25.06.2019

Фотоработы профессиональных фотографов. Модель. Проблемы позирования. Новая история фотографии


В наши годы разбогатеть, прославиться и войти в историю, будучи фотографом, можно лишь одним способом - занимаясь чем угодно, но не фотографией. Сто лет назад ты бы мог стать великим фотохудожником запросто, так как имелись две ключевые предпосылки:

а. фотография была ремеслом сложным, хлопотным и малоизведанным;

б. потихоньку возникали и внедрялись технологии, позволяющие репродуцировать фотоснимки в газетах и (чуть позднее) в цветных журналах.

То есть настал славный момент, когда ты, нажав на кнопку затвора, уже понимал, что данный кадр увидят миллионы. Но эти миллионы ещё не знали, что могут заняться тем же самым, так как не было цифровых мыльниц, полной автоматики и фотосвалок в интернете. Ну и таланта, конечно. Никакой у тебя конкуренции!

Золотой эрой фотографии, пожалуй, следовало бы признать середину прошлого века. Однако многие из художников, перечисленных в нашем списке, принадлежат другим далёким и современным эпохам.


Хельмут Ньютон, Германия, 1920–2004

Чуть более, чем великий и знаменитый, фэшн-фотограф с очень и очень самостоятельным пониманием, что есть эротика. Был яростно востребован практически всеми глянцевыми журналами, Vogue, Elle и Playboy в первую очередь. Умер в 84 года, врезавшись на авто в бетонную стену на полной скорости.

Ричард Аведон, США, 1923–2004

Бог чёрно-белого портрета, интересный также тем, что копаясь в его галереях, ты найдешь кого угодно. На снимках этого гениального нью-йоркского еврея есть абсолютно все. Говорят, свой первый снимок Ричард сделал еще лет в девять, когда малыш случайно поймал в объектив Сергея Рахманинова.

Анри Картье-Брессон, Франция, 1908–2004

Выдающийся фотореалист, один из патриархов фоторепортажа и в то же время - человек-невидимка: у него был филигранно отработанный дар уметь оставаться назаметным для тех, кого он снимает. Поначалу учился на художника, где и заработал тягу к легкому сюрреализму, что осязаемо отпечаталось затем в его фотоснимках.

Себастьян Сальгадо, Бразилия, 1944

Создатель почти фантастических образов, взятых на самом деле из реального мира. Сальгадо был фоторепортёром, которого особенно влекло к аномалиям, несчастьям, нищете и экологическим катастрофам - но даже такие его сюжеты завораживают красотой. В 2014 году о нём снял фильм режиссер Вим Вендерс под названием «Соль Земли» (специальный приз Каннского фестиваля).

Уильям Юджин Смит, США, 1918–1978

Фотожурналист, славный пожалуй всем, чем только может прославиться фотожурналист - от канонических военных снимков до экспрессивных и трогательных портретов великих и обычных людей. Ниже в качестве примера - кадров сессии с Чарли Чаплиным для журнала Life.

Ги Бурден, Франция, 1928–1991

Один из самых копируемых, имитируемых фотографов мира. Эротичен, сюрреалистичен. Сейчас - спустя четверть века после его смерти - всё более актуален и современен.

Виджи (Артур Феллиг), США, 1899–1968

Эмигрант из Восточной Европы, ныне - великий классик уличной и криминальной фотографии. Человек успевал приехать на любое происшествие в Нью-Йорке - будь то пожар, убийство или банальный мордобой - быстрее прочих папарации и, зачастую, полиции. Впрочем, кроме всяческих ЧП, в его снимках отмечены практически все аспекты жизни беднейших кварталов мегаполиса. По мотивам его фото снят фильм-нуар Naked City (1945), по его кадрам учился Стэнли Кубрик, а сам Уиджи упомянут в начале комикс-фильма Watchmen (2009).

Александр Родченко, СССР, 1891–1956

Первопроходец советского дизайна и рекламы Родченко при всём этом - пионер конструктивизма. Исключен из Союза Художников за отход от идеалов и стиля соцреализма, но, к счастью, до лагерей дело не дошло - умер своей смертью на заре хрущевской «оттепели».

Ирвин Пенн, США, 1917–2009

Мастер портретного и фэшн-жанра. Славен целым обилием собственных коронных фишек - например, снимать людей в углу комнаты или на всяких серых, аскетичных фонах. Знаменит крылатой фразой: «Съёмка пирожного тоже может быть искусством».

Антон Корбейн, Нидерланды, 1955

Самый выдающийся рок-фотограф мира, чьё восхождение началось с культовых фотоснимков и видеоклипов для Depeche Mode и U2. Его почерк легко узнаваем - сильный расфокус и атмосферная зашумленность. Корбейн также снял несколько кинофильмов: «Контроль» (биография фронтмена Joy Division), «Американец» (с Джорджем Клуни) и «Самый опасный человек» (по роману Ле Карре). Если ты в Google ищешь знаменитые фотки Nirvana, Metallica или Тома Уэйтса, вероятность того, что первыми выпадут снимки Корбейна - почти стопроцентная.

Стивен Майзел, США, 1954

Один из наиболее успешных фэшн-фотографов мира, чьё именно стало особенно на слуху в 1992-м после выхода фотокниги Мадонны „Sex“. Считается открывателем многих суперзвезд подиума, таких как Наоми Кэмпбелл, Линда Евангелиста или Амбер Валетта.

Диана Арбус, США, 1923–1971

Настоящее её имя - Диана Немерова, и свою нишу в фотоделе она нашла, работая с самой неприглядной натурой - уродцами, карликами, трансвеститам, слабоумными… В лучшем случае - с нудистами. В 2006-м вышел биографический фильм «Fur» , где роль Дианы исполняла Николь Кидман.

Дэвид Лашапель, США, 1963

Мастер поп-фотографии («поп» в хорошем смысле слова) Лашапель, в частности, снимал клипы для Бритни Спирс, Дженнифер Лопес и Кристины Агилеры, так что его стиль тебе будет понятен не только по фотокадрам.

Марк Рибу, Франция, (1923-2016)

Автор как минимум дюжины «отпечатков эпохи»: ты наверняка миллион раз видел, как девочка-хиппи подносит ромашку к стволу винтовки. Рибу объездил весь мир и наиболее почитаем за портфолио из съёмок Китая и Вьетнама, хотя ты можешь найти и его сценки из жизни Советского Союза. Скончался в возрасте 93 лет.

Эллиотт Эрвитт, Франция, 1928

Француз с русскими корнями, прославленный своим ироничным и абсурдным взглядом на наш беспокойный мир, который очень подвижен в его неподвижных фотографиях. Не так давно стал также выставляться в галереях под именем André S. Solidor, что в сокращении читается как «жопа».

Патрик Демаршелье, Франция/США, 1943

Пока ещё живой классик фэшн-фото, обогативший данный жанр особо сложной утончённостью. И при этом он снизил запредельный градус гламурной расфуфыренности, который был до него нормой.

Энни Лейбовиц, США, 1949

Мастерица сказочных сюжетов с очень мощным зарядом остроумия, понятным даже простакам, далёким от гипергламура. Что неудивительно, так как лесбиянка Энни начинала как штатный фотограф журнала Rolling Stone.

В рамках «Самого цветного конкурса фотографии», который сейчас проходит на сайте, в группах социальных сетей я опубликовала ссылку на книгу о цвете известного российского фотографа-колориста Павла Косенко , «Живая цифра» (у Павла в журнале можно скачать ее в электронном виде бесплатно или посмотреть информацию о магазинах, где купить ее в бумажном виде).

А буквально вчера у нас состоялось замечательное интервью с Павлом о том, с чего собственно начинать развитие цветовосприятия, если вы чувствуете, что работа с цветом — ваша стихия. Ответы на вопросы получились очень содержательными и правильными, на мой взгляд. Читайте ниже!

Павел, как начинало складываться у вас видение цвета?

Мне кажется, это внутренняя потребность. У кого-то она есть, у кого-то нет. Я давно заметил, что многим людям не так уж важны цветовые нюансы при разглядывании фотографий или картин. Там, где один зритель восторгается, другой пожимает плечами – «цвет как цвет». И наоборот: от неприятия у одного аж мурашки по коже, другой же никакой дисгармонии не видит и не ощущает.

Видение цвета – это такая штука, которая постоянно развивается и видоизменяется. Детям обычно нравятся сверх-насыщенные цвета, именно поэтому игрушки и детскую одежду часто раскрашивают яркими красками. Но чем взрослее становится человек, тем больше цветовых нюансов он различает, тем чаще он отдает предпочтение сдержанным, но лучше сочетаемым и более вариативным оттенкам.

У большинства людей процесс «цветового взросления» останавливается на определенном, примерно одинаковом для среднего человека уровне. Именно на этот уровень ориентирована легкая (и другая) промышленность: одежда, автомобили и т.д. А также фотография и кино.

Вместе с тем существует некоторое (по моим наблюдениям, не очень большое) количество людей, которые испытывают постоянную потребность в развитии своего цветового восприятия. Такие люди гораздо более требовательны к нюансам цвета.

На определенном этапе восприятие цвета переходит из количественного на качественный уровень: сначала ты различаешь все больше и больше оттенков, а через некоторое время они сливаются в единый градиент, который сам по себе является источником эстетического удовольствия. Форма дополняет содержание, влияет на его формирование или даже сама по себе становится содержанием – эмоциональным, чувственным, спиритуальным. Это называется выразительным цветом (цвет, который что-либо выражает).

Людям, склонным к подобному восприятию, недостаточно стандартных цветовых решений. Сознательно или подсознательно они отдают предпочтение более тонким цветовым сочетаниям – в одежде, кино, живописи, фотографии. Цвет играет для них существенную, часто принципиальную (хотя и не единственную) роль.

Чувство цвета, его видение можно развить в любом человеке. Вопрос только в том, испытывает ли он в этом потребность или нет. Ни то ни другое не является чем-то плохим или хорошим. Просто кому-то это нужно, а кому-то нет.

Что помогло вам развить это видение?

Кино. Например, «Любовное настроение» Вонга Карвая я пересматривал раз 10, и честно говоря, смутно помню содержание (только общую сюжетную линию). Зато эмоциональное состояние, переданное в том числе с помощью цвета – бесценный источник вдохновения для цветного фотографа.

Живопись. Перед некоторыми картинами Коровина или Моне я могу стоять часами, а полотна Тёрнера мне снятся уже много лет. В каждом городе, где я бываю, стараюсь по возможности заглянуть в местные музеи – будь то «Русский музей» в Санкт-Петербурге или Prado в Мадриде.

Конечно, фотография. Меня вдохновляют Гарри Груйер, Георгий Пинхасов, Алекс Уэбб, Дэвид Алан Харви, Анзор Бухарский, Сергей Максимишин и многие другие цветные фотографы. Ежедневно я трачу довольно много времени на то, чтобы смотреть хорошие фотографии – в первую очередь в интернете, а также, безусловно на выставках и в покупных фотоальбомах.

Видение цвета развивает только визуальный опыт.

Какие навыки нужны фотографу, чтобы в тот самый момент заметить и передать на фотографии игру цвета?

На мой взгляд, задача цветного фотографа не в том, чтобы случайно заметить игру цвета, а в том, чтобы целенаправленно ее искать и/или создавать.

Гарри Груйер, один из самых известных в мире фотографов-колористов, в течение двух десятков лет снимал черно-белую серию о двух своих дочерях. Когда его спросили – почему вы, цветной фотограф от самых пяток и до кончиков ушей, сняли эту невероятно выразительную серию в ч/б, он ответил: когда я снимаю на цветную пленку, я думаю только о том, какого цвета одежда у моих дочерей и на фоне какого цвета штор я их снимаю. В данном же случае я хотел снимать эмоции в чистом виде, поэтому осознанно отказался от цвета.

Это пример цветного мышления. Конечно, это не единственный подход, но если вы хотите сделать хорошую цветную фотографию, приоритет цвета обычно очень высокий.

Есть ли особые условия, при которых можно получить более высокую «цветность»?

Только видение цвета – собственно то, о чем мы говорили выше.

Зависит ли успех колористической фотографии от времени суток?

Начинающие цветные фотографы часто оказываются в кругу стереотипов о так называемом «режимном» (рассветном и предзакатном) свете. Конечно, такой свет всегда интересен, и упускать возможности с ним поэкспериментировать не стоит.

Однако, самые выразительные цветовые решения обычно находятся как раз не в «классическом» освещении, а наоборот – в том, при котором на первый взгляд, порой даже и камеру доставать не хочется: жесткое полуденное солнце, ночное освещение уличных фонарей, просеянный сквозь цветные витражи, отраженный, окрашенный фарами автомобилей свет и т.п.

Снимать можно в любое время суток, и чем меньше у вас будет стереотипов по этому поводу, тем больше шансов сделать действительно выразительную цветную фотографию.

Сейчас еще лето, высокое дневное солнце и . Принято считать, что в такую погоду ничего хорошего не снимешь. Это правда?

Конечно, нет. Я могу показать много примеров интересных цветовых фотографий, сделанных при жестком дневном свете – и классических, и из своей практики. Но лучше, если каждый фотограф, который интересуется цветом, найдет и проанализирует такие примеры сам. Начать можно, например, с изучения сайта www.magnumphotos.com .

На что нужно обратить внимание фотографу в условиях жесткого света, чтобы получить интересную по цвету фотографию?

В любом жанре фотографии обращать внимание нужно в первую очередь на свои ощущения и чувства. Чем меньше логики при съемке, чем больше открыты к восприятию мира ваши «чакры», тем выше шансы получить (часто неожиданно для самого себя) хороший снимок.

Знаете ли вы фотографов, которые по стилю не совсем похожи на колористов, но, тем не менее, хорошо работают с цветом?

На мой взгляд, хороший пример такого фотографа, это Сергей Максимишин. На своих мастер-классах он утверждает, что художественная (и, в том числе, колористическая) составляющая в фотографии для него имеет вторичное значение. Мол, самое главное, это осмысленный сюжет, репортажная линия, и т.д., а всякие «арт-изыски» ему не близки.

И действительно, Сергей – замечательный репортажный фотограф, один из лучших на пост-советском пространстве. Но, будучи великим (я считаю, это именно так), он вполне может позволить себе говорить одно, а делать другое. При всех прочих достоинствах, его фотографии невероятно красивы по цвету. Он истинный мастер цвета (и, конечно, репортажа).

Что вы могли бы посоветовать человеку, которого увлекла тема цвета в фотографии, но он не знает с чего начать?

Начинать всегда надо с музеев. Самое главное в визуальных искусствах – это визуальный опыт.

У вас есть хорошая камера, но не хватает теоретических знаний для создания гениальных снимков? Есть набор книг, которые должен прочитать каждый уважающий себя фотограф. Они проверены временем и тысячами опытных фотографов. Сервис Kabanchik.ua создал для вас подборку специальной литературы. Которая позволит вам разобраться в настройках камеры, узнать особенности жанровой фотосъемки, правильно выстраивать композицию и значительно улучшить свой уровень.

1. Фотомастер

Самая подробная книга (по крайней мере, в русскоязычном варианте), повествующая об истории фотографии. В издании большое количество иллюстраций – в том числе отреставрированных изображений, полученных первыми прототипами фотокамер. История очень важна для любого фотографа, ведь, несмотря на меняющиеся технологии, основы создания снимка остаются едиными.

2. Основы композиции и художественной фотосъемки

В книге освещены почти все аспекты фотоискусства: от художественной ценности образов до обработки готовых снимков. Главное преимущество издания – большое количество упражнений для фотографов после каждого раздела. Выполняя их, можно увеличивать профессионализм по мере чтения книги и довести многие навыки до автоматизма.

3. Дао цифровой фотографии: искусство создавать удачные снимки

Несмотря на достаточно неудачный перевод названия, книга получилась замечательной – материал в ней изложен доступным языком, с большим количеством авторских примеров. Это буквально азбука современного фотографа, с которой стоит начать вникать в искусство. Она учить быть не просто техничным, но и развивает взгляд художника, делать фото со смыслом и эмоциями.

4. Новая история фотографии

Под редакцией Мишеля Фризо, том I

Еще одна чудесная книга об истории, охватывающая время от зарождения автоматических рисунков до пиктореализма. Книга создана с привлечением усилий лучших историков и научных исследований. В работе переосмыслены многие шаблонные подходы к искусству.

5. Фотография как…

Одна из лучших книг для фотографов. Она учит не бездумно «щелкать», а планировать, чувствовать, наполнять каждый снимок смыслом. Автор книги уверен: фотография – тяжелый труд, целая философия, которую нужно освоить для удачной работы. Наряду с освоением техники нужно прочитать и этот учебник.

6. Взгляд фотографа

В книге рассмотрено массу вопросов: как и почему фото признают произведениями искусства, как правильно оценивать стоимость снимков, как разбираться в стилях и направлениях современного фотоискусства. Подробное внимание уделено жанрам, творческим средствам и приемам, секретам фотографов. В качестве примеров приведено 200 общепризнанных фотошедевров.

7. Эмоциональная фотография

В книге приведено больше 230 фото с подробно проанализированными техническими и композиционными приемами. Дан обзор способов и инструментов, которыми пользуются лучшие мировые фотографы. Читатель сможет научиться видеть интересные объекты для съемки, выстраивать убедительную композицию, великолепно снимать даже на «мыльницу», качественно редактировать фото.

8. Живая цифра

Книга посвящена цвету в цифровой фотографии. Ее автор – фотограф-колорист, который в своей работе пользуется знаниями о цвете и возможностями современных компьютерных средств. Рассмотрены все аспекты работы с цветом: особенности восприятия глазом человека, связь композиции и цвета, правильная техническая цветокоррекция. Книга понравится не только фотографам, но и дизайнерам.

9. Дневник горячего башмака

Автор книги – всемирно известный фотограф из США. Его основной талант – умение работать со светом. Он знает, как описать его, какую форму придать ему, как контролировать освещение. Мастер может создать оптимальные световые условия, даже используя стандартную фотовспышку типа «Горячий башмак». В книге – много личных рассуждений и примеров, которые будут полезны всем фотографам.

10. Свадебная фотография

В книге раскрыты секреты создания великолепных свадебных снимков. Приведены примеры 350 фотографий с подробным техническим и композиционным разбором. Раскрыто много секретов и профессиональных «фишек».

11. Ретушь портретов с помощью Photoshop для фотографов

Самый популярный современный автор пособий для фотографов в очередной книге раскрывает несколько техник работы с программой для обработки снимков. В частности, читатели научатся работать с портретами: разглаживать кожу, создавать роскошные губы, улучшать глаза, ресницы и брови, устранять дефекты кожи, ретушировать фото с сохранением естественности.

12. Модель. Проблемы позирования

Автор не ограничивает своих учеников и не набивает их головы запретами и догмами. Он лишь указывает на самые частые ошибки и учит смотреть на мир по-новому. Если фотограф откроет этот талант в себе – он сам избежит многих ошибок при работе с моделью и сможет работать в любом стиле.

13. Искусство цифровой пейзажной фотографии

С помощью этой книги можно научиться создавать пейзажные снимки, от которых захватывает дух. Автор учит работать с композицией, освещением, цветом, подробно описывает все современные методы пейзажной фотосъемки и приводит больше 300 примеров фото с подробным анализом. Бонус – самая полная коллекция профессиональных секретов от современных фотографов.

14. 101 секрет цифровой фотографии

Эта книга – находка для начинающего фотографа. В ней доступным языком предоставлены советы по экспозиции и композиции, даны определения основных терминов, рассказано, как правильно обращаться с техникой.

15. Цифровая фотография

Идеальная книга для тех, кто не любит длинные пространственные рассуждения. Автор дает конкретные и простые советы: какой объектив использовать, какое значение диафрагмы выбирать, как фокусировать изображение для каждого конкретного случая. Все это – без сложных терминов и свойственного многим авторам самолюбования. Прочитав такую книгу, вы сделаете очень большой шаг к профессионализму.

Ольга Ширнина, работающая в сети под ником Klimbim, хороша знакома пользователям по колоризированным историческим снимкам. Кропотливое превращение черно-белых фотографий в цветные для Ольги не просто любимое занятие, но своего рода способ взглянуть на историю иначе.​ Несмотря на популярность, Ольге нередко приходится выслушивать негативные комментарии от тех, кто не приемлет колоризацию как таковую. О себе и своем творчестве она рассказала в интервью нашему журналу.

Расскажите о себе. Как вы связаны с фотографией? Ваши работы дают основание предположить, что вы - профессиональный ретушер. Это так?

Я переводчица с немецкого языка, с фотографией моя работа никак не связана. Красить я училась с помощью видеоуроков в интернете - хотелось бы сказать спасибо людям, которые делятся своими знаниями и умениями. Много полезного узнала от коллег-колористов.

Анатолий Солоницын в фильме «Андрей Рублев», 1966 год

- Как давно вы начали эксперименты по колоризации фотографий?

Сначала я развлекалась фотоколлажами, постепенно осваивая работу с графическими редакторами. Иногда попадались интересные черно-белые снимки, которые хотелось бы иметь в цвете. Потом я увидела в сети раскрашенные фотографии и поняла, что это реально. Начала потихоньку пробовать, изучать инструменты. Кстати, я все еще в процессе, так как неоткрытых технических возможностей очень много.

Великая княжна Ольга в палате с пациентом, 1915 год

По какому принципу вы отбираете фотографии? Может быть, вас интересуют конкретные исторические эпохи, личности, явления?

Начинала я с портретов голливудских звезд, потому что в сети много таких фотографий высокого качества и разрешения. На них хорошо отрабатывать новые приемы, экспериментировать. Потом стала красить старинные фотографии, если меня чем-то привлекало лицо или, например, наряд. Какие-то работы, которые мне казались удачными, стала выкладывать в интернет. В итоге меня пригласили в группу в одной из социальных сетей, в которой её создатель, англичанин Даг Бэнкс (Doug Banks), решил собрать колористов со всего мира.

Это было, можно сказать, этапное событие. Я увидела, как много на свете таких же «ушибленных цветом» единомышленников - людей всех возрастов, со всех континентов. Мужчин там 90-95%, и почти все они красили военные снимки, причем на фотографиях были американцы, англичане, французы, немцы, а наших не было. И я решила восстановить баланс сил. Но первые же фотографии солдат Красной армии в цвете вызвали шквал негатива, требовали даже, чтобы я «прекратила красную пропаганду». Сначала я была ошарашена, но потом решила: не нравится - получите еще. С тех пор тему Великой Отечественной я не оставляю, хотя красить военные фотографии значительно сложнее, чем голливудских красоток, а наши критикуют меня подчас жестче, чем иностранцы, особенно если допустила ошибку в деталях униформы и тому подобное. Другими словами, с одной стороны атакуют русофобы, с другой - перфекционисты.

Еще бросалось в глаза, что русская тема практически отсутствует в колоризациях, исключая разве что фото царской семьи. В рунете с восторгом публикуют «импортные», в основном американские раскраски, которые действительно хороши, но мне все же ближе наши сюжеты.

Ваши работы выглядят невероятно реалистично и гармонично. Вы представляете заранее, какие цвета будете использовать, или же итоговый результат - следствие всего рабочего процесса?

Когда результат полностью совпадает с задуманным - это высший пилотаж, но такое получается нечасто. Обычно все же идет поиск оптимального цветового решения. При этом полезно знать основы теории цвета. Когда я только начинала заниматься раскрашиванием, мне предложили сделать перевод книги о цветоведении, что оказалось очень кстати. Многое оттуда пригодилось, особенно такие темы, как дополнительные цвета, цветовые контрасты и гармонии.

Критически оценивая свои раскраски, я вижу, что более-менее реалистично выглядят портреты, лица. Обычно хорошо получается то, что интересно. Я знаю американскую колористку, которая обожает автомобили 50-х, большие, с сияющими хромированными деталями. И я не знаю никого, кто бы красил их лучше нее. Она охотно делится своими секретами, давала мне свои рекомендации, но все же я отношусь к автомобилям ровно, хоть и работала многие годы с Мерседес-Бенц, журналом «За рулем», разными автомобильными компаниями, поэтому мой результат, прямо скажем, не блестящий. Среди колористов тоже есть баталисты, маринисты, портретисты. Мне интересно последнее. Хотя хотелось бы, конечно, стать универсалом.

Герой Советского Союза, командир подводной лодки Щ-421 (позднее - К-21) контр-адмирал Н.А. Лунин, 1942

С чего вы начинаете при обработке отдельно взятой фотографии? Сколько времени в среднем требуется для обработки одной фотографии?

Задача состоит в том, чтобы, во-первых, раскрасить отдельные детали изображения разными цветами, максимально приближенными к реальным, и, во-вторых, придать результату целостный, гармоничный вид. Сначала я выполняю техническую часть работы - выделяю фрагменты изображения. Это довольно нудно, но неизбежно. Зато потом начинается самое интересное. Раскрашивание я почти всегда начинаю с лица, затем подбираю цвета и оттенки для остального. Самое сложное для меня − красить предметы, детали, здания и прочие неодушевленные объекты. Усидчивости не хватает.

Чем больше различных деталей на фотографии, тем больше времени занимает колоризация. От получаса до нескольких часов. Это в сумме, так как я редко крашу картинку от и до, обычно я переключаюсь между своей основной работой, переводом, и раскрашиванием.

Учитываете ли вы какие-либо фактические данные при колоризации портретов известных личностей (цвет волос, глаз)?

Обязательно. О цвете глаз Ленина, Чехова, Маяковского, Распутина, Керенского есть свидетельства современников. Если найти информацию не удается, полагаюсь на здравый смысл (у Чойбалсана или Хо Ши Мина глаза вряд ли были голубыми) и воображение. Нередко меня поправляют. Я несколько раз красила платья Джин Харлоу, первой платиновой блондинки Голливуда, в розовый цвет, пока ее поклонники не написали мне, что она этот цвет терпеть не могла.

Николай Рыбников в фильме «Весна на заречной улице»

После вашего прикосновения фотографии словно обретают второе дыхание, а история предстает в новом измерении. Какие эмоции испытываете вы в процессе работы и потом, когда сравниваете черно-белые и цветные снимки?

Я сравниваю черно-белый оригинал и раскрашенное фото с одной целью: проверить, не исказила ли я выражение лица, глаз. В процессе работы есть один волшебный момент, когда фотография оживает. Иногда бывает жутковато: добавила какой-то штрих, и человек с фотографии взглянул на тебя, как живой. И внимательно следит за твоими движениями... Кто это испытал, уже не забросит это дело. Недавно в нашей группе колористов один из участников обратился к собратьям с вопросом: а вы не замечали, что раскрашивание - это своего рода зависимость? Подтверждаю: это захватывает.

- Работаете ли вы на заказ?

Если фотография мне интересна, если она связана с историей, я берусь за работу. А красить обычные фото из семейного альбома скучновато, кроме того, в сети есть множество фотосайтов, предлагающих услуги реставрации и колоризации на очень высоком профессиональном уровне. Люди зарабатывают таким образом, и я не хочу быть штрейкбрехером.

Иногда мне заказывают колоризации в качестве иллюстраций к книгам, статьям. Например, так было с фотографиями Маты Хари, которые появились на обложках книг издательств из Италии и Бразилии. Мне это интересно и, кроме того, снимает проблему копирайта. Если кто-то публикует мою раскраску, то все вопросы с авторским правом на черно-белое изображение он берет на себя.

- Проводите ли вы мастер-классы по обработке фотографий, ретуши?

Меня часто спрашивают, какую технику я использую, и я сделала видеоклип с пошаговой инструкцией. Многие потом писали - надо же! Это так просто! В самом деле, техника несложная. Человек, знающий основные команды и инструменты графического редактора, усвоит ее очень быстро. А остальное - это чувство цвета и чувство меры.

Людмила Чурсина в фильме " Два билета на дневной сеанс « ,1966

Есть ли у вас какие-то творческие задумки об обработке фотографий определенной исторической эпохи, например?

Меня интересует самая разная тематика, в первую очередь история России. И можно только позавидовать американским коллегам, у которых огромный выбор высококачественных изображений, опубликованных на сайте библиотеки Конгресса и многих других. Наши архивы не так щедры.



Мата-Хари Мод Адамс, американская актриса театра

- Колоризация фотографий для вас - что это? Отдых, любимая работа, творчество?

Отдых, хобби, развлечение. Klimbim, мой никнейм в интернете, в переводе с немецкого означает «безделушки, побрякушки» и даже «милый китч». На большее не претендую.
К военным фотографиям, конечно, другое отношение, и работа с ними - наиболее трудоемкий процесс. Много времени уходит на поиск информации об униформе или цветах техники, и хорошо, если находятся знающие люди, готовые дать квалифицированный совет.

Юрий Гагарин, 1966

Что вас вдохновляет? Есть ли у вас любимые фильмы и режиссеры, картины которых в плане цветопередачи являются для вас примером?

Не задумывалась специально, но на ум сразу приходят «Леопард» Висконти, «Девушка с жемчужной сережкой» Веббера и «Женитьба Бальзаминова» Воинова, которые радуют глаз цветом и светом. Когда красишь фото определенного временного периода, интересно сделать его в стиле той эпохи, поэтому изучаю работы Прокудина-Горского, Фридлянда, цветные съемки послевоенного Берлина и т. д.

На сегодняшний день вы являетесь одним из самых известных российских художников на Западе. О вас часто пишут западные издания.

Это большое преувеличение. Во-первых, я не считаю себя художником, во-вторых, насколько я знаю, на западных сайтах публиковали подборку моих раскрасок на русскую тематику. Это интересует людей, что бы там ни писали про Россию.

День Победы, Москва, 1945

- Важно ли для вас общественное признание? Как вы относитесь к популярности?

Я не планировала выходить на широкую аудиторию: не все пока получается, не все инструменты изучены. Мне было комфортно в группе таких же, как я, колористов, и было достаточно признания с их стороны. Но один молодой румын убедил меня, что нужно завести свой сайт , и я согласилась. Он же все мне и оформил (поэтому там все на английском), спасибо ему. А потом кто-то где-то сделал перепост, ну и завертелось.

Меня много и очень жестко критикуют в рунете, требуют прекратить «это безобразие». Теперь критики стало еще больше. Кстати, в других странах колористам тоже постоянно достается. Просто есть люди, которые категорически не приемлют колоризацию, и спорить с ними нет смысла. Но у меня много подписчиков из разных стран, думаю, им так же, как мне, интересно взглянуть на исторические события и личности по-иному, попытаться представить, как они могли выглядеть в цвете.

Еще мне нравится, что теперь в подборках колоризаций, которые публикуют различные интернет-издания, например, о Второй мировой, есть и русская тема.

- Благодарим за беседу! Удачи вам и вдохновения!

Взаимно!

Профессиональный фотограф часто ассоциируется с гламурным образом жизни и большими деньгами. Тем не менее, этот стереотип ошибочен. Профессиональный фотограф, специализирующийся на женских портретах, Келли Уич, развенчает 33 самых распространенных мифа и расскажет, как все обстоит на самом деле.

Миф 1. Фотограф просто нажимает на кнопку.

Многие считают, что с развитием умных технологий в современных камерах вы просто наводите фотоаппарат и снимаете, однако, на самом деле все не так просто. У вас может быть лучшая в мире камера, но если вы используете ее только в режиме АВТО, то ваши снимки мало чем будут отличаться от снимков, сделанных простой цифромыльницей.

Миф 2. Достаточно иметь хорошую дорогую камеру, чтобы стать профессионалом.

Быть профессиональным фотографом - это гораздо большее, чем просто иметь дорогое оборудование. Нужно уметь правильно вести бизнес и зарабатывать этим на жизнь, а также делать качественные красивые фотографии.

Миф 3. Вас спасет 1/125 с и f/8.

Нет, это соотношение работает далеко не всегда. Профессионалы знают, как обращаться с освещением и какие проблемы могут возникнуть в той или иной ситуации. В частности, на свадьбе не будет второго шанса, чтобы делать пробные кадры и подбирать настройки (например, при съемке в темной церкви после яркого солнца).

Миф 4. Профессионал всегда работает профессионально.

К сожалению, не все профессиональные фотографы понимают, что это работа, а не хобби. Настоящий профессионал должен уметь общаться с клиентами и знать, как действовать в большинстве ситуаций, которые могут возникнуть.

Миф 5. Профессионалы делают более качественные фотографии, чем любители.

Есть много талантливых фотолюбителей, которые делают фотографии значительно лучше некоторых профессионалов. Но профессионализм означает еще и определенный образ жизни и постоянный рост.

Миф 6. Все можно исправить в Photoshop.

Photoshop требует совершенно других знаний и навыков, нежели фотография. Вы не сможете сделать плохую фотографию хорошей, но можете сделать хорошую фотографию еще лучше, умело используя графический редактор.

Миф 7. Профессиональный фотограф должен иметь специальное образование и диплом.

Диплом - это бумажка, также как и водительские права. Как и в случае вождения автомобиля - чтобы научиться делать это профессионально, нужно тратить время и приобретать опыт.

Миф 8. Свадебный фотограф работает только по субботам.

Фотосъемка свадьбы - это только верхушка айсберга (хотя и самое интересное). Фотографу нужно еще отобрать хорошие фотографии, обработать их, сверстать альбом или фотокнигу. Кроме того, свадебный фотограф должен постоянно искать новых клиентов, обновлять свой сайт или блог, вести бухгалтерию, встречаться с молодоженами, а также выдерживать конкуренцию с большим числом других свадебных фотографов.

Миф 9. Nikon лучше, чем Canon и наоборот.

Этим спорам уже много лет. Не обращайте на них внимания, просто выберите марку, которая нравится лично вам и будьте счастливы с этим оборудованием. Сейчас все цифровые камеры одного ценового диапазона имеют примерно одинаковое, очень хорошее качество. Мегапиксельная война всегда будет продолжаться, но помните, что имеют значение только ваши фотографии.

Миф 10. Профессиональным фотографам всегда платят.

Иногда профессионал может снимать и бесплатно, если это может способствовать рекламе его услуг и продвижению.

Миф 11. Пресеты и экшены творят чудеса.

Нет. Они помогут лишь ускорить вашу работу. Ошибки композиции, освещения, фокусировки с их помощью не исправить. Кроме того, пресеты и экшены бесполезны без знания принципов обработки изображений.

Миф 12. Фотография это гламурная работа.

На самом деле, фотографу приходится делать много рутинной или однообразной работы. Если только вы не зарабатываете так много, чтобы нанять кого-то для этой цели.

Миф 13. Ваши фотографии продают ваши услуги.

В фотобизнесе сейчас высокая конкуренция. Хорошие картинки сами по себе не принесут вам денег, для того, чтобы успешно продавать свои услуги, нужно вести грамотный маркетинг и рекламу.

Миф 14. Размер имеет значение.

На самом деле, размер камеры или объектива не имеют значения. Важно то, как вы их используете. Посмотрите на самые лучшие фотографии, сделанные за всю ее историю. Много ли из них снято с самым дорогим оборудованием?

Миф 15. Профессионал может сфотографировать все.

Это не так. Большинство профессионалов работают в какой-то достаточно узкой области, где они проявляют все свои умения и навыки. Не старайтесь объять необъятное, иначе ничему так и не научитесь.

Миф 16. Фотография - это легкие деньги.

Те, кто так думает, долго в фотографии не задерживаются. Большинство профессиональных фотографов держится на плаву, потому что они любят фотографировать. Это достаточно сложный бизнес, поэтому без любви к своему делу вы не добьетесь успеха.

Миф 17. Чтобы стать профессионалом, нужно делать качественные снимки.

Многие люди делают качественные, ошеломляющие фотографии. Но профессионал делает это гораздо быстрее, со стабильным результатом и умеет более эффектно подать свою работу клиенту.

Миф 18. Более дорогая камера позволит вам лучше снимать.

Это не так. Для начала используйте весь потенциал имеющейся техники, освойте основные принципы фотографии. Не попадайте в ловушку того, чтобы обвинять свою технику в том, что у вас плохие снимки.

Миф 19. Сказав, что я профессионал, я автоматически стану им.

На самом деле, профессионализм состоит в том, как вы ведете бизнес и работаете с клиентом, а также какие вы делаете фотографии.

Миф 20. Фотография - это перспективный бизнес

Действительно, это так. Но с ростом производства зеркалок, чтобы остаться в бизнесе и иметь спрос на свои услуги, фотограф должен предлагать то, что не сможет сделать средний потребитель с фотокамерой. Это, в первую очередь, опыт и красивые фотографии.

Миф 21. Цена определяет качество.

Многие фотографы, только пришедшие в фотобизнес, думают, что должны брать за работу столько же, сколько признанные мастера, чтобы доказать свою состоятельность. Тем не менее, у них нет портфолио и опыта, чтобы подтвердить стоимость работы. Потом они удивляются, почему же так мало клиентов. Убедитесь, что ваша цена отражает реальное качество вашей работы и не ждите чудес.

Миф 22. Профессионалы не посещают мастер-классы и семинары.

Я знаю многих состоявшихся профессиональных фотографов, которые посещают семинары и мастер-классы других фотографов. Никто не является экспертом во всех областях и ключ к успеху - это ваше постоянное развитие как фотографа и как бизнесмена.

Миф 23. Людям некогда читать мой блог

Ошибочное мнение. Действительно, сам по себе блог или сайт не сделает вас известным фотографом и должно пройти достаточно много времени, чтобы у вас появились постоянные читатели и подписчики. Тем не менее, интернет в настоящее время является эффективным средством продвижения, поэтому фотограф должен уделять этому время.

Миф 24. Все профессионалы имеют ассистентов для перевозки оборудования.

Помощник или ассистент - это хорошо. Но, скажем, при съемке портретов многие фотографы делают все сами. Фотография, на самом деле, достаточно напряженная физическая работа и фотографу часто приходится таскать тяжелое оборудование самому.

Миф 25. Фотограф сам распоряжается своим временем.

Профессиональная фотосъемка, в частности, портреты и свадьбы, часто требуют работы в неудобные часы. Я часто работаю вечером и в выходные дни, встречаясь с клиентами и фотографируя их.

Миф 26. Все фотографы психологи.

Клиенты считают, что мы точно знаем, что они имеют ввиду, когда говорят: "Мы хотим что-то другое", не предложив никаких дальнейших объяснений. Но мы всего лишь люди и не можем читать мысли клиентов.

Миф 27. Фотограф не должен знать об освещении, он просто использует его.

Свет имеет ключевое значение для ваших фотографий. Зная и понимая природу света и его особенности, фотограф должен уметь как использовать доступный свет, так и работать с осветительным оборудованием. Если фотограф говорит, что у него плохие снимки из-за плохого освещения, значит он не профессионал.

Миф 28. Каждый снимок должен быть достоин размещения в портфолио.

На самом деле, это не так. Большинство фотографов делает очень много фотографий, которые никогда не появляются в их портфолио. Это просто часть нашей работы. Помните, что качество важнее количества.

Миф 29. Большая конкуренция в фотобизнесе.

Отчасти, это так. Но если вы сможете найти свою нишу и делать то, что у вас получается лучше всего, вы добьетесь успеха. Кроме того, вспомните, разве есть какая-то работа или сфера деятельности, где нет конкуренции?

Миф 30. Профессионалы снимают каждый день

Это так, за исключением тех дней, когда вы заняты другими делами: обработка, верстка альбомов и фотокниг, встречи с клиентами, телефонные звонки и ответы на электронные письма.

Миф 31. Ваш художественный взгляд всегда будет оценен клиентом.

Большинство клиентов понятия не имеют о том, что такое хорошая фотография. Главное, чтобы они нравились себе на фотографии. Конечно, есть и исключения.

Миф 32. Быть хозяином самому себе - это здорово.

Конечно, есть плюсы, когда работаешь сам на себя. Однако, это требует высокой самоотдачи и дисциплины, приходится от многого отказываться. Я не смотрю любимые передачи, потому что в это время работаю, всегда ношу с собой камеру, на всякий случай, трачу время на общение в социальных сетях с потенциальными клиентами и т.д.

Фотография - это ответственная работа, требующая настойчивости, самомотивации и стремления сделать работу профессионально.

Миф 33. Профессиональные фотографы теряют свою любовь к фотографии.

Я работаю в среднем 60 часов в неделю и не жалею ни минуты, потому что я люблю свою работу. Я полагаю, что большинство профессиональных фотографов также любит фотографию, иначе бы они не стали этим заниматься.