20.09.2019

Что является целью труда. Цель трудовой деятельности


Цели трудовой деятельности необозримо разнообразны; их можно свести к шести большим группам: гностические (познавательные) , преобразующие (четыре группы) , изыскательские.

Гностические профессии. «Гностические профессии характеризуются следующими особенностями. Любой специалист из группы профессий не участвует в производстве новых продуктов, а в основном оценивает уже имеющиеся продукты (которые были сделаны другими специалистами) , или оценивает отдельные параметры каких-либо изделий. Отличительной чертой этих специалистов является острый интерес к признакам, свойствам определенных объектов или продукции и к их сравнению.

Гностические профессии настолько разнообразны, что среди них выделяется еще группа ведущих действий для достижения гностических целей: классификация – сортировка, проверка по заранее известным качествам; исследование – углубление в сложные связи скрытых, неочевидных процессов, явлений.» .

«Профессии описываемого класса предъявляют определенные требования к работнику. Важны достаточно ярко выраженная познавательная активность, наблюдательность, устойчивость внимания, высокая работоспособность, неутомимость соответствующих органов чувств. Поскольку контроль качества продукции, та или иная оценка объектов, обстановки обычно затрагивает интересы других людей, групп, важно проявлять твердость позиции, принципиальность в выводах.»

Преобразующие профессии. Под преобразованием понимаются любые воздействия специалиста на предмет труда с целью активного изменения или сохранения его свойств, состояний в определенных пределах. Сохранять, охранять - это значит активно бороться с нежелательными спонтанными, самопроизвольными изменениями объекта, с помехами, с отклонениями.

Преобразующая деятельность может быть направлена не только на вещи, но и на виды энергии (инженер-теплотехник, оператор реакторного отделения) , на информацию (телеграфист, библиограф, бухгалтер, архивариус) , на процессы (фотолаборант, диспетчер, газоспасатель, воспитатель детского сада) , на устройство социальной жизни (адвокат, дежурный по вокзалу, нотариус) . Для специалистов, занятых преобразованием крайне важны как процесс, так и результаты влияний на него. Иногда преобразование происходит непосредственно под руками, как например, в работе слесаря, чертежника-картографа или резчика по камню. А иногда работа сводится к созданию условий для изменений в предмете внимания (посеял зерно сегодня, а как оно взойдет? Об этом станет известно только через несколько дней) .

Количество преобразующих профессий также велико и разнообразно. Различают еще три группы:

· профессии, связанные с организацией и упорядочиванием информации, человеческих отношений, с улучшением здоровья, доработкой продуктов, изделий;

· профессии, у которых ведущими целями труда являются оказание влияния, воздействие, обработка;

· профессии с ведущими целями перемещения, обслуживания.

Изыскательские профессии. Специфика изыскательских профессий заключается в том, что специалист обязан находить наилучший вариант, образец решения сложной практической задачи в ходе оперативного поиска при ограниченном времени.

Изготовитель художественных предметов из металла сначала в ходе реализации задуманной идеи разрабатывает эскизы и чертежи будущих изделий, затем по собственным композициям выполняет оригинальные и уникальные вещи.

Владеющий изыскательской профессией всегда должен быть готов отказаться от старого, привычного решения в пользу нового, оригинального. Примерами изыскательских профессий являются: зоотехник-селекционер, скорняк, модельщик по деревянным изделиям, психолог-профконсультант, архитектор, киносценарист, модельер, инженер-конструктор, биолог, живописец и др.

Статья 1. Цели и задачи трудового законодательства

Комментарий к статье 1

Общественная потребность в нормативном регулировании той или иной сферы общественных отношений выявляется с учетом того, каково фактическое состояние соответствующей области жизнедеятельности общества (экономики, политики, социальной сферы и др.). Исходя из этого наряду с решением ряда вопросов определяются цели и задачи правового регулирования соответствующей сферы общест-венных отношений.
В ст. 1 ТК установлены цели и задачи трудового законодательства.
Комментируемая статья, как и трудовое законодательство в целом, основана на системе ценностей, принятых в обществе, а также адресованных субъектам, в отношении которых проявляются эти ценности. Эти цели и задачи трудового законодательства основаны на положениях Конституции РФ, признающих человека, его права и свободы высшей ценностью, соблюдение и защита которых является обязанностью государства (ст. 2 Конституции РФ), и определяющих Россию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, охраняющим труд и здоровье людей, устанавли-вающим гарантированный минимальный размер оплаты труда (ст. 7 Конституции РФ), а также иных базовых положениях Конституции РФ (ст. ст. 15, 17, 18, 30, 37, 45, 46, 55 и др. статьи).
В ч. 1 комментируемой статьи определены три основополагающие цели трудового законодательства.
Первое место занимает установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан согласно Конституции РФ. Это означает, что трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, включают гарантии, которые приобретают значение юридических и носят обязательный характер.
Государство устанавливает гарантии для всех работников (граждан), именуемые как «общие гарантии трудовых прав и свобод» (га-рантии при заключении, изменении и прекращении трудового договора, по оплате труда, продолжительности ежегодного оплачиваемого отпуска, по охране труда и др.). Для отдельных категорий граждан, нуждающихся в повышенной социальной защите (лиц, не достигших 18 лет, инвалидов, женщин и работников с семейными обязанностями), установлены специальные гарантии.
Второй целью трудового законодательства является создание благоприятных условий труда. Достижению этой цели служат нормы ТК о рабочем времени и времени отдыха, оплате и нормировании труда, профессиональной подготовке и повышении квалификации и др. Особенно важную роль в создании благоприятных условий труда играют нормы ТК, обеспечивающие охрану труда, соблюдение требований и организацию охраны труда и др. (см. разд. X ТК).
В качестве третьей цели законодательно закреплена защита прав и интересов работников и работодателей. Нормы по защите и способы такой защиты получили свое закрепление в ТК (см. разд. XIII). В ч. 1 ст. 352 ТК установлено в соответствии с Конституцией РФ (ст. 45) право каждого защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. В ч. 2 ст. 352 ТК предусмотрены основные способы защиты трудовых прав и свобод. Они включают: самозащиту работниками своих прав, общественный способ защиты трудовых прав и законных интересов работников профессиональными союзами, административный способ, главным образом государственный контроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и государственный способ, прежде всего это судебная защита (рассмотрение индивидуальных и коллективных трудовых споров). Очевидно, что эти способы в основном направлены на защиту трудовых прав и свобод работников, так как реализация этих прав и свобод во многом зависит от правоприменительной деятельности, присущей работодателю, который не всегда соблюдает трудовое законодательство и выполняет свои обязанности. Поэтому работник (работники) нуждается в защите своих трудовых прав, гарантиях защиты, включая ука-занные способы их защиты.
Защита прав и интересов работодателя не исключается. Следует исходить из того, что в сфере трудовых отношений работодатель вправе осуществлять свои дисциплинарно-распорядительные и правоприменительные полномочия, а также заключать коллективный дого-вор, участвовать в заключении социально-партнерских соглашений, принимать локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, в порядке, установленном ст. 8, другими статьями ТК.
В ч. 2 комментируемой статьи предусмотрены две основные задачи трудового законодательства, решение которых направлено на достижение целей, названных в ч. 1 комментируемой статьи. Первая из задач требует создания необходимых правовых условий (предпо-сылок) для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений и интересов государства. Более всего служит выполнению данной задачи правовая основа социального партнерства, создающая условия для согласования этих интересов. Взаимодействие социальных партнеров, в котором заинтересовано общество и государство, ориентировано на необходимость оптимального сотрудничества, поиск и достижение консенсуса, стремление учесть и обеспечить согласование различных, а порой противоречивых интересов социальных партнеров с использованием установленных правил и процедурных норм. Система взаимодействия сторон социального партнерства, их представителей, органов государственной власти, органов местного самоуправления, согласно ст. 23 ТК, направлена на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.
Второй основной задачей трудового законодательства является правовое регулирование трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений, которые составляют предмет регулирования трудового права. Трудовым отношениям, возникающим между работником и работодателем, придается главенствующее значение в предмете трудового права и ТК (см. ст. 15). Трудовые отношения, их стороны и основания возникновения трудовых отношений выделены в самостоятельную гл. 2 ТК. Во второй части комментируемой статьи перечислены иные, непосредственно связанные с трудовыми отношения, которые в совокупности с трудовыми отношениями составляют предмет отрасли трудового права (см. коммент. к п. 5 настоящей статьи).
Комментируемая статья в соответствии с Конституцией РФ определяет цели и задачи, выражающие общесоциальные черты трудового права, придающие определенную направленность трудовому законодательству, что не исключает другого основного направления его воздействия на регулируемые отношения. Эти направления, обусловленные указанными целями и задачами, определяются как специфиче-ские функции трудового права, именуемые защитной (социальной) и экономической (производственной) функциями.
В соотношении указанных функций некоторый приоритет имеет защитная функция в силу ряда причин. Прежде всего потому, что работник и работодатель в трудовом отношении занимают неравное положение.
Защитная функция направлена в основном на охрану труда и защиту работника как более слабого участника в трудовом отношении по сравнению с работодателем, являющимся собственником имущества или владеющим им на законном основании и наделенным дисцип-линарной, директивной и нормативной властью. Экономическая (производственная) функция способна учитывать прежде всего интересы работодателей.
В соотношении указанных функций главным являются взаимосвязи как основа их устойчивости, определенного равновесия. Вместе с тем акцент в соотношении экономической и защитной функций объективно переносится с первой на вторую. При осуществлении защитной функции возможно установление пределов эксплуатации труда наемного работника со стороны работодателя и создание защиты прав и учета законных интересов работников, в том числе путем объединения в профессиональные союзы, участия в системе социального партнерства и др. .
———————————
Трудовое право России: Учебник / Под ред. С.П. Маврина, Е.Б. Хохлова. М., 2002. С. 78.

КонсультантПлюс: примечание.
Учебник «Трудовое право России» (отв. ред. Ю.П. Орловский, А.Ф. Нуртдинова) включен в информационный банк согласно публи-кации — КОНТРАКТ, ИНФРА-М, 2010 (3-е издание).

Трудовое право России: Учебник / Под общ. ред. Ю.П. Орловского, А.Ф. Нуртдиновой. М., 2004. С. 4 — 5.

Иные отношения, непосредственно связанные с трудовыми, являются производными от трудовых отношений и применительно к ним по времени своего возникновения, развития и прекращения могут предшествовать трудовым отношениям либо сопутствовать им, а в некоторых случаях и сменять трудовые отношения. Иные отношения, непосредственно связанные с трудовыми, различаются характером прав и обязанностей, сторонами этих отношений, основаниями их возникновения и прекращения.
В комментируемой статье первыми названы отношения по организации труда и управлению трудом. Они являются сопутствующими трудовым отношениям. Возникают эти отношения между работниками и работодателем (их представителями) одновременно с форми-рованием коллектива работников и прекращаются с ликвидацией работодателя (юридического лица) либо прекращением деятельности индивидуального работодателя (физического лица). Отношения по организации труда и управлению трудом получают свое развитие в области управленческой и правоприменительной деятельности. Нормы об участии работников в управлении организацией, установленные ст. 53 ТК, направлены на индивидуальное участие работника (например, внесение предложений работодателю по совершенствованию деятельности организации, обсуждение с работодателем вопросов о работе организации и др.) или непосредственное участие работников в управлении организацией (например, выборы на общем собрании (конференции) представителей в КТС в порядке, установленном ст. 384 ТК, и др.). В основном участие работников в управлении организацией осуществляется через их представителей (представительные органы), традиционно ими являются профессиональные союзы. Иные представители избираются работниками в случаях и порядке, предусмотренных ТК.
Формы участия работников в управлении организацией согласно ст. 53 ТК определяются ТК, учредительными документами орга-низации, коллективным договором или локальным нормативным актом работодателя, принятым в установленном ТК порядке (ст. 8 ТК).
К предшествующим трудовым отношениям относятся отношения по трудоустройству, возникающие для содействия в обеспечении граждан работой в условиях функционирования рынка труда, в том числе с помощью государственной службы занятости. Для некоторых категорий граждан (несовершеннолетних лиц, не достигших 18 лет, инвалидов и др.) законом предусмотрена квота рабочих мест. Нормы, регулирующие отношения по трудоустройству, содержат гарантии социальной поддержки гражданам, ищущим работу, полномочия и обя-занности работодателей в области занятости и трудоустройства граждан и др. В этих отношениях участвуют граждане и работодатели, государственные службы занятости, а в установленных случаях — профсоюзы.
Отношения по профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации непосредственно у данного работодателя обычно сопутствуют трудовым отношениям. Они могут предшествовать трудовым отношениям, если профессиональная подготовка или повышение квалификации осуществляются до возникновения трудовых отношений. В этом случае стороны этих отношений — работодатель и работник — заключают ученический договор или договор (соглашение) о направлении работника на соответствующую форму профессиональной подготовки, переподготовки или повышения квалификации, последние из указанных отношений сопутствуют трудовым (см. коммент. к ст. ст. 196 — 208).
Отношения по социальному партнерству, ведению коллективных переговоров, заключению коллективных договоров и соглашений сопутствуют трудовым отношениям. Правовую основу для развития этих отношений составляет разд. II ТК, посвященный социальному партнерству в сфере труда (см. коммент. к ст. ст. 23 — 53). Отношения по социальному партнерству, ведению коллективных переговоров и заключению коллективных договоров возникают по инициативе любой из сторон: работников или работодателя (работодателей) в лице уполномоченных в установленном порядке представителей (см. коммент. к ст. ст. 25, 29 — 34). Указанные отношения направлены на уста-новление условий и оплату труда работников, охрану и безопасность труда, занятость, социальную защиту работников и другие важные условия, а также на осуществление контроля за выполнением коллективного договора либо соглашений. ТК установлены и другие формы социального партнерства (см. коммент. к ст. 27), в связи с чем могут возникать соответствующие отношения.
Отношения по участию работников и профессиональных союзов в установлении условий труда и применении трудового законода-тельства в предусмотренных законом случаях сопутствуют трудовым отношениям. Эти отношения возникают между работниками и проф-союзами с работодателем, руководитель выступает представителем работодателя, если им является юридическое лицо (организация). Ра-ботников во всех случаях в данном отношении представляют только профессиональные союзы. Эти отношения направлены на установление условий труда и применение трудового законодательства. Решения, касающиеся указанных вопросов, работодатель принимает, как это следует из ст. 371 ТК, с учетом мнения соответствующего профсоюзного органа в случаях, предусмотренных ТК. Наряду с этим установлен порядок учета мнения выборного органа первичной профсоюзной организации при принятии локальных нормативных актов (см. коммент. к ст. 372). В ТК предусмотрено участие выборного профсоюзного органа в рассмотрении вопросов, связанных с расторжением трудового договора по инициативе работодателя (см. коммент. к ст. ст. 82, 373).
Указанные отношения являются «длящимися», они возникают с момента избрания профсоюзного комитета и продолжаются до пре-кращения его полномочий. Следует иметь в виду, что права профсоюзов определены ТК, Федеральным законом от 12.01.1996 N 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (в ред. от 28.12.2010) , а также могут получить свое развитие в кол-лективных договорах и соглашениях.
———————————
СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 148; 2002. N 12. Ст. 1093; N 30. Ст. 3033; 2003. N 27. Ст. 2700 (ч. 1); N 50. Ст. 4855; 2004. N 27. Ст. 2711; 2005. N 19. Ст. 1752; 2008. N 30 (ч. 2). Ст. 3616; 2009. N 1. Ст. 17; 2010. N 27. Ст. 3430; 2011. N 1. Ст. 16.

Отношения по контролю (надзору) (в том числе профсоюзному контролю) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, сопутствуют трудовым отношениям. Они возникают между работода-телем (его представителем обычно выступает руководитель, если работодателем является юридическое лицо, организация) и федеральной инспекцией труда либо соответствующими федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также органами местного самоуправления или профсоюзами, создаваемыми ими профсо-юзными инспекциями труда (см. коммент. к ст. ст. 353, 354, 356, 360, 370). Эти отношения функционируют в ходе реализации указанными органами, прежде всего федеральной инспекцией труда, своих полномочий в области государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, — всеми работодателями на территории РФ (см. ст. 353 и коммент. к ней). На профсоюзах, их органах и создаваемых ими профсоюзных инспекциях лежит общественный (профсоюзный) контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, а также контроль за выполнением условий коллективных договоров и соглашений (ст. 370 ТК).
Вытекающими из трудовых являются отношения по разрешению трудовых споров, которые в зависимости от того, между кем воз-никает спор (стороны спора) и по поводу чего спор возникает (предмет спора), подразделяются на индивидуальные трудовые споры и кол-лективные трудовые споры. Индивидуальные трудовые споры возникают из трудовых отношений, а коллективные — из отношений, непо-средственно связанных с трудовыми (например, профсоюз и представители работодателя не достигли соглашения о заключении коллек-тивного договора, в связи с этим возникает коллективный трудовой спор). Индивидуальный трудовой спор может возникнуть между от-дельным работником и работодателем по поводу применения трудового законодательства, соглашения, локального нормативного акта, коллективного договора, условий трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда). Ин-дивидуальные трудовые споры рассматриваются в органах по рассмотрению индивидуальных трудовых споров: в КТС и суде. Основанием возникновения отношений по рассмотрению индивидуальных трудовых споров является обращение заинтересованного работника с заявлением (иском) в КТС или суд. Порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров регулируется ТК (см. коммент. к ст. ст. 381 — 390), а в суде порядок их рассмотрения установлен гражданским процессуальным законодательством и частично ТК (см. коммент. к ст. ст. 391 — 397). Эти отношения могут предшествовать, сопутствовать или следовать за трудовыми отношениями в зависимости от предмета спора (например, исковые требования граждан об отказе в заключении трудового договора предшествуют трудовым отношениям, иски работников об отстранении от работы или переводе на другую работу сопутствуют трудовым отношениям, исковые заявления лиц, уволенных с работы и обратившихся в суд с иском о восстановлении на работе, следуют за трудовыми отношениями).
Коллективные трудовые споры между работниками (их представителями) и работодателями (их представителями) возникают по поводу установления и изменения условий труда (включая заработную плату), заключения, изменения и выполнения коллективных дого-воров, а также в связи с отказом работодателя учесть мнение выборного представительного органа работников при принятии локальных нормативных актов.
Коллективные трудовые споры разрешаются на основе примирительных процедур на соответствующих этапах разрешения спора: в примирительной комиссии, с участием посредника и (или) в трудовом арбитраже и в крайнем случае путем проведения забастовки, когда стороны вновь, используя примирительные процедуры, ищут выход на соглашение. Порядок рассмотрения коллективных трудовых споров установлен ТК (см. коммент. к ст. ст. 398 — 418). Отношения по разрешению коллективных трудовых споров всегда являются сопутствующими трудовым отношениям.
В число иных отношений, непосредственно связанных с трудовыми, включены отношения по обязательному социальному страхованию в случаях, предусмотренных федеральными законами. К ним относится Федеральный закон от 29.12.2006 N 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (в ред. от 03.12.2011) .
———————————
СЗ РФ. 2007. N 1 (ч. 1). Ст. 18; 2009. N 7. Ст. 781; N 30. Ст. 3739; 2010. N 40. Ст. 4969; N 50. Ст. 6601; 2011. N 27. Ст. 3880; официальный интернет-портал правовой информации. URL.

Целями трудового законодательства являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей.


Основными задачами трудового законодательства являются создание необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, интересов государства, а также правовое регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений по:


организации труда и управлению трудом;


трудоустройству у данного работодателя;


подготовке и дополнительному профессиональному образованию работников непосредственно у данного работодателя;


социальному партнерству, ведению коллективных переговоров, заключению коллективных договоров и соглашений;


участию работников и профессиональных союзов в установлении условий труда и применении трудового законодательства в предусмотренных законом случаях;


материальной ответственности работодателей и работников в сфере труда;


государственному контролю (надзору), профсоюзному контролю за соблюдением трудового законодательства (включая законодательство об охране труда) и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;


разрешению трудовых споров;


обязательному социальному страхованию в случаях, предусмотренных федеральными законами.




Комментарии к ст. 1 ТК РФ


1. Трудовые права и свободы граждан установлены в ст. 37 Конституции РФ. Согласно статье:

труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию;

принудительный труд запрещен;

каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом МРОТ, а также право на защиту от безработицы;

государством признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку;

каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.

2. Статья 21 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1 устанавливает гарантии охраны здоровья граждан, занятых отдельными видами профессиональной деятельности.

В целях охраны здоровья граждан, предупреждения инфекционных и профессиональных заболеваний работники отдельных профессий, производств, предприятий, учреждений и организаций, перечень которых утверждается уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти, проходят обязательные предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры.

Постановлением Правительства РФ от 8 сентября 1999 г. N 1020 утв. Перечень профессий и должностей работников, обеспечивающих движение поездов, подлежащих обязательным предварительным, при поступлении на работу, и периодическим медицинским осмотрам.

Положение о порядке проведения обязательных предварительных, при поступлении на работу, и периодических медицинских осмотров на федеральном железнодорожном транспорте утв. Приказом МПС России от 29 марта 1999 г. N 6Ц.

Инструкция МПС России от 1 мая 1998 г. N ЦУВС-552 установила порядок организации и проведения предрейсовых медицинских осмотров работников локомотивных бригад.

Порядок проведения предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на вредных работах и на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 16 августа 2004 г. N 83.

Гражданин может быть временно (на срок не более 5 лет и с правом последующего переосвидетельствования) или постоянно признан непригодным по состоянию здоровья к выполнению отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности. Такое решение принимается на основании заключения медико-социальной экспертизы в соответствии с перечнем медицинских противопоказаний и может быть обжаловано в суд.

Перечень медицинских противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения и пересматривается не реже 1 раза в 5 лет.

Работодатели несут ответственность за выделение средств на проведение обязательных и периодических медицинских осмотров работников в случаях и порядке, предусмотренных законодательством РФ, субъектов РФ.

3. В соответствии со ст. 23 Постановления ВС РСФСР от 22 ноября 1991 г. 1920-1 "О Декларации прав и свобод человека и гражданина":

каждый имеет право на труд, который он свободно выбирает или на который свободно соглашается, а также право распоряжаться своими способностями к труду и выбирать профессию и род занятий;

каждый имеет право на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, на равное вознаграждение за равный труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного законом МРОТ;

каждый имеет право на защиту от безработицы;

принудительный труд запрещен.

В соответствии со ст. 24 названной Декларации:

каждый работник имеет право на отдых;

работающим по найму гарантируются установленные законом продолжительность рабочего времени, еженедельные выходные дни, праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск, сокращенный рабочий день для ряда профессий и работ.

4. Закон определяет поведение законодателя в процессе развития трудового законодательства. Согласно ст. 7 Конституции РФ Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Труд в социальном государстве имеет 3 взаимосвязанные цели: 1) получение прибыли собственником; 2) рост благосостояния населения, в том числе наемных работников; 3) самореализация работников.

Эти цели объективно присущи трудовому законодательству. Их следует включить в ст. 1 ТК, а также в коллективные договоры предприятий.

5. Цели и задачи международно-правового регулирования труда приведены в программных документах МОТ, в частности в Декларации МОТ "Об основополагающих принципах и правах в сфере труда" (1998 г.), провозгласившей основные направления в развитии трудовых отношений в мире (недопущение дискриминации, принудительного труда, свобода объединения и коллективных переговоров, ликвидация детского труда). Именно эти основополагающие начала лежат в основе регулирования трудовых и связанных с ними правоотношений в российской правоприменительной практике на основе норм ТК. Смысл и природа всех норм должны толковаться и пониматься именно с позиций данных принципов.

6. Одной из основных задач трудового законодательства является также решение вопросов, связанных с трудоустройством, профессиональной подготовкой и профессиональной ориентацией. Внимание, уделяемое международными нормами вопросам профессиональной ориентации и профессиональной подготовки, обусловлено тем, что эти аспекты должны быть важными в общей политике в сфере труда. Более того, в условиях существования рынка труда чрезвычайно важно определить потребности в рабочей силе в разных отраслях на ближайшую и отдаленную перспективу. С ростом безработицы вопросы подготовки и особенно переподготовки кадров становятся частью механизма перераспределения рабочей силы и адаптации к меняющемуся соотношению между различными экономическими секторами, а именно промышленностью, сферой торговли, услуг, сельским хозяйством. Наконец, профессиональная ориентация и профессиональная подготовка могут и должны стать неким механизмом удовлетворения личных притязаний каждого работника.

Конвенция N 142 МОТ "О развитии людских ресурсов" (1975 г.) устанавливает обязательства стран принимать и осуществлять всестороннюю скоординированную политику в области профподготовки, а также программы профессиональной ориентации и профессиональной подготовки. Такая политика и программы должным образом учитывают потребности, возможности и проблемы занятости как на национальном, так и на региональном уровнях; стадию и уровень экономического, социального и культурного развития и, кроме того, позволяют всем лицам на основе равенства и без дискриминации развивать и применять свои способности к труду в собственных интересах с учетом потребностей общества. На основе скоординированной политики разрабатываются и совершенствуются открытые, гибкие и дополняющие друг друга системы общего и профессионально-технического образования, школьной и профессиональной ориентации и профессиональной подготовки. Наличие полноценной информационной базы способствует выбору профессии, повышению образовательного уровня, созданию перспектив в области занятости и продвижения по работе.

Выделение в качестве задачи трудового законодательства достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений и интересов государства отражено в Конвенции N 154 МОТ "О коллективных переговорах" (1981 г.). Коллективные переговоры понимаются как многоуровневая координируемая деятельность, с одной стороны, работодателей и их представителей, а с другой - работников и их представителей. Система ведения коллективных переговоров призвана охватить все звенья системы трудовых отношений. Государство по отношению к ней выступает в качестве механизма содействия ведению переговоров, их поощрения и создания для них необходимых процедур.

Труд представляет собой деятельность, направленную на производство определенных общественно полезных (или по крайней мере потребляемых обществом) продуктов — материальных или идеальных. Трудовая деятельность - ведущая, главная деятельность человека. Человечество (как вид) прекратило бы свое существование, если бы перестало трудиться. Поэтому трудовая деятельность может рассматриваться как специфическое видовое поведение человека, обеспечивающее его выживание, победу над другими видами и использование им сил и веществ природы.

Целями трудовой деятельности могут быть вещи, потребляемые людьми, и вещи, необходимые для производства таких потребляемых вещей, — хлеб и машины, мебель и орудия, одежда и автомобили и т. д. Это может быть энергия (тепло, свет, электричество, движение) и средства информации (книги, чертежи, фильмы). Наконец, это могут быть идеологические продукты (наука, искусство, идеи) и действия, организующие поведение и труд людей (управление, контроль, охрана, воспитание) .

При этом несущественно, нужен ли производимый человеком продукт для удовлетворения его собственных потребностей. Достаточно, если продукт этот нужен обществу в целом. Соответственно цели деятельности человека перестают определяться его личными потребностями. Они задаются ему обществом, а сама деятельность принимает форму выполнения определенного общественного задания. Таким образом, трудовая деятельность людей является по своей природе общественной. Потребности общества ее формируют, определяют, направляют и регулируют.

Общественной является эта деятельность и по ее характеру. Благодаря разделению труда в современном обществе ни один человек не только не производит всего того, что ему требуется, но почти никогда не участвует в производстве хотя бы одного продукта с начала до конца. Поэтому все, что требуется для жизни, человек должен получать от общества в обмен на свой труд. Потребности личности по внешней видимости удовлетворяются не ее собственным трудом, а обществом. Как это происходит, определяется системой производственных отношений, господствующей в обществе. Поэтому производство любого продукта в обществе является одновременно и производством определенных отношений людей в процессе труда, распределения, обмена и потребления его продуктов.

Тем самым действия, которые выполняет человек в труде, определяются не биологической потребностью, а поставленной производственной целью и его отношениями к другим людям в процессе осуществления этой цели. Для выполнения и регулирования такого рода действий необходимо использование высших процессов переработки информации, и прежде всего воображения и мышления.

Отсюда явствует, что нет нужды придумывать какие-то особые свойства “духа”, чтобы обосновать источники этих удивительных свойств человеческой психики. Их необходимость обусловлена закономерностями человеческой деятельности, т. е. вытекает из самой формы существования человека как общественно-трудового существа.

Требуя для своего осуществления высших психических функций, коллективная трудовая деятельность одновременно создает предпосылки и условия для их формирования в процессе развития человечества.

Возьмем, к примеру, поведение загонщика в первобытной охотничьей орде. Его действия сами по себе не направлены на овладение добычей. Больше того, если бы он действовал один, то эти действия привели бы к тому, что он остался бы голоден — добыча легко бы ускользнула. Поэтому вся его деятельность приобретает смысл только в сочетании с деятельностью других людей — охотников. Чтобы достичь цели, загонщик должен учитывать действия охотников-гнать оленя на них, а не куда попало. Тем самым цель его действия перестает быть биологически значимой и становится общественно значимой. Она отражается не в форме внутренних инстинктивных переживаний, а через восприятие действии над объектами внешней реальности. Так самой практикой образы объектов и действий над ними отрываются от переживания биологической потребности, понуждающей к деятельности.

Решающей чертой труда, которая в корне отличает его от простого присвоения продуктов природы, является то, что он связан с изготовлением и применением орудий, т. е. использованием воздействия одних вещей на другие. Поэтому в процессе труда обнаруживаются объективные свойства вещей по отношению друг к другу. И всякий труд представляет собой деятельность, которая руководствуется этими объективными свойствами вещей, а не их биологическим значением. Например, чтобы сделать костяной наконечник для копья, нужно учитывать относительную твердость костей, а не их съедобность. И действия по изготовлению изделий из кости управляются этими объективными свойствами костей, а не их вкусом или питательностью.

Таким образом, само практическое общественное трудовое бытие людей порождает для них новые значения вещей и новое отношение к ним. Сама коллективная деятельность выделяет в вещах их объективные свойства. Она заставляет обмениваться информацией с другими людьми и закреплять эту информацию в особых коммуникативных действиях — речи. Именно коллективная деятельность заставляет увидеть в других людях соучастников деятельности. Наконец, она учит направлять свои действия идеальными целями и определять их общественным опытом.

Но такое отношение к реальности и составляет, основу сознания. Оно превращает человека в субъекта деятельности по отношению к вещам и личность — по отношению к людям. Оно делает человека из раба окружающего мира господином над ним, позволяет человеку преобразовывать этот мир и стремиться к отдаленным целям, превращает действия человека в сознательную планомерную деятельность, а его пребывание на Земле из приспособительного существования — в активную жизнь, имеющую смысл и высокую цель.

ЛИТЕРАТУРА

1. Анисимов О.С. Методологическая версия категориального аппарата психологии. — Новгород: НЗКШ, 1990.

2. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., Политиздат, 1975.

3. Общая психология. Под ред., Петровского А.В. — Москва: Просвещение, 1986.

4. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. — Москва: Политиздат., 1982.