11.07.2019

Что такое референтная группа в психологии. Понятие «референтная группа». Виды референтных групп. Отличительные черты моды


Референтность – это способность группы косвенным образом воздействовать на возникновение и формирование мнений, идеалов, поведение человека. Этот фактор взаимодействия не имеет взаимосвязи с эмоциональными привязками и реакциями (суждения эмоционально значимого человека могут восприниматься менее весомо, чем мнение эмоционально нейтрально воспринимаемого человека). Ценности, присущие личности складываются не из идеалов группы, к которой принадлежность человека исключительно формальна, но формируются группированием людей, куда индивид стремится или чувствует внутреннюю причастность.

Для оказания референтного воздействия не обязательно непосредственно контактировать, быть формально значимым и даже реалистичным. В процессе взросления эталонные группирования личности сменяются, изменяется уровень их значимости, относительно смещения симпатий. В психологии появилась методика референтометрии, основными показателями которой являются значения симпатии и антипатии. Зрелой личностью считается человек, который овладел способностью меньше ориентироваться на социум, а больше на собственное мировоззрение и моральные устои.

Знание референтных отношений, как системы и понимание их функционирования облегчает построение групповых занятий психологической работы с целью коррекции, как внутригруппового пространства, так и отдельно взятых личностей. Используется референтность, помимо психологии, в лингвистике, биологии, социологии и пр.

Что такое референтность?

С появлением социального устройства общества, человек, рождаясь, уже принадлежит к различным группированиям. У родившегося младенца уже есть социальные группирования (родительская семья, национальное и духовное окружение), они все делятся по социальному, духовному и финансовому статусу. Дальше, когда человек развивается, количество групповых принадлежностей растет, и появляется осознанность, а не данность вступления в них.

Определение референтности ввел Г.Хайман, и понимал референтность, как вид взаимоотношений, при котором мнение, складывающееся у человека относительно характеристик себя и мира, ценностей и выстраиваемых целей, ощущение и определение жизненных устоев связаны с тем, к какой группе он самопричисляется, с кем себя соотносит. Объектом референтных взаимоотношений могут быть люди или отдельный человек, реально существующий или нет.

Сама референтность имеет возможность к проявлению при взаимодействии субъекта со значимыми объектами в групповой деятельности. Под объектами могут пониматься как участники деятельности, так и их эмоциональные реакции, качества характера, возникающие трудности. Данный вид взаимодействия опосредован, и происходит через обращение личности в ситуации ориентации своих оценок к значимой эталонной группе. По механизму действия отношения референтности делят на неинтернализованные (когда извне диктуется поведение) и интернализованные (обусловленность не внешними воздействиями, а сознательно переработанными факторами, которые уже стали внутренними человека).

В референтности отображается мера значимости объекта или группирования, и существует эта значимость исключительно в восприятии конкретного субъекта относительно объектов. Принадлежность к определенным группированиям людей изменяет личность, посредством нормам, свойственных этим объединениям.

Межгрупповая референтность имеет место, когда личность стремится к достижению, обращается к определенной внешней эталонной группе, которая определяет базовые ценности и общественно значимые нормы, соответствующие ее мировоззрению. Определяется межгрупповая референтность социальными установками группы, ее ценностями, векторами развития.

Референтность имеет широкое влияние на реакции и личность человека, которое исходит из требований социума подчиняться ее нормам, соответствовать поведением присущим стандартам. Более глубокое влияние это ценностно-ориентированное, когда человек вбирает в себя моральные и этические правила данного группирования, это внутренний процесс принятия, который невозможно насадить требованиями извне. И последний пласт влияния это информационный, так как информация, исходящая от положительно воспринимаемой референтной группы не проходит должного уровня критики и считается человеком априори как верная, заслуживающая доверия и реализации.

Принцип референтности

Уникальную важность для исследования личности имеет изучение не только ее отдельных характеристик, но также и межгрупповых тенденций и взаимоотношений, вносящих вклад в ход формирования человеческих реакций и взглядов.

Определение референтности используется в построении экспериментальных психодиагностических исследований, которые базируются на определенных принципах. Это принцип адекватности (соответствие метода исследования изучаемому явлению), параллельности (регистрация показателей параллельно изучаемому процессу), экстремальности (создание такой критической ситуации, когда максимально ярко проявляются изучаемые свойства), регистрации градиента (регистрация параметров в разноплановых ситуациях), последовательного объяснения (использование для объяснения только двух ближайших уровней обобщения), психологической целесообразности (не все процессы имеют психологическую природу) и принцип референтности.

Принцип референтности используется для упрощения и рационализации исследовательского процесса в ситуациях, когда в отдельно взятой локации, как в фокусе, отображается вся исследуемая система. В этом случае пропадает необходимость проведения огромного числа регистрационных данных, что ускоряет процесс исследования и повышает его точность и эффективность. Данный принцип применим и к другим научным областям, где действуют схожие законы отображения.

При изучении отношения человека к различным группированиям людей можно составить его личностный портрет, выявить мотивационную направленность, профессиональную ориентированность. Исследование системы данных отношений не только многоплановый метод психодиагностики, но также метод формирования и развития личности, ее ведущих ориентаций, мотивов.

Важен принцип референтности в вопросах педагогической деятельности. Выявление эталонных группирований ребенка, значимых идей и людей помогает сформировать необходимые качества личности. При правильном использовании этих данных и благодаря использованию принципа референтности, можно подтолкнуть человека к определенным суждениям и действиям. Какого они будут характера или направленности зависит от значимого группирования, так как ребенок не будет особо критически воспринимать информацию, подаваемую референтной группой или ее представителем.

Референтность группы

Служит для человека ориентиром и источником стилей поведения, экстерериоризированных или интереоризированных норм и порядков, которые используются им впоследствии для сравнения непосредственно характеристик себя, происходящих событий, поведения окружающих людей; может быть реальной или условной.

Различают нормативные (когда источник приходит как назидание) и сравнительные (когда источник является эталоном для оценки и сравнения себя и социума) референтные группы; положительные (чьи взгляды, устои и правила являются примером и ориентиром, куда индивид хочет примкнуть) и отрицательные (противоположность ценностей этой группы ценностям индивида, вызывающие неприятие). Выделяют информационные, ценностные, утилитарные и группы самоидентификации.

Информационная – группа, где личность доверяет исходящей информации, особо не подвергая ее критике и проверке параметров надежности и достоверности.

Ценностная – это группа, пропагандирующая ценности и идеи, которых придерживается человек (реальная или мнимая).

Утилитарная – группа, которая способна и имеет необходимые возможности и инструменты для награждения или наказания.

Группа самоидентификации – реальная группа принадлежности, которая вынуждает человека к следованию норм и стилям поведения ею одобряемых.

Референтные группы – эталонные группы, принадлежность к которым рассматривается и внутренне оценивается личностью, как благоприятное развитие событий. Под присутствием в эталонной группе подразумевается не столько фактическое состояние, сколько ощущение психологической близости его идеалов. Количество эталонных группирований у человека не ограничивается одной группой (первичные – семья, друзья, коллеги; вторичные – общественные и религиозные организации), но стремление состоять в них не всегда доступно реализации в силу жизненных обстоятельств, так выделяют реальные и воображаемые эталонные группирования.

Функции эталонных групп в отношении регулирования жизненных проявлений человека следующие: источник информации и опыта, эталон моральных и поведенческих норм, отражение и ее проявлений.

Сверхориентация человека на выбранную им группирование может приводить к нарушению психики и истощению физических сил организма. Происходит это, когда для исполнения действий и ролей принятой в этой группе у человека недостаточно способностей, образования, ресурса и пр.

При выборе человеком эталонных группирований могут возникать , которые обусловлены наличием противоречий. Возникновение таких конфликтов обусловлено ситуациями, при которых нормы реальной группы, где состоит человек и идеальной референтной группы не совпадают, или же при выборе человеком двух референтных группирований с противоположными идеями.

Служащей для человека своеобразной системой отчета, стандартом для других и себя. Это источник формирования ценностных убеждений, ориентаций и

Классификация их осуществляется по нескольким основаниям:

  • по исполняемым функциям различаются сравнительные и нормативные;
  • по основанию членства - идеальные и группы присутствия;
  • с учетом согласия или отрицания индивидом ценностей и норм существуют отрицательные и положительные.

Рассмотрим выделенные феномены более подробно.

Нормативная референтная группа - это источник норм, которые регулируют поведение человека, являясь ориентиром в отношении значимых проблем. Сравнительная же - эталон для оценки окружающих и себя.

Референтная группа присутствия - общность, членом которой будет являться индивид. Она значительно отличается от идеальной. В ее рамках индивид желает ориентироваться на ее нормы и ценности в поведении, в оценках событий, в отношении к людям. Но по каким-то причинам человек в нее не входит, хотя она является для него притягательной. Причем, идеальная общность может быть как реально существующей, так и вымышленной. В данном случае примером для оценок, жизненных убеждений и идеалов выступают герои и исторические персонажи.

В положительной референтной ценности и нормы соответствуют полностью представлениям каждого индивида. В отрицательной же - значимость и важность оценок и мнений, которые пропагандируются в общности, чужды и противоположны убеждениям индивида. Поэтому он в поведении старается получать негативные оценки, «неодобрение» своей позиции с ее стороны.

Типология

1). Эталонная референтная может быть реально существующей, а также воображаемой, которая является результатом конструирования. Ее члены часто даже не подозревают, что они являются одной сплоченной общностью.

2). Информационная референтная группа является группой людей, информации которых мы доверяем. В ней выделяются:

  • носители знаний и опыта, которые использовали данную услугу или группу;
  • эксперты оцениваются обычно в качестве наиболее сведущих в данной области, суждение которых точно сможет отразить имеющиеся качества товара, явления, услуги и так далее.

3). Общность самоидентификации - это группа, к которой человек вынужден принадлежать, находясь постоянно под прессом ее ценностей и норм. В такой ситуации индивид хотел бы избежать влияния извне, но ему это не удается.

4). Самой распространенной является ценностная референтная группа. Социология смогла сформировать богатый теоретический и эмпирический материал при ее изучении. Ценностная общность является реальной или мнимой группой людей, которая рассматривается индивидом как яркий носитель, выразитель тех убеждений, которые он и разделяет. Но, поскольку она активно исповедует их при помощи своего стиля жизни, человек стремится постоянно подражать ей, следуя принятому способу поведения. Как правило, индивид не принадлежит к данной группе, находясь далеко от нее как в социальном, так и физическом пространствах. В такой роли выступают "звезды" кино, спорта, герои, поп-музыканты, а также выдающиеся деятели той сферы, которая значима для человека.

5). Утилитарная группа - это общность, располагающая арсеналом негативных и позитивных санкций. Она способна как наказать, так и наградить индивида. В нее вступают обычно мнимые и реальные люди, разделяющие ее убеждения.

Но нужно иметь в виду следующее. Одна и та же референтная группа может выступать в разном качестве, поскольку это будет во многом зависеть от конкретной ситуации и условий ее функционирования.

Референтная группа (reference group) - это группа, чья предпола­гаемая позиция или ценности используются индивидуумом как основа для текущего поведения. Группа принадлежности и рефе­рентная группа индивидуума могут не совпадать и оказывать разно­направленное воздействие на индивидуума.

Референтная группа - это группа, которую индивидуум использует в качестве ориентира для поведения в конкретной ситуации. Референтные группы форми­руют стандарты (нормы) и ценности, детерминирующие перспективу мышления и поведения человека.

Первичные группы обычно оказывают наибольшее влияние. Это со­циальные объединения, которые достаточно малы и поэтому позволя­ют неограниченное взаимодействие «лицом к лицу». Они существуют потому, что «подобное привлекает подобное». Согласие и мотивиро­ванное участие - характеристики таких групп. В результате члены де­монстрируют рыночное сходство в верованиях и поведении. Семья - наиболее очевидный пример сильно влияющей первичной группы.

Вторичные группы также предполагают контакт «лицом к лицу», однако менее всеобъемлющий и влиятельный в формировании мышления и поведения. Примерами являются профессиональные ассоциации, профсоюзы, местные ор­ганизации.

Группы устремления (aspiration groups) - это группы, с которыми индивидуум стремится себя ассоциировать. Группы устремления имеют собственные нормы, ценности, поведение. Человек стремится усвоить нормы, ценности и поведение людей групп устремления. Иногда имеет место ожидание включения в группу и мотивация вес­ти себя соответственно.

Диссоциативные группы (dissociative groups) - группы, членства в которых индивидуум мотивированно избегает. Например, группы асоциального поведения, неприемлемого образа или стиля жизни. Например, диссоциативной группой для профессионалов являются безработные, алкоголики, наркоманы, бомжи и даже просто неудач­ники.

Формальные группы характеризуются определенным, известным списком членов; организация и структура зафиксированы в письмен­ной форме. Примеры - партии с формальным членством, профессио­нальные ассоциации, компании и госструктуры.

Влияние формальных групп на поведение различно и зависит от мотивации индивидуума принять групповые стандарты и соответст­вовать им. Степень ожидаемого и требуемого соответствия, согласо­ванности групповым стандартам также может существенно разли­чаться.

Неформальные группы гораздо менее структурированы и преиму­щественно основываются на дружеской или коллегиальной ассоциа­ции. Нормы могут быть строгими, но редко зафиксированы в пись­менной форме. Воздействие на поведение может быть сильным, если индивидуумы мотивированы социальным принятием. Здесь также высокая степень межличностного, «лицом к лицу» взаимодействия, которое еще более увеличивает силу, с которой выражаются и закре­пляются ожидания и санкции.

Вы также можете найти интересующую информацию в научном поисковике Otvety.Online. Воспользуйтесь формой поиска:

Еще по теме Понятие «референтная группа». Виды референтных групп.:

  1. Прочтите внимательно слова, определите, по ка­ким критериям они объединены в группы. Составьте «дик­тант на засыпку» с любой группой слов .
  2. Словесные оппозиции и классы слов как отражение лексической парадигматики. Лексико-семантическая группа (парадигма). Тематическая группа. Семантическое поле.
  3. Понятие «социальная группа» и классификация групповой принадлежности по­требителя.
  4. 2.1. Тема занятия: Общие положения криминалистической методики расследования отдельных видов и групп преступлений. Методика расследования преступлений в зависимости от субъекта преступлений и расследования преступлений, совершенных организованными преступными группами

Понятие «референтная группа»

Определение 1

Референтная группа – это понятие, используемое в психологии и педагогике для обозначения реальной или воображаемой социальной общности (объединения), которая выступает в качестве эталона, стандарта в сознании человека, а также источником ценностных ориентаций, которые являются главенствующими в современном обществе.

По сути, благодаря референтной группе мы можем располагать теми нормами, которые на сегодняшний день наиболее известны и востребованы в различных социальных кругах.

Референтной может быть лишь та группа, которая признана самим индивидом как основное средство отсчета оценки себя и окружающих. В нашем современном обществе в референтную группу входят лица, которые обладают наиболее положительным набором качеств, которые оказывают позитивное влияние на их жизнедеятельность, а также на здоровье, отношения с окружающими.

Замечание 1

Первым, кто ввел понятие «референтная группа», стал социальный психолог и специалист в исследовании особенностей человеческой психики Г. Хаймон. Сделал он это в 1942 году, тем самым дав толчок развитию новой главы в истории социальной психологии. Референтную группу он обозначил как особое социальное объединение, обладающее уникальными чертами. Данное объединение используется индивидом для того, чтобы сравнить собственное положение с желаемым относительно как раз этой референтной группы.

Но референтная группа – это не только эталон: вся деятельность внутри нее направлена на то, чтобы максимально четко ориентировать поведение субъекта в специфических ситуациях, например, поведение в:

  • политических партиях,
  • этнических, национальных и расовых организациях,
  • религиозных сектах и неформальных объединениях.

Но современный мир развивается таким образом, что специфические ситуации происходят не только в особых группах, но и в условиях брачно-семейных и дружеских отношений.

Виды и типы референтных групп

Классификация референтных групп производится по достаточно широкому спектру признаков. Это связано с тем, что общество развивается, а вместе с ним развиваются и типы взаимоотношений и взаимодействий, в которые оказываются вовлеченными индивиды. Авторы указывают, что даже данная классификация является очень относительной и приближенной к понятию о видах и типах референтных групп.

Во-первых, референтные группы подразделяются на виды по степени личного воздействия на индивида. Сюда входят первичные и вторичные референтные группы. Таким образом, первичная – та референтная группа, которая оказывает более заметное влияние на личность, и именно в ней отражается наибольшая сплоченность индивидов. К первичной референтной группе относится семья, потому что именно в семье человек проводит большее количество времени. Особо это заметно в период первичной социализации, поскольку человек получает понимание о традициях, нормах, обычаях именно из семьи. В свою очередь, вторичная референтная группа, в отличие от первичной, оказывает меньшее влияние. В ней взаимоотношения участников имеют не постоянный характер, а ситуационный. К таким группам относятся трудовой коллектив, общественная организация, профсоюз.

Также классификация референтных групп производится по следующим признакам:

  1. По особенностям отношений внутри групп – формальная и неформальная. Формальная группа организует отношения внутри себя на основе определенных правил и конкретных предписаний. Неформальная группа – это дружеский коллектив, который не регулируется предписанными правилами;
  2. По факту принятия или отрицания социальных норм – отрицательная и положительная. Если отрицательная группа выступает в качестве нежелательной для индивида, то положительная – это та, с которой личность непосредственно идентифицирует себя;
  3. Информационные референтные группы – создаются как группа экспертов, которые анализируют конкретную проблему или явление и доносят людям информацию о ней;
  4. Ценностная референтная группа – нацелена на создание ценностных ориентаций, которые будут поддерживаться в обществе;
  5. Самоидентификационная референтная группа – способ группирования по признакам, с которыми сам индивид сопоставляет себя.

Функции референтных групп

Несмотря на достаточно широкую классификацию, референтная группа владеет всего двумя ключевыми функциями: сравнительная и нормативная. Если говорить о сравнительной функции, то именно в ней выражается вся совокупность процессов восприятия. В них референтная группа предстает не просто сообщество, а эталон, пользуясь которым человек оценивает самого себя и дает оценку окружающим его людям.

В свою очередь, нормативная функция референтных групп выражается в заметных различиях в мотивационных процессах и интенциях индивида. По сути, референтная группа сама является источником, которая вырабатывает установки, ориентации и правила поведения, которые затем распространяются на общество. Все зависит лишь от того, будут ли ценности и установки приняты самим человеком, и не противоречат ли они его внутренним мотивациям и установкам. Если они не принимаются, то группа не может считаться референтной, а ее нормы и правила обесцениваются.

Отметим, что данные функции являются универсальными для любой референтной группы. Они соблюдаются на каждом этапе их формирования, потому что по сути излагают целепонимание и установки, которые ставит перед собой конкретная референтная группа. Человек сам решает, стать ему частью референтной группой, или быть лишь наблюдателем, который использует ее нормы, ценности и мотивации. Зачастую, чтобы стать участником, важно не просто перенять на себя ее содержание, но и вырабатывать свое видение окружающего мира. Без постоянного обновления референтная группа устаревает, а ее ценности становятся неинтересны, не актуальны. Поэтому мы можем наблюдать, как в обществе одна референтная группа сменяет другую. Для нас это может представляться в виде смены модных тенденций и веяний.

Людей, нормы и ценности которой выступают для него эталоном. Понятие «Р. г.» возникло для описания и объяснения того факта, что в своём поведении люди ориентируются не только и не столько на ту группу, к которой фактически принадлежат, но на ту, к которой сами себя относят для сравнит. оценки своих достижений и статуса. Для индивида Р. г. может выступать как стандарт для самооценки (компаративные Р. г. ) и как источник его установок, норм и ценностей (нормативные Р. г. ) .

Р. г. может совпадать или не совпадать с группой, к которой принадлежит . Различают также «реальные» и «вымышленные», «позитивные» и «негативные» Р. г. (напр., из-за неприязненного отношения к «Р. г. учителей» ребёнок иногда поступает вопреки их требованиям) .

Как , у индивида бывает неск. Р. г. С возрастом их увеличивается, в зависимости от содержания решаемой проблемы обращается к разным Р. г. , нормы которых могут взаимоподкрепляться, не пересекаться или вступать в . Последнее ведёт к внутриличностным конфликтам, а иногда и к психич. заболеваниям. С возникновением новых Р. г. прежние могут сохранять своё влияние. Теория Р. г. изучает их типы, факторы и причины образования. Одна из гл. её проблем - изучение детерминант выбора индивидами тех или иных Р. г.

Концепция Р. г. используется при изучении формирования личности и социальной регуляции поведения индивида («предвосхищающая », напр. , объясняется тем, что индивид заранее усваивает нормы и ценности той группы, членом которой надеется ) ; при анализе взаимосвязи менаду объективным положением человека в социальной структуре и его субъективным представлением об этом, для исследования причин возникновения некоторых межиндивидуальных и вну-триличностных конфликтов и т. п. Изучение Р. г. индивидов важно для оптимизации воспитат. работы, предупреждения преступности, повышения эффективности пропаганды.

Социология сегодня, пер. с англ. , М., 1965 ; Шибутани Т., Социальная психологич. пер. с англ. , М., 1969 ; Яковлев А. М., Преступность и социальная психологич. М., 1971 ; Метревели В. Г., К вопросу о теории Р. г. в совр. бурж. социологии, «Социологич. исследования», 1975 , № 4; Ольшанский В. Б., Группа присутствия и , в кн. : Социальная психологич. М., 1975 ; Кон И. С., Психология юношеского возраста, М., 1979 ; Социальная личности, М., 1979 ; Щедрина Е. В., Референтность как характеристика системы межличностных отношений, в кн. : Психологич. коллектива, М., 1979 ; Андреева Г. М., Социальная психологич. М., 1980 ; Merton R. К., Social theory and social structure, Glencoe, 19682.

Философский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия . Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов . 1983 .

РЕФЕРЕ́НТНАЯ ГРУППА

(от англ. to refer – относить) – в социологии, социальной психологии и психологии, обозначающее социальную (экономич., политич., проф., культурную и др.) группу, к к-рой индивид себя сознательно относит. Р. г. есть обыденного сознания членов общества. Понятие Р. г. было введено в амер. социальной психологии в 30-х гг. 20 в. в связи с установлением факта, что индивиды, принадлежащие к определ. социальной группе, строят свое (в труде, быту) в соответствии с нормами, ценностями, принятыми в социальной группе, к к-рой они себя относят. Поэтому первоначально Р. г. использовался для обозначения таких представлений индивида о своей социальной принадлежности, к-рые не совпадают с его действит. социальным положением. Он помогал, по утверждению Г. Хаймена, разъяснить тот " , почему некоторые индивиды не ассимилируют позиции групп, в которые они непосредственно включены" ("Reflections on reference group", в журн.: "The Public Opinion Quartery", 1960, v. 25, p. 385). В дальнейшем было установлено, что и поведение индивида определяются не только его принадлежностью к группе, но и его представлениями о своей социальной принадлежности. Теория Р. г. изучает и факторы их образования, типы Р. г. Различают "реальные" и "вымышленные" Р. г. (в первом случае индивид, напр., относит себя к "инженерам", во втором – к "духовной элите", к-рой как группы реально не существует). Р. г. может совпадать с действит. группой индивида (инженер относит себя к технич. интеллигенции) или не совпадать (капиталист относит себя к рабочим).

Для бурж. социологов характерна фетишизация субъективного отнесения индивидами себя в ту или иную группу. Вместе с тем понятие Р. г. может служить инструментом для изучения механизма взаимодействия объективного социального положения и субъективно ощущаемого (Р. г.) как факторов формирования поведения личности. Теория Р. г. находит применение в анализе различных явлений общества. Социологи-функционалисты (в частности, Мертон) используют ее для объяснения отклоняющегося поведения (deviant behavior). Она используется также при создании систем социальной стратификации общества. Понятие Р. г. имеет большое для понимания явлений антиобществ. преступного поведения. Оно применяется в психологии (для объяснения внутр. конфликтов личности), в психиатрии (прежде всего в форме концепции "конфликта социальных ролей"). Понятие Р. г. имеет большое значение в практике воспитат. работы (в школе, прежде всего): учет того, к какой группе относит себя ученик (к способным, неспособным, активу и т.д.). Учет обыденных представлений индивидов имеет важное значение для эффективности пропаганды. В сов. социологии термин "Р. г." иногда переводится как "эталонная группа".

Г. Андреева, Н. Новиков. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. - М.: Советская энциклопедия . Под редакцией Ф. В. Константинова . 1960-1970 .

РЕФЕРЕНТНАЯ ГРУППА

РЕФЕРЕНТНАЯ (от лат. réfère - сопоставлять, сравнивать, сообщать) - реальная или воображаемая социальная , выступающая для индивида в роли эталона, образца для подражания; группа, к которой он хотел бы принадлежать. В качестве референтной группы может выступать как малая, так и большая . Понятие “референтная группа” впервые ввел в 30-е гг. 20 в. Г. Хаймен. Для ребенка референтной группой выступает , для подростка - сообщество сверстников, для молодого человека - часто вообще, для взрослого человека - представители конкретной престижной профессии. Так, для начинающего спортсмена референтной группой являются профессиональные хоккеисты, футболисты или баскетболисты, для начинающего ученого - выдающиеся светила науки и т. д. Чем выше уровень социальной зрелости индивида, тем больше требований он предъявляет к тому сообществу, которое выбирает в качестве референтной группы. И наоборот, чем ниже степень социальной зрелости, тем хуже качества избираемой референтной группы. Молодежь, не имеющая среднего или высшего образования, не сделавшая удачной карьеры, воспитанная в неполных или неудачных семьях, встает на путь правонарушений часто еще и потому, что референтную группу, которой она стремится подражать, составляют местные “авторитеты”, люди с криминальным прошлым.

Первоначально термином “референтная группа” обозначалось сообщество, членом которого индивид не является, но к которому стремится принадлежать. Позднее его стали трактовать более широко, включая и ту группу, к которой индивид принадлежит и которой для него авторитетно. Правильный референтной группы играет две важные социальные роли - сравнения и социализации. При сравнении себя с референтной группой индивид оценивает свое нынешнее социальное положение и выбирает нужный ориентир для будущего продвижения или построения социальной карьеры. В процессе социализации он усваивает нормы и ценности эталонного сообщества, т. е. вначале идентифицирует себя с ним, а затем интернализирует (усваивает) его культурные образцы поведения. Референтная группа выполняет также функцию центра социального притяжения, когда индивид, неудовлетворенный группой своей принадлежности, совершает перемещение по социальной лестнице в другую. Социальной мобильности способствует наличие центра отталкивания - антипода референтной группы. Для молодежи таковым сегодня выступает армия, в которую они стремятся не попасть и потому направляют свои усилия на поступление в вуз, который предоставляет отсрочку. Референтная группа выполняет также функцию “группы поддержки”, повышая социальное самочувствие индивида и оказывая ему физическую защиту.

А. И. Кравченко

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль . Под редакцией В. С. Стёпина . 2001 .