28.08.2019

Проблема добра и зла — аргументы и сочинение. Классный час на тему "Добро не наука - оно действие"


  1. (53 слова) Нехватка добра неблагоприятно сказывается на людях. Например, Акакий Акакиевич из повести Гоголя «Шинель» умер от того, что окружающие не проявили к нему никакого участия. Злые негодяи обокрали его, но весь город остался равнодушен к беде, именно в нем автор видит источник зла, ведь добрый человек никогда не бывает безразличен к чувствам другого.
  2. (37 слов) В сказке Андерсена «Снежная королева» главная героиня силой своей доброты спасает Кая, растопив его заледеневшее сердце. Автор использовал метафору: на самом деле, он хотел сказать, что тепло любящего сердца способно разрушить холодность даже самого надменного человека.
  3. (51 слово) В сказке Андерсена «Гадкий утенок» раскрывается идея внутренней красоты, которая выражается именно в доброте к окружающим. Общество отвергло героя, но он не озлобился и по-прежнему шел к миру с открытым сердцем. Это его качество и было вознаграждено красотой внешней, однако ничего не стоящей по сравнению с прелестью души, называемой добротой.
  4. (60 слов) В сказке Пушкина «Руслан и Людмила» царевна выбрала лишь одного из витязей – Руслана – лишь потому, что он никому из своих соперников не желал зла, был добрым и справедливым. Героиня сделала это не только по склонности души: она понимала, что правитель государства должен обладать, прежде всего, добротой, чтобы на своем примере учить людей становиться лучше, а не просто управлять ими.
  5. (45 слов) В романе Пушкина «Дубровский» тоже раскрывается тема доброты. Маша Троекурова, проявляя понимание и мягкость в отношении к отверженному всеми Владимиру, возвращает его к жизни из той тьмы ненависти, куда загнали его обстоятельства. Герой откликается на доброту деятельной и преданной любовью к дочери своего врага.
  6. (58 слов) В повести Пушкина «Станционный смотритель» герой умирает от недостатка доброты. Его дочь убежала с гусаром и ни разу не дала о себе знать, а ее жених вытолкнул отца из дома. Молодым не хватило чуткости для старика, для которого весь мир заключался в дочери. Вот так сдержанная в сердце доброта может погубить того, кого она не согрела вовремя.
  7. (52 слова) В рассказе Солженицына «Матренин двор» героиня щедро раздаривала ласку. Она по доброте душевной только и делала, что помогала другим: вырастила чужую дочь, отдала ей все, что имела, и всегда работала ради чужих успехов. Ее бескорыстие – признак святости, без которой, по мнению автора, не устоит не только село, но и весь мир.
  8. (50 слов) В пьесе Грибоедова «Горе от ума» тема доброты затронута главным героем. Он призывает фамусовское общество к милосердию и состраданию к крестьянам, которые безжалостно угнетаются помещиками. Его монолог убеждает в том, что нельзя свысока относиться к людям, кем бы они ни были, ведь настоящее благородство – это не титул, а добродетель.
  9. (55 слов) В поэме Пушкина «Евгений Онегин» главный герой пренебрег добротой и убил товарища. С этого момента началось его подлинное несчастье: нигде он не нашел покоя. А ведь если бы он не заглушил в себе голос сердца, доброта его нашла бы слова для мирного урегулирования конфликта, ведь она подразумевает готовность к диалогу и стремление к гармонии.
  10. (54 слова) В произведении Грина «Алые паруса» героиня была доброй и светлой девушкой. И как будто в награду за это волшебник предсказал ей счастливую судьбу. Иначе и быть не может: только добрый человек верит в мечту больше, чем в жестокую реальность. Поэтому доброта притягивает к себе тех, кто готов воплотить ее мечты наперекор суровой действительности.

Примеры из жизни

  1. (53 слова) Я в первый раз задумался о доброте, когда заметил, что моя сестра украдкой подкармливает кота на улице. Она экономила карманные деньги, чтобы купить ему еду, обделяла себя за ужином, чтобы угостить любимца, и даже под дождем умудрялась выбегать к нему с гостинцем. Тогда я понял, что доброта делает людей возвышенными и хорошими.
  2. (53 слова) Своей добротой меня потрясла одна собака. К котам она относилась плохо, всегда лаяла на них, но как-то раз в ее логово забрел котенок. Он еле открыл глаза, видимо, рано остался сиротой. К моему удивлению, собака не только его не тронула, но и пригрела в своей будке. Так он и вырос под ее опекой.
  3. (58 слов) Другой пример могу привести из жизни. Как-то раз я увидел, как брат и сестра шли из школы, как вдруг на брата напали ребята постарше. Девчонку они не трогали, но она, не раздумывая, вступилась и начала атаковать. Парни смутились, отошли, а отважная девочка никому даже не сказала о том, что произошло. Я понял, что это и есть настоящая доброта.
  4. (58 слов) Приведу в пример доброту нашей классной руководительницы. Она была строга, никто особо не ожидал от нее ничего хорошего. Но как-то раз, узнав о том, что одна из «неблагополучных» девочек не вернулась домой, она ночью поехала искать ее одна. Найдя ее в сомнительной компании, женщина не побоялась хулиганов и увела девчонку домой. С тех пор я уважаю ее безмерно.
  5. (49 слов) Лично я почувствовал желание сделать доброе дело, когда увидел передачу, где показывали больных детей. Им нужны были дорогие операции, а я, оглянувшись на свою обеспеченную и счастливую жизнь, понял, что могу обойтись и без мороженого. Я перевел небольшую сумму и был счастлив, что смог сделать что-то по-настоящему важное.
  6. (59 слов) О доброте мне поведал отец, когда в очередной раз вернулся с перевязанной рукой. Он сдавал кровь. Я очень боялся уколов и не понимал его мотивации. Тогда он сказал, что сам когда-то лежал в больнице после аварии, и ему кровь жертвовали всем родным поселком. Я представил эту готовность помочь, объединяющую абсолютно разных людей, и осознал, что доброта – движущая сила человечества.
  7. (57 слов) О доброте я узнал, когда впервые попал в больницу. Мне было страшно и одиноко. Ко мне пришла сестра, я уже забился под одеяло, ожидая уколов, но тут она улыбается и начинает просто болтать со мной. Все процедуры она обыгрывала так, будто это пустая формальность. Тогда я понял, как важно, кем бы ты ни был, оставаться добрым человеком.
  8. (53 слова) Я считаю по-настоящему добрым моего друга. Как-то раз мальчишки поймали лягушку и хотели ее надуть. И тут он как вскричит на нас благим матом, как выхватит ее у главного зачинщика шалости, что никто сориентироваться не успел. Он ее выпустил, но трепку мы с ним получили изрядную. А все равно за добро стоит постоять.
  9. (66 слов) Из моего опыта мне вспоминается ситуация, когда в нашем сарае завелась бездомная кошка. Я очень жалел ее, но боялся сказать о ней бабушке, ведь она не любила живность в доме. Так я и кормил ее тайком, пока не заметил, что бабуля делает то же самое. Она объяснила, что боялась брать кошку из-за моей астмы. С тех пор я твердо знаю, что мягким характером пошел в нее.
  10. (68 слов) О доброте я узнал, когда меня посадили с одной девочкой. Она не знала математику, в отличие от меня, и я страшно этим гордился, не давал списывать. Но вот химия у меня «не пошла», а вот она была первой умницей в классе. И вот на решающей контрольной она видит, что я заваливаюсь, и … дает списать! С тех пор мы дружим, а я понял, что доброта важнее математики.
Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Текст из ЕГЭ

(1) Добро и зло родят действия, специфические для соответствующих случаев. (2) Добро приносит ближним приятные переживания, а зло, наоборот, хочет ему страдания. (3) Чувствуете? (4) Добро хочет уберечь кого-то от страдания, а зло хочет оградить от удовольствия. (5) Добро радуется чужому счастью, зло — чужому страданию. (6) Добро страдает от чужого страдания, а зло страдает от чужого счастья. (7) Добро стесняется своих побуждений, а зло — своих. (8) Поэтому добро маскирует себя под небольшое зло, а зло себя — под великое добро. (9) Как это, говорите, бывает? (10) Как это добро маскируется? (11) Неужели не замечали?..

(12) Ежедневно это происходит, ежедневно! (13) Добро великодушно и застенчиво старается скрыть свои добрые мотивы, снижает их, маскирует под морально-отрицательные. (14) Или под нейтральные. (15) «Не нужно благодарности, мне это ничего не стоило». (16) «Эта вещь лишнее место занимала, я не знал, куда её деть». (17) «Не заблуждайтесь, я не настолько сентиментален, я страшно жаден, скуп, и это получилось случайно, накатила блажь вдруг. (18) «Берите скорей, пока я не раздумал». (19) Добру тягостно слушать, когда его благодарят. (20) А вот зло… (21) Этот товарищ охотно принимает благодарность за свои благодеяния, даже за несуществующие, и любит, чтобы воздавали громко и при свидетелях.

(22) Добро беспечно, действует не рассуждая, а зло — великий профессор нравственности. (23) И обязательно даёт доброе обоснование своим пакостям.

(24) Разве вас не удивляет стройность, упорядоченность этих проявлений? (25) Как же люди слепы! (26) Впрочем, трудно разобраться, где светлое, а где тёмное. (27) Светлое мужественно говорит: «Да какое же я светлое, на мне много тёмных пятен». (28) А тёмное кричит:«Я всё из серебра и солнечных лучей, да кто же может заподозрить во мне изъян!» (29) 3лу иначе и вести себя нельзя. (30) Как только скажет: «Вот и у меня есть тёмные пятна, критиканы и обрадуются, и заговорят. (31) Нет, нельзя! (32) Что добру выставлять свои достоинства и подавлять людей своим благородством, что злу говорить о своих пакостях — ни то, ни другое немыслимо.

(33) Способен ли человек противостоять злу, победить его, утвердить добро, или, обречённый на поражение, он должен отступить, прижать своё бессилие?

(34) Нет предела совершенствованию мира, человека, поэтому и зло можно ограничить, но победить окончательно… (35) Вряд ли. (36) Но, пока жив человек, он будет стремиться к добру и к обузданию зла.

(по В. Дудинцеву)

Вступление

Добро и зло – две крайности, противопоставленные друг другу. В мире достаточно и того и другого и довольно трудно определить, с чем мы сталкиваемся в ту или иную минуту. Добро – это благодать, это самопожертвование, это умение жить правильно, не требуя ничего взамен. Зло – это ложь, притворство, желание собственной выгоды любыми средствами.

Проблема

Проблему столкновения добра и зла поднимает в своем тексте В. Дудинцев. Размышляя об этих двух противоположных категориях, он задается вопросом, способен ли человек противостоять злу, встать на путь добра, или же его участь бессильно опуститься перед злом на колени?

Комментарий

Автор размышляет о том, что добро и зло порождают действия, соответствующие той или иной ситуации. Добро сеет приятные чувства, настроения и пережива6ния, а зло, напротив, причиняет людям страдание. Добро ограждает от страданий, а зло от счастья. Добро печалится от чужих невзгод, а зло гнетет радость окружающих.

Уверен автор и в том, что добро и зло одинаково стесняются своих побуждений. Поэтому они их маскируют: добро свои мотивы представляет случайными, отрицательными или нейтральными, а зло выставляет их великодушием и благородством. Добро говорит: «Мне не составило это труда». А зло с удовольствием принимает благодарность за свои поступки.

Добро действует спонтанно, не заботясь о последствиях и выгоде, а зло расчетливо и хладнокровно, убеждает всех в доброте своих мотивов.

Людям зачастую сложно разобраться в том, где на самом деле находится добро, а где зло. Ведь добро клевещет на себя, убеждая всех, что и оно не без греха, не без темных пятен. Зло же, напротив, расхваливает себя, убеждает в собственной невинности и совершенстве. Иначе поступать ни тому, ни другому нельзя. Иначе жизнь станет слишком очевидной и лишенной смысла.

Авторская позиция

В. Дудинцев убежден, что человек постоянно совершенствуется, как и мир вокруг него. Поэтому есть надежда на то, что зло возможно ограничить в его власти, но победить окончательно вряд ли получится. Однако, пока человек жив, он неизменно будет стремиться к добру и к преодолению зла.

Своя позиция

Хотелось бы сказать, что автор не прав, и рано или поздно человек полностью победит зло в своей душе и в окружающем мире. Но совершенно очевидно, что это не так. Абсолютно преодолеть зло не получится, потому что оно отлично умеет маскироваться, прятаться под маской добра и лучших намерений. Такое заблуждение в первую очередь и мешает человечеству победить все темное в нашем мире и выстроить идеальный общественный уклад. Очень много людей погибало в борьбе с несправедливостью, со злом, с тьмой.

Аргумент №1

Вспоминается образ Данко из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль», отдавший свою жизнь во благо своего народа. В поисках света, люди долго плутали по лесным чащам, теряя путь из-за темноты. Они уже пали духом и стали обвинять того, кто повел их за собой – молодого и сильного мужчину по имени Данко.

Чтобы спасти народ, Данко вырвал свое горящее сердце и начал освещать им путь. Когда толпа вышла из чащи, Данко в бессилии упал, а один осторожный человек растоптал его сердце ногой.

Так отплатили люди молодому человеку за спасение, за то добро, которое он ради них совершил.

Аргумент №2

Еще один пример, который доказывает неоднозначность поведения людей во имя добра, когда зло маскируется под благие намерения, — Родион Раскольников из романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

Герой создал целую теорию, в которой он рассмотрел все пункты помощи нуждающимся. Но для достижения идиллии ему пришлось убить старуху-процентщицу и ее больную сестру, носящую ребенка. В результате, его теория была развенчана им же.

Заключение

Трудно представить человека, который каждый свой поступок оценивает с позиции добра или зла. Чаще мы действуем так, как позволяет нам наше внутреннее я. И каждый наш поступок можно расценить двояко – делая для кого-то добро, мы может ранить другого человека. Но при этом, я верю, что большинство из нас все же больше стремится к добру и справедливости.

Классный час на тему: « Добро не наука, оно действие»(Р.Роллан).

Цель:

Формирование у детей представления о добре, доброте, о хороших, добрых поступках;

    расширение знаний о роли доброты в жизни каждого человека;

Задачи:

Учить детей нравственным понятиям: доброта, вежливость;

Воспитывать взаимоуважение, вежливое обращение к окружающим;

Развивать творческие возможности детей.

Средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор (или интерактивная доска)

Материалы для детей: цветные карандаши, ножницы, клей, шаблоны сердечек, рисунок Дерева Доброты.

Конспект занятия

Орг. момент.

Если хмуримся с утра

Нам поможет доброта.
Ну-ка, дети соберитесь
и друг другу улыбнитесь!

Улыбнулись? Как приятно смотреть на человека, который улыбается приветливой улыбкой! Мы все улыбнулись, и жизнь, пусть на малую капельку, стала радостнее и добрее.

Хочу начать эту беседу с прекрасных слов французского писателя Ромена Роллана.

«Добро не наука, оно действие» (Р. Роллан).

И мы с вами, ребята, на этом классном часе должны убедиться, что добро действует на все живое и неживое.

Сегодняшняя наша беседа посвящена теме доброты, вежливости, уважения, проявлению добрых чувств, поступков, дел и отношений. –Думаю, что и занятие наше сегодня пройдет в доброжелательной обстановке с пользой для всех.

Что такое добро? Что такое зло? Во все времена люди пытаются ответить на этот вопрос.

Слайд 2

В жизни по-разному можно жить –

Можно в беде, а можно – в радости,

Вовремя есть, вовремя пить,

Вовремя делать шалости.

А можно так:

На рассвете встать –

И, помышляя о чуде,

Рукой обожженною солнце достать

И подарить его людям.

В ы в о д. В каждом из нас есть маленькое солнце. Это солнце – доброта. Добрый человек – это тот, кто любит людей и помогает им. Добрый человек любит природу и сохраняет ее. А любовь и помощь согревают, как солнце.

Первые слова, которыми мы начинаем день, – это «доброе утро». Произнося их, мы желаем нашим домашним, близким, знакомым хорошего здоровья, приятного настроения, хотим, чтобы все были здоровы

Ознакомление с темой. Беседа. Творческие задания.

Итак, что такое доброта? Как вы понимаете значение этого слова? (Дети отвечают)

Слайд 3

В словаре Сергея Ивановича Ожегова слово «доброта» определяется так:

« Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим».

Слайд 4

Вопросы и задания для беседы:
- Посмотрите, перед вами маленький росток, появившийся из жёлудя. Как будет выглядеть взрослое дерево через 15 лет. Перечислите всех, чья доброта помогла этому дереву вырасти.

(Доброта солнышка, земли, воздуха, ветерка и т.д.)

Слайды 5 – 17

Слушаем сказку.
Даром ни одно доброе дело не пропадает. А.Неелова
Вспахал крестьянин свою полоску, заборонил ее и посеял. С утра до позднего вечера работал крестьянин в поле, чтобы было чем осенью прокормиться. Хороши были у крестьянина всходы, быстро поднялась рожь и выгнала колос. Но тут на беду слишком рано наступила жара, начал колос желтеть и не давать зерну роста. «Ну, - думает крестьянин, - пропал мой урожай, как-то я проживу теперь с детишками?» И что ни день, все в поле ходит, на небо посматривает - не пошлет ли Бог дождичка.
Вот как-то раз стоит он на своей полоске и горюет. Увидели его две маленькие дождевые капельки, и говорит одна капелька другой:
- Жаль мне мужичка, сколько труда приложил, а без дождя пропадает его рожь. Как бы помочь ему.
- Так то так, - ответила другая капелька, - да что ты можешь сделать. Посмотри, какая ты крошечная - тебе не смочить и самой маленькой травки.
- Правда твоя, - согласилась капелька, - а все же, может быть, хоть немного утешу беднягу.
Посмотрела ей вслед другая капелька и подумала:
- Не хочу от нее отставать, пойду и я за ней.
И вот упали обе капельки - одна крестьянину на лоб, другая - на колос ржи.
- Слава тебе, Господи, дождь собирается, - обрадовался крестьянин; - не останусь я теперь без хлеба.
Тем временем собралось много-много дождевых капелек и принялись толковать о том, как обрадовался крестьянин их подружкам.
- Пойду и я порадую мужичка, - надумала, наконец, одна из капелек.
- И я! И я! ИI я! - послышалось со всех сторон и капельки дружно брызнули на землю.
Поправилась рожь, стала хорошо наливать зерно, снял крестьянин со своей полоски богатый урожай. Да, не пожалей его маленькая дождевая капелька и не собрать бы ему и семян со своей полоски, Пришлось бы всю зиму с семьей голодать.
Слайд 18
Вопросы и задания к сказке:
Почему капелька пожалела крестьянина?
Какими качествами должен обладать хороший земледелец?
Какой была туча - мама добрых капелек? Чему и как она учила своих деток?

Слайд 19
- Перечислите всех, чья доброта помогает расти вам.

(Доброта родителей, бабушек и дедушек, воспитателей и учителей, друзей и подружек и т.д.)
Слайды 20, 21

Делайте людям добро, разделяйте с ними и радость и беду, любите, уважайте друг друга, будьте готовы помочь.
Я предлагаю вам послушать рассказ.

«Закрыть амбразуру»

Шла Великая Отечественная война. Рота бойцов получили приказ – овладеть высотой. Однако атаки захлёбывались одна за другой - из амбразуры дота беспрерывно стрелял пулемёт. Выполнение приказа казалось невозможным... Тогда один боец, подкравшись по-пластунски к амбразуре, накрыл её своим телом.

Высота была взята. Этот подвиг совершался много раз в годы войны.

– Как объяснить героизм воинов? Ответы детей

Учитель: я предлагаю вам на лежащих перед вами листах написать слова благодарности погибшим героям. Представьте, что они получат эти письма, чтобы вы им хотели сказать?

Творческое задание «Дерево Доброты».

Перед вами Дерево Доброты, которое поможет вспомнить и написать о своих добрых делах. От ваших добрых дел (в результате на дереве появится столько сердечек, сколько вы вспомните)

(Работа в группах: дети на маленьких сердечках пишут добрые дела и приклеивают к веточкам дерева).

Какие деревья вы вырастили? (Каждая команда демонстрирует своё «выращенное» дерево.)

Слайд 22

Слайд 23

Итог занятия

Скажите, для чего доброта нужна каждому человеку?

    Твори добро.

    Твори добро.

    Твори добро.

    Твори добро.

(Памятку со словами получает каждый из детей)

Слайд 24

Путь к доброте – нелёгкий, долгий путь. Научиться быть по-настоящему добрым - трудно. Человек должен чаще останавливаться и размышлять о своих совершённых поступках. Смотрите друг на друга по – доброму. Чаще улыбайтесь. Пусть ваша улыбка дарит людям радость.

А я сегодня благодарю всех за тёплый, доверительный разговор, за добрые, умные мысли.

Просмотр содержимого презентации
«Урок доброты к юбилею Амонашвили»



В жизни по-разному можно жить –

Можно в беде, а можно – в радости,

Вовремя есть, вовремя пить,

Вовремя делать шалости.

А можно так:

На рассвете встать –

И, помышляя о чуде,

Рукой обожженною солнце достать

И подарить его людям.


Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим

Словарь Ожегова



ДАРОМ НИ ОДНО ДОБРОЕ ДЕЛО НЕ ПРОПАДАЕТ














  • Почему капелька пожалела крестьянина?
  • Какими качествами должен обладать хороший земледелец?
  • Какой была туча - мама добрых капелек?
  • Чему и как она учила своих деток?


ДОБРОЕ ДЕЛО, ЧТО ДОЖДЬ В ЗАСУХУ.




  • Независимо от того, ждут от тебя добро или не ждут его - Твори добро.
  • Независимо от того, заметят твоё добро или не заметят его - Твори добро.
  • Независимо от того, принимают твоё добро или отбрасывают его - Твори добро.
  • Независимо от того, чем будут платить тебе за добро: добром или злом - Твори добро.
  • Твори добро и ни у кого не спрашивай разрешения,

Ибо никто не властен над твоим добром

Ш.А. Амонашвили




Презентацию составила:

учитель русского языка и литературы МОБУ Уразаевская СОШ Салиева Оксана Егоровна.


http://dic.academic.ru/pictures/wiki/files/70/Farmer_plowing.jpg - крестьянин пашет

http://img.beta.rian.ru/images/25419/97/254199796.jpg - пшеничное поле

http://fotki.yandex.ru/users/vchastukhin/view/283957/?page=4 - пшеничное поле

http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/5/59/ 29.jpg - пшеничное поле

http://i074.radikal.ru/1008/74/8b039d6f8393.jpg - около вспаханной полосы

http://kri.com.ua/uploads/posts/2008-11/1226997953_pisyda.jpg - вот какие колосья

http://fon4ik.info/wp-content/uploads/2010/01/trava.gif - дождинки на траве

http://i058.radikal.ru/1004/b5/734c4712db1e.jpg - капельки дождя на траве

http://spim.ru/i/tolk/pshen.jpg - наливаются колосья

http://gvard-ru.livejournal.com/tag/pictures - радужное дерево

http://wallstory.files.wordpress.com/2008/12/tree-outline1.jpg - силуэт дерева

http://z.about.com/d/forestry/1/0/6/l/acorn_sprout.jpg - прорастание из семени

http://animo2.ucoz.ru/_ph/96/1/234739866.jpg - сердечко

http://karenswhimsy.com/public-domain-images/tree-clipart/tree-clipart-4.jpg - дуб

Добро – не наука, оно – действие.
Ромен Роллан


В современном толковом словаре С. И. Ожегова «добро» толкуется как «все положительное, хорошее, полезное, противоположное злу». У В. И. Даля в духовном значении – «благо, что честно и полезно, все, чего требует от нас долг человека, гражданина, семьянина».

Я связываю с добром и помощь пожилым людям, и защиту слабых, и ласковое летнее солнце, и теплую воду реки, и красивый цветок, и приятную мелодию, и вкусный мамин пирог, и плечо друга.

Всем нам хочется, чтобы с нами поступали хорошо, по – доброму, чтобы нас окружали только хорошие люди. А чтобы все люди были хорошими, я и сам должен быть хорошим. Учиться делать для людей добро, быть добрым, не простая задача. Это тяжелый, но очень достойный труд.

Добрые дела требуют от тебя времени, сил, внимания, чуткости. Мы иногда так поглощены своими делами, что не замечаем нуждающихся в нас.

Многие люди, особенно мальчишки, мечтают о великих делах, о возможности прославиться, как Бетмен, Человек – паук, спасать мир, выносить людей из горящего дома, спасать утопающих. А таких великих дел все нет, малые дела они совершать не хотят. Поэтому слова Ромена Роллана справедливы: «Добро – не наука, оно – действие».

Мы с удовольствием переведем пожилого человека через дорогу, даже уступим место в автобусе, подберем брошенного котенка, или щенка понимая, что делаем хорошо. Но забываем, что добро начинается с малых дел: позвонить и узнать как здоровье у бабушки, помыть за собой посуду, выкинуть мусор, полить растение, чтобы из него вырос прекрасный цветок. Добро начинается с малого. Еще Колинз сказал: добрый человек не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зла. Да, добро – это нелегкое дело. Надо делать доброе людям, но не ждать благодарности в ответ. Конечно, ты будешь настоящим другом, если поможешь другу в трудную минуту, не зря же говорится, что «друг познается в беде», но гораздо важнее поднять настроение, приободрить, если ты чувствуешь, что у него плохое настроение.

Иногда хочется быть волшебником, чтобы у тебя была волшебная палочка, которая сделала бы всех людей здоровыми, счастливыми, добрыми. Но к сожалению, так осчастливить человечество невозможно. Даже великие музыканты, художники, писатели не могут этого сделать, так как на вкус и цвет товарищей нет.

Но делать добро близким своим – это в наших силах. Как говорил Маленький принц: «Мы в ответе за тех, кого приручили». Поэтому, если ты завел котенка, рыбак, собаку ты должен отвечать за них. Мама, папа заботятся о нас, но и мы должны помогать, облегчать им жизнь.

Есть хороший закон в жизни; за добро добром платят. Кто нарушает этот закон, сам и поплатится: делая плохо другим, зло к нему и вернется.

К несчастью, есть еще в мире зло и злые люди. Но, к счастью, хороших людей и добра все – таки больше. Об этом говорится и в мудрых сказках.

Еще Зеном сказал:

«Не в силе добро, а в добре сила».
Размышляя о добре, у меня родились такие строки:
Дарите люди всем добро.
Добро дарить - ведь это важно.
Подарок ваш, ваше тепло
Вернется вам. Когда? Неважно!

Пусть миром правит доброта,
Тепло, любовь, улыбки, радость,
Ведь это формула верна,
Ее хранить - такая сладость.

Ты сделал доброе сейчас,
Оно помножилось другими:
И через миг, и через час
Добрее стало все отныне!

Классный час на тему

Учитель: Ермакова Галина Васильевна

2 класс

«Ничто не обходится нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость». «Насколько мы добры и вежливы» слайд

Цели:

Продолжить формирование таких нравственных понятий как доброта, вежливость.

Воспитывать взаимоуважение, вежливое обращение, способность чувствовать, понимать себя и другого человека.

Работать над выработкой положительных черт характера.

Способствовать формированию этической привлекательности собственных жестов, манеры поведения, адекватной оценке своих жестов.

Ход классного часа:

Звучит песня «Если добрый ты»

Учитель:

Сегодняшняя наша беседа посвящена теме доброты, вежливости, уважения, проявлению добрых чувств, поступков, дел и отношений.

Хочу начать эту беседу с прекрасных эпиграфов знаменитых людей Ромэна Роллана и Михаила Пришвина.

«Добро не наука, оно действие» (Р. Роллан)

«Все хорошее в природе - от солнца; а все лучшее в жизни - от человека» М. Пришвин. Слайд

Ребята, а как вы понимаете слово «доброта»? (ответы детей)

Доброта - это стремление человека дать счастье всем людям, всему человечеству. Слайд

Добрый человек – тот, кто уважает людей, помогает им, он любит и охраняет природу. А если человек добр, он спокоен, весел, от него исходит тепло. Послушайте сказку

« Белка и волк»- сказка

Белка прыгала с ветки на ветку и упала прямо на спящего Волка. Волк вскочил и захотел ее съесть. Белка стала просить: «Пусти меня», на что Волк ответил: «Хорошо, я пущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, белки, так веселы. Мне всегда скучно, а на вас смотришь, вы там наверху – все играете и прыгаете». Белка сказала: - Пусти меня прежде на дерево, я тебе оттуда скажу, а то я боюсь тебя». Волк отпустил ее, белка ушла на дерево и оттуда сказала: - Тебе оттого скучно, что ты зол. Тебе злость сердце жжет. А мы веселы оттого, что мы добры и зла никому не делаем».

Какова главная мысль произведения? (хорошо тому, у кого доброе сердце.)

Ребята, я вас просила изобразить доброту на бумаге. Получилось очень красивая «поляна доброты». Расскажите, каковы были ваши задумки.

А сейчас ребята прочитают стихи о доброте.

Дети читают стихи:

Добрым быть совсем, совсем непросто,
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета
Доброта – не пряник, не конфета.
Если доброта, как солнце светит,
Радуются взрослые и дети.

Не стой в стороне равнодушно,
Когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту, всегда.

И если кому-то, кому-то поможет
Твоя доброта, улыбка твоя.
Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,
Что годы живёшь ты не зря!

А как вы понимаете слово «Вежливость»?

Вежливость - это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой. Слайд

Попробуем определить, знаете ли вы правила вежливости. Для этого поиграем в игру «Вежливо – невежливо» . Я называю ситуацию, а вы определяете вежливыми или нет, были действия в ней. Если вежливыми, то хлопайте в ладоши, а если нет – поднимите руки вверх.

  1. Поздороваться при встрече….(вежливо).
  2. Толкнуть, не извиниться….(невежливо).
  3. Помочь подняться, поднять упавшую вещь….(вежливо)
  4. Нагрубить товарищу….(невежливо)
  5. Не уступить место пожилым людям в троллейбусе …. (невежливо)
  6. Поблагодарить за оказанную помощь (вежливо).

Ребята, а знаете ли вы «волшебные» слова ? Назовите их.

Пожалуйста, добавьте строчки волшебными словами:

  1. Растает даже ледяная глыба от слова тёплого … /спасибо/.
  2. Зазеленеет старый пень, когда услышит … /добрый день/.
  3. Мальчик вежливый и развитый говорит, встречаясь … /здравствуйте/.
  4. Когда нас бранят за шалости, говорим … /прости, пожалуйста/.

Молодцы!

Игра “Не ошибись, пожалуйста”

Игру проводит ученица класса.

Я буду просить вас исполнить задание, но выполнять их надо только тогда, когда я назову “волшебное слово”.

Встаньте, пожалуйста!
Поднимите руки!
Будьте добры, похлопайте в ладоши!
Потопайте.
Попрыгайте, пожалуйста.
Руки вперед.

Я сказала, руки вперед!

Садитесь, пожалуйста!

Есть забавная история о происхождении хороших манер.

Я предлагаю разыграть эту сценку . Приглашаю сюда 5 человек, они будут ежами.

  1. Однажды мокрый снег застал большую компанию ежей на каменном плато.
  2. Они с трудом отыскали пещеру. Сбились в кучу - так теплее.
  3. Но те, кто попал в середину, задыхались, а те, кто был с края, мерзли.
  4. Ежи никак не могли отыскать золотую середину - то они кололи друг друга иголками, то замерзали, то сталкивались, то разбегались по углам.
  5. Потом все же договорились. Погрелся в середине - иди на край. И снова жди своей очереди.

Так какое же золотое правило поведения должна быть в памятке воспитанного человека?

(Уступайте друг другу) Слайд.

Послушаем сценку «СЛОВО «ЗДРАВСТВУЙТЕ»»

Девочка: Здравствуй!

Мальчик: (бурчит себе под нос) Здрасте!

Девочка: Что ты такой невесёлый?

Мальчик: Невесёлый и всё. А тебе что от меня надо?

Девочка : (обидчиво) Почему ты мне так отвечаешь? Ведь я хочу узнать, что с тобой случилось. Может быть, тебе надо помочь?

Мальчик : А что я тебе такого сказал?

Девочка: Ничего особенного ты мне не сказал, но ты так со мной говоришь, что неприятно даже слушать и отвечать.

Мальчик: Вот ещё, кто не хочет, пусть со мной не разговаривает!

Девочка: …, что у тебя за тон?

Мальчик: Обыкновенный. Ведь я никого не ругаю.

Девочка: Я заметила, что ты часто говоришь таким тоном не только со мной, но и с другими людьми.

Мальчик: Подумаешь – тон! Может быть, я иногда говорю немного громко и капризно, зато я хороший товарищ, весёлый, помогаю всем, люблю всех веселить. Только некоторые не понимают шуток. Вот, например, вчера иду и вижу: … поскользнулся и как плюхнется на землю. Я, конечно, засмеялся и спросил его: “Ну, как посадка прошла?” А он обиделся и ушёл. И что плохого я сказал?

Девочка: (обращаясь к ребятам) Ребята, объясните …, почему обиделся … Почему ему неприятна такая “шутка” …?

(дети рассуждают)

Мальчик: А разве я один так разговариваю и шучу? Я учусь у ребят. Вон они как сами говорят. Есть такие, которые даже называют друг друга грубыми словами, дразнятся. А давайте не будем думать, кто хуже себя ведёт, мы просто станем все лучше. Хорошо я придумал?

Надо всегда помнить, что от доброго слова у людей становится тепло на сердце, а от злого – дружба может разрушиться.

Учитель:

- Слова приветствия очень важны в жизни каждого человека.

"Здоров ли ваш скот?" Слайд . Эту фразу произносят монголы.

Представители африканского племени зулусов говорят: "Я тебя вижу". Слайд

В Китае спрашивают: "Ели вы сегодня?" Слайд

И все это означает одно и то же. Это слова приветствия.

А как звучит это по-русски?

Мы говорим: "Здравствуйте" , т.е. желаем нашему знакомому здоровья. Слайд

Во все времена верхом невоспитанности и неуважения к окружающим считалось, если человек уклоняется от приветствия или не отвечает на него

Конкурс знатоков этикета. Будьте внимательны!

  1. Кто здоровается первым, если встретились младший и старший? (Младший) слайд
  2. Ты идешь с товарищем по улице. Он поздоровался с незнакомым тебе человеком, приостановился. Надо ли поздороваться и тебе? (Да) слайд
  3. Вы вошли в автобус с задней площадки и увидели, что у передней двери стоят ваши друзья. Надо ли поздороваться с ними, а если надо, то как это сделать? (Да, можно просто кивнуть) слайд
  4. С вами, наверное, такое бывает: встречаете вы человека часто, например, в скверике, через который ходите в школу. Но не знакомы с ним. Полагается ли в таких случаях здороваться? (Да) слайд

Вот видите, ребята, мнения ваши расходятся. Одним кажется, что лучше поступить так, а другим иначе. Французы говорят: "Первым здоровается тот, кто вежливее". Будете следовать этому простому правилу - никогда не ошибетесь. И я предлагаю записать это в нашу памятку.

Свод правил воспитанного человека ГЛАСИТ :

  • Вежливость проявляется в отношениях с людьми. слайд
  • Вежливый человек не причинит другому неприятностей и обид. слайд
  • В разговоре и игре всегда помогай слабому, заступайся за него, не обижай младших. слайд.
  • Не отвечай на грубость грубостью. слайд
  • Приучи себя постоянно помнить об окружающих. слайд

ЯЗЫК ЖЕСТОВ.

Учитель:

– Какие языки вы изучаете? (Русский, английский, на уроках информатики – язык программирования.)

– Есть ещё один язык международный, доступный и понятный всем, – это язык мимики, жестов, телодвижений человека. На этом языке говорят все люди мира, даже сами того не зная.

Жест – движение рукой или телом, что-то обозначающее или сопровождающее речь.

Покажите мне с помощью рук, что ваши дела идут хорошо и нет проблем.

Дети: словами «здравствуйте», «привет», кивком, рукопожатием, поцелуем.

– Пожмите руки друг другу. Если вы рады встрече – рукопожатие должно быть твёрдым. При этом надо знать, кто первым должен подавать руку. Мы об этом уже сегодня говорили: со взрослыми, одноклассниками, с девочками, бабушкой и т.д.

Игра «Язык жестов»

– Я буду называть известные жесты, если они приятные, хорошие – хлопаем в ладоши, если нет – поднимите руки вверх.

  • Гладить по головке,
  • высовывать язык,
  • рукопожатие,
  • поклон,
  • сопение носом,
  • хрустеть пальцами,
  • фыркать,
  • теребить волосы,
  • отдавать честь,
  • крутить пальцем у виска.

Чтение ЗАКОНОВ ДРУЖБЫ. Слайд.

Итог классного часа.

Средь тысячи тысяч на шаре Земном

Без помощи, лишней опеки

Попробуй в людском состязаньи шальном

Себя заявить Человеком.

Ты молод, удачлив, любим и богат,

Не знаешь дороги к аптекам,

А рядом глаза несчастливцев горят,

Средь них окажись Человеком.

Бывают минуты, что горя черней,

Крутых разногласий с веком,

И даже в последнем, смертельном рывке

Остаться сумей Человеком.

И с кем бы судьба ни столкнула в пути –

С Владыкой иль бедным калекой –

Ты помни: все люди – дети Земли

И будь среди них Человеком. слайд

Я приготовила для каждого из вас памятку законов дружбы. Она лежит у каждого на парте. Я надеюсь, что никто из вас не будет их нарушать.

Много славных дел ждёт вас в будущем, но прежде всего вы должны вырасти настоящими людьми: добрыми, смелыми, отзывчивыми, вежливыми. Этому нужно учиться с детства.

Уступайте друг другу

"Здоров ли ваш скот?"

"Я тебя вижу"

"Ели вы сегодня?"

"Здравствуйте"

Конкурс знатоков этикета

Кто здоровается первым, если встретились младший и старший? (Младший)

Ты идешь с товарищем по улице. Он поздоровался с незнакомым тебе человеком, приостановился. Надо ли поздороваться и тебе? (Да)

Вы вошли в автобус с задней площадки и увидели, что у передней двери стоят ваши друзья. Надо ли поздороваться с ними, а если надо, то как это сделать? (Да, кивнуть)

С вами, наверное, такое бывает: встречаете вы человека часто, например, в скверике, через который ходите в школу. Но не знакомы с ним. Полагается ли в таких случаях здороваться? (Да)

Вежливость проявляется в отношениях с людьми.

Будь вежлив со своими товарищами, не давай прозвищ и кличек.

Вежливый человек не причинит другому неприятностей и обид.

В разговоре и игре всегда помогай слабому, заступайся за него, не обижай младших.

Не отвечай на грубость грубостью.

Приучи себя постоянно помнить об окружающих.

Не обзывай и не унижай своего друга. Помогай другу в беде. Умей с другом разделить радость. Не смейся над недостатками друга. Не обманывай друга ни в чём. Будь с ним честен. Выбирай друзей по душевным качествам, а не по одежде. Умей признать свои ошибки и помирись с другом. Не предавай своего друга.

Средь тысячи тысяч на шаре Земном Без помощи, лишней опеки Попробуй в людском состязаньи шальном Себя заявить Человеком. Ты молод, удачлив, любим и богат, Не знаешь дороги к аптекам, А рядом глаза несчастливцев горят, Средь них окажись Человеком. Бывают минуты, что горя черней, Крутых разногласий с веком, И даже в последнем, смертельном рывке Остаться сумей Человеком. И с кем бы судьба ни столкнула в пути – С Владыкой иль бедным калекой – Ты помни: все люди – дети Земли И будь среди них Человеком.