11.07.2019

Понятие и типология социальных институтов в социологии. Социальные институты: понятие и типология. Вопросы для самоконтроля и обсуждения


Г. Спенсер был одним из первых, кто обратил внимание на проблему институционализации общества. Он различает три основных типа институтов:

1. продолжающие род (брак и семья);

2. распределительные (или экономические);

3. регулирующие (религиозные институты и политические системы).

По мнению большинства социологов в современном обществе насчитываются шесть институциональных порядков:

1. семейный - регулирующие половые отношения, рождение и социализацию детей;

2. политический - институты власти;

3. экономический - институты, организующие хозяйственную деятельность;

4. военный – осуществляющие защиту членов общества от физической опасности;

5. образовательный - направленный на накопление и передачу знаний поколениям;

6. религиозный – институты, организующие коллективное почитание богов.

Все перечисленные институты направлены на удовлетворение важнейших жизненных потребностей общества как единого целого. При этом функционирование всех социальных институтов направлено на обеспечение социального порядка, регуляцию и воспроизводство общественной жизни.

Институты возникли в глубокой древности. Самым древним (500 тыс. лет) институт семьи. Религия (фетишизм, тотемизм) появляется 30 – 40 тыс. лет назад. Государство и образование 5 – 6 тысяч лет назад. Все социальные институты, можно подразделить на главные (фундаментальные) и частные (неосновные). Вторые складываются внутри первых, являясь частью их. Внутри института семьи и брака находятся институты отцовства и материнства. Неглавные институты называют общественными практиками или обычаями (дуэли).

Американский социолог Роберт Мертон (род. 1944г.) предложил различать «явные» и «скрытые (латентные)» функции социальных институтов. Явные функции социальных институтов носят преднамеренный характер и осознаются людьми. Они формально заявлены, записаны в уставах, закреплены в системе статусов и ролей, поэтому более подконтрольны обществу (законы об образовании, здравоохранении).

Латентные функции в отличие от явных, не запланированы заранее, носят непреднамеренный харак­тер и их последствия осознаются не сразу (завязывание прочных дружеских школьных связей).

Современное общество характеризуется разрастанием и усложнением системы социальных институтов. Это наглядно представлено в Таблице 1. (Социология: Учебник /Под ред. проф. Ю.Г. Волкова.– Изд. 2-е, испр. и доп.– М.: Гардарики, 2003.– 512 с.: ил.).

Таблица 1. Социальные институты в индустриальных обществах

Социаль-ный институт Основные функции Группы и организации Ценности Нормы
Семья Регулирование рождаемости, социализация и защита детей Родственники, группы, объединенные родственными связями Супружеская верность, материальное обеспечение семьи, уважение к родителям Иметь столько детей, сколько вы в состоянии содержать; супружеская верность
Религия Обсуждение загробной жизни; стремление соединиться с Создателем Конгрегация, синагога, деноминация, благотворительные организации Чтение Священного Писания, поклонение Богу Посещать церковь, следовать учениям церкви
Право Поддержание социального порядка Милиция, суды, тюрьмы Суд присяжных, принцип презумпции невиновности Правдивые показания, нормы доказа-тельного права
Политика Установление иерархии власти Политические партии, конгрессы, парламенты, монархии Правило большинства, право голоса Голосование как привилегия и право
Экономика Производство и распределение товаров и услуг Кредитные союзы, банки, бюро кредитной информации, клубы потребителей Зарабатывание денег, эффективное производство Максимизация прибыли, упорный труд
Образова-ние Передача знаний и навыков из поколения в поколение Школы, колледжи, университеты, студенческие советы, ассоциации Академическая честность, хорошая успеваемость, Выполнять домашние задания, готовиться к лекциям
Наука Освоение окружающей среды Местные, государственные, региональные, национальные и международные ассоциации Объективные исследования, открытая публикация полученных данных Применять научные методы, раскрывать полученные данные

Рассмотрим подробнее несколько социальных институтов.

Институт семьи

Семья - это социальная группа, члены которой связаны узами родства, брака или усыновления и живут совместно, сотрудничая экономически и заботясь о детях. Некоторые ученые полагают, что главную роль в семьях играют психологические связи; они считают, что семья – это тесно связанная группа людей, которые заботятся, уважают друг друга.

Самый распространенный тип семьи – нуклеарная. Она состоит из двух взрослых, живущих вместе, ведущих свое домашнее хозяйство и имеющих собственных либо приемных детей. В основе лежат матримониальные отношения (основанные на брачных узах). Нуклеарные семьи являются частью обширной сети родственных отношений.

Расширенную семью можно определить как группу людей, состоящую из трех или более поколений, живущих либо в одном и том же помещении, либо очень близко друг от друга, включает бабушек, дедушек, сестер, их мужей, и др.

В зависимости от места проживания семьи различают на матрилокальную , когда супружеская пара переезжает к родителям жены, и патрилокальную, в случае переезда к родителям мужа. Большинство молодых людей предпочитаетнеолокальную модель – отделяются и живут не зависимо от родителей и прочих родственников.

При патриархальном укладе роль главы семьи обычно выполняет муж, а при его отсутствии – старший по возрасту мужчина. Матриархальный семейный уклад предписывает сосредоточение власти в руках женщин. В третьем типе семейного уклада – эгалитарном – власть и авторитет распределяются между мужем и женой на равных. Этот тип семейных отношений в последние десятилетия набирает вес во всех развитых странах.

Одной из важнейших форм семейных отношений выступает брак. Брак – исторически меняющаяся форма социальных отношений между мужчиной и женщиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их супружеские и родственные права и обязанности.

Правильный выбор супруга регулируется двумя типами матримониальных норм: эндогамией и экзогамией.

Эндогамия (от греч. слов: endon - внутри, gamos - брак) – правила, предписывающие заключение брака внутри определенных групп, т.е. люди должны выходить замуж и жениться на представителях своего класса, расы, этнической группы или вероисповедания.

Экзогамия (от греч. exo – вне) – правила, требующие заключения брака вне пределов собственной группы, с индивидами, не связанными кровным родством. Нормы экзогамии прежде всего базируются на принципе исключения кровного родства и обычно включают в себя табу на инцест – запрет сексуальных отношений между близкими кровными родственниками. Взаимосвязи между мужем и женой могут строиться по трем различным принципам:

Моногамия – один муж и одна жена;

Полигамией называется брак, объединяющий трех или большее число людей.

Полигиния – один муж и две или большее число жен,такая форма брака, распространенная в африканских и азиатских странах.

Полиандрия – два или более мужей и одна жена. Это редкая форма брака, встречающаяся на Тибете, в горном регионе. Полиандрия предотвращает в семье деление земли на участки. Когда женщина выходит замуж, подразумевается, что она одновременно становится женой братьев своего мужа.

Семья выполняет несколько жизненно важных функций.

1. Продолжение рода.

2.Социализация (семья выполняет роль главного передатчика культурных норм).

3. Регулирование сексуальной активности.Законнорожденность – это форма включения ребенка в систему родственных отношений, которая определяет права новорожденного на заботу, наследование и воспитание.

4. Забота, защита и эмоциональная поддержка.

5. Придание статуса.При рождении дети наделяются социальной идентичностью родителей, приобретают расовую, этническую, религиозную и классовую принадлежность.

Институт религии

Религия – это социальный институт, специфика функционирования которого определяются потребностью общества в священном. Религия – это вопрос веры, представление, которое опирается скорее на убежденность, чем на научные факты. Как отмечает Э. Дюркгейм, в основе религии лежат верования и действия, связанные с явлениями духовными, священными, а не мирскими.

Мирское (профанное) – это то, что люди определяют в качестве обыденного элемента повседневной жизни.

Священное (сакральное) – это то, что люди почитают, вызывающее трепет и благоговение.

В малых культурах обнаруживаются две формы религии - тотемизм ианимизм.

Тотемизм поклонение видам животных или растений. Разновидность тотема - талисман.

Анимизм - это вера в призраков или духов.

В больших культурах, как правило, практикуется теизм. Теизм – вера в могущественных богов, которые требуют поклонения. Иудаизм, христианство и ислам – это формы монотеизма , веры в одного бога. Древнегреческая религия и индуизм (в Индии) представляют собой разновидности политеизма - веры во множество богов.

Три религии, оказавшие наиболее сильное воздействие на историю человечества - это иудаизм, христианство и ислам . Все они возникли на Ближнем Востоке.

Иудаизм - старейшая из трех религий; его возникновение относится примерно к 1000 году до н. э. Евреи верили, что Бог требует повиновения строгому моральному кодексу, рассматривая свою религию как единственно правильную.

Христианство - наиболее крупная мировая религия. Оно наследовало от иудаизма многие взгляды, ставшие впоследствии его составной частью. Иисус был ортодоксальным евреем, и христианство возникло как секта внутри иудаизма. Последователи Иисуса именовали его Мессией, что по древнееврейски означало “помазанник” (с греческого-“Христос”), грядущий идеальный царь, ожидавшийся евреями.

Ислам - вторая по величине мировая религия, которая имеет общее происхождение с Христианством. Ислам исходит из учения пророка Мухаммеда, жившего в VII веке н.э. Согласно исламу, Аллах, единственный Бог, управляет природой и людьми.

На востоке наибольшее распространение получил индуизм – старейшая из всех великих религий, ядро которого сложилось около 6000 лет тому назад. Он представляет собой сложный комплекс религиозных и философских воззрений. Большинство индуистов разделяют догму о перевоплощении душ. Вторым ключевым признаком индуизма является кастовая система, основанная на убеждении, что положение человека в социальной и ритуальной иерархии определяется самим фактом рождения.

К этническим религиям Востока относятся буддизм, конфуцианство и даосизм. В этих религиях нет богов, они придают особое значение этическим идеалам, которые делают верующих способными ощущать взаимосвязь всех природных явлений и единство Вселенной.

Церковь – это общепризнанная и прочно укоренившаяся религиозная организация значительных размеров, как, например, католическая или англиканская церковь, важная черта которой – стремление к интеграции с обществом. Церкви обычно имеют формальную бюрократическую структуру с иерархией должностей.

Секта (от лат. Secta направление, учение) - тип религиозной организации, стоящей особняком от общества. Она имеет меньшие размеры и отличается менее сложной и формальной организацией. Секта объединяет, как правило, верующих, создавших свою общину в знак протеста против официальной церкви, (кальвинисты).

Отличие сект от церквей проявляется в формах лидерства. Они основаны на харизматичной власти людей, способных превратить аудиторию людей в последователей. Секты и церковь отличаются друг от друга социальным составом своих членов.

Религия как социальный институт выполняет в обществе следующие функции.

1. Мировоззренческая функция. Религия дает ответы на вопросы о смысле существования, причине человеческих страданий и сущности смерти.

2. Компенсаторная функция. Дает ответы о смысле существования, дарует верующим утешение, убеждая их в том, что их страдания на земле не напрасны.

3. Функция социальной самоидентификации. Религиозные учения объединяют верующих в сообщество людей, разделяющих одни и те же ценности и преследующих одни и те же цели (“мы, христиане”).

4. Социально-регламентирующая функция. Религиозные учения вполне применимы к повседневной жизни людей. В них содержатся наставления для повседневной жизни.

5. Функция социального контроля. Религия не только задает нормы для повседневной жизни, но и осуществляет контроль за поведением людей.

6. Адаптационная функция. Религия способна помочь людям адаптироваться к новой среде, например эмигрантам.

7. Охранительная функция. Церковь охраняет и поддерживает существующую власть, а власть оказывает поддержку конфессиям.

В структуру религиозных институтов (на примере христианства) включены неосновные институты целибата (безбрачия священников в католичестве), инквизиции, епископата, крещения, исповеди, монашества.

Понимая социальные институты как совокупность норм и механизмов, регулирующих определенную сферу общественных отношений (семья, производство, государство, образование, религия), социологи углубили представление о них как о базовых элементах, на которых покоится общество. Деятельность социального института считается функциональной, если она способствует сохранению стабильности и интеграции общества. Она может расцениваться как дисфункциональная, если работает не на его

сохранение, а на разрушение. Нарастание дисфункций в деятельности социальных институтов может вести к социальной дезорганизации общества.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Перечислите виды социальных связей.

2. Назовите основные черты и признаки социальных институтов.

3. Перечислите виды и функции социальных институтов.

4. Охарактеризуйте семью как социальный институт.

5. Определите основные функции семьи.

6. Перечислите типы семей.

7. Дайте характеристику института религии.

ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ:

1. Развод как проблема ХХI века.

2. Современная семья: характеристика и типология.

3. Семья как социальный институт.

4. Наука как социальный институт.

5. Институт религии. Современный взгляд.

6. Церковь и секта. Основные отличительные признаки.

1. Семья, основывающаяся не только на супружеских отношениях людей, но и на кровном родстве большого числа ее членов.

Социальный институт - это совокупность норм, правил, символов, регулирующих определенную сферу общественной жизни, социальных отношений и организующих их в систему ролей и статусов.

Это относительно устойчивые типы и формы социальной практики посредством которых организуется общественная жизнь, обеспечивается устойчивость связей и отношений в рамках социальной организации общества.

Каждый социальный институт характеризуется наличием своих признаков:

1. Своды норм поведения, их кодексы (письменные и устные). Например, в государстве это будут конституция, законы; в религии – церковные запреты; в образовании – правила поведения учащихся.

2. Установки и образцы поведения. Например, в институте семьи – уважение, любовь, привязанность; в государстве – законопослушание; в религии – поклонение.

3. Культурные символы . Например, в государстве – флаг, герб, гимн; в семье – кольцо; в религии – иконы, крест, святыни.

4. Утилитарные черты культуры. В образовании – библиотеки, классы; в религии – здания храмов; в семье – квартира, посуда, мебель.

5. Наличие идеологии. В государстве – демократия, тоталитаризм; в религии – православие, мусульманство; в семье – семейное сотрудничество, солидарность.

Структура социального института:

1)Внешне социальный институт выглядит как совокупность лиц, учреждений, снабженных определенными материальными средствами и осуществляющих конкретную социальную функцию.

2)С содержательной стороны – это определенный набор целесообразно ориентированных стандартов поведения определенных лиц в определенных ситуациях. Так, юстиция как социальный институт внешне есть совокупность лиц (прокуроры, судьи, адвокаты и др.), учреждений (прокуратуры, суды, места заключения и др.), материальных средств, а содержательно представляет собой совокупность стандартизованных образцов поведения правомочных лиц, выполняющих определенную социальную функцию. Эти стандарты поведения воплощаются в социальных ролях, характерных для системы юстиции (роли судей, прокуроров, адвокатов и т.д.).

Структурные элементы социального института:

1. Определенная сфера деятельности и общественных отношений.

2. Учреждения для организации совместной деятельности людей и группа лиц в них, уполномоченных выполнять социальные, организационные и управленческие функции и роли.

3. Нормы и принципы отношений между официальными лицами, а также между ними и членами общества, включенными в орбиту действия данного социального института.

4. Система санкций за невыполнение ролей, норм и стандартов поведения.

5. Материальные средства (общественные здания, оборудование, финансы и т.д.).

Процесс образования института, называется институционализацией. Для неё необходимы следующие условия:

· в обществе должна существовать и осознаваться большинством индивидов конкретная общественная потребность в данном институте,

· общество должно обладать необходимыми средствами удовлетворения данной потребности (ресурсами, системой функций, действий, нормами, символами).

Осуществляя свои функции, социальные институты поощряют действия входящих в них лиц, согласующиеся с соответственными стандартами поведения, и подавляют отклонения в поведении от требований этих стандартов, т.е. контролируют, упорядочивают поведение индивидов.

Функции социальных институтов:

1) функция закрепления и воспроизводства общественных отношений – Социальный институт поддерживает устойчивость тех или иных систем общества.

2) регулятивная функция – регулирование отношений и поведений людей с помощью норм, правил поведения, санкций.

3) интегративная функция – сплочение и укрепление связей между группами людей, объединяемых данным социальным институтом. Реализуется через усиление контактов и взаимодействий между ними.

4) коммуникативная функция – направлена на обеспечение связей, общения, взаимодействия между людьми за счет определенной организации их совместной жизни и деятельности.

Типология социальных институтов:

1. В зависимости от потребности, которую удовлетворяет данный институт:

· Институт семьи и брака

· Политический институт, институт государства

· Экономические институты

· Институты образования

· Институт религии

2. По характеру институты бывают

· Формальные деятельность основана на строго установленных предписаниях. Они осуществляют управленческие и контролирующие функции на основе строго установленных санкций.

· Неформальные в них отсутствуют четко определенные и закрепленные в специальных законодательных актах и документах предписания, касающиеся функций, средств, методов деятельности (например, политические движения, объединения по интересам и т.д.). Здесь контроль идет на основе неформальных санкций (например, одобрение или осуждение).

  • < Назад
  • Вперёд >

Количество социальных институтов весьма значительно, в силу этого возникает необходимость сгруппировать их по определённым типам. Вопрос этот неоднозначный; имеется множество вариантов его решения. Студентам видимо будет интересна позиция всё того же Г. Спенсера, который выделяет шесть типов институтов: семейные (домашние), обрядовые, политические, церковные, профессиональные, промышленные. Поразмышляйте над правомерностью подобной типологии.

Дж. Масионис в качестве важнейших выделяет институты экономики, политики, семьи, религии, образования. В учебнике российских авторов Радугиных говорится о шести видах институтов:

1. Экономическо-социальных (собственность, хозяйственные объединения).

2. Политических (государство, партии).

3. Социокультурных (образование, воспитание).

4. Нормативно-ориентирующих (мораль).

5. Нормативно-санкционирующих (право).

6. Церемониально-символических (собрания, заседания, деятельность некоторых организаций).

Возможны также типологии, в основе которых лежат главные человеческие потребности или основные сферы общественной жизни.

Подумайте какая из типологий, с вашей точки зрения наиболее приемлема. Какую могли бы предложить Вы.

Что касается второй части второго вопроса , т. е. проблемы функций социальных институтов, то главные соображения здесь таковы.

Каждый социальный институт, выполняет свою основную функцию, например, хозяйственно-экономический обеспечивает удовлетворение материальными благами. Политико-правовой (государство) прежде всего, выполняет регулятивную функцию.

Вместе с тем, одни институты выполняют определённые функции явно, а другие – скрыто (так называемая латентная функция по Р. Мертону). Скажем ВУЗ выполняет функцию подготовки специалистов, но скрыто он ещё выполняет функцию освобождения парней от службы в армии. Все институты выполняют положительную, созидательную функцию (эвфункцию по Р. Мертону), но могут выполнять и негативную функцию (дисфункцию по Р. Мертону).

В целом все социальные институты выполняют следующиефункции удовлетворения тех или иных потребностей индивидов, целевую, регулятивную, статусно-ролевую, стабилизации социальных отношений, интеграции индивидов и социальных групп.



Третий вопрос «Институт семьи» предполагает конкретное рассмотрение одного из базовых социальных институтов общества.

Этот вопрос имеет для студентов не только теоретический, но и практический интерес. Семья – это тот институт общества, где нормальный человек проводит большую часть своей жизни.

Студентам вначале необходимо разобраться в том, что такое семья и брак . Семью можно определить, как социальный институт, члены которого связаны браком, родством, родительством, общностью быта и хозяйствования, взаимной моральной и юридической ответственностью.

У студентов имеется возможность поразмышлять над признаками семьи. Главное, что здесь необходимо чётко понять, так это то, что в основе семейных отношений лежит институт брака.

В свою очередь подбраком обычно понимают исторически обусловленный, юридически узаконенный, или получивший признание и одобрение со стороны общества союз мужчины и женщины современных условиях можно сделать оговорку – как правило), устанавливающий их права и обязанности . В результате чего вступившие в брак становятся родственниками друг другу. Объясните шутку физика Л. Ландау «Хорошее дело браком не назовут» .

История человечества знала множество различных форм семьи и брака. Студентам желательно разобраться в них . Чтобы определить каковы же исторические формы семьи и брака имели место, надо разобраться в том, какими были формы брака.

При всём многообразии просматриваются три основных формы брака групповой, полигамный, моногамный. Групповой представлял собой союз определённой группы мужчин и женщин. Форму семьи, которая проистекала из этого брака можно назвать семейной группой. Студентам надо охарактеризовать особенности этой формы семьи.

Вторая историческая форма семьи – полигамная, в основе которой лежит многобрачие, объединяющее трёх и большее количество супругов.

Полигамия имеет два вида – полигинию и полиандрию. В первом случае имеется ввиду многожёнство, во втором – многомужество. Студентам необходимо уяснить особенности этих видов семьи и брака.

Третьей исторической формой семьи является моногамная, в основе которой лежит единобрачие – союз двух субъектов (мужчины и женщины). Моногамия имеет очевидное преимущество над другими формами семьи. А вот какие именно подумайте сами.

В последние годы в социологической литературе активно ведут речь о самых разных видах и разновидностях семьи нуклеарной, расширенной, матрилокальной, патрилокальной, молодёжной, пожилой, бездетной, многодетной и т. д . Попробуйте детально разобраться, что это за семьи, чем они характеризуются. Подумайте правомерно ли называть семьёй так называемое гомосексуальное сожительство?

В завершение этого вопроса необходимо рассмотреть функции семьи . В качестве основных предстают следующие функции:

- урегулирования сексуальных отношений между мужчинами и женщинами;

- продолжения рода;

- хозяйственно-экономическая;

- социализации подрастающего поколения;

- социального контроля:

- защитно-эмоциональная:

- статусно-ролевая...

Рассмотрите детально каждую из названных функций. Подумайте какие ещё функции выполняет семья.

Одной из важных проблем на которую следует изучающим эту тему обратить внимание – это кризис современной семьи.

Выясните причины по которым современная семья оказалась в такой ситуации. Подумайте какую роль в этом кризисе сыграли упадок религиозности, переход к светским формам заключения брака, урбанизация, феминизация, утрата высокой ценности семейных отношений, негативный образ семьи в СМИ и др. Поразмышляйте над тем, опасен ли гомосексуализм для нормальной семьи.

Кризис семейных отношений привёл к огромному росту числа разводов. Проанализируйте последствия разводов. Все перечисленные вопросы необходимо внимательно проработать и сделать для себя надлежащие выводы.

Типология социальных институтов

Г. Спенсер был одним из первых, кто обратил внима­ние на проблему институционализации общества и стиму­лировал интерес к институтам в социологической мысли. В рамках своей «организмической теории» человеческого общества, основанной на структурной аналогии между обществом и организмом, он различает три основных типа институтов:

1) продолжающие род (брак и семья) (Kinship);

2) распределительные (или экономические);

3) регулирующие (религиозные институты и политические системы).

Данная классификация основана на выделении глав­ных функций, присущих всем институтам.

В современной социологии предпринимаются попытки определить более точные и разносторонние типологии социальных институтов. По мнению многих социологов в современном обществе насчитываются шесть институциональных порядков , под которыми подразумеваются главные институты:

ü семейный – институты, регулирующие половые отношения, рождение и социализацию детей;

ü политический – институты власти;

ü экономический - институты, организующие хозяйственную деятельность;

ü военный – институты, осуществляющие защиту членов общества от физической опасности;

ü образовательный - институты, направленные на накопление и передачу знаний следующим поколениям;

ü религиозный – институты, организующие коллективное почитание богов.

Все перечисленные институты направлены на удовлетворение важнейших жизненных потребностей общества как единого целого: потребности в воспроизводстве рода, в распределении власти и управлении людьми, в добывании и производстве средств существования, в безопасности, в передаче знаний, в решении духовных проблем. При этом функционирование всех социальных институтов направлено на обеспечение социального порядка, регуляцию и воспроизводство общественной жизни.

Институты возникли в глубокой древности. Самым древним (порядка 500 тыс. лет) является институт семьи. Религия в своих первобытных формах (фетишизм, тотемизм) появляется приблизительно 30 – 40 тыс. лет назад. Государству, как и образованию примерно по 5 – 6 тыс. лет.

Все социальные институты, образующие своеобразный «скелет» общества, можно подразделить на главные (фундаментальные) и частные (неосновные). Вторые складываются внутри первых, являясь частью их как более мелкие образования.

К частным политическим институтам относятся институт президентства, королевской власти, судопроизводства, присяжных и т.д. Внутри института семьи и брака находятся институты отцовства и материнства.

Если главные институты обусловлены только лишь общественными потребностями то неглавные институты часто учреждаются государством и могут обретать форму учреждения или организации.

К примеру, институт представителей президента России, а также институт наставничества в бывшем СССР – отчетливо выраженные образцы частных (неглавных) институтов.

Неглавные институты называют еще общественными практиками илиобычаями .

Например, дуэли, которые были институционализированным методом выяснения отношений между дворянами в период с XVI до XVIII вв. Этот институт возник в силу потребности в охране чести дворянина и упорядочении отношений между представителями данного социального слоя.

Если институциональная потребность становится незначительной или совсем исчезает, то существование института оказывается бессмысленным, тормозящим общественную жизнь.

С развитием капиталистических отношений изменялись этические нормы в обществе, что выразилось, в частности, в ненужности защиты дворянской чести с оружием в руках. Примером упадка института дуэлей может служить абсурдный выбор оружия дуэли Авраамом Линкольном: бросание картошин с расстояния 20 м. Так этот институт постепенно прекратил свое существование.

Американский социолог Роберт Мертон, много сделавший для становления структурно-функционального подхода, первым предлагает различать «явные» и «скрытые (ла­тентные)» функции (от лат. functio – исполнение, осуществление) социальных институтов.

Явные функции социальных институтов носят предна­меренный характер и осознаются людьми. Обычно они формально заявлены, записаны в уставах или деклариро­ваны, закреплены в системе статусов и ролей, поэтому более подконтрольны обществу.

Явные функции могут выражаться в принятии специальных законов или сводов правил, например законов об образовании, здравоохранении, социальном обеспечении и т.д.

Если институт помимо пользы приносит обществу вред, то такое действие называют дисфункцией .

Латентные (скрытые) функции и дисфункции , в отличие от явных, не запланированы заранее, носят непреднамеренный харак­тер и их последствия осознаются не сразу и не всегда.

Латентными функциями школы будут: приобретение определенного социального статуса «грамотного человека» по сравнению с неграмотными сверстниками, завязывание прочных дружеских школьных связей.

Пример латентной дисфункции: институты парламента, правительства и президента в начале 90-х годов стремились улучшить жизнь народа, создать более цивилизованные отношения и внушить гражданам интерес к закону. Реально же в стране выросла преступность, а уровень жизни упал.

Институт семьи

В обществе любого типа практически каждый его член воспитывается в семье, и в любом обществе подавляющее большинство взрослых состоит или состояло в браке.

Семья - это социальная группа, члены которой связаны узами родства, брака или усыновления и живут совместно, сотрудничая экономически и заботясь о детях. Однако не всех удовлетворяет это определение. Некоторые ученые полагают, что главную роль в семьях играют психологические связи; они считают, что семья – это тесно связанная группа людей, которые заботятся друг о друге и уважают друг друга.

Самый распространенный тип семьи – нуклеарная. Она состоит из двух взрослых, живущих вместе, ведущих свое домашнее хозяйство и имеющих собственных либо приемных детей. В основе нуклеарной семьи лежат матримониальные отношения (основанные на брачных узах). При этом нуклеарные семьи являются только частью обширной сети родственных отношений. Когда родственники, не являющиеся супружеской парой с детьми, живут вместе либо находятся в близком контакте, мы говорим орасширенной семье. Расширенную семью можно определить как группу людей, состоящую из трех или более поколений, живущих либо в одном и том же помещении, либо очень близко друг от друга. Она может включать бабушек, дедушек, братьев и их жен, сестер и их мужей, тетей, дядей, племянников и племянниц.



В зависимости от места проживания семьи различают на матрилокальную, когда супружеская пара переезжает к родителям жены, и патрилокальную, в случае переезда к родителям мужа. Большинство молодых людей предпочитает неолокальную модель – отделяются и живут не зависимо от родителей и прочих родственников.

Общественный уклад предписывает определенную доминирующую модель власти в семье. При патриархальном укладе роль главы семьи обычно выполняет муж, а при его отсутствии – старший по возрасту мужчина в семье. Матриархальный семейный уклад предписывает сосредоточение власти в руках женщин. Однако в чистом виде матриархат встречается редко. В третьем типе семейного уклада – эгалитарном – власть и авторитет распределяются между мужем и женой на равных. Этот тип семейных отношений в последние десятилетия набирает вес во всех развитых странах мира.

Одной из важнейших форм семейных отношений выступает брак. Брак – исторически меняющаяся форма социальных отношений между мужчиной и женщиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их супружеские и родственные права и обязанности.

Попытка упразднить институт брака была предпринята после Октябрьской революции. Большевики решили объявить всеобщее равенство, отменить церковный брак и заменить его гражданским. Была предельно упрощена процедура развода, кодекс о браке 1926г. фактически приравнивал незарегистрированный брак к зарегистрированному, который стали гордо именовать "свободным союзом". Некоторые из теоретиков-большевиков предлагали пролетариям жить коммуной, в которой уход за детьми и их воспитание будет общим делом. Согласно "новой идеологии", каждый может и должен удовлетворять свои половые желания, а половое воздержание квалифицируется как мещанство. Впервые большевистское руководство проявило озабоченность "половым вопросом" в 1926г. после громкого случая группового изнасилования в Ленинграде 20-летней крестьянки, некоторые участники которого были приговорены к расстрелу. В конце 20-х годов стали появляться тематические сборники - Маркс и Энгельс против половой распущенности. К тому времени на одно рождение в СССР приходилось три аборта. Большевики признали, что утверждение об отмирании семьи при социализме было ошибкой. В 1936г. в стране запретили аборты, развод превратился в настоящий судебный процесс. Указ 1944г. устанавливал, что только зарегистрированный брак порождает права и обязанности супругов.

Правильный выбор супруга регулируется двумя типами матримониальных норм: эндогамией и экзогамией. Эндогамия (от греч. слов: endon - внутри, gamos - брак) – правила, предписывающие заключение брака внутри определенных групп, т.е. люди должны выходить замуж и жениться на представителях своего класса, расы, этнической группы или вероисповедания. Экзогамия (от греч. exo – вне, gamos – брак) – правила, требующие заключения брака вне пределов собственной группы, когда люди должны вступать в брак с индивидами, не связанными кровным родством.

Нормы экзогамии прежде всего базируются на принципе исключения кровного родства и обычно включают в себя табу на инцест – запрет сексуальных отношений между близкими кровными родственниками, которые не просто запрещаются – они вызывают осуждение и отвращение в обществе. Табу на инцест является единственной универсальной нормой в мире разнообразнейших моральных принципов.

Однако общеизвестно, что браки между братьями и сестрами не только разрешались, но и часто практиковались в истории, например в странах Древнего Востока. Браки между братом и сестрой служили целям сохранения власти и собственности в рамках семьи и предотвращали раздробление имущества в ходе его раздела между наследниками. Подобная брачная практика имела место и на Гавайских островах, у перуанских инков, жителей Дагомеи в Западной Африке. Кроме того, разные общества по-разному определяют степень родства, подпадающую под понятие инцеста. Например, в колониальной Новой Англии как инцест рассматривался брак мужчины с сестрой его покойной жены. Однако у древних евреев мужчина в некоторых случаях был обязан жениться на вдове своего покойного брата.

Взаимосвязи между мужем и женой могут строиться по трем различным принципам: моногамия – один муж и одна жена; полигиния – один муж и две или большее число жен; полиандрия – два или более мужей и одна жена. Полигамией называется брак, объединяющий трех или большее число людей.

Полигиния – форма брака, распространенная во многих африканских и азиатских странах. Это связано с влиянием исламской традиции. Однако большинство мусульманских семей – моногамны, потому что лишь немногие мужчины могут позволить себе содержать несколько жен и еще большее число детей. Полиандрия – редкая форма брака, которая встречается на Тибете, в горном регионе, где занятие сельским хозяйством требует больших усилий. В тамошних условиях полиандрия предотвращает деление земли на участки, слишком маленькие для того, чтобы они могли прокормить семью, и распределяет обязанности крестьянского труда между многими мужчинами. Когда женщина выходит замуж, подразумевается, что она одновременно становится женой братьев своего мужа. Если юноша женится на девушке, то обычно мужьями девушки считаются все братья ее мужа; даже младший брат мужа, родившийся уже после его женитьбы, также получает права на жену своего старшего брата.

Согласно структурно-функциональной парадигме, семья выполняет несколько жизненно важных функций.

1. Продолжение рода. Если общество хочет сохранить себя, оно должно производить новых членов. Поэтому общества обычно стимулируют своих граждан к деторождению.

2. Социализация. Вырастить из детей “правильных” взрослых – насущная потребность общества. Посредством процесса социализации дети вовлекаются в жизнь своего общества, и именно семья обычно выполняет роль главного передатчика культурных норм. Семья выполняет посреднические функции в процессе социализации, связывая индивида с “большим” миром.

3. Регулирование сексуальной активности. Нормы общества регулируют сексуальное поведение людей, определяя, кто с кем и при каких обстоятельствах может вступать в сексуальные отношения. Ни в одном из известных обществ людям не предоставляется полная свобода “сексуального самовыражения”. Хотя примерно 70% всех обществ допускают некую форму сексуальной свободы, но даже в этих обществах рождение детей вне брака обычно не одобряется – это норма законнорожденности (как и все прочие нормы, она иногда нарушается, а нарушающие ее люди обычно наказываются). Законнорожденность – это форма включения ребенка в систему родственных отношений, которая определяет права новорожденного на заботу, наследование и воспитание. В случае нарушения этой нормы возникает множество социальных осложнений.

4. Забота, защита и эмоциональная поддержка. Семья является важным механизмом, помогающим индивиду научиться завязывать близкие и постоянные контакты с другими людьми. Здоровые отношения в семье способствуют развитию таких чувств, как дружба, любовь, защищенность, самоценность, а также общего ощущения благополучия.

5. Придание статуса. При рождении ребенка дети наделяются социальной идентичностью родителей, они приобретают расовую, этническую, религиозную и классовую принадлежность.

С позиции парадигмы социального конфликта семья рассматривается как социальная структура, в которой одни люди выигрывают за счет других. Они уделяют большое внимание таким негативным аспектам семьи, как господство мужчин и насилие в семье.

Институт религии

Религию можно охарактеризовать как социальный институт, специфика и смысл функционирования которого определяются потребностью общества в священном. Как отмечает Эмиль Дюркгейм, в основе религии лежат верования и действия, связанные с явлениями духовными, священными, а не мирскими. Мирское (профанное) – это то, что люди определяют в качестве обыденного элемента повседневной жизни. Священное (сакральное) – это то, что люди почитают как экстраординарное, вызывающее трепет и благоговение.

Один и тот же объект или тип поведения может быть профанным или священным: все зависит от оценки людей. Просфора, если смотреть на нее как на хлеб,– вещь мирская, но она становится священной для православных как Тело Господне, когда освящается во время литургии.

Поскольку священное воспринимается с благоговением и трепетом, к нему можно приблизиться только через ритуал – социальное действие, предписанное правилами поведения в присутствии священного.

Религия – это вопрос веры, представление, которое опирается скорее на убежденность, чем на научные факты.

В истории человечества известно несколько основных разновидностей религии. В малых культурах часто обнаруживаются две формы религии - тотемизм ианимизм. Тотемизм – поклонение видам животных или растений, которые, согласно верованиям, обладают сверхъестественной силой. Разновидностью тотема является талисман . Анимизм - это вера в призраков или духов, которые населяют мир наравне с людьми. Однако в больших культурах как правило практикуется теизм. Теизм – вера в могущественных богов, которые, как предполагается, заинтересованы в человеческих делах и требуют поклонения. Иудаизм, христианство и ислам – это формы монотеизма , или веры в одного бога. У них имеются религиозные организации, религиозные лидеры, или священнослужители, и священные писания. Древнегреческая религия и индуизм (распространенный главным образом в Индии) представляют собой разновидности политеизма - веры во множество богов, имеющих относительно одинаковую власть. Индуистские божества, которым поклоняются племена, деревни или касты, связаны с определенным местом (домом, полем или горой) либо предметом (животным или деревом).

Три монотеистических религии, оказавшие наиболее сильное воздействие на историю человечества - это иудаизм, христианство и ислам. Все они возникли на Ближнем Востоке, и каждая из них оказала влияние на остальные.

Иудаизм - старейшая из трех религий; его возникновение относится примерно к 1000 году до н. э. Древнееврейские племена были кочевыми и жили на территории древнего Египта и вокруг него. Их религиозные вожди, илипророки, исповедовали веру в единого всемогущего Бога. Евреи верили, что Бог требует повиновения строгому моральному кодексу, и утверждали, что обладают монополией на истину, рассматривая, таким образом, свою религию как единственно правильную.

Христианство - наиболее крупная мировая религия. Оно наследовало от иудаизма многие взгляды, ставшие впоследствии его составной частью. Иисус был ортодоксальным евреем, и христианство возникло как секта внутри иудаизма. Последователи Иисуса именовали его Мессией , что по древнееврейски означало “помазанник” (соответствующее греческое слово - “Христос”), грядущий идеальный царь, ожидавшийся евреями.

Ислам - вторая по величине мировая религия, которая имеет отчасти общее происхождение с Христианством. Ислам исходит из учения пророка Мухаммеда, жившего в VII веке н.э. Согласно исламу, Аллах, единственный Бог, управляет природой и людьми.

На востоке наибольшее распространение получила политеическая религия индуизм. Индуизм – старейшая из всех великих религий, ядро которого сложилось около шести тысяч лет тому назад. Он представляет собой чрезвычайно сложный комплекс религиозных и философских воззрений. Большинство индуистов разделяют догму о перевоплощении душ, веря, что все живые существа участвуют в бесконечно повторяющемся цикле рождений, смертей и повторных рождений. Вторым ключевым признаком индуизма является кастовая система, основанная на убеждении, что положение человека в социальной и ритуальной иерархии определяется самим фактом рождения и зависит от его поступков в прежних перевоплощениях.

К этническим религиям Востока относятся буддизм, конфуцианство и даосизм . В этих религиях нет богов. Напротив, они придают особое значение этическим идеалам, которые делают верующих способными ощущать взаимосвязь всех природных явлений и единство Вселенной.

В современном обществе ученые выделяют несколько основных типов религиозных организаций . Один из методов классификации религиозных организаций был впервые предложен Максом Вебером и его коллегой, историком религии Эрнстом Трельчем. Церковь – это общепризнанная и прочно укоренившаяся религиозная организация значительных размеров, как, например, католическая или англиканская церковь, важная черта которой – стремление к интеграции с обществом. Церкви обычно имеют формальную бюрократическую структуру с иерархией должностей.

Секта (от лат. secta - школа, направление, учение) - тип религиозной организации, стоящей особняком от общества. Она имеет меньшие размеры и отличается менее сложной и формальной организацией. Секта объединяет, как правило, ревностных верующих, создавших свою общину в знак протеста против официальной церкви, как, например, поступили кальвинисты или методисты.

Второе отличие сект от церквей проявляется в формах лидерства. Они основаны на харизматичной власти людей, способных превратить аудиторию людей в последователей. Секты и церковь отличаются друг от друга социальным составом своих членов. Церкви склонны привлекать людей с высоким социальным статусом, а секты – преимущественно неудачников. Открытость сект новым членам и их обещания спасения и самореализации привлекательны для людей, которые чувствуют себя социальными аутсайдерами.

Социологический подход к религии сформировался в огромной степени под влиянием идей трех “классиков” социологии: Маркса, Дюркгейма и Вебера. С точки зрения К. Маркса, “Религия - это "сердце бессердечного мира", прибежище от жестокой повседневной реальности” . Религия, согласно Марксу, имеет сильно выраженный идеологический компонент: религиозные верования и ценности часто служат оправданием имущественного неравенства и различий в социальном положении.

Э. Дюркгейм особое внимание проявлял к вопросам религии малых традиционных обществ. Книга Дюркгейма “Элементарные формы религиозной жизни”, впервые опубликованная в 1912 г., оказала, может быть, самое серьезное влияние на социологию религии. Для любой религии характерны постоянно повторяющиеся ритуалы и обряды, в которых принимают участие группы верующих. Благодаря коллективным обрядам чувство групповой солидарности получает подтверждение и крепнет. Обряды и ритуалы, с точки зрения Э. Дюркгейма, имеют существенное значение для укрепления солидарности членов социальных групп. По мере развития общественного прогресса, считает Дюркгейм, влияние религии ослабевает. Вместе с тем он заявляет, что в определенном смысле можно говорить о том, что в измененной форме религия, вероятно, сохранится. Это выразится в появлении т.н. «гражданских религий» или в функциональных эквивалентах религии. К их числу, например, относятся политические партии.

К примеру, у коммунизма есть свои пророки (Маркс и Ленин), свои священные писания (все труды Маркса, Энгельса и Ленина, но прежде всего “Манифест Коммунистической Партии”), свои верховные священнослужители (главы Коммунистической партии), священные здания (Кремль), святыни (тело Ленина, выставленное в Мавзолее на Красной площади), ритуалы (ежегодный майский парад на Красной площади) и даже свои мученики (например, Лазо). В годы воинствующего атеизма были попытки заменить обряды крещения и обрезания новыми социальными ритуалами посвящения младенца государству. Коммунистическая партия разработала также свои ритуалы бракосочетания и похорон.

Масштабное исследование существующих в мире религий предпринял М. Вебер. Его внимание прежде всего было сосредоточено на изучении, как он их называл, “мировых религии" , то есть привлекающих наибольшее число верующих и оказавших решающее воздействие на ход мировой истории. Вебер провел подробные исследования индуизма, буддизма, даосизма и раннего иудаизма. В “Протестантской этике и духе капитализма”, впервые опубликованной в 1904-1905, и других книгах он подробно останавливается на том влиянии, которое оказало христианство на историю Запада. Вебер занят в первую очередь исследованием взаимосвязи между религиозными и социальными изменениями.

Вебер, в отличие от Маркса, утверждает, что религия не обязательно является консервативной силой; напротив, социальные движения, имевшие религиозные корни, часто приводили к разительным переменам в обществе. Проанализировав восточные религии, Вебер пришел к выводу, что они стали непреодолимой преградой развития промышленного капитализма западного образца. Это случилось не потому, что другие цивилизации по сравнению с западными являются отсталыми, просто их ценности отличаются от тех, что господствуют в Европе.

Религия как социальный институт выполняет в обществе следующие функции.

1. Мировоззренческая функция. Во всем мире религия дает ответы на животрепещущие вопросы о смысле существования, причине человеческих страданий и сущности смерти. Эти ответы дают людям ощущение цели.

2. Компенсаторная функция. Ответы, которые дает религия на вопросы о смысле существования, даруют верующим утешение, убеждая их в том, что их страдания на земле не напрасны. Религиозные ритуалы, связанные с такими критическими событиями, как болезнь и смерть, позволяют людям сохранять душевное равновесие в горькие часы жизни и примиряют их с неизбежным.

3. Функция социальной самоидентификации. Религиозные учения объединяют верующих в сообщество людей, разделяющих одни и те же ценности и преследующих одни и те же цели (“мы, иудеи”, “мы, христиане”, “мы, мусульмане”).

4. Социально-регламентирующая функция. Религиозные учения вполне применимы к повседневной жизни людей. В них содержатся наставления для повседневной жизни людей, в том числе касающиеся отношений с родителями, работодателями и соседями.

5. Функция социального контроля. Религия не только задает нормы для повседневной жизни, но и осуществляет контроль за поведением людей. Некоторые религиозные нормы устанавливают ограничения для общества в целом.

6. Адаптационная функция. Религия способна помочь людям адаптироваться к новой среде, например эмигрантам.

7. Охранительная функция. Церковь охраняет и поддерживает существующую власть, а власть в свою очередь оказывает поддержку охраняющим ее конфессиям.

Можно выделить дисфункциональные, разрушительные для общества аспекты религии. К ним относятся религиозная нетерпимость и фанатизм, приводящие к войнам и массовым преследованиям иноверцев и атеистов, а также изуверские формы поклонения, связанные с человеческими жертвоприношениями и самоистязаниями.


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Санкт-Петербургский государственный институт
сервиса и экономики
Новгородский филиал

Тема: «Социальные институты и их типы »

по курсу: ______________________________

Студент:2-го курса, з. о.
специальности 2305

Проверил:
_____________________________

Великий Новгород
2001

1 Введение 4

2 Социальные институты 5

2.1. Определение понятия социального института. 5

2.2. Типология социальных институтов 8

2.3. Функции и дисфункции социальных институтов 10

2.4. Институт как нормативная система 13

2.5. Динамика социальных институтов 15

Заключение 17

Список литературы 18

1 Введение

Термин «социология» ввел в 30-е годы 19 века Огюст Конт, которого и считают отцом – основателем новой научной дисциплины. По его представлениям, социология должна была объединить все знания об обществе как едином организме и дать им подлинно научную основу.

Как наука, социология была введена в 1989 году в связи с повышением интереса к социальным процессам. Например, процесс становления гражданского общества связан с утверждением прав и свобод человека, его духовной и экономической независимости гражданина. Расширение пределов свобод и прав человека, существенное увеличение возможности выбора пробуждали интерес человека к знанию основ жизни социальной общности людей, социальных процессов и явлений с целью рационального, эффективного использования приобретенных прав и свобод.

Свободная конкуренция в экономике, политике, духовной сфере поставили в прямую зависимость результативность деятельности предпринимателей от умения и использования знаний о конкретных социальных механизмах, настроений и ожиданий людей. Отраслью знаний, помогающей глубже и конкретнее познать общество, основу социального взаимодействия людей с целью рационального использования свободы, самоорганизации человека становится социология. Социология изучает общество, социальные отношения, и социальные общности, их деятельность. Философия также изучает личность и социальные общности как объекты и субъекты деятельности, но делает это на высоком уровне обобщения. Социология осмысливает общество, общественную жизнь не как предельную общую абстрактность, а как реальность.

Социология, как определенный тип знаний об обществе выходит из недр социальной философии, перенимает философскую культуру. Одновременно социология стремится к преодолению ограниченности, которую обнаруживает философия при анализе социальных явлений. Социология ставит целью помочь людям разобраться в сложных проблемах жизни. Люди, создающие общество, несомненно, имеют возможность изменить его, преобразовать на основе полученных знаний. В этом случае им на помощь приходит социология.

2 Социальные институты

2.1. Определение понятия социального института.

Социология уделяет большое внимание изучению социальных институтов общества. В социологии имеется множество определений социального института. Одним из первых дал развернутое представление о социальных институтах американский социолог и экономист Торстейн Веблен (1857 – 1929). Хотя его книга «Теория праздного класса» появилась в 1899 году, многие ее положения не устарели до сих пор.

Понятию «социальный институт» в отечественной социологии отводится значительное место. Социальный институт определяется как единый компонент социальной структуры общества, интегрирующий и координирующий множество индивидуальных действий людей, упорядочивающий социальные отношения в отдельных сферах общественной жизни 1 .

Под институтом, кроме того, подразумевают относительно стабильную совокупность символов, верований, ценностей, норм, ролей и статусов, которая управляет конкретной сферой социальной жизни: это семья, религия, образование, экономика, управление.

Если суммировать всё множество подходов разных учёных к пониманию социальный институт, то их можно разделить на следующие. Социальный институт представляет собой:

    ролевую систему, в которую включены также нормы и статусы;

    совокупность обычаев, традиций и правил поведения;

    формальную и неформальную организацию;

    совокупность норм и учреждений, регулирующих определенную сферу общественных отношений;

    обособленный комплекс социальных действий.

Понимая социальные институты как совокупность норм и механизмов, регулирующих определенную сферу общественных отношений (семья, производство, государство, образование, религия), социологи углубили представление о них как о базовых элементах, на которых покоится общество.

Приспосабливаясь к среде, общество в течение истории вырабатывает инструменты, пригодные для решения множества задач и удовлетворения важнейших потребностей. Эти инструменты и называются социальными институтами. Типичные для данного общества институты отражают культурный облик этого общества. Институты разных обществ отличаются друг от друга. Например, институт брака у разных народов содержит своеобразные обряды и церемонии, опирается на принятые в каждом обществе нормы и правила поведения. В одних странах институт брака допускает, например, многоженство, что в других странах категорически запрещено согласно их институту брака.

Внутри совокупности социальных институтов можно выделить подгруппу культурных институтов как вид частных социальных институтов. К примеру, когда говорят, что пресса, радио и телевидение представляют собой «четвертую власть», по существу их понимают как культурный институт. Коммуникационные институты являются теми органами, через которые общество посредством социальных структур производит и распространяет информацию, выраженную в символах. Они являются главным источником знаний о накопленном опыте. Подвидом коммуникационных институтов являются библиотеки, музеи, школы и университеты, телевидение, газеты, книгопечатание, радио, кино. Совокупность всех технических устройств, включая здания, работников и фонды библиотек, музеев и школ, составляет инфраструктуру институциональной системы культуры.

Социальные институты помогают решать жизненно важные проблемы большому количеству людей. Например, миллионы людей, влюбившись, прибегают к помощи института брака и семьи, а заболев – к институтам здравоохранения и т.д. Законный порядок в обществе обеспечивают такие институты, как государство, правительство, суды, полиция, адвокатура и т.д.

Институты одновременно выступают и инструментами социального контроля, т.к. благодаря своему нормативному характеру заставляют людей подчиняться принятым нормам и соблюдать соответствующую дисциплину. Поэтому институт понимается как совокупность норм и образцов поведения.

Поскольку зарубежные, а вслед за ними и отечественные социологи придерживаются различных определений социального института, то они по-разному понимают его внутреннее строение, т.е. функционально взаимосвязанную систему опорных элементов. Несмотря на многообразие точек зрения, все они по существу верны, поскольку представляют разное видение одного и того же. По мнению С.С. Фролова, правильнее говорить не об элементах, входящих в структуру института, а об институциональных признаках, т.е. общих для всех институтов чертах и свойствах. Таковых пять:

    установки и образцы поведения (привязанность, лояльность, ответственность и уважение в семье, послушание, лояльность и субординация в государстве);

    символические культурные признаки (обручальное кольцо, флаг, герб, крест, иконы и др.);

    унитарные культурные черты (дом для семьи, общественные здания для государства, магазины и фабрики для производства, учебные классы и библиотеки для образования, храмы для религии);

    устный и письменный кодексы (запреты, правовые гарантии, законы, правила);

    идеология (романтическая любовь в семье, демократизм в государстве, свобода торговли в экономике, академические свободы в образовании, православие или католицизм в религии).

2.2. Типология социальных институтов

Все социальные институты обычно подразделяют на главные и неглавные. Вторые скрываются внутри первых, представляя собой более мелкие образования. Помимо деления институтов на главные и неглавные, их классифицируют и по иным критериям. К примеру, институты различаются временем своего взаимодействия и продолжительностью существования (постоянно действующие и кратковременные институты), жесткостью применяемых санкций за нарушение правил, условиями существования, наличием или отсутствием формальных правил и процедур.

Р. Миллс насчитывал в современном обществе пять институциональных подходов, подразумевая главные институты:

    экономический – институт, организующий хозяйственную деятельность;

    политический - институт власти;

    семейный – институт, регулирующий половые отношения, рождение и социализацию детей;

    военный – институт, организующий законное наследие;

    религиозный – институт, организующий коллективное почитание богов.

Большинство социологов согласны с Миллсом в том, что главных институтов в человеческом обществе всего пять. Их предназначение - удовлетворять важнейшие жизненные потребности коллектива или общества в целом.

Пять основных потребностей и институтов:

    потребность в воспроизводстве рода (институт семьи и брака);

    потребность в безопасности и социальном порядке (политические институты, государство);

    потребность в средствах существования (экономические институты, производство);

    потребность в получении знаний, в социализации подрастающего поколения, подготовка кадров (институты образования в широком смысле, т.е. включая науку и культуру);

    потребность решения духовных проблем, смысла жизни (институт религии).

Институты возникли в глубокой древности. Социологи определяют производству не менее 2 млн. лет, если отправной точкой считать первое орудие труда, созданное человеком, Семье антропологи отводят второе место и полагают, что нижняя граница проходит по отметке 500 тыс. лет. С тех пор семья постоянно эволюционировала, принимая множество форм и разновидностей: полигамия, полиандрия, моногамия, сожительство, нуклеарная, расширенная, неполная семья и т.д. Государство существует примерно столько же, сколько и образование, а именно 5-6 тыс. лет. Религия в своих первобытных формах (фетишизм, тотемизм, анимизм) появилось примерно 30-40 тыс. лет назад, хотя некоторые археологи, учитывая возраст древнейших настенных рисунков (15 тыс. лет) и миниатюрных скульптур, отображающих зарождение культа Матери-Земли (25 тыс. лет), считают её возраст несколько меньшим.

Как уже говорилось, внутри главных институтов находятся неглавные, которые называются также социальными практиками или обычаями . У каждого главного института существуют свои системы наработанных практик, методов, процедур. Например, экономические институты не могут обойтись без таких механизмов, как конвертация валюты, защита частной собственности, профессиональный подбор, расстановка и оценка труда работников, маркетинг, рынок и т.д. Также внутри института семьи и брака, находятся и институты материнства и отцовства, родовой мести, побратимства, наследования социального статуса родителей и т.д. Скажем, обычай назначать свидание является элементом социальной практики ухаживания. В отличие от основного института неосновной институт выполняет специализированную задачу, обслуживая конкретный обычай или удовлетворяя нефундаментальную потребность.