своими средствами, но слишком дорогой «входной билет» может отпугнуть многих потенциальных партнёров. Если же брать в расчёт именно долгосрочную аренду, то можно найти большую площадку (порядка 500 м 2) стоимостью даже до 10 тысяч рублей в месяц, но нужно рассчитывать на то, что предоставит арендодатель буквально голые стены. Впрочем, для выставки это даже скорее плюс. В некоторых случаях (особенно в тёплое время года) выставки можно проводить и на открытом воздухе или в необорудованных помещениях (например, на неиспользуемой парковке). Обычно в таких случаях ищут наиболее дешёвые варианты, потому что их всё равно придётся постоянно переобустраивать под цели каждой конкретной выставки. При наличии нескольких миллионов, как уже говорилось, помещение можно полностью выкупить в собственность. В случае неуспеха это всё равно станет хорошим вложением средств, ибо вложения в недвижимость.

Можно также найти специальные конторы, которые занимаются сдачей помещений непосредственно под мероприятия. В этом случае рассчитывается не только стоимость аренды самого помещения, но и предоставляемая арендодателем мебель и оборудование, которыми он располагает. Обычно это универсальные вещи, но в некоторых случаях арендодатель сможет выделить даже стеллажи и витрины, что избавляет бизнесмена от необходимости привозить свои собственные – а это значительная экономия на транспорте и рабочей силе. Вообще, если придётся заниматься постоянной арендой новых помещений, то иметь своё собственное, пусть и небольшое, придётся, потому что в таком офисе будет храниться не только необходимое оборудование, мебель и прочие принадлежности, но и специальные устройства, которые позволяют производить рекламные материалы.

Готовые идеи для вашего бизнеса

Сюда стоит отнести станок для широкоформатной печати (стоимость станка – от 400 тысяч рублей) и соответствующую периферию. Предпринимателю придётся изготавливать большое количество рекламной продукции, и в данном случае не всегда выгодно работать со сторонней типографией. Закупленное же печатное оборудование позволит заниматься дополнительным видом деятельности (который может приносить дополнительный же доход) и самостоятельно печатать листовки, баннеры и плакаты. Партнёры по достоинству оценят такую возможность, потому что для проведения выставки им потребуется много печатной продукции для рекламирования своих товаров и услуг. Так как в сознании участников выставки выработано убеждение, что всю рекламу на себя берёт организатор, то приходится этому соответствовать. Главное, дать понять, что организатор рекламирует непосредственно саму выставку, а непосредственно самой рекламой своих продуктов участник тоже должен заниматься.

Типичная цепочка выглядит так: организатор находит участников, после обращается в рекламное агентство, которое, в свою очередь, заказывает печать продукции в типографии. Так вот, максимальную прибыль можно получить, если исключить двух последних участников цепи вообще, поэтому выставочный бизнес предполагает ещё и разработку рекламы и её печать в пределах одного производства. Но, если у организатора не достаточно средств на основание такого предприятия, придётся обращаться к посредникам.

В организации самой выставки будет задействовано много людей. Сам предприниматель, возможно, с помощниками всецело должен заняться поиском участников выставки. Здесь всё зависит от того, какой формат выставки будет использован. Некоторые фирмы готовы устроить выставку, всецело посвящённую её деятельности. Хорошо работают выставки, которые посвящены какой-то отдельной сфере деятельности, при этом на одной территории будут участвовать конкуренты, которые пытаются привлечь посетителей именно к своим стендам. Как они этого добиваются – задача их исполнителей, но вместе с организатором устанавливаются определённые правила проведения выставки. Есть даже выставки, которые охватывают несколько сфер деятельности человека. Отдельного упоминания заслуживают выставки предметов искусства, но на таких площадках они тоже превращаются в товар.

Чтобы выставка заработала, нужно нанять немало подсобных рабочих, готовых привезти инвентарь, произвести монтаж оборудования и заниматься прочей силовой работой. Немаловажно, чтобы экспозиция была правильно устроена, потому что посетитель не должен её очень быстро обойти или заблудиться среди стендов. Обычно сами участники привлекают сотрудников, которые знакомят посетителей с экспонатами, проводят викторины и розыгрыши, торгуют продукцией или вручают сувениры. А вот следить за ходом выставки и за соблюдением её правил должны уже сотрудники организатора, при необходимости стоит даже привлечь частное охранное предприятие, чтобы оно выделило охранников на время выставки, потому что дебоширы везде могут себя проявить. Если предполагается какая-либо фоновая музыка, трансляция каких-либо материалов и тому подобные вещи, то нужно нанять операторов, которые занимаются техническим обеспечением. Также на плечи организатора ложится бремя обеспечения посетителей элементарными условиям – то есть наличие работающего санузла и буфета или хотя бы вендингового аппарата. При этом это тоже может принести дополнительную прибыль.

В офисе же постоянно работают маркетологи, которые занимаются мониторингом рынка, выявляют потребности рынка и узнают, какие выставки будут актуальны в ближайшее время, какие выставки будут проводить конкуренты, какой вид мероприятий не интересен населению. После определения типа выставки они должны обеспечить организатора программой по продвижению выставки. Впрочем, здесь хороши ATL-приёмы, при этом с участниками обсуждается, какой контингент они хотят видеть на выставке. Будут ли это простые люди, среди которых наверняка найдётся хоть несколько заинтересованных, а остальные станут источниками «сарафанного радио», будут ли это потенциальные бизнес-партнёры или же непосредственно уже готовые к приобретению потребители. Но так или иначе в каждом конкретном случае нужна своя рекламная кампания, которая может использовать различные методы.

Торговая выставка призвана не только предоставить потребителям товары участников, но и поддержать или улучшить имидж фирмы, стимулировать рост продаж и даже позволить производителю стать ближе к покупателю. Однако, как было отмечено выше, некоторые компании стремятся просто показать свои наработки и участвуют в выставке только для поддержания своего имени. Некоторые выставки вообще существуют ради эстетического удовольствия посетителей – речь идёт, конечно, о выставках культуры и искусства (хотя для кого-то эстетическим удовольствием является наблюдение за передовыми технологическими изделиями). В прямой зависимости от этого устанавливается источник дохода организатора.

Самый простая схема получения денег – когда организатор получает фиксированную сумму за организацию выставки. Чаще всего это возможно при сотрудничестве с одним участником, который платит просто за демонстрацию своей продукции и не ставит своей целью продажу товару. Он оплатит обговоренную сумму согласно договору, и не потребует каких-либо отчётов. Это похоже на деятельность рекламного агентства.

Самый, пожалуй, распространённый вариант, когда участники платят за «вход» на выставку, после чего отчисляют организатору средства в зависимости от эффективности проведённого мероприятия. В этом случае после проведения выставки придётся нанять статистов и анализаторов, которые предоставят развёрнутый отчёт об успехах мероприятия. И, наконец, существует схема, по которой источником дохода становятся проданные непосредственным посетителям билеты. Понятно, что это возможно только в том случае, если выставка носила культурно-развлекательный характер. Это, наверно, самая рискованная схема работы, потому что предприниматель может и вовсе ничего не получить. В некоторых случаях предприниматель и вовсе работает только на процент с реализованных участниками товаров, хотя это, чаще всего, для него невыгодно.

136 человек изучает этот бизнес сегодня.

За 30 дней этим бизнесом интересовались 43537 раз.

Калькулятор расчета прибыльности этого бизнеса

Стартовый капитал для открытия студии SEO-оптимизации сайтов составляет округлённо 240 тысяч рублей. Каждый новый заказ позволяет быстрее окупить проект, при нормальных условиях для чего потребуется б...

Давно прошло то время, когда выставку можно было организовать только в галереях и музеях. Сегодняшние художники часто выбирают для презентации все более необычные площадки. Свою выставку вы можете организовать даже в государственной библиотеке, хотя для первого раза лучше выбирать более приспособленные для этого варианты – частные галереи или арт-пространства. Это могут быть образовательные учреждения, институты, коворгинги или специально отведенные для выставочных целей помещения свободного назначения – например, в Центре современного искусства ВИНЗАВОД.

Средняя цена аренды за сутки стартует с отметки в 60 000 рублей. Выставка на ВИНЗАВОДЕ или «Стрелке» обойдется от 300 000 рублей за сутки. Да, такие цены могут напугать начинающего художника, но не стоит забывать о том, что на некоторых площадках вполне можно выставляться на бартерной основе. Главное – уметь грамотно договариваться, продумывать состав выставки и выбирать гостей. В таком случае вы пиарите площадку, а площадка пиарит вас.


Материалы

Полноценную выставку можно организовать уже с 15 полотнами. Многое, конечно, зависит от выставочного пространства: при размещении работ в каждом конкретном зале необходимо учитывать его размер и особенности планировки. Если ваши работы имеют маленький формат, нужно выставить больше картин. Невозможно однозначно ответить на вопрос о том, сколько времени потребуется на их создание. Все зависит от индивидуальных особенностей художника, . Помните, что качественную выставку всегда характеризует хорошо прослеживаемая тема, связывающая вместе разрозненные картины и вселяющая ощущение, что все они – часть единого целого.

Как привлечь зрителей на выставку

Для привлечения посетителей подключайте все средства: рисуйте плакаты, листовки и рекламные брошюры, распространяйте их там, где чаще всего тусуются любители искусства. Сделайте грамотный пресс-релиз и разошлите его в редакции газет, журналов и телеканалов.


Соцсети – ваше все. Не забудьте разместить афишу своей выставки во всех соцсетях, тщательно проверив, что всюду указаны ключевые детали такие, как: дата, время и место проведения. Просите друзей делать репосты и не скупитесь на платную рекламу в соцсетях. К примеру, если организовать мероприятие на Facebook и начать транслировать рекламу, то каждый подписавшийся на ивент человек (потенциально желающий прийти) будет стоить 30-40 рублей.

Сколько картин можно продать

При создании экспозиции художнику, конечно, лучше заранее подумать над тем, во сколько он оценивает каждое свое произведение. Не стоит ставить перед собой заоблачные цели, планируя продать на выставке все свои картины. Так не бывает. Кроме того, покупка вряд ли произойдет на самом мероприятии: скорее всего коллекционер, заинтересовавшийся одним (или несколькими) из ваших полотен, возьмет паузу для раздумий, а позже свяжется с вами.

Евгения Пак, основательница творческой студии Art of You

«Организация первой выставки подобна построению малого бизнеса. Поняв механизм работы этих процессов, можно переходить к основанию своего творческого стартапа».

Чем привлечь помимо самих картин

Во-первых, выставка – это не обязательно только картины. Фоном можно пустить концептуальную музыку или атмосферные видео, транслируемые на стену при помощи проектора. Добавить скульптур и фотографий, если вы занимаетесь чем-то еще помимо живописи или графики. Ну и все это должно подаваться в одном стиле, как и вся реклама о мероприятии.

Фуршет

Организуя фуршет для гостей, вы демонстрируете свою клиентоориентированность. Шампанское, коктейли и легкие закуски совсем не обязательно обойдутся вам в целое состояние: многие компании работают на бартерной основе (за пиар). Можно также найти спонсоров – успешные бизнесмены и крупные компании сейчас с радостью инвестируют в благотворительность. Важно, однако, учесть тот факт, что некоторые площадки не всегда дают согласие на распитие алкоголя на мероприятии. Этот нюанс необходимо обговорить заранее, чтобы избежать напрасных трат и всяческих недоразумений. в зависимости от организующей его кейтеринговой компании и состава блюд: 650-1500 рублей на человека.

Нужен ли специально обученный человек

Выставки могут организовывать не только художники, скульпторы или фотографы. В наши дни этот формат популярен для пиара различных стартап-проектов, связанных с технологиями или производством. Еще одно модное направление, которое мы сейчас запускаем в Art of You – это ко-бренд. Арт-коллаборации на стыке искусства и бизнеса – это свежо и интересно. К примеру, один известный банк реализовал проект по созданию платежных карт с изображением картин талантливого художника. Известный художник-каллиграф Покрас Лампас изобразил стрит-арт-версию логотипа модного дома Fendi на крыше их офиса в Риме. Такие акции привлекают внимание и к бренду, и к художнику.

Нужно ли нанимать специалиста для работы над выставкой? Наверное, это будет не лишним, если у вас имеются средства и нет времени на самостоятельную разработку концепции мероприятия, поиск площади, переговоров, составления договоров, планирование бюджета, рассылку информационных материалов и прочие активности. Уровень зарплаты такого специалиста варьируется между 45 000 и 80 000 рублей в месяц.