27.08.2019

Конспект занятия по перелетным птицам. Конспект познавательного занятия «Перелетные птицы. Конспект занятия в старшей группе коррекционной направленности на тему "Перелётные птицы"


Тема: “Перелетные птицы”.

Цель: — расширение и активизация словаря.

Задачи: — образовывать множественное число существительных;

  • учить согласовывать существительные с числительными;
  • учить изменять существительные по падежам;
  • учить образовывать притяжательные прилагательные;
  • развивать координацию речи с движением;
  • развивать мелкую моторику;
  • развивать слуховое внимание;

Оборудование: картинки с изображением перелетных птиц, мяч.

Ход занятия:

1. Орг. момент. Стихотворение “Осень”.

Опустел скворечник, улетели птицы,
Листьям на деревьях тоже не сидится.
Целый день сегодня все летят, летят….
Видно тоже в Африку улететь хотят.
(И. Токмакова)

Какие птицы покинули свой дом – скворечник? (скворцы). Каких еще перелетных птиц вы знаете?(картинки)

Игра “Кого не стало?” (по картинкам).

2. Введение в тему. (картинки с изображением перелетных птиц )

Какие птицы покинули свой дом – скворечник? (скворцы)
Каких еще перелетных птиц вы знаете?
Почему мы называем птиц перелетными?
Почему они улетают в теплые края?

Части тела птиц. (схема)

Есть две лапки, клюв, два крыла, хвост, тело покрыто пухом и перьями.

— показать, где у птички клюв, хвост….
— назвать части тела птички.

3. Игра “Один- много”

Кукушка – кукушки, журавль — журавли,
скворец — скворцы, соловей — соловьи,
жаворонок – жаворонки, лебедь — лебеди,
грач — грачи, утка — утки,
ласточка – ласточки, грачонок – грачата,
аист – аисты гусенок – гусята.

Кукушка – кукует, ласточка – щебечет, скворец – поет,
журавль – курлыкает, утка – крякает, гусь – гогочет.

5. Игра “У кого кто ”.

У кукушки – кукушонок, кукушата.
У журавля — журавленок, журавлята.
У скворца — скворчонок, скворчата.
У лебедя — лебеденок, лебедята.
У грача — грачонок, грачата.
У утки — утенок, утята.
У аиста – аистенок, аистята.
У гуся – гусенок, гусята.

6. Физкультминутка “Журавли учатся летать” Дети изображают, как журавли учатся летать. Руки разводят в стороны и поднимают до уровня плеч. Вдох через нос. При опускании рук – выдох.

Пальчиковая гимнастика “Уточка”

Шла уточка бережком, (“идут” двумя пальчиками по столу,
Шла серая по крутому. переваливаясь.)
Вела детей за собою,
И малого, и большого, (загибают безымянный палец; большой
палец.)
И среднего, и меньшого, (загибают средний палец; мизинец.)
И самого любимого. (загибают указательный палец.)

7. Игра “Поиграем посчитаем” (по картинкам).


Одна утка, две утки,…, пять уток.
Одна кукушка, две кукушки,…, пять кукушек.
Одна птица, две птицы,…, пять птиц.
Один аист, два аиста,…, пять аистов.
Один гусь, два гуся,…, пять гусей.
Одно гнездо, два гнезда,…, пять гнезд.

8. Игра “Чей, чья, чье?”

Клюв (чей?) птичий, утиный, гусиный.
Голова (чья?) птичья, утиная, гусиная.
Гнездо (чьё?) птичье, утиное, гусиное.

9. Итог занятия . Вспомнить о чём говорили. Что понравилось? Кириллова Ю., учитель-логопед.

  • Цели:

    1. Познакомить детей с понятиями: « лететь «клином», «цепочкой», «стайкой».
    2. Расширить и закрепить представления детей о перелетных птицах: аисте, кукушке, соловье; о частях тела птиц.
    3. Упражнять детей:
    - в образовании сложных прилагательных;
    - в составлении сложноподчиненных предложений.
    4. Воспитывать у детей доброе отношение ко всему живому в природе.

    Оборудование:

    Иллюстрации перелетных птиц, аудиозапись голосов и пения птиц.

    Предварительная работа:

    Наблюдение за птицами во время прогулки; чтение стихов, рассказов о птицах.

    Ход занятия:

    1. Воспитатель читает стихотворение А.Плещеева:

    Скучная картина!
    Тучи без конца,
    Дождик так и льется,
    Лужи у крыльца,

    Чахлая рябина
    Мокнет под окном;
    Смотрит деревушка
    Сереньким пятном.

    Что ты рано в гости,
    Осень, к нам пришла?
    Еще просит сердце
    Света и тепла.

    Ребята, скажите, пожалуйста, о каком времени года говорится в стихотворении? /Об осени/

    Назовите, пожалуйста, характерные признаки осени? /Желтеет листва, идут моросящие дожди, улетают птицы/.
    - А как называются птицы, которые улетают в теплые края и которые остаются? /Перелетные и зимующие/.
    - Назовите перелетных птиц? /Ласточка, дятел, грач, цапля, журавль, скворец, жаворонок/.
    - Отгадайте, пожалуйста, загадки:

    1. Эта птица никогда
    Для птенцов не вьет гнезда.
    /Кукушка/

    Послушайте, пожалуйста, как кричит кукушка. /аудиозапись/. Отгадайте следующую загадку.

    2. Под крышей я леплю гнездо
    Из комочков глины.
    Для птенчиков стелю на дно
    Пуховую перину.
    /Ласточка/ /включается аудиозапись/

    3. Это старый наш знакомый:
    Он живет на крыше дома -
    Длинноногий, длинноносый,
    Длинношеий, безголосый.
    Он летает на охоту
    за лягушками к болоту.
    /Аист/ /аудиозапись/

    Правильно вы отгадали, эти птицы тоже относятся к перелетным.
    Соловей – маленькая птичка, имеет коричневое оперение, маленький клюв, хвост и лапки. Кукушка – небольшая птица, но крупнее, чем соловей, имеет пеструю окраску, длинный хвост, небольшой клюв. Кукушка, в отличие, от других птиц, никогда не вьет гнезда, а свои яйца откладывает в чужих гнездах, поэтому птицы вынуждены выводить и растить птенцов кукушки. Аист – большая птица белого цвета, с большим клювом.
    - Назовите, пожалуйста, части тела птиц. /Туловище, голова, хвост, клюв/.
    - У всех птиц одинаковое строение, но люди их называют по-разному, как же они их различают? /По оперению, внешнему виду, величине/
    - Ребята, а почему птицы улетают в теплые края? /Потому что здесь наступают холода, зимой нет насекомых/.
    - А как же они находят дорогу на юг и обратно сюда? /не знаем/. Оказывается, некоторые птицы улетают ночью, другие днем. Но перед полетом они совершают пробные полеты, больше обычного едят, нагуливают жирок – в полете им подкрепиться негде. В полете они ориентируются на звезды, а если небо затянуто облаками и звезд не видно, то они ориентируются на магнитные колебания Земли.
    Вы обращали внимание, что некоторые птицы улетают «стайками», все вместе; некоторые, например, журавли, выстраиваются «клином» в виде треугольника; другие выстраиваются «цепочкой», в одну линию. Наверное, это зависит от повадок птиц: некоторым птицам нужны вожаки, которые показывают дорогу.

    Физминутка «Птицы»

    /загибаются пальцы обеих рук/

    Пой–ка, подпевай-ка,
    Десять птичек – стайка,
    Эта птичка – воробей,
    Эта птичка – совушка,
    Сонная головушка.
    Эта птичка – свиристель,
    Эта птичка – коростель,
    Эта птичка – скворушка,
    Серенькое перышко.
    Эта – зяблик,
    Эта – стриж,
    Эта – развеселый чиж.
    Ну а эта – злой орлан,
    Птички, птички, по домам.
    /руки за спину/

    Упражнение «Отгадай и присядь»

    Ребята, сейчас я буду называть перелетных и зимующих птиц, если вы услышите название зимующей птицы, то присядьте; а если название перелетной, то машите руками. Ворона, соловей, дятел, сорока, голубь, ласточка, синица, грач, скворец, снегирь, аист, журавль, воробей, цапля и др.

    Упражнение «Скажи одним словом»

    Ребята, встаньте, пожалуйста, в круг. Я буду бросать вам мяч, а вы мне будете его возвращать с ответом.

    У аиста длинные ноги, он какой? … /длинноногий/.
    У аиста длинный клюв, он … /длинноклювый/.
    У ласточки длинный хвост, она … /длиннохвостая/.
    Ласточка любит тепло, она … /теплолюбивая/.
    У ласточки острые крылья, она … /острокрылая/.
    У соловья звонкий голос, он … /звонкоголосый/.и др.

    Упражнение «Продолжи предложение, найди причину»

    Первыми осенью улетают на юг птицы, которые питаются насекомыми, потому что … /насекомые прячутся и им нечем питаться/.
    Дятла можно назвать лесным доктором, потому что …/он достает жучков и насекомых из-под коры/.
    Кукушка не высиживает своих птенцов, потому что …/она не вьет себе гнезда/.
    Все люди любят слушать соловья, потому что …/он красиво поет, заливается/. и др.
    Весной перелетные птицы прилетают назад, потому что … /им нужно выводить птенцов/.

    Анализ занятия:

    Ребята, скажите, пожалуйста, о чем сегодня мы беседовали на занятии?
    - О каких новых перелетных птицах вы узнали?
    - Что интересного мы узнали о кукушке?
    - Как они находят дорогу в теплые края и обратно к нам?
    - Ребята, мне понравилось, как вы работали на занятии: внимательно слушали, думали, отвечали полными предложениями. Молодцы!
    Самым активным ребятам я даю призы.

    Конспект

    Организационно- образовательной деятельности

    для детей группы «Капельки»

    Тема: «Перелетные птицы»

    МБДОУ «Детский сад №29».

    Воспитатель: Титова Ю.Н.

    Программное содержание:

    1. Расширить представление детей о перелетных птицах, их образе жизни и внешнем виде.

    2. Развивать мышление, связную речь, слуховое и зрительное внимание, мелкую моторику.

    3. Активизировать употребление в речи детей существительных, имен прилагательных, глаголов.

    4. Воспитывать доброе, бережное отношение к пернатым друзьям, закладывать основы экологического воспитания.

    5. Доставить детям удовольствие и радость, вызвать яркие эмоции и хорошее настроение .

    Предварительная работа

    Беседа о птицах; рассматривание иллюстраций; чтение рассказов, сказок, загадок о птицах; пальчиковые игры, дидактические игры.

    Материал к занятию

    Картинки с изображением перелетных птиц и их силуэты, дерево с гнездом и скворечником, картон, цветная бумага

    1 Организационный момент.

    Ребята, какое сейчас время года? (Весна)

    А весной солнышко ярко светит, птички поют!

    Но наше солнышко почему-то спит, может поэтому и не слышно пения птиц. Давайте разбудим солнышко потешкой. Оно вас услышит и обязательно проснется.

    Солнце красное покажись, (руки вытянуть вперед)

    Солнце красное нарядись (руки за юбку, на пояс)

    Платье алое надень

    Подари нам красный день (хлопают в ладошки).

    Переворачиваем солнышко.

    Вот и солнышко проснулось. На улице стало гораздо теплее. Весна пришла. Настроение у нас поднялось (слышится пение птиц).

    2 Основная часть.

    Ребята, а это что за звуки такие, кто поет? (Птицы)

    А откуда они появились? (Солнышко нас услышало весна пришла и птички домой с юга прилетели).

    Ребята, сейчас я вам загадаю загадки про птиц, а вы попробуйте отгадать, о каких птицах говорится в загадках:

    Кто без нот и без свирели

    Лучше всех выводит трели?

    Кто же это? (Соловей)

    Кто прилетает к нам с теплом

    Путь проделав длинный,

    Лепит домик под окном

    Из травы и глины. (Ласточка)

    Всех перелетных птиц черней

    Чистит пашню от червей. (Грач)

    Есть на дереве дворец,

    Во дворце живет певец.

    Он не лает, не кусает

    Сад фруктовый охраняет. (Скворец)

    Как называются эти птички одним словом? (Перелетные)

    А почему их так называют? (Становится холодно, пропадают насекомые и птицы улетают в теплые края).

    Дети, а наших перелетных птиц вы знаете?

    (скворец, ласточка, соловей, журавль, жаворонок)

    Назовите перелетных птиц водоплавающих. (Гуси, утки).

    Посмотрите на наши картинки. На них изображены птицы. Все они такие разные! Лебедь – белая, грач – черный, утка – коричневая. Но что у них общее? (Тело птиц покрыто перьями, у всех птиц есть туловище, голова, хвост, клюв, лапы).

    А сейчас моя волшебная палочка превратит вас в птичек.

    Физминутка: «Птицы».

    Мы загадку отгадаем и о ком она узнаем (хлопают)

    Есть и лапы, и глаза, (показать ноги, глаза)

    Туловище и голова,

    Грудь, спина,

    Хвост, живот,

    Два крыла и клювик – рот. (махают руками, рот трубочкой)

    Ей на месте не сидится (качают головой)

    Отгадали? Это птица! (взмахнуть и подпрыгнуть)

    Молодцы! А теперь моя волшебная палочка превратит вас опять в детишек! Садитесь на свои стульчики.

    Ребята, а где живут птицы? Как называется птичий домик? (Гнездо). А из чего птицы его делают? (Их веточек, мха, глины).

    А вот этот домик вам знаком? (Скворечник)

    Кто его сделал? А кто в нем живет?

    Как вы думаете, в скворечнике могут жить только скворцы? (Нет, но и другие маленькие птички).

    А вы знаете, почему люди жилища для скворцов размещают на деревьях около своих садов и огородов? (Они уничтожают вредных насекомых).

    Что птицы откладывают в своих гнездах? (Яйца).

    Что потом будет с яйцами? (Из них появятся птенцы).

    Они маленькие, беспомощные, будут пищать и просить есть. Что будут делать птицы – родители? (Кормить своих птенцов).

    Предлагаю поиграть в игру «Птенчики».

    Молодцы! А теперь немного поиграем с мячом.

    Игра «Один – много».

    Соловей – соловьи, журавль – журавли, грач – грачи, ласточка – ласточки, скворец – скворцы, лебедь – лебеди, утка – утки, жаворонок – жаворонки, гусь – гуси, стриж – стрижи.

    Аппликация «Скворечник»

    Дети, теперь давайте сделаем скворечники для птиц.

    Ребята, посмотрите и скажите из каких частей состоит скворечник, какой формы каждая часть?

    Стенка скворечника какой формы? – прямоугольной

    Крыша какой формы? – треугольной

    Окошко какой формы? – круглой (лаз).

    Правильно, молодцы.

    Ребята, в начале выложите скворечник на столе.

    Какую часть будете наклеивать первой? (Стенку скворечника)….

    Пальчиковая гимнастика.

    Весна пришла по снежному (пальчики идут по ладошки)

    По влажному ковру,

    Рассыпала подснежники (раздвинуть пальцы)

    Посеяла траву. (пальцы вместе)

    Теперь зовет со всех концов

    Гусей, стрижей и аистов,

    Кукушек и скворцов.

    Ребята смотрите, к нам прилетели скворцы. Давайте их расселим по своим скворечникам. (Раздать изображения птиц и дети приклеивают их к своим скворечникам).

    3 Итог.

    Сегодня мы с вами сделали для птиц скворечники, за это они вам будут благодарны. Будут радовать нас своим пением, лечить деревья от вредителей.


    Департамент Образования г. Москвы Государственное Бюджетное Образовательное Учреждение Города Москвы «Школа 2051»

    Подготовила и провела: Зеленева Н.А. Москва 2017

    Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие» , «Социально - коммуникативное развитие» , «Физическое развитие» .

    Цель: расширить и закрепить знания детей о перелетных птицах; развивать познавательный интерес к живой природе, мышление, память, речь детей; воспитывать любовь к птицам, желание заботиться о них.

    Материал и оборудование: мультимедийное оборудование, презентация по теме, картинки птиц, 2 плаката с деревьями «осень» и «зима» для игры, 2 стенда.

    Ход работы:

    Организационный момент. Дети под пение птиц входят в зал, и тут стук в дверь:

    Сова принесла нам письмо. Давайте его прочитаем.

    «Дорогие ребята, пишут вам перелетные птицы. Мы не можем улететь в теплые страны, так как нас заколдовал злой волшебник. Помогите нам, расколдуйте нас. Выполните задания волшебника и злые чары исчезнут. И тогда мы сможем улететь на юг»

    Ребята, поможем перелетным птицам?

    Ответ ребят.

    Задание 1

    Д/И «Определи перелётную птицу по первому звуку»

    Воспитатель называет звуки: «А» , «Г» , «Л» , «С» , «З» , «К» , «Д» (аист, соловей, кукушка, скворец, зяблик, ласточка, дрозд) . Ребята вы молодцы. Вы выполнили первое задание Волшебника.

    Задание 2

    Ребята скоро наступит зима, что случиться с птичьими гнездами?

    Ответы детей. (их разрушат вьюги, метели) .

    Когда птицы будут возвращаться они будут строить свои новые жилища.

    Задание 3

    Посмотрите на картинки и расскажите где, какая птица свила гнездо?

    (дети определяю гнезда птиц) .

    А где гнездо кукушки? (ответы детей)

    Задание 4

    Кирилл подготовил рассказ об одной из перелетных птиц.

    Ребята я вам хочу помочь победить злого волшебника. Я вам расскажу о перелетных птицах.

    Аисты- крупные птицы. У них длинный клюв, длинные ноги и шея.

    Аисты ведут перелётный образ жизни. На зиму улетают в теплые края.

    Свои гнезда строят на берегах реки и в лесах. Иногда на крышах домов и верхушках деревьях

    Соловей - один из самых знаменитых певцов среди птиц.

    Но увидеть соловья трудно: это скрытная и осторожная птица.

    Поёт соловей, сидя где - ни будь на ветке, не очень высоко от земли.

    Соловьи начинают петь, когда распускаются первые зелёные листочки.

    Гнёзда - соловьи устраивают на земле или среди невысоких кустарников.

    Питаются соловьи муравьями, жуками, гусеницами, бабочками. Клюют семена и ягоды.

    А в конце лета эти птицы улетают на зимовку в далёкие тёплые страны.

    Кукушка – птица, известная. Её любимое блюдо - мохнатые гусеницы. Никто из птиц этих гусениц не трогает. Тем самым она спасает лес от вредителей.

    Кукушки никогда не строят себе гнёзд и не высиживают птенцов. Свои яйца они подкладывают в гнёзда других птиц.

    Скворцы – небольшие птицы черного цвета, имеющие длинный острый клюв.

    Скворец – птица говорливая и очень любит подражать всем звукам, которые она слышит. Например, скрип колеса, лай собаки и кудахтанье кур.

    Весной люди встречают скворцов с самодельными домами для птиц, который называется скворечник.

    Скворцы поедают вредных насекомых, тем самым спасают урожай на полях.

    Рассказы были очень интересные и познавательные. Ребята вам понравились?

    Пора немножко подвигаться.

    Физкультминутка.

    Руки подняли и помахали
    Это деревья в лесу
    Локти согнули, кисти встряхнули
    Ветер сбивает росу

    Плавно руками помашем
    Это птицы летят
    Как они сядут, мы вам покажем –
    Крылья мы сложим назад.

    Давайте продолжим наш разговор о птицах.

    Задание 5

    Подвижная игра «Птички»

    Правила игры: дети должны распределить картинки птиц на две группы «зимующие и перелетные»

    Ребята вы сегодня правильно и хорошо выполняли задание злого волшебника. Вы помогли расколдовать птиц и они теперь улетят в теплые края.

    Итог:

    Ребята вам понравилось путешествие?

    Какая из игр вам больше всего понравилась?

    Что нового вы узнали сегодня на нашем занятии?

    А сейчас ребята мы вернемся в нашу группу и нарисуем птицу которая вам больше всех понравилась.

    Организация: МБДОУ центр развития ребенка – детский сад № 34

    Населенный пункт: Приморский край, г. Владивосток

    Во время занятия динамично задействовано все пространство групповой комнаты.

    Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.

    Время занятия: 30 минут.

    Цель: Расширять и уточнять представления о живой природе. Учить наблюдать, развивать любознательность.

    Задачи по образовательным областям:

    Познавательное развитие:

    Расширить и закрепить представления детей о перелетных птицах;

    Способствовать самостоятельному использованию действий эксперементального характера, для выявления скрытых свойств;

    Воспитывать доброе отношение ко всему живому в природе, чувство ответственности за судьбу птиц, вызвать желание заботиться о них.

    Речевое развитие:

    Совершенствовать навыки вопросно-ответной беседы;

    Упражнять детей в образовании уменьшительно-ласкательных слов;

    Активизировать словарь: зимующие, перелетные.

    Художественно-эстетическое развитие:

    Упражнять в раскрашивании, не выходя за контур.

    Оборудование:

    Иллюстрации перелетных и зимующих птиц; аудиозапись с пением птиц; мяч резиновый средний; 1 большой магнит; магниты по количеству детей; скрепки большие; раскраски с изображением птиц на каждого ребенка; семена подсолнечника, тыквы, гороха, мелкие игрушки, пробки; 2 контейнера; 4 миски; 2 условных знака на подставках; перья птиц.

    Ход занятия:

    Дети находятся в группе с воспитателем.

    Организационный момент: (1 мин)

    Проводится вводная малоподвижная хороводная игра «Маланья». По ходу игры все дети становятся в круг.

    I. Введение в игровую ситуацию. (1мин)

    Ребята, посмотрите, что я нашла сегодня утром, когда шла в садик

    (демонстрирую детям перья различных птиц).

    Дети: - Перья.

    Ребята, а чьи это перья?

    Дети:- Птичьи.

    Верно. И мы сегодня поговорим о птицах, которые остаются с нами зимой, и вспомним тех, которые улетели.

    Предлагаю сесть на стульчики.

    II.Актуализация знаний. (8 мин)

    А как вы думаете, зачем птицам перья?

    Ответы детей.

    Где же можно встретить птиц?

    Ответы 2-3 детей. (Обобщаю ответы - повсюду)

    Расскажите, где живут птицы?

    Ответы 2-3 детей. (Обобщаю ответы - строят гнезда)

    Кто скажет, чем похожи птицы?

    Ответы 2-3 детей. (Обобщаю ответы - умеют летать, есть крылья)

    Уже завтра наступит зима, и многие птицы улетели в теплые края. Эти птицы называются….

    Ответы детей. (Обобщаю ответы - перелетные). Закрепить в речи детей - повторить 2 раза.

    Ребята, а птицы, которые остаются зимовать в наших краях, как называются?

    Ответы детей. (Обобщаю ответы - зимующие), повторить 2 раза.

    Посмотрите, сколько птиц к нам прилетело (обращаю внимание на доску, где расположены картинки с птицами).

    Вместе с детьми переходим ближе к доске. Дети рассматривают некоторое время картинки.

    Каких из них вы знаете, назовите.

    Ответы детей.

    Птиц много. Ветерок случайно перепутал картинки всех птиц, давайте разберемся, какие из них перелетные, а какие зимующие.

    Ставлю на пол два условных знака на держателях. Обговариваем каждый знак.

    Ребята, посмотрите, что обозначает этот знак (на картинке №1 изображены силуэты птиц, летящих клином).

    Дети: - Перелетные птицы.

    Ребята, посмотрите, что обозначает этот знак (на картинке № 2 изображена кормушка для птиц).

    Дети: - Зимующие птицы.

    Молодцы, правильно догадались.

    Давайте построимся в 2 команды. Зимующие и перелетные птицы. Возьмите все по одной картинке, внимательно рассмотрите ее и подумайте, какая у вас птица и решите к какому знаку вам нужно подойти.

    Дети называют птицу на своей картинке и переходят к соответствующему знаку.

    Например:

    Ребенок: - У меня на картинке нарисована Ворона, это зимующая птица, я встану возле знака с кормушкой….. и т.д.

    Все дети становятся возле знаков.

    Молодцы! Вы правильно разделили птиц на зимующих и перелетных.

    Положите картинки возле знаков. (Фото № 2)

    Почему же птицы улетают на юг, как вы думаете?

    Ответы детей. (Обобщаю ответы - холодно, нет пищи)

    III Затруднение ситуации (1 мин)

    Птиц ждет нелегкий путь на юг, но весной они возвратятся назад. Интересно, а как птицы находят дорогу на юг и обратно?

    Ответы детей.

    Оказывается, они ориентируются днем по солнцу, а ночью по звездам и луне. А еще, ученые установили, что птицы чувствуют магнитные поля, которые окружают Землю. Хотите узнать, как это происходит?

    IV Введение нового (1 мин)

    Вместе с детьми передвигаемся к столу, на котором лежат магниты в коробочке и скрепки, рассыпанные по столу.

    Наша планета Земля – это огромный природный магнит. А магнит умеет притягивать.

    У меня есть магнит. (Показываю детям).

    Представим, что наш магнит - это Земля. А скрепки - птицы. Как вы думаете, что будет со скрепками, если поднести к ним магнит?

    Дети предлагают разные варианты действия магнита.

    Давайте попробуем.

    V Включение нового знания в систему знаний (10 мин)

    Опыт с магнитом. Дети проверяют действие магнита. Объясняют увиденное.

    Видите, как скрепки тянутся к магниту. Так происходит действие магнитных сил Земли. Земля притягивает к себе птиц. (Фото № 1)

    А сейчас поиграем? Я буду называть птиц. Если вы услышите название перелетной птицы – машите руками, если я назову зимующую птицу – присядьте.

    Здорово! Молодцы! Садитесь на стульчики.

    Поиграем?

    Дидактическая игра «назови ласково».

    Я буду бросать вам мяч, и называть птицу, а вы возвращайте мне мяч и называйте эту птицу ласково.

    Воробей. Дети: - Воробышек.

    Синица. Дети: - Синичка.

    Галка. Дети: - Галчонок, галочка.

    Журавль. Дети: - Журавушка. И т.д.

    Молодцы!

    А сейчас давайте сравним человека, животных и птиц.

    У человека дети, а у птиц? Дети: - Птенцы.

    У кошки шерсть, а у птиц? Дети: -Перья.

    У собаки нос, а у птиц? Дети: - Клюв.

    У человека руки, а у птиц? Дети: - Крылья.

    Заяц бегает, а птицы? Дети: - Летают.

    Корова мычит, а птицы?…..

    Дети произносят разные звуки.

    Какие звуки вы услышали?

    Ребята, оказывается, что разные птицы произносят звуки по-разному. Вот, например:

    Гуси – гогочут.

    Воробей?

    Ворона – каркает.

    Дятел – стучит.

    Кукушка – кукует.

    Сова – ухает.

    Сорока – стрекочет.

    Соловей – поет.

    Голубь – воркует.

    Ласточка – щебечет.

    Журавль – курлычет. И т.д.

    (Можно добавить или убрать название 2, 3 птиц.)

    А еще птицы могут шипеть, свистеть, галдеть и даже говорить по-человечьи.

    Физкультминутка. (1 мин)

    Давайте представим, что мы с вами разные птицы и каждая говорит по-своему, полетели за мной.

    Дети передвигаются по группе и произносят различные звуки, одновременно выполняют действия вместе с воспитателем.

    Разминка: Летели птички, собой невелички.

    Как они летели, все люди глядели. Дети бегут и машут руками,

    Как они садились, все люди дивились. Дети садятся на корточки,

    Сели, посидели, взвились, полети.

    Летели, летели, в небе песни пели. Дети бегут и машут руками.

    Молодцы!

    Работа в командах. (2 мин)

    Ребята, а вы знаете, что едят птицы?

    Ответы детей.

    Правильно. Зимой птицам очень трудно находить корм, особенно во время снегопадов.

    Мы с вами должны помогать пернатым друзьям пережить холодную зиму. А как мы можем помочь?

    Ответы детей.

    Правильно, делать кормушки, насыпать в них корм. У меня есть угощение для птиц, но мне кажется, что ветерок опять все перепутал. Давайте приготовим корм, который возьмем на прогулку и покормим птиц.

    Дети вместе с воспитателем переходят на ковер.

    Вот задание команде девочек.

    А вот задание команде девочек.

    Дети перебирают семена, камни, пуговицы и т.д. лакомство для птиц в одну миску, игрушки и другие предметы в другую миску.

    Молодцы, ребята. Птицам понравится ваше угощение. (Фото № 3)

    Я знала, что вы справитесь, и подготовила для вас стихотворение Александра Яшина «Покормите птиц».

    Покормите птиц зимой.

    Пусть со всех концов

    К вам слетятся, как домой,

    Стайки на крыльцо.

    Не богаты их корма.

    Горсть зерна нужна,

    Горсть одна -

    И не страшна

    Будет им зима.

    Сколько гибнет их - не счесть,

    Видеть тяжело.

    А ведь в нашем сердце есть

    И для птиц тепло.

    Разве можно забывать:

    Улететь могли,

    А остались зимовать

    Заодно с людьми.

    Приучите птиц в мороз

    К своему окну,

    Чтоб без песен не пришлось

    Нам встречать весну.

    Рефлексия. (3 мин)

    Еще у меня для вас есть раскраски. Рассаживайтесь за столы.

    Раздаю детям раскраски. Дети раскрашивают птиц.

    Работа индивидуально. (Фото № 4)

    Как называется твоя птица? (Угадай по контуру). Она перелетная или зимующая? Какого цвета карандаши тебе понадобятся?

    V Осмысление (Итог) (1- 2 мин)

    Ребята, скажите, о чем мы сегодня беседовали? Что нового узнали? Кому помогли? (Дети осмысливают свои действия, фиксируют достижение цели.)

    - Мне очень понравилось, как вы сегодня слаженно работали в командах, как дружно играли.

    А теперь

    Воспитатель развешивает готовые работы на магнитной доске, просит детей подойти.

    Воспитатель просит детей оценить свою работу и работы других ребят.

    Хвалит детей, отмечая интересные особенности работы каждого ребенка.

    Список использованной методической литературы:

    О.С.Ушакова «Развитие речи и творчества дошкольников», Сфера, 2015

    О.С.Ушакова «Придумай слово», Москва: Просвещение, 1996

    О.И.Крупенчук «Научите меня говорить правильно», Литера, 2015

    О.А.Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду», Мозаика-Синтез, 2014

    Хрестоматия для детей старшего возраста, Москва, 2000гО.А. Скоролупова «Занятия с детьми старшего дошкольного возраста» Москва, 2016г

    О.В. Дыбина, Н.П. Рахманова, В.В. Щетинина «Неизведанное рядом» (опыты и эксперименты для дошкольников) Сфера 2016

    Интернет ресурсы.